Статья "Yamaha MG16/4 и Soundcraft Spirit ES"

Автор: 
Владимир Сапрыкин
Дата первой публикации: 
фев 2006

Недорогие микшерные консоли.

Лет десять назад в нашей стране при упоминании словосочетания "недорогой микшер" чаще всего вспоминались компактные пульты Mackie. С одной стороны, в то время не все существующие микшеры так называемой "бюджетной" категории успели к нам "приехать", и найти альтернативу Mackie было непросто. С другой стороны, достойных конкурентов в том же ценовом сегменте в принципе было не так много.

Теперь же, когда сформировался устойчивый спрос на оборудование для домашних и иных малых студий, рынок подобных устройств значительно расширился. Стали появляться интересные модели по доступным ценам, причем их стали выпускать даже те фирмы, чья продукция до этого находилась в более дорогом секторе. Попутно выяснилось, что бюджетные "новички" начали обходить "старичков" Mackie.

Герои настоящего обзора относятся к новому поколению микшеров. И серия MG фирмы Yamaha, и серия Spirit E фирмы Soundcraft начали выпускаться не так давно. Для настоящего обзора были выбраны модели Yamaha MG16/4 и Soundcraft Spirit ES, которые можно условно отнести к ценовой группе "до 500 долларов". Правда, именно Spirit ES немного выбивается из указанного предела.

Почему именно эта пара моделей? Во-первых, мне хотелось получить максимально возможное число каналов в пределах указанной ценовой группы. Со стороны микшеров фирмы Yamaha сюда как раз попадает модель MG16/4 со своими шестнадцатью каналами. Она предлагает довольно универсальную комбинацию входов.

Во-вторых, мне интересно было познакомиться с микшером, подходящим для определенного круга задач. Мне приходится смешивать, в основном, звуки с линейных выходов синтезаторов. Микрофонных же входов достаточно всего одного-двух. В соответствии с задачей, требовалось найти микшер с возможно большим количеством линейных стереовходов, чтобы не рассовывать пары выходов одного инструмента по разным каналам. С этой стороны наиболее подходящим, да и практически единственным, оказался именно Soundcraft Spirit ES.

Нужно отметить, что более честным конкурентом для указанной консоли Yamaha следовало бы считать модель Spirit E12, которая имеет в сумме столько же входных каналов (12 моно плюс два стерео). Однако модель Spirit ES, имея качественно те же линейки моно- и стереоканалов, что и Spirit E12, и принципиально ту же маршрутную архитектуру, предлагает более интересную конфигурацию входов именно для моих задач. Возможно, в основе этого интереса лежит жадность, поскольку 24 входных канала у модели ES — это явно больше, чем 16 у модели E12. Как бы там ни было, выбор пал именно на Spirit ES.

Soundcraft Spirit ES
Модель ES является представителем относительно новой линейки микшеров серии Spirit Е. Они во многом похожи на выпущенную ранее серию Spirit М, только функционально менее развиты. Одним словом, это "эконом-класс" от Soundcraft.

В серию "Е" входят несколько моделей. Е6, Е8 и Е12 представляют собой консоли с привычной для этой ценовой группы конфигурацией входов. Цифры, указанные после буквы "Е", обозначают количество моноканалов, в основном и определяющих канальную "емкость" микшера. Кроме этого, все указанные модели содержат по два стереоканала.

Микшер ES предлагает несколько необычную входную конфигурацию. Он имеет четыре моноканала и целых десять стереоканалов (отсюда и буква S в названии). Сами по себе линейки идентичны микшерам с буквой "E", но часть стереоканалов имеют дополнительные входные разъемы. Все микшеры серии Spirit Е имеют две вспомогательные шины и совершенно не имеют подгрупп.

Микшер упакован в белую картонную коробку со строгими черными надписями и схемами по борту. Внутри коробки проложены четыре угловых ложемента, изготовленные, предположительно, из пенополипропилена (не крошатся), в которых крепится собственно консоль, завернутая в полиэтиленовый пакет. Сверху вставлена картонная заглушка, дополнительно фиксирующая содержимое коробки. В комплект поставки входят руководство пользователя на английском языке и два сетевых кабеля. Один из них — типичный еврокабель с двузубой вилкой, который используется, например, в персональных компьютерах. Второй — с толстой трехштырьковой вилкой, контактные выступы которой имеют прямоугольное сечение. Подобные вилки мне встречались, например, у зарядных устройств мобильных телефонов фирмы Motorola. В общем — универсальная комплектация.

Кабель питания подключается к микшеру как бы изнутри. Задняя часть корпуса имеет выступ вниз, благодаря которому дно микшера приподнято. Гнездо питания находится на внутренней части этого выступа, и при настольном размещении микшера кабель выходит наружу сбоку корпуса, через просвет в боковине. Блок питания встроенный. Надпись на задней панели гласит, что консоль изготовлена в Англии.

Все остальные соединения, то есть звуковые входы и выходы, расположены на лицевой панели, в верхней ее части. Это удобно для доступа и для обзора, и совсем не мешает крутить регуляторы чувствительности. Задняя стенка микшера не несет на себе ничего, кроме надписей. Прибор окрашен в красивый серебристый цвет, а боковые накладки, прикрывающие рэковые крепления, выполнены из черного пластика.

Канальные и мастер-фейдеры имеют длину 100 мм и малое механическое сопротивление скольжению.

Рассмотрим поближе, что у нас есть на лицевой панели, и начнем с входных линеек.

Линейка моноканала (рис. 1) имеет микрофонный вход на разъеме XLR, симметричный линейный вход на джеке и посыл-возврат (разрыв) на джеке. Прямых выходов (как на моделях Spirit M) здесь нет, однако в пользовательском руководстве дано разрешение на использование в этих целях инсертных джеков. Для этого достаточно закоротить выводы tip и ring на стереоджеке, который будет вставляться в гнездо. Таким образом, сигнальная цепь не разрывается, и мы получаем дополнительный несимметричный прямой отвод с моноканала. Точка разрыва в цепи сигнала расположена после регулятора чувствительности и перед канальным эквалайзером (Pre-EQ и, соответственно, Pre-Fade).

Чувствительность микрофонного и линейного входа настраивается одним и тем же регулятором Gain, имеющим разметку от +5 до +60 дБ. Однако между линейным входом и регулятором входной чувствительности есть аттенюатор, понижающий уровень сигнала относительно микрофонного входа на 15 дБ.

