Статья "Propellerhead Reason 5 и Record 1.5, часть 2"

Автор: 
Борис Никитин
Дата первой публикации: 
июн 2011

Новые версии программ.

В предыдущей статье кратко рассказывалось об истории развития программ Reason (начиная с версии 2.5) и Record, а также подробно описывалась программа Record версии 1.5. На этот раз сосредоточимся на версии 5 программы Reason. Одним из основных ее нововведений является режим Blocks, но он также был добавлен в Record 1.5 и поэтому рассматривался в предыдущей статье. Среди других важных дополнений Reason 5: ударный инструмент Kong Drum Designer, модернизированный плеер лупов Dr. Octo Rex и функция семплирования.

Kong Drum Designer
Интерфейс этого ударного инструмента явно выполнен в стиле устройств Akai MPC. Даже нумерация пэдов начинается как у них: от левого нижнего угла, в отличие, например, от ритм-машины Roland R8, где нумерация пэдов начинается от левого верхнего угла. Необходимо сразу отметить, что Kong не имеет собственного секвенсора, это только источник звуков. Так что если вы привыкли создавать партию ударных при помощи паттернов, придется использовать отдельный паттерновый секвенсор Matrix или секвенсор другого ударного инструмента — Redrum.

Как и в случае с некоторыми другими устройствами Reason, графическую оболочку инструмента Kong можно изменять.

Интерфейс условно делится на четыре части (рис. 1): слева вверху находятся органы управления загрузкой и сохранением наборов ударных, а также колеса высоты тона и модуляции, в центре располагаются 16 пэдов, настройки которых производятся в правой части (там же есть регулятор и два индикатора выходного уровня). В левой нижней части находится панель оперативного управления звуком выбранного пэда: кнопки загрузки и сохранения пэтчей, а также регуляторы основных параметров (уровня, панорамы, тембра, спада, высоты тона, посыла).

Около большинства групп органов управления есть кнопка быстрого редактирования (с буквой Q), ее нажатием значение данного параметра (или нескольких параметров) показывается непосредственно на каждом пэде, где и может быть отредактировано. На мой взгляд — удачное решение.

Под панелью оперативного управления звуком находится кнопка Show Drum and FX, нажатием которой открывается панель детального редактирования звука и эффектов. Здесь мы видим модуль звукообразования, регулятор диапазона высоты тона, список для выбора выхода, два инсертных эффекта и два общих: шинный (Bus) и мастер (Master). Настройки последних производятся для всех звуков набора одновременно.

Для уяснения некоторых особенностей редактирования звука необходимо понимать, как в инструменте организовано прохождение сигнала. Из модуля звукообразования сигнал подается на два инсертных процессора, затем на панель оперативного управления, после чего поступает на выбранный выход. Таким образом, регулятор тембра на панели управления изменяет сигнал уже после инсертных процессоров. А регуляторы высоты тона и спада работают относительно этих параметров в модуле звукообразования, то есть корректируют установленные там значения.

Инструмент имеет восемь выходных стереопар, но помимо них также можно выбрать процессоры Bus FX и Master FX. При выборе Master FX сигнал после панели оперативного управления направляется на мастер-эффект. Эффект в посыле при этом все равно можно использовать, просто он становится параллельным, и уровень поступающего на него с модуля сигнала контролируется регулятором Bus FX на панели оперативного управления. То же самое происходит при выборе любой пары выходов. При выборе выхода Bus FX этот процессор используется последовательно, то есть сигнал всегда проходит сквозь него.

Кроме того, есть два стереофонических посыла (уровень отбора на которые контролируется регуляторами Aux 1/2 на панели оперативного управления) и два разрыва между процессорами Bus FX и Master FX, к которым можно подключить любые эффекты Reason.

