Статья "Модульные синтезаторы, часть 4"

Автор: 
Владимир Сапрыкин
Дата первой публикации: 
июн 2009

Полумодульные системы Analogue Solutions Red Square и Future Retro XS.

В предыдущей статье серии рассказывалось о практическом знакомстве с модульными системами Doepfer A-100 Basic System 2 и Analogue Systems. На этот раз речь пойдет о полумодульных синтезаторах, тоже представленных двумя моделями. Первая — Red Square компании Analogue Solutions. Второй синтезатор производится американской компанией Future Retro и называется XS.

Analogue Solutions Red Square
Как указывалось во второй части статьи, английская компания Analogue Solutions занимается производством новых аналоговых синтезаторов, а также модифицированием старых экземпляров. Синтезатор, о котором пойдет речь далее, будто специально придуман для наших отечественных музыкантов. Ведь Red Square в переводе означает "Красная площадь". Главная надпись на корпусе синтезатора сделана красным цветом, а прописная буква "R" в названии зеркально развернута до состояния нашей буквы "Я".

Red Square представляет собой полумодульный аналоговый синтезатор с корпусом размером в пять рэковых единиц и массой около пяти килограммов (рис. 22). В сравнении с полностью модульными системами он устроен значительно проще и уже имеет одну предварительно скоммутированную схему синтеза с одним ведущим осциллятором. То есть на нем можно играть сразу, без использования патч-кордов.

Синтезатор имеет встроенный преобразователь MIDI-CV, поэтому может использоваться в системе с любым управлением. MIDI-вход и сквозной выход расположены на задней панели корпуса. Там же есть разъемы на джеках: аудиовыход и прямой вход, для обработки внешнего сигнала.

На лицевой панели синтезатора все разъемы и элементы управления разбиты на секции. Их легко определить по белым контурным линиям, образующим прямоугольники. Верхняя секция, в которой находится линейка потенциометров, представляет собой готовый одноголосный синтезатор. Если этот ряд мысленно отделить от остальных элементов, то он будет похож на однорэковый синтезаторный модуль. Все соединения выполнены внутри, MIDI-конвертор тоже присоединен. Данный синтезатор состоит из следующих узлов: осциллятор VCO1, микшер, фильтр (LPF, 24 дБ/окт), генератор огибающей EG1, управляемый усилитель. Ниже ряда потенциометров находится линейка коммутационных разъемов, которые применяются при расширении схемы.

Осциллятор имеет ручку тонкой подстройки и регулятор портаменто (Glide). Он генерирует одновременно три волновые формы: треугольную, прямоугольную, пилообразную. Все они уже заведены в микшер, и уровень каждого сигнала по отдельности регулируется потенциометром с изображением соответствующей формы волны. Эти же выходы осциллятора соединены с панельными разъемами с соответствующей маркировкой. Здесь уровень сигнала всегда максимальный.

Все разъемы выполнены на обычных джеках и представляют собой входы или выходы узлов синтезатора. Гнезда джеков имеют массивную металлическую гильзу, из-за чего вставлять сам штекер не очень удобно: его нужно четко сориентировать вдоль оси, как патрон в оружейном стволе. В противном случае он будет упираться и застревать.

Все входы обозначены стрелкой, направленной вниз. Стрелка, направленная вверх, означает выходной разъем. Осциллятор имеет синхровход для звукового сигнала опорной частоты и вход "Pitch" с регулятором чувствительности для управляющего напряжения (CV). Сюда можно подавать, например, сигнал от LFO для получения вибрато.

Непосредственно в секции микшера находится регулятор уровня белого шума. Шум генерируется постоянно, и никакой дополнительной коммутации не требует. А вот два других регулятора требуют использования патч-кордов. Тот из них, который обозначен "Ext.Sig", управляет уровнем внешнего сигнала, который подается в одноименный вход. К сожалению, внешний вход только один. Регулятор "RM" позволяет плавно увеличивать уровень выходного сигнала кольцевого модулятора (оба этих блока уже скоммутированы внутри корпуса). Сам перемножитель сигналов (секция Ring Mod) независим от других узлов. Это просто "черный ящик" с двумя входами и одним выходом. Именно так он используется в обычных модульных системах. Исходные сигналы для кольцевого модулятора, "X" и "Y", необходимо подавать в одноименные входные разъемы при помощи патч-кордов. Рядом с этими входами есть отдельный выход. Выходное напряжение на нем всегда имеет полный уровень и не регулируется.

В секции микшера есть отдельные выходы для шума и для сигнала субосциллятора. Последний представляет собой прямоугольную волну октавой ниже основного тона осциллятора.

