Статья "MOTU Digital Performer 9"

Автор: 
Борис Никитин
Дата первой публикации: 
июл 2015

Аудио- и MIDI-секвенсор.

Давным-давно, а именно в 1985 году, молодая американская компания MOTU выпустила MIDI-секвенсор Performer для только что появившегося компьютера Apple Macintosh. В отличие от Европы, где в конце 80-х и в первой половине 90-х в музыке господствовали компьютеры Atari с их секвенсорами Cubase и Creator/Notator (будущий Logic), в США преобладали компьютеры Mac, а наиболее распространенными секвенсорами были MOTU Performer и Opcode Vision.

Многое произошло в этой области за прошедшие 30 лет. В 1990 году практически одновременно секвенсоры MOTU и Opcode получили возможность работать с аудио и были переименованы в Digital Performer и Studio Vision. Также в начале 90-х Cubase и Logic были выпущены под Mac OS и Windows, в том числе в вариантах с поддержкой аудио. Первое время Digital Performer и Studio Vision оставались самыми популярными секвенсорами под Mac OS, однако постепенно европейским конкурентам удалось их обойти. В 1998 году Opcode был куплен компанией Gibson и через год выпуск Studio Vision был прекращен. Однако развитие программы Digital Performer продолжалось, и, несмотря на потерю лидирующей роли, ей удалось сохранить довольную большую пользовательскую базу.

В 2002 году компания Emagic, выпускавшая Logic, была куплена фирмой Apple, и выпуск продуктов под Windows был прекращен. Таким образом, Cubase стал практически единственным крупным межплатформенным секвенсором (есть еще, конечно, Pro Tools, но он, все-таки, имеет смысл в связке с собственной периферией). Тем неожиданнее стало появившееся в начале 2012 года сообщение о планах компании MOTU выпустить восьмую версию программы Digital Performer не только под Mac OS, но и под Windows, что и произошло в середине 2013 года.

А совсем недавно, в конце июня этого года, появилась версия 9 программы Digital Performer, в том числе и под Windows. Ее мы и рассмотрим.

Системные требования Digital Performer 9: Windows 7/8 и Mac OS X 10.6.8 (32- и 64-разрядные), процессор Intel Core Duo 1,83 ГГц, 2 Гб RAM (рекомендуется 4 Гб), разрешение дисплея 1024 x 768 (рекомендуется 1280 x 1024 или выше).

Отмечу, что под Windows Vista программа не устанавливается (если это кого-то еще интересует). Так что испытание производилось на ноутбуке под управлением Windows 7 SP1 (64-разрядная) с процессором Core i5-3210M и 8 Гб RAM.

Возможности
Поскольку в МО еще не было подробных статей о программе Performer, необходимо объяснить некоторые ее базовые понятия и терминологические особенности.

Высшим звеном в иерархии программы является проект. При сохранении проекта на диске компьютера создается папка, в которую помещаются все файлы, относящиеся к данному проекту.

Проект содержит секвенции (как минимум, одну; максимальное количество не ограничено). Секвенция содержит треки (аудио, MIDI, инструментальные, посылы, папки и др.; их количество также не ограничено), в том числе один трек Conductor (Дирижер) для управления темпом, размером и тональностью.

Секвенция, конечно, может вместить в себя произведение целиком, однако иногда удобнее использовать отдельные секвенции для разных его частей (куплет, припев и т. п.). Чтобы потом собрать эти части вместе необходимо создать "песню", причем частью песни может быть не только секвенция, но и другая песня. У песни есть собственный трек темпа-размера.

Еще в программе существуют виртуальные рэки (V-Racks), предназначенные для плагинов: эффектов и инструментов (также могут использоваться для получения аудиосигнала с физических входов или виртуальных Rewire-входов). Их отличием от инструментальных треков является то, что виртуальные рэки доступны всем секвенциям.

Секвенции, песни и виртуальные инструменты имеют в программе общее название "chunks", что переводится как "кусок", "ломоть". В общем, это такие крупные элементы произведения, для обращения с которыми есть отдельное окно.

