Статья "Программные интонаторы, часть 1"

Автор: 
Сергей Нечитайло
Дата первой публикации: 
май 2006

Программы для коррекции высоты тона Antares Auto-Tune и RBC Voice Tweaker.

Любой звукоинженер, работавший с живыми музыкантами, сталкивался с ошибками исполнения, из-за которых приходилось переписывать как фрагменты партий, так и партии целиком. Понятно, что процесс записи не ограничивается лишь точностью игры — порой приходится сделать не один десяток дублей одной и той же фразы, чтобы выбрать из них единственный вариант, не только правильно исполненный, но и обладающий должной экспрессией и музыкальностью. Бывает и так, что подходящий по характеру и выразительности дубль портит незначительная ошибка, а в безукоризненно сыгранном пассаже отсутствует то неуловимое, что невозможно передать никакими нотами и длительностями.

В условиях студии огрехи игры еще можно исправить — все упирается лишь в студийное время, состояние музыканта и бюджет проекта. Конечно, непривычная обстановка студии, "счетчик" времени и прочее многим здорово давят на нервы, и артисты порой часами могут переписывать фразы, хорошо получавшиеся в условиях репетиционной базы, отшлифовывая не только чистоту и музыкальность партии, но и пытаясь поймать энергетику живого исполнения, которая нередко теряется при таком "фрагментарном" подходе.

А вот во время живой работы на сцене дело обстоит совершенно иначе. Здесь нет возможности отмотать ленту назад и врезкой переписать неудачное место — пара фальшивых нот могут испортить впечатление от всей отлично исполненной концертной программы. Бесспорно, в идеале профессиональный музыкант должен в совершенстве владеть техникой игры на своем инструменте и играть без ошибок, уделяя все внимание эмоциональной, а не технической стороне исполнения. Но это в идеале, а в жизни от "лажи" не застрахован, пожалуй, ни один музыкант. Кроме того, ошибки могут возникать совсем не из-за слабости технической подготовки — они часто связаны с усталостью, непривычными условиями и прочим (бывает, например, что хорошие вокалисты начинают "высить" или "низить", работая в закрытых мониторных наушниках, а гитаристы, нервно "вцепляясь" в гриф, извлекают ноты с заметным превышением по высоте). Ну, и не следует забывать, что далеко не все исполнители могут похвастаться не только профессиональным образованием, но и порой даже соответствующими природными способностями.

Ошибки исполнения бывают разных типов: это и ошибки интонирования, и ошибки ритмики, и ошибки выразительности. Самыми заметными и неприятными среди них, конечно же, являются ошибки в интонировании — то есть фальшивые по высоте ноты. Именно о них (вернее, о борьбе с ними) и пойдет речь в данной статье.

Так уж получилось, что больше всего ошибки интонирования ассоциируются с вокальным исполнением, и устройства-интонаторы (или питч-корректоры, как их еще называют), умеющие исправлять неверно взятые ноты, предназначаются, главным образом, именно для певцов. Действительно ли вокальному исполнению присущи такие сложности интонирования? Во многом, да. Голосовой аппарат человека не имеет ни клавиш, ни ладов, ни открытых струн с фиксированной настройкой, от которых можно отталкиваться при интонировании. Что предъявляет особые требования к слуху и рабочим навыкам певца. Но это совсем не значит, что ошибки интонирования допускают только вокалисты. Просто у разных музыкантов они будут проявляться тоже по-разному в зависимости от конструктивных особенностей инструмента.

Тем не менее, вокал является основной областью применения интонаторов. Во-первых, вокальная партия в большинстве является лидирующей партией аранжировки, и малейшая фальшь портит всю композицию. Во-вторых, как я уже говорил, особенности вокального интонирования вызывают больше ошибок, чем у большинства музыкальных инструментов, не говоря уже о том, что в некоторых жанрах музыки вокал вообще является единственным живым инструментом аранжировки. Ну и, в-третьих, вокальное искусство не ограничивается одним лишь точным исполнением нот — это и дикция, и артистизм, и многое другое. Поэтому устройство, дающее возможность больше сконцентрироваться на эмоциях, а не на технике интонирования, может быть востребованным даже у самых известных и признанных мастеров.

Интонаторы могут корректировать неверные ноты не только у вокалистов — им подвластен любой мелодический инструмент, который поддается частотному анализу устройства. Как работает интонатор? Прежде всего, он осуществляет частотный анализ поступающего на вход сигнала. Затем вычисленная частота сравнивается с эталонными частотами нот (например, каким-нибудь музыкальным ладом). Далее сигнал подвергается "частотному квантизированию" — если частота поступающего на вход интонатора сигнала не совпадает с эталонной частотной сеткой, то при помощи питч-шифтинга она понижается или повышается до ближайшего хранящегося в памяти значения. Частотную сетку (то есть, набор нот) можно задавать произвольно. Как правило, предлагаются несколько готовых пресетов — скажем, хроматический, мажорный и минорный лады (с указанием тоники), а также возможность создания пользовательского набора нот. Таким образом, можно включить в шаблон ноты, которые присутствуют в партии, и выкинуть те, которые в ней заведомо не могут быть. Соответственно, на выходе интонатора будут звучать лишь ноты шаблона. Также можно отключить корректировку для заданных нот. Помимо этого, определяются параметры скорости коррекции, диапазона квантизирования и т. п. Варьируя их, можно добиться сохранения фактуры живого исполнителя — частоты нот будут "притягиваться" к эталонным лишь через определенное время, избегая резких скачков, не будет затронута естественная вибрация и т. д. Также можно добиться и обратного результата — мгновенного изменения частоты нот и характерных артефактов звучания для получения специальных звуковых эффектов. Один из самых известных примеров подобного спецэффекта — это обработка вокальной партии Cher в песне Believe с одноименного альбома 1998 года (его так и называют — эффект Шер). Кроме того, различные интонаторы могут предлагать и другие функции — управление высотой выходного сигнала с MIDI-клавиатуры (Antares ATR1), преобразование обрабатываемого сигнала в MIDI-команды (TC Electronic Intonator) и т. п. Некоторые процессоры, изначально ориентированные на работу с вокалом (Antares Vocal Producer AVP1 и TC-Helicon VoiceOne), сочетают в себе не только интонаторы, но и эффекты для обработки вокала: имитаторы микрофонов и усилителей, компрессоры, эквалайзеры, деэссеры, даблеры, алгоритмы изменения формант и т. п.

Важным отличием программных интонаторов от аппаратных является возможность ручного редактирования высоты сигнала (не путайте этот режим с возможностью ручной регулировки высоты в реальном времени, которую имеют и аппаратные интонаторы). После анализа партии можно видеть на экране огибающие высоты тона, подобно кривым автоматизации в треках секвенсора, и править их или даже рисовать заново. Ручное редактирование позволяет, во-первых, вмешиваться в партию лишь в нужных местах, никак не затрагивая остальной материал, а, во-вторых, добиваться больших результатов по сравнению с автоматическим режимом. В самом деле, ошибки по высоте, вылезающие за пределы соседних нот запрограммированного в интонаторе лада, в автоматическом режиме исправить невозможно — ноты отквантизируются по ближайшим ступеням сетки.