Фильтр имеет регуляторы частоты среза, резонанса и кросс-модуляции (X.Mod). Последний параметр представляет собой, скорее, регулятор уровня усиления в схеме фильтра. Во всяком случае, на слух это воспринимается как легкий перегруз. Кроме этого, фильтр имеет два регулятора, управляющие глубиной модуляции частоты среза. Один из них привязан к генератору огибающей EG1 и управляет уровнем только этого сигнала. Второй регулятор (Mod. Level) изменяет уровень сигнала, приходящего на внешний управляющий вход. Разъем расположен прямо под этим регулятором и обозначен "Cutoff". Это единственный вход, в котором стрелка нарисована острием вверх, вопреки принятой системе обозначений.

Из особенностей этого фильтра я бы назвал необычность контура обратной связи, управляющего резонансом. Возможно, из-за особенностей реализации самой схемы, возможно, из-за характеристики переменного резистора, управляющего глубиной резонанса, вход в режим самовозбуждения происходит скачкообразно. Когда начинаешь крутить ручку Q, усиление сигнала на частоте среза поначалу нарастает медленно, почти незаметно, но в какой-то момент прыгает вверх, и фильтр мгновенно начинает свистеть как Соловей-разбойник. Компенсации усиления здесь, похоже, нет, а уровень свиста таков, что индикаторы в микшерном пульте зашкаливают, хотя обычный сигнал перед этим имел уровень примерно минус 12 дБ. А без плавного входа в резонанс фильтр реализует не все заложенные в него возможности. Впрочем, может быть, это особенность именно того экземпляра синтезатора, с которым я работал. При фильтрации внешнего сигнала, подаваемого в Red Square, резонансом вообще было невозможно воспользоваться, из эстетических соображений. Зато без него фильтрация происходит настолько глубоко, что можно, например, аккуратно вырезать из цельной композиции ударные и басы, практически полностью заглушив те партии, которые находятся в более высокочастотной области.

Генератор огибающей EG1 "AR" имеет два регулятора: Attack и Release. Есть также двухпозиционный переключатель "Sustain In/Out", с помощью которого можно выбрать режим работы огибающей: с фазой сустейна или без нее. В первом случае формируется огибающая типа ASR. Время атаки и послезвучания устанавливается указанными потенциометрами. Между ними отрабатывается фаза поддержки с максимальным уровнем, то есть пока клавиша нажата, синтезатор продолжает издавать звук.

В положении переключателя "Out" фаза сустейна не формируется, и генератор огибающей отрабатывает всего две стадии: атаку и спад (Decay). По окончании времени атаки сразу наступает фаза спада, которая опускает сигнал до нуля, даже если клавиша еще нажата.

Таким образом, несмотря на свою простоту, генератор EG1 имеет универсальное применение, от протяженных сольных партий до формирования перкуссионных звуков. У него есть внешний триггерный (запускающий) вход, а также выход сформированного контурного сигнала (самой огибающей), который можно использовать для управления другими электронными узлами. Этот же сигнал по внутренним цепям заведен на управляющий вход фильтра (EG.Amount) и усилителя.

Управляемый усилитель имеет трехпозиционный переключатель для выбора источника управляющего напряжения. В режиме "EG1" усилитель управляется генератором огибающей — это стандартный синтезаторный режим. Если выбрать положение "Gate", то усилитель будет открываться сразу по приходу указанного сигнала и оставаться в таком положении до тех пор, пока сигнал не исчезнет (например, при отпускании клавиши). Никаких регулировок времени открытия и закрытия усилителя нет. Такой настройкой пользуются, например, при игре органными тембрами. В последнем режиме, "Thru", усилитель всегда остается полностью открытым. Это удобно при использовании фильтра в качестве процессора эффектов для внешнего звукового источника, чтобы не нажимать никаких клавиш на клавиатуре во время обработки.

Общий уровень выходного сигнала синтезатора можно изменять ручкой Volume. Она же действует на уровень сигнала на выходе для наушников. Разъем, обозначенный словом Level, предназначен для подачи внешнего управляющего напряжения, например, от LFO (эффект тремоло). Вход оснащен встроенным аттенюатором и работает только тогда, когда переключатель находится в режиме Gate или Thru. Второй разъем, Signal, предназначен для вывода готового звука синтезатора. Он включен параллельно выходному разъему на задней панели.

Оставшиеся блоки, которые имеет система Red Square, предназначены для дополнительного подключения к первому, "основному" синтезатору, хотя могут работать и без него. Это второй осциллятор (VCO2), второй генератор огибающей (EG2 ADSR), низкочастотный генератор (VC LFO), модуль Sample&Hold (S&H), модуль преобразователя MIDI-CV. Есть также три коммутационные матрицы (Multiple), предназначенные для распределения одного сигнала между несколькими целями. Две матрицы четырехконтактные, третья имеет пять разъемов.

