Статья "Waldorf Blofeld"

Автор: 
Владимир Сапрыкин
Дата первой публикации: 
май 2008

Звуковой модуль.

Waldorf снова в игре с синтезатором Blofeld! Примерно такими словами нас приветствует компания на своем сайте. Новость, безусловно, приятная, ведь других таких компаний просто не существует.

В свое время Waldorf рискнул и подхватил выпуск таблично-волновых синтезаторов на развалинах фирмы PPG. Но не только в этом заслуга Waldorf — в его истории были и настоящие аналоговые синтезаторы, и цифровые имитаторы аналогового синтеза. У инструментов Waldorf, обладавших уникальным характером звука, сформировался верный круг сторонников, которые, помня о главном, прощали компании множество мелких грехов. Таких, например, как выпуск моделей синтезаторов, у которых в текущей версии операционной системы отсутствовал увесистый кусок из списка заявленных функций!

Тем не менее, в середине 2004 года было объявлено о банкротстве Waldorf. Одновременно с этим сообщалось, что руководство ищет пути сохранения компании, и, по всей видимости, они были найдены. Более года назад был восстановлен выпуск синтезатора Micro Q, прерванный началом процедуры банкротства. Примерно тогда же было объявлено о скором выходе модели Blofeld, названной по фамилии главного злодея из нескольких фильмов о Джеймсе Бонде (Ernst Stavro Blofeld). Теперь этот звуковой модуль запущен в производство, и на смену ему уже обещан новый "злой" синтезатор Stromberg (еще один отрицательный персонаж бондианы — Karl Stromberg), который пока находится на завершающей стадии разработки. Хочется верить, что и он будет выпущен без задержек.

Waldorf Blofeld спрятан в маленьком прочном металлическом корпусе, окрашенном белой эмалью (рис. 1). Он настольного типа, размером 30 x 13 x 5 см, с маленькими резиновыми ножками.

Задняя часть корпуса имеет небольшой выступ вниз относительно днища (рис. 2). Благодаря этому выступу синтезатор можно легко зафиксировать на наклонной поверхности, просто зацепив его краем. Он не упадет, так как весит немногим более одного килограмма.

Поскольку синтезатор Blofeld во многом наследует свойства модели Micro Q, то я буду время от времени проводить параллели между этими инструментами.

Лицевая панель и коммутация
На лицевой панели синтезатора расположено совсем немного органов управления. Но этого, как оказалось, вполне достаточно для комфортной работы. Во-первых, есть большой графический дисплей с разрешением 128 x 64 точки (рис. 3).

А во-вторых, — матрица параметров, состоящая из четырех кнопок с индикаторами на светодиодах и четырех ручек с неограниченным вращением (рис. 4).

Под дисплеем расположены еще две ручки с неограниченным вращением, так называемые "soft knobs", изменяющие параметры, отображаемые в нижней строке дисплея. Слева есть ручка для перелистывания пресетов (она называется Selection), а под ней — регулятор выходной громкости. Последний представляет собой своеобразный программно-аппаратный гибрид. С одной стороны, это единственный на весь синтезатор настоящий переменный резистор, имеющий ограниченное вращение. С другой стороны, всякий раз при включении питания синтезатора выходная громкость самопроизвольно устанавливается на одно и то же значение, независимо от положения этого регулятора. И только если его пошевелить, уровень изменится в соответствии с текущим положением.

Все ручки сделаны из нержавеющей стали, имеют шлифованную поверхность без засечек и потому довольно скользкие (рис. 5). Но поскольку они легко вращаются, то затруднений это не вызывает. Однако иногда возникают трудности иного свойства. На ощупь не всегда понятно, действительно ли вращается ручка, или это просто пальцы проскальзывают. Приходится контролировать изменения по дисплею. Только ручка Selection оснащена дозирующим механизмом — она поворачивается с легкими щелчками. Все прочие вращаются равномерно.

В зоне дисплея, с левой стороны, есть еще светодиодный индикатор активности MIDI и кнопка Play для возврата синтезатора в обычный режим после редактирования пэтчей.

На задней панели модуля (рис. 6) есть гнездо для адаптера питания (входит в комплект), клавишный выключатель, входной MIDI-разъем, гнездо USB типа B, два аналоговых звуковых выхода на джеках и стереовыход для наушников (джек). Все разъемы имеют подписи на дальнем крае лицевой панели.

Операционная система и интерфейс
Blofeld имеет 16 частей мультитембральности и полифонию до 25 голосов, которая зависит от сложности используемого в данный момент пэтча. Чтобы максимально сохранить полифонию, рекомендуется отключать неиспользуемые узлы синтезатора, например, осцилляторы или эффекты. То есть, забота о рациональном использовании вычислительных ресурсов перекладывается на пользователя. В этом смысле Blofeld продолжает давнюю традицию компании Waldorf.

У синтезатора есть восемь звуковых банков по 128 ячеек. Таким образом, во внутренней памяти находятся 1024 пэтча. Все они редактируемые, то есть пользователь может заменить их на свои собственные и сохранить. После сохранения изменений старые настройки вернуть невозможно. Для восстановления заводских пэтчей их придется заново загружать в память при помощи компьютера.

Если рассматривать синтезатор поблочно, то его структура вполне традиционна. Сигналы осцилляторов микшируются, пропускаются через фильтры, усиливаются, обрабатываются эффектами и поступают на выход. Практически в каждом узле доступна модуляция от нескольких огибающих и низкочастотных генераторов.

Каждый голос синтезатора может использовать три осциллятора с типичным набором простых волновых форм: прямоугольная (с изменяемой шириной импульса), пилообразная, треугольная и синусоидальная. Первые два осциллятора могут независимо друг от друга переключаться из режима генерации простых “аналоговых” форм в режим считывания волновых таблиц. Эти осцилляторы имеют, в частности, по две таблицы Alt1 и Alt2, содержащие полные наборы волновых форм синтезатора Q (и Micro Q).