Программные интонаторы на сегодняшний день представлены на рынке музыкального оборудования подключаемыми модулями Auto-Tune американской фирмы Antares и Voice Tweaker шведской фирмы RBC Audio, программой Melodyne немецкой компании Celemony Software (которая является гораздо более сложным инструментом, чем обычный интонатор) и плагином Tune известных разработчиков модулей эффектов Waves из их нового вокального набора Waves Vocal Bundle (к большому сожалению, этот плагин не получилось достать для тестирования). Также стоит упомянуть редактор Magix Elastic Audio из виртуальной студии Magix Samplitude 8. Поскольку упомянутому редактору в статье про Magix Samplitude 8 была посвящена отдельная глава, в рамках данной статьи я к нему возвращаться не буду. А теперь давайте познакомимся с каждым из перечисленных интонаторов персонально.

Antares Auto-Tune
Насколько я помню, подключаемый модуль Antares Auto-Tune формата TDM для MacOS был первым программным интонатором. Современный Auto-Tune (версия 4) также представляет собой подключаемый модуль, но существует в вариантах для разных платформ и протоколов. Для платформы Mac плагин представлен в вариантах TDM (для операционных систем OS 9 и OS X), RTAS (для OS 9 и OS X), VST (для OS 9 и OS X), Audio Units (OS 10.2.8 и выше) и MAS (для OS 9 и OS X). Для платформы PC модуль предлагается в версиях TDM, RTAS, VST и DirectX для операционной системы Windows XP. Каждую из разновидностей Antares Auto-Tune можно скачать в демо-режиме с сайта www.antarestech.com в разделе Downloads.

Предназначение Auto-Tune, как и любого интонатора, заключается в коррекции ошибок партий вокала и сольных инструментов или в создании различных питч-эффектов во время исполнения. Antares Auto-Tune умеет распознавать высоту аудиоматериала вплоть до ноты До шестой октавы. Нижняя граница опускается до 25 Гц при выборе в соответствующем меню пресета басового инструмента. Следует сказать несколько слов об алгоритме частотного анализа Auto-Tune, так как это поможет понять возможности не только данного модуля, но и других интонаторов.

Не следует думать, что Auto-Tune — это такая "волшебная палочка", которая способна вытянуть вообще любую партию. Чтобы высота входящего сигнала была корректно распознана, сигнал должен иметь периодическую структуру. Таким образом, для определения частоты необходимо выделить повторяющиеся периоды и измерить время между повторениями. Далеко не каждый звук, высоту которого мы можем услышать ушами, удовлетворяет данному условию. Например, колебания голосовых связок певца, струн виолончели или столбов воздуха духовых инструментов можно представить в виде волн, имеющих периодически повторяющуюся форму (рис. 1).

Однако если посмотреть на форму звукового сигнала струнной секции или хора, исполняющих одну и ту же ноту в унисон, станет видно, что она гораздо более сложная и не содержит повторяющихся периодов, хоть на слух высота этой ноты вполне различима (рис. 2). Это происходит из-за того, что инструменты имеют небольшую расстройку, колебания их находятся не в фазе и т. п. В результате мы имеем сигнал, высоту которого блок частотного анализа интонатора корректно распознать не сможет.

Но даже в одноголосой партии сольного инструмента могут попадаться не поддающиеся распознаванию участки. Это могут быть начала нот струнного инструмента, когда в момент щипка в сигнале присутствует множество дополнительных гармоник, это могут быть взятые с чрезмерным "придыханием" ноты вокалиста, которое привносит в звук шумовую составляющую, это может быть даже вполне поддающаяся анализу партия, но записанная в плохих условиях (на фоне шума, аплодисментов или звучания других инструментов). Также плохо поддаются анализу электрические инструменты, спектр которых богато насыщен гармониками. Например, работая с партией электрогитары с большим уровнем дисторшна, AutuTune может "спотыкаться" даже на длинных ровных нотах.

Antares Auto-Tune имеет два режима корректировки высоты: автоматический и графический (ручной). Сперва давайте разберемся с автоматическим режимом — именно он по умолчанию активен в окне модуля (рис. 3). В данном режиме работы Auto-Tune сравнивает высоту поступающего сигнала с заданным пользователем звукорядом и при необходимости корректирует ее. Предлагается весьма большой выбор пресетов из музыкальных ладов. Помимо стандартных для интонаторов темперированных хроматического, мажорного и минорного звукорядов доступны еще двадцать шесть исторических, этнических и микротоновых ладов. Причем для любых нот, составляющих лад, можно отключить режим корректирования (при этом входящий сигнал, попадающий в их "зону притяжения", корректироваться не будет). Также можно убрать некоторые ноты из звукоряда — при этом попавшие в "дыру" частоты будут изменяться до ближайших присутствующих в звукоряде нот. Строй Auto-Tune можно корректировать, подобно строю синтезатора.

Расположенный в верхнем левом углу окна модуля дисплей отображает частоту дискретизации поступающего на вход аудиоматериала. Auto-Tune способен работать с аудио, имеющим частоту дискретизации вплоть до 192 кГц. Если используется внешний цифро-аналоговый преобразователь, то этот дисплей может оказаться полезным в случае несоответствия выбранной частоты дискретизации в ЦАП и хост-программе.

Для лучшего распознавания частоты и последующей коррекции Auto-Tune предлагает пять алгоритмов для входных сигналов различных типов: Soprano Voice, Alto/Tenor Voice, Low Male Voice, Instrument и Bass Instrument. Чтобы включить тот или иной алгоритм, кликните мышью в меню Input Type, и в открывшемся списке (рис. 4) выберите нужный. Выбор правильного алгоритма — залог корректной работы интонатора. Например, все алгоритмы, кроме Bass Instrument, не распознают нот ниже A0 (55 Гц). Однако самая нижняя струна бас-гитары Ми имеет частоту около 41 Гц. Поэтому для работы, скажем, с партиями безладового баса надо обязательно выставить в окне Input Type алгоритм Bass Instrument (при этом нижняя планка распознаваемой частоты опустится до 25 Гц). В то же время басовый алгоритм не распознает ноты выше A4, поэтому использовать его надо только для басовых партий.

Переключатель Correction Mode (Auto/Graphical) переводит окно Auto-Tune из автоматического в графический режим, и наоборот.

