Статья "Roland JD-XA"

Автор: 
Владимир Сапрыкин
Дата первой публикации: 
сен 2015

Гибридный синтезатор.

За последние два года компания Roland представила музыкальному рынку немало интересных продуктов, и в числе последних новинок — синтезаторы серии JD-X. В нее входят два инструмента, и я отчего-то готов поверить, что со временем появится и третий. Они устроены схоже, с небольшой разницей в функционале. Первый синтезатор называется JD-XA. Он весит 6,5 кг, имеет полноразмерную четырехоктавную клавиатуру (49 клавиш), чувствительную к скорости нажатия (velocity) и распознающую канальное послекасание. Клавиатура, к слову, очень хорошая: не взвешенная, синтезаторного типа, но плотная и с глубоким ходом клавиш.

Второй синтезатор называется JD-Xi. Это слегка облегченная версия первой модели, к тому же она оснащена миниатюрной клавиатурой. Но настоящий обзор посвящен флагману серии, модели JD-XA.

Мне неизвестно доподлинно, в какой степени компания Roland вслушивается в споры сторонников аналоговых и цифровых аппаратов, однако уже не в первый раз она выпускает такие синтезаторы, которые, в какой-то мере, могут примирить обе группы.

JD-XA — гибридный синтезатор, он имеет двойную начинку. Во-первых, это настоящий аналоговый синтезатор на соответствующей элементной базе. Во-вторых, это цифровой синтезатор с трехслойной структурой пэтчей, основанный на воспроизведении семплов. Здесь используются элементы технологии SuperNATURAL, составляющей основу многих современных инструментов Roland. И в данном случае оба звуковых источника не просто собраны в одном корпусе — они интегрированы в единый инструмент: пэтч в JD-XA может содержать в себе одновременно и цифровые, и аналоговые источники сигнала. В-третьих, инструмент оснащен вокодером и имеет микрофонный вход. И, в-четвертых, он имеет шаговый секвенсор. Но лучше обо всем рассказать по порядку.

Структура синтезатора
Для начала рассмотрим общую структуру инструмента. Тут, кстати, нас сразу поджидает приятный сюрприз, поскольку даже аналоговый синтезатор в JD-XA может работать в полифоническом режиме и играть четырьмя голосами. В случае если полифония не нужна, он может использоваться в четырехчастном мультитембральном режиме, где каждая часть содержит фактически отдельный аналоговый одноголосный синтезатор, работающий по классической схеме: осцилляторы — микшер — фильтр — усилитель. Все части также могут проигрываться с наложением, что дает, по сути, восьмиосцилляторный инструмент. Это очень серьезно, поскольку даже в модульных синтезаторных системах средней величины не всякий раз можно встретить такое количество осцилляторов.

Структурная диаграмма аналоговой и цифровой частей без шин микширования и системного процессора эффектов приведена на рис. 1. В каждом голосе аналогового синтезатора задействованы два осциллятора с изменяемой формой волны и возможностью синхронизации, четыре генератора огибающей (для фильтра, усилителя и для каждого из двух осцилляторов), мультирежимный фильтр (LPF 1/2/3, HPF/BPF) c резонансом и переключаемой крутизной спада характеристики, а также с "разгонным" предусилителем (блок Drive), дополнительный фильтр (HPF) и управляемый усилитель. К двум осцилляторам можно подключать дополнительный, третий источник звука (Aux). Это может быть белый или розовый шум, выходной сигнал цифровой части синтезатора или сигнал с микрофона. Конкретный выбор осуществляется селектором. Уровень сигнала обоих аналоговых осцилляторов и третьего источника настраивается в микшере. После выхода из усилителя сигнал каждого слоя можно дополнительно посылать на обработку в блок канальных цифровых эффектов, состоящий из процессора мультиэффектов и эквалайзера.

Важно то, что выходной сигнал аналоговой части инструмента можно в чистом виде, без канальной обработки цифровыми эффектами, выводить через отдельный физический выход, который называется Analog Dry Out. А то ответвление сигнала, которое прошло через блок канальных эффектов, попадает на внутреннюю шину микширования, где может быть смешано со звуками цифрового синтезатора, после чего направляется уже в общий системный процессор эффектов и поступает на основной звуковой выход. Соответственно, с одного физического источника можно вывести наружу и оригинальный сигнал, в чистом виде, и, параллельно, его копию, которая обогащается всеми красками, какие может дать цифровая обработка в процессоре эффектов.

