Статья "Nektar Panorama P1"

Автор: 
Борис Никитин
Дата первой публикации: 
апр 2014

MIDI-контроллер для шины USB.

Компания Nektar Technology была образована на рубеже 2009-2010 годов и свой первый продукт представила на выставке NAMM в январе 2012 года: MIDI-клавиатуру и контроллер Panorama P4 для программы Propellerhead Reason. В конце 2012 года была выпущена модель P6, отличающаяся только количеством клавиш (61 против 49 клавиш у P4). А на выставке NAMM в январе 2013 года был представлен бесклавишный компьютерный MIDI-контроллер Panorama P1. Кроме того, тогда же было объявлено, что устройства серии Panorama будут также поддерживать программы Steinberg Cubase и Nuendo.

Помимо клавиш контроллер также отличается от других моделей серии отсутствием моторизованного фейдера, 12 динамических пэдов, двух входов для педалей и MIDI-выхода. Последнее не позволяет использовать его как автономное MIDI-устройство, то есть P1 работает только с компьютером.

Внешний осмотр
Контроллер был упакован в целлофановый пакет и помещен в картонную коробку с поролоновыми ложементами и ручкой для переноски. Помимо него внутри оказалась маленькая картонная коробочка с дополнениями. Само устройство небольшое (габариты 387 x 235 x 45 мм) и весит немного (1,3 кг). Страна-производитель — Китай.

Верхняя панель контроллера имеет блестящее покрытие, которое выглядит стильно, но является мечтой дактилоскописта, поскольку способно собирать отпечатки пальцев всех, кто до него дотрагивается. Так что придется частенько протирать эту панель, и надо сказать, что соответствующая тряпочка предусмотрительно прилагается. Помимо этой тряпочки в комплект поставки также входят USB-кабель и краткое руководство пользователя.

Контроллер питается по USB и не имеет выключателя, так что готов к работе сразу после подключения прилагаемого кабеля. И первое, что при этом бросается в глаза — цветной жидкокристаллический дисплей (диагональ 3,5"), расположенный в правом верхнем углу. Это, конечно, придает солидности, но, видимо, стоимость подобных комплектующих продолжает снижаться, так что мы все чаще будем встречать цветные дисплеи на не очень дорогих продуктах.

Про прилагаемое программное обеспечение и драйверы можно сказать только одно: их нет. При подключении P1 определяется как стандартное USB-устройство и может работать как обычный MIDI-контроллер. Например, я успешно назначил слайдер на управление громкостью трека в программе Cockos Reaper, используя функцию Actions этой программы.

Но для полноценного использования необходимы специальные драйверы, которые можно скачать с сайта производителя после регистрации там себя и своего устройства (с указанием серийного номера). На данный момент есть драйверы для программ Propellerhead Reason начиная с версии 5, Steinberg Cubase с версии 6 и Nuendo с версии 5. На последней выставке NAMM также была анонсирована поддержка Apple Logic Pro, которая и была реализована во время написания данной статьи. А 26 марта выпущена поддержка новой программы Bitwig Studio, одновременно с выходом окончательной версии самой программы. Что же касается операционных систем, то поддерживаются Windows Vista/7/8 и Mac OS X 10.6 или выше.

Всего на верхней панели контроллера расположены 63 органа управления (рис. 1). Над дисплеем находятся четыре кнопки для переключения режима: Mixer, Instrument, Transport и Internal (эти кнопки также используются для возвращения к первой странице каждого режима, что немаловажно, поскольку подавляющее большинство подстраниц не имеет кнопок возврата). Режим Internal и означает работу в качестве обычного MIDI-контроллера, и без использования специального драйвера активен только он.

Справа от дисплея есть энкодер, предназначенный для изменения значений (но в некоторых случаях он может использоваться и для передачи MIDI-сообщений). Снизу располагаются пять кнопок, управляющих экранным меню (их текущие функции указываются в нижней части дисплея). Еще ниже есть шесть назначаемых кнопок, которые при использовании собственных протоколов компании Nektar (то есть со специальными драйверами) выполняют функции переключения треков, пэтчей и т. п., а при стандартном управлении могут передавать различные MIDI-сообщения.

Справа внизу находятся 11 многофункциональных кнопок и кнопка F-Keys, переключающая их на выполнение альтернативных функций. При использовании собственных протоколов эти кнопки выполняют разнообразные транспортные функции (от обычных, типа старт-стоп, до продвинутых, типа выключения метронома), а при стандартном управлении, опять же, могут передавать различные MIDI-сообщения.

