Статья "Виртуальные басисты, часть 1"

Автор: 
Сергей Нечитайло
Дата первой публикации: 
авг 2006

Программы Bornemark Broomstick Bass и Steinberg Virtual Bassist.

За последние несколько лет на страницах МО успела побывать целая плеяда виртуальных исполнителей: ритм-гитаристы Steinberg Virtual Guitarist и Virtual Guitarist Electric Edition (сентябрьский номер за 2003 год), барабанщик Steinberg Groove Agent (майский номер за 2004 год), вокалисты Yamaha Vocaloid и Virsyn Cantor (ноябрьский номер за 2004 год). В сегодняшней статье к ним добавятся еще парочка программных музыкантов, на этот раз басистов: Bornemark Broomstick Bass и Steinberg Virtual Bassist.

Вообще, появление виртуальных басистов, прямо скажем, напрашивалось давно. И дело здесь вовсе не в том, что остальные участники виртуального ансамбля уже существуют и ждут не дождутся когда же, наконец, соберется весь коллектив. Просто партии баса, наряду с ритм-гитарой и ударными инструментами, представляют собой удобный материал для автоаккомпанемента. Басовая линия имеет две составляющие: ритмическую и гармоническую. Ритмическая составляющая чем-то напоминает партию ударных, так как бас обычно играет, по сути, один и тот же ритмический рисунок на протяжении всей композиции (или одной из частей ее формы). Гармоническая функция баса (то есть исполнение самых нижних нот гармонии произведения) на порядок проще, чем, скажем, у ритм-гитары или клавишных инструментов, так как в большинстве случаев бас не обыгрывает все ступени сложных аккордов — эту задачу обычно берут на себя другие инструменты аранжировки. Таким образом, воспроизводя по кругу ритмическо-мелодический паттерн, который обыгрывает определенные ступени аккорда в нижнем регистре и может быть транспонирован в соответствии с текущей гармонией, мы получим упрощенную модель виртуального басиста. В основе обоих виртуальных музыкантов, и Broomstick Bass, и Virtual Bassist, лежит вышеописанный принцип, хотя, бесспорно, каждый из инструментов предлагает куда более широкие функции управления исполняемой партией.

Однако виртуальные басисты — это не только "самоиграйки" с автоаккомпанементом. Каждый из басистов представляет собой также и высококачественный басовый синтезатор (вернее будет сказать — семплер или семпл-плеер) и может играть звуками самых разных басовых инструментов. Помимо виртуальных музыкантов, они могут выступать и в роли тон-генераторов для воспроизведения уже существующих MIDI-партий, хотя их основное предназначение заключается именно в самостоятельной игре.

При всей кажущейся простоте моделирования партии баса не следует недооценивать и сложности данной задачи. Бас — это второй по значимости инструмент ритм-секции после ударных (а в некоторых случаях даже и первый), что особенно справедливо для современной поп-музыки. "Каша" в звучании барабанов и баса может погубить идеальную во всех остальных отношениях композицию. Как говорил один из наших известных звукоинженеров: "При нормально аранжированных партиях барабанов и баса ноги сами в пляс пускаются". Поэтому к ритмике и акцентировке партий виртуальных басистов, не говоря уже о читаемости и качестве звучания их басовых инструментов, требования должны быть самые высокие. Посмотрим, как со всеми этими задачами справляются Broomstick Bass и Virtual Bassist.

Bornemark Broomstick Bass
Разработчиком VST/AU-инструмента Broomstick Bass выступил небезызвестный шведский музыкант и продюсер Свен Борнмарк (рис. 1), автор уже знакомых нам инструментов Virtual Guitarist и Groove Agent.

Broomstick Bass — это его самостоятельный проект, без участия компаний Wizoo и Steinberg. Возможно, именно этим и объясняется столь необычное название инструмента — наверняка Свен планировал назвать его Virtual Bassist, но это имя Steinberg "застолбила" для своего виртуального исполнителя. Думаю, название нового инструмента Свена Борнмарка требует некоторого разъяснения, тем более что на обложке упаковки дистрибутива красуется нечто, мало напоминающее бас-гитару (рис. 2).

Для справки, broomstick bass — это не хитрое словосочетание, а название вполне реального музыкального инструмента, используемого, например, в музыке жанра скифл. Пусть вас не смущает его внешний вид (рис. 3), музыканты скифл применяют и другие экзотические "инструменты": детские дудки, стиральные доски и т. п.

Broomstick bass (если переводить дословно — "бас из ручки от щетки") представляет собой самодельный басовый инструмент из подручных материалов. В качестве резонатора служит бак для стирки белья или, например, чайная коробка (в зависимости от используемого резонатора инструмент может называться не только broomstick bass, но и washtub bass или tea-chest bass). В центре резонатора крепится "струна" (обычно бельевая веревка), которая другим концом привязывается к верхней части палки (broomstick). Нижней частью палка упирается в край резонатора и натягивает "струну". Для извлечения звука струну дергают или ударяют по ней. Для изменения высоты звучания струны палку наклоняют в сторону (струна при этом натягивается) или, наоборот, — возвращают в исходное положение. Чтобы при этом конструкция не завалилась, музыкант во время исполнения наступает на край бака ногой (рис. 4).

Спешу вас успокоить, Broomstick Bass предлагает самые разные басовые инструменты — контрабасы, электрические и акустические бас-гитары, синтезаторы, педали (почти сорок разновидностей инструментов, если считать вместе с вариациями и дополнительными наборами), а не один лишь вышеописанный broomstick bass, который, само собой, тоже входит в набор (см. врезку 1).

Список басовых инструментов, входящих в библиотеку Broomstick Bass

Акустические басовые инструменты:
Broomstick Bass
Double Bass
Tacoma Thunderchief

Электрические бас-гитары:
Fender Precision Bass
Fender Jazz Bass
Gibson Thunderbird
Rickenbacker 4001
Hagstrom H8
MusicMan Sabre
Chapman Stick
Ashbory Bass
Manne Acoustibass Fretless

Клавишные инструменты:
Fender Rhodes Piano Bass
Minimoog
ARP 2600
ARP Odyssey
ARP Omni
Yamaha DX7

Педальные басовые инструменты:
Church Organ Bass Pedals
Hammond B3 Bass Pedals
Moog Taurus

Дополнительные наборы

Gift Pack 1 — Premiere Edition:
Hofner 500/1 'Beatle Bass'
SidStation

Gift Pack 2:
Hohner Clavinet Pianet DUO
Moog Taurus Pedal Synthesiser

Большинство перечисленных инструментов имеет несколько разновидностей звучания. Например, бас-гитары могут иметь пальцевый, медиаторный или заглушенный варианты звукоизвлечения, а синтезаторы — различные пресеты. Таким образом, хотя Broomstick Bass имеет в библиотеке двадцать пять физических инструментов, всего, вместе с различными их вариантами, вы получаете тридцать девять отдельных инструментов для работы (включая оба дополнительных набора).

