Статья "Связь с прошлым"

Автор: 
Борис Никитин
Дата первой публикации: 
май 2007

Интерфейсы до MIDI и их использование.

Владельцу современных клавишных инструментов трудно себе представить, насколько сложными были совместное использование и синхронизация инструментов до появления MIDI. Несовместимость интерфейсов, отсутствие таковых во многих моделях, необходимость в разнообразных преобразователях форматов — все это усложняло жизнь пионеров электронной музыки. Интерфейс MIDI, появившийся в конце 1982 года и в течение нескольких лет ставший практически универсальным, освободил музыкантов от этих проблем, и, казалось бы, к прошлому возврата нет. Однако, когда в середине 90-х годов началось возрождение интереса к старым инструментам, выпущенным до эпохи MIDI, возникла потребность их интеграции в современный музыкальный процесс.

Конечно, старые инструменты можно записывать и семплировать. Но непосредственное управление и синхронизация во многих случаях позволяют более полно использовать имеющиеся возможности. Некоторые инструменты можно оснастить MIDI-ретрофитами (встроенными MIDI-интерфейсами), и нередко это является наилучшим решением. Однако сегодня мы поговорим об использовании штатных функций.

CV/Gate
Самым распространенным для аналоговых синтезаторов является интерфейс CV/Gate. Он ведет свое начало от модульных инструментов, в которых таким образом передавались различные управляющие сигналы от одного блока к другому. Например, это могли быть сигналы от клавиатуры: с помощью CV (Control Voltage — управляющее напряжение) передавалась высота ноты, а с помощью Gate — ее начало и окончание.

Таким образом, интерфейс CV/Gate использует два соединения для передачи только одной ноты. Поэтому из немодульных синтезаторов обычно только монофонические оснащаются CV/Gate-интерфейсом. Впрочем, некоторые полифонические инструменты имеют соответствующие порты для управления одним голосом.

Каждая из двух частей интерфейса CV/Gate имеет варианты воплощения. В случае CV-сигнала основными являются V/Oct (Вольт на октаву) и Hz/V (Герц на Вольт). Для изменения высоты тона на одну октаву в первом варианте напряжение изменяется на 1 Вольт, а во втором варианте — в два раза. Вариант V/Oct наиболее распространен, его применяли в своих инструментах такие производители, как Roland, Sequential Circuits, Moog, ARP, Oberheim, Korg (в поздних моделях). Вариант Hz/V применялся в инструментах компании Yamaha и ранних моделях Korg. Существуют модели, в которых принцип управления соответствует варианту V/Oct, но используются другие значения для изменения высоты тона на одну октаву: 1,2, 0,9, 0,32 или 0,26 В. В зависимости от модели синтезатора, CV-входы могут иметь другие названия: VCO In, Keyboard In, OSC, Key Volt (Keyboard Voltage).

Сигнал Gate также имеет две основные разновидности. Чаще всего используется вариант V-Trig (Voltage Trigger, иногда называется Positive Trigger): положительное напряжение при взятии ноты (величина напряжения зависит от модели; чаще всего от 2 до 5 В, в некоторых случаях 10 В и больше) и 0 В при снятии. Этот вариант применяли, например, Roland и Sequential Circuits. Но некоторые синтезаторы (Moog, ранние Korg, Yamaha) используют вариант S-Trig (Switch Trigger, Short Trigger, иногда называется Negative Trigger): для взятия ноты используется замыкание контакта на землю (0 В), а для снятия ноты — размыкание контакта. А в инструменте Korg Mono/Poly возможно переключение входа Gate между вариантами V-Trig и S-Trig. Преобразование V-Trig в S-Trig можно сделать с помощью простой схемы из резистора и транзистора. Обратное преобразование немного сложнее и требует специального устройства (например, таковым является модуль Moog 961).

В большинстве случаев для интерфейса CV/Gate используются джеки или миниджеки, но Moog использовал разъемы Cinch-Jones (рис. 1).

