Статья "Steinberg Cubase 4"

Автор: 
Евгений Медведев, Вера Трусова
Дата первой публикации: 
май 2007

Новые возможности программы.

Порой кажется, что что-либо новое в Cubase внести уже нельзя, но всегда находятся резервы для совершенствования. Скорость и функциональность — вот основные отличия четвертой версии знаменитого секвенсора. На этот раз основной упор был сделан на создании максимально комфортного интерфейса программы, который одновременно упрощает процесс работы над аранжировкой и ускоряет его в несколько раз. Введена новая концепция Sound Frame (универсальный звуковой менеджер). Теперь медиафайлы, файлы проекта, пэтчи программных и аппаратных синтезаторов, трековые пресеты и пресеты инструментов организованы в единую и удобную систему, гибкую и функциональную. Ну и, как обычно, в новой версии Cubase появились плагины и VST-инструменты следующего поколения.

Нет сомнений, что Cubase 4 — это профессиональная программа. Чтобы ее эффективно использовать, нужно следить за своей квалификацией и своевременно ее повышать. В отличие от таких программных продуктов как Orion, FL Studio и Ableton Live, освоение Cubase 4 потребует большего напряжения сил. Тем не менее, в Cubase 4 работать намного легче и комфортнее, чем в Cubase SX 3. Особенно это утверждение относится к постоянным пользователям Cubase.

Не секрет, что Cubase и Nuendo — "программы-близнецы". Хотя между ними есть отличия, но сходства значительно больше. Поэтому основную информацию по интерфейсу и возможностям программы Cubase можно почерпнуть из наших предыдущих публикаций в журнале Музыкальное Оборудование об обеих программах. А в этой статье, чтобы избежать повторений, рассказывается о новых возможностях, существенных моментах и отличиях от предыдущих версий.

Настройка интерфейса
В последнее время наметилась хорошая тенденция: разработчики отдают на откуп пользователя организацию виртуального рабочего место. Такой сервис на английском языке называется customizing (пользовательская настройка). Познакомимся с этим сервисом в Cubase 4.

Настройка панели Inspector
Как всегда, начнем с главного — с панели Inspector. Настройка реализована просто. Достаточно вызвать контекстное меню панели Inspector (рис. 1) и отметить пункты, соответствующие тем вкладкам, которые хотелось бы оставить.

Если вам кажется, что количество вкладок на панели избыточно, то просто снимите лишние флажки в контекстном меню.

На практике, создать универсальную конфигурацию отображения панели Inspector невозможно. Например, вкладка MIDI User Panel в одном случае активно применяется, в другом занимает лишнее место на экране. Здесь поможет традиционная опция Setup контекстного меню, которая предназначена для формирования и сохранения пресетов конфигурации пользователя.

После сохранения пресеты появятся в этом же контекстном меню в отдельной секции (рис. 2).

Совет. В окне Setup можно не только скрыть ненужные вкладки, переместив их в секцию Hidden Items, но и поменять их порядок в секции Visible Items с помощью кнопок Move Up и Move Down.

Настройка интерфейса окна MIDI Channel Settings
Вспомним окно конфигурации канала — Channel Settings. В Cubase 4 оно вызывается так же, как и в Cubase SX 3 — с помощью кнопки "e" (Edit Channel Settings) трека или панели Inspector.

Интерфейс окна MIDI Channel Settings претерпел существенные изменения. Он стал логичным, современным и удобным. А главное в том, что для этого окна можно выполнить пользовательскую настройку с помощью субменю Customize View контекстного меню (рис. 3).

Отметим специальный пресет Fader Only, который оставляет видимой только секцию фейдера MIDI-канала. Что же касается опции Setup, то здесь ничего не изменилось по сравнению с пользовательской настройкой панели Inspector.

Нельзя не обратить внимания на еще одну полезную и удобную деталь интерфейса — кнопку Choose Edit Channel (рис. 4). С помощью этой кнопки можно быстро осуществить переход на другой канал проекта, не закрывая само окно Channel Settings.

Настройка интерфейса окна VST Audio Channel Settings
В сущности, кардинальных отличий нет. Действуем также — через субменю Customize View контекстного меню (рис. 5).

Количество интерфейсных элементов здесь больше, чем в MIDI-канале, но принцип управления интерфейсом окна тот же.

Совет. Не пренебрегайте всплывающими подсказками и контекстными меню — быстрее освоите интерфейс Cubase 4.

Интерфейсные отличия Cubase 4
Интерфейс Cubase 4 существенно переработан и отличается от интерфейса Cubase SX 3. Изменены не только функции и возможности, но и дизайн. Многие кнопки выглядят по-новому, хотя за ними и сохранились прежние, давно знакомые функции.

Кнопки глобального управления секции Track List
Изменен дизайн верхних кнопок управления секции Track List: например, кнопки Divide Track List (рис. 6), разделяющей секцию треков на две части, или кнопки Show/Hide Track Colors (рис. 7), с помощью которой показываются/скрываются элементы управления цветом треков.

Введена новая кнопка Toggle In-place Editor for Selected Tracks (рис. 8). Если кнопка нажата, то выделенные MIDI-треки переходят в режим редактирования Edit In-place — треки расширяются, а объекты MIDI Part отображаются в уменьшенном варианте клавишного редактора.

Редактор In-place Editor пришел к нам еще в Cubase SX 3, но способ управления режимом редактора в Cubase 4 изменился.

Подведем итог. Внешний вид верхних кнопок управления секции Track List изменился, но функции остались прежними, хорошо знакомыми пользователям предыдущей версии Cubase.

Изменения в интерфейсе окна Device Setup
Окно Device Setup имеет определяющее значение для правильной работы Cubase. Здесь-то как раз и производятся системные настройки Cubase 4. Дизайн программы изменился и в этом окне, но эти изменения, в основном, косметические.

Страница VST Audio System
Внешний вид этой страницы изменился. Можно отметить стремление авторов программы к созданию рационального интерфейса и устранению всего избыточного (рис. 9). Дополнительные настройки (Advanced Options) теперь совмещены на одной странице со списком выбора ASIO-драйвера.

В наших предшествующих публикациях мы не раз обращали внимание читателей на важность выбора правильного ASIO-драйвера. Драйвер должен быть от производителя оборудования и обеспечивать низкое время задержки (latency), а также доступ ко всем ресурсам платы со стороны Cubase (Nuendo).

Еще раз отметим, что драйвер выбирается в списке ASIO Driver. В Cubase 4 в этом смысле ничего принципиально нового не появилось. В нашем примере используется ASIO-драйвер популярных плат M-Audio серии Delta.

Если перейти на страницу M Audio Delta ASIO, то можно заметить, что изменен интерфейс управления ASIO-портами (рис. 10).

Рассмотрим назначения столбцов:
- I/O – вход/выход (тип порта);
- Port System Name — системное название порта;
- Show As — название порта в Cubase (здесь можно изменить название порта на более приемлемое для пользователя);
- Visible — доступность порта в Cubase (если снять флажок, порт станет неактивным);
- State — состояние порта (активный/неактивный).

Кнопка Control Panel традиционно вызывает системную панель используемого аудиоинтерфейса, а флажок Direct Monitoring активирует режим мониторинга, управляемый из Cubase (режим должен поддерживаться устройством).

Страница MIDI Port Setup
Осталось только разобраться с MIDI-конфигурацией программы. MIDI-настройка Cubase 4 выполняется на странице MIDI Port Setup (рис. 11).

В столбце Show As можно изменить название MIDI-порта, а в столбце Visible — деактивировать порт. Установленный флажок в столбце In 'All Inputs' означает, что порт включен в виртуальный MIDI-концентратор Cubase и его суммарный MIDI-поток будет поступать на вход MIDI-трека, если для трека выбран порт концентратора All MIDI Inputs.

Роль концентратора сводится к тому, чтобы любые MIDI-данные, поступающие с разных MIDI-портов, могли быть записаны в трек без лишних переключений внутри программы. Например, в студии используется MIDI-клавиатура и MIDI-гитара, которые подключены к разным MIDI-входам, при переходе от инструмента к инструменту не потребуется лишнее переключение MIDI-входа на MIDI-треке, где в качестве входа выбран порт концентратора All MIDI Inputs.

Флажок Use System Timestamp for 'Windows MIDI' Inputs нужно активировать в том случае, если позиция записанных MIDI-событий смещена (обычно события запаздывают).

Новый дизайн окна Export Audio
Изменился внешний вид окна Export Audio Mixdown, которое традиционно вызывается через меню File — Export — Audio Mixdown (рис. 12). Интерфейсные элементы этого окна заслуживают более детального рассмотрения.

File Location — секция для определения места размещения экспортированного звукового файла. File Name — название файла; Path — путь к нему, который можно задать с помощью кнопки Choose; Use Project Audio Folder — удобный флажок, который размещает экспортированный файл в звуковой папке проекта Cubase 4.

File Format — секция выбора формата звукового файла (в Windows-студиях мы, как правило, выбираем формат Wave). Insert Broadcast Wave Chunk — флажок, делающий доступной кнопку Edit, которая в свою очередь вызывает окно Broadcast Wave Chunk; в это окно вводится дополнительная информация для формата Broadcast Wave.

Audio Engine Output — секция выбора аудиовыхода и параметров экспорта. Mono Export — режим даунмикса в моноформат; Split Channels — режим экспорта с разделением каналов на монофайлы; Real-Time Export — экспорт в реальном времени, этот режим необходим для корректного экспорта в аудио потока некоторых VST-плагинов и ReWire-клиентов, регулятором Audition Volume изменяется уровень сигнала Control Room (в случае, если используется микшер Control Room, об этом позже); Update Display — режим индикации уровня во время экспорта; список выбора аудиоканала для экспорта (начиная с Cubase SX 2 появилась возможность поканального экспорта в аудио); Sample Rate — частота дискретизации экспортируемого звукового файла (как правило, равна частоте дискретизации проекта: Project — Project Setup — Sample Rate); Bit Depth — разрядность экспортируемого звукового файла.

