Статья "Roland V-Piano"

Автор: 
Владимир Сапрыкин
Дата первой публикации: 
дек 2009

Сценическое электропиано.

Компания Roland в очередной раз преподнесла нам сюрприз, пополнив семейство устройств физического моделирования с префиксом "V". Такие названия, как V-Drums, V-Guitar или V-Synth, уже довольно давно известны музыкантам. Теперь нам предстоит познакомиться с V-Piano.

Новый представитель семейства — фортепиано, звуковые генераторы которого построены на основе физического моделирования акустики и механики настоящего рояля. Компания Роланд затратила около десяти лет на проведение исследований и отработку технологии. В результате появился инструмент, не просто воссоздающий звучание фортепиано, но позволяющий музыканту самостоятельно моделировать совершенно разные инструменты.

V-Piano выглядит как типичное сценическое цифровое пиано в черном корпусе (рис. 1). Инструмент массивный и довольно тяжелый. Он весит около 38 кг и имеет габариты 1410 х 530 х 170 мм. В нем использована клавиатура PHA III (Progressive Hammer Action III) Ivory feel с репетиционной механикой Escapement. Покрытие белых клавиш, как можно догадаться по названию, имитирует слоновую кость. Черные клавиши сделаны под черное дерево. В комплект поставки входят блок из трех педалей, USB-кабель, компакт-диск с программным редактором. Инструмент питается от электрической сети без адаптера и потребляет 27 Вт.

Лицевая панель и коммутация
Лицевая панель инструмента довольно проста, на уровне сценического электропиано, и в то же время обеспечивает легкий доступ к большому количеству параметров. "Центр управления" сосредоточен в середине наклонной части (рис. 2). Там расположен большой графический дисплей (240 х 64 точки), колесо ввода параметров (которое можно как вращать, так и нажимать), кнопка записи параметра, кнопка выхода из текущего меню на один уровень вверх. Под дисплеем находятся четыре функциональных кнопки, выполняющих команды, обозначенные на дисплее, и кнопка доступа к дополнительным функциям.

С левой стороны расположены четыре кнопки для быстрого вызова пресетов, кнопка транспонирования, кнопка включения функции V-Link (предназначена для управления совместимыми видеоустройствами), кнопка вызова настроек эквалайзера (рис. 3). Рядом находятся регуляторы уровня на мастер-выходах (Volume) и уровня реверберации (Ambience). Над левой границей клавиатуры расположен разъем USB тип A для файловых накопителей. К нему можно подключить обычную "флешку", отформатировав ее непосредственно в V-Piano, или опциональный привод компакт-дисков CD-01A. При использовании стойки KS-V8 привод можно закрепить винтами в нижней части корпуса инструмента.

Выход для наушников расположен под клавиатурой в левом углу инструмента, с лицевой стороны. Громкость звука в них регулируется тем же потенциометром Volume, что и уровень звука на линейных выходах.

Задняя панель инструмента содержит огромное количество разъемов, как управляющих, так и звуковых (рис. 4). Есть три разъема для подключения педалей. Две из них — переключатели типа Foot Switch и одна — с переменным сопротивлением. Специальный блок из трех педалей, входящий в комплект поставки, подключается через отдельный разъем. Есть три стандартных MIDI-разъема, а также два порта USB. Разъем типа А предназначен для обновления операционной системы, разъем В — для использования в качестве MIDI-интерфейса и для подключения к компьютеру в режиме редактирования параметров фортепиано.

Комплект звуковых разъемов тоже впечатляет. Есть два независимых стереовыхода, "А" и "В". Каждый представлен двумя парами разъемов: XLR и джек. Есть также электрический цифровой выход формата SPDIF. Он выдает копию сигнала с выхода "А". Аудиовход выполнен на двух джеках.

Также на задней панели расположены регулятор контрастности дисплея, разъем для кабеля питания и включатель питания.

Операционная система и интерфейс
V-Piano имеет логичную операционную систему и удобный, интуитивно понятный пользовательский интерфейс.

На загрузку операционной системы после включения питания обычно уходит около двадцати секунд. После этого на дисплее появляется главное окно. Типичный его вид показан на рис. 2. В верхней части крупным шрифтом написаны название текущего пресета, его порядковый номер и текущая мастер-настройка (по умолчанию "ля" первой октавы настроена на 440 Гц). Внизу одной строкой прописаны четыре команды, исполняемые по нажатию на функциональные кнопки F1 — F4. На первые три кнопки выведены наиболее востребованные параметры редактирования звука фортепиано, которые можно переназначать. Четвертая кнопка вызывает основное меню для работы со звуком — Utility.

Поворотом колеса справа от дисплея осуществляется перелистывание пресетов. В заводской комплектации их двадцать четыре, и это не просто разные варианты настроек в рамках одной акустической модели. Производитель специально отмечает, что это именно двадцать четыре различные модели. Взяв за основу любую из них и изменив по своему вкусу параметры, пользователь имеет возможность сохранить сто собственных настроек звука. То есть, сто новых инструментов.

Сами пресеты как таковые содержат информацию о базовой модели фортепиано и конкретных ее особенностях, например, о жесткости молоточков, настройке струнных хоров или материале для навивки струн. Модели подобраны самые разные. Есть большой концертный рояль с длинными басовыми струнами, есть малый кабинетный рояль, рояль с очень твердой декой и своеобразным прозрачным звуком, рояль с тройными струнами на всем диапазоне, рояли с различным по характеру резонансом, а также комбинированные варианты с характеристиками, взятыми из различных моделей. Есть также пианино и типичный Honky Tonk.

