Статья "Moog Sub 37"

Автор: 
Владимир Сапрыкин
Дата первой публикации: 
мар 2015

Аналоговый синтезатор.

Sub 37 — новый аналоговый синтезатор, рожденный в конструкторском бюро Роберта Муга. При его разработке были использованы схемотехнические решения, уже применяемые в известной модели Sub Phatty. Таким образом, Sub 37 принадлежит, по принятой в компании Moog классификации, к семейству синтезаторов Phatty. Об этом же косвенно говорит и форма корпуса с уже привычным профилем типа "ласточкин хвост". На лицевой панели, как и полагается аналоговому синтезатору, находится обширный набор органов управления: 40 вращаемых регуляторов, 74 переключателя (кнопочных и поворотных), а также небольшой жидкокристаллический дисплей для отображения системных меню и некоторых параметров синтеза.

Синтезатор имеет два осциллятора и может работать как в одноголосном режиме, так и в парафоническом (Duo Mode). Во втором случае осцилляторы работают независимо один от другого, и синтезатор может издавать одновременно два разновысотных звука. От обычной двухголосной полифонии этот режим отличается тем, что для второго голоса не предусмотрен запуск собственных огибающих. Если, например, при нажатии первой клавиши начинает закрываться фильтр, постепенно смягчая звук, то при нажатии второй клавиши новый звук возникнет с той же самой глубиной фильтрации, которая была достигнута к этому моменту времени на первой ноте.

Sub 37 оснащен 37-нотной динамической клавиатурой с послекасанием. Клавиши на ощупь довольно тугие, с глубоким ходом, и играть на них очень удобно. Как и многие современные инструменты, Sub 37, в дополнение к аналоговой звукообразующей части, имеет цифровой управляющий блок, благодаря которому может хранить готовые звуковые пэтчи. Синтезатор имеет память на 256 пресетов, организованную в виде 16 банков по 16 ячеек с почти мгновенным доступом.

Moog Sub 37 выпускается в двух исполнениях. Есть обычная версия, и есть специальная, Tribute Edition, выпущенная ограниченным тиражом. Этот выпуск посвящен памяти Роберта Муга, основателя компании Moog Music, изобретателя управляемого напряжением осциллятора, генератора огибающей, фильтра низких частот и многого другого. Собственно, создание портативного синтезатора как такового, тоже дело рук Роберта Муга. На лицевой панели синтезатора данной версии можно увидеть надпись: "Sub 37 Tribute" с факсимильной подписью "Bob Moog". Боковины корпуса такого инструмента выполнены из светлой древесины.

Лицевая панель и управление синтезом
В семействе Phatty именно модель Sub 37 в наибольшей степени соответствует концепции "one-knob-per-function", то есть "каждой функции — свой регулятор". Инструмент развитый, соответственно, ручек и кнопок много, что обеспечивает быстрый доступ практически к любому параметру.

Прежде всего, нужно отметить удобную функцию вызова пэтчей из памяти. Как уже упоминалось, в синтезаторе реализована схема хранения 16 банков по 16 пэтчей. Сквозной последовательный доступ осуществляется нажатием курсорных кнопок под дисплеем, но это не самый быстрый способ вызова сохраненного звука. Гораздо удобнее пользоваться прямым адресным вызовом, потому что в этом случае любой пэтч извлекается из памяти буквально в два касания.

В нижней части лицевой панели, прямо над клавиатурой, находится линейка из шестнадцати пронумерованных кнопок. Перед первой кнопкой на панели нанесена надпись "Preset". Слева от нее находится кнопка с маркировкой "Bank". Это и есть кнопки адресного вызова. Для выбора банка памяти нужно нажать и удерживать кнопку банка, затем нажать одну из шестнадцати кнопок пресетов. После этого остается лишь нажать только одну кнопку с номером, — и все, пэтч загружен и готов к работе.

Теперь взглянем на лицевую панель внимательней. Вся она последовательно, слева направо, разделена на секции управления, разграниченные вертикальными линиями. Название каждой секции написано сверху: Programming, Arpeggiator, Glide, Mod 1, Mod 2, Oscillators, Mixer, Filter, Envelope Generators, Output. Посмотрим их все последовательно.