Обрабатывая при помощи Auto-Tune стереотреки, вы имеете возможность выбора канала, по которому будет осуществляться частотный анализ. Переключатель Select Pitch Ref. (Reference) позволяет указать левый или правый канал стереотрека. При заметной разнице между каналами на анализ следует поставить наиболее "чисто" звучащий трек. Например, если вы записали вокал в стереотрек двумя микрофонами, так что в одном канале голос снят с близкого расстояния, а во втором — издали, выберите для анализа канал с ближним микрофоном. Если Auto-Tune обрабатывает монотрек, то переключатель Select Pitch Ref. будет неактивен.

Расположенная в правом верхнем углу кнопка Options открывает меню настроек Auto-Tune (рис. 5). В окошке Buffer Size задается в секундах размер буфера памяти для работы модуля в графическом режиме. Некоторые хост-программы позволяют Auto-Tune отображать огибающие высоты проанализированного сигнала точно по времени внутри трека. Если ваша хост-программа предлагает такую возможность, то, работая в графическом режиме, имеет смысл установить время буфера равное длине проекта и затем произвести анализ всей редактируемой партии.

В секции Graphical Mode Color Scheme производится выбор цветовой гаммы окна Auto-Tune для графического режима. Доступны три пресета: Classic, Alternate и Black and White, отличия между ними заключаются в цветах задника и огибающих высоты.

Секция Knob Control отвечает за управление виртуальными ручками в окне модуля. Если выставить опцию Vertical, то для поворота ручки надо "уцепиться" за нее мышью и тянуть вверх (для поворота по часовой стрелке) или вниз (для поворота против часовой стрелки). При выборе опции Horizontal для поворота ручки требуется тянуть мышь в горизонтальном направлении (влево или вправо). Если же отметить опцию Radial, то ручку придется именно поворачивать, уцепившись курсором где-нибудь за ее пределами. Словом, кому что удобнее. По умолчанию стоит опция Vertical. Ну и уж если мы заговорили о ручках... Двойной клик по любому регулятору Auto-Tune возвращает его к положению по умолчанию.

Если отметить галочку в строке Use Custom Cursors In Graphical Mode, то в графическом режиме курсор мыши будет меняться в зависимости от выбранного рабочего инструмента (лупа, ножницы, рука и т. п.). Если галочку сбросить, то курсор будет все время иметь вид обычной стрелки.

Последняя секция меню настроек позволяет задать количество уровней отмены операций редактирования (Undo). По умолчанию стоит десять, а максимально возможное число Undo — двадцать. Чем больше выставлено уровней отмены, тем сильнее будет расходоваться память компьютера.

Для задания тоники звукоряда кликните мышью в окошко Key и в открывшемся списке выделите нужную ноту (рис. 6). Знаки альтерации там указаны словами, а не символами, так что на всякий случай поясню: Sharp означает диез, а Flat — бемоль.

Выбор звукоряда осуществляется аналогичным образом в расположенном ниже окошке Scale (рис. 7). Чтобы не было путаницы со всякими дубль-диезами, дубль-бемолями, нотами Cb, E# и т. п., Auto-Tune автоматически выбирает более простой из двух возможных энгармонических представлений звукорядов. Например, если выбрать лад Db мажор, то в окне редакции звукоряда он будет отображен правильно (как Db мажор). А вот если для той же тоники (Db) указать минорный лад, то он будет интерпретирован как C# минор. Точно также звукоряды будут отображаться и в графическом режиме.

Ручка Retune Speed управляет скоростью срабатывания интонатора, то есть определяет, как быстро Auto-Tune будет корректировать поступающий на вход сигнал. Нулевое значение Retune Speed означает мгновенную коррекцию и полное подавление естественной вибрации исполнителя. Если вы не ставите себе целью добиться "Шер-эффекта", то используйте меньшую скорость коррекции. Типичные для вокала значения Retune Speed находятся в диапазоне 10-50 миллисекунд. При больших значениях Retune Speed интонатор будет "пропускать" еще больше вибрации и других интонационных артикуляций, но в то же время уменьшится и скорость коррекции. Тут многое зависит от темпа, стиля исполнения, особенностей певца — параметр подбирается в каждом индивидуальном случае на слух. По умолчанию стоит значение в 20 миллисекунд.

Как я уже говорил, для корректного распознавания частоты требуется входной сигнал периодически повторяющейся формы. Ручка Tracking позволяет определить количество отклонений, которые может иметь форма входного сигнала, чтобы интонатор продолжал считать его периодическим. Если вы работаете с чисто записанной в студийных условиях партией, то можете оставить значение параметра по умолчанию (25) и больше не вспоминать о нем. Однако в случае сопровождения сигнала шумом, посторонними звуками и т. п., а также работы с "трудными" для интонатора партиями (вокал с сильным придыханием, дисторшн-гитара и т. д.), Auto-Tune может испытывать проблемы с определением частоты. Положение может спасти увеличение параметра Tracking, то есть разрешение большего количества отклонения сигнала от периодической формы. Конечно, никаких гарантий это не дает — иногда поворот ручки Tracking в сторону Relaxed может вызвать искажения и другие артефакты звучания, но иногда может и помочь.

Функция Improved Targeting пригодится в тех случаях, когда естественная вибрация исполнителя настолько широка, что вылезает за соседние ноты звукоряда интонатора. В этом случае интонатор может принять за разные ноты верхние и нижние пики вибрации, хотя на самом деле певец исполняет одну ноту. Основанная на специальном алгоритме (Stochastic Optimal Linear Estimation Theory), функция Improved Targeting пытается отличить вибрацию от реального конца ноты и соответствующим образом запрограммировать работу интонатора. В большинстве случаев, по словам разработчиков, использование функции себя оправдывает, хотя панацеей на все случаи жизни она также не является. Если вы испытываете проблемы во время работы Auto-Tune с партиями с широкой вибрацией, активируйте кнопку Improved Targeting — возможно, ситуация улучшится.

Расположенный вверху окна Auto-Tune индикатор изменения высоты показывает, в какую сторону и на какую величину корректируется в данный момент высота сигнала. Шкала индикатора размечена в центах (сто центов равняются одному полутону). Таким образом, если полоска индикатора выдвинулась влево на значение, например, -50 центов (рис. 8), это означает, что входной сигнал превышает эталонную частоту ближайшей ноты заданного звукоряда на четверть тона и интонатор соответствующим образом понижает его.

Кнопка Hold, которая находится под индикатором частоты, не оказывает никакого действия на звук и работу интонатора — она просто "замораживает" индикатор и клавиатуру, отображая текущее значение распознанной ноты и коррекции сигнала, до тех пор, пока удерживается пользователем. Иногда бывает полезна, когда в процессе исполнения надо посмотреть, что происходит с той или иной нотой, особенно если ноты быстро чередуются.

Ручка Scale Detune позволяет изменить базовый строй Auto-Tune (она выполняет ту же функцию, что и регулировка строя в синтезаторах). В качестве эталона используется нота Ля третьей октавы, частота которой по умолчанию равняется 440 Гц. Строй интонатора можно повышать или понижать на 100 центов в каждую сторону. При этом будет отображаться текущее значение ноты Ля. Необходимость в коррекции строя Auto-Tune может возникнуть при использовании в проекте каких-либо инструментов с невозможностью точной настройки или имеющими отличный от общепринятого стандарта строй. Например, если надо обработать вокальную партию в сопровождении фортепиано, которое "низит" на четверть тона.

