Статья "Novation Bass Station II"

Автор: 
Владимир Сапрыкин
Дата первой публикации: 
ноя 2013

Программируемый одноголосный аналоговый синтезатор.

Одноголосный аналоговый синтезатор Novation Bass Station II позиционируется производителем как переработанный и улучшенный Bass Station первого выпуска. Инструмент имеет пластмассовый корпус (и весит менее 3 кг), динамическую 25-нотную клавиатуру с послекасанием, колеса смены высоты тона и модуляции, трехсимвольный дисплей. Есть два синхронизируемых осциллятора с набором волновых форм, субосциллятор и генератор белого шума, два LFO с набором волновых форм, два генератора огибающей, один многорежимный и один специальный фильтр, аналоговые звуковые эффекты, паттерновый арпеджиатор и шаговый секвенсор, 128 ячеек для сохранения пэтчей, возможность октавного и полутонового транспонирования строя.

Лицевая панель и управление
Лицевая панель синтезатора Bass Station II имеет, в целом, привычный дизайн аналоговых синтезаторов, однако в ней присутствуют детали, выдающие наличие цифровой операционной системы. Это трехсимвольный дисплей и линейка подписей над клавишами, где обозначен доступ к управлению некоторыми дополнительными параметрами. В данном случае это означает лишь цифровое управление блоками синтеза, в то время как сами схемы, генерирующие и изменяющие звук, являются аналоговыми.

Использование клавиатуры в качестве ключей доступа к скрытым параметрам призвано уменьшить количество традиционных органов управления, улучшив читаемость панели. Если же управление всеми функциями синтезатора сделать полностью аналоговым, контрольная панель получится в несколько раз объемнее.

На рис. 1 показана лицевая панель синтезатора (без колес высоты тона и модуляции). Панельные элементы традиционно объединены в секции, управляющие блоками синтеза. Их названия обозначены на голубой полосе: Master, Oscillators, Mixer, Filters, Arpeggiator, Porta, LFOs, Envelopes, Effects. Параметры, доступ к которым открывается при помощи клавиатуры, тоже сгруппированы поблочно, и название каждого блока также указано в голубых прямоугольниках.

Обычный исполнительский режим работы синтезатора предполагает, что в любой момент времени выбран один из пэтчей. Дисплей чаще всего отображает его номер. Все изменения параметров, которые проводятся с панели, относятся лишь к данному пэтчу. Их текущие значения непосредственно в процессе редактирования ненадолго выводятся на дисплей. Если, не сохранив отредактированный пэтч, переключиться на следующий, то изменения будут потеряны.

Процедура сохранения пэтча сводится к двум последовательным нажатиям кнопки Save под дисплеем. Первое нажатие активирует процедуру, второе — подтверждает сохранение. В промежутке между нажатиями можно выбрать нужный номер ячейки для записи полученного тембра. Пролистывание списка номеров осуществляется парой кнопок Patch / Value, также расположенных непосредственно под дисплеем.

В некоторых блоках на физические переключатели и регуляторы лицевой панели выведена лишь часть параметров. Доступ к другой их части (а также к глобальным параметрам) организован при помощи клавиатуры. Функции, вызываемые с клавиатуры, называются On-Key Functions. Прежде чем рассматривать систему управления в целом, следует вкратце на них остановиться.

Для вызова On-Key функции нужно, во-первых, нажать кнопку Functions / Exit, расположенную рядом с кнопками октавного транспонирования над колесом модуляции. Теперь, удерживая кнопку нажатой, следует нажать клавишу с нужной функцией. Дисплей начинает мигать, отображая текущее значение выбранного параметра. Для его изменения нужно воспользоваться парой кнопок Value под дисплеем. Клавиатура сразу после выбора функции возвращается в нормальный синтезаторный режим работы, поэтому в процессе настройки параметра можно прослушивать получающийся результат. Вот, собственно, и все. Для выхода из этого режима нужно повторно нажать кнопку Functions, чтобы дисплей перестал мигать.

Некоторые параметры имеют всего два значения, On/Off, как, например, синхронизация осцилляторов. Другие, такие как глубина воздействия сообщения послекасания (Aftertouch) на фильтр, имеют диапазон изменений от 0 до 127. В последнем случае низкие значения соответствуют едва заметному изменению частоты среза. С высоким же значением параметра можно, не прерывая текущей ноты, свободно "квакать" вручную, просто дополнительно надавливая на клавишу. Если параметр биполярный, то он, соответственно, сдвинется в диапазон значений от -63 до +63.