Итак, программа поддерживает неограниченное количество секвенций, песен, виртуальных рэков, треков, дублей, физических входов и выходов, уровней отмены/повтора. Максимум можно использовать 198 моношин, 99 стереошин, 20 посылов на канал. Поддерживаются частоты дискретизации до 192 кГц, разрядность 32 бита с плавающей запятой (можно одновременно воспроизводить файлы с разной разрядностью, но частота дискретизации должна быть одинаковая), конфигурации каналов до 10.2, плагины (эффекты и инструменты) формата VST, AU и MAS, технология Rewire, контроллеры Avid, Mackie и др., прием и передача сообщений MIDI Time Code, передача MIDI Machine Control, импорт и экспорт многих форматов файлов (в том числе OMF), видеофайлы практически любого формата (если поддерживаются используемой компьютерной системой), аудиофайлы формата WAV, AIF, SDII, MP3 и др., лупы Acid, REX и Apple.

Есть функции записи врезкой и в режиме цикла, определения темпа, изменения тональности и продолжительности аудио, преобразования аудио в MIDI, автоматизации параметров, клавишного, барабанного и партитурного MIDI-редактирования, замораживания треков, менеджмента плагинов и пэтчей, автоматической компенсации задержки, настройки интерфейса, рендеринга и архивирования данных. Прилагается около 90 плагинов, в том числе синтезатор MX4. Отдельно от плагинов программа содержит специальный процессор для работы с лупами POLAR (Performance Oriented Loop Audio Recording), записывающий аудиоданные в оперативную память.

Интерфейс
При запуске программы сначала появляется окно, в котором необходимо выбрать проект или создать новый (для этого можно использовать один из имеющихся шаблонов). Затем открывается основная рабочая область под названием "сводное окно" (Consolidated Window — рис. 1). Она может иметь несколько разный вид в зависимости от выбранного шаблона, но тремя ее базовыми элементами являются основное меню сверху, панель управления под ним и область окон еще ниже.

В начале работы имеет смысл сделать некоторые базовые настройки. Тут могут пригодиться такие пункты основного меню, как Setup — Configure Audio System для настройки аудиоустройств, Studio — Bundles для коммутации аудио- и MIDI-устройств, а также, возможно, Edit — Preferences для остальных настроек.

Панель управления содержит в левой части органы управления транспортными функциями, далее два индикатора позиции курсора воспроизведения (треугольники справа от каждого индикатора позволяют настроить их на показ данных в разных форматах: такты/доли, семплы, минуты/секунды и т. п.), а под ними — показатели позиций выбранного диапазона и автоматической записи врезкой, название текущей секвенции, размер и темп. Правее располагаются поля и пиктограммы с параметрами аудио (частота дискретизации, разрядность) и синхронизации. Еще дальше находится инструментальная панель. Отдельные части панели управления можно скрывать из ее контекстного меню.

Инструментальная панель содержит 17 инструментов. Большинство из них выполняет привычные функции (выбора, редактирования, рисования, увеличения и т. п.), но имеет довольно экзотические разновидности. Например, помимо инструмента рисования Pencil есть отдельный инструмент Reshape, служащий для данных автоматизации и контроллеров, и Rhythm Brush, предназначенный для рисования ритмических паттернов и работающий только в барабанном редакторе.

Как я уже упоминал в предыдущих статьях, мне удобнее, когда инструментов меньше, а их функции автоматически меняются в зависимости от контекста или при нажатии управляющих клавиш. Нельзя сказать, что в программе подобный подход не используется. Многие инструменты меняют свои функции в зависимости от того, например, находятся ли они на аудио- или MIDI-треке, или при попадании на MIDI-ноту или начало аудиофайла. Также варианты действий инструментов изменяются при использовании управляющих клавиш. Но все-таки наличие 17 инструментов представляется мне избыточным. Впрочем, содержимое инструментальной панели также можно изменять.

Область окон содержит три основные панели: правую и левую боковые, а также центральную. Показом боковых панелей можно управлять из меню Window. Каждая панель может содержать несколько окон, расположенных вертикально. Границы между панелями и окнами в них можно изменять. Чтобы добавить новое окно, следует потянуть вверх разделительный знак в самом низу панели.

Окна имеют несколько стандартных элементов управления. Например, так называемая "панель вкладок" (tab bar), то есть область, расположенная справа от заголовка, может использоваться для изменения порядка окон перетаскиванием. Двойной клик в этой области позволяет открепить окно, то есть сделать его плавающим, или наоборот — прикрепить плавающее окно обратно (обратите внимание, что для этого надо кликать не стандартный заголовок окна, предоставляемый операционной системой, а именно "панель вкладок" — сам я пару раз в этом месте ошибался). Также многие окна имеют органы управления масштабом и прокруткой, расположенные по правому и нижнему краям окна. Кликом по крестику, находящемуся в левом верхнем углу, окно можно закрыть.

