Статья "Merging Technologies Pyramix"

Автор: 
Борис Никитин
Дата первой публикации: 
авг 2015

Компьютерные системы.

На удивление мало информации можно найти об истории швейцарской компании Merging Technologies. Известно, что она была образована в 1991 году, а ее основной продукт, компьютерная система Pyramix под Windows, был выпущен во второй половине 90-х. Довольно быстро эта система приобрела популярность в области мастеринга, и особенно ее популярность увеличилась к концу 2000-х, когда компания Sonic Solutions потеряла свои позиции в этой области, а в фирме SADiE наступил период неопределенности (сначала она обанкротилась, потом была приобретена компанией Prism Sound). Сейчас можно сказать, что Pyramix является одной из самых распространенных программно-аппаратных систем, предназначенных для мастеринга.

Впрочем, Pyramix может применяться не только для мастеринга. Способность поддерживать до 384 треков (в максимальной конфигурации) делает ее пригодной и для многодорожечной записи, что активно используется, например, в области классической музыки.

Pyramix не является единственным продуктом компании Merging Technologies, она также выпускает, например, медиасервер и секвенсор Ovation (предназначен для сценических выступлений, театральных постановок, тематических парков, а также вещания) и видеорекордер VCube. Но в контексте разговора о Pyramix наиболее интересны такие продукты компании, как модульные цифровые преобразователи Horus и Hapi, о которых будет подробнее рассказано позже.

Изначально Pyramix была только ресурсонезависимой системой и требовала для работы наличия специальных плат: в первых версиях Kefren или Keops, затем Mykerinos (можно отметить необычность названий, используемых компанией: Хефрен, Хеопс и Микерин — древнеегипетские фараоны, а ранее упоминавшиеся Хор и Хапи — египетские боги). Однако в 2005 году была выпущена и ресурсозависимая программа — Pyramix Native. Ее мы подробнее рассмотрим позже (точнее, ее демонстрационную версию), а пока обсудим другие варианты.

Итак, в ресурсонезависимом варианте Pyramix требовала наличия одной или нескольких плат Mykerinos, процессоры которых использовались для необходимых расчетов. Сначала эти платы выпускались только для шины PCI (модели MYK-MB), потом появились и варианты для шины PCIe (модели MYK-X). Их разновидности отличались друг от друга частотой процессора и объемом памяти.

Кроме того, на платы Mykerinos устанавливались дочерние платы с входами и выходами: как аналоговыми, так и цифровыми форматов ADAT, AES/EBU, TDIF, SDIF и MADI.

Принципиальное изменение произошло в 2007 году, с выпуском Pyramix версии 6, когда в компании Merging Technologies разработали программное аудиоядро под названием MassCore. Принцип его действия объясняется следующим образом. В компании считают, что современные центральные процессоры достаточно производительны для выполнения операций по подсчету данных, требуемых для многодорожечного аудио. Слабым звеном в данном случае является операционная система, располагающаяся между прикладной программой и процессором, и вызывающая задержку выполнения операций. Технология MassCore как бы прячет одно или несколько ядер многоядерного центрального процессора от операционной системы и напрямую использует их для нужд программы Pyramix. В современно исполнении это позволяет компьютеру с одним четырехядерным процессором поддерживать одновременно 384 входа и 384 выхода (при частотах дискретизации до 48 кГц) со временем ожидания 1,33 мс, 256 аудиошин и практически неограниченное количество плагинов.

Первое время система Pyramix могла работать как за счет процессора платы Mykerinos, так и в режиме MassCore. Однако с версии 8 поддерживается только режим MassCore (и требуется четырехъядерный процессор минимум), а платы Mykerinos можно использовать только для ввода-вывода аудиосигнала и синхронизации. Да и это не обязательно, поскольку компания Merging Technologies выпускает уже упоминавшиеся модульные цифровые преобразователи Horus и Hapi, использующие протокол Ravenna (AES67) для передачи данных (как аудио, так и синхронизации) по обычной компьютерной сети.

Horus и Hapi
Поскольку для систем MassCore необходимо наличие устройства ввода-вывода аудиосигнала от компании Merging, а платы Mykerinos постепенно уходят в прошлое, рассмотрим подробнее современные предложения: модульные цифровые преобразователи Horus и Hapi.

