Статья "Портативные рекордеры Roland и Zoom"

Автор: 
Владимир Сапрыкин
Дата первой публикации: 
окт 2012

Сравнение четырех моделей.

Несмотря на то, что цифровые технологии уже давно завоевали надежное место под солнцем, отголоски борьбы между кланами сторонников цифровой и аналоговой записи звука слышны до сих пор. Но, если посмотреть беспристрастно, портативные рекордеры от смены технологий скорее выиграли, чем проиграли. Еще лет десять назад подобные устройства использовали магнитные кассеты, теперь же они перешли на флэш-память. Что от этого изменилось?

Во-первых, с исчезновением механически подвижных деталей лентопротяжного механизма такие системы стали практически бесшумными. Отсутствие электродвигателей также позволило существенно уменьшить энергопотребление. Вследствие всего этого устройства с батарейным питанием стали в целом более надежными и мобильными.

Во-вторых, цифровые карты памяти, обладая в десятки раз меньшими размерами, чем аудиокассеты с лентопротяжным механизмом, имеют в десятки и сотни раз большую информационную емкость. И разработчики получили возможность свободно проектировать устройства любых размеров — настольные, наладонные, карманные и так далее. Степень миниатюрности рекордера теперь определяется почти исключительно его функциональностью и размером встроенных микрофонов. Скажем, если он поддерживает подключение внешних устройств и имеет функции редактирования, то оснащен разъемами соответствующих размеров, а также необходимым набором органов управления: кнопками, дисплеем и т. д. Такое устройство может быть портативным, но до определенных пределов. Если же рекордер имеет встроенный микрофон размером с булавочную головку и предназначен лишь для того, чтобы более-менее разборчиво записывать звук и затем воспроизводить его через миниатюрные наушники, то такое устройство может быть сколь угодно малым. Две-три микроскопические кнопки, пара миниатюрных разъемов, и все. Примеры такой миниатюризации мы видим теперь уже повсеместно, чаще всего в виде MP3-проигрывателей с "бонусной" функцией диктофона, заполнивших массовый рынок. Такой аппаратик обычно легко помещается даже в часовой карман, им вполне удобно записывать звуковой конспект лекций, однако для музыкальных целей он чаще всего непригоден по причине шумности записи, узкого динамического диапазона и невнятной пространственной детализации.

Таким образом, поскольку мы говорим о мобильных решениях, применяемых, в том числе, для записи музыки, то устройства размером с таблетку рассматривать не будем. Наш выбор — специальные рекордеры от производителей профессионального музыкального оборудования. В настоящее время количество таких аппаратов, представленных на рынке, относительно невелико.

Линейки продукции производителей часто содержат несколько приборов одного и того же назначения, различающихся количеством дополнительных функций, размерами и ценой. Для них есть уже прижившиеся обозначения, такие как "старшая" модель или "младшая". Мне показалось интересным опробовать в работе рекордеры не только разных производителей, но и разного уровня, то есть как раз старшие и младшие модели. Наиболее доступными по ассортименту на момент подготовки настоящей статьи оказались изделия двух компаний, Roland и Zoom, поэтому было решено остановиться на них. Были выбраны следующие модели рекордеров: Zoom H1, Zoom H4n, Roland R05, Roland R26. В обоих случаях меньшая цифра в наименовании означает младшую модель, а большая — старшую.

Сравнение возможностей рекордеров проводилось по нескольким критериям. В сущности, для каких целей может применяться портативный рекордер? Практически везде, где есть необходимость относительно качественно и без долгих приготовлений записать звук. Например, запечатлеть пение соловья на рассвете в ближайшей роще. Или крики чаек и плеск волн на берегу моря. Шум и визг на детской площадке. Лекцию в институте или интервью. Репетицию музыкальной группы или даже небольшой концерт. Или, например, аудиодорожку для любительского кинофильма. Вариантов — масса.

Во всех этих случаях удобно пользоваться именно портативными устройствами, для переноски которых не нужен чемодан, и которым не требуется подключение кабелей и внешних микрофонов. И при составлении характеристики того или иного устройства будут иметься в виду его физические размеры, а также удобство в использовании.

Но главным образом речь пойдет о звуке. Кроме субъективных качеств записи вроде "приятности для слуха", будут вкратце оценены доступные технические параметры записи, качество стереообраза и пространственной локализации, а также возможности сопряжения с внешними устройствами.

Здесь следует сделать небольшое отступление и сказать несколько слов относительно формирования стереофонического звука. В портативных рекордерах используется две схемы размещения встроенных микрофонов: AB и XY.

Схема AB в общем случае подразумевает размещение микрофонов на некотором расстоянии друг от друга, их акустические оси (оси максимальной чувствительности, соответствующие перпендикуляру к диафрагме) направлены или параллельно, или "веером" в разные стороны. В портативных рекордерах расстояние между микрофонами невелико и ограничено размерами корпуса (рис. 1).

Схема AB в общем случае позволяет выявить локализацию источника звука в стереопространстве, и тем достовернее, чем больше расстояние между микрофонами, хотя и до некоторых пределов. В портативных рекордерах фиксированное расстояние вносит определенные ограничения.

В схеме AB позиционирование источника в стереопространстве имеет временной характер. То есть, локализация направления осуществляется благодаря тому, что звук от источника достигает микрофонов с небольшой разницей во времени. В то же время, амплитуда сигнала в обоих микрофонах может оказаться одинаковой, что снижает четкость стереокартины. В особенности это касается фронтального направления. Записи, выполненные таким методом, имеют проблемы с моносовместимостью из-за возникающей разности фаз одного и того же сигнала в разных каналах. Однако схема AB по своей сути близка слуховому аппарату человека — ведь мы тоже используем разницу фаз для поиска направления. Только слуховой аппарат, в отличие от микрофонов, имеет гораздо больше механизмов определения пространственной локализации источника звука.

Некоторые модели рекордеров допускают поворот микрофонов, так чтобы их акустические оси сходились на некотором расстоянии от диафрагм, пересекаясь под определенным углом, образуя схему так называемого совмещенного стерео. В этом случае вычислению направления на источник звука помогает изменение амплитуды сигнала, записываемого разными микрофонами. Однако разность фаз одного и того же сигнала в разных микрофонах, присущая схеме AB, в данном случае также имеет место.

