Статья "Yamaha CS-80"

Автор: 
Георгий Данилов
Дата первой публикации: 
сен 2007

Полифонические аналоговые синтезаторы серии CS.

Полифонические синтезаторы, выпускавшиеся в конце 70-х — начале 80-х американскими и японскими фирмами, отличались друг от друга и звуком, и внешним видом, и характеристиками, но большинство из них было сделано по одному принципу. Путем проб и ошибок была найдена оптимальная конструкция, которая потом просто копировалась производителями. У этих синтезаторов каждый голос имел свой собственный тон-генератор с цепочкой VCO — VCF — VCA (иногда выполненный на отдельной плате для упрощения ремонта и обслуживания). При нажатии клавиш система цифрового сканирования и распределения голосов назначала взятые ноты на свободные тон-генераторы для воспроизведения (что, собственно, и делало синтезатор полифоническим). Также цифровое сканирование могло использоваться для определения положения всех регуляторов и переключателей передней панели, чтобы сохранить эти данные в память и вызвать в любой момент. В более поздних моделях микропроцессор (обычно это был Zilog Z80) использовался и в синтезе — для создания LFO и огибающих, однако, все-таки, в большинстве синтезаторов для огибающих использовались отдельные аналоговые чипы (чаще всего CEM3310).

В звуковой части большинства полифонических синтезаторов также использовались интегральные схемы CEM, и лишь некоторые модели (в основном, производства Korg) использовали чипы SSM или дискретные схемы (Oberheim OB-X). Даже структура синтеза у всех полифонических синтезаторов была очень похожей: два осциллятора с возможностью синхронизации, высокочастотный фильтр (иногда еще и низкочастотный), отдельные огибающие типа ADSR для фильтра и усилителя, общий LFO. Практически у всех полифонических синтезаторов были одинаковые пятиоктавные клавиатуры без динамики и послекасания. В общем, полифонические синтезаторы того времени были довольно близки друг к другу (да и стоили почти одинаково). Однако были и инструменты, которые выделялись на общем фоне — прежде всего, это Yamaha серии CS и Korg серии PS, демонстрирующие совершенно разные подходы к созданию полифонического синтезатора. Эти инструменты совсем ненамного опередили Prophet 5 и OB-X, но кажется, что они вообще из другого времени. Korg PS и Yamaha CS уникальны, и можно смело утверждать, что это одни из самых необычных синтезаторов из всех когда-либо созданных. Если инструменты серии PS поражают своими размерами, возможностями синтеза и огромной для того времени полифонией (48 голосов!), то Yamaha CS (особенно старшая модель, CS-80) — своей необыкновенной "музыкальностью". Именно об инструментах Yamaha CS я и хочу рассказать в этой статье.

Yamaha CS
Потратив огромные средства (около трех миллионов долларов) на разработку суперсинтезатора GX-1, который оказался слишком дорогим для массового производства, Yamaha решила использовать полученные знания и опыт для создания более простых и доступных инструментов, которые можно было бы выпускать в значительных количествах. Эта тактика себя оправдала (кстати, Yamaha и впоследствии успешно ее использовала — например, при создании FM- и AWM-синтезаторов, но это уже тема для отдельного разговора), и всего через год после появления GX-1 на его базе был создан синтезатор с близкими к GX-1 характеристиками, но гораздо более компактный и недорогой. По поводу того, какой из синтезаторов CS-серии появился первым, трудно сказать что-то определенное — точно известно только, что это произошло в 1976 году. Некоторые источники утверждают, что первым был CS-50, а CS-60 и CS-80 появились лишь через год, другие же указывают 1976 как год появления всей CS-серии. Скорее всего, синтезаторы разрабатывались одновременно, а CS-50, как наиболее простой, был закончен первым.

Все синтезаторы серии CS имеют сходную архитектуру синтеза и отличаются, в основном, числом голосов и исполнительскими возможностями. Появившийся последним CS70M больше всего выделяется среди остальных инструментов серии, так как, благодаря микропроцессору, имеет ряд новых функций. Наибольшими возможностями синтеза и управления звуком обладает CS-80, он же является и самым известным из всех CS-синтезаторов. С него мы и начнем знакомство с серией CS.

CS-80
Старшую модель CS-серии создатели постарались максимально приблизить к GX-1. CS-80 имеет почти все те же возможности, что и GX-1 при использовании одной клавиатуры. У CS-80 восьмиголосная полифония, как и у каждого из основных тон-генераторов GX-1. Уникальную архитектуру синтеза CS-80 также почти без изменений унаследовал от GX-1. Для создания звуков в CS-80 используются две параллельные цепочки синтеза (в руководстве пользователя они названы "Channel I" и "Channel II"), каждая из которых фактически представляет собой отдельный синтезатор.

Более того, пресеты и пэтчи для каждого канала также выбираются отдельно! В принципе, CS-80 можно было бы назвать двухтембральным синтезатором, если бы он имел возможность раздельного управления тембрами по CV/Gate с внешних устройств или с помощью разделения клавиатуры. К сожалению, и то, и другое отсутствует. Как ни странно, очень близкую к CS-80 структуру синтеза имеет PCM-синтезатор Korg M1. В режиме Double его AI-синтез практически полностью повторяет двухканальную схему CS-80 (за исключением кольцевого модулятора и еще пары мелочей).


