Статья "Roland V-Synth XT"

Автор: 
Владимир Сапрыкин
Дата первой публикации: 
июн 2006

Звуковой модуль.

Звуковой модуль V-Synth XT представляет собой бесклавиатурную версию синтезатора V-Synth. Модуль содержит новую операционную систему (в нашем случае версии 2.02) и дополнен двумя картами расширения, из-за чего и появилось обозначение XT. Базовые функции системы и ее интерфейс изменились незначительно. Их описание можно найти в статье о клавишной версии инструмента. Здесь же мы рассмотрим новшества в операционной системе V-Synth и карты расширения.

Панель управления и коммутация
Если посмотреть на модуль сбоку, в профиль, то видно, что он имеет треугольную форму (рис. 1). При настольном расположении устройства лицевая панель наклонена к пользователю под углом примерно в 45 градусов. Рэковое крепление представляет собой поворотную раму с пружинными защелками. Такая конструкция позволяет разворачивать лицевую панель установленного в рэк модуля в удобное положение, вертикально или наклонно вверх. Для наклонного положения есть четыре фиксируемые позиции, максимальный угол — те же 45 градусов. Модуль занимает в рэке четыре единицы и весит 4,5 килограмма.

В центре лицевой панели находится сенсорный цветной жидкокристаллический дисплей с регулируемой контрастностью. Разрешение дисплея — 320 х 240 точек. Слева от него (рис. 2) расположены многофункциональная цифровая клавиатура, регулятор контрастности дисплея, кнопка переключения режимов работы между обычным V-Synth и картами расширения VC-1 и VC-2, кнопка предварительного прослушивания пэтча Preview, регулятор выходного уровня, микрофонный вход на универсальном разъеме XLR/джек с выключателем фантомного питания, ручка регулятора входного уровня, разъем USB, выход для наушников и три светодиодных индикатора. Один из них показывает активность USB-порта, второй — активность MIDI-входа, третий представляет собой индикатор пикового уровня входного сигнала.

Справа от дисплея (рис. 3) расположены восемь потенциометров для управления настройками пэтча в реальном времени, разъем для PC Card, набор системных и курсорных кнопок, многофункциональное колесо Value с неограниченным вращением и выключатель питания.

Задняя панель (рис. 4) содержит разъем для кабеля питания, оптические и электрические цифровые стереовходы и выходы, три MIDI-разъема, две пары аудиовыходов на джеках, два аудиовхода на джеках.

Операционная система
Большая часть изменений в операционной системе произошла по эволюционной причине, отражая новые возможности синтезатора. Но некоторые изменения по сравнению с операционкой клавишного синтезатора, о котором рассказывалось в предыдущей статье, обусловлены именно сменой корпуса. Например, в рэковой версии отсутствует отдельная площадка Time Trip Pad (та самая, по которой нужно водить пальцем во время игры). Ее функции теперь выполняет основной дисплей. Чтобы при игре переключить его в режим Time Trip, нужно просто нажать кнопку Ctrl, находящуюся на лицевой панели справа от дисплея. Настройки режима работы площадки проводятся прямо внутри экрана — там нарисованы соответствующие виртуальные кнопки (рис. 5). Повторное нажатие кнопки Ctrl, или же кнопки Exit на лицевой панели, возвращает экран в режим индикации пэтча.

Сделав дисплей цветным, создатели не смогли остановиться и напичкали систему фоновыми картинками. При первоначальной загрузке нам показывают фотографию модуля, а при пролистывании пэтчей из-под квадратиков элементов структуры проглядывают размытые разноцветные фантазии, напоминающие фоновые картинки какого-нибудь Windows Media Player.

Кстати, несмотря на всяческие дополнения, загрузка операционной системы при запуске инструмента занимает по-прежнему около 35 секунд.

Вся основная архитектура синтеза, размеры постоянной и временной памяти — все осталось таким же. В справочном руководстве говорится об ограниченной совместимости текущей ОС со старыми пользовательскими пэтчами. Это касается пэтчей, созданных в операционной системе с номером от 1.0 до 1.51 включительно. Точнее, пэтчи на основе пресетных PCM-форм несовместимы вообще. Вероятно, потому, что набор пресетных волновых форм был изменен. Старые пэтчи на основе "аналоговых" осцилляторов и пользовательских семплов могут быть сконвертированы.

Мультитембральная работа, в классическом ее понимании, строится по-прежнему. Из экранного меню в режиме Patch Play вызывается пункт Info, который открывает страничку с названиями и номерами пэтчей, назначенных на каждую часть (Part). Здесь производится не только просмотр, но и собственно назначение пэтча. Активирование (включение) частей и назначение их на определенные MIDI-каналы производится из режима System, на экранной закладке Part MIDI. Из секвенсора мы получаем доступ ко всем частям перфоманса. С MIDI-клавиатуры можно проигрывать только тот пэтч, который был назначен на первую часть.

Для работы с компьютером используется режим под названием USB. Войдя в соответствующий экран, нужно выбрать, что именно будет определяться как внешний накопитель (external drive) для компьютера. Если нужно открыть доступ к внутренней памяти, нажимаем экранную кнопку Internal. Если открываем доступ к вставленной карте памяти, то нажимаем кнопку PC Card. Посредством USB-порта можно импортировать и экспортировать семплы. Импорт удобно использовать вместо классической записи через звуковые входы — он позволяет экономить время.

В системе появился еще один исполнительский режим работы. Он называется Rhythm Mode. Доступ к нему, как и к другим режимам работы модуля, открыт в меню режимов — Mode Menu (рис. 6). Вход в меню осуществляется нажатием кнопки Mode на лицевой панели синтезатора. Rhythm Mode используется для проигрывания наборов ударных — Rhythm Kits. Кстати, здесь в качестве фоновой картинки размещена стилизованная под старину фотография ударной установки.

Сама концепция создания ритмических наборов показалась мне довольно громоздкой. Попробую ее описать.

Любой набор (Kit) составляется из уже готовых барабанных пэтчей (Drum Patch), созданных в обычном режиме Patch. Барабанный пэтч отличается от обычного только раскладкой по клавиатурным зонам. В обычном, мелодическом пэтче чаще всего используется одна единственная зона, и нажатие любой клавиши запускает воспроизведение одного и того же, в сущности, звука. Drum Patch может использовать до 16 зон, и в каждой зоне может быть настроен собственный звук. Вот и вся разница.

Вспомним работу с зонами. Чтобы создать дополнительную зону, нужно войти в меню (Menu, в правом верхнем углу экрана) и выбрать в нем пункт Zone. Откроется окно настройки зон (рис. 7). Для облегчения работы пользователя в нижней части экрана есть три шаблонные кнопки: Single, Split, Drum. Если нажать вторую кнопку, то мы сразу разделим клавиатуру на две зоны, с границей по умолчанию на "средней До" (с1). А если нажать на третью, Drum, то сразу получим разбивку на 16 зон.

Настраивать границу любой зоны можно вручную, изменяя номер MIDI-ноты в окошке (это координаты правой границы). Эта граница, по совместительству, служит левой границей для следующей зоны, и так далее. Просто нажимаем кнопку с номером зоны и сдвигаем границу. Наложение диапазонов в V-Synth по-прежнему невозможно.

Последовательно выбирая номер зоны в режиме Patch Play (номер виден в правом верхнем углу дисплея), забираемся в настройки элементов структуры (осцилляторы, процессоры COSM и т. д.) и изменяем звучание пэтча в данной зоне так, как нам нужно.

