Статья "MOTU UltraLite-mk3 Hybrid и SPL Crimson"

Автор: 
Владимир Сапрыкин
Дата первой публикации: 
июн 2016

Сравнение двух многоканальных аудиоинтерфейсов.

В этом обзоре принимают участие два серьезных студийных устройства средней ценовой категории, поддерживающие многодорожечную запись на диск компьютера с разрядностью 24 бита и частотой дискретизации до 192 кГц. В данном случае физические измерения в звуковых трактах не проводились и "разница в звучании" не разыскивалась — для моделей этого класса нет такой необходимости. Аппараты изучались в живой работе и сравнивались по принципу "что можно приобрести за указанную сумму". То есть здесь играют роль такие вещи как количество каналов одновременной записи, простота управления, а также субъективные характеристики (поскольку если аппарат не нравится, он может быть хоть золотым, но работать на нем будет сложно).

Устройства испытывались в среде Windows 7 (32-разрядная) на компьютере очень простой конфигурации: Celeron 1,6 ГГц, 1 Гб RAM, жесткий диск 40 Гб (UDMA 133). Отнюдь не современная и не самая скоростная система была использована преднамеренно, поскольку позволяла в какой-то степени оценить качество драйверов устройств. Забегая вперед, могу сказать, что оба устройства показали себя в этом плане великолепно.

MOTU UltraLite-mk3 Hybrid
Это устройство, выполненное в полурэковом металлическом корпусе (рис. 1), представляет собой аудиоинтерфейс для компьютеров под Windows 7/8/10 и Mac OS X, работающий как с шиной USB, так и с шиной FireWire. На коммутационной панели с тыльной стороны имеются оба компьютерных порта, в чем и заключена "гибридность", упомянутая в названии интерфейса. При подключении по USB рекомендовано пользоваться адаптером питания (входит в комплект). Порт FireWire обеспечивает самостоятельное питание устройства, но только при шестипиновом подключении. Микроразъемы с четырьмя контактами использовать нельзя. В комплекте поставки есть два кабеля: USB A-B и FireWire 6pin-6pin.

Приятная забота о пользователе: производитель явным образом разрешает использовать любые стандартные адаптеры AC/DC, имеющие на выходе 10-18 Вольт и способные выдерживать среднюю нагрузку 12 Вт. Полярность наконечника не важна, поскольку внутри имеется защитный мостовой выпрямитель. Для тех, кто затрудняется самостоятельно рассчитать ток для конкретного питающего напряжения, на стр. 24 руководства даже есть специальная табличка "Voltage/Amperage" с несколькими стандартными вариантами. Уникальный случай.

Устройство имеет вход и выход MIDI, суммарно десять аудиовходов и 14 выходов (с учетом SPDIF и наушников), способных работать одновременно. В случае полной загрузки доступна частота дискретизации 96 кГц. Максимально же возможная частота преобразования для аналоговых входов и выходов составляет 192 кГц. Аудиоинтерфейс имеет аппаратный микшер и процессор эффектов. Микрофонные входы (первые два номера) оснащены предусилителями и обеспечивают стандартное фантомное питание +48 В.

Управление устройством доступно с лицевой панели, посредством ручек и меню. Но, учитывая размеры дисплея, это не очень удобно. Гораздо быстрее можно произвести нужные настройки в программной контрольной панели CueMix FX. Дистрибутив этого приложения входит в один установочный пакет с драйверами.

Панели управления и коммутации
Примерно в центре лицевой панели UltraLite-mk3 расположен двухстрочный (2 х 16 символов) жидкокристаллический дисплей. В разных режимах работы прибора он переключает индикацию на отображение соответствующих параметров. Слева находится универсальный (микрофонный/линейный) вход на комбинированном разъеме джек/XLR. Рядом с первым входом располагаются два энкодера установки входной чувствительности, энкодер уровня основного выходного сигнала, индикаторы переключения уровня входной чувствительности (Pad) и включения фантомного питания, выход для наушников. Справа от дисплея находятся четыре многофункциональных энкодера, управляющие параметрами устройства. Все энкодеры отрабатывают не только вращение, но также и нажатие. В частности, включение и выключение питания UltraLite-mk3 осуществляется нажатием энкодера Volume.