В правом верхнем углу большинства окон есть кнопка, нажатием которой открывается контекстное минименю данного окна. У некоторых окон слева от этой кнопки также есть меню, позволяющее переключить окно на показ другого материала. Например, в случае окна секвенций, в этом меню можно выбрать другую секвенцию.

Если окно находится на боковой панели, то кликом по заголовку его вкладки открывается меню, в котором можно выбрать другое окно на замену текущему. Там же есть команда Add Tab, добавляющая новую вкладку.

Окна боковых панелей предназначены для дополнительной информации, например, там открываются окна инспектора трека или списка аудиофайлов. В центральной панели располагаются основные окна (хотя некоторые из них можно открыть и в боковых панелях). Например, там по умолчанию показываются вкладки окон секвенций, треков, барабанного, клавишного и партитурного MIDI-редакторов, микшера, редактора песни, аудиоредактора и панели индикаторов. Кстати, действия в окнах центральной панели могут изменять и боковые панели. Например, нажатие кнопки Show/Hide Track Selector, имеющейся в левом нижнем углу некоторых центральных окон, открывает в левой боковой панели соответствующее окно для выбора треков (а надо сказать, что это очень важное окно, поскольку в некоторых редакторах только с его помощью можно выбрать, какие треки будут показаны).

Когда создатели программ типа TSC Tracktion (см. статью) говорят, что их основной задачей было упрощение интерфейса, избавление его от большого количества диалоговых окон и вложенных меню, то они, конечно, имеют в виду по сравнению с другими подобными программами. Чемпионом по избыточному количеству пунктов меню можно, наверное, считать программу Magix Samplitude (см. статью). А Digital Performer вполне может посоревноваться за первое место по количеству окон.

Например, помимо окна секвенций в программе есть очень похожее окно треков, только оно показывает данные в менее подробном виде (как сказано в руководстве пользователя — "с высоты птичьего полета") и имеет меньше возможностей редактирования. Его наличие, скорее всего, объясняется историческими причинами, поскольку первоначально в программе было только окно треков, а окно секвенций появилось лишь в третьей версии. Видимо, окно треков оставили для привыкших к нему пользователей, но зачем тогда оно показывается по умолчанию в области центральной панели наряду с окном секвенций? И так ли необходимо, например, наличие двух нотных редакторов (см. далее)? Понятно, что имеющиеся в программе широкие возможности кастомизации интерфейса (помимо управления показом окон и панелей сюда также входят изменение цветов отдельных элементов и смена темы оформления целиком) позволяют каждому пользователю настроить его под себя, но начинающих подобные нелогичные дублирования могут запутать.

Окно секвенций
Скорее всего, для большинства пользователей основным рабочим окном будет окно секвенций (рис. 2). Оно представляет собой привычную по другим программам "область аранжировки" — с треками слева и данными справа. Над данными показывается типичная "линейка времени": с курсором песни, локаторами, маркерами и т. п. В это окне можно записывать и редактировать аудио- и MIDI-данные, данные автоматизации и трека темпа-размера, просматривать кадры видео и т. д.

Заголовок каждого трека, помимо названия, содержит кнопки заглушения и контекстного минименю управления этим треком. Слева от названия располагается значок, указывающий тип трека, кликом по нему открывается поле выбора цвета. У аудио- и MIDI-треков в заголовке также есть кнопка готовности к записи, а у аудиотреков еще и кнопка мониторинга.

Под заголовком располагается панель с несколькими меню дополнительных настроек: входа, выхода, слоя, дубля, вставки и режима автоматизации (эти меню становятся видны при увеличении высоты трека, которую можно менять перетаскиванием границы между треками). У MIDI-треков также есть меню пэтча. Функции большинства из них понятны по названию, меню вставки предназначено для добавления данных автоматизации и контроллеров, а меню слоя определяет тип показываемых данных трека. Например, у аудиотреков на отдельных слоях расположены собственно аудиоданные и данные автоматизации каждого из параметров, а у MIDI-треков — информация о нотах и об их значениях динамики. Кликом по кнопке, расположенной в левом нижнем углу панели дополнительных настроек (или выбором команды Show Lanes в меню слоев), можно открыть отдельные субдорожки для показа данных автоматизации и контроллеров.

Справа от заголовка и панели дополнительных настроек находятся индикатор уровня и орган управления вертикальным масштабом данных. Однако обратите внимание на то, что у треков нет никаких органов управления микшированием.

