Статья "Yamaha Motif XF6"

Автор: 
Владимир Сапрыкин
Дата первой публикации: 
окт 2011

Синтезатор.

Motif XF принадлежит к четвертому поколению рабочих станций серии Motif, впервые вышедших на рынок еще в начале 2000-х годов. С тех пор инструмент постоянно эволюционировал и совершенствовался. После первого Motif был выпущен Motif ES, затем XS и, наконец, XF.

Если вспомнить первый Motif, еще без дополнительных букв в названии, то его краткая спецификация сводилась к следующим цифрам: полифония 62 голоса, 85 Мб ROM (более 1300 семплов, 384 пэтча, 48 наборов ударных, GM-банк пэтчей и ударных), 4 Мб RAM для записи семплов (расширяемой до 64 Мб модулями SIMM), 16-трековый секвенсор (до 110 тыс. нот), два банка по 128 рисунков арпеджиатора.

Современный Motif XF выглядит значительно солиднее. Он имеет 128-голосную полифонию, 741 Мб ROM, 3977 волновых форм, 1024 обычных пэтча и 64 набора ударных (не считая GM-банков), четыре пользовательских банка по 128 звуков и 32 перезаписываемых набора ударных, встроенные 128 Мб SDRAM для семплирования (расширяются до 2 Гб), секвенсор объемом до 130 тыс. нот, более 7 тыс. типов встроенных арпеджио (точнее, 7881). Синтезаторы имеют большой цветной графический дисплей с диагональю 5,7 дюйма и разрешением 320 х 240 точек.

Как и предыдущие модификации Motif, синтезаторы с буквами XF выпускаются в трех вариантах: XF6, XF7 и XF8. Они имеют, соответственно, 61, 76 и 88 клавиш. Только старшая модель имеет взвешенную клавиатуру типа Balanced Hammer. Остальные модели оснащены более легкой клавиатурой FSX. Соответственно, инструменты отличаются по весу: XF8 весит почти 29 кг, XF7 — 17,2 кг. Модель XF6 немного легче, она весит 15,1 кг. Именно ей и посвящен этот обзор.

В комплект поставки кроме самого инструмента входят набор пользовательских руководств (несколько брошюр на разных языках, включая русский, уровень изложения — несколько подробнее типового Quick Start), двухметровый кабель электропитания, компакт-диск с подробным справочным руководством на разных языках (включая русский) и файлом Data List c таблицами звуков, эффектов, шаблонов и прочими, один DVD с программным обеспечением (в данном случае — Cubase AI).

Панели управления и коммутации
Если сравнить существующие в настоящее время рабочие станции, то Motif XF, пожалуй, займет одно из лидирующих мест по количеству кнопок (97 штук!) и регуляторов на лицевой панели (рис. 1). Однако при ближайшем знакомстве становится очевидным, что все кнопки четко структурированы по секциям, и пользователю не приходится блуждать взглядом в поисках нужной.

Центральное место лицевой панели традиционно занимает дисплей. Под ним в два ряда расположены двенадцать кнопок для переключения экранных страниц (рис. 2).

Справа в непосредственной близости находятся многоцелевое колесо выбора параметров, кнопки управления курсором и кнопки для выполнения команд входа-выхода и пошагового изменения параметров. Дальше находится группа кнопок Mode, отвечающая за вызов того или иного режима работы синтезатора, а также несколько служебных кнопок, используемых для редактирования и сохранения параметров (рис. 3).

Самый большой блок кнопок представляет собой пять рядов по восемь штук (рис. 4). В режиме игры все они используются для вызова из памяти нужного звука. Для удобства работы все звуковые банки в Motif XF разбиты на секции, или группы. Верхние два ряда кнопок предназначены для вызова пресетных и пользовательских банков. Следующий ряд — выбор секции, или группы пэтчей внутри банка. Оставшиеся два ряда с цифровыми кнопками позволяют вызвать один из шестнадцати пэтчей данной секции.

В других режимах работы цифровые кнопки могут использоваться для других операций, например, прямого ввода чисел, для заглушения партий в секвенсоре или выборочного включения арпеджиатора. По бокам этого блока располагается несколько дополнительных кнопок управления.

В непосредственной близости от левого края дисплея находятся кнопки управления транспортом секвенсора, пара кнопок октавной транспозиции, кнопки включения эффектов и арпеджиатора (рис. 5).

Дальше расположены органы управления синтезатором в реальном времени (рис. 6). Во-первых, восемь вращаемых потенциометров, каждый из которых может изменять по три параметра. Обозначения нанесены сверху, тремя линейками. Переключение между параметрами осуществляется группой, для всех восьми ручек одновременно. Для этого слева есть кнопка селектора.

Под потенциометрами находится линейка из восьми слайдеров, также управляющих определенными параметрами в реальном времени. Особняком стоит регулятор громкости синтезатора. Слева от клавиатуры по традиции расположены колеса сдвига высоты тона и модуляции, а под ними — программируемый ленточный контроллер длиной три дюйма.

Заднюю панель удобно рассматривать двумя частями, поскольку все имеющиеся на ней разъемы сгруппированы по углам. В левом углу (рис. 7) располагается гнездо для кабеля электропитания, кнопка включения инструмента, затем разъем RJ-45 для подключения к компьютерной сети, два разъема USB: типа A и типа B. Первый предназначен для подключения устройств памяти (флэшки, внешние жесткие диски), второй — для сопряжения с компьютером. Рядом с ними находится регулятор контрастности дисплея. Под информационными портами расположен слот для опциональной платы FireWire-интерфейса (FW16E). Он закрыт кожухом.

С противоположной стороны задней панели (рис. 8) находятся цифровой аудиовыход на разъеме RCA, три стандартных порта MIDI, два основных и два дополнительно назначаемых аналоговых аудиовыхода на джеках, два регулируемых аудиовхода на джеках (ручка регулятора расположена рядом), а также четыре разъема для подключения управляющих педалей. Две из них должны быть типа Switch, то есть простые переключатели, как педаль сустейна. Две другие педали — плавные контроллеры, как педаль громкости. Назначение педалей проводится при редактировании пэтча.

В нижней части корпуса, то есть в днище, под специальной крышкой спрятаны два разъема для модулей расширения флэш-памяти (серии FL, в комплект не входят). Есть два типа модулей, емкостью 512 и 1024 Мб. Они устанавливаются как в одиночку, так и попарно. Таким образом, можно увеличить объем внутренней нестираемой памяти синтезатора минимально на 512 Мб, а максимально — на 2 Гб.