Если бы все ограничилось только этими двумя таблицами, то инструмент можно было бы считать модернизированным вариантом Micro Q с усовершенствованным управлением. Но Blofeld имеет еще полный комплект волновых таблиц от синтезаторов Microwave II/XT. Правда, в описании Microwave II говорится о шестидесяти четырех таблицах, в каждой из которых есть 64 заполненные ячейки. В синтезаторе Blofeld этих таблиц уже шестьдесят шесть, без учета Alt1 и Alt2.

Поискав на сайте Waldorf, я обнаружил информацию, что в комплект включена волновая таблица "Upper Wavetable", взятая со "старого доброго" PPG Wave. Действительно, есть таблица с таким именем. Как раз под номером шестьдесят шесть, последняя в списке. Таким образом, осталось неясным происхождение только одной волновой таблицы. Видимо, это бонус. И вместе с Alt1 и Alt2 получается шестьдесят восемь таблиц. Для такого крошечного аппарата комплект впечатляющий.

Осцилляторы могут работать в режиме унисона от двух до шести голосов с произвольной расстройкой. При использовании унисона происходит соответствующее снижение полифонии, но эффект того стоит. Унисоны — мощнейшие. С нулевой или малой расстройкой голосов звук уплотняется и затвердевает, как под прессом. С увеличением расстройки он разбухает и стремится заполнить собой все доступное пространство.

Для табличных волновых форм доступна модуляция типа PWM, работающая в тесной связке с параметром Pulsewidth. Строго говоря, никакая это не "широтно-импульсная модуляция", несмотря на соответствующее обозначение. Оно прижилось еще с прошлого века, когда введение нового специфического параметра чрезмерно усложнило бы операционную систему, вот и все.

Для прямоугольной волны PWM действительно означает изменение ширины каждого импульса. А для волновых таблиц этим термином пользуются для определения диапазона адресов считываемых ячеек. Как и в других синтезаторах Waldorf, статическая величина Pulsewidth непосредственно указывает на номер ячейки в таблице (0-127). Если не вводить модуляцию, то осциллятор будет выводить только эту конкретную волновую форму. Глубина PWM определяет диапазон скольжения осциллятора по считываемым ячейкам таблицы. Чем шире выборка, тем большее количество ячеек удается прочитать за один период, тем более изменчивым получается звук.

Кстати, синтезатор не получил в наследство субосцилляторы, которые в Micro Q были доступны при работе в табличном режиме.

Но зато осцилляторы Blofeld имеют один дополнительный регулируемый параметр, которого нет в модели Micro Q. Его подобие есть лишь в моделях Waldorf Microwave II/XT под названием "Quantize". Этот параметр называется Brilliance и действует на волновые таблицы, а также на пилообразную и импульсную простые формы осциллятора. Смысл его работы состоит в увеличении яркости генерируемого звука. При этом для простых форм на ходу перестраивается математическая модель для достижения большей плотности высших гармоник. В табличных формах происходит нечто вроде простого добавления гармоник к имеющемуся набору — в деталях механизм не описывается. Как указано в документации, табличные волны могут иметь до 64 гармоник. Возможно, происходит частичное их перераспределение. А может быть дополнение изначально неполного состава.

В документации к синтезатору указывается также, что не все и не всегда могут напрямую услышать разницу в звуке осцилляторов с максимальным и минимальным значением параметра Brilliance. И отдельно выделено полушутливое замечание, что если мы не слышим разницы, то можем попросить помощи у детей или, например, собак. Уж они-то точно все слышат.

Отмечается еще, что при значении параметра Brilliance, равном 64, осцилляторы работают примерно в таком же режиме, как и осцилляторы синтезаторов Waldorf Q и Micro Q.

Я послушал работу этого параметра и обнаружил, что на некоторых табличных формах действительно не замечаю разницы, хотя анализ спектра показывает реальное различие в заполнении верхнего частотного диапазона. Но во многих таблицах звучание изменяется очень явно, так что к детям и собакам можно не обращаться.

Осцилляторы могут взаимно модулироваться (FM), также возможны синхронизация второго осциллятора с третьим и кольцевая модуляция между первым и вторым. Есть отдельный генератор шума с изменяемой спектральной характеристикой. Шум и сигнал с кольцевого модулятора смешиваются в микшере с выходными сигналами осцилляторов и попадают в блок фильтров.

Blofeld имеет два мультирежимных фильтра на каждый голос полифонии. Из типичных здесь используются модели LPF, HPF, BP, Notch, с крутизной характеристики 12 и 24 дБ/окт. Можно также выбрать режим гребенчатого фильтра с положительной или отрицательной обратной связью, как и в Micro Q, а также дополнительный "PPG Low Pass Filter" (рис. 7). Последний представляет собой модель пропускающего фильтра низких частот, используемого в синтезаторе PPG Wave. Это фильтр с крутизной спада 24 дБ на октаву, который в оригинале был реализован на микросхеме SSM 2044. Его особенность заключается в уникальном тональном характере резонансного пика. В документации говорится о том, что этот характер оказалось невозможным воспроизвести в других фильтрующих цепях, сколько ни старались инженеры. Поэтому цифровую модель указанного фильтра можно рассматривать как щедрый подарок от компании Waldorf.

Характеристики фильтров всегда отображаются на дисплее, когда мы находимся в соответствующем меню. Фильтры могут подключаться как последовательно, второй после первого, так и параллельно. Подключение разных типов тоже отображается на дисплее вполне внятной картинкой (рис. 8). В случае параллельного включения выходы фильтров можно развести по панораме и создать довольно широкий стереообраз, причем панорамирование можно модулировать.