Broomstick Bass существует для двух платформ: Mac и PC. На платформе Mac инструмент может работать как подключаемый модуль формата VST или Audio Units в совместимых хост-программах. Для платформы PC существует лишь VST-версия инструмента. Системные требования Broomstick Bass таковы: операционная система Windows XP или MacOS X 10.3, процессор не слабее Pentium III 800 МГц (для Mac — G3 600 МГц), оперативной памяти нужно не менее 512 Мб. Также для установки инструмента необходимо наличие в системе устройства DVD-ROM (дистрибутив представляет собой DVD-диск, единый для обеих платформ) и 850 Мб свободного дискового пространства для распаковки библиотеки с семплами басовых инструментов. Ну и, конечно, секвенсор, совместимый с VST или AU (для Mac).

Инсталляция инструмента на PC очень проста. Сперва вы указываете директорию для установки VST-модуля (например, C:\Program Files\Steinberg\Vstplugins), затем путь для библиотеки семплов/стилей (ее можно поместить в любое место по вашему выбору) — вот, собственно, и все. Никаких USB-ключей и прочего безобразия, только серийный номер. Единственное неудобство во время инсталляции заключается в невозможности создать новую папку из окна программы установки (на тот случай, если вас не устраивает путь для распаковки библиотеки и самого VST-модуля по умолчанию). Поэтому приходится отдельно открывать проводник, создавать директории там и указывать их в окне инсталлятора. Зато библиотеку с семплами можно впоследствии перемещать в другое место. Чтобы Broomstick Bass не потерял при этом свои библиотеки, для процедуры перемещения предназначена специальная программа Library File Relocator, расположенная в папке Utilities на диске дистрибутива (рис. 5).

Запустив ее, вы указываете новый путь для файлов библиотек (к счастью, в ней уже можно создавать новые папки) и даете команду Relocate Files (рис. 6).

Поскольку я тестировал Broomstick Bass только на платформе PC, об инсталляции инструмента на компьютерах Mac сказать ничего конкретного не могу. Судя по откликам пользователей, какие-то проблемы (в частности с Logic 7 под OS X) возникнуть могут. Также для Mac-версии инструмента уже выпущен патч, исправляющий ошибку, из-за которой инструментом можно пользоваться, лишь войдя в систему в качестве администратора.

Концептуально Broomstick Bass напоминает первый инструмент Свена — Virtual Guitarist. Вы точно также указываете виртуальному музыканту гармонию произведения, выбираете соответствующий музыкальный стиль, и он, на основе полученной информации, самостоятельно строит и исполняет свою партию (в данном случае — баса). Гармонию (то есть аккорды) можно брать в реальном времени на MIDI-клавиатуре или заранее записать их на MIDI-трек секвенсора.

Важным отличием от Virtual Guitarist является отсутствие жесткой привязки стилей Broomstick Bass к конкретному басовому инструменту — хотя каждый стиль и записан на определенной бас-гитаре или синтезаторе, его можно воспроизвести на любом другом басовом инструменте, входящим в набор. Это, как я понимаю, наследие Groove Agent — там тоже можно было воспроизводить барабанные паттерны на различных установках. Я и дальше буду периодически ссылаться на прошлые инструменты Свена Борнмарка (Virtual Guitarist и Groove Agent), поскольку многие функции Broomstick Bass если и не прямо позаимствованы, то совершенно явно "выросли" из соответствующих функций этих инструментов, да и вообще — в них очень много общего.

Еще одна очень полезная черта Broomstick Bass (на этот раз в отличие от инструментов Virtual Guitarist и Groove Agent) — возможность расширения изначальной библиотеки стилей и басовых инструментов при помощи дополнительных наборов (Gift Packs). На данный момент вышли два таких набора (Gift Pack 1 — Premiere Edition и Gift Pack 2), которые зарегистрированные пользователи Broomstick Bass могут скачать с сайта разработчика (bornemark.se/bb/) и добавить к основной библиотеке инструмента. Зарегистрироваться на сайте можно в режиме онлайн, заполнив соответствующую форму и введя серийный номер инструмента. Обновления для инструмента тоже доступны лишь зарегистрированным пользователям. Вернемся к дополнительным наборам. Каждый из них сопровождается отдельным PDF-мануалом, однако описать их установку можно в двух словах. Требуется лишь разархивировать из ZIP-архива файл *.bin каждого набора и поместить их в одну директорию с основной библиотекой Broomstick Bass (рис. 7). Таким образом, с обоими дополнительными наборами Broomstick Bass предлагает тридцать девять басовых инструментов и сто сорок музыкальных стилей.

Сайт Свена Борнемарка на данный момент объединяет все три его инструмента: Virtual Guitarist, Groove Agent и Broomstick Bass. Для каждого из них существует соответствующий раздел форума, на котором можно задать вопросы как непосредственно разработчикам, так и пользователям. Стоит отметить, что Broomstick Bass оказался самым беспроблемным инструментом — во всяком случае, жалоб на баги и отказы в работе у него на порядок меньше, чем у Virtual Guitarist и Groove Agent. На сайте также доступна демо-версия инструмента и даже специальный демо-мануал к ней в формате PDF (демо-версия Broomstick Bass представляет все функции без ограничения, только она имеет всего два басовых инструмента и около двадцати музыкальных стилей). Описание к полной версии Broomstick Bass существует только в "бумажном" виде — PDF-файла нет. По-видимому, так разработчики борются с нелицензионным копированием.

Каждый стиль Broomstick Bass имеет восемь вариаций, а каждая вариация — альтернативный вариант звучания. Поскольку во внутреннем представлении инструмента все паттерны являются MIDI-секвенциями, есть возможность записывать исполняемую басовую партию на MIDI-трек для дальнейшего редактирования через специальный MIDI-выход инструмента (аналогичную функцию предлагает Groove Agent).

Помимо полностью автоматического виртуального музыканта, Broomstick Bass способен работать и в ручном режиме — при этом вы не только можете исполнять басовые партии с MIDI-клавиатуры (или трека секвенсора), но и получаете доступ к управлению различными штрихами исполнения, свойственными конкретному загруженному басовому инструменту. Ручной режим можно произвольно включать и во время автоматического исполнения партий инструмента — эта функция позволяет в любой момент разбавить игру инструмента живыми пассажами.

Кроме того, Broomstick Bass имеет свой собственный процессор эффектов, который предлагает типовые алгоритмы для обработки звучания басовой партии.

Работа с Broomstick Bass
Чтобы открыть Broomstick Bass, следует сначала запустить хост-секвенсор (например, Steinberg Cubase), затем создать MIDI-трек и назначить на него инструмент в качестве выхода. Направив на вход трека сигналы MIDI-клавиатуры, вы получите возможность управлять работой инструмента в реальном времени. Итак, откроем окно Broomstick Bass (рис. 8).