Осциллятор VCO2 похож на первый, но не имеет ни синхровхода, ни внутренней коммутации с иными блоками. Его связь с другими модулями осуществляется только патч-кордами. Один провод потребуется для подачи сигнала Pitch от преобразователя MIDI-CV, все остальные — для вывода сигналов с разными волновыми формами. Регулятор Mod.Level используется как аттенюатор управляющего сигнала. Если он находится в максимальном положении, то вход имеет стандартную чувствительность 1 В/окт, как раз для обычного режима игры. Уменьшенной чувствительностью входа можно пользоваться для создания различных эффектов. Типичный пример — частотное вибрато. Однако поскольку второй осциллятор имеет только один управляющий вход, реализовать в нем вибрато практически невозможно. В первом осцилляторе таких проблем нет, поскольку он имеет два входа, внутренний и внешний (регулируемый). Следует также отметить, что второй осциллятор настроен на октаву ниже первого. Изменить настройку нельзя.

Генератор огибающей EG2 формирует типичное четырехступенчатое управляющее напряжение, ADSR. Запуск генератора происходит при подаче управляющего сигнала на триггерный вход. Такой сигнал можно получить с триггерного выхода преобразователя MIDI-CV, тогда огибающая будет стартовать синхронно с нажатием клавиши. В качестве запускающего можно также использовать сигнал от LFO. В этом случае огибающая будет автоматически формироваться с каждым новым периодом приходящего колебания. Это дает возможность при конструировании модуляционных цепочек использовать вместо простого сигнала от LFO более сложное колебание генератора огибающей. Сам генератор имеет два выхода, прямой и инверсный. Они выдают напряжения одинаковые по форме, но с разной полярностью.

Низкочастотный модулирующий генератор (LFO) имеет четыре выхода с разными формами напряжений и один управляющий вход. Частота генерации зависит от величины входного напряжения и положения регулятора Speed. Если управляющий сигнал не используется, то частота генерации задается непосредственно этой ручкой.

Модуль Sample&Hold (S&H) имеет вход для анализируемого сигнала с регулятором уровня, вход для задающего сигнала (Clock) и выход. В качестве источника сигнала случайной формы здесь применяется шумовой генератор (его выход расположен в секции микшера). Для получения классического эффекта управляющий сигнал можно отбирать с прямоугольного выхода LFO, а выходной сигнал заводить в схему управления фильтром. В качестве управляющего можно использовать, например, сигнал Gate от преобразователя MIDI-CV. В этом случае при каждом нажатии клавиши модуль Sample&Hold будет формировать выходное напряжение разного уровня и держать его до отпускания клавиши.

Модуль преобразователя MIDI-CV имеет четыре выхода. При нажатии клавиши выход Pitch выдает стандартное управляющее напряжение CV (примерно от -2 до +8 В, с шагом 1 В/окт), выход Trig — сигнал Gate (около 10 В). Выход Accent формирует обычный сигнал типа Gate в том случае, когда на MIDI-вход поступает сообщение Note On со значением Velocity более 80. Поворот колеса Pitch Bend на MIDI-клавиатуре также преобразуется в смещение контрольного напряжения на выходе Pitch.

Выход Control формирует дополнительное контрольное напряжение, изменяемое от 0 до 10 В. Величина этого напряжения зависит от принимаемого значения какого-либо MIDI-контроллера. Воспринимаемый контроллер выбирается простым программированием преобразователя. Для этого есть одна маленькая кнопочка, с помощью которой модуль вводится в режим программирования, или "обучения". В этом режиме преобразователь ожидает приход MIDI-сообщения. Если поступил сигнал о нажатии клавиши, то преобразователь настроится на обработку значений Velocity. Если, например, покрутить колесо модуляции, то преобразователь в дальнейшем будет принимать значения только этого контроллера, и напряжение на выходе Control будет напрямую от него зависеть. С помощью этого выхода можно реализовать различные схемы управления синтезатором.

В целом, если описать свои впечатления от этого синтезатора, то я бы воспользовался сравнением с танком. Цвет корпуса и толщина железа здесь ни при чем, хотя они тоже соответствуют этому образу. Просто звук Red Square очень основательный, иногда слишком прямолинейный. Тонкие эффекты получать с его помощью трудновато, хотя если постараться, то, вероятно, можно. Звуки для мелодических партий (типа Lead) тоже, на мой взгляд, страдают некоторой прямолинейностью. Но зато бас получается очень основательным и достаточно разнообразным. Электронная "бочка" для трансовой музыки — тоже правильная, с нужным характером, тягучая и плотная.