Секция Programming содержит общие элементы управления и жидкокристаллический дисплей (рис. 1). Непосредственно под дисплеем находятся три кнопки управления курсором. Две из них, со стрелками, предназначены для перемещения курсора по списку (например, они перебирают подряд все сохраненные пэтчи) и для изменения выбранного параметра. Третья кнопка, обозначенная словом Cursor, обеспечивает навигацию курсора между различными параметрами, а также позволяет переходить по уровням меню (основное/вложенное).

Кнопки MIDI и Global дают доступ к системным меню, назначение кнопки Save ясно из ее названия. Кнопка Compare позволяет в процессе редактирования пресета переключаться из его текущего состояния в то, которое сохранено в исходном пэтче, чтобы непосредственно сравнить оба варианта звучания. Функция удобная, особенно тогда, когда все банки памяти уже заполнены и новые пэтчи проходят перед сохранением строгий отбор. В новом же инструменте почти половина банков пусты, и у музыканта есть простор для деятельности.

Кнопки Preset и Panel позволяют выбрать текущий режим работы синтезатора. В пресетном режиме при выборе каждого нового пэтча звук отражает то состояние кнопок и потенциометров, в котором они находились в момент сохранения. Текущее состояние органов управления лицевой панели на тембр не влияет, если их не трогать. В панельном режиме синтезатор, напротив, считывает лишь текущее, фактическое состояние элементов панели управления, и формирует соответствующий звук, игнорируя данные загруженного пресета. В общем, ведет себя так, как это было в синтезаторах 70-х годов ХХ века.

Если вглядеться внимательней, то над этими двумя кнопками можно увидеть альтернативную маркировку, Edit и Init, соответственно. Нажатие кнопки Init с удержанием позволяет провести инициализацию пэтча. В этом случае все установки контрольной панели сбрасываются в состояние по умолчанию (один осциллятор, модуляции нет). Это помогает конструировать новые звуки "с чистого листа".

Долгое нажатие кнопки Edit, в свою очередь, открывает системное меню Preset Edit. В нем можно изменить некоторые дополнительные параметры пресета, те, к которым нет непосредственного доступа с лицевой панели. Это, например, некоторые установки генераторов огибающей, назначение и диапазон воздействия на выбранный параметр колеса Pitch Bend, а также выбор приоритетной ноты для клавиатуры из списка: последняя, нижняя, верхняя. Полная структура меню подробно представлена в пользовательском руководстве.

Потенциометр Fine Tune, также находящийся в данной секции, управляет тонкой настройкой высоты тона для точной стыковки синтезатора с другими инструментами. Он имеет среднюю точку и может сдвигать строй обоих осцилляторов в пределах полутона вверх или вниз.

В панельной секции Arpeggiator (см. рис. 1) находятся органы управления арпеджиатором. Он активируется кнопкой On (в нижнем левом углу). Рядом с ней расположена кнопка Latch, включающая "залипание": арпеджио продолжает звучать даже после отпускания клавиш.

Потенциометр Rate с довольно крупной ручкой позволяет установить скорость работы арпеджиатора в пределах от 2 до 280 ударов в минуту. Если нажать находящуюся рядом кнопку Sync, то арпеджиатор синхронизируется с поступающими сообщениями MIDI Clock. В этом случае потенциометр Rate выполняет уже функцию делителя (clock divider), привязывая темп арпеджио к той или иной длительности нот. В отсутствие входного MIDI-сигнала арпеджиатор отключается.

Пара кнопок Range позволяет выбрать диапазон генерации арпеджио относительно нажатой клавиши. Направление (вверх или вниз) и количество октав отображаются на светодиодном индикаторе. Если судить по обозначениям, то диапазон работы арпеджиатора ограничен пределами от -2 до +2 октав. В действительности можно добраться и до третьей октавы, нажав кнопку диапазона еще раз. При этом на индикаторе будут светиться одновременно два светодиода: 0 и 2 (соответствующей полярности).

Кнопка Back/Forth, если ее нажать, преобразует однонаправленные паттерны (Up, Down) в двунаправленные (Up/Down, Down/Up). Кнопка Invert преобразует паттерн, работающий в диапазоне нескольких октав. Смысл ее действия состоит в том, что вместо последовательного проигрывания в разных октавах целой фразы, поочередно, с разной высотой, проигрываются составляющие ее ноты. Например, если у вас в обычном режиме проигрывается паттерн C-E-G-C1-E1-G1, то включение функции Invert преобразует его к виду С-С1-E-E1-G-G1. Разумеется, если индикатор Range показывает нулевое значение, то преобразователь не работает.