Все фильтры могут входить в режим перегрузки (drive). Есть тринадцать типов перегрузочных характеристик, от мягких до очень жестких.

Фильтры являются полноправными участниками матрицы модуляции. Собственно, как и в предыдущих синтезаторах Waldorf, в Blofeld можно модулировать практически что угодно и чем угодно. Существующие источники модуляции обеспечивают широкий диапазон частот, от сверхнизкой до звуковой. В то же время модулирующие сигналы сами могут подвергаться изменениям, для чего существует четыре модификатора.

В качестве классических источников модуляции в синтезаторе используется три LFO и четыре генератора огибающей с изменяемыми типами кривой и возможностью зацикливания. А через матрицу модуляции можно воспользоваться еще контрольными сигналами клавиатуры, колес модуляции и другими источниками.

Нужно отметить, что хотя основные звенья звукообразующего тракта Blofeld очень похожи на аналогичные в синтезаторе Micro Q, управлять ими оказалось проще. Большой дисплей значительно облегчает работу. Система меню организована таким образом, что показывает последовательно все доступные параметры всех узлов синтезатора примерно в таком же порядке, в каком они присутствуют в панельной матрице. То есть, в соответствии с маршрутом прохождения сигнала.

Вкратце технология работы с синтезатором такова. В режиме Sound или Multi, когда мы просто играем одним или несколькими тембрами, ручка слева от дисплея позволяет перебирать пэтчи. Чтобы внести какие-то изменения в пэтч, нужно нажать кнопку в соответствующей секции матрицы управления. Кнопок всего четыре, а секций — пять: осцилляторы, фильтры, модуляция (Envelope, LFO, Matrix), эффекты и арпеджиатор. Рядом с каждой кнопкой располагаются светодиодные индикаторы, помогающие понять, какие именно параметры в данный момент можно изменять при помощи панельных регуляторов.

Например, если нужно перестроить работу осцилляторов, мы нажимаем первую кнопку. Как и в Micro Q, последовательным нажатием кнопки мы переключаемся между тремя осцилляторами (однако, в отличие от Micro Q, не можем выбирать одновременно два или три). Выбрав нужный осциллятор, вращением ручки в нижней части лицевой панели изменяем один из четырех "панельных" параметров. Это форма (Shape), полутоновая настройка, тонкая расстройка (Detune) и уровень во внутреннем микшере (Level).

Большая часть параметров спрятана в меню. Как только мы нажали кнопку в матрице, картинка на дисплее меняется. Вместо названия пэтча, его категории, номера банка, на экран выводятся параметры выбранного узла. Часть из них представлена графически, часть — текстом. В данном случае (в секции Oscillators) простые аналоговые формы отображаются соответствующей картинкой, волновые таблицы и параметры представлены текстовым названием (рис. 9). Все то, что недоступно с лицевой панели, попарно выводится на дисплей в нижней его части. Например, для первого осциллятора общий список параметров, содержащихся в меню, выглядит так: Octave (4', 8', 16' и т. д.), Balance, Pulsewidth, PWM Amount, PWM Source, Limit WT, Brilliance, FM Source, FM Amount, Keytrack, Bend Range. Меню второго осциллятора на одну страницу длиннее, поскольку содержит еще команду включения его синхронизации с третьим осциллятором.

Когда мы находимся в меню, то ручкой Selection перелистываем его страницы, поочередно выводя на экран различные параметры. Величина тех из них, которые отображены в нижней строке, изменяется при помощи двух ручек под дисплеем.

Для облегчения ориентирования в верхней строке дисплея всегда отображаются название меню, общее количество страниц в нем и номер текущей страницы. Например, если мы видим обозначения "Oscillator 1" и "3/6", то понимаем, что работаем с первым осциллятором и находимся на третьей странице его персонального шестистраничного меню. После шестой страницы у нас откроется первая страница меню второго осциллятора, и так далее.

Когда страницы с индивидуальными настройками каждого осциллятора заканчиваются, на дисплей выводится окно с общими параметрами всей секции (Oscillator Common). Именно здесь выбирается полифонический или одноголосный режим пэтча, настраиваются питч-модуляция, унисон и портаменто (рис. 10). Следом расположены меню кольцевой модуляции и генератора шума.

Если редактирование закончено, то пресет можно сохранить, для чего следует войти в меню Utility. Оно вызывается все той же "осцилляторной" кнопкой (первая в матрице), но при одновременно нажатой кнопке Shift (самая последняя). В этом меню можно переименовать пэтч, выбрать для него категорию, номер банка и номер, под которым будет сохранен пэтч в выбранном банке (рис. 11). Закончив подготовительные работы, просто нажимаем повторно кнопки Shift + Utility, и пэтч сохранен.

Вообще все системные меню вызываются аналогично. Их названия написаны слева от кнопок панельной матрицы.

Еще в меню Utility можно найти страницы сброса пэтча в нередактированное состояние (Recall Sound), инициализации и рандомизации, а также странички с командой выгрузки дампов памяти. Можно передавать как одиночные пресеты, так и целые банки звуков. Поскольку MIDI-выхода в синтезаторе нет, дампы выгружаются через интерфейс USB. Он же может использоваться в качестве MIDI-выхода, а также для загрузки обновлений операционной системы.

Чтобы выйти из меню в режим Play Sound, нужно нажать кнопку Play слева от дисплея. На нем вновь появится название банка, пэтча и его категории.