Рис. 2. Структура синтеза CS-80.


Рис. 3. Структура синтеза M1 (режим Double).


Рис. 4. Структура синтеза типичного полифонического синтезатора 80-х.

Из аналоговых полифонических синтезаторов самым близким к CS-80 по концепции является Rhodes Chroma — у этого синтезатора так же взвешенная динамическая клавиатура и сопоставимая по гибкости система синтеза. Пожалуй, Chroma уступает CS-80 только в исполнительских возможностях, а по удобству в обращении эти инструменты примерно равны.

Внимательный читатель мог обратить внимание на промелькнувшее чуть раньше слово "пэтч". Широко известно, что первым программируемым полифоническим синтезатором был SCI Prophet 5. Но синтезаторы CS-серии, появившиеся на два года раньше, также имеют пользовательские пэтчи, и здесь нет никакого противоречия, потому что CS-60 и CS-80 для сохранения пэтчей не используют микропроцессор. Вместо этого синтезатор оснащен набором миниатюрных регуляторов (CS-80 имеет четыре таких набора, а CS-60 — один набор), которые являются уменьшенными копиями регуляторов передней панели. Они располагаются в небольшой нише в левой части синтезатора под откидывающейся крышкой.

В каждом из наборов можно сделать свои настройки, а потом вызвать их, нажав соответствующие кнопки пэтчей. В начале 70-х Yamaha использовала такой же способ сохранения настроек в своих электроорганах. Подобная система сохранения пэтчей позволяет обойтись без микропроцессора, но это требует огромного числа внутренних соединений, что делает и без того сложный синтезатор еще сложнее. Несмотря на отсутствие программируемых пэтчей, CS-синтезаторы все же не являются полностью аналоговыми — как и большинство других полифонических синтезаторов, они имеют цифровые модули сканирования клавиатуры и распределения голосов.

Кроме пользовательских пэтчей CS-80 имеет еще и два набора пресетных пэтчей (каждый набор предназначен только для своего канала):
Channel I — Strings 1, Strings 3, Brass 1, Flute, Electric Piano, Clavichord 1, Harpsichord 1, Organ1, Guitar 1, Funky 1, Funky 3;
Channel II — Strings 2, Strings 4, Brass 2, Brass 3, Bass, Clavichord 2, Harpsichord 2, Organ 2, Guitar 2, Funky 2, Funky 4.

Пресетные пэтчи звучат довольно просто и лишь отдаленно напоминают инструменты, заявленные в названиях. Впрочем, это характерно для всех аналоговых синтезаторов с непрограммируемыми пресетами.

Кнопки вызова пэтчей расположены в два ряда (верхний ряд для первого канала, нижний — для второго). Последними в каждом ряду идут кнопки вызова двух пользовательских пэтчей (Memory) и пэтча, отстроенного регуляторами передней панели (Panel). Пресетные, пользовательские и "панельные" пэтчи можно комбинировать в любых сочетаниях.

CS-80 намного меньше GX-1, но все равно остается самым громоздким из всех серийных синтезаторов и весит около 100 кг. Его дизайн повторяет дизайн комбоорганов серии YC, которые Yamaha выпускала в начале 70-х годов — инструмент как бы встроен в жесткий кейс, закрывающийся сверху крышкой. Все регуляторы, кнопки и переключатели также заимствованы у электроорганов Yamaha Electone и YC. Некоторые из этих электроорганов имеют и ленточные контроллеры, ставшие впоследствии неотъемлемым атрибутом CS-синтезаторов. Правда, у электроорганов Yamaha ленточные контроллеры используются не для изменения высоты тона основного тон-генератора, а для игры на встроенном монофоническом синтезаторе.

Для каждой функции CS-80 на передней панели имеется отдельный регулятор или переключатель, причем они разных цветов, чтобы легче было ориентироваться. Для регуляторов среза фильтра и частотно-импульсной модуляции используется зеленый цвет, для резонанса — красный, для высоты тона — белый, регуляторы громкости имеют серый цвет, затухания — желтый, а все остальные черные. Кнопки вызова пресетов также раскрашены во все цвета радуги, что придает инструменту несколько легкомысленный вид.

Регуляторы передней панели у CS-80 функционируют только когда для данного канала выбран пэтч Panel. Изменять звучание пресетных и пользовательских пэтчей с их помощью нельзя. Чтобы хоть как-то компенсировать этот недостаток, CS-80 оснащен регуляторами, которые позволяют изменять во время исполнения наиболее важные параметры синтеза. У CS-80 эти регуляторы располагаются над клавиатурой, справа от кнопок выбора пэтчей. Они позволяют изменять частоту среза (регулятор Brilliance) и резонанс (Resonance) в любом из пэтчей, включая пэтчи Panel. Используя эти регуляторы, кольцевой модулятор и LFO, пресетные пэтчи можно изменить до неузнаваемости, а, комбинируя разные пэтчи, изменяя баланс каналов и расстраивая их регулятором Detune, можно получить множество новых звуков. Кстати, в руководстве пользователя приведены все параметры пресетных пэтчей, так что их можно воспроизвести с помощью регуляторов передней панели и внести в них любые поправки, если изменения частоты среза и резонанса регуляторами Brilliance и Resonance недостаточно.