Цифровая половина синтезатора также имеет четырехчастную структуру с полифонией 64 голоса. Каждая часть мультитембральности (или "тон" в терминологии Roland) состоит, в свою очередь, из трех идентичных слоев (part 01, 02 и 03), содержащих цифровой осциллятор, цифровой фильтр и управляемый усилитель. В каждом слое есть по три собственных генератора огибающей для управления, соответственно, осциллятором, фильтром и усилителем, а также отдельный LFO. Тон содержит кольцевой модулятор, работающий с осцилляторами первого и второго слоя. Полный трехслойный тон идет в канальную обработку (процессор мультиэффектов и эквалайзер), после чего может быть направлен в аналоговый синтезатор в качестве третьего осциллятора (если там задействован вход Aux и селектор установлен в позицию Digital Part) или в уже упоминавшуюся внутреннюю шину микширования, откуда попадает в глобальный процессор эффектов. Здесь звук проходит через цепочку из следующих устройств: ревербератор, два процессора мультиэффектов, дилей и мастер-эквалайзер. После эквалайзера есть еще одна шина микширования, которая суммирует звук синтезатора и звук, поступивший с микрофонного входа. Кстати, микрофонный вход оснащен собственным цифровым ревербератором, что при определенных условиях позволяет использовать синтезатор с минимальным количеством дополнительного оборудования. Ревербератор имеет несколько готовых установок, среди которых есть несколько комнат, холлов и сцен, а также два варианта задержки.

Но все же основное предназначение микрофона — отнюдь не вокальное сопровождение игры на синтезаторе. Микрофон управляет синтезатором и, в частности, работой вокодера, вот для чего он здесь. Причем, сам вокодер в качестве структурной единицы может входить в состав пэтча и активироваться при извлечении этого пэтча из банка памяти. Что касается вокодерных тембров, то они, разумеется, могут быть любыми, в зависимости от фантазии того, кто программирует пэтч.

Далее становится еще интереснее. Оказалось, что синтезатор можно привлечь к работе в качестве ритмического ассистента. Он оснащен секвенсором паттернов и позволяет записывать в память небольшие музыкальные фрагменты. Возможности секвенсора — достаточно развитые для устройств подобного класса. Здесь можно выбрать базовую длительность нот, задать длину паттерна (до четырех полных тактов), настроить автоматическую квантизацию входящих нот или применить квантайз по шаблону, стереть и перезаписать часть паттерна или отдельные ноты. И можно выбрать режим записи: пошаговый или в реальном времени. Каждый режим запускается собственной кнопкой. В качестве индикатора для отслеживания процесса записи используется линейка из шестнадцати пронумерованных кнопок.

Прежде всего, необходимо разобраться с мультитембральностью и выбрать ту часть, для которой, собственно, требуется секвенция. Для этого используется одна из кнопок в группе Analog Part или Digital Part. Далее нужно просто включить секвенсор. При шаговой записи (кнопка Step Rec) каждое нажатие клавиши записывается в память и переводит счетчик записи на следующий шаг паттерна. Вместо новой ноты можно записать лигу — при этом длительность предыдущей ноты будет удвоена (если лигуется один шаг) и она будет плавно перетекать в новую ноту без перезапуска огибающих. В паттерне можно также оставлять паузы, просто вручную выбирая шаг для записи следующей ноты.

Запись в реальном времени (кнопка Real Time Rec) позволяет дополнительно разнообразить процесс. Например, использовать кольцевую перезапись с наложением. В данном режиме записи можно пользоваться метрономом, причем, по умолчанию у него весьма звонкий клик, примерно как удар стальным молоточком по рельсу. Но звук при желании можно отключить. В реальном времени удобно записывать не только ноты, но и изменения контроллеров, то есть положения регуляторов на лицевой панели, что позволяет получать при необходимости плавные изменения тембра, например, с разверткой фильтра или иными изысками. Паттерн секвенсора (и даже несколько паттернов, в разных частях) можно записать в пэтч и таким образом сохранить в памяти синтезатора.