Кроме пресетов инструмент может сохранять сто перфомансов. В перфомансе может быть записана информация не только о конкретном звуке, но и об общих настройках инструмента, например, о назначении педалей или параметрах эквалайзера. Вид дисплея при назначении педалей показан на рис. 5.

Набор меню можно пересчитать по пальцам: Utility, Song, Equalizer. Из них только меню утилит достаточно объемное, поскольку содержит параметры акустических моделей. Именно в нем проводится основная часть работы по созданию тембра фортепиано. Меню записи песни и меню настроек эквалайзера используются не столь часто, и открывать их проще всего нажатием кнопки Function слева от дисплея.

По нажатию кнопки F4 открывается меню Utility, содержащее, в свою очередь, вертикальный список из одиннадцати вложенных меню. Для навигации можно пользоваться как поворотом колеса, так и нажатием кнопок F3 и F4, которые в данном режиме выполняют прокрутку курсора вверх и вниз. Выбрав подменю, можно войти в него как нажатием кнопки F1, выполняющей здесь команду Enter, так и нажатием колеса смены параметров. Оно вдавливается с мягким, но ощутимым пальцами щелчком.

Внутри каждого подменю расположен вертикальный список доступных к редактированию параметров. Перемещаться между ними можно только при помощи кнопок, а поворот колеса в данном случае изменяет значение параметра. Выход из меню на один уровень вверх осуществляется нажатием кнопки Exit. Вот, собственно, и вся навигация.

Первое подменю в меню утилит — системное (System). Здесь делается мастер-настройка (Master Tune), выбирается темперация (есть равномерная, пифагорейская, арабская и несколько других), определяется уровень мастер-выхода, уровень воспроизведения GM/WAV файлов, маршрут вывода звука V-Piano и воспроизводимых файлов (по выходам A и B), режим подключения наушников (к одному или обоим выходам), баланс уровней выходов A и B, режим работы тоновых кнопок на лицевой панели. Отдельного внимания заслуживает параметр Sound Perspective, управляющий имитацией акустического пространства вокруг исполнителя. Если выбрано значение Grand Ambience, то звук фортепиано воспринимается так, как будто сидишь перед инструментом: близко, с мягкой разверткой по стереопространству. Ощущение — потрясающее (особенно в наушниках). Если же выбрать значение Off, то подключается встроенный реверберационный процессор, который имитирует акустику больших помещений (холлов, комнат, студий, сцен). Причем рояль в данном случае слышен не в позиции исполнителя, а откуда-то издалека, то есть в позиции стороннего слушателя. Об этом можно судить по гулкости звука при среднем уровне реверберации. И прямой звук, и отражения достигают ушей одновременно.

Второе подменю называется Tone Parameter и содержит важнейшие параметры для формирования тембра фортепиано (рис. 6). В частности, модели различных резонансов, которые присутствуют в реальном инструменте. Cross Resonance управляет, как указывается в справочных материалах, паразитными колебаниями струн, сопровождающими основное колебание. То есть речь идет о гармониках и, следовательно, о жесткости виртуальных струн. Высокий уровень этого резонанса позволяет создать яркий тембр с металлическим оттенком, особенно заметно проявляющимся в нижнем диапазоне, на самых длинных струнах. При экстремальной настройке и игре фортиссимо можно получить даже своеобразный лязгающий звук в басовом регистре. Средние и низкие значения этого параметра формируют обычный или несколько приглушенный, смягченный тембр.

А вот параметр String Resonance отвечает как раз за перекрестный, или ответный резонанс струн, возникающий при возбуждении колебаний какой-либо струны. Как и в предыдущем случае (а также во всех последующих), высокие значения соответствуют более мощному и отчетливо слышимому резонансу. Вообще, числовой диапазон настроек этих параметров находится в диапазоне от -100 до +100. Нулевое значение соответствует "нормальному", типовому состоянию.

Параметр Damper Resonance управляет уровнем возбуждения других струн, если нажата демпферная (правая) педаль, то есть струны свободны. V-Piano понимает полунажатие педали (не только правой, но и левой), поэтому настройка резонансов помогает сконструировать очень отзывчивый, практически живой инструмент. Key Off Resonance заведует резонансом демпфера при отпускании клавиши, когда молоточек прижимается к струне. Параметр Soundboard Resonance позволяет изменять резонанс деки.

Взаимная настройка (или, скорее, расстройка) струнных хоров осуществляется при помощи параметра Unison Tune. Разумеется, он воздействует только на двойные и тройные струны, не влияя на звучание одиночных.

Из высотных параметров V-Piano учитывает даже так называемую "кривую настройки". Она сформировалась математическими расчетами и опытным путем за долгое время существования акустического фортепиано. Типичный ее вид графически изображен на рис. 7. Параметр для управления этой кривой называется Stretch Tune. В сущности, речь идет о слегка "растянутом" строе. Нижние ноты настраиваются немного ниже, а верхние — немного выше, чем принято в математически точном равномерно-темперированном строе. Звучание аккордов от этого, как указано в документации, становится более насыщенным и "правильным". В принципе, ручная настройка реального фортепиано, как правило, делается именно таким способом, и настроенные на слух инструменты воспринимаются музыкантами как хорошо настроенные. Если же соблюсти равномерную темперацию в настройке акустического инструмента, то это даст значительно менее приятный для слуха результат.