На задней панели (рис. 2) находится второй универсальный вход (джек/XLR), шесть симметричных входов (номера 3-8) на джеках (поддерживают несимметричное подключение), два основных выхода (Main Outs) на джеках, восемь других выходов (джеки), электрические вход и выход SPDIF (RCA), вход и выход MIDI (DIN5), разъемы FW400 и USB2, разъем для адаптера питания.

Особенности работы
Как уже было сказано, конфигурирование и управление UltraLite-mk3 быстрее всего осуществлять с помощью приложения CueMix FX. Это межплатформенное приложение, позволяющее в удобном графическом режиме управлять аппаратным микшером и процессором эффектов UltraLite-mk3. Процесс настройки здесь более наглядный, чем с лицевой панели, а кроме того, на экране одновременно доступно гораздо большее количество параметров. Внешний вид программы во время настройки аппаратных входов показан на рис. 3.

Всю непосредственную работу с сигналом в UltraLite-mk3 выполняет аппаратный DSP, производящий 32-битные вычисления с плавающей запятой. Здесь есть цифровой микшер и процессор эффектов, включающий в себя ревербератор, семиполосный параметрический эквалайзер, компрессор, а также левелер, моделирующий работу оптического компрессора LA-2A. Гибкая архитектура позволяет включать эквалайзер и компрессор на каждом входе и выходе (собственно, они и входят в канальную линейку). Вычислительные ресурсы DSP распределяются динамически, и их хватает, как указывает производитель, на то, чтобы каждый из каналов содержал компрессор и, по крайней мере, однополосный эквалайзер при работе на частоте дискретизации 48 кГц. Каждый вход и выход, а также шина микширования могут использовать посылы на ревербератор Classic Reverb. Он предлагает пользователю пять различных типов помещений, три частотные полосы с изменяемыми кроссоверными точками, шельфовый фильтр и реверберацию продолжительностью до 60 секунд. Возвраты из ревербератора можно назначить как на шину микширования, так и на физический выход. Используя CueMix FX, можно записывать в компьютер как уже обработанный эффектами звук (wet), так и необработанный (dry). Можно также, записывая прямой сигнал, организовать в то же время его мониторинг с примененной обработкой. Окно с настройками ревербератора показано на рис. 4.

Существенная, хотя и очевидная, ремарка: поскольку и микшер, и процессор эффектов реализованы аппаратно, они не требуют ресурсов центрального процессора компьютера и работают в режиме реального времени, как любая обычная цифровая консоль. Степень загрузки собственного процессора MOTU UltraLite-mk3 отображается индикаторной полоской в окошке DSP, в левом верхнем углу экранного окна CueMix FX. И второе замечание. Определив маршруты ввода и вывода сигнала — неважно, с помощью CueMix FX или с лицевой панели, —можно использовать UltraLite-mk3 вообще без компьютера, как портативный автономный микшер с эффектами.

Рабочее окно CueMix FX поделено на две большие зоны. Слева находится зона микшера, в ней есть три закладки: Inputs, Mixes, Outputs. С их помощью можно выбрать, что именно будет отображаться в окне: настройки входов (см. рис. 3), собственно микшер с фейдерами, настройки выходов. Правая зона отведена для детального отображения канальных настроек, в том числе эффектов, а также общих параметров, таких как настройки ревербератора, поскольку он глобальный. Все индикаторы уровней входа и выхода (meter bridge) также собраны в одном месте, чтобы видеть всю картину целиком. Переключение между видами настроечных параметров осуществляется при помощи вкладок, как в обычных диалоговых окнах Windows. Отображение канальных настроек — динамическое. Окно показывает настройки одного выбранного канала, то есть того, который находится "в фокусе". Для такого выбора есть специальная кнопка Focus, которая находится непосредственно под названием входа в зоне микшера. Отображение глобальных настроек от взятого "в фокус" канала не зависит.

Микшер поддерживает 16 шин. По умолчанию они объединены в стереопары, так что можно представлять их как восемь шин со стереовыходами. Да это и удобнее. Пользователь может объединить в одну шину любое количество входов и направить микс в любую выходную стереопару. Конфигурация такого маршрута не зависит от аудиосеквенсора, он ее попросту не увидит, поэтому сложные варианты настроек целесообразно куда-нибудь записывать, чтобы не забыть.