Кстати, в меню Pattern Utility можно выбрать, будет ли трек секвенсора управлять только внутренним звуковым генератором, только внешним устройством через MIDI-выход или же сразу обоими. Это отличная возможность для экспериментов с морфингом звука. Секвенция параллельно проигрывается на разных синтезаторах, нужно лишь плавно изменять их относительные уровни в микшере. Или можно разрешить им играть одновременно, но перед этим настроить в микшере встречное панорамирование. Тогда получится секвенция с выраженным пространственным звучанием. Вариантов здесь очень много.

Следует отметить, что операционная система JD-XA позволяет копировать параметры пэтча (и сам звуковой тон, и даже паттерн) и вставлять их в новый пэтч. Кроме того, поддерживается импорт частей пэтча или отдельных его установок, выполненных на синтезаторах FA06/08 или Integra-7.

Если нет каких-то особенных требований к секвенциям, то ритмизировать исполнение поможет обычный арпеджиатор. Он имеет все полагающиеся ему функции, и даже набор из 64 готовых паттернов. Активированный арпеджиатор также можно сохранять в пэтче.

Как уже упоминалось, темброобразование обеих частей JD-XA, аналоговой и цифровой, существенно расширено за счет эффектов. Канальные процессоры (их восемь, по числу частей мультитембральности) имеют идентичные наборы из 67 различных типов эффектов. К выходам процессоров подключены канальные эквалайзеры.

Блок системных эффектов, который обрабатывает уже суммарный звук, представляет собой последовательную цепочку из ревербератора (шесть типов), двух процессоров мультиэффектов (по 29 типов обработки), дилея и мастер-эквалайзера. Несмотря на принятую практику держать в мастере набор "солидных" эффектов, которые призваны окончательно "причесывать" звучание, процессор в JD-XA работает, я бы сказал, более раскрепощенно. При желании, конечно, можно поставить на выходе какой-нибудь легкий хорус, смягчающий и облагораживающий звук. Но не менее легко и естественно здесь формируются откровенно эпатажные, яркие и сочные тембры.

Компания Roland планомерно поддерживает курс на интеграцию разнообразных аналоговых звуковых устройств в единую систему. Доказательства этому можно видеть на коммутационной панели синтезатора. Он имеет два набора выходных разъемов CV/Gate, что позволяет ему занять место центрального контроллера в небольшой модульной системе. В качестве сопрягаемых устройств могут выступать собственные изделия Roland, как, например, синтезатор System-1m, а также устройства формата Eurorack от других производителей, например, Doepfer.

Лицевая и коммутационная панели
Лицевую панель синтезатора, похоже, проектировали очень тщательно, поскольку она даже без прочтения инструкций и пользовательских руководств кажется логичной и вполне понятной. Общий вид инструмента со стороны лицевой панели показан на рис. 2. Вероятно, неподготовленному человеку работа с таким количеством элементов управления может показаться довольно сложной. Однако при знакомстве с инструментом многие вопросы быстро отпадают.

Элементы управления, как обычно, сгруппированы по секциям, названия которых надписаны крупным шрифтом и отчеркнуты линией. Мы в общих чертах рассмотрим эти секции поочередно, слева направо. Детальных описаний в большинстве случаев делать не будем, — все-таки, для этого есть руководство пользователя.

Прежде всего, нужно обратить внимание на кнопки управления звукогенерирующими частями: Analog Part и Digital Part. Каждая из четырех частей активируется кнопкой On. Если включена подсветка кнопки, значит, часть активна, то есть производит звук. Если одновременно светятся, скажем, четыре кнопки, то у вас в руках находится по сути четырехчастный перфоманс. Вы можете использовать все ресурсы синтезатора только для собственного исполнения, и играть сразу всеми доступными звуками. Или можете использовать для игры с клавиатуры только одну часть, а остальными управлять по MIDI. Синтезатор поддерживает мультитембральную работу с MIDI, так что для аналоговых и цифровых частей можно использовать по четыре канала управления.