Хочу заметить, что такой способ доступа к скрытым функциям показался мне более удобным, чем в синтезаторе Moog Sub Phatty, о котором рассказывалось в августовском номере МО за этот год. Там доступ открывался нажатием кнопочных комбинаций, которые нужно помнить наизусть. А в некоторых случаях требовалось дополнительное нажатие определенной клавиши, номер которой тоже нужно помнить. Здесь же все дополнительные функции индивидуально промаркированы, поэтому их не нужно специально запоминать или записывать в рабочий блокнот. Все уже записано.

Для уменьшения количества органов управления на лицевой панели Bass Station II применен уже опробованный на других моделях синтезаторов метод совмещения. Например, один и тот же комплект ручек и кнопок управляет параметрами обоих осцилляторов. Чтобы выбрать один из них, нужно лишь переместить селектор Oscillator в позицию 1 или 2.

Каждый осциллятор имеет четырехпозиционный октавный переключатель диапазона (Range). Полутоновым регулятором Coarse высоту тона можно дополнительно изменить максимально на +/-1 октаву. Параметр Fine обеспечивает тонкую подстройку высоты до одного полутона вверх или вниз.

Кстати, свободными настройками обоих осцилляторов Novation Bass Station II отличается от значительного количества других моделей аналоговых синтезаторов. Например, в портативных синтезаторах Moog первый осциллятор обычно играет роль опорного и произвольно не перестраивается.

Каждый осциллятор имеет четырехпозиционный переключатель стандартных волновых форм. Для импульсной волны доступна модуляция коэффициента заполнения, как ручная, так и автоматическая, от второго LFO или второй огибающей (модуляционной). Нужный тип управления выбирается селектором.

Высота тона осциллятора может модулироваться от первого LFO или от модуляционной огибающей. Регулировка глубины воздействия каждого источника раздельная и независимая.

Субосциллятор традиционно привязан к высоте первого осциллятора и, в отличие от многих других синтезаторов, предлагает хороший набор вариантов настройки. Независимо от волновой формы ведущего осциллятора, для субосциллятора можно выбрать три варианта волн: синусоидальная, квадратная и прямоугольная с низким коэффициентом заполнения. Кроме того, его можно заставить звучать ниже основного тона на одну или две октавы. И высота, и форма волны выбираются при помощи механических селекторов.

Осцилляторная секция имеет только два дополнительных параметра On-Key. Одна клавиша позволяет включать и отключать синхронизацию осцилляторов, другая дает доступ к настройке диапазона колеса Pitch Bend (максимум по две октавы вверх и вниз).

В секции микшера есть четыре потенциометра. Оба осциллятора и субосциллятор имеют выделенные регуляторы уровня. Четвертый потенциометр работает в паре с селектором. В соответствии с текущим положением селектора, он регулирует уровень белого шума от отдельного генератора, уровень выхода с кольцевого модулятора или уровень внешнего сигнала, поступающего на аудиовход. Причем уровни всех трех источников изменяются независимо друг от друга, нужно просто последовательно выбрать нужный и затем повернуть потенциометр. Таким образом, микшер в Novation Bass Station II имеет шесть каналов (рис. 2).

С выхода микшера звуковой сигнал попадает в секцию фильтра. На входе схемы стоит усилитель-ограничитель, реализующий эффект овердрайв. Уровень искажений определяется положением одноименного регулятора.

Собственно фильтр может работать в одном из нескольких режимов. Есть классический мультирежимный фильтр, переключаемый между типами LPF, HPF и BPF при помощи селектора. Другой селектор переключает крутизну характеристики между значениями 12 и 24 дБ/окт.

Есть и второй вариант фильтра, он называется Acid. В сущности это четырехполюсный LPF, выполненный по старой упрощенной схеме с цепочками диодных делителей напряжения. Другая схема — другой звук. Нет возможности изменить крутизну характеристики этого фильтра, как нет и других его типов, например, "кислотного полосового". Произвольно изменять можно только частоту среза и уровень резонанса.

Таким образом, одновременно доступен только один фильтр. Частоту среза и резонанс можно изменять вручную потенциометрами. Ручка частоты среза имеет увеличенный диаметр и вынесена в правый верхний угол панели, примерно как на синтезаторе Ultranova. Работать с ней в такой позиции действительно удобно.

Модулировать частоту среза фильтра можно от LFO 2 или от генератора модуляционной огибающей. Глубина воздействия регулируется отдельными потенциометрами.

Кроме указанной ранее есть еще одна уникальная схема модуляции фильтра. Источником в данном случае выступает второй осциллятор, естественно, со всеми модуляциями. Регулятор глубины воздействия расположен в секции эффектов и называется Osc Filter Mod. Рядом установлен регулятор уровня другого эффекта, Distortion. В отличие от овердрайва, схемотехнически находящегося перед фильтром, дисторшн расположен на выходе фильтра, перед управляемым усилителем. Соответственно, никакие изменения амплитудной огибающей на глубину эффекта не влияют.