Селектор Pattern позволяет выбрать один из заранее запрограммированных паттернов арпеджиатора (Up, Down, Play Order, Random) или же использовать встроенный шаговый секвенсор. Для программирования секвенсора нужно перевести селектор в позицию Rec при выключенном арпеджиаторе (кнопка On не должна светиться). Обратите внимание: в режиме записи секвенции функции кнопок On и Latch заменяются на альтернативные. Их названия подписаны над кнопками, в белом поле. Кнопка On выполняет функцию Rest (пауза), кнопка Latch — функцию Tie (лига).

Секвенция может содержать от 1 до 64 шагов. Сам процесс программирования довольно прост. Номер шага в записываемой секвенции отображается на дисплее. Первая записанная нота является ключевой, то есть высота последующих нот запоминается как интервал относительно нее. Нажатием клавиши в текущий шаг секвенции записывается нота. Нажатием кнопки Rest — пауза. Кнопка Tie записывает лигу от текущей ноты до последующей. Если между двумя лигованными нотами есть пауза, то нота, от которой начинается лига, будет звучать соответственно дольше. Если в синтезаторе активирован режим Glide, то между лигованными нотами в секвенции будет отрабатываться скольжение высоты. Отмечу, кстати, что в этом случае Moog Sub 37 способен воспроизводить, в том числе, секвенции, мало отличимые по характеру от секвенций Roland TB303, который является, так сказать, первичным законодателем моды.

Кстати, секвенсор может работать и в режиме Duo, записывая в один шаг сразу две разные ноты. Для записи такой секвенции нужно перевести синтезатор в режим Duo Mode. Об этом режиме мы поговорим позже.

После того как ввод секвенции закончен, нужно перевести селектор паттернов в положение Seq и нажать кнопку On, включающую режим арпеджиатора/секвенсора. Если теперь нажать любую клавишу, то от нее, как от ключевой, начнет воспроизводиться записанная секвенция. Секвенцию можно сохранить в пэтче, как его часть. Если нужно использовать с одним и тем же звуком несколько разных секвенций, то следует сохранить несколько копий пэтча, в каждой из которых запрограммировать разные секвенции.

Секция Glide (см. рис. 1) управляет скольжением звука между разными нотами. В Sub 37 можно выбрать, к какому осциллятору применять глиссандо: только к первому, только ко второму, или к обоим сразу.

Для включения эффекта есть кнопка On, она расположена внизу. Общая скорость глиссандо, или время перехода с одной высоты на другую, задается ручкой Time. Однако здесь есть варианты. В стандартном режиме скорость смены частот постоянна, и поэтому время скольжения зависит от интервала между нотами. Чем он больше, тем продолжительней скольжение. Можно установить режим постоянного времени, когда продолжительность глиссандо не зависит от интервала. В этом случае, чем больше интервал, тем более заметным, более "скоростным" становится эффект. Еще есть возможность установить экспоненциальную форму кривой скольжения. В этом случае глиссандо стартует быстро, но по мере приближения к конечной ноте его скорость замедляется. Указанные режимы можно выбирать, последовательно нажимая кнопку Type. Выбор подтверждается свечением светодиодных индикаторов.

При желании можно использовать режим Legato Glide, когда глиссандо отрабатывается только при игре легато. Если же играть стаккато, переходы будут обычными.

В этой секции есть еще кнопка Gated. В ее ведении находится "доведение до конца" эффекта скольжения. Здесь возможны два варианта. В одном из них высота тона скользит до тех пор, пока нажата клавиша. Если ее отпустить, то осциллятор сразу перескакивает на соответствующую высоту тона. Во втором случае после отпускания клавиши глиссандо остается незавершенным, формально сохраняя управление высотой тона осцилляторов (pitch CV). И при последующем нажатии какой-то клавиши вместо конкретного тона можно услышать "подкат" к ноте. Этот эффект становится особенно заметным при большом времени скольжения.

Две модуляционных секции, Mod1 и Mod2, очень похожи одна на другую (рис. 2). По умолчанию глубина модуляции Mod1 зависит, кроме собственных настроек в данной секции, от поворота колеса модуляции. Других различий между секциями нет.

