Статья "Виртуальные гитары 3"

Автор: 
Михаил Семенов
Дата первой публикации: 
июл 2009

Сравнение четырех программ.

Среди гитарных программ есть не только те, что обрабатывают звук реальных инструментов, но и те, что моделируют сами гитары. Предыдущий обзор виртуальных гитар вышел уже довольно давно, и настало время посмотреть, что же появилось нового в этой области. В этот раз довелось попробовать программу MusicLab RealStrat, две программы Applied Acoustics (Strum Acoustic GS-1 и Strum Electric GS-1) и маленькую программку ManyGuitar компании ManyTone. Тестирование проводилось на компьютере с процессором Pentium IV 1,8 ГГц, материнской платой ASUS P4B533 и 2 Гб оперативной памяти.

MusicLab RealStrat
После выпуска виртуальной акустической гитары RealGuitar новосибирская компания MusicLab переключилась на электрическую. Вполне логично, что этой гитарой оказался стратокастер. Естественно, программа получила название RealStrat. Возможно автономное использование программы или в качестве плагина формата VST 2, DXi и Audio Units (также поддерживается формат RTAS посредством программы FXpansion VST to RTAS adapter). Системные требования: Windows XP(SP2)/Vista, Pentium IV 2 ГГц (рекомендуется Intel Core 2 Duo), 1 Гб RAM (рекомендуется 2 Гб); Mac OS X 10.4/10.5, G4/G5 1 ГГц (рекомендуется Intel Core 2 Duo), 1 Гб RAM (рекомендуется 2 Гб).

Интерфейс
Основное окно программы (рис. 1) представляет собой вполне обычную рабочую панель с органами управления в виде ползунков и кнопок, на которой, для пущей красивости, изображена половина стратокастера. Гриф делит рабочее окно на две части: верхнюю и нижнюю. Сверху находятся органы управления, отвечающие за разного рода эффекты (как исполнительские, так и звуковые), а снизу — отвечающие за воспроизведение пэтчей.

В верхней левой четверти располагаются три панели управления общими параметрами программы, открываемые через закладки Output, Tune и Setup. На первой (рис. 2) находятся общий регулятор громкости и два регулятора тембра.

На второй (рис. 3) располагаются органы управления общими параметрами программы. Регуляторы группы Pitch (Coarse и Fine) устанавливают настройку в полутонах и центах соответственно, а регуляторы группы Modulation (Depth и Freq) управляют параметрами модуляции. Кнопка Sync относится к управлению модуляцией — если она нажата, то частота модуляции синхронизируется с темпом хост-приложения, в котором работает RealStrat.

Последняя закладка открывает панель Setup (рис. 4). Кнопки "#" и "b" справа от надписи Display Chords служат для выбора знака, с которым показываются на дисплее названия альтерированных аккордов, а в окошке Chord Detect Time выставляется время распознавания аккордов при игре в соответствующих режимах. В нижней части окна, справа от надписи Keyboard range, находятся два окошка (на рис. 4 они показаны с предельными значениями C0 и C7), с помощью которых пользователь настраивает программу под свою MIDI-клавиатуру, указывая ее диапазон. Кнопка с названием, похожим на шифрованное донесение (P.B. and M.W on pressed keys), включает одноименный режим, при котором контроллеры Pitch Bend, Modulation Wheel и Aftertouch действуют только на ноты, взятые в данный момент (то есть их клавиши нажаты), и не затрагивают те, чье звучание продлено только посредством педали сустейна. Очень удачная придумка, надо сказать. Ну и кнопка Reset, естественно, сбрасывает все пользовательские настройки.

В правом верхнем углу находится, если можно так выразиться, мастер-секция. Она тоже состоит из трех панелей, открываемых через соответствующие закладки. На панели Mixer (рис. 5) осуществляется настройка общего звучания виртуального стратокастера. Под заголовком Noises включаются и регулируются по уровню исполнительские шумы: скольжения по ладам (Fret), удара медиатора о струну (Pick), убирания пальца со струны (Release). Под надписью Sounds находятся регуляторы, влияющие на собственно звучание: громкость приглушенных звуков (Mute), скорость скребка медиатором по струнам (Slow Strum) и общая громкость всех добавленных призвуков (Switch FX).

Закладка FxMixer (рис. 6) открывает панель с регуляторами, которые позволяют управлять влиянием на звучание типичных электрогитарных исполнительских приемов: глушение струн ладонью (Bridge Mute), различные шумы и скребки, удар струны о гриф (Slap).

Закладка Wah-Wah (рис. 7) открывает органы управления соответствующим эффектом.

Чуть ниже мастер-секции находится зона "правой руки" (рис. 8), то есть здесь регулируется то, что обычно делает правая рука гитариста. Три ползунка управляют "срабатыванием" программы: Attack Time и Release Time регулируют стадии атаки и затухания огибающей, а Strum Time (диапазон 20-60 мс) определяет задержку начала звучания нот (например, в аккордах), которая возникает из-за того, что медиатор ударяет по струнам не одновременно, а скользит по ним сверху вниз. Подвижный шарик на первой струне позволяет изменять место удара по струнам. Наконец, кнопка Hold заменяет действие педали сустейна во всех исполнительских режимах, за исключением Solo. В этом режиме при включении кнопки Hold любая клавиша, нажатая в основной рабочей зоне (Main Zone), продлевает звучание последующих нот.

В самом центре интерфейса по традиции находится поле выбора инструмента. Однако пока оно не имеет смысла, так как в программе все равно содержится только один инструмент. Возможно, в дальнейшем ассортимент гитар будет расширен. Например, Classic Strat — с обычными звукоснимателями, Modern Strat — со звукоснимателями EMG. Или по древесине корпуса, ведь традиционно стратокастеры изготавливаются и из ольхи, и из ясеня.

Слева от поля выбора находятся два ползунка Accent (рис. 9), которыми устанавливают уровни "низких" и "высоких" значений динамики поступающих MIDI-сообщений. Под ними находится выпадающее меню, в котором можно выбрать один из пяти вариантов чередования семплов на ноту (Alter Sample Mode). Правее расположена кнопка Auto, но она относится к управлению режимами игры, поэтому расскажу о ней чуть позже, вместе с описанием этих самых режимов.

В нижней части окна программы, под грифом, расположена рабочая область. Там находятся пять кнопок, переключающих режимы работы программы (Solo, Harmony, Chords, Bass & Chord, Bass & Pick), и два рабочих окна. Правое имеет неизменный вид, а левое изменяется в зависимости от режима работы программы, и для простоты я буду называть его дальше контрольной панелью. В программе реализованы пять режимов работы, но прежде чем рассказывать о них подробнее, надо отметить, что в целях создания возможностей для более достоверной имитации гитарных партий при игре двумя руками на MIDI-клавиатуре в реальном времени клавиатура разделена на три части (рис. 10). В разных режимах их функции несколько отличаются.

