Статья "Roland TD3Kit"

Автор: 
Андрей Михайлов
Дата первой публикации: 
мар 2006

Электронная ударная установка.

Начну с самоцитирования. В статье про барабаны Roland TD6K (см. МО, февраль 2002) я писал: "Электронная ударная установка TD6K пришла на смену установке TD5K, которая семь лет (с 1994 по 2001) героически являлась самой недорогой, или, как сейчас принято говорить, "бюджетной" полнофункциональной ударной установкой Roland.". На тот момент так и казалось: производство простейшего бессеквенсорного TD5 был прекращено, и самым дешевым в линейке TD стал вдвое более дорогой и навороченный TD6, обладающий и секвенсором, и большим дисплеем.

Но очень скоро появление модуля Roland TD3, также принадлежащего к серии V-Drums, радикально изменило ситуацию. Стало ясно, что именно этот модуль заменил собой TD5, а TD6 пришел на смену модулю TD7, родоначальнику нынешнего поколения барабанов Roland серии TD, выпущенному аж в девяносто втором году прошлого века.

Установка TD3Kit состоит из модуля TD3, четырех пэдов PD8, двух тарелочных пэдов CY8, бас-пэда KD8, педали хета FD8. Барабанный стенд (или комплект барабанных стоек) докупается отдельно.

Модуль
Модуль TD3 очень маленький (220 x 144 x 59,5 мм) и легкий (552 г без адаптера питания), настольный, умещается на слегка растопыренной ладони. Корпус цельнопластмассовый, темно-серый (почти черный), практически прямоугольный, со слегка выпуклыми боками. Красивым его назвать трудно, исполнение, похоже, предельно удешевлено. Например, вместо традиционных резиновых или пластиковых ножек нижняя панель (рис. 1) имеет четыре куполообразных выступа, исполняющие их роль, — предельно экономично, но не слишком удобно. По столу, например, модуль на таких ножках катается, как на коньках. Вспомнились школьные годы эпохи деревянных игрушек, когда мы отдирали от парт декоративные стальные колпачки, закрывающие крепеж, втыкали по паре таких полукруглых колпачков c имеющимися на них шипами в подошвы ботинок, и на этих псевдороликах лихо раскатывали по школьному линолеуму, вызывая гнев администрации. Но вернемся к TD3. В его нижнюю панель ввернуты четыре винта (с крестообразными шлицами) под стандартный роландовский адаптер для крепления на стенд или стойку.

Входов для пэдов у TD3 девять (все на джеках): пять двухтриггерных (Snare, Hi-hat, Crash 1, Crash 2, Ride) и четыре однотриггерных (Kick, Tom 1, Tom 2, Tom 3). Кроме того, на задней панели есть вход для педали хета (джек), стереопара выходов (джеки), маленький рифленый штырек вращаемого регулятора уровня, вход для внешнего источника звука (миниджек), гнездо для разъема девятивольтового адаптера питания, движковый выключатель питания (рис. 2). Задняя панель заглублена, чтобы не повредить регулятор уровня.

А вот MIDI-вход, MIDI-выход, выход для наушников (джек) и слот для замка Kensington вынесены на боковую панель (рис. 3), что мне показалось довольно эргономичным, — для подключения MIDI-кабелей не нужно пробираться через лес кабелей пэдов. Подключение наушников не заглушает сигнал на выходе модуля. Не совсем понятно, чем руководствуются конструкторы Roland при выборе калибра джека для наушникового гнезда, поскольку, в отличие от дешевого TD3, у недорогого TD5 и значительно более дорогого TD6 гнезда для наушников были миниатюрными.

На панели управления (рис. 4) есть трехсимвольный дисплей на семисегментных светодиодных матрицах, десять светодиодных индикаторов (по одному на пэд плюс индикатор обода), кнопки включения имитации акустики помещения и метронома, шесть подсвечиваемых красным кнопок функций и две неподсвечиваемые кнопки изменения значений параметра (+ и -). Кнопки сделаны из полупрозрачной пластмассы, твердой, а не мягкой, как сейчас принято. Кнопки находятся в углублении, и этим в какой-то мере защищены от повреждений при транспортировке, а также от нажатия предметами, положенными на верхнюю панель модуля.