Import into project — секция, предназначенная для реимпорта. Pool — реимпорт экспортированного файла только в пул; Audio Track — реимпорт с созданием аудиотрека и аудиособытия.

Close dialog after export — автоматическое закрытие диалогового окна Export Audio Mixdown после экспорта.

Export — запуск процесса экспорта в аудио.

Примечание. Нам показалось, что в Cubase 4 значительно улучшен алгоритм экспорта в плане качества звучания (хотя давать такие оценки — занятие крайне неблагодарное). Во всяком случае, после реимпорта звучание файла миксдауна очень трудно отличить от общего звучания проекта.

Новое в интерфейсе окна Add Track
Интерфейс Cubase 4 существенно изменен в той части, которая касается саунд-менеджера Sound Frame. Эта концепция интегрирована в интерфейс Cubase 4. Поэтому окно Add Track изменилось.

Ниже рассмотрим новые возможности на примерах.

Окно Add Audio Track
Добавление трека в Cubase 4 осуществляется либо через контекстное меню секции Track List, либо через меню Project — Add Track. Например, MIDI-трек добавляется через Project — Add Track — MIDI, а аудиотрек через Project — Add Track — Audio.

В окне Add Audio Track нужно выбрать параметры будущего аудиотрека (рис. 13):
Count — число добавляемых аудиотреков с заданными параметрами;
Configuration — конфигурация канала: моно, стерео, 5.1 и т. п.;
Speakers — акустические системы для данной конфигурации;
Browse Presets — вызов секции браузера для доступа к трековым пресетам.

Кнопка Browse Presets является новым и существенным элементом в интерфейсе окна Add Audio Track, так как она позволяет сэкономить время и усилия — уже на этапе создания трека выбрать его конфигурацию из шаблонов (рис. 14).

Отметим, что в браузере пресетов можно осуществить быстрый интеллектуальный поиск нужного пресета (в столбцах отмечены тэги — атрибуты поиска). Если нажать кнопку Show Location, то отобразится папка пресетов. Можно сказать, что в окне Add Audio Track присутствует в несколько модифицированном виде часть медиаменеджера MediaBay, окна Browser и Viewer (подробно о MediaBay позже).

Можно рассмотреть конфигурацию загруженного пресета аудиоканала в окне VST Audio Channel Settings (рис. 15). Для звуковой обработки в данном случае используются пять инсертных плагинов. Таковы требования к стильной звуковой обработке, одним плагином уже не отделаешься.

Примечание. Пресеты каналов микшера можно было сохранять/загружать и в предыдущих версиях Cubase и Nuendo. Однако только в Cubase 4 этот сервис доведен до совершенства.

Окно Add MIDI Track
Окно Add MIDI Track вызывается через меню Project — Add Track — MIDI.

Для MIDI-трека сохраняется тот же принцип доступа к браузеру пресетов на этапе создания трека, что и для аудиотрека (рис. 16).

Есть и отличия, на которых остановимся подробнее. Специалисты Steinberg исходили из предпосылки, что перебирать пресеты вслепую (просто загружать/выгружать) вряд ли эффективно. Поэтому ввели режим MIDI-тестирования.

Пресет можно оценить прямо в браузере, посылая MIDI-ноты непосредственно на выделенный трековый пресет с MIDI-инструмента. Для этого достаточно нажать кнопку MIDI Input – активировать MIDI-вход.

Есть и альтернативный режим — это тестирование с помощью MIDI-файла, который предполагается в дальнейшем импортировать в проект. Тогда нужно нажать кнопку Choose MIDI File, выбрать файл, а затем нажать кнопку Play. Кнопка Play доступна, если активен MIDI-вход (нажата кнопка MIDI Input).

Изменения в интерфейсе окон Add FX Channel Track и Add Group Channel Track
Диалоговые окна добавления FX-трека и группы изменились не столь существенно, можно сказать, только косметически (рис. 17). Напомним, что FX-трек предназначен для эффектов посыла, а группа служит субмикс-шиной, хотя на нее тоже можно формировать посылы.

В окне добавления FX-трека выбор плагина осуществляется через список Effect. Конфигурация треков определяется в списке Configuration, как и для аудиотрека.

Дополнительный сервис Create MIDI Track
Те, кто знаком с Cubase SX 3, помнят, что после загрузки VST-инструмента в слот окна VST Instruments нужно создавать MIDI-трек, назначать виртуальный MIDI-порт и MIDI-канал. Причем каждое лишнее обращение к меню и кнопкам отвлекает от основной цели. Было бы неплохо, если бы все рутинные операции были автоматизированы. На практике эффективно думать одновременно о "музыке и технике" невозможно.

А что нового в Cubase 4? Загрузим VST-инструмент (Devices — VST Instruments), и Cubase 4 автоматически и "ненавязчиво" предложит нам создать трек для этого инструмента (рис. 18). Нет никакого смысла отказываться. Очевидно, что такой сервис сокращает время, потому что рутинные операции автоматизированы.

Если же отвечать на одни и те же вопросы надоест, то сервис программы можно выключить. Для этого достаточно зайти в настройки предпочтений (File — Preferences) и на странице VST-Plug-ins изменить режим сервиса (рис. 19). В списке Create MIDI Track when loading VSTi вместо Always ask to (всегда спрашивать) выбрать Do not (не создавать) или Always (всегда создавать). Выбор режима Always как раз и избавит от лишних вопросов, MIDI-трек с необходимыми параметрами будет создаваться автоматически при загрузке VST-инструмента в окне VST Instruments.

Совет. Если отметить флажок Plug-in Editors "Always on Top", то панель загруженного плагина будет всегда выше остальных окон.

Изменения в интерфейсе панели Inspector
Панель Inspector не миновали очевидные косметические изменения. Кроме этого, в панели Inspector аудиотрека следует обратить внимание на пару вкладок — Surround Pan и Studio Sends (рис. 20) — и поле Apply Track Preset. Познакомимся с ними более детально.

Вкладка Surround Pan аудиотрека
Исторически сложилось так, что в Cubase возможности для работы с видео и многоканальным звуком несколько усечены, по сравнению с Nuendo. Steinberg в большей степени позиционирует Cubase как систему для производства музыки, а не для озвучивания видео. Например, в Cubase 4 отсутствует важный режим Edit Mode, без которого полноценная работа по озвучиванию видео невозможна.

Несмотря на усечения, в Cubase 4 можно выполнять сведение и обработку звука в многоканальных форматах, например, в распространенном формате 5.1. Поэтому в Cubase 4 предусмотрен регулятор Surround-панорамы, так называемый XY-Panner. В зависимости от формата шины, на которую назначен аудиотрек, изменяется и режим регулятора Surround-панорамы.

Рассмотрим пример стереотрека, назначенного на стереошину (Device — VST Connections — Outputs — Stereo Out). В таком варианте регулятор работает в режиме обычного панорамирования стереоисточника в стереополе. Другими словами, регулятор панорамы работает в стандартном режиме регулятора стереобаланса. Дважды щелкнем в Surround-поле регулятора вкладки Surround Pan и вызовем панель плагина Standard Panner (рис. 21).

Плагин состоит из четырех фейдеров:
- два фейдера Pan Left-Right;
- фейдер StereoMode, переключающий три режима панорамирования: Dual Panner, Combined Panner и Balance Panner (эти режимы были в Cubase SX 3), режим Balance Panner используется по умолчанию;
- фейдер PanLaw, изменяющий принцип панорамирования — разную степень ослабления сигнала, панорамированного в центр.

Режимы стереопанорамирования (Stereo Mode) можно изменить через контекстное меню любого регулятора панорамы, как и в предыдущих версиях.

Если в окне VST Connections на вкладке Outputs создана хотя бы одна многоканальная шина, например, формата 5.1, то аудиотрек формата Stereo можно назначить на многоканальную шину. После коммутации регулятор Surround-панорамы перейдет в режим многоканального позиционирования источника в Surround-поле (рис. 22).

Дважды щелкнем в Surround-поле регулятора вкладки Surround Pan панели Inspector и вызовем окно Surround-регулятора панорамы. Регулятор может работать в трех режимах панорамирования: Standard, Position и Angle. Выбор режима осуществляется в списке Mode.

Вкладка Studio Sends
Концепция шины мониторного микса (Audition Bus), знакомая пользователям Cubase SX 3, в Cubase 4 эволюционировала до размеров виртуального микшера Control Room. С вкладки Studio Sends панели Inspector каждого аудиоканала можно осуществить посылы на виртуальные Studio-каналы для организации независимых мониторных миксов, предназначенных для записывающихся музыкантов.

Решение об использовании микшера Control Room зависит от конфигурации студии, проще говоря, от бюджета. Во-первых, звуковое оборудование должно быть многоканальным. Во-вторых, использование виртуального мониторного микширования должно быть целесообразным.

Если удобнее организовать мониторинг на аппаратном микшере, то Control Room можно и не включать. Вовсе не обязательно, да и не всегда возможно использовать на практике все функции Cubase.

Перейдем к практике. Первое, что нужно предпринять, — это включить Control Room:
1) зайдем в окно VST Connections на вкладку Studio и отожмем кнопку Disable Control Room (рис. 23);
2) затем с помощью команды Add Studio контекстного меню добавим Studio-шины (в соответствии с возможностью оборудования);
3) после этого распределим Studio-шины по физическим ASIO-портам аудиооборудования.

Процесс создания Studio-шины незначительно отличается от действий по созданию мониторной шины Audition Bus в Cubase SX 3.

Теперь, когда Studio-шины созданы, можно сформировать посылы с вкладки Studio Sends панели Inspector (рис. 24).

