Статья "TSC Tracktion 6"

Автор: 
Борис Никитин
Дата первой публикации: 
апр 2015

Аудио- и MIDI-секвенсор.

Программа Tracktion была создана британцем Джулианом Сторером практически в одиночку, и ее первая версия была выпущена в 2002 году его компанией Raw Material Software. Программа работает под операционными системами Windows, Mac OS X и Linux. Часть находящегося в ее основе кода в 2004 году была опубликована под названием Juce в качестве открытого межплатформенного инструментария разработки программного обеспечения для языка C++.

В 2003 году права на распространение программы получила фирма Mackie, была выпущена версия 2, которая как продавалась сама по себе, так и прилагалась к некоторым продуктам компаний Mackie, Tapco и Echo. В 2007 году появилась версия 3, но с января 2008 года развитие программы прекратилось, и хотя представители Mackie никаких официальных заявлений на этот счет не делали, было понятно, что проект остановлен.

Однако на выставке NAMM в январе 2013 года Джулиан Сторер объявил, что вернул себе права на программу и продолжит ее развитие под брендом созданной для этого фирмы Tracktion Software Company (TSC). В том же году была выпущена версия 4, которая не только продавалась отдельно, но и прилагалась ко многим продуктам компании Behringer. В феврале 2014 появилась версия 5, а в феврале 2015 года — версия 6, которую мы и рассмотрим.

Системные требования Tracktion 6: операционная система Windows XP/Vista/7(SP1)/8 или Mac OS X 10.7.5-10.9 (32- и 64-разрядные), процессор Intel Core 2 Duo 2 ГГц, 2 Гб RAM (рекомендуется 4 Гб). Программа испытывалась на компьютере под управлением операционной системы Windows Vista SP2 (32-разрядная) с процессором Intel Core 2 Quad 2,5 ГГц и 2 Гб RAM. Объем дистрибутива всего 7,3 Мб.

Возможности
Программа поддерживает неограниченное количество аудио- и MIDI-треков, частоты дискретизации до 192 кГц с оперативной передискретизацией, 32- или 64-разрядную обработку аудио (по выбору), плагины (эффекты и инструменты) формата VST (в том числе VST3) и AU, технологию Audio Random Access (ARA) для использования программы Celemony Melodyne, технологию Rewire, видеофайлы формата QuickTime, контроллеры Mackie, Frontier Design и Novation, прием и передачу MIDI Clock и MIDI Machine Control, аудиоустройства с драйверами ASIO 2, WASAPI и Core Audio, аудиофайлы формата WAV, AIF, Ogg, MP3, Flac и др., лупы Acid, REX и Apple, а также проекты цифровых дисковых рекордеров Mackie и iZ Technology, мультипроцессорные и многоядерные системы.

Есть функции записи врезкой и в режиме цикла, изменения тональности и продолжительности аудио (алгоритм Z-Plane Elastique Pro), автоматизации параметров, "фортепианного" MIDI-редактирования, просмотра лупов (с фильтрацией и поиском), рендеринга и архивирования данных. Прилагаются эффекты, а также виртуальный семплер.

Во многих отношениях программа Tracktion является новаторской, например, в ней впервые были реализованы "замораживание" (еще в первой версии), назначение плагинов перетаскиванием и интегрированный в окно аранжировки MIDI-редактор.

Интерфейс
Основной задачей про создании программы было упрощение использования посредством интуитивно понятного и лаконичного интерфейса. Соответственно, был выбран однооконный принцип (имеется в виду основная рабочая область, потому что другие окна в программе есть) без большого количества диалоговых окон, вложенных меню и тому подобных элементов. Органы управления являются контекстно-зависимыми.

При первом запуске программы показываются две закладки: Projects и Settings. Первая предназначена для управления проектами и их содержимым, а во второй делаются общие для всей программы настройки. Эти закладки нельзя закрыть.