Вернемся к пэдам, точнее, к их настройкам, которые, напомню, производятся в правой части инструмента. Можно сказать, что на пэды назначается звук, который проигрывается кликом по пэду (динамика зависит от места клика — чем выше, тем громче). Но это не совсем верно: на самом деле, звук назначается не на пэд, а на канал, а канал уже назначается на пэд (кнопками Drum Assignment). Сделано это для того, чтобы можно было назначить один канал на несколько пэдов и выбрать для них разные вариации звука (Hit Type). Кроме того, есть кнопки заглушения и солирования каналов, три группы взаимоисключения (Mute), три группы линкования (нажатием одного пэда группы управляются все остальные) и три группы случайного выбора. Настройки пэда можно копировать на другой пэд.

Таким образом, нажатием кнопки Show Drum and FX открывается панель детального редактирования звука и эффектов канала, назначенного на выбранный пэд. Как уже было сказано, здесь есть модули звукообразования, двух инсертных эффектов и двух общих. Каждый модуль имеет кнопку включения, справа от которой находится селектор алгоритма. Для модуля звукообразования доступны следующие варианты: семплер NN-Nano, плеер нарезанных лупов Nurse Rex, физическое моделирование (Physical) бас-барабана, малого барабана и тома, имитация аналогового синтеза (Synth) бас-барабана, малого, тома и хета. Четыре параметра каждого модуля звукообразования поддаются автоматизации.

NN-Nano
Семплер NN-Nano сделан на основе другого инструмента Reason — семплера NN-XT. Он поддерживает загрузку монофонических и стереофонических семплов формата WAV, AIF и SF2 с разрядностью до 24 бит и с любой стандартной частотой дискретизации, а также одного отдельного слайса из лупа формата REX.

Центром модуля является дисплей, в котором производятся загрузка семплов и управление их основными параметрами. Есть четыре вариации звука (Hit), каждая может содержать один или несколько семплов. В случае нескольких семплов используются слои, которые можно добавлять/удалять кнопками Add/Remove Layer. При загрузке нескольких семплов одновременно слои создаются автоматически. На рис. 2 можно видеть, что первая вариация имеет три слоя с семплами.

Для каждого семпла можно установить диапазон динамики, в котором он будет звучать (таким образом, возможно создание динамических слоев). Это делается либо на полосе справа от названия семпла, либо в нижней части дисплея (параметры Vel Lo и Hi). Там же можно редактировать параметры уровня, высоты тона, случайного выбора и названия вариации. Редактирование параметров производится только вертикальным перетаскиванием значений, прямой ввод с клавиатуры не поддерживается, что неудобно.

Нажатием кнопки Edit Sample открывается окно редактирования выделенного семпла (подробнее смотрите далее в разделе "Семплирование").

Остальные параметры модуля являются общими для всех семплов. Кнопкой Polyphony можно выбрать один из трех вариантов: Full (вариации могут звучать одновременно), Exclusive Hits (может звучать только одна вариация, но с полной полифонией), Monophonic (одноголосный). Регуляторами Mod Wheel устанавливается влияние колеса модуляции на высоту тона и продолжительность спада, а регуляторы Velocity определяют влияние динамики на несколько параметров. Также есть регуляторы параметров высоты тона, осциллятора и генератора амплитудной огибающей.

Nurse Rex
Плеер нарезанных лупов Nurse Rex (рис. 3) сделан на основе инструмента Dr. Octo Rex. Он поддерживает загрузку файлов формата REX и имеет четыре готовые вариации: Loop Trig (однократное воспроизведение лупа целиком), Chunk Trig (воспроизведение указанной части лупа), Slice Trig (воспроизведение одного слайса), Stop (остановка воспроизведения лупа или его части).

При выборе вариации Chunk Trig луп делится на столько частей, для скольких пэдов с этим каналом выбрана данная вариация. Изначально части имеют примерно одинаковую продолжительность, ее можно изменить перетаскиванием границ частей, показываемых над дисплеем волны. Однако если после этого изменить границы лупа, либо на линейке (находится еще выше границ частей), либо изменением параметров начала (S) и окончания (E), части снова станут примерно одинаковыми, что мне представляется неудобным.

По умолчанию вариация Slice Trig всегда воспроизводит первый слайс. Это можно изменить, если в параметрах слайсов (находятся под дисплеем волны) снять у первого слайса опцию Trig, выбрать нужный слайс и отметить эту опцию у него. Если же отметить опцию Trig у нескольких слайсов, то они будут воспроизводиться в случайном порядке.