Секция управления амплитудной и модуляционной огибающими, расположенная под секцией фильтра, имеет четыре слайдера для формирования классического контура ADSR. Настраивать форму в каждом из двух генераторов можно как раздельно, так и одновременно. Выбор осуществляется селектором Env Select. Другой селектор (Triggering) позволяет выбрать способ перезапуска огибающих. Они могут стартовать только по стаккатным нотам (Single) или по любому нажатию, неважно, стаккатному или легатному (Multi).

Триггеринг работает в тесной связке с портаменто (параметр Glide Time). Оба вышеуказанных варианта перезапуска огибающих используют портаменто в любом случае. Естественно, его можно услышать только при ненулевом значении параметра Glide Time. Если установить селектор в положение Autoglide, блок портаменто начнет отслеживать манеру игры на клавиатуре и запускать скольжение тона только при игре легато. Если играть стаккато (без наложений нот), то портаменто отрабатываться не будет.

Выходной усилитель в синтезаторе оснащен простым лимитером (On-Key функция "Limiter"). Его рекомендуется использовать в случае широкодиапазонных экспериментов с фильтром, и в особенности при использовании эффектов овердрайв и дисторшн. Лимитер имеет только один изменяемый параметр: уровень ограничения (0-127).

Блок LFO имеет на лицевой панели отдельные для каждого генератора кнопочный селектор волновых форм и регулятор скорости (примерно 0-190 Гц). Потенциометры двухрежимные, они могут изменять не только скорость модуляции, но и плавную задержку ее старта (фейд). Для выбора режима управления служит селектор Delay / Speed.

Еще несколько параметров можно вызвать с клавиатуры. Например, синхронизировать запуск каждого LFO с нажатием клавиши ("Key Sync"). Если синхронизация отключена, то LFO будут работать непрерывно, как бы в фоновом режиме, и, соответственно, в моменты нажатия клавиши звук всякий раз может быть разным.

Вместо ручного изменения скорости генерации LFO ее можно привязать к MIDI-клоку (внешнему, а при его отсутствии — к внутреннему). В этом случае потенциометры переходят в режим Clock Divider, позволяя выбрать четкую привязку цикла LFO к длительности нот. Доступен широкий диапазон: от 1 цикла на 16 тактов до 48 циклов на такт (это триоль тридцать вторыми нотами). В пользовательском руководстве есть подробная таблица значений.

Для переключения в режим MIDI-синхронизации нужно вызвать с клавиатуры функцию "Speed / Sync". Для каждого генератора она своя, отдельная. Селектор Delay / Speed в это время должен находиться в положении Speed, иначе вызов не сработает. Активировав функцию, нужно на дисплее заменить текущий режим работы "Speed" на режим "Sync". Генератор будет синхронизирован с MIDI Clock.

Параметр "LFO Slew", тоже вызываемый с клавиатуры, позволяет сглаживать фронты импульса, делая их более пологими, то есть, по сути, модифицировать форму. Теоретически параметр работает с любой волновой формой, но из его физического смысла следует, что наиболее значимого результата можно достигнуть на волновых формах с крутыми фронтами. Например, прямоугольник превращается в сглаженную трапецию, пила становится неравносторонним сглаженным треугольником, а угловатая форма типа Sample & Hold преобразуется в непрерывный случайный сигнал типа Random. В треугольной форме подъем и спад импульса перестают быть линейными, однако с точки зрения воздействия на цель модуляции эти изменения выражены не столь заметно.

Арпеджиатор в Novation Bass Station II имеет довольно развитые возможности. В него заложены 32 готовых паттерна, из которых только первый представляет собой простую последовательность четвертных нот. Остальные паттерны имеют возрастающую сложность и пользуются не только четвертными нотами, но и восьмыми. Для выбора паттерна предназначена ручка Rhythm, их номера высвечиваются на дисплее.

Выбранный паттерн подчиняется установкам селектора режимов. Его название (Arp Mode) на панели не обозначено, но спутать его ни с чем нельзя. Это поворотный переключатель, вокруг которого размечены восемь доступных режимов: Up, Dn, UpDn 1, UpDn 2, Played, Random, Play, Record. Первые шесть позиций непосредственно влияют на заводской паттерн, который можно заставить воспроизводиться вверх, вниз, комбинированно, в порядке нажатия клавиш или вообще случайно. Две крайние позиции селектора относятся к шаговому секвенсору.

Заводские паттерны могут воспроизводиться в диапазоне от одной до четырех октав. Нужное значение можно выбрать переключателем Arp Octaves / Seq.

Арпеджиатор имеет функцию "Swing", доступ к которой осуществляется с клавиатуры. Есть включаемое "залипание" проигрывания (кнопка Latch).