На индикаторы срабатывания триггера возложены еще и функции пояснения того, что в данный момент показывается иероглифами семисегментников: под каждым светодиодом есть надписи с названиями функций. Но это не спасает — управление модуля, на мой взгляд, устроено по принципу "понять это нельзя, придется запомнить". К сожалению, в этом TD3 является достойным преемником TD5, которого я неоднократно упрекал в слабой вменяемости системы управления. В качестве примера: чтобы на TD3 войти в режим изменения типа триггера, надо, удерживая кнопку Level/Pan, нажать кнопку Tempo... Надеюсь, дальше можно не продолжать. Думаю, владельцам TD3 следует как зеницу ока беречь от утраты руководство пользователя... Впрочем, в связи с появлением мануалов (в том числе и на русском языке) к устройствам на роландовских сайтах, острота этой проблемы значительно снизилась. А вот наличие отдельной кнопки для включения эффекта — очень удобно. Всего у модуля 15 типов имитации акустики помещения.

Триггерные входы
TD3 рассчитан на работу со всеми современными пэдами Roland: с резиновыми, с сетчатыми, а также с датчиками для акустических барабанов — акустическими триггерами. Для всех них имеются соответствующие типы триггера. С барабанными и тарелочными пэдами, входящими в комплект установки TD3K, модуль работает без проблем. Но я решил проверить TD3 на совместимость с другими пэдами Roland. И тут все оказалось не так гладко. Пэд PD9, подключенный к TD3, при указанном для него типе триггера ("Pd") играл совсем не так, как нужно, ему явно не хватало чувствительности и динамического диапазона. Я, решив проверить себя, подключил к TD3 одновременно PD8 и PD9, выбрал соответствующие типы триггера, назначил один и тот же малый барабан и начал поочередно играть на них. Опасения подтвердились: у PD9 с TD3 было хуже с динамикой и чувствительностью к нюансам. Для чистоты эксперимента я повторил опыт, подключив оба пэда к модулю TD6V, и не почувствовал разницы между пэдами — оба работали как положено...

Похожая история случилась и с тарелочным пэдом CY6, только чувствительность триггера под него (при требуемом типе триггера "Cy", разумеется) пришлось поднимать уже для того, чтобы просто пробивался второй слой двухслойного звука. После чего выяснилось, что динамика CY6 не отличается от CY8, однако надо подстраивать еще и чувствительность края. С TD6V обе тарелки работали штатно.

Думаю, что если задаться такой целью, то TD3 можно точно приспособить и к PD9, и к CY6, но лучше все-таки, когда модуль изначально нормально работает с пэдами, входящими в список совместимых, без мороки с настройкой параметров. Было бы неплохо, если бы через некоторое время появилась новая версия модуля с доработанными установками триггеров. Например, по аналогии с парой "TD6 — TD6V", такой модуль может иметь другой цвет корпуса.

Кроме выбора типа триггера, у каждого входа можно изменять чувствительность, порог срабатывания триггера (Threshold), кривую динамики (Velocity Curve, восемь типов), время обнаружения сигнала (Scan Time), запрет перезапуска (Retrigger Cancel), взаимопроникновение между пэдами (Crosstalk Cancel), отстройку от двойных срабатываний (Mask Time), чувствительность обода пэдов с сетчатыми рабочими поверхностям (Rim Sensitivity), динамический диапазон обода или края тарелки (Rim Gain). Надо сказать, что параметра Rim Gain нет ни у TD5, ни у TD6, и, учитывая недоработки с параметрами триггеров в TD3, здесь он лишним, скорее всего, не будет.

На однотриггерные входы назначается по одному инструменту, на двухтриггерные — по два. Все назначенные на входы инструменты с их настройками составляют ударную установку. Всего в модуле 32 ударные установки, которые можно редактировать (с автоматическим сохранением). Кроме того, любую установку можно скопировать и вставить на место другой. Заводские установки возвращаются инициализацией модуля, причем можно инициализировать как весь модуль, так и только текущую ударную установку. Для запуска инициализации следует включить модуль с нажатыми кнопками "плюс" и "минус", что логично и легко запоминается.

Римшот и кросстик
Звук римшота из TD3 вызывается при одновременном ударе по ободу и центру двухзонного пэда. Кроме того, четыре звука TD3 (римшоты к малым барабанам с первого по четвертый) сделаны таким образом, что при сильном ударе звучат как римшот, а при слабом — как обод, что совершенно естественно, поскольку при игре кросстиком по ободу со всей дури не лупят, а лишь слегка постукивают. Еще есть и два чисто ободных звука (S10 и S11).