Схему AB-стерео хорошо использовать для записи звуков окружающего пространства. Для формирования четкого стереофонического образа обычно используются дополнительные направленные микрофоны. Такова, например, схема MS-стерео.

Схема XY (рис. 2) имеет важное отличие от схемы AB. В проекции на плоскость стереопространства диафрагмы микрофонов совмещены в точке и ориентированы встречно, "нос к носу". Оси максимальной чувствительности, соответственно, выходят из одной точки. В данном случае позиционирование источника формируется благодаря разнице амплитуд, поскольку в однонаправленных микрофонах, используемых для этих целей, чувствительность зависит от того, под каким углом к диафрагме приходит звук.

В общем случае схема XY, по сравнению с AB, дает более четкую стереокартину. Однако на больших расстояниях от источника звука ее преимущества не столь очевидны. С точки зрения моносовместимости схема XY не имеет проблем, поскольку звуки с разных направлений одновременно попадают на мембраны обоих микрофонов.

Zoom H1
Это один из самых маленьких рекордеров в "профессиональном" секторе (13,5 см в длину, масса 60 г). Он оснащен XY-стереопарой направленных конденсаторных микрофонов, одетых в обрешеченные металлические гильзы. Микрофоны находятся в кольцеобразном выступе корпуса, защищающем их от механического повреждения (рис. 3). Ветрозащита существует в виде опции и в комплект поставки не входит.

Есть обрезной фильтр нижних частот, возможность автоматической регулировки уровня записи, функция простановки маркера в файле "на лету", во время сеанса записи. Аналого-цифровые и цифро-аналоговые преобразователи 24-разрядные со 128-кратной передискретизацией. Функция Pre-record (запись из буфера короткого фрагмента звука, предшествующего фактическому нажатию кнопки записи) отсутствует. Запись двухканальная в стереофайл, воспроизведение также стерео. Доступные форматы: WAV 16/24 бит, частота дискретизации 44,1, 48 или 96 кГц, MP3 с частотой дискретизации 44,1/48 кГц и битрейтом от 32 до 320 кбит/с. Запись осуществляется на карту MicroSD (от 16 Мб до 2 Гб) или MicroSDHC (4-32 Гб). В комплект входит карточка емкостью 2 Гб, с адаптером для порта формата SD. Пока карта не вставлена в слот, доступна запись продолжительностью до 35 секунд во внутреннюю память рекордера. На карте памяти изначально записан дистрибутив программы Steinberg WaveLab LE7 для Windows 7 и Mac OS X 10.6. В связи с этим производитель специально предупреждает, чтобы пользователь не спешил сразу форматировать карту, а вначале скопировал дистрибутив на жесткий диск.

Рекордер поддерживает подключение к компьютеру в режиме карт-ридера или в качестве звукового интерфейса. Для установки в систему Windows XP не требуется специальных драйверов.

Жидкокристаллический дисплей с оранжевой подсветкой находится на лицевой части рекордера, а элементы управления размещены по четырем сторонам корпуса. На правой грани находятся кнопка включения, разъем mini-USB, кнопки управления транспортом, кнопка-качель регулятора уровня записи, разъем на миниджеке для подключения внешнего микрофона или источника сигнала линейного уровня.

На левой грани корпуса расположены разъем для карты памяти, выход для наушников (миниджек), кнопка-качель регулятора выходного уровня. На нижней грани находятся крышка батарейного отсека (для одной батарейки размера АА), включатель обрезного НЧ-фильтра, включатель автоматического уровня записи, переключатель формата записи (WAV/MP3). Рядом с батарейным отсеком, примерно в центре тяжести корпуса, есть резьбовое отверстие для штатива или адаптера под крепление на микрофонной стойке.

Кнопка старт/стоп записи — единственная, находящаяся на лицевой поверхности, под дисплеем. Она многофункциональная, как и некоторые иные кнопки, и исполняет разные функции в разных режимах работы прибора.

Имеется функция календаря и часов для заполнения соответствующих атрибутов файла.

Рекордер оснащен микродинамиком, который расположен в нижнем торце корпуса, в противоположной от микрофонов стороне. Динамик — номинальный, он позволит уловить ключевые моменты, но музыку через него слушать, конечно, невозможно.

Zoom H4n
Старшая модель в линейке портативных рекордеров Zoom более крупная и выглядит солидней (рис. 4). H4n оснащена парой встроенных конденсаторных микрофонов с кардиоидной характеристикой направленности, ориентированных по схеме XY. Микрофоны закреплены в поворотных гильзах, позволяющих выбирать угол охвата от 90 до 120 градусов.

В противоположном торце корпуса находится гнездо адаптера питания и два комбинированных разъема XLR/джек. Для подключения конденсаторных микрофонов предусмотрено фантомное питание 24 или 48 В.

Рекордер поддерживает три режима работы: двухканальный (Stereo), четырехканальный (4CH), мультитрек (MTR). Записи, выполненные в каждом режиме, сохраняются в собственные директории, содержащие фиксированный набор папок.

Типовой стереорежим предполагает два трека записи и воспроизведения, набор функций для записи, включая двухсекундную предварительную запись, обрезной НЧ-фильтр, компрессор и лимитер. Для него доступна запись в формате WAV (16/24 бит, 44,1, 48 или 96 кГц) или MP3 (44,1 кГц, 48-320 кбит/с или VBR). Есть возможность делать паузу в записи с автоматической простановкой маркера, можно также ставить маркер вручную, во время записи. Воспроизведение возможно через наушники или референсный миниспикер, расположенный на тыльной стороне корпуса.

В четырехканальном режиме доступна запись и воспроизведение одновременно четырех треков (синхронно записываются в два раздельных стереофайла). Чувствительность входов настраивается отдельно. Формат MP3 в этом режиме недоступен, для WAV-файлов частота дискретизации 96 кГц также недоступна. К дополнительным входам могут подключаться микрофоны, гитары или устройства с линейным выходом.