Обе модели поддерживают частоты дискретизации до 384 кГц, а также форматы DSD64/128/256. Связь с компьютером осуществляется посредством Ethernet-сети, используется протокол Ravenna (он же AES67). Осуществляется ввод-вывод не только аудиосигналов, но и сообщений синхронизации и дистанционного управления.

Преобразователи используют одинаковые опциональные платы с входами/выходами, среди которых есть модели с восьмью аналоговыми входами (микрофонными/линейными), восьмью аналоговыми выходами (обе выпускаются в двух вариантах: обычном, поддерживающем частоты дискретизации до 192 кГц, и Premium, поддерживающим частоты до 384 кГц и формат DSD), а также восьмью аналоговыми входами и выходами.

Старшая модель, Horus (рис. 1), имеет шесть слотов для опциональных плат с входами/выходами, 24-канальный цифровой интерфейс формата AES/EBU (три 25-контактных разъема D-Sub), цифровой интерфейс формата MADI (оптический и электрический), отдельный слот для установки второго цифрового интерфейса формата MADI (что увеличивает общее количество MADI-каналов до 128 максимум), два выхода для наушников (джек и миниджек на передней панели), вход и выход Word Clock (BNC), 15-контактный разъем D-Sub для синхронизации (LTC, MTC, видео), жидкокристаллический дисплей. Возможна установка опций RS422 и GPIO, а также второго блока питания. Устройство выполнено в двухрэковом корпусе.

Младшая модель, Hapi (как уже говорилось, преобразователи названы именами египетских богов, и, согласно мифологии, Хапи является сыном Хора), имеет два слота для опциональных плат с входами/выходами, восьмиканальный цифровой интерфейс формата AES/EBU (25-контактный разъем D-Sub), оптический цифровой интерфейс (восьмиканальный формата ADAT или двухканальный формата SPDIF), два выхода для наушников (джек и миниджек на передней панели), вход и выход Word Clock (BNC), 15-контактный разъем D-Sub для синхронизации, жидкокристаллический дисплей. Плата MADI-интерфейса устанавливается в один из двух слотов. Опционально возможно питание от источника постоянного тока. Устройство выполнено в однорэковом корпусе.

Помимо систем Pyramix MassCore преобразователи могут использоваться с другими компьютерными системами и программами, для чего прилагаются драйверы формата ASIO и Core Audio. ASIO-драйвер также используется для варианта Pyramix Native.

Возможности Pyramix
Компьютерная система Pyramix предназначена для записи, редактирования, микширования и мастеринга аудио (MIDI не поддерживается), причем не только микшировать, но и редактировать можно прямо во время записи (что особенно востребовано в области вещания). В основе концепции системы лежит принцип нейтральности звучания, что производитель объясняет склонностью швейцарцев к нейтралитету...

В максимально расширенном варианте система поддерживает до 384 треков при частотах дискретизации до 48 кГц, до 48 треков при частотах до 384 кГц, а при наличии программной опции Mastering — до 48 треков формата DSD (в том числе DSD256).

Возможен импорт файлов формата AAF, OMF, CMX/EDL, OpenTL, DAR Reel/Segments, Sonic Solutions, AES31, FCP XML, XML, CD, DDP, Akai DD/DR. Поддерживается одновременное использование файлов с разными частотой дискретизации, разрядностью, форматом, кодеком и количеством каналов. Есть редактор фейдов, действующий с точностью до семпла, возможно создание асимметричных кроссфейдов. Используются опция сжатия/растяжения времени и изменения высоты тона посредством алгоритма DIRAC3 и алгоритм изменения частоты дискретизации HEPTA. Возможен вывод в разных форматах.

Есть микшер с подгруппами, посылами, шинами (в том числе многоканальными) и группами управления (VCA). Поддерживаются плагины формата VS3 (собственный формат Merging Technologies) и VST, прилагается несколько десятков плагинов. Возможны автоматизация любого параметра микшера, компенсация задержки продолжительностью до 23 секунд.