Каждая монолинейка имеет трехполосный эквалайзер с полупараметрической серединой (от 140 Гц до 3 кГц, Q=1,5) и полочными фильтрами ВЧ (12 кГц) и НЧ (60 Гц). Глубина регулировки +/-15 дБ. Далее идут два регулятора посыла на вспомогательные шины (Aux1 и Aux2), регулятор панорамы, кнопки солирования и заглушения (Solo, Mute), светодиодный индикатор пикового уровня и канальный фейдер.

Пиковый индикатор срабатывает при приближении сигнала к уровню искажений в любой из трех точек: перед эквалайзером, после эквалайзера и после канального фейдера.

Посылы на шины Aux1 и Aux2 одновременно для всех линеек переключаются в положение до/после фейдера кнопками в мастер-секции. Точка префейдерного отбора расположена на схеме после эквалайзера.

Если кому-то интересна блочная схема сигнальных цепей, ее можно найти на сайте производителя (www.soundcraft.com) в электронной версии пользовательского руководства. Кстати, в этой схеме есть любопытная опечатка. Она присутствует и в бумажной версии. Согласно схеме, шина Aux2 совершенно не имеет собственного выхода. Сигнал она исправно отбирает, но никуда не отдает, поскольку выходной разъем, предназначенный для нее, ошибочно "припаян" к шине Aux1, параллельно с собственным разъемом первой шины. А ко второй шине на выходе не припаяно ничего. Впрочем, это мелочи. В реальности шина работает правильно, на собственный выход.

Чтобы вам не лазить по схемам, я могу привести описательно все основные точки прохождения сигнала. Итак, по порядку: входной разъем, входной усилитель (Gain), точка разрыва (insert), эквалайзер, точка отбора сигнала в режиме Solo (фактически — PFL), точка заглушения сигнала (Mute), точка префейдерного отбора сигнала на шины Aux1 и Aux2, канальный фейдер, точка постфейдерного отбора на эти же шины, регулятор панорамы, главная шина микширования.

Схема для стереолинейки в принципе такая же, за исключением того, что здесь отсутствует разрыв. Кроме того, отбор на шины Aux1 и Aux2 происходит с предварительным суммированием сигналов левого и правого каналов. Отмечу, что регулятор чувствительности имеют все стереолинейки.

При нажатии кнопки Solo сигнал отбирается на наушники и выход Control Room (заменяя там главный микс). На выходном индикаторе отображается уровень сигнала выбранного канала (вместо уровня главного микса). Сам главный микс при этом не прерывается, выходы Mix L и Mix R по-прежнему выводят сигнал с главной стереошины.

Кнопка солирования отправляет в мониторы и на выходной индикатор моносигнал! То есть, смешивает левый и правый каналы, и эту смесь отправляет равными порциями в левый и правый мониторные каналы.

Кнопка Mute просто разрывает и зануляет цепь перед канальным фейдером. При включении заглушения, в соответствии со схемой, вывод сигнала с линейки доступен лишь через разъем разрыва и в режиме Solo.

Стереолинейки в "крутильной" части отличаются от моноканалов, в основном, эквалайзером (рис. 2). Он тоже трехполосный, только середина не полупараметрическая, и частоты изменены. ВЧ-полка имеет частоту среза 2 кГц, НЧ-полка — 180 Гц. Полосовой фильтр имеет центральную частоту 600 Гц. Несколько странный выбор средней частоты, на мой взгляд. Кроме того, правильнее было бы назвать ее нижней серединой.

Конечно же, регулятор чувствительности в стереолинейках обеспечивает меньшее усиление сигнала, чем на микрофонном входе. Разметка показывает диапазон от -10 до +20 дБ.

Входные разъемы на стереоканалах установлены щедрой рукой. Абсолютно все стереолинейки имеют традиционные парные симметричные входы на джеках. Первые два канала имеют, кроме этого, дополнительные парные входные гнезда RCA, предназначенные для подключения проигрывателей виниловых пластинок. Сигнал с разъемов RCA попадает вначале в собственный предварительный усилитель-корректор, производящий эквализацию сигнала в соответствии со стандартом RIAA.

После "спецусилителя" сигнал попадает уже на вход обычного усилителя, управляемого регулятором чувствительности. Сюда же подается сигнал с джеков. При использовании джеков разъемы RCA принудительно отключаются.

Стереоканалы с третьего по шестой оснащены дополнительными линейными входами на разъемах RCA. Сюда можно подключать все то оборудование, что оснащено такими же разъемами. Как правило, это разнообразные стереопроигрыватели. Эти четыре линейки не имеют автоматической разводки сигнала в левый и правый каналы при физическом подключении к одному разъему. По всей видимости, это влияние разъемов RCA, которые не могут иметь никаких переключателей. Таким образом, если вы просто подключите только один джек, у вас будет звук только "в одном ухе". Чтобы все-таки завести его в оба канала, нужно нажать специальную кнопочку с надписью Mono, которой оснащены эти четыре линейки.

Последние четыре стереоканала, с седьмого по десятый, не имеют других входов, кроме джеков. Зато понимают, что если воткнут только один джек, то сигнал с него нужно направить одновременно и налево, и направо.

В мастер-секции расположены главные стереовыходы на разъемах XLR, мониторные выходы на джеках, выходы вспомогательных шин на джеках, парные входы для фонограммы и выходы для записи на разъемах RCA. Есть еще такая полезная вещь, как разрывы главной шины микширования (джеки), электрически расположенные перед мастер-фейдерами. Сюда можно включить общий эквалайзер, или, возможно, компрессор.

Далее находится кнопка включения фантомного питания для микрофонов (48 В, включает все входы одновременно) с индикатором на светодиоде. Стереовыход для наушников выполнен на джеке, чуть ниже расположены раздельные регуляторы выходного уровня для наушников и для выходов Control Room (Monitor).

Еще ниже расположены кнопки переключения точек отбора сигнала для двух вспомогательных шин (pre/post, переключает сразу все каналы) и кнопки управления стереовходом для фонограммы. Кнопка Monitor Playback направляет сигнал с этого входа в мониторный выход и на наушники, замещая находящийся там по умолчанию сигнал с главной шины микширования (при этом мастер-выход продолжает выводить сигнал, но промониторить его уже нельзя). Кнопка Playback to Mix направляет сигнал с входа для фонограммы в главный микс, до мастер-фейдеров.