Назначив канал с лупом на несколько пэдов и выбрав для них разные вариации, можно организовать развитую систему управления, позволяющую воспроизводить луп целиком, отдельные его части и слайсы. Пожалуй, не хватает варианта воспроизведения лупа в цикле. Конечно, для этого есть другие возможности (например, инструмент Dr. Octo Rex), но иметь все варианты в одном инструменте было бы удобнее.

Как уже было сказано, под дисплеем волны показываются параметры текущего слайса. Помимо опции Trig здесь можно изменить высоту тона, уровень и реверсирование.

Остальные параметры модуля являются общими для всех слайсов: тип амплитудной огибающей (Gate или ADSR), значения атаки, спада, поддержки и затухания для огибающей типа ADSR, высота тона и уровень (а также влияние на них сообщений динамики и колеса модуляции). Кнопка в верхней части переключает между одноголосным и полифоническим режимами работы модуля.

Physical и Synth
Модули физического моделирования бас-барабана, малого барабана и тома имеют как одинаковые, так и индивидуальные параметры. Одинаковыми являются уровень, высота тона, глушение и спад. Малый барабан (рис. 4) также имеет параметры натяжения верхнего пластика, натяжения края верхнего пластика, натяжения, высоты тона и уровня нижнего пластика. Модули бас-барабана и тома имеют два параметра натяжения, уровень скольжения высоты тона, уровень звука корпуса, тембр удара. У бас-барабана еще есть уровень удара и жесткость колотушки, а у тома — глубина корпуса и уровень удара палочки.

Из модулей физического моделирования только малый барабан имеет вариации (Centre, Position 2, Position 3, Edge), которые, впрочем, практически никак не описываются в руководстве пользователя.

Модули имитации аналогового синтеза бас-барабана, малого, тома и хета также имеют общие параметры: уровень, высота тона и спад. У бас-барабана еще есть тембр, время атаки, частота, резонанс и уровень начального щелчка, время и уровень скольжения высоты тона, у малого — баланс уровней основного тона и гармоник, частота и спад гармоник, тембр, спад и уровень шума, у тома — уровень начального щелчка, время и уровень скольжения высоты тона, тембр, спад и уровень шума, у хета — тембр, уровень резонанса, уровень начального щелчка.

Из этих модулей вариации есть только у хета (Closed, Semi-Closed, Semi-Open, Open), про них в руководстве пользователя тоже ничего интересного не написано.

Эффекты
Каждый канал имеет два инсертных процессора, которые также могут работать в качестве дополнительных генераторов (шума и тонального сигнала). Причем генераторы издают звук сами по себе, то есть их можно использовать и без модуля звукообразования. Каждый генератор имеет кнопки выбора вариации, регуляторы высоты тона, атаки, спада и уровня (рис. 5). У генератора тонального сигнала также есть регуляторы тембра, глубины и времени скольжения высоты тона, а генератора шума — регуляторы уровня резонанса, начальной высоты тона скольжения и уровня начального щелчка.

Остальные алгоритмы представляют собой обычные эффекты, то есть они обрабатывают поступающий сигнала. Ревербератор имеет регуляторы размера имитируемого помещения, времени затухания, уровня поглощения высоких частот, ширины стереобазы, баланса уровней прямого и обработанного сигналов. У процессора транзиентов есть регуляторы уровня атаки и спада, а также степени влияния их обоих. Компрессор имеет регуляторы порогового уровня, времени срабатывания и восстановления, компенсации уровня. Фильтр имеет переключатель режима (НЧ, ВЧ, полосовой), регуляторы частоты, уровня резонанса, степени модуляции частоты посредством встроенного генератора огибающей и времени спада этой огибающей. Однополосный параметрический эквалайзер имеет регуляторы частоты, уровня и добротности. Кольцевой модулятор имеет регуляторы частоты и уровня встроенного генератора синусоидального сигнала, степени модуляции частоты посредством встроенного генератора огибающей и времени спада этой огибающей. Эффект Rattler, имитирующий дребезжание пружины малого барабана, имеет регуляторы натяжения пружины, тембра, затухания, настройки и уровня. Имитатор ленточного дилея имеет регуляторы времени повторов, уровня обратной связи, детонации, тембра и резонанса повторов, баланса уровней прямого и обработанного сигналов. Овердрайв/резонатор имеет регуляторы уровня искажений, уровня резонанса, размера резонансной камеры, а также селектор типа резонатора (пять вариантов).