Есть мониторная секция с поддержкой нескольких наборов акустических систем, заглушением, управлением фазой и обратной связью (причем для этой секции можно использовать отдельный аудиоинтерфейс, имеющий ASIO-драйвер), библиотека данных (аудиофайлов, настроек микшера) с функцией поиска (данные можно использовать в разных проектах и на разных системах, объединенных сетью), индикаторы уровней, опция Final Check Metering с дополнительными индикаторами и анализаторами.

Поддерживаются контроллеры, использующие протоколы Oasis (Open Audio System Integration Solution), Eucon и MIDI/HUI.

Программа имеет широкие возможности настройки интерфейса, а также специальные функции для обеспечения безопасности и надежности (например, автоматическое отключение клавиатуры для защиты от несанкционированного управления, резервное копирование данных).

На прошедшей весной этого года выставке Musikmesse была анонсирована версия 10 программы Pyramix, отличающаяся поддержкой только 64-разрядных систем, наличием интегрированной функции воспроизведения видео, возможностью обработки эффектами отдельных клипов и некоторыми другими изменениями. Но пока что текущей для Pyramix является версия 9.1.8.

Pyramix Native
Системные требования программы Pyramix Native: Windows 7 Pro/Ultimate (32- и 64-разрядная), 4 Гб RAM, графическое разрешение 1280 x 1024 пикселя. Тем не менее, как это иногда бывает, программа устанавливается (и успешно работает) под управлением операционной системы Vista, так что она испытывалась на компьютере с Windows Vista SP2 (32-разрядная), процессором Intel Core 2 Quad 2,5 ГГц и 2 Гб RAM.

Помимо самой программы также устанавливаются всякие дополнительные драйверы, так что по окончанию установки надо перезагрузить компьютер. Затем следует запустить программу VS3 Control Panel для настройки базовых параметров, типа выбора аудиоядра.

Пробная версия Pyramix Native сильно ограничена по возможностям (например, она поддерживает только два входа и выхода, не позволяет сохранять проекты и добавляет синусоидальный сигнал к аудиозаписи), так что о тонкостях настройки или качестве звука речь не пойдет — только об интерфейсе.

После запуска программы открывается практически пустое основное окно, в верхней части которого есть главное меню и инструментальная панель, а в нижней — транспортная панель, некоторые дополнительные органы управления, а также строка состояния. Вся центральная часть (изначально пустая) предназначена для проекта, который нужно открыть или создать (это можно сделать с использованием готового шаблона).

Проект представляет собой высший уровень иерархии в программе и содержит все остальные элементы. Его обязательными частями являются микшер и произведение (composition). Произведение содержит клипы, размещенные на треках в соответствии с линейкой времени (привычная "область аранжировки"). Клипы являются указателями на мастер-клипы, каждый из которых, в свою очередь, указывает на один или несколько аудиофайлов. Сами аудиофайлы напрямую в программе не используются, так что все редактирование ведется в неразрушающем режиме. Даже для импорта готового аудиофайла требуется сначала "смонтировать" папку, в которой он содержится, чтобы представить этот файл как мастер-клип.

Окно проекта (рис. 2) разделено на две части: панель редактирования (верхнюю) и панель администрирования (нижнюю). Панель редактирования содержит сверху линейку времени с несколькими полями управления, а под ней: органы управления треками (слева) и клипы (справа). Панель администрирования содержит несколько закладок с различными инструментами для управления проектом: монтажным листом, списком треков, редактором фейдов и т. д.

Область органов управления треком называется заголовком трека. Двойным кликом в самой левой части заголовка (до всех органов управления) каждый трек переключается между четырьмя вариантами высоты, от чего зависит и набор показываемых органов управления. Кнопками в левой нижней части панели редактирования (1, 2, 4, 8, 16 и A) высота треков изменяется таким образом, чтобы все имеющееся пространство было занято соответствующим количеством треков (всеми имеющимися треками в случае кнопки A). Расположенный справа от этих кнопок слайдер плавно меняет высоту всех треков. Высоту выделенного трека также можно менять перетаскиванием его нижней границы или вращением колеса мыши при нажатой клавише Shift.

При минимальном варианте высоты видна только одна строка органов управления с двумя полями, четырьмя кнопками и индикатором уровня. В первом поле указывается канальная линейка или выходная шина, на которую поступает сигнал с трека. Второе поле — название трека. Далее идут кнопки готовности к записи, режима мониторинга, заглушения и солирования.