Исполнительские режимы
Режим Solo (рис. 11) предназначен для исполнения сольных партий, то есть воспроизводятся мелодические линии, исполняемые на клавиатуре.

В этом режиме клавиши, находящиеся в зонах повтора (Repeat Zone), позволяют повторять ноты, исполняемые в основной зоне, но при этом черные клавиши, в отличие от белых, звучат приглушенно (рис. 12). На контрольной панели появляется окошко управления исполнительскими приемами. Оно предназначено для изменения характера звучания инструмента, так как это происходит при применении различных исполнительских приемов. Правда, устроено оно слегка нелогично и совсем не интуитивно.

Слева, одно под другим, находятся окошки управления влиянием параметра Velocity поступающих MIDI-сообщений на исполнение нот одним из технических приемов, которые можно выбрать в выпадающем меню (рис. 13). В центре, между окошками, устанавливаются значения Velocity. Если величина Velocity превышает заданное справа значение, работает прием из верхнего окошка, если оно меньше, чем указано слева, работает прием из нижнего. При этом программа отслеживает значения Velocity поступающих сообщений и, если они близки к заданным, соответствующее окошко начинает подсвечиваться.

В центре сверху находится окошко с выпадающим меню, в котором выбирается основной исполнительский прием (рис. 14). Активизируется он нажатием кнопки в левом верхнем углу окошка, которая по совместительству является световым индикатором включения. Чуть правее находится дополнительное окошко Slide/Capo, которое работает в тех случаях, когда выбран эффект Slide либо Hammer-On. В нем находится выпадающее меню, позволяющее выбрать один из трех вариантов взаимодействия с виртуальным каподастром, в случае, если он "установлен": Fixed — каподастр "зафиксирован", все исполняемые ноты находятся правее, как в реальности; Ignore — каподастр зафиксирован, но слайды проскальзывают через него и скользят по одной струне, исполнение переходит на другую струну только в том случае, если не хватает диапазона самой струны (первого или последнего лада); Move — каподастр движется вдоль грифа вместе с исполняемыми нотами.

Ниже находится окошко приемов игры, переключаемых педалью сустейна (рис. 15). То есть педаль сустейна становится возможным использовать не только по назначению, но и для переключения исполнительских приемов. Для начала прием выбирается из выпадающего меню, а далее настраивается с помощью специальных кнопок. Активизируется функция снова светящейся кнопкой, если она отключена, все ноты играются нон легато, за исключением тех случаев, когда выбраны исполнительские приемы Hammer-On или Legato. Кнопка 1-2 Mono включает режим, при котором звучащая нота заглушается, как только берется следующая в диапазоне одного или двух полутонов (так, как это происходит при игре на одной струне); если интервал больше, предыдущая нота не глушится. В режиме Toggle исполнительский прием включается и выключается при каждом нажатии педали сустейна, если режим выключен, то прием действует только при нажатой педали, а при ее отпускании отключается. Если нажата кнопка Sustain, то педаль управляет и исполнительскими приемами, и сустейном, если кнопка не нажата, то только приемами.

Чуть правее находятся еще несколько управляющих кнопок (рис. 16). Кнопка 1-2 Legato, включает режим, при котором изменение высоты тона происходит без стадии атаки (как при игре на одной струне, когда ноты извлекаются только левой рукой, без щипка или удара медиатором правой). Кнопка H.O. запускает автоматическое исполнение приема Hammer-On с автоматическим снятием ноты приемом Pull-Off. В выпадающем меню рядом можно выбрать интервал, на который вторая нота отстоит от основной. Самая нижняя кнопка — Bass Zone. С ее помощью можно включить режим, в котором диапазон звучания гитары делится на две части, в каждой из которых можно играть различными исполнительскими приемами. Для задания границ диапазона служат два окошка с выпадающими меню, расположенные под кнопкой. Кроме того, можно понизить диапазон звучания шестой струны на один тон вниз для имитации варианта настройки Drop D, очень любимого "металлистами".

Кнопка KS (Key Switch, рис. 17) слева от контрольной панели исполнительских приемов служит для доступа к дополнительной панели, через которую с помощью выпадающих меню можно назначать изменение приемов буквально на каждую ноту. Кнопки Pattern и PM, расположенные прямо над кнопкой KS, заведуют управлением проигрывателем паттернов, о котором далее будет сказано особо.

Справа же (рис. 18) находится панель для настройки управления исполнительскими приемами посредством MIDI-сообщений (параметры немного различаются в зависимости от исполнительского режима). Есть три окна, соответствующие стандартным контроллерам: P.B. (Pitch Bender), M.W. (Modulation Wheel) и A.T. (Aftertouch), в которых из выпадающих списков выбираются нужные приемы. В маленьких окошках справа от основных выбираются требуемые значения в полутонах: Slide — от 1 до 12, Pitch — от 1/8 до 2. С помощью кнопок Velo Curve выбирается вид динамической характеристики. Выбор приемов, либо их отключение (Off), осуществляются с помощью все той же проверенной системы выпадающих меню. Еще правее находится кнопка Direct, при нажатии которой отключаются все интеллектуальные функции программы и она начинает функционировать как просто семпл-плеер — воспроизводя семплы, соответствующие нажимаемым клавишам.

Режим Harmony (рис. 19 и 20) авторы программы назвали "монофоническим". Это означает, что исполнитель берет на клавиатуре одну ноту (в основной зоне), а программа добавляет к ней выбранный на контрольной панели интервал. Клавиши зон повтора действуют, как в предыдущем режиме.


Режим Chords (рис. 21 и 22) предназначен для построения "гитарных" аккордов. Это означает, что пользователь берет какой-либо аккорд в основной зоне клавиатуры, а программа, распознав его, автоматически строит звучание в соответствии со всеми характерными особенностями гитарной аппликатуры: открытыми струнами, позицией на грифе, дублированием нот на разных струнах и т. д. В этом режиме на контрольной панели появляются пять кнопок Chord Position, определяющие диапазон, в котором строится аккорд:
I — верхняя нота аккорда попадает в диапазон от E3 до G#3,
II — соответственно от G3 до B3,
III — от A#3 до D4,
IV — от C#4 до F4,
Kbd (подразумевается Keyboard) — ноты построенного аккорда соответствуют нотам, взятым на клавиатуре, если те расположены в диапазоне одной октавы; кроме того, в этом режиме можно изменять звучание аккордов, двигая каподастр на виртуальном грифе.


В окошке Strings выбирается количество звучащих в аккорде струн.

Клавиши зон повтора в этом режиме работают подобно предыдущим режимам, но, помимо этого, двумя соседними клавишами одинакового цвета можно менять способ исполнения аккорда с удара вниз на удар вверх. Окошки Strings позволяют установить то количество струн, на котором будет играться ритмический рисунок, причем происходит это путем исключения незвучащих струн, а цифра в окошке обозначает номер первой звучащей струны. Естественно, верхнее окошко отвечает за верхние струны. а нижнее — за нижние. Например, если в верхнем окошке стоит цифра 2, а в нижнем — 5, то первая и шестая струны звучать не будут. Чтобы исполнять аккорд без басовых струн, надо в верхнем окошке поставить 1, а в нижнем — 4 (пятая и шестая струна исключаются). Ну и т. д.