Для создания собственных звукорядов или изменения существующих пресетов предназначен расположенный в центре окна Auto-Tune редактор ладов — Edit Scale Display. Любые модификации, произведенные в редакторе, запоминаются независимо для каждого звукоряда. Например, если вы выбрали лад До мажор, выкинули из него несколько нот, а потом переключились на До минор и тоже произвели какие-либо манипуляции, то при возвращении к До мажору все связанные с ним редакции будут восстановлены. Редактор ладов показывает все ноты текущего лада от выбранной тоники. Если лад содержит больше двенадцати нот (которые одновременно помещаются в окне редактора), то при помощи стрелок вверх и вниз можно прокручивать содержимое окна по вертикали. Если выбранный лад содержит ровно двенадцать нот (например, Chromatic, Pythagorean, Meantone Chromatic, Just и т. п.), то виртуальная клавиатура внизу окна станет активной и все редакции лада будут дублироваться на ней. Хотя Auto-Tune позволяет делать индивидуальные настройки для нот звукоряда в каждой октаве, любые манипуляции в окне редактора ладов будут распространяться на все октавы сразу. Чтобы получить возможность независимых настроек для разных октав, используйте для редактирования виртуальную клавиатуру.

Слева от названия каждой ноты расположены две кнопки: Bypass и Remove. Если ни одна из них не активна, то нота звукоряда "работает" в обычном режиме: когда высота входного сигнала находится в радиусе ее действия, происходит коррекция в соответствии с точной высотой ноты и со скоростью, задаваемой параметром Retune Speed.

При включении для ноты режима Bypass (нажатием соответствующей кнопки, рис. 9) входной сигнал с высотой, попадающей в радиус действия ноты, корректироваться не будет и пойдет на выход интонатора в незатронутом виде. Зачем это нужно? Можно привести два примера использования режима Bypass. Во-первых, допустим, что вокальная партия, которую вы обрабатываете, содержит интересную артикуляцию по высоте около отдельных нот и жалко будет ее портить коррекцией. Чтобы сохранить ее, можно поставить эти ноты в режим Bypass, и Auto-Tune не затронет их, скорректировав все остальные ноты. Во-вторых, может быть жалко целиком "уродовать" точно исполненную партию, содержащую лишь одну ошибку. В этом случае можно поставить в режим Bypass все ноты звукоряда, за исключением фальшивой. В результате, вся партия пройдет сквозь интонатор нетронутой, а скорректирована будет лишь одна фальшивая нота.

Теперь разберемся с режимом Remove. Если для какой-нибудь из нот включить кнопку Remove, то она будет выброшена из звукоряда. Например, если из хроматического лада выкинуть ноты C#, D#, F#, G# и A# (рис. 10), он превратится в До мажор. При этом Auto-Tune будет притягивать попадающий в эти промежутки по высоте входной сигнал к ближайшим нотам лада До мажор. Удаление ноты из звукоряда может пригодиться в тех случаях, когда ошибка исполнителя выходит за рамки соседних нот лада. Допустим, певец, исполняя длинную ноту Ре, ошибся на полтона вниз, а в конце ноты "уехал" вниз еще на четверть тона. Если мы выберем хроматический лад, то нота вначале притянется к До-диез, а потом еще понизится до ноты До. Однако, выкинув из хроматического лада ноты До и До-диез, мы получим чистое Ре на выходе интонатора.

В колонке Cents отображаются в центах интервалы каждой ступени лада относительно тоники. Помимо чисто справочного назначения это может помочь во время работы с микротональными ладами.

В правой части редактора ладов расположены пять глобальных кнопок. Кнопка Set All реактивирует все ноты звукоряда во всех октавах, то есть сбрасывает атрибуты Remove и Bypass. Кнопки Remove All и Bypass All переводят ноты звукоряда во всех октавах в режимы Remove и Bypass, соответственно.

Если выбран любой звукоряд, содержащий больше семи нот, то кнопки Set Major Scale и Set Minor Scale станут активными. Они позволяют перевести в режим Remove все ноты, за исключением относящихся или близко стоящих к мажорному или минорному (в зависимости от нажатой кнопки) ладу.

Виртуальная клавиатура отображает диапазон распознавания высоты, мониторит в реальном времени текущее значение высоты, определенное интонатором, и позволяет задавать индивидуальные атрибуты Remove и Bypass для нот звукоряда в разных октавах. Клавиатура работает только для ладов с количеством нот не меньше двенадцати. Поэтому, если надо редактировать с нее ноты обычных мажорного и минорного ладов, придется выбрать хроматический лад и воспользоваться глобальными кнопками Set Major Scale или Set Minor Scale.

Состояние нот звукоряда и текущая распознанная высота отображаются на виртуальной клавиатуре разными цветами клавиш (рис. 11). Синим цветом отмечаются клавиши, соответствующие по высоте текущему входному сигналу. Черными и белыми цветами обозначаются ноты, входящие в выбранный звукоряд. Бежевым цветом отмечается режим Bypass. И, наконец, серым (то есть неактивным) цветом выделяются ноты, поставленные в режим Remove.

Переключатель Keyboard Edit, расположенный справа над клавиатурой, отвечает за ее режим работы. В положении Remove можно выкидывать ноты из текущего звукоряда. В положении Bypass — переводить их в соответствующий режим. Для разных октав можно делать свои настройки. Чтобы перевести ноту в состояние Remove или Bypass (в зависимости от положения переключателя), просто кликните по клавише, и она изменит цвет. Повторный клик возвращает клавишу в первоначальное состояние. Если же активировать кнопку Momentary, то присвоение того или иного атрибута для ноты будет продолжаться лишь до тех пор, пока удерживается клавиша. Разработчики предлагают даже хитрый способ исполнения финальной мелодии на виртуальной клавиатуре: выбрав хроматический лад и нажав в редакторе ладов кнопку Remove All, переключить клавиатуру в режим Remove и исполнять ноты кликами мыши. Понятно, такой способ игры по удобству не идет ни в какое сравнение с использованием нормальной MIDI-клавиатуры, но он может пригодиться, если в компьютере нет MIDI-интерфейса.