Текущий темп арпеджиатора можно менять вручную в диапазоне 40-240 ударов в минуту поворотом ручки Tempo. Однако если синтезатор синхронизирован с внешним клоком, то арпеджиатор автоматически определяет входящее значение темпа и подстраивается под него. Ручное управление темпом при этом деактивируется.

Для работы с секвенсором нужно перевести селектор Arp Mode в позицию Record. Надписи Play и Record здесь выделены белым фоном, что означает их принадлежность именно к секвенсору. Таким же фоном обозначены альтернативные "секвенсорные" функции других кнопок и переключателей.

Всего доступны четыре независимые секвенции, и для выбора нужной используется переключатель Arp Octaves / Seq. Каждая секвенция имеет паттерн емкостью 32 шага.

Работа с секвенсором действительно подразумевает пошаговый ввод значений. Перейдя в режим Record, нужно последовательно вводить ноту или паузу. Нота вводится нажатием нужной клавиши, пауза — кнопкой Rest (это вторая функция кнопки Latch). Текущий шаг секвенции отображается на дисплее. Чтобы провести лигу от текущей ноты к последующей, нужно нажать кнопку On / Legato. Длительность ноты или паузы как таковая секвенсором не определяется, они все стандартные и соответствуют текущей сетке. Чтобы удвоить длительность ноты, нужно вводить ее дважды подряд и тоже с лигой. Удваивание паузы достигается простым повторным вводом ее в последующий шаг.

Если вы программируете залигованные ноты, то помните, что на их воспроизведение влияет режим перезапуска огибающих (селектор Triggering) и текущая величина портаменто (регулятор Glide Time). Если огибающая работает в режиме Multi, то она вообще не будет отслеживать лиги. В режиме Single, как и в Autoglide, вся залигованная цепочка нот проигрывается на одном цикле огибающей. И если вы, например, модулируете фильтр, то лигованные ноты будут гладко встраиваться в текущее скольжение частоты среза. Ноты без лиги будут автоматически распознаны как стаккатные, и огибающая будет отрабатываться отдельно для каждой из них.

Как и при обыкновенной игре на клавиатуре, портаменто, в зависимости от положения селектора, срабатывает или при любой смене ноты (Multi, Single), или только при наличии лиги (Autoglide). В последнем случае введение портаменто позволяет дополнительно подчеркнуть мягкость и сглаженность переходов, усилив контраст с проигрыванием остальных, стаккатных, нот. И "перекрасить" секвенцию можно прямо на лету.

У секвенсора есть полезная On-Key функция "Seq Retrig". Использование этой функции имеет смысл тогда, когда длина запрограммированной секвенции меньше максимально возможных 32 шагов. В этом случае есть два варианта работы секвенсора. Первый — заставить его принудительно воспроизводить все 32 шага, то есть весь паттерн целиком, несмотря на то, что какая-то его часть, по сути, остается пустой. Второй вариант подразумевает, что секвенция обрезается по последнему запрограммированному событию и в таком виде зацикливается.

Записанная секвенция при воспроизведении автоматически транспонируется, если нажать другую стартовую клавишу. Кстати, ритмическую структуру секвенции можно изменять переключателем Rhythm, примерно так же, как и в случае использования обычных предустановленных паттернов. В этом случае от исходной тщательно составленной последовательности остаются рожки да ножки, поскольку она заметно меняется. Но зато увеличивается вероятность найти другой интересный результат.

Записанные секвенции сохраняются в памяти синтезатора после выключения питания. Более того, они могут сохраняться как часть пэтча. Если секвенсор при сохранении пэтча оставался в режиме Play, то, вызвав впоследствии этот пэтч, вы сразу получаете готовый к воспроизведению секвенсор.

В общем, мы рассмотрели практически все, что можно раздельно потрогать на панели управления. Осталось добавить несколько важных штрихов, непосредственно влияющих на выразительность исполнения. Для этого нужно обратить внимание на две зоны функций On-Key, относящихся к послекасанию и колесу модуляции. Они находятся в левой части клавиатуры.

На колесо модуляции, как и на Aftertouch, можно назначить оперативное управление частотой среза фильтра, как положительное, так и отрицательное (параметр "Filter Freq"). Тогда в процессе игры не нужно будет тянуться к основному регулятору. Параметр "LFO 2 to Filter Freq" независимо от этого позволяет изменять глубину модуляции фильтра вторым осциллятором, но в пределах, которые заданы панельным регулятором Osc Filter Mod. Функция может иметь как положительные, так и отрицательные значения (от -63 до +63). Это означает, что в стартовом положении колеса сама модуляция может или полностью отсутствовать, или иметь максимальное значение. А поворот, соответственно, может вводить модуляцию, или же прекращать ее.