Вторая строка органов управления содержит поле выбора входа, кнопку управления слоями (playlists), кнопку доступа к используемым плагинам, кнопку управления автоматическим сокрытием трека, кнопку варианта показа клипов (с уровнеграммой, только с названием, с уровнеграммой и огибающей уровня), кнопку управления показом данных автоматизации.

На третьей строке располагаются поля управления принадлежностью трека к группе и субдорожками автоматизации.

Сигналы нескольких треков можно направить на одну канальную линейку и с одного входа можно направить сигнал на несколько треков. Только надо принять во внимание, что органы управления в заголовке трека по большей части относятся к канальным линейкам микшера, так что назначение треков на одну канальную линейку приведет к тому, что их органы управления будут связаны.

У треков с двумя и более каналами по умолчанию показываются органы управления только первого канала.

В отличие от многих других подобных программ, в Pyramix для выполнения самых разных операций редактирования используется один и тот же "инструмент", действие которого меняется в зависимости от местонахождения курсора и нажатия вспомогательных клавиш. Например, выделенный клип (рис. 3) имеет по краям квадратные маркеры. Перетаскиванием верхних маркеров создаются фейды, перетаскиванием средних клип обрезается с начала или конца, перетаскивание нижних маркеров обрезает только область фейда. При нажатой клавише C появляется инструмент "нож", которым клип можно разрезать на части. Перемещение клипа с нажатой клавишей D позволяет скопировать его, а с клавишей F — скопировать на другой трек с сохранением положения относительно линейки времени. Нажатием клавиши Ctrl вызывается инструмент создания кроссфейда, а нажатием клавиши Alt — лупа. И это только часть имеющихся возможностей по модификации основного инструмента.

Отдельно хотелось бы сказать про поддерживаемый программой принцип редактирования Source and Destination, особенно часто используемый в классической музыке. Поскольку классические музыканты обычно не играют под метроном и не исправляют ошибки посредством записи врезкой, неудачная часть дубля может отличаться от такой же, но удачной части другого дубля по продолжительности. Принцип Source and Destination состоит в выделении удачной части одного дубля (как источника, то есть Source) и замещении ею неудачной части другого дубля (как цели, то есть Destination), независимо от того, совпадают они по продолжительности или нет (при необходимости, последующий материал сдвигается вперед или назад). Существуют методы "2-point", "3-point" и "4-point", все поддерживаются Pyramix. При первом методе указываются только начальная или конечная точки источника и цели, при третьем методе — начальная и конечная точки источника и цели, а при втором методе начальная и конечная точки указываются в одном случае (либо у источника, либо у цели), а во втором случае указывается одна точка.

Микшер в программе является не просто средством смешивания сигналов, это центр, обязательный элемент, отвечающий за коммутацию, автоматизацию, синхронизацию и многое другое. Есть разнообразные готовые варианты микшера и большое количество способов его настройки, так что описывать все органы управления нет смысла. Познакомимся только с основными возможностями.

Кнопки в правом верхнем углу микшера (рис. 4) переключают базовые режимы работы этого окна, помимо основного режима под названием "Mix!" есть также режимы Configure, Route и Organize. Но большая часть работы обычно происходит именно в режиме Mix!, имеющем привычный вид аппаратного микшера с входными линейками и выходными шинами, количество которых, конечно, тоже настраивается.

Важно понимать, что в микшере программы Pyramix сигнал проходит снизу вверх канальной линейки и сверху вниз выходной шины. Среди выходных шин есть такие их разновидности, как посылы (Aux) и подгруппы (SG), так вот, посылы предназначены не для обработки, а для мониторинга (хотя в посылах можно использовать плагины, если это требуется для мониторинга), а для обработки следует использовать подгруппы. Входные линейки помимо обычной разновидности имеют также вариант под названием Direct Monitoring Input Strip, предназначенный для мониторинга исполнителем во время записи и отличающейся минимальным временем задержки.

Микшер может получать аудиосигнал из других приложений и отправлять аудиосигнал другим приложениям, если те поддерживают формат драйверов ASIO.

Особенностью интерфейса микшера является то, что для управления вращаемыми регуляторами следует перемещать курсор влево-вправо, а не вверх-вниз.