Вернемся к наборам ударных. Любой ритмический набор (Rhythm Kit) может адресовать не более 61 клавиши и может содержать в себе до пяти пэтчей типа Drum. Всего в системе есть четыре ритмических набора, которые все вместе используют строго двадцать последних пэтчей из того списка, который мы видим в режиме Patch Play. Это барабанные пэтчи с номерами от 493 до 512 (рис. 8). На рисунке видно, что исходные пэтчи укладываются в Rhythm Kit октавами. В одной октаве — строго один пэтч. Пять октав — это как раз пять пэтчей. Несложно заметить, что в режиме Rhythm Mode от каждого пэтча ударных (Drum Patch) используется только 12 зон (даже если в режиме Patch Play в этом же пэтче назначены все 16). Исключение составляет крайняя верхняя октава, где используется 13 зон.

Вот такие непривычные правила. И это еще не все. Находясь в Rhythm Mode, вы можете использовать не более 12 частей мультитембральности. Первая часть — ритмическая, остальные одиннадцать — обычные. Оставшиеся четыре части не используются совсем.

Чтобы войти в режим редактирования ритмического набора, нужно нажать на экране кнопку Setup, находящуюся слева от номера текущего набора. Или выбрать одноименную команду из экранного меню. Откроется окно настроек (рис. 9). Первая и вторая закладки внизу открывают доступ к индивидуальным настройкам уровня и панорамы для каждого звука (каждой MIDI-ноты). Как раз над этими ярлычками находятся индикаторное окошко, отображающее выбранную для редактирования ноту, и две кнопки пролистывания нот. Выбрав ноту, настраиваем звук так, как нам нужно. Повыше окна с номером ноты на дисплее отображаются номер пэтча и номер зоны, соответствующие редактируемой ноте.

Кроме перечисленных параметров, для каждого звука индивидуально настраивается посыл на три процессора эффектов. При этом необязательно всякий раз переключаться по одноименным закладкам рабочего окна — они лишь открывают визуальное отображение установок данного параметра для всех клавиш (картинка здесь похожа на обычную гистограмму). Все настройки выбранной ноты можно провести быстрее, просто вращая по очереди нарисованные на экране потенциометры. А потом уже открыть последовательно графические изображения и просмотреть общую картину настроек.

Если нажать на экране кнопку Select Note by Kbd (у меня на экране модуля она называлась "…by MIDI", в отличие от нарисованной в руководстве), то любая нота выбирается прямо с клавиатуры, без последовательного перелистывания.

Нажатием кнопки ОК внизу мы подтверждаем окончание настроек и возвращаемся в основное окно Rhythm Play.

Теперь перейдем в обычный режим Patch Play (рис. 10) и рассмотрим появившиеся обновления.

Прежде всего, заглянем в секцию осцилляторов. Аналоговые осцилляторы приобрели несколько новых базовых волновых форм (рис. 11). В первой версии ОС их было всего девять, теперь стало четырнадцать. Строго говоря: тринадцать волновых форм плюс одно средство управления (о нем немного дальше). На рис. 11 новые формы идут подряд по списку, сразу после шума (noise). Это LA-Saw и LA-Square, Super Saw, Feedback-Osc и X-Mod-Osc.

Волновые формы LA-Saw и LA-Square (LA — сокращение от Linear Arithmetic) имитируют формы, которые использовались в синтезаторе Roland D50. В чистом виде они звучат мягче, чем обычные пила и прямоугольник, и имеют несколько более "короткий" спектр в высокочастотной области. Пила типа LA использует инверсию функции в фазе спада импульса, с заметной точкой перегиба амплитудной огибающей. Я записал чистые образцы в звуковой редактор и снял изображения обычной и LA-пилы. Их можно посмотреть на рис. 12. Сверху представлена обычная пила, снизу — типа LA.

На рис. 13 представлена аналогичная пара прямоугольных волновых форм: обычная (сверху) и LA (снизу). В прямоугольном LA-сигнале наиболее существенные отличия от обычной формы импульса заметны на фронтах. На верхнем изображении хорошо видны переходные процессы, вызванные быстрым изменением амплитуды импульса (или разрывом функции). На нижнем изображении переходные процессы практически отсутствуют, что может быть обусловлено принудительным сглаживанием импульсов. Возможно, здесь используется более сложная функция. Кроме того, мне показалось, что на промежутке между фронтами "линейно-арифметический" импульс имеет несколько больший спад амплитуды.

Super Saw, Feedback-Osc и X-Mod-Osc имитируют волновые формы, которые использовались в синтезаторах Roland JP 8000/8080. Только в V-Synth их базовые свойства значительно расширены, поскольку пользователь имеет возможность контролировать ряд параметров исходной волны.

Super Saw можно представить как пилообразный импульс с наведенными гармониками. Вместо четкого одиночного "зуба" здесь присутствует нечто вроде горного пика — на фронте и спаде главного импульса явно выражены прицепившиеся мелкие дополнительные зубцы. И спектр этой волновой формы очень плотный. По звучанию волновая форма представляет собой практически готовый аналоговый стрингс. В пользовательском руководстве про эту волновую форму сказано, что она звучит как "семь пилообразных форм, играющих одновременно". Для "суперпилы" есть даже специальный параметр Detune, заведующий относительной расстройкой этих семи виртуальных слагаемых.

Однажды, разбирая пэтчи синтезатора Clavia Nord Modular G 2, я нашел образец, предлагающий аналоговый стрингс. Там для достижения нужного звучания (очень похожего, кстати) тоже использовались семь параллельно включенных осцилляторов с пилообразной формой волны. Поэтому я склонен поверить в указываемую компанией Roland "семикратность" волновой формы.

Feedback-Osc предназначен для создания жестких и агрессивных звуков. В настройках действительно содержится регулятор обратной связи, слышимая работа которого чем-то напоминает результат возникновения паразитной обратной связи в электрогитаре, подключенной к комбику.

Про X-Mod-Osc в руководстве пользователя сказано, что "это когда первый осциллятор изменяет частоту второго осциллятора". Действительно, данный вид осцилляции доступен только в первом осцилляторе, а в списке форм второго осциллятора X-Mod отсутствует. Результат его воздействия на второй осциллятор для слуха воспринимается как жуткий симбиоз частотной модуляции и обычной синхронизации. Если же отключить второй осциллятор, то в первом от всей этой кроссмодуляции остается обычная пилообразная волновая форма, которую можно модифицировать, например, собственным параметром Fat.

В процессорах COSM появился новый тип обработки — TB Filter. Это симулятор фильтрующей цепи инструмента Roland TB 303. Он имеет ФНЧ с резонансом и ФВЧ без резонанса, а также генератор LFO, влияющий на частоты среза обоих фильтров. Каждый фильтр имеет четырехстадийную огибающую. Звучание фильтров, в принципе, похоже на оригинал, только для достижения подобия придется повозиться явно больше, чем в самом TB 303. Во-первых, не рекомендуется "портить" чистую волновую форму осцилляторов расстройками и параметрами Fat, чтобы не отходить от канонических форм. Во-вторых, нужно тщательно выстраивать огибающую фильтра и ее чувствительность к скорости нажатия на клавишу, что в сумме позволяет акцентировать работу фильтра. И если аккуратно все настроить, то звук получится вполне похожим на TB 303. Если же не требуется стопроцентного соответствия тембра, то у вас полностью развязаны руки.

Для ручного управления звуком пэтча в реальном времени удобно использовать потенциометры E1-E8, расположенные справа от дисплея на лицевой панели синтезатора. На каждый потенциометр заведен один параметр какого-либо элемента структуры пэтча: осциллятора, процессора COSM или TVA. Текущее назначение параметра можно прочитать на дисплее в режиме Patch Play. Рядом с нарисованными ручками и слайдерами будут показаны маленькие красные квадратики, внутри которых стоит номер того потенциометра на панели, на который назначено управление.