Теперь давайте познакомимся с MIDI-функциями Auto-Tune. Во-первых, можно указывать конечные ноты интонатору по MIDI — как с MIDI-клавиатуры, так и из трека секвенсора. Иными словами, во время исполнения партии можно на клавиатуре нажимать нужные ноты за исполнителя. Или вообще записать мелодический трек и запускать его при исполнении партии — он сам укажет интонатору, какие ноты должен брать исполнитель. Само собой, хост-программа, в которой используется Auto-Tune, должна поддерживать передачу MIDI-данных в интонатор. Чтобы воспользоваться этой функцией, сначала надо направить выход MIDI-клавиатуры или трека секвенсора на MIDI-вход Auto-Tune, а затем активировать кнопку Target Notes Via MIDI, расположенную в секции MIDI. При этом в редактор ладов будет загружен хроматический звукоряд, всем нотам которого присвоится атрибут Remove. В данном режиме Auto-Tune будет отслеживать свой MIDI-вход на предмет поступления сообщений Note On — для коррекции будут использоваться все одновременно взятые ноты. Например, если одновременно взять ноты Ля, До и Ми, то поступающий на вход интонатора сигнал будет притянут к той из них, к которой он ближе по высоте. В принципе, можно удерживать сразу целый звукоряд (насколько пальцев хватит), а не исполнять мелодию по одной ноте. Если же вы не собираетесь указывать интонатору ноты по MIDI, обязательно отключите функцию Target Notes Via MIDI, так как все не нажатые на клавиатуре (не поступающие из трека) ноты находятся в режиме Remove и на выход интонатора ничего не попадет. На мой взгляд, зря разработчики реализовали функцию Target Notes Via MIDI именно таким образом. Лучше бы вместо атрибута Remove не нажатым нотам присваивался атрибут Bypass — тогда бы вся партия поступала на вход Auto-Tune необработанная, а коррекция осуществлялась лишь в тех случаях, когда по MIDI идет соответствующая команда.

Второй MIDI-функцией Auto-Tune является возможность задания звукоряда с MIDI-клавиатуры или из трека. Вернее, "обучение" модуля нужному ладу. Если вы по каким-то причинам затрудняетесь с выбором звукоряда из готовых пресетов, а редактировать существующие долго или неохота, можно сыграть все ноты мелодии в режиме Learn Scale From MIDI, и Auto-Tune сам построит нужный лад. Для этого опять-таки нужно сначала направить выход MIDI-контроллера или трека на вход интонатора, активировать кнопку Learn Scale From MIDI и после этого наиграть нужные ноты. Редактор лада, как и в предыдущем случае, загрузит хроматический лад и переведет все ноты в режим Remove. Для сыгранных нот атрибут Remove отключится. Таким образом, будет создан новый звукоряд. По окончании процесса нажмите кнопку Learn Scale From MIDI еще раз.

Для обеих MIDI-функций (Learn Scale from MIDI и Target Notes via MIDI) можно выбрать, будут ли поступающие MIDI-ноты действовать на все октавы или лишь на те, в которых сыграны. Для этого воспользуйтесь переключателем Octave As Played / All Octaves.

Секция Vibrato содержит ручки настройки эффекта вибрато. Этот эффект добавляется к скорректированным интонатором нотам и может использоваться совместно с естественной вибрацией исполнителя (если время коррекции стоит достаточно большое, то часть вибрации исполнителя успеет пролезть сквозь интонатор). Как видите, для регулировки доступно значительно большее количество параметров, чем обычно. Дело в том, что хотя эффект вибрато принято считать эффектом модуляции высоты сигнала, более глубокий анализ показывает, что, в зависимости от голоса/инструмента и стиля исполнения, в процесс также вовлечены и амплитудная модуляция, и изменение формантных частот. Auto-Tune предлагает как раз такую "расширенную" версию эффекта вибрато. Регулировки доступны следующие. В окне Shape производится выбор формы модулирующей волны. Можно выбрать синусоиду, пилу или волну квадратной формы (не считая опции No Vibrato). Ручка Rate задает скорость вибрато в диапазоне от 0,1 до 10 Гц. По умолчанию стоит 5,5 Гц, двойной клик по ручке Rate сбросит ее на положение по умолчанию. Ручка Variation определяет величину случайных погрешностей, которые будут добавлены к параметрам Rate и Amounts. Использование Variation поможет оживить механически ровную вибрацию. Ручка Onset Delay позволяет выставить задержку между началом ноты и действием эффекта. Задержка может варьироваться от нуля до полутора секунд. Соседняя ручка Onset Rate устанавливает время от начала вибрато, за которое все параметры Amounts достигают установленных значений. Максимальное значение этого времени — полторы секунды. Вот пример действия обеих ручек. Допустим, вы выставили время Onset Delay в одну секунду, а время Onset Rate — в половину секунды. Таким образом, вибрация начнется через секунду после старта ноты и достигнет своего максимума еще через полсекунды. Теперь о ручках Amounts. Каждая из ручек (Pitch Amount, Amplitude Amount и Formant Amount) отвечает за глубину модуляции соответствующих параметров: высоты ноты, громкости и формантных частот. Для наиболее реалистично звучащего вибрато значение Amplitude Amount рекомендуется выставлять существенно меньше, нежели значение Pitch Amount.

Эффект вибрато перезапускается каждый раз, когда Auto-Tune "квантизирует" входной сигнал к новой ноте заданного звукоряда. Если значение параметра Retune Speed близко к нулю, то естественная вибрация исполнителя пролезет сквозь коррекцию только частично — изменения высоты будут сглажены, в то время как изменения амплитуды и тембра останутся. Наложенный поверх этого эффект вибрато может прозвучать неубедительно. Лучше всего пользоваться эффектом при отсутствии вибрации в изначальном сигнале, нежели накладывать его на существующую.

Ну а сейчас давайте перейдем к графическому режиму работы Auto-Tune (рис. 12). Как и в автоматическом режиме, интонатор отслеживает высоту входящего сигнала и при необходимости корректирует ее в соответствии со сделанными установками. Но, в отличие от автоматического, графический режим не предлагает в качестве шаблона тот или иной музыкальный звукоряд. Интонатор ориентируется по нарисованным огибающим частоты в окне специального графического дисплея (Pitch Graph Display). По вертикальной оси там отображается высота, а по горизонтальной — время. После анализа аудиоматериала в окне появляется красная огибающая, обозначающая изменения высоты входного сигнала. Для удобства восприятия в нижней части дисплея показывается картинка волны в том же масштабе, что и огибающая высоты (при помощи кнопок All и Tie можно менять ее горизонтальный масштаб от показа всего содержимого буфера до отображения той части, что представлена в рабочем поле графического дисплея). Далее, при помощи специальных инструментов редактирования вы рисуете корректирующую огибающую желтого цвета, отталкиваясь от которой, Auto-Tune и будет корректировать входной сигнал. Чтобы не рисовать огибающую вслепую, окно графического дисплея имеет разметку — каждая горизонтальная линия соответствует определенной ноте лада (ноты подписаны на вертикальной оси слева). Переключившись обратно в автоматический режим, можно задать нужный лад, тонику, изменить строй интонатора — все это будет отображено на сетке графического дисплея. Сами по себе эти настройки в графическом режиме не влияют на процесс корректировки, но они помогают правильно разметить рабочее поле. Для еще более точного позиционирования в рабочем поле в левом нижнем углу графического дисплея находится монитор высоты курсора (Cursor Pitch). Он показывает, около какой ноты и на каком удалении от нее в центах находится курсор в данный момент. Рассмотрим органы управления Auto-Tune в графическом режиме.