Инструменты
В модуле 114 инструментов и 10 инструментов для метронома. 14 бас-барабанов, 31 малый барабан (из них восемь римшотов парных к барабанам с теми же названиями и четыре римшота, переключаемых на звук удара по ободу), 19 томов, 10 хетов (из которых два двухзонные), шесть тарелок райд (два комплекта по три звука: середина, край, купол; середина, в зависимости от динамики игры, переключаются на звук удара по куполу), восемь тарелок крэш, 25 перкуссионных инструментов (из них пять переключаемых, в зависимости от динамики игры), один пустой (Off). Инструменты, похоже, все новые, во всяком случае, ничего из арсенала TD5 и TD6 я не обнаружил.

У инструментов можно менять только уровень и положение в панораме, чего, на мой взгляд, недостаточно. При таком небольшом количестве инструментов настройка высоты была бы совсем не лишней.

И еще я совершенно не был готов к тому, что у кого-нибудь поднимется рука лишить барабанный модуль хетового сплеша. На всякий случай: это прием, когда хет резко закрывается ногой и тут же открывается, производя при этом специфический звук. Так вот, рука поднялась — нету такого у TD3, хотя до него у всех модулей серии эта возможность была. В остальном хет нормальный: динамический, отрывается и закрывается, шлепает тарелками... Более того, TD3 передает по MIDI данные, необходимые для отработки ножного сплеша (подключенный к нему по MIDI TD6 сплеш выдает), а сам не играет... И не то чтобы этот прием часто используется, скорее, даже редко, но возможность педали работать таким образом, на мой взгляд, здорово "оживляет" ее, делая общение с электронным хетом более приятным и более похожим на акустический.

А вот звучит все это хозяйство похуже, чем у TD6 и TD5, несколько глуховато. Причем создается ощущение, что дело не в системе звукообразования модуля, а в реализации выходной части, начиная с цифро-аналогового преобразования. При сравнении брались два наиболее выразительных и информативных секвенсорных трека TD6, подбирались похожие по стилистике ударные установки, модули соединялись по MIDI и проигрывали этот трек. Кстати, то, что ни у TD5, ни у TD3 нет функции сквозного прохождения MIDI-сигнала, доставило серьезное неудобство, так как из-за этого на них без MIDI-сплиттера невозможно одновременно послать тестовую секвенцию с TD6, чтобы, переключая их звуковые выходы, сравнивать звучание. А использовать в качестве базовой демо-секвенцию TD3 тоже не получилось, поскольку она не поступает на его MIDI-выход. Пришлось сначала звучание модулей записать в мультитрекер и прослушивать, переключая его дорожки. При этом случилась неожиданность, не имеющая прямого отношения к герою данной статьи, но, на мой взгляд, значительная настолько, что умолчать о ней я не могу. Выяснилось, что пожилой бюджетный модуль TD5 звучит лучше, чем современный и более дорогой TD6. По-хорошему выяснить это было надо еще при написании статьи про TD6, но лучше поздно... Ссылки на файлы, демонстрирующие результаты этого сравнения, находятся в конце статьи.

MIDI
Модуль позволяет назначить свою MIDI-ноту каждому триггеру, и эти назначения сохраняются в ударной установке — таким образом, инструменты разных установок могут иметь разные MIDI-ноты. Работает модуль на десятом MIDI-канале, и этот номер изменить нельзя. Есть возможность отключения MIDI-конвертера от звукового генератора (Local Control) для исключения "MIDI-эха". Все устанавливаемые параметры модуля можно сбрасывать на внешний секвенсор и потом восстанавливать, загружая обратно. Очень хорошо, что в мануале модуля расписано, какие и где в нем используются MIDI-ноты и номера контроллеров. Например, сказано, что для хета по умолчанию используются три ноты: 46 (открытый), 42 (закрытый) и 44 (закрытый ногой), а также контроллер номер четыре для педали. А вот для глушения тарелки используется полифоническое послекасание (когда обод отпущен — 00H, когда сжат — 7FH). Раньше это все приходилось устанавливать опытным путем.

Rhythm Coach
Модуль имеет систему тренировки ритма Rhythm Coach, состоящую из ряда упражнений под метроном.

Первое упражнение (Rhythmic Notes) предназначено для отработки чувства длительности нот и состоит из чередования последовательно проигрываемых метрономом сочетаний нот. Каждое сочетание проигрывается два такта, затем все происходит в обратном порядке. Сначала проигрываются половинные, четвертные, восьмые, триоли и шестнадцатые ноты, к которым затем добавляются секстоли, а потом — квинтоли и септоли. При втором проигрывании сочетания, перед его сменой, значение темпа на дисплее начинает мигать, предупреждая об этом.

Второе упражнение (Time Check) предназначено для отработки ритмичности и состоит из игры с индикацией точности попадания в долю на дисплее. Всего возможны семь вариантов отображения: полное попадание, три варианта отставания и три — опережения. Есть два варианта сложности.