Все шины микширования независимые. Любые установки одного микса никак не влияют на другой микс. Скажем, сигнал с одного и того же входа (нескольких входов) можно использовать в разных шинах, с разными уровнями громкости и входными настройками эффектов (channel strip), и одновременно выводить эти версии через разные физические выходы. Миксы лишь нельзя просматривать и настраивать одновременно, можно только поочередно. В рабочем окне CueMix FX всегда показан один микс, соответствующий одной шине микширования. Если на экране показаны не все входные линейки, то можно или воспользоваться полоской прокрутки (под канальными фейдерами), или расширить все рабочее окно, потянув за маркер в его правом нижнем углу. Мастер-фейдер, определяющий выходной уровень микса (или шины, — в данном случае это синонимы) расположен вне области прокрутки. Он крайний справа, как во многих аппаратных микшерах, и виден всегда. Вид окна программы в режиме отображения микшера и окна индикации уровней (Meters) показан на рис. 5.

Выбор шины для текущего отображения и конфигурирования осуществляется через меню Mix Bus, которое открывается прямо из вкладки Mixes (рис. 6).

Чтобы не усложнять восприятие, каждый такой микс можно представлять себе просто как отдельный микшер со своим собственным выходом. А то, что в них могут использоваться одни и те же входы, не страшно — просто такая раздача сигнала. На то они и шины, чтобы отбирать сигналы параллельно. Но любая выходная пара может быть использована только одной шиной, наложения здесь невозможны. На рис. 7 можно увидеть пример того, как отображается панель индикаторов при выводе одновременно двух альтернативных миксов. В зоне аналоговых входов и выходов я осветлил небольшие области изображения для большей наглядности.

Для удобства ориентирования можно каждому миксу дать собственное название, отличное от заводских Bus1, Bus2 и так далее. Для этого нужно просто кликнуть мышкой в окне с названием микса (оно над мастер-фейдером) и ввести новое. Чтобы выбрать для данного микса физический выход, нужно опустить указатель мыши чуть ниже, в область с треугольной стрелочкой, намекающей на выпадающее меню. Если нажать на эту стрелку, то выпадет список выходов. Изначально, по умолчанию, первый стереомикс назначен на пару Main 1-2, для остальных семи выбрано значение None, то есть они к выходам не подключены. В приведенном выше примере с двумя шинами, вторая была подключена к аналоговым выходам 5-6. Непосредственно над мастер-фейдером шины можно увидеть регуляторы Reverb Send и Return, используемые для настройки уровня реверберации для данного микса.

Каждый входной канал в микшере (см. рис. 5) имеет фейдер уровня, регулятор баланса/панорамы, а также возможность настройки ширины стереобазы (только для стереопар). Если активировать флажок Width, то ручка регулятора баланса начнет работать как микшер сигналов левого и правого канала в данной паре: от полного смешивания (фактически в моно) до полного разделения (нормальное стерео).

Если открыть закладку Inputs (см. рис. 3), то вместо фейдеров микшера появятся иные канальные настройки. Именно здесь можно выбрать, как будут работать входы: как моно или как стерео. Есть настройки входной чувствительности, инвертор фазы входного сигнала, кнопки включения эквалайзера и компрессора (сразу вспоминаем о динамическом распределении ресурсов DSP) и регулятор уровня посыла в ревербератор. Текущие настройки эквалайзера отображаются в маленьком графическом окошке каждого канала, а если он "в фокусе", то их же можно видеть в правой части рабочего окна на закладке EQ. Эквалайзеры могут оперировать различными типами фильтров.

Три закладки в правой части — Channel, EQ, Dynamics — открывают канальные настройки. Закладки Meters и Reverb — системные, и их вид не зависит от того, какой вход в данный момент находится "в фокусе". Кстати, часть параметров эквалайзеров и ревербератора можно изменять графически, работая мышью непосредственно с изображением характеристик прямо в окне.