Нажатие любой кнопки из группы Select (они тоже с подсветкой) передает управление параметрами данной части на лицевую панель. Если выбраны сразу четыре части, то органы управления на лицевой панели будут синхронно управлять параметрами всех четырех частей.

Нажатие кнопки Poly Stack в аналоговой части активирует полифонический режим, то есть объединяет ресурсы всех четырех аналоговых частей в один четырехголосный аналоговый синтезатор.

В секции Digital Part можно увидеть подсекцию Partial. Аналогичным образом она дает возможность работать с отдельными слоями цифрового пэтча. Кнопка Unison активирует одноименный режим, а ширина унисона настраивается уже в меню, которое выводится на дисплей.

Секция LFO позволяет выбрать раздельно для первого и второго модулирующего генератора форму волны и скорость модуляции, а также установить с помощью слайдеров глубину воздействия на осцилляторы, фильтр и усилитель. Отдельным ползунком можно настроить плавное нарастание глубины модуляции (Fade Time).

Секции A-Osc/D-Osc содержат элементы управления осцилляторами. В аналоговом режиме форма волны каждого из двух осцилляторов выбирается поворотом селектора. Для импульсной волны предусмотрена широтно-импульсная модуляция, а также ручное статическое изменение ширины импульса.

В цифровом режиме для выбора волновых форм нужно нажать кнопку Variation, работающую в паре с селектором форм первого осциллятора, и затем воспользоваться функцией выбора в меню на экране дисплея.

Секция Pitch Env управляет огибающей одного или сразу двух осцилляторов — это выбирается кнопочным селектором. Микшер содержит три потенциометра, два из которых управляют уровнем сигнала осцилляторов, а третий — уровнем сигнала дополнительного источника, в качестве которого, напомню, может выступать или генератор шума, или микрофон, или цифровой осциллятор.

Секция фильтра содержит селектор выбора типов фильтрации, селектор крутизны спада характеристики, потенциометры частоты среза и резонанса, слайдеры управления генератором огибающей с регулировкой глубины воздействия. В секции управляемого усилителя есть традиционные фейдеры генератора огибающей (ADSR) и ручка громкости, управляющая уровнем аудиосигнала на выходах.

В секции эффектов можно выбрать нужный эффект и настроить его параметры (все действия контролируются на экране дисплея), а также установить привязку к темпу (для темпозависимых эффектов). Секция управления микрофоном содержит регулятор входного уровня, кнопки активации вокодера и модулятора, кнопку байпаса. В отличие от вокодера с его сложными формантными фильтрами, модулятор (Mic Mod) предлагает более привычные схемы модуляции, предназначенные для аналоговой части синтезатора. А именно: уровень сигнала, приходящего с микрофона, управляет величиной того или иного параметра, который выбирается в отдельном модуляционном меню. Например, в качестве цели модуляции можно выбрать частоту среза фильтра, его резонанс, глубину перекрестной модуляции осцилляторов, ширину импульса в соответствующей волновой форме. Можно также управлять скоростью работы обоих LFO и глубиной их воздействия на имеющиеся узлы синтезатора. Образно выражаясь, микрофон дает музыканту дополнительное измерение в пространстве модуляций.

Только что мы прошлись, так сказать, по верхам лицевой панели. Теперь опустимся вниз, поближе к клавиатуре, и пройдемся по оставшимся элементам, но на этот раз справа налево. Непосредственно под секцией эффектов можно увидеть секцию управления секвенсором Pattern Seq. Здесь находятся кнопки включения записи и воспроизведения секвенции, а также кнопки доступа к основным параметрам, таким, например, как длина паттерна. Все детальные настройки секвенсора осуществляются в системном меню.

Под надписью Tempo расположен трехсимвольный дисплей, отображающий текущий темп секвенсора и арпеджиатора (в BPM), кнопка тактильной синхронизации Tap, а также вращаемый регулятор для плавного изменения величины темпа.

Слева от них можно увидеть 16 квадратных кнопок, в разных режимах работы синтезатора выполняющих разные функции. В режиме выбора программ (пэтчей) это обычные цифровые кнопки для выбора звукового банка и пэтча в этом банке. В режиме секвенсора это счетчик-индикатор, отображающий текущий шаг записи, а также индикатор активных и неактивных шагов секвенции (любой шаг секвенции можно оперативно отключать прямо на лету, погасив светящийся индикатор, что позволяет сформировать новый неожиданный рисунок из уже записанной фразы).

