Статья "Roland R8"

Автор: 
Дмитрий Попов
Дата первой публикации: 
дек 2005

Самая человечная ритм-машина.

Ритм-машина Roland R8 была выпущена в 1988 году — золотом времени для подобных устройств. Технологии уже были достаточно развиты, чтобы предоставить пользователю набор качественных семплированных звуков за относительно невысокую цену (в момент выхода R8 стоила 1200$), но не настолько, чтобы сделать общедоступными сами семплеры. Синтезаторные рабочие станции только начали появляться, и основной упор в них делался на другие звуки. А о возможности использовать для этих целей компьютерные программы никто и не помышлял.

В то время было распространено мнение, что хорошая партия ритм-машины должна быть максимально похожа на игру живого барабанщика. И хотя сами семплированные звуки были в этом плане большим шагом вперед по сравнению с аналоговыми устройствами, пока не удавалось победить механистичность звучания, свойственную ритм-машинам в принципе. Для решения этой проблемы фирма Roland использовала в R8 специальную функцию Human Feel, и даже назвала свою ритм-машину (а также несколько родственных ей моделей) "Human Rhythm Composer" — "человечный создатель ритмов".

Устройство
R8 имеет на задней панели два основных выхода (левый — моно), восемь индивидуальных выходов, выход для наушников (все на джеках), вход и выход для FSK-синхронизации (RCA), входы для педали (может выполнять функции слайдера значения) и педального переключателя (запуск-остановка) на джеках, три MIDI-разъема, слот для ROM-карты с семплами (серии SN-R8), слот для RAM-карты (M256E или M256D), регулятор контраста дисплея, выключатель питания, вход для адаптера питания (ACH120/220).

На верхней панели находятся слайдеры уровня и изменения значения, двойной жидкокристаллический дисплей (текстовый в две строки по 20 символов и псевдографический) без подсветки, 16 динамических пэдов (для получения оптимальных значений нужно нажимать нижнюю часть пэда), четыре крупные кнопки (такого же размера, как пэды: старт-стоп, дробь, форшлаг, сдвиг регистра), кнопки ввода числовых значений и букв, кнопки управления курсором, кнопки доступа к функциям изменения темпа и регулирования громкости каждого звука, кнопка переключения банков и еще несколько служебных кнопок.

Габариты устройства 410 x 290 x 70 мм, масса 3,1 кг.

Звуки (в терминологии Roland — "инструменты") используют семплы с разрядностью 16 бит и с частотой дискретизации 44,1 кГц. Есть 68 пресетных инструментов и 26 пользовательских, представляющих собой копии пресетных инструментов с измененными параметрами. Редактировать можно такие параметры, как высота тона (от -4800 до +4800 центов, то есть +/-4 октавы, шагами по 10 центов, не все инструменты поддерживают полный диапазон), продолжительность звучания (000-127, некоторые инструменты являются двойными, и продолжительность регулируется отдельно для каждой составляющей), нюанс (0-15, доступен только для некоторых инструментов), назначение на выход (при выборе основной стереопары возможна установка одного из семи значений панорамы), тип воспроизведения (поли, моно или одна из восьми групп взаимоисключения), кривая динамической чувствительности (восемь вариантов). Смысл параметра "нюанс" зависит от инструмента, — например, у хета и тарелки райд он определяет, насколько близко к центру ударяет палка, а у тома, малого и бас-барабана регулируется низкочастотная составляющая. По сути же нюанс изменяет баланс уровней составных частей двойных инструментов. Специальные пресетный инструмент Rest не производит звука и предназначен для создания эффекта заглушения других инструментов (тарелки крэш, например).

Еще 26 инструментов доступны с ROM-карты. Их также можно скопировать в пользовательские для редактирования, однако сами семплы при этом не копируются, и если карту из устройства вынуть, то звука не будет.