CS-80 оснащен пятиоктавной взвешенной динамической клавиатурой с полифоническим послекасанием, очень похожей на ту, которая используется в электропиано Yamaha CP20/30.

Именно эта клавиатура является ключом к уникальным исполнительским возможностям CS-80. Клавиатура позволяет контролировать VCO (высоту тона), VCF (частоту среза) и VCA с помощью динамики, а также VCF, VCA, LFO и PWM с помощью полифонического послекасания, причем степень воздействия динамики/послекасания на параметры синтеза устанавливается отдельно для каждого канала. Ничего подобного в то время не имел ни один синтезатор.

Кроме этого, CS-80 оснащен ленточным контроллером, который позволяет сделать исполнение еще более выразительным. В середине 70-х Moog уже использовал ленточные контроллеры для сдвига высоты тона в своих синтезаторах, однако пользоваться ленточным контроллером CS-80 гораздо удобнее, так как он не имеет жестко заданного центра, от которого необходимо осуществлять сдвиг. Центром становится любая точка, которой касается палец. Перемещая его вправо, можно сдвинуть тон на октаву вверх, а при перемещении влево высота тона снижается вплоть до 0 Гц (!). Самая же нижняя клавиша может производить лишь звук с фундаментальной частотой в 32 Гц.

Несмотря на использование интегральных схем, электроника занимает практически весь внутренний объем CS-80. Кстати, Yamaha начала использовать аналоговые чипы в своих электроорганах еще в конце 60-х годов, и в рекламных буклетах всегда подчеркивалось, что Yamaha — первый производитель музыкальных инструментов, который стал использовать микросхемы собственной разработки. Вопреки распространенному мнению, субмодули GX-1 не являются дискретными версиями аналоговых чипов, использовавшихся в CS-серии. Проектируя CS, инженеры старались создать другой инструмент. Однако в целом по структуре синтеза CS-80 и GX-1 очень близки. Итак, каждый канал CS-80 содержит:
- один осциллятор,
- резонансные низкочастотный и высокочастотный фильтры,
- усилитель,
- отдельные огибающие для фильтра и усилителя.

Кроме этого, есть общий для двух каналов кольцевой модулятор и LFO.

VCO
Осциллятор может производить одновременно пилообразную и прямоугольную волны. Возможна модуляция ширины импульса, для чего используется отдельный LFO, который может контролироваться полифоническим послекасанием. Кроме этого, к сигналу можно добавлять еще и синусоидальную волну, причем добавляется она после (!) фильтра. Такой вот субтрактивно-аддитивный синтезатор. Так же есть генератор белого шума.

VCF
Своим легко узнаваемым звуком CS-80 во многом обязан необычным фильтрам. Их у синтезатора два: низкочастотный и высокочастотный. Оба фильтра резонансные, но без самовозбуждения; имеют крутизну среза 12 дБ/окт. У этих фильтров характерное мягкое звучание, которое является неотъемлемой частью звука CS-80.

Оба фильтра имеют отдельные регуляторы для частоты среза и резонанса. У секции VCF есть свой собственный генератор огибающей типа ADR, которая намного лучше подходит для работы с фильтром, чем традиционные ADSR-огибающие. ADR-огибающая CS-80 позволяет устанавливать не только время атаки, но и уровень, с которого она начинается (Initial Level), а также конечный уровень атаки. За уровень сустейна принимается частота среза, установленная соответствующим регулятором в секции VCF. Release возвращает частоту среза к точке Initial Level. Все это делает генератор огибающей более гибким, а саму работу с огибающей — более удобной.

VCA
Обычно в секции VCA располагаются только регуляторы генератора огибающей усилителя, однако у CS-80 в секции VCA есть еще и микшер с регуляторами уровня выхода фильтра и уровня синусоидальной волны. Также здесь находится общий регулятор громкости.

Огибающая усилителя — типа ADSR. Огибающие у CS очень быстрые — минимальное время атаки всего 1 мс. К сожалению, максимальное время тоже очень малое — всего 1 с, что не позволяет создавать медленные, выплывающие подклады, хотя тут CS-80 c его мощным синтезом, модуляционными возможностями и мягким звуком мог бы показать себя с самой лучшей стороны. Время спада/затухания у CS-80 также ограниченно и варьируется в пределах от 10 мс до 10 с.