Панель инструмента разделена на две части: слева расположены органы управления "самоиграйкой", справа находятся меню выбора и регулировки басового инструмента. В самом верху обеих секций видны два табло-меню со стрелками прокрутки влево и вправо. Левое табло (Style) отображает текущий стиль, правое (Instrument) — загруженный басовый инструмент. При помощи стрелок прокрутки можно перебирать стили и инструменты библиотеки. Вообще-то перебирать пресеты при помощи стрелок не очень удобно — слишком уж их много. Гораздо проще кликнуть мышью в интересующее табло-меню и в открывшемся списке быстро выбрать нужный стиль или инструмент (рис. 9). Как видите, стили систематизированы по музыкальным направлениям — благодаря этому можно без лишних раздумий найти интересующий пресет. Однако стили, добавленные при инсталляции дополнительных наборов, не раскладываются по уже существующим полочкам, а образуют новые папки: Gift Pack 1 и Gift Pack 2.

Басовые инструменты также имеют систематизацию (рис. 10). Они разложены в отдельные четыре папки по конструктивным особенностям: Acoustic (акустические: контрабасы, бас-гитары и broomstick bass), Electric (электрические бас-гитары и стики), Keyboard (клавишные басовые синтезаторы) и Pedal (педальные синтезаторы и басовые педали органов). К сожалению, инструменты из дополнительных наборов, как и в случае со стилями, помещены в новые папки: Gift Pack 1 и Gift Pack 2.

Загрузка каждого нового инструмента занимает некоторое время. По окончании загрузки в правом табло-меню высвечивается полное название инструмента, а ниже появляется его фотография.

По умолчанию, меню выбора стилей и инструментов синхронизированы. Таким образом, если вы выбираете какой-либо стиль, автоматически загружается и басовый инструмент, на котором (или для которого) этот стиль был записан. Синхронизация работает только в одну сторону — при последующей загрузке другого басового инструмента текущий стиль не изменяется. За включение и выключение функции синхронизации меню отвечает кнопка Link, расположенная снизу меню. Если она нажата (функция синхронизации активна), то правее будет светиться зеленый треугольничек.

Перебирая стили, не лишним будет постоянно держать функцию Link в активном состоянии. Дело в том, что каждый стиль лучше всего звучит на том инструменте, на котором он был записан. При смене инструмента могут смазаться акцентировка, исчезнуть отдельные характерные штрихи и артикуляция. Поэтому лучше вначале послушать стиль так, как его замыслили разработчики, а уже потом экспериментировать самостоятельно. Вполне возможно, что для адекватного его воспроизведения другим басовым инструментом из набора Broomstick Bass или, вообще, синтезатором или семплером какого-либо иного производителя, придется корректировать отдельные музыкальные параметры паттерна (например, динамику или длительность нот). Для этого можно использовать возможность записи партии Broomstick Bass на отдельный MIDI-трек секвенсора, чтобы получить контроль над всеми параметрами нот.

Broomstick Bass имеет два режима работы: автоматический и ручной. В первом случае инструмент выступает в качестве виртуального музыканта, во втором представляет собой басовый семпл-плеер с расширенными функциями управления звукоизвлечением. Для смены режимов используется переключатель Auto/Manual, который расположен в центре панели инструмента. В зависимости от выбранного режима будет подсвечена светодиодом та или иная кнопка переключателя, кроме того, изменится содержание "шпаргалки" Reference слева от него. Управление инструментом в обоих режимах осуществляется при помощи MIDI-команд, которые могут поступать с MIDI-клавиатуры или заранее записанного MIDI-трека секвенсора.

В автоматическом режиме (Auto) поступающие в Broomstick Bass MIDI-ноты сначала попадают в анализатор гармонии (распознаватель аккордов). При поступлении в инструмент первой же ноты или аккорда, он начинает воспроизводить текущий стиль (иными словами, паттерн) в соответствии с вычисленной гармонией и темпом проекта секвенсора. Распознанный аккорд (который обыгрывается паттерном) высвечивается в окошке Chord, расположенном над переключателем режимов Auto/Manual.

Количество типов аккордов, распознаваемое Broomstick Bass, признаться, меня несколько разочаровало. Какие только созвучия не нажимай на клавиатуре, анализатор гармонии все равно сведет их лишь к трем типам аккордов: мажор, минор и малый мажорный септаккорд. Я понимаю, что басу в большинстве случаев незачем обыгрывать сексты, "девятки" и т. п., но отсутствию поддержки, например, уменьшенных, увеличенных и задержанных аккордов я порядком удивился. Тем не менее, даже используя лишь три перечисленных типа аккордов, Broomstick Bass строит вполне убедительные басовые партии во всех своих стилях. Если же требуется обыграть какие-либо особые ступени или "хитрые" аккорды, всегда можно "на лету" переключиться в ручной режим и исполнить нужные ноты (об этом чуть дальше).

Аккорды для Broomstick Bass можно брать как в широком, так и в узком расположении — анализатор в любом случае интерпретирует их правильно (по-своему, конечно, — в три типа). Мне, правда, пару раз показалось, что аккорды в широком расположении и обращенном виде определились неправильно, но выявить в этом какую-либо закономерность я не смог. Вообще, удобнее всего брать аккорды одной рукой — то есть в узком расположении или альтернативным способом, поскольку вторая рука будет занята управляющей октавой (об альтернативном способе исполнения аккордов я расскажу отдельно). Регистр взятия аккорда может иметь значение, а может и не иметь — все зависит от конкретного стиля. В одних стилях, в зависимости от регистра, в котором взят аккорд, басовый паттерн может обыгрываться октавой выше или ниже, в других существует всего одна версия паттерна, и поэтому неважно, в каком месте клавиатуры взят аккорд. Единственная выявленная ошибка анализатора, с которой я постоянно сталкивался, заключается в неправильном распознавании уменьшенного трезвучия. Если увеличенный или задержанный септаккорд (или трезвучие) интерпретируются как мажорный аккорд или септаккорд, то вместо уменьшенного трезвучия окошко Chord показывает либо минорный аккорд, либо малый мажорный септаккорд, взятый на увеличенную кварту (тритон) выше. Как я понял, анализатор не воспринимает уменьшенное трезвучие в качестве самостоятельного аккорда — он, видимо, "считает", что используется альтернативный способ взятия аккордов.

Что же это за альтернативный способ? Если вы работали с Virtual Guitarist, то, вероятно, помните возможность взятия простых типов аккордов при помощи лишь тоники и черной или белой клавиши слева от нее. Но если для Virtual Guitarist эта функция была своего рода исключением, так как инструмент полноценно работал со сложными аккордами, то для Broomstick Bass подобным образом можно полностью управлять гармонией. Итак. Если нажать какую-либо клавишу, то инструмент будет обыгрывать от нее (как от тоники) мажорный аккорд. Если дополнительно нажать слева от нее черную клавишу (хоть рядом, хоть через три октавы), то аккорд превратится в минорный. Если же вместо черной клавиши дополнительно нажать белую — аккорд станет малым мажорным септаккордом. По-видимому, при взятии на клавиатуре уменьшенного трезвучия, анализатор определяет его третью ступень как тонику, а вторую — как вспомогательную клавишу. Любопытно, что если вместо трезвучия взять полууменьшенный или уменьшенный септаккорды, то распознаватель аккордов интерпретирует их как минорный и мажорный аккорды, соответственно (то есть хоть тонику вычислит правильно).