Bus FX и Master FX имеют те же алгоритмы эффектов, кроме генераторов. У каждого процессора можно автоматизировать только два параметра.

Dr. Octo Rex
Плеер лупов Dr. Octo Rex является модернизированным вариантом плеера прежних версий (Dr. Rex), вмещающим до восьми лупов формата REX. Переключение лупов возможно нажатием кнопок модуля, по MIDI или при помощи паттерновой автоматизации.

В центре верхней части интерфейса (рис. 6) находятся органы управления загрузкой и сохранением файлов, под ними — кнопки восьми слотов с названиями загруженных в них лупов. Справа есть кнопка разрешения воспроизведения лупа, кнопка собственно запуска воспроизведения (Run), переключатель глобального транспонирования (полутонами) и регулятор выходного уровня. Слева располагаются колеса высоты тона и модуляции, а также кнопки Trig Next Loop, определяющие, когда будет производиться переключение лупов: на следующий такт, четвертую или шестнадцатую долю (используется только при переключении нажатием кнопок и по MIDI, при переключении посредством паттерновой автоматизации игнорируется).

Левую половину нижней части занимает дисплей лупа. Вверху у него находятся органы управления загрузкой и сохранением отдельных лупов. В принципе, луп можно загрузить и в верхней части, но он всегда загружается в первый слот и заменяет собой текущий набор. Поэтому верхнюю часть лучше использовать для загрузки наборов лупов (новый формат файла DREX) и лупов предыдущей версии плеера (Dr. Rex), а нижнюю — для загрузки отдельных лупов в набор. Лупы можно копировать и переносить из одного слота в другой.

Отдельные слайсы одного лупа можно проигрывать с MIDI-клавиатуры. Выбор лупа осуществляется регулятором Notes To Slot в середине верхней части инструмента, выбранный луп указывается светодиодом слева от его кнопки. Кроме того, ноты, управляющие слайсами, можно перенести на трек секвенсора Reason. Делается это нажатием кнопки Copy Loop To Track, ноты помещаются на текущий трек между левым и правым локаторами (при необходимости, с повторением).

Над дисплеем лупа есть две полезные кнопки. Нажатие Follow Loop Playback гарантирует, что на дисплее показывается тот луп, который в данный момент воспроизводится. А кнопка Select Slice By MIDI, в принципе, предназначенная для того, чтобы слайсы можно было выделять не только кликом, но и по MIDI, к тому же обеспечивает автоматическое выделение текущего слайса, что очень удобно.

Луп можно транспонировать с помощью регулятора Loop Transpose или клавиатуры под ним. Справа находится регулятор уровня лупа.

На дисплее лупа у каждого слайса можно изменить параметры высоты тона, панорамы, уровня, спада, реверсирования, частоты фильтра, группы альтернативного воспроизведения (четыре варианта), выхода (восемь вариантов).

Нажатием кнопки Slice Edit дисплей переключается в одноименный режим (рис. 7). Если в обычном режиме на дисплее показываются все параметры одного слайса, то в режиме Slice Edit показывается один параметр всех слайсов, и его можно редактировать графически. Иногда такой вариант может быть удобнее.

