Статья "Виртуальные басисты, часть 2"

Автор: 
Сергей Нечитайло
Дата первой публикации: 
сен 2006

Программы Bornemark Broomstick Bass и Steinberg Virtual Bassist.

Первая часть статьи рассказывала о программе Bornemark Broomstick Bass. Теперь давайте посмотрим на продукт компании Steinberg — Virtual Bassist (рис. 19). Должен признаться, что когда я устанавливал Virtual Bassist на свой компьютер, то ожидал увидеть что-то совершенно непохожее на Broomstick Bass. Однако если абстрагироваться от дизайна интерфейса и некоторых различий в концепции, у инструментов много общего, а самое главное — в основе Virtual Bassist лежит все та же старая идея Свена Борнмарка, которая обрела жизнь еще в Virtual Guitarist. Если уж говорить совсем прямо — Virtual Bassist это и есть Virtual Guitarist, переработанный под задачи бас-гитариста.

Основу инструмента составляют паттерны, которые могут обыгрывать заданные пользователем аккорды, исполняя тем самым басовую партию. Разработчики Steinberg подчеркивают, что все паттерны, используемые в Virtual Bassist, изначально были записаны живыми музыкантами, и лишь потом обрабатывались особым образом для возможности воспроизведения их в разном темпе. Проблема транспонирования нот была решена тем же способом, что и в Virtual Guitarist, — вместо того, чтобы искусственно повышать или понижать их высоту, все возможные ноты просто засемплировали, что называется, "в лоб". Очень похоже, что Virtual Bassist практически без изменений использует движок Virtual Guitarist. Это видно по работе распознавателя аккордов, внутренней архитектуре инструмента, возможности альтернативного управления составляющими частями паттернов по 16 MIDI-каналу и т. п. Поскольку в роли программиста обоих инструментов выступил один и тот же человек (Paul Kellett), в общем-то, неудивительно, что при создании Virtual Bassist он использовал свои прежние наработки.

Итак, Virtual Bassist предлагает вашему вниманию тридцать музыкальных стилей, в которых он может самостоятельно исполнять басовую партию, руководствуясь заданной гармонией. Каждый стиль включает в себя тринадцать паттернов различной степени сложности и шесть фраз-заполнений, которые можно использовать, например, при смене аккорда, формы произведения и т. п. Анализатор гармонии способен различать пятнадцать типов аккордов, благодаря чему Virtual Bassist умеет строить очень разнообразные и музыкально интеллектуальные басовые партии с обыгрыванием ступеней сложных аккордов. В качестве басового инструмента используется виртуальная электрическая бас-гитара с широкими возможностями регулировки ее звучания. Также у Virtual Bassist есть интегрированный процессор эффектов, который предлагает имитатор усилителя, спикосимулятор и набор из шести эффектов. Каждый стиль Virtual Bassist имеет собственные настройки модели бас-гитары и процессора эффектов, которые обеспечивают звучание инструмента соответственно используемому в стиле музыкальному жанру. Специальная технология Groove Match позволяет подстроить ритмику басовых паттернов практически под любую аранжировку. Функции редактирования и автоматического модифицирования паттернов дают возможность создания пользовательских стилей. Управлять игрой Virtual Bassist можно как в реальном времени с помощью MIDI-клавиатуры, так и при помощи заранее подготовленного MIDI-трека секвенсора. Любые дополнительные параметры инструмента (все без исключения ручки, переключатели, слайдеры и т. п.) можно привязать к сигналам MIDI-контроллеров и регулировать при помощи внешнего MIDI-устройства. Также параметры могут управляться системой автоматизации хост-секвенсора.

Virtual Bassist написан для обеих компьютерных платформ: Mac и PC. Инструмент может использоваться как самостоятельное приложение или как подключаемый модуль формата VST 2.0, DXi 2 и Audio Units. Также поддерживается синхронизация по протоколу ReWire.

Системные требования Virtual Bassist таковы. Для платформы PC требуется процессор Pentium или Athlon с тактовой частотой не менее 800 МГц (рекомендуется 1,4 ГГц и выше). Для платформы Mac минимально достаточным будет компьютер Power Mac G4 с частотой процессора 867 МГц, рекомендуется же тактовая частота от 1,25 ГГц, а компьютер — Power Mac G4 Dual. Оперативной памяти минимально достаточно будет 256 Мб, но лучше ее иметь не менее 512 Мб. Также необходимо наличие устройства CD/DVD-ROM для инсталляции инструмента и 500 Мб свободного дискового пространства для распаковки звуковых библиотек. Операционные системы поддерживаются Windows XP Home или Professional для PC и OS X версии 10.3 и выше для Mac. Аудиоинтерфейс должен быть совместим как минимум с протоколом Windows MME, а еще лучше — ASIO. Для компьютеров Mac устройство вывода звука должно поддерживать Core Audio. Кроме того, компьютер должен иметь свободный USB-порт для устройства защиты Steinberg Key и видеоадаптер, способный работать в разрешении 1024 x 768.

Если вы хотите использовать Virtual Bassist в виде подключаемого модуля, то необходимо наличие хост-секвенсора, поддерживающего протоколы VST 2.0, DXi 2 и Audio Units (последний только для платформы Mac). Разработчики рекомендуют использовать в качестве хост-программ продукты Steinberg — Cubase и Nuendo, предупреждая, что при работе с другими секвенсорами некоторые отдельные функции Virtual Bassist могут оказаться недоступны.

Установка инструмента весьма проста (во всяком случае, на PC). Надо вставить компакт-диск дистрибутива в CD/DVD-привод и запустить программу Steinberg Virtual Bassist Setup (также можно установить и демо-версию Virtual Bassist отдельным инсталлятором — Steinberg Virtual Bassist Demo Setup). Как и в случае с Bornemark Broomstick Bass, можно отдельно указать путь для установки самого инструмента и место под библиотеку с семплами. Этим можно было бы завершить описание процедуры установки (процедуру инсталляции на платформе Mac я не рассматриваю, поскольку тестировал Virtual Bassist только на PC), если бы не одно "но".

Как и любой современный программный продукт компании Steinberg, инструмент имеет защиту от нелицензионного использования в виде USB-ключа — Steinberg Key (рис. 20). Имеется в виду устройство, вставляемое в USB-порт компьютера, в которое загружается лицензия на использование Virtual Bassist. Само собой, при отсутствии этого ключа инструмент не запустится. Стоит отметить, что упомянутая компания Steinberg настолько трепетно заботится о своих пользователях, что предлагает приобрести USB-ключ отдельно. В комплект дистрибутива Virtual Bassist входит лишь код активации для получения загружаемой в ключ лицензии, но не сам ключик. Можно, конечно, воспользоваться уже имеющимся ключом, если вы являетесь счастливым обладателем других продуктов компании — Cubase, например, или Nuendo. Тогда достаточно будет лишь добавить в ключ лицензию на Virtual Bassist, используя прилагаемый код активации. В противном случае извольте пожаловать в магазин и заплатить двадцать пять долларов.

Если до приобретения Virtual Bassist вы еще не использовали Steinberg Key, программа установки перезагрузит компьютер после инсталляции драйверов для ключа. После перезагрузки следует воткнуть ключ в порт для продолжения процедуры установки. Если же вы уже используете программное обеспечение, защищаемое Steinberg Key, подождите втыкать его в порт. Сначала установите инструмент, и лишь потом, после перезагрузки компьютера, вставляйте ключ в USB-порт.

Для загрузки в ключ лицензии, то есть для активации инструмента, компьютер должен быть подключен к интернету, поскольку процедура получения лицензии происходит в режиме онлайн. Для этого (при вставленном ключе) запустите программу License Control Center, которая находится в папке Syncrosoft стартового меню Windows. Она покажет, какие устройства защиты (то есть ключи Steinberg Key) обнаружены в системе и какие в них загружены лицензии (рис. 21).

Далее используйте функцию License Download из меню Wizards, вводите код активации (рис. 22), укажите, если требуется, нужный ключ Steinberg Key и, собственно, загружайте лицензию в ключ.

Теперь ваш Virtual Bassist будет, наконец, работать (при заранее вставленном ключе, разумеется). В случае отсутствия возможности выхода в интернет для получения лицензии придется воспользоваться другим компьютером, имеющим соответствующее подключение. Процедура обретения лицензии в режиме офлайн подробно описана в файле помощи программы License Control Center. В двух словах, вам надо создать так называемую Pending License — отложенную лицензию, сохранить для нее файл запроса Challenge File, перенести его (на дискете, флэш-накопителе и т. п.) на компьютер с интернетом и активировать. После чего скачать и сохранить файл ответа Response File, который, в свою очередь, следует перенести на компьютер с установленным Virtual Bassist, и через программу License Control Center загрузить и активировать лицензию.

Вы можете использовать Virtual Bassist как самостоятельное приложение, в паре с секвенсором, синхронизировав программы по протоколу ReWire, и в качестве плагина прямо внутри хост-секвенсора. При самостоятельном запуске инструмента будет доступно меню настроек аудио- и MIDI-драйверов, а также темпа и музыкального размера. Чтобы получить доступ к этим настройкам, зайдите в меню File (при автономной работе Virtual Bassist такое меню появится вверху окна инструмента) и выберите опцию Preference. В открывшемся окне (рис. 23) в графе ASIO Device производится выбор аудиодрайвера из списка присутствующих в системе устройств, а в графе First ASIO Output указывается выходная стереопара, через которую будет выводиться сигнал Virtual Bassist.

