Статья "Moog Sub Phatty"

Автор: 
Владимир Сапрыкин
Дата первой публикации: 
авг 2013

Одноголосный аналоговый синтезатор.

Компания Moog Music выпустила пополнение семейства одноголосных аналоговых синтезаторов Phatty. Новый Sub Phatty собран в прочном алюминиевом корпусе и в профиль очень похож на Little Phatty: тот же "ласточкин хвост", то же расположение коммутационной панели.

Инструмент имеет двухоктавную полувзвешенную (semi-weighted) динамическую клавиатуру, классическую наклонную панель управления, оснащен входом и выходом MIDI, а также набором аналоговых управляющих входов CV/Gate, позволяющих интегрировать инструмент с другим аналоговым оборудованием, в том числе с модульными синтезаторными системами. Есть 16 перезаписываемых ячеек памяти для пэтчей.

Лицевая панель и управление
Синтезатор Sub Phatty построен по классической схеме субтрактивного синтеза: осцилляторы, микшер, фильтр, усилитель. По сравнению с Little Phatty лицевая панель Sub Phatty содержит не так много кнопок, в основном, только ручки потенциометров (рис. 1). Всякий вариант управления имеет свои плюсы, и "многоручечный" удобен для одновременного доступа к различным параметрам. В сущности же система управления мало изменилась с тех самых пор, как ее вообще изобрели.

Органы управления традиционно сгруппированы в секции, и любая перенастройка синтезатора представляется совершенно несложной задачей. В самом деле, здесь нет никаких дисплеев, все лежит на поверхности — что может быть проще? Однако в действительности Moog Sub Phatty — это синтезатор с сюрпризом. А если вспомнить звуковой модуль Waldorf Rocket, статья о котором была опубликована в июньском номере МО за этот год, то, похоже, что оснащение синтезаторов теми или иными сюрпризами стало устойчивым трендом нынешнего сезона.

Moog Sub Phatty имеет ряд скрытых параметров, доступ к которым осуществляется все с той же лицевой панели, даже без использования компьютерного редактора. Просто нужно немного поколдовать с кнопками. Эти параметры вполне можно отнести к так называемому "расширенному режиму". Можно очень долго и разнообразно играть на синтезаторе, ни разу к ним не обратившись, поскольку панель управления дает полноценный контроль. Однако некоторые скрытые параметры представляют практический интерес, поскольку позволяют еще глубже погрузиться в процесс "изобретения звука". Краткий обзор скрытых функций будет сделан после того, как рассмотрим явные элементы управления.

После включения питания синтезатор всякий раз входит в пресетный режим. Это означает, что нажатием кнопок можно переключать заготовленные тембры, совершенно не трогая панельные элементы управления. Чтобы активировать контрольную панель и работать с синтезатором в классическом панельном режиме, как это было в винтажных инструментах, нужно воспользоваться кнопкой Activate Panel. Ее нажатие отключает пресеты и возвращает органам управления оперативный контроль над звукообразованием. Повторное нажатие вновь активирует пресетный режим (Preset Mode). Дальнейшее описание предполагает, что синтезатор находится именно в классическом режиме (Panel Mode).

Sub Phatty имеет следующие основные блоки: два осциллятора, субосциллятор, генератор шума, микшер, один НЧ-фильтр, два генератора огибающей (для фильтра и усилителя), один LFO с параллельным доступом к модуляции нескольких параметров.

Оба осциллятора имеют четырехпозиционные октавные переключатели диапазона, а также привычные для синтезаторов Moog "бесшовные" вариаторы волновых форм. Вращение потенциометра Wave плавно меняет форму генерируемых импульсов от треугольной через пилообразную и квадратную до импульсной с малым коэффициентом заполнения. Высоту тона второго осциллятора можно плавно изменять в диапазоне +/-7 полутонов от высоты первого, для чего предусмотрен потенциометр Frequency. Есть также функция жесткой синхронизации второго осциллятора по первому, она включается кнопкой Hard Sync. Полутоновый регулятор в этом режиме, соответственно, выступает в качестве регулятора тембра звука, формируемого вторым осциллятором.

Этот же регулятор можно использовать для создания фиксированной (абсолютной) расстройки второго осциллятора относительно первого. С этой целью нужно лишь активировать скрытую функцию Beat Frequency. В этом случае полутоновые настройки "отбрасываются", и регулятор позволяет плавно сдвигать частоту второго осциллятора на любую величину в диапазоне от -3,5 Гц до +3,5 Гц. Разность частот остается константой независимо от высоты тона, что дает возможность формировать своего рода "фиксированные" унисоны с неизменной скоростью биений. Это и обусловило название данной функции.