Слева внизу расположены органы управления, имитирующие привычный микшер: девять слайдеров длиной по 45 мм, восемь кнопок с подсветкой и восемь энкодеров с неограниченным вращением. Все они могут передавать MIDI-сообщения. Есть тут и две специализированные кнопки: Toggle/Mute и Toggle/View. Когда контроллер находится в режиме Internal, первая кнопка отключает MIDI-выход, а вторая переключает дисплей на показ текущих MIDI-назначений. При использовании собственных протоколов компании кнопки переключают назначения органов управления: первая — кнопок, вторая — энкодеров.

Ну и в левой верхней части панели управления есть еще восемь назначаемых энкодеров

На задней панели (рис. 2) располагаются порт USB, вход для педального переключателя (который также назначается на выполнение разнообразных функций) и слот для замка Kensington.

Режим Internal
В этом режиме первая страница дисплея (под названием Faders — рис. 3) относится к "микшерным" органам управления (тем, что расположены в левой нижней части контроллера). Перемещения слайдеров и энкодеров, а также нажатия кнопок не только производят соответствующие MIDI-сообщения, но и отражаются на дисплее. Изначально показываются их значения, а при нажатой кнопке Toggle/View — номера контроллеров. Кроме того, в верхнем левом углу дисплея показывается номер текущего MIDI-сообщения, а в правом — его значение.

Переход на другие страницы осуществляется кнопками, расположенными под дисплеем. Страница Encoders относится к энкодерам в верхней левой части панели управления (одновременно показываются номера и значения MIDI-контроллеров), на странице Cntrl Edit можно изменить назначения MIDI-сообщений на органы управления, страница Global предоставляет доступ к основным настройкам (типа номера базового MIDI-канала или яркости дисплея), а страница Setup — к операциям сохранения и загрузки данных. Всего есть 20 пэтчей для сохранения настроек органов управления, находящихся в левой части контроллера (слайдеров, кнопок и энкодеров) и десять карт F-Keys для многофункциональных кнопок. Настройки транспортных и навигационных кнопок не изменяются при загрузке данных, здесь всегда сохраняются последние назначения.

В общем, в режиме Internal все довольно понятно, однако приобретение устройства серии Panorama для использования только в качестве стандартного MIDI-контроллера представляется мне довольно расточительным. Да, это может пригодиться дополнительно, однако все-таки максимальную отдачу от устройств этой серии можно получить при использовании с поддерживаемыми программами. Например, Cubase.

Cubase
Для полноценного использования контроллера с Cubase надо скачать и установить не только основной драйвер устройства (содержащий поддержку Reason), но и дополнительный, предназначенный для программ Steinberg Cubase и Nuendo. После установки драйвера настоятельно рекомендуется обновить операционную систему контроллера, что я и сделал. Затем необходимо в Cubase настроить MIDI-порты строго определенным образом (меню Devices — Device Setup, рис. 4) и выбрать P1 в качестве управляющего устройства (Remote Device, это делается в списке, появляющемся при нажатии знака "+" в левом верхнем углу окна Device Setup). Как только это будет сделано, контроллер должен автоматически перейти в режим Mixer.

Как уже было сказано, кнопки, расположенные под дисплеем, выполняют функции переключения треков (Track+/-) и пэтчей (Patch+/-). При нажатой кнопке Shift первые две кнопки переключают банки назначений слайдеров контроллера на треки программы (группами по восемь), а две последние управляют горизонтальным масштабом некоторых окон (секвенсора, микшера, редактора). Действие кнопки View зависит от режима контроллера. В режиме Mixer кнопка открывает/закрывает окно микшера, в режиме Instrument — окно виртуального инструмента, в режиме Transport — транспортную панель.

Несколько неудобно, что нельзя ускоренно переключать треки, удерживая кнопки нажатыми. Кроме того, хотя в руководстве сказано, что эти кнопки работают всегда, в моем случае переключение пэтчей на инструментальном треке происходило только когда контроллер находился в режиме Instrument — в других режимах эти кнопки не работали. А для того, чтобы этими кнопками переключать пэтчи инсертных эффектов, надо не только зайти на страницу Inserts режима Mixer, но и сделать так, чтобы окно редактирования соответствующего плагина было открыто и находилось "в фокусе", то есть на переднем плане. Интересно, что, находясь на странице Inserts режима Mixer, можно переключать пэтчи на инструментальном треке...