В режиме Bass & Chord (рис. 23 и 24) программа распознает аккорд, взятый в основной зоне клавиатуры, строит его гитарную версию, но воспроизводит только басовую ноту, причем клавиши C5 и D5 правой зоны повтора позволяют сделать выбор: тонику исполнять или так называемый альтернативный бас (чаще всего, это квинтовый тон аккорда). Для исполнения полного аккорда надо воспользоваться остальными клавишами зон повтора. Три кнопки на контрольной панели выполняют следующие функции: Alter Bass включает автоматическое чередование баса с альтернативным басом, Bass Mono заглушает басовую ноту как только берется следующая, Chord/Bass позволяет исполнять мажорные/минорные трезвучия с любой нотой в басу (включая третью и пятую ступени и, конечно же, тонику). То есть, когда кнопка Chord/Bass находится в нажатом состоянии, программа начинает интерпретировать нижние ноты не как тонические, а как добавленные басовые (например, Am/G), а распознавание аккорда начинает со следующей, более высокой.


В режиме Bass & Pick (рис. 25 и 26) программа ведет себя так же, как в режиме Bass & Chord: в основной зоне клавиатуры играет только басовую ноту аккорда. Несколько клавиш правой зоны повтора позволяют воспроизводить звуки аккорда по отдельности: C5 — тонику, D5 — альтернативный бас, E5 — четвертую струну, F5 — третью, G5 — вторую, A5 — первую. С помощью клавиш левой зоны повтора можно добавить "бой" по четырем верхним струнам, при этом черные, как обычно, воспроизводят звучание приглушенных струн. Действие остальных клавиш правой зоны повтора зависит от режима, выбранного в окне Add-on string Keys на панели управления. В режиме Unison эти клавиши дублируют управление некоторыми струнами (авторы программы считают, что это облегчит жизнь пользователю): C#5 — альтернативный бас, D#5 — четвертая струна, F#5 — вторая струна, а G#5, A#5, B5 и C6 — первая струна. В режиме Chromatic с помощью тех же клавиш можно исполнять ноты на полтона ниже звучания соответствующих струн, хотя здесь связь немного изменяется: C#5 — альтернативный бас, D#5 — четвертая струна, F#5 — вторая струна, G#5 — первая струна, а каждая клавиша в диапазоне A#5-C6 добавляет полутон к звучанию первой струны.


Так же, как RealGuitar, RealStrat укомплектован библиотекой MIDI-паттернов различных видов аккомпанемента, оснащенной для удобства использования менеджером паттернов (рис. 27). Воспроизведение паттернов включается круглой кнопкой Pattern (она находится под верхним порожком гитарного грифа), а менеджер паттернов открывается квадратной кнопкой PM. Библиотека содержит 1250 ритмических паттернов, разбитых на девятнадцать категорий: Basic Strumming, Basic Picking, Basic Bass&Chord, Blues Medium, Blues Slow, Funk, Rhythm&Blues, Latin, Endings, Latin Pop, Pop Slow, Reggae, Rock 8-beat, Rock 16-beat, Rock Slow, Rock'n'Roll, Jazz, Oldies и World. Каждая категория разбита на более мелкие подкаталоги, структура которых отображается в левом окне менеджера паттернов. Содержимое выбранной папки, в свою очередь, отображается в правом окне, а структура выбранного паттерна — в нижнем, в привычном виде клавишного редактора. Для более подробного отображения информации ноты-линейки покрашены в разные цвета. Зеленый означает удар по всем струнам, бардовый — удар по приглушенным правой рукой струнам, синий — удар-скребок типа трррынь, когда аккорд еще воспринимается слитно, не арпеджированно, но движение руки сознательно замедляется настолько, что четко прослушиваются атаки каждой ноты. Светло-зеленый цвет хаки означает удар только по верхним струнам. Если предыдущие цвета обозначали различные варианты исполнения боя, то с помощью цвета хаки обозначаются паттерны, проигрываемые перебором, когда колебания каждой струны возбуждаются индивидуально.

Существуют два варианта проигрывания паттернов. В обычном режиме паттерн будет проигрываться только до тех пор, пока нажаты соответствующие клавиши на клавиатуре либо пока длится нота в секвенсоре. Если нажать кнопку Hold, то в режиме проигрывания паттернов она начнет выполнять функцию Latch, то есть нажатие на клавиатуре только запускает воспроизведение паттерна, и он крутится бесконечно или до тех пор, пока не появится новый аккорд. Но воспроизведения одного паттерна явно недостаточно для создания полноценной гитарной партии. Хотелось бы еще менять исполняемые ритмические рисунки по ходу произведения. Для этого есть несколько возможностей. Самый простой способ — держа нажатый аккорд одной рукой, другой перебирать мышью паттерны в менеджере паттернов. Этот метод срабатывает "на лету", но в реальной жизни он не очень удобен. Поэтому для работы с секвенсором предусмотрен другой способ. Чтобы использовать несколько ритмических рисунков в одной композиции, надо просто напросто перетащить выбранные паттерны на MIDI-дорожку и расставить в желаемом порядке. Хвататься мышью и тащить на дорожку надо то, что открывается в нижнем окне. Одинаковые паттерны можно не копировать, если воспользоваться окном D'n'D Repeat (справа вверху, над окошком расшифровки паттернов) — достаточно просто ввести в нем требуемое количество повторов. На полученной дорожке остается добавить аккордовую последовательность (то, что мы перетащили из менеджера паттернов — управляющая информация, описывающая способ исполнения ритмического рисунка), подключить к ней экземпляр RealGuitar 2, отключить в этом экземпляре функцию воспроизведения паттернов (поскольку они уже воспроизводятся из секвенсора) — и виртуальный аккомпаниатор готов. Естественно, если нужен один паттерн, достаточно просто выбрать его в менеджере паттернов и назначить на дорожку с прописанной аккордовой последовательностью (внимание — в этом случае функция воспроизведения паттернов не отключается).