Среди скрытых функций, управляющих работой осцилляторов, есть и еще одна, полезная в отдельных случаях. Она называется Oscillator Gate Reset, а ее сущность — синхронный запуск осцилляторов в момент нажатия клавиш. Оба осциллятора будут стартовать в одной фазе, формируя всякий раз одинаковую атаку звука.

Независимо от малого объема собственной клавиатуры, осцилляторы вырабатывают звук в полном музыкальном диапазоне.

В секции микшера находятся раздельные регуляторы уровня сигналов первого и второго осцилляторов, субосциллятора, генератора розового шума. Причем коэффициенты усиления для каждого регулятора подобраны так, что первая половина хода ручки потенциометра (от нуля до отметки "6") обычным образом плавно повышает уровень сигнала от минимума до неискаженного максимума. Следующая половина хода (отметки "6" — "12") увеличивает уровень в меньшей степени, однако уже вводит легкий перегруз (овердрайв). Из-за этого фильтр, стоящий в цепи сигнала после микшера, начинает работать с мягким искажением, придавая тембру дополнительные краски.

Субосциллятор всегда настроен на октаву ниже первого осциллятора и в любом случае выдает квадратную форму волны (то есть импульсную с заполнением в 50%).

Фильтр в Sub Phatty представляет собой классический для синтезаторов Moog многозвенный LPF с переключаемой крутизной характеристики (6, 12, 18, 24 дБ/окт). Выбор крутизны спада относится к скрытым функциям, работу с которыми мы рассмотрим немного позже. Непосредственно же с лицевой панели можно изменять частоту среза (20 Гц — 20 кГц), резонанс, отслеживание клавиатуры (Keyboard Amount) и глубину модуляции от генератора огибающей фильтра (EG Amount).

Кроме того, фильтр в Sub Phatty имеет специальный дисторшн-процессор, управляющий параметрами сигнала на участке между фильтром и выходным усилителем. Процессор формирует широкий диапазон воздействий на сигнал, от легкого несимметричного "лампового" ограничения до жесткого клиппирования, порождающего специфическое агрессивное звучание. Уровень искажений и, соответственно, характер звука плавно варьируется с помощью единственного регулятора Multidrive.

Генераторы огибающей фильтра и усилителя, на первый взгляд, построены по традиционной четырехстадийной схеме (ADSR) и имеют на лицевой панели раздельные четверки потенциометров для оперативного регулирования. Но каждый генератор имеет также несколько скрытых параметров, например регулируемую фазу поддержки уровня (Hold) между фазами атаки и спада (ее включение изменяет тип кривой на AHDSR). В этом случае генератор способен функционировать почти так же, как известный Trapezoid Generator, который использовался в синтезаторах EMS Synthi. Есть возможность также подключать дополнительную фазу задержки перед атакой, формируя кривую типа DADSR (а также DAHDSR). Кроме того, формирование отдельных фаз огибающих можно привязывать к скорости нажатия клавиши (Velocity) для более живой артикуляции.

Еще одной важной возможностью генераторов огибающей, также из арсенала скрытых функций, является работа в зацикленном режиме (Envelope Repeat). В этом случае генератор, по сути, ведет себя как обычный LFO, только формирует более сложную многостадийную волновую форму. Продолжительность цикла, то есть скорость модуляции, складывается из длительности каждой стадии огибающей (Delay, Hold, Attack, Decay, Release).

Контроль модуляции в целом сосредоточен в одноименной секции (Modulation). Есть единственный LFO, скорость работы которого по умолчанию регулируется в диапазоне от 0,1 до 100 Гц. В скрытых функциях можно выбрать и иной диапазон: 0,01 Гц — 10 Гц, 1 Гц — 1000 Гц. Первый из дополнительных диапазонов позволяет реализовать сверхмедленные развертки параметров, а второй — осуществить простейший двухоператорный FM-синтез.

В списке собственных волновых форм низкочастотного генератора есть традиционные треугольник, квадрат, прямая и обратная пила, а также сигнал случайной формы, точнее, Sample and Hold. В качестве управляющего сигнала (Source) можно выбрать огибающую фильтра (селектор — в позицию Filter EG). В этом случае, как указывалось ранее, скорость модуляции будет определяться уже не ручкой LFO Rate, а длительностью стадий самого генератора огибающей, независимо от того, в каком режиме он работает, стандартном или зацикленном.