Основные возможности
На первый взгляд, инструмент с таким количеством кнопок кажется сложным в управлении. Однако, как это ни удивительно, основные его возможности понятны интуитивно, даже без изучения пользовательского руководства. Скажем, выбор пэтча и изменение его параметров в реальном времени, использование арпеджиатора, а также запись композиции в простом режиме — все это, как показала практика, проделывается вполне легко. Нужно лишь внимательно рассмотреть лицевую панель, после чего нажать одну-две кнопки с нужными обозначениями. Разумеется, важную роль в этой "интуитивной понятности" играет большой дисплей. Все операции в Motif XF проводятся в тесном взаимодействии с дисплеем. В нижней его части обычно есть набор графических ярлычков, или закладок, наподобие, скажем, рабочих листов программы MS Excel. Каждый ярлычок представляет собой или конкретную команду, или ссылку на другую страницу дисплея (рис. 9). Чтобы "нажать" на нужный ярлычок, нужно выбрать соответствующую ему кнопку, расположенную под дисплеем. Верхний ряд кнопок обозначен на панели буквами SF, а шесть кнопок нижнего ряда имеют обозначения от F1 до F6. В зависимости от режима работы дизайн картинки на дисплее может меняться, однако в целом принцип работы с ним остается неизменным. Такая организация доступа значительно удобнее линейной, которая использовалась в синтезаторах с двухстрочным дисплеем. Там, если встречалось меню с глубиной в полтора десятка страниц, пролистывать его приходилось довольно долго, потому что, как правило, доступ к страницам был только последовательный. Здесь же мы имеем возможность сразу открыть нужную страницу, не трогая те, которые в данный момент не нужны.

Синтезатор имеет девять основных режимов работы. Для входа в них используются кнопки секции Mode. Мы относительно подробно остановимся на "игровых" режимах, прочие же рассмотрим лишь в общих чертах.

В режиме пэтчей (в оригинале — Voice) для игры доступен один из имеющихся пэтчей, кроме того, возможно его редактирование. Это обычный исполнительский режим, в котором можно выбрать любой из пресетных или пользовательских звуков. Для произвольного доступа к пэтчам используется самая большая группа кнопок, как уже упоминалось ранее, — пять рядов по восемь штук. Вообще каждый банк имеет по 128 пэтчей. Но для лицевой панели используется собственный формат представления пэтчей в банках. Вместо сквозной нумерации, все пэтчи разделяются на 16 групп, обозначенных буквами A-H, по 16 пэтчей в каждой группе. Кнопки верхнего ряда открывают заводские банки, второй ряд — пользовательские и GM-банки. Третий ряд кнопок вызывает группу внутри банка, а выбор собственно звука в группе осуществляется цифровыми кнопками двух нижних рядов. Их именно шестнадцать штук. В процессе вызова нужного звука на дисплей выводится список пэтчей выбранной в данный момент группы. Он появляется сразу после нажатия кнопки выбора банка или группы. Окно дисплея в данном режиме имеет название Voice Select (рис. 10).

Во избежание недоразумений нужно сказать несколько слов о приведенных здесь фотографиях. На изображениях 9 и 10, а также некоторых последующих, дисплей явно бликует, а надписи на нем выглядят мутноватыми. Это оттого, что я проводил съемку, не удаляя защитную пленку, так как синтезатор был совсем новый и еще не поступил в продажу. Без этой пленки все надписи становятся четкими, а содержимое дисплея выглядит значительно красивее.

В заголовках окна показаны номер текущего банка (например, PRE3) и номер секции (буквами, от A до H). Далее показан нумерованный список названий всех шестнадцати пэтчей, присутствующих в данной секции. Это удобно: их можно просматривать сразу большими группами. Номер пэтча в списке соответствует номеру кнопки, которую нужно нажать на панели для его вызова. После выбора пэтча на дисплей выводится обычное окно Voice Play.

Кстати, замечание: на лицевой панели синтезатора третий ряд кнопок обозначен словом Section. А список пэтчей на дисплее, вызываемый этими кнопками, обозначен словом Group. В данном случае оба названия обозначают один и тот же перечень. Возможно, это сделано специально, но может быть, это случайность, и расхождение обозначений существует только в текущей версии операционной системы.

Для оперативного изменения параметров пэтча можно воспользоваться панельными элементами управления, сосредоточенными слева от дисплея. Восемь потенциометров в совокупности управляют двадцатью четырьмя параметрами, по три на каждую ручку. Все они обозначены на лицевой панели, и названия их продублированы на картинке дисплея. В один и тот же момент времени одним потенциометром можно изменять только один параметр. Чтобы переключиться на другой, нужно нажать находящуюся слева кнопку Selected Part Control. Выбранная линейка редактируемых параметров будет отмечена светодиодным индикатором.

В первой группе присутствуют два параметра фильтра, четыре параметра амплитудной огибающей и два произвольно назначаемых. Вторая "восьмерка" содержит настройки параметрического эквалайзера, уровни посыла сигнала в процессоры эффектов, регулятор панорамы. В третьем ряду собраны все типовые настройки арпеджиатора: привязка к ритмической сетке, длительность арпеджированых звуков, октавный диапазон и другие. Разумеется, все они будут слышны только при включенном арпеджиаторе (кнопка Arpeggio On/Off подсветится). В одном пэтче могут быть сохранены несколько настроек арпеджиатора, которые легко вызываются с соответствующих страничек меню. Их закладки на дисплее находятся в верхнем ряду.

Наверное, уместно будет провести небольшую параллель между обозначениями, которые использует для описания пэтчей компания Yamaha, и обозначениями других производителей синтезаторов. Так пэтч (он же "тембр" или "программа") в синтезаторах Yamaha традиционно называется словом Voice (голос). Элементарные составляющие, то есть отдельные звуки или слои (Layer), из которых складывается пэтч, называются здесь "элементами". Таким образом, словосочетание "многослойный пэтч" будет эквивалентно выражению "голос, состоящий из нескольких элементов", если речь идет о синтезаторе Yamaha Motif. Честно говоря, мне привычнее оперировать терминами "слой" и "пэтч". Может, они четче обозначают сущность предмета, или же это только дело вкуса, но я буду пользоваться, в основном, именно этой терминологией.