Прежде всего, я об этом уже говорил раньше, нажмите кнопку Options и задайте длину буфера, как минимум равную продолжительности партии, которую хотите обработать. Далее надо проанализировать партию. Для этого активируйте кнопку Track Pitch в секции Playback (светодиод вверху кнопки начнет мигать). Теперь проиграйте партию от начала и до конца — по окончании воспроизведения вы увидите огибающую частоты партии. Если длина буфера оказалась меньше продолжительности партии, воспроизведение остановится, не дойдя до конца, и вам придется увеличить размер буфера. Ориентируясь по частотной сетке, можно видеть в графическом поле, где ноты исполнены чисто, а где — фальшиво. Для удобства навигации предоставлены регулировки вертикального и горизонтального масштаба окна и слайдеры прокрутки его содержимого.

Сверху графического дисплея расположены иконки семи рабочих инструментов. Первый инструмент (The Line Tool) предназначен для рисования прямых ломаных линий. Кликнув мышью в рабочем поле, вы создаете узелок, от которого можно протянуть линию. Кликнув еще раз, создадите новый узел, и так далее. Чтобы создать последний узел (закончить рисовать линию), кликните мышью дважды. Следующий инструмент (The Curve Tool) рисует кривые линии произвольной формы. Кликнув мышью и удерживая ее кнопку, рисуйте линию. По окончании рисования отпустите кнопку мыши, и будет создана линия с двумя узлами: в начале и в конце. Третий инструмент (стрелка) позволяет перетаскивать узелки и тем самым менять форму линий. Если же стрелку подвести не к узлу, а к самой линии, то можно перемещать линию со всеми узлами целиком. Также стрелка позволяет выделить узлы для проведения над ними общих операций (например, копирования линий или их удаления). Четвертым инструментом (ножницами) можно "стричь" линии на части. В месте клика ножницами образуется разрез, и образовавшиеся половинки линии можно перетаскивать стрелкой независимо друг от друга. Инструмент "лупа" нужен для изменения масштаба выделенной области, а инструмент "рука" — для перетаскивания видимой области окна. Последний инструмент (I-beam), расположенный между лупой и рукой, предназначен для выделения области материала, для которой надо создать огибающую вибрации или огибающую автокоррекции (рис. 13).

Слева от графического дисплея находятся кнопки редактирования. Думаю, смысл функций Undo, Redo, Cut, Copy, Paste и Select All понятен и без дополнительных пояснений. Остановимся на оставшихся двух кнопках. Кнопка Make Curve строит управляющую кривую (желтого цвета, такую же, какую вы рисуете инструментами) точно по форме частотной огибающей проанализированного сигнала. Далее можно эту кривую передвигать, растягивать и т. п., осуществляя тем самым очень точную коррекцию, так как она повторяет все мельчайшие нюансы интонирования исходной партии. Не покривив душой, назову эту функцию одной из самых важных возможностей Auto-Tune, так как можно производить коррекции, сохраняя микроинтонирование оригинального звучания. Например, вокалист исполнил ноту с хорошей вибрацией, но чуть ниже, чем нужно. Сдвинув вверх весь кусок огибающей, вы не только выправите ноту, но и сохраните исходную вибрацию. Использовать функцию Make Curve можно как для всей партии сразу, так и лишь для выделенного инструментом I-beam фрагмента.

Последняя кнопка редактирования, Make Auto, также рисует управляющую кривую (синего цвета). Она графически представляет, что сделал бы интонатор, работая в автоматическом режиме, отталкиваясь от текущего лада и тоники (рис. 14). Функция Make Auto также может работать как для всей партии сразу, так и для выделенного инструментом I-beam участка.

Чтобы прослушать теперь отредактированную партию, нажмите кнопку Correct Pitch секции Playback и запустите воспроизведение. Само собой, кнопку эту можно нажать сразу после анализа (Track Pitch) и слушать результаты каждой операции редактирования во время работы — как только вы нарисовали первую желтую управляющую линию, интонатору уже есть, что корректировать.

Для редактирования вибраций предлагается очень удобная функция Vibrato Scaling. Это не эффект вибрато, как в автоматическом режиме работы интонатора, а инструмент для управления силой естественных вибраций исполнителя. Например, вы хотите усилить вибрацию какой-либо ноты — выделяете ее в поле инструментом I-beam, далее поворачиваете ручку Amount секции Scale Vibrato вправо и нажимаете кнопку Make Vibrato Curve. При этом будет создана управляющая кривая, повторяющая оригинальную, но отличающаяся большим размахом амплитуды (рис. 15). И наоборот. Кажется вам, что вибрация ноты слишком широкая — выполняете ту же последовательность действий, только поворачиваете ручку Amount влево и нажимаете Make Vibrato Curve. В данном случае управляющая огибающая будет более сглаженной, нежели исходная. Степень сглаженности или, наоборот, размашистости задается регулировкой Amount. Главное при этом то, что сохраняется естественный характер вибрации.

Ручки Retune Speed и Tracking в графическом режиме работы Auto-Tune выполняют те же функции, что и в автоматическом. Вот только Tracking работает и во время предварительного анализа высоты сигнала, и во время коррекции. Поэтому не изменяйте значение Tracking после анализа (перед коррекцией) — из-за этого могут вылезти неприятные артефакты звучания.

RBC Voice Tweaker
Следующим на очереди у нас идет подключаемый модуль Voice Tweaker шведской компании RBC Audio. Всего разработчики предлагают три варианта Voice Tweaker, из которых мы рассмотрим только Voice Tweaker Pro 3.0 (Voice Tweaker Lite представляет собой урезанную версию Voice Tweaker Pro — в ней нет графического режима коррекции, а Voice Tweaker Dxi 1.0 вообще не является интонатором).

Концептуально Voice Tweaker Pro практически не отличается от Antares Auto-Tune — я не случайно объединил их в один класс интонаторов. Как и в Auto-Tune, частотный анализатор Voice Tweaker работает с одноголосным мелодическим сигналом и предъявляет такие же требования к его исходному качеству для корректного распознавания. Voice Tweaker имеет два режима частотной коррекции (автоматический и графический), возможность создания пользовательских звукорядов для интонатора и настраиваемый эффект вибрато для конечного звука. В целом, возможности Voice Tweaker выглядят несколько скромнее, чем у Auto-Tune. С другой стороны, Voice Tweaker предлагает и кое-что свое — например, эффекты транспонирования высоты голоса и сдвига формантных частот. Благодаря им, можно не только заставить исполнителя петь точно, но и изменить звучание самого его голоса — сделать из мужского женский, детский и т. п.