В качестве источника модуляции в каждой секции может выступать LFO (соответственно, первый и второй), огибающая фильтра или специально запрограммированный источник. Выбор формы колебания LFO, а также альтернативных источников модуляции, осуществляется селектором Mod Source. Каждый LFO имеет пять форм волны. Ручка LFO Rate задает скорость генерации. В обычном режиме этот диапазон составляет 0,1-100 Гц, а в режиме Hi Range, включаемом одноименной кнопкой, 1-1000 Гц.

Скорость работы LFO можно синхронизировать по внутреннему или внешнему клоку, для чего есть кнопка Sync. В этом случае регулятор Rate работает уже в качестве делителя и привязывает циклы к длительностям нот. Нажатие кнопки KB Reset (должна зажечься подсветка) позволяет синхронизировать старт генератора с нажатием клавиши. В противном случае LFO работает непрерывно, и нажатие клавиши может совпасть с любой фазой цикла. При достаточно глубокой модуляции это будет выражаться в том, что при каждом нажатии клавиши издаваемый звук будет отличаться от предыдущего.

Непосредственно с лицевой панели можно выбрать только самые типичные цели модуляции. Частота среза фильтра (Filter Amt) и высота тона осциллятора (Pitch Amt) имеют собственные потенциометры, независимо регулирующие уровень их модуляции. Причем осцилляторы можно модулировать как поодиночке, так и совместно, для чего есть кнопочный переключатель. Третий потенциометр, Mod Amt, работает в паре с кнопочным селектором Mod Dest. В качестве целей здесь можно выбрать форму волны осцилляторов (напомню, в синтезаторах Moog она изменяется плавно, без скачков), уровень выходного усилителя и уровень шума в микшере, скорость другого LFO, скорость отработки огибающей.

Если переключить селектор Mod Source в положение F.EG/PGM, то в модуляционный контур вместо сигнала от LFO будет вводиться сигнал от генератора огибающей фильтра. Если в данной позиции селектора нажать кнопку Controllers, то можно будет запрограммировать иной источник модуляции. Только это уже будет происходить в экранном меню Mod Control. Здесь можно выбрать в качестве источника такие параметры как Velocity, Aftertouch и даже внешний MIDI-контроллер. Но самое интересное в данном меню — пункт Mod x Edit. Он открывает выход в меню нижнего уровня, где отдельно программируется как источник, так и получатель сигнала. В качестве модулятора можно выбрать, например, первый или второй осциллятор, амплитудную огибающую или, скажем, текущее значение Velocity в секвенсоре. Здесь я привел не полный список.

В качестве целей модуляции в данном меню можно выбрать, пожалуй, любой параметр синтезатора. Список содержит около 80 позиций, и все они аккуратно перечислены в пользовательском руководстве. Таким образом, можно говорить о том, что Sub 37 имеет полноценную матрицу модуляции с двумя шинами.

Теперь мы подошли вплотную к первичному звукообразованию. Секция осцилляторов содержит совсем немного элементов управления (рис. 3), поэтому любые манипуляции здесь производятся очень быстро. Первый осциллятор имеет традиционный октавный переключатель высоты тона и фирменный бесшовный селектор волновых форм. Именно из-за бесшовности его и удается модулировать посредством матрицы модуляции. У второго осциллятора набор органов управления несколько шире за счет средств тонкой настройки. Потенциометр полутоновой расстройки Frequency позволяет смещать строй в пределах до семи полутонов вверх или вниз относительно строя первого осциллятора. Конечно, с поправкой на положение селектора Octave, который задает высотный диапазон. В средней точке этого потенциометра оба осциллятора звучат слитно, либо в октавный унисон.

Потенциометр Beat Freq управляет уникальной функцией. Это своего рода негармонический Pitch Shift. Если ручка Frequency задает относительное смещение в центах, которое на разных частотах представляет собой разное количество колебаний в секунду, то функция Beat Freq предлагает абсолютное смещение строя второго осциллятора относительно первого на величину до +/-3,5 Гц. В данном случае смещение — физическая константа, потому что рассчитывается не в центах, а именно в герцах, то есть циклах колебаний за секунду. Какой бы высоты звук мы не взяли, 500 Гц или 3 кГц, разница частот двух осцилляторов будет неизменной. Если потенциометр Beat Freq установлен в средней точке, то никакой расстройки между осцилляторами гарантированно нет.