В качестве стандартных целей модуляции выбраны три параметра: частота среза фильтра, высота тона осциллятора (Pitch) и морфинг его волновой формы (Wave). Глубина модуляции каждого параметра независимо устанавливается собственным регулятором. Однако фактический запуск процесса происходит лишь при повороте колеса модуляции.

При необходимости можно модулировать только параметр Pitch второго осциллятора, не трогая первый. Этот режим просто включается кнопкой на панели. Он может пригодиться, в частности, при включенной синхронизации, для динамического изменения тембра. Модулировать волновую форму осцилляторов можно как одновременно, так и по отдельности: только первого или только второго. Но переключение нужно делать, перейдя в режим скрытых функций. Там же можно включить или отключить синхрозапуск LFO по сигналу MIDI. В режиме синхронизации (только при наличии поступающего MIDI-сигнала) ручка LFO Rate выполняет функции делителя, позволяя установить привязку цикла LFO к нотам разной длительности.

Слева от модуляционной секции находится секция глобального управления осцилляторами — Pitch. Здесь есть индикатор поступающего MIDI-сигнала, кнопки общей октавной транспозиции (+/-2 октавы), потенциометр общей тонкой подстройки синтезатора (по одному полутону вверх и вниз от стандартной высоты), а также регулятор скорости портаменто.

Еще левее, у самого края панели управления, можно увидеть два ряда кнопок в секции Presets. Плюс еще одна прямо под ними. Вот эти-то кнопки как раз и составляют "теневой кабинет" управления синтезатором.

На первый взгляд, это всего лишь кнопки вызова пресетов. В памяти Sub Phatty сохранены 16 пэтчей, по четыре в четырех банках. Находясь в пресетном режиме, нужно лишь нажать кнопку банка, затем кнопку нужного пэтча, — и он будет загружен и готов к игре. При необходимости можно дополнительно покрутить любые органы управления, чтобы внести изменения. Однако напомню, что в этом режиме регуляторы на лицевой панели не отражают реальное текущее значение параметра, сохраненное в пэтче. Поэтому при кручении ручек может наблюдаться скачок — резкое изменение параметра.

Но вернемся к кнопкам пресетной секции. Именно они дают доступ к дополнительным (скрытым) параметрам синтезатора, которые неоднократно упоминались ранее. В этом смысле Sub Phatty мало отличается от моделей синтезаторов, имеющих дисплей с системой меню, — того же Little Phatty, к примеру. Просто доступ организован иначе. Если в обычное меню на дисплее можно посмотреть, прочитать название параметра и выбрать значение, то в данном случае никуда, кроме пользовательского руководства, заглянуть нельзя. И выбирать параметр нужно сразу целевым нажатием кнопок. С одной стороны, это кажется менее удобным, чем пользоваться дисплеем. Хотя бы потому, что нужно иметь под рукой документацию с описанием либо держать все в собственной памяти. С другой стороны, вряд ли все скрытые параметры могут понадобиться одновременно, а несколько самых полезных из них можно легко запомнить, поскольку система выбора имеет понятную внутреннюю логику и требует минимум действий.

Для пользования скрытыми функциями нужно активировать режим доступа, называемый Shift Mode. Процедура такова: нажать и удерживать кнопку Bank 4, после чего нажать кнопку Activate Panel. Индикация входа в режим — мерцание кнопки Activate Panel при погашенных кнопках выбора банка и пэтча. Повторное нажатие мерцающей кнопки отключает этот режим и возвращает синтезатору нормальное функционирование.

В режиме управления скрытыми функциями некоторые потенциометры напрямую переключаются на альтернативное управление. Например, ручка Noise в секции микшера управляет уровнем сигнала на линейном входе (Ext In), а ручка Sustain в огибающей фильтра привязывает уровень данной фазы к скорости нажатия клавиши. Нажатие кнопки Hard Sync Osc 2 (начнет светиться) активирует синхростарт осцилляторов по нажатию клавиши (это как раз та функция, которая помогает создавать слитную атаку звуков, построенных на базе двух осцилляторов). А кнопка с длинным названием "Pitch Amt Osc 2 Only" в модуляционной секции активирует параметр LFO Gate Reset. При ее использовании каждое нажатие клавиши будет перезапускать цикл LFO. То есть отработка модуляции по каждой ноте будет проходить по единому шаблону, в нужном направлении и с одной и той же точки.