Третье упражнение (Quiet Count) предназначено для отработки внутреннего чувства времени и состоит из игры фрагментов длительностью от одного до восьми тактов под метроном с циклически изменяющимся уровнем громкости от нормального до тихого.

Четвертое упражнение (Speed Check), предназначенное для отработки скорости, состоит из игры восьмитактовых фрагментов с увеличением темпа на пять долей в минуту (по достижении требуемой точности), и так до максимального темпа (260 bpm). Точность попадания в долю индицируется на дисплее, мигание дисплея указывает на переход к следующему темпу. Есть два варианта сложности.

Пятое упражнение (Gradual Up/Down), предназначенное для отработки ускорения и замедления темпа игры, состоит из игры с увеличением и уменьшением темпа на одну долю в минуту через одну долю или через две доли.

Шестое упражнение (Step Up/Down) предназначено для отработки стабильности темпа игры и состоит из игры восьмитактовых фрагментов с увеличением и уменьшением темпа с шагом в две доли в минуту и в пять долей в минуту при переходе к следующему фрагменту. Также возможен вариант увеличения/уменьшения темпа от фрагмента к фрагменту с последующим возвращением к начальному значению.

Перед упражнениями происходит двухтактовый метрономный отсчет. Есть возможность отключить звук метронома после предварительного отсчета, устанавливать нужный темп упражнений и т. д.

Упражнения мне показались хорошо продуманными и полезными, как для начального обучения, так и для поддержания общеритмического тонуса.

На метроном модуля можно назначить один из десяти звуков, включая стандартный звук метронома, ковбелл, голосовой счет. Вариантов метрономных ритмов 17, включая отсчет только первой доли такта, триоли, квинтоли, секстоли, септоли и полиритмы 3+2 в стиле латино. Для изменения уровня метронома есть соответствующие установки.

Пэды
Все новые пэды (PD8, KD8 и CY8), видимо, серьезно отличаются от однотипных предшественников, поскольку для них в модулях предусмотрены индивидуальные типы триггера. Для пожилых модулей, где таких типов нет, в мануалах есть таблицы значений соответствующих параметров триггеров, для приведения их в соответствие с этими пэдами.

Еще из новых пэдов исчезли переключатели полярности, что у меня никакого сожаления не вызвало, поскольку надобности в них я не испытал ни разу...

Бас-пэд KD8 (рис. 5) — первый резиновый пэд нового поколения Roland, способный принять две колотушки кардана. Пэд имеет резиновую ударную поверхность, он вертикальный, мощный, красивый. И он складной. Ну, скажем, условно складной. Просто передняя треугольная рамка-подставка, в транспортировочном состоянии прижатая к стойке, для приведения пэда в рабочее состояние поворачивается на некоторый угол и фиксируется двумя болтами. А болты эти для фиксации надлежит вытащить из обрезиненных гнезд на стойке, вставить в соответствующие резьбовые отверстия и завернуть барабанным ключом. Причем для удержания рамки в прижатом к стойке состоянии предусмотрен целый пружинный механизм. Мне это представляется не очень логичным: раз все равно городится механизм, то зачем какие-то фиксирующие болты? Поставили бы одну фиксирующую кнопку: нажал кнопку, открыл рамку, в крайнем положении сработал фиксатор. Хочешь сложить пэд, нажимай ту же кнопку и складывай... Ну, на манер откидного приклада автомата Калашникова. Тем более, что при игре усилия на складывание рамки никакие. На полу пэд фиксируется двумя заточенными подпружиненными винтами-шпорами, плюс на упирающейся в пол металлической пластине есть наклеенная полоска липучки на случай установки пэда на ковровое покрытие.

Пэд PD8 двухзонный, имеет диаметр 8,5", массу 1,3 кг и, судя по всему, призван заменить собой в линейке пэдов Roland сразу два пэда: PD7 диаметром 7,5" и PD9 диаметром 10". Внешне пэды отличаются сильно, имеют совсем разный дизайн нижней части, обод у PD8 потолще, да сам он кажется несколько более массивным (рис. 6).

У PD8 основная часть корпуса выполнена из черной пластмассы с мощной хромированной П-образной пластиной крепления, а у двух ранних пэдов внешняя часть корпуса вся из белого пластика (рис. 7). На мой взгляд, внешне PD8 уступает предкам, легкоузнаваемым благодаря броскому дизайну в конструктивистском стиле. В PD8 же глазу зацепиться особенно не за что. Кроме того, штырь крюка в этот пэд можно вставить только вертикально, что несколько ограничивает гибкость применения. В пэды PD7 и PD9 штырь вставляется как вертикально, так и горизонтально.