Аудиоданные в окне секвенций показывается в виде привычных прямоугольных блоков, причем помимо стандартного показа в виде уровнеграммы поддерживается также режим спектрограммы. Надо сказать, что в окнах секвенций и треков аудиофайлы используются не напрямую, а посредством элементов под названием Soundbites, что в данном случае можно перевести как "фрагменты". Эти фрагменты можно редактировать, при этом оригинальный аудиофайл не будет изменен, то есть речь идет о так называемом неразрушающем редактировании. Помимо стандартных операций редактирования (перемещение, копирование, разрезание, изменение границ и т. д.) к фрагментам можно применять, например, сжатие/растяжение, создавать фейды и кроссфейды, обрабатывать плагинами. Кроме того, данные автоматизации можно привязать к конкретному фрагменту, так что они будут перемещаться вместе с ним.

Компоновка результата из нескольких дублей также производится в окне секвенций. В минименю требуемого трека надо выбрать команду Take — Show Takes. Будут показаны субдорожки всех имеющихся дублей. Затем следует выбрать инструмент Comp Tool, поделить с его помощью трек на отдельные области и им же выделить области конкретных дублей. Если на основном треке в поле дублей будет выбран монтаж (Comp), то звучать будет результат компоновки из нескольких треков (рис. 3). Можно создать несколько вариантов монтажа.

Между тем, MIDI-данные показываются не блоками, а нотами (в виде, типичном для клавишного редактора), то есть в программе реализована концепция редактирования "по месту". Точно также и данные автоматизации можно редактировать непосредственно в окне секвенций. Автоматизации поддаются многие параметры микширования, в том числе параметры используемых плагинов.

Интересной функцией является автоматизация высоты тона (Pitch), доступная для аудиотреков (ее рекомендуется применять только для одноголосных партий). Интерфейс этой функции сделан в стиле программы Celemony Melodyne (см. статью "Программные интонаторы, часть 2") — рис. 4. Помимо ручного редактирования поддерживаются также квантайз и транспонирование. Автоматизация высоты тона также не изменяет исходные аудиоданные.

Треки можно размещать в треках-папках и группировать. Папки предназначены, в основном, для визуальной организации пространства, хотя они имеют некоторые органы управления, действующие на соответствующий параметр всех треков, входящих в папку (например, солирование). Группирование треков предназначено для их совместно редактирования или микширования.

Как уже упоминалось, у треков нет органов управления микшированием. Частично помочь с этим может информационная панель (Information Bar), находящаяся в верхней части окна треков и всех окон редактирования. Эта панель настраивается на показ самой разной информации, в частности, в ней могут располагаться (и в некоторых случаях располагаются по умолчанию) органы управления громкостью и панорамой выделенного трека. Там же есть кнопка, открывающая окно Channel Strip, содержащее линейку микширования одного (выделенного) канала. Необходимо отметить, что интерфейс информационной панели нельзя назвать интуитивно понятным, а настройка ее содержимого производится в двух разных местах: в окне Information Bar Preferences (меню Edit — Preferences, вкладка Information Bar; или из контекстного меню самой панели) и выбором команды Configure Info Bar в минименю некоторых информационных окон (например, Snap Information). Так что для оперативного изменения некоторых базовых параметров микширования использовать информационную панель, конечно, можно, но в основном для этих целей предназначено окно микшера.

Микшер
Здесь можно увидеть все треки, для которых микширование имеет смысл: аудио, MIDI, инструментальные, посылы (рис. 5). Только для MIDI-треков, например, при регулировании уровня и панорамы речь идет о передаче соответствующих MIDI-сообщений.

Помимо уровня и панорамы в микшере имеются органы управления коммутацией, автоматизацией, солированием, заглушением, готовностью к записи, мониторингом, а также посылами и инсертами. Кроме того, есть скрытые по умолчанию разделы эквалайзеров и динамической обработки (отдельно органов управления и дисплеев настроек), в которых можно использовать любые штатные плагины соответствующего типа. Однако эти разделы служат только для управления, сами плагины все равно устанавливаются в инсерты.

Должен отметить, что в моем случае при изменении показа разделов окно микшера самопроизвольно выходило из полноэкранного режима.

Программа достаточно сообразительна, чтобы предлагать для MIDI-треков только MIDI-плагины, тогда как для инструментальных и аудиотреков доступы все аудиоэффекты (но не инструменты, хотя в инструментальным треке первый слот инсерта занят инструментом, выбранным при создании трека, и заменить его можно только на другой инструмент).

Возможно также создание треков под названием Master Faders, использующихся для управления шиной (подгруппы или выходов).