Транспортные кнопки позволяют управлять запуском, остановкой и включением записи, перемоткой вперед-назад, включением цикла, автоквантайза и метронома, отменой операций, перемещением к левому или правому локаторам. А если нажимать некоторые из них вместе с кнопкой Shift, то еще доступны установка левого и правого локаторов на текущую позицию курсора песни или в соответствии с границами выделенной области, повтор операции, включение предварительного отсчета, переход к началу или окончанию проекта.

Надо сказать, что между контроллером и поддерживаемыми программами осуществляется настоящий двунаправленный обмен данными. То есть, не только команды с контроллера поступают в программу, но и информация из программы попадает в контроллер. Например, на информационной панели в верхней части дисплея показываются название текущего трека, номер канала микшера и тип трека.

Интересно, что при первом использовании я заметил ошибку в работе контроллера. Когда треки переключаются на самом контроллере (кнопками Track+/- или кнопками выбора в левой части), то название трека не совпадает с текущим треком (показывается название соседнего трека). Номера каналов при этом показываются правильно. А если переключать треки в Cubase, то и на контроллере показываются правильные их названия. Однако при последующих использованиях эта ошибка больше не повторялась. Так что, видимо, имеет смысл после установки всех драйверов и осуществления настроек перезагрузить как компьютер, так и контроллер.

Отдельно следует сказать про назначение клавиатурных команд (то есть последовательностей нажатия клавиш на ASCII-клавиатуре). Эта функция работает только при установленном драйвере Nektar. Если перейти на страницу Cntrl Edit и нажать какую-либо кнопку, то в середине меню дисплея появится изображение компьютерной клавиатуры. Выбор этого пункта меню открывает на компьютере окно Macro Editor (рис. 5), в котором и можно произвести необходимые настройки. Причем одна команда может содержать последовательность до восьми клавиш или их сочетаний.

Режим Mixer
На первой странице этого режима (рис. 6) показываются все "микшерные" органы управления. Восемь слайдеров управляют уровнями первых восьми треков (девятый слайдер — уровнем мастер-шины), на дисплее "ручкой" фейдера показывается текущее значение уровня в Cubase, а красной полосой — текущее положение слайдера контроллера. Изменение уровня происходит только после того, как положение слайдера (красная полоса) совпадет с текущим значением. Это, я думаю, — самый удобный способ обеспечить соответствие физического органа управления и текущего значения параметра, если не используются моторизованные регуляторы. Напомню, что энкодеры контроллера не имеют ограничений при вращении, и поэтому всегда подхватывают текущее значение.

Кнопки "микшерной" части изначально управляют выбором треков, а энкодеры — панорамой, что обозначается соответствующими надписями (Select и Pan) в правой части дисплея. Нажатиями кнопок Toggle/Mute и Toggle/View на контроллере назначения можно поменять на управление заглушением, солированием и готовностью к записи (для кнопок) и уровнями посылов с первого по восьмой (для энкодеров). Все изменения отражаются на дисплее. Если станет скучно многократно нажимать кнопки для перемещения к нужному набору, можно ускорить процесс, нажав одну из кнопок Toggle и вращая энкодер ввода данных.

Кстати, есть еще один способ быстрого изменения назначений слайдеров контроллера на треки программы помимо переключения банков. Если кнопки микшерной части находятся в режиме выбора, то можно нажать кнопку Shift вместе с одной из кнопок выбора трека (например, 3), тогда слайдеры будут назначены на треки 3-10.

В нижней части дисплея показывается меню с пунктами EQ, Inserts, FX Sends, Channel, Q Ctrls. С их помощью осуществляется доступ к параметрам текущего канала. Кстати, иногда экранные кнопки используются не в качестве меню, а для управления параметрами, в верхней части такой кнопки показывается линия белого или красного цвета (в зависимости от значения параметра).

Первая страница раздела EQ показывает настройки уровня и частоты для четырех полос эквалайзера (изменения этих параметров осуществляются энкодерами в верхней левой части контроллера), меню этой страницы позволяет включить/выключить каждую полосу и перейти на вторую страницу, с которой можно управлять уровнем и добротностью каждой полосы. Чтобы управлять эквалайзерами других каналов, можно переключать треки, не покидая страницы этого раздела.