С математической точки зрения такой феномен обусловлен негармоничностью обертонов и влиянием опоры струн. Энергия колеблющейся струны при неподвижных опорах (точках закрепления) не может передаваться деке инструмента, а значит, излучение колебаний в пространство в таких условиях осуществляется только собственно струной. В этом (теоретическом) случае частота колебаний струны почти не подвержена изменениям, и настройку можно вести точно по шкале. Однако поскольку поверхность струны очень мала, мощность излучения будет ничтожной. Поэтому условие нормальной работы фортепиано (как, впрочем, и любого другого струнного инструмента) — именно колебание опоры, которое передается деке. А эти колебания не только переносят звуковую энергию, но и изменяют собственную частоту колебаний струны, что и приходится учитывать при конечной настройке.

Нужно отметить, что на иллюстрации показана некая усредненная кривая, показывающая лишь общий характер неравномерности настройки относительно равномерно-темперированной шкалы. На практике же невозможно найти инструменты с одинаковой кривой, даже у одного производителя. Просто невозможно создать хотя бы два инструмента с абсолютно идентичными механическими характеристиками деки, клавишной механики и струнной одежды. Масса и упругость материалов, их геометрия, равномерность сечения струн по длине и т. д. — все это можно воспроизвести лишь с некоторой конечной точностью. И поскольку механические свойства составных частей инструментов отличаются, то и акустические тоже будут разными.

Эту сложнейшую работу по общей настройке фортепиано как раз и проделывает параметр Stretch Tune. Нижний и верхний звуковой диапазон (относительно ноты A4) настраиваются по отдельности. Для них можно выбрать типичный наклон кривой, задать более пологий или более крутой ее изгиб. Кроме этого, можно индивидуально настроить высоту любой ноты в пределах +/-50 центов. Эта нота, соответственно, выпадает из общей кривой настройки.

Динамические характеристики фортепиано моделируются при помощи нескольких параметров. Один из них, Sound Lift, в какой-то мере воссоздает клавишную механику, регулируя скорость подлета молоточка к струнам. Громкость звука, извлекаемого при относительно небольшой скорости нажатия клавиш, увеличивается при более высоком значении параметра. Жесткость ударной поверхности молоточка определяется параметром Hammer Hardness. Более высокое его значение формирует более сильный удар и яркий звук, что можно сопоставить более тонкому слою фетра на жесткой основе молоточка. Низкое значение параметра соответствует мягкому молоточку.

Математически здесь тоже все соответствует реальности. Мягкая поверхность молоточка создает большую площадь пятна контакта со струной и большую продолжительность касания за счет большей деформации фетра. Если время касания струны молоточком превышает период колебаний обертонов, то эти обертоны демпфируются, что приводит к образованию более мягкого звука. Напротив, жесткий молоточек имеет меньшую площадь и меньшее время контакта со струной. Он отскакивает от нее быстрее и не гасит высшие обертоны. В таких условиях удар по струне получается резкий и отчетливый, что формирует более яркий и открытый звук с выраженными высшими гармониками. Очевидно, что использование данного параметра для формирования яркого или глухого тембра в V-Piano следует увязывать с параметром Cross Resonance, отвечающим за жесткость струны и ее способность формировать высшие обертоны.

Тембр звука струны также зависит от параметра Tone Color, который влияет на моделирование толщины струн. Большее значение параметра соответствует более тонким струнам с ярким звуком. Меньшие значения соответствуют толстым массивным струнам с мягким, даже глуховатым звуком.

Параметр Decay Time отвечает за время затухания звука после достижения им максимальной громкости, а Damping Time определяет длительность затухания от момента прикосновения демпфера к струне. И, кстати, варьирование последнего параметра очень интересно с практической точки зрения. При высоких его значениях некоторое (довольно заметное) послезвучание остается и после отпускания клавиши (при отпущенной правой педали). Соответственно, быстрые пассажи при такой настройке становятся не всегда отчетливыми. Зато неспешные кантиленные темы звучат превосходно: размеренно и сбалансированно. Напротив, низкое значение времени демпфирования приводит к очень быстрому затуханию звука. В таких условиях даже очень быстрые стаккатные фразы звучат отчетливо и разборчиво. Медленные же фразы могут показаться несколько суховатыми и дискретными, в особенности при сольном исполнении.

Параметр Damping Noise Level управляет шумом демпфера. При нажатии правой педали этот шум (с отголосками звуков струн) слышен тем сильнее, чем выше значение параметра.

Наиболее часто используемые параметры можно назначить на функциональные кнопки F1-F3, чтобы не забираться всякий раз в меню, а вызывать команду одним нажатием. В заводской предустановке быстрый доступ назначен параметрам Unison Tune, Hammer Hardness и Cross Resonance. Для трехструнных хоров настройка унисона посредством параметра Unison Tune означает расстройку второй струны относительно первой и третьей. Среднее значение параметра означает типовую расстройку струн (единицы Герц), повышение значения — увеличение относительной расстройки. Максимальное значение дает очень широкий и окрашенный унисон, типичный для Honky Tonk, не содержащий, однако, явных биений. При минимальном значении параметра расстройка трех струн будет минимальной, что приводит к формированию чистого звучания, но более скупого, чем обычно.