Слева от кнопочной линейки находится секция выбора программ, состоящая из трехсимвольного дисплея и кнопок, переключающих режим работы кнопочной линейки: вызов банков (всего 16), пэтчей (по 16 в каждом банке) или "любимых" пэтчей, которых тоже 16. Непосредственный выбор банка/пэтча из группы, как указано ранее, осуществляется уже в линейке нумерованных кнопок.

Далее влево располагаются двухстрочный 16-символьный дисплей и кнопки общей навигации, использующиеся в различных режимах. Это вход в меню и выход из него, переключатели страниц и значений параметров, кнопка записи настроек и т. д. Дисплей довольно глубоко интегрирован в систему управления, на нем отражается практически любое взаимодействие пользователя с элементами лицевой панели. К тому же, не для всех параметров выведены отдельные ручки и кнопки, так что на экран дисплея в любом случае лучше периодически поглядывать.

В левой части лицевой панели находятся колеса сдвига тона и модуляции (кстати, довольно удобно лежащие под пальцами), под ними рядом с клавишами расположен более привычный для синтезаторов Roland комбинированный джойстик с теми же функциями, а также кнопки транспонирования строя, включения арпеджиатора и портаменто.

Коммутационные разъемы в JD-XA разделены на две большие группы: звуковые и управляющие (рис. 3). В первой части находятся: микрофонный вход на комбинированном разъеме XLR/джек, его регулятор чувствительности, индивидуальный выход аналогового синтезатора (Analog Dry), пара общих аудиовыходов, стереовыход для наушников, а также выход для сигнала метронома (Click), все на джеках.

Управляющие разъемы позволяют подключить к инструменту три педали и два контура внешних аналоговых синтезаторов, имеющих входы CV/Gate, поскольку на панели JD-XA имеется по два выхода CV и Gate. Кроме этого есть вход и выход MIDI на стандартных разъемах DIN5, порт USB для флеш-накопителя (сохранение пэтчей и данных) и порт разъем USB (B) для подключения к компьютеру. В последнем случае доступно использование порта как в режиме USB MIDI, так и в режиме USB Audio, что позволяет непосредственно записывать свое исполнение в какой-либо программный редактор. Для использования этих возможностей синтезатора в компьютере нужно предварительно установить драйвер (доступен на сайте производителя).

Звучание
Записывая звуковые примеры с Roland JD-XA, я вначале представлял себе, сколь много можно рассказать о звуке этого инструмента. Но когда пришло время действительно об этом написать, слова показались мне недостаточными, неспособными отразить полученные ощущения. Синтезатор оставил после себя столь яркую картину, что перевести ее в текст кажется непростой задачей. Но я все же попробую.

Итак, первое, что ощущается совершенно отчетливо — аналоговая часть действительно собрана из аналоговых компонентов. Просто звук — правильный, полетный, сильный. Нет никаких процессоров и имитаций, а отклик органов управления, если можно так выразиться, — физический, а не "алгоритмический". Один осциллятор дает плотный и ровный звук, и если, например, нужен хороший бас, то достаточно ввести в работу фильтр (LPF), и звук будет готов. Басы здесь, кстати, в самом деле великолепные, без преувеличения.

Далее. Цифровая часть инструмента очень гибко реагирует на манипуляции с кнопками и ручками на лицевой панели, легко позволяя создавать новые тембры. Скажем, если взять для сравнения мультитембральную рабочую станцию, практически любую, то в ней рулежка звука чаще всего имеет характер нюансировки, то есть сглаживает возможные шероховатости, чтобы сложить имеющиеся готовые тембры в цельную аранжировку. Здесь же можно именно синтезировать новые тембры без оглядки на похожесть или непохожесть на что бы то ни было.