Sub-oscillator
Пожалуй, ограниченное время стадий огибающих является главным недостатком синтеза CS-80. Еще одно упущение — отсутствие возможности раздельной установки глубины модуляции LFO для отдельных каналов. Зато глубина модуляции с помощью трех регуляторов устанавливается отдельно для VCO (высота тона), VCF (частота среза обоих фильтров) и VCA. С помощью переключателя Function можно выбрать один из шести режимов работы: синусоидальная, пилообразная, инвертированная пилообразная и прямоугольная формы волны, белый шум и External. Последний позволяет использовать внешний сигнал в качестве источника модуляции. Частота модуляции устанавливается регулятором Speed (от 0,7 до 60 Гц).

У CS-80 нет традиционного колеса модуляции. Для управления глубиной модуляции используется полифоническое послекасание, которое также может изменять скорость LFO.

Кстати, вы обратили внимание на название этого раздела? Вместо привычного термина "LFO", который тогда уже применяли практически все американские производители, Yamaha использовала сбивающее с толку название "Sub-oscillator", которое традиционно обозначает совсем другую часть синтезатора. Все ранние синтезаторы Yamaha (включая GX-1) имеют подобные отклонения в названиях, что вообще было характерно для двигавшихся своим собственным путем японских производителей. Korg, например, называл LFO "генератором модуляций" (Modulation Generator или MG), упорно игнорируя общепринятое название до середины 90-х годов.

Кольцевой модулятор
Секция Ring Modulator располагается рядом с секцией LFO в левой части синтезатора над клавиатурой. CS-80 оснащен одним из самых продвинутых кольцевых модуляторов, когда-либо использовавшихся в синтезаторах. Он имеет множество настроек, и благодаря ему CS-80 может создавать звуковые эффекты, на которые не способен никакой другой синтезатор.

Эффект кольцевой модуляции является разновидностью амплитудной модуляции и называется так из-за характерного расположения диодов в устройстве, которое этот эффект создает (впрочем, иногда его еще называют "Balanced Modulator"). Этот эффект заключается в следующем. Два сигнала, один из которых является несущим, а другой модулирующим (обычно для него используется LFO с простой синусоидальной волной или один из осцилляторов синтезатора), умножаются, в результате чего получается новый сигнал, содержащий не частоты исходных сигналов, а их сумму и разность. Звук от этого становится звенящим и приобретает характерный металлический привкус. При использовании кольцевого модулятора несущим у CS-80 является общий сигнал двух каналов, а модулирующий сигнал генерируется отдельным LFO.

Обычно кольцевой модулятор у синтезатора имеет лишь выключатель, а у модульных синтезаторов он часто вообще не имеет никаких органов управления и содержит лишь входы для двух исходных сигналов и выход для полученного результата. На фоне этого секция Ring Modulation CS-80 смотрится весьма впечатляюще. Для управления кольцевой модуляцией используются регуляторы Modulation, устанавливающий глубину модуляции, и Speed, определяющий ее частоту. Кроме этого, блок Ring Modulation у CS-80 имеет собственный генератор огибающей типа AD, и с помощью регуляторов Attack и Decay Time можно плавно увеличивать и уменьшать частоту модуляции, что более приятно на слух по сравнению с обычным резким включением/выключением кольцевой модуляции. Интенсивность воздействия огибающей на частоту модуляции устанавливается регулятором Depth.

Кольцевой модулятор и LFO в CS-80 рассматриваются не как элементы синтеза, а как дополнительные эффекты, и поэтому их настройки не сохраняются в память и не содержатся в пресетных пэтчах. Об этом надо помнить при создании собственных звуков и переключении пресетов.

Общие настройки
Органы управления общими настройками синтезатора сосредоточены слева от клавиатуры. Здесь располагаются регуляторы полифонического портаменто/глиссандо, кнопки Foot pedal selector, позволяющие выбрать режим работы педали — EXP (громкость) или Exp Wah (громкость и вау), а также настройки педального переключателя (может использоваться для включения портаменто/глиссандо и как обычная педаль сустейна).

В этой же секции находятся общие настройки сустейна. CS-80 имеет два режима сустейна (в данном случае под сустейном подразумевается стадия затухания из секции генератора огибающей — как ни странно, но для обозначения стадии затухания в секции генератора огибающей и в секции общих настроек Yamaha использовала разные названия). В первом режиме затухание происходит в соответствии с настройками в секции генератора огибающей. Во втором же режиме при взятии новых нот стадия затухания предыдущих обрывается как у монофонических синтезаторов, что позволяет избежать характерного для полифонических синтезаторов наложения затуханий.

Есть также отдельный слайдер Sustain, устанавливающий время затухания (до 10 с).

Эффекты
У CS-80 есть блок аналоговых стереоэффектов Chorus/Tremolo. Органы управления эффектами находятся там же, где и регуляторы общих настроек. С помощью переключателей можно выбрать хорус или тремоло, а регуляторы Speed и Depth устанавливают, соответственно, частоту и интенсивность модуляции. Хорус позволяет сделать звук CS-80 еще плотнее, а тремоло может имитировать эффект вращающегося динамика, однако эффекты заметно шумят.