Для придания паттернам еще большей живости в менеджере паттернов предусмотрено несколько средств. Органы управления ими находятся в самом низу, под окном представления паттернов. Окошко Velocity служит для изменения величины одноименного параметра, сохраненного в пэтче вместе с паттерном. Паттерны и являются пэтчами — в них значения Velocity записаны вместе с информацией о ритмической структуре и способах звукоизвлечения. Если поставить галочку в окошке Chord, то паттерн будет воспроизводиться с тем значением Velocity, с которым аккорд будет взят на клавиатуре (либо с тем, которое прописано относительно аккорда в секвенсоре). Галочка в окне P.B. (сокращение от Pitch Bend) позволяет управлять изменением Velocity воспроизводимого паттерна с помощью контроллера Pitch Bend. Соответственно, если ни одна из этих галочек не установлена, аккорд выступает просто в роли триггера, запускающего воспроизведение. Однако не стоит наивно предполагать, что это самый плохой, с точки зрения естественности звучания, результат. Перед тем, как делать такие выводы, я бы посоветовал перетащить хотя бы один паттерн в MIDI-секвенсор и рассмотреть его структуру. Там можно увидеть, что авторы очень тщательно отнеслись к созданию паттернов, и практически каждый удар по струнам прописан с разным значением Velocity, так что далеко не факт, что переход на ручное управление улучшит результат. Галочка в окошке Random включает оживление путем рандомизации Velocity, то есть случайного изменения величины параметра. В трех окошках, расположенных правее, регулируются границы возможных отклонений. Слева направо: в первом задается возможность отклонений в сторону уменьшения (только 0 и отрицательные величины), в следующем — в сторону увеличения, а в последнем, крайнем справа окне, задается процент нот (от общего количества), который будет подвергаться рандомизации.

Между окном представления паттернов и двумя окнами для просмотра библиотеки и их выбора находится еще ряд органов управления. О назначении D'n'D Repeat, я уже рассказал, Bypass и Tempo не нуждаются в представлении, скажу лишь, что Tempo имеет три скорости воспроизведения паттерна: Half, Normal и Double. Кнопки Add и Del предназначены для добавления и удаления паттернов из списка, а также изменения их названий. Щелчок правой кнопкой мыши по любой папке в левом окне открывает диалоговое меню (рис. 28), позволяющее создавать новые пресеты, пересохранять и переименовывать их, создавать новые стилевые папки и выбирать директории для их сохранения.

Ну и, наконец: клавиатура, находящаяся в самом низу интерфейса программы, не является виртуальной клавиатурой — на ней нельзя играть, нажимая ноты мышью (как это происходит, если брать ноты на виртуальном грифе). Это своего рода дисплей, отображающий все поступающие MIDI-ноты и показывающий разделение клавиатуры на рабочие зоны.

Звучание
Поскольку авторы не отошли от апробированной методики использования семплов как источников звука, звучание программы весьма реалистично. Но, в отличие от RealGuitar, дело осложняется тем, что "голого" звучания электрогитары никто в реальной жизни не слышит, звук всегда проходит через какую-либо звуковую цепь. К сожалению, авторы нигде не пишут о том, как именно семплировался инструмент. Поэтому я считал, что его выход дает тот сигнал, который идет от электрогитары по кабелю в усилитель и, естественно, нуждается в обработке. Все же, на всякий случай, я сделал несколько звуковых примеров, демонстрирующих звучание программы безо всякой обработки. Заодно я использовал для них паттерны из комплекта поставки, чтобы дать представление об их качестве. Таких примеров всего пять: RealStrat-Dry-ArpegiatedPattern, RealStrat-Dry-FastValsePattern, RealStrat-Dry-FolkPattern, RealStrat-Dry-PowerStrumPattern и RealStrat-Dry-JazzRockPatternWithMutedStrings. Все они демонстрируют очень неплохое звучание инструмента. Дальше я добавлял в звуковую цепь разные усилители из программы AmpliTube 2 (в качестве спикосимулятора, без искажений). Начал с последнего "сухого" примера и добавил к нему усилитель: RealStrat-JazzRockWithMutedStrings-AT2. Стратовское стекло проявилось отчетливее и само звучание стало чище и прозрачнее. В таком же стиле, на чистом звуке сделан пример RealStrat-Jazz. Он демонстрирует характерное для страта колокольное звучание. Пример RealStrat-Blues демонстрирует звучание басовых струн — они хорошо читаемы на фоне аккордов и, что немаловажно, обладают приятной упругостью. RealStrat-Swingin демонстрирует хорошую читаемость нот аккорда при интенсивном аккомпанементе. Наконец, памятуя о том, что электрогитара все-таки не все время играет чистым звуком, я рискнул обработать RealStrat дисторшном. Звуковые примеры RealStrat-RockStrum и RealStrat-RockStrumFuzed как раз и демонстрируют этот переход, а звуковой пример RealStrat-MutedStringsCrunch иллюстрирует более роковый тип аккомпанемента.

В заключение для проверки работы программы в команде я сделал примеры звучания RealStrat в небольших аранжировках. RealStrat-California и RealStrat-ClockRock демонстрируют "чистое" звучание. При этом в звуковом примере RealStrat-ClockRock на RealStrat исполнено и соло, и аккомпанемент, а California демонстрирует еще большую, чем в джазовом примере, "колокольчивость" гитары. Звуковой пример RealStrat-Funky демонстрирует один из характернейших способов применения стратокастера, и, надо сказать, программа не подкачала — виртуальный страт вполне кусачий и пробивной. Вот с квакушкой результат получился не очень (звуковой пример RealStrat-AutoWahSolo). Понятно, конечно, что происходит, но далеко не Voodoo Chile. Последние два примера демонстрируют роковое звучание RealStrat: RealStrat-DrivingGipsy — на среднем кранче, RealStrat-Rock Riffing — на настоящем овердрайве. В обоих случаях программа показала себя весьма пристойно, а чуть нарочитые атаки даже слегка повысили читаемость. При этом в RealStrat-Driving Gipsy снова очень хорошо слышны басовые струны, смачные и упругие. Вообще, звучание басовых струн — одно из несомненных достоинств программы, оно отчетливо читаемое, упругое и вибрирующее. В целом же программа выдает вполне достоверное звучание, которое в сочетании с хорошей обработкой может дать неплохой результат. Недостатки — это резковатые однообразные атаки и однообразность в динамическом плане. Конечно, в программе реализована подстановка разных семплов на одну ноту. Но все-таки такого тембрального разнообразия в зависимости от динамики звукоизвлечения, как при живой игре, еще нет.

Впечатления
Звучание программы на высоте. Технология интеллектуального использования семплов, отработанная еще в RealGuitar, оправдала себя и в этот раз. Плюс увеличено количество исполнительских приемов, что тоже говорит в пользу RealStrat. Но зато и программа стала не столько VSTi, сколько игровым инструментом. То есть она в своем нынешнем состоянии ориентирована не столько на проигрывание готовых MIDI-партий, сколько на живую игру на клавиатуре, а это уже требует совсем другой квалификации пользователя. Против программы говорит то, что библиотека паттернов взята из той же RealGuitar, и потому не вполне соответствует специфике электрогитары. Разумеется, в некоторых случаях ее можно использовать, но все-таки и область применения, и исполнительские особенности, и даже идеология построения аккомпанемента у акустической и электрической гитар существенно отличаются. Поэтому, по-хорошему, для электрогитары надо было библиотеку паттернов создавать заново. Кроме того, недоумение вызывает наличие всего одного инструмента. Окно загрузки есть, вариабельность моделей стратов широкая — но их нет. К тому же, одним стратокастером палитра электрогитарных звуков далеко не исчерпывается. В общем-то, сам собой напрашивается вариантом добавления звуков Лес Пола. Давно пора было переименовать RealStrat в RealElectric и добавить семплы Gibson Les Paul. Тогда и по спектру звучания программа была бы полноценнее, и выбор появился бы. Ну и, наконец, ни на сайте MusicLab, ни в интерфейсе RealStrat, ни в руководстве пользователя до сих пор нет ни одного слова на русском языке.