Кнопка ASIO Control Panel обеспечивает доступ к дополнительным настройкам ASIO-драйверов. В меню MIDI Input выбирается входной MIDI-порт, по которому в инструмент будут поступать MIDI-данные, например, с клавиатуры. Кстати, даже при наличии единственного MIDI-интерфейса в системе, мне почему-то при каждом запуске Virtual Bassist приходилось по новой указывать MIDI-порт, иначе сигналы с клавиатуры в инструмент не поступали. Ну и, наконец, в полях Tempo и Time Sign. задаются, соответственно, темп и музыкальный размер, в которых вы собираетесь играть.

Синхронизация по протоколу ReWire осуществляется стандартным способом. Virtual Bassist при такой синхронизации исполняет роль ведомого устройства, так что конкретная процедура подключения зависит от программы ReWire-хоста. Сперва запускается ReWire-хост. В нем надо найти список имеющихся в системе ReWire-клиентов и выбрать оттуда Virtual Bassist (возможно, придется отдельно активировать ReWire-каналы инструмента). Далее, либо хост-программа сама запустит Virtual Bassist, либо вам придется сделать это самостоятельно. С этого момента программы синхронизированы. Virtual Bassist использует аудио- и MIDI-интерфейсы хост-программы, значения темпа и размера заимствуются из нее же. Управление инструментом точно такое же, как и в случае самостоятельного запуска или подключения в качестве плагина, сигнал с него приходит в хост-программу по соответствующим ReWire-каналам.

Но, конечно, гораздо удобнее использовать Virtual Bassist как обычный аудиоинструмент прямо внутри секвенсора. Думаю, нет смысла описывать процедуру загрузки Virtual Bassist как подключаемого модуля. В Cubase или Nuendo он вызывается через окно VST Instruments и назначается затем на свободный MIDI-трек. В секвенсоре Sonar инструмент активируется через Synth Rack в подменю DXi Synth. В секвенсоре Logic Pro 7 (в качестве примера AU-хоста) Virtual Bassist назначается на инструментальный трек из окна микшера в поле I/O (Input/Output): указывается Stereo, далее AU Instrument, далее Steinberg и далее Virtual Bassist.

Концептуально работа с Virtual Bassist практически не отличается от управления другими виртуальными исполнителями: Virtual Guitarist, Groove Agent и Broomstick Bass. Чтобы инструмент обрел возможность играть, достаточно загрузить какой-нибудь стиль и взять на клавиатуре ноту или аккорд. Дополнительные указания относительно игры виртуальный басист получает по MIDI — при помощи команд специального диапазона нот, выделенных под управление. Остальные параметры настраиваются в окне инструмента (вернее, на целых трех страницах окна), управляются сигналами MIDI-контроллеров или системой автоматизации используемого хост-секвенсора.

Для Virtual Bassist существует хороший подробный мануал, в том числе и в электронном виде (в формате PDF). Кроме того, на интернет-форуме Steinberg (forum.cubase.net) есть специальный раздел, посвященный Virtual Bassist, где можно получить ответы на вопросы по работе с инструментом как от самих разработчикам, так и от большого количества пользователей со всего мира.

Я тестировал Virtual Bassist на компьютере PC как в самостоятельном режиме, так и в виде VST-плагина в секвенсоре Steinberg Cubase SX 3.

Работа с Virtual Bassist
Управление различными параметрами Virtual Bassist осуществляется с трех отдельных страниц: Play, Groove Match, Amp & FX. Страницы переключаются соответствующими закладками вверху окна инструмента. Первая страница, Play, является основным окном управления Virtual Bassist, на ней находятся органы управления непосредственно игрой инструмента: меню загрузки стилей, переключатели различных режимов игры, ручки управления параметрами виртуальной модели бас-гитары. На странице Groove Match осуществляется редактирование ритмической структуры используемых Virtual Bassist паттернов и заполнений. Последняя страница, Amp & FX, открывает доступ к настройкам имитатора басового усилителя и звуковых эффектов. Начнем по порядку — со страницы Play.

Страница Play (рис. 24) состоит из трех частей. Справа расположен браузер стилей и паттернов, слева находится виртуальная бас-гитара, а посередине — дисплей текущего аккорда и различные переключатели и ручки, отвечающие как за управление игрой Virtual Bassist, так и за звучание его бас-гитары.

Итак, в правой части окна Play расположен браузер стилей Style Browser (рис. 25). Под стилем (Style) в Virtual Bassist подразумевается совокупность основных паттернов (Parts), фраз-заполнений (Fills), звучания виртуальной бас-гитары, настроек эффектов и ритмики исполнения для конкретного музыкального жанра. Каждый стиль имеет тринадцать паттернов и шесть заполнений, которые можно переключать во время игры. Parts представляют собой паттерны, предназначенные для постоянного воспроизведения в качестве основных рисунков басовой партии. Fills являются небольшими фразами (продолжительностью, например, в один такт или даже в одну-две доли такта), напоминающие по функциям брейки барабанщика, которые можно вставлять в партию, например, перед новым квадратом аранжировки, сменой аккорда, а то и просто для оживления звучания. Обычно Fills, в отличие от Parts, не крутятся в цикле, а отыгрываются однократно по получении соответствующей команды, после чего возобновляется воспроизведение текущего паттерна. На странице настроек (читайте дальше) можно изменить режим воспроизведения заполнений и сделать его таким же, как и для проигрывания основных паттернов.

В окне Style Browser можно видеть тридцать заявленных разработчиками стилей, а также три дополнительных: Pop Fills, Rock Fills и Slap Fills. Последние трудно назвать полноценными стилями, так как даже их паттерны представляют собой, по сути, те же заполнения. Их лучше всего и использовать в комбинации с каким-нибудь "настоящим" стилем в качестве дополнительной библиотеки фраз и заполнений. Между прочим, все тридцать основных стилей Virtual Bassist унифицированы со стилями других виртуальных исполнителей компании Steinberg: Virtual Guitarist и Groove Agent (см. таблицу).

Таблица соответствия стилей
Если вы работаете со всеми тремя виртуальными исполнителями компании Steinberg — Virtual Guitarist, Groove Agent и Virtual Bassist — вам, вероятно, пригодится таблица взаимного соответствия их стилей. Разработчики Virtual Bassist подчеркивали, что стили "басиста" сделаны с упором в том числе и на то, чтобы стыковаться с их "гитаристом" и "барабанщиком". Конечно, можно успешно использовать и другие варианты сочетания стилей, но вот, как говорится, информация из первых рук. Таблица составлена для второй версии Groove Agent (Groove Agent 2) и обоих гитаристов: Virtual Guitarist (в сокращении: VAG — Virtual Acoustic Guitar, VEG — Virtual Electric Guitar) и Virtual Guitarist Electric Edition (в сокращении — VGEE). Для "гитаристов" указаны стили и паттерны, а для "барабанщика" — стили и установки (либо только стили, если используется изначально соответствующая стилю установка).

При запуске Virtual Bassist каждый раз автоматически загружает стиль Slap Fills — наверное, потому, что он очень хорошо смотрится в качестве демонстрации возможностей инструмента. Для загрузки другого стиля выберите его в списке и дважды кликните по названию. Загрузка стиля отнимает совсем немного времени, в процессе загрузки аккордовое окно Chord Display будет показывать надпись Loading. Кнопки Save и Load, расположенные внизу браузера, предназначены для сохранения и загрузки пользовательских стилей (стили сохраняются по умолчанию в папку Virtual Bassist\Virtual Bassist Content\User Styles). Поскольку заводские стили редактировать нельзя, вы можете сохранить их под другими названиями и использовать впоследствии для создания новых стилей. Сохраненный стиль сразу же появится в списке браузера. К сожалению, функции удаления стиля разработчики не предусмотрели, поэтому при возникновении такой необходимости придется вручную удалять файлы стилей (*.fxp). Однако из списка браузера они исчезнут только после перезагрузки инструмента.

Разработчики Virtual Bassist не догадались встроить в свой инструмент метроном с барабанными лупами, как это сделал Свен Борнмарк в Broomstick Bass. Зато Virtual Bassist позволяет гораздо нагляднее продемонстрировать стиль, так как для каждого стиля существует небольшая аранжировка (сделанная, кстати, с использованием других инструментов Steinberg: Virtual Guitarist и Groove Agent). Чтобы прослушать пример аранжировки для конкретного стиля, выделите его и нажмите кнопку Listen. Пока кнопка удерживается, будет воспроизводиться демонстрация. Еще удобнее — активировать кнопку Auto. Тогда, чтобы прослушать демо-аранжировку, достаточно лишь нажать мышью интересующий стиль — пока вы не отпустите мышь, аранжировка будет крутиться.

