Статья "Magix Samplitude Pro X"

Автор: 
Борис Никитин
Дата первой публикации: 
июн 2012

Новая версия программы.

Последний раз в МО рассматривалась версия 10 программы Samplitude, статья о которой была опубликована в апрельском и майском номерах за 2009 год. В сентябре того же года была выпущена версия 11, а в сентябре 2011 года вместо версии 12 появилась программа Samplitude Pro X (впрочем, несмотря на новое название, внутри программа все равно имеет версию 12). Посмотрим, что изменилось со времен десятой версии.

Версия 11 выпускалась в вариантах Samplitude и Samplitude Pro, отличавшихся друг от друга функциональностью. Samplitude Pro X заменяет их оба, а ее вариант Samplitude Pro X Suite отличается только наличием в комплекте поставки дополнений: набора плагинов Analogue Modelling Suite Plus, инструментального процессора Vandal и расширенной библиотеки семплов.

Минимальные системные требования: Windows XP/Vista/7 (в том числе 64-разрядные), процессор Intel Pentium IV или AMD Athlon 1,5 ГГц, 1 Гб RAM (4 Гб для 64-разрядных систем), DVD-привод. Я использовал для работы с программой компьютер под управлением операционной системы Windows Vista SP2 (32-разрядная) с процессором Intel Core 2 Quad 2,5 ГГц и 2 Гб RAM.

Интерфейс
В версии 11 появились возможности присваивать трекам цвета и закреплять элементы интерфейса в определенных местах, в Samplitude Pro X эти функции были расширены.

Чтобы окрасить трек, можно кликнуть по узкой полосе между заголовком трека и областью аранжировки, но намного больше возможностей появляется при выборе инструмента Color. В этом случае при клике на объекте он окрашивается в предварительно выбранный цвет, если сделать это с нажатой клавишей Shift (или правой кнопкой мыши) на аудиообъекте, то окрасится только изображение самого сигнала, а с нажатой клавишей Ctrl — наоборот, только фон объекта. На рисунке 1 сверху вниз показаны все три варианта окраски.

Отдельные элементы интерфейса (редакторы, индикаторы, списки, транспортную панель) можно перемещать и закреплять в определенных местах, в том числе на специальной панели (Docking Bay). Элемент можно открепить от панели и закрепить обратно двойным щелчком на его заголовке. При перетаскивании элемента интерфейса в окне программы появляются символы стрелок (по всем сторонам и в центре). Когда курсор проходит над одной из стрелок, в окне выделяется цветом определенная область. Если в этот момент отпустить кнопку мыши, элемент будет закреплен в данной области. Тем же способом можно менять расположение элементов внутри панели Docking Bay.

На инструментальной панели программы Samplitude Pro X появилось поле поиска. В результатах поиска показываются названия команд меню и, после слов "Help topic", заголовки тем файла помощи. Команды при выборе исполняются, а темы открываются. Стрелка справа от поля показывает список недавно использовавшихся команд.

Редактор объектов
В программе Samplitude Pro X улучшен редактор объектов: изменен его интерфейс и добавлены новые функции (рис. 2).

Прежде всего, появилась панель автоматизации с опцией включения показа кривой автоматизации, двумя меню для выбора управляемого параметра, кнопкой оперативного переключения в режим рисования кривой автоматизации. Тем самым, значительно расширены возможности автоматизации объекта.

Область управления плагинами дополнена меню для выбора офлайновой обработки, кнопками настройки эффектов и сохранения/загрузки параметров.

В правом верхнем углу редактора появились кнопки для управления четырьмя ячейками, предназначенными для сохранения настроек редактора объекта.

Кнопка "to all" заменена опцией Apply to all, которая, впрочем, делает то же самое — позволяет применить настройки ко всем выделенным объектам.

Правым щелчком на органе управления открывается доступ к дополнительным настройкам многих параметров, например, таким образом можно заглушить или инвертировать отдельные каналы стереофонического объекта.

Кроме того, добавлена кнопка солирования, слайдер уровня теперь обеспечивает максимальное усиление +12 дБ, а в правом нижнем углу редактора появилось поле для комментария.

Также изменен интерфейс редактора MIDI-объектов.

Revolver
В версии 11 программы Samplitude Pro появились треки типа Revolver, предназначенные для хранения нескольких разных дублей. При переключении дублей настройки трека, а также эффекты и фейды не изменяются, что позволяет прослушивать разные варианты записи в контексте.