Органы управления в правой половине нижней части воздействуют на все лупы набора сразу. Здесь есть регуляторы высоты тона (октавами и центами) и влияния на нее огибающей фильтра, влияния колеса модуляции на частоту среза и уровень резонанса фильтра, а также стадию спада огибающей фильтра, влияния сообщений динамики на уровень лупов, а также уровень и стадию спада огибающей фильтра, кнопки включения фильтра и выбора его режима, а также слайдеры частоты среза и уровня резонанса, слайдеры генераторов огибающей фильтра и амплитуды, органы управления LFO: кнопка выбора формы волны, кнопка выбора цели модуляции (высота тона, частота фильтра, панорама), кнопка синхронизации LFO с темпом, регуляторы частоты сигнала и глубины модуляции. Там же находятся селекторы диапазона высоты тона и количества голосов полифонии.

На задней панели инструмента есть еще две кнопки, High Quality Interpolation и Low Bandwidth, отвечающие за качество звука и нагрузку на компьютер.

Семплирование
Новая функция семплирования доступна для всех семпл-плееров Reason: Redrum, NN-19, NN-XT и Kong. У этих инструментов справа от кнопки загрузки звуков теперь есть кнопка, запускающая семплирование. Запись производится со специального входа Sampling Input в коммутационном устройстве Hardware Interface, туда можно подключить любой аудиовход или выходы других устройств Reason (для ресемплирования). Записанный семпл автоматически загружается в инструмент. Кроме того, можно записывать семплы и вне инструментов — на закладке Song Samples в инструментальном окне (Tool). Там же осуществляется менеджмент семплов. Максимум можно записать 30 секунд стереофайла (формат WAV), после чего запись начинается с начала.

Если нажать кнопку семплирования, то появится окошко с формой волны. Кнопкой Edit открывается окно редактирования семпла. Две другие кнопки позволяют начать запись заново или прекратить ее. Для быстрого семплирования можно удерживать нажатой кнопку семплирования, тогда запись прекратится после отпускания кнопки.

Редактирование семплов (не только записанных, но и загруженных) производится в окне Edit Sample (рис. 8). Размер окна редактирования можно изменять, но почему-то только перетаскиванием его границ. В верхней части окна находятся кнопки основных операций: нормализирования, обрезания, создания фейдов, реверсирования, а также отмены и повтора действий. Там же есть органы управления зацикливанием.

Ниже располагается дисплей формы волны семпла с маркерами начала и окончания семпла и цикла (если включено зацикливание). Маркеры, естественно, можно перемещать. Если нажата кнопка Snap Sample Start/End To Transients, то во время перемещения маркер автоматически притягивается к ближайшей атаке. Опция Crossfade Loop применяет кроссфейд при зацикливании.

На дисплее можно мышью выделить часть семпла, нажатие кнопки Set Sample Start/End автоматически устанавливает маркеры начала и окончания на выделенный участок, а кнопки Set Loop — маркеры цикла. Кроме того, операции редактирования могут применяться не только ко всему семплу (в случае некоторых операций — к тому, что находится между маркерами начала и окончания), но и к его выделенной части.

Под дисплеем формы волны есть панель общего вида, которую можно использовать для изменения горизонтального масштаба и перемещения по семплу.

В нижней части окна находятся органы управления прослушиванием (кнопка запуска/остановки, опция солирования, регулятор уровня), поля выбора ключевой ноты и ввода названия семпла.

Возможны сохранение и экспорт отредактированных семплов. Также поддерживается сохранение произведения вместе со всеми используемыми семплами.

В общем, для начала неплохо, но некоторых функций явно не хватает. Например, при редактировании нет возможности произвольного изменения уровня. Так что здесь еще есть пространство для улучшений в следующих версиях.

Другие нововведения
Если в системе есть несколько MIDI-контроллеров, то с помощью диалогового окна Surface Locking (вызывается из меню Options) можно зафиксировать связь определенного контроллера с одним из устройств Reason. Когда контроллеры используются одновременно, поддерживается запись MIDI сразу на несколько треков.

Функция Scale Tempo получила новый режим, позволяющий установить длину клипа, до которой нужно масштабировать выбранный клип. То же самое можно сделать перетаскиванием границ клипа с нажатой клавишей Ctrl.

Секвенсор Reason теперь имеет панель общего вида — такую же, как и в программе Record (см. предыдущую статью).