Закладка Settings предоставляет доступ к типичным для многих подобных программ настройкам (выбора аудио- и MIDI-устройств, указания путей к плагинам и лупам, изменения клавиатурных сокращений и т. п.), описывать которые я не вижу смысла.

Окно закладки Projects (рис. 1) состоит из нескольких областей: слева вверху находится список проектов, справа от него — список файлов, входящих в выделенный проект. В левом нижнем углу располагается панель управления, на самом деле, выполняющая роль основного меню (которого у Tracktion нет), а в правом нижнем углу показывается содержимое буфера обмена.

В центре нижней части окна проектов находится область контекстного редактирования, показывающая основные параметры файла, выделенного в списке сверху. Здесь же можно, например, произвести базовое редактирование выбранного аудиофайла (нормализацию, реверсирование, изменение разрядности и частоты дискретизации и т. д.) или назначить внешнюю программу редактирования.

Необходимо отметить, что русский язык не поддерживается никак, даже в названиях папок.

Но где же привычное "окно аранжировки", где треки, на которые можно записать аудио- и MIDI-данные? Оказывается, для появления этого окна надо в проекте создать то, что программа называет "Edit", то есть некий вариант редактирования или монтаж (их можно открыть несколько одновременно). После чего появляется новая закладка с названием проекта, словом "Edit" и порядковым номером.

В окне редактирования (рис. 2) слева расположен браузер файлов, в центре и справа — область треков. Органы управления треками есть как в левой части этой области, так и в правой. Между ними находятся собственно данные треков, они прокручиваются при перемещении курсора воспроизведения, тогда как органы управления слева и справа остаются на месте. В самом верху области треков располагается линейка времени, а под ней — треки темпа/размера и маркеров.

В левом нижнем углу вновь видна панель управления, в которой собраны все команды, обычно сосредоточенные в верхнем меню. В правом нижнем углу располагаются транспортная панель и органы управления мастер-шиной, а в середине, как и в окне проектов, находится область контекстного редактирования, содержание которой зависит от того, какой объект выделен в данный момент.

В правом верхнем углу, на уровне линейки времени, есть несколько кнопок, нажатием которых можно скрывать отдельные элементы интерфейса (например, треки темпа и маркеров или всю нижнюю область). Слева от них есть две пиктограммы со знаком "+", используемые для перетаскивания: первой создаются клипы и маркеры, второй добавляются плагины. Еще выше расположены кнопки прогресса фоновых операций, мониторинга загрузки центрального процессора и переключения в полноэкранный режим.

Рассмотрим некоторые элементы интерфейса подробнее. Браузер (его название — Quick Find) имеет несколько закладок для показа файлов в определенной папке, пресетов, тегов треков, содержимого буфера обмена и т. д. Кликом по пиктограмме в левом верхнем углу браузер закрывается, и тогда область треков занимает всю верхнюю часть окна.

Левая часть органов управления треком предназначена для выделения трека (кликом по его названию) и выбора входов. Меню для выбора открывается кликом по полю, находящемуся ниже названия (поле имеет форму толстой стрелки), после выбора входа в этом поле появляются индикатор входного уровня и кнопка включения готовности к записи (кстати, в версии 6 нажатием этой кнопки во время записи можно вручную управлять врезкой). Входами треков могут быть не только физические входы аудиоинтерфейса, но и выходы других треков. Максимум трек может содержать до четырех стереовходов, что позволяет использовать его, например, в качестве подгруппы.

Треки в программе универсальны: они могут содержать аудио- и MIDI-данные, быть шинами, и т. д. Отличаются только треки-папки, служащие для группирования треков. К ним нельзя добавлять плагины (за исключением штатного плагина Text, служащего для текстовых заметок), однако они содержат штатный плагин VCA, предназначенный для одновременного изменения уровней всех треков.