Триггеры
Некоторые инструменты имеют триггерные входы, позволяющие извлекать их звуки при помощи пэдов. Суть работы триггерного входа напоминает вход Gate, но используется однократный импульс, то есть отсутствует информация о продолжительности ноты.

Еще один вариант триггерного входа обычно называется Clock — с помощью него можно синхронизировать некоторые ритм-машины, а также арпеджиаторы или секвенсоры синтезаторов. Частота поступления триггерных сигналов зависит от модели инструмента — встречаются варианты 24, 48 и 96 импульсов в четверти.

Как и сигналы Gate, триггерные сигналы также бывают двух типов: V-Trig (наиболее распространен) и S-Trig.

В некоторых случаях в качестве триггерного сигнала можно использовать короткий аудиосигнал с выраженной атакой (например, звук ковбела).

DIN Sync
Этот аналоговый интерфейс, предназначенный для синхронизации ритм-машин и секвенсоров, предложила в 1980 году компания Roland. Официальное название интерфейса — SYNC, а "DIN Sync" его прозвали из-за использования пятиконтактных разъемом DIN — таких же, как в MIDI. Несмотря на одинаковые разъемы, не только эти интерфейсы несовместимы (что, в общем-то, и так понятно: MIDI — цифровой интерфейс, DIN Sync — аналоговый), но даже и их кабели не взаимозаменяемы: DIN Sync, помимо центрального контакта (номер 2), использует также крайние контакты (1 и 3), а MIDI — контакты 4 и 5.

В отличие от MIDI, с помощью DIN Sync можно передавать очень ограниченный набор информации: темп, а также команды запуска и остановки. Некоторые устройства используют контакты 4 и 5 разъема DIN Sync для дополнительных функций, в том числе приема/передачи команды продолжения (рис. 2), но в большинстве случаев воспроизведение каждый раз стартует с самого начала. Сигналы DIN Sync совместимы с транзисторно-транзисторной логикой (ТТЛ): низкое состояние — 0 В, высокое состояние — около +5 В.

Некоторые устройства имеют отдельные вход и/или выход интерфейса DIN Sync, на других (например, Roland TR808) есть только один порт, переключаемый между входом и выходом. Наиболее хитро переключение сделано на Roland TB303: если воткнуть обычный разъем, то порт работает как вход, а чтобы он работал как выход, нужно втыкать специальный разъем без внешнего кольца (его образуют металлические обкладки разъема), которое и действует как переключатель.

Как ни странно, но интерфейс DIN Sync также имеет два варианта. Собственно, та разновидность, которую использовала в своих устройствах компания Roland, в дальнейшем получила название Sync24, так как информация о темпе передается посредством 24 импульсов на четвертную ноту. А некоторые ритм-машины Korg (DDM110/220, KPR77) используют интерфейс Sync48 — с 48 импульсами на четверть. Соответственно, при соединении с интерфейсом Sync24 такие устройства играют в два раза медленнее.

DCB
Перед появлением MIDI некоторые производители разработали собственные цифровые интерфейсы, использовавшиеся только в их продуктах. Подобные интерфейсы были у компаний Oberheim, Sequential Circuits, PPG. Но только для одного из них — DCB (Digital Control Bus), представленного компанией Roland в 1982 году, существуют MIDI-преобразователи.

С этим интерфейсом были выпущены два синтезатора (Juno 60 и Jupiter 8A, на оригинальную модель Jupiter 8 можно установить DCB-плату OC8), два секвенсора (MSQ700 и JSQ60) и несколько преобразователей форматов. Кроме того, DCB-интерфейс может быть установлен на синтезатор Juno 6. Посредством DCB могут передаваться сообщения взятия и снятия ноты, а также смены программы (только на Jupiter 8A). Большинство инструментов имеют 14-контактный разъем DCB-интерфейса, но на некоторых экземплярах Jupiter 8 используется 20-контактный разъем.