Закладка Outputs открывает набор настроек для выходов (рис. 8). Они, в целом, похожи на входные, имеют аналогичный доступ к собственным эквалайзерам и компрессорам, регулируемый посыл и возврат реверберации, — все параметры применяются к сигналу непосредственно перед тем, как он будет направлен в ЦАП и на физический выход. В каждой выходной линейке есть еще три кнопочки, Talk, Listen, Monitor. Первые две служат для коммуникации между звукоинженером в контрольной комнате и музыкантами, последняя — для облегчения визуального контроля уровня сигнала на физических выходах UltraLite-mk3.

Если присмотреться к рабочему окну CueMix FX, то можно заметить, что полоска индикатора уровня в правом нижнем углу, обозначенная словом Outputs, отображается всегда, независимо от того, какие вкладки открыты в левой части: входы, миксы или выходы. Это мониторный индикатор (он и называется Monitor group metering), одновременно отображающий выходные уровни каждой выходной пары, при условии, что она включена в группу мониторинга. Чтобы присоединиться к группе, нужно на выбранной выходной линейке нажать кнопку Monitor. Чем больше выходов собрано в группе, тем больше индикаторных полосок будет одновременно отображаться на мониторном индикаторе (и тем тоньше будет каждая из них). В качестве мастер-фейдера для уровня мониторных выходов используется регулятор Monitor Level, находящийся над индикатором, в правом верхнем углу. Он дублирует функции физического энкодера Main Volume, расположенного на лицевой панели UltraLite-mk3.

Кнопки Talk и Listen являются частью интерфейса связи оператор — музыканты и музыканты — оператор (talkback, listenback), позволяющего нажатием одной кнопки оперативно приглушить все входы и переговорить (примечание: сигнал, поступающий из компьютера, не приглушается.) Для организации этой возможности вначале нужно провести аппаратную подготовку. Установить микрофоны в контрольной комнате и в студии, подключить их непосредственно к входам UltraLite-mk3. Аналогично, установить для обеих сторон мониторы и подключить их к выбранным выходам. Остались системные настройки. Открыть в CueMix FX вкладку входных линеек, выбрать (Focus) микрофон оператора, в правой части окна нажать закладку Channel и нажать кнопку Talk (рис. 9). Аналогично, для микрофонного входа со стороны музыкантов нужно активировать кнопку Listen. После чего, открыв вкладку Outputs, нужно переместиться в настройки выходов. На выходной линейке, к которой подключены мониторы в помещении у музыкантов, нажать Talk. На выходе, к которому подключены мониторы в контрольной комнате, нажать кнопку Listen. После этого сталось только настроить глубину ослабления (attenuate) входных сигналов. Для этого есть две ручки, расположенные в окне CueMix FX справа, прямо над мониторным индикатором. Все готово. Если теперь нажать мышкой кнопку Talk, сигналы на всех физических входах (кроме переговорного микрофона) будут приглушены, и голос оператора из контрольной комнаты будет слышен в комнате у музыкантов. Кнопка работает без залипания: если ее отпустить, функция отключится, входные сигналы вернутся на прежний уровень (для активации залипания можно во время щелчка нажать клавишу Alt). Другая кнопка, Listen, соответственно, позволяет оператору слышать, что говорят музыканты. Если нажать кнопку Link, то нажатием любой из двух кнопок оператор активирует сразу двустороннюю связь.

Кроме коммутации, обработки и микширования сигнала CueMix FX предлагает набор измерительных инструментов, помогающих в работе со звуком. Доступ к ним открывается из меню Devices (рис. 10).

Есть, например, тюнер для акустических инструментов (рис. 11), есть FFT-анализатор спектра, отображающий, по выбору пользователя, как частотную огибающую (АЧХ), так и спектрограмму.

Кстати, в окно анализатора можно проецировать графическое изображение текущих настроек эквалайзера, что очень удобно для оперативного контроля (рис. 12). Есть также осциллоскоп и фазовый анализатор.

Разумеется, какие-то свойства и возможности системы остались неупомянутыми, но общая картина вполне складывается и без них. MOTU UltraLite-mk3 представляет собой полноценную и гибкую систему записи с удобным цифровым микшером и соответствующими коммутационными возможностями. Учитывая функциональное наполнение, такая система может найти самые различные применения.