Для использования инструменты необходимо назначить на пэды. Назначать можно любые инструменты: пресетные, пользовательские и с карты. R8 содержит пять банков таких назначений (по 16 инструментов в каждом), таким образом, всего 80 инструментов. Важно отметить, что пэды могут иметь собственные настройки параметров (называемые "исполнительскими параметрами"), являющиеся относительными к параметрам инструментов. Поясню на примере. Предположим, мы взяли пресетный инструмент с семплом нижней струны бас-гитары (в R8 такого нет, но так будет легче понять), то есть ноты Ми. Отредактировали его, установив высоту тона на -200 центов (то есть, понизив на два полутона, до ноты Ре), и сохранили как пользовательский. Затем назначили на два пэда, причем у второго установили исполнительский параметр высоты тона в +100 центов. Теперь нажатием первого пэда мы вызываем ноту Ре, а нажатием второго — ноту Ре-диез. Если опять отредактировать инструмент, изменив высоту тона на Ля, то нажатием первого пэда будет вызываться нота Ля, а нажатием второго — Ля-диез.

Можно устанавливать следующие исполнительские параметры: высота тона (от -4800 до +4800 центов, шагами по 10 центов), продолжительность звучания (от -63 до +63), нюанс (от -7 до +7), панорама (имеет приоритет по отношению к такому же параметру у инструмента, но игнорируется при назначении инструмента на индивидуальный выход). Данная возможность может иметь самые разнообразные применения. Например, можно назначить тональный инструмент на несколько пэдов, установить у них разную высоту тона и играть мелодические партии, не создавая пользовательских копий одного инструмента с разными настройками высоты тона. Или назначить тарелку райд на пэды с разными значениями нюанса и использовать их для большей естественности партии. Для облегчения этих настроек предназначены две функции: Multi Assign позволяет назначить один инструмент на все 16 пэдов, а Align — установить у пэдов значения выбранного параметра (высота тона, продолжительность звучания, нюанс) в определенной последовательности.

При использовании пэдов для записи паттернов установленные исполнительские параметры также записываются и становятся "параметрами секвенции". Параметры секвенции можно редактировать отдельно для каждого звука: помимо высоты тона, продолжительности звучания, нюанса и панорамы сюда также входят динамика (0-127) и микротайминг (от -2 до +1). R8 имеет 32 пресетных паттерна и 100 пользовательских (до 99 тактов каждый). Запись можно производить в реальном времени и пошагово, разрешение 1/96 (1/384 при использовании микротайминга). Процедура записи в реальном времени обычна (выбираете режим, запускаете воспроизведение и в нужные доли нажимаете пэды, соответствующие нужным инструментам), а вот в пошаговой записи есть свои особенности. После выбора этого режима необходимо сначала выбрать инструмент, партия которого будет записываться. Затем запускаете воспроизведение и нажимаете пэды, соответствующие долям, на которых должен звучать данный инструмент (похожим образом организовано программирование партий в классических ритм-машинах Roland: TR808 и TR909). Данные динамики нажатия при этом также записываются. Повторное нажатие пэда удаляет инструмент с этой доли. Для записи партии другого инструмента необходимо остановить воспроизведение, нажать пэд, соответствующий нужному инструменту, запустить воспроизведение, нажать пэды, соответствующие нужным долям.

Есть функции квантайза, замены инструмента, склеивания двух паттернов, экспорта партии определенного инструмента, смешивания двух паттернов, смены позиции начала паттерна, копирования паттерна, наименования (до восьми символов). Необходимо отметить, что некоторые функции вызываются не из меню, а нажатием пэдов совместно с кнопкой Shift. Возможно использование форшлага (регулируются временной интервал между звуками и громкость каждого звука) и дроби (выбираются длительности, громкостью дроби можно управлять, изменяя давление на пэд), создание до десяти макронот (готовых фраз, до 16 нот в каждой) и использование их (нажатием одной кнопки) при записи паттернов или во время исполнения.

Есть десять песен общим объемом 2600 нот. Песни собираются из пользовательских паттернов, также могут вводиться данные изменения темпа, изменения уровня, начала и окончания повтора, названия позиции в песне (есть функция поиска по названиям позиций). Паттерны и дополнительные данные, составляющие песню, называются частями (part), одна песня может содержать до 999 частей. Есть функции удаления, вставки и копирования частей, копирования, удаления и наименования песни, создания последовательности воспроизведения песен, а также калькулятор продолжительности песни (возможно изменение темпа для соответствия определенной продолжительности). При воспроизведении паттерна или песни можно использовать функцию свингования (выбираются свингуемая доля и величина свингования).

Также возможны создание десяти макрокоманд (до 16 нажатий кнопок в каждой), синхронизация посредством сообщений MIDI Clock с SPP (в качестве ведущего или ведомого устройства), инициализация устройства в целом и отдельных его функций.