Future Retro XS
XS представляет собой полумодульный аналоговый синтезатор в небольшом металлическом корпусе, который можно использовать и как настольный, и в рэке, где он занимает три единицы высоты (рис. 23). Для настольного использования целесообразно присоединить к боковинам корпуса идущие в комплекте металлические полозья. Тогда лицевая поверхность будет наклонена к пользователю. Без полозьев лицевая панель будет лежать горизонтально. Синтезатор подключается к сети через адаптер, входящий в комплект поставки.

XS оснащен встроенным преобразователем MIDI-CV и поэтому может подключаться к управляющим источникам обоих типов. Вся необходимая основная коммутация между различными блоками синтеза уже выполнена внутри корпуса. Поэтому для игры на синтезаторе достаточно подключить его к клавиатуре (MIDI или CV/Gate) и к усилителю. Большинство функций будет доступно без какой-либо внешней коммутации. Для реализации дополнительных связей между различными узлами синтезатора, а также для подключения внешних устройств на лицевой панели предусмотрена линейка разъемов типа джек.

Синтезатор имеет следующие основные узлы: преобразователь MIDI-CV/Gate, три осциллятора (А, В, С), микшер, мультирежимный фильтр, два генератора огибающей, LFO, управляемый усилитель. Все узлы связаны между собой гибкой системой модуляции.

Вообще-то, полноценными осцилляторами являются лишь первые два. Первый может генерировать пилообразный и прямоугольный сигнал, а также белый шум. В режиме "external audio" он просто проводит внешний сигнал с входа Audio In. Второй осциллятор производит синусоидальную, треугольную, пилообразную, а также прямоугольную волновую форму с изменяемой шириной импульса. Управление параметром PWM возможно от различных источников, которые выбираются специальным селектором.

Третий осциллятор представляет собой в большей степени ведомый звуковой источник. Он даже называется иначе, не "Oscillator C", а "Wave C". Самостоятельно он может генерировать только шум. Есть также режим использования внешнего сигнала (Ext) и режим кольцевого модулятора (Ring). Во втором случае под сигналом источника "С" подразумевается звук с выхода кольцевого модулятора, который обрабатывает сигналы осцилляторов "А" и "В".

Еще три режима работы "Wave C" относятся к субосцилляции. В этом случае генерируется прямоугольный сигнал с частотой на одну, две или три октавы ниже опорного сигнала. В качестве опорного источника используется второй осциллятор. Сигналы всех трех источников в произвольной пропорции смешиваются в микшере.

Первый осциллятор имеет октавный переключатель частотных диапазонов на шесть октав и тонкую подстройку (+/-6 центов), которая действует на оба осциллятора. Второй осциллятор имеет переключатель диапазонов шириной в 12 октав и ручку плавной настройки в диапазоне +/-9 полутонов. Он может жестко синхронизироваться в такт первому осциллятору.

Для управления модуляцией двух осцилляторов в синтезаторе выделена отдельная секция Oscillator Modulation. Для каждого осциллятора предусмотрен выбор собственного источника модуляции и регулировка глубины воздействия. Для модуляции первого осциллятора (А) можно использовать сигнал LFO, второго осциллятора или внешний источник (вход Ext на коммутационной панели). Напряжение от LFO может использоваться как в чистом виде, так и с регулировкой его уровня при помощи колеса модуляции на клавиатуре (режим "LFO MW"). Можно также управлять частотой осцилляции, непосредственно вращая колесо Mod Wheel (режим "Mod W"). В режиме "Wav B" сигнал второго осциллятора поступает в секцию модулятора в чистом виде. В режимах "B Env" уровень этого сигнала изменяется под управлением генератора огибающей (Env 1), причем полярность огибающей можно выбирать.

Второй осциллятор имеет немного измененный список источников модуляции. Здесь можно выбрать LFO, колесо MW, внешний источник, значение параметра Velocity, а также выходные сигналы первого и третьего осцилляторов. Кроме перечисленных источников модуляции второй осциллятор может изменять высоту тона под управлением огибающей Env 1. Воспользоваться такой модуляцией можно в любой момент — достаточно повернуть ручку "B Env 1", которая управляет глубиной воздействия огибающей.