При рисовании нот и данных автоматизации автоматически создаются клипы. При перемещении нот за границы клипа он автоматически расширяется. Также можно перетаскивать данные из одного клипа в другой.

При рисовании и редактировании отдельных нот они автоматически подзвучиваются. Также добавлены команды для выбора всех нот одной высоты и для перемещения или копирования выбранных нот.

Коммутационное устройство Hardware Interface теперь имеет аудиовходы, которые можно использовать не только для семплирования, но и для обработки сигнала эффекта, вокодера и т. д. Также появился увеличенный индикатор уровня.

Модуль Combinator получил четыре дополнительных входа управления (CV). Кроме того, его программатор теперь имеет иерархические субменю.

Опция Auto-group Devices and Tracks в меню Options позволяет объединить подключенные устройства (и их треки) в одну группу и держать их вместе при перемещении, например.

Функция сокрытия кабелей теперь имеет опции показа кабелей только для выбранного устройства или только самостоятельно сделанных подключений (без автоматически назначенных). Команда Scroll to Connected Device позволяет оперативно переместиться к подключенному устройству.

Экранные клавиатуры (рис. 9) позволяют использовать мышь или компьютерную клавиатуру для управления инструментами. Назначение компьютерных клавиш можно редактировать.

Добавлены инструмент заглушения (Mute), новая команда меню (и клавиатурное сокращение Ctrl + L) для автоматической установки маркеров цикла вокруг выбранных клипов, кнопка ввода темпа, возможность установить количество тактов для предварительного отсчета, опция автоматической загрузки последней открытой песни, новые клавиатурные сокращения, упрощающие использование на компьютерах с уменьшенной клавиатурой (например, портативных).

Также уменьшено время загрузки семплов, расширена поддержка многоядерных процессоров, улучшены браузер и система помощи. Кроме того, прилагается около 1,5 Гб новых звуков.

Совместная работа
Как уже говорилось, программы Reason 5 и Record 1.5 тесно связаны. И речь идет не только о практически одинаковом интерфейсе и возможности обмена файлами. При совместном использовании Reason 5 и Record 1.5 все устройства Reason (инструменты и эффекты) доступны в Record 1.5. Песни Reason можно загружать в Record. Секвенсор Record получает функции для записи паттерновой автоматизации. В инструментальном окне Record появляется дополнительная (четвертая) закладка, предназначенная для менеджмента семплов. Семплы Reason можно импортировать в Record как аудиофайлы. Аудиоклипы Record можно преобразовать в семплы Reason.

Напомню, что производитель предлагает для приобретения набор из обеих программ (Record Reason Duo) и вариант модернизации для владельцев предыдущей версии Reason, не только обновляющий ее до версии 5, но и добавляющий программу Record (Record for Reason Owners).

Заключение
Конечно, программа Reason не лишена недостатков. Больше всего нареканий вызывает интерфейс, точнее, — узкое основное окно программы. На современных дисплеях, особенно широкоформатных, место используется нерационально. Да и работать неудобно. В новой версии предприняты меры по облегчению использования, но тут проблему надо решать на фундаментальном уровне.

Можно еще посетовать на отсутствие функции нарезания лупа на слайсы (для этого придется приобретать программу ReCycle). Кроме того, Reason, как и Record, не позволяет использовать сторонние плагины. С другой стороны, программы работают очень стабильно (и сами по себе, и совместно), а использование с другими продуктами возможно посредством Rewire.

В предыдущей статье было сказано, что наибольший смысл программа Record 1.5 приобретает при совместном использовании с Reason 5. С другой стороны, Reason — вполне самодостаточная программа. Она покрывает потребности по созданию инструментальной части для большинства современных стилей музыки, и даже пару несложных "живых" партий (вокал, например) можно записать, используя новые функции семплирования. Если же необходимы более развитые функции аудиозаписи и микширования, то поможет сочетание Reason с Record.

Propellerhead Reason 5 и Record 1.5, часть 1
Модели: 
Propellerhead Reason
Модели: 
Propellerhead Record
0
Ваша: нет

Реклама

Рейтинг@Mail.ru