Кнопка Hard Sync включает жесткую синхронизацию второго осциллятора по первому, опорному. Соответственно, изменяя высоту тона второго осциллятора, работающего в этом режиме, можно в достаточно широких пределах менять тембр звука.

Кнопка KB Reset управляет рестартом осцилляторов при нажатии любой клавиши. Иными словами, начальный момент фазы атаки каждого звука будет всегда соответствовать одной и той же фазе колебаний осцилляторов. Это бывает полезно, например, в партиях жесткого баса, когда нужно получить четко очерченную секвенцию с максимально одинаковой атакой в каждой ноте.

В отдельной рамочке в зоне настроек второго осциллятора можно увидеть кнопки Duo Mode и Kb Ctrl. Первая из них активирует тот самый парафонический режим работы с независимым контролем осцилляторов, о котором упоминалось ранее. Фактически он включается в момент одновременного нажатия двух клавиш. Конкретно поведение второго осциллятора в этом случае зависит от установок, заданных кнопкой Kb Ctrl, по бокам от которой есть два индикатора: Hi и Lo. Если горит индикатор Hi, то второй осциллятор будет контролироваться верхней нотой, а первый осциллятор — нижней. Если горит индикатор Lo, то уже нижняя нота будет управлять вторым осциллятором, а верхняя — первым осциллятором. Если же очередным нажатием кнопки погасить оба индикатора, оставаясь в режиме Duo, то второй осциллятор будет генерировать постоянный тон (drone), независимо от номера нажатой клавиши. В этом случае его высота определяется непосредственно положением регулятора Frequency, диапазон которого в данном режиме расширяется до +/-3 октав.

Секция микшера в Sub 37 сделана очень удобно для живой игры (см. рис. 3). Каждый звуковой источник теперь имеет не только вращаемый регулятор уровня, но и кнопку мгновенного включения/отключения. Источниками здесь выступают первый осциллятор, субосциллятор (минус октава, прямоугольная форма волны), второй осциллятор, генератор розового шума, а также внешний источник. При отсутствии внешнего источника, а точнее, если в соответствующий разъем на коммутационной панели не вставлен джек, последний потенциометр управляет глубиной обратной связи. С выхода микшера сигнал вновь направляется на его вход, и именно этот сигнал контролируется потенциометром. Поэтому он имеет двойную маркировку: Fdbk/Ext In.

Далее по схеме сигнал поступает в фильтр. Управление фильтром тоже реализовано очень удобно. Основной элемент, рукоятка частоты среза (Cutoff), имеет увеличенный размер, благодаря чему ее вращение обеспечивает плавное и аккуратное изменение частоты в пределах от 20 Гц до 20 кГц. Фильтр переходит в режим автогенерации если уровень резонанса (Resonance) находится на отметке 7 и выше.

Ручка Multidrive управляет дисторшн-процессором, который схемотехнически находится на выходе фильтра. Уровень эффекта плавно регулируется от мягкого асимметричного "лампового" ограничения до жесткого клиппирования.

Фильтр имеет переключаемую крутизну характеристики (6, 12, 18, 24 дБ/окт), регулируемое отслеживание клавиатуры (Kb Track) и регулируемую глубину воздействия огибающей (EG Amount).

Кстати, переключать крутизну характеристики кнопкой на панели управления значительно удобнее, чем залезать в меню. При создании звука можно оперативно, прямо на лету, проверить все типы фильтрации и выбрать оптимальный.

Параметры самой огибающей можно менять в секции Envelope Generators (рис. 4). Часть настроек, относящихся к фильтру, промаркирована большой буквой "F". Зона амплитудной огибающей обозначена буквой "A". Оба генератора имеют одинаковый набор параметров. Четыре потенциометра непосредственно управляют четырьмя фазами огибающей, ADSR. В полном формате огибающая имеет шесть фаз, DAHDSR, за счет добавления предварительной задержки атаки (Delay) и фазы удержания ее максимального уровня (Hold). Для управления расширенными настройками необходимо нажать кнопку доступа. Между секциями двух огибающих на панели управления можно увидеть рамку, обозначенную как Knob Shift. Внутри нее, точно напротив четырех потенциометров, нанесены надписи: Delay, Hold, Vel Amt, Kb Track. А слева от надписей, в этой же рамке, находится кнопка без маркировки, — вот она-то нам и нужна. Нажатие кнопки (у нее начинает мерцать подсветка) временно присваивает четырем потенциометрам управление указанными в рамке параметрами.