Virtual Bassist, подобно остальным виртуальным исполнителям (Virtual Guitarist, Groove Agent, Broomstick Bass), использует часть MIDI-нот для специальных функций управления. Если взять, для примера, четырехоктавную MIDI-клавиатуру, то ее клавиши можно разделить на две зоны: Pitch Range и Remote Range (рис. 26). Pitch Range — это область клавиатуры, в которой клавиши выполняют свое основное предназначение, то есть используются для взятия нот, аккордов, исполнения пассажей и т. п. По умолчанию на нее отводятся две октавы в правой части клавиатуры (от ноты C3 до ноты B4). Remote Range — это зона, отведенная на управляющие команды. Здесь можно переключать паттерны и заполнения, останавливать игру инструмента и т. п. На Remote Range также отводятся две октавы (по умолчанию, от ноты C1 до ноты B2). Если вас не устраивает взаимное расположение игровой и управляющей зон, вы можете поменять их местами на странице настроек инструмента (об этом читайте дальше).

Вот полное описание функций клавиш управления в раскладке по умолчанию (дальше я расскажу, как клавиши можно произвольно переназначить). Нота C1 включает режим полностью ручного исполнения — Single Note Mode. В этом режиме "самоиграйка" Virtual Bassist отключается, и можно играть произвольные одноголосные мелодии в области Pitch Range клавиатуры. В принципе, активировав Single Note Mode, можно использовать Virtual Bassist в качестве басового модуля для проигрывания обычных MIDI-партий. Но диапазон доступных нот составляет всего две октавы (то есть диапазон Pitch Range), и партии могут быть только одноголосные. Если вы, тем не менее, хотите воспроизвести таким образом MIDI-трек с басовой партией, не забудьте в самом начале записать в него ноту C1 — чтобы инструмент вовремя перешел в режим Single Note Mode и не начал играть паттерны. Нота C#1 (Stop) останавливает воспроизведение паттернов и заполнений инструмента. Белые клавиши от ноты D1 и до ноты B2 служат для выбора басовых паттернов (Parts). Первые шесть паттернов в диапазоне клавиш от D1 до B1 называются базовыми, начальными (Basic) — обычно они не отличаются мелодической и ритмической навороченностью. Следующие семь паттернов в диапазоне клавиш от C2 до B2 называются сложными (Complex) и являются более разнообразными как в ритмическом, так и в мелодическом отношении. Кроме того, Complex Parts имеют лучше выраженную специфику звучания для конкретного стиля. Ноты F#1, G#1, A#1, F#2, G#2 и A#2 предназначены для активации шести входящих в стиль заполнений (Fills). Если вы хотите, чтобы Virtual Bassist после исполнения заполнения переключился на другой паттерн (а не вернулся к текущему), то после нажатия клавиши Fill просто нажмите клавишу нужного паттерна. Кстати, заполнение можно исполнить несколько раз подряд. Для этого даже не надо подлавливать момент наступления нового такта — достаточно нажать клавишу нужного заполнения требуемое количество раз, и Virtual Bassist сыграет их по порядку в соответствующем количестве. Если первым после остановки инструмента элементом стиля оказался не паттерн, а заполнение, то оно будет повторяться до тех пор, пока не последует команда на паттерн или другое заполнение. Нота D#1 (End) заканчивает исполнение партии Virtual Bassist финальной нотой длительностью в один такт. Если эту клавишу удерживать нажатой, то финальная нота будет звучать до тех пор, пока вы не отпустите клавишу. Нота C#2 служит для смены режимов моделирования четырех- или пятиструнного баса (4 String / 5 String) и дублирует функцию аналогичного переключателя в окне Play панели инструмента. Нота D#2 дублирует еще один переключатель из окна Play (Chords/Note) и позволяет выбирать тональный режим исполнения паттерна (подробнее о режимах читайте дальше).

Взяв ноту или аккорд в области клавиатуры Pitch Range со значением скорости нажатия большим, чем 125 единиц, вы произведете так называемый акцент. При этом Virtual Bassist исполнит акцентированную ноту длительностью в одну восьмую или одну четвертую ноту (это зависит от конкретного стиля) и продолжит воспроизведение паттерна. Акценты можно брать как текущим аккордом, так и новым — тогда паттерн начнет обыгрывать новую гармонию с акцента. Если помните, Virtual Guitarist работает аналогичным образом.

Можно управлять эффектом вибрато Virtual Bassist, используя послекасание (aftertouch). Чем выше значение контроллера (то есть, чем сильнее вы давите на клавиши), тем глубже вибрато. Частота вибрато устанавливается в соответствующем разделе на странице настроек Settings (об этом читайте дальше).

Вверху окна Style Browser расположены две кнопки: Styles и Parts. Они переключают режимы работы браузера: если активна кнопка Styles, то в его окне представлен список стилей, если же включить Parts, то браузер (в таком режиме он называется Parts Browser) будет отображать содержимое загруженного в данный момент стиля. Давайте нажмем кнопку Parts и посмотрим на окно браузера (рис. 27). Как видите, браузер теперь показывает всю "начинку" стиля: паттерны, заполнения и остальные команды, входящие в управляющий MIDI-диапазон. Слева указаны названия нот управляющего диапазона, а справа — названия паттернов и заполнений. Браузер в режиме Parts представляет собой превосходную "шпаргалку" для пользователя, так как в нем не просто перечислены номера элементов стиля, но каждый паттерн или заполнение имеют название, дающее представление об их музыкальном характере. При поступлении MIDI-ноты из диапазона Remote Range, соответствующий ей паттерн, заполнение или команда выделяются. Кроме того, все команды Remote Range можно выполнить кликом мыши и в окне браузера (если вам это по каким-то причинам удобно). Только для переключения того или иного паттерна или выполнения команды кликать следует не в описание элемента, а в название ноты (в левом столбце). Parts Browser также позволяет переназначать и копировать паттерны и команды на другие ноты Remote Range, но об этом я расскажу далее, описывая вторую страницу управления Virtual Bassist — Groove Match.

Virtual Bassist, в отличие от первого рассмотренного в статье инструмента, Broomstick Bass, обладает более широкой музыкальной эрудицией. Если Broomstick Bass работал всего лишь с тремя типами аккордов, то Virtual Bassist оперирует подобно Virtual Guitarist Electric Edition пятнадцатью разными типами трезвучий и септаккордов (рис. 28). Благодаря этому, инструмент умеет в своих басовых партиях обыгрывать характерные ступени сложных аккордов. И хотя, на мой взгляд, включать в партию баса такие ступени, как септиму септаккорда или сексту секстаккорда вовсе необязательно (лично я предпочитаю отдавать эти ноты другим инструментам аранжировки), при работе Virtual Bassist не возникает некорректных распознаваний аккордов, как у Broomstick Bass. Тем не менее, на некоторых моментах блока анализатора гармонии следует остановиться подробнее.

Насколько я понял, алгоритм анализа аккордов Virtual Bassist унаследовал от Virtual Guitarist в неизменном виде. На такую мысль наводит не только набор известных инструменту аккордов, но и работа анализатора, правила управления им. Все поступающие по MIDI аккорды будут сведены в упомянутые ранее пятнадцать типов — нонаккорды, аккорды с тринадцатыми ступенями и другие упростятся до ближайших им по конструкции септаккордов и т. п. И если виртуальному гитаристу еще можно было посетовать на незнание тех же нонаккордов, то для басиста пятнадцати разновидностей трезвучий и септаккордов хватает, я бы сказал, даже с излишком. Интерпретация аккордов происходит очень корректно — как и в случае с Virtual Guitarist каких-либо ошибок анализатора я не замечал. Поэтому инструменту можно спокойно подсовывать гармонические треки, например, от партий пэдов, не боясь, что он там что-то поймет не так (одно исключение есть, но о нем дальше). Единственное, что осложняет жизнь — это всего лишь двухоктавный диапазон Pitch Range, в который партия аккордов должна укладываться по высоте. В инструментах Virtual Guitarist и Broomstick Bass с этим проще. У них зона Pitch Range распространяется на весь диапазон клавиш, а октаву с нотами управления можно создавать в нескольких регистрах по выбору. В Virtual Bassist, увы, зона Pitch Range жестко ограничена. Даже при ее расположении по умолчанию (справа на клавиатуре) ноты выше B4, то есть пятую октаву и выше, нельзя использовать для взятия аккордов. Поэтому, если трек с гармонией, который вы хотите подсунуть виртуальному басисту, записан в широком расположении, простой транспозицией всех аккордов сразу не обойдешься — придется отдельно транспонировать вылезающие за двухоктавный диапазон ноты.

Исполняя аккорды, следите за тем, чтобы звучали все их ноты. Септаккорды или секстаккорды должны обязательно браться полностью — так, чтобы все четыре ноты аккорда звучали. В противном случае анализатор может ошибиться. Кроме того, лучше сразу выработать привычку брать аккорды в первом обращении. В некоторых случаях это непринципиально — Virtual Bassist правильно распознает и обращенный аккорд. Однако есть и исключения. Например, аккорды Am7 и C6 состоят из одних и тех же нот, поэтому для корректного их определения важно, чтобы тоника была самой нижней нотой. То же самое относится к уменьшенному аккорду (dim) — Adim, Cdim, Eb-dim и Gb-dim можно отличить друг от друга лишь по нижней ноте (тонике). Увеличенное трезвучие A+5 может при разных обращениях интерпретироваться как C#+5 или F+5, а минорный секстаккорд Am6 распознаться в виде F#m7-5. Результат работы анализатора, то есть распознанный аккорд, будет сразу высвечен в окошке Chord Display (рис. 29).