В заголовке трека есть кнопка с символов барабана револьвера, нажатием которой вызывается меню с настройками треков типа Revolver. Здесь можно создать новый трек (пустой или копию текущего), удалить имеющийся, а также выбрать дубль, который будет звучать при воспроизведении. При помощи команды Take Composer в нижней части окна аранжировки открывается окно специального редактора дублей (рис. 3).

Редактор похож на обычное окно аранжировки, но в нем показаны все имеющиеся треки дублей, а самый верхней трек содержит результат, то есть то, что будет звучать. Если результат надо собрать из частей разных дублей, можно переключить редактор в режим Cut (это делается в меню маркеров). После этого любая выделенная область на одном из дублей заменяет собой то, что есть на самом верхнем (результирующем) треке.

Spectral Mode
В программе Samplitude Pro X появился спектральный режим редактирования непосредственно в окне аранжировки. Сначала надо переключить объект в режим показа в виде спектрограммы, выбрав в его контекстном меню команду Object Color / Name — Spectral Display. Затем следует переключить курсор в такой же режим (меню Edit — Mouse Mode — Spectral Mode). После выделения на спектрограмме прямоугольной области появятся кнопки OK, нажатие которой подтверждает удаление выделенного сигнала, и Cancel, отменяющая эту операцию (рис. 4).

Pre-/Post-Recording
В версии 11 появились функции пре- и постзаписи, то есть записи до ее фактического начала или после ее окончания. Включить и настроить эти функции для записи аудио можно в меню File — Program Preferences — System/Audio (также вызывается нажатием клавиши Y), на вкладке Record. Следует отметить, что они работают только при использовании ASIO-драйвера. Продолжительность предварительной записи настраивается в пределах от 2 до 120 секунд, Post-Recording — от 0,2 до 2 секунд. Чтобы увидеть записанный таким образом материал, необходимо расширить границы аудиообъекта.

А на вкладке MIDI можно включить предварительную запись MIDI-данных, называющуюся Retrospective Recording. Ее продолжительность настраивается в пределах от 2 до 600 секунд.

Шаблонный квантайз
Функция квантайза по шаблону появилась в версии 11. При квантайзе MIDI-данных шаблон может влиять не только на стартовые позиции, но и на динамику и продолжительность нот. Если в окне настроек квантайза (вызывается через меню Object — Quantize — MIDI Quantize Settings или правым щелчком на кнопке Quantize в MIDI-редакторе) выбрать шаблон, то появятся опции apply Groove Velocity и apply Groove Note Length, позволяющие установить степень влияния этих данных (рис. 5).

Шаблоны можно создавать в MIDI-редакторе, выделив требуемые ноты и выбрав в меню Edit (обратите внимание: имеется в виду меню MIDI-редактора, а не всей программы) команду Create groove template from selection.

Также шаблоны можно получать из аудиоданных. Для этого сначала надо определить транзиенты (фронты звукового сигнала) в аудиообъекте: выделить его и выбрать команду Detect Transients в меню Object — Quantize — extended audio Quantize. Затем в том же меню нужно выбрать команду Create Groove Template from Transients.

Проделывая все эти операции, я вспоминал, насколько просто это происходит в программе PreSonus Studio One 2 (см. статью): открываем панель квантайза, переключаем ее в режим Groove, выделяем клип (аудио или MIDI), перетаскиваем его на панель грува — шаблон готов! Право, есть что позаимствовать.

Velocity Dynamics
Функция Velocity Dynamics, появившаяся в версии 11, позволяет изменять параметр динамики MIDI-нот подобно тому, как динамические процессоры (компрессоры, экспандеры и т. д.) изменяют аудиосигнал. Функцию можно использовать как MIDI-эффект, то есть в реальном времени при воспроизведении (включается нажатие кнопки Velocity Dyn в разделе MIDI редактора трека, окно настройки вызывается правым щелчком по этой кнопке), или как офлайновую обработку (MIDI-редактор, меню MIDI Functions — Velocity Dynamics). В последнем случае есть несколько дополнительных параметров.

Окно настройки содержит регуляторы степени компрессии, порогового уровня и компенсации уровня. Опция Invers позволяет инвертировать параметр порогового уровня (будут обрабатывать только значения динамики ниже установленного уровня), опция Auto — автоматически регулировать уровень для достижения максимального значения динамики (127). В поля Limit maximum и Limit minimum можно ввести максимальное и минимальное значения динамики. С помощью опций linear, exp и sin/cos можно выбрать тип характеристики.

Появляющаяся в случае офлайновой обработки (рис. 6) опция Affect only notes within the limit позволяет изменять только те значения динамики, что находятся в диапазоне, установленном в