Индикатор уровня десятисегментный, на светодиодах. Разметка показывает диапазон измерений от -24 до +16 дБ. Под ним расположены светодиодные же индикаторы включенного питания и режима Solo. Секция мастера изображена на рис. 3. Общий вид коммутационной панели приведен на рис. 4.

Стоит обратить внимание на то, что здесь не предусмотрены разъемы для возврата обработанных сигналов (Aux Return). Отсутствует также выключатель сетевого питания — микшер готов к работе сразу же после соединения с электрической розеткой.

Yamaha MG16/4
Данный микшер является старшим представителем серии MG среди микшеров без встроенных эффектов. В серию входят модели MG10/2, MG12/4 и MG16/4 с двумя, четырьмя и восемью моноканалами, соответственно.

В серии есть также модели со встроенным процессором эффектов: MG16/6FX (8 моноканалов, 4 стерео) и MG24/14FX (16 моноканалов, 4 стерео), а совсем недавно появились MG8/2FX и MG12/4FX. Но они нас в данный момент не интересуют.

Модель MG16/4 имеет восемь монолинеек и четыре стереолинейки, две вспомогательные шины, пару подгрупп, фейдеры длиной 60 мм.

Микшер упакован в черно-синюю коробку с сильно увеличенным и затемненным изображением участка лицевой панели. Внутри коробки он завернут в пакет и зажат боками в двух ложементах из пенопласта. Чтобы достать микшер из коробки, нужно вытаскивать всю конструкцию.

В коробке, кроме собственно микшера, находится сетевой адаптер PA-20, вложенный в одну из пенопластовых боковин. Штатной инструкции на английском языке у меня в коробке не оказалось, но еще до вручения этой коробки мне любезно предоставили руководство пользователя на русском языке со всеми картинками и примечаниями.

Корпус микшера окрашен в черно-синий цвет, и только боковины, предназначенные для крепления консоли в рэке, имеют металлический серебристый оттенок. И сам микшер, и адаптер питания собраны в Китае.

Все разъемы, за исключением выхода наушников, выведены на заднюю панель. На лицевой панели находятся только органы управления и индикаторы.

Посмотрим на содержимое линеек.

Каждая из восьми монолинеек (рис. 5) имеет симметричный микрофонный вход на разъеме XLR, симметричный линейный вход на джеке, разрыв на джеке. Регулятор чувствительности имеет две шкалы с разметкой. Причем, в отличие от микшера Soundcraft, где шкала нарисована слева направо, здесь разметка нанесена наоборот (в крайнем левом положении показан максимальный уровень сигнала, в крайнем правом — минимальный). То есть, в первом случае шкала показывает уровень усиления сигнала, а во втором — уровень чувствительности входа (чем дальше вправо, тем чувствительнее вход, то есть тем больше усиливается сигнал). Впрочем, суть от этого не меняется.

Для регулировки уровня микрофонного входа служит шкала от -60 до -16 дБ, для линейного входа — от -34 до +10 дБ. Рядом с регулятором чувствительности расположен пиковый индикатор и кнопка включения фильтра верхних частот (частота среза 80 Гц). В монолинейках пиковый индикатор снимает сигнал сразу после эквалайзера и загорается при достижении уровня на 3 дБ ниже уровня перегрузки. На диаграмме уровней, приведенной в пользовательском руководстве, уровень перегрузки соответствует значению +20 дБ.

Канальный эквалайзер в линейках трехполосный, с фиксированной средней частотой. Верхняя полка имеет частоту среза 10 кГц, нижняя 100 Гц, а центральная частота пикового фильтра установлена на 2,5 кГц. Глубина регулировки у всех одинаковая: +/-15 дБ. Добротность полосового фильтра нигде не указана.

Ниже эквалайзера расположены ручки посыла на вспомогательные шины Aux1 и Aux2. Рядом с регулятором посыла на первую шину есть кнопка Pre, позволяющая выбирать, до или после канального фейдера посылать сигнал в шину. Собственную кнопку имеет каждый входной канал. На вторую шину сигнал всегда отбирается после фейдера.

Ниже посылов расположены регулятор панорамы, кнопка включения канала (точнее, назначения его на главную стереошину) с оранжевой подсветкой во включенном состоянии, кнопка PFL (тоже с подсветкой). Последняя играет роль кнопки солирования, направляя сигнал выбранного канала (снятый, конечно же, до фейдера) на выход мониторов и на наушники, где замещает сигнал главной стереошины. Сигнал PFL — стерео, без суммирования каналов.

Рядом с фейдером расположена кнопка, маркированная как "1-2". Будучи нажатой, она направляет сигнал с канала на шину подгрупп 1 и 2. Собственно, если оперировать понятиями стереофонии, то это просто дополнительная стереошина. А цифры 1 и 2 соответствуют левому и правому стереоканалам.

Таким образом, отбор сигнала на главную шину микширования и в подгруппы может происходить одновременно и независимо. Отключение канала не равнозначно нажатию кнопки Mute в Spirit ES. Здесь отключается только сигнал канала в главной стереошине.

Стереоканалы отличаются незначительно. Первые две стереолинейки (обозначенные как 9/10 и 11/12) имеют пару несимметричных джеков и симметричный микрофонный вход на разъеме XLR. Органы управления идентичны таковым в монолинейке. Только ручка панорамирования педантично обозначена как Pan/Bal, чтобы все понимали ее двойственную сущность. Подключишь микрофон — будет панорама для моноканала, а линейный стереовход обслуживается уже регулятором баланса. Все строго.

Еще можно добавить, что перед отбором на шины Aux1 и Aux2 сигнал суммируется, поскольку шины монофонические. А пиковый индикатор здесь отслеживает две точки: выход с микрофонного предусилителя и выход эквалайзера.

Последние две линейки (13/14 и 15/16) — типичные стереовходы. Про них в переводе руководства слегка напутали, и нарисовали их идентичными предыдущим двум (в оригинальном мануале все изображено верно). На самом деле, здесь совсем нет регуляторов входной чувствительности, нет пик-индикатора и кнопки входного ФВЧ. Регулятор баланса имеет только обозначение Bal. Одноканальное подключение в указанных двух линейках будет звучать только "в одном ухе". Предполагается, что пользователь будет подключать к ним выходы приборов с линейным уровнем, и только стереопарами. Для этих же целей входы в этих двух линейках продублированы: кроме несимметричных джеков они имеют по паре разъемов RCA, расположенных рядом с основными. Номинальная чувствительность входов обозначена на корпусе как "-10dBu". Несложный расчет показывает, что это 0,245 В, то есть чувствительность обычного линейного входа.