На странице Inserts (рис. 7) показываются восемь инсертов текущего канала. Выбор инсерта осуществляется энкодером ввода данных (того, что справа от дисплея), при нажатии кнопки меню Plugin тем же энкодером перелистывается список плагинов. Посредством пунктов меню On и Bypass осуществляются включение/выключение инсерта и обход плагина, а пункт View открывает/закрывает окно плагина.

Как только какой-либо инсерт с плагином оказывается выделен, энкодеры в верхней левой части контроллера можно использовать для управления параметрами этого плагина. Чтобы посмотреть, какие это параметры, а также получить доступ к дополнительным настройкам, следует нажать кнопку меню Edit.

Нужно понимать, что показываются параметры не любого плагина, а только описанного создателями контроллера. По всей видимости, в их число входят все штатные плагины Cubase, а также модели некоторых сторонних производителей (например, Brainworx, Fab Filter, Softube, Waves). Но и для остальных не все потеряно — см. описание функции Learn далее.

На странице FX Sends осуществляется управление посылами. Здесь можно выбрать шину посыла или подгруппы, включить/выключить посыл и переключить его до/после фейдера. Энкодеры в верхней левой части контроллера управляют уровнями посылов.

Страница Channel предназначена для управления режимом автоматизации текущего канала. Энкодер ввода данных по умолчанию регулирует панораму, нажатием кнопки экранного меню Param его можно переключать на управление уровнями посылов. Кнопка меню ">" переключает три первых пункта экранного меню на управление обходом инсертов, эквалайзеров и посылов, а кнопка меню Master — на управление автоматизацией мастер-шины. Кроме того, в обоих случаях показываются индикаторы уровня мастер-шины.

Переход на страницу Q Ctrls переключает энкодеры в верхней левой части контроллера на управление параметрами текущего канала, назначенными в программе Cubase на Quick Controls.

Интересно, что при возвращении с какой-либо из этих страниц на основную страницу режима Mixer, энкодеры в верхней левой части контроллера продолжают выполнять те же функции, что они выполняли на предыдущей странице. Это можно понять по тому, какое меню выделено на первой странице.

Одновременным нажатием кнопок Shift и View вызывается окно Channel Settings. Оно может быть полезно для того, чтобы одним взглядом охватить настройки посылов и разрывов или посмотреть графическую характеристику эквалайзера, но вот как с контроллера управлять встроенной динамической обработкой, я так и не смог понять. Разве что назначить некоторые ее параметры на Quick Controls.

Режим Instrument
Режим Instrument предназначен для управления виртуальными инструментами. И речь идет об инструменте текущего трека.

Как и в случае с виртуальными эффектами, карты параметров сделаны не для всех существующих виртуальных инструментов. Эти параметры, естественно, отличаются в зависимости от инструмента. Но общий принцип состоит в том, чтобы чаще всего используемые параметры были под рукой, поэтому на первой странице режима Instrument (рис. 8) обычно представлены параметры фильтра, огибающих, LFO, эффектов и т. п. Посредством экранной кнопки Menu можно получить доступ к другим страницам параметров. Слайдеры управляют параметрами огибающих усилителя и фильтра, если таковые есть в текущем инструменте. Девятый слайдер обычно контролирует выходной уровень инструмента. Энкодеры над слайдерами тоже могут регулировать некоторые параметры, настройки можно посмотреть, нажав кнопки Toggle.

Интересно, что в программе Cubase 7.5, которую я использовал, не работает управление большинством параметров штатного инструмента Prologue, хотя именно он приводится в качестве примера в PDF-файле руководства пользователя. Возможно, именно поэтому в справке на сайте производителя в качестве примера уже используется инструмент Retrologue, который работает нормально (как и все остальные штатные виртуальные инструменты Cubase).

Кроме того, в руководстве пользователя предупреждается о проблеме с мультитембральными инструментами (типа Native Instruments Kontakt). Даже если тембры такого инструмента назначены на разные MIDI-треки, набор параметров, доступных с контроллера, будет одинаковым для всех треков.

Функция Learn
Эта функция предназначена для создания карт настроек (или изменения существующих). Для плагинов, у которых нет карт настроек, она вызывается нажатием кнопки экранного меню Learn. Для изменения существующей карты необходимо нажать кнопку Shift вместе с экранной кнопкой Menu.