Кроме этого, существует еще индивидуальная расстройка первой и третьей струны в хорах (offset). Этот сдвиг, в свою очередь, отсчитывается от высоты тона второй струны. Меняя настройки всех трех струн, можно создавать модели различным образом настроенных (или расстроенных) инструментов.

Все описанные параметры по умолчанию воздействуют на весь диапазон инструмента, если это возможно. Например, среди имеющихся моделей рояля есть варианты с тремя струнами в басовом регистре (вместо одной струны в реальных инструментах). Для таких моделей настройки унисона действуют даже для самых низких звуков. В целом же V-Piano независимо моделирует работу до 264 струн. То есть самая сложная конструкция виртуального фортепиано может содержать по три струны во всем 88-клавишном диапазоне.

При желании можно редактировать параметры для заданного частичного диапазона или даже для отдельно взятых клавиш. На рис. 8 показано окно дисплея, где программируется параметр Cross Resonance в диапазоне G4-B5. В этом же окне настраивается зависимость уровня резонанса от скорости нажатия клавиши (кнопка с командой Velocity). Такой инструментарий позволяет создавать как очень реалистичные инструменты, так и заведомо фантастические, нереальные. Например, рояль, у которого от силы удара по клавишам зависит глубина расстройки струн в хорах.

Инструмент оснащен четырехполосным эквалайзером. Эквализацию можно проводить для всей клавиатуры целиком или же разбить ее на четыре зоны и в каждой сформировать собственные настройки.

Как и всякий серьезный инструмент, V-Piano умеет изменять чувствительность клавиатуры к скорости нажатия клавиш, и по тактильным ощущениям делает это как-то очень удобно. Можно изменить чувствительность всей клавиатуры в равной степени или же установить разную для разных диапазонов. Есть функция программирования педалей, позволяющая не только выбрать управляемый параметр, но и настроить его значения для состояний "нажато" и "отпущено".

Нужно отметить также наличие встроенного тонгенератора формата GM2. На мой взгляд, столь серьезному инструменту он без надобности, но для воспроизведения какого-либо аккомпанемента вполне может пригодиться. Генератор имеет 256 тембров, 128-голосную полифонию и мультитембральность 16 частей.

Секвенсор
V-Piano имеет однодорожечный секвенсор, позволяющий записывать пьесы, сыгранные "вживую". Можно пользоваться встроенным метрономом, который имеет различные шаблоны размерности и несколько уровней громкости. Максимальная длина пьесы — 998 тактов, в которых может уместиться около 30 000 нот c разрешением 120 пульсаций на четверть. Запись производится в виде стандартного MIDI-файла (SMF тип 0). Сохранение возможно как во внутреннюю память, так и на внешний накопитель (USB Flash).

Секвенсор имеет функции прокрутки вперед и назад, а также транспонирования. Возможно изменение темпа от 10 до 500 четвертей в минуту. Кроме собственных MIDI-файлов, секвенсор может воспроизводить формат SMF тип 1, а также аудиофайлы, записанные на внешнем устройстве (том же USB Flash или компакт-диске). Список названий файлов отображается на дисплее. Из форматов поддерживаются обычный WAV (44,1 кГц, 16 бит) или сжатый в MP3 (44,1 кГц, битрейт от 32 до 320 кбит/с, VBR). Для файлов цифрового аудио можно менять скорость воспроизведения от 75 до 125%, а также удалять сигнал из центра стереопанорамы. Видимо, здесь проявляется забота о любителях караоке.

Программный редактор
Для управления параметрами фортепиано с большого компьютерного экрана компания Roland предлагает специальную программу V-Piano Editor. Несмотря на то, что все редактирование, в принципе, доступно с лицевой панели, некоторые настройки инструмента удобнее делать именно в компьютере. Чем более тонкая работа проводится, тем больше времени можно сэкономить, работая с программным редактором. Компакт-диск с дистрибутивом входит в комплект поставки. Инструмент необходимо соединить с компьютером при помощи прилагаемого USB-кабеля или, как вариант, двумя обычными MIDI-кабелями. Установка программы проходит быстро и без каких-либо проблем.

Во время старта редактор показывает красивую заставку с изображением лаковой передней крышки рояля, на которой написано "V-Piano" (рис. 9).

После этого появляется окно базовых настроек (рис. 10). Это, фактически, копия главного окна собственного дисплея V-Piano. Вверху показано название текущего пресета (Piano Type), справа — три кнопки быстрого доступа к избранным параметрам (копия кнопок F1-F3). Внизу справа находятся кнопки вызова пресета (Read) и сохранения настроек (Tone Write).

Центр экрана занимает анимированная картинка. Для каждого редактируемого параметра она своя. Назначение этой картинки — визуализировать процесс изменения параметра, чтобы пользователь имел представление о том, что он в данный момент делает. Изображение подвижное, как будто ведется видеосъемка. На рис. 10, например, как раз происходит редактирование параметра Cross Resonance, и нам показана рама инструмента и струнная одежда. Текущее значение параметра довольно низкое (-84), и струны показаны тусклыми, на затененной раме. Увеличивая значение резонанса, можно увидеть, как усиливается "освещенность" струн, а виртуальная видеокамера скользит вдоль рамы, постепенно укрупняя изображение и выводя на передний план басовые струны (рис. 11).