R8 имеет максимальную полифонию 32 голоса.

Human Feel
Задача функции Human Feel — "очеловечить" свойственное ритм-машинам механистичное звучание. Связано оно с тем, что барабанщики при игре изменяют громкость определенных долей в соответствии с музыкой (фразировка), а также никогда не извлекают звуки с абсолютно той же громкостью и не играют абсолютно точно в долю. Первая и вторая проблемы могут быть, по большей части, решены посредством скрупулезного программирования партии (или записи ее более естественным способом — при помощи электронных пэдов). Для решения третьей проблемы можно использовать функцию шаблонного квантайза, имеющуюся в развитых программных секвенсорах. Но все эти трудоемкие операции все равно не дают желаемого результата, поскольку при игре на акустических барабанах при изменении силы удара меняется не только громкость, но и сам звук.

Функция Human Feel позволяет использовать Feel-пэтчи (всего восемь), состоящие из двух частей: Groove и Random Factor. Groove представляет собой шаблон, в соответствии с которым на определенных долях изменяются выбранные параметры секвенции (динамика, высота тона, нюанс, продолжительность звучания). Random Factor предназначен для внесения небольших случайных изменений этих параметров. Feel-пэтчи добавляются к готовым пользовательским паттернам и действуют только при воспроизведении, то есть не заменяя записанные данные.

У Feel-пэтчей можно редактировать параметры Groove Type (определяет количество долей в шаблоне, от 1 до 8) и Groove Step (длительность долей, от 1/4 до 1/32). Если, скажем, установить Groove Type на 4, а Groove Step — на 1/16, то шаблон будет состоять из четырех шестнадцатых долей, то есть в такте 4/4 рисунок шаблона будет повторяться четыре раза.

Также можно выбрать восемь инструментов, чьи параметры будут изменяться, включить функции Groove и Random отдельно для каждого параметра, установить величину изменения каждого параметра (от -7 до +7 для нюанса, от -99 до +99 для остальных) в каждом шаге, выбрать частоту и глубину случайных изменений.

Особенно хорошо применение этой функции для хета и тарелки райд. Также можно сделать более разнообразными игру по малому барабану, звучание томов в брейках, звучание электронных бочек.

Звук
Хотя в свое время основной акцент был сделан на "очеловечивающие" возможности R8, со временем это утратило актуальность: слушатели привыкли к механистичному звучанию ударных, а аранжировщики научились им пользоваться для создания определенного гипнотического эффекта. Сегодня основную привлекательность имеет звучание этого устройства. Причем при изолированном прослушивании сами звуки не поражают — главное достоинство, это то, как удачно они укладываются в микс. Почему так происходит, точно неизвестно, но ходят слухи, что при подготовке семплов их сначала обрабатывали под аранжировку.

Если говорить о жанровых ограничениях, то без дополнительных карт устройство хорошо подходит для поп-рока в стиле 80-х. Скажем, бочки, томы и особенно малые барабаны звучат в стиле группы Toto тех лет: мощные и естественные (хотя и с обработкой) звуки акустических ударных инструментов. Тарелки более универсальны и могут использоваться в разных жанрах. По звучанию особенно отличаются хеты и тарелки райд — сложно найти более естественные семплы, а если применить функцию Human Feel, то не каждый барабанщик сможет распознать ритм-машину. И до определенной степени естественность звучания сохраняется при редактировании.

Из спецэффектов обратите внимание на Spark1 — он применялся во многих песнях и рекламах. Популярны также были Shadow и Surf.

Среди известных пользователей: The Shamen, Orbital, The Human League, Underworld, 808 State, CJ Bolland, Autechre, Dave Holmes, Fluke.

Карты
Фирма Roland выпустила для R8 (и родственных моделей) одиннадцать ROM-карт с семплами (серия SN-R8). Каждая карта содержит 26 звуков и одну демонстрационную песню (при ее загрузке стираются все пользовательские песни и паттерны). Наличие карт значительно расширяет стилистические границы устройства: помимо поп-рока становятся доступны также танцевальная и джазоподобная музыка. Качество семплов на картах столь же высокое, как и в основном устройстве.