Функция "LFO 1 to Osc Pitch" позволяет управлять модуляцией высоты тона осцилляторов от первого LFO. Она есть в обеих зонах, Mod Wheel и Aftertouch. Как уже указывалось в описании секции осцилляторов, полный уровень модуляции, раздельно для каждого осциллятора, должен быть установлен панельным потенциометром LFO 1 Depth. Поворот колеса или дополнительное нажатие клавиши, действуя в этих пределах, управляет сразу обоими осцилляторами.

Функция "Osc 2 Pitch" в зоне Mod Wheel работает самостоятельно, без оглядки на панельные регуляторы. Она позволяет управлять высотой тона второго осциллятора, что очень удобно в случае, когда он работает в качестве источника модуляции. Максимально возможное изменение высоты тона составляет 96 полутонов, то есть восемь октав. Функция биполярна, на дисплее диапазон ее значений может изменяться от -63 до +63. И, в зависимости от знака, сдвигать высоту осциллятора от текущего значения можно вверх или вниз.

В зоне On-Key функций послекасания есть одна, управляющая скоростью работы второго LFO. Она биполярна, и дополнительное нажатие клавиши может как ускорять модуляцию, так и замедлять ее.

Среди глобальных On-Key функций (справа на клавиатуре) можно найти установку MIDI-канала для приема и передачи, включение и выключение локального управления, настройку чувствительности аудиовхода. Здесь же есть глобальная настройка, "Tune", позволяющая подтянуть строй осцилляторов в пределах +/-50 центов. Функция "Dump" позволяет сбрасывать дамп текущего состояния (т. е. значения всех параметров) посредством сообщений SysEx. Данные передаются сразу через оба порта, MIDI и USB. В настройках функции можно выбрать, передавать ли параметры только текущего пресета, или же полного банка (128 пресетов). Это дает возможность архивировать наборы пэтчей и создавать из них собственные библиотеки.

Пожалуй, следует отметить, что множество фотографий, широко распространенных в интернете, показывают иную версию синтезатора, возможно, предварительный релиз. На момент подготовки данной статьи даже на официальном сайте производителя существовали фотографии двух версий одновременно. Это можно отследить хотя бы по количеству и названиям On-Key функций в зоне Mod Wheel (крайние левые клавиши, три или четыре, в зависимости от варианта снимка). В серийном инструменте их четыре, и крайней клавише "До" соответствует функция "Filter Freq". В предварительном варианте таких функций только три.

Кроме того, в прилагаемом к инструменту пользовательском руководстве есть несколько некритичных опечаток, например, на пятой странице, где дан общий обзор панельных органов управления. Нарисовано все правильно, но описания некоторых органов просто перепутаны между собой. Вероятно, дизайн инструмента и в самом деле один-два раза переделывали.

Если столкнетесь с этим, то помните, что в реальном инструменте все на своих местах и все великолепно работает. Просто будьте внимательны при изучении документации.

Коммутация
Коммутационная панель синтезатора показана на рис. 3. Здесь есть разъем для адаптера питания, выключатель (он же, по совместительству, селектор источника питания), порт USB, вход и выход MIDI на стандартных разъемах DIN5, линейный выход (моно, несимметричный), стереовыход для наушников, линейный вход (моно, несимметричный), разъем для педали сустейна.

Звучание
Если говорить о звучании синтезатора в целом, то оно оказалось довольно богатым, несмотря на внешнюю простоту этого инструмента. Казалось бы, что такого необычного может дать портативный аналоговый инструмент? Однако, ознакомившись с предварительными спецификациями, я ждал от него некоторых "вкусностей", и рад, что мои надежды оправдались.

Широтой звуковой палитры Bass Station II обязан сразу нескольким схемотехническим решениям. Во-первых, это гибкие аналоговые осцилляторы в связке с достаточно мощным микшером. Во-вторых, здесь сделан удачный выбор фильтров. Классический вариант работает, если так можно сказать, "классически", сравнимо с первым Bass Station по оттенкам тембра, хотя и разнообразнее. А вот винтажный Acid Filter очень заметно меняет окраску звука. В целом тембр получается своеобразно шершавым, действительно каким-то старым, со своим собственным характером. При "закрытии", то есть понижении частоты среза, фильтр не "глушит" звук, как это бывает в некоторых схемах, а, напротив, вдыхает в него жизнь. Так что в данном случае разработчики действительно нашли интересную изюминку.

И, в-третьих, в синтезаторе создана гибкая система модуляции. Схема выстроена удобно, оперативное управление можно распределить между колесом модуляции и сообщениями послекасания. Ведь что требуется от синтезатора, чтобы его звук не надоел? Нужно, чтобы тембр был текучим, изменяющимся. Тогда он будет казаться живым, несмотря на всю свою синтетическую природу. А совместно с пространственной обработкой станет вообще сказочным. Здесь как раз с текучестью все в порядке. И очень помогает плавно регулируемый фейд модуляционных генераторов (LFO), позволяющий конструировать тембры, живо напоминающие приемы звукоизвлечения в обычных акустических инструментах.