Связь с MIDI
Одним из способов автоматизировать старые инструменты является использование их со столь же старым оборудованием, предназначенным для этой цели. Например, в свое время некоторые компании выпускали CV/Gate-секвенсоры. Среди них есть как полностью аналоговые устройства (например, Korg SQ10, ARP Sequencer), так и модели с цифровой памятью для хранения секвенций (например, Roland MC4 и MC202; они, к тому же, поддерживают DIN Sync). Более современным примером подобного устройства является аналоговый секвенсор Technosaurus Cyclodon, также имеющий вход DIN Sync. Но, поскольку нас интересует интеграция инструментов в современную систему, необходимы способы преобразования сигналов старых интерфейсов в MIDI.

Такие преобразователи существуют в виде отдельных устройств, а также в качестве дополнительных функций другого оборудования: синтезаторов, секвенсоров, синхронизаторов. Отдельные устройства обычно работают лучше, имеют больше возможностей (например, дополнительные CV-выходы для управления другими функциями, встроенный LFO), и для системы, состоящей из нескольких старых инструментов, являются предпочтительными. Но для простого управления одним инструментом может быть достаточно и встроенных функций.

Преобразователи CV/Gate
Преобразователи MIDI-сообщений в сигналы CV/Gate начали производить вскоре после появления MIDI. Одним из первых подобных устройств был четырехканальный преобразователь Roland MPU101 (сначала назывался Boss Mi10), выпущенный в 1985 году (рис. 3). Это устройство имеет немало дополнительных возможностей, а наличие MIDI-выхода позволяет подсоединить второй экземпляр и получить восьмиканальное преобразование. Так что модель продолжает оставаться востребованной и стоит сейчас около 250$.

Самые недорогие преобразователи MIDI-CV/Gate предлагает канадская компания Dinsync — одноканальные устройства серии MDCV (рис. 4). Правда, ни одно из них не поддерживает формат Hz/V. Модель MDCV1 (85$), предназначенная для инструментов ARP, Moog (кроме Micromoog), Roland SH (кроме SH1000 и SH2000), Korg MS, Sequential Circuits Pro One, Oberheim SEM1A, OB-SX и OB8, имеет два параллельных CV-выхода, выходы V-Trig (+5 В) и S-Trig. Модель MDCV2 (75$), предназначенная для инструментов Moog Micromoog и Crumar Spirit, имеет один CV-выход и выходы V/S-Trig. Модель MDCV3 (75$), предназначенная для синтезаторов EML, имеет CV-выход формата 1,2V/Oct и выход V-Trig.

Недорогой одноканальный преобразователь с поддержкой всех основных форматов (Hz/V, V/Oct, V-Trig, S-Trig) выпускала английская компания Phil Rees Music Tech — одноканальный Little MCV стоимостью около 100$. К сожалению, компания прекратила существование в декабре 2006.

Чешская компания CHD Elektroservis выпускает одноканальный преобразователь MCV1 (135$), поддерживающий форматы Hz/V, V/Oct, S-Trig, V-Trig (5 В или 10 В), рис. 5. Возможен заказ собственных форматов в диапазоне 0-10 В без дополнительной оплаты.

Одноканальный преобразователь MCV4 (около 150$) немецкой компании Doepfer поддерживает форматы V/Oct, V-Trig и S-Trig.

Английская компания Kenton, знаменитая своими MIDI-ретрофитами, выпускает одноканальный преобразователь Pro-Solo Mk II (около 160$), поддерживающий форматы Hz/V, V/Oct, 1,2V/Oct, V-Trig и S-Trig (рис. 6). Кроме того, есть триггерный выход Clock, а сквозной MIDI-выход переключается на использование в качестве выхода Sync24.