Трековые пресеты (Apply Track Preset) аудиотрека
Сегодняшние реалии таковы, что компьютерный музыкант-аранжировщик вынужден гораздо больше работать со звуком, чем раньше. Чтобы добиться конкурентоспособности аранжировки, музыкант тратит на это много времени. Нужно не только подобрать инструменты, семплы и лупы, но и определиться с плагинами, настроить каналы.

Удачно найденное стилевое сочетание целесообразно сохранять, чтобы использовать в следующих проектах. Но как это сделать? Если сохранять в Cubase SX 3, то в результате получится внушительный список параметров для сохранения, в которых трудно не запутаться.

Как же быть? Ведь многократно производить работу по поиску звука практически с нуля весьма неэффективно. Хотелось бы использовать готовые стилевые шаблоны треков, которые включали бы в себя все параметры (или почти все).

В Cubase SX 3 можно было частично решить эту задачу с помощью сохранения шаблонов проекта, правда, этот путь далеко не универсален и обладает рядом других недостатков. Конфигурацию канала можно было сохранить как пресет и в предыдущих версиях Cubase, но функция не всегда корректно работала и была неудобно реализована.

Теперь в Cubase 4 эта проблема красиво решена. Можно сохранить и загрузить трековый пресет, который хранится в новом формате. Кроме того, поиск пресета существенно облегчается с помощью интеллектуального фильтра (поиска по тэгам), алгоритм которого подсказывает правильный выбор для данного стиля и звучания.

Не секрет, что количество музыкальных стилей за последние годы существенно возросло. А требования к аранжировке на стилистическое соответствие по звуку стали еще выше. Однако далеко не каждый аранжировщик может считать себя в этом деле экспертом. Поэтому экспертом и помощником становится Cubase 4, где с помощью тэгов можно быстро выстроить стилевой каркас аранжировки.

Кроме того, слух утомляется в процессе поиска звука, из-за этого снижается продуктивность работы. Теперь поиск звука можно ускорить и автоматизировать, в результате больше психологических ресурсов останется на само творчество.

Пресет загружается через поле Apply Track Preset основной вкладки панели Inspector (рис. 25).

Кнопка Auto Preview позволяет совместить процесс перебора пресетов с контрольным прослушиванием. Если кнопка Auto Preview не активна, то доступна кнопка Preview для ручного прослушивания. Делается это так:
1) на треке зацикливается область, предназначенная для редактирования;
2) в режиме циклического воспроизведения перебираются пресеты, после выбора пресета нужно нажать кнопку Preview (в режиме Auto Preview достаточно выделить пресет в секции Viewer);
3) только после завершения диалога кнопкой OK пресет будет применен к треку.

О создании пресетов расскажем далее.

Трековые пресеты MIDI-трека
Панель Inspector MIDI-трека обеспечивает доступ к двум типам пресетов: пресетам MIDI-трека и пресетам VST-инструмента (если MIDI-трек назначен на его порт).

С пресетами MIDI-трека мы познакомились раньше, когда создавали MIDI-трек. Они доступны через поле Apply Track Preset.

Пресеты VST-инструмента, например, HALionOne, доступны в поле Programs (рис. 26). Доступ осуществляется через браузер MediaBay, поэтому с пресетами удобно работать, к ним можно применять продвинутый алгоритм для поиска по тэгам.

В Cubase 4 есть функция конвертирования списка пэтчей инструмента во внутренний список VST-пресетов (в новый формат). Делается это с помощью команды Convert Program List To VST Presets (рис. 27), которая вызывается через меню пресетов панели VST-инструмента.

После конвертирования пресеты становятся доступными через браузер MediaBay и хранятся в новом формате в системной папке (рис. 28).

Субтрек автоматизации (Automation Track)
В Cubase 4, как и в предыдущих версиях, события автоматизации хранятся на специальных субтреках. Субтреки по умолчанию упакованы в трек, но их можно распаковывать/запаковывать.

Интерфейс заголовка трека в секции Track List изменился. Теперь для того, чтобы распаковать субтрек (субтреки), нужно подвести курсор мыши в левый нижний угол секции параметров трека (рис. 29), а затем щелкнуть по появившейся кнопке Show/Hide Automation.

Кнопки Append Automation Track (добавить субтрек автоматизации) и Hide Automation Track (скрыть субтрек автоматизации) также появляются только при наведении на них курсора мыши. Благодаря такому решению интерфейс программы получился более лаконичным, не перегруженным лишними деталями, которые рассеивают внимание и отвлекают от творчества.

Примечание. С одной стороны, перед разработчиками стоит задача встраивания в программу все большего числа функций, а с другой стороны нужно избегать информативной избыточности интерфейса, информационной перегрузки пользователя. В данном случае разработчики Steinberg предложили красивое и рациональное решение.

Параметр автоматизации субтрека может быть заменен. Для этого достаточно щелкнуть в списке параметров и осуществить выбор в меню. Пункт меню More вызовет окно Add Parameter, где в виде иерархической структуры представлены все параметры автоматизации данного трека.

Функция Drag Insert — перетаскивание и копирование плагинов в микшере
"Ну, наконец-то!" — нет других слов, чтобы прокомментировать появление функции Drag Insert.

Известно, что порядок размещения плагинов в цепочке определяет и сам алгоритм обработки. Для экспериментирования со звуком музыканты часто изменяют порядок плагинов. Бывает, что требуется копировать плагин в инсертный слот другого трека.

Рассмотрим пример: в разрыв аудиоканала включен инсертный плагин с текущими настройками, и вы решили использовать этот плагин с теми же настройками в разрыве FX-трека (то есть переместить плагин), сформировать на него посылы с других каналов. Представим себе, что потребовалось бы проделать в Cubase SX 3 — путь был бы долгим, например, для этого пришлось бы сохранять пресет плагина, выгружать плагин из аудиотрека, затем загружать плагин в разрыв FX-трека и только после этого загружать ранее сохраненный пресет.

В Cubase 4 введена полезная функция Drag Insert, предназначенная для перетаскивания и копирования плагинов между слотами одного канала или разных каналов.

Такая полезная функция требует детального рассмотрения. Чтобы переместить плагин, нужно:
1) ухватиться мышью за секцию Drag Insert слота;
2) перетащить плагин в другой слот (секция Drug Insert целевого слота превращается в стрелку на зеленом фоне, рис. 30).

Для копирования плагина нужно перетаскивать при нажатой клавише Alt.

Понятно, что изменение порядка плагинов в цепочке канала осуществляется простым перетаскиванием (рис. 31). При перетаскивании (копировании) плагина с другого канала в занятый слот осуществляется сдвиг плагинов в цепочке.

Примечание. Функция Drug Insert действует только на аудиоканалах (Input/Output-каналах, аудиотреках, FX-каналах, группах, VST-выходах инструментов и ReWire-каналах). При перетаскивании (копировании) плагина в заполненный до отказа канал (в канале восемь слотов) программа Cubase 4 (версия 4.01 Build 2074) выдает сообщение о системной ошибке (использовалась лицензионная версия). Это единственный серьезный минус, обнаруженный нами в этой версии. К плюсам можно отнести большую устойчивость Cubase 4 — в разнообразных тестовых ситуациях программа ни разу не зависла.

Управление микшером (функция Command Target)
При сведении проекта основная работа по определению концентрируется в окне Mixer (Devices — Mixer). Существенных изменений (кроме улучшения дизайна) в интерфейсе микшера не произошло, поэтому обратим внимание на способы организации удобной работы в этом окне.

Еще со времен Cubase SX 1 виртуальный микшер Cubase стал сложным объектом, содержащим много скрытых секций. Микшер Cubase 4 — не исключение. Причем нижняя часть окна микшера состоит из постоянной части — фейдеров и кнопок каналов, а верхняя часть в расширенном режиме отображения (Extended Mixer) изменчива — может отображать эквалайзеры, индикаторы, инсертные слоты, входы/выходы (Routing в третьей секции) и т. д. Управление микшером осуществляется через кнопки общей панели (слева) и контекстное меню.

Верхняя секция общей панели составлена из кнопок Show... (Показать...). Каждая кнопка отображает определенную секцию микшера (эквалайзеры, индикаторы, инсертные слоты и т. д.). Иногда требуется, чтобы секции всех каналов переключались синхронно (глобальное управление), а бывает, что нужен индивидуальный подход, например, только для выделенного канала нужно выбрать верхнюю секцию, скажем, отображение эквалайзера.

То же самое относится и к кнопкам управления шириной отображения канальной линейки (All Targets Narrow и All Targets Wide).

Кнопки Command Target (рис. 32) или пункты одноименного контекстное субменю позволят выбрать режим управления линейками микшера:
1) All Channels — глобальный режим, команды управления влияют на все каналы микшера;
2) Selected Only — команды управления влияют только на выделенные каналы;
3) Exclude Inputs (Exclude Outputs) — команды управления не действуют на Input/Output-каналы.

Совет. Постоянно щелкать мышью по кнопкам микшера неразумно. Поэтому лучше запрограммировать "горячие" клавиши на соответствующие команды (рис. 33).

Режим Constrain Delay Compensation
Режим Constrain Delay Compensation присутствовал и в предыдущих версиях Cubase, но мы не уделили ему должного внимания в прошлых публикациях.

Хорошо известно, что многие плагины вносят задержку в аудиопоток. Это связано с особенностями их алгоритмов. Cubase 4 автоматически компенсирует вносимую плагинами задержку в виртуальном микшере. Поэтому при сведении и редактировании задержка незаметна на слух.

Однако при "живой" аудиозаписи или записи MIDI-партии VST-инструмента, канал которого нагружен инсертными плагинами, вносящими задержку, функция автоматической компенсации может больше навредить, чем помочь. Вносимая ею дополнительная задержка сделает невозможным корректное "живое" исполнение. Вот для подобных случаев и нужна кнопка Constrain Delay Compensation (рис. 34).