Меню Mix Mode, расположенное в левом нижнем углу микшера, предназначено для создания вариантов микширования одной секвенции.

Окна редактирования
Хотя, как было сказано, редактирование можно производить и в окне секвенций, программа имеет несколько специализированных окон редактирования. Для MIDI-данных предназначены клавишный и барабанный редакторы, а также два партитурных редактора (QuickScribe и Notation Editor). Кроме того, есть еще список событий, но он используется и для аудиоданных.

Клавишный редактор в программе Digital Performer первоначально назывался Graphic Editor, но потом был переименован в MIDI Editor (рис. 6). Он способен показывать данные сразу нескольких MIDI-треков, и, в отличие от некоторых других редакторов, выбор показываемого трека возможен не только в специальном окне, но и в меню, находящемся в правом верхнем углу. Интерфейс редактора привычен: слева — клавиатура, справа — полоски нот. В нижней части можно открыть панель дополнительных данных: динамики, контроллеров и т. д.

Барабанный редактор также может показывать данные сразу нескольких MIDI-треков, но тут уже без окна селектора треков не обойтись. Интерфейс редактора вполне обычен, только помимо списка треков и нот слева, данных нот справа и панели дополнительных данных справа внизу, есть еще область в левой нижней части, где показываются либо настройки для ноты, выделенной в списке нот сверху, либо настройки инструментов рисования, при выборе такого инструмента.

Что касается партитурных редакторов, то Notation Editor показывает только один трек, тогда как QuickScribe может показывать несколько. Однако в Notation Editor также показываются данные MIDI-контроллеров. Таким образом, Notation Editor предназначен для редактирования MIDI-данных теми, для кого привычен подобный формат их представления, тогда как для подготовки нот к печати используется редактор QuickScribe. Тем более, что его нотацию можно экспортировать в формате MusicXML для импортирования в такие специализированные программы, как Finale или Sibelius.

Как говорилось ранее, в окне секвенций производится неразрушающее редактирование аудиоданных. А вот окно аудиоредактора (Waveform Editor) предназначено для изменения самого исходного аудиофайла. Это окно имеет области общего и детального вида аудиоданных (рис. 7). В его левом верхнем углу расположены семь закладок, посредством которых выбираются режимы работы (то есть тип изменяемых данных), под ними — пять меню с разнообразными командами. В окне аудиоредактора, как и в окне секвенций, можно применять плагины, только в данном случае редактирование будет разрушающим.

Плагины
Как уже было сказано, программа поддерживает плагины формата VST, AU и MAS. Последний представляет собой собственный формат компании (MOTU Audio System) и, насколько мне известно, используется только в Digital Performer и в другом продукте MOTU —рекордере AudioDesk. Именно этот формат поддерживают все прилагаемые плагины, что же касается сторонних производителей, то сейчас немногие фирмы выпускают плагины в этом формате. Хотя было время, когда такой интересный продукт, как конволюционный ревербератор Audio Ease Altiverb, существовал только в формате MAS.

В версии 9 программа Digital Performer содержит 65 эффектов и семь инструментов. Эффекты, по большей части, высокого качества. Особенно выделяется группа из шести плагинов MasterWorks: многополосный компрессор, эквалайзер, имитатор лимитера Urei 1176LN (рис. 8), предиктивный гейт, левеллер и предиктивный лимитер. Среди ревербераторов интересен, например, Plate, имитирующий листовые устройства, а также конволюционный ProVerb. Есть дилеи, модуляционные эффекты (хорус, фленджер, фейзер, автопанер), эквалайзеры и фильтры, динамическая обработка, имитаторы гитарных усилителей и педалей, спикосимуляторы. Из необычных эффектов можно отметить двухполосный модуляционный процессор Sonic Modulator. Некоторые плагины могут работать в режиме многоканального окружающего звука, и есть плагин Bass Manager, предназначенный только для такого режима. Многие эффекты поддерживают синхронизацию параметров с темпом.

Что касается инструментов, то среди них есть одноголосный басовый синтезатор BassLine, полифонические синтезаторы Polysynth (типа Roland Juno), Proton (FM) и Modulo (субтрактивный), барабанный семпл-плеер Model 12 и простенький семплер Nanosampler. Но особенно выделяется гибридный синтезатор MX4 (рис. 9), поддерживающий субтрактивный и таблично-волновой типы синтеза, частотную и амплитудную модуляцию, а также имитацию аналогового синтеза. Этот инструмент раньше продавался отдельно, и появился в комплекте Digital Performer только в девятой версии.