Вообще нужно отметить, что задняя панель укомплектована очень плотно, даже тесно (рис. 6). Рядом с гнездами RCA последних стереолинеек находятся такие же (на RCA) пары разъемов Rec Out и 2TR In. Первая пара служит для вывода сигнала на двухдорожечное записывающее устройство (уровень выхода не регулируется мастер-фейдером). Вторая пара — дополнительный стереовход для фонограммы. Рядом располагаются два симметричных выхода с подгрупп на джеках (Group Out), симметричные выходы шин Aux1 и Aux2 на джеках (Send), пара несимметричных возвратов на джеках (Return L (Mono), R), пара симметричных мониторных выходов на джеках.

Главный микс можно снимать как с разъемов XLR, так и с пары симметричных джеков. Выходные разъемы находятся в непосредственной близости от входа питания и кнопки включения. В принципе, это непорядок, и оправдание такому соседству можно найти лишь в том, что от адаптера к микшеру подается невысокое напряжение, всего 17 вольт. Тем не менее, это переменный ток, а, значит, сетевые наводки все-таки возможны.

Кабель питания подключается к микшеру через специальный трехконтактный разъем, похожий на XLR. Он фиксируется гильзой с резьбовой закруткой. Таким образом, случайно отцепить кабель от корпуса невозможно. Над этим разъемом располагается выключатель питания.

Но вернемся к лицевой панели. В мастер-секции (рис. 7) имеются мастер-фейдер (один на оба канала), фейдер подгрупп (тоже один), двенадцатисегментный светодиодный индикатор уровня с индикацией пиковых значений, индикатор питания, стереовыход для наушников (джек), общий регулятор уровня для мониторных выходов и для наушников. Там же находятся кнопки выбора сигнала для подачи на мониторные выходы (источником может быть мастер-шина, шина подгрупп или дополнительный стереовход) и кнопка посыла сигнала с подгрупп в главный микс.

Кнопка включения фантомного питания микрофонов (одна для всех входов) имеет боковые ограничители, и нажать ее можно только одним пальцем. Случайное нажатие практически исключено.

Дополнительный стереовход (2TR In) имеет собственный регулятор уровня посыла сигнала на главную стереошину. Также есть пара главных регуляторов Send, управляющих уровнем сигналов, выводимых с шин Aux1 и Aux2 на разъемы Send, и три регулятора секции Return, управляющих маршрутом и уровнем сигнала, поступающего на соответствующие входы. Ручки Aux1 и Aux2 регулируют уровень посыла сигнала с разъемов Return обратно в соответствующие шины. Поскольку вход двухканальный, а шины одноканальные, сигналы L и R предварительно суммируются. Регулятор ST управляет уровнем посыла стереосигнала с входов Return в главную стереошину. В случае использования одного разъема Return (левого, он же моно), сигнал распределяется на оба стереоканала.

Поскольку я описал схему прохождения сигнала в линейке микшера Spirit ES, то следует описать ее и для MG16/4, для моноканала. Итак: входные разъемы, предусилитель-регулятор Gain, [ФВЧ], эквалайзер, точка разрыва, отбор PFL и префейдерный отбор на шину Aux1, фейдер, постфейдерный отбор на шины Aux1 и Aux2, регулятор панорамы, кнопки включения отбора на шины мастера и подгрупп.

В глаза бросаются два отличия между микшерами (даже три, если учесть наличие подгрупп в микшере Yamaha). Во-первых, точка разрыва у Soundcraft расположена до эквалайзера, а у Yamaha — после него. Во-вторых, каналы у Soundcraft всегда (по умолчанию) подключены к главной шине, если не нажата кнопка Mute. В микшере Yamaha все наоборот: каналы всегда (по умолчанию) отключены от главной шины, если их явно не подключили соответствующей кнопкой.

Эргономика
Теперь пришло время рассказать о своих впечатлениях от работы с микшерами. Прежде чем начать что-то микшировать, я просто поставил их рядом и немного подвигал фейдеры, понажимал кнопки и покрутил ручки.

Первоначально меня удивила легкость движения фейдеров у микшера Soundcraft, даже показалась подозрительной. Возможно, это отголоски продолжительной и полузабытой практики общения с отечественными переменными резисторами. Там, если ползунок движется легко, значит, плохой контакт с дорожкой, и, следовательно, звук будет выпадать или хрипеть. Но эти опасения быстро развеялись. Легкость движения фейдеров, как и длина хода, оказались очень полезными в процессе микширования демонстрационного произведения, которое можно найти на сайте МО. По замыслу, в одном месте необходимо быстро прибрать барабаны на 6 дБ. Уровень снижается буквально "легким движением руки". И восстанавливается так же легко. Так что не потребовалось никакой автоматизации.

В английском микшере и кнопки тоже нажимаются очень легко. Только вращаемые регуляторы довольно тугие. Но они имеют прорезиненную поверхность, так что пальцы не соскакивают. Ручки эквалайзеров и панорамы четко фиксируются в среднем положении. Регуляторы панорамы и посылов сверху раскрашены, на мой взгляд, слишком ярко, — в желтый и голубой цвета. Я еще не очень долго на них смотрел, но подозреваю, что если проводить рядом с микшером несколько часов в день, то эти желто-голубые ряды начнут сниться по ночам. Выступы на ручках толстоваты, что мешает быстро определять их положение. Конечно, уровни все равно выставляются на слух. Однако мне кажется неудобным то, что выступ регулятора ("носик") имеет тот же цвет, что и вся торцевая часть. Я смотрю на микшер, в основном, сверху и под углом примерно в 45 градусов со стороны фейдеров. А все эти выступы обычно смотрят в противоположную от меня сторону, и приходится буквально ощупывать взглядом поверхность регулятора, чтобы выяснить, куда же он направлен. Это иногда утомляет.

Японский микшер выглядит несколько строже. И сам корпус темный, и ручки окрашены в приглушенные цвета. Выступы на вращаемых регуляторах тонкие и одинаково серые, независимо от раскраски торцов. Поэтому текущую конфигурацию линейки можно понять с одного взгляда.

Фейдеры короткие, 60 мм, с довольно плотным ходом, как будто двигаются в загустевшем масле. Мне вообще-то нравится такой плавный "масляный" ход, однако в этом есть свой минус: быстрая смена уровня практически невозможна, поскольку фейдер ощутимо сопротивляется.