Стоимость
Сколько же стоит система Pyramix? На этот вопрос не так просто ответить, поскольку существует большое количество вариантов ее приобретения. Прежде всего, есть четыре базовых набора, Broadcast, Music, Mastering и Post, предназначенных для разных областей применения и отличающихся составом программных опций (сразу скажу, что практически каждую опцию можно также приобрести дополнительно). Например, самый недорогой набор, Broadcast, не содержит более развитую основную программу Pyramix Virtual Studio Core, а только бесплатную Pyramix LE. Набор Music также отличается от него поддержкой многоканального пространственного звука и наличием более развитого параметрического эквалайзера. Набор Mastering имеет поддержку форматов SACD, DSD и DXD, а также группу измерительных функций. А самый дорогой набор, Post, например, содержит опции видеоплеера и озвучивания (ADR). Но при этом нельзя сказать, что по мере увеличения цены функции только прибавляются — в том же наборе Post, например, нет поддержки SACD, DSD и DXD.

Каждый из наборов существует как в ресурсозависимом варианте, так и в варианте MassCore. Причем вариантов MassCore, на самом деле, три: MassCore 48, MassCore 128 и MassCore 256. Цифры в названиях первых двух соответствуют максимальному количеству треков (они же входы-выходы) при частотах дискретизации до 48 кГц, а MassCore 256 поддерживает до 384 треков, поэтому иногда называется 256+. Ресурсозависимый вариант поддерживает максимум 24 трека при частотах дискретизации до 48 кГц в случае набора Broadcast (с программой Pyramix LE) и 96 треков в случае остальных наборов (с программой Pyramix Virtual Studio Core). Опция Pyramix Native Extended увеличивает максимальное количество каналов, поддерживаемых программой Pyramix Virtual Studio Core в ресурсозависимом варианте до 128.

В результате, набор Broadcast в ресурсозависимом варианте (MSP-NAT-BROAD) стоит около 6500 евро, а набор Post в варианте MassCore 256 (MSP-256-POST) стоит около 21500 евро. И напомню, что речь идет только о программном обеспечении, в этой цене еще нет ничего аппаратного. Также следует учесть возможное (а в некоторых случаях и необходимое) приобретение дополнений типа ключей защиты от несанкционированного использования, сетевой платы, кабелей и т. д. А в случае систем MassCore необходимо также устройства ввода-вывода аудиосигнала от компании Merging. Ресурсозависимые варианты также могут их использовать, но это уже не является обязательным, поддерживаются и обычные аудиоинтерфейсы с ASIO-драйверами.

Также компания предлагает готовые системы с рэковым (или подобным) компьютером, установленными и протестированными программами и периферией. Среди предлагаемых компьютеров есть, например, бесшумный вариант, использующий для охлаждения тепловые трубки.

Еще можно приобрести плагины сторонних производителей, их для Pyramix выпускают такие компании, как Flux, Cedar, VB Audio, Algorithmix и некоторые другие.

Заключение
В общем, в системе Pyramix я нахожу только один недостаток. Конечно, можно сказать, что ее интерфейс выглядит немного старомодно, но он вполне функционален. Некоторые пользователи также отмечают необходимость довольно долгого изучения программы для полноценного использования имеющихся возможностей, но это характерно практически для любой развитой системы. Наверно, можно придраться еще к каким-то мелочам (типа неудобного импорта сторонних аудиофайлов или нестандартного управления вращаемыми регуляторами), но все-таки главный минус Pyramix — это ее высокая стоимость.

Что ж, это профессиональная система, обладающая громадными возможностями, работающая исключительно стабильно и позволяющая получать великолепные результаты. Если в Ваши задачи не входят многодорожечная запись качественной акустической музыки (особенно классической), работа на чрезвычайно ответственных мероприятиях (типа концерта по случаю свадьбы в британской королевской семье) или в крупных вещательных компаниях, а также мастеринг в форматах с высоким разрешением, то, скорее всего, эта система будет для Вас избыточна. Но для тех, кому надо это делать, система Pyramix должна быть одним из основных претендентов на приобретение.

0
Ваша: нет

Реклама

Рейтинг@Mail.ru