А теперь внимание! Вы будете смеяться, но Virtual Bassist (как и Broomstick Bass) не понимает уменьшенного трезвучия! Ради интереса я включил Virtual Guitarist и обнаружил там тот же эффект. Полууменьшенный и уменьшенный аккорды распознаются, но трезвучие — нет (если быть до конца объективным, его нет в списке поддерживаемых аккордов). Причина та же, что и в Broomstick Bass, — ноты уменьшенного трезвучия входят в противоречие с альтернативным способом взятия аккордов. Для исполнения мажорного и минорного трезвучий, а также малого мажорного и малого минорного септаккордов не обязательно брать полные аккорды. Если вы нажали какую-либо клавишу в зоне Pitch Range, анализатор интерпретирует ее как мажорное трезвучие (от нажатой тоники). Если дополнительно нажать черную клавишу слева от нее, то трезвучие станет минорным. При нажатии дополнительной белой клавиши (слева от тоники) мажорное трезвучие становится малым мажорным септаккордом. В случае нажатия обеих дополнительных клавиш (и черной, и белой) вы получите малый минорный септаккорд. Когда вы берете уменьшенное трезвучие, Virtual Bassist считает, что вы используете альтернативный способ исполнения, и интерпретирует аккорд в зависимости от цвета нажатых клавиш, взяв в качестве тоники самую правую ноту.

Ну а сейчас давайте разберемся с дополнительными органами управления игрой Virtual Bassist, которые расположены в верхней половине средней секции окна Play. Светодиод MIDI In мониторит MIDI-активность на входе инструмента. Если он вспыхивает, это означает, что Virtual Bassist получает MIDI-данные с клавиатуры или из трека секвенсора. Если же вы нажимаете на клавиатуре ноты, а светодиод не подает признаков жизни — в инструмент ваши ноты по какой-то причине не приходят. Проверьте MIDI-настройки.

Переключатель Chords/Note позволяет выбрать тональный режим исполнения инструмента — будет ли он играть мелодическую линию баса или же воспроизведет лишь ритмический рисунок паттерна, используя в качестве нот тонику и (иногда, в зависимости от конкретного стиля) октаву текущего аккорда. Переключателем можно пользоваться прямо во время воспроизведения.

Переключатель Speed выполняет те же функции, что и в Broomstick Bass. Он позволяет в два раза замедлить (в положении 1/2) или наоборот — дважды ускорить (в положении 2) темп игры инструмента относительно темпа хост-секвенсора. Все, что я говорил про нестандартные размеры для Broomstick Bass, в известной степени справедливо и для Virtual Bassist — лучше всего инструмент отыгрывает четвертные размеры (4/4, 2/4, 3/4 и т. д.), а "родным" размером является для него стандартный 4/4. Используя переключатель Speed, можно дробить или удваивать доли, играя со сложными размерами, но это будет лишь более или менее удачная имитация, а не изначально правильно переданный ритмический характер размера. Расположенный ниже индикатор из четырех светодиодов показывает текущую долю такта и работает аналогично такому же индикатору в Broomstick Bass или Virtual Guitarist.

Переключатель Latch, как и его собрат в Broomstick Bass, отвечает за непрерывность игры Virtual Bassist. В положении Off инструмент будет играть лишь при взятии и удержании нот или аккордов в области Pitch Range клавиатуры. Если клавиши отпустить, воспроизведение прекратится. Если же функцию Latch включить, то Virtual Bassist будет играть безостановочно, до получения специальной команды Stop или End — не важно, держите ли вы нажатыми ноты/аккорды или нет. При взятии новых аккордов инструмент меняет гармонию и продолжает играть дальше. Кроме этого, Virtual Bassist предлагает дополнительные возможности функции Latch в комбинации с командами педали сустейна. Если переключатель Latch стоит в положении On, и вы нажимаете педаль сустейна, то режим Latch отключается на все время удержания педали. Тем временем вы можете исполнять произвольные фразы на клавиатуре ("самоиграйка" при этом не включается). После того как вы отпустили педаль, Virtual Bassist возвращается к воспроизведению паттернов в режиме Latch. Если же переключатель Latch перевести в положение Off, то нажатие педали сустейна активирует функцию Latch на все время удержания педали. Вместо педали сустейна на управление функцией Latch можно назначить и любой другой MIDI-контроллер.

Если активировать функцию Retrigger, то паттерны (Parts) при переключении начнут воспроизводиться с начала (то есть, с первой доли), вне зависимости от текущей доли такта. Если Retrigger выключить, то смена паттернов будет происходить в соответствии с долями такта, иначе говоря, с сохранением мелодической и ритмической фразировки стиля. Использование режима Retrigger имеет смысл лишь для быстрого прослушивания паттернов, например, во время их выбора. После перехода непосредственно к созданию или исполнению партии Virtual Bassist, рекомендуется режим Retrigger выключить.

Секция из трех ручек — Swing, Variance и Early/Late — позволяет воздействовать на характер исполнения Virtual Bassist. Ручка Swing отвечает за свингование нот. Как и регулятор Shuffle в инструменте Broomstick Bass, она имеет рабочий ход в обе стороны и позволяет передвигать во времени ноты, приходящиеся на слабые доли такта. Диапазон регулировки подобран таким образом, что, выставив значения Swing равное -100% или +100% для "ровных" восьмых, вы получите математически точное триольное звучание. Понятно, что отдельные стили изначально записаны в триольной пульсации. Для таких стилей регулировка Swing может "распрямить" затриоленные восьмые или, наоборот, свести их к "воробьиному чириканью" еще меньшими (шестнадцатыми) длительностями. Вообще, ручка Swing в окне Play лишь дублирует одноименный регулятор страницы Groove Match, на которой можно гораздо тоньше настроить ритмическое ощущение паттернов.

Вторая ручка, Variance, позволяет воздействовать на точность игры виртуального бас-гитариста. Ни один живой музыкант не может играть как машина — математически точно по времени и с абсолютно ровным звукоизвлечением. Параметр Variance обеспечивает привнесение элемента случайности в исполнение нот Virtual Bassist, таким образом, даже повторяющиеся ноты смогут звучать немного по-разному. Чем выше значение Variance, тем сильнее будет разница во времени старта нот и тем больше будет различие в их звукоизвлечении.

Третья ручка, Early/Late, предназначена для сдвига всей партии Virtual Bassist по времени относительно остальных партий проекта. Если повернуть ручку влево, Virtual Bassist будет играть "вперед", а если вправо, то "назад" по отношению к другим инструментам. Двигая партию по времени, можно добиться совершенно разного характера звучания аранжировки. Особенно сильно это касается ритм-секции, например, партий барабанов и баса. Правильно подобранные временные соотношения между ними — залог успешного звучания всей композиции, особенно это справедливо для танцевальной музыки. Не случайно многие "попсовики" начинают сведение проекта именно с двигания треков секвенсора. Virtual Bassist предлагает фактически ту же функцию, только на стадии создания басовой партии. Само собой, действие ручки Early/Late будет заметно только при работе с другими инструментами проекта. Если вы играете на Virtual Bassist сольно, даже максимальные значения Early/Late останутся незамеченными.

Теперь давайте взглянем на настройки виртуальной бас-гитары. Они занимают левую секцию окна Play и нижнюю половину средней секции. Переключатель 4 String / 5 String переводит режимы моделирования, соответственно, четырехструнной и пятиструнной бас-гитары. В первом случае нижняя струна будет Ми — ноты басовых паттернов и фраз не смогут звучать ниже нее. Во втором случае задействуется еще более низкая струна (Си), и инструмент где только возможно будет использовать в своей партии дополнительные низкие ноты. Режимы 4 String и 5 String можно также переключать при помощи MIDI-клавиши C#2 (из управляющего диапазона клавиатуры).

На деке виртуальной бас-гитары расположены следующие регуляторы. При помощи слайдера можно изменять положение звукоснимателя. Наличие слайдера, думаю, чисто декоративное, так как гораздо удобнее передвигать сам датчик, уцепившись за него мышью. Положение звукоснимателя во многом определяет дальнейшее звучание гитары. Если датчик передвинуть к порожку, он будет ловить больше обертонов, обеспечивая резкое, острое звучание инструмента. Если же звукосниматель поставить ближе к грифу, то он станет принимать меньше дополнительных гармоник, что приведет к мягкому звучанию и лучшей передаче низких частот.

Ручка Volume имитирует работу ручки громкости на настоящей гитаре — она регулирует уровень сигнала, подаваемый на усилитель. Максимальное значение Volume (совместно с соответствующим положением ручки Drive в блоке усилителя на странице Amp & FX) позволяет добиться максимального уровня перегрузки сигнала. Ручка Tone предназначена для изменения тембра звука. Если ее повернуть влево, то высокие частоты будут ослабляться и звук станет мягче.