Кнопки включения каналов в главную шину тоже очень тугие. Быстро включать линейку во время работы довольно неудобно. Но поскольку эта кнопка по совместительству исполняет роль "глушителя" (отдельной кнопки Mute здесь нет), приходится тренировать пальцы. Зато очень удобно, что она имеет подсветку. Всегда видны активные каналы.

А вот пиковый индикатор канала расположен далековато. Если микшер установлен не в рэке, а на столе, то огоньки будут довольно далеко от глаз, и слабые вспышки можно просто не заметить. Логически это верно, поскольку контролируется именно выход предусилителя. Однако мне показалось удобнее иметь индикатор поближе, как это сделано в микшере Spirit.

Важным достоинством микшера Yamaha является наличие пары подгрупп, то есть альтернативной стереошины. Это бывает полезно, например, при живой работе, когда требуется оперативно изменить уровень сразу в нескольких линейках. Скажем, если вы снимаете звук с живой ударной установки, то можете отстроить относительные уровни всех инструментов и назначить выходы с линеек на альтернативную шину. Тогда при помощи только одного фейдера Group 1-2 можно пропорционально регулировать уровень сразу всех инструментов барабанной установки. Его можно посылать в главный микс, но можно и снимать с отдельной пары выходов, куда-нибудь вовне.

Вообще, в микшере Yamaha маршрутизация выполнена очень прилично. Спирит в этом смысле проигрывает. Например, посыл в первую вспомогательную шину в MG переключается в положение до/после фейдера индивидуально для каждой входной линейки. Как раз такая конфигурация требовалась мне для решения одной задачи.

Обычно сигнал в обработку уходит после фейдера. То есть, посыл всегда пропорционален уровню сигнала в линейке. Теперь представьте, что все линейки работают с ревербератором в постфейдерном режиме, и лишь с одной линейки нужно отбирать в главный микс только обработанный сигнал, без прямого. Скажем, нужно получить едва различимый туманный отголосок звука на дальнем плане. Что делать, если процессор эффектов только один? В MG это решается нажатием одной кнопочки в нужной линейке. Тогда канальный фейдер можно прибрать до нуля и работать только с ручкой посыла.

Впрочем, именно для этой задачи можно не переключаться в префейдерный режим отбора. Микшер MG устроен так, что достаточно отключить линейку от главного микса (кнопка ST). Сигнал после фейдера все равно будет отбираться в шины обработки. Остается только установить уровень посыла.

Пожалуй, неплохо также то, что вход для фонограммы в Yamaha MG имеет собственный регулятор уровня. Иногда он бывает очень нужен. Еще мне понравилось наличие отдельной пары входов Return. У Спирита таких входов нет, поэтому возврат с обработки приходится принимать или на обычную стереолинейку, или на вход для фонограммы.

А вот регулировок посылов-возвратов в MG как-то многовато. Кроме канальных посылов каждая шина имеет мастер-посыл (глобальный регулятор уровня). В секции возврата есть регулятор уровня возврата в главную шину микширования. А ведь еще в процессоре эффектов есть регуляторы входных и выходных уровней. В цепи прохождения сигнала собирается просто куча дополнительных сопротивлений и усилителей. Чем больше промежуточных каскадов, тем больше вероятность появления искажений и шумов. Кроме того, чем больше ручек, тем дольше их приходится крутить. Насколько все это полезно — пусть каждый решает для себя сам. Мне это количество показалось излишним.

Шумы и наводки
Пульт Spirit ES оказался очень тихим. Шум появлялся только при максимальном "холостом" усилении на входах каналов (с пустыми входными разъемами), и то небольшой. Мне приходилось ощутимо выкручивать регулятор громкости наушников, чтобы его уловить. Даже приятно было послушать.

Я попробовал измерить шумы с помощью подручных средств. Мастер-выходы пульта соединил с входами звуковой платы Lynx One и записывал шумы в аудиоредакторе Cool Edit Pro. Затем проверял их уровень по штатному индикатору редактора. Заранее уточню, что результаты замеров приведены в единицах dBu.

Получилось следующее. При опущенных фейдерах я записал шум на уровне около -90 дБ. Затем поднял мастер-фейдеры до 0 дБ — получилось -82 дБ. Поскольку эти цифры находятся близко к собственным шумам системы Lynx One, можно считать, что пульт не шумел вообще. Кроме того, я не уверен, что смогу услышать -82 дБ даже в относительной тишине.

Затем я поставил канальный и мастер-фейдеры в положение 0 дБ, а регулятор Gain на максимальное усиление поочередно в разных каналах. Стерео- и моновходы показали шум -70 дБ, микрофонный вход со вставленным, но отключенным микрофоном те же -70 дБ, с пустым входным гнездом -56 дБ. При нажатии кнопки Mute уровень шума получается такой же, как и при полностью опущенном канальном фейдере.

Первая и вторая стереолинейки, оснащенные входами для проигрывателей виниловых пластинок (на разъемах RCA), шумят двояко. В режиме линейного входа, когда подключены джеки, они ведут себя аналогично прочим линейкам. Если джеки вытащить, то включается предусилитель-корректор, который шумит сильнее и с другой окраской. Если прочие входы дают ровный легкий шум, с минимальной плотностью внизу, то RIAA-коррекция выдает тяжелый ворчащий шум, с преобладанием низких и средних частот. Задействованные входы при максимальной чувствительности на холостом ходу шумели на уровне около -35 дБ.

Затем я еще попробовал проверить переходное затухание (crosstalk) между каналами в стереопаре. В аудиоредакторе создал стереофайл с искусственным сигналом на уровне 0 дБ. Затем в шахматном порядке кусками поубирал звук в каналах. Таким образом, в файле стереоканалы могли звучать поочередно, но не одновременно. Затем я воспроизводил этот файл через выходы звуковой платы, заведенные в стереолинейку микшера, одновременно записывая сигнал с мастер-выхода в другой стереофайл также с уровнем 0 дБ. Регулятор баланса в линейке стоял в среднем положении.

Итак, в исходном сигнале один канал всегда имел уровень 0 дБ, другой — в "минус бесконечность", и они поочередно менялись ролями. После перезаписи обнаружилось проникновение звука в "пустой" канал на уровне примерно -76 дБ. Результатом я остался доволен.