А на рис. 12 я совместил два изображения виртуальных молоточков с различной жесткостью.

В правом верхнем углу рабочего окна программы есть кнопка Advanced Tone Edit, открывающая доступ к расширенным настройкам (рис. 13). Все параметры сгруппированы по секциям, так что найти нужный не составит труда. Интерфейс здесь тоже более чем понятный.

Напротив регулировочных ползунков некоторых параметров можно увидеть маленькие кнопки с надписью "Key". Такие же кнопки есть и в главном окне для трех "топовых" параметров. Нажатие кнопки открывает доступ к индивидуальному редактированию параметра для каждой клавиши. Интерфейс здесь очень простой: нарисована клавиатура с вертикальными полосками над каждой клавишей. Полоски можно тянуть мышью вверх или вниз. Высота полоски и есть значение параметра. Текущая клавиша помечается красным. В принципе, нет необходимости тянуть каждую полоску отдельно, поскольку мышь работает здесь в режиме виртуального карандаша. Нужно просто поместить курсор в поле с полосками и нарисовать черту на нужном уровне в нужном месте. Например, на рис. 14 показана пользовательская кривая настройки кросс-резонанса. Весьма наглядно: в верхнем диапазоне струны резонируют сильнее, чем в среднем, а, значит, звучат более ярко. Рисованием очень удобно редактировать, например, кривую настройки инструмента (параметр Stretch Tune) или установить чувствительность приглушающей педали (Soft Pedal Sense).

В режиме индивидуального редактирования можно устанавливать одинаковое значение параметра в любом выделенном диапазоне. Делать это рисованием не очень удобно, поскольку провести абсолютно ровную линию мышью трудновато. Для установки диапазона нужно нажать кнопку "Set", расположенную под картинкой, справа от бегунка установки параметра. Затем, нажатием двух клавиш на инструменте, установить диапазон. То же самое можно сделать и на компьютерном мониторе. Просто щелкаем мышью по виртуальной клавиатуре на одной границе будущего диапазона, нажимаем клавишу Shift и щелкаем в том месте, где будет конец диапазона. Выбранная область клавиш затеняется серо-зеленой заливкой. Теперь можно просто потянуть бегунок параметра и установить значение для диапазона (рис. 15).

Для работы с диапазоном есть еще один интересный режим. В оригинале он называется Anchor Mode. На русский язык это можно перевести как якорный или, например, градиентный режим. Он отличается от предыдущего тем, что после выбора клавиатурного диапазона в нем дополнительно устанавливается "якорь" (целевая клавиша, ключевая нота). Если теперь передвигать бегунок регулятора, то он будет изменять только значение якорной ноты. Края диапазона останутся зафиксированными на своих исходных значениях. Между краем диапазона и якорем редактируемый параметр линейно изменяется и принимает промежуточные значения.

Важная особенность якорного режима заключается именно в фиксации краев диапазона. На рис. 16 можно увидеть подобную настройку. В данном случае редактируется жесткость молоточков. Первоначально карандашом было нарисовано повышение значения параметра с ростом номера клавиши. Затем был выбран диапазон и поставлен якорь. На верхнем изображении жесткость молоточка линейно увеличивается от ноты "ля" контроктавы до ключевой ноты "до" первой октавы, а затем линейно уменьшается до ноты "си" третьей октавы. На границах диапазона параметр имеет неравные значения, в соответствии с первоначально нарисованной кривой. На нижнем изображении ключевая нота, напротив, имеет самое низкое значение параметра, линейно повышающееся к краям.

Таким образом, программный редактор предлагает широкие возможности редактирования звука V-Piano. Я бы даже сказал не редактирования, а создания различных типов фортепиано, как классических, так и необычных. Результаты работы сохраняются в банк с пользовательскими настройками, после чего инструмент можно расстыковать с компьютером и наслаждаться игрой.

В работе
Впервые мне удалось послушать этот инструмент на выставке "Музыка Москва 2009". В этот день в течение некоторого времени я имел возможность поиграть последовательно на нескольких различных электропиано. Все инструменты представляли собой типичные семпл-плееры, и только V-Piano предлагал моделирование звука рояля. Вначале я поиграл на нескольких обычных цифровых пиано, затем перешел к V-Piano, после чего вернулся к семпл-плеерам. Несмотря на шумную обстановку, мешающую детально прослушать инструменты (приходилось работать в закрытых наушниках почти на полной громкости), непосредственно после V-Piano я больше ни на чем не смог играть. Не покидало ощущение, что делаю что-то не то. Вроде бы и пальцами ударяю так же, и играю то же, но воспринимаю уже по-другому. Будто бы мне приходится мысленно дополнять звук недостающими нюансами.

В этой связи любопытно почитать обзоры в зарубежной музыкальной прессе. До выхода в свет V-Piano цифровые фортепиано различных моделей обычно хвалили как "все более приближающиеся к оригиналу", не упоминая о недостатках. С появлением V-Piano как будто отменили негласное табу, и недостатки мгновенно обнаружились. Например, в майском номере журнала Music Tech за 2009 год в обзорной статье, посвященной V-Piano, можно найти следующее высказывание: "В традиционных цифровых пиано упор делается на точном воспроизведении звука, но здесь [в V-Piano] генерация звука оказалась неожиданно гибкой, с изменением таких параметров, о каких еще совсем недавно мы и подумать не могли. Тот факт, что инструмент не использует семплы, означает отсутствие петель и переключений слоев по Velocity, а также то, что вы теперь не связаны ограничениями семплерной технологии при редактировании звука".