Ручка Attack изменяет характер атаки исполняемых нот, отвечая, таким образом, за звукоизвлечение виртуального исполнителя. Живой гитарист может играть ноты пальцами, а может извлекать их медиатором. Во втором случае звучание нот будет более плотным, но вместе с тем станет отчетливо слышен штрих медиатора в фазе атаки. Ручка Attack как раз и регулирует уровень этого призвука, позволяя менять звучание гитары от мягкого пальцевого до жесткого медиаторного.

Ручка Damp имитирует другой важный момент гитарного исполнения — заглушение струн. Живой гитарист (в числе прочих приемов) приглушает струны во время игры, обеспечивая этим более быстрое затухание нот. Чем сильнее ручка Damp повернута влево, тем сильнее заглушение и тем суше звук. В крайнем левом положении ручки ноты заглушатся полностью — будет слышна только фаза атаки.

Очень интересно сделан переключатель модели бас-гитары — Bass Selector, который отвечает за базовое звучание виртуальной бас-гитары. Передвигая шарик по окружности, можно плавно перемещаться между современной бас-гитарой с активными датчиками (положение Modern), классическим звучанием, характерным для рокеров семидесятых (положение Classic), и старомодным басом, использующим струны с плоской обмоткой, который воссоздает легендарный звук Motown Sound (положение Vintage). Поскольку шарик не фиксируется около вышеописанных трех пресетов, а перемещается по окружности свободно, можно поэкспериментировать с промежуточными положениями и выбрать гибридный для двух соседних пресетов характер звучания.

Переключатель Fret Noise позволяет задавать степень присутствия в исполняемой партии призвука скрипа струн, который возникает (у живого исполнителя, разумеется) во время движения левой руки вдоль грифа при смене позиции. Fret Noise является неизбежным артефактом живого исполнения, и Virtual Bassist может имитировать его. Положения переключателя Off, Mid и Full позволяют, соответственно, убрать скрип струн из партии, выставить небольшой уровень громкости призвука и включить Fret Noise на полную.

Еще одним характерным элементом партии живой бас-гитары является звон струн об лады — Fret Buzz. Virtual Bassist позволяет как сохранить этот призвук в партии (положение переключателя Full), так и уменьшить (положение Mid) или даже вообще убрать (Off).

Расположенная внизу окна Play "мастер-секция" с ручками Compression, Drive и Master позволяет, не отрываясь от управления игрой инструмента, изменять такие базовые параметры звука, как степень компрессии, глубина перегрузки и уровень выхода. Вообще, эти ручки дублируют одноименные регуляторы на странице эффектов Amp & FX (за исключением ручки Compression — она дублирует регулятор Amount эффекта компрессор), которая специально предназначена для звуковых настроек и предлагает значительно больше параметров для регулировки. Но иногда бывает гораздо удобнее изменять, например, громкость выхода инструмента прямо с главной страницы.

Маленький замочек, расположенный в левом нижнем углу секции с виртуальной бас-гитарой, позволяет "заморозить" настройки всех ее параметров. Это относится не только к положению звукоснимателя, установкам ручек на деке и переключателю 4/5 String, но и к регуляторам, вынесенным в среднюю секцию окна Play: Bass Selector, Fret Noise, Fret Buzz, а также к мастер-секции и настройкам эффектов на странице Amp & FX. Если вы кликните по замочку (он "защелкнется" и загорится ярким светом), то при загрузке новых стилей все регулировки, связанные со звуком бас-гитары, будут сохраняться. Таким образом, можно исполнять паттерны любого стиля одним звучанием инструмента.

Любой (абсолютно любой) регулятор или переключатель Virtual Bassist можно привязать к управляющему сигналу произвольного MIDI-контроллера. Для этого доступны 125 MIDI-контроллеров — всего контроллеров 128, но три из них (120 All Sound Off, 121 Reset CCs и 123 All Notes Off) зарезервированы под "экстренные" функции и не могут свободно назначаться. Если кликнуть правой кнопкой мыши в какую-нибудь ручку или переключатель, откроется меню (рис. 30) назначения MIDI-контроллеров. В самой верхней строке меню написано полное название регулятора. Ниже указан текущий управляющий контроллер — например, CC10 (или No CC, если контроллер не назначен). Расположенная справа названия текущего контроллера стрелка открывает полный список MIDI-контроллеров. Чтобы избежать путаницы, контроллеры, уже задействованные для управления различными параметрами Virtual Bassist, подписаны полными названиями привязанных к ним регуляторов. В принципе, у вас есть два пути. Вы можете вручную выбрать контроллер из списка. Но есть и более легкий способ, он особенно удобен, когда у вас есть MIDI-консоль с кучей ручек и вы просто физически не в состоянии держать в голове, какой MIDI-контроллер привязан к той или иной ручке. В таком случае воспользуйтесь функцией Learn (третья строчка меню) и покрутите ручку на вашей консоли — инструмент автоматически произведет назначение и калибровку. Чтобы сбросить назначенный MIDI-контроллер, кликните четвертую опцию меню — Forget (она появится в меню только при назначенном контроллере, если же контроллер не назначен, то и опция Forget за ненадобностью отсутствует).

Если кликнуть правой кнопкой мыши в логотип Virtual Bassist, то откроется меню (рис. 31), позволяющее посмотреть информацию об инструменте (About Virtual Bassist) и перейти на сайт Steinberg (Visit Steinberg Website). Нас интересует первая опция, так как, помимо всего прочего, она предоставляет доступ к некоторым настройкам инструмента.

В правой части открывшегося при выборе опции About Virtual Bassist окна расположена секция Settings (рис. 32), о которой поговорим подробнее. Первым сверху идет раздел Vibrato, отвечающий за настройки эффекта вибрато. Если верить мануалу, то каждый стиль имеет свои уникальные значения параметров Rate (частоты), Depth (глубины) и Delay (задержки). Однако сколько я ни переключал стили, в большинстве случаев параметры Vibrato не меняются. При сохранении собственных стилей можно задавать произвольные параметры вибрато — они сохраняются вместе со стилями, как, впрочем, и все остальные установки странички настроек Settings. По умолчанию, ручки Rate, Depth и Delay привязаны к сигналам MIDI-контроллеров CC#76, CC#77 и CC#78 соответственно, но, как и любой регулятор Virtual Bassist, могут быть переназначены на другие контроллеры.

Выбор значения Key Change Quantize определяет, с какой ритмической разрядностью можно осуществлять смену басовых паттернов. Например, если вы установите в окошке одну шестнадцатую длительность (1/16), то смена паттернов произойдет на следующую шестнадцатую ноту такта после получения соответствующей команды. Если же выбрать параметр 1 Bar, то менять паттерны можно будет только с началом следующего такта. По умолчанию стоит четвертная длительность — 1/4.

Следующее меню, Fill Triggering, позволяет выбрать режим проигрывания заполнений. Если в окошке поставить значение Auto, то заполнения будут стартовать с заданной ритмической позиции такта и отыгрывать положенное время. То есть фраза прозвучит в точности, как ее задумали разработчики. При желании переключать заполнения как обычные паттерны, установите режим Key Change Quantize. В этом случае проигрывание заполнений можно будет активировать произвольно, с ритмической разрядностью, заданной в предыдущем окне (Key Change Quantize). По умолчанию стоит автоматический режим проигрывания заполнений.

В меню Keyboard Layout можно поменять местами зоны клавиатуры, отвечающие за ноты/аккорды и управление инструментом. По умолчанию стоит значение Pitch Range Right — то есть "музыкальная" область клавиатуры будет справа (от ноты C3 до ноты B4), а управляющая — слева (от ноты C1 до ноты B2). Если же выбрать расположение Pitch Range Left, то зоны клавиатуры поменяются местами.

Параметр Bar Sync отвечает за синхронизацию тактовых положений Virtual Bassist и хост-секвенсора. По умолчанию синхронизация тактов отключена (Off), а вместо нее используется синхронизация инструмента по темпу хост-программы. Разработчики пишут, что это оптимальный режим синхронизации, однако оставляют возможность включить и синхронизацию по тактам (значение On). В этом случае Virtual Bassist будет синхронизироваться с секвенсором и по тактовым положениям, и по темпу.

Ручка Master Fine Tune позволяет подкорректировать базовый строй инструмента в диапазоне пятидесяти центов вверх и вниз. Кнопка Save (Save Defaults) сохраняет в качестве значений по умолчанию такие параметры, как назначение всех MIDI-контроллеров, положения переключателей Latch и Retrigger в окне Play и все настройки страницы Settings, за исключением установок Vibrato и Master Fine Tune. Все эти сохраненные параметры будут активированы при любой последующей загрузке инструмента. Кнопка Save нужна только для сохранения настроек, которые будут использоваться по умолчанию, поскольку все произведенные на странице Settings изменения запоминаются автоматически, без каких-либо специальных команд.

Кнопка Exit позволяет перейти со страницы настроек в предварительно открытое окно. Вместо нее также можно использовать закладки окон сверху: Play, Groove Match, Amp & FX.