Сформированные сигналы осцилляторов попадают в микшер, и с его выхода направляются в двухполюсный фильтр. Фильтр имеет четыре режима работы: LPF, BPF, HPF, Notch. Есть регуляторы частоты среза, резонанса и перегруза. Последний можно изменять от легкой окраски до жесткого скрежета. Кстати, на глубину и характер перегрузки фильтра заметно влияет уровень сигнала, выходящего с микшера. Если регуляторы уровня в микшере установить в максимальное положение, то перегруз обеспечен даже без использования регулятора Overdrive. Это вносит в звук характерные оттенки. Для формирования чистого выходного сигнала микшера регуляторы в нем рекомендуется выставлять положение не более трех четвертей от их полного хода. Если представить их круговую шкалу в виде циферблата обычных часов, то оптимальным "чистым" уровнем будет положение регуляторов в диапазоне от двенадцати до двух часов. Дальше начинается окрашивание звука. Вообще, работа фильтра с номинальным и завышенным уровнем сигнала заметно различается на слух: если в первом случае фильтр может мурлыкать как кот, то во втором он начинает порыкивать и скрести когтями.

Фильтр имеет собственный блок модуляции. Параметр Key Follow устанавливает зависимость частоты среза от номера нажатой клавиши, а в режиме самовозбуждения позволяет использовать фильтр как осциллятор с синусоидальной формой волны. Параметром Velocity регулируется зависимость амплитуды огибающей (Env 1), которая модулирует фильтр, от скорости нажатия клавиши. Ручная регулировка уровня модуляции от огибающей осуществляется отдельным регулятором Env 1. Кроме этого есть ручка селектора, позволяющая выбрать другие модуляторы фильтра: внешний источник, LFO, колесо Mod Wheel, сигналы осцилляторов "В" и "С". Есть варианты комплексных модуляторов: LFO, уровень которого регулируется колесом Mod Wheel, а также сигнал осциллятора "В", уровень которого контролируется этим же колесом или сигналом огибающей с генератора Env 1. Общая глубина модуляции устанавливается регулятором Amount.

Собственно генератор модуляционной огибающей Envelope 1 — четырехстадийный. Время атаки изменяется от 0,5 мс до 4 с, время спада — от 2 мс до 10 с. Этого диапазона достаточно для самых разных целей.

Второй генератор, Envelope 2, предназначен для работы с усилителем. Он имеет два регулятора, обозначенные как Attack/Decay и Decay/Release. Их функционирование зависит от того, какой из четырех типов сигнала будет выбран селектором. Он расположен в секции выходного усилителя и обозначен надписью "Env 2 Shape". Типы напряжений здесь такие: Attack / Decay, Attack / Sustain / Release, Accented Decay / Sustain / Release, Accented Decay / Normal Decay. Первый тип — это типичная двухстадийная огибающая AD, часто применяемая для перкуссионных звуков. Второй — ASR с максимальным уровнем в фазе поддержки. Здесь регулируется продолжительность фаз атаки и послезвучания. Два последних типа — это огибающие с управляемым акцентом, то есть чувствительные к входной величине параметра Velocity.

Нужно отметить, что регулятор Velocity в секции усилителя устанавливает влияние скорости нажатия клавиши на амплитуду огибающей Env 2. А вот в секции Accent можно определить влияние Velocity на время атаки и спада для огибающих Env 1 и Env 2. Для этого есть ручка чувствительности, устанавливающая порог срабатывания схемы, и отдельные регуляторы для длительности каждой стадии.

Следует помнить о том, что во втором генераторе огибающей акцентирование возможно только для двух типов кривых, в названии которых есть слово Accented. Для первого генератора таких ограничений, конечно, нет. Изменения времени атаки и спада происходят в тот момент, когда входящее значение параметра Velocity превысит пороговый уровень, установленный ручкой Sensitivity. При этом вспыхивает голубой светодиод, расположенный рядом с ручкой чувствительности.

Коммутационное поле, расположенное в верхней части лицевой панели синтезатора, дает возможность выводить вовне сигналы с различных узлов синтезатора, например, с каждого осциллятора по отдельности, с выхода LFO, фильтра. Можно также вывести контрольное напряжение от первого генератора огибающей. Плюс к этому — ретрансляция входящих сигналов, например, CV, Gate или Mod Wheel.

Входные разъемы, в свою очередь, обеспечивают ввод внешних сигналов в цепи управления. Вход Audio In предназначен для ввода звукового сигнала, который используется осцилляторами "А" и "С" (их селекторы должны быть в положении "Ext"). А вход Osc Mod направляет сигнал в секцию модуляции осцилляторов, расширяя ее возможности. Например, пользуясь только внутренней коммутацией, невозможно модулировать осциллятор "А" сигналом осциллятора "С". На если соединить патч-кордом выход осциллятора "С" с входом Osc Mod и установить селектор "A Mod Select" в положение "Ext", то такая модуляция будет реализована.