В общем, справедливо, но почему же об ограничениях технологии заговорили только сейчас?

В августовском номере журнала Classical Music эпиграфом к статье "I've got algorithm", посвященной V-Piano, написано: "Цифровые пиано звучат все лучше и лучше, однако Roland сумел разглядеть ограничения в этой технологии и решил заново изобрести велосипед". В тексте статьи, в частности, приводится такое сравнение (в свободном переводе): "До настоящего времени цифровые пиано использовали предварительно подготовленные звуки акустического фортепиано, записанные с различными струнами, разной атакой и резонансом, и упакованные в единый семпл. И как его ни приукрашивай, например, добавлением реверберации, он останется, в сущности, тем же семплом. Сегодня большинство инструментов на рынке используют по четыре семпла на ноту, формируя из них целую палитру звуков в зависимости от скорости нажатия клавиши. Новая технология просто моделирует звук в соответствии с вашей игрой. V-Piano внутри — это не банк предварительно записанных звуков, дожидающихся своей очереди на выход. Это система, которая не только имитирует акустическое фортепиано до мельчайших деталей, но и дает такой отклик исполнителю, какой не снился ни одному семплеру."

На мой взгляд, зарубежные авторы несколько экспрессивны в своих оценках, однако говорят они об одном и том же. О том, что V-Piano искусно моделирует поведение акустического инструмента. И с ними можно согласиться.

Клавиатура инструмента мне, в целом, понравилась. То, что называется Ivory Feel, хорошо справляется со своей задачей. Пальцы не скользят, и ощущать слегка шероховатую поверхность белых клавиш довольно приятно. Структуру покрытия можно рассмотреть на рис. 17.

Что касается взвешенности, то даже в более легких верхних регистрах клавиши кажутся несколько более массивными, чем в обычном рояле, и требуется какое-то время, чтобы освоиться.

А вот звук у V-Piano просто потрясающий. Перефразируя зарубежного автора, можно сказать "как сыграешь — так и зазвучит". Инструмент действительно очень тонко реагирует на нюансы исполнения. Нажатие левой педали — это естественное приглушение звука, а не подключение фильтра. Нажатие правой педали — это свободное затухание колебаний струны и возбуждение взаимных струнных резонансов, а не просто растягивание одной ноты. В общем, при игре с педалями V-Piano ведет себя как обычный акустический инструмент. Средняя педаль, Sostenuto, тоже аккуратно выполняет свою работу, удерживая звучание отдельных нот.

Что касается моделирования различных инструментов, то здесь оттенки могут быть практически бесконечными. Среди исходных моделей есть крупные и малые рояли, пианино, инструменты с обычной и измененной струнной одеждой, например, с тяжелой серебряной навивкой. Я получал от игры удовольствие, даже не используя никакую редактуру. Но и изменять фортепиано, на лету создавая новую его модель, тоже оказалось захватывающим занятием. На каком другом инструменте я смогу запросто поменять весь комплект молоточков, слегка изменить настройку хоров или заставить струны чуть сильнее резонировать при игре "пиано"? Не говоря уже о замене самих струн. Мне, в принципе, нравится играть на разных фортепиано, улавливать какие-то уникальные оттенки звучания. Это завораживает. Ведь абсолютно схожих акустических инструментов не существует, и бывает так, что, пересаживаясь за другой инструмент, начинаешь уже известную пьесу слышать по-другому.

Для сценической работы V-Piano — просто находка. В одном привычном корпусе можно разместить несколько разных виртуальных инструментов для разных целей и разных музыкальных жанров. Что и делают музыканты. По имеющейся информации, V-Piano уже используют, в частности, такие известные исполнители, как Moby и Take That. О классических концертах, сыгранных на V-Piano, я еще не слышал, но, принимая во внимание существующую тенденцию к синтезу жанров, не удивлюсь, если через какое-то время произойдет что-то подобное.

Звуковые примеры
Для демонстрации возможностей V-Piano я записал звуковые примеры, иллюстрирующие некоторые варианты настроек.

Самый простой пример называется Mono-Stereo и последовательно демонстрирует работу инструмента в режимах моно и стерео.

Пока мы еще не забрались в тонкости моделирования, считаю целесообразным также показать примеры технического характера. Некоторые параметры не относятся непосредственно к моделированию акустического аппарата фортепиано. Однако они могут быть использованы, например, для записи его звука совместно с другими инструментами. К числу таких параметров относятся настройки встроенного эквалайзера. Я записал два образца с его использованием.

Первый пример называется EQ_high_mid_band. Здесь работает полосовой фильтр на частоте 2 кГц с добротностью 0,5. В процессе игры уровень пропускания полосы плавно меняется от -12 до +6 дБ. Второй пример называется EQ_Low_shelf. Запись проводилась при постепенном увеличении пропускания шельфового НЧ-фильтра с частотой среза 800 Гц от -12 до +3 дБ. Хочу отметить аккуратную работу эквалайзеров. Тембр звука отчетливо изменяется, однако я не заметил каких-либо артефактов, приводящих к его деградации.