Applied Acoustics Strum Acoustic и Electric
Известнейшая компания Applied Acoustics выпустила две похожие программы: Strum Acoustic GS-1 и Strum Electric GS-1, моделирующие акустическую и электрические гитары. В этих разработках фирма сосредоточилась не на моделировании собственно инструмента, а на точной имитации гитарного "чеса". Программы можно использовать автономно или как плагины формата VST, Audio Units и RTAS. Минимальные системные требования: Windows XP/Vista (в том числе 64-разрядные), Pentium III 1 ГГц, 512 Мб RAM; Mac OS X 10.3.9 или выше, G5 или Intel Core, 512 Мб RAM.

Strum Acoustic GS-1
По большей части все управление программой осуществляется в основном окне (рис. 29). Слева находится браузер пресетов (причем надо отметить, что это пресеты звуков, а не ритмов), а справа — окно "инструмента", в котором расположены все органы управления программой. Настройки собственно инструмента находятся внутри схематичного изображения гитары. Над ней располагаются общие органы управления. Есть три блока эффектов: эквалайзер, блок мульти-эффектов (Ping Pong Delay, Digital Delay, Tape Delay, Chorus Mono & Stereo, Flanger Mono & Stereo, Vibrato, Phaser, Auto Wah, Wah-Wah, Notch Filter) и ревербератор (Small Room, Club, Studio, Hall, Large Hall). Чуть выше находятся регулятор выходной громкости и окно выбора MIDI-канала.

Внутри изображения гитары сосредоточены органы формирования звука или, правильнее сказать, создания инструмента. Есть общие параметры и отдельные для каждой струны. На рис. 29 показано окно общих настроек, открываемое кнопкой All.

Ручка Velocity позволяет управлять степенью влияния соответствующего параметра поступающих MIDI-сообщений на сигнал. В блоке Pick/Fingers настраивается звукоизвлечение правой руки. Position — это, понятно, место звукоизвлечения: в крайнем левом положении ручки — у подставки, в крайнем правом — у грифа. Вращаемая ручка Edge — это, как заявляет авторы, имитация округлости края медиатора. Чем более он округлый, тем мягче звук. Слева (крайнее против часовой стрелки положение) звук мягкий, справа — жесткий и звонкий. Stiffness — это упругость или натяжение струны. То есть имитация того, что на длинномензурных гитарах струны натянуты сильнее, чем на короткомензурных, и звук их, соответственно, более звонкий. Звонкость увеличивается при вращении ручки по часовой стрелке. Вообще, можно уже обобщить, что, по сравнению с другими программами Applied Acoustics, Strum сильно упрощен. И все вращаемые регуляторы работают так: слева направо, по часовой стрелке, звук меняется от мягкого и теплого к жесткому и звонкому.

Далее идет блок Strings, имеющий три регулировки: Tone — изменяет звучание от нейлоновых струн (слева) до стальных (справа). Регулировка Inharm отвечает за спектр гармонических составляющих сигнала. То есть, идеальная картинка с основной частотой и кратными ей гармониками бывает только на схемах, а в реальной жизни спектральный состав звука зависит от многих параметров: толщины струны, места удара по ней медиатором и т. п. Вот регулятор и призван воспроизводить эту жизненную неидеальность. В крайнем левом положении гармонический состав идеальный — "как на картинке", по мере поворота вправо "отклонения от нормы" нарастают. Coupling — весьма условная имитация добавления второй струны, как в двенадцатиструнной гитаре. На деле на двенадцатиструнку это совсем не похоже, добавляется нечто среднее между звучанием двух струн и хорусом. Естественно, в реальной двенадцатиструнке и возникает естественный хорус, но в программе это звучит совсем не так, скорее, это звучание воспринимается как некий эффект. В крайнем левом положении эффекта нет, при движении по часовой стрелке количество добавленного эффекта возрастает.

В блоке Hmr-On регулировка Amp отвечает за громкость, с которой исполняются приемы Hammer-On и Pull-Off. Блоки Mute и Palm имитируют глушение струн. Только Mute имитирует глушение струн подушечками пальцев левой руки, а Palm — ладонью правой. Ручка Tone в обоих случаях регулирует воздействие этого исполнительского приема на звучание гитары: при вращении по часовой стрелке степень глушения струн увеличивается. Наконец, ручка Decay в блоке Body имитирует изменение тембра гитары в зависимости от размеров и формы корпуса. Как обычно, при движении по часовой стрелке звучание меняется от глухого до яркого.

Если этих регулировок недостаточно, можно произвести более тонкую настройку программы. Для этого предназначены панели тонкой настройки, которые существуют для каждой струны отдельно и открываются через кнопку-цифру, соответствующую ее номеру (рис. 30). Блоки на этих панелях те же самые, а вот количество органов управления увеличено.

В блоке Pick/Finger первая группа из трех регулировок, расположенных столбиком одна над другой, отвечает за удар по струнам. Type — один из трех типов звучания, меняющихся от мягкого к звонкому; Position — место удара (по часовой стрелке от грифа к подставке) по струне; Edge — пальцы или медиатор, как в общих настройках. Следующий "столбик" определяет свойства медиатора: Damping — степень глушения струны при ударе, Stiffness — упругость медиатора, Velocity — сила удара по струнам. Третий столбик регуляторов отвечает за настройку скребка: Speed — скорость скребка по струнам, Jut — положение медиатора (насколько глубоко он опускается между струнами, параметр влияет на громкость и спектральный состав звука), а Velocity в этом случае — интенсивность воздействия.

В блоке String появились два столбца: Polarity A и B. Это двух мерная модель колебаний струны в вертикальной и горизонтальной плоскостях. Для каждой плоскости регулируются затухание колебаний струны (Decay), тембр (Tone) и "неидеальность" гармонического спектра (Inharm). Ручка Balance предназначена для регулировки соотношения этих составляющих. Дело в том, что вообще-то колебания струны в плоскости, перпендикулярной деке, оказывают большее влияние на звучание, чем в параллельной, но авторы специально подчеркивают, что можно добиться интересных эффектов, меняя это соотношение. Регулировка Coupling действует так же, как в окне общих настроек, а Gauge имитирует влияние различных материалов оплетки струны на тембр инструмента.

В блоке Hmr-On добавилась регулировка Tone, изменяющая тембральную окраску одноименного эффекта.