Если ее нажать, то активируется интеллектуальный режим минимизации времени задержки. После окончания записи режим Constrain Delay Compensation необходимо выключить, вернуть полную автокомпенсацию задержки.

Режим Constrain Delay Compensation допускает настройку: в предпочтениях программы (File — Preferences) на странице VST (рис. 35) в поле Delay Compensation Threshold (for Recording) можно установить минимальный порог задержки. Если плагин вносит задержку, превышающую порог, Cubase будет пытаться ее минимизировать. Плагины с задержкой меньше пороговой алгоритм Constrain Delay Compensation проигнорирует.

Новый режим Auto Select Controllers в MIDI-редакторах
В MIDI-редакторах Key Editor, Drum Editor и In-Place Editor появился полезный режим автоматического выделения контроллеров — Auto Select Controllers. Режим активируется одноименной кнопкой (рис. 36).

Если режим включен, то при выделении нот автоматически выделяются соответствующие им контроллеры. Поэтому при перемещении нот за ними автоматически следуют контроллеры (так же, как и автоматизация — за объектами). Редактирование упрощается, потому что ноты связаны через выделение с контроллерами, и "потерять" дополнительные данные (педаль, послекасание или фильтр) невозможно. Другими словами, в режиме Auto Select Controllers исключается рассинхронизация нот и контроллеров при редактировании.

На практике нужно учитывать, что автоматически выделяются контроллеры, отображенные (видимые) на развернутых дополнительных субдорожках Lane редактора.

Инструмент Trim
С помощью инструмента Trim можно разрезать ноты или группы нот. Он разрезает даже аккорды под углом для имитации исполнения на струнных инструментах (рис. 37).

В зависимости от комбинации удерживаемых клавиш результат отличается:
1) без удерживаемых клавиш инструмент отрезает с удалением справа;
2) с клавишей Alt — отрезает с удалением слева;
3) с клавишей Ctrl — отрезает точно по вертикали с удалением справа;
4) с комбинацией Alt+Ctrl — отрезает точно по вертикали с удалением слева.

Instrument Track — трек нового типа
В Cubase 4 появился новый тип трека — Instrument Track (меню Project — Add Track — Instrument). Новый трек — альтернатива привычной для пользователей Cubase SX 3 загрузке VST-инструмента (в дальнейшем VSTi) через окно VST Instruments. При создании Instrument-трека VSTi загружается непосредственно в трек.

Привязка автоматизации к MIDI Part
Разберемся в том, какие преимущества дает нам данное решение.

Для этого сравним Instrument-трек с обычным MIDI-треком, назначенным на VSTi. Функция Automation follows Events (Edit — Automation follows Events) обеспечивает автоматическую привязку автоматизации к объекту. Например, при перемещении аудиособытия автоматизация следует за объектом.

Для объектов MIDI-трека такой режим привязки не работает. При перемещении (копировании) MIDI Part автоматизация, относящаяся к VSTi, не смещается.

Чтобы преодолеть эту трудность, то есть переместить (скопировать) автоматизацию VSTi вместе с объектом MIDI Part, нужно:
1) распаковать субтреки;
2) выделить инструментом Range Selection диапазон, охватывающий как сам объект, так и автоматизацию;
3) после этого начать перемещение (копирование с нажатой клавишей Alt), рис. 38. Иначе автоматизация останется на месте.

На Instrument-треке MIDI-объекты жестко привязаны к автоматизации VSTi, и лишние усилия прикладывать уже не требуется (рис. 39). Автоматизация следует за объектом.

Возможности и ограничения Instrument-трека
Возможности Instrument-трека по сравнению с другими треками ограничены. Он обеспечивает только один MIDI-вход и один стереовыход. Instrument-трек можно назвать усеченной комбинацией MIDI-трека и VSTi. Поэтому, если потребуется загрузить в проект мультитембральный VSTi с многоканальным выходом, то придется воспользоваться обычными средствами: MIDI-треками и загрузкой инструмента через окно VST Instruments.

Instrument-трек позволяет мыслить не в разных категориях (только VSTi или только MIDI-трек), а в комбинациях: трек + саунд. Здесь прослеживается аналогия с виртуальной студией Orion 6, описанной в статье Аранжировка и ReWire. Комбинация трек + саунд похожа на концепцию стиля (стилевого пресета) виртуальной студии Orion 6.

Прошло время, когда аранжировщик ограничивался использованием звучания традиционного инструментального состава. Специфика MIDI-аранжировки состоит в том, что с появлением новых инструментов изменилось и само звучание. В большинстве случаев, партию уже нельзя отделить от инструмента. Другими словами, "песня и голос" связаны: если заменить VSTi на MIDI-треке, получится совершенно другая музыка.

Компьютеры не умеют читать нотный текст "между строк", как это делают живые исполнители, вкладывая в исполнение душу. Поэтому аранжировщику приходится самостоятельно определять нюансы исполнения, управлять звуком. Пока что этот процесс нельзя полностью отдать на откуп машине. Компьютерный аранжировщик должен самостоятельно создать проект (некую мультидорожечную MIDI-программу), где все определено заранее: ноты, плагины, контроллеры и автоматизация.

Поэтому сохранение комбинации трек + саунд в виде пресета весьма выгодное решение. MIDI-партия неотделима от инструмента. Для MIDI-партии определенного стиля требуется конкретный трековый пресет.

Создание Instrument-трека и загрузка трекового пресета
Instrument-трек создается так же, как и остальные треки Cubase 4 — через меню Project — Add Track — Instrument или через контекстное меню треков. В окне Add Instrument Track в поле Count можно задать количество добавляемых в проект треков. А в поле Instrument требуется выбрать загружаемый в трек VSTi (рис. 40). VSTi можно будет загрузить и позже через поле Instrument панели Inspector, но тогда треку не будет автоматически присвоено название используемого VSTi.

Необязательно выбирать VSTi из списка — с помощью кнопки Browse Presets можно получить доступ к трековым пресетам в менеджере MediaBay (рис. 41).

С помощью интеллектуального фильтра можно по тэгам быстро найти нужный пресет, соответствующий конкретной музыкальной задаче. Кнопки MIDI Input и Choose MIDI File позволят оперативно протестировать пресет в режиме Preview.

Особенности панели Inspector Instrument-трека
Панель Inspector Instrument-трека имеет ряд особенностей (рис. 42, полный вид панели Inspector, пресет Show All), так как трек представляет собой комбинацию MIDI-трека и инструмента. Перечислим их.

1. Наличие кнопки Freeze Instrument Channel, позволяющей "заморозить" трек.

2. Наличие функции включения/выключения VSTi (нужно щелкнуть мышью в поле Instrument панели Inspector с нажатой клавишей Alt).

3. Возможность быстро перезагрузить VSTi в треке через поле Instrument.

4. Ограничения Instrument-трека по сравнению с MIDI-треком: отсутствуют MIDI-посылы, скрыты регуляторы MIDI-громкости и MIDI-панорамы, кнопка Mute заглушает трек полностью вместе с VSTi, только один стереовыход, у мультитембральных VSTi воспроизводится только первый тембр (если требуется использовать несколько тембров, нужно создать обычный MIDI-трек), нельзя изменить номер MIDI-канала.

Несмотря на естественные ограничения, Instrument-трек является весьма удобным средством для работы с VSTi и часто может заменить обычный MIDI-трек. Например, гораздо удобнее и быстрее замораживать трек, а не инструмент в окне VST Instruments. После нажатия кнопки заморозки Freeze Instrument Channel появится традиционное диалоговое Freeze Instrument Options — такое же, как и при заморозке в окне VST Instruments.

Концепция Sound Frame
У пользователей любой виртуальной студии есть общая проблема: как организовать постоянно растущую массу плагинов, инструментов, семплов, пресетов и т. д. Виртуальные технологии сами по себе очень удобны, особенно в том плане, что весь проект можно сохранить в одном файле (или небольшой группе файлов, если используется ReWire-сеть из нескольких приложений). Всегда можно корректно вернуться к ранее оставленному этапу работы над аранжировкой, потому что все настройки были заранее сохранены в проекте.

Однако простого сохранения проекта со всеми настройками оказывается явно недостаточно. Плагины, инструменты, пресеты, семплы — все это должно быть организовано в единую информационную систему для того, чтобы уменьшить количество рутинных операций по поиску нужного звучания.

Концепция Sound Frame, реализованная Steinberg в Cubase 4, представляет собой новое, красивое и универсальное решение. Sound Frame позволяет привести в единую стройную систему (Media Management System) плагины, инструменты, семплы и пресеты (рис. 43).

Внутри Sound Frame связываются между собой универсальный медиаменеджер MediaBay, трековые пресеты и пресеты VSTi. Логотип Sound Frame (рис. 44) можно найти в разных окнах и панелях Cubase 4, потому что решение Sound Frame глубоко интегрировано в интерфейс программы и является универсальной надстройкой.

Перечислим новые возможности, реализованные в концепции Sound Frame:
1) управление звуками любого аппаратного или виртуального инструмента под единым унифицированным интерфейсом;
2) поиск звука по разным категориям: тип, стиль, характер и прочие атрибуты (тэги, организованные в MediaBay);
3) более тысячи встроенных звуков, готовых к использованию и организованных в MediaBay;
4) управление пресетами VST-плагинов других фирм-производителей; пресеты могут быть преобразованы в библиотеку эффектов.

Универсальный медиаменеджер MediaBay
Пользователи Cubase имеют дело с огромным количеством разнообразного медиаматериала: аудио, видео, MIDI и т. д. Как организовать этот материал в единую систему? В этом может помочь универсальный медиаменеджер MediaBay, встроенный в Cubase 4. MediaBay организует материал в базу данных и предлагает мощный сервис по поиску нужного файла. В MediaBay можно решить несколько задач:
1) просмотреть папки файловой системы для поиска файла;
2) задать критерии поиска нужного материала;
3) организовать файлы в заданной структуре папок;
4) использовать функцию тэгов (tagging features) для сортировки файлов по разным категориям (в дальнейшем они обеспечат интеллектуальный поиск по атрибутам).