Интересно также перенастраивать чувствительность клавиатуры к динамике исполнения. Ощущение от игры, да и само звучание V-Piano, в какой-то степени, меняются при изменении этого параметра. Он называется Key Touch. Есть несколько вариантов чувствительности клавиатуры, от Super Heavy (это когда рука устает играть) до Super Light (когда от легкого нажатия инструмент буквально "заводится"). Вообще, с динамикой в V-Piano работают сразу несколько параметров, но этот — наиболее наглядный из них.

Файл с примером так и называется — KeyTouch. Для записи я использовал последовательно два инструмента. Первый имеет расстроенные хоры и увеличенную жесткость молоточков. Первая фраза в файле записана со стандартной чувствительностью клавиатуры — Medium. Вторая фраза сыграна с другой чувствительностью — Super Light. Играл я с такой же динамикой, но по звуку кажется, будто я сильно ударял по клавишам.

Третья фраза вновь отыграна на средней чувствительности, но обычным звуком фортепиано. Четвертая фраза сыграна этим же звуком и с той же исполнительской динамикой, но параметр Key Touch имел значение Super Light.

Следующие два примера демонстрируют влияние параметра Cross Resonance на звучание фортепиано. Примеры содержат по две повторяющиеся фразы, первая из которых сыграна с обычным уровнем резонанса, а вторая — с повышенным. В каждой первой фразе, таким образом, слышен привычный тембр фортепиано, а в каждой второй — более звонкий и яркий. В верхнем диапазоне, при высоком резонансе, местами можно услышать своеобразное цоканье, когда молоточек особенно сильно ударяет по струне. Примеры называются CrossResonance_mid (он сыгран в нижнем и среднем диапазоне) и CrossResonance_high (в среднем и верхнем).

Еще один пример записан с изменением сразу двух параметров. Здесь звучит короткая фраза в басовом регистре. Вначале она записана с типовыми настройками инструмента, потом повторяется уже с увеличенным уровнем кросс-резонанса, что можно услышать по своеобразному лязгающему оттенку. Для третьего прохода я увеличил еще и уровень расстройки хоров. Это был инструмент с тремя струнами по всему диапазону, поэтому параметр Detune хорошо работал и на нижних нотах. Введение расстройки несколько сгладило резкость звука, и он даже приобрел некоторую сочность. Файл с этим примером называется Resonance-Detune_Bass.

Другая группа примеров показывает, как звучит фортепиано с умеренно увеличенным значением перекрестного резонанса (параметр String Resonance). Первый из них называется Resonance_Forte — в нем записана музыкальная фраза, сыгранная форте, и в кульминационный момент переходящая в фортиссимо. Инструмент здесь звучит объемно и напористо. Второй пример называется Resonance_piano. Объем здесь слышен, пожалуй, даже лучше, чем в предыдущем примере, поскольку негромкий основной тон слабо маскирует резонансы других струн. Здесь я просто взял несколько звуков при нажатой правой педали. В третьем примере я играл неторопливую тему с динамикой от пиано до форте в разных клавиатурных диапазонах, нажав и почти не отпуская правую педаль. Достоверность моделирования отклика деки предлагаю каждому оценить самостоятельно. Файл с этим примером называется Right_Pedal.

Еще три примера демонстрируют влияние параметра Tone Color, который, напомню, отвечает за моделирование толщины струн. Чем больше значение этого параметра, тем тоньше струна и ярче ее звук. В файле ToneColor_High записаны подряд две одинаковые фразы, сыгранные в верхнем высотном диапазоне. Первая фраза отыгрывалась на "обычном" инструменте, а вторая — на "фортепиано с тонкими струнами", то есть при увеличенном значении параметра. Разница в звучании слышна очень отчетливо.

Для нижнего диапазона я записал второй пример. В данном случае я сыграл подряд три одинаковые фразы. Первая проигрывалась с уменьшенным значением параметра ToneColor ("с толстыми струнами"). Вторая играет с нормальным его значением, третья — с высоким. Легко отследить, как массивный и "неповоротливый" звук становится более легким и открытым. Файл называется ToneColor_Low-Mid.

Третий пример показывает изменение этого параметра при включенном реверберационном процессоре. Здесь записаны две одинаковые фразы. Первая — с обычным (нулевым) значением параметра Tone Color, а вторая — с максимальным. В первой фразе фортепиано кажется совершенно обычным. Во второй фразе, после внесенных изменений, инструмент звучит гораздо ярче и напористей. Файл называется ToneColor-Ambience.

Интересные результаты получаются при различных настройках унисонов. Например, в файле Unison последовательно записаны две одинаковые фразы. Первая сыграна на обычном инструменте. Для записи второй фразы струнные хоры были ощутимо расстроены. В результате звук получился совсем "из другой оперы". И красивый!

В другом примере я последовательно изменял не только настройки унисона, но и жесткость молоточков. Комбинации получаются очень интересными. Вспомнились эксперименты из ранней юности, когда для обратимой модификации звука обычного пианино я подкладывал между струнами и молоточками газетные листы. Звук получался своеобразный. Но в данном случае можно похулиганить с еще более ярким результатом. В файле Unison-Hammer последовательно записаны несколько фраз. Первая сыграна чистым звуком фортепиано. Последняя нота этой фразы была "подвешена", и во время послезвучания я крутил колесо, увеличивая расстройку хоров. Этот момент достаточно хорошо слышен. Второй проход этой фразы записан уже с внесенной расстройкой, другим звуком. Затем я увеличил жесткость виртуальных молоточков и еще раз сыграл эту фразу, но уже не до конца. Забавный получился звук, такой своеобразно перкуссионный, с оттенком далекого ретро. Не трогая настройку, я начал играть другую тему, и прямо в процессе игры крутил колесо на лицевой панели, уменьшая значение параметра Hammer Hardness. Звук, таким образом, постепенно вернулся к состоянию расстроенных хоров.