В процессе работы выяснилось также, что включенный микшер излучает радиопомехи. Я полагаю, это вина импульсного блока питания, поскольку излучение не зависит от передвижения фейдеров и наличия в микшере входного и выходного сигналов. На звук в самом микшере это никак не влияло, и обнаружилось почти случайно. Решив немного отдохнуть, я оставил оборудование включенным (все равно ведь микшер не имеет кнопки выключения) и включил радиоприемник, стоящий в двух метрах от рабочего стола. Он был настроен на частоту 100,9 МГц. Каково же было мое удивление, когда вместо мягкого звучания из динамиков раздалось хрустящее и шипящее нечто. Заинтересовавшись явлением, я выключил микшер. Шумы мгновенно исчезли, остался нормальный звук. Я потом еще поэкспериментировал с полосами частот, и выяснил, что максимальный шум улавливался как раз в диапазоне ультракоротких волн, в районе 100 МГц и плюс-минус десяток в обе стороны. Стереоприем шумит значительно больше, чем моно. А, например, на средних волнах (это единицы мегагерц) никаких искажений и наводок не наблюдалось вообще. Впрочем, я допускаю, что помехоустойчивость радиоприема зависит от способа модуляции несущей частоты. В диапазоне СВ используется амплитудная модуляция, а в УКВ — частотная.

Переключение приемника в "развязанную" розетку, электрически отделенную от предыдущей, привело к небольшому снижению шума. На расстоянии пяти метров от микшера приемник не принимал никаких искажений.

Вот какое... наверное, безобразие. Возможно, эти излучения затруднят работу с радиомикрофонами. Хотя, ко всему можно подойти творчески. Если кто-то будет слушать радио в процессе работы, то сможет извлечь для себя некоторую пользу. Связка "излучающий микшер — радиоприемник" дает широкое поле для экспериментов со звуком в жанре Lo-Fi. Например, обычные акустические барабаны, звучащие из радиоприемника, от наводок превращаются в такие специфически похрустывающие полусинтетические штуки, которые бывают полезными в некоторых музыкальных направлениях. Жаль только, что подловить чистый drumloop по радио — довольно затруднительно. Разве что транслировать с помощью того же радиомикрофона...

Микшер Yamaha показал себя несколько более шумным. Эксперимент проводился так же, как и в предыдущем случае. При полностью опущенных фейдерах индикатор записи в аудиоредакторе показывал -88 дБ. Это наш фоновый шум, точка отсчета. Лично мастер-фейдер поднимает уровень шума до -82 дБ, если его установить в положение 0, а если поднять его до +10, то шум поднимается до -76 дБ.

Пустой микрофонный вход на монолинейке при максимальном усилении (фейдер канала и мастера в положении 0 дБ) показывает шум около -50 дБ. Если подключить микрофон, шум снижается до -58 дБ. Стереовход с входным регулятором при тех же условиях показывает следующее. При положении регулятора Gain на отметке 0 дБ уровень шума устанавливается примерно на -80 дБ. При поднятии уровня Gain до отметки -30 дБ шум увеличивается до уровня -58 дБ. Если же выкрутить ручку до упора (отметка -34 дБ), то шум усиливается до -40 дБ. Если вставить микрофонный кабель с выключенным микрофоном, то цифры -58 и -40 дБ превращаются, соответственно, в цифры -70 и -52 дБ. При использовании джеков максимальное усиление дает шум -58 дБ.

Последние две стереолинейки (без регулятора Gain), вход 2 TR In и вход Return практически не шумят. Как я ни старался, везде шум не превышал уровня примерно -80 дБ. Только если поднять до упора канальный фейдер (отметка +10 дБ), шум увеличится на 3 дБ.

Будучи готовым ко всяким неожиданностям, я на всякий случай поэкспериментировал с радиоприемником, но безрезультатно. Судя по весу адаптера питания, он явно выполнен на трансформаторе, а значит засорять эфир не должен. Но зато он вполне способен делать наводку в 50 Гц, если по неосторожности рядом с ним положить несимметричный звуковой кабель, заведенный на вход микшера.

Закончив возиться с шумами, я перешел к проверке межканального проникновения сигнала в стереопарах. Условия те же: ручка баланса на нуле, ручки эквалайзера тоже в среднем положении. Использовался тот же файл, что и для проверки Spirit ES. Сигнал в каналах — простая синусоида, но с разными частотами. В одном канале 1 кГц, в другом — 8 кГц. Результаты этого эксперимента я хочу продемонстрировать наглядно.

Картинка, иллюстрирующая межканальное проникновение сигнала, относится к входу 2TR In микшера Ямаха (рис. 8). Изображение получено из частотного анализатора Cool Edit Pro. Крупный пик — это основной сигнал, малый пик внутри — перебежчик из соседнего канала. Низкочастотный сигнал проникает в соседний канал чуть сильнее — его следы нашлись на уровне -60 дБ. ВЧ-сигнал пробирается с трудом, его уровень в соседнем канале составил примерно -76 дБ.

Проверяя стереолинейку 15-16, я выпустил из виду фиксированную чувствительность ее входов. Обозначение нанесено на корпус сзади, куда я некоторое время не заглядывал. Подав на вход привычный синусоидальный сигнал с уровнем 0 дБ, увидел страшную картину гармонических искажений. При достаточном увеличении изображения записанного файла на синусоиде были отчетливо видны ограничения сигнала, такие же, какие производит обычный эффект дисторшн. При этом получился типичный комплект гармоник. Снижать уровень сигнала фейдером линейки было бесполезно. Электрически он расположен далеко от входа, и перегрузку снять не может, скорее, наоборот. Поэтому я снизил уровень самого входящего сигнала, но всего до -6 дБ. Лишние гармоники мгновенно упали до -68 дБ.

После этого я решил еще немного поэкспериментировать с нагрузочной способностью микшера. Переключившись на регулируемый стереовход (каналы 11/12), я настроил входную чувствительность примерно на те же -6 дБ и подал тот же стереосигнал с уровнем -6 дБ. Проникновение сигналов осталось на уровне от -56 до -60 дБ, а вот гармонические искажения провалились до -100 дБ и ниже, то есть практически исчезли. Подняв уровень исходного сигнала до 0 дБ и соответственно изменив чувствительность входа, я вновь провел запись. Результат не изменился. Затем, по-прежнему оставив уровень канального и мастер-фейдера на отметке 0 дБ, я подал входной сигнал с уровнем 0 дБ и поворачивал ручку Gain до тех пор, пока на выходном индикаторе микшера сигнал не поднялся до уровня +5 дБ. После этого опустил канальный фейдер до -5 дБ, выровняв, таким образом, уровень выхода, и вновь провел перезапись. Структура гармоник не изменилась.