В блоке Mute, отвечающем за имитацию глушения струн левой рукой, настройка существенно усложнилась. Здесь появилась возможность регулировать давление на струну пальцев левой руки (ручка Contact), время глушения струны подушечками пальцев (Time). Регулировки Decay (затухание) и Tone объединены в группу Harmonics потому, что здесь они могут имитировать искусственные флажолеты и их звучание. По замыслу авторов программы положение ручки Contact определяет силу давления на струну. В крайнем левом положении оно такое слабое, что слышен звук открытой струны, в крайнем правом такое сильное, что струна звучит прижатой на соответствующем ладу, а вот в центральном как раз соответствует такому прикосновению, которое может создать искусственный флажолет, будучи исполненным на соответствующем ладу.

В блоке же Palm добавилась только регулировка Decay — степень затухания звука в результате приглушения струн ладонью правой руки.

Наконец, в блоке Body, отвечающем за имитацию корпуса гитары, отдельно регулируется затухание колебаний деки (Plate) и корпуса (Air Cavity), плюс для деки еще можно изменять тембральную окраску (Tone). И еще можно с помощью ручки Size выбрать один из пяти фиксированных размеров корпуса. Все настройки, сделанные в блоке Body, автоматически распространяются на все струны.

В нижней трети рабочего интерфейса находится проигрыватель. В центре его гордо располагается монитор в виде гитарного грифа, на котором динамически отображаются исполняемые партии. Справа от него находятся органы настройки работы контроллеров, интуитивные и наглядные настолько, что не нуждаются ни в каких пояснениях. Секция Tuning изменяет высоту выходного сигнала программы. В центральном положении ручки настройка соответствует стандартной (A4 = 440 Гц), при вращении можно изменить высоту в диапазоне до полутона (в плюс — в положении до упора по часовой стрелке, в минус — против часовой). С помощью светящейся кнопки внизу можно транспонировать выходной сигнал на октаву вверх.

Слева от дисплея находится зона управления боем. Секция Chord/Loop отвечает за голосоведение. В окошке Type из выпадающего меню выбирается один из пяти типов построения аккордов. Open —аккорды в первой позиции, Movable — аккорды с баррэ и т. п., Drop — четырехнотные аккорды. Аккорды Movable и Open существуют в вариантах Lowest и Root. Это варианты исполнения партии баса. Например, в аккорде До-мажор, взятом в открытой позиции, на басовых (пятой и шестой) струнах имеются две ноты: до и соль. Если брать бас на шестой струне, это получится нота соль (вариант Lowest), а тоника находится на пятой (вариант Root). В выпадающем меню Playing Position выбирается позиция (место исполнения) аккорда на грифе — предлагаются варианты от первого до восьмого лада. Ручка Time под заголовком Detection служит для установки времени задержки программы, которая необходима при живом исполнении на MIDI-клавиатуре из-за того, что ноты аккорда могут быть взяты не абсолютно синхронно. Для правильного анализа партии необходимо, чтобы программа получила для анализа все ноты, входящие в аккорд. Время задержки подбирается индивидуально, в зависимости от квалификации исполнителя.

В секции Strumming находятся три органа управления. С помощью кнопки Auto осуществляется выбор способа обработки данных программой. Если кнопка нажата (надпись горит), ноты воспроизводятся так, как исполняются на MIDI-клавиатуре. Если функция отключена, программа сама интерпретирует поступающие MIDI-сообщения; но в этом случае просто сыграть аккорд на клавиатуре недостаточно, необходимо еще задать способ его исполнения с помощью одной из управляющих нот (рис. 31). Только она дает старт воспроизведению. Кроме того, становится актуальной правильная установка времени задержки. Именно поэтому кнопка Auto и ручка Time соединены линией.

Ручка Speed управляет скоростью скольжения медиатора по струнам (то есть исполнения нот аккорда, это связано с тем, что при скольжении медиатора вниз-вверх он, как ни крути, касается струн последовательно), а Velocity — модуляцией этого параметра динамикой MIDI-сообщений. Если ручка находится в среднем положении, Velocity MIDI-сообщений роли не играет, скорость бренчания всегда такая, какой она установлена ручкой. При повороте вправо происходит позитивная модуляция — чем больше Velocity, тем выше скорость бренчания, при повороте влево эффект обратный — чем Velocity больше, тем скорость ниже. Наконец, в левом нижнем углу программы находится проигрыватель ритмических паттернов, небольшой библиотекой которых снабжена программа (рис. 32). На экране отображаются все данные о паттерне, осуществляется доступ к библиотеке и возможности перетащить MIDI-файл на дорожку секвенсора с помощью функции Drag MIDI.

Strum Electric GS-1
Самое время сказать о том, что акустическая версия "бренчалки" (английское слово "strum" переводится в нашем контексте как "бой" или "бренчание") имеет родного брата — программу Strum Electric GS-1 (рис. 33). Она и построена абсолютно идентично, и управляется точно так же, за исключением особенностей, характерных для электрогитары. В ней появились секции звукоснимателей (вместо секции корпуса) и усилителя.

На панели глобальных закладок осуществляется выбор модели звукоснимателя (сингл или хамбакер), на панели отдельной струны (рис. 34) для каждого звукоснимателя в отдельности регулируются положение на корпусе гитары (ручка Position) и тембральные характеристики (Freq. и Res). Ручкой Trim имитируется изменение расстояния от звукоснимателя до струн (вверх-вниз) и, соответственно, громкость звука.

Виртуальный усилитель в программе очень простой. Выбор канала (1 или 2), ручка драйва, эквалайзер, ревербератор, имитатор акустического кабинета, вот и все. Главное, что стоит знать, что канал 1 — это чистый звук, канал 2 — искаженный. И звучит этот канал 2 с искажением мерзко, поэтому не стоит его использовать. Правее усилителя находится секция процессора эффектов. Набор стандартный: Chorus, Stereo Chorus, Flanger, Stereo Flanger, Digital Delay, Tape Delay, Ping Pong Delay, Phaser, Wah, Auto Wah, Notch Filter, Tremolo, Stereo Tremolo.

Звучание
Звучание самого звукового модуля сильно разочаровало. Оказалось, что не только интерфейс сильно упрощен по сравнению с предыдущими разработками Applied Acoustics, но и само звучание сильно бюджетное, отдающее синтетикой. Тем не менее, в комбинации с заводскими ритмическими паттернами некоторые пресеты звучат вполне пристойно, видно, что работу авторы проделали большую, постаравшись выжать из своего детища все, что можно. В акустическом модуле наиболее приятно звучат гитары со стальными струнами и нейлон с ногтевым звукоизвлечением (Fingernails). В электрической: чистый телекастер и, чуть похуже, чистый страт. Я подготовил ряд звуковых примеров — эдакое ревю по стилями и звукам, позволяющий читателям лично познакомиться со звучанием. Сначала в названии звукового примера указана программа (SA — Strum Acoustic, SE — Strum Electric), потом — музыкальный стиль, далее — инструмент и, в некоторых случаях, тип звукоизвлечения. Вот что мне не понравилось совсем, это искаженный канал усилителя в электрическом модуле. Это, конечно, полное безобразие. Пользуясь тем, что в модуле имеются пресеты гитар без усилителей, я сделал пару примеров с внешней обработкой (SE-SixteesBurningRock-AT и SE-TrashAT), которые зазвучали поприличнее. Зато пресеты ритмических рисунков, сделанные авторами, действительно хороши и заставляют оживать даже не совсем натуральные модели гитар, представленные в обоих модулях.