Восемь слайдеров, которые находятся под потенциометрами, в режиме пэтча позволяют регулировать по отдельности уровень громкости каждого имеющегося слоя. Если пэтч трехслойный, то у вас будут работать три слайдера, а если однослойный — только один. Эти же слайдеры работают в качестве регуляторов уровня и в других режимах, например, перфоманса (Performance, или расширенный исполнительский режим) и режиме композиций (Song, или режим песни). Под ними даже нанесена универсальная маркировка: Volume 1, Volume 2 и так далее. Находящийся слева от первого регулятора слайдер Master Volume управляет уровнем громкости синтезатора в целом.

Здесь уместно внести небольшую ремарку о многоголосии. Полифония синтезатора расходуется применительно к слоям пэтча, а не просто к количеству одновременно нажатых клавиш. Если все используемые пэтчи будут однослойные, то полифония инструмента действительно составит 128 реальных голосов. Если же, например, вы будете использовать исключительно восьмислойные пэтчи, то количество одновременно нажатых "звучащих" клавиш не превысит шестнадцати. При работе секвенсора общая полифония инструмента не превышает 124 голосов. Это связано с использованием ресурсов процессора на обслуживание самого секвенсора.

Если требуется более глубокое изменение свойств пэтча, то необходимо активировать функцию редактирования. Для этого служит кнопка Edit, расположенная на панели ниже секции Mode. Существуют два режима редактирования: Common Edit и Element Edit. Первый режим относится к редактированию общих для всего пэтча параметров, например, портаменто. Здесь же проводится назначение управляющих контроллеров. Вообще, количество редактируемых параметров очень велико, и для того чтобы их все просмотреть, нужно вызывать на дисплей несколько различных экранов. Мы на этом останавливаться не будем — все операции можно изучить в руководстве пользователя.

Режим общего редактирования при нажатии кнопки Edit включается автоматически. Это подтверждается включившейся подсветкой на кнопке Common Edit (она слева от цифровой клавиши с номером 1). Рядом будет подсвечено столько цифровых кнопок, сколько слоев активно в пэтче. Чтобы перейти в режим редактирования слоя ("элемента", в терминологии Yamaha), нужно нажать кнопку с номером нужного слоя. При этом на дисплее откроется окно Element Edit.

В этом режиме доступен выбор волновой формы и фильтра для каждого слоя, настройка клавиатурного диапазона и огибающих, назначение индивидуальной модуляции, параметров эквалайзера и еще много чего. Например, настройки арпеджиатора могут быть индивидуальными для каждого слоя.

Кстати, о фильтрах. Motif XF имеет довольно серьезный их набор. Всего доступны 18 вариантов фильтров разных типов. Принципиально большинство из них сконструированы на основе LPF, HPF и BPF, но с использованием разных порядков, "схемотехнических" нюансов и комбинаций. Например, пропускающий фильтр низких частот существует в одно-, двух-, трех- и четырехполюсном исполнении. При этом есть фильтры одного типа и одинакового порядка, но различающиеся формой характеристики на участке спада. Они имеют похожие, но не одинаковые обозначения, например LPF18 и LPF18s. Или, скажем, есть фильтры типа LPF24D и LPF24A. Первый из них, как сказано в руководстве пользователя, формирует более "цифровой" характер сигнала и способен создавать более выраженный горбик резонансного пика. Второй фильтр отличается более "аналоговым" характером, возможно, потому, что имеет более реальный (не столь высокий) максимум резонанса. Кстати, есть еще и режекторные (полосно-заграждающие) фильтры, одно- и двухполюсные. Они маркируются буквами BEF, то есть Band Elimination Filter. Все фильтры в соответствующих окнах редактирования имеют графическое изображение, что помогает сориентироваться.

Особого упоминания заслуживают комбинированные и двойные фильтры. Двойной фильтр представляет собой два параллельно включенных одинаковых фильтра. Есть варианты двойных фильтров всех четырех типов: ФНЧ, ФВЧ, ППФ, ПЗФ (это русскоязычные варианты названий фильтров, перечисленные в том же порядке, что и в предыдущем абзаце). Интервал между двумя частотами среза можно редактировать при помощи специального параметра Distance. При "живом" управлении фильтром с лицевой панели обе частоты среза будут перемещаться одновременно.

Комбинированный фильтр представляет собой параллельную связку двух фильтров разных типов. Всего есть три комбинации: LPF12+HPF12, LPF6+HPF6, LPF12+BPF6. Только для последней предусмотрена возможность редактирования интервала между частотами среза. Фильтры имеют огромный набор необходимых настроек, включая шестистадийную огибающую типа HAD1D2SR.

В режиме редактирования доступны операции заглушения или солирования слоев. Для использования этих возможностей есть специальные кнопки Mute и Solo, расположенные справа от цифровых кнопок. И, конечно же, пэтчу можно присваивать другое название или другую категорию. Последнее важно для работы системы поиска пэтчей по категориям, которая, к слову, здесь развита очень сильно.

Рядом с кнопкой Edit на лицевой панели расположена кнопка под названием Job. В данном случае это слово следует переводить как "задание". В разных режимах работы синтезатора нажатие этой кнопки приводит к вызову различных наборов функций, типичных для данного режима. Так что эту кнопку можно считать контекстно-зависимым включателем заданий. Названия доступных функций появляется на ярлычках внизу дисплея. В режиме пэтча на ярлычках, соответствующих кнопкам F1-F4 можно видеть названия следующих четырех действий: инициализация, восстановление, копирование, передача. Инициализация дает возможность обнулить (инициализировать) все настройки пэтча, установив настройки по умолчанию. На соответствующем экране можно отметить специальными флажками отдельные группы параметров, которые следует инициализировать. Восстановление (Recall) позволяет извлечь откуда-то из недр памяти измененные параметры пэтча, который забыли сохранить перед переключением на другой пэтч (вернувшись в несохраненный пэтч "просто так", например, нажав кнопку Inc или Dec для перелистывания, вы увидите, что несохраненные данные были потеряны). Копирование позволяет скопировать любые параметры из другого пэтча в редактируемый пэтч, или из одного слоя в другой слой. Последняя операция — Bulk Dump — осуществляет передачу всех параметров текущего пэтча по MIDI, например, для их архивирования внешним устройством.