Для электронной музыки самыми востребованными являются карты SN-R8-04 Electronic (семплы TR808 и других электронных устройств) и SN-R8-10 Dance (семплы TR909 и CR78). Их, правда, нелегко отыскать, особенно вторую. Конечно, полностью оригинальные устройства они не заменяют, но звучат хорошо, а с функцией рандомизации еще и неоднообразно.

Для поп-рока рекомендуются карты SN-R8-08 Dry и SN-R8-09 Power Drums U.S.A. Первая содержит более естественные звуки акустических барабанов, а вторая — более обработанные, "умощненные".

Для джазоподобных партий подойдут карты SN-R8-02 Jazz Brush и SN-R8-05 Jazz. Первая, к тому же, более универсальна: например, ее тарелки райд могут применяться в музыке разных стилей.

Карта SN-R8-01 Contemporary Percussion содержит латиноамериканскую перкуссию, а SN-R8-06 Ethnic Percussion — восточную. SN-R8-11 Metallic Percussion добавляет звуки тарелок, в том числе и обычных (хеты, райды, крэши).

Карты SN-R8-03 Sound Effects (спецэффекты типа закрытия двери или выстрела пушки) и SN-R8-07 Mallet (маримбы, ксилофоны, вибрафоны) очень дополнительны, но в некоторых случаях могут быть полезны.

Содержание карт серии SN-R8

SN-R8-01 Contemporary Percussion. Звуки: Low Timbale, High Timbale, Open Pandiero, Mute Pandiero, Low Bongo, High Bongo, Open Surdo, Mute Surdo, Vibra-Slap, Tamborim, Open Cuica, Mute Cuica, Maracas, Cowbell 2, Long Guilo, Short Guilo, Triangle, Tambourine 2, Castanets, Wood Block, Concert Bass Drum, Timpani, Bell Tree, Kalimba, Log Drum, Steel Drum. Демонстрационная песня Carnaval.

SN-R8-02 Jazz Brush. Звуки: Deep Kick 1, Resonant Kick 1, Sharp Kick, Attack Kick, Brush Swish Snare 1, Brush Swish Snare 2, Brush Swish Snare 3, Brush Swish Snare 4, Brush Slap Snare 1, Brush Slap Snare 2, Brush Slap Snare 3, Brush Slap Snare 4, Brush Roll Snare 1, Brush Roll Snare 2, Brush Roll Snare 3, Brush Roll Snare 4, Brush Slap Tom 1, Brush Slap Tom 2, Brush Slap Tom 3, Brush Slap Tom 4, Brush Closed Hihat 1, Brush Open Hihat 1, Brush Crash Cymbal 1, Brush Crash Cymbal 2, Brush Ride Cymbal 1, Acoustic Bass. Демонстрационная песня Swinging.

SN-R8-03 Sound Effects. Звуки: Gong, Thud, Cannon, Door 1, Door 2, Car Door, Gun, Glass Crash, Punch, Trash Can, Back Trash Can, Smash, Slap 1, Wow, Scratch Push, Scratch Pull, Water, Switch, Lock, Foot Step, Finger Snap, Hubcap, Drill, Spray, Katana, Nantoka. Демонстрационная песня Jamming.

SN-R8-04 Electronic. Звуки: Electronic Kick, Control Kick, Flanging Kick, 808 Kick, Electronic Snare, Reverb Snare 2, Flanging Snare, 808 Snare, 808 Side Stick, Bend Tom, Electronic Tom, 808 Tom, 808 Closed Hihat, 808 Open Hihat, Electronic Crash Cymbal, 808 Ride Cymbal, Electronic Ride Bell, 808 Conga, 808 Maracas, 808 Clave, 808 Cowbell, Slap 2, High Q, Rap Noise, Wood Box, Synthesizer Bass. Демонстрационная песня Walkon.

SN-R8-05 Jazz. Звуки: Beater Kick, Full Low Kick, Loose Kick, Thin Kick, Full Bright Kick, High Tune Snare 1, High Tune Snare 2, High Tune Rim Shot Snare, Mid Range Snare, Close Mute Snare, Mild Mute Snare, Cram Mute Snare, Side Stick 3, Open Tom 1, Open Tom 2, Open Tom 3, Open Tom 4, Ringing Tom 1, Ringing Tom 2, Ringing Tom 3, Ringing Tom 4, Crash Cymbal 3, Crash Cymbal 4, Ride Cymbal With Rivet, Ride Bell Cymbal With Rivet, Fretless Electric Bass. Демонстрационная песня Blow-Up.