Впечатления
Поскольку Strum Acoustic и Strum Electric являются родными братьями, выскажусь о них обоих сразу. Оценку программам, видимо, придется давать двойную, как в фигурном катании. За собственно "strum" — пятерку, за звучание — троечку. И это, признаться, очень обидно, так как бренчат они действительно здорово. Авторы проделали большую работу и, по-моему, их игровые паттерны звучат даже лучше, чем у RealStrat. Кроме того, очень важно то, что для акустической и электрической версий бренчалок библиотеки паттернов разные и вполне соответствующие характеру и стилистике этих инструментов. Кроме того, они ближе к реальной жизни — как мне показалось, ритмы программ Applied Acoustic гораздо чаще можно применить в реальных аранжировках.

Но есть и два негативных момента. Первый — это то, что, подобно RealStrat, программы ориентированы на "живое" исполнение. Чтобы вскрыть их потенциал, нужно играть на MIDI-клавиатуре, при этом грамотно выбирая исполнительские приемы. То есть надо владеть клавишными, да еще и понимать, как мыслит гитарист. В упрощенном режиме надо пользоваться библиотекой паттернов. И это стоит делать, потому что те ритмические паттерны, которые создали разработчики, звучат действительно здорово и, более того, являются главной ценностью программ семейства GS-1. Для этого нужно перетаскивать MIDI-файлы из проигрывателя на дорожку секвенсора и редактировать гармоническую последовательность заготовки в соответствии со своими нуждами. Надо сказать, что и тут разработчики позаботились о пользователе. Каждый паттерн существует в двух вариантах: с аккордами и без них. То есть можно либо транспонировать готовые аккорды, либо подписывать под исполнение свои. Все дело в том, что собственно "игра" делается в GS-1 не за счет расстановки нот, а за счет расстановки приемов. Нажатый аккорд лишь задает гармонию, а запускает звучание клавиша исполнительского приема. Поэтому пустые паттерны очень упрощают жизнь — просто вставляете в нужное место свои аккорды, и все. Но такая система, с другой стороны, не дает возможности пользоваться библиотекой паттернов со сторонними программами, хотя ее звучание сразу наводит на такую мысль — взять паттерны и проиграть их тем же RealStrat или вообще какой-нибудь специализированной библиотекой. Ан нет — управляющие клавиши не совпадают. Оно и понятно — кто же будет облегчать жизнь конкурентам? Поэтому я считаю, что лучше бы авторам сделать меньше пресетов звучаний и больше ритмических паттернов. А вообще Applied Acoustics вполне могли бы создать какой-нибудь Strummer-модуль, который не имел бы звуковой части, но создавал бы MIDI-сообщения, управляющие источником звука. Что касается звучания, то остается только выбирать те звуки, которые как-то подходят к текущим нуждам, использовать электробренчалку с внешними обработками или ждать следующей версии, в которой, будем надеяться, звучание улучшится или бренчальный модуль соединят не с упрощенным, а с полноценным звуковым модулем.

ManyTone ManyGuitar
Последний из имитаторов гитар, попавших в нынешний обзор, — плагин ManyGuitar формата VSTi (PC и Mac) и Audio Units (Mac) производства компании ManyTone. Он создан на основе программы Eve One компании Dash Signature в виде синтезатора с семплами, выполняющими роль исходных волновых форм. Возможна загрузка звуков формата ManyStation, Wusik wusikSND и Dash Signature dashSND. Рекомендуется процессор с поддержкой SSE и не менее 256 Мб RAM (лучше 512 Мб, совсем хорошо 1 Гб).

Программа намного проще предыдущих и все ее органы управления сосредоточены в одном окне (рис. 35). Слева сверху находится окно выбора звуков: сначала — категория (Electric, Acoustic или Bass), потом — конкретный инструмент. Под ними располагаются типично синтезаторные блоки создания звука (фильтр и LFO), а справа — окно глобальных настроек программы.

Снизу находится простенький имитатор усилителя: три типа усилителей и окошко выбора акустической системы. Справа — простенький процессор эффектов: хорус/фленджер, тремоло и эхо.

Звучание
Собственно говоря, как программа сделана, так она и звучит. Несмотря на заявления о том, что в каждом инструменте использованы многослойные 24-разрядные семплы, звучание довольно бедненькое: искусственное и синтетическое, особенно в категории электрогитар. В звуковом примерах MG-SoloBluesGuitar еще какой-то намек на гитару есть, а в примерах MG-SoloGuitar и MG-HeavyMetal синтезатор так и прет. Правда, во многом это "заслуга" блока усилителя. Это, пожалуй, самый неудачный элемент программы, особенно все, что отличается от чистого звука. Ручку драйва я бы вообще не рекомендовал поворачивать вправо дальше девяти часов — искажение звучит исключительно мерзко. А вот с моделью телекастера, на чистом звуке и с хорусом, удалось получить приличное звучание в духе Police. А с малюсеньким драйвом и ламповой моделью усилителя удалось выжать более-менее приличный звук (звуковой пример MG-RockArpeggio). И все же самые удачные звуки программы оказались в категории акустики. Вот тут имеются вполне естественные звуки гитары с нейлоновыми струнами (звуковой пример MG-ClassicAdagio). Что касается гитар со стальными струнами, то самой достоверно оказалась двенадцатиструнка, снятая микрофоном (есть еще вариант со звукоснимателем), она и продемонстрирована в звуковом примере MG-AcousticBallad. Подводя итоги, можно сказать, что для любителей синтезаторов и синтезаторных органов управления программа будет интересна, также ее можно использовать как источник синтезаторных гитароподобных звуков. Как виртуальная гитара же она может быть источником трех достоверных звуков: акустическая гитара с нейлоновыми струнами (первое место); двенадцатиструнка со стальными струнами, снятая микрофоном (второе); телекастер на чистом звуке (третье).