После редактирования пэтча его обычно требуется сохранить. Для этого существует операция Store, вызываемая одноименной кнопкой. Сохранение пэтча при этом происходит во внутреннюю память (флэш-ROM), в пользовательские банки. Нужно отметить, что существует операция сохранения другого типа, вызываемая командой Save. В этом случае местом назначения записи выступает внешняя память, например, USB-устройство.

В режиме перфоманса (кнопка Perform в группе Mode на лицевой панели синтезатора) пользователь получает возможность мультитембрального исполнения. В этом режиме можно комбинировать в один перфоманс до четырех пэтчей, произвольно распределяя их по клавиатуре, с наложениями или разделениями (рис. 11). Motif XF имеет четыре пользовательских банка с перфомансами.

Любую из четырех частей (партий) перфоманса можно временно заглушить, используя кнопку Mute или Performance Control в сочетании с цифровыми клавишами. Доступна также функция Solo. Для каждой части можно индивидуально запускать арпеджиатор. В режиме управления перфомансом для этого служат цифровые кнопки 5-9, промаркированные как Arp On/Off.

Для управления перфомансом в реальном времени используются все те же потенциометры и слайдеры в левой части лицевой панели. Но в отличие от простого режима Voice, потенциометрам доступно большее количество параметров. В режиме Performance для выбора параметров, назначенных на потенциометр, можно использовать две кнопки: Selected Part Control и Multi Part Control. Первая группа, вызываемая кнопкой Selected Part, по умолчанию работает так же, как и в режиме пэтча. Все изменения параметров происходят одновременно во всех четырех частях перфоманса. При желании можно сделать так, что текущие изменения всех параметров будут отрабатываться только для одной выбранной партии.

Вторая группа параметров, переключаемая кнопкой Multi Part, изначально работает с каждой частью перфоманса по отдельности. Уровень реверберации или хоруса, позиция панорамы отрабатываются раздельно для каждой из четырех частей, и активны в данном случае только первые четыре потенциометра из восьми.

Глубокое редактирование перфоманса происходит, в целом, аналогично редактированию пэтча. Некоторые общие изменения доступны в режиме Common Edit. Для индивидуального программирования каждой части нужно войти в Part Edit, то есть редактирование части. Пользуясь ярлычками внизу дисплея, можно открывать разные рабочие окна (меню), в большинстве которых открываются несколько своих окон (подменю). Вот здесь уже раздолье для созидательной деятельности. Для каждой из четырех частей можно назначить пэтч, настроить диапазоны звучания, эквализацию, выбрать эффекты, арпеджиатор и прочее. В меню Voice, в частности, как раз и создается раскладка пэтчей по клавиатуре. Граница зон отображается как нотами (например, С3), так и графически, на клавиатурном макете. Каждая часть имеет собственный диапазон динамики (Velocity), транспонирование и тонкую расстройку (Detune), монофонический или полифонический режим, настройки портаменто. Таким образом, манипулируя параметрами каждой части, можно создать или один очень богатый тембр, или, напротив, четыре совершенно разных звука, доступных одновременно на четырех разных участках клавиатуры.

Режим паттерна (Pattern) позволяет записывать, редактировать и воспроизводить собственные ритмические фразы, которые в дальнейшем могут быть использованы как самостоятельно, так и в составе записанной композиции.

Здесь хотелось бы вставить небольшую ремарку относительно русскоязычного руководства пользователя. Следует сказать спасибо компании Ямаха за то, что она сопровождает свое оборудование документацией на русском языке. Далеко не все производители, даже давно присутствующие на нашем рынке, озаботились переводом сопроводительных документов. А это очень серьезная помощь для пользователей. Однако некоторые моменты в переводном варианте руководства (это касается как сокращенного Owner's manual, так и расширенного Reference Manual) переведены слишком буквально. Мне даже показалось, что после первого прочтения они могут остаться непонятными. Один из примеров — как раз режим записи паттерна. В отечественной практике слово "паттерн" уже достаточно давно закрепилось. Слово очень многозначное, и в качестве перевода сложно выбрать какое-то конкретное значение. Из имеющихся в словаре вариантов лично мне наиболее близкими по содержанию видятся одновременно четыре: структура, шаблон, последовательность, трафарет. Собственно, слово "паттерн" применительно к музыкальной практике можно перевести так: "короткая музыкальная фраза, содержащая ритмически организованную последовательность звуков". Чаще всего такая фраза предназначается для циклического проигрывания. Те, кто плотно работает с ритм-машинами, это хорошо понимают. Одним словом это понятие не описать, поэтому-то удобнее пользоваться непосредственным заимствованием. В мануале же выбран самый общий вариант перевода: "образец" и, соответственно, "режим образца". В то же время режим семплирования упоминается почему-то транслитерацией, без перевода. Хотя, как известно, слово "sample" тоже можно перевести как "образец", и режим семплирования мог бы называться, скажем, режимом "записи звукового образца". В общем, это я говорю к тому, что, читая русскоязычное руководство пользователя, не все термины следует понимать буквально. Иногда полезно заглянуть в оригинальный текст. И режим паттерна, названный в документации "режимом образца", я бы рекомендовал оставить без перевода.

Для входа в этот режим служит одноименная кнопка на лицевой панели. Паттерн содержит шестнадцать дорожек, поэтому в него может быть записан полноценный мультитембральный кусок будущей композиции (рис. 12). Структура паттерна интересна своей разветвленностью. В каждой из его шестнадцати дорожек содержится так называемая "фраза", представляющая собой реальную MIDI-запись какой-либо музыкальной партии, сыгранной каким-либо одним инструментом. Фраза является минимальным неделимым "кирпичиком", из которого строится вся конструкция. Каждый паттерн имеет место для хранения 256 таких фраз, то есть, условно, по 16 штук на каждую дорожку. Во время сеанса записи мы записываем именно фразу, которую и укладываем затем на дорожку паттерна. Когда у вас есть несколько записанных фраз, их можно легко переназначать на разные дорожки паттерна. Во время записи можно воспользоваться помощью арпеджиатора, чтобы сразу создавать подходящую ритмику. В режиме воспроизведения паттерна работают кнопки заглушения и солирования дорожек.

Из нескольких записанных паттернов можно составить цепочку (Pattern Chain), которую затем несложно преобразовать в обычную композицию (или "песню", если переводить буквально) при помощи функции конвертирования (Convert to Song).

