Суммирование. Daw станции отлично справляются с редакцией аудио треков, имеют огромное количество прекрасных плагинов. Все это облегчает нашу жизнь и позволяет нам сделать отличный микс быстрее, чем это было раньше. Однако суммирование финального микса в цифре по прежнему остается слабым звеном DAW. Эта проблема в последние десятилетия породила новый класс приборов - аналоговые сумматоры. Что это такое? Если в вашей студии нет постоянного потока клиентов, по записи барабанов, струнных или других групп инструментов и коллективов, у Вас нет необходимости иметь микшерный пульт на 16-40 каналав с предусилителями и фантомным питанием на каждом канале для конденсаторных микрофонов, ауксами и эквалайзерами. У Вас нет необходимости в организации сложных мониторных линий для каждого музыканта индивидуально. DAW вполне справится с задачами по записи вокала или гитары, что мы и видим в небольших бюджетных и проджект студиях. Но когда вопрос касается суммирования финального микса, появляется проблема. Опытные миксеры давно обратили внимание на то, что результат цифрового и аналогового суммирования сильно рознятся, и не в пользу Аналоговый сумматор это не что иное как тот же микшер, только в усеченном варианте. В нем нет микрофонных предусилителей, эквалайзеров, компрессоров, посылов на эффект и т. д. Нет всего того, что мы привыкли видеть в обычной аналоговой консоли. Его задача просто суммировать и чем дороже он стоит, тем более качественно и корректно он это делает. Цена такого сумматора может быть от 20000 до 100000 рублей. Что в нем есть? Это панорама, регулятор громкости для каждого канала в том или ином решении (могут быть с плавной или ступенчатой регулировкой) и мониторная линия для контроля финального микса. Иногда еще могут быть инсерты для подключения приборов динамической обработки. Вот и все. Но именно такой путь на сегодняшний день наиболее перспективен. Я имею ввиду гибридный принцип построения современной студии звукозаписи. Это сочетание возможностей редактирования треков в цифровой DAW-станции, и аналогового суммирования с применением «железных» приборов динамической обработки. Как выглядит гибридная студия на сегодняшний день. В минимальном варианте она собирается на 8-10 канальном сумматоре и стольки же канальной звуковой карте.
Каналы могут распределяться так:
1. Kick drum
2. Snare drum
3. Bass
4. Lead vocal
5. L other
6. R other
7. L FX
8. R FX
Или для 16 –ти канальной версии например так:
1. Kick drum
2. Snare drum
3. Bass
4. Lead vocal
5. L Hi percussion
6. R Hi percussion
7. L GTR
8. R GTR
9. L Synt, Pad
10.R Synt, Pad
11.L Back vocal
12.R Back vocal
13.L Strings
14.R Strings
15.L FX
16.R FX
Что нам дает аналоговое суммирование или если точнее, что сохраняет и чего не лишает нас аналоговое суммирование? Первое это сохранение точности в локализации стерео имиджей. После суммирования в DAW, положение источников в пространстве, большей частью с лева на право становиться более размытым. Далее страдает динамическая чистота и ясность объектов (хэт, малый…). Ну и общая прозрачность микса после цифрового суммирования становиться хуже. Так же страдает разделение между инструментами в нижней части спектра. Ключевой момент здесь, это то, что аналоговое суммирование не улучшает микс, а не ухудшает его. Ниже приведены примеры аналогового и DAW суммирования. Первый трек – это цифровое суммирование внутри DAW. Второй – это тот же микс выведенный на 14 каналов аналоговой консоли без какой либо обработки. И третий трек – это все то же самое, но с компрессором UA 1176N на мастер шине. И не говорите потом, что не слышали. Рекомендую загрузить все три файла в редактор синхронно и слушать там.
Послушать можно здесь:
http://musmaker.ru/index.php/stati/46-partt-7