Voice Tweaker существует только в качестве модуля формата DirectX. Для совместимых программ (например, Cakewalk Sonar) он поддерживает автоматизацию параметров Pitch, Formant и частоты/глубины вибрато по протоколу DirectX 8. Voice Tweaker поддерживает работу с аудио разрядностью 16 бит, 24 бита и 32 бита с плавающей запятой и частотой дискретизации от 44,1 до 96 кГц. Диапазон распознавания частоты составляет от 50 Гц до 1 кГц. Стоит отметить также возможности неограниченного количества отмены операций редактирования и функцию кроссфейдов для огибающих частоты в графическом режиме.

Давайте познакомимся с регулировками интонатора. Откроем окно Voice Tweaker в автоматическом режиме (Normal), который и загружается по умолчанию (рис. 16). В секции Pitch можно изменять высоту звучания голоса. Ручка Coarse регулирует транспозицию высоты в диапазоне октавы вверх и октавы вниз, а ручка Fine осуществляет точную подстройку в диапазоне пятидесяти центов в каждую сторону.

В секции Formant можно таким же образом транспонировать формантные частоты. Ручка Coarse транспонирует их на октаву в каждую сторону, а ручка Fine производит тонкую подстройку в диапазоне плюс-минус пятидесяти центов.

За коррекцию высоты исполняемых нот отвечает секция Autocorrection. Чтобы активировать автоматическую коррекцию, сначала необходимо включить кнопку On, расположенную в левом верхнем углу секции (она при этом загорится). Для задания звукоряда откройте меню Scale и выберите нужный лад из списка (рис. 17). Надо признать, выбор ладов впечатляет — предлагаются шестьдесят четыре готовых пресета плюс возможность создавать свои собственные. Указание тоники и редактирование загруженного лада осуществляются в окошке мини-клавиатуры, которая находится прямо под меню Scales. Чтобы выбрать тонику, надо дважды кликнуть по интересующей клавише. Повторяю, кликнуть надо по клавише, а не по фиолетовой точке, которая обозначает принадлежность данной ноты к загруженному ладу, поэтому кликайте чуть выше. После клика клавиши "переедут" в окошке таким образом, что тоника станет крайней левой клавишей.

Ноты, отмеченные точками, соответственно, входят в лад. Чтобы выключить ноту, надо кликнуть по точке, при этом от точки останется лишь пустой контур. Нота в этом случае из лада не убирается, просто сигнал, попадающий в ее "радиус действия", проходит сквозь интонатор без коррекции (ну, подобно режиму Bypass у Auto-Tune). Чтобы убрать ноту из лада (если вы не нашли подходящий среди готовых пресетов), придется изготовить свой звукоряд или отредактировать существующий. В последнем случае его придется скопировать в папку пользовательских ладов, поскольку напрямую редактировать заводские пресеты нельзя. Чтобы перейти к пользовательским пресетам, нажмите кнопку User Scales. После инсталляции Voice Tweaker эта кнопка активироваться не будет, потому как ни одного пользовательского лада в меню еще нет. Когда они там появятся, то при помощи кнопки User Scales вы сможете переключаться между меню заводских шаблонов и вашими звукорядами. Итак, кликните в область мини-клавиатуры правой кнопкой мыши (рис. 18).

В открывшемся меню выберите опцию New Scale (новый лад) или Save Scale As (сохранить лад как), задайте название и нажмите OK. Далее переключитесь в меню User Scales, загрузите сохраненный звукоряд и, кликнув правой кнопкой мыши по мини-клавиатуре, выберите опцию редактирования лада (Edit Scale). Меню редактирования лада (рис. 19) представляет собой список входящих в него нот, для каждой из которых указывается буквенное обозначение и величина в центах относительно тоники.

Чтобы убрать из лада ноту, выделите ее и нажмите Delete. Чтобы добавить, нажмите Add, и в появившемся окошке (рис. 20) введите значение в центах, после чего нажмите клавишу Enter. Колонка Use Note (Yes/No) дублирует точки на мини-клавиатуре, то есть в случае No переводит ноты в режим Bypass (если вспомнить терминологию Auto-Tune). Для перевода надо дважды кликнуть по текущему значению. Если же требуется подправить величины в центах (колонка Cents), дважды кликните по величине параметра и введите новую с клавиатуры. В поле Name можно поменять название звукоряда. По окончании редактирования нажмите OK.

За скорость срабатывания автокоррекции отвечает ручка Correction. Нулевое ее значение означает отсутствие коррекции, а крайне правое — мгновенную коррекцию ("Шер-эффект"). Voice Tweaker предлагает несколько пресетов настройки работы интонатора. Для этого кликните правой кнопкой мыши в меню выбора ладов Scale (рис. 21). Обратите внимание, эти пресеты влияют не только на скорость срабатывания коррекции, но и на все модули интонатора: эффект вибрато, настройки LFO, сдвиг формант и т. п.

Еще одну полезную функцию предлагает ручка Scale Offset. С ее помощью можно транспонировать высоту выходного сигнала на заданное количество ступеней лада. Это может пригодиться при создании многоголосых раскладок — например, чтобы продублировать партию в терцию, достаточно лишь задать соответствующий сдвиг. Отличие от обычного транспонирования заключается в том, что, сдвигая партию на определенное количество ступеней лада, вы получаете транспонирование в тональности, то есть в примере с терцией не придется вручную корректировать, где между нотами двух голосов должна быть большая терция, а где — малая.

Если исходный материал слишком уж не строит по высоте, алгоритмы коррекции могут с ним не справиться. В этом случае отключите автокоррекцию и попробуйте ручкой Fine секции Pitch по возможности точнее подстроить материал. После чего включите автокоррекцию и активируйте кнопку Transpose Before. Это должно помочь.

Секция Autovib отвечает за настройки эффекта вибрации, который может быть добавлен к выходному сигналу интонатора. Чтобы включить эффект, надо активировать кнопку On, расположенную вверху секции. Voice Tweaker предлагает самую простую версию вибрато — обычную частотную модуляцию (без амплитудной модуляции и формантных сдвигов, как это сделано в Auto-Tune). Ручка Delay задает задержку между стартом ноты и началом действия вибрато. Ручка Ramp определяет время, за которое наступит максимальная глубина модуляции. Оба параметра могут регулироваться в диапазоне от миллисекунды до пяти секунд.

Дальнейшее управление параметрами эффекта вибрато осуществляется в секции настройки модулирующего генератора низкой частоты (LFO). Переключателем Waveform выставляется форма волны LFO. Доступны шесть типов волн: синусоида, треугольник, квадрат, два вида "пилы" и шум. Ручка Frequency задает рабочую частоту LFO (иначе говоря — скорость вибрации) в диапазоне от 0,01 до 20 Гц. Ручка Modulation определяет глубину модуляции. Последняя ручка, Offset, позволяет сдвинуть модуляцию частоты выше или ниже относительно звучащей ноты (рис. 22).