Двухканальный преобразователь Kenton Pro 2000 Mk II (около 350$) поддерживает форматы Hz/V, V/Oct, 1,2V/Oct, V-Trig и S-Trig. Есть выходы Sync24 и Clock. Опционально можно установить порт KADI/Wasp с триггерными выходами для нот.

Американская компания Encore Electronics выпускает восьмиканальный преобразователь Expressionist (около 600$), поддерживающий форматы Hz/V, V/Oct, V-Trig и S-Trig (рис. 7). Есть выход Sync24.

Преобразователь Doepfer MCV24 (около 850$) имеет 24 выхода, каждый из которых может использоваться как CV или Gate (но 12 из них не предназначены для управления высотой тона), рис. 8. Поддерживаются форматы V/Oct, Hz/V, V-Trig и S-Trig. Есть выходы DIN Sync и Clock (поддерживаются форматы 24, 48 и 96 импульсов в четверти).

Все перечисленные устройства преобразуют MIDI-сообщения в сигналы CV/Gate для управления старыми инструментами по MIDI. Но иногда может потребоваться и обратное преобразование — из CV/Gate в MIDI. В принципе, таким преобразователем может быть любое MIDI-устройство с входами для педалей. Однако результатом их работы обычно являются сообщения непрерывных MIDI-контроллеров, в то время как нам нужны MIDI-ноты. Некоторые MIDI-контроллеры (например, Peavey PC1600 и Kenton Control Freak) можно настроить соответствующим образом. Но существуют и специализированные устройства.

Одним из вариантов является использование модели Roland OP8 (около 150$), выпущенной в 1984 году, для восьмиканального преобразования сигналов CV/Gate в формат DCB; затем DCB можно преобразовать в MIDI с помощью другого конвертора. Еще лучше — использовать выпущенную в том же году модель OP8M (рис. 9), способную преобразовывать в DCB или в MIDI (но не одновременно); вот только встречается эта модель очень редко.

Другой пример — устройство Sycologic AMI компании Syco Systems (одним из ее основателей был Peter Gabriel), также вышедшее в 1984 году. Этот восьмиканальный преобразователь CV/Gate в MIDI имеет к тому же преобразователь триггерных сигналов Clock в MIDI Clock. Но встречается эта модель еще реже, чем Roland OP8M.

Единственным современным преобразователем сигналов CV/Gate в MIDI-ноты, который удалось найти, является модуль RS300 (около 450$) синтезаторной системы компании Analogue Systems. Он имеет восемь CV-входов (0-10 В) и два триггерных входа (0-10 В).

Как видно, специализированных преобразователей CV/Gate в MIDI-ноты существует не так много. Зато для этой цели можно использовать некоторые звуковые модули (см. далее).

Преобразователи DIN Sync
Хотя многие преобразователи MIDI-CV/Gate имеют выходы DIN Sync, существуют и отдельные устройства, предназначенные специально для этого.

Самые недорогие устройства вновь предлагает компания Dinsync: модель MDIN (40$) преобразует MIDI в Sync24 и имеет два выхода DIN Sync, модель DM (35$) преобразует Sync24 в MIDI, а модель DDM (70$) способна одновременно осуществлять преобразование в обоих направлениях. Кроме того, в ассортименте компании есть две модели с дополнительными функциями: устройство MR1 (90$) имеет MIDI-вход, шесть MIDI-выходов и два выхода Sync24, а устройство MR2 (120$) — два MIDI-входа с возможностью смешивания сообщений, шесть MIDI-выходов и два выхода Sync24.

Голландская компания Dtronics выпускает устройство MS06 v2 (около 90$), способное преобразовать MIDI в Sync24 или Sync24 в MIDI, а также любой формат в триггерный сигнал Clock (рис. 10). Есть вход MIDI/Sync, выход MIDI/Sync, выход Sync, выход Clock. Ожидается также выпуск модели MS06C v2 с дополнительным преобразователем MIDI в CV/Gate (V/Oct, 0-5 В).