В мультитрековом режиме доступна одновременная запись двух дорожек и воспроизведение четырех. Есть обрезной фильтр при записи, функция записи врезкой, эффект-процессор (50 эффектов, включая набор различных моделей гитарных усилителей), а также микшер. Запись возможна только в формате WAV 44,1 кГц 16 бит.

В любом режиме есть возможность автозаписи (старт/стоп по триггерному уровню сигнала). При прослушивании файлов можно изменять скорость воспроизведения, доступно зацикленное проигрывание.

Аналого-цифровые и цифро-аналоговые преобразователи 24-разрядные со 128-кратной передискретизацией, запись происходит на карту SD/SDHC. Большинство настроек ведется при помощи довольно крупного дисплея (1,9 дюйма, 128 x 64 пикселей) с оранжевой подсветкой. Для перемещения по меню используются кнопка входа/выхода и поворотно-нажимное колесо выбора параметров, расположенные на правом борту корпуса. Там же находятся кнопка-качель настройки уровня записи и слот для карты SD.

На левом борту расположены: выход для наушников, разъем опционального пульта ДУ, регулятор громкости воспроизведения, порт mini-USB и включатель питания.

На лицевой части корпуса под дисплеем находятся кнопки управления транспортом и кнопки быстрого доступа к некоторым функциям. Над дисплеем размещены три светодиодных индикатора текущего режима работы.

В центре тяжести нижней части корпуса есть резьбовое отверстие для установки на штатив. На той же плоскости, между динамиком и встроенными микрофонами, находится разъем для опционального внешнего микрофона (миниджек). Автономное питание осуществляется от двух батарей АА.

В обычном режиме аппарат можно использовать в качестве USB-накопителя или аудиоинтерфейса. Тип работы выбирается в меню, подключение к компьютеру допускается как во включенном, так и в выключенном состоянии. Разница лишь в том, что, при стыковке выключенного рекордера, последний автоматически включается и сразу входит в меню настройки режима USB-соединения. А если он был уже включен, то до этого меню нужно добираться обычным путем, кнопкой и колесиком.

Рекордер имеет метроном и хроматический тюнер, причем последнему все равно, что слушать: гитару или любой тональный сигнал с микрофона.

В батарейном отсеке расположен миниатюрный включатель режима Stamina, приблизительно удваивающего продолжительность работы от батарей за счет снижения энергопотребления. Это достигается отключением части ресурсов процессора, отвечающих за расширенные функции. В режиме Stamina невозможно пользоваться компрессором или лимитером на входе, отключены метроном, тюнер, MP3-кодировщик и все функции, связанные с USB. Рекордер становится обособленным устройством, запись возможна только в 16-разрядный формат WAV с частотой дискретизации 44,1 кГц.

Сам аппарат довольно массивный (сечение корпуса 7 x 3,5 см, длина 15,6 см, масса без батарей 280 г). Есть резиновые ножки, препятствующие скольжению. В комплект поставки входят секвенсор Cubase LE6 на диске, поролоновая ветрозащита, SD-карта емкостью 2 Гб, USB-кабель, сетевой адаптер, комплект батарей питания, адаптер для крепления в клипсе микрофонной стойки. Отдельно можно приобрести проводной пульт дистанционного управления самыми "горячими" функциями (запись/воспроизведение, выбор источника записи, настройка чувствительности).

Roland R05
Младший представитель рекордеров Roland имеет пару встроенных всенаправленных микрофонов, развернутых под углом 180 градусов (схема AB) и упрятанных в стальные гильзы с решетками (рис. 5). Устройство способно записывать стереофонические файлы формата WAV с частотой дискретизации от 44,1 до 96 кГц и разрядностью 16 или 24 бит, формата MP3 с частотой дискретизации 44,1 или 48 кГц и битрейтом от 64 до 320 кбит/с или VBR. Возможна одновременная запись WAV и MP3. Есть функция Pre-record. На входе можно использовать обрезной НЧ-фильтр с дискретным выбором частот среза, лимитер. Есть два варианта чувствительности микрофона, уровень записи можно изменять вручную или в автоматическом режиме. Функции лимитера и автоматической регулировки уровня работают взаимоисключающе (нужный тип выбирается в разделе меню Input Setup). Есть функция автоматического старта записи по заданному уровню сигнала, отложенная запись, физическое разделение файла на части (split) в процессе записи.

При воспроизведении файла доступно закольцовывание фрагмента, изменение скорости, наложение реверберации (четыре типа). Запись производится на карту SD/SDHC. Рекордер можно подключать по шине USB к компьютеру в режиме накопителя.

R05 имеет два дополнительных входа: линейный и микрофонный. Их разъемы расположены на переднем торце корпуса, между встроенными микрофонами. Линейный вход имеет высший приоритет. При подключении внешних устройств к любому входу встроенные микрофоны отключаются.

Рекордер оснащен жидкокристаллическим дисплеем с оранжевой подсветкой. На лицевой панели находятся кнопки управления транспортом, две пары кнопок, регулирующих, соответственно, уровень записи и воспроизведения, набор кнопок для доступа к меню и дополнительным функциям.

На тыльной стороне корпуса есть три переключателя: выбора чувствительности микрофона, включения лимитера/АРУЗ, включения фильтра. В центре находится резьбовое отверстие для штатива, рядом — крышка батарейного отсека. Рекордер имеет мягкие резиновые ножки.

Разъем SD-карты под резиновой заглушкой спрятан рядом с микрофонами и дополнительными входами. На левом боку рекордера находятся разъем mini-USB и миниджек для наушников. Справа установлены включатель питания и гнездо для подключения адаптера питания.

В комплект поставки входят SD-карта, USB-кабель, ветрозащита.

Roland R26
Старшая модель имеет довольно крупный размер (18 x 8,2 x 4,1 см) и весит 370 г. Корпус выполнен из черного пластика, встроенные микрофоны спрятаны под металлическими решетками, которые, в свою очередь, защищены металлическим каркасом (рис. 6).