Кстати говоря, с моей точки зрения, компании Roland не было необходимости акцентировать тот факт, что цифровая часть инструмента использует звуковые тоны SuperNatural. Именно потому, что здесь используется только основной "движок", а сами тембры вкупе с архитектурой синтезатора в целом не предназначены для "естественных" аранжировок, таких как, скажем, фортепиано со струнным квинтетом. JD-XA — это синтезатор с явно выраженным исполнительским характером, он очень гибкий, и позволяет находить новое и необычное звучание даже в цифровой своей части, уж не говоря о возможностях, открывающихся при совместном использовании аналоговой и цифровой частей. Тем не менее, в отдельных случаях он позволяет создавать довольно неплохие имитации акустических инструментов.

Особого упоминания заслуживает секвенсор. Он вообще-то 16-трековый, и кроме управления собственными звуками JD-XA может передавать данные секвенции по MIDI. Соответственно, принимающая сторона может быть какой угодно. Но даже и с внутренними тембрами получаются очень насыщенные звуковые полотна. Кстати, как уже упоминалось, в процессе работы секвенсора линейка из 16 кнопок с подсветкой отображает активные шаги секвенции. Нажимая кнопки прямо во время работы (подсветка при этом гаснет), можно произвольно модифицировать секвенцию, убирая ненужные шаги и, тем самым, меняя рисунок. Повторным нажатием кнопок эти шаги возвращаются обратно в секвенцию и снова начинают проигрываться.

Процессор эффектов также показал себя с хорошей стороны. Он содержит неплохой набор для поиска новых звуков, и сконструирован именно "под синтезатор". Например, хорус и фленджер, на мой взгляд, имеют здесь выраженный металлический оттенок, и использовать такие эффекты в качестве обработки для акустических инструментов или голоса я бы не стал. Но как элемент темброобразования для синтезатора они находятся на своем месте. Отдельно хочу отметить фирменный роландовский ревербератор с его модулированными "хвостами". Он формирует необычные виртуальные пространства, что помогает создавать красивые полетные звуки.

Теперь можно перейти к собственно звуковым примерам. Как всегда, оговорюсь, что они показывают лишь малую часть того, на что в действительности способен этот синтезатор. Но какое-то представление о нем все же дадут.

Первый пример — простой одноосцилляторный басовый звук. Он построен на основе пилообразной волны и совсем не использует эффектов. Основную работу выполняет пропускающий фильтр низких частот (в режиме 24 дБ/окт). Пример состоит из двух частей. В обеих записана одна и та же короткая фраза, но вначале фильтр использует достаточно глубокий резонанс, что легко распознается по характерному "чириканью" звука, а во второй части резонанс убран, и звук приобретает необходимую для баса плотность и густоту. Файл с этим примером называется Analog-1osc-saw-bass.

Второй пример использует примерно такой же тембр, но для него я записал фразу уже в секвенсор, откуда затем ее воспроизводил. Здесь есть нюанс. Первый прогон фразы, а это примерно 3,5 секунды от начала воспроизведения, записан в чистом виде, — секвенсор ее просто сам проиграл. Со следующего повтора я стал активно вмешиваться в работу секвенсора, нажимая клавиши на клавиатуре синтезатора. Клавиши имеют приоритет, и звуки, которые я играл сам, заменяли собой те звуки, которые были запрограммированы в соответствующих шагах секвенции. Соответственно, слышимый рисунок менялся. Затем я оставил секвенцию проигрываться так, как она записана, и начал крутить ручки фильтра. То, что получилось в итоге всех этих манипуляций, можно услышать в файле Analog-1osc-seq-finger.

Еще один яркий пример работы секвенсора с подменой шагов можно услышать в примере Seq1. Здесь использован агрессивный аналоговый тембр, и в процессе воспроизведения я активно изменял параметры фильтра.

Для записи следующего файла я проиграл ту же самую фразу, что и в первом примере с аналоговым басом (чтобы их легче было сравнивать), но использовал уже трехслойный аналоговый звук. Один слой нес на себе основную нагрузку, а два других добавляли в тембр украшательства: зудение и рычащую развертку фильтра. Несмотря на то, что, в сравнении с первым примером, тембр не столь монолитен, он, однако, остается довольно мощным. Да и красивым, на мой взгляд. Этот пример называется 3-Layer-Analog-Bass.