Карту назначений параметров на регуляторы можно менять. В системе есть восемь пресетных предустановок и восемь пользовательских. Чтобы в текущем пэтче изменить перечень параметров управления, назначенных на каждый из панельных регуляторов, достаточно вызвать из экранного меню пункт Global Knob. В нижней части экрана появятся два ряда по восемь кнопок. Кнопки верхнего ряда открывают доступ к одной из пресетных конфигураций, а в нижнем ряду мы переключаемся по пользовательским назначениям (рис. 14).

Но здесь мы можем только выбирать готовые предустановки. Чтобы перезаписать перечни параметров в пользовательских наборах, нужно забраться в режим System и в разделе Controller открыть закладку E1-E8 Knob. Там можно назначить выбранные параметры на каждый из восьми панельных регуляторов и сохранить полученный набор (рис. 15).

Во второй версии операционной системы появилось понятие категории пэтча. Соответственно, существует и поиск по категориям. В главном окне режима Patch Play (см. рис. 10) слева от имени и номера текущего пэтча находятся две кнопки. Одна называется List — она, как и прежде, открывает доступ к общему списку пэтчей, по порядковым номерам. Вторая открывает доступ к тому же списку, но уже распределенному по категориям. На этой кнопке всегда показано название категории, к которой принадлежит текущий пэтч. Нажав ее, мы сразу попадаем в открытый список пэтчей данной категории. По бокам экрана в этом режиме будут располагаться кнопочки с названиями всех существующих категорий. Одно нажатие — и вы попали в список пэтчей другой категории. Всего здесь есть 15 именованных категорий плюс одна безымянная. Называются они так: Synth, Lead, Pad/String, Vox/Choir, Piano/Kbd, Bass/Guitar, Winds, Bell/Mallet, Melo Seq, Rhy Seq, Arpeg, FX/Ambi, Ethnic, Drum/Perc, Combi/Others, No Assign.

В диалоговом окне сохранения пэтча появилась дополнительная кнопка Category, открывающая список существующих категорий для привязки пэтча.

Шаговый модулятор
В системе появился новый тип модуляции под названием Multi Step Modulator, то есть шаговый модулятор. Его также можно представить как шестнадцатишаговый секвенсор, в каждом шаге которого записывается величина модулирующего воздействия на выбранный параметр.

Напомню, что V-Synth содержит еще один шаговый секвенсор — это редактор паттернов арпеджиатора. На первый взгляд может показаться, что оба этих секвенсора, хотя и выглядят по-разному, но делают примерно одинаковую работу. В некоторых частных случаях так оно и есть. Однако шаговый модулятор имеет уникальные средства управления, которых нет в паттерновом арпеджиаторе.

Модулятор вызывается из окна общих свойств пэтча (Common) — там появилась закладка Step Mod (рис. 16). Модулятор содержит четыре управляющих паттерна, которые здесь называются треками. В нижней части окна расположены четыре закладки, открывающие доступ к программированию каждого трека, и четыре кнопки, активирующие паттерны (треки). Есть также главная кнопка включения модулятора (секвенсора). Он работает в текущем темпе, который установлен в свойствах пэтча (на страничке управления арпеджиатором).

Существенно то, что шаговый модулятор работает независимо от состояния арпеджиатора, хотя и в синхронном с ним темпе. То есть, он может работать независимо от того, включен ли арпеджиатор или выключен. При совместной и при раздельной их работе получаются различные результаты. В первом случае, скорее всего, каждая нота арпеджио будет отличаться от другой ноты высотой или тембром. Во всяком случае, это первое, что обычно приходит в голову при программировании. С отключенным арпеджиатором можно получить непривычные эффекты. Представьте, что вы взяли ноту продолжительностью, скажем, в один такт. Она звучит непрерывно, и в это же время из-за модуляции параметров непредсказуемым образом изменяется характер ее звучания. Это уже в какой-то степени можно считать морфингом.

Каждый трек имеет независимую секвенцию и управляет отдельным параметром. В верхней части экрана располагается собственно секвенсор, или поле управления. В поле секвенсора можно прикосновением пальца "вытягивать" величину смещения параметра в каждом шаге. Можно также пользоваться нарисованными потенциометрами, или восемью регуляторами Е1-Е8 на лицевой панели. Последние в одно и то же время управляют или первой половиной паттерна (первые восемь шагов), или второй, и переключаются между этими половинами сразу всей группой. В рабочем окне любого трека можно индивидуально настроить количество шагов секвенсора (если их должно быть меньше шестнадцати) и установить размерность шага (Grid). Он соответствует продолжительности нот и имеет выбор из шести различных длительностей: от четвертной до тридцать второй. При воспроизведении секвенции текущий шаг отображается вспыхиванием маленького индикатора — их линейка расположена сверху, над рабочей зоной секвенсора.

Очень интересно программировать секвенции одновременно в арпеджиаторе и модуляторе. Меняя параметр Grid, можно добиться того, что на один цикл обычного арпеджиатора будут приходиться, например, два цикла шагового модулятора. Или три, или половина — все зависит от вашего желания. Подобрав значения Grid в модуляторе и арпеджиаторе, можно сделать так, что шаблон изменений параметров в модуляторе будет постоянно сдвигаться по тактовой сетке относительно рисунка арпеджиатора. То есть, каждый следующий такт, проигрываемый арпеджиатором, будет звучать не так, как звучал предыдущий. Общим останется только ритм.

Для каждого трека есть собственный параметр Key Sync. Он имеет три значения, которые можно выбирать, нажимая одну из трех кнопок, расположенных над кнопками включения треков. Если нажата кнопка Off, то секвенция живет собственной жизнью в текущем темпе, не обращая внимания на нажатие клавиш (Note On). То есть, нажимая клавишу, вы просто попадаете в произвольное место секвенции. В режиме Part секвенция в выбранном треке запускается заново всякий раз, когда приходит сообщение Note On, за исключением нот, сыгранных легато. Если же выбрать режим Voice, то секвенция будет перезапускаться при любом нажатии клавиши, даже при игре легато.

Кнопка Loop включает или отключает циклическое воспроизведение секвенции. В последнем случае, после запуска она проигрывается один раз и останавливается.

В маленьком окошке Dir (или Step Modulator Direction) задается последовательность, в которой будет воспроизводиться секвенция. Есть три прямых (Fwd) и три обратных (Bwd) варианта. Если считать, что в секвенции 16 шагов, то прямое проигрывание будет таким. В первом варианте — шаги с 1 по 16, затем опять 1, и так далее по циклу. В варианте Fwd 2 проигрывание проходит с шага 1 до шага 16, затем возвращается на шаг 15, доходит до шага 2 и вновь запускается вперед с шага 1. Это можно обозначить как последовательность 1 — 16 — 1 — 16. Первый и последний шаг, таким образом, при каждой смене направления воспроизводятся по одному разу. Вариант Fwd3 тоже работает по принципу "вперед — назад", но воспроизводит обратную последовательность с полным количеством шагов, 1 — 16, 16 — 1 и так далее. То есть в этом случае крайние шаги звучат по два раза.

Три обратные последовательности проигрывания секвенции предлагают те же комбинации, только запускающиеся с последнего шага.

В маленьком окошке Zone выставляется номер зоны, на которую будет действовать шаговый модулятор.