Рекордер имеет две стереопары встроенных микрофонов. Одна из них, направленная, ориентирована по схеме XY и установлена в центре торцевой части. Вторая пара состоит из более широко расставленных всенаправленных микрофонов (схема AB), записывающих полное акустическое окружение. С противоположной стороны находятся два комбинированных разъема XLR/джек для подключения дополнительных микрофонов или иных источников сигнала.

R26 может записывать на карту SD/SDHC одновременно две, четыре или шесть дорожек (один, два или три стереофайла формата WAV/MP3). Для каждого сеанса записи автоматически формируется отдельная директория проекта, в которую кроме звуковых файлов сохраняется сгенерированный системой текстовый файл, содержащий основные сведения об использованных параметрах записи и выбранных входах.

Доступна различная маршрутизация источников сигнала. Возможна запись одного монофонического файла с внешнего входа. Для WAV-файлов поддерживается разрядность 16 или 24 бита, частота дискретизации от 44,1 до 96 кГц. Записывать MP3 можно с частотой дискретизации 44,1 или 48 кГц и битрейтом 128, 160, 320 кбит/с. Возможна одновременная запись в WAV и MP3. Аналого-цифровые и цифро-аналоговые преобразователи 24-разрядные.

Рекордер поддерживает запись формата BWF, ручную расстановку маркеров в WAV-файлах. Дата сеанса записи автоматически сохраняется в свойствах файла любого выбранного формата. Есть функция старта записи по расписанию, функция закольцованного прослушивания, доступно изменение скорости воспроизведения.

Все входы имеют два контура усиления: настраиваемую чувствительность (Sense) и уровень записи (Level). Для подключения внешних конденсаторных микрофонов предусмотрено фантомное питание. Каждый вход может пользоваться лимитером и обрезным фильтром низких частот с дискретным набором частот среза.

Примерно половину лицевой панели рекордера занимает графический дисплей с разрешением 160 х 160 точек. Дисплей сенсорный, настройка любых параметров ведется через систему графических меню. Для доступа к основным группам настроек записи и воспроизведения служит кнопка Menu на лицевой панели, для настроек чувствительности входов и выбора конфигурации встроенных микрофонов — кнопка Sens. Установка маркеров или вывод сведений о файле вообще не требует нажатия дополнительных кнопок. Соответствующие ярлычки быстрого доступа постоянно отображаются на дисплее в режиме ожидания, записи или воспроизведения.

Под дисплеем находятся два вращаемых регулятора входного уровня записи, кнопки записи и общего управления транспортом, кнопки доступа в меню.

На левом борту рекордера находится слот для карты памяти (SD, SDHC) и разъем mini-USB, прикрытые общей резиновой заглушкой, включатель питания, гнездо адаптера питания, терминал для подключения к шине заземления.

Справа расположены выход для наушников с регулятором громкости (переменный резистор с колесиком), вход для дополнительного микрофона (Plug-in), динамик для мониторинга записанного звука.

Снизу находится батарейный отсек (четыре элемента АА) и резьбовое отверстие для закрепления в штативе. По углам нижней плоскости расположены мягкие резиновые ножки.

Рекордер можно подключать к компьютеру в режиме накопителя или аудиоинтерфейса. В комплект поставки входят двухгигабайтная SD-карта с записанными демонстрационными файлами, программа Cakewalk Sonar LE на DVD, адаптер питания, USB-кабель, ветрозащита.

Эргономика
Что касается удобства в использовании, или, иными словами, эргономики, то у большинства аппаратов можно найти свои сильные и слабые стороны. Но это, во многом, субъективная характеристика.

Скажем, модель Zoom H1 имеет на лицевой панели всего одну кнопку, запускающую и останавливающую запись. Стоит включить аппарат, как он сразу же готов к работе. Это действительно очень удобно. Регулятор уровня записи тоже всегда под рукой, сбоку, обрезной фильтр включается механическим переключателем. Но предварительные настройки, например, выбор частоты дискретизации файла, приходится делать теми же кнопками, которые управляют транспортом. Это значит, что нужно вначале убедиться, в нужном ли режиме находится рекордер, и при необходимости переключить. А для первичной установки даты и времени нужно и вовсе включать аппарат, удерживая нажатой кнопку записи, а уж после этого работать все теми же кнопками "ff" и "rewind". И хотя дисплей отражает текущее состояние рекордера, лично мне такая многофункциональность не очень нравится, и отчасти из-за своей неочевидности. Ведь не прочитав пользовательское руководство, какую-то функцию можно и вовсе не заметить. Пусть лучше у меня под рукой будет несколько дополнительных кнопок, зато все настройки будут понятными.

Впрочем, скрытые функции носят вспомогательный характер и оперативного вмешательства обычно не требуют. В противовес им, некоторые базовые функции, например, выбор формата файла и обрезной фильтр, выведены на индивидуальные механические переключатели. Поэтому для живой работы Zoom H1 оказывается вполне удобным.

Пластик, из которого сделан корпус рекордера, довольно скользкий, а сам аппарат очень узкий. Кажется, что он в любой момент готов выскользнуть из рук. Поэтому нелишним будет использовать страхующий ремешок. В нижней части корпуса для него есть специальная прорезь. Кстати, аппарат и на столе тоже замечательно скользит, так что на ровную наклонную поверхность его класть нельзя.

Значительно удобнее в использовании оказался Roland R05. У него к дисплею прилагается отдельная кнопка вызова меню (и не одна), а также кнопки, управляющие положением курсора и значением параметра. Строение меню понятно без прочтения пользовательского руководства. Чувствительность микрофона, включение фильтра и лимитера выведены на механические переключатели, что позволяет мгновенно перестроиться под изменившиеся параметры записи. Регулировка уровня записи и мониторинга/воспроизведения производится подписанными кнопками на лицевой панели. Сама кнопка включения записи визуально отделена от всех прочих. И если говорить об "интуитивно понятном" управлении, то здесь оно реализовано на пятерку.

Соотношение размеров и массы корпуса лично для меня оказалось практически идеальным. Держать аппарат в руке удобно, он не выскальзывает, поскольку боковины корпуса на ощупь почти резиновые. В то же время есть ощущение, что держишь в руках не игрушку, а нормальный прибор. Все управление с легкостью осуществляется одной рукой.