Использование
CS-80 печально знаменит своей ненадежностью, и прежде всего — нестабильностью строя. Однако отдельные владельцы утверждают, что практически не сталкиваются с этой проблемой. Во многом стабильность зависит от условий хранения и перевозки — CS-80, к примеру, не переносит перевозки в вертикальном положении, так как при этом толчки и удары передаются триммерам настройки отдельных голосов, и строй сразу "съезжает". Также CS-80 очень чувствителен к изменениям температуры, причем строй каждого голоса норовит "съехать" по-своему из-за того, что чипы VCO располагаются в разных местах и подвергаются разному нагреву.

Естественно, это усложняет использование CS-80 на сцене. Чего только не делали фанаты этого синтезатора, чтобы иметь возможность играть на нем "вживую". В инструмент устанавливались вентиляторы и термометры для контроля температуры, кто-то даже додумался заливать триммеры настройки лаком для ногтей, чтобы предотвратить их самопроизвольное смещение. В книге "Vintage Synthesizers" Mark Vail описывает очень интересную модернизацию, которой подвергся один CS-80 с целью раз и навсегда устранить проблемы со строем: осцилляторы были соединены общей жидкостной системой охлаждения, что позволяло сохранять температуру всех VCO-чипов одинаковой и предотвращало "разъезжание" отдельных голосов. Этот модернизированный CS-80 в течение полутора лет использовал в концертной деятельности Garth Hudson из The Band, после чего синтезатор, все это время прекрасно сохранявший строй, был украден (видимо, завистниками).

В настоящее время ремонт CS-80 очень проблематичен, так как в синтезаторе используются собственные микросхемы Yamaha, а не широко распространенные микросхемы Curtis, и чтобы достать нужные детали чаще всего приходится разбирать на запчасти другой CS-80 или CS-60. Так что сейчас CS-80, скорее, коллекционный инструмент, чем рабочий.

CS-80 не имеет никаких интерфейсов для связи с внешним миром, однако фирма Kenton одно время выпускала наборы, позволяющие оснастить его MIDI.

Всего до конца 70-х годов было выпущено около 2000 экземпляров CS-80. В 70-х синтезатор стоил около 7000$, сейчас — примерно 2500$ за работоспособный экземпляр.

CS-80 использовали в своих работах Vangelis (фильмы Blade Runner, Chariots of Fire и Mutiny on the Bounty), Jean Michel Jarre, Steve Winwood, Paul McCartney and Wings (альбом London Town), Steve Porcaro (Toto, альбом Toto IV, фильм Dune), Duncan McKay (10cc), Brian Eno (альбом Before and After Science), Peter Gabriel (альбом So), Klaus Schulze, Tomita, Frank Zappa, Tony Banks (Genesis), Ricard Tandy (Electric Light Orchestra, альбом Discovery), Don Airey (Black Sabbath, Brian May, Deep Purple, Gary Moore, Jethro Tull, Judas Priest, Rainbow, UFO, Whitesnake), Geoff Downes (Yes, Asia), Rick Wakeman (фильм The Burning), Herbie Hancock, Stevie Wonder и многие другие известные музыканты.

Спецификация Yamaha CS-80

Клавиатура
61 клавиша, 5 октав
Транспозиция
на октаву вниз и две вверх
Доступный диапазон фундаментальных частот
32 Гц — 8 кГц (возможно наличие обертонов выше указанного диапазона)
0 Гц — 11 кГц при использовании регулятора Pitch и ленточного контроллера
Пределы настройки высоты тона
Coarse Tune — приблизительно 1 октава (от -500 до +700 центов)
Fine Tune — приблизительно от -30 до +30 центов
Detune Channel II — расстройка каналов в пределах полутона
Полифония
8 нот
Пэтчи
два набора, в каждом по 11 пресетных и 2 пользовательских пэтча
Генераторы огибающих
время атаки — от 1 мс до 1 с
время спада — от 10 мс до 10 с
время затухания — от 10 мс до 10 с
Кольцевой модулятор
общая модуляция всех голосов синусоидальной волной отдельного LFO
Генератор низкой частоты
6 режимов, частота от 0,7 до 60 Гц
Входы
- Ext In для модулирующих сигналов (джек)
- разъем для педального переключателя (джек)
- разъем для педали экспрессии (джек)
Выходы
- основной несимметричный выход (джек)
- несимметричный выход Left (джек)
- несимметричный выход Right (джек)
имеется общий для всех трех выходов переключатель уровня: High (0 дБ) или Low (-20 дБ)
- стереовыход для наушников (джек)
Энергопотребление
180 Вт
Габариты
в сложенном состоянии — 1205 x 702 x 304 мм
в собранном состоянии (со стойкой) — 1205 x 702 x 965 мм
Масса (включая аксессуары)
100 кг
Стандартные аксессуары
- жесткая крышка
- стойка
- пюпитр
- педаль экспрессии
- педальный переключатель
- сумка для переноски стойки и педалей
- тюбик жидкости для чистки клавиатуры
- руководство пользователя

CS-60
CS-60 является половиной СS-80, то есть это такой же синтезатор, но только с одним каналом. В нем используются те же схемы, и он имеет практически все те же возможности (кроме комбинирования двух каналов, конечно). Другим важным отличием является использование нединамической клавиатуры и монофонического послекасания вместо полифонического.