SPL Crimson
SPL Crimson представляет собой аудиоинтерфейс для шины USB и мониторный контроллер, работающий как с компьютерами под Windows XP/Vista/7/8/10, так и под Mac OS X 10.6 и выше. Допускается подключение к шинам USB 2.0 и USB 3.0. Устройство также поддерживает "горячее" подключение к iPad (версия iOS 6 или выше). В установочный комплект входят драйверы устройства с контрольной панелью ASIO (рис. 13). Одновременно доступны до шести входов записи. Два входа оснащены микрофонными предусилителями с фантомным питанием. Устройство не имеет дисплея и энкодеров с неограниченным вращением — только кнопки и потенциометры.

Аппарат выполнен в металлическом настольном корпусе габаритами 60 х 330 х 210 мм (ВхШхГ) и весит 2,8 кг. Есть два варианта окраски корпуса: черный и белый. Мне достался черный, с белыми обозначениями элементов управления. Краска матовая, поэтому поверхность не бликует. Учитывая ее размер, это полезное свойство, поскольку надписи читаются свободно, с какой стороны ни смотреть.

Питание устройства осуществляется с помощью адаптера, входящего в комплект поставки.

Панели управления и коммутации
Поскольку устройство настольное, все органы управления находятся на верхней панели, а коммутационные разъемы на тыльной и, отчасти, на фронтальной. В передней своей части корпус Crimson относительно тонкий (рис. 14), но на нем размещены четыре разъема типа джек. Два из них — инструментальные входы, другие два — выходы для наушников.

Задняя часть корпуса довольно широкая, и на ней располагается большинство разъемов (рис. 15). Это два микрофонных входа (XLR), четыре симметричных линейных входа (джеки), основные выходы А (два XLR), основные выходы В (два джека), цифровой вход и выход SPDIF (RCA), разъем USB B и вход для адаптера питания. Основные выходы обозначены как Speaker A и Speaker B, поскольку предназначаются, главным образом, для мониторинга, то есть предполагают подключение к акустическим системам. Панель имеет два комплекта обозначений, развернутые на 180 градусов. Удобная мелочь, поскольку к разъемам приходится подбираться по-разному: иногда подходишь сзади, а иногда просто заглядываешь сверху. И в любом случае можно прочитать все.

Кроме обыкновенных входов есть еще группа входных разъемов, обозначенная словом Sources. Сюда подключаются второстепенные источники звука. Их можно только мониторить, то есть воспроизводить в акустических системах или наушниках, совместно с уже записанными звуками или отдельно. Но их нельзя записать в компьютер посредством шины USB. Собственно, поэтому они обозначаются на панели как "источники", а не как "входы". Всего можно подключить до трех источников. Есть стереопара для сигнала линейного уровня (симметричные джеки), стереопара на разъемах RCA (например, для CD-плеера) и стереовход на миниджеке, к которому можно подключить смартфон или аналогичное устройство.

Для сигналов, поступающих на миниджек и RCA, предусмотрено автоматическое усиление примерно до 0 dBu, чтобы их уровень был сопоставим с уровнем основных сигналов. По умолчанию оно включено, но при желании усилитель можно отключить. Для этого на нижней панели Crimson есть четыре микропереключателя (DIP). Первые два предназначены для управления входами RCA, третий и четвертый — для миниджека. То есть, управлять можно как стереопарой целиком, так и отдельными каналами.

Органы управления на верхней панели расположены группами (рис. 16). В центре сверху находятся индикаторы уровней аналоговых входов 1-4, индикаторы питания, подключения к компьютеру и входной MIDI-активности. Ниже расположены кнопки активации входов и выходов, а также выбора нужной схемы коммутации. У нажатых кнопок включается оранжевая подсветка, так что всегда видно, что в данный момент подключено.

В левой части панели находятся четыре потенциометра, управляющие уровнями сигнала на аналоговых входах 1-4, кнопки включения фантомного питания и обрезных фильтров (6 дБ/окт) на микрофонных входах. Фильтры обрезают сигналы на частотах ниже 75 Гц.

Справа на панели размещены несколько потенциометров, управляющих выводом сигнала на мониторы и наушники. Monitor Mix управляет балансом уровней сигналов в мониторном миксе. В крайнем левом положении на мониторы и наушники подается только сигнал с аналоговых входов. В крайнем правом — то, что воспроизводится в компьютерной программе и поступает на разъемы Sources. Поворот ручки микшера меняет пропорции источников звука в миксе.