В правой части органов управления треком находятся плагины (в терминологии Tracktion — "фильтры") и кнопки управления солированием и заглушением. По умолчанию в каждом треке задействованы два штатных плагина программы: регулятор громкости и панорамы, а также индикатор уровня. Для назначения нового плагина (как штатного, так и стороннего) следует перетащить в эту область уже упоминавшуюся пиктограмму со знаком "+", находящуюся в самом верху правой части (серо-голубого цвета с белым плюсом, называется New Plugin Generator). Появится список имеющихся плагинов, после выбора одного из них в правой части добавится соответствующий блок, а параметры плагина будут показаны в области контекстного редактирования. Порядок плагинов можно менять перетаскиванием.

Тем же способом плагины назначаются на мастер-шину. Кроме того, плагины (как эффекты, так и инструменты) можно назначать не только на треки, но и на отдельные клипы (аудио и MIDI). Это тоже делается перетаскиванием пиктограммы New Plugin Generator.

Необходимо отметить, что границы некоторых областей (например, браузера и плагинов) можно изменять перетаскиванием.

В области контекстного редактирования, как это может быть ясно из названия, показываются разные параметры и команды в зависимости от того, выделен ли трек или его поле входов, MIDI-клип или отдельная нота, плагин и т. д. Естественно, в этой области можно редактировать параметры, однако многие операции также можно производить непосредственно в области данных трека. Например, если MIDI-трек имеет достаточную высоту (которая, конечно же, легко регулируется перетаскиванием разделительной линии), то он может использоваться как фортепианный MIDI-редактор, с возможностями рисования нот и контроллеров, редактирования данных динамики и т. д.

Редактирование
Поскольку редактирование может производиться непосредственно в области данных трека, очень важными становятся операции прокрутки и изменения масштаба.

Горизонтальное масштабирование осуществляется колесом мыши, вертикальное — колесом с клавишей Ctrl. Колесо с клавишей Shift — горизонтальная прокрутка. Полосы прокрутки имеют привычные кнопки увеличения и уменьшения масштаба (со знаками + и -), но также там есть полезные кнопки с буквой Z, позволяющие полностью вместить данные по горизонтали или по вертикали (то же самое делается двойным кликом по полосе), а также общая кнопка с буквой F, делающая это одновременно. Кроме того, для управления прокруткой и масштабом есть множество клавиатурных сокращений, например, с использованием клавиш со стрелками.

Данные треков показываются в виде клипов. В заголовке выделенного клипа есть несколько органов управления. С каждого края находится по паре стрелок, предназначенных для изменения границ клипа. Если перетаскивать пустую стрелку, то ближайшие к этой границе данные будут скрыты. Если же перетаскивать закрашенную стрелку, то данные будут смещаться, то есть скрыты как раз будут данные, близкие к противоположной границе. Скрытые данные не воспроизводятся, однако эти операции не деструктивны, и при возвращении границ обратно данные снова будут воспроизводиться. При перетаскивании стрелок с нажатой клавишей Alt производится сжатие или растяжение данных.

В центре заголовка клипа располагается пара квадратиков. Пустой предназначен для перемещения границ клипа без перемещения данных, а закрашенный — наоборот, для перемещения данных без перемещения границ. Находящаяся рядом кнопка с буквой L управляет зацикливанием клипа: при расширении границ такого клипа он начинает повторяться.

Как уже было сказано, если MIDI-трек имеет достаточную высоту, то он может использоваться как фортепианный MIDI-редактор. Кстати, двойной щелчок на уменьшенном MIDI-клипе увеличивает высоту его трека до необходимой для редактирования, а двойной щелчок по заголовку увеличенного клипа возвращает прежнюю высоту (или двойной щелчок по заголовку трека). Во втором случае важно кликать именно по заголовку, поскольку кликанье в области данных изменяет эти данные.