Файловые форматы для MediaBay
Медиаменеджер MediaBay поддерживает следующие форматы файлов:
1) аудио: WAV, W64, AIFF, AIFC, REX, RX2, MP3, MP2, OGG, SD2, WMA (только Windows);
2) MIDI: MID;
3) Track Presets: trackpreset;
4) VST Presets: vstpreset;
5) Video: AVI, MOV, QT, MPG, WMV (только Windows);
6) файлы проекта (Cubase и Nuendo): CPR, NPR.

Таким образом, медиаменеджер поможет организовать медиабазу из всех форматов файлов, которые поддерживает Cubase 4.

Доступ к системе Media Management System
Для доступа к медиасистеме нужно использовать следующие опции:
1) Media — Open MediaBay (вызов медиаменеджера MediaBay);
2) Media — Open Loop Browser (вызов браузера лупов);
3) Media — Open SoundFrame Browser (вызов браузера Sound Frame).

Интерфейс окон браузера лупов, браузера Sound Frame и менеджера MediaBay идентичен, поэтому перейдем к изучению MediaBay.

Интерфейс MediaBay
Окно медиаменеджера MediaBay содержит несколько секций и панелей (рис. 45).

1) Browser — браузер для навигации по пресетам и файлам.

2) Viewer — окно просмотра медиаконтента, содержит секцию Filter для фильтрации.

3) Tag Editor — редактор тэгов медиаконтента.

4) Scope — секция функции Preview.

5) Info line — панель управления отображением секций:
- кнопка Browser вызывает/скрывает секцию браузера;
- кнопка Scope вызывает/скрывает секцию Scope;
- кнопка Tag Editor вызывает/скрывает секцию редактора тэгов;
- кнопка Manage Tags вызывает окно Manage Tags для управления тэгами, добавления/удаления пользовательских тэгов (рис. 46).

Интерфейс секции браузера
Интерфейс секции браузера интуитивно понятен и не представляет какой-либо сложности для пользователя Windows. Есть два режима отображения (рис. 47): Full — полный вид содержимого браузера (кнопка Full нажата), Focus — выбранная папка становится корневой в структуре.

Если требуется упростить отображаемую файловую структуру, сфокусироваться на фрагменте иерархического дерева, то понадобится режим Focus.

Примечание. Наблюдается сходство между браузером MediaBay и браузером Ableton Live 6. Удобный интерфейс браузера, позволяющий работать в одной среде с пресетами, семплами, плагинами и инструментами, всегда выгодно отличал Ableton Live от программ-конкурентов. Теперь эта идея воплощена и расширена в Cubase. Заметна тенденция заимствования хороших идей с их последующим совершенствованием и воплощением в традиционных секвенсорах. Так, например, алгоритмы эластичного аудио (Warp) первоначально тоже появились в Ableton Live, а затем уже в Cubase SX 3.

Быстрая навигация
Быстрая навигации по папкам осуществляется с помощью специальных кнопок Folder Navigation Buttons (рис. 48). Кнопки Previous Browse Location (стрелка влево), Next Browse Location (стрелка вправо) и Browse Containing Folder (стрелка вверх) работают так же, как и в Проводнике Windows. А кнопка Create New Folder создает новую папку в структуре браузера.

Режим Automatically check selected folders for changes
Режим автоматического обновления для выделенных папок включается одноименной кнопкой панели управления браузера (рис. 49).

Если этот режим включен, то менеджер MediaBay станет корректно отображать текущее содержимое выделенной папки (автоматически отслеживать изменения). В случае неактивного режима Automatically check selected folders for changes для обновления содержимого потребуется применять команду Refresh контекстного меню браузера.

Узел пресетов (Presets node)
Папка Presets в браузере представляет собой виртуальный узел для доступа к пресетам (рис. 50). Чтобы найти физический файл пресета, нужно воспользоваться командой Show in Explorer контекстного меню секции Viewer.

Создание избранных пресетов (Favorites)
Если какие-то папки используются чаще других, то имеет смысл поместить их в Избранное (Favorites), где будут сохранены пресеты навигации к этим папкам. Для этого нужно воспользоваться кнопками Favorites (рис. 51):
кнопка "+" добавляет пресет через диалоговое окно Type In Preset Name;
кнопка "-" удаляет пресет из Избранного;
кнопка Select Browse Location Preset вызывает список сохраненных пресетов Избранного.

Секция Viewer
Секция Viewer состоит из двух частей: секции фильтра и секции отображения файлов и тэгов из папки, открытой в браузере.

Совет. Если требуется редактировать тэги непосредственно в секции Viewer, то нужно в предпочтениях Cubase 4 (File — Preferences — MediaBay) на странице MediaBay установить флажок Allow Editing in Viewer.

С помощью фильтра можно эффективно организовать просмотр и отсечь лишние файлы для решения конкретной задачи поиска. Кнопки можно использовать совместно, комбинировать фильтрацию. Рассмотрим кнопки управления фильтрацией более подробно (рис. 52 слева направо):
Show Audio Files — показать аудиофайлы;
Show MIDI Files — показать MIDI-файлы;
Show Track Presets — показать пресеты треков;
Show VST Plug-In Presets — показать пресеты VST-плагинов;
Show Video Files — показать видеофайлы;
Show Project Files — показать файлы проектов;
Reset Filter — сброс фильтра.

Совет. Кнопка Deep Results (справа от кнопки Focus) панели управления браузера упростит навигацию, так как в активном режиме Deep Results секция Viewer отобразит все файлы папок и подпапок структуры без отображения подпапок.

Два режима поиска в секции Viewer
Режим поиска определяется с помощью кнопок Details и Category панели фильтра секции Viewer.

В режиме Details поиск осуществляется по отдельному тэгу (рис. 53). Достаточно задать тэг в столбце Any Attribute.

В столбце Conditions можно задать дополнительное условие:
Contains — искомое значение тэга должно содержать текст или номер в текстовом поле;
Omits — искомое значение тэга не должно содержать текст или номер в текстовом поле;
Equals — искомое значение тэга должно совпадать с текстом или номером в текстовом поле (регистр значения не имеет);
>= — искомое значение тэга должно быть больше или совпадать с номером;
<= — искомое значение тэга должно быть меньше или совпадать с номером;
Is empty — поиск файлов с пустыми значениями тэгов;
Range — поиск файлов с тэгами в заданном диапазоне.

В режиме Category фильтр отображает все значения, найденные для тэга. Критерий поиска создается последовательным выделением значений в столбцах, задаются условия.

Например, в столбце Category можно выделить категорию Bass, а затем в столбце Sub Category выделить субкатегорию A.Bass. Если столбцы разные, это означает, что используется логическая функция AND (И). Поиск должен удовлетворять одновременно обоим условиям.

Снимается выделение с категории повторным щелчком мыши. Значения столбцов можно комбинировать, выделять группы значений в одинаковых столбцах. В этом случае используется логическая функция OR (ИЛИ). Поиск может удовлетворять любому из условий. Если изменить заголовки столбцов (выбрать из списка), то изменится и сам критерий поиска (рис. 54).

Традиционный поиск с помощью текстового поля Text Search
Есть еще один, наиболее традиционный способ поиска — нужно просто набрать текст в текстовом поле Text Search (рис. 55).

Поиск по тексту несложно совместить с поиском по категориям. Тем самым возможности для интеллектуального поиска существенно расширяются.

Режим Preview в секции Scope
Поиск по тэгам — удобная технология. Однако отобранный медиаконтент хочется еще и оперативно прослушивать (Preview), потому что нужно быстро принять решение об использовании того или иного файла в проекте и сократить количество операций на прослушивание.

Для прослушивания предназначена секция Scope менеджера MediaBay. К сожалению, в секции Scope нельзя просматривать видеофайлы, прослушивать файлы проектов и трековые пресеты аудиотреков. Возможно, в следующих версиях Cubase (Nuendo) эти функции появятся.

Однако нельзя недооценивать то, что уже сделано. Функция Preview очень полезна в процессе аранжировки. Особенно режим прослушивания в контексте проекта (Play in Project Context), когда, например, нужно, быстро подобрать луп под готовый фрагмент аранжировки. Причем Cubase 4 автоматически подгоняет темп лупа под темп аранжировки во время прослушивания.

Изучим функцию Preview для аудиофайлов (рис. 56). При выделении файла в секции Viewer его форма волны отображается в секции Scope.

Рассмотрим кнопки управления режимом Preview секции Scope (рис. 57, слева направо):
Play — воспроизведение семпла;
Stop — остановка воспроизведения;
Pause — пауза;
Cycle — циклическое воспроизведение;
Preview Level — фейдер громкости;
Auto Play — автоматическое воспроизведение сразу после выделения файла;
Play in Project Context — воспроизведение в контексте проекта с автоподгонкой темпа (нужно предварительно включить воспроизведение проекта для прослушивания в общем миксе).

Удачно найденный семпл можно просто перетащить в секцию Event Display окна Cubase 4 Project. Если перетащить в свободную от треков область, то будет автоматически создан трек.

Обратим внимание на одну особенность режима Preview для MIDI-файлов — нужно выбрать MIDI-выход (рис. 58).

Для прослушивания пресетов MIDI-треков можно использовать внешний MIDI-источник (инструмент) или MIDI-файл (этот режим рассмотрен ранее).

Трековые пресеты, так же, как и файлы, можно перетаскивать на секцию Track List в окно аранжировки. При этом будут автоматически созданы треки, соответствующие пресетам.

Редактор тэгов (Tag Editor)
Тэги — это метаданные, предназначенные для маркировки медиаконтента. Благодаря тэгам осуществляется интеллектуальный поиск медиафайлов и пресетов.