Кстати, для того чтобы залезть в меню глубоких настроек какого-либо узла синтезатора, например, LFO, совсем не обязательно нажимать кнопку из раздела Modulation на лицевой панели до тех пор, пока не загорится светодиод в нужной строчке. Система меню — сквозная. Если позволяет время, можно начать редактирование с тех же осцилляторов и, поворачивая ручку Selection, последовательно минуя меню настройки двух фильтров и четырех огибающих (две из них не редактируются с лицевой панели, а только из меню), добраться, наконец, до заветных страниц LFO.

Но вообще-то я не стану рекомендовать этот способ, поскольку он очень долгий. Кому интересно перелистывать полсотни экранных страниц, расположенных между секциями? Если после осцилляторов нужно перескочить сразу в LFO, то удобнее как раз нажимать кнопку в секции Modulation, чтобы попасть сразу в настройки LFO.

Принципиальной разницы между источниками модуляции в Blofeld и Micro Q нет. Генераторы огибающих и LFO в обоих синтезаторах устроены одинаково. А поскольку в статье о Micro Q их работа описывалась достаточно подробно, то предлагаю к этому не возвращаться. Но хочу отметить, что работать с ними на большом дисплее — сплошное удовольствие. Огибающая полностью прорисовывается, контрольные точки реально перемещаются, так что всегда понятно, какого рода кривая у нас получилась (рис. 12).

А при редактировании LFO дисплей показывает выбранную форму сигнала, масштабирует его изображение при изменении скорости модуляции (параметр Speed) и прорисовывает изменение таких параметров, как начальная фаза, задержка старта и фейд (рис. 13). Это не менее наглядно, чем, например, на дисплее синтезатора Roland V-Synth.

Кстати, LFO могут синхронизироваться с MIDI-клоком и могут изменять скорость генерации в зависимости от номера нажатой клавиши. А поскольку их максимальная частота находится уже в звуковом диапазоне, то LFO вполне могут использоваться в качестве FM-модулятора.

При работе с матрицей модуляции дисплей тоже показал себя с лучшей стороны. Матрица имеет шестнадцать слотов. Каждая пара "источник — цель" отображается на экране в виде двух списков, соединенных стрелкой. Они пролистываются по отдельности с помощью ручек под дисплеем, глубина модуляции (регулируется с панели) всегда отображается цифровым значением (рис. 14). Просто великолепно.

На каждую из упомянутых шестнадцати пар приходится по две экранных странички, что не так уж и много само по себе. Тем не менее, иногда хочется перескочить сразу в конец списка. Это бывает в тех случаях, когда нужно залезть в меню настройки усилителя. Он для чего-то выделен из раздела Amplitude Envelope (где ему, в принципе, самое место) в отдельное двухстраничное меню, а оно расположено после матрицы модуляции и перед эффектами. То есть, никакой собственной кнопки быстрого доступа на лицевой панели эта секция не имеет. И приходится листать вперед все страницы меню матрицы модуляции, или же переключиться по кнопке в меню эффектов и арпеджиатора, чтобы оттуда листать назад. Последний вариант оказывается немного короче, если вы не успели забраться на страницы арпеджиатора. Они стоят последними в ряду, и страниц там не так уж мало.

Меню усилителя (Amplifier) позволяет настроить общую громкость пэтча (Volume) и назначить ее модуляцию (то есть, амплитудное вибрато) практически от любого источника. Здесь же настраивается такая важная вещь, как глобальная чувствительность усилителя к скорости нажатия клавиш (рис. 15). И это серьезное меню почему-то так запрятали "между кнопками", что, не полистав "вокруг" него или не почитав вдумчиво пользовательское руководство, его и не найдешь. Перехитрить это меню нельзя. То есть, можно сколько угодно выставлять максимальные уровни выхода осцилляторов и поворачивать потенциометр System Volume. Можно сделать огибающую амплитуды нечувствительной к динамике. Но если усилитель почему-либо установлен на малый уровень пропускания, то сигнал на выходе синтезатора будет едва попискивать, невзирая на все наши ухищрения.

Про эффекты скажу совсем немного, пропорционально тому вкладу, который они вносят в формирование тембров. Эффектов здесь довольно мало. Они, в общем, похожи на эффекты синтезатора Micro Q, но их немного меньше.

Всего есть два процессора, с разновеликим арсеналом. В первом из них есть хорус, фленджер, фейзер, овердрайв и тройной эффект, который так и называется: Triple FX. Последний состоит из цепочки эффектов Sample&Hold, овердрайв и хорус. Для каждого эффекта в цепочке есть по одному регулируемому параметру. Для сравнения, в Micro Q аналогичная конструкция называется Five FX, поскольку использует сразу пять эффектов.

Второй процессор имеет тот же перечень, плюс дополнительно простую задержку, задержку с привязкой к долям такта (Clk.Delay) и ревербератор. По набору регулируемых параметров эффекты аналогичны таковым в Micro Q. Нужно просто крутить колесо Selection, находясь в меню, и все доступные к изменению параметры будут поочередно появляться на дисплее.

В мультитембральном режиме каждая часть может независимо использовать только один из двух процессоров. Все эти хорусы и фейзеры для каждой партии вызываются раздельно. Второй процессор эффектов работает глобально в посыле-возврате для всех шестнадцати каналов. Какой именно эффект окажется в роли глобального, определяется настройками пэтча в первой части. Ну, на мой практический взгляд, это может быть только задержка. Ревербератор на общий эффект не потянет, а модуляционные эффекты с дисторшном на эту роль не годятся в принципе. Их задача — формирование единичных тембров.

Арпеджиатор Blofeld, как и в Micro Q, полностью программируемый. Здесь можно настраивать длительность нот в шаге фразы, устанавливать акценты и паузы, и оперировать "нотным листом". При настройке арпеджио в полной мере ощущается превосходство большого дисплея. Каждый шаг представлен графически, акцентирование, сдвиг или заглушение ноты соответствующим образом отображается на экране, так что всегда понятно, что происходит (рис. 16).