Чтобы использовать виртуальный инструмент надо создать инструментальный трек. Подобные треки содержат инструментальный плагин в первом инсерте, но не могут содержать MIDI-данные, для этого надо использовать отдельный MIDI-трек, выход которого назначен на данный инструментальный трек. Впрочем, в контекстном меню добавления трека есть команда Instruments with Options, позволяющая одновременно создать инструментальный трек (или несколько) и соответствующий ему MIDI-трек.

Интересной особенностью программы Digital Performer является включенный по умолчанию пререндеринг эффектов, происходящий после закрытия окна плагина. То есть, если Вы назначаете на какой-либо трек плагин эффекта, делаете в его окне желаемые настройки и закрываете окно, то результат обработки данного трека просчитывается в фоновом режиме и проигрывается при воспроизведении, экономя ресурсы, требуемые для обработки в реальном времени.

Отключается пререндеринг выбором опции Run this instance in real-time в минименю окна эффекта. Выбор опции Default to real-time отключает пререндеринг для всех экземпляров данного плагина. Впрочем, некоторые эффекты всегда работают только в реальном времени, они перечислены в руководстве пользователя.

Также пререндеринг используется и с виртуальными инструментами, только помимо закрытия окна инструмента еще должна быть отключена готовность к записи на соответствующих MIDI-треках.

Видео
Поскольку программа Digital Performer приобрела особую популярность в области озвучивания, посмотрим, что же предлагается здесь. Как уже было сказано, возможно синхронизированное воспроизведение видеофайлов практически любого формата (в том числе высокого разрешения), если таковой поддерживается используемой компьютерной системой. Обеспечивается произвольный доступ к любому месту видеофайла с зацикливанием, перемоткой и прокручиванием, в том числе покадрово. Возможно наложение на видеоизображение специальных визуальных маркеров: Streamers (вертикальная линия, перемещающаяся слева направо), Punches (круглая метка) и Flutters (серия круглых меток).

Секвенция может содержать только один видеофайл, но разные секвенции могут содержать разные видеофайлы. Для импорта файла используется команда Movie меню Project. Файл воспроизводится в специальном окне (также поддерживается воспроизведение на внешнем мониторе), контекстное минименю этого окна содержит различные команды для управления файлом, а при попадании курсора непосредственно на область изображения появляется панель управления транспортными функциями и громкостью аудиодорожки.

После импортирования видеофайла в секвенции автоматически создается видеотрек, показывающий кадры изображения. По умолчанию он отключен, а попытка включить его в моем случае неизменно приводила к закрытию программы без какого-либо предупреждения.

Заключение
Конечно, в одной обзорной статье невозможно рассказать обо всех функциях такой развитой программы, как Digital Performer. Достаточно сказать, что только основное руководство пользователя содержит более тысячи страниц! А есть еще отдельные мануалы по плагинам, синтезатору MX4 и т. д.

Несмотря на подробное (и хорошо написанное) руководство пользователя, видеоуроки и обучающие файлы, на мой взгляд, программа не подходит для новичков. Частично это связано с богатством возможностей, однако и в плане дружелюбности к ней есть претензии. Большое количество инструментов и окон, дублирование части функций в некоторых их них, выполнение одинаковых операций разными способами (в одних окнах редактирования есть меню для выбора треков, в других это можно сделать только в отдельном окне селектора) — все это не способствует интуитивному освоению и накладывает определенные требования на уровень подготовки пользователя. Например, при попытке импорта стереофонического аудиофайла на монотрек не появляется сообщение об ошибке, нет никакой подсказки — просто ничего не происходит.

Пользователи программы Digital Performer на платформе Mac OS отмечают ее устойчивость. В моем же случае это было не так. Программа неоднократно показывала ошибки, вела себя странно (например, самостоятельно переключала окно из развернутого режима), иногда даже закрывалась без предупреждения. И, судя по сообщениям других пользователей Windows-версии, мой случай не является исключением, и подобное наблюдалось еще в версии 8.

Так что желающим использовать Digital Performer пока лучше держаться платформы Mac OS. Особенно учитывая, что, в отличие от Steinberg Cubase 8 (см. статью), Digital Performer 9 поддерживает дисплеи высокого разрешения Retina. Или же, по крайней мере, скачать с сайта MOTU полнофункциональную тридцатидневную демоверсию программы, чтобы узнать, как она поведет себя именно на их компьютере.

Модели: 
MOTU Digital Performer
0
Ваша: нет

Реклама

Рейтинг@Mail.ru