Шаговый модулятор в некоторых случаях облегчает работу с редактором паттернов арпеджиатора. Вместо полноценной секвенции в редакторе можно записать просто ритмическую последовательность нот на одной высоте, не задумываясь о мелодии. А ее, в свою очередь, изобретать в шаговом модуляторе, где процесс подбора выполняется быстрее и удобнее, буквально на лету. С контроллерами тоже удобнее работать в шаговом модуляторе, однако их набор будет ограниченным. Поэтому для программирования сложных изменений звука все-таки придется использовать возможности редактора паттернов. А вообще оба этих секвенсора прекрасно дополняют друг друга.

Изменение параметров в модуляторе может происходить или плавно, или дискретно, шагами. На рис. 16 изображен как раз ступенчатый переход. Он похож на линейчатый график, или гистограмму. Таким способом удобно модулировать высоту тона в осцилляторах при включенном арпеджиаторе, чтобы получить акцентированную мелодическую последовательность. Режимы работы выбираются при помощи двух кнопок, расположенных в нижней части экрана. На них написано Step и Smooth, и нанесены соответствующие пиктограммы. Чтобы переключиться в режим плавного изменения параметра, достаточно нажать вторую кнопку.

Sound Shaper
V-Synth приобрел очень полезную макрофункцию. Она называется Sound Shaper и предлагает быстрые шаблоны для создания основы звука в нужной категории. Это может быть бас (несколько типов), подклад, сольный звук, стрингс, пиано, орган и множество других. Функция доступна из экранного меню (рис. 17). Сущность работы этой функции заключается в том, что она самостоятельно подбирает структуру, волновые формы, все параметры осцилляторов и процессоров COSM, и даже эффектов, таким образом, чтобы пользователь получил максимально готовый к употреблению пэтч. Ручная доводка пэтча после этого требуется минимальная, и в целом процесс получения нужного звука занимает значительно меньше времени, чем в случае полностью ручного его создания.

Вызвав функцию, мы получаем на дисплее синтезатора примерно такую картинку, как показано на рис. 18. Это два списка с прокруткой. Слева расположен список групп (или категорий) звуков, справа — перечень конкретных шаблонов для выбранной группы. Например, для указанной на рисунке группы Poly Synth обнаружился такой список шаблонов: Dynaphase, Megasaws, Planet Poly, Poly Euro, Saw Talker. В группе Synth Bass (на рисунке ее не видно) шаблоны другие: Analog Bass, Analog Attack, Dual Bass, Hard Bass, Mini Bass, Perc Bass, TB-V1 и TB-V2. В группе органов можно найти, например, Pipe Organ и Vintage Organ, в группе Strings среди прочих есть шаблон скрипки соло и SH09 Strings. В общем, конечных шаблонов достаточно много.

Выбрав группу и шаблон, нажимаем на экране красную кнопку Enter. Система в течение нескольких секунд проводит расчет параметров, после чего выводит на дисплей новое окно (рис. 19).

В этом окне появляются органы управления восемью параметрами, которые, с точки зрения системы, играют наиболее существенную роль в звучании пэтча, созданного по выбранному шаблону. Обычно это параметры каждого осциллятора, COSM и TVA. Для доводки тембра звука можно воспользоваться как нарисованными регуляторами, так и реальными, на панели управления. В этом режиме они автоматически назначаются на управление указанными в окне параметрами.

Если нажать кнопку с условным обозначением окна Time Trip (окружность с координатными осями), то откроется окно настроек этой площадки управления. Здесь можно установить пределы, в которых будут изменяться четыре параметра (по два для каждой оси) при скольжении пальца от одного края площадки до другого.

Настройки эффектов можно провести, переключившись на экранную закладку с названием FX.

Завершив создание пэтча, нажимаем кнопку Finish в нижнем углу экрана и попадаем в привычное окно режима Patch Play.

Здесь можно продолжить изменять параметры или сразу сохранить пэтч — все в ваших руках.

Звуковые примеры
Для наглядной иллюстрации звукообразующей способности V-Synth я приготовил несколько звуковых примеров. В первом примере показан образец классической работы системы VariPhrase, позволяющей изменять высоту семпла, не изменяя скорость его воспроизведения и формантную структуру. Файл называется Da_V_Code, по названию первого пэтча. Здесь хорошо слышно, что разновысотное пение происходит абсолютно синхронно. До этого я никогда не думал, что код да Винчи можно спеть... Это наводит на мысль, что данный пэтч — своеобразная популяризация одноименной книги.

Файл DoubleKickBass показывает образец баса, созданного на скорую руку с помощью функции Sound Shaper. Файл Vox_Lead демонстрирует одноголосный пэтч под названием LetMePray из категории Vox Choir. В качестве основы в нем использован заводской семпл с названием Voc Indian, немного обработанный питч-шифтером. В качестве экзотического соло пэтч смотрится очень неплохо.

Файл DrumKit_Soul показывает одноименный заводской пэтч типа Drum. Набор звуков лично для меня неинтересный. Я считаю, что все заводские пэтчи ударных следует заменить на собственные, созданные кропотливым трудом или вытащенные из хороших библиотек. Тогда и наборы ударных в режиме Rhythm Mode будут интересными и востребованными. А в исходном виде они довольно скучны.

Среди готовых подкладочных звуков мне встретились несколько весьма достойных образцов. Один из них показан в файле Pad_Ocean. Простая фраза проигрывается два раза, затем звук смещается на октаву вверх. Второй проход фразы выполнен с большей силой нажатия клавиш, что заметно по более яркому и открытому звуку.

Еще один образец подклада можно прослушать в файле Pad_Solar_Circle. Пэтч использует ритмизированный семпл в одном осцилляторе и аналоговый синтез в другом. Объединение двух таких простых слагаемых дает, на мой взгляд, весьма романтический результат.

В файлах Bass_Seq1 и Bass_Seq2 показаны пэтчи с басовыми секвенциями, записанными в паттерн арпеджиатора. В первом случае при воспроизведении пэтча я немного крутил ручки управления частотой среза и резонансом фильтра, а также немного подкручивал параметр Pulse Width одного из осцилляторов. Второй файл "списан" с пэтча, который содержит в названии намек на имитацию TB 303. Здесь я крутил вручную только частоту среза и резонанс фильтра, вначале медленно, классической разверткой, а затем акцентируя звучание почти каждой отдельной ноты. На мой взгляд, имитация очень неплохая. Кстати, фильтр здесь использован самый обычный, а никакой не TB Filter.

Работу новоприобретенного фильтра (типа TB) в содружестве с шаговым модулятором показывают последние три примера. В файле StepMod_TB показан образец пэтча, в котором использован монотонный паттерн арпеджиатора и шаговый модулятор, изменяющий высоту нот в этом паттерне. Вручную изменялись частота среза и резонанс фильтра.

Звуковой пример StepMod_TB_2 показывает работу шагового модулятора одновременно по трем трекам. Секвенция в первом треке управляет высотой тона осциллятора (дискретная модуляция), второй и третий треки модулируют, соответственно, частоту среза и резонанс фильтра типа TB, выбранного в процессоре COSM. Для параметров фильтра использовалась скользящая модуляция типа Smooth. Первые два такта в файле (около 1,7 секунды) воспроизводят обычный паттерн арпеджиатора, затем включается шаговый модулятор с заранее подготовленными секвенциями.

В примере StepMod_TB_3 я использовал несколько более активную работу шагового модулятора. Во-первых, здесь чаще меняется высота нот в паттерне, почти на каждом шаге фразы. Во-вторых, треки, управляющие частотой среза и резонансом фильтра (использовалась сглаженная модуляция), несколько рассинхронизированы между собой. Для параметров Cutoff и Resonance использовались неодинаковые секвенции, и в треках были установлены разные величины параметра Grid. Как результат, одна секвенция как бы скользит относительно другой. И в двух соседних фразах одинаковый номер шага секвенции звучит с небольшими различиями, поскольку на этот шаг приходятся неодинаковые комбинации параметров фильтра.