Очень неплохо реализовано и управление рекордером Zoom H4n, особенно учитывая, сколько функций имеет этот аппарат. Вход/выход в общее меню — кнопка на правой панели. Перемещение курсора, вход на вложенные страницы и изменение параметров производятся одним и тем же колесом, вращением или нажатием. Кроме того, доступ к четырем пунктам меню осуществляется отдельными кнопками на лицевой панели. Настройка входов тоже осуществляется с лицевой панели. Дисплей достаточно большой и информативный. В общем, никаких претензий, операционная система логична, работать удобно.

Аппарат идеально ложится в руку, особенно, правую (потому что колесико попадает под большой палец), и, что немаловажно, не выскальзывает, поскольку пластик корпуса на ощупь близок к плотной резине. Масса рекордера соответствует его размерам, он довольно увесистый. Для управления одинаково удобно пользоваться и одной, и двумя руками.

Кстати, Zoom H4n — единственный из рассмотренных здесь аппаратов, кто не имеет механической защиты микрофонов, хотя его первая версия, без буквы "n", имела специальные стальные скобы. У Roland R05 микрофонные гильзы тоже не имеют внешней рамы, но они все-таки плотно прилегают к корпусу. Здесь же позиция микрофонов другая, с вылетом, и они не складываются. Но зато Zoom H4n единственный из всех имеет в комплекте закрытый пластиковый кейс для безопасной транспортировки.

Roland R26 великоват для портативного устройства, да и весит прилично. Тем не менее, непродолжительные сеансы записи с рук не вызывают каких-то затруднений. Включать запись и держать аппарат можно и в одной руке, но для изменения каких-либо настроек лучше работать двумя руками.

С точки зрения управления этот аппарат чрезвычайно удобен. Кнопок — ровно столько, сколько нужно, ничего лишнего. Крупный сенсорный дисплей оперирует графическим меню с логичной структурой, прикосновения пальцев отрабатываются надежно. Пользовательское руководство в работе практически не требуется, поскольку большая часть настроек очевидна и без него — в меню же все нарисовано. Особенно радует возможность ручного выбора разнообразной комбинации входов для записи. В частности, звук от двух пар встроенных микрофонов можно записывать как в раздельные файлы, так и в один, причем с ручной настройкой баланса между разными парами. Ну а использование шестиканальной записи (три стереофайла) фактически дает в руки пользователя мобильную записывающую студию.

Отдельно нужно отметить то, что регуляторы уровня записи выполнены на вращаемых потенциометрах. Это удобнее парных кнопок как эргономически, так и с точки зрения чистоты записи, ведь щелканье кнопок проникает в микрофон даже при хорошей его изоляции от корпуса.

Поскольку легкость подключения к компьютеру тоже относится к "удобствам", отмечу, что все устройства поддерживают работу в режиме USB-накопителя, и использование отдельного карт-ридера не требуется (проверка проводилась в среде Windows XP SP2). Zoom H1 перед присоединением должен быть выключен, остальные могут подключаться и отключаться в "горячем" режиме, то есть с включенным питанием. Все описываемые здесь рекордеры, за исключением Roland R05, могут работать в режиме аудиоинтерфейса.

В работе
Учитывая, что все опробованные устройства имеют практически одинаковый набор форматов записи, останавливаться на этом мы не будем. Не будем мы также рассуждать о том, что через аналоговые входы можно записывать файлы с частотой до 40 кГц, если выбрана частота дискретизации 96 кГц. Это указано в спецификациях, и этого достаточно. В любом случае, все эти цифры в повседневной практике не так важны.

Вот поддержка конденсаторных микрофонов на аналоговом входе — это уже интереснее. Но, к сожалению, и об этом можно рассказать совсем немного. Zoom H4n и Roland R26 стабильно вырабатывают фантомное питание, причем Zoom позволяет выбирать два напряжения: 24 В и 48 В. Подключенный микрофон аккуратно работает в соответствии со своей характеристикой. К предусилителям в обоих рекордерах вопросов не возникло, они показали себя достойно. Добавить к этому практически нечего.

Естественно, что выработка фантомного питания дополнительно сокращает ресурс работы батарей. Поэтому, если вы выезжаете в поле и берете с собой дополнительные конденсаторные микрофоны, то захватите и пару комплектов запасных батарей.

Большая часть тестовых записей проводилась в "мобильной" конфигурации, на встроенные микрофоны. Полоса их рабочих частот во всех использованных устройствах оканчивается несколько выше границы, требуемой для записи с частотой дискретизации 44,1 кГц. Точные замеры в обычных условиях сделать непросто, в силу отсутствия калиброванного источника звука, но приблизительная оценка дает такой результат. Таким образом, при подготовке трека для CD, рекордеры позволяют записывать сигнал в полном частотном диапазоне.

Первые же пробные записи, проведенные на открытом воздухе, со всей непреклонностью обнажили неприлично высокий уровень шумов, окружающих городского жителя. Даже в пригородном лесу, в некотором отдалении от крупных автомагистралей (до километра), наблюдается постоянный назойливый фон. Учитывая, что микрофоны рассматриваемых здесь рекордеров имеют достаточно широкую диаграмму направленности, это следует иметь в виду, если вы собираетесь записывать, скажем, птичек. В этом случае придется запастись дополнительным узконаправленным микрофоном.

Если же выбранный для записи источник звука ощутимо громче фоновых шумов, то нет проблем. Записи, проведенные на детской площадке в парке, к которому прилегает оживленная автодорога, очень естественно передают атмосферу: визги, беготню, скрип несмазанных качелей, разговоры сидящих на скамейках мам и бабушек... Отдельно взятые автомобили с соседней улицы, конечно, пробивались в запись, но большая их часть неплохо маскировалась.