Когда курсор мыши попадает на такой MIDI-клип, то появляются инструменты редактирования: клавиатура с левого края трека, кнопки и поля в его верхней части (рис. 3). Клавиатура может использоваться для игры и индикации нот, а если кликнуть на ней клавишу с нажатой кнопкой Ctrl, то будут выделены все ноты данной высоты. Масштабирование клавиатуры (и поля редактора) осуществляется кнопками в ее верхней и нижней частях, пролистывание — колесом мыши (просто левой кнопкой, как написано в подсказке, не работает). Если крутить колесо с нажатой кнопкой Ctrl, то будет изменяться масштаб. Нажатие правой кнопки мыши открывает меню с несколькими опциями, одна из которых определяет, будут ли органы управления привязаны к треку или клипу.

Первые две кнопки в верхней части трека включают показ под нотами дополнительной панели с данными динамики (кнопка Velocity) или контроллера (Control). Третья кнопка, Type, открывает меню, в котором можно выбрать, данные какого именно контроллера будут показаны. Потом идут инструменты редактирования: Selection, Pencil, Eraser и Line. Инструмент Selection служит для выделения и перемещения нот, но им также можно изменять продолжительность нот (если курсор находится с правого края ноты), создавать новые ноты двойным кликом, изменять данные динамики и контроллеров. Pencil предназначен для рисования новых нот и контроллеров, но при попадании курсора на существующую ноту используется для ее выделения, перемещения и изменения продолжительности. Eraser может только удалять ноты и контроллеры, а Line предназначен для рисования ровных линий: нот, сообщений динамики и контроллеров.

Далее идут органы управления цветом нот и информационные поля с данными динамики и продолжительности последней выбранной ноты. Данные эти, конечно, можно редактировать. Следующая кнопка, Step, включает режим пошагового ввода MIDI-данных с внешней MIDI-клавиатуры. Последняя кнопка, с символом динамика, отключает звучание нот при редактировании.

Автоматизация
Нажатием кнопки "A" в правом верхнем углу данных каждого трека открывается меню, в котором можно выбрать параметр, кривая автоматизации которого будет показана непосредственно на треке (рис. 4). Это может быть параметр трека (уровень и панорама), параметр используемых на этом треке плагинов или мастер-шины (в том числе ее плагинов). Автоматизировать можно несколько параметров, но только один из них может быть показан на треке одновременно. Точки перегиба создаются двойным кликом по линии автоматизации (и удаляются двойным кликом по самой точке). Между точками находятся хендлы, позволяющие изменить форму линии. Параметры всей линии автоматизации и отдельных ее точек можно редактировать в контекстной области.

Плагины
Среди прилагаемых к программе эффектов есть ревербератор, четырехполосный параграфический эквалайзер, дилей, хорус, фейзер, компрессор/лимитер, питч-шифтер и НЧ/ВЧ-фильтр. Эффекты, в общем, неплохие, за исключением ревербератора. Также есть вспомогательные плагины, например, посыла и возврата для организации параллельной обработки эффектами. Плагин посыла размещается на всех треках, сигнал с которых надо послать на соответствующий эффект (например, ревербератор), плагин возврата размещается на отдельном треке, а после него на этом же треке размещается плагин ревербератора. Естественно, посылы и возврат должны быть назначены на одну шину (из 16 имеющихся). Размещение плагина посыла до или после плагина регулировки уровня делает посыл пре- или постфейдерным.

Единственный из штатных виртуальных инструментов, семплер, конечно, совсем простенький. В нем можно только загрузить аудиофайл, назначить ключевую ноту и клавиатурный диапазон, изменить уровень и панораму, а также включить функцию Ignore Release, позволяющую семплу доиграть до конца после отпускания клавиши. Это все, и не практически все, а просто все.

Кроме того, в списке есть плагин Rack. Прежде всего, этот плагин представляет собой модульную хост-программу для других плагинов (эффектов и инструментов), как штатных, так и сторонних. То есть, в него можно загрузить несколько плагинов и свободно скоммутировать их входы и выходы.