Принцип создания карты настроек прост: надо открыть окно плагина и сначала переместить регулятор параметра, а потом — регулятор контроллера, который должен этим параметром управлять. На странице функции можно вызвать команды для удаления существующих настроек (одного органа управления или всех органов текущей страницы), сохранения карты (она сохраняется в компьютере, а не в самом контроллере) или выхода из этого режима без сохранения (рис. 9).

Если карта сохранена, то она будет использоваться всякий раз при работе с данным плагином на данном компьютере. Или на другом компьютере, если туда переместить соответствующий файл, который находится в глубинах папки Документы — Nektar — Common — Mapping Files и далее по типу плагина (эффект/инструмент), его производителю и названию. Например, для упоминавшегося инструмента Prologue это папки Instruments — Steinberg и файл Prologue.npm. Для инсертных плагинов (эффектов) настраиваются только назначения восьми энкодеров в верхней левой части контроллера, для инструментов — всех органов управления.

Режим Transport
Наряду с транспортными кнопками, активными в любом режиме, специализированный режим Transport предоставляет дополнительные возможности.

На странице этого режима (рис. 10) показываются текущая позиция курсора песни, позиции левого и правого локаторов, а также значения параметров, контролируемых энкодерами в левой верхней части контроллера. Это темп, уровень метронома, продолжительность воспроизведения до начала и после окончания цикла, режимы записи (в том числе циклической), позиция курсора песни, позиция цикла.

Кроме того, есть две экранные кнопки: включения автоматической врезки и предварительного отчета метронома.

Здесь же производятся настройки педали, соответствующий пункт меню (Pedal) позволяет назначить ее на управление запуском воспроизведения или записи, началом и окончанием врезки, установкой цикла и его включением, а также переходом к левому или правому локатору.

Rewire
При одновременно использовании программ Cubase и Reason, связанных посредством Rewire, контроллер может управлять обеими программами. Для переключения между ними необходимо нажать кнопку Shift вместе с Toggle/View. Информационная панель в верхней части дисплея будет красной при управлении Cubase и синей при управлении Reason. Необходимые настройки детально описываются в руководстве пользователя.

Выводы
Ну что ж, претензий к аппаратной части практически нет. Органы управления расположены удобно, качество их не вызывает сомнений. Дисплей большой и информативный, картинка хорошо различима с разных углов. Замеченные недостатки относятся, в основном, к программной части (например, невозможность управления большинством параметров инструмента Prologue) и могут быть исправлены в следующих версиях драйверов и операционной системы. Разве что стоит отметить невозможность пролистывания удержанием кнопки в нажатом состоянии (не знаю, решается ли подобное модернизацией программного обновления), но это совсем не критично. Маркая верхняя панель меня лично не смущает, а для тех, кому это важно — тряпочка в комплекте.

Некоторое недоумение вызывают ограничения онлайновой поддержки. Конечно, то, что драйверы скачиваются с сайта, гарантирует для пользователя получение их последних версий. Но вот то, что скачать их можно только после регистрации, да еще и с обязательным указанием серийного номера устройства, на мой взгляд, может неоправданно усложнить первоначальную настройку. Например, если контроллер используется в одном помещении, а доступ в интернет имеется в другом, необходимо держать серийный номер под рукой. Впрочем, на использовании после установки драйверов это не отражается.

Еще можно сказать про то, что в некоторых местах руководства пользователя не учтена разница между моделями P1 и P4-6, так что когда там говорится об энкодерах справа от дисплея, у P1 это энкодеры слева от дисплея.

Ну и, конечно, для использования в качестве обычных MIDI-контроллеров устройства серии дороговаты по сравнению с некоторыми другими моделями. Во всяком случае, есть варианты и подешевле. Зато мало где можно встретить столь глубокую интеграцию, как у моделей серии Panorama при использовании с поддерживаемыми программами (а это, напомню, Reason, Cubase, Logic и Bitwig Studio). И есть все основания полагать, что список поддерживаемых программ будет увеличиваться и дальше.

Конечно, модели Panorama P4 и P6 предоставляют больше возможностей управления. И речь тут не только о клавишах, но и о пэдах, да и моторизованный фейдер вполне может быть полезен. Так что когда нужно универсальное устройство, то эти модели предпочтительны. Но если устраивающая MIDI-клавиатура уже есть, то Panorama P1 может стать удачным вариантом.

Модели: 
Nektar Panorama P1
Модели: 
Nektar Panorama P4
Модели: 
Nektar Panorama P6
0
Ваша: нет

Реклама

Рейтинг@Mail.ru