CS-60 не имеет легендарного статуса CS-80, многие даже считают, что он звучит хуже, чем CS-80 при таких же настройках и одном отключенном канале. Это вызывает сомнение. Конечно, аналоговые синтезаторы, даже те, в которых используются микросхемы, всегда чуточку отличаются друг от друга. Я думаю, что разница между звучанием CS-60 и CS-80 не больше, чем между звучанием двух разных CS-80. Скорее всего, при прямом сравнении чисто психологическое ощущение разницы возникает из-за разных клавиатур синтезаторов. Возьмите ваш любимый Motif или Triton с взвешенной клавиатурой и поиграйте на нем через подключенный к нему по MIDI дешевый синтезатор вроде Yamaha PSR-170, и вы поймете, о чем я говорю. Конечно, у CS-60 клавиатура не такая, как у PSR-170, но все-таки она очень сильно отличается от взвешенной динамической клавиатуры CS-80. К тому же, если в пэтче CS-80 используется управление элементами синтеза посредством динамики, то ясно, что CS-60 c фиксированным фильтром и усилителем звучать будет по-другому.

Любопытно, что CS-60, содержащий те же схемы, что и CS-80, считается гораздо более надежным. Скорее всего, дело в том, что в CS-80 платы расположены слишком плотно, что приводит к постоянному перегреву, как это было с десятиголосным прототипом SCI Prophet. Тот Prophet 10, так и не пошедший в серию, мог держать строй всего несколько минут. Тогда Dave Smith просто выкинул половину плат, сократив полифонию вдвое, и все встало на свои места. То же самое, скорее всего, произошло и с CS-60 — он имел половину плат CS-80 при том же размере корпуса, что благоприятно сказалось на температурном режиме. Однако если Prophet 5 заменил неработоспособный Prophet 10 (не путать с более поздним двухклавиатурным синтезатором), то CS-60 выпускался вместе с CS-80 просто как его упрощенный вариант. В те времена нестабильность строя была неотъемлемой частью синтезаторов и никого не удивляла. Кто знает, если бы создатели CS-80 постарались улучшить его работоспособность и снизить вес, возможно, он составил бы гораздо более сильную конкуренцию продукции Oberheim и SCI, а так он остался просто неординарным исполнительским инструментом, не претендующим на массовый спрос.

Дизайн CS-60 практически не изменен по сравнению с CS-80, только подсвеченные изнутри кнопки пресетов из экономии заменены на пластмассовые, напоминающие те, что в 60-х годах использовались в комбоорганах.

На момент появления CS-60 стоил больше 3000$, но сейчас его можно найти примерно за 1000$, что делает этот синтезатор весьма привлекательным для тех, кто хочет приобщиться к легендарному звуку серии CS. Среди известных пользователей инструмента: Air, Jean-Michel Jarre, Oshe, Bob Marley and the Wailers.

Спецификация Yamaha CS-60

Клавиатура
61 клавиша, 5 октав
Транспозиция
на две октавы вниз и одну вверх
Доступный диапазон фундаментальных частот
16 Гц — 4 кГц (возможно наличие обертонов выше указанного диапазона)
Пределы настройки высоты тона
Coarse Tune — приблизительно 1 октава (от -500 до +700 центов)
Fine Tune — приблизительно от -11 до +14 центов
Полифония
8 нот
Пэтчи
12 пресетных и 1 пользовательский пэтч
Генераторы огибающих
время атаки — от 1 мс до 1 с
время спада — от 10 мс до 10 с
время затухания — от 10 мс до 10 с
Кольцевой модулятор
общая модуляция всех голосов синусоидальной волной отдельного LFO
Генератор низкой частоты
6 режимов, частота от 0,7 до 60 Гц
Входы
- Ext In для модулирующих сигналов (джек)
- разъем для педального переключателя (джек)
- разъем для педали экспрессии (джек)
Выходы
- основной несимметричный выход (джек) с переключателем уровня: Low (-20 дБ) или High (0 дБ)
- стереовыход для наушников (джек)
Энергопотребление
85 Вт
Габариты
в сложенном состоянии — 1109 x 550 x 264 мм
в собранном состоянии (со стойкой) — 1109 x 550 x 942 мм
Масса (включая аксессуары)
46 кг
Стандартные аксессуары
- жесткая крышка
- стойка для синтезатора
- пюпитр
- педаль экспрессии
- педальный переключатель
- сумка для переноски стойки и педалей
- тюбик жидкости для чистки клавиатуры
- руководство пользователя

CS-50
CS-50 является четырехголосной версией CS-60, и от него особо не отличается. Клавиатуру урезали до четырех октав и, из соображений экономии, отказались от ленточного контроллера.

Формально CS-50 является полифоническим синтезатором, хотя фактически он принадлежит к промежуточному классу между одноголосными и полифоническими инструментами, к которому также можно отнести Roland Jupiter 4, Teisco SX400 и некоторые другие аналогичные модели, слишком большие для одноголосных синтезаторов и слишком маленькие для настоящих полифонических синтезаторов.