Мультитембральный режим организован довольно просто. Для переключения между режимами Sound/Multi используется комбинация кнопок Shift и Sound/Multi. Для доступа к нужной части перфоманса следует нажать кнопку Play и одновременно вращать ручку Selection, которой обычно выбираются пэтчи. Каждая часть автоматически назначена на собственный MIDI-канал (Blofeld по умолчанию находится в режиме Omni). Первая часть принимает сообщения по первому каналу, вторая — по второму, и так далее. Изменить эту раскладку нельзя, разве что вместо режима Omni выбрать какой-либо канал. Но выгода от этого сомнительна, поскольку непонятно, куда девать ненужные части. Ведь они тоже "захотят" звучать, и будут вылезать до тех пор, пока вы их не заглушите вручную.

Переключаясь по номерам частей, мы можем обычным способом, крутя ручку, выбрать для каждой части свой пэтч и даже подредактировать его. Вот, собственно, и все.

Звучание
Перейдем в практическую плоскость. Для общей демонстрации способностей синтезатора я записал с его помощью несколько звуковых примеров. Разнообразие тембров в этом наборе далеко не всеобъемлющее. Скорее, оно может обрисовать общие характерные черты этого инструмента. А полностью исчерпать возможности синтезатора, думаю, очень трудно. Я, в основном, использовал пресетные пэтчи, иногда с тем или иным редактированием. В некоторых случаях собирал пэтчи сам.

Как уже было сказано, звуки в синтезаторе разбиты на категории. Это удобно и для классификации как таковой, и для быстрого поиска подходящего тембра. Фильтр категорий устанавливается и отключается прямо с лицевой панели, ручкой под дисплеем. Все категории я даже не перебирал, вот лишь несколько, чаще других попадавшихся на глаза: lead, mono, poly, bass, pad, athmo, fx. Некоторые арпеджиированные пэтчи тоже сидят в собственной категории. Но, конечно, это разбиение в какой-то степени условно, тем более что любому звуку можно формально приписать любую категорию на ваш вкус.

Хочется отметить своеобразную "глубину" тембров, извлекаемых из синтезатора. Почти любой пресетный пэтч имеет какую-то сложную внутреннюю жизнь. Что-то там внутри переливается, перекатывается, вздыхает и жужжит. Прямых и односложных звуков я почти не встречал, хотя, разумеется, их можно легко синтезировать.

Все звуковые примеры с использованием пресетных пэтчей я для удобства называл однотипно: "категория_имя пэтча". Например, файл с названием Poly_Euro-Zeichen означает, что в нем записан звук пэтча Euro-Zeichen из категории Poly. Типичный синтетический звук с привкусом широтно-импульсной модуляции и выраженной плотной атакой. Кстати, название этой категории можно трактовать двояко: как "полифонический" и как "polysynth". Если судить по "окраске" большинства встречавшихся мне пэтчей, то я склонен считать правильным второй вариант.

В файле под названием Poly_LikeClinics показан другой пэтч из этой же категории. Он обладает более мягким звуком, но при экспрессивной игре "раскрывается", становясь резким.

Еще более изменчивый звук показан в файле Poly_Schubduese. Здесь используется модулированный фильтр высоких частот, плавно уводящий звук куда-то "вверх" и возвращающий его обратно. Временами я помогал этому процессу руками, создавая своеобразные квакающие сбивки.

Но по внутреннему содержанию еще интереснее звуки из категории подкладов. В большинстве из них используется столько разнообразной модуляции, что сложно выделить на слух какой-то один процесс. Буквально, "летает все". Файл Pad_50s показывает один из самых простых органоподобных подкладов, изменяющих окраску звука при изменении скорости нажатия клавиш.

Еще один мягкий подклад с хорообразным звуком записан в файле Pad_Go_to. Странное ощущение он вызывает. Казалось бы, хор здесь обозначен условно, при помощи волновых таблиц, а не полновесных семплов, но по торжественности звучания этот пэтч почти не уступает настоящему хору.

Совсем мягкий и округлый звук можно услышать в файле Pad_PPGesus. Судя по названию пэтча, он, возможно, повторяет один из звуков синтезатора PPG Wave. Я наиграл им кусочек, стилизованный под мягкую электронную музыку 80-х годов. В то время подобные записи в нашей стране были редкостью, но мне посчастливилось услышать несколько интересных подборок. Главное отличие электронной музыки тех времен от большинства современных ее направлений, как мне видится, это своеобразная внутренняя доброта, выражающаяся не только в мелодиях и гармоническом наполнении, но и в самом подборе тембров для композиций. Возможно, некоторая наивность. В те времена, вероятно, еще не пользовались определением "пробивной звук". Да и не было в нем нужды.

Вариант жесткого звука из категории подкладов показан в файле Pad_Goldfinger. Здесь можно говорить как раз о пробивных свойствах. Где-то в недрах пэтча запрятана маленькая элегантная циркулярная пила.

Кстати, обратите внимание на название, подтверждающее, что сотрудники Waldorf являются поклонниками бондианы. Мне встретился, например, пэтч с названием "Пусси Галоре" (из той же книги, что и вышеназванный). А еще есть такие пэтчи, как "Оби Ван Кеноби" (впечатления от "Звездных Войн") или даже "Ортанк" (это уже из Толкиена). Для желающих почувствовать себя в колдовском мире предлагаю послушать файл Athmo_Orthanc, записанный с помощью этого пэтча.

Предлагаю ненадолго вернуться в категорию подкладов и прослушать звуки еще двух пэтчей. В файле Pad_RainAfterSun представлено альтернативное исполнение песни "Вечерний звон". Играть пришлось медленно, чтобы дать различным встроенным модуляциям возможность проявиться в полной мере.