Помимо традиционного управления, предлагается также альтернативный способ игры по 16 MIDI-каналу (помните Virtual Guitarist?). Принимая MIDI-данные по каналам с 1 по 15, инструмент работает в обычном режиме. Если же MIDI-клавиатуру настроить на 16 канал, Virtual Bassist реагирует на поступающие ноты совершенно иначе. При этом вы получаете доступ ко всем компонентам паттернов — нотам, штрихам, ударам и прочим семплам, то есть можете самостоятельно строить из них свои собственные фразы. Как и в случае с Virtual Guitarist, работу по 16 MIDI-каналу не назовешь легкой или приятной — чтобы добиться хорошего результата, придется здорово попотеть. Как это работает? Подключившись к Virtual Bassist по 16 MIDI-каналу, вы опять имеете в своем распоряжении клавиатуру, разделенную на две половинки. Диапазон Pitch Range, как и в нормальном режиме, предназначен для указания высоты нот. А вот клавиши зоны Remote Range вместо команд управления играют семплы паттерна. Чтобы начать игру (или, вернее будет сказать, экспериментирование), сначала надо загрузить стиль и в окне Part Browser выбрать интересующий паттерн или заполнение. Далее нажимайте клавишу нужной высоты в области Pitch Range и, удерживая ее, перебирайте семплы паттерна клавишами Remote Range, начиная с С1. Количество семплов в паттерне напрямую зависит от его сложности. Например, в паттерне рокового "чеса" по одной ноте их будет совсем немного, в то время как в каком-нибудь слэповом рисунке, использующем разные штрихи, удары, слайды и т. п., задействуются почти все клавиши Remote Range. Теоретически, можно научиться играть левой рукой фразы из "кирпичиков"-семплов, а правой — управлять их транспонированием. На практике удобнее записывать партии на MIDI-трек секвенсора и потом проигрывать их через Virtual Bassist (не забудьте только выставить 16 канал у MIDI-трека).

Groove Match
Вторая страница окна управления Virtual Bassist, Groove Match (рис. 33), предназначена для редактирования паттернов и заполнений, подстройки их под конкретный ритм, коррекции общего ритмического ощущения и администрирования раскладки управляющей зоны клавиш. Все функции страницы Groove Match являются исключительными чертами Virtual Bassist — остальные упоминавшиеся в статье виртуальные исполнители ничем подобным похвастаться не могут (порядка ради стоит отметить, что новый Steinberg Virtual Guitarist 2 уже получил аналогичные функции и по некоторым их возможностям даже превосходит Virtual Bassist).

Верхнюю часть окна Groove Match занимает Macro Groove Display. Он показывает нотное содержимое текущего паттерна или заполнения. Представление нот на дисплее напоминает клавишный редактор секвенсора: длина нотного клипа определяет его длительность, а вертикальное положение — высоту. Но не следует думать, что высота нот отображается честно. Увы, клипы распределяются по высоте чисто символически, для удобства ориентации в паттерне, и никакой точной информации о высоте нот не передают (разве что показывают, какие ноты относительно выше или ниже других). Впрочем, это и не существенно, так как в нынешней версии Virtual Bassist вы никак не можете воздействовать на высоту нот паттерна (а вот Virtual Guitarist 2 уже предоставляет такую возможность). Отображаемый в окне дисплея Macro нотный материал размечается по долям и тактам. Максимальное количество тактов, которое дисплей может показать (четыре), соответствует размеру самого длинного паттерна.

Чтобы переключить дисплей Macro на показ другого паттерна или заполнения, надо выбрать соответствующий элемент стиля в списке Parts Browser, который занимает нижний правый угол окна Groove Match. Также можно активировать кнопку Key Follow — тогда при нажатии соответствующих нот из диапазона Remote Range на MIDI-клавиатуре паттерны или заполнения будут автоматически выделяться в Parts Browser, а их содержимое появится в окне дисплея Macro.

Возможности редактирования паттернов на самом деле оказываются довольно скромными. Можно изменять время начала нот с минимальным шагом в одну восьмую длительность. Для этого уцепитесь мышью за нужный клип и тащите его влево или вправо. Если при перетаскивании ноты наедут друг на друга, то Virtual Bassist автоматически укоротит или удалит предыдущую по времени ноту "для сохранения реалистичного одноголосного звучания басовой партии". Изменять длительности нот в паттерне почему-то нельзя. Зато можно заглушать ненужные ноты. Для этого просто кликните правой кнопкой мыши в клип ноты (он при этом превратится в пустой контур — рис. 34), и нота будет заглушена. Повторный правый клик реактивирует ноту. Вот, собственно, и все. Как видите, не густо.

Однако помимо ручного редактирования паттернов секция Virtual Bassist предлагает также автоматическое создание вариаций для паттернов и заполнений. Для этого предназначено меню модификаторов Modifiers. Модификаторы сдвигают или заглушают ноты в выбранном паттерне и тем самым изменяют его ритмическую структуру. Всего доступны семь пресетов модификаторов. Каждый из них предлагает два варианта изменений паттерна, которые активируются кнопками А и В. Чтобы воспользоваться модификатором, кликните мышью в окошко Modifiers (в нем отображается текущий модификатор) и выберите из открывшегося списка нужный пресет (рис. 35). Чтобы модификатор вступил в действие, нажмите одну из кнопок его вариантов (А или В) — дисплей Macro сразу же визуально покажет измененный паттерн.

Вот какие функции выполняют модификаторы. Итак, первый пресет — Simplify. В варианте A он заглушает ноты с длительностью меньше, чем одна восьмая, а в варианте B — меньше, чем одна четвертая нота. Модификатор Downbeats в варианте A играет только ноты, приходящиеся на первую и третью доли такта (остальные заглушает). В варианте В также исполняются восьмые ноты, стоящие перед первой и третьей долями такта, а если паттерн имеет триольную структуру, то вместо восьмых нот играется последняя триоль перед каждой из долей. Модификатор Backbeat в варианте А играет только вторую и четвертую доли, а в варианте В добавляет к ним предшествующие восьмые ноты или последнюю триоль в рисунках шестнадцатыми триолями. Следующий модификатор, Offbeats, в варианте А исполняет только восьмые ноты, приходящиеся на слабую долю (для триольных паттернов исполняется каждая третья триоль). В варианте В кроме восьмых нот на слабую долю прямо после них играются также и шестнадцатые ноты. Для рисунков с шестнадцатыми триолями исполняется каждая вторая триоль. Пресет Other представляет собой довольно сложную модификацию. В варианте А исполняются только 1-я, 4-я, 7-я, 9-я, 12-я и 15-я шестнадцатые ноты такта. Для рисунка с шестнадцатыми триолями играется каждая первая и третья триоль. В варианте В исполняются лишь нота, приходящаяся на первую долю такта, и восьмая нота перед четвертой долей. Для рисунка с шестнадцатыми триолями играются только 1-я, 3-я, 5-я, 7-я, 9-я и 11-я триоли. Модификатор Root Notes в варианте А оставляет только тоники паттерна или заполнения, а в варианте В, наоборот, заглушает тоники и сохраняет остальные ноты. Последний модификатор, Randomize, предлагает две версии случайных вариаций паттерна.

Удобнее всего работать с модификаторами прямо в процессе воспроизведения. Используя функцию Key Follow или Part Browser окна Groove Match, можно переключать паттерны и, применяя к ним различные модификаторы, контролировать результат на слух. Кнопка Compare позволяет быстро сравнить модифицированный вариант паттерна с его первоначальной версией. Пока вы удерживаете нажатой эту кнопку, будет играть (и отображаться на дисплее Macro) оригинальный паттерн. Стоит вам отпустить Compare, и воспроизведение вновь вернется к модифицированному паттерну. Для быстрой отмены модификаций (то есть для возврата к оригинальному паттерну) воспользуйтесь кнопкой Reset.

Настройки модификаторов для паттерна сохраняются. То есть, если вы модифицировали какой-либо паттерн или заполнение, переключились на другой паттерн, изменили его при помощи другого модификатора и т. д., все они сохраняют сделанные модификации до тех пор, пока вы принудительно не сбросите каждый при помощи кнопки Reset. Таким образом, можно изменить хоть все паттерны стиля и сохранить стиль под другим названием — при последующей загрузке стиля модификации паттернов также воспроизведутся.

Если секция Macro позволяет воздействовать на ритмику паттерна грубо (полностью менять его ритмический рисунок, выкидывая и передвигая ноты), то секция Micro отвечает за подстройку более тонких временных параметров. В ней вы определяете характер ритмической пульсации внутри долей такта, иначе говоря, управляете свингованием нот. Глубина свингования регулируется ручкой Swing, которая дублирует одноименный регулятор из окна Play. Однако если для изменения глубины свинга вовсе необязательно переключаться из основного окна, то остальные параметры свингования можно настроить только здесь.

Как я уже говорил раньше, технически процедура свингования заключается в передвижении по времени нот, приходящихся на слабые доли такта. Традиционно под ними понимаются восьмые ноты. Virtual Bassist позволяет помимо восьмых нот свинговать также четвертные и шестнадцатые ноты. Для выбора "разрешения" свинга предназначены три кнопки: 1/16 Swing, 1/8 Swing и 1/4 Swing. После нажатия одной из них ручка Swing будет регулировать величину и направление перемещения "слабых" для выбранного режима нот. При значении параметра Swing -100% или +100% слабые ноты переедут на позиции триолей (разумеется, если они изначально были ровными). Одновременно допускается свинговать только какую-нибудь одну длительность нот, скомбинировать же и отдельно настроить параметры свинга, например, для четвертей и шестнадцатых, нельзя. Дисплей Micro визуально показывает, как выбор того или иного режима свинга отразится на ритмике нот — вертикальные черточки соответствующим образом разъедутся по горизонтали, демонстрируя положения, куда будут передвигаться ноты при повороте ручки Swing (рис. 36).