Для демонстрации возможностей синтезатора я записал небольшой набор звуковых примеров. Среди них есть несколько образцов с долгими модуляционными развертками, оживляющими тембр, и они будут показаны "как есть", без дополнительной пространственной обработки.

Но вначале хочу сказать несколько слов о преемственности поколений. В своих промо-материалах компания Novation заявляет, что ее новый Bass Station II — это классический синтезатор Bass Station (1993 года выпуска), схему которого заново переработали с учетом задач и возможностей XXI-го столетия. Поскольку это басовый синтезатор, то и в описаниях говорится, в основном, о том, что бас стал "глубже" и "жирнее".

Действительно, налицо и связь, и доработки. Новый синтезатор, кроме малого веса и использования фирменного купоросно-голубого цвета в оформлении, имеет, в целом, схожий характер звучания. Но это если говорить о самой основе, о простых звуках, с простыми настройками фильтра. В действительности же Bass Station II может звучать и глубже, и плотнее, и разнообразнее своего предшественника, потому что с его схемой и в самом деле поработали очень серьезно.

Я посвятил некоторое время сравнительному прослушиванию двух моделей: Bass Station II и его предшественника из первого поколения, Bass Station Rack. Если не использовать новых возможностей Bass Station II, то схожесть тембров действительно имеет место. Однако даже с простыми настройками в новом синтезаторе, по моим ощущениям, удается получить более плотный и мощный бас, чем в старой версии. Если же обращаться с параметрами чуть свободнее, то сразу выявляется разница в возможностях. В старой версии беднее возможности осцилляторов, нет субосциллятора и генератора шума, всего один LFO, один тип фильтра (LPF с переключаемой крутизной характеристики).

Модуляционные возможности отличаются еще больше. Старый вариант был, что называется, максимально "заточен" под бас. В новой версии синтезатора инженеры ухитрились не только расширить и углубить возможности создания басовых звуков, но и открыли возможность для создания, например, великолепных солирующих звуков. Уж не говоря о таких специфических дополнениях, как арпеджиатор и шаговый секвенсор.

Для минимального сравнения я записал пару примеров с относительно простыми звуками синтезатора Bass Station Rack. Они так и называются: BassStationRack1 и BassStationRack2. В первом примере показан одноосцилляторный бас на пилообразной волне, с одновременной модуляцией фильтра посредством LFO и генератора огибающей. Второй пример содержит короткие округлые басовые звуки (прямоугольная волна). Более "широких" звуков записывать я не стал, поскольку задача прямого сравнения перед нами не стоит. Да и в любом случае, в Bass Station II звуки получаются "еще шире". Вот ими-то мы и займемся. Начать предлагаю с басов.

Первый пример — густой одноосцилляторный бас. Он составлен практически "без всего", только с использованием закрытия фильтра под воздействием модуляционной огибающей. Файл называется Bass-1Osc-pure.

Развитием этого пэтча является плотнейший басовый звук, созданный добавлением очень легкого овердрайва и небольшим изменением схемы модуляции фильтра. Файл называется Bass-Solid. Может, мне показалось, но при его прослушивании есть ощущение, что слегка вздрагивают даже наушники.

Интересный результат получается, если к этому звуку "прицепить" эффект дисторшн. При глубоко закрытом фильтре звук сильно уплотняется, как будто спрессовывается. Приоткрыв фильтр и введя резонанс, можно получить более яркий, своеобразно "трескучий" и пробивной басовый звук. Все эти действия, проведенные при включенном арпеджиаторе, можно услышать в файле Bass-1Osc-dist.

Эффект модуляции фильтра осциллятором сильно зависит от соотношения частот самих осцилляторов. Если они настроены в унисон или квинту, модуляция будет довольно аккуратно расщеплять и "лохматить" звук. Если вы захотите в модуляционных целях порулить высотой тона второго осциллятора, то наверняка оставите в микшере только первый осциллятор, а сигнал второго уберете в ноль, иначе при перестройке его высоты одновременно с модуляцией расплывется и сам голос. Так вот, для получения относительно благозвучного эффекта частоты осцилляторов все равно должны быть равными или кратными, с минимальным расхождением, или же настроенными в квинту. В противном случае цельность эффекта разрушается. При малом расхождении частот в производимом звуке возникают биения, как при обычном суммировании взаимно расстроенных осцилляторов, затем биения преобразуются в скачки и хрипы, и звук "идет вразнос".

Относительно благозвучный пример такой модуляции можно услышать в файле Osc-Filter-mod. Более грубые варианты (которые я записывать не стал) музыкальными назвать сложно. Однако для производства разнообразного техногенного эмбиенса, как мне кажется, они будут очень кстати, особенно если воспроизводить негромко и с кучей пространственной обработки.