В Cubase 4 есть как стандартные тэги для файлов определенного типа, так и тэги, сконфигурированные программой. Еще предусмотрена возможность создания собственных тэгов в окне Manage Tags.

Редактирование тэгов осуществляется в редакторе Tag Editor. Для вызова секции редактора тэгов нужно нажать кнопку Tag Editor (рис. 59).

Параметры тэга выделенного пресета или файла отображаются в редакторе тэгов в двух столбцах: Attribute (атрибут) и Value (значение).

Чтобы изменить значение тэга, надо дважды щелкнуть в столбце Value. В зависимости от типа тэга, значение можно будет поменять через список или специальное диалоговое окно. Например, для атрибута Character надо в окне Edit Character установить переключатели в новые позиции.

Тэги в редакторе тэгов отображаются в двух режимах: All — все тэги (кнопка All нажата) и Managed — тэги, отсортированные в окне менеджера тэгов (кнопка Managed нажата).

Чтобы управлять отображением тэгов, нужно зайти в менеджер тэгов (окно Manage Tags), нажав кнопку Manage Tags панели Info line (рис. 60).

Крестик на пересечении столбца и строки означает, что тэг будет отображен в соответствующей секции MediaBay.

Верхняя панель кнопок менеджера тэгов управляет фильтром, таким же, как и в секции Viewer. Для создания пользовательского тэга нужно нажать кнопку "+" панели фильтра и в диалоговом окне Add User Tag ввести параметры нового тэга (рис. 61).

В поле Tag Name вводится название тэга. В поле Tag Type выбирается тип тэга. Тэги бывают следующих типов: Text — в качестве значения тэга вводится текст; Number — в качестве значения вводится число, в появившемся поле Precision вводится точность (количество цифр после запятой); Yes/No — тэг-переключатель с двумя значениями, Yes или No.

В заключение напомним, что вход в Media Management System возможен через три опции меню Media: MediaBay, Loop Browser и SoundFrame Browser. Каждый вход сконфигурирован для работы с определенным типом медиаданных. Вход через MediaBay дает наиболее полную информацию, а вход через Loop Browser настроен на работу с лупами. Каждый вход в систему медиаменеджмента может быть настроен в соответствии с задачами и предпочтениями пользователя.

Трековый пресет (сохранение и загрузка)
По умолчанию в Media Management System уже содержится готовый медиаконтент. При адаптации Cubase 4 под индивидуальные нужды пользователю потребуется наполнить систему своим контентом. Рассмотрим пример последовательности действий по созданию трекового пресета Instrument-трека:
1) создадим Instrument-трек с VSTi SaxLab;
2) осуществим настройки инструмента;
3) в инсертный слот загрузим плагин GEQ 30;
4) щелкнем на треке в секции Track List правой кнопкой и выберем в контекстном меню пункт Create Track Preset;
5) в окне Save Track Preset (рис. 62) нажмем кнопку Tag Editor;
6) в секции Tag Editor выберем значения для атрибутов тэгов;
7) в поле File Name введем название пресета (кнопка с пиктограммой папки Create new folder позволит создать новую папку для пресетов) и завершим диалог кнопкой OK.

Для загрузки трекового пресета в новом окне аранжировки нужно выполнить следующее:
1) вызвать контекстное меню секции Track List и отметить пункт Browse Sounds;
2) в окне Browse Sounds (рис. 63) в текстовом поле набрать, например, SaxFilter;
3) дважды щелкнуть на названии найденного пресета в секции Viewer, после этого будет автоматически создан Instrument-трек со всеми параметрами.

Подведем итоги. Концепция Sound Frame повышает эффективность работы, снижает утомляемость при общении с программой, при прослушивании обширного медиаконтента, и повышает общую скорость работы с интерфейсом программы. С помощью трековых пресетов появляется возможность конструировать аранжировку на макроуровне из готовых саунд-блоков.

Чтобы осознать революционность Sound Frame, сделаем шаг назад и мысленно вернемся к Cubase SX 3.

В Cubase SX 3 нужно было выполнить множество операций для того, чтобы полностью заменить всю обработку аудиотрека или перебрать несколько вариантов MIDI с VSTi. Стоило зайти в меню загрузки плагинов, как внимание полностью поглощалось интерфейсом программы.

В Cubase 4 ситуация изменилась в корне. Каждое удачно найденное сочетание инструмента и плагинов может быть сохранено в системе оперативно и практически неограниченное число раз. Проще говоря, удачная творческая находка легко превращается в системный пресет.

Дальнейшее ясно: количество таких пресетов растет, пользовательская база постоянно пополняется. В результате про традиционное меню создания треков можно практически забыть, поскольку треки уже создаются из пресетов.

То же самое относится и к другому медиаконтенту. Аранжировка собирается быстро и надежно из готовых, хорошо отлаженных "строительных" саунд-блоков. Причем каждый такой блок результат творческого поиска конкретного музыканта. Такая технология гарантирует повторяемость ранее найденного саунда в последующих работах, поскольку весь процесс по созданию саунд-блоков и их согласованию между собой уже проведен.

Сначала процесс создания новой аранжировки пополняет пользовательскую базу, а затем уже сама база служит источником саунда для новой аранжировки. Просто, быстро, удобно и надежно.

Трековые пресеты и их типы
Теперь, когда мы познакомились с концепцией Sound Frame, научились сохранять и загружать трековые пресеты, можно более детально рассмотреть их типы.

Тип Audio
Трековый пресет типа Audio имеет отношение к аудиотреку и определяет его звучание. Познакомимся с параметрами аудиотрека, которые сохраняются в трековом пресете:
1) установки инсертных плагинов;
2) параметры эквалайзера (EQ);
3) состояние громкости и панорамы;
4) чувствительность канала (Input Gain) и позиция инвертора фазы (Phase).

Внимание! Громкость, панорама, чувствительность и позиция инвертора фазы будут восстановлены только при создании нового трека из пресета.

Тип Instrument
Instrument-трек, в основном, применяется для простых монотембральных VSTi с одним выходом. Перечислим параметры Instrument-трека, которые сохраняются в трековом пресете:
1) установки инсертных аудиоплагинов;
2) параметры эквалайзера (Audio EQ);
3) громкость и панорама аудио;
4) чувствительность канала и позиция инвертора фазы;
5) установки инсертных MIDI-плагинов;
6) установки MIDI Track Parameters;
7) установки предобработки (Input Transformer);
8) установки VSTi.

Тип MIDI
MIDI-трек применяется, в основном, для сложных мультитембральных VSTi и внешних MIDI-инструментов. Режим сохранения трекового пресета зависит от устройства MIDI-инструмента (рис. 64).

Если в списке Include установлен режим MIDI Patch, то в пресете сохраняется номер пэтча синтезатора. Такой режим следует применять для MIDI-инструментов, которые не требуют выделения определенного MIDI-канала. Режим MIDI Channel нужен для сохранения номера MIDI-канала в том случае, если звуки MIDI-инструмента обычно распределяются по определенным MIDI-каналам.

Пресет типа MIDI может быть создан и для MIDI-трека, назначенного на VSTi, но при этом должны выполняться два условия: VSTi должен быть загружен в слот окна VST Instruments, а пэтчи VSTi не должны изменяться с момента сохранения трекового пресета.

В трековом пресете MIDI-трека сохраняются следующие установки:
1) MIDI Modifiers (параметры);
2) параметры инсертных MIDI-плагинов;
3) MIDI-выход + MIDI-канал (или Program Change);
4) параметры предобработки (Input Transformer);
5) параметры громкости и панорамы.

Тип Multi
В виде мультитрекового пресета можно сохранить группу однотипных треков. Потребность в таком пресете может возникнуть при сохранении/загрузке конкретной конфигурации треков. Например, для многоканальной аудиозаписи барабанной установки треки могут быть сконфигурированы под определенные микрофоны. Другой пример — это сохранение конфигурации треков, предназначенных для генерирования многослойного звука, например, когда комплексное звучание достигается путем сложения нескольких треков.

Порядок действий по сохранению пресета типа Multi отличается тем, что требуется предварительно выделить группу треков. После загрузки пресета типа Multi порядок расположения треков в трек-листе сохранится вместе с их внутренней конфигурацией (цепочки плагинов, параметры эквалайзера и т. д.).

Особенности пресетов типа VST (Instrument)
По стандарту VST3 пресеты VST-плагинов сохраняются в виде файлов vstpreset. Такие медиаданные полностью подчинены концепции Sound Frame, и для них также можно задавать тэги, как и для трековых пресетов. В режиме Auto Preview удобно прослушивать действие пресета на звук при воспроизведении проекта. Пресеты VST-плагинов могут быть частью трекового пресета аудио.

Перечислим некоторые особенности работы с пресетами VST-инструментов:
1) можно создавать Instrument-трек непосредственно из VST-пресета;
2) можно применить VST-пресет к Instrument-треку так же, как и трековый пресет (команда Apply Track Preset в контекстном меню треков или поле Apply Track Preset панели Inspector);
3) VST-пресет можно протестировать в браузере так же, как и трековый пресет типа Instrument;
4) можно "извлечь звук" из VST-пресета так же, как из пресета Instrument-трека (рис. 65).

Секция мониторинга (Control Room)
Еще в Nuendo 3.2 виртуальный микшер был дополнен секцией мониторинга (Control Room). В микшере Cubase 4 также появилась секция мониторинга.

Если вернуться в прошлое, к Cubase SX 3, то можно заметить, что Control Room в Cubase 4 — это эволюционное развитие обычной мониторной шины (Audition Bus) из Cubase SX 3.

Смысл идеи — в увеличении гибкости и функциональности виртуального микшера Cubase, в полной замене аппаратного микшера виртуальным. С одной стороны, появляется больше возможностей для встраивания виртуального микшера в аппаратное окружение студии. С другой стороны, можно вообще исключить аппаратный микшер и, используя многоканальный аудиоинтерфейс и мониторы, организовать все маршруты аудиопотоков только с помощью виртуального микшера.