Но кнопки и потенциометры напрямую управляют лишь малой частью скрытых параметров (всего 12). Еще 36 вызываются иначе. Доступ к ним организован примерно так же, как к пэтчам. Вначале нужно вызвать так называемый "код параметра", нажав последовательно (или одновременно — в данном случае это не играет роли) определенные кнопки Bank и Patch. Подтверждение готовности — все тот же мерцающий огонек Activate Panel плюс светящиеся кнопки выбора банка/пэтча. После этого остается лишь нажать определенную клавишу на клавиатуре, чтобы выбрать значение этого параметра. Вот, собственно, и все. На рис. 2 показана подсказка из пользовательского руководства для выбора крутизны характеристики фильтра. Все очень наглядно.

Некоторые параметры имеют всего два значения (включено/выключено), как, например, Envelope Repeat или LFO MIDI Sync. Для них используются всего две крайние слева клавиши (C, C#). Для некоторых параметров потребуется вся клавиатура, поскольку они имеют 24 возможных значения. Речь идет о настройке диапазона работы колеса Pitch Bend или о полутоновом транспонировании клавиатуры, где возможный диапазон составляет +/-12 полутонов от нормальной высоты тона.

При выборе значений следует помнить, что слева на клавиатуре всегда расположено наименьшее значение параметра (или "Off", если их всего два). И, кстати, запомнить комбинацию кнопок банк/пэтч для отдельных "favorite parameters" на практике оказалось несложно, было бы желание. Например, для включения зацикливания амплитудной огибающей (Amplifier Envelope Repeat) "код параметра" — кнопки Bank 4 и Patch 3. То же самое, но для огибающей фильтра, спрятано под кодом Bank 3 и Patch 3. А доступ, например, к выбору крутизны характеристики фильтра открывается по нажатию кнопок Bank 2 и Patch 1. В данном случае нажатие нижней клавиши "До" устанавливает фильтр в режим 6 дБ/окт. Соседние клавиши последовательно предлагают значения 12, 18 и 24 дБ/окт — они как раз показаны на рис. 2.

Кстати, некоторые параметры требуют нажатия в коде вызова сразу нескольких кнопок банка и/или пэтча, и запоминать такие комбинации сложнее. Однако в большинстве своем это относится к функциям, к которым обычно не требуется оперативное обращение, — таковы, например, общесистемные настройки.

Все, что нарулено на лицевой панели, включая скрытые настройки, можно сохранить в любом из 16 пэтчей. Каждый из них перезаписываемый. Но следует помнить, что изначально все изменения скрытых параметров удерживаются лишь в оперативной памяти. Поэтому все, что не сохранено в пэтче, теряется при обычном переключении в пресетный режим, а также при выключении питания. Войдя после этого в обычный режим работы (Activate Panel), вы обнаружите, что скрытые параметры вернулись к значению, принятому по умолчанию. Обычные параметры, заданные на панели управления, конечно же, никуда не денутся, и их можно услышать, просто перейдя в Panel Mode.

Процедура сохранения пэтча проста. Нужно нажать и удерживать кнопку банка и, одновременно, кнопку пэтча, которые вы выбрали. Примерно через секунду обе кнопки начнут мерцать, после чего свечение вновь станет постоянным. Это и есть подтверждение того, что пэтч (со всеми выбранными значениями скрытых параметров) сохранен.

Кстати, пресетная память нужна не столько для хранения собственно звуковых пэтчей, сколько для сохранения именно набора измененных значений скрытых параметров. Вместо того, чтобы всякий раз перенастраивать синтезатор, удобнее просто выбрать пэтч с нужным комплектом измененных настроек. И уже на их основе сразу выруливать звук, так сказать, в требуемых координатах.

Аналогично, с использованием кода вызова, организован доступ к системным параметрам, таким как выбор номера входного и выходного MIDI-канала, выходного порта MIDI (DIN5, USB, оба сразу или никакой из них), MIDI Merge, выбор длины транслируемых команд MIDI CC (7 или 14 бит), Local Control, глобальный приоритет нот (верхняя, нижняя, последняя) и так далее. Все это подробно описано и проиллюстрировано в пользовательском руководстве.