Чтобы Broomstick Bass правильно обыграл уменьшенное трезвучие или не внес диссонирующую полную квинту в полууменьшенный септаккорд (7-5) или в увеличенный аккорд (+5), лучше всего вместо аккорда взять лишь ноту тоники и колесом модуляции переключить паттерн на альтернативное звучание (об этом читайте дальше). Тогда инструмент обыграет лишь тонику аккорда и никакой фальши не возникнет. К этому способу можно прибегнуть и для любых других аккордов, когда басовая партия Broomstick Bass по каким-либо причинам не устраивает.

Для управления гармонией инструмента можно использовать уже готовые треки с аккордами, например, для пэдов (хотя при этом может потребоваться изменение регистра аккордов — в зависимости от стиля Broomstick Bass и пожеланий к звучанию партии). Кроме того, может возникнуть необходимость и в дополнительном редактировании. Дело в том, что низкая "аккордовая эрудированность" Broomstick Bass по большому счету незаметна на гармонически простой музыке — танцевальной, блюзах, роке и т. п. Инструмент сразу правильно обыгрывает гармонию произведения. Однако если подсунуть этому басисту трек с аккордами, к примеру, какой-нибудь джазовой баллады, использующей сложные гармонические обороты, первоначальный результат, скорее всего, разочарует — могут неправильно интерпретироваться уменьшенные аккорды, вылезти чистые квинты в увеличенных созвучиях и т. п. В этом случае придется поработать над гармоническим треком, убрав из него непонятные для инструмента аккорды, местами упростить гармонию, а где-то впоследствии и вручную отредактировать басовую партию.

Управление Broomstick Bass не ограничивается указанием гармонии для аранжировки. Живая партия баса характеризуется не только постоянным рисунком, но и различными вариациями, акцентами и т. п. Кроме того, в некоторых частях формы рисунок баса может вообще изменяться на другой. Как я уже говорил, на один стиль приходятся восемь его вариаций плюс альтернативный вариант звучания каждой из этих вариаций. Таким образом, всего стиль состоит из шестнадцати разных паттернов, которые можно чередовать во время воспроизведения. Не надо думать, что паттерны имеют такое уж механическое звучание. Даже один постоянно крутящийся паттерн звучит очень живо. Дело в том, что паттерны не ограничиваются однократным циклом басового рисунка: самый, казалось бы, банальный "чес" ровными восьмыми — и тот записан на протяжении нескольких тактов и в процессе воспроизведения всегда звучит немного по-разному, буквально как живой исполнитель. На протяжении паттерна могут быть небольшие акценты, синкопы, "оттяжки" и т. п., что еще больше разнообразит звучание инструмента. Это я говорю к тому, что, имея шестнадцать разных паттернов в пределах одного стиля, вовсе необязательно на протяжении аранжировки озвучить их все. Вполне возможно, хватит двух или трех.

Прежде чем переходить к переключению вариаций стиля, обратите внимание на функцию Latch ("тумблер" включения функции расположен под переключателем Auto/Manual). Функция Latch отвечает за режим воспроизведения паттернов Broomstick Bass. В положении Latch Off инструмент остановится, стоит вам снять взятый аккорд. Если же перевести переключатель Latch в положение On, Broomstick Bass будет играть безостановочно после первой же нажатой ноты, вне зависимости от того, продолжаете вы ее держать или сразу отпускаете. При поступлении новых нот (аккордов) Broomstick Bass меняет тональность и играет дальше, не останавливаясь. Управляя инструментов вживую, удобнее включить функцию Latch — при этом не надо постоянно держать клавиши нажатыми. Если же потребуется пауза в партии баса, то воспроизведение можно в любой момент остановить специальной командой из управляющей октавы или кнопкой Stop с панели инструмента. По умолчанию функция Latch включена. Лично я еще не столкнулся с такой ситуацией, когда мне показалось бы, что ее удобнее отключить.

Теперь давайте разберемся с управляющей октавой. Она представляет собой диапазон MIDI-клавиш (на самом деле меньше, чем в октаву), выделенный для специальных команд управления инструментом. В окне Edit (читайте отдельную главу дальше) можно переместить клавиши управления в разные регистры клавиатуры. Само собой, команды управляющей октавы можно подавать не только с клавиатуры, но и из MIDI-трека — главное, чтобы номера нот совпадали. Текущее положение октавы управления отображается на виртуальной клавиатуре инструмента снизу (задействованные клавиши выделены серым цветом). Таким образом, достаточно одного взгляда на клавиатуру, чтобы вспомнить, какая октава выделена для управления.

Чтобы лишний раз не гонять пользователя Broomstick Bass на страницы мануала, разработчики инструмента очень любезно поместили в его окно "шпаргалку" Reference, которая показывает назначение каждой клавиши октавы управления, а также их текущее состояние (рис. 11). Так, клавиши от ноты До до ноты Соль переключают вариации стиля с первой по восьмую, соответственно. Активная на данный момент вариация выделяется в списке белым цветом. Клавиша Соль-диез сбрасывает паттерн — начинает его воспроизведение с первого такта. Последняя клавиша, Ля, останавливает воспроизведение Broomstick Bass. Чтобы возобновить игру инструмента, просто возьмите очередной аккорд. Кроме того, при желании можно не нажимать клавиши управляющей октавы на MIDI-клавиатуре, а кликать мышью соответствующие надписи в окне Reference — результат будет тот же самый.

Для включения альтернативных паттернов вариаций предназначено колесо модуляции. Чтобы вариация сменила звучание на альтернативное, надо повернуть колесо в положение между 10% и 90% его полного хода. Грубо говоря, выкручивайте посередине — не ошибетесь. Пока колесо находится в указанном положении, будет проигрываться альтернативный паттерн. Сами альтернативные паттерны хорошо использовать в кульминационных местах или перед сменой аккордов — они, как правило, более насыщены ритмически и могут даже вылезать из общего рисунка вариации, хотя мелодически в основном "топчутся" на одной ноте. Чтобы перейти к стандартному паттерну вариации, сбросьте колесо в нулевое значение. Стоит заметить, что если на клавиатуре вместо колеса модуляции установлен джойстик (общий, например, с регулятором высоты тона), то включение альтернативных паттернов становится не таким простым делом. Лучше всего в этой ситуации запрограммировать под передачу команд колеса модуляции какой-нибудь слайдер, если таковой имеется на клавиатуре. Также управлять включением альтернативных паттернов можно и непосредственно в MIDI-треке, рисуя в соответствующем редакторе огибающую контроллера Modulation.

Если колесо модуляции повернуть еще дальше — вперед до упора, то Broomstick Bass временно переходит в ручной режим управления (Manual). Временно — то есть, до тех пор, пока колесо модуляции вывернуто на максимум. Текущий паттерн при этом как бы заглушается — он продолжает крутиться в "сознании" инструмента, так как при возвращение колеса модуляции в первоначальное состояние, воспроизведение паттерна возобновляется в том же порядке и не сбиваясь с ритма. Перейдя в ручной режим, вы можете самостоятельно сыграть какой-нибудь пассаж, после чего передать дальнейшее исполнение басовой партии Broomstick Bass.