Стоит отметить еще и то, что некоторые выходы на патч-панели выполнены "с секретом". Например, выходы первого и второго осцилляторов поддерживают подключение трехконтактного джека. При этом с крайнего разъема (Tip) снимается выходной сигнал осцилляторов в чистом виде, а со среднего (Ring) — сигнал, амплитуда которого изменяется по команде первого генератора огибающей. Выход первого генератора огибающей тоже двухканальный. При использовании трехконтактного джека контакт Tip снимает огибающую с положительной полярностью, а контакт Ring — с отрицательной.

Напоследок нужно упомянуть интересное устройство селектора CV Track в секции Pitch Control (это в левом верхнем углу лицевой панели). Этот селектор распределяет чувствительность осцилляторов "А" и "В" к командам смены высоты тона, поступающим от встроенного конвертора MIDI-CV и с входа CV In. Селектор имеет четыре позиции: "А В", "А ВХ", "АХ В" и "АВХ". Буква "Х" здесь означает "External", что подразумевает сигнал с входа CV In.

В первом случае оба осциллятора одинаково реагируют на команды изменения номера ноты, поступающие от конвертора MIDI-CV. Во второй позиции селектора на команды, поступающие с MIDI-входа, реагирует только осциллятор "А". Осциллятор "В" в данном случае воспринимает команды только с входа CV In. Если же на вход CV In не подается никакой управляющий сигнал, то осциллятор "В" генерирует сигнал неизменной высоты (Drone), вне зависимости от номера клавиши, нажимаемой на MIDI-клавиатуре.

В третьей позиции все наоборот: высотой тона осциллятора "А" управляет "внешний" источник CV In, а высотой осциллятора "В" — сигнал на MIDI-входе. В четвертой позиции селектора оба осциллятора не воспринимают номер MIDI-ноты, а ждут команду от входа CV In. И если не дождутся, то будут воспроизводить стационарную частоту. Такая конструкция узла Pitch Control дает широкие возможности использования осцилляторов в качестве модуляторов.

Отмечу, что пользовательское руководство содержит несколько страниц с описанием типовых пэтчей. Собственно, это не описание, а схема лицевой панели, на которой регуляторы находятся в том или ином положении. Если установить ручки в те же позиции, то синтезатор будет издавать требуемый звук.

На этом описание синтезатора можно считать завершенным. В целом, он устроен довольно просто, однако при вдумчивом подходе позволяет находить немало скрытых нюансов, позволяющих разнообразить звук. Лично я охарактеризовал бы этот аппарат как очень мелодичный. Звуки, основанные на самовозбуждении фильтра и пограничных его состояниях, в принципе, тоже получаются достаточно выраженными и плотными. Однако именно в этом "жанре", на мой взгляд, более сильным игроком выступает синтезатор Analogue Solutions Red Square. Возможно, это связано с большей крутизной характеристики фильтра в Red Square.

Звуковые примеры Analogue Solutions Red Square
Названия файлов, относящихся к синтезатору Analogue Solutions Red Square, начинаются с сочетания RS. В большинстве названий содержится информация о содержимом файла. Например, RS_Basses — это набор басовых звуков. А файл с названием RS_FM_Bass содержит только один тип басового звука: он получен с помощью FM-модуляции осциллятора. Еще мне удалось, и, полагаю, неплохо, сымитировать басовый звук, извлекаемый защипыванием струны. Файл с этим примером называется RS_FingerBass.

Пример под названием RS_Bagpipes (электронная имитация волынки) содержит образец двухосцилляторной работы синтезатора, когда один из осцилляторов не подчиняется командам смены ноты (высоты тона).

Некоторые звуковые примеры показывают звуки синтезатора не в чистом виде, а в сопровождении иных инструментов, чтобы продемонстрировать его работу в реальном окружении. В частности, в примере с басом типа FM на одном из участков в качестве сопровождения использован арпеджированный подклад. Аналогично, в примере с мягким электронным басом, RS_SmoothBass, после чистой басовой партии проигрывается ее повтор в сопровождении иного инструмента. В сопровождении записаны и примеры с использованием функции Sample&Hold.

Среди звуковых примеров есть образцы спецэффектов, полученные посредством модуляции осцилляторов (файл RS_Osc_FX) или фильтра (файл RS_LFO_Env_FilterFX). Причем, в последнем случае фильтр модулируется генератором огибающей, которым, в свою очередь, управляет LFO.

Файл RS_RM_Solo показывает образец сольного звука, формируемого двумя осцилляторами с использованием кольцевой модуляции. Вначале осцилляторы имеют легкую взаимную расстройку, что заметно по характерным биениям. Примерно через пятнадцать секунд после начала воспроизведения осцилляторы настраиваются в абсолютный унисон, что мгновенно проявляется уменьшением полетности звука. Он становится как будто неподвижным и прямолинейным. Затем вновь вводится легкая расстройка осцилляторов, и тембр звука сразу приобретает объем.