В области конфигурирования виртуального решения Control Room все отдается на откуп пользователя. Предоставляется возможность самостоятельно сконструировать студию и организовать грамотный мониторинг. Причем виртуальная часть Control Room должна оптимально соответствовать возможностям оборудования и задачам Project-студии.

Создание каналов мониторной секции
Создание каналов виртуальной мониторной секции осуществляется с помощью контекстного меню на вкладке Studio в окне VST Connections (Device — VST Connections). Пользователь должен самостоятельно создать каналы виртуального микшера Control Room. Это творческая задача, поэтому конкретные рекомендации на все случаи дать невозможно. Перечислим типы и назначение каналов Control Room (рис. 66).

1. External Input (6 avail.) — канал внешнего входа, который может использоваться для мониторинга сигнала внешнего CD-плеера или многодорожечного рекордера, и иметь Surround-конфигурацию. Может быть создано до шести внешних External-каналов с конфигурацией от Mono до 6.0 Surround. В столбцах Audio Device и Device Port нужно определиться с устройством и ASIO-входом.

2. Talkback — моновход, который используется для переговорной связи между звукоинженером в аппаратной и исполнителями в студии.

3. Studio — канал (рис. 67), предназначенный для формирования на время студийной сессии мониторного микса для исполнителя. Максимально можно создать четыре Studio-канала. На Studio-канал осуществляются мониторные посылы (Studio Sends). Если создан переговорный канал Talkback, то Studio-канал самостоятельно поддерживает канал Talkback. Кроме того, Studio-канал имеет:
- функцию Click (трансляцию сигнала метронома);
- возможность мониторинга главного микса (Main Mix);
- при наличии канала внешнего входа (External Input) поддерживается мониторинг сигнала с внешнего входа.

4. Phones — канал для наушников звукоинженера, с помощью него можно контролировать мониторный микс, главный микс и сигнал внешнего входа. Может быть создан только один канал Phones (рис. 68).

5. Monitor — канал, предназначенный для вывода сигнала на мониторную систему. По максимуму можно создать до четырех мониторных каналов с различной канальной конфигурацией (от Mono до Surround 6.0), рис. 69.

Подведем итоги. В окне VST Connections на вкладке Studio создается виртуальная надстройка (еще один микшер) для мониторинга. Исходя из компромисса между возможностями оборудования и задачами, которые решаются в Project-студии, пользователь определяется с типами каналов, их количеством и виртуальной коммутацией.

Интерфейс микшера Control Room
Интерфейс мониторного микшера имеет много схожих черт с интерфейсом основного микшера Cubase 4 (окно Mixer), поэтому акцентируем внимание на их отличиях.

Для начала, вызовем окно Control Room Overview (Device — Control Room Overview), в котором микшер представлен в виде блок-схемы и можно общим взглядом рассмотреть маршрутизацию аудиопотоков мониторной надстройки (рис. 70).

Какие-либо комментарии здесь излишни, схему нужно внимательно изучить и приспособить мониторную виртуальную надстройку к своему оборудованию. Доступные для управления квадратные кнопки маркированы белым цветом (неактивное состояние) или зеленым (активное состояние). Мониторной надстройкой можно управлять и из этого окна, достаточно щелкнуть мышью на квадратной кнопке.

Мониторный микшер Control Room вызывается через меню Device — Control Room Mixer. Также, как и основной микшер Cubase 4, мониторный микшер складывается в компактный вид и разворачивается в полный. Кнопка Show Meters/Inserts (рис. 71, отмечена курсором) переключает вид верхней секции микшера. Кроме индикаторов уровня в верхней секции отображаются еще и слоты для инсертных плагинов (например, для сигнала мониторного микса может потребоваться дополнительная звуковая обработка).

Кроме линеек каналов, созданных на вкладке Studio (окно VST Connections), виртуальный микшер Control Room содержит две дополнительные линейки:
1) Left Strip — линейка контроля внешних входов и переговорной связи Talkback с переключателем входов (Ext. 1, Ext. 2 и т. д.), инвертором фазы (Input Phase) и регулятором Input Gain (эти элементы доступны, если развернута самая верхняя секция микшера Routing View);
2) Right Strip — линейка дополнительного контроля акустических систем.

Дополнительные линейки разворачиваются/сворачиваются с помощью кнопок, расположенных в левом и правом нижних углах окна микшера.

Линейка Studio
Познакомимся с интерфейсом линейки Studio 1 (рис. 72, сверху вниз).

Ext (Studio Source) — Studio-канал контролирует сигнал с внешнего входа.

Aux (Studio Source) — Studio-канал контролирует сигналы посыла с каналов основного микшера.

Mix (Studio Source) — Studio-канал контролирует сигнал главного микса.

Clk — включение/выключение метрономного клика.

Metronome Level — уровень сигнала метронома.

Metronome Pan — панорама сигнала метронома.

TE (Talkback enable to Studio) — включение/выключение связи Talkback через Studio-канал.

Talkback amount to Studio — уровень связи Talkback через Studio-канал.

Activate Studio — активация/деактивация Studio-канала.

Studio Level — фейдер громкости Studio-канала.

Совет. В Cubase 4 действуют всплывающие подсказки. Наведите курсор мыши на интерфейсный элемент и дождитесь подсказки.

Линейка Phones
Рассмотрим интерфейс линейки Phones (рис. 73, сверху вниз).

Ext (Signal Source) — Phones-канал контролирует сигнал с внешнего входа.

Mix (Signal Source) — Phones-канал контролирует сигнал главного микса.

S1, S2 (Studio 1, Studio 2) — Phones-канал контролирует сигнал первого или второго Studio-канала (количество кнопок зависит от числа Studio-каналов).

Clk — включение/выключение метрономного клика.

Metronome Level — уровень сигнала метронома.

Metronome Pan — панорама сигнала метронома.

LE (Listen Enable for Output) — включение/выключение режима Listen. На каждом аудиоканале основного микшера присутствует кнопка L (Listen), которая в активном режиме коммутирует сигнал канала на шину Listen Bus. С помощью кнопки LE сигнал шины Listen Bus коммутируется на соответствующий мониторный канал.

Listen Level for Output — уровень сигнала Listen.

Activate Phones — активация/деактивация Phones-канала.

Signal Level — фейдер громкости Phones-канала.

Линейка Control Room
Интерфейс линейки Control Room отличается от интерфейса линейки Phones только кнопкой Use Reference Level (рис. 74).

Если кнопка Use Reference Level нажата, то фейдер канала Control Room автоматически устанавливается в позицию референсного уровня. Для установки заданного референсного уровня нужно нажать кнопку Use Reference Level с клавишей Alt и выставить фейдером канала новый референсный уровень.

Элементы управления общей панели (Common Panel)
На общей панели, расположенной левее линейки Right Strip, находятся следующие кнопки (рис. 75, сверху вниз):

Show Meters/Insert — показать индикаторы/инсерты;

AFL/PFL — префейдерный и постфейдерный режим Listen (сигнал с каналов подается на шину Listen Bus до или после фейдера);

|L| — деактивация режима Listen на всех каналах, где он был активен (кнопка |L| подсвечена, если хотя бы один канал переведен в режим Listen);

Listen DIM Level — коррекция уровня главного микса (Main Mix) в режиме Listen; этот параметр позволяет прослушивать каналы, переведенные в режим Listen, в контексте с главным миксом, и устанавливает баланс между уровнем шины Listen Bus и уровнем главного микса;

DIM Signal — быстро уменьшает уровень сигнала Control Room на пресетное значение (по умолчанию 30 дБ);

Activate Talkback — включение переговорной связи между аппаратной и студией (между звукоинженером и исполнителем), кнопка работает в двух режимах: каждый одиночный щелчок включает/выключает режим Talkback, нажатие и удержание левой кнопки мыши активирует режим Talkback до отпускания кнопки;

Talkback DIM Level — уровень подавления сигнала в каналах Control Room при активном режиме Talkback, подавление уровня необходимо для предотвращения акустической паразитной обратной связи;

Cycle Down-Mix Preset Selection — циклическое переключение даунмикс-пресетов, микшер Control Room позволяет использовать четыре установки для разных конфигураций мониторных систем;

Cycle Monitor selection — циклическое переключение мониторов.

Линейка Right Strip в многоканальном режиме
Микшер Control Room обладает достаточной гибкостью и позволяет организовать мониторинг в многоканальной Surround-конфигурации. В качестве примера подготовим конфигурацию — для этого произведем следующую последовательность действий:
1) в окне VST Connections на вкладке Output создадим шину формата 5.1 и через контекстное меню сделаем эту шину главной (Main Mix), рис. 76;

2) щелкнем в столбце Click, чтобы сигнал метронома всегда поступал на эту шину;
3) на вкладке Studio создадим канал Monitor 1 формата 5.1.

Формат панели Speaker Solo Panel (верхняя панель, ниже секции инсертных плагинов) определяется форматом шины Main Mix, в нашем примере это формат 5.1 (рис. 77).

Щелчок на изображении динамика включает/выключает режим Speaker Solo для этого канала. Крестиком в Surround-поле обозначен субвуфер LFE. Ниже расположен ряд кнопок с интуитивно понятными пиктограммами для специальных режимов:
Solo Left and Right Channels — солирование левого и правого каналов;
Solo Front Channels — солирование фронтальных каналов (L, С и R);
Solo Rear Channels — солирование тыловых каналов (Ls, Rs);
Cancel Speaker Solo — отмена режима Speaker Solo;
Listen to Solo Channels on Center Monitor — прослушивание солированных каналов через центральный канал (С);
Listen to Rear Channels on Front Monitor — прослушивание тыловых каналов через фронтальные каналы.