Для записи композиции в обычном режиме, когда каждая партия в реальном времени последовательно записывается на отдельную дорожку секвенсора, существует режим Song (рис. 13). Композиция содержит 16 дорожек MIDI, и каждая из них может быть записана одним из трех способов. Первый способ называется Replace, то есть запись с заменой. Это позволяет записывать на уже имеющуюся дорожку новые данные, причем старые при этом стираются. Способ Overdub (наложение) подразумевает добавление на существующую дорожку новых данных. Все ранее записанные данные при этом сохраняются. Способ Punch In/Out (перезапись врезкой) позволяет перезаписать только определенную, заранее выбранную часть дорожки. В режиме композиции тоже можно записывать партии с участием арпеджиатора. Для этого нужно лишь активировать соответствующую функцию и выбрать тип используемого арпеджио.

Основные настройки делаются в окне Song Record, которое открывается при нажатии кнопки Record на панели транспорта (рис. 14). Примечание: подготовительная работа происходит до начала процесса записи. Как таковая запись стартует только после нажатия кнопки Play там же, в панели транспорта. Во избежание путаницы предлагаю мысленно называть это окно одним из двух сочетаний, на выбор: Song Record Setup или Song Record Prepare. Тогда все вопросы отпадут сами собой.

Итак, в этом окне можно выбрать номер трека, способ записи, пэтч с нужным звуком, установить квантизацию, включить метроном и еще много чего. Например, можно записывать трек при включенном арпеджиаторе. Для точечной корректировки каких-либо событий, например, неправильно записанных нот или значений контроллеров, нужно открыть редактирование композиции (кнопкой Edit). Секвенсор покажет список событий (Event List), и если выбрать нужный трек, то можно будет увидеть ниспадающую таблицу данных. Учитывая размер дисплея, она здесь вполне читаемая.

В левом верхнем углу любого рабочего окна, выводимого на дисплей, всегда представлена информация о текущем режиме. Например, при записи композиции там будет значиться "Song Record", при ее редактировании — "Song Edit". При воспроизведении секвенции вторым словом будет, конечно же, "Play". При этом громкость каждого трека в композиции можно отрегулировать с помощью восьми слайдеров на лицевой панели. Они могут попеременно переключаться на управление группой дорожек 1-8 и 9-16.

Для глубокого редактирования секвенции пригодится также кнопка Job на лицевой панели синтезатора. Все встроенные команды, или задания, разбиты на группы для отдельной работы с нотами, событиями, тактами, треками и всей композицией целиком. Всего есть 30 заданий. Выбрав требуемое, следует просто нажать кнопку Enter. Откроется соответствующее окно, в котором собраны все необходимые параметры для выбранной операции, включая процедуру выбора того события (ноты, трека и т. д.), которое требуется редактировать.

Режим микширования (вызываемый кнопкой Mixing) можно представить как составную часть режимов Song или Pattern. Он используется для настройки параметров, необходимых для мультитембрального воспроизведения звука. В режим микширования можно попасть только из окна воспроизведения композиции или паттерна. Если, например, на дисплее было открыто окно Pattern Play, то по нажатию кнопки Mixing появится рабочее окно с названием Pattern Mix Play. Из режима композиции откроется окно Song Mix Play (рис. 15). В нем будет виртуальный микшер с линейкой слайдеров, ручками панорамы и посыла на эффекты, а также с перечнем пэтчей, назначенных на каждую дорожку (партию). Перемещая курсор по элементам каждой линейки, можно выбрать для нее другой пэтч, изменить громкость или панораму. Для выбора редактируемой дорожки можно воспользоваться шестнадцатью цифровыми кнопками на лицевой панели.

Для дополнительных настроек микшера можно нажать кнопку Edit и открыть редактирование. Как и в других режимах, здесь есть редактирование общих параметров (Common Edit) и параметров трека (Part Edit). Для каждой композиции или паттерна существует своя настройка микшера, или пресет. Внеся какие-либо изменения в пресет, его можно сохранить точно так же, как сохраняются, например, звуковые пэтчи.

Еще один важный режим носит название Master, в русскоязычных материалах он обозначен как "режим основных настроек". В данном случае оба названия отражают суть. Данный режим предназначен для того, чтобы создать комплекс настроек, который можно быстро вызвать из памяти. Мастер-настройка сохраняет данные, например, о том, в какой режим должен войти синтезатор (например, пэтч или перфоманс), применено ли транспонирование строя и так далее. Настройка сохраняется в виде пресета, всего можно сохранить до 128 таких пресетов. К числу сохраняемых данных относится, в частности, разделение клавиатуры на восемь независимых зон, каждая из которых транслирует команды по отдельному MIDI-каналу. В этом случае Motif XF может выступать в роли мастер-клавиатуры и управлять не только внутренними тембрами, но и множеством других синтезаторов. В каждой зоне можно независимо настроить потенциометры и слайдеры, так чтобы они управляли разными параметрами.

Режим семплирования (Integrated Sampling) позволяет записать внешний сигнал через аудиовходы для дальнейшего использования его в качестве пэтча, или, например, аудиотрека в секвенсоре. Вход в этот режим выполняется из следующих режимов: Voice, Performance, Song, Pattern. Если открыть семплирование из режима пэтча или перфоманса, то появится набор функций для создания из волновой формы обычного пэтча: клавиатурный диапазон, обрезка и закольцовывание семпла и т. п. Для работы с пользовательскими волновыми формами рекомендуется установить расширение флэш-памяти.

Если войти в режим семплирования из режима композиции, то записанные данные, например, вокал, можно использовать в композиции совместно с остальными треками. Эта задача решена своеобразно. Секвенсор умеет непосредственно оперировать только MIDI-данными, поэтому для созданной аудиодорожки, записанной в аудиофайл, создается специальный управляющий MIDI-трек, который автоматически добавляется в композицию. В процессе проигрывания этот трек запускает синхронное воспроизведение аудиосигнала.

Служебный режим Utility предназначен для просмотра и изменения системных настроек, применяемых к инструменту в целом. Здесь, например, можно выбрать кривую чувствительности клавиатуры, сетевые параметры (для подключения Motif XF в компьютерной сети), настройки мастер-эквалайзера, разрешить или запретить передачу данных арпеджиатора по MIDI, создать собственную микронастройку клавиатуры и многое другое.