Напоследок нужно упомянуть, что все потенциометры Sub Phatty способны передавать MIDI-сообщения. Номера контроллеров и диапазоны значений, соответствующих каждому параметру, также приведены в документации.

Коммутация
Коммутационная панель Sub Phatty расположена на левой боковине корпуса (рис. 3). Разъем электропитания и выключатель находятся в левом углу. Далее расположены джеки несимметричных линейных аудиовыхода и аудиовхода, затем четыре джека для внешних управляющих сигналов (Pitch CV, Filter CV, Volume CV, KB Gate), затем стандартные вход и выход MIDI на разъемах DIN5, порт USB.

Звучание и звуковые примеры
Учитывая преемственность схемотехнических решений, традиционных для компании Moog Music, ждать от Sub Phatty принципиально нового звучания, конечно, не стоит. Однако некоторые новые нюансы звукообразования действительно имеют место. Это обусловлено изменениями не только в электронных схемах, но даже в системе управления. В плавных вариациях тембра, как известно, есть свои прелести. И притом, что звучание Sub Phatty действительно оказалось мясистым и, в целом, оправдало ожидания (ну не бывает у Муга "слабых" синтезаторов), отдельно порадовала именно гибкость управления.

Как обычно, я записал несколько примеров звучания синтезатора. Большая их часть — одиночные, но есть и пара образцов с сопровождением. Не следует думать, что тембровая палитра инструмента ограничена приведенными примерами. Здесь представлены лишь наброски, сделанные, в общем-то, на скорую руку.

Начнем с басовых звуков. И вначале хотелось бы сказать несколько слов об особенностях использования нескольких осцилляторов. Напомню, что в обычном своем состоянии осцилляторы Sub Phatty работают свободно и независимо друг от друга, и в момент взятия ноты могут находиться в разных фазах, даже если их частоты практически одинаковы. Суммирование двух таких колебаний может привести к проседанию уровня. Поэтому-то плотный бас в аналоговых синтезаторах часто конструируют на одном осцилляторе. Нет наложений — нет и провалов. И неважно, в какой фазе находилось колебание, когда пришел сигнал от клавиатуры.

Как уже упоминалось, осцилляторы имеют включаемую функцию стартовой синхронизации, предписывающую им стартовать синфазно всякий раз при нажатии клавиши. Это позволяет избавиться от "неправильной" интерференции и взаимного ослабления сигналов в момент взятия звука. Подобные вещи особенно ценятся конструкторами танцевальной музыки, поскольку упор там делается именно на одинаковость и предсказуемость каждого звука, в особенности баса. То есть, во главу угла ставится синхронность фазы атаки.

Теоретически такие ожидания верны, однако на практике нужно учесть еще один важный момент. Кроме синхронного старта осцилляторы должны обеспечивать еще и одинаковую форму импульсов. В противном случае результат суммирования может не оправдать ожиданий. А поскольку форма волны осцилляторов Sub Phatty не фиксирована, то для совмещения волновых форм нужно очень тонко вращать потенциометр Wave. В противном случае момент атаки, конечно, останется отчетливым, но вот дальше звук начнет расплываться. Если ваша цель — сохранить при каждом нажатии клавиши четкий щелчок атаки, после которого "хоть потоп" (то есть, любой "текучий" тембр), то все в порядке, такой синхронизации вполне достаточно. Это относится не только к басовому звуку, но и любому другому. Но если кроме формально одинакового стартового щелчка вы хотите получить еще и, собственно, плотное "тело" звука, то в любом случае придется приложить дополнительные усилия. Так что сам по себе синхростарт — не панацея. Если нужен простой и максимально плотный бас, то проще, все-таки, использовать единственный осциллятор. А поскольку мы говорим о синтезаторе Moog Sub Phatty, то можно еще обратиться к помощи процессора Multidrive.

Вообще, этот самый Multidrive оказался чрезвычайно полезным элементом синтезатора. В малых дозах он выполняет достаточно тонкую и ответственную работу, которую можно было бы назвать, скажем, "make bass". Легкий поворот рукоятки — и даже относительно спокойный звук становится упругим и напористым. Если покрутить дальше, то возникает вначале легкий, а затем все более мощный дисторшн. Самых свирепых его значений я не использовал, просто некуда было применить, но всю первую половину хода применял довольно часто. Уж очень "правильным" было воздействие на звук.