Также этот плагин позволяет получить сигналы с нескольких треков и/или направить их на несколько треков, для чего надо назначить на эти треки один и тот же экземпляр плагина. Принципиально важно, чтобы был назначен именно тот же экземпляр, поскольку, например, назначение нового экземпляра (выбором команды Create New Empty Rack) и загрузка в него того же пресета ничего не даст. Правильным действием в этом случае будет либо перетаскивание экземпляра плагина с одно трека на другой при нажатой клавише Ctrl, Shift или Alt, либо выбор этого экземпляра в меню, благо, все имеющиеся экземпляры перечислены там непосредственно под командой Create New Empty Rack.

Дорожки в Tracktion не могут иметь больше двух входов и выходов, поэтому сигналы всех треков смешиваются на входах плагина Rack и обработанный результат транслируется на выходы всех треков. Однако есть возможность как разделить входные сигналы (например, для независимой обработки), так и направить выходные сигналы на определенные треки (что особенно актуально для виртуальных инструментов с несколькими выходами). Для этого надо создать в плагине Rack новые входные и выходные аудиоканалы, после чего в области контекстного редактирования этого плагина на каждом треке выбрать соответствующие входы и выходы. Например, на рисунке 5 для плагина на треке 8 вместо обычных выбраны вновь созданные входы и выходы под названиями "l2" и "r2".

Tracktion 5 и 6
В большинстве других случаев на этом можно было бы закончить обзор программы, целью которого является знакомство с ее основными возможностями. Но в случае Tracktion необходимо продолжение. Дело в том, что руководство пользователя существует только для четвертой версии. На сайте программы есть несколько небольших видеороликов, рассказывающих о некоторых нововведениях версий 5 и 6, но это все. Так что изменения, произошедшие в двух последних версиях, надо рассмотреть подробнее.

В версии 5 появились два новых типа клипов: Edit Clip и Step Clip. Edit Clip представляет собой стереофонический аудиоклип, полученной посредством рендеринга всего варианта редактирования или монтажа (Edit). Создается он просто: перетаскиванием закладки исходного варианта редактирования в окно нового монтажа. Предполагается, что можно создать отдельные варианты редактирования для крупных частей произведения (например, куплетов и припевов), а затем перетащить их в виде клипов Edit в новый, общий монтаж. Интересным здесь является то, что если изменить и сохранить исходный монтаж, то соответствующий ему Edit Clip в общем монтаже будет автоматически обновлен.

Однако внешние MIDI-инструменты, естественно, в рендеринг не входят, так что надо или копировать их треки в общий монтаж (что, впрочем, легко делается через буфер обмена), или предварительно записывать их выходы на аудиотреки.

Step Clip (рис. 6), также иногда называемый Step Sequencer Clip, представляет собой некое подобие режима барабанного редактора в других программах. В нем действительно может быть удобно вводить партию ударных, однако решение о данном типе клипа необходимо принимать на этапе его создания, никакой возможности преобразовать обычный MIDI-клип в Step Clip я не нашел (а вот обратное преобразование возможно).

Step Clip был значительно модернизирован в версии 6, так что я опишу его уже в новом виде. Клип Step создается так же, как и другие клипы, только в меню надо выбрать Insert New Step Clip. При наведении курсора на этот клип слева появляются названия восьми каналов (каналы можно добавлять и удалять), по умолчанию соответствующих стандартной раскладке General MIDI. Над названиями есть кнопка V/G, включающая показ в нижней части клипа данных динамики нот выбранного канала. Параметры выбранного канала можно изменять в области контекстного редактирования. В частности, там можно назначить ноту и MIDI-канал, применить шаблонный квантайз и рандомизацию, и многое другое, в том числе назначение на определенный виртуальный инструмент.