На мой вкус, запись на открытом воздухе одинаково хорошо удается всем протестированным устройствам. Звук получается объемным и реальным, и, закрыв глаза, вполне можно ощутить себя в том самом месте, где проводилась запись. Единственное уточнение: если вы хотите одновременно сделать акцент на перемещении в пространстве какого-либо источника звука, скажем, запечатлеть проезжающий мимо вас мотоцикл, то Roland R05 для этой цели будет пригоден в наименьшей степени. Звук справа и слева он покажет вполне отчетливо, но момент, когда мотоциклист проезжает непосредственно мимо вас, будет невозможно отловить. В остальном же, на данном этапе, никаких претензий к данному рекордеру не возникло.

В закрытом помещении, особенно в отсутствие очень строгих требований к локализации источников, все устройства тоже показали себя хорошо. Впрочем, в типичных бытовых условиях уровень отражений от поверхностей слишком высок. Один и тот же звук приходит в микрофон практически со всех направлений, среди которых прямое выражено не намного сильнее боковых. Поэтому требования требованиями, но и про физику забывать нельзя. Если попытаться изобразить звук, идущий исключительно из одного угла комнаты, он покажется неестественным.

И все же, поскольку мы имеем дело с рекордерами, отслеживающими направление приходящего сигнала, нужно хоть как-то оценить такие их возможности. Для этого можно провести простой тест с источником звука, перемещающимся в плоскости установки микрофонов. Я проводил такие тесты дважды: на открытом воздухе, в отсутствие близких отражающих поверхностей, и внутри помещения, где к прямому звуку подмешивались множественные отражения от стен, пола и потолка. Результат в обоих случаях получился убедительный и, в общем, одинаковый. Я опишу немного подробнее тест в помещении.

Для этой части опыта в качестве источника была выбрана смятая в моем кулаке хрустящая бумага. Она давала достаточно широкий спектр сигнала, кроме того, шумовой источник легче локализовать, чем, скажем, камертон. Да и громкость звука относительно невысока, что позволяет избавиться от излишней реверберации. Рекордеры были установлены в одинаковую позицию, после чего хрустящий комок бумаги начал перемещаться в плоскости установки микрофонов влево и вправо относительно продольной оси аппаратов, на расстоянии примерно полутора метров от них.

Прослушивание записи подтвердило ранее сделанные наблюдения: Roland R05 нечетко отслеживает осевое направление на источник звука. Он "слышит" его со всех сторон.

Результаты данного теста подтверждаются графически. Для визуализации был использован штатный инструмент аудиоредактора Adobe Audition, отображающий положение звука в стереопанораме. На прилагаемых иллюстрациях (рис. 7, 8, 9, 10) видно, что три рекордера из четырех четко слышат, где находится источник звука в любой момент времени. Roland R05 демонстрирует сильно смазанную картинку.

Следующий тест проводился для того, чтобы оценить качество стереообраза при записи музыкального сигнала. Тест искусственный, но зато способен дать однозначный результат. В данном случае использовалась пара акустических систем, ориентированная так, чтобы акустические оси сходились под углом примерно в 60 градусов. В третью вершину воображаемого равностороннего треугольника, то есть в типовую слушательскую позицию, я установил штатив, на который поочередно помещал рекордеры, записывая один и тот же музыкальный фрагмент, состоящий из нескольких специально подобранных разноплановых частей. По окончании записи было проведено сравнительное прослушивание всех четырех образцов. И по результатам этого теста наметились дополнительные отличия.

Оба представителя Zoom неожиданно показали в целом более ровную звуковую картину, чем представители Roland. Модель H4n записывает полновесный ровный и чистый сигнал, свободный и широкий стереообраз. В записываемом пространстве явно ощущается глубина.

По сравнению со старшей моделью, в H1 стереообраз оказался несколько сдавленным, будто сигнал от краев панорамы специально оттесняли к середине. В результате, середина стала более выраженной, подчеркнутой и субъективно более близкой. В то же время по краям панорамы сигнал становился слегка "обвислым". Глубина сцены, "воздух", выражены несколько слабее.

Разницу в передаче стереопанорамы этими двумя моделями я бы представил в виде такого визуального образа. Представьте, что перед вами висит ровное полотно, как экран для видеопроектора, только более гибкое. По всему экрану в проекции разбросаны звуковые источники. Так вот, H4n — это ровный, аккуратно расправленный экран. Если теперь ухватить этот экран за центр и потянуть на себя, то в этом месте вспухнет холм, а края окажутся стянутыми к середине. Вот это и будет H1. Но в целом, даже с учетом некоторой зажатости, звучание Zoom H1 остается достаточно цельным.

Roland R26 (на XY-микрофонах) дает четко выраженную стереокартину. Записанный звук кажется несколько ярче, хлестче, чем в рекордерах Zoom, но яркость эта имеет своеобразный эквалайзерный оттенок, то есть неровный и слегка сипящий. Реверберация на высоких частотах передается очень отчетливо, сцена имеет хорошую глубину.

Roland R05, при записи в аналогичных условиях, демонстрирует плоский стереообраз, что, в принципе, вполне ожидаемо. Но кроме этого музыкальный сигнал почему-то оказался придавленным на высших частотах и одновременно бубнящим, в то время как все остальные рекордеры в аналогичных условиях записали нормальный открытый звук. Если представить, что проводилась запись выступления живых артистов, то, в рамках такой аналогии, три рекордера были установлены перед сценой, а Roland R05 — за кулисами. Ощущения похожие.

Для более наглядного сравнения частотных характеристик рекордеров, я провел для встроенных микрофонов тестовую запись широкополосного шумового сигнала, воспроизводимого мониторами. Уточню, что в условиях данного опыта нельзя получить точную характеристику каждого устройства, поскольку это не лабораторный стенд, сигнал мониторов не откалиброван, и акустический отклик помещения не устранен. Речь идет лишь о сравнении. Поскольку условия записи для каждого рекордера были идентичны, то выявленную разницу между ними можно считать репрезентативной. Наиболее интересно, конечно, было сравнить между собой старшие модели.