Служебный режим File предназначен для сохранения данных на внешний носитель, подключенный по компьютерной сети или посредством разъема USB, для загрузки ранее сохраненных данных, для форматирования устройств памяти. Для сохранения и загрузки можно выбрать данные тембров (пэтчей), арпеджио, композиций, паттернов, а также непосредственно семплы. Кроме того, можно экстрагировать и сохранить семпл из любого пэтча в формате WAV или AIFF. Полный перечень операций несколько шире, и с ним можно ознакомиться в пользовательском руководстве.

Подключив Motif XF к компьютеру через порт USB, можно объединить синтезатор с программным секвенсором. Компания Yamaha рекомендует использовать для этих целей Steinberg Cubase, который на отдельном диске входит в комплект поставки. При сопряжении синтезатора с компьютером мы получаем возможность использовать Motif XF в качестве внешнего тон-генератора для программного секвенсора, а также в качестве удаленного контроллера. В пользовательской документации дана подробная инструкция по настройкам, и даже специально разъяснено, как избежать возникновения "петли" MIDI, из-за которой удваиваются проигрываемые ноты.

Общие впечатления
Когда я собрался сформулировать впечатление, которое на меня произвел Motif XF, то пришел к интересному заключению. Как оказалось, инструмент не нуждается в оценках, типа "вот это мне понравилось, а это — не очень". Это рабочая станция такого уровня, которая может реализовать практически любую идею ее владельца. Возможно, инженеры компании Yamaha именно этого и добивались. Нужен универсальный инструмент — бери и работай! Как в автобусе: выбрал номер маршрута, сел и поехал, и не важно, сколько там дверей и какого цвета обивка сидений. Важно, что точно приедешь туда, куда собирался. То есть, оставив метафоры, я могу сказать, что мне в синтезаторе понравилось все (даже нашлись какие-то излишки возможностей, применяемые очень редко), хотя подозреваю, что это заявление будет не вполне информативно.

В самом деле, набор готовых звуков здесь столь богатый, что можно, даже не влезая в дебри редактирования пэтчей, сесть и записать несколько десятков композиций в разных жанрах. А когда покажется, что все звуки уже приелись, достаточно будет повернуть несколько регуляторов на панели, чтобы получить новые оттенки. При желании можно составить насколько банков собственных звуков, как редактируя встроенные семплы и параметры пэтчей, так и записывая собственные совершенно новые образцы.

Что касается использования встроенного секвенсора, то записывать в нем законченные композиции оказалось и просто, и удобно. Если использовать многочисленные подручные функции, как, например, запись с арпеджиатором или из набора заготовленных паттернов, то процесс требует немного больше времени на подготовку, однако не могу сказать, что он усложняется. В трек записываются даже манипуляции с потенциометрами и слайдерами. А в остальном можно сказать, что "все работает само".

По этой причине, кстати, я не старался записывать много звуковых примеров, поскольку в любом случае их будет недостаточно для того, чтобы проиллюстрировать все возможности синтезатора.

Некоторое неудобство при работе с инструментом, на мой взгляд, состоит в том, что формат визуального представления пэтчей на лицевой панели не совпадает с тем, что мы видим в рабочем окне секвенсора Song Record. Выбирая звуки в режиме пэтча, привыкаешь к трехуровневому представлению: номер банка, буква группы и номер пэтча. А при назначении пэтча в трек секвенсора содержимое банка показано стандартно для MIDI-спецификаций. То есть все пэтчи имеют сквозную нумерацию от 1 до 128. Поэтому, если вам нужно, например, взять второй звук из второй группы второго банка (на лицевой панели это будет последовательность кнопок Pre2 — B — 2), то в секвенсоре вы просто выберете пресетный банк 2 и пэтч с номером 18. Это, конечно, несложно — рассчитать в уме правильный номер, но требует некоторого внимания.

Отдельно хочу сказать несколько слов о клавиатуре. Вроде бы она легкая, но по тактильным ощущениям вполне может конкурировать с полувзвешенными моделями. Клавиши с глубоким ходом, не шумят, нажатие плотное, отчетливое и, что важно, информативное. Пальцы "понимают", что происходит при извлечении звука.

При включении инструмента загрузка операционной системы длится примерно 44 секунды. Это не удивительно, учитывая, какой объем данных нужно распаковать и разложить по различным участкам оперативной памяти. Однако по окончании загрузки никакой громоздкости в синтезаторе не наблюдается. Пэтчи переключаются быстро, окна на дисплее прорисовываются без задержки и панельные элементы управления реагируют на движения именно в реальном времени.

Звуковые примеры
Первым делом я предлагаю послушать несколько звуков акустических инструментов. Начнем с флейты. В примерах с названиями Flute1, Flute2 и Flute3 представлены образцы звучания различных флейт. Проигрываются короткие фразы, в основном из известных музыкальных произведений. В каждом примере используются как стаккатные, так и легатные ходы. Легко заметить, что во втором примере момент атаки при игре стаккато слышен наиболее сильно, как будто исполнитель находится близко от слушателя, и шум воздушной струи ничем не маскируется. В первом примере флейта звучит с красивым матовым оттенком, и фаза атаки очень аккуратная и легкая. В третьем примере момент начала вдувания кажется наиболее замаскированным. Легато здесь, местами, технически более сложное, однако инструмент при этом звучит достоверно.

Файл с названием 2Flutes содержит музыкальную фразу, записанную в форте звуками пэтча с одноименным названием. Это многослойный пэтч с существенным уровнем реверберации и красивым тембровым оттенком. А в примере с названием Oboe показана та же самая фраза, сыгранная на гобое, только в меццо-форте и в более медленном темпе.

Вообще Motif XF имеет очень много звуков различных деревянных инструментов, включая флейты Пана, аналогичные им южноамериканские инструменты, африканские и азиатские национальные инструменты и множество других. Очень широко представлена также медная группа, равно как и струнная. Звуки струнных ансамблей я демонстрировать не буду, поскольку, во-первых, их все равно очень много, а во-вторых, эти пэтчи можно до бесконечности модифицировать, изобретая новые оттенки звучания. Хотя и пресетные звуки сами по себе очень хороши. А вот пару сольных инструментов я записал. Пример Cello_solo показывает игру на виолончели чередующимся штрихом. Эта же фраза была записана звуком скрипки, только сыграна более экспрессивно и даже с ускорением, что в особенности заметно при игре спиккато, с виртуальным отскоком смычка от струны. Файл называется Violin_solo.