Общие итоги
Последнее место заняла программа ManyGuitar. Ни в какое сравнение с другими она не идет, но при ограниченном бюджете может быть источником акустических звуков. Как звуковой модуль однозначно лучше звучит RealStrat, а бренчат лучше программы Applied Acoustics. Поэтому если нужен звуковой модуль для проигрывания готовых партий, стоит выбрать RealStrat, если нужно попытаться наиграть с помощью программы стоит все-таки начать с GS-1, если позволит качество ее звучания. Кроме того, обе эти программы могут с успехом использоваться для живой игры с использованием MIDI-клавиатуры. Правда для этого надо быть достаточно хорошим клавишником, да еще и успевать соображать, где и что гитарист приглушит или наоборот отпустит. Так что это способ не для всех. Обе программы не достигли, если можно так выразиться, "потолка развития". Что касается RealStrat, то от него я жду новых инструментов, хотя бы несколько разновидностей стратокастеров, и появления описания на родном для разработчиков русском языке. А Strum Acoustic и Strum Electric хотелось бы видеть во второй версии со звуковыми модулями, достойными предыдущих разработок Applied Acoustics, а не их облегченными в плане качества звучания версиями.

Звуковые примеры

ManyTone ManyGuitar
MG-70sRiff MP3 (135 Кб) WAV (1,43 Мб)
MG-AcousticBallad MP3 (231 Кб) WAV (2,46 Мб)
MG-ArpeggioComping MP3 (506 Кб) WAV (5,43 Мб)
MG-ClassicAdagio MP3 (446 Кб) WAV (5,43 Мб)
MG-HeavyMetal MP3 (539 Кб) WAV (5,78 Мб)
MG-RockArpeggio MP3 (240 Кб) WAV (2,57 Мб)
MG-SoloBluesGuitar MP3 (284 Кб) WAV (3,05 Мб)
MG-SoloGuitar MP3 (253 Кб) WAV (2,7 Мб)

MusicLab RealStrat
RealStrat-AutoWahSolo MP3 (327 Кб) WAV (3,5 Мб)
RealStrat-Blues MP3 (294 Кб) WAV (3,15 Мб)
RealStrat-California MP3 (451 Кб) WAV (4,84 Мб)
RealStrat-ClockRock MP3 (978 Кб) WAV (10,5 Мб)
RealStrat-DrivingGipsy MP3 (569 Кб) WAV (6,11 Мб)
RealStrat-Dry-ArpegiatedPattern MP3 (127 Кб) WAV (1,36 Мб)
RealStrat-Dry-FastValsePattern MP3 (198 Кб) WAV (2,11 Мб)
RealStrat-Dry-FolkPattern MP3 (169 Кб) WAV (1,81 Мб)
RealStrat-Dry-JazzRockPatternWithMutedStrings MP3 (190 Кб) WAV (2,03 Мб)
RealStrat-Dry-PowerStrumPattern MP3 (233 Кб) WAV (2,5 Мб)
RealStrat-Funky MP3 (331 Кб) WAV (3,54 Мб)
RealStrat-Jazz MP3 (331 Кб) WAV (3,54 Мб)
RealStrat-JazzRockWithMutedStrings-AT2 MP3 (189 Кб) WAV (2,03 Мб)
RealStrat-MutedStringsCrunch MP3 (193 Кб) WAV (2,06 Мб)
RealStrat-RockRiffing MP3 (464 Кб) WAV (4,98 Мб)
RealStrat-RockStrum MP3 (127 Кб) WAV (1,36 Мб)
RealStrat-RockStrumFuzed MP3 (127 Кб) WAV (1,36 Мб)
RealStrat-Swingin MP3 (187 Кб) WAV (1,99 Мб)

Applied Acoustics Strum Acoustic GS-1
SA-AcousticJazz MP3 (226 Кб) WAV (2,42 Мб)
SA-AcousticRiffinSteelFinger MP3 (122 Кб) WAV (1,3 Мб)
SA-ArpegiosNylonFinger MP3 (234 Кб) WAV (2,51 Мб)
SA-ArpegiosSteelFinger MP3 (233 Кб) WAV (2,5 Мб)
SA-BasicBardSteelString MP3 (122 Кб) WAV (1,3 Мб)
SA-BasicSteelString MP3 (125 Кб) WAV (1,33 Мб)
SA-BassChordNylonFingerNail MP3 (237 Кб) WAV (2,54 Мб)
SA-DiscoChordsSteelPickWah MP3 (238 Кб) WAV (2,55 Мб)
SA-EnsembleSteelJumboFinger MP3 (227 Кб) WAV (2,43 Мб)
SA-Flamenco MP3 (238 Кб) WAV (2,55 Мб)
SA-Flamenco2 MP3 (121 Кб) WAV (1,29 Мб)
SA-FunkSteelPick MP3 (238 Кб) WAV (2,54 Мб)
SA-GipsyRhythm MP3 (260 Кб) WAV (2,78 Мб)
SA-IspanicaSteelFinger MP3 (129 Кб) WAV (1,38 Мб)
SA-PopularArpSteelPick MP3 (128 Кб) WAV (1,37 Мб)
SA-RockBallad MP3 (116 Кб) WAV (1,23 Мб)
SA-RockinSteelFinger MP3 (239 Кб) WAV (2,56 Мб)
SA-RocknRollJumboFinger MP3 (350 Кб) WAV (3,76 Мб)
SA-Rumba MP3 (125 Кб) WAV (1,33 Мб)
SA-ShuffleResonator MP3 (241 Кб) WAV (2,58 Мб)

Applied Acoustics Strum Electric GS-1
SE-AlternativeRock MP3 (243 Кб) WAV (2,6 Мб)
SE-BassChordCleanSound MP3 (337 Кб) WAV (3,61 Мб)
SE-Bluegrass MP3 (323 Кб) WAV (3,46 Мб)
SE-Blues MP3 (190 Кб) WAV (2,03 Мб)
SE-ChorusedArpeggio MP3 (349 Кб) WAV (3,74 Мб)
SE-CleanComp MP3 (231 Кб) WAV (2,47 Мб)
SE-CountryRoll MP3 (119 Кб) WAV (1,27 Мб)
SE-Funk MP3 (226 Кб) WAV (2,42 Мб)
SE-FunkWah MP3 (190 Кб) WAV (2,03 Мб)
SE-HeavyRhythm MP3 (149 Кб) WAV (1,59 Мб)
SE-HighVoltage MP3 (137 Кб) WAV (1,46 Мб)
SE-JazzCleanSound MP3 (300 Кб) WAV (3,21 Мб)
SE-MilitaryMetal MP3 (134 Кб) WAV (1,43 Мб)
SE-ProgRock MP3 (150 Кб) WAV (1,61 Мб)
SE-RockBalladStrat MP3 (401 Кб) WAV (4,3 Мб)
SE-SixteesBurningRock MP3 (187 Кб) WAV (2 Мб)
SE-SixteesBurningRock-AT MP3 (332 Кб) WAV (3,57 Мб)
SE-SixteesSuperClearStrat MP3 (367 Кб) WAV (3,94 Мб)
SE-SoundgardenArpeggio MP3 (273 Кб) WAV (2,93 Мб)
SE-Swing MP3 (129 Кб) WAV (1,38 Мб)
SE-Trash MP3 (165 Кб) WAV (1,76 Мб)
SE-Trash-AT MP3 (235 Кб) WAV (2,52 Мб)

0
Ваша: нет

Реклама

Рейтинг@Mail.ru