В 70-х CS-50 стоил около 2000$. Сейчас его можно найти за 500$. Как и CS-60, он считается более надежным по сравнению с CS-80. Известные пользователи: Men Without Hats, Herbie Hancock.

Спецификация Yamaha CS-50

Клавиатура
49 клавиш, 4 октавы
Транспозиция
на две октавы вниз и одну вверх
Доступный диапазон фундаментальных частот
32 Гц — 4 кГц (возможно наличие обертонов выше указанного диапазона)
Пределы настройки высоты тона
Coarse Tune — приблизительно 1 октава (от -500 до +700 центов)
Fine Tune — приблизительно от -30 до +30 центов
Полифония
4 ноты
Пэтчи
13 пресетных пэтчей
Генераторы огибающих
время атаки — от 1 мс до 1 с
время спада — от 10 мс до 10 с
время затухания — от 10 мс до 10 с
Кольцевой модулятор
общая модуляция всех голосов синусоидальной волной отдельного LFO
Генератор низкой частоты
6 режимов, частота от 0,7 до 60 Гц
Входы
- Ext In для модулирующих сигналов (джек)
- разъем для педали экспрессии (джек)
Выходы
- основной несимметричный выход (джек) с переключателем уровня: Low (-20 дБ) или High (0 дБ)
- стереовыход для наушников (джек)
Энергопотребление
55 Вт
Габариты
в сложенном состоянии — 981 x 511 x 252 мм
в собранном состоянии (со стойкой) — 981 x 511 x 930 мм
Масса (включая аксессуары)
36 кг
Стандартные аксессуары
- жесткая крышка
- стойка для синтезатора
- пюпитр
- педаль экспрессии с виниловым кейсом
- тюбик жидкости для чистки клавиатуры
- руководство пользователя

CS70M
В 1981 году Yamaha выпустила последний полифонический аналоговый синтезатор серии CS — модель CS70M. Инструмент имеет такой же тон-генератор, как у CS-80, но является шестиголосным. Кроме того, благодаря цифровому контролю синтеза появились дополнительные функции (в частности, секвенсор с четырьмя банками по 128 нот и полноценные программируемые пэтчи).

Дизайн был полностью изменен, и CS70M больше походит на синтезаторы серии SK, чем на другие модели серии CS. Также изменилось написание названия: появилась буква "M" (означающая "memory") и почему-то пропал дефис между цифрами и буквами.

Регуляторы и переключатели у CS70M двух цветов: желтого для параметров, которые сохраняются в память, и белого для параметров, которые не сохраняются. Как гордо гласит рекламная брошюра, CS70M может сохранять в память 39 параметров синтеза. В правом нижнем углу синтезатора находится разъем для специальной магнитной карты (такие же использовались и в синтезаторах GS-1/2), на которую можно сохранить два пэтча — немного, конечно, но другие синтезаторы того времени и этого не имели.

У синтезатора появился режим Unison и возможность разделения клавиатуры на две части (при этом одна часть имеет полифонию четыре ноты, а другая — две ноты) с установкой баланса частей.

В саму структуру синтеза были внесены следующие изменения:
- вместо сочетания двух фильтров (ВЧ 12 дБ/окт и НЧ 12 дБ/окт) используется только один фильтр, но с тремя режимами работы: НЧ 12 дБ/окт, ВЧ 12 дБ/окт, полосовой 6 дБ/окт;
- огибающая фильтра типа ADR заменена обычной ADSR-огибающей, которую можно инвертировать;
- время стадий огибающих VCF и VCA можно увеличить в пять раз с помощью кнопок Time x 5;
- убраны отдельные LFO для частотно-импульсной модуляции и кольцевого модулятора, вместо них появился один общий программируемый LFO с пятью режимами работы и собственной огибающей (контролирует частоту модуляции) типа AD, который может модулировать VCO (высота тона), ширину импульса прямоугольной волны, VCF (частота среза) и VCA обоих каналов или только одного первого канала, а также генерировать модулирующий сигнал для кольцевого модулятора;
- кольцевой модулятор в качестве несущего сигнала может использовать только сигнал первого канала;
- непрограммируемый LFO, так же, как и у других моделей серии CS, может модулировать VCO, VCF и VCA, но число режимов работы сокращено до трех (синусоидальная, пилообразная и прямоугольная формы волны), а переключатель над колесом модуляции позволяет выбрать в качестве цели модуляции первый, второй или оба канала одновременно;
- у эффекта Tremolo появилась возможность переключения между быстрой и медленной скоростью, что позволяет еще лучше имитировать Leslie.

CS70M гораздо компактнее CS-80 и весит всего каких-то 30 кг. Это большой шаг вперед по сравнению с совершенно нетранспортабельным CS-80, но из-за уменьшившихся размеров передней панели на ней теперь хватает места только для одного набора регуляторов, и программировать каналы нужно по очереди. Любой из пэтчей можно редактировать с помощью регуляторов передней панели, но для этого надо войти в режим Edit двойным нажатием кнопки вызова данного пэтча.