Совершенно необходимо послушать, как работает еще один важный параметр, — Damping Time. Это длительность затухания уже демпфированной струны. В файле Damping_Time последовательно показаны три варианта одной и той же фразы. Играл я без использования правой педали. Для первого варианта я сильно увеличил время затухания. Это хорошо слышно по многочисленным наведенным резонансам: инструмент звучит тяжело, массивно. Второй проход проигрывался с нормальным значением параметра, а для третьего я уменьшил значение почти до минимума. И даже немного ускорил темп, поскольку мне перестали мешать "хвосты" уже сыгранных нот. Здесь даже не нужны комментарии.

Кстати, в данном случае использовался инструмент с приглушенным звуком, поскольку слушать бесконтрольные ответные резонансы на инструменте с ярким звуком как-то некомфортно, лучше использовать его традиционным образом. Вариант "яркого" инструмента, на котором играют фрагмент вступления к песне "великого кота Базилио и прекрасной лисы Алисы" (композитор А. Рыбников), записан в файле Bright.

Работу левой и правой педалей фортепиано можно прослушать в файле Left-Right_Pedals. Тема начинается в пиано, с приглушением левой педалью. Первые одиннадцать секунд эта педаль постоянно нажата, правая же используется по необходимости. Затем я освободил левую педаль и повторил фразу открытым звуком, громче и экспрессивнее. На двадцать второй секунде началось развитие темы, и вот здесь я играл удвоенными короткими фразами, попеременно пользуясь левой и правой педалями. Вначале приглушенная фраза (левая педаль нажата, правая отпущена), затем ее повторение с открытыми струнами (правая нажата, левая отпущена), потом еще одна смена педалей, еще одна, и так далее.

Два следующих примера показывают работу инструмента при различной динамике игры, то есть в реальных условиях. Первый из них называется Piano-to-Forte. Он начинается с простой спокойной темы в верхнем регистре, которая затем смещается вниз и проигрывается более громко. Здесь активно использовалась правая педаль — это слышно как по продолжительному звучанию струн, так и по легким взаимным резонансам.

Второй пример называется Forte-to-Piano. Здесь вначале звучит более экспрессивная тема в форте, переходящая затем в пиано.

На этом, в принципе, можно остановиться, поскольку все нюансы показать все равно невозможно — всякий раз отыщутся новые. Но раз уж речь идет о музыкальном инструменте, я предлагаю еще три небольших фрагмента, записанные уже "просто так", чтобы в какой-то степени "почувствовать" инструмент. Здесь не нужно вслушиваться в частности, нужно просто воспринимать звук, как он есть. Файлы с указанными фрагментами называются Piece1, Piece2 и Ballade.

Заключение
В общем, мне инструмент чрезвычайно понравился. Правда, в настоящее время он довольно дорог, однако цена V-Piano сопоставима с ценой обычных пианино зарубежного производства, да и некоторых отечественных тоже. Поэтому, озадачившись выбором, можно оперировать уже не ценой, а иными характеристиками инструмента, в зависимости от предъявляемых требований, например, к мобильности, стабильности строя или к другим характеристикам. Ведь иногда более предпочтительным вариантом оказывается именно цифровое пианино, несмотря на то, что оно не сможет полностью заменить собой обычный акустический инструмент.

Сложно прогнозировать, как V-Piano сможет состязаться со своими семплерными собратьями, принимая во внимание ощутимую разницу в цене с большинством имеющихся на рынке моделей. Однако Roland планирует развивать проект и в ближайшее время, в частности, добавить новые исходные модели инструментов к двадцати четырем имеющимся. Так что я надеюсь, что V-Piano ждет интересное будущее.

Звуковые примеры

Ballade (6,42 Мб)
Bright (1,12 Мб)
Cross_Resonance_high (5,47 Мб)
CrossResonance_mid (2,69 Мб)
Damping_Time (3,86 Мб)
EQ_high_mid_band (2,34 Мб)
EQ_Low_shelf (2,6 Мб)
Forte-to-Piano (4,91 Мб)
KeyTouch (9,28 Мб)
Left-Right_Pedals (5,24 Мб)
Mono-Stereo (3,67 Мб)
Piano-to-Forte (9,51 Мб)
Piece1 (4,29 Мб)
Piece2 (10 Мб)
Resonance_Forte (7,45 Мб)
Resonance_piano (4,49 Мб)
Resonance-Detune_Bass (3,38 Мб)
Right_Pedal (6,25 Мб)
ToneColor-Ambience (2,86 Мб)
ToneColor_High (3,49 Мб)
ToneColor_Low-Mid (3,42 Мб)
Unison (3,82 Мб)
Unison-Hammer (10,6 Мб)

Модели: 
Roland V-Piano
5
Ваша: нет Средняя: 5 (голосов: 1)

Реклама

Рейтинг@Mail.ru