Преобразователь Doepfer MSY2 (около 110$) имеет два параллельных выхода Sync24 и триггерный выход Clock.

Устройство Sync-Shift Mark II (около 400$) австралийской компании Innerclock Systems не только является двунаправленным преобразователем между форматами MIDI Clock и Sync24, но имеет дополнительные возможности: улучшения точности синхронизации и смещения синхронизационных сигналов (рис. 11).

Отдельные преобразователи с поддержкой Sync48 сейчас не производятся. А раньше выпускалось устройство Korg KMS30 (около 100$), которое может не только преобразовать MIDI Clock в Sync48 или Sync24, но и наоборот (DIN Sync в MIDI), а также осуществляет конвертацию между форматами Sync24 и Sync48 (рис. 12). Есть MIDI-вход и два выхода, Sync-вход и два выхода, а также вход и выход синхронизации с аналоговой лентой.

Преобразователи DCB
Первый преобразователь MIDI-DCB выпустила компания Roland в 1983 году. Устройство называется MD8 (около 150$) и имеет три режима работы: преобразования MIDI в DCB, преобразования DCB в MIDI и одновременного двунаправленного преобразования. Есть три MIDI-разъема и один порт DCB (14-контактный разъем), служащий одновременно входом и выходом.

Устройство CHD Elektroservis MDCB2 (около 150$) осуществляет двунаправленное преобразование (рис. 13). Есть MIDI-вход, MIDI-выход, порт DCB (кабельный адаптер прилагается).

Устройство Kenton Pro-DCB (около 200$) также является двунаправленным преобразователем MIDI-DCB (рис. 14). Есть три MIDI-разъема, порт DCB (восьмиконтактный, прилагается кабельный адаптер с 14-контактным разъемом, альтернативно можно заказать кабель с 20-контактным разъемом), триггерный выход Clock (переключается между V-Trig и S-Trig).

Преобразователи триггерных сигналов
Компания Dinsync предлагает самый широкий ассортимент преобразователей сообщений MIDI Clock в триггерные сигналы Clock. Модель JSB (45$) предназначена для арпеджиатора/секвенсора инструментов Roland SH101 и Juno 60/6. Модель KSB (45$) предназначена для арпеджиатора Korg Polysix, Mono/Poly, Poly 61. Устройства серии Polysync имеют MIDI-вход и шесть триггерных выходов (старт и пять вариантов темпа): модель Polysync 1 (65$) имеет выходы типа V-Trig (+5 В) для Roland SH101 и ARP Odyssey, модель Polysync 2 (75$) имеет выходы типа S-Trig для инструментов Moog и Oberheim SEM1A, модель Polysync 3 (75$) имеет выходы типа V-Trig (+15 В) для Roland System 101, ARP 2600 и многих модульных синтезаторов. Модель LSB (60$) предназначена для LinnDrum (48 импульсов на четвертную ноту), модель DSB (60$) — для Oberheim DMX/DSX/DX (96 импульсов на четверть), модель CRB (50$) — для Roland CR78 (12 импульсов на четверть), модель EM (35$) — для Emu Drumulator (24 импульса на четверть).

Устройство Kenton Pro-KADI (около 160$) предназначено для преобразования MIDI-нот в сигналы триггеров (есть 13 выходов), рис. 15. Кроме того, возможно управление синтезаторами Wasp и Gnat компании EDP. Поддерживаются варианты V-Trigger и S-Trigger. Есть выходы Sync24 и Clock.

Другие устройства
Из неспециализированных устройств чаще всего для преобразования форматов используют инструменты компании Novation — благо они широко распространены и недороги. Звуковые модули Bass Station Rack (около 200$) и Super Bass Station (около 300$) имеют выходы CV/Gate-интерфейса и поддерживают форматы V/Oct, Hz/V, V-Trig, S-Trig. Модуль Bass Station Rack к тому же имеет CV/Gate-входы (и может использоваться для преобразования сигналов CV/Gate в MIDI), а Super Bass Station — триггерный выход Clock. Еще есть барабанный модуль D-Station (около 250$), также называемый DrumStation, который имеет выход DIN Sync и может преобразовывать MIDI в Sync24.