Ниже на линейке Right Strip расположен переключатель даунмикс-пресетов. Щелчок по кнопке Open Mix Convert Settings (на рис. 77 отмечена стрелкой) вызывает хорошо знакомое пользователям Nuendo 3 окно преобразования форматов MixConvert-Control Room (рис. 78), где осуществляется преобразование Surround-форматов для мониторинга.

Cubase 4 и ReWire-клиенты
Cubase 4 поддерживает протокол ReWire как хост-приложение. Познакомимся с интерфейсными элементами, отвечающими за подключение ReWire-клиентов.

Подключение ReWire-клиентов (ReWire-каналы)
В Cubase 4 ReWire-клиент может быть подключен через меню Devices как устройство с виртуальными ReWire-каналами (рис. 79).

После выбора пункта, соответствующего нужному ReWire-клиенту, появится интуитивно понятное диалоговое окно, предназначенное для активации ReWire-каналов (рис. 80). В окне проекта Cubase 4 после активации автоматически появится Folder-трек ReWire Channels, содержащий ReWire-треки для автоматизации. В окне Mixer появятся ReWire-линейки активных ReWire-каналов.

MIDI-порты ReWire
ReWire-клиент всегда загружается вторым приложением, то есть после главного хост-приложения. Внутренние MIDI-устройства (инструменты, генераторы и т. д.) клиента в результате загрузки будут доступны по MIDI через ReWire. Список MIDI-портов и каналов в конфигурации с разными ReWire-клиентами получается внушительным (рис. 81).

Управление количеством линеек VSTi виртуального микшера
При загрузке VSTi с мноканальным выходом в окне Mixer автоматически появляются канальные линейки этого VSTi. Чаще всего все канальные линейки в проекте не используются, применяется лишь какая-то часть. Однако незадействованные линейки загромождают микшер, и его окно приходится постоянно прокручивать. В Cubase 4 есть возможность активации/деактивации линеек VSTi с многоканальным выходом.

Для этого в окне VST Instruments в слоте VSTi нужно щелкнуть мышью на самой ближайшей к названию VSTi кнопке (рис. 82). В появившемся меню достаточно установить флажки у выбранных входов или выбрать пункт Activate All Outputs для включения всех выходов (появления канальных линеек в окне Mixer).

Новые плагины Cubase 4

В данную статью мы выборочно включили новые плагины, так как в рамках формата на все плагины Cubase 4 места не хватит.

Плагин ModMachine
Плагин относится к категории дилеев. ModMachine комбинирует модуляцию времени задержки (Delay) с модуляцией частоты и резонанса фильтра. Все это дополнено дисторшном (Drive) для расширения возможностей эффекта (рис. 83).

Рассмотрим устройство плагина ModMachine.

Delay – время задержки. Работает в режиме синхронизации с темпом (Tempo Sync), тогда время устанавливается в длительностях нот, или в свободном режиме — время регулируется в миллисекундах.

Tempo synс Delay on/off — включение/выключение режима синхронизации времени задержки с темпом.

Rate — установка базовой длительности ноты для модуляции времени задержки в режиме темповой синхронизации. Если синхронизация отключена, то Rate устанавливается в миллисекундах.

Tempo sync Rate on/off — действие аналогично кнопке Tempo synс Delay on/off, только для модуляции времени задержки.

Width — регулировка модуляции высоты тона. Эффект похож на вибрато или хорус.

Feedback — количество повторов задержанного сигнала.

Drive — добавление дисторшна к сигналу петли обратной связи.

Mix — баланс между прямым и обработанным сигналом. Если плагин используется в посыле, то Mix должен быть 100%.

Nudge — однократным нажатием этой кнопки имитируется эффект ускорения, характерный для аналоговой ленты.

Signal Path Graphic – активный дисплей с отображением схемы прохождения сигнала внутри плагина. Щелчком мыши можно перемещать секцию фильтра с LFO-модуляторами частоты и добротности на выход плагина или в цепь обратной связи. Щелчок мыши внутри модуля фильтра меняет тип фильтра.

Freq — регулирует частоту среза фильтра, если отключена синхронизация LFO-модуляции частоты и параметр Speed (см. дальше) установлен на 0.

Speed — скорость LFO-модуляции частоты фильтра (может быть синхронизирована с темпом).

Range Lo/Hi — диапазон модуляции частоты среза фильтра.

Spatial – имитация расширенной стереопанорамы за счет смещения между каналами при модуляции частоты фильтра.

Q-Factor — управление резонансом фильтра, если отключена синхронизация LFO-модуляции резонанса и параметр Speed (см. дальше) установлен на 0.

Speed — скорость LFO-модуляции резонанса фильтра (может быть синхронизирована с темпом).

Range Lo/Hi — диапазон модуляции резонанса фильтра.

Spatial — имитация расширенной стереопанорамы за счет смещения между каналами при модуляции резонанса фильтра.

Таким образом, плагин ModMachine представляет собой мощное устройство для художественной обработки звука. Плагин оснащен пресетами стандарта VST 3.

Плагин EnvelopeShaper
Плагин EnvelopeShaper (рис. 84) предназначен для модуляции огибающей, и с его помощью можно получить множество полезных эффектов. Хорошая область применения плагина — обработка барабанных семплов, например, можно подчеркнуть/сгладить атаку, тем самым выделив/подавив определенный звук в аранжировке ударных.

Плагин имеет простое устройство. Форма модуляционной кривой регулируется с помощью манипуляторов дисплея или ручками на верхней панели плагина: Attack (от -20 до 20 дБ) изменяет уровень фазы атаки, Length (5-200 мс) регулирует продолжительность фазы атаки, Release (от -20 до 20 дБ) изменяет уровень фазы затухания, Output (от -24 до 12 дБ) устанавливает выходной уровень.

Примечание. Аналог плагина EnvelopeShape уже давно присутствовал в наборе Emagic Logic. Наконец-то и пользователи Cubase дождались такого же плагина.

Плагин MultibandCompressor
Появился еще один многополосный компрессор. Обычно такой компрессор используется на стадии премастеринга, так как позволяет сильнее сжать сигнал. Рассмотрим устройство плагина MultibandCompressor Cubase 4 (рис. 85).

Плагин состоит из дисплея и регуляторов. Сигнал делится на четыре частотные полосы, и каждая полоса имеет свой компрессор. Границы каждой полосы и уровень сигнала регулируются в верхней части дисплея. Ниже на дисплее расположена секция компрессоров. При помощи регуляторов или непосредственно на дисплее устанавливаются параметры порогового уровня (Threshold) и коэффициента сжатия (Ratio). Также есть регуляторы времени срабатывания (Attack) и восстановления (Release). Кнопка Auto включает режим автоматического (адаптивного) времени восстановления. Кнопки Bypass и Solo в особых комментариях не нуждаются. Отдельная кнопка Cancel Solo снимает активные режимы солирования.

В заключении отметим, что, несмотря на красивый и удобный интерфейс, звучание плагина оставляет желать лучшего.

Плагин Cloner
Cloner добавляет к сигналу четыре голоса, которые могут быть задержаны и/или иметь расстройку по высоте тона относительно основного голоса. Рассмотрим его устройство (рис. 86).

Voices регулирует количество добавленных голосов (до четырех). Для каждого голоса появляются слайдеры Detune и Delay на правой половине панели.

Spatial распределяет добавленные голоса по стереопанораме.

Mix устанавливает баланс между прямым и обработанным сигналами. Если Cloner используется как эффект посыла, то баланс должен быть выставлен в сторону максимума эффекта.

Output изменяет выходной уровень на +/-12 дБ.

Каждый слайдер Detune контролирует относительную расстройку для голоса. Положительная и отрицательная величина может быть установлена в диапазоне от -100 до 100. Позиция 0 означает отсутствие расстройки.

Каждый слайдер Delay регулирует относительную задержку для голоса.

Master Detune управляет общей глубиной расстройки для всех голосов. Если регулятор в нулевой позиции, то расстройка отсутствует независимо от позиций слайдеров.

Humanize Detune (регулятор доступен, если отжата кнопка Static Detune) управляет вариативностью расстройки.

Master Delay управляет общей глубиной задержки для всех голосов. Если регулятор в нулевой позиции, то расстройка отсутствует независимо от позиций слайдеров.

Humanize Delay (регулятор доступен, если отжата кнопка Static Delay) управляет вариативностью задержки.

Заключение
Подведем итоги. В Cubase 4 воплощены новейшие идеи, касающиеся современного музыкального производственного процесса. Благодаря концепции Sound Frame время, затрачиваемое на поиск звука, значительно уменьшилось. Появилась возможность сборки проекта из готовых саунд-модулей, сформированных из удачных творческих находок.

Интерфейс программы стал более гибким и функциональным. Пользователь получил доступ к значительно большему числу элементов интерфейса для пользовательской настройки.

Новая функция переноса и копирования инсертных плагинов (о которой давно мечтали пользователи Cubase) между слотами существенно повысила производительность пользователя в работе над проектом.

Появились новые замечательные плагины и инструменты стандарта VST 3, на подробное описание всех потребовалась бы отдельная книга, не то что статья.

Виртуальный микшер получил надстройку мониторинга Control Room, которая позволит органично вписать Cubase 4 в аппаратное окружение студии.

В этой статье показано на примерах, что углубленное изучение программного продукта — дело выгодное. До сих пор еще встречается мнение, что Cubase — это "многодорожечный магнитофон". Такое представление очень ограничивает область применения Cubase 4. Например, даже небольшое погружение в устройство плагина Transformer — и в вашем арсенале новый способ управления звуком (см. статью Аранжировка и ReWire). В Cubase 4 предлагается организовать в единую систему Sound Frame все звуковые творческие находки: пресеты, файлы, лупы и прочее. Это уже не многодорожечный аудио- и MIDI-магнитофон, а настольная система для музыкального производства.

Модели: 
Steinberg Cubase
5
Ваша: нет Средняя: 5 (голосов: 1)

Реклама

Рейтинг@Mail.ru