Если совместно с указанной модуляцией дополнительно "прицепить" к звуку эффекты овердрайв и дисторшн, то можно получить грязновато похрюкивающий тяжелый тембр, образец которого показан в файле Bass-Hard.

Но он действительно слишком грязный и неблагозвучный. Если использовать все те же самые добавки, но в умеренных количествах и с более тонкой настройкой фильтра, то можно значительно облагородить звук. И вместо рычащих искажений в нем появятся гладкие переливы. Такой звук записан в файле HardModulated_Bass.

Если вернуться к самому первому примеру и подмешать к осцилляторам немного шума, то получится по-прежнему плотный звук, но в аккуратном шумовом окружении. Файл с этим примером называется Bass-Noisy.

Следующий пример — простая секвенция, записанная двухосцилляторным басом с взаимно расстроенными осцилляторами и плавной разверткой фильтра в процессе игры. Хочу отметить, что даже при явном наличии широкого унисона плотность звука не страдает, и бас остается достаточно упругим. Файл с этим примером называется Bass-Detuned.

На практике можно сконструировать намного больше различных басовых звуков, только столь множественные эксперименты уже выходят за рамки настоящего обзора. Тем не менее, часть дальнейших примеров, демонстрирующих те или иные способности синтезатора, в сущности, тоже являются басами, поскольку проигрывались в нижнем диапазоне.

Несколько таких примеров демонстрируют работу фильтра при частичном ручном управлении. "Частичном" — потому, что часть темброобразующей работы проводится посредством той или иной модуляции.

Первый пример называется ClassicFilterMod, и в качестве фильтра в нем используется классический четырехполюсный LPF. Звук, показанный в этом примере, можно отнести к общепринятой категории Motion. Для создания движения использовалась неглубокая модуляция фильтра от LFO с пилообразной формой волны. Такая форма была выбрана из-за четкого фронта, чтобы обеспечить отчетливость модуляции. Частота среза также модулировалась сигналом огибающей с довольно медленным спадом, подобранным под темп игры (длительностью примерно в один такт). Дополнительное управление фильтром было назначено на послекасание.

В процессе записи первоначально я просто проигрывал несложную последовательность звуков. Затем, при повторе фразы, начал потихоньку приоткрывать фильтр и вводить резонанс. Вернув их в исходные значения, я остановил проигрывание, но оставил нажатой последнюю клавишу, чтобы не прерывать звук. После чего стал в понравившемся мне ритме дополнительно на нее нажимать, передавая на фильтр сообщение Aftertouch, поднимающее частоту среза. Ну и совсем чуть-чуть покрутил резонанс. От этого звук приобрел дополнительную подвижность и некий внутренний смысл.

Следующий звук, тоже басового характера, формировался при помощи фильтра типа Acid. Здесь тоже присутствует ритмическая основа, задаваемая арпеджиатором. Удерживаемый на клавиатуре аккорд я динамически менял, чтобы создать подобие секвенции. В процессе игры вручную менялись параметры фильтра (частота среза и резонанс) и дополнительно плавно вводился овердрайв. В этом примере отчетливо проявляется своеобразный характер фильтра, в меру жесткий, я бы сказал, грубоватый, но этим и интересный. Файл с данным примером называется Acid_Filter_arp-drv.

Еще один пример формирования басовой секвенции "вручную", при помощи арпеджиатора, записан в файле Aftertouch-on-Arp-control. Здесь в процессе игры я дополнительным нажатием клавиш запускал изменение частоты среза фильтра.

Следующие два примера показывают несложные варианты использования шагового секвенсора. В одном из них я запрограммировал секвенцию с единственной парой залигованных нот. Первоначально в звукообразовании участвовал только один осциллятор. Запустив воспроизведение нажатием клавиши, я стал потихоньку крутить потенциометры на панели управления. Вначале несильно ввел овердрайв, затем стал в микшере постепенно вводить сигнал второго осциллятора, настроенного на октаву выше. Для облегчения восприятия использована невысокая скорость воспроизведения. Применялся фильтр типа Acid. Файл называется StepSeq_80bpm.

В следующем примере показана насыщенная лигами секвенция, и использован четырехполюсный пропускающий фильтр низких частот типа Classic. Огибающие работают в режиме Autoglide, задействовано легкое портаменто. То есть, во-первых, отчетливо слышны все лиги, а, во-вторых, связанные ноты проигрываются с плавным неглубоким скольжением высоты. Пусть это еще не TB-303, но и с такими возможностями можно сделать немало.

В процессе воспроизведения секвенции я менял глубину модуляции фильтра сигналом огибающей (параметр Mod Env Depth), а также увеличивал резонанс. Файл с данным примером называется StepSeq_AutoglideEnv.