Любопытно, что, перетаскивая эти черточки мышью, можно создать свой собственный пресет для свинга, однако для получения удобоваримого результата требуется некоторый навык. Гораздо удобнее воспользоваться функцией From MIDI. Если нажать эту кнопку, то можно прямо на клавиатуре наиграть ритм, и Virtual Bassist использует его в качестве шаблона для свинга. Пока кнопка From MIDI включена (подсвечена красным), инструмент не будет реагировать ни на команды управления, ни на сигналы MIDI-контроллеров, так что можете спокойно играть ритм в любом месте клавиатуры. По окончании игры нажмите кнопку еще раз (она погаснет), и дисплей Micro покажет структуру наигранного ритма. Теперь при помощи ручки Swing можно регулировать степень приближения ритмики паттерна к заданному ритму.

Еще один режим свинга называется Bar Stretch. Если нажать эту кнопку, то ручка Swing двигает все ноты паттерна (или заполнения) по времени относительно его первой доли. Это позволяет, например, акцентировать первую долю паттерна, оттянув назад все остальные ноты.

Кнопка Reset сбрасывает все настройки секции Micro, и паттерны Virtual Bassist будут звучать в своей оригинальной ритмике.

Теперь давайте подробнее разберемся с браузером паттернов и заполнений — Part Browser. Часть настроек Part Browser может быть выполнена и в окне Play, однако полный контроль над браузером возможен только на странице Groove Match. Как я уже говорил, Part Browser отображает все элементы конкретного стиля: паттерны, заполнения, команды управления инструментом и их назначения на MIDI-ноты диапазона Remote Range. Прямо из окна браузера можно отдавать команды на переключение паттернов, остановку воспроизведения, смену режимов и т. п. Какие доступны настройки?

Во-первых, можно переназначать клавиши Remote Range. Выделите какую-нибудь ноту в Part Browser и кликните в него правой кнопкой мыши. В открывшемся меню можно видеть все команды, входящие в Remote Range (рис. 37), а команда, назначенная на выделенную ноту, будет отмечена галочкой (в данном примере можно видеть, что нота F1 управляющего диапазона Remote Range предназначена для активации третьего базового паттерна). Кликнув в списке на другую команду (отметив ее галочкой), вы измените назначение для данной ноты. Можно назначить один элемент (например, какой-нибудь паттерн) сразу на несколько нот и обработать каждый вариант отдельным модификатором. В результате получится набор из нескольких вариаций исходного паттерна, на основе которого можно сделать новый стиль.

Во-вторых, можно копировать паттерны или заполнения на ноты Remote Range при помощи команд Copy и Paste. Например, вы взяли паттерн, отредактировали или модифицировали его и хотите повесить на определенную управляющую ноту. Для этого кликните в его название правой кнопкой мыши, выберите в меню команду Copy, далее сделайте правый клик по ноте, на которую хотите скопировать паттерн, и отдайте команду Paste.

Ну и, в-третьих, можно изменять название любого элемента в браузере. Для этого дважды кликните по нему и введите нужный текст. Таким образом, создав новый стиль, можно также дать характерные названия его паттернам.

Amp & FX
Помните "чемоданчик с примочками" в инструменте Virtual Guitarist Electric Edition? Виртуальный басист, по мнению Steinberg, тоже не может без них обойтись. Только ассортимент эффектов, равно как и их возможности, в Virtual Bassist, пожалуй, будут посерьезнее. Чтобы перейти в окно эффектов, кликните по третьей закладке панели инструмента — Amp & FX (рис. 38).

Как видно из названия окна, помимо непосредственно звуковых эффектов, Virtual Bassist также имеет имитатор усилителя. Блок усилителя расположен сверху, над всеми эффектами. К находящейся в левой части блока секции Routing я вернусь чуть позже, сначала давайте разберемся с регуляторами усилителя. Переключатель Solid State/Tube предназначен для выбора характера усиления. Режим Solid State имитирует работу транзисторного усилителя, а режим Tube — лампового. Ручка Drive регулирует коэффициент усиления предусилителя. При его увеличении звук становится громче, но вместе с тем появляются и искажения, характер которых определяется выбранным типом усилителя. Если выбран тип лампового усилителя, то за решеткой над переключателем Solid State/Tube будет светиться лампа. Чем выше уровень Drive, тем ярче лампа начнет вспыхивать при прохождении сигнала. Ручка Drive на панели усилителя дублирует такую же ручку, расположенную в нижней части окна Play. Состояние выхода предусилителя мониторит пиковый индикатор уровня. Он визуально показывает, когда предусилитель работает в линейном режиме, когда насыщается и когда возникает перегрузка сигнала. Наличие сигнала в тракте отображается зеленым светодиодом Signal. Во время перегрузки предусилителя (на пиках) вспыхивает красный светодиод Overload.

Правее индикатора располагаются три ручки эквалайзера. Эквалайзер трехполосный, с фиксированными полосами нижних (Bass) и верхних (Treble) частот. Частоту среднечастотной полосы (Mid) можно выставлять произвольно при помощи слайдера Mid Freq. Последняя (следующая за эквалайзером) ручка Master является регулятором громкости мастер-выхода инструмента. Она дублирует одноименную ручку, расположенную в окне Play.

Теперь давайте перейдем к эффектам и, прежде всего, — к порядку их включения. Всего в "чемоданчике" Virtual Bassist находятся шесть эффектов: вау-вау, фуз, компрессор, октавер, хорус/фленджер и тремоло (не считая уже описанного эквалайзера с блока усилителя). В окошке FX Routing, расположенном слева под блоком усилителя (на нем сверху еще написано крупными буквами "Virtual Bassist"), изображен порядок следования эффектов (рис. 39).

Некоторые из них (например, октавер или вау-вау) представлены на схеме в единственном экземпляре. Другие же (компрессор и эквалайзер) включены в звуковой тракт в двух местах: перед блоком усилителя и после него. Данные эффекты могут включаться в цепь в одном из возможных мест по вашему выбору. Для маршрутизации компрессора и эквалайзера предназначены переключатели (соответственно, Comp и EQ), расположенные в секции Routing блока усилителя. Положение переключателя Pre означает, что эффект включается перед усилителем, в положении же Post он включается после усилителя. Еще в секции Routing присутствует и третий переключатель — DI. Он отвечает за маршрутизацию прямого включения (Direct Injection) басового инструмента. Virtual Bassist позволяет направлять сигнал со своего басового инструмента в канал хост-секвенсора как через спикосимулятор (то есть, имитацию съема звука микрофоном с акустической системы), так и напрямую, через директ-бокс (DI Box). Такой тип включения используется и при работе с настоящими инструментами и микшерной консолью. Переключатель DI позволяет выбрать точку направления сигнала в директ-бокс: перед предусилителем (Pre) или после него (Post). Так, во всяком случае, написано в мануале Virtual Bassist. На деле же оказывается, что эффекты, включенные после усилителя (например, компрессор и эквалайзер), преспокойно обрабатывают сигнал, направляемый в директ-бокс. Таким образом, переключатель DI просто позволяет выключить предусилитель для сигнала, отправляемого в директ-бокс. Поскольку в спикосимуляторе есть регулировка баланса между сигналами с микрофона и с директ-бокса, можно подмешивать чистый звук баса с директ-бокса к перегруженному со спикосимулятора, включив сигнал, поступающий на директ-бокс, в обход предусилителя (слайдер DI в положении Pre).

Переходим к описанию эффектов. Эффект вау-вау (педаль Wah) представляет собой пропускающий резонансный фильтр низких частот с изменяемой частотой среза. Собственно, изменение частоты среза фильтра и дает характерный вау-эффект. Педаль работает в трех режимах: ручном, темпозависимом и автоматическом. Для ручного управления эффектом лучше всего использовать какое-нибудь внешнее MIDI-устройство управления — например, педаль или хотя бы слайдер, так как "квакать" мышью — не самый удобный способ работы, забирающий к тому же под себя мышь. Изначально педаль Wah "привязана" к MIDI-контроллеру номер 1, но, как и всякий регулятор Virtual Bassist, может быть переназначена на любой другой контроллер. Кроме того, движениями педали можно управлять и при помощи системы автоматизации секвенсора. Включается педаль кнопкой, расположенной в правом нижнем углу эффекта. В рабочем состоянии будет гореть красный светодиод. Правая ручка Reso (Resonance) регулирует уровень резонанса фильтра — высоту пика АЧХ около частоты среза, позволяя добиться либо относительно мягкого, либо пронзительного "вау". Автоматический режим эффекта может синхронизироваться с темпом проекта или настраиваться произвольно. Режим педали Wah и скорость автовау устанавливаются ручкой Speed/Sync. В крайнем левом положении ручки педаль работает в ручном режиме (в окошке справа от ручки будет написано Pedal). Поворачивая ручку по часовой стрелке, вы задаете произвольное значение скорости в герцах (точное значение высвечивается в окошке). Если в окошко кликнуть левой кнопкой мыши, то откроется меню, в котором можно выбрать скорость уже в ритмических долях (рис. 40). Цифры в списке обозначают ритмические доли, цифры с буквой Т — соответствующие триоли, а цифры со звездочкой — указанные длительности с точкой (чтобы дальше не повторяться, точно таким же образом устанавливаются темпозависимые параметры и в других эффектах: Chorus/Flanger и Tremolo). Если же ручку Speed/Sync вывернуть до отказа вправо (в окошке появится надпись Auto), то частота среза вау-вау будет модулироваться огибающей амплитуды поступающего на вход сигнала (то есть, чем громче входной сигнал, тем глубже "квак").