Теперь, собственно, примеры. В первом из них можно услышать процесс смешивания одинаковых по форме сигналов первого и второго осцилляторов. Первоначально, когда работает только один осциллятор, каждый последующий звук секвенции тембрально не отличается от предыдущего. При постепенном введении второго сигнала тембр начинает "гулять" и вообще вести себя живее. И, несмотря на то, что в данном случае использовалась стартовая синхронизация, я бы не сказал, что звук после введения второго осциллятора стал ощутимо плотнее, скорее наоборот. Файл называется Bass_1-to-2osc.

С другой стороны, даже без специальной синхронизации два осциллятора могут отлично работать в паре, формируя плотный басовый звук с отчетливой атакой. Для этого примера я смешал пилообразную и треугольную волну, а затем немного подкрутил ручку Multidrive для дополнительного эффекта. В процессе проигрывания секвенции также изменялась длительность звуков (я вращал ручку Decay в генераторе огибающей фильтра). Результат можно услышать в файле Saw-Tri_Bass, и если меня не обманывает слух, то он вполне стоящий.

Еще один неплохой плотный бас, тоже с использованием возможностей процессора Multidrive, показан в файле SolidBass_Filter-mod. Никакая специальная секвенция не проигрывалась. Я просто держал пальцы на клавишах, изредка меняя позицию, а все остальное выполнялось за счет модуляции фильтра пилообразным импульсом LFO. В данном случае скорость модуляции не зависит от номера нажатой клавиши, поскольку я отключил трекинг LFO, выбрав для соответствующего скрытого параметра значение "Consistent LFO Rate".

В следующем примере показан более мягкий и сочный двухосцилляторный бас, также с полной модуляцией фильтра от LFO. В данном случае клавиатурный трекинг в блоке LFO был включен в масштабе 1:1. При переходе высоты тона на октаву выше, вдвое быстрее начинает работать и модулирующий генератор. Осцилляторы работали без синхростарта. Кроме того, учитывая характер звука, я использовал для него эффект задержки, чтобы сформировать ритмическую структуру. Файл называется SoftBass_Filter-mod.

Таким образом, с типичным басом здесь все в порядке, даже более чем.

Для экспериментов с частотной модуляцией я переключил LFO в скоростной диапазон (1 Гц — 1 кГц) и начал подбирать соотношение модулирующей и несущей частот, чтобы получить какой-нибудь внятный результат. Один из получившихся вариантов записан в файле FM-Bass. Это мягкий басовый звук с характерным "пустотелым" тембром.

А вот характерного колокольного звучания с затухающими биениями я не достиг. Всякий раз у меня из полученного тембра на первый план "вылезал" синтезатор, оставляя от колокольности лишь слабый оттенок. Один из относительно похожих вариантов записан в файле FM-Bell.

Следующие два примера — технические. Они показывают работу фильтра. Первый пример содержит одну и ту же короткую секвенцию, проигранную четыре раза подряд. Для формирования звука использовалась неглубокая модуляция фильтра собственным генератором огибающей. Все настройки оставались фиксированными, менялась только крутизна характеристики фильтра. Соответственно, в первой из четырех фраз она наиболее пологая (6 дБ/окт), а в последней — наиболее крутая (24 дБ/окт). Последний вариант (4-pole LPF), типичный для синтезаторов марки Moog, выбран в Sub Phatty в качестве режима по умолчанию. Все другие значения нужно специально включать. Файл с данным примером называется LPF-1-2-3-4-pole.

Второй пример посвящен только работе фильтра третьего порядка (18 дБ/окт) с резонансом. Здесь при проигрывании секвенции вначале плавно увеличивалась глубина модуляции фильтра, затем, для достижения большей отчетливости звука, плавно снимался резонанс, и сокращалось время спада огибающей. Файл называется LPF-3-pole.

Интересно отметить, что даже двухполюсный фильтр (12 дБ/окт), которому вроде бы полагается работать мягко и ненавязчиво, здесь ведет себя как-то очень решительно. Не то чтобы агрессивно, но жестче, явственней, чем я ожидал. Для сравнения могу сказать, что двухполюсные аналоговые фильтры низких частот в исполнении таких разных фирм, как Future Retro, Arturia или Novation, ведут себя мягче и в этом смысле достаточно схожи между собой. Но фильтр в Moog Sub Phatty не таков. Он более плотный, более действенный, что ли. В общем, другой. Впрочем, и осцилляторы здесь другие, а это тоже играет свою роль. Тем не менее, факт стоит взять на заметку.