Картина получилась такая. Во-первых, направленные микрофоны Roland R26 продемонстрировали видимый спад в районе 9-10 кГц (всенаправленная пара, кстати, показывает в этой области еще больший спад характеристики, но к ней совсем другие требования, так что ее трогать не будем). В целом же характеристика XY-пары микрофонов R26 оказалась менее равномерной, чем таковая у микрофонов Zoom H4n. В качестве иллюстрации хочу привести совмещенную спектрограмму, полученную при анализе записи шумового сигнала (рис. 11). Учитывая случайный характер шумового сигнала, спектры снимались с небольшим усреднением. Здесь как раз легко заметить тот самый провал в области 10 кГц, о котором было сказано ранее. В то же время на высших частотах спад характеристики микрофонов Roland оказывается более пологим, чем в случае Zoom. При непосредственном сравнении записей, сделанных этими двумя аппаратами, слышно, что Zoom H4n пишет вполне ровную звуковую картину, в то время как у Roland R26 она слегка проседает на средних частотах и завышается на верхних.

Если увеличить масштаб средней части описываемого спектра, то можно увидеть еще два выраженных спада на характеристике R26 (рис. 12). Они помечены двухцветными маркерами. По всей видимости, все это в совокупности и формирует тот самый посипывающий звук.

Если вместо АЧХ этих двух рекордеров визуально сравнить их сонограммы, то можно отметить, что спектр Zoom H4n выглядит более ровным, а спектр Roland R26 имеет множество темных полос, которые и соответствуют вышеописанным спадам (рис. 13). Я не говорю, что такой звук однозначно плох, но он все же специфичен.

Микрофоны Roland R05 при фронтальной записи показывают крутой спад характеристики примерно после 12 кГц, с последующим подъемом уже после 16 кГц. Возможно, это тоже вносит свой вклад в создание бубнящего характера звука при записи музыки с громкоговорителей. Кстати, если развернуть микрофон "носом" к тестовому источнику шумового сигнала, то есть поместить источник на акустической оси, то вид характеристики радикально меняется. Никакого спада нет и в помине. Напротив, кривая имеет плавный подъем примерно до 16 кГц, после чего наступает такой же плавный спад (рис. 14).

Характеристика микрофонов Zoom H1 в рамках проведенных измерений в целом оказалась близка к характеристике Zoom H4n, поэтому отдельно обсуждать ее не будем.

Напоследок я решил проверить, насколько свободны звуковые тракты рекордеров от гармонических искажений. И еще раз отмечу, что это не строгое измерение, а лишь приблизительная оценка, проведенная доступными средствами. Для этого я решил использовать свип-сигнал. В аудиоредакторе компьютера была создана синусоида с частотой, линейно изменяющейся от 20 Гц до 20 кГц. Эта синусоида воспроизводилась широкополосными акустическими системами, на которые были направлены микрофоны каждого устройства. Уровень записи выбирался около -6 дБ по собственным индикаторам рекордеров, но замерялся он приблизительно, на низкочастотном участке скользящего сигнала, в области не выше 4-5 кГц. В записанных таким образом файлах я наблюдал спектральный состав по сонограмме. Для данного тестового сигнала она, как легко догадаться, представляет собой одиночную наклонную линию. При появлении гармонических искажений в спектре просто появляются дополнительные линии, по количеству и яркости которых можно судить о честности звукового тракта.

И здесь меня ждал сюрприз. При одинаковых условиях записи все устройства, кроме Zoom H4n, чисто записали этот искусственный сигнал и показали в спектре все ту же наклонную линию. "Четверка" же показала небольшой куст гармоник (рис. 15). При записи файла с частотой дискретизации 44,1 кГц, точка, откуда стартуют лишние гармоники, находилась на частоте 11 кГц. Для удобства просмотра я нарисовал на этой частоте горизонтальную голубую линию от шкалы до основного тона.

Частота показалась мне подозрительной, поскольку это ровно четверть от частоты дискретизации, что не похоже на простое совпадение. Представьте, как я удивился, когда в тех же условиях записал файл с частотой дискретизации 48 кГц и, проверив его спектр, увидел аналогичный "куст", растущий из точки с частотой 12 кГц. А ведь многократно проводимая до этого момента запись обычного звука с широким частотным диапазоном, как в естественных условиях, так и "снятого" с акустических систем, проходила абсолютно без нареканий. И только при записи сигнала одной частоты обнаружились искажения. Перегрузка из-за попадания в стоячую волну исключена: расстояние не соответствует, да и другие рекордеры в аналогичных условиях "ничего не заметили".

Внешний микрофон, подключенный к входу XLR, в аналогичных условиях искажений не дал, из чего можно предположить, что проблемным является тракт, относящийся к встроенным микрофонам.

В принципе, такая картинка искажений характерна для усилительных цепей в том случае, когда проходящий сигнал вышел за пределы линейного участка передаточной характеристики. Чтобы вернуть звуковой тракт в линейную область, я еще дважды провел тестовую запись этой злополучной синусоиды, но уменьшил уровень, ориентируясь на диапазон от -8 до -10 дБ по индикатору на дисплее рекордера. В одном случае я снизил чувствительность микрофонов, а во втором просто отвел их подальше от источника, так чтобы индикатор показывал примерно те же самые цифры. И в обоих случаях искажения исчезли, как на картинке, так и в слышимом сигнале.

Учитывая, что выявленная нелинейность продемонстрировала зависимость от частоты дискретизации записываемого файла, можно сделать предположение, что она имеет отношение к цепям обрезного фильтра, ограничивающего спектр сигнала перед его подачей на АЦП.

Таким образом, для обеспечения линейной передачи сигнала нужно тщательней следить за уровнем записи и учитывать неровности амплитудной характеристики. Но все же я испытал некоторое огорчение за этот, в целом, хороший аппарат. Разобравшись с проблемой, я еще раз перепроверил все остальные рекордеры уже с максимально возможным уровнем записи, близким к 0 дБ. И у всех, кроме Zoom H4n, в этом жестком режиме хватило запаса устойчивости. Искажений не возникло.

Итоги
Пусть результаты всех тестов получились неоднозначными, все же, попробуем их обобщить. Вначале — формально, выделив сильные и слабые стороны.