Еще два потенциометра управляют уровнем сигнала, подаваемого, соответственно, в первые и вторые наушники. Потенциометр с самой большой ручкой, обозначенный как Volume, в зависимости от текущего режима работы управляет уровнем сигнала на выходах А или В.

Особенности работы
К внутренней коммутации Crimson нужно немного привыкнуть. В целом она устроена толково, хотя поначалу я затруднялся с вычислением маршрута сигнала, пока не выучил наизусть все обозначения на лицевой панели и их свойства. Кстати, программной панели управления для этого устройства не существует, все действия проводятся только "в железе", кнопками и потенциометрами. Сам аппарат довольно удобно считать микшером, логика работы весьма похожа. Разъемы Speaker А/В представляют собой выходы главной/вспомогательной шины микширования, к которым подключаются различные источники сигнала.

Crimson может записывать сигнал (по USB) не более чем с четырех аналоговых входов одновременно. Указанные в спецификации максимальные возможные 6/6 — это всего лишь общее количество аналоговых и цифровых входов и выходов. Так что последняя пара в шестерке относится к SPDIF.

Хотя аналоговых входных разъемов восемь, они дублированы, для облегчения решения различных задач. Как и в обычном микшере, во входную линейку можно вводить или микрофонный сигнал, или линейный, но не оба одновременно, даже если подавать звук одновременно в обе группы входов. Аналогично обстоит дело с инструментальными и линейными входами 3 и 4. Такая внутренняя коммутация практически избавляет пользователя от лишних переключений.

Потенциометры 1 и 2 контролируют уровень сигнала на микрофонных или линейных входах с соответствующими номерами. Микрофонный вход работает только в том случае, если в линейный вход не вставлен джек. Таким образом, линейные входы 1 и 2 имеют приоритет над микрофонными.

Потенциометры 3 и 4 управляют уровнем на линейных входах 3 и 4 или двух инструментальных входах, находящихся на передней панели, но не одновременно. Линейный вход может принимать сигнал только если в инструментальный вход не вставлен джек. Таким образом, инструментальные входы 3 и 4 имеют приоритет над линейными 3 и 4. Инструментальные входы 3 и 4 отличаются от линейных повышенным входным импедансом. У линейного входа он составляет стандартные 10 кОм, а у инструментального — 1,1 МОм, что позволяет согласовать его с источником, имеющим высокое выходное сопротивление, таким как гитарный звукосниматель.

Все четыре потенциометра Gain, находящиеся в левой части панели управления, напрямую определяют уровень сигнала, который по шине USB поступает на запись в компьютер. Уровень же сигнала, поступающего на выходы Speaker и Phones, регулируется потенциометрами, находящимися справа. Вся эта группа ответственна только за мониторинг, то есть определяет уровень на аналоговых выходах. Уровень записи в компьютер от них не зависит никак.

Для мониторинга аналоговых входов нужно в секции Analog Inputs на лицевой панели нажать кнопку с соответствующими номерами. Если кнопки не нажаты, то ни в наушниках, ни в мониторах ничего не будет слышно, однако сигнал все равно будет записываться в компьютер. Кнопки Sources подключают к мониторному миксу сигналы от дополнительных источников.

Для мониторинга записанных в аудиосеквенсоре дорожек нужно воспользоваться кнопками DAW Returns. Их две, и они попарно подключают дорожки к мониторному миксу. Нажав, например, вторую кнопку, я разрешаю возврат в мониторный микс третьей и четвертой дорожки, или второй стереопары, если используется стереодорожка.

Мониторинг цифрового входа подключается кнопкой Digital In SPDIF. Этот вход реализован не вполне обычно — для него придумана отдельная задача. Кнопка работает как зависимый переключатель. Если ее нажать, то подключается мониторинг цифрового входа, но отключается первая пара выходов из аудиосеквенсора. При этом кнопка DAW Returns 1/2, если она была активна, начинает предупреждающе моргать. Если кнопку цифрового входа отпустить, то в мониторинг возвращается сигнал первой пары DAW Return. В документации разъясняется, что такой переключатель придуман специально, чтобы пользователь имел возможность "легким движением руки" сравнивать свое творение с референсным звуком на компакт-диске. Нужно лишь назначить в секвенсоре свою запись на первую пару выходов. В принципе, да, такая возможность иногда полезна. Способов ее отключить я не нашел.