Что касается трехполюсного фильтра, то про него я бы сказал так: он с легкостью выполняет ту же работу, что и типовой четырехполюсный вариант, только ярче.

Еще несколько примеров показывают различные тембры для проигрывания мелодических партий. Первый из них построен с использованием синхронизации второго осциллятора по первому (кнопка HardSync) и имеет характерный пронзительный "носовой" тембр, перекликающийся с тембром малого рожка. При проигрывании фразы первоначально работают два осциллятора, затем к ним плавно подмешивается сигнал субосциллятора. Файл называется Lead_HardSync.

Второй пример — жесткий звук из категории Hard Lead, при проигрывании которого использовалась скользящая развертка фильтра. Файл называется HardLead_LPF-sweep.

Третий пример содержит аналогичный звук, но сыгранный в окружении других звуков (бас, ударные, гармонический подклад). Файл называется HardLead-Mix.

Следующий пример демонстрирует мягкий звук с динамически вводимым унисоном, пригодный для какого-нибудь заунывного соло. В данном случае использовались оба осциллятора с небольшой взаимной расстройкой. В процессе игры звучит вначале один осциллятор, затем, при повторе фразы, к нему плавно подмешивается второй, формируя характерный плавающий унисон. После этого фраза переносится на октаву выше, второй осциллятор столь же плавно выводится в ноль, унисон исчезает. Пример называется SoftLead-2osc.

Для следующего примера я решил отыграть соло в гармоническом окружении. Для главной темы использовался унисонный звук, аналогичный описанному выше, но в процессе игры к нему иногда добавлялся еще и сигнал субосциллятора, совсем немного, для придания оттенка. Указанным тембром была сыграна широкая неторопливая сольная партия, а также несколько дополнений к ней, которые можно услышать правее и левее в стерео панораме. Гармонию поддерживает намеренно тусклый, но при этом подвижный подкладочный звук. В результате получилась довольно мрачная зарисовка, в чем-то созвучная сцене самоликвидации "терминатора" из известного кинофильма. Файл называется SoftLead-Mix.

Напоследок я записал звук, относящийся к категории спецэффектов. Использовался только шумовой генератор с соответствующей настройкой огибающих. В результате получился своеобразный "киношный" взрыв. Кстати, шумовой генератор в синтезаторах Moog в этом смысле уникален, хотя по паспорту он и предлагает обычный розовый шум. Дуновение "синтетического ветра" этим генератором воссоздать довольно трудно, зато если нужно устроить камнепад в скалистых горах, или просто бабахнуть, как в данном примере, то он подойдет как нельзя лучше. Файл с указанным примером называется SFX-noise.

Заключение
Как показывает практика, всякий аналоговый синтезатор если и не уникален, то, во всяком случае, глубоко индивидуален. Это справедливо даже для нескольких моделей одного и того же производителя, и уж тем более — разных.

Если провести сравнение с предшествующими моделями серии Phatty, то можно отметить несколько явных принципиальных отличий, которые имеет Moog Sub Phatty. В нем изменена система модуляции, генераторы огибающей, вся система микширования, модифицирован фильтр. Наверняка есть и еще какие-то мелочи, которые до поры не бросаются в глаза. А если изменилась начинка, то соответственно изменилась и доступная звуковая палитра.

В целом же, Moog Sub Phatty действительно порадовал. И разнообразными звуковыми возможностями, и системой управления, и добротной клавиатурой. И при этом он является в настоящее время самым недорогим клавиатурным синтезатором марки Moog.

Звуковые примеры

Bass_1-to-2osc (1,61 Мб)
FM-Bass (419 Кб)
FM-Bell (2,48 Мб)
HardLead_LPF-sweep (2,12 Мб)
HardLead-Mix (5,04 Мб)
Lead_HardSync (5,54 Мб)
LPF-1-2-3-4-pole (1,08 Мб)
LPF-3-pole (3,08 Мб)
Saw-Tri_Bass (1,29 Мб)
SFX-noise (399 Кб)
SoftBass_Filter-mod (4,35 Мб)
SoftLead-2osc (3,76 Мб)
SoftLead-Mix (14,7 Мб)
SolidBass_Filter-mod (1,9 Мб)

Модели: 
Moog Sub Phatty
0
Ваша: нет

Реклама

Рейтинг@Mail.ru