Roland R05 удобен в использовании (интуитивно понятен), имеет прочный корпус и очень добротную изоляцию микрофонов от корпуса. Единственный недостаток — развернутые собственные микрофоны, не позволяющие писать стереосигнал в том виде, как его понимают в музыкальной практике. Отлично подходит для записей на открытом воздухе, для взятия интервью. Учитывая наличие линейного входа, да еще если правильно подобрать компактный внешний микрофон, R05 становится практически идеальным двухканальным рекордером для повседневных нужд.

Zoom H1 имеет корпус, вероятнее всего, из полистирола. Он тонкостенный и жесткий, очень звонкий, а встроенные микрофоны совсем не имеют виброизоляции. В результате, любые прикосновения к корпусу записываются в виде скрежета, стука и шорохов, так что держать его в руках почти невозможно. По этой же причине установка на обычный штатив не улучшит результатов — рекордер все равно будет ловить вибрацию пола. В частности, стоящий на деревянном полу включенный компьютер отлично прослушивается в виде равномерного гула, даже когда сам штатив установлен на тонком резиновом коврике. При снятии аппарата со штатива гул пропадает.

Для исправления недостатков корпуса в качестве подручного средства было бы полезно надеть на нижний торец аппарата какой-нибудь демпфер. Например, плотное массивное кольцо из мягкой резины или нечто подобное, чтобы гасить наиболее сильные резонансы корпуса. Заодно это решит проблему его чрезвычайной скользкости. При настольной (или "наштативной") установке проблема виброизоляции решается использованием подставок из вспененных пластмасс, в частности, полиэтилена.

Совмещенные функции управляющих кнопок мне не очень понравились (это личное), но, учитывая функциональную простоту аппарата, считать это недостатком не стану. Ведь для работы как таковой используется ровно одна кнопка.

Если не трогать корпус и не щелкать кнопками настройки уровней, то встроенные микрофоны обеспечивают очень хорошее качество записи, слегка подчеркивая фронтальное направление. Звуковой тракт обладает устойчивостью, позволяя, в частности, с хорошим уровнем и без искажений записывать с близкого расстояния перкуссионные инструменты. Учитывая дополнительный вход для внешних устройств, Zoom H1 можно рекомендовать в качестве простого и надежного двухканального рекордера для различных применений. Дополнительный плюс — это самая недорогая модель из рассмотренных здесь аппаратов.

Roland R26 очень удобен в использовании благодаря сенсорному дисплею и логичной операционной системе. Имеет хорошую виброизоляцию микрофонов, а то, что их две пары — вообще уникально. Из всех участников имеет самое большое количество синхронно записываемых дорожек, позволяет гибко использовать возможности двух пар встроенных микрофонов, включая внутреннее микширование.

Единственный, хотя и простительный, на мой взгляд, недостаток — неравномерная частотная характеристика пары направленных микрофонов. Но и она проявляется явным образом не всегда, а лишь в определенных условиях. Например, при перезаписи уже сведенного музыкального материала с известным характером звука. В остальных случаях это практически незаметно. Кроме того, любой записанный материал впоследствии легко скорректировать под любые требования. Так что, пусть и с оговоркой, я считаю, что R26 — надежный многоцелевой шестидорожечный рекордер.

Zoom H4n тоже очень удобен в использовании. Позволяет записывать одновременно четыре звуковые дорожки, что на одну пару меньше, чем в Roland R26. Но H4n имеет дополнительный функционал для нужд музыкантов: метроном, тюнер, собственный процессор эффектов, работающий в многодорожечном режиме записи (фактически — в режиме портастудии). Поэтому рекордер смело можно считать самым универсальным среди всех прочих участников. Микрофоны имеют хорошую виброизоляцию.

Единственный недостаток — слишком нежный звуковой тракт, способный при перегрузке породить серьезные гармонические искажения. Это, кстати, нужно учитывать, если вы собираетесь записывать встроенными микрофонами резкие звуки с высокочастотными транзиентами. В одном из тестов я параллельно всеми рекордерами записывал звуки маракаса на двухметровой дистанции. Трое справились замечательно, в том числе и на более близком расстоянии, а Zoom H4n отогнал меня гораздо дальше первоначальной позиции, да еще заставил установить практически нулевую чувствительность. Иначе записанный материал никак не хотел соответствовать оригиналу. А вот более мягкую перкуссию, например, ручные барабаны, он воспринимал наравне со всеми и записывал со всей возможной аккуратностью.

Заключение
Выше были перечислены основные достоинства и недостатки четырех портативных рекордеров. Наиболее интересными среди них я считаю старшие модели Roland и Zoom, что, пожалуй, не удивительно. Но если задача многоканальной записи принципиально не ставится, то хорошего результата можно добиться, используя любые младшие модели.

Что касается моих личных предпочтений, то, поскольку я принимаю во внимание сразу несколько критериев, однозначного фаворита выделять не буду.

Мне в целом очень понравился Roland R26, но характер звучания направленных микрофонов слегка смазывает впечатление. А это — самый дорогой из четырех протестированных аппаратов, и от него поневоле ждешь максимального результата. Правда, всегда можно воспользоваться дополнительными входами и любыми "правильными" микрофонами, но ведь это и дополнительные расходы, и шаг за пределы портативности.

Так же в целом мне нравится Zoom H4n. Этот рекордер продемонстрировал наиболее линейную характеристику встроенных микрофонов, пишет он действительно красиво, имеет дополнительные входы, да и комплектные "примочки" вроде тюнера тоже могут пригодиться. Но впечатление портит некоторая склонность звукового тракта к гармоническим искажениям. Впрочем, если вышесказанное сопоставить с ценой рекордера, то я бы сказал, что соотношение цена/возможности для Zoom H4n можно считать наилучшим.

Завершая тему, хочу отметить, что хотя мы рассмотрели лишь небольшую часть из множества портативных рекордеров, выпускаемых в настоящее время, в целом они отражают современные тенденции в данной отрасли, на которые ориентируются производители. И рекордеры иных марок, не попавших в обзор, за небольшим исключением будут иметь те или иные комбинации уже знакомых нам характеристик и возможностей.

Модели: 
Roland R05
Модели: 
Roland R26
Модели: 
Zoom H1
Модели: 
Zoom H4n
0
Ваша: нет

Реклама

Рейтинг@Mail.ru