Там, где записана относительно длинная развертка фильтра, слышно его характерное "резиновое" покрякивание. Однако, в точности оценить похожесть фильтра на реальный прототип здесь не очень просто, поскольку исходный звук осцилляторов не вполне соответствует формам, которые производит TB 303.

Карты расширения
Вскоре после выхода в свет синтезаторов V-Synth компания Roland выпустила для них карты расширения VC-1 и VC-2, превращающие синтезатор в совсем другой инструмент. Клавишная версия синтезатора требует выключить питание и, после установки карты, вновь его включить, чтобы загрузить новый инструмент. В звуковом модуле не требуется отключать питание. Модель V-Synth XT уже содержит функции обеих карт. Чтобы выбрать новый инструмент в процессе работы, нужно просто нажать кнопку V-Card, расположенную слева от дисплея. Дисплей при этом покажет меню быстрого переключения (рис. 20), где нужно выбрать требуемый инструмент. Переключение занимает несколько секунд, после чего появляется интерфейс выбранного устройства.

VC-1 D-50
Первая карта расширения дает в руки музыканта точную копию легендарного инструмента Roland D50, выпущенного в 1987 году. Как пишет компания Roland в своих пресс-релизах о расширенном синтезаторе: "он не просто звучит как D50, он и есть D50". Под этим подразумевается, что карта имеет функционал, полностью скопированный с оригинала, а также все оригинальные заводские пэтчи.

Кроме "исторических" пэтчей, вроде широко известных Fantasia или Digital Native Dance, здесь содержится приличный дополнительный набор. Пэтчи организованы в банки, по 64 штуки в каждом — то есть так же, как это устроено в синтезаторе D50. Всего есть шесть пресетных банков. Первый банк содержит оригинальные пэтчи D50. Во втором находятся новые пэтчи, записанные именно для VC-1. Они содержат более крупные волновые формы, которые технологически невозможно было разместить во внутренней памяти настоящего D50. Четыре оставшихся банка содержат пэтчи из отдельных звуковых библиотек для D50/550.

Кроме пресетных банков, пэтчи в которых нельзя перезаписать, есть восемь так называемых "внутренних" банков. По сути, это обычные пользовательские банки, куда можно записывать собственные пэтчи. Шесть из них по умолчанию заполнены копиями пресетных пэтчей, оставшиеся два банка — пустые.

Структура синтеза при детальном рассмотрении действительно повторяет таковую в D50. Если использовать принятую терминологию, то мы видим: два Обертона в Тоне, два Тона в Пэтче, семь Структур, задающих способ получения Тона. Две Структуры, показывающие варианты сложения Обертонов в Тоны, показаны на рис. 21. В качестве обертонов могут использоваться как семплы, так и синтезированные звуки. Обертоны могут просто складываться или же перемножаться в кольцевом модуляторе.

Полный перечень структур, вызываемый из окна настроек Тона, показан на рис. 22. Здесь буква "P" означает "PCM", то есть семпл, S — синтезатор (его звук), R — кольцевой модулятор.

Есть девять режимов работы клавиатуры (Key Mode), определяющих раскладку по ней Тонов Пэтча и использование ими полифонии. Не забыт здесь и режим Chase, для включения которого предусмотрена отдельная кнопка. Это режим легкого отставания в воспроизведении нижнего тона (Lower Tone) от верхнего тона (Upper Tone). Есть несколько вариантов этого отставания с регулировкой времени задержки.

Для VC-1 есть возможность сохранять пэтчи в компьютере, а также обмениваться банками пэтчей между VC-1 и реальными D50/550.

Хочется отметить, что для редактирования такой массы параметров дисплей V-Synth подходит очень хорошо. В чем-то он даже удобнее стандартного программатора PG1000. Например, вид Структуры Тона на дисплее нарисован в виде маленьких схем. Нажал пальцем на картинку — выбрал структуру. Не нужно открывать руководство пользователя или держать названия структур в памяти.

Да и все прочие параметры очень просто найти по экранным закладкам (рис. 23). Есть и некоторые дополнения, которые не меняют смысла работы прибора, но облегчают общение с ним. Через некоторое время уже сложно себе представить, как можно обходиться только узким дисплеем и несколькими кнопками на панели "тех" старых синтезаторов.

Изображенный в главном окне пэтча виртуальный джойстик, аналог которого применяется для управления звуком в D50, в варианте V-Synth XT, к сожалению, не функционирует. Он работает только в клавишной версии синтезатора — роль джойстика там исполняет площадка Time Trip Pad.

Зато восемь панельных регуляторов свободно назначаются на управление параметрами синтеза. Можно выбирать любой из параметров, относящихся к Обертону, Тону или Пэтчу — в перечне их около сотни. Чтобы открыть страницу назначений, достаточно нажать кнопку в левом нижнем углу экрана. В открывшемся окне (рис. 24) будут нарисованы восемь панельных регуляторов, и рядом с каждым из них в светлом поле — название параметра, которое можно менять. Нажимаем пальцем в нужное окошко с названием, чтобы его выделить, и нажимаем кнопку List внизу экрана. Откроется перечень всех параметров, любой из которых можно прицепить к выбранному потенциометру.

В рамках этой статьи я не буду углубляться в описание принципов работы D50. Все-таки это не является основной темой; кроме того, концепция работы D50 вряд ли проще, чем концепция самого V-Synth. Например, где это видано, чтобы Тоны, будучи уже собранными в Пэтч, продолжали, тем не менее, самостоятельную жизнь? В синтезаторе D50 это используется (рис. 25). В настройках выходного режима определяется, в какой последовательности Тоны появляются на выходе, и как они используют встроенный ревербератор. Используя четыре выходных режима, можно сделать так, что ревербератором будет пользоваться только верхний, или только нижний тон, или оба одновременно. Прямой сигнал в последнем случае может поступать на стереовыход в виде микса верхнего и нижнего тонов, или же эти тоны будут независимо поступать на левый и правый каналы.

В общем, здесь много нюансов, которые целесообразно изучать с мануалом в руках. Общие сведения об этом синтезаторе можно найти, например, в статье, опубликованной в августовском номере МО за 1999 г.

Когда читаешь заявление, что "он и есть D50", возникает желание проверить, насколько это соответствует действительности. Поэтому было решено сравнить звучание виртуального D50 с его реальным прототипом. Для сравнения использовалась рэковая версия синтезатора, D550, с программатором PG1000. Собственно, с программатором я занимался недолго, сравнивая, насколько схоже в нем и VC-1 действуют одноименные регуляторы. Разницы я не нашел. И залезать глубоко в настройки не стал, уж очень много там параметров. Чтобы упростить работу, я стал поштучно отключать частичные тоны (Partial) в пэтчах того и другого прибора и слушать изменения тембра. VC-1 имеет специальные кнопочки Partial Mute, позволяющие мгновенно отключать или включать частичный тон. Однако в PG1000 подобной щедрости нет, и уровни тонов приходилось прибирать поочередным движением слайдеров.

Затем я стал прослушивать просто готовые пэтчи поочередно в одном и в другом приборах. Да, один звук, одинаковая реакция на схожие приемы игры. В пэтче Digital Native Dance в VC-1 обнаружилась несколько измененная скорость петли, но если не пытаться синхронно брать звук двух синтезаторов, то звучат они очень похоже. Образцы звучания этого пэтча, списанные поочередно с двух синтезаторов, можно прослушать в файлах VC1_DigiNatDance и D550_DigiNatDance.