Немного уменьшив украшательства в этом же пэтче, я записал другой пример, где можно отчетливо услышать, как работает огибающая фильтра. В данном случае использовалась короткая секвенция, которую я проигрывал циклически, несколько раз. Но первые четыре прогона были сыграны, в основном, стаккато, с отдельными лигованными переходами, а далее, наоборот, я играл, преимущественно, легато, лишь иногда инициируя огибающую для акцентирования нижней ноты, то есть как бы выделяя басовую партию. Результат можно услышать в файле 3-Layer-Bass-staccato-legato.

Для следующего примера я постарался сконструировать массивный и, по возможности, монолитный звук, используя все четыре слоя аналогового синтезатора. В данном случае мне показалось уместным задействовать также процессор эффектов, поэтому я добавил немного перегруза и реверберации. На мой взгляд, результат получился интересным, живым. Его можно услышать в файле 4-Layer-Analog.

Для контраста с жестко звучащими примерами хочу предложить прослушать мягкое звучание комбинированного пэтча, использующего пресетный шаблон арпеджиатора. Файл называется Arpegg.

Следующая группа звуковых примеров раскрывает работу цифровой части инструмента, то есть семпловоспроизводящего синтезатора. В первом примере показан звук, который, в силу своей популярности, планомерно переносится в каждое новое поколение цифровых синтезаторов Roland. Файл называется D-50-stac, по названию пэтча, который я использовал для записи музыкальной фразы.

В файле Digi-FM-synth-vox показан звук из категории синтетических голосов. А короткая фраза в файле Large_Choir записана звуком, который, предположительно, должен считаться "настоящим хором". Конечно, до реального хора он не дотягивает, а подходит лишь в качестве основы для разного рода подкладочных звуков. Но в данном случае явно слышна работа канального эквалайзера, буквально сжимающего тембр, — я его настройки не менял. А исходные звуки в данном случае достаточно сильно отличаются от того, что предложено в готовом пэтче.

Более естественный и мягкий пресетный тембр хора показан в следующем примере. Он называется Gospel, как и используемый пэтч. Этим звуком я отыграл ту же фразу, что и в предыдущем примере, только уже в законченном виде. Кстати, обратите внимание на отголоски эффектов, слышимых в самом конце. Там можно отчетливо уловить их характер.

Следующий пример называется Pipe_Organ. Он содержит фразу, сыгранную с помощью одноименного пэтча. Здесь от комментариев можно воздержаться. Кстати, в недрах семпловых банков можно найти и приличные электроорганы (в этот раз не записывались).

Струнные инструменты в банке тоже представлены довольно широко. Я записал лишь два примера с использованием двух разных пэтчей. Первый пример называется Strings и содержит продолжительную кантиленную фразу, сыгранную как будто струнным ансамблем. Разумеется, строгого соответствия с реальным ансамблем здесь искать не нужно, но в качестве выразительного средства для синтезатора это — хороший тембр.

Более динамичный звук можно услышать в файле Fast_Strings. Здесь тоже как будто играет струнный ансамбль, но уже более энергично, светло. По окончании фразы можно услышать приличную реверберацию с хорошими плотными хвостами. Кстати, если все же говорить об имитации реального струнного ансамбля, то именно с этим пресетом инструменты можно заставить играть вполне прилично.

Сделаю небольшое отступление в сторону эффектов. В примере Subsonic_FX можно услышать работу эффекта Low Boost, добавляющего в звук дрожащий низкочастотный гул. Ощущение сильное, особенно при использовании субвуфера.

А в файле Digital_patch показан один их заводских пэтчей со звуками "атмосферной" категории, с различными обтекающими модуляциями. Звучит красиво и необычно.

Следующий пример называется Combi-patch. Для его записи я использовал комбинированный пэтч, задействующий и аналоговую, и цифровую части синтезатора с активным привлечением процессора эффектов. Тембр в данном случае получился одновременно и плотным, и своеобразно воздушным, летящим.

Напоследок остались наиболее сложные примеры. В файле Step_Seq_Analog_4Layer записана заводская секвенция, которая управляет четырехслойным аналоговым пресетом. В данном случае в разных слоях, которые и без того отличаются по тембру, применяются различные модуляции, что позволяет сформировать очень богатое и насыщенное звучание. Запустив воспроизведение, я вначале слегка покрутил ручки фильтра, а затем начал последовательно отключать и включать отдельные шаги, ощутимо меняя рисунок секвенции. Надо сказать, впечатление это производит мощное: сложно поверить, что работает только один синтезатор.