Разумеется, нельзя обойти вниманием звук акустического рояля. В файле GrandPiano записан небольшой фрагмент, сыгранный в пиано с переходом в форте. В конце фразы хорошо заметно изменение тембра инструмента, вызванное поворотом колеса модуляции. Это включился эффект хоруса, назначенный в пэтче на это колесо. Более яркий звук рояля показан в файле Modern_Piano.

Другой пример показывает сложный пэтч, в котором объединены звуки акустического и электропиано. Здесь сыграна непродолжительная тема, главным образом, в форте, с переходом в пиано. Файл называется GrandPiano-keys.

Еще один, уже классический пример сложного тембра показан в файле Piano-Choir. Конечно же, в одноименном пэтче в разных слоях содержатся звуки фортепиано и хора. Насыщенность звучания напрямую зависит от манеры игры. Поскольку звук рояля затухает во времени, а хор звучит непрерывно, то, удерживая нажатыми несколько клавиш, можно "подвешивать" хоровое сопровождение, в то время как фортепиано продолжает играть свою партию.

Звуковые банки содержат большое количество синтетических звуков на любой вкус, как сольных, так и ансамблевых. Еще большее их количество можно создать, пользуясь средствами редактирования, объединяя в пэтче несколько звуковых слоев и используя разнообразную обработку, в том числе фильтрами. Например, в файле Patch_Dramana показан пример звучания одноименного пэтча, которым была сыграна фраза в две руки. От скорости удара по клавишам очень сильно зависит тембровая окраска звука. При слабых нажатиях звук приглушенный, камерный, а при экспрессивной игре он раскрывается, заполняя пространство.

Очень порадовали своим разнообразием существующие в синтезаторе пэтчи категории Pad. Здесь подготовлены звуки на любой вкус: жирные, воздушные, мягкие, прозрачные, обволакивающие, торжественные. Можно напридумывать множество названий для описания всех оттенков. Вот, например, умеренно мягкий хоровой звук с вкраплениями электрооргана можно послушать в файле GlassChoir_Pad. Другой пример, YellowRiver_Pad, демонстрирует яркий звук, пригодный также и для сольной игры. В его тембре угадываются оттенки электропиано и электроорганов. А вот третий пример, названный по имени пэтча Feather_Pad, демонстрирует торжественно-широкий звук. На мой взгляд, комбинация просто шикарная.

Один из вариантов звучания перегруженной гитары показан в примере HardRock_Guitar. В пэтче использован эффект дисторшн. А в звуковых банках можно найти еще множество вариантов гитары с перегрузом, как короткие слэпы, так и продолжительные звуки, имитирующие работу сустейнера.

Кстати, продолжая тему гитары, нужно отметить наличие в звуковых банках так называемых "мегатембров", которые я, например, по давней привычке называю "мегавойсами". В оригинале они действительно называются MegaVoice. В данном случае это сложные многослойные пэтчи, которым специально назначены определенные паттерны арпеджиаторов с наиболее подходящими рисунками и настройками. Довольно большое количество таких мегатембров посвящено именно гитарному звуку. А паттерны арпеджиатора учитывают нюансы каждого конкретного пэтча. Например, есть гитарные пэтчи, содержащие не только тональный звук струны, но и звук скользящих по навивке пальцев. Нажимая на клавиатуре какой-либо аккорд, мы получаем в итоге тот или иной рисунок игры на гитаре, причем при смене аккорда очень своевременно проскальзывают шумы от пальцев. Используя такие пэтчи для игры или записи композиций, вы получаете весьма достоверные гитарные партии. Вообще-то, учитывая то несметное количество паттернов арпеджиатора, которое есть в Motif XF, было бы удивительно, если бы они не содержали чего-то подобного.

В качестве примера звучания мегатембров я записал два файла. Первый пример, MegaVoice_Guitar1, показывает имитацию виртуозной игры на обычной гитаре, когда в быстро сменяющиеся аккорды вплетается несложная мелодия темы. На практике же я лишь играл на клавиатуре те или иные аккорды с вариациями. Ритмическая составляющая создавалась силами арпеджиатора. В файле MegaVoice_Guitar2 показано звучание полуакустической гитары с подключенными эффектами, которая играет аккордами.

Более привычное, традиционное использование арпеджиатора можно прослушать в примерах, которые я записал с использованием пэтчей с синтетическими звуками. Прослушав эти примеры, вы сможете убить сразу трех зайцев. Первый заяц — собственно синтетический пресетный тембр. Второй — это живое управление параметрами фильтра. В каждом примере использованы разные фильтры, и потенциометры на панели управления синтезатором я тоже крутил по-разному. Ну а третьим зайцем будет прослушивание одного из паттернов арпеджиатора, а также его реакции на управление в реальном времени. Больше всего мне понравилось комбинировать время звучания арпеджированных нот (Gate Time) и изменение параметров фильтра. Если крутить одновременно два-три потенциометра — а это довольно просто делать одной левой рукой, то получается весьма интересная фразировка. Три файла с примерами звуков называются Apr-Filter с цифрой 1, 2 или 3, приписанной в конце.

Первый пример делает акцент на работу фильтра типа LPF, в котором одновременно изменяются частота среза и резонанс, и арпеджиатора с изменяемым параметром Gate Time. Ближе к окончанию файла, начиная примерно с тридцать пятой секунды воспроизведения, можно услышать изменение длительности нот в пределах каждой фразы. Она начинается продолжительным звуком, а завершается короткими стаккатными ударами.

Второй пример демонстрирует работу комбинированного фильтра и арпеджиатора на достаточно легком звуке категории Synth Lead. Из-за разности настроек фильтров в звучании проскакивают явные оттенки голосовых формант. В третьем примере использован более жесткий синтетический звук и фильтр типа LPF. Параметры фильтра и арпеджиатора изменялись не менее активно, чем в первом примере.