Кроме этого, я записал образцы звучания пресета Staccato Heaven. Их можно прослушать в файлах VC1_StaccHeaven и D550_StaccHeaven.

В процессе записи обнаружилось, что звуковые выходы D550 ограничены сверху на частоте около 16 кГц, — это проверялось по сонограмме записанного звука. Выходы V-Synth показали полосу пропускания до 21 кГц (при частоте выходных конвертеров, установленной на 44,1 кГц). Эта разница заметна для слуха при воспроизведении синтетических воздушных пэтчей и отсутствует при воспроизведении, например, звуков органа, которые принципиально имеют ограниченный спектр.

В любом случае общее впечатление похожести не страдает. Полоса пропускания выходных конвертеров хоть и важна, но в данном случае играет не первую роль. Главное здесь — строение эффективной части спектра, структура гармоник. Очень приятно было сравнивать сонограммы одноименных пэтчей, полученные при записи с D550 и V-Synth XT. Все специфические полосы спектра в них полностью совпадают. Именно они и создают основу слышимого тембра.

Еще пара звуковых примеров показывает звучание электроорганных пэтчей в обеих системах. Файлы называются D550_Slow Rotor и VC1_Slow Rotor.

Звучание пресетов настолько похоже, что я решил сделать комбинированную запись. В микшерном пульте, куда заведены выходы синтезаторов, я установил встречное панорамирование на двух входах. Звук с выхода V-Synth сместил полностью в левый канал, а выход D550 направил в правый. При игре оба синтезатора звучали одновременно, но в разных стереоканалах. Такой способ коммутации представляет собой более суровое испытание для синтезаторов, поскольку дает возможность услышать даже очень небольшую неодинаковость звука — стереообраз от этого мгновенно исказится.

Таким образом я записал образцы звучания еще двух пэтчей: под номерами 41 и 65. Один из них называется Shamus Theme (файл P41_VC1_D550), другой — JX Horns-Strings (файл P65_VC1_D550). На мой взгляд, они оба звучат слитно, как всякий нормальный пэтч. По сравнению с простым пэтчем, сыгранным только на одном синтезаторе, появляется чуть больше объема, пространственности. Да и это, отчасти, может быть связано с микрозадержкой в MIDI-управлении, поскольку модуль D550 был подключен последовательно, к разъему MIDI Thru на V-Synth.

Напоследок предлагаю прослушать, как звучат два пэтча из тех, что были специально созданы для VC-1. Они называются VC1_special_1 и VC1_special_2.

В первом из них показан звенящий подклад со своеобразными "восточными" оттенками. Подобные тембры мне встречались в работах таких композиторов, как Vangelis и Kitaro.

Второй пэтч представляет собой ритмизированный подклад, который можно рассматривать как своеобразную альтернативу пэтчу Digital Native Dance. Только здесь ритмическая составляющая выражена гораздо смелее и ярче. Такой звук и в самом деле отражает дух соответствующей эпохи. По моим ощущениям, подобным звучанием вполне могли бы воспользоваться музыкальные коллективы восьмидесятых годов прошлого века, например, Secret Service.

VC-2 Vocal Designer
Вторая карта расширения превращает V-Synth в процессор голосового моделирования. На первый взгляд он может показаться обычным вокодером. Отчасти это соответствует действительности, только прилагательное "обычный" следует убрать. Типичный вокодер чаще всего пытается превратить естественный человеческий голос в искусственный. Vocal Designer умеет все это делать, но предлагает гораздо больше возможностей, поскольку его главная задача — моделировать голос, а вовсе не искажать.

Поскольку VC-2 является частью системы V-Synth, то он пользуется всеми ее возможностями. При старте системы в оперативную память загружается проект (project). Его можно загружать как из внутренней памяти, так и из памяти карты, вставленной в слот PC Card. Один проект может содержать до 448 пользовательских пэтчей и до 127 волновых форм (семплов) с различными системными настройками. Есть 64 готовых пресетных пэтча.

Данные из внутренней памяти (семплы и пэтчи) и из памяти дополнительной карты могут быть сохранены в компьютере. Для этого следует воспользоваться соединением через порт USB.

Входные и выходные разъемы в режиме VC-2 работают не в точности так, как в обычном режиме V-Synth. Цифровой вход не используется совсем. Аналоговый вход работает только по левому каналу — правый джек не используется. Вторая пара аналоговых выходов (Direct Out) выводит сигнал непосредственно с микрофонного предусилителя без какой-либо обработки.

Итак, для чего же предназначен Vocal Designer? Он может преобразовывать поступающий с микрофонного входа человеческий голос в другой голос, или в хор человеческих голосов. Дополнительные изменения в характер звучания можно вносить в реальном времени. Моделирование можно использовать в режиме вокодера, когда звук поступает на выход только при одновременном пении в микрофон и нажатии на клавишу MIDI-клавиатуры. Высота тона при этом определяется нажатой клавишей. Но можно воспользоваться функцией Auto Note Switch, и тогда можно петь в микрофон, не нажимая клавишу — преобразованный звук все равно будет поступать на выход. Высота ноты при этом определяется автоматически, "экстракцией" из входящего сигнала. Поскольку скорость экстракции не мгновенна, при быстрой смене высоты входящего звука могут получаться забавные "плавающие" эффекты.

Моделирование может быть одноголосным или многоголосным. Первый случай — это классический вокодер с несущим сигналом синтезаторного типа. Многоголосное моделирование используется для имитации различных хоров.

Сигнал на обработку можно отбирать также с линейного входа. В принципе, к нему можно подключать любой источник звука, например, другой синтезатор.

VC-2 может проигрывать пресеты, используя в качестве управляющего сигнала внутренний источник. Обычно это голосовой семпл.

Внутренняя структура VC-2 показана на рис. 26. Секция создания несущего звука (Carrier) генерирует сигнал, который будет составлять основу получаемого звука. Упрощенно, здесь определяется тембр будущего звука и высота ноты. Секция модулятора является поставщиком входящего сигнала для вокодера, используя микрофонный (линейный) вход или внутренний волновой источник. Собственно вокодер извлекает формантные данные (то есть, условно, голосовую составляющую) из сигнала модулятора и внедряет их в основной сигнал (carrier). Секция эффектов доводит звук до нужной кондиции.

Все пэтчи VC-2 построены на основе какого-либо алгоритма. Всего есть двенадцать алгоритмов, определяющих параметры и тип пэтча. Их перечень таков: Modeling Choir, Modeling Vocal, Modeling Analog Voice, Vocoder Choir, Vocoder Solo, Vocoder Vintage, Polyphonic Pitch Shifter, Keyboard Choir, Keyboard Vocal, Keyboard Analog Voice, Processor Type 1, Processor Type 2.

По первому слову в названии алгоритма несложно заметить, что все алгоритмы разбиты на группы. Группа Modeling содержит алгоритмы, заведующие моделированием, то есть созданием практически настоящего голоса. Хоровой алгоритм производит хор из человеческих голосов (он полифоничен). Вокальный алгоритм производит сольные вокальные звуки. Причем в обоих случаях производитель указывает на "extremely clear", то есть на чрезвычайно чистый (читай — похожий) звук. Аналоговое моделирование позволяет создать "говорящий" синтетический звук. Он использует относительные "чистые" волновые формы, что позволяет добиваться более тонких оттенков звука, чем в классическом вокодере.

Группа вокодерных алгоритмов предлагает традиционные для таких приборов звуки. Здесь есть хоровой и сольный алгоритмы, а также имитации классических образцов (Vintage).