Ниже ряда потенциометров можно увидеть ряд из пяти кнопок: Multi Trig, Reset, Sync, Loop, Latch On. Первая кнопка фактически отключает режим игры легато (в котором, напомню, нажатие последующей клавиши не перезапускает генератор огибающей, и высота тона меняется без изменения тембра). В режиме Multi Trigger огибающая принудительно формируется при нажатии каждой клавиши, независимо от того, отпущена ли предыдущая или нет. Соответственно, даже при игре легато ваша партия будет выглядеть речитативом.

Режим Reset управляет фазой атаки. В обычных условиях атака начинает формироваться от текущего уровня огибающей, сохранившегося от предыдущей ноты. Включение режима Reset заставляет генератор в любом случае формировать фазу атаки с нулевого уровня.

Кнопка Sync включает привязку огибающей к клоку. Выбор конкретной длительности нот, к которым происходит привязка, осуществляется уже из меню редактирования пресета.

Кнопка Loop включает зацикливание, фактически превращая генератор огибающей в LFO с многочастной, произвольно изменяемой волновой формой. Для петли можно включать "залипание", чтобы генератор продолжал функционировать даже при отпущенных клавишах.

Еще раз повторю, что описанные свойства относятся к обоим генераторам огибающей: и фильтра, и усилителя.

Сформированный звуковой сигнал попадает в конечный усилитель, оснащенный регуляторами уровня линейного выхода и его громкости в наушниках. Гнездо джека для наушников расположено здесь же, прямо под ручкой потенциометра. Звук, выходящий через линейный выход, можно временно отключать кнопкой Mute, при этом в наушниках все остается без изменений.

Коммутация
Давно сложилось такое правило, что коммутационная панель синтезаторов Moog занимается не только вводом/выводом звука, но и предоставляет возможность аналогового или цифрового управления инструментом, на любой вкус. Не стал исключением и Moog Sub 37. Его панель коммутации (рис. 5) содержит разъем электропитания с выключателем, аудиовход и выход на джеках, аналоговые управляющие входы CV и Gate на джеках (для стыковки с модульными синтезаторами), вход и выход MIDI на разъемах DIN5, порт USB. Последний предназначен только для MIDI, аудиосигналы через него передавать нельзя.

Звуковые примеры
Для этого синтезатора я подготовил немного звуковых примеров. Всех возможностей инструмента они не охватывают, — да это и невозможно. Но отработка басов, возможности фильтра и секвенсора в них отражены.

Файл 1-Osc-Saw-Bass-multitrig показывает простой одноосцилляторный бас, в котором частота среза фильтра модулируется генератором огибающей, работающим в режиме Multitrig. Вначале, примерно до десятой секунды, хорошо слышен характерный призвук резонансного "горбика" на характеристике фильтра, затем этот резонанс обнуляется, и звук приобретает нормальную плотность.

Более выраженный басовый звук можно услышать в файле 1-Osc-Saw-Bass. Здесь использовался один осциллятор с пилообразной волной. Из-за резкого закрытия огибающей фильтра звук формируется рублеными ударами, но при ручном увеличении частоты среза он раскрывается, звуки удлиняются, несколько смягчая ударный характер. В начале записи, как и в предыдущем примере, фильтр использует резонанс, который слышен по характерному "вжиканью", и который я плавно убрал на десятой секунде воспроизведения, то есть примерно к середине примера. Без резонанса фильтр начал формировать совсем другой, глубокий и основательный звук.

Пример Filt_No-res показывает работу фильтра совсем без резонанса. Здесь трудится только один осциллятор в басовом диапазоне, фильтр на каждой ноте закрывается по сигналу генератора огибающей, формируя ожидаемо плотный ударный звук.