В секции Reference можно изменить основной строй Voice Tweaker. В качестве эталона дана нота Ля третьей октавы, частота которой по умолчанию равняется 440 Гц. Ручкой Middle A допускается изменять высоту ноты Ля в пределах от 420 до 460 Гц.

Последняя секция, Output, позволяет управлять обработанным (Wet) и чистым (Dry) сигналами. Ручка Wet Delay задает задержку обработанного сигнала в диапазоне от нуля до пятидесяти миллисекунд. Может пригодиться для создания даблер-эффекта, особенно с одновременным использованием автовибрато. Ручка Mix определяет соотношение уровней выхода чистого и обработанного сигналов. По умолчанию на выход интонатора выводится только обработанный сигнал.

Теперь давайте переключимся в графический редактор (Graphical Editor, рис. 23). Концепция графического режима Voice Tweaker аналогична Antares Auto-Tune — сначала делается анализ материала, потом над полученными данными производятся манипуляции. Чтобы запустить процедуру анализа, нажмите кнопку Track Pitch (она при этом загорится) и проиграйте обрабатываемую партию. В результате в окне редактора появится огибающая частоты материала на фоне его графического представления. Огибающая частоты в Voice Tweaker одна — дополнительной управляющей огибающей не предусмотрено, так что все редакции делаются прямо на ней. Огибающая имеет не непрерывный вид, как у Auto-Tune, а состоит из большого количества узелков, соединенных прямыми линиями. Каждый узелок (или выделенную группу узелков) можно передвигать мышью, изменяя тем самым огибающую частоты.

По левому краю окна расположены пять прямоугольных кнопок (верхняя из них по умолчанию нажата). Это переключатели режимов работы графического редактора. Помимо высоты нот, он позволяет редактировать такие параметры, как Pitch Bend (сдвиг высоты; не путать с одноименным названием MIDI-контроллера), Formant Bend (сдвиг формант), Pitch Modulation (модуляция высоты) и Formant Modulation (модуляция формант). Кнопки переключения режимов почему-то не надписаны, и их названия можно подсмотреть лишь в описании плагина. В каждом из режимов по вертикальной оси отображаются соответствующие единицы измерения.

Если кликнуть правой кнопкой мыши в рабочем поле окна редактора, то откроется меню настроек (рис. 24). В разделе Show производятся установки визуального отображения элементов окна. Опция Nodes выделяет каждый узелок огибающей квадратиком. Опция Gridlines включает показ горизонтальных линий разметки (например, разметки нот).

Опция All Curves одновременно отображает все нарисованные огибающие для разных режимов (огибающие неактивных на данный момент режимов редактирования будут показаны серым цветом — рис. 25). В разделе Crossfade Length задается длина кроссфейдов для редактирования огибающей (подробнее чуть дальше). Опция Snap To Vertical Lines включает притягивание перемещаемых узелков к горизонтальным линиям разметки.

Для редактирования огибающих графический редактор Voice Tweaker предлагает несколько инструментов, выбор которых осуществляется в специальной панели вверху окна. Инструмент "стрелка" предназначен для выделения, перетаскивания, создания и уничтожения узелков огибающей. Последние две функции стрелки нужны для четырех дополнительных режимов работы редактора (Pitch Bend, Formant Bend, Pitch Modulation и Formant Modulation). В них изначально нет огибающей — вместо нее стоит прямая линия нулевых значений. Чтобы нарисовать кривую, надо сначала создать узелки. Щелчок левой кнопкой мыши по прямой линии значений параметра создает узелок. Щелчок правой кнопкой по узелку уничтожает его. Создав необходимое количество узелков, можно их перетягивать на нужные места, а также пользоваться и другими инструментами редактирования: карандашом, линией. Для точного позиционирования в правом верхнем углу окна редактора расположен специальный дисплей, на который выводится точное текущее положение курсора.

Инструмент "карандаш" позволяет слева направо рисовать произвольные огибающие линии. Вернее будет сказать — не рисовать, а свободно редактировать узелки. Огибающая высоты (основной режим работы редактора) состоит из большого количества узелков, поэтому складывается иллюзия рисования линии. На самом деле карандаш лишь "причесывает" существующие узелки. Если переключиться в другой режим редактора (например, Formant Bend) и попробовать нарисовать линию карандашом, то ничего не получится. Сначала надо создать узелки и лишь потом их редактировать. То же относится и к инструменту "линия".

Отличия инструмента "линия" от карандаша заключается в создании им ровных ломаных линий, а не кривых произвольной формы. Кликнув инструментом в рабочем поле, вы тянете линию до следующего клика, потом опять до следующего, и так далее до тех пор, пока не закончите линию правым кликом мыши. Узелки огибающей будут "причесаны" ровно по созданной линии. Линией можно рисовать как слева направо, так и справа налево — без ограничений.

Инструмент "лупа" предназначен для регулировки масштаба изображения. Выделив лупой интересующий участок, вы растянете его на весь экран. Клик инструментом в рабочем поле совместно с клавишей Ctrl уменьшает масштаб. При помощи лупы можно независимо менять горизонтальный и вертикальный масштаб изображения. Например, выделив по горизонтали полный размер окна, а по вертикали лишь половину, вы в два раза увеличите вертикальный масштаб, в то время как горизонтальный не изменится.

Правее секции инструментов редактирования находится меню выбора режима кроссфейдов. Кроссфейды огибающей — это очень важная функция графического редактора. Поскольку трудно рисовать линии, начинающиеся и заканчивающиеся точно на редактируемой огибающей, возможно возникновение резких ее перепадов, что на слух выразится в различных артефактах звучания. Функция кроссфейдов огибающей позволяет сгладить границы редактируемых фрагментов. Степень этого сглаживания задается в процентах в меню настроек графического редактора (я уже писал об этом раньше). Voice Tweaker предлагает три режима кроссфейдов (не считая, конечно, отключения функции): кроссфейд в начале фрагмента, кроссфейд в конце фрагмента и кроссфейды по обеим границам фрагмента. Функция кроссфейда распространяется как на рисование линий карандашом, так и на перетаскивание узелков мышью. На рис. 26 изображен редактируемый фрагмент огибающей с включенным кроссфейдом в начале.

После меню выбора режима кроссфейдов расположены кнопки Undo/Redo — функции отмены/возврата последней операции редактирования. Повторяю, количество уровней отмены в Voice Tweaker практически не ограничено.

Кнопка Apply Autocorrection, расположенная внизу окна рядом с кнопкой Track Pitch, предназначена для автоматического квантизирования огибающей высоты в соответствии с настройками секции Autocorrection автоматического режима работы Voice Tweaker (функция аналогична Make Auto для Auto-Tune).

Модели: 
Antares Auto-Tune
Модели: 
RBC Voice Tweaker
0
Ваша: нет

Реклама

Рейтинг@Mail.ru