Клип Step содержит паттерны определенной длины. Ноты в паттерны добавляются и удаляются кликом по ячейкам сетки. При увеличении длины клипа автоматически повторяется последний паттерн. Для управления паттернами служат поля в нижней части клипа (с цифрой, указывающей номер паттерна), параметры выделенного паттерна можно изменять в области контекстного редактирования.

В программе Traction при записи в режиме цикла на каждом проходе автоматически создается новый дубль. Получившийся клип имеет в правом нижнем углу знак плюс, кликом по которому открывается меню, в котором можно выбрать желаемый дубль. В версии 5 в этом меню появилась команда Show Takes, выбором которой открывается редактор (естественно, прямо на месте), в котором можно скомпоновать результат из нескольких дублей (рис. 7). Самая верхняя субдорожка и представляет собой этот результат, тогда как ниже находятся субдорожки дублей. Выделение части субдорожки дубля копирует эту часть на верхнюю субдорожку. Границы частей можно перемещать как на субдорожках дублей, так и на верхней субдорожке, где они обозначены белыми линиями.

Кроме того, начиная с версии 5 можно выделить несколько клипов и выбрать в области контекстного редактирования команду Create Comp для создания нового клипа, содержащего все их данные на субдорожках.

В версии 6 появилась функция Comp Groups позволяющая скомпоновать результат не из субдорожек дублей, а непосредственно из треков. Для этого надо в меню Comp Group области контекстного редактирования назначить треки в одну группу, выбрать команду Edit Track Comps и выделить желаемые части треков. Правда, никакого результирующего трека в этом случае не показывается.

Функция Freeze Point (точка замерзания), появившаяся в версии 5, предоставляет возможность замораживать трек с частью эффектов. Freeze Point устанавливается также, как и плагин, и определяет место, на котором заканчивается замораживание. Соответственно, все эффекты слева от нее замораживаются, а те, что справа, продолжают работать и их можно редактировать. Кстати, в уже упоминавшемся окне мониторинга загрузки центрального процессора можно кликнуть правой кнопкой на названии процесса (например, "прожорливого" плагина) и заморозить трек до него включительно.

В версии 5 появилась функция понотной MIDI-автоматизации, позволяющая изменять данные MIDI-контроллеров отдельно для каждой ноты (рис. 8). Внешне она напоминает функцию Note Expression, впервые появившуюся в программе Cubase 7 (см. статью). Но в Cubase для этой цели можно использовать специальные контроллеры, действительно позволяющие воздействовать только на отдельные ноты (правда, поддерживаемые лишь некоторыми виртуальными инструментами). А в Tracktion используются только обычные MIDI-контроллеры, которые, в подавляющем большинстве случаев, действуют на все ноты MIDI-канала. Смысл в это все равно есть, поскольку при перемещении ноты данные ее автоматизации перемещаются вместе с ней, и нет необходимости редактировать данные автоматизации трека, но это, на мой взгляд, все-таки очень факультативная функция.

В версии 6 добавлены треки автоматизации. Такой трек создается нажатием кнопки со знаком "+" в правом верхнем углу данных каждого трека. Сам трек автоматизации имеет кнопку "A", которая работает так же, как и подобная кнопка основного трека. Нажатием кнопки со знаком "-" трек автоматизации удаляется (но данные автоматизации параметра сохраняются), а чтобы скрыть все треки автоматизации, надо кликнуть треугольник слева от названия основного трека.

Для изменения тональности и продолжительности аудио в версии 6 используется алгоритм Z-Plane Elastique Pro. Например, с его помощью создаются эффекты запуска и остановки воспроизведения. Если кликнуть правой кнопкой на квадратиках, управляющих фейдами (эти квадратики расположены в левой и правой верхних частях клипа), то вместо увеличения и уменьшения уровня можно выбрать эффекты увеличения и уменьшения скорости.