Примочка Fuzz предлагает эффект жесткой "транзисторной" перегрузки сигнала. Управление простейшее: ручка Drive задает глубину перегрузки, а ручка Tone позволяет изменять тембр выходного сигнала.

Стереокомпрессор имеет следующие регулировки. Четырехпозиционный переключатель служит для выбора частотного режима работы компрессора. В положении Full эффект обрабатывает весь частотный диапазон сигнала, данный режим очень хорош для подчеркивания атаки нот. В положении Low компрессор занимается только низкочастотными составляющими спектра, позволяя добиться более "жирного" звучания баса. Режим High компрессирует высокочастотные составляющие сигнала, усиливая вместе с ними скрип струн и звон струн об лады. В последнем положении, Split, компрессор независимо обрабатывает высокочастотные и низкочастотные составляющие сигнала, что обеспечивает мягкую, плотную компрессию с хорошим сустейном. Ручка Amount регулирует степень компрессии, а ручка Speed — скорость реакции эффекта (иными словами, быстроту атаки/восстановления). Индикатор Reduction мониторит подавление уровня сигнала. Ручка Amount дублирует функцию ручки Compression из окна Play.

Эффект Octaver в добавление к входному сигналу генерирует дублирующий сигнал. В зависимости от положения ручки Tone, он может отличаться от основного на октаву вниз (крайнее левое положение) или вверх (крайнее правое положение). В среднем положении ручки дублирующий сигнал соответствует по высоте оригинальному, а в промежуточных отличается от него на меньшие чем октава интервалы. Ручка Mix регулирует баланс между исходным и сгенерированным сигналами. При помощи октавера можно добиться более плотного звучания баса.

Эффекты хорус и фленджер объединены в одной примочке — Chorus/Flanger. Конкретный тип эффекта выбирается переключателем, расположенным сверху. Отличие режима хоруса от фленджера заключается в отсутствии синхронизации модуляции в стереоканалах и большем значении времени предварительной задержки. Остальные регулировки общие. Ручка Speed задает скорость (частоту) модуляции. Значение Speed можно указать как абсолютное (в герцах) или как темпозависимое (в ритмических долях). В последнем случае кликните мышью в окошко Tempo/Sync и выберите в открывшемся меню нужную долю. Ручка Depth устанавливает глубину модуляции, а ручка Feedback — глубину обратной связи.

Примочка Tremolo — эффект амплитудной модуляции сигнала. Как это и следует из названия, действие эффекта напоминает штрих исполнения тремоло; также можно получить так называемый "чоппер-эффект". Ручка Rate задает частоту модуляции (скорость тремоло). Как и в случае с хорусом, ручкой выставляется произвольное значение частоты в герцах, а для привязки скорости к темпу проекта надо кликнуть мышью в окошко Tempo/Sync и выбрать соответствующую ритмическую долю. Вторая ручка, Depth, отвечает за глубину модуляции.

После эффектов басовый сигнал попадает в выходной модуль, представляющий собой довольно навороченный спикосимулятор. Возможен выбор из шести типов акустических систем с разным размером и количеством динамиков и двух типов виртуальных микрофонов (динамического и конденсаторного) с разным расположением по отношению к динамикам. Выбор акустической системы производится в окошке Speaker, после клика в которое открывается список доступных пресетов. Переключение микрофонов осуществляется аналогичным образом в окошке Microphone. Варианты On-Axis и Off-Axis обозначают направление микрофона в центр динамика и в его край, соответственно. Результаты настроек динамиков и микрофонов визуально отображаются на картинке выше. На рис. 41 показано включение басового комбика с одним динамиком размером 18 дюймов, звук с которого снимается динамическим микрофоном, направленным на край динамика. Слайдер DI/Mic регулирует баланс между сигналом с виртуального микрофона и с директ-бокса.

В правой части окна Amp & FX находится меню пресетов для усилителя/эффектов. Virtual Bassist предлагает семьдесят восемь заводских настроек, включая специальные пресеты для каждого из стилей — они автоматически активизируются при загрузке соответствующего стиля. Например, при загрузке стиля Hip Hop загрузится пресет для эффектов под названием Hip Hop, а при загрузке стиля Reggae будет активирован пресет Reggae. Само собой, можно создавать сколько угодно собственных пресетов. Чтобы сохранить настройки окна Amp & FX, нажмите кнопку Save и в открывшемся окне укажите имя для пресета (и путь, если хотите сохранить его в отличное от папки по умолчанию место). Сохраненный пресет появится в списке. Чтобы активировать пресет (неважно — свой или заводской) просто дважды кликните по нему. Чтобы загрузить файл настроек эффектов из другого места, нажмите правой кнопкой мыши кнопку Load и в открывшемся окне навигатора найдите нужный файл. По умолчанию пресеты эффектов сохраняются в папку Virtual Bassist\Virtual Bassist Content\User Effects.

После инсталляции Virtual Bassist его "чемоданчик с примочками" можно использовать и в качестве отдельного процессора эффектов на других треках как обычный подключаемый модуль. Называется плагин Virtual Bassist FX, и он существует во всех форматах, в которых работает сам инструмент: VST, DirectX и Audio Units. Virtual Bassist FX обладает той же функциональностью, что и его вариант, интегрированный в инструмент, включая даже набор заводских пресетов. Пользовательские пресеты у них также общие (даже сохраняются по умолчанию в одну и ту же папку). Любой регулятор или переключатель можно привязать к сигналам управляющих MIDI-контроллеров.

Заключение
Прежде чем сравнивать достоинства и недостатки описанных в статье инструментов, хочу сразу сказать, что и Bornemark Broomstick Bass, и Steinberg Virtual Bassist мне очень понравились как по автоматическому исполнению басовых партий, так и по звучанию. И хотя у них много общего, а основная конструкторская идея и вовсе одна, каждый из басистов обладает выраженной индивидуальностью. Если Broomstick Bass постарался охватить возможно большее количество реальных моделей басовых инструментов, то Virtual Bassist ограничился одной лишь электрической бас-гитарой, звучание которой зато можно изменять в широких пределах и обрабатывать весьма продвинутым процессором эффектов. Количество стилей, в которых может играть Virtual Bassist, почти в четыре раза меньше, чем у Broomstick Bass, однако число паттернов в стиле (если считать вместе с фразами-заполнениями) больше, и их вариации, пожалуй, даже поразнообразнее. Кроме того, стили увязаны с соответствующими стилями других виртуальных исполнителей компании Steinberg — Groove Agent и Virtual Guitarist — что облегчает их совместную работу. Broomstick Bass ориентирован на простые басовые партии и способен работать лишь с тремя типами аккордов, в то время как Virtual Bassist поддерживает целых пятнадцать типов созвучий, благодаря чему его басовые партии получаются более интеллектуальными. С другой стороны, Broomstick Bass даже без "самоиграйки" представляет собой полноценный басовый модуль, способный воспроизводить обычные MIDI-партии. Virtual Bassist, хотя и имеет специальный "ручной" режим Single Note Mode, но может выступать в роли тон-генератора лишь с известными оговорками — во-первых, диапазон воспроизводимых нот ограничен двумя октавами, во-вторых, он способен воспроизводить только одноголосные партии и не предлагает дополнительные функции управления артикуляцией, штрихами и т. п. Broomstick Bass имеет MIDI-выход и позволяет записывать свои партии на обычный MIDI-трек секвенсора для последующего редактирования или воспроизведения через другой синтезатор, например, через широкоизвестный басовый модуль Spectrasonics Trilogy. Virtual Bassist же MIDI-выхода не имеет и такой возможности не предлагает. Зато Virtual Bassist позволяет корректировать ритмику паттернов, редактировать их и создавать новые стили, а этого уже не может Broomstick Bass. Но для Broomstick Bass выпускаются наборы с дополнительными стилями и инструментами. Да и функции акцентирования/синкопирования у него реализованы лучше, чем у Virtual Bassist. В то же время заполнения у Virtual Bassist сделаны интереснее, чем альтернативные вариации паттернов у Broomstick Bass.

Как видите, различий у инструментов хватает. Можно ли из этого сделать вывод, что один из инструментов однозначно хуже другого? Ни в коей мере. Просто подход к решению задачи у них разный. Я бы порекомендовал использовать оба инструмента — они прекрасно дополняют друг друга.

Модели: 
Bornemark Broomstick Bass
Модели: 
Steinberg Virtual Bassist
0
Ваша: нет

Реклама

Рейтинг@Mail.ru