Алгоритм Polyphonic Pitch Shifter изменяет форманты проходящего сигнала, иногда искажая звук до неузнаваемости. В особенности занятно говорить в микрофон, включив дополнительно функцию Growl и изменяя ее параметры. Можно получить голос монстра любой степени ужасности. Высота исходящего звука здесь также определяется номером нажатой клавиши.

В группе Keyboard алгоритмы не пользуются входящим с микрофона голосом. Вместо него применяются внутренние семплы, имитирующие голос. Пользователь может добавить собственные, более натуральные семплы. Для проигрывания такого пэтча не нужно петь в микрофон, достаточно просто нажимать на клавиши. В остальном же алгоритмы аналогичны группе Modeling, предлагая имитацию хора, сольного голоса и говорящего синтезатора.

В процессорной группе алгоритмов для ввода звуков дополнительно используется линейный вход.

VC-2 имеет несколько режимов работы. Часть из них очень похожа на режимы самого V-Synth, например, Disk, USB, Factory Reset, Patch. В режиме Wave проводится импорт семплов в рабочую область памяти, а в режиме System, кроме типовых мастер-настроек, содержится окно управления аккордовой памятью. Функция Chord Memory в представлении, наверное, не нуждается. Она воспроизводит аккорд по одной нажатой клавише. Для управления этой функцией отведен отдельный экран. Там содержится кнопка включения функции (Chord Memory Switch) и средства программирования аккордов для каждой ноты. Для облегчения ориентирования в центре экрана нарисована клавиатура, на которой красным цветом выделяются нажатые клавиши. Аккорд можно запрограммировать так, что каждая нота в нем будет появляться через заданный промежуток времени, выраженный в длительности нот. Доступны интервалы от восьмой с точкой до шестьдесят четвертой.

Кроме того, в системном режиме можно включить и настроить использование порта USB в качестве альтернативного аудиовхода. Смысл этой экзотической функции заключается в том, что порт USB используется в реальном времени и принимает как несущий, так и модулирующий сигнал для режима обработки Processor Type 1 и 2.

Есть несколько вариантов коммутации: Parallel, Mix, Mix Car, Mix Mod. Первый вариант означает, что сигнал левого канала используется как несущий, а сигнал правого — как модулирующий. Во втором случае оба канала микшируются и направляются равными порциями в цепь блоков Carrier и модулятора. Третий вариант проводит микширование каналов и направляет их в цепь генератора несущего сигнала. В последнем случае сумма двух каналов идет в цепь модулятора. Сигнал, поступающий в модулятор, всегда смешивается с сигналом, приходящим с микрофона (если таковой присутствует).

Рабочее окно системы в режиме пэтча показано на рис. 27. Внизу экрана видны пять закладок, открывающих доступ к соответствующим параметрам каждой секции. Все остальное, что видно на изображении, открывается на закладке Top. Шесть слайдеров и два вращаемых регулятора относятся к элементам управления в реальном времени. Их можно перемещать как пальцем на дисплее, так и вращением панельных регуляторов Е1-Е8, на которые эти параметры назначены. Над графическими элементами управления в рамках нанесены названия элементов структуры, к которым относятся регуляторы.

Назначения слайдеров понятны по их наименованиям. Это уровень микрофонного сигнала (приходящего в вокодер), уровень несущего сигнала, уровень обработанного сигнала (выходящего из вокодера), уровень необработанного (исходного) сигнала модулятора, уровни эффектов хоруса и ревербератора.

Верхний вращаемый регулятор Release действует так же, как и одноименный регулятор типового генератора огибающей. Он устанавливает время затухания несущего сигнала (carrier) после отпускания клавиши. Эта функция очень полезна при работе с хорами.

Нижний вращаемый регулятор динамически меняет свое назначение в зависимости от типа алгоритма, который работает в пэтче. В алгоритмах с названием Vocoder он регулирует яркость тембра (brightness), в моделирующих — выбирает тип формант вокодера. В алгоритме Polyphonic Pitch Shifter этот регулятор выбирает тип формант для питч-шифтера.

В верхней части окна пэтча находится включатель режима Chord Memory и индикатор текущего темпа. Слева от номера пэтча расположена кнопка — индикатор текущего алгоритма. Нажав эту кнопку, мы попадаем в окно Patch List, в которой осуществляется поиск пэтча по категориям (алгоритмам) или по порядковому номеру.

Микрофонный вход оснащен специальными "микрофонными" эффектами (Pre-Effect). Здесь есть эквалайзер, компрессор, лимитер и шумоподавитель (Noise Suppressor). Последний может работать как самостоятельно, так и в паре с компрессором или лимитером. Для установки параметров этих эффектов есть отдельные окна со своими закладками. Из экранного меню можно выбрать один из восьми готовых шаблонов входных настроек.

Если выбрать пэтч с алгоритмом Keyboard, то закладка Mic Setting меняется на Wave. В этом окне настраиваются свойства семпла, запускающего вокодер.

Третья закладка, Carrier, содержит набор элементов, управляющих осцилляторами несущего сигнала. В пэтче, построенном на алгоритме Poly Pitch Shifter, эта закладка меняет свое имя на название указанного алгоритма. Окно содержит соответствующие настройки питч-шифтера: типы формант, сдвиги частот, эквалайзер и прочие.

В окне Vocoder можно выбрать тип форманты (этот же регулятор есть в главном окне), уровень детектирования, атаку и затухание.

Настройки процессора эффектов в целом не отличаются от таковых в режиме V-Synth.

Имея сравнительно небольшое количество параметров, VC-2 довольно прост в управлении. Иногда вообще не приходится ничего крутить, поскольку все нужные звуковые нюансы извлекаются посредством голосового управления.

Чтобы продемонстрировать работу VC-2, я записал несколько звуковых примеров, которые и хочу предложить вашему вниманию.

Вначале предлагаю послушать несколько образцов сольного моделирования. Файл VC2_Female показывает моделирование женского вокала. В микрофон я честно старался говорить самым низким голосом, хотя высота нот все равно определялась нажатием клавиш. Голос получился не самый достоверный, но это недостаток семпла, который использовался в качестве несущего сигнала. Файл VC2_OnaGoodShip назван по имени пэтча, который был выбран для моделирования. Голос на выходе показался мне довольно смешным и каким-то нарочитым, хотя я говорил в микрофон обычным тембром. Мелодия также наигрывалась на клавиатуре.

VC2_GtrAmpVox показывает пэтч, работающий с алгоритмом Modeling Vocal, но с изрядной долей обработки эффектами, в частности, имитатором перегруженного усилителя.

Файл VC2_Trioinfernal записан с помощью пэтча из этой же группы. Здесь изображается, судя по названию, нечто вроде эстрадного трио. Лично мне, например, видится что-то вроде ансамбля бравых тружеников сельского хозяйства, выступающих прямо на поле во время уборки урожая.

В файле VC2_Solid Spread показана работа монофонического вокодера из группы Modeling Analog. Звук также запускается одновременной подачей голоса в микрофон и нажатием клавиш.

Файл VC2_Shifter Mod демонстрирует один из вариантов обработки голоса алгоритмом полифонического питч-шифтера. "Монстрообразующий" потенциал у данного алгоритма весьма высок. В особенности страшные голоса получаются при включении функции Growl.

Файл VC2_RetroChoir как будто изображает запись на магнитной пленке полувековой давности. Здесь использовался пэтч с алгоритмом Vocoder Choir. Хоровую партию я играл на клавиатуре, а слова "подсказывал" в микрофон.

В файле VC2_keyb_Choir показан пэтч мужского хора из группы Keyboard Choir. Соответственно, здесь микрофон не использовался.