Нужно сказать, что "плохих" басов у Муга не бывает в принципе. Чтобы сформировать отчетливый бас, нужно чтобы схема поддерживала высокую скорость нарастания выходного напряжения на всех частотах. Я неоднократно просматривал спектральные изображения басовых звуков, взятых с разных инструментов, и всякий раз убеждался, что в электронных схемах Moog и основной тон, и гармоники быстро и практически синхронно достигают максимума. Когда мне попадался инструмент, не очень хорошо справлявшийся с басами, то, как правило, картина была иной: атака гармоник отставала от основного тона, и звук просто размазывался во времени. Работая с Moog Sub 37, я не удержался и тоже визуально оценил спектр. Картина распределения мне понравилась: практически стена (рис. 6). Для удобства просмотра я оставил вертикальную желтую ниточку курсора. Линия времени горизонтальна, следовательно, чем ближе к вертикали будут начальные точки атаки разных гармоник, тем монолитней получится звук. Что, собственно, и наблюдается. Так что, если я буду искать электронный инструмент для баса, из доступных, то в первую очередь подумаю как раз о синтезаторах этой марки. Впрочем, с "не-басовыми" звуками здесь тоже порядок, но к ним требования не такие жесткие, поэтому про них мы говорим меньше.

Продолжим прослушивание. Достаточно спокойные, но при этом вполне плотные басовые звуки, пригодные для проигрывания длинных нот, можно услышать в файле LowBass. Это один из пресетных тембров, густой и основательный, и в нем даже вполне различается "панч", то есть участок с явным ударным уплотнением звука. При этом непосредственно фаза атаки остается довольно мягкой.

Звучание жестко синхронизированного осциллятора, при всей его узнаваемой резкости, зависит еще и от исходной волновой формы. И при поиске нужного тембра имеет смысл изменять сразу два параметра: форму волны и высоту тона. Покрутив два указанных потенциометра, я в какой-то момент получил звук, схожий тембром с басовой партией из альбома Жана-Мишеля Жарра "Рандеву" (второй трек). Если немного позаниматься доводкой (в частности, нужно снизить скорость скольжения), а затем добавить пространственную обработку, то отличить его от оригинала будет непросто. Этим звуком я сыграл фрагмент партии из указанного произведения, но допустил некоторые вольности, немного покрутив колесо модуляции, чего в оригинале не было. Файл с этим примером называется JMJ-bass.

Другой пример работы синхронизированных осцилляторов можно прослушать в файле 2-Osc-hard-sync. Здесь я играл в верхней части диапазона и старался получить прозрачно-стеклянное звучание. Перкуссионный характер звука формировался за счет быстрого закрытия огибающей фильтра.

В файле Paraphonic показан один из вариантов использования парафонического режима. Здесь у меня получилось нечто вроде волынки. В принципе ничто не мешает использовать этот режим при работе с арпеджиатором или секвенсором. В этом случае есть возможность проигрывать по две ноты одновременно, в одном шаге паттерна (секвенции). Это может быть обычный интервал, или вообще произвольная пара нот. Образец такого использования показан в файле DuoMode-with-arpeggiator.

Следующий пример посвящен морфингу волновых форм осциллятора. Несмотря на относительно простой набор этих самых форм, плавное преобразование сигнала из одной формы в другую придает звуку ощутимую подвижность. При дополнительном использовании пространственной обработки такие звуки будут просто "летать". В данном случае записан исключительно "сухой" звук. Морфированию подвергался одиночный осциллятор. Файл с этим примером называется 1-Osc-wave-morph.

В следующем примере можно услышать двухосцилляторный басовый звук с ручной модуляцией форм волны в каждом осцилляторе. С самого начала я ввел дополнительную расстройку осцилляторов при помощи функции Beat Freq. Для проигрывания партии использовался арпеджиатор в режиме короткой секвенции. Начав играть, я сделал основной акцент на взаимной расстройке осцилляторов и на изменении частоты среза фильтра. Затем настроил осцилляторы на слитное звучание и начал активно изменять волновые формы. Особенно отчетливо это слышно в промежутке между 30-й и 40-й секундой воспроизведения. Звук ожидаемо ожил, в секвенции появилась внутренняя фразировка, придающая ей некий дополнительный смысл (кстати, еще более интересных результатов можно добиться автоматической модуляцией, нужно только аккуратно привязать ее к ритмической сетке). Файл с этим примером называется 2-Osc-Bass-seq_morph.