Также в режим Manual можно временно перейти, используя клавишу Ля управляющей октавы, которая останавливает паттерн. Пока она нажата, вы тоже можете исполнять произвольные партии. Причем остальные клавиши управляющей октавы начинают исполнять функции артикуляции (то есть работают как в ручном режиме). Однако, останавливая паттерн клавишей Ля, вы также останавливаете и барабаны метронома (о метрономе читайте дальше). Так что если вы хотите играть под барабаны, лучше пользуйтесь для перехода в ручной режим колесом модуляции.

При активации ручного режима колесом модуляции становятся доступны все дополнительные функции управления нотами (в ручном режиме клавишам управляющей октавы отведена другая роль). Но визуально на панели инструмента это никак не отображается — переключатель Auto/Manual по-прежнему остается в положении Auto, содержимое "шпаргалки" Reference также не изменяется. Поэтому, чтобы освоить все возможности ручного исполнения, надо немного попрактиковаться в полноценном режиме Manual.

Однако прежде чем переходить к описанию ручного режима управления инструментом, я расскажу об оставшихся функциях режима Auto. В окошке Range, расположенном под "шпаргалкой", выводятся примерные темповые рамки (в значениях bpm) для текущего загруженного стиля. Их следует воспринимать, скорее, как рекомендации, нежели в качестве жестких условий. Просто конкретный стиль обычно исполняется в указанном темпе, но это совсем не значит, что инструмент не будет работать (или будет играть с ошибками) при других значениях темпа.

Под окошком Range находятся кнопки кратности скорости воспроизведения — Speed. По умолчанию нажата кнопка 1х, то есть Broomstick Bass играет в темпе хост-секвенсора. Если вместо нее нажать левую кнопку 1/2х, то темп инструмента будет в два раза меньше темпа секвенсора. Правая же кнопка, 2х, удваивает темп инструмента, иначе говоря, Broomstick Bass начнет играть в дубле. При помощи кнопок кратности можно до известной степени выкрутиться, работая в нестандартных ритмических размерах. Все-таки паттерны Broomstick Bass построены на четвертных долях и, как я понимаю, изначально были записаны в размере 4/4. Конечно, инструмент работает в любом указанном размере, но более или менее музыкально при этом звучат четвертные размеры (4/4, 2/4, 3/4 и т. д.). Специальная папка Odd Meters с некоторым количеством стилей в нечетных размерах (3/4, 6/4, 5/4 и 7/4) дает определенную свободу выбора, но это всего лишь несколько считанных по пальцам стилей, которые не воткнешь в каждый проект. А как быть, например, с размером 6/8, при котором даже метроном инструмента начинает спотыкаться? Вот в таком случае и можно воспользоваться кнопками кратности — если задать размер проекта как 3/4 (соответствующим образом скорректировав при необходимости темп, ритмику и длительности нот остальных партий аранжировки) и нажать кнопку 2х, то Broomstick Bass исполнит что-то, во всяком случае, похожее на 6/8.

Внутреннее ритмическое "мышление" Broomstick Bass можно наблюдать по индикатору из четырех светодиодов, расположенных справа от кнопки остановки воспроизведения инструмента (Stop). Первый светодиод красный — он вспыхивает на первую долю такта. Остальные (зеленые светодиоды) мигают на следующие доли. При размере 4/4 по очереди будут загораться все четыре светодиода. При размерах 2/4 или 3/4 задействуются лишь два или три светодиода, соответственно. При размерах 5/4, 6/4 и т. д. светодиоды будут домигивать дополнительные доли. Если задействованы кнопки кратности 1/2х или 2х, то светодиоды индикатора переключаются вдвое медленнее или, наоборот, вдвое быстрее долей секвенсора.

Перебирая стили (особенно когда основа для аранжировки еще не придумана), было бы очень удобно прослушивать басовые партии в музыкальном контексте, хотя бы на фоне ударных. Broomstick Bass предлагает такую возможность. Нажав кнопку Metronome (большая синяя кнопка с изображением ударной установки), вы запустите вместо приевшегося клика качественный барабанный паттерн, специально записанный для данного стиля. В таком виде (барабаны плюс бас) стиль воспринимается гораздо понятнее и нагляднее. Кроме того, используя этот продвинутый вариант метронома, можно начать прикидывать и басовую партию, и даже основу аранжировки. К сожалению, выходной сигнал метронома не имеет отдельной регулировки громкости (регулируется лишь уровень басового инструмента), поэтому использовать его даже для демо-записей довольно проблематично. Метроном работает для обоих режимов — автоматического и ручного, так что можно наигрывать и свои басовые партии под штатные барабаны Broomstick Bass. Однако для создания окончательной партии ударных возможности метронома, конечно, слишком скромные. В ручном режиме метроном приходится запускать специальным образом. Если после загрузки Broomstick Bass сразу включить режим Manual и нажать кнопку метронома — барабаны играть не будут. Чтобы их запустить, сначала надо в автоматическом режиме включить воспроизведение какого-нибудь стиля с метрономом, и лишь затем переходить в ручной режим. Тогда метроном будет включаться.

Ручка Shuffle позволяет засвинговать исполнение партии баса. Как и в предыдущем инструменте Свена Борнмарка (Groove Agent), она крутится в обе стороны — имеет как положительную, так и отрицательную область хода. Сделано это так потому, что в библиотеке Broomstick Bass находятся самые разные стили, сыгранные изначально как "ровными восьмыми", так и в триольной пульсации. При положении ручки Shuffle по умолчанию (на 12 часов) все стили звучат в том виде, в котором были записаны музыкантами. При повороте ручки по часовой стрелке исполнение стилей можно засвинговать, а при вращении ее в обратном направлении — наоборот, "распрямить". Следует иметь в виду, что свингование уже имеющих триольный характер звучания стилей или выравнивание и без того ровно записанных паттернов может привести к совершенно немузыкальным результатам. По идее, для каждого характера стилей нужен свой отдельный регулятор, но, видимо в целях удобства и наглядности разработчики, как и в случае с Groove Agent, решили обойтись всего одним. Кстати, с ручкой Shuffle связан один баг в работе Broomstick Bass. При сохранении проекта в хост-секвенсоре автоматически сохраняются и все настройки инструмента: выбранные стили, положения ручек и переключателей, и т. д. Единственное исключение — ручка Shuffle. Как ее ни крути, но при последующей загрузке сохраненного проекта она сбросится в положение по умолчанию.

Теперь давайте переведем Broomstick Bass в ручной режим управления — Manual. При этом блок "самоиграйки" отключается, а сам инструмент превращается в басовый модуль с расширенными функциями управления звукоизвлечением и артикуляцией. В данном режиме Broomstick Bass может использоваться для живой игры, а также воспроизведения уже готовых MIDI-секвенций басовых партий, в том числе и тех, которые были записаны с MIDI-выхода инструмента.