Пэд CY8 двухзонный (середина и край), с возможностью глушения захватыванием края. Пэд имеет диаметр 12", весит 657 грамм, является развитием тарелки CY6, заменяет ее собой и выглядит значительно солидней (рис. 8). Концентрическое рифление, имитирующее следы токарной обработки реальных тарелок, теперь покрывает не только резиновый (рабочий) сектор пэда, но и пластмассовую часть поверхности, что выглядит, на мой взгляд, несколько наивно, но забавно. Купол был каплевидным в плане, а стал круглым, что несколько убавило футуристичность пэда, в куполе появилось углубление для фетровой шайбы.

Изменения затронули и нижнюю часть пэда. Если у CY6 резиновый обод с нижней стороны был просто наклеен на пластмассу основания, то на CY8 для него есть специальный загончик с бортиком (рис. 9). Технологично и красиво, как минимум скрывает клей, которым резина приклеена к пластику. У CY6 клеевой шов на виду и красоты не добавляет. Резиновая крышка с выходным гнездом стала пластмассовой, усложнилась и разрослась, захватив центральную часть пэда. И запах поменялся с резинового на какой-то синтетический.

Чтобы тарелочный пэд был всегда сориентирован рабочей частью в нужном направлении, его центральная часть имеет с нижней стороны угловую выемку, а в комплект входит соответствующая насадка на тарелочное крепление. А вот по игре пэд меня насторожил неравномерной чувствительностью основной игровой поверхности, которая и так-то невелика — плюс чувствительное "пятно", находящееся в ее середине (похоже, в месте расположения датчика).

Педаль
Педаль хета FD8 является развитием выпускавшейся с 1992 года модели FD7 и заменяет ее. Забавно, когда у меня около десятка лет назад появилась FD7, я в полном восторге думал, что педали лучше уже быть не может: тут тебе и плавное закрытие/открытие, и шлепки ногой, и хетовый сплэш, и дизайн... Появление FD8 очередной раз разъяснило, что пределов совершенству нет: рядом с ней FD7 смотрится громоздким неуклюжим монстром (рис. 10). Сотворенным на коленке. Умеет новая педаль, разумеется, все то же самое, что и предшественница, но гораздо изящнее, легче (1,25 кг против 1,98), меньше (130 x 394 x 170 мм против 170 x 394 x 115 мм). Основание утратило мощные отбортовки, обретя взамен изящные выпуклые ребра жесткости. Барабанный барашек, которым регулировался раствор в FD7, уступил место барабанному болту (барабанный ключ прилагается) и переместился с верхней части педали в торец, что позволило уменьшить ее высоту. В самом деле, если раствор педали регулируется один раз, зачем там барашек?

Мощная загрузочная пружина (создающая сопротивление при закрытии и возвращающая платформу вверх) стала сильно меньше и переместилась ближе к соединению платформы с основанием. Усилие, требуемое на закрытие, при этом слабее не стало. Правда, регулировать его теперь нечем (из-под пружины исчез резьбовой шток со спецгайкой, призванный ее сжимать и этим регулировать сопротивляемость) — так я его и на FD7 не регулировал ни разу... Шток, соединяющий платформу с основанием, стал съемным (с одной стороны — утопленная гайка, с другой — головка под шестигранный ключ), что, в случае необходимости, теперь позволит их разъединить (в FD7 ось расклепана). При этом люфта между платформой с основанием нет вовсе (в FD7 есть небольшой). Ход платформы стал легче и тише. В общем, да здравствует прогресс! Ах, да, еще выходное гнездо переместилось с правой стороны педали на левую, зачем — непонятно, ну да, возможно, конструкторам виднее...

Выводы
Однозначно во всех отношениях хороша педаль FD8, пэд PD8 весьма неплох в работе. Что же касается самого модуля TD3, то я его представляю как инструмент для занятий (если, конечно, не надо отрабатывать сплеш) или для расширения основной электронной установки. Также его, в принципе, можно использовать и на студии в качестве MIDI-контроллера.

Звуковые примеры:
td3.mp3 (240 Кб)
td5.mp3 (241 Кб)
td6.mp3 (240 Кб)
Модели: 
Roland TD3Kit
Модели: 
Roland TD3
Модели: 
Roland CY8
Модели: 
Roland FD8
0
Ваша: нет

Реклама

Рейтинг@Mail.ru