Еще одна особенность внутренней коммутации состоит в том, что при отсутствии на цифровом входе сигнала, кнопка SPDIF подключает к мониторному миксу выходы 5 и 6 из аудиосеквенсора. Но, опять же, при этом отключаются выходы 1 и 2. Поэтому в реальном времени был доступен мониторинг только двух записанных стереодорожек (или четырех моно): или 1, 2, 3 и 4, или 3, 4, 5 и 6. Но к ним свободно можно добавить мониторинг четырех аналоговых входов (разумеется, с индивидуально настраиваемым уровнем), а также трех дополнительных источников звука, подключенных к разъемам группы Sources.

Что касается мониторных выходов, то в одно и то же время может работать или Speakers A, или Speakers B. Они переключаются кнопкой A to B в секции Speakers. При необходимости можно оперативно приглушить сигнал на 20 дБ, нажав кнопку Dim. Оба выхода для наушников работают одновременно, однако существует специальный режим мониторинга под названием Artist, где схема коммутации несколько меняется, и на разные наушники поступают разные миксы.

Нужно отметить также, что для функционирования Crimson наличие подключенного компьютера не является непременным условием, если, конечно, не нужно производить в него запись. Устройство позволяет микшировать несколько сигналов и выводить их на аналоговые выходы, которые, как и в обычном микшере, можно подключить к любому совместимому устройству.

Таким образом, SPL Crimson представляет собой удобный и простой в использовании аппаратный микшер, а также отличную систему записи. Для небольших музыкальных коллективов такое устройство может быть настоящей находкой, поскольку обеспечивает возможность микширования нескольких звуковых источников, и, одновременно, многоканальной записи.

Выводы
Первое, что хотелось бы отметить, это прекрасное качество записи, которое обеспечивают оба устройства. Но на этом их сходство заканчивается. Они очень разные, что и неудивительно, поскольку проектировались для разных задач. SPL Crimson в работе очень похож на аналоговый микшер, даже внешне наблюдается какое-то сходство. Все эти плавно и мягко вращаемые потенциометры, особенно Master Volume, однозначно заданная внутренняя коммутация, плюс необъяснимое, но устойчивое ощущение надежности. Ну и, конечно, аккуратная запись на диск. На мой взгляд, Crimson предназначен для обеспечения небольших музыкальных коллективов, или же решения других подобных задач. Он отлично работает в качестве микшера с раздачей на две пары аналоговых выходов. Одновременно с этим, столь же хорошо записывает несколько каналов. И подготовка его к работе проходит очень оперативно. Тут просто нечего добавить.

MOTU UltraLite-mk3 Hybrid сам по себе представляет почти готовую студию. Его отличительные черты: многоканальность (примерно вдвое больше, чем у Crimson), потрясающая гибкость маршрутизации, встроенные эффекты и измерительные инструменты, цифровой микшер (я бы даже сказал, восемь микшеров). Эффекты, кстати, весьма качественные. Про эквалайзер можно даже не говорить, он однозначно хорош. Но меня приятно удивил ревербератор, стабильно выдающий аккуратные и прозрачные хвосты.

Вообще, круг задач, которые можно решить с помощью этого устройства, значительно шире, но, как следствие, времени на первоначальную отстройку входов-выходов нужно затратить больше.

По итогам работы я пришел к устойчивому заключению, что мне нравятся оба устройства. Оба работают без замечаний, никаких "затыков" ни разу не отмечалось. Каждый по-своему хорош. С удовольствием могу рекомендовать и тот, и другой интерфейс. Нужно лишь определить круг задач, чтобы сделать оптимальный выбор. Но не забывайте и про свои ощущения. В данном случае они тоже помогут принять правильное решение.

Модели: 
MOTU UltraLite-mk3 Hybrid
Модели: 
SPL Crimson
0
Ваша: нет

Реклама

Рейтинг@Mail.ru