Далее идут более показательные примеры, записанные с помощью пэтчей группы хорового моделирования. Причем, чисто мужские хоры, на мой взгляд, записаны наиболее хорошо. Смешанные — несколько хуже. В файле VC2_Mixed Choir приведен пример смешанного хора. Видимо, формантный анализ на нем спотыкается, не понимая, что же брать за основу: форманты мужских голосов или женских.

Файл VC2_Large Choir1 показывает голосовое управление пэтчем большого хора. Гармония и мелодия извлекались нажатием клавиш, а громкость и тембр изменялись под воздействием моего голоса. Обратите внимание, насколько естественно меняется тембр звучания смоделированного хора при изменении громкости. Когда поют в пиано, тембр мягкий, бархатный. При переходе в меццо-форте звучание умощняется, становится резче, напористей. Для этого я всего лишь стал громче петь в микрофон, естественным образом изменяя тембр собственного голоса и воздействуя тем самым на тембр хора, смоделированный системой. Результат разительно отличается от привычных синтезаторных хоров. При игре хоровыми звуками на обычном синтезаторе вынужденные манипуляции с громкостью и динамикой приводят к совершенно другому результату.

Аналогичный пример показан в файле VC2_Large Choir2. Только здесь я использовал более широкий динамический диапазон, от пианиссимо до форте. И знаете, мне очень понравилось петь, притворяясь большим хором. Работа с таким моделированием просто захватывает.

Представляете, насколько интересно работать композитору с хоровыми партитурами, когда он может их прослушать с нужными нюансами, еще не собирая хор на репетицию? Можно по ходу работы прослушать исполнение, максимально близкое к желаемому, и, при необходимости, внести поправки.

Однако если вы будете использовать живьем один экземпляр V-Synth, то он будет моделировать тембр и громкость примерно одинаково для всех партий вашего музыкального произведения. Настоящий хор — явление более динамическое, и одни голоса там могут переходить из пиано в форте, в то время как другие, напротив, начнут затихать. Чтобы добиться правдоподобия в исполнении сложных партитур, не обойтись без многодорожечной записи... или без трех-четырех аппаратов V-Synth с хорошими солистами.

Еще один образец хора, на этот раз камерного, показан в файле VC2_Gospel Choir.

Напоследок приведу несколько образцов работы VC-2 с другими звуками. На линейный вход подавался звук синтезатора (это был D550), который управлял моделированием.

В файле VC2_ext_inp1 записана работа алгоритма хорового моделирования под управлением пэтча Nylon Atmosphere. Вначале записан оригинальный звук с входа, затем уровень "сухого" сигнала был плавно снижен до нуля, с одновременным повышением уровня смоделированного звука. Относительная мягкость управляющего звука определяет относительную мягкость тембра на выходе.

В файле VC2_ext_inp2 аналогичным способом записан пример работы хоровой модели под управлением более жестких звуков, чем в первом примере. Здесь использован пресет Metal Harp.

В файле VC2_ext_inp3 показана работа алгоритма аналогового моделирования, управляемого пресетным звуком флейты из D550.

Заключение
После близкого знакомства с этим звуковым модулем у меня сложилось мнение, что если первый V-Synth представлял собой удивительный синтезатор, то V-Synth XT — вообще аппарат уникальный. Редкий случай, когда словосочетание "три в одном" не вызывает у меня отторжения.

Подведем итоги. Что может нам предложить V-Synth? Гибкий синтезатор и семплер с технологией VariPhrase, процессорами COSM и добротными шаблонами быстрого создания пэтчей. Два шаговых секвенсора, существенно увеличивающие потенциал инструмента, в особенности при использовании аналогового моделирования. Управление звуком в реальном времени при помощи площадки TimeTrip и восьми панельных регуляторов. Настоящий синтезатор D50, оснащенный улучшенным интерфейсом. И, наконец, система вокального моделирования с потрясающими способностями.

Жаль только, что аппарат потерял инфракрасный контроллер, весьма полезный при живом исполнении. Но в остальном он по-прежнему на высоте.

Собственно, мне почти нечего добавить. Аппарат действительно стоящий, во всяком случае, меня его потенциал даже удивил. Именно потенциал, а не готовые пэтчи. В нем найдут что-то нужное для себя музыканты самых различных направлений, от экспериментаторов до любителей ретро.

Инструменты часто оценивают по тому, позволяют ли они получить удовольствие от игры на них. Лично я такое удовольствие получил.

Звуковые примеры

Da_V_Code MP3 (219 Кб) WAV (2,34 Мб)
DoubleKickBass MP3 (85,4 Кб) WAV (925 Кб)
Vox_Lead MP3 (194 Кб) WAV (2,07 Мб)
DrumKit_Soul MP3 (157 Кб) WAV (1,68 Мб)
Pad_Ocean MP3 (449 Кб) WAV (4,82 Мб)
Pad_Solar_Circle MP3 (400 Кб) WAV (4,3 Мб)
Bass_Seq1 MP3 (360 Кб) WAV (3,85 Мб)
Bass_Seq2 MP3 (370 Кб) WAV (3,97 Мб)
StepMod_TB MP3 (423 Кб) WAV (4,55 Мб)
StepMod_TB_2 MP3 (137 Кб) WAV (1,46 Мб)
StepMod_TB_3 MP3 (217 Кб) WAV (2,33 Мб)

VC1_DigiNatDance MP3 (141 Кб) WAV (1,5 Мб)
D550_DigiNatDance MP3 (141 Кб) WAV (1,51 Мб)
VC1_StaccHeaven MP3 (109 Кб) WAV (1,16 Мб)
D550_StaccHeaven MP3 (108 Кб) WAV (1,15 Мб)
VC1_SlowRotor MP3 (132 Кб) WAV (1,41 Мб)
D550_SlowRotor MP3 (133 Кб) WAV (1,42 Мб)
P41_VC1_D550 MP3 (208 Кб) WAV (2,23 Мб)
P65_VC1_D550 MP3 (281 Кб) WAV (3,01 Мб)
VC1_special_1 MP3 (345 Кб) WAV (3,69 Мб)
VC1_special_2 MP3 (382 Кб) WAV (4,1 Мб)

VC2_Female MP3 (90,7 Кб) WAV (988 Кб)
VC2_OnaGoodShip MP3 (123 Кб) WAV (1,31 Мб)
VC2_GtrAmpVox MP3 (77,6 Кб) WAV (841 Кб)
VC2_Trioinfernal MP3 (167 Кб) WAV (1,79 Мб)
VC2_SolidSpread MP3 (197 Кб) WAV (2,11 Мб)
VC2_ShifterMod MP3 (146 Кб) WAV (1,56 Мб)
VC2_RetroChoir MP3 (163 Кб) WAV (1,74 Мб)
VC2_keyb_Choir MP3 (305 Кб) WAV (3,28 Мб)
VC2_MixedChoir MP3 (219 Кб) WAV (2,35 Мб)
VC2_LargeChoir1 MP3 (556 Кб) WAV (5,97 Мб)
VC2_LargeChoir2 MP3 (457 Кб) WAV (4,91 Мб)
VC2_GospelChoir MP3 (233 Кб) WAV (2,49 Мб)
VC2_ext_inp1 MP3 (429 Кб) WAV (4,61 Мб)
VC2_ext_inp2 MP3 (233 Кб) WAV (2,5 Мб)
VC2_ext_inp3 MP3 (333 Кб) WAV (3,57 Мб)

Модели: 
Roland V-Synth XT
0
Ваша: нет

Реклама

Рейтинг@Mail.ru