Клавиатура по-прежнему пятиоктавная, но она перестала быть динамической, осталось только монофоническое послекасание, как у CS-60. При нажатии более шести клавиш приоритет отдается последним нотам.

У CS70М наконец-то появились колеса высоты тона и модуляции, которые к тому времени уже получили повсеместное распространение (один лишь Roland упорно ставил на свои синтезаторы джойстики и продолжает делать это до сих пор, хотя многие пользователи их терпеть не могут).

Также добавлена функция автоматической настройки.

На задней панели CS70M располагается многоконтактный разъем "Key Code Input". Это вход собственного параллельного цифрового интерфейса Yamaha, позволяющего контролировать CS70M с синтезаторов Yamaha SK30 и SK50D или электропианино CP35, которые, соответственно, имеют разъем "Key Code Output". Судя по всему, CS70M был единственным инструментом с входом "Key Code". В том же 1981, когда появился CS70M, началось обсуждение единого интерфейса, и через два года Yamaha стала оснащать свои инструменты MIDI. Собственный интерфейс стал не нужен.

Любопытно, что нечто подобное происходило с синтезаторами Jupiter и Chroma несколько лет спустя: после старшей восьмиголосной модели выпускалась более недорогая и компактная шестиголосная, но зато с MIDI. Впрочем, эти попытки приблизить аналоговый синтезатор к народу ни к чему не привели — никакие Юпитеры уже не могли остановить распространение цифровых инструментов (чему, как известно, весьма способствовала та же Yamaha).

Как и остальные инструменты CS-серии, CS70M может быть оснащен MIDI-интерфейсом фирмы Kenton.

Несмотря на то, что в CS70M используется тот же тон-генератор, что и в CS-80, это, по сути, совершенно другой инструмент. В CS-80 главным была сверхвыразительная клавиатура, которой СS70M лишен, и поэтому, несмотря на идентичность схем, звучит он по-другому.

В 1981 году CS70M стоил целое состояние — около 7000$. Сейчас же в Европе и Америке его можно купить примерно за 600-700$. Из пользователей инструмента известны только Kajagoogoo.

Спецификация Yamaha CS70M

Клавиатура
61 клавиша, 5 октав
Пределы настройки высоты тона
Tune — от -100 до +100 центов
Detune Channel II — расстройка каналов в пределах от -100 до +100 центов
Полифония
6 нот
Пэтчи
два набора по 15 пэтчей в каждом
Генераторы огибающих
время атаки — от 1 мс до 1 с
время спада — от 10 мс до 10 с
время затухания — от 10 мс до 10 с
(при отключенной функции Time x 5)
Кольцевой модулятор
общая модуляция всех голосов первого канала синусоидальной волной программируемого LFO
Генераторы низкой частоты
1) 3 режима, частота 0,05-50 Гц (непрограммируемый)
2) 5 режимов, частота 0,1-100 Гц (программируемый)
Секвенсор
4 банка по 128 нот в каждом
Входы
- 3 разъема для педальных переключателей (джеки; Sequencer start/stop, Portamento on/off, Sustain on/off)
- 3 разъема для педалей экспрессии (джеки; Modulation, Brilliance, Volume)
- разъем "Key Code Input" параллельного цифрового интерфейса Yamaha
Выходы
- основной симметричный выход (XLR)
- несимметричные выходы первого и второго каналов (джеки, первый — общий)
- стереовыход для наушников (джек)
- выходы Control Volt и Trigger (джеки) для управления внешним монофоническим синтезатором (CV/Gate-интерфейс)
Энергопотребление
110 Вт
Габариты
1120 x 500 x 180 мм
Масса
28,8 кг
Дополнительные опции
- набор магнитных карт
- педаль экспрессии
- педальный переключатель

Заключение
CS70M был последним аналоговым полифоническим синтезатором Yamaha. Его разработчикам удалось устранить практически все недостатки ранних синтезаторов CS-серии, но к моменту начала производства он уже не мог конкурировать с аналогичными синтезаторами Roland, Korg, SCI и Oberheim, которые были надежнее, дешевле и компактнее. Yamaha, опередив всех в создании полифонического синтезатора, по каким-то причинам не смогла воспользоваться своим преимуществом, и очень скоро ее обогнали другие фирмы. Возможно, опыт разработки электроорганов мешал инженерам Yamaha искать свежие идеи, и из-за этого первые синтезаторы компании при всех своих достоинствах имели весьма архаичную конструкцию, не позволявшую реализовать весь потенциал инструмента.

Все эти неудачи привели к тому, что Yamaha первой обратилась к цифровому синтезу и сделала ставку на разработку инструментов совершенно нового типа, в то время как остальные производители продолжали совершенствовать свои удачные, но уже морально устаревшие аналоговые синтезаторы.

Модели: 
Yamaha CS80
Модели: 
Yamaha CS70M
Модели: 
Yamaha CS60
Модели: 
Yamaha CS50
4.666665
Ваша: нет Средняя: 4.7 (голосов: 3)

Реклама

Рейтинг@Mail.ru