Другое двухосцилляторное соло в исполнении Red Square я записал в сопровождении сложного подкладочного звука, взятого из синтезатора Waldorf micro Q. Такой выбор был сделан для того, чтобы максимально оттенить или замаскировать это соло. Ведь micro Q очень хорошо умеет создавать именно такие "широкие" звуки. Однако здесь маскировка, на мой взгляд, не сработала, несмотря на все старания. В данном примере первоначально вступает сопровождение, а затем неспешно появляется собственно соло. Вначале звучит только один осциллятор, а примерно на сороковой секунде воспроизведения его плавно начинает поддерживать осциллятор номер два. Это хорошо заметно по изменению тембра сольного звука, поскольку осцилляторы используют разные настройки. Начав в верхнем диапазоне, сольная партия постепенно спускается вниз, и к началу третьей минуты воспроизведения постепенно достигает басового регистра. Файл называется RS_Solo.

Файл RS_TranceBD показывает работу фильтра в режиме самовозбуждения с модуляцией от генератора огибающей. В качестве примера я сформировал здесь звук трансовой "бочки", которую используют музыканты соответствующего направления. А в файле RS_TranceBD_mix записан набросок композиции в стиле транс, где используется подобный ударный звук.

Звуковые примеры Future Retro XS
Звуковые примеры для этого синтезатора начинаются с буквосочетания XS. В большинстве случаев по имени файла можно понять, что именно демонстрируется в данном примере. Например, XS_Solo — это действительно сольный звук. По этой причине я прокомментирую лишь отдельные примеры, которые действительно требуют некоторого пояснения. Например, файл XS_Osc1-2_&arpeg показывает работу синтезатора в солирующем режиме, когда к звуку одного работающего осциллятора плавно добавляется звук второго, и все это сопровождается аккомпанементом из простого арпеджио. Соло начинает играть в верхнем диапазоне и постепенно продвигается вниз.

В файле XS_solo_FilterMod используется модуляция фильтра сигналом второго осциллятора (Osc "B"). Первоначально слышен вполне "чистый" тембр сольной партии, но через полминуты после начала воспроизведения вводится модуляция сигналом осциллятора, управляемого, в свою очередь, генератором огибающей. Момент введения модуляции легко выявить по характерным "трубным" оттенкам тембра.

Файл XS_VelocityAccent содержит короткий образец использования функции акцента для изменения времени атаки генератора огибающей. При легком нажатии клавиш атака короткая и звуки резкие. При более сильном ударе по клавише срабатывает пороговый триггер, и звук заметно растягивается во времени.

Три файла с названием XS_FilterMod_byOsc показывают различные способы модуляции фильтра осциллятором.

В басовых секвенциях демонстрируется плавная развертка фильтра с обязательной артикуляцией от генератора огибающей. Причем, в файле XS_AcidBassSeq, в самом конце, показан простой пример использования значения Velocity для управления перегрузом фильтра. Некоторые шаги использованного при записи арпеджио передавали повышенное относительно других шагов значение Velocity, которое детектировалось пороговым устройством в секции акцента. Отсюда и изменения в звуке.

Электронная перкуссия, записанная в файле XS_Percussion, создавалась двумя способами. То, что имитирует удары барабана — это самовозбужденный фильтр с управлением от генератора огибающей. Имитация малого барабана и хетов — это работа осцилляторов в режиме генерации шума.

Заключение
На этом обзор завершен. Я надеюсь, что он поможет интересующимся этой темой открыть для себя что-то новое. Мир модульных синтезаторов огромен, и знакомство с четырьмя разными его представителями дает возможность лишь в какой-то мере к нему прикоснуться.

Часто бывает так, что при непосредственном сравнении нескольких устройств выявляются фавориты. Но в данном случае, если говорить о каких-то сравнениях, то я бы вообще не стал объявлять никаких результатов. Собственно, такая цель и не ставилась. И к тому же мне понравились все устройства, с которыми я имел дело. По большому счету все они дают пользователю огромный арсенал средств, которыми нужно лишь суметь воспользоваться.