В примере Pad_Heaven можно услышать еще больше модуляций. В процессе игры в пэтче изменяются разные параметры, и каждый с собственным периодом. И что удивительно, при всех этих богатейших внутренних изменениях сам звук остается вполне очерченным. Мелодия, в частности, не исчезает, хотя и имеет своеобразный мерцающий оттенок.

Характерная особенность этих звуков — их широта, как в переносном смысле, так и в прямом, который можно проверить в анализаторе спектра. Подобных подкладов в синтезаторе довольно много — им отдан почти целиком один банк. Есть как более, так и менее интересные, есть красивые пэтчи с очень романтическими названиями, как, например, "Плач Ангела" (файл Pad_AngelsCry). А сколько еще пэтчей можно запрограммировать самостоятельно!

Что я и сделал, решив создать что-то вроде синтетического пиано. Я искал четкий и яркий звук, используя для этого волновые таблицы с PW-модуляцией (для живости) и FM-модуляцию (для яркости). То, что получилось в результате этого эксперимента, можно услышать в файле NewPiano.

Теперь еще немного поговорим о "пробивных" способностях. Где-то в информационных материалах компании Waldorf мне попадалась информация о том, что Blofeld имеет сверхбыстрые огибающие. Как раз такие характеристики требуются в конструировании басовых звуков для современной клубной музыки, да и вообще для "модных" электронных направлений. И я считаю, что заявления компании соответствуют действительности. Синтезатор действительно очень гибкий и быстрый, и даже хлесткий плотный и жирный бас для него вряд ли будет проблемой. Впрочем, субъективная "плотность" звука во многом зависит от фактуры всего микса. И, тем не менее, басы получаются вполне резвыми. Например, в файле Bass_Heaviside показан звук со специально подпружиненной атакой, которая подвергается морфингу при изменении динамики.

Еще один замечательный басовый звук я записал в файл Bass_HoneyHouse. А в файле под названием "Basses" сделаны короткие наброски звуками из примерно десятка пэтчей, чтобы полнее показать диапазон звучаний. Но в действительности сделать можно гораздо больше, чем здесь показано. Конструируйте сами! Все же определяется вашими собственными задачами, а составители пресетных пэтчей имеют о них, в лучшем случае, самое общее представление.

В файле Duet показан образец двухтембральной работы синтезатора. В левой руке бас, в правой — соло. Два тембра неплохо уживаются вместе. Но о типичной мультитембральной работе мы поговорим чуть позже, а сейчас перейдем к арпеджиатору.

В файле WT_PWM показан несколько искусственный пример работы арпеджиатора с меняющимся звуком. Как видно из названия, для этого примера я составил пэтч на основе волновых таблиц с применением глубокой модуляции (от LFO). Кроме того, я еще модулировал фильтр. Поскольку изменение тембра "внутри" происходит непрерывно, а арпеджиатор "выпускает" звук наружу короткими порциями, достигается заметное отличие каждой последующей ноты от предыдущей. То есть, арпеджио становится более живым. Кстати, с использованием формантных волновых таблиц (они есть среди прочих) и более четкого позиционирования PWM, таким способом можно имитировать псевдоживой голос.

Пример другого рода показан в файле Arp-Filter. Здесь звук более статичен, основной "вес" изменениям придает лишь перестройка фильтра. И он работает очень хорошо: мягко, но вполне ощутимо.

Еще мне понравился пэтч с названием Saturn. Он изначально арпеджирован, так что мне почти не пришлось играть. Содержание пэтча вполне отвечает "романтическому" духу названия. Аккуратный упругий звук с простым рисунком арпеджиатора в режиме "play order". Файл называется Arpeg_Saturn.

А вот для следующего примера я уже перепрограммировал арпеджиатор. Для этого взял несложный готовый пэтч, вызвал шаблон арпеджиатора и сделал в нем некоторое количество изменений. В нескольких шагах установил акцент, причем разновеликий, поставил две лиги и немного изменил длительность нескольких шагов. В результате из простой, в чем-то застойной "повторялки", получилось нечто, наполненное внутренним содержанием. Появились необычные акценты, как в басу, так и в верхнем регистре. А самое важное то, что явные тембральные и амплитудные акценты лишены строгой симметричности. Они возникают в неожиданных местах, создавая ощущение постоянного движения, жизни.

Для чистоты восприятия именно работы арпеджиатора я отключил все эффекты. Полученный результат показан в файле Arpeg_modified.

После записи этого примера я пошел дальше и полностью переделал весь пэтч. В осцилляторах подыскал волновые таблицы, настроил для них модуляцию (PWM), в качестве фильтра выбрал тип PPG Low Pass, прикрыл его и ввел неглубокий резонанс. Затем добавил эффекты: в первом процессоре взял хорус, а во втором — ритмизированную задержку. Паттерн арпеджиатора остался без изменений, но теперь с новым исходным материалом он творил чудо. Звук стал еще более живым. Файл с этим примером называется Arpeg_FX.

Кстати, во всех примерах, где явно выделялась работа фильтра, использовалась "чистая" его характеристика, без перегрузки (параметр Drive). Теперь я хотел бы продемонстрировать его деятельность с перегрузом. Для примера использовалась одна из имеющихся перегрузочных характеристик. Это что-то очень суровое под названием Binary. Все прочие характеристики, типа Hard или Rectifier, продуцируют не столь жесткие изменения. В данном примере записывались одиночные звуки с постепенным введением перегруза. Файл называется Filter_Drive(Binary).