Еще один пример тоже показывает секвенцию с басовым звуком. В процессе игры я крутил ручку фильтра, а также, примерно после 30-й секунды, регулятор Beat Freq, вводящий неглубокую фиксированную расстройку второго осциллятора относительно первого. Волновые формы на этот раз не менялись, и общий характер секвенции оказался более спокойным. Файл называется Sequencer.

Чтобы продемонстрировать разницу в работе фильтров с различной крутизной спада характеристики, я записал один пример технического характера. Он называется Filter_1-2-3-4-pole. Скольжение частоты среза обеспечивается генератором огибающей. В файле записана одинаковая музыкальная фраза, которую я проигрывал для четырех типов фильтров и всякий раз с разными настройками: вначале без резонанса, затем с легким резонансом. То есть, такие парные проходы повторяются четырежды. Звучание всякий раз получается разным, это хорошо заметно. Описывать эту разницу словами я не возьмусь, лучше просто прослушать и сделать собственные выводы.

Для записи следующего примера использовалась специально запрограммированная секвенция с лигами и акцентами, и работал только один осциллятор. Был выбран также трехполюсный фильтр низких частот. Все это было необходимо, чтобы наиболее достоверно сымитировать работу Roland TB303 и, на мой взгляд, результат получился очень хороший. Файл называется 3-Pole-LPF.

Еще одну "говорящую" при помощи фильтра секвенцию можно услышать в файле Acid-Bass-Seq. Это заводской пэтч с подвижным "кислотным" звуком, в котором сохранена секвенция, по своему характеру соответствующая этому тембру. Начав запись, я обыгрывал секвенцию с ее изначально запрограммированной скоростью, довольно высокой. Через несколько тактов я снизил скорость, чтобы иметь возможность более детально прослушать возможные переходы. Особенно любопытный результат получался при смене ключевой ноты в тот момент, когда проигрывался переход между лигованными нотами. Здесь появляется аккуратное, но хорошо заметное соскальзывание звука, которого нет в исходной секвенции. По сути, это ее модификация "на лету". Вхождение фильтра в резонанс, на мой взгляд, вообще очень красивое, я бы сказал, "правильное". Таким образом, в итоге выяснилось, что Moog Sub 37, кроме всех своих достоинств, очень успешно имитирует вполне конкретный аппарат, а именно — Roland TB303.

Заключение
Проработав какое-то время с синтезатором, я пришел к заключению, что он не просто расширяет серию Phatty. Скорее, он создан, чтобы ее возглавить. Посмотрев на лицевую панель, на компоновку отдельных узлов, несложно увидеть схожесть с иными представителями серии, например, с моделью Sub Phatty. Однако в Sub 37 практически все блоки переработаны и в той или иной степени дополнены. В результате он имеет наиболее полный комплект органов управления на лицевой панели с минимумом функций в системных меню. Это дает оперативность и гибкость управления, при этом его глубина, или, если так можно выразиться, "качество", нисколько не страдает. Например, секвенция программируется с панели за пару минут. И глубокое редактирование звука тоже можно провести быстро.

Отдельно стоит отметить систему хранения пэтчей с произвольным доступом. Для аналогового синтезатора такая оперативность — просто подарок.

Если говорить о звучании синтезатора, то я могу дать только отличные оценки. Красиво, мощно, гибко — пожалуй, так можно вкратце охарактеризовать возможности Moog Sub 37. Да и вообще он вдохновляет, — вот что, пожалуй, самое главное. И я считаю, что с его приходом в серии Phatty появился настоящий флагман.

Звуковые примеры

1-Osc-Saw-Bass (2 Мб)
1-Osc-Saw-Bass-multitrig (1,97 Мб)
1-Osc-wave-morph (1,76 Мб)
2-Osc-Bass-seq_morph (5,33 Мб)
2-Osc-hard-sync (1,55 Мб)
3-Pole-LPF (2,96 Мб)
Acid-Bass-Seq (3,28 Мб)
DuoMode-with-arpeggiator (2,13 Мб)
Filt_No-res (2,16 Мб)
Filter_1-2-3-4-pole (2,63 Мб)
JMJ-bass (1,37 Мб)
LowBass (1,47 Мб)
Paraphonic (3,33 Мб)
Sequencer (4,44 Мб)

Модели: 
Moog Sub 37
5
Ваша: нет Средняя: 5 (голосов: 1)

Реклама

Рейтинг@Mail.ru