Следующий пример показывает живое исполнение с использованием перфоманса. Это сочетание синтетических тембров и соответствующего набора ударных инструментов под управлением нескольких арпеджиаторов. Использовано несколько голосовых пэтчей, как басовых (в левой руке), так и солирующих (в правой). Именно играть пришлось не так много. В рамках выбранного жанра все уже играло само собой. Время от времени я переключал заготовленные паттерны арпеджиатора при помощи нескольких кнопок под дисплеем. Переключение работает по всем правилам, четко на границе фраз. Если я нажал кнопку в тот момент, когда текущая фраза еще не доиграна до конца, то на ярлычке дисплея появляется надпись Next. Арпеджиатор доигрывает текущую фразу, а следующую начинает играть уже новым рисунком. Так что совсем небольшими усилиями оказалось возможным создавать почти готовые композиции. Разумеется, лишь в определенном музыкальном направлении. Файл с записью такой игры я назвал Like-Van-Dyke — это показалось уместным.

А напоследок я записал в секвенсоре Motif XF несложную композицию. Глубокую музыкальную мысль в ней искать не нужно, главная задача здесь — показать работу, во-первых, секвенсора, а во-вторых, микшера треков, работающего в реальном времени. Запись происходила следующим образом. Вначале я выбрал гитарный пэтч, активировал в треке квантизацию и арпеджиатор. Для последнего подыскал подходящий рисунок, чтобы гитара играла именно по-гитарному. Включил запись и отыграл несколько раз подряд последовательность из аккордов.

Второй партией был бас. Выбрав звук и активировав квантизацию, записал партию. Все последующие партии записывались просто вживую и "вручную", то есть не квантизировались и не использовали арпеджиатор. Вначале было записано соло на саксофоне, затем (с затактом) второе соло звуком синтезатора, аккуратный воздушный подклад и аккомпанемент на пианино. Напоследок добавил негромкий ритмичный перезвон хроматической перкуссии для второй части, где первым голосом звучит синтезатор. Всего, таким образом, получилось шесть треков. Открыв из режима Song Play окно микширования (Mixing), настроил в некоторых треках панораму и посыл на эффекты хоруса и реверберации. Затем вернулся в режим проигрывания композиции и запустил ее, предварительно включив запись в аудиоредакторе компьютера. Микширование дорожек проводил живьем при помощи панельных слайдеров, как в обычном микшере. Вначале я плавно вывел вперед партию саксофона и сделал два выхода на передний план фортепианного аккомпанемента. Перед началом второй части плавно вывел из небытия партию хроматической перкуссии и вторую сольную тему. В дальнейшем дважды использовал наплыв подкладочного звука, чтобы создать своеобразное звуковое облако. В результате получилась композиция, которую можно прослушать в файле Motif_XF_demo-song. Ручное управление треками работало как часы, и сам процесс как-то воодушевлял. Замечу, что все перечисленные действия с микшером, которые я проводил в реальном времени, тоже можно записать в секвенцию. Тогда, запустив воспроизведение, можно ничего не двигать, поскольку вместо вас будет работать записанная автоматизация.

Заключение
Итак, попробуем обобщить, что же мы имеем в лице Motif XF. Во-первых, серьезный синтезатор с громадным набором звуков и мощной системой синтеза. Во-вторых, семплер, с помощью которого можно расширять звуковые банки или записывать аудиодорожки в секвенсор. В-третьих, это великолепный аранжировщик, позволяющий бесконечно разнообразить записываемые партии с помощью арпеджиаторов. Если умножить количество имеющихся паттернов на возможности редактирования параметров в реальном времени, то получится именно бесконечность. Кстати, специальные методы обработки мегатембров можно рассматривать как своего рода самоучитель. В-четвертых, конечно, секвенсор с удобным микшером, позволяющий связать воедино все возможности инструмента в виде записанной композиции.

Несмотря на лидирующие позиции, удерживаемые компьютерными секвенсорами, до сих пор производится множество рабочих станций, которым соединение с компьютером в принципе не требуется. Кстати говоря, запись композиции непосредственно в секвенсоре Motif XF имеет свои плюсы, например, организацию обработки звуков эффектами. Да и запись трека с арпеджиатором тоже во многих случаях штука полезная, и при этом не требующая от музыканта каких-то сложных действий. Кроме того, не требуется никакой коммутации между разными приборами. Просто сел, сыграл и записал. И размеров дисплея для полного контроля над процессом в общем случае будет вполне достаточно. Какое-то тонкое редактирование дорожек, конечно, в компьютерных секвенсорах проводить легче, однако если вы нормально сыграли все партии, то такое редактирование в принципе не понадобится.

В этой связи кажется несколько странным наличие в комплекте программы Steinberg Cubase. Она была бы более уместна в комплекте к мультитембральному звуковому модулю. А то, что ее подкладывают к синтезатору такого уровня, выглядит, скорее, как попытка не отстать от моды.

Что касается эргономики и вообще удобства в управлении, то здесь я бы смело поставил инженерам Yamaha высший балл. Меня впечатлило то, что я смог записать пробную композицию, даже не заглядывая в пользовательское руководство, хотя с синтезатором серии Motif до этого не был знаком. Конечно, не все нюансы лежат на поверхности, но основные операции можно схватить очень быстро.

Подведя итог, могу сказать так: Yamaha Motif XF — это замечательная рабочая станция. Инструмент самодостаточный, и во многих случаях он способен заменить собой небольшую студию.

Звуковые примеры

2Flutes (1,62 Мб)
Apr-Filter1 (7,84 Мб)
Apr-Filter2 (7,94 Мб)
Apr-Filter3 (7,44 Мб)
Cello_solo (2,07 Мб)
Feather_Pad (4,64 Мб)
Flute1 (2,45 Мб)
Flute2 (3,04 Мб)
Flute3 (4,59 Мб)
GlassChoir_Pad (2,03 Мб)
GrandPiano (8,09 Мб)
GrandPiano-keys (5,02 Мб)
HardRock_Guitar (2,75 Мб)
Like-Van-Dyke (21,1 Мб)
MegaVoice_Guitar1 (2,12 Мб)
MegaVoice_Guitar2 (3,85 Мб)
Modern_Piano (1,9 Мб)
Motif_XF_demo-song (9,86 Мб)
Oboe (1,77 Мб)
Patch_Dramana (6,44 Мб)
Piano-Choir (4,89 Мб)
Violin_solo (1,91 Мб)
YellowRiver_Pad (4,39 Мб)

Модели: 
Yamaha Motif XF6
Модели: 
Yamaha Motif XF7
Модели: 
Yamaha Motif XF8
4
Ваша: нет Средняя: 4 (голосов: 1)

Реклама

Рейтинг@Mail.ru