Управляющая октава в режиме Manual также присутствует, хотя назначение клавиш стало другим. Теперь они используются для артикуляции, имитации различных штрихов, слайдов и т. п. Без использования управляющей октавы Broomstick Bass предлагает обычные семплерные басовые пэтчи с двумя-тремя динамически разделенными слоями. "Шпаргалка" Reference при смене режима работы инструмента меняет вид и отображает новые функции управляющих клавиш (рис. 12). Первые пять клавиш управляющей октавы (от ноты До до ноты Ми) работают с другими MIDI-клавишами аналогично клавишам-модификаторам (например, Alt или Shift) на компьютерной клавиатуре. Это означает, что для активации специальных функций эти клавиши должны быть уже нажаты, прежде чем извлекается обычная MIDI-нота. Пройдемся по порядку.

Первая управляющая клавиша (До) включает режим Staccato — отрывистого исполнения нот. Любая нота, сыгранная, пока удерживается эта клавиша, будет звучать стаккатно и немного приглушенно. Режим Staccato хорошо использовать, к примеру, для имитации "чеса" по одной ноте мелкими длительностями. Причем следующие подряд ноты будут немного отличаться — Broomstick Bass в таком случае случайно перебирает четыре разных семпла одной и той же ноты, что придает исполнению живой характер. Вообще, Broomstick Bass распознает "чес" (повторяющиеся подряд ноты) не только в режиме Staccato. Чтобы избежать механического звучания, инструмент разбавляет "чес" транспонированными семплами соседних нот.

Вторая и четвертая управляющие клавиши (До-диез и Ре-диез) сопровождают взятые совместно с ними ноты съездами по грифу вниз (Slide Down) и вверх (Slide Up), соответственно. Эти эффекты распространяются только на акустические и электрические инструменты (контрабасы и бас-гитары) — на синтезаторы и педали клавиши никакого действия не оказывают. Слайды, кстати, самые настоящие — это не эффект типа портаменто, а честно записанные семплы реальных слайдов. Единственный недостаток такого метода — нельзя изменять скорость слайда.

Третья управляющая клавиша (Ре) имитирует такие важные гитарные штрихи легато, как Hammer On (H-on) и Pull Off (P-off). При использовании приема Hammer On (от слова hammer — молоток) звук извлекается ударом пальца левой руки по струне, в результате которого она резко прижимается к грифу. Способ Pull Off (снять, сдернуть) заключается в сдергивании пальцем левой руки струны, прижатой к грифу или ладу, до другого прижимающего струну пальца (или порожка, если нота сдергивается до открытой струны). Оба штриха имитируются только для слитно звучащих нот (длительности которых накладываются), сыгранных на акустических или электрических струнных инструментах.

Пятая управляющая клавиша (Ми), Legato/S.Trig, включает режим легато для слитно сыгранных нот. Данная клавиша работает и для гитар, и для синтезаторов. В последнем случае она имитирует режим Single Trigger для генератора огибающей — полноценную атаку будет иметь только первая нота группы.

Последние три управляющие клавиши (Фа, Фа-диез и Соль) работают только для струнных басовых инструментов и воспроизводят характерные шумы и призвуки, сопутствующие живому исполнению. Кроме того, их не надо нажимать заблаговременно — они действуют самостоятельно, а не в качестве модификаторов. Smack — это звук, который возникает, если положить правую руку на звучащую струну. Может использоваться как самостоятельный эффект, либо для аутентичного заглушения звучащих нот (звучащая на данный момент нота заглушится с характерным хлопком). Ghost Note представляет собой ноту, заглушенную до такого состояния, что ее высота становится неразличима. Такие ноты часто встречаются в партиях джазовых и блюзовых музыкантов. Ну и Fret Noise — это знакомый любому гитаристу скрип струн, возникающий при перемещении левой руки по грифу, например, при смене позиции.

Стоит отметить, что, работая с Broomstick Bass в режиме Manual, следует подключать к нему MIDI-клавиатуру только по первому MIDI-каналу (для режима Auto также рекомендуется использовать первый канал). Если попробовать подключиться, например, по второму каналу, то все исполненные ноты будут звучать стаккатно. Использование третьего MIDI-канала сопроводит каждую ноту слайдом и так далее по порядку следования функций управляющей октавы. Дело в том, что Broomstick Bass выполняет те или иные команды артикуляции в зависимости от MIDI-канала, по которому на него поступают ноты. В принципе, можно создавать "многоканальные" MIDI-партии для инструмента, используя вместо управляющей октавы ноты с разных MIDI-каналов. В мануале дается описание действия каждого канала. В режиме Auto поведение Broomstick Bass вроде бы нормальное на любом MIDI-канале, но стоит перейти во временный режим ручного управления при помощи колеса модуляции, как начинается та же история.

Теперь давайте вернемся к секции выбора инструмента в Broomstick Bass. Прямо под фотографией загруженного басового инструмента находится ряд регуляторов. Переключатель Poly/Mono отвечает за полифонический или монофонический режим инструмента. В первом случае инструмент сможет воспроизводить интервалы и даже аккорды, а во втором — исполнять только одноголосные партии. Вообще, использование интервалов в басовых партиях достаточно часто встречается как у контрабасистов, так и у бас-гитаристов. Однако большинство использующихся в Broomstick Bass синтезаторов — изначально монофонические, поэтому, работая с ними, имеет смысл включить режим Mono (эффект Single Trigger будет работать для обоих режимов — и Poly, и Mono).

Ручка Glide регулирует скорость эффекта портаменто и позволяет добиться плавных изменений высоты между нотами. В небольших дозах оживляет исполнение акустических паттернов. Но может использоваться и более широко, особенно с басовыми синтезаторами.

Ручка Release позволяет увеличить время затухания нот. Вообще, данный параметр тщательно выверен, и каждый басовый инструмент по умолчанию обладает оптимальным значением Release. Повернув же ручку Release по часовой стрелке, можно добиться эффекта более свободного, слитного исполнения нот. Кроме того, для некоторых моделей синтезаторов изменение параметра Release сказывается и на тембральной составляющей звучания. Жалко только, что для ручки не предусмотрели обратного хода, то есть возможности не только увеличения, но и уменьшения времени затухания, как это было реализовано, например, в Virtual Guitarist. В некоторых случаях может возникнуть желание более острого, стаккатного характера исполнения.

Ручка R. Noise (Release Noise) отвечает за уровень призвуков, характерных для живой игры на струнных инструментах. Как бы хорошо музыкант ни владел своим инструментом, в его исполнении все равно будут прослушиваться послезвучия при снятии нот, щелчки и т. п. Таким образом, Release Noise является неотъемлемой частью партии контрабаса или бас-гитары. Если же вам нужно "дистиллированное" звучание — выверните ручку R. Noise в минимум.