Таким образом, я делаю вывод, что последние два стереовхода (без регуляторов чувствительности) обладают приличным запасом по перегрузкам. При номинальной чувствительности 0,245 В (те самые -10 дБ в маркировке, или, примерно, -12 дБв) они с легкостью принимали сигнал с уровнем -6 дБ. Регулируемые же входы спокойно выдерживают перегрузку в +5 дБ. Наверное, выдержат и +6, только измерить это мне было нечем: на мастер-индикаторе после отметки +5 находится уже пиковый индикатор.

Исследуя паразитные проникновения сигнала по цепям, я в какой-то момент сильно удивился. Выключил одну линейку, на которую подавался сигнал, а звук с нее все равно продолжал выходить. Слабый, но вполне заметный. Вначале я нехорошо подумал про конструкцию микшера. Но по звуку быстро нашел причину. Как указывалось ранее, включатель канала в главный микс по схеме стоит после отбора на шину эффектов (post-fade). Если точнее, то после регулятора баланса, а отбор на шину в режиме post находится до баланса. Канал я отключил (кнопкой), а отбор в шину не убрал, просто забыл повернуть ручку. А к этой шине был подключен процессор эффектов, который честно возвращал принятый сигнал. Вот и все.

Микширование
До этого момента мы говорили только о кнопках, ручках и шумах. Но главная работа микшера — это звук. Какими бы легкими или, наоборот, тяжелыми, ни были ручки и кнопки, важен результат работы. А результат — это смикшированное музыкальное произведение.

Микрофонные предусилители я дотошно не прослушивал, поскольку с вокалом имею дело нечасто, и могу чего-то не услышать. Я лишь проверил читаемость разных голосов при помощи динамического микрофона AKG D65S. Запаса по усилению было более чем достаточно, и голоса в обоих случаях звучали вполне естественно. Эквалайзеры обходились с ними корректно.

Чтобы понять, насколько хорошо приборы справляются со своей основной работой, я провел с их помощью сведение несложного микса. Для этого я создал многодорожечный MIDI-файл, который затем управлял синтезаторами. Музыкальная композиция исключительно инструментальная. Написана она в духе ретро. Это что-то вроде поп-рока начала 80-х годов прошлого столетия (а создавал я ее в конце девяностых). Соответственно, инструменты подбирались так, чтобы, по возможности, приблизиться к "живому" звучанию.

Структура микса такова. Композицию открывают хеты и бубен. Затем вступает сольная партия, которая исполняется на электрооргане. Этот же орган использован для создания ритмического подклада. К нему потихоньку присоединяется статичный подклад, сыгранный на струнных (стрингс). Его партия начинается одновременно с партией ударных.

Бас использован не чисто струнный, а полусинтетический с округлым звучанием. Ударная установка — акустическая. Еще использована умеренно "примоченная" электрогитара. Вначале она исполняет небольшую сольную подпевку. Последняя из подпевок использует чрезмерный уровень реверберации в качестве спецэффекта.

После отыгрывания "куплета", бас останавливается и звучит партия органа в сопровождении приглушенной партии ударных. Через несколько тактов вступают бас и электрогитара, исполняющая теперь ритмическое сопровождение.

Бас, стрингс и орган извлекались из расширенного дополнительными платами модуля Roland JV2080. Гитару я взял из библиотеки для семплера Akai, с него же она и воспроизводилась. Акустическая барабанная установка — из ритм-машины Alesis SR16. И звук подходящий, и рисунок набивать удобно.

Бас и солирующий орган отбирались с индивидуальных пар выходов звукового модуля и заводились на стереовходы микшера. Ритм-орган и стрингс снимались с третьей стереопары совместно, с заранее установленными отличиями по уровню и панораме. Они подавались на третий стереовход. Гитару меня подмывало переиграть, поскольку она сыграна совершенно по-клавишному, но я не стал этого делать. Будем считать, будто это синтезатор, пытающийся притвориться гитарой. Она (или он) использовала четвертый стереовход.

Ударные выводились так. С одной пары выходов машинки снимался стереосигнал с хетами, тарелкой и бубном. Он заводился на пятый стереовход (работая с микшером Yamaha MG, я использовал пару монолинеек с обратным панорамированием). Бочка и малый барабан выводились через отдельные входы и подавались в монолинейки с небольшой коррекцией.

После коммутации я еще немного повозился с эквалайзерами и балансом, и установил уровни. Все дорожки, кроме баса и бочки, в той или иной степени пользовались подключенным ревербератором.

Результат я прослушивал на бытовых акустических системах, а для тонкого прослушивания использовал наушники Sennheiser HD580.

Нужно отметить, что на картину микса заметно влияли сами микшеры. Скажем, из-за отличия в эквалайзерах я не смог одинаково выделить малый барабан и бубен. Где-то он именно подчеркивался, а где-то начинал выпирать. Чтобы добиться приемлемого звучания, приходилось изменять еще и уровень в каналах. Аналогично с посылом на эффект. Возвращаемый сигнал ложится в микс по-разному в разных приборах. Соответственно, приходилось изменять уровень посыла, чтобы получить нужную картину. Даже панорамирование в партиях не идентичное, так что слепых тестов можно не проводить. Миксы, с точки зрения их структуры, построены неодинаково. Они просто примерно похожи, поскольку работают с одним и тем же произведением.

Вот, собственно, и все. Ритм-машина с самого начала играла по всем четырем выходам. Но ударные я вводил в микс руками (нажимал кнопки), понижал и повышал их уровень тоже вручную (фейдеры). Тарелку "добивал" живьем, ударяя по пэду. Остальное играло "само".

Здесь следует отметить, что во время работы на микшере Spirit ES все задуманное отрабатывалось легко. И кнопки нажимались без проблем, и фейдеры двигались практически мгновенно.

Микшер Yamaha MG показал себя более тяжелым в механической работе. Нажимать одновременно две кнопки (каналы с бочкой и малым барабаном) оказалось тяжеловато. Понадобилось потренироваться на нескольких дублях, чтобы не опаздывать и не включаться раньше. И фейдеры никак не хотели быстро перемещаться. Им хотелось делать это плавно.

Смикшированные варианты композиции записывались на жесткий диск через аналоговые входы звуковой платы Lynx One.

После окончания записи я несколько раз прослушивал полученные результаты. И выявил разницу в работе микшеров.