Все же необходимо в очередной раз отметить, что модульную систему некорректно сравнивать с "просто синтезатором", поскольку она может расширяться почти до бесконечности. Если же отнестись к использованным мной малым системам как к законченным инструментам, то я бы мог обозначить некоторые нюансы или, скорее, свои ощущения, сформировавшиеся в процессе работы с ними. Скажем, если мне понадобится аппарат, формирующий основу для трансовых направлений музыки, то есть, главным образом, плотный бас и "трансовую" бочку, то я выберу Analog Solutions Red Square. Его будет вполне достаточно для этих целей, и у меня будут дрожать стены. Система Doepfer А-100 уже в конфигурации Basic System универсальна и позволяет делать практически все, что захочется. А вот если бы мне понадобилось сочинять и играть исключительно печальные и возвышенные мелодии, то я бы с удовольствием поработал с какой-нибудь небольшой системой производства Analog Systems. Она очень к этому располагает, во всяком случае, меня. Что же касается синтезатора Future Retro, то я, как уже упоминалось выше, продолжаю относиться к нему в большей степени как к мелодическому синтезатору. Это, несмотря на то, что я извлекал из него и басы, и эффекты, и перкуссию. Возможно, на меня так действует его двухполюсный фильтр (12 дБ/окт). Иногда хочется "поддать посильнее", заставить синтезатор дрожать мелкой дрожью. Но он на такие провокации не всегда поддается и исполняет свои партии очень аккуратно. В отличие, например, от Red Square, который с трудом сможет играть басовую секвенцию второго плана, с аккуратной скользящей разверткой фильтра. Он будет рваться в бой и пробиваться в главную партию. А вот XS сделает это именно так, как требуется.

Поэтому от выводов или рекомендаций я воздержусь. Кроме, пожалуй, одной. Если вы еще не пробовали играть на модульном синтезаторе, то я бы посоветовал непременно это сделать.

Звуковые примеры

Analogue Solutions Red Square
RS_Bagpipes MP3 (318 Кб) WAV (3,41 Мб)
RS_Basses MP3 (953 Кб) WAV (10,2 Мб)
RS_Filter_LFO_Mod MP3 (547 Кб) WAV (5,87 Мб)
RS_FingerBass MP3 (85 Кб) WAV (0,93 Мб)
RS_FM_arpeg MP3 (468 Кб) WAV (5,03 Мб)
RS_FM_Bass MP3 (500 Кб) WAV (5,37 Мб)
RS_LFO_Env_FilterFX MP3 (301 Кб) WAV (3,22 Мб)
RS_Osc_EnvMod MP3 (392 Кб) WAV (4,2 Мб)
RS_Osc_FX MP3 (89 Кб) WAV (0,96 Мб)
RS_RM_Solo MP3 (689 Кб) WAV (7,4 Мб)
RS_Sample&Hold1 MP3 (279 Кб) WAV (2,99 Мб)
RS_Sample&Hold2 MP3 (482 Кб) WAV (5,17 Мб)
RS_SmoothBass MP3 (394 Кб) WAV (4,24 Мб)
RS_Solo MP3 (2,37 Мб) WAV (26 Мб)
RS_TranceBD MP3 (181 Кб) WAV (1,94 Мб)
RS_TranceBD_mix MP3 (652 Кб) WAV (7,01 Мб)

Future Retro XS

XS_AcidBassSeq MP3 (414 Кб) WAV (4,45 Мб)
XS_BassSeq MP3 (727 Кб) WAV (7,82 Мб)
XS_DirtyBass MP3 (251 Кб) WAV (2,69 Мб)
XS_ElectricBass MP3 (109 Кб) WAV (1,16 Мб)
XS_FilteredArpeg MP3 (746 Кб) WAV (8,02 Мб)
XS_FilteredNoise MP3 (660 Кб) WAV (7,09 Мб)
XS_FilterMod1_byOsc MP3 (367 Кб) WAV (3,94 Мб)
XS_FilterMod2_byOsc MP3 (567 Кб) WAV (6,09 Мб)
XS_FilterMod3_byOsc MP3 (720 Кб) WAV (7,74 Мб)
XS_Osc1-2_&arpeg MP3 (1,03 Мб) WAV (11,4 Мб)
XS_Percussion MP3 (130 Кб) WAV (1,38 Мб)
XS_PhatStack_lead MP3 (250 Кб) WAV (2,67 Мб)
XS_Solo MP3 (789 Кб) WAV (8,49 Мб)
XS_solo_FilterMod MP3 (1,33 Мб) WAV (14,7 Мб)
XS_SyncedOsc MP3 (533 Кб) WAV (5,72 Мб)
XS_VelocityAccent MP3 (154 Кб) WAV (1,64 Мб)

Другие статьи серии
Модульные синтезаторы
Модульные синтезаторы, часть 2
Модульные синтезаторы, часть 3
Модели: 
Future Retro XS
5
Ваша: нет Средняя: 5 (голосов: 1)

Реклама

Рейтинг@Mail.ru