SN-R8-06 Ethnic Percussion. Звуки: Tabla Na, Tabla Tun, Tabla Te, Baya Ge, Khole Na, Madal Dhin, Rama Cymbal, Darbuka Tik, Darbuka Dum, Bendir, Req Tik, Req Dum, Djembe Center, Djembe Rim, Talking Drum, Talking Drum Bend Up, Caxixi, Thai Gong, Tsurumi High, Tsurumi Low, Ohkawa, Matsuridaiko, Matsuridaiko Rim, Shimedaiko, Atarigane, Hyoushigi. Демонстрационная песня Summit A.

SN-R8-07 Mallet. Звуки: Marimba 1, Marimba 2, Marimba 3, Vibraphone 1, Vibraphone 2, Vibraphone 3, Xylophone 1, Xylophone 2, Glockenspiel 1, Glockenspiel 2, Barafon 1, Barafon 2, Sanza 1, Sanza 2, Tubular Bell 1, Tubular Bell 2, Gender, Saron, Bonang, Kenong, Wind Bell, Orugohru, Matsumushi, Angklung, Spoke, Finger Cymbal. Демонстрационная песня Avatar.

SN-R8-08 Dry. Звуки: Muffled Kick, Whack Kick, Bump Kick, Thump Kick, Trample Kick, Maple Snare, Rim Shot Snare 3, Birch Snare, Copeer Snare, Piccolo Snare 2, Beat Snare, Tin Shot Snare, Dazzling Tom 1, Dazzling Tom 2, Dazzling Tom 3, Dazzling Tom 4, Pop Tom 1, Pop Tom 2, Pop Tom 3, Pop Tom 4, Rude Tom 1, Rude Tom 2, Rude Tom 3, Rude Tom 4, Crash Cymbal 5, Chinese Cymbal. Демонстрационная песня Multiplx.

SN-R8-09 Power Drums U.S.A. Звуки: Face Kick, Techno Kick, Snap Kick, Gated Reverb Kick, Real Snare, Sharp Snare, Bright Snare, Solid Snare, Gated Reverb Snare, Funk Snare, Ping Snare, Radio Snare, Small Snare, No Snares, Echo Snare, Rock Snare 1, Slam Snare, Side Stick 4, Attack Tom 1, Attack Tom 2, Attack Tom 3, Attack Tom 4, Hollow Tom 1, Hollow Tom 2, Hollow Tom 3, Hollow Tom 4. Демонстрационная песня Coconut.

SN-R8-10 Dance. Звуки: TR-909 Kick, CR-78 Kick, Boing Kick, Video Kick, TR-909 Snare, CR-78 Snare, Boing Snare, Video Snare, Dance Snare, House Snare, Trash Snare, TR-909 Side Stick, TR-909 Tom Tom, TR-909 Closed Hi-Hat, TR-909 Open Hi-Hat, CR-78 Closed Hi-Hat, CR-78 Open Hi-Hat, Reverb Clap, CR-78 Cowbell, CR-78 Metallic Beat, CR-78 Guiro, CR-78 Tambourine, CR-78 Maracas, CR-78 Bongo, DR-55 Claves, TB-303 Bass. Демонстрационная песня Swanging!.

SN-R8-11 Metallic Percussion. Звуки: Closed Hi-Hat 2, Open Hi-Hat 2, Pedal Closed Hi-Hat 2, Closed Hi-Hat 3, Open Hi-Hat 3, Pedal Closed Hi-Hat 3, Crash Cymbal 6, Crash Cymbal 7, Crash Cymbal 8, Ride Cymbal 2, Ride-Bell Cymbal 2, Ride Cymbal Bell 2, Splash Cymbal 3, Small Chinese Cymbal, Hand Cymbals 1, Sleigh Bell, Ribbon Crasher, Spoons, Metal Castanets, Metal Maracas, Cowbell 3, Flexatone, Chime, Satellite Drum, Can 2, Bow!. Демонстрационная песня AsianGod.