Кроме явно музыкальных звуков Blofeld с легкостью производит разнообразные эффекты, к музыке практически не относящиеся. Приличная их подборка также записана в одном из банков. По моим ощущениям, эффекты в большинстве своем очень зрелищны, ими впору пользоваться в кинематографе. Некоторые из эффектов, например, запросто вписались бы в звуковое оформление какого-нибудь инопланетного болота, вроде того, в которое приземлился известный киноперсонаж Люк Скайуокер в поисках магистра Йоды. Болото представлено шикарно: оно населено неизвестными нам породами комаров, лягушек, болотных уток и прочей живности. Подборка эффектов из нескольких пресетных пэтчей показана в файле FX.

Кроме чисто шумовых эффектов, в синтезаторе можно создавать более осмысленные звуки, имитирующие некую абстрактную перкуссию. Да и разноплановые электронные барабаны удаются вполне — от некоторых даже в ушах звенит. Несколько образцов звуков ударного характера показаны в файле Percussion.

Напоследок у нас осталась мультитембральная работа. Я проверил ее в классическом варианте, записав композицию, хотя было понятно, что синтезатор к такому использованию не вполне подготовлен. Все-таки, два аудиовыхода — это не четыре и не шесть, а, кроме того, чтобы собрать микс, все-таки нужен ревербератор. То, что имеется в недрах синтезатора под именем Reverb, для этих целей не годится. Его или слишком мало, или уже много. Но, тем не менее, я собрал нечто на шести дорожках. Бас, большой барабан, перкуссия, арпеджированный подклад, второй (жужжащий) бас, соло. Сразу отмечу, что для правильности работы арпеджиатора синтезатор принимал MIDI-клок из секвенсора. Синхронизация работала без нареканий.

В качестве темы выступала вольная пародия на Роберта Майлза с перетеканием в тему из репертуара группы "Зодиак". Файл с записью называется Mix_Demo. Лично мне такой микс показался смешным, но ничего более серьезного в данном случае все равно не получалось. В принципе, тот факт, что отдельные партии все-таки можно вычленить на слух, является положительным. Если же говорить о полноценном миксе, составленном исключительно звуками Blofeld, то для его создания следует использовать сразу несколько одинаковых синтезаторов и отдельный микшер с обработкой. Или, в крайнем случае, потрековую запись на каком-нибудь носителе, с последующим микшированием дорожек. Правда, я предполагаю, что практическая необходимость в составлении подобного микса вряд ли у кого-то возникнет. Даже учитывая персональную "заточенность" этого синтезатора на создание электронной музыки.

Использованием мультитембрального режима для создания обычных исполнительских перфомансов, с управлением по одному MIDI-каналу, я не занимался. С одной стороны, в этом не возникало необходимости — обычные пэтчи дают и без того очень широкий звук. А с другой — многоканальный режим почти не имеет нужных для этого настроек. Собирать перфоманс такого рода — слишком хлопотно, хотя бы потому, что для него не существует отдельных ячеек памяти. Проще воспользоваться обычным многоканальным способом и дублировать треки по нужному количеству каналов с заданными пэтчами.

Заключение
Кстати, идею одновременного использования нескольких одинаковых синтезаторов косвенно продвигает сама компания Waldorf. Правда, предлагается экзотический вариант управления синтезаторами с использованием для них разных Device ID и активной пересылкой сообщений типа SysEx, хотя при разумном подходе без всего этого можно обойтись. Вообще, операционная система поддерживает до 128 уникальных номеров. Но синтезатор не имеет сквозного MIDI-выхода, значит собрать простую цепочку не получится и, значит, все равно придется применять дополнительное MIDI-оборудование. А в таком случае эксклюзивные сообщения можно вообще не использовать, поскольку все равно адресация будет задана этими самыми внешними устройствами.

Тем не менее, если вы каким-то маниакальным способом сумеете выбрать весь диапазон адресов, скупив, соответственно, целых 128 (!) синтезаторов Blofeld (это хоть и шутка, но черным по белому написанная в пользовательском руководстве), вас ждет приглашение на обед с директором компании Waldorf. Заманчивая перспектива, не правда ли?

Но вернемся к синтезатору. Что касается его синтезирующих способностей, то аппарату можно ставить пять с плюсом. Вообще Blofeld — находка для написания электронной музыки. Звуковые фактуры можно создавать, кажется, до бесконечности. Я считаю, что это замечательная мощная машина, очень креативная и при этом несложная в использовании. Если сравнивать ее с Micro Q (или даже с Microwave II), то по наглядности управления Blofeld стоит на первом месте. А шестьдесят восемь волновых таблиц против двух в Micro Q (при прочих примерно равных условиях) — это потрясающе. Правда, в сравнении с тем же Micro Q потеряны четыре дополнительных выхода (там их шесть, а в Blofeld только два). Говорить всерьез о мультитембральной работе в таких условиях я бы не стал.

Кроме того, именно при мультитембральной работе синтезатор как раз и завис. Однажды, услышав что-то лишнее при воспроизведении шестидорожечной композиции, я остановил секвенсор, но какое-то негромкое "ы-ы-ы-ы" осталось рычать, не реагируя на нажатие кнопок "MIDI Panic!", да и на все остальное — тоже. После выключения и включения питания все нормализовалось.

Еще, кстати, я испытал на себе интересный конфликт с эргономикой лицевой панели Blofeld. Ну, то, что ручки скользкие, меня, в общем-то, не беспокоило. Но два или три раза я незаметно для себя поворачивал пальцем правую ручку из тех двух, что находятся под дисплеем. В режиме Play эта ручка управляет фильтром категорий пэтчей. Во всех случаях она почему-то поворачивалась из положения Off (ничего не фильтрует) в положение Init. Это категория только что инициализированных, то есть совершенно "голых" пэтчей, с одним осциллятором и прямоугольной амплитудной огибающей. Остальное все отключено. А поскольку я ничего в эти моменты не инициализировал, а просто играл, то фильтр попадал как бы в отсутствующий список. И когда я пытался вращать колесо Selection, чтобы сменить молчащий пэтч, то ничего у меня не менялось. В первый раз от неожиданности возникло не очень приятное ощущение. Потом пришлось приучить себя чаще поглядывать в угол дисплея и ничего лишнего не трогать...