Soundcraft Spirit ES показал открытый воздушно-прозрачный микс, с ощутимым объемом и хорошей детализацией инструментов. Все они слышны каждый на своем месте, никто никого не заслоняет. Мне даже показалось, что я слышу, как вращаются отдельные колесики электрооргана. Ранее на эту деталь как-то не обращал внимания. Суммирование с обработанным сигналом тоже происходит прозрачно, даже для чрезмерно обработанной гитары.

Yamaha MG показала несколько иной результат. Микс оказался читаемым, но звучал он иначе, более плотно. Той полетности и объема, которые я слышал на Spirit ES, уже не было; соответственно, и характер готового микса был несколько иной.

Мне подумалось, что Yamaha MG лучше использовать для сведения жестких композиций, когда звук строится "стеной". Полагаю, что эта стена может получиться очень плотной. А вот что-то акустическое, тот же джаз, например, лучше писать через Spirit.

Чтобы лучше прочувствовать то, что мне удалось услышать, я решил сравнить работу микшеров с одним из "старичков" и смикшировать эту же композицию на пульте Mackie 1202VLZ. Из табличек на нем явствует, что он собран в США в конце девяностых годов. В то время это был самый типичный представитель того самого бюджетного класса приборов, и по цене соответствовал нашему диапазону. А поскольку он выпускается до сих пор (в модификации VLZ Pro), вполне имеет смысл сравнить его с другими двумя.

Для справки. Mackie 1202VLZ имеет на входе четыре монолинейки и четыре стерео. В монолинейках есть микрофонный и линейный входы, регулятор чувствительности, трехполосный эквалайзер, посылы на две шины, кнопка Alt/Mute, Solo, вращаемый регулятор уровня канала. В стереолинейках нет регуляторов чувствительности. Есть выходы вспомогательных шин, альтернативной шины, два стереовозврата с регуляторами уровня, выход Control Room. Первая шина глобально переключается на отбор pre/post. Есть дополнительные стереовход и стереовыход на разъемах RCA. В общем, типичный домашний микшер, на котором можно попробовать что-нибудь сделать.

Приняв решение, я принялся за работу. Но повозиться пришлось довольно долго. Практически сразу, после первого же пристрелочного прогона композиции, я понял, что слышу очень мало. То есть, буквально, "слышу, что ничего не слышу". Пытаюсь прочитать инструменты, но они звучат как-то замаскированно. И странное ощущение: сумму дорожек я слышу, но композицию целиком не воспринимаю.

В общем, запись полной композиции я даже не стал делать. Но записал фрагмент микса, который вы тоже можете прослушать. Результат получился неутешительный. Если описать в двух словах, то звучание микса на выходе пульта Mackie 1202VLZ было сдавленным, придушенным сверху и не очень разборчивым. То есть, сами партии, раскиданные по дорожкам, я слышу, но не слышу общей картины. Нет в ней глубины, звуки выходят зажатыми, будто продираются сквозь препятствия. Панорамирование не дает нужного пространства: источник звука вроде бы перемещается, но картина остается плоской и явно узкой. Микс получается липким и как будто зернистым.

С реверберацией тоже загадка. Даешь мало — ее почти не слышно, начинаешь добавлять — звук как будто захлебывается в отражениях. Так и крутил все, на ощупь. В итоге образец-то я записал, но остался недоволен.

Мне бы не хотелось сгущать краски относительно способностей этого микшера. Однако, раз услышав результат сведения на Spirit ES, я хотел добиться чего-то похожего на Mackie. Но не смог. До уровня Yamaha MG этот микшер тоже не дотягивает.

Запись миксов можно найти на сайте МО. Они называются в соответствии с маркой производителя микшера: Soundcraft_mix (14,2 Мб), Yamaha_mix (14,2 Мб), Mackie_slice (4,96 Мб).

Заключение
Микшер Yamaha MG понравился мне гибкостью маршрутизации. Конкретно — наличием подгрупп и индивидуально переключаемыми посылами в первую шину эффектов. Небольшой минус для живого исполнения: если вам нужно быстро вносить изменения в микс, то двигать фейдеры и нажимать кнопки трудновато. Основные же минусы, с моей точки зрения, таковы: микшер немного шумит, и звук он дает не совсем тот, какой бы мне хотелось получить.

Поэтому в рассмотренной паре я присуждаю первенство микшеру Soundcraft Spirit ES. Звучание его микса мне настолько понравилось, что перевесило теоретические плюсы микшера MG16/4. Я учитывал также и возможность решения конкретной задачи: "много синтезаторов — чистый звук". Для моих целей вполне подойдет консоль и без пары подгрупп. Да и разъемы Return при таком количестве стереовходов непринципиальны. Поэтому выбор был довольно легким.

Правда, немного разочаровал своей бедностью эквалайзер в стереолинейках пульта Spirit ES. Конечно, увлекаться этими ручками зачастую вредно, но все равно хочется, чтобы они были, хотя бы про запас. Кстати, довольно быстро нашлось применение и среднечастотному регулятору с частотой 600 Гц. В большинстве случаев его нужно крутить немного влево, вот и все. Как раз на нижней середине обычно собираются бумкающие отзвуки, которые загрязняют звук инструментов при записи. Вот их-то и нужно подавлять этим регулятором. И это вполне удается.

Если вы используете не очень много инструментов и пишете акустическую музыку, то хорошей альтернативой микшеру Spirit ES может быть Spirit E12. У него двенадцать монолинеек и две стерео. Линейки, в принципе, те же самые, а значит на двенадцати входах (что эквивалентно шести стереопарам) у вас будет эквалайзер с полупараметрической серединой. И вы сможете получить прозрачный микс.

Микшер Yamaha MG16/4, как мне кажется, больше подходит для тяжелой музыки. Жесткая электроника, или что-то в стиле хэви-метал (или как это теперь называется), — подобным направлениям требуется как раз не воздушность, а плотность. Благодаря наличию пары подгрупп, он подойдет и для живых выступлений небольших коллективов. Учитывая цену аппарата, подобрать ему альтернативу очень сложно.

Звуковые примеры
Soundcraft_mix.wav (14,2 Мб)
Yamaha_mix.wav (14,2 Мб)
Mackie_slice.wav (4,96 Мб)
Модели: 
Soundcraft Spirit ES
Модели: 
Yamaha MG16/4
5
Ваша: нет Средняя: 5 (голосов: 1)

Реклама

Рейтинг@Mail.ru