Родственники
В 1989 году был выпущен облегченный вариант R8 — ритм-машина Roland R5. Она имеет шесть песен, два основных и четыре индивидуальных выхода и жидкокристаллический дисплей в две строки по 16 символов. Нет слотов для карт и входа для педали (только для педального переключателя). Звуков столько же, но они несколько другие: вместо четырех томов каждого типа у R5 их по три, зато добавлены электронные бочка, малый и том, щеточный малый, три баса. Несмотря на это, по звукам R5 остается жанрово ограниченной, а отсутствие слотов для карт делает невозможным расширение стилистических границ. Кроме того, маленький дисплей усложняет использование. В момент выхода R5 стоила 695$, сейчас ее средняя цена в мире 100$, у нас 140$.

В конце 1989 года появился однорэковый модуль Roland R8M. Он имеет восемь выходов (два основных и шесть индивидуальных), три слота для карт с семплами, жидкокристаллический дисплей в две строки по 16 символов (с подсветкой). Звуки все те же, но отсутствие пэдов потребовало изменить внутреннюю организацию: вместо банков пэдов модуль содержит 32 пэтча (набора звуков). Количество Feel-пэтчей увеличено до 16. Секвенсора нет. Возможность использовать сразу три ROM-карты делает модуль привлекательным для применения в студиях, но необходимо отметить, что без мануала с ним сложно разобраться. В момент выхода R8M стоил около 1000$, сейчас средняя цена в мире 180$, у нас 270$.

В 1992 году вышла ритм-машина Roland R8 Mk II. Основное ее отличие от модели R8 состоит в увеличенном до 200 количестве звуков (кроме всех семплов R8 также есть звуки с разных карт, в том числе SN-R8-02 Jazz Brush, SN-R8-04 Electronic, SN-R8-09 Power Drums U.S.A. и SN-R8-10 Dance). К тому же, количество паттернов увеличено до 200. В момент выхода R8 Mk II стоила 995$, сейчас ее средняя цена в мире 280$, у нас 300$.

Заключение
Ритм-машина Roland R8 — прочное, добротно сделанное устройство, способное выдержать многолетние гастроли. Несомненно, не самое простое в использовании: секвенсор требует привыкания (хотя после этого уже не вызывает затруднений), редактирование несколько запутано, а создание Feel-пэтчей сложно. Помочь в этом могут программные редакторы: все модели серии поддерживаются универсальными редакторами Sound Quest Midi Quest и Emagic Sound Diver, а R8 и R8M еще и программой MOTU Unisyn.

Из других недостатков можно отметить отсутствие эффектов (в определенной степени это компенсируется большим количеством выходов, что позволяет использовать внешнюю обработку; кроме того, некоторые семплы изначально сделаны с реверберацией), не столь развитые возможности редактирования звуков, как, скажем, у модуля E-mu Procussion, ограниченное количество значений панорамы. Некоторые пользователи, использующие редактирование партий непосредственно во время выступления, жалуются на то, что для удаления нот в реальном времени необходимо нажать пэд, произведя тем самым ненужный звук.

Но все это перекрывается звучанием. По естественности, плотности и укладываемости в микс устройства серии превосходят не только подобные продукты Alesis (включая модуль DM Pro), Boss и Yamaha, но и более поздние модели Roland, например, TD7. Учитывая, что сейчас средняя цена R8 в мире около 200$, а у нас — 240$, можно сказать, что по звучанию это лучшая из недорогих ритм-машин общего применения.

Звуковые примеры

Roland R8 демо (552 Кб)

Карты
SN-R8-01 Contemporary Percussion (623 Кб)
SN-R8-02 Jazz Brush (851 Кб)
SN-R8-03 Sound Effects (689 Кб)
SN-R8-04 Electronic (822 Кб)
SN-R8-05 Jazz (563 Кб)
SN-R8-06 Ethnic Percussion (610 Кб)
SN-R8-07 Mallet (564 Кб)
SN-R8-08 Dry (578 Кб)
SN-R8-09 Power Drums U.S.A. (663 Кб)
SN-R8-10 Dance (681 Кб)
SN-R8-11 Metallic Percussion (604 Кб)

Партия из песни In The Air Tonight (звуки карты SN-R8-04 Electronic) (158 Кб)

Функция Human Feel
Исходная партия (88 Кб)
Feel-пэтч 0 (88 Кб)
Feel-пэтч 2 (88 Кб)

Модели: 
Roland R8
Модели: 
Roland R5
Модели: 
Roland R8M
Модели: 
Roland R8 Mk II
5
Ваша: нет Средняя: 5 (голосов: 1)

Реклама

Рейтинг@Mail.ru