Звуковой модуль Technosaurus Microcon 2 (около 350$) можно использовать как преобразователь MIDI в CV/Gate. Поддерживаются форматы V/Oct и V-Trig.

Звуковой модуль Waldorf Pulse Plus (около 500$) преобразует как MIDI в CV/Gate, так и CV/Gate в MIDI. Есть входы CV (V/Oct) и Gate, выход Gate (переключается между 5 В и 12 В), два выхода CV (один переключается между V/Oct и Hz/V).

Старые секвенсоры Roland MSQ100/700 (около 50/70$) преобразуют MIDI Clock в Sync24 и наоборот. MSQ100 имеет три MIDI-разъема, вход и выход Sync24. MSQ700 к тому же имеет интерфейс DCB (но не преобразует формат).

Современный шаговый секвенсор Mobius (около 400$) американской компании Future Retro можно использовать как преобразователь MIDI в CV/Gate, Sync24 и Clock (рис. 16). Есть три MIDI-разъема, выход DIN Sync, два CV-выхода (V/Oct и Hz/V), выход Gate (+12 В, переключается между V-Trig и S-Trig), триггерный выход для нот, триггерный выход Clock.

Некоторые старые синхронизаторы поддерживают требуемые форматы. Roland SBX10 и SBX80 имеют вход и два выхода Sync24, а также вход и выход Clock. JL Cooper PPS100 имеет выход Sync24 и два выхода Clock (24, 48 или 96 импульсов на четверть).

Современный MIDI-контроллер CME Bitstream 3X имеет выход Sync24.

Модели: 
Roland MPU101
Модели: 
Dinsync MDCV1
Модели: 
Dinsync MDCV2
Модели: 
Dinsync MDCV3
Модели: 
Phil Rees Little MCV
Модели: 
CHD Elektroservis MCV1
Модели: 
Doepfer MCV4
Модели: 
Kenton Pro-Solo Mk II
Модели: 
Kenton Pro-2000 Mk II
Модели: 
Doepfer MCV24
Модели: 
Roland OP8
Модели: 
Roland OP8M
Модели: 
Syco Systems Sycologic AMI
Модели: 
Analogue Systems RS300
Модели: 
Dinsync MDIN
Модели: 
Dinsync DM
Модели: 
Dinsync DDM
Модели: 
Dinsync MR1
Модели: 
Dinsync MR2
Модели: 
Dtronics MS06 v2
Модели: 
Dtronics MS06C v2
Модели: 
Doepfer MSY2
Модели: 
Korg KMS30
Модели: 
Roland MD8
Модели: 
CHD Elektroservis MDCB2
Модели: 
Kenton Pro-DCB
Модели: 
Dinsync JSB
Модели: 
Dinsync KSB
Модели: 
Dinsync Polysync 1
Модели: 
Dinsync Polysync 2
Модели: 
Dinsync Polysync 3
Модели: 
Dinsync LSB
Модели: 
Dinsync DSB
Модели: 
Dinsync CRB
Модели: 
Dinsync EM
Модели: 
Kenton Pro-KADI
Модели: 
Novation Bass Station Rack
Модели: 
Novation Super Bass Station
Модели: 
Technosaurus Microcon II
Модели: 
Waldorf Pulse Plus
Модели: 
Roland MSQ100
Модели: 
Roland MSQ700
Модели: 
Future Retro Mobius
Модели: 
Roland SBX10
Модели: 
Roland SBX80
Модели: 
JL Cooper PPS100
Модели: 
CME Bitstream 3X
5
Ваша: нет Средняя: 5 (голосов: 2)

Реклама

Рейтинг@Mail.ru