Последней в ряду регуляторов параметров инструмента является ручка громкости Volume, которая позволяет настраивать выходной уровень басового инструмента. К сожалению, разработчики не предусмотрели отдельной регулировки громкости сигнала метронома (барабанов) — при высоком уровне громкости инструмента барабаны метронома могут быть едва слышны. При изменении параметров Glide, Release, R. Noise и Volume соответствующие числовые значения отображаются в окошке аккордов Chord.

Broomstick Bass предлагает возможность сохранения настроек в отдельные ячейки памяти — точно так же, как это было реализовано в Groove Agent. Только количество ячеек стало больше — теперь их шестнадцать, а не десять. Чтобы получить доступ к ячейкам, переключите окно "шпаргалки" Reference на вторую закладку — Memory (рис. 13). В каждой ячейке можно сохранять все текущие настройки панели управления Broomstick Bass: загруженные стиль и инструмент, произведенные регулировки. По умолчанию, активна первая ячейка (кнопка с номером один горит красным цветом). Любые изменения в настройках и регулировках в процессе работы автоматически запоминаются — никаких специальных действий для сохранения текущего состояния в ячейку предпринимать не надо. Чтобы перейти в другую ячейку, просто нажмите кнопку с нужным номером. При этом на панели Broomstick Bass не будет ни загруженного стиля, ни активного инструмента — вы как бы начинаете работу с чистого листа. Соответственно, все ваши установки — положения ручек, стили-вариации и т. п. — будут запоминаться. Если вы теперь вернетесь к первой ячейке, то увидите, что настройки Broomstick Bass станут в точности такими, какими вы их оставили, переключаясь на другую ячейку. Таким образом, можно набить шестнадцать различных пресетов всех доступных меню и регуляторов Broomstick Bass и переключаться между ними одним нажатием нужной кнопки. Дальнейшие изменения параметров при работе в разных ячейках будут также запоминаться.

Кроме того, содержимое любой ячейки можно скопировать в другую. Сначала активируйте исходную ячейку. Затем нажмите кнопку Copy (она при этом рядом загорится красным цветом) и следом за ней — кнопку конечной ячейки. Вообще, функцию копирования нельзя назвать жизненно необходимой — она просто облегчает работу с ячейками. Поскольку свободная ячейка не содержит никаких установок Broomstick Bass, удобнее скопировать в нее что-то более или менее подходящее и затем подрегулировать, чем выставлять все настройки с нуля.

Кнопки ячеек подсвечиваются по-разному в зависимости от их состояния. Свободная и неактивная ячейка — серая. Активная в данный момент — красная. Неактивная, но уже имеющая сохраненные данные — желтая. Вообще, ячейка считается заполненной (и подсвечивается желтым цветом), как только в ней появляется информация о стиле или инструменте. Если просто покрутить различные ручки, сделав активной пустую ячейку, она по-прежнему останется серой при переключении на другую (хотя все положения ручек сохранены и по возвращении обратно будут активированы вновь). Однако стоит загрузить стиль или инструмент, как ячейка получит статус заполненной, даже если это оказалось единственной произведенной настройкой.

Словом, все в точности, как и в Groove Agent — прямо во время игры можно менять сразу все настройки Broomstick Bass, в том числе стиль и басовый инструмент. Но, в отличие от Groove Agent, в котором активизация всех сохраненных в ячейки настроек осуществлялась мгновенно, Broomstick Bass при переключении ячеек дает заметную задержку. Поэтому на практике пользоваться ячейками Memory получится только во время хотя бы небольших пауз. В противном случае, инструмент может заткнуться на полсекунды прямо во время исполнения. Сами разработчики на случай использования в проекте нескольких басовых инструментов рекомендуют не переключать их кнопками Memory, а создать новые треки с отдельно загруженным Broomstick Bass на каждом из них, благо инструмент не слишком прожорлив в плане ресурсов процессора. Зато можно пользоваться ячейками как банком собственных настроек инструмента. Все шестнадцать заполненных ячеек можно сохранить как банк настроек (в секвенсоре Cubase в виде файла *.fxb) и загрузить в любой момент по вашему желанию. Кроме того, текущий банк ячеек сохраняется и вместе с проектом.

Итак, я описал все функции и возможности Broomstick Bass (чуть позже я еще отдельно расскажу о дополнительных настройках инструмента и процессоре эффектов), включая работу в ручном и автоматическом режимах. Осталось разобраться с записью басовой партии на MIDI-трек секвенсора через MIDI-выход Broomstick Bass. Впервые функция записи через MIDI-выход появилась во втором инструменте Свена — Steinberg Groove Agent. Полученную басовую партию можно воспроизводить как через "тон-генератор" Broomstick Bass, так и звуками других виртуальных или аппаратных инструментов или синтезаторов, кроме того, ее можно произвольно редактировать. Единственное, что стоит отметить, — как и в случае с Groove Agent, хост-программа (секвенсор) должна поддерживать прием MIDI-информации от VST-инструмента (протокол VST2). Поэтому стопроцентная гарантия корректности работы MIDI-выхода Broomstick Bass дается лишь при использовании инструмента с секвенсорами компании Steinberg: Cubase и Nuendo. И, кстати, насколько я понял, AU-версия Broomstick Bass также лишена функции MIDI-выхода.

Чтобы осуществить запись на трек, сперва надо активировать MIDI-выход Broomstick Bass (это делается на странице настроек — читайте следующий раздел). Далее, в секвенсоре создается новый MIDI-трек. То есть получаются два MIDI-трека: первый, на который повешен Broomstick Bass (назовем его BB Input), и второй, новосозданный, для записи MIDI-данных с выхода инструмента (назовем его BB Output). Проверим настройки треков. Трек BB Input имеет в качестве входа MIDI-интерфейс, к которому подключена клавиатура, а в качестве выхода — Broomstick Bass (рис. 14).

Трек BB Output имеет в качестве входа Broomstick Bass, выход же его ставится в режим Not Connected. Также в меню выбора MIDI-канала надо выбрать прием данных по любому каналу, то есть Any (рис. 15).

Все, для осуществления записи поставьте оба трека в режим Record Ready, нажмите кнопку Record на транспортной панели и сыграйте басовую партию Broomstick Bass (нажимайте управляющие аккорды, переключайте вариации и т. п.). По окончании записи вы получите два трека (рис. 16), в одном из которых (BB Input) будут записаны сыгранные вами аккорды и ноты управляющей октавы, а во втором (BB Output) — непосредственно сыгранная инструментом басовая партия. Также можно сначала записать и отредактировать управляющий трек BB Input, и уже потом начисто записывать окончательную басовую партию.

Если вы откроете записанную басовую партию в MIDI-редакторе секвенсора (например, в редакторе событий), то увидите, что, хотя почти все ноты записались в первый MIDI-канал, встречаются отдельные ноты и в других каналах. Что это значит? В первом канале находятся ноты непосредственно музыкальной партии, а в другие каналы помещаются ноты, отвечающие за артикуляцию (помните, я говорил об управлении артикуляцией в ручном режиме по разным MIDI-каналам?). Собственно, поэтому и нужно ставить в настройках MIDI-канала трека для записи партии (BB Output) значение Any. Таким образом, если воспроизвести через Broomstick Bass эту многоканальную партию, все слайды, стаккато-легато и т. п. воспроизведутся, как положено. Вместе с тем, никаких лишних управляющих нот в канале с музыкальной партией не содержится, так что при воспроизведении партии через какой-нибудь другой звуковой модуль не придется ее чистить. Достаточно лишь отфильтровать дополнительные MIDI-каналы.