На этом с басовыми звуками окончательно закончим и перейдем, в частности, к категории Lead.

В файле PWM-Brass записан звук, производимый двумя осцилляторами с взаимной расстройкой. Один из них использует прямоугольную волновую форму с модуляцией ширины импульса (одновременно от LFO и огибающей). Это условный "аналоговый брасс", как его называли ранее.

Пример RingMod демонстрирует влияние кольцевого модулятора на тембр. Режим модуляции не запредельный, скорее, щадящий, чтобы показать общий характер звука.

В следующем примере продемонстрирована работа синхронизированных осцилляторов. Уровень ведущего осциллятора в микшере установлен в ноль, работает только ведомый. При плавном ручном изменении высоты тона задающего осциллятора меняется тембр ведомого. В процессе записи также участвовал арпеджиатор, и я немного изменял параметры фильтра. Файл называется Osc-Sync_Arpeg.

В файле 2Osc-Solo-detuned записано двухосцилляторное соло. Кроме расстройки, которая сама по себе вносит в звук некоторые биения, в одном из осцилляторов использовалась модуляция типа PWM. Причем, в LFO, который модулировал ширину импульса, был задействован фейд. Его работу можно оценить на самых протяженных звуках, когда плавно возникающие колебания явно оживляют синтетический тембр.

Пример Solo_mild тоже показывает раскачивающийся и непрерывно изменяющийся во времени звук, созданный при помощи нескольких разнообразных модуляций.

А в файле Solo-dirty, как следует из его названия, записан просто противный и едкий звук, которым впору пользоваться в качестве сверлящего инструмента.

Более легкий и прозрачный образец тембра в верхнем частотном диапазоне показан в примере Ping-pong_lead. Здесь записаны две дополняющие друг друга партии, и если судить по характеру тембра, то очень сложно догадаться, что они порождены тем же инструментом, что в предыдущем примере.

Для следующего примера я сконструировал жесткий звук с использованием модулируемого полосового фильтра, подгруженного овердрайвом. С участием этого звука, играющего основную партию, записан небольшой микс. В процессе игры центральная частота фильтра плавно изменялась вручную, однако при этом сам звук в миксе ни разу не потерялся. Файл с этим примером называется Dirty-BPF-in-mix.

Для записи самого последнего примера я все-таки использовал ревербератор. Здесь звучит один из рассмотренных выше полетных "лидов" с плавным разворачиванием модуляции, и пространственная обработка как нельзя лучше раскрывает живость такого звука. Соответственно, в отличие от остальных примеров с одиночными звуками, он записан в стерео. Файл с этим примером называется Stereo_Lead.

Заключение
Отрадно отметить, что после довольно долгого перерыва компания Novation, наконец, вернулась к созданию аналоговых синтезаторов. Потому что под видом реинкарнации старого Bass Station на самом деле выпустила уникальный инструмент. Звукообразующие возможности я расцениваю как очень развитые, и это несмотря на то, что синтезатор выглядит вполне обычно.

Перечислять его достоинства по пунктам, пожалуй, не имеет смысла, ибо мне понравилось все: и осцилляторы, и эффекты, и фильтры, и развитая система модуляции. А также создаваемый инструментом звук, снизу и до самого верха, равно как и тот факт, что я не смог перебрать все возможные тембровые вариации — их очень много. И особенно приятно то, что компания сумела сохранить для этого чуда вполне демократичную цену.

Звуковые примеры

2Osc-Solo-detuned (2,26 Мб)
Acid_Filter_arp-drv (4,05 Мб)
Aftertouch-on-Arp-control (2,32 Мб)
Bass-1Osc-dist (4,21 Мб)
Bass-1Osc-pure (1,16 Мб)
Bass-Detuned (2,03 Мб)
Bass-Hard (1,08 Мб)
Bass-Noisy (1,34 Мб)
Bass-Solid (1,97 Мб)
BassStationRack1 (2,73 Мб)
BassStationRack2 (2,04 Мб)
ClassicFilterMod (4,45 Мб)
Dirty-BPF-in-mix (6,66 Мб)
HardModulated_Bass (2,52 Мб)
Osc-Filter-mod (1,08 Мб)
Osc-Sync_Arpeg (2,83 Мб)
Ping-pong_lead (1,7 Мб)
PWM-Brass (1,33 Мб)
RingMod (1,17 Мб)
Solo_mild (1,71 Мб)
Solo-dirty (605 Кб)
StepSeq_80bpm (5,11 Мб)
StepSeq_AutoglideEnv (4,93 Мб)
Stereo_Lead (5,26 Мб)

Модели: 
Novation Bass Station II
5
Ваша: нет Средняя: 5 (голосов: 1)

Реклама

Рейтинг@Mail.ru