В версии 6 появилась возможность присваивать трекам ключевое слово — тег (это делается в поле Tags области контекстного редактирования трека). Сама по себе эта функция не была бы особенно интересна, если бы не возможность ее полезного использования. В браузере файлов (что слева от треков), переключившись на закладку Tracks, можно увидеть список всех тегов, присвоенных трекам. Если включить опцию Show Only Tagged Tracks (в нижней части окна браузера) и выделить кликом какой-то тег, то будут показаны только треки с соответствующим тегом. Можно выделять несколько тегов одновременно.

Заключение
Tracktion выполняет большинство задач, требуемых от подобных программ, и работает более-менее стабильно (пару раз она у меня неожиданно закрывалась, но без потери сохраненных данных). Главный вопрос — удалось ли добиться основной цели: упростить использование посредством создания интуитивно понятного и не загроможденного интерфейса. Тут впечатления неоднозначные. С одной стороны, некоторые примененные решения действительно удобны, и после привыкания не вызывают трудностей. С другой стороны, к ним еще надо привыкнуть. Сложно сказать, является ли интерфейс программы интуитивно понятным для полных новичков, но тем, кто уже знаком с подобными программами, к некоторым вещам привыкнуть непросто.

Интерфейс программы действительно не загроможден множеством дополнительных окон, и в нем удачно используется контекстно-зависимая работа органов управления. Но и функций программа имеет поменьше, чем конкуренты, и что будет, когда этих функций станет больше, пока неясно. Во всяком случае, принцип "однооконности" уже постоянно нарушается: помимо отдельных окон для графических интерфейсов плагинов по мере развития программы были добавлены окна видео и мониторинга загрузки центрального процессора.

Отсутствие виртуального микшера нельзя назвать недостатком — это особенность программы. Мне как раз понравилась возможность создавать посылы и подгруппы только тогда, когда они действительно нужны. Может показаться, что есть неудобство, например, в отсутствии маркировки и небольшом размере регулятора уровня, но это не так: непосредственно во время регулировки появляется более крупное изображение шкалы. Да и если выделить этот регулятор, то в области его контекстного редактирования можно увидеть длинное поле ввода значения, одновременно служащее регулятором. Так что я ни разу не ощутил нехватку виртуального микшера, но мне и не пришлось оперативно сводить многодорожечный проект. Вполне возможно, что в этом случае микшер может быть удобнее, а если все-таки он не понадобится, то можно им и не пользоваться. Была бы возможность, а в Traction ее нет.

Перенос команд верхнего меню в отдельную область сомнителен в плане эргономики. Так они занимают больше места, а то, что постоянно находятся на виду, не дает выигрыша, так как в процессе работы эти команды используются не так часто. И, например, создание клипа посредством перетаскивания пиктограммы не кажется мне интуитивно понятным.

Кроме того, само, скажем так, "изобразительное решение" интерфейса показалось мне старомодным и излишне цветастым.

Отмечу еще, что сразу после установки программы показывается очень много подсказок, но это, естественно, можно отключить (и об этом тоже есть подсказка).

Самым главным недостатком Tracktion на данный момент мне представляется то, что руководство пользователя существует только на четвертую версию. Для программы, приоритетом которой является легкость использования, это просто какой-то нелепый анекдот.

Что ж, попробуем ответить на очередной вариант популярного вопроса: если не Tracktion, то кто? Главным соперником является программа Cockos Reaper (см. статью) в варианте для некоммерческого использования или небольшого бизнеса, стоящая те же 60$. Она более развита и ее интерфейс мне нравится больше, но все-таки она посложнее, особенно для новичка.

Таким образом, можно было бы порекомендовать Tracktion 6 небогатому начинающему пользователю, не имеющему опыта работы с подобными программами. Можно было бы, если бы не отсутствие руководства пользователя на текущую версию. Это, конечно, надо исправить как можно скорее.

Модели: 
TSC Tracktion
0
Ваша: нет

Реклама

Рейтинг@Mail.ru