Практически все параметры Broomstick Bass могут быть автоматизированы. Поддерживаются как VST-автоматизация, так и управление MIDI-контроллерами. В описании к инструменту приводится полный список управляющих MIDI-контроллеров.

Окно Edit
В правом нижнем углу окна Broomstick Bass (прямо над клавиатурой) расположен переключатель Edit. Если его нажать, то откроется панель управления настройками инструмента и процессором эффектов (рис. 17). Чтобы вернуться в основное окно Broomstick Bass, нажмите переключатель еще раз (теперь он называется Main). Панель Edit делится по горизонтали на две секции: DSP и Settings. Первая из них (верхняя) отвечает за регулировки эффектов, а вторая (нижняя) — за настройки инструмента. Сначала давайте разберемся с настройками.

Итак, секция Settings. Если вам доводилось работать с другими инструментами Свена Борнмарка (Virtual Guitarist и Groove Agent), то в настройках его виртуального басиста вы разберетесь с одного взгляда. Переключатель Accent/Syncope активирует функцию акцентирования/синкопирования. Она позволяет во время работы инструмента в автоматическом режиме акцентировать отдельные ноты и даже делать синкопы, помещая акценты на слабую долю. Чтобы сделать акцент или синкопу, просто посильнее нажмите нужную по высоте клавишу — так, чтобы значение скорости нажатия (velocity) было больше ста единиц. При этом воспроизведение текущего паттерна остановится на продолжительность звучания взятой ноты (то есть, пока удерживается клавиша). Стоит отпустить клавишу, и паттерн возобновит проигрывание с ближайшей по времени доли. Исполняя акценты или синкопы, вы не переключаете гармонию паттерна (не происходит смены текущего аккорда) — в активном режиме Accent/Syncope любая нота со значением динамики больше ста единиц игнорируется распознавателем аккордов Broomstick Bass. Таким образом, во время исполнения паттерна, обыгрывающего, к примеру, аккорд Ля минор, можно брать совершенно произвольные акцентированные ноты (в том числе не входящие в аккорд), и после отпускания клавиши паттерн будет "крутить" все тот же Ля минор.

После включения функции Accent/Syncope можно заметить, что клавиши управляющей октавы работают не всегда. Дело тут вот в чем. Оказывается, клавиши управляющей октавы игнорируют ноты со значениями скорости нажатия больше ста единиц. Если на них не нажимать так сильно, то все команды будут отрабатываться.

Переключатель Change Pattern позволяет настроить порядок переключения вариаций стиля в автоматическом режиме. В положении At Once смена паттернов вариаций будет происходить мгновенно — непосредственно после получения соответствующей команды. В положении Next Bar инструмент повременит с переключением до начала следующего такта.

Назначение переключателя Chord Display исключительно декоративное. Он позволяет задать вид транскрибирования аккордов от альтерированных тоник: с диезом или с бемолем (например, Фа-диез или Соль-бемоль и т. д.). Но поскольку Broomstick Bass не рассматривает аккорды в тональности аранжировки, никакого практического смысла в этом транскрибировании нет. Ставьте Chord Display по вкусу — на что приятнее смотреть, то и выбирайте.

Функция MIDI Output активирует MIDI-выход Broomstick Bass. Если вы собираетесь записывать игру инструмента на MIDI-трек секвенсора, переведите переключатель в положение On.

Четыре кнопки Control Octave позволяют выбрать управляющую октаву: C1, C3, C4 или C5. Выбор управляющей октавы помогает не только настроить клавиатуру для комфортной игры, но и избежать конфликта при использовании готового MIDI-трека с аккордами для управления гармонией инструмента. Если ноты аккордов попадут на клавиши управляющей октавы, распознаватель гармонии будет работать с ошибками, плюс начнут переключаться вариации паттернов. В соответствии с выбранной кнопкой Control Octave, выделенная серым цветом группа клавиш виртуальной клавиатуры инструмента изменит свое положение (рис. 18).

Также в секции Settings находятся три ручки. Ручка Master Tuning предназначена для коррекции базового строя Broomstick Bass. Она позволяет варьировать его в диапазоне ста центов вверх и вниз. Ручка Velocity Offset дает возможность задать сдвиг поступающих в инструмент значений динамики нот. Зачем это нужно? Дело в том, что каждая MIDI-клавиатура имеет индивидуальную чувствительность к скорости нажатия нот. При помощи Velocity Offset можно изменить зависимость значения velocity от силы удара по клавише. Данная регулировка, возможно, не потребуется вам для живого (Manual) режима игры на Broomstick Bass, поскольку сдвиг значений velocity осуществляется за счет сужения доступного динамического диапазона. Однако для управления инструментом в режиме Auto (в котором используются лишь два порога динамики: нормальный для смены аккордов и высокий для акцентов/синкоп) она может оказаться полезной. Последняя ручка секции, Pitch Bend, задает рабочий диапазон соответствующего MIDI-контроллера. По умолчанию стоят стандартные два полутона, а максимально возможный диапазон изменения высоты — октава.

Теперь давайте перейдем к секции эффектов. Всего доступны пять типов эффектов: эквалайзер, питч-шифтер, хорус, компрессор и овердрайв. Чтобы включить эффект в звуковой тракт, необходимо перевести переключатель "питания" On/Off в положение On (при этом загорится зеленый светодиод слева от названия эффекта). Эквалайзер трехполосный, с полупараметрической регулировкой средних частот. То есть, произвольно изменять центральную частоту регулировки можно только в средней полосе (Mid). Для верхней (Hi) и нижней (Lo) полос эквалайзера допускается лишь поднимать или ослаблять уровень.

Питч-шифтер позволяет повышать или понижать высоту сигнала на октаву вверх или вниз с шагом в один полутон. Кроме того, ручка Mix дает возможность смешивать исходный (Dry) и обработанный (Wet) сигналы и регулировать их взаимный баланс.

Компрессор крайне примитивен. Кроме "выключателя питания", он имеет всего лишь одну ручку, которая задает степень компрессии.

Хорус предлагает три ручки управления. Первая из них (Speed) устанавливает модулирующую частоту, вторая (Depth) определяет глубину эффекта, а третья (Feedback) обеспечивает регулировку глубины обратной связи, позволяя тем самым получить эффект фленджер.

Последний эффект, овердрайв, имеет единственный регулятор — глубины перегрузки.

Окончание в следующей части.

Модели: 
Bornemark Broomstick Bass
Модели: 
Steinberg Virtual Bassist
0
Ваша: нет

Реклама

Рейтинг@Mail.ru