Учитывая, что в настройках пэтча можно изменять клавиатурный диапазон для каждого слоя аналогового и цифрового синтезатора (меню Part, параметры Range Lower и Range Upper), здесь очень легко создавать пэтчи с разными звуками на разных участках клавиатуры (до восьми зон, учитывая, что у нас есть восемь слоев), и гибко настраивать шаговый секвенсор. Потратив какое-то время, можно превратить клавиатуру в целый ансамбль. Один из возможных примеров такого использования показан в файле Comb-osc-theme. Здесь в пределах одного пэтча настроены несколько клавиатурных зон, причем в некоторых из них работает арпеджиатор (в частности, в басовой), а в других просто назначены разные звуки, которыми я проигрывал тему сопровождения.

Среди заводских пэтчей мне удалось найти один, если так можно выразиться, "глубоко запрограммированный" экземпляр. Во-первых, он был разбит на несколько клавиатурных зон с разными звуками, а во-вторых, в некоторых зонах были сохранены различные секвенции (в частности, ударные, бас, ритмическое сопровождение). Этим пэтчем я отыграл небольшой сет, используя разные звуки в разных зонах, попутно меняя настройки в блоке фильтров. Словами этого не описать, скажу лишь, что впечатление я получил очень сильное. Это просто нужно услышать. Файл с данным примером называется PresetSeq-play1.

Напоследок предлагаю прослушать два несложных микса, записанных звуками Roland JD-XA. В файле Mix1 задействованы бас и соло, сыгранные на аналоговом синтезаторе, и несколько дорожек сопровождения, сыгранных на цифровом. Пэтчи использовали процессор эффектов.

В файле Mix2 записана небольшая фантазия с использованием аналогового синтезатора (бас и несколько "леталок") и цифрового синтезатора (пианино, всяческие "космические" пэды, а также ритмизированные инструментальные партии). Дополнительно, извне, была задействована дорожка ударных инструментов.

На этом со звуковыми примерами мы закончим. Полагаю, что характер инструмента в целом мне удалось раскрыть, а что касается углубленного изучения отдельных аспектов звукообразования, то их, конечно, лучше проводить индивидуально.

Заключение
А в заключение этого обзора хочу лишь сказать, что компании Roland, на мой взгляд, действительно удалось создать новинку. Сам по себе синтезатор получился интересным и креативным, с глубокими возможностями темброобразования, и при этом несложным в обращении. Любопытный момент: он легко интегрируется в цепи модульных синтезаторов, но, как мне кажется, с некоторыми из них сам может с легкостью поспорить. Возможно, за этим кроется какой-то стратегический расчет компании. С моей же точки зрения, даже без интеграции синтезатор получился замечательным. Он, если можно так выразиться, просто возбуждает музыкальный аппетит. И это самое ценное.

Звуковые примеры
3-Layer-Analog-Bass (3,44 Мб)
3-Layer-Bass-staccato-legato (5,84 Мб)
4-Layer-Analog (4,11 Мб)
Analog-1osc-saw-bass (4,47 Мб)
Analog-1osc-seq-finger (4,95 Мб)
Arpegg (4,97 Мб)
Combi-patch (7,58 Мб)
Comb-osc-theme (5,63 Мб)
D-50-stac (2,46 Мб)
Digi-FM-synth-vox (1,89 Мб)
Digital_patch (5,61 Мб)
Fast_Strings (1,75 Мб)
Gospel (5,17 Мб)
Large_Choir (2,60 Мб)
Mix1 (5,77 Мб)
Mix2 (7,37 Мб)
Pipe_Organ (3,61 Мб)
PresetSeq-play1 (22,7 Мб)
Seq1 (8,05 Мб)
Step_Seq_Analog_4Layer (9,37 Мб)
Strings (8,83 Мб)
Subsonic_FX (3,26 Мб)
Модели: 
Roland JD-XA
1
Ваша: нет Средняя: 1 (голосов: 1)

Реклама

Рейтинг@Mail.ru