Конструирование звуков мне вообще очень понравилось. Пусть я и не успел сотворить каких-то совершенно неизвестных звучаний. Но всякие звуки в Blofeld получаются подвижными, наполненными внутренней жизнью. И вообще звуковая палитра кажется бесконечной. От тонких свистов до электронных барабанов. Причем последние очень неплохи. Несколько пресетов пришлось прослушивать на минимальной громкости, потому что "бочка" буквально пыталась снести диффузоры. Нет, не громкостью, а именно скоростью натиска.

Отдельно хочу похвалить фильтры. Очень гибкие. Если нужно свистеть в резонансе или рычать с перегрузкой, они это делают естественно, не напрягаясь, но очень уверенно. В то же время, если не применять экстремальных воздействий, то фильтры работают очень мягко и отдают жирный переливчатый звук.

Что касается "эффективности эффектов", то могу сказать следующее. Самой полезной, на мой взгляд, является ритмизированная задержка. Учитывая специфику синтезатора, такой эффект в нем должен быть обязательно. Кроме собственно ритмической привязки здесь можно панорамировать отводы таким образом, чтобы отклики звучали в разных стереоканалах. Согласитесь, это нужная вещь.

Овердрайв также кажется мне полезным средством для аккуратного кореженья звуков. Или не очень аккуратного — это кому как нравится. Модуляционные эффекты имеют некоторый железный привкус, поэтому если применять их глубоко, то все пэтчи будут на одно лицо, с этим самым железным оттенком. В малых количествах указанные эффекты вполне приемлемы для темброобразования, в особенности, если при их настройке не увлекаться глубокой обратной связью.

Что касается реверберации, то, полагаю, лучше ее не использовать совсем. Реверберационные хвосты проявляют поистине змеиную силу и ловкость даже при малых размерах, и норовят пролезть везде, где можно и где нельзя. Проще говоря, получается муть. И тоже с железным оттенком. Все-таки, разумнее обрабатывать звук внешним ревербератором. Тем не менее, если устанавливать достаточно малое время затухания и малый уровень обработки, то можно создать дополнительную "объемность" звука в пэтче, сохранив при этом его разборчивость.

Возможно, следует еще понаблюдать за стабильностью операционной системы, ведь могут обнаружиться какие-то другие сбои. Но в целом она производит впечатление достаточно устойчивой, несмотря на то, что инструмент еще новый, "не обкатанный".

Подведем итог. Еще раз: если считать Blofeld потомком Micro Q, то он потерял четыре аудиовыхода из шести, аудиовход и заодно с ним эффект вокодера (ну и, разумеется, задержку формата 5.1). Но взамен приобрел удобный большой дисплей, комплект волновых таблиц и увеличенную емкость памяти для записи пэтчей. Таким образом, компания Waldorf представила нам новый мощный wavetable-синтезатор.

Думаю, инструмент будет находкой для экспериментаторов и просто любителей. Учитывая разницу в стоимости с предыдущими таблично-волновыми гигантами этой компании, рискну предсказать этому синтезатору большую популярность. Так что, пожалуй, можно поверить: Waldorf вернулся!

Звуковые примеры

Arp-Filter MP3 (511 Кб) WAV (5,49 Мб)
Arpeg_FX MP3 (641 Кб) WAV (6,88 Мб)
Arpeg_modified MP3 (314 Кб) WAV (3,36 Мб)
Arpeg_Saturn MP3 (335 Кб) WAV (3,59 Мб)
Athmo_Orthanc MP3 (685 Кб) WAV (7,37 Мб)
Bass_Heaviside MP3 (89 Кб) WAV (967 Кб)
Bass_HoneyHouse MP3 (114 Кб) WAV (1,22 Мб)
Basses MP3 (524 Кб) WAV (5,63 Мб)
Duet MP3 (103 Кб) WAV (1,1 Мб)
Filter_Drive(Binary) MP3 (165 Кб) WAV (1,76 Мб)
FX MP3 (572 Кб) WAV (6,15 Мб)
Mix_Demo MP3 (709 Кб) WAV (7,62 Мб)
NewPiano MP3 (234 Кб) WAV (2,51 Мб)
Pad_50s MP3 (512 Кб) WAV (5,5 Мб)
Pad_AngelsCry MP3 (572 Кб) WAV (6,15 Мб)
Pad_Go_to MP3 (341 Кб) WAV (3,66 Мб)
Pad_Goldfinger MP3 (492 Кб) WAV (5,28 Мб)
Pad_Heaven MP3 (823 Кб) WAV (8,85 Мб)
Pad_PPGesus MP3 (197 Кб) WAV (2,11 Мб)
Pad_RainAfterSun MP3 (527 Кб) WAV (5,66 Мб)
Percussion MP3 (118 Кб) WAV (1,26 Мб)
Poly_Euro-Zeichen MP3 (110 Кб) WAV (1,17 Мб)
Poly_LikeClinics MP3 (385 Кб) WAV (4,13 Мб)
Poly_Schubduese MP3 (334 Кб) WAV (3,59 Мб)
WT_PWM MP3 (456 Кб) WAV (4,89 Мб)

Модели: 
Waldorf Blofeld
5
Ваша: нет Средняя: 5 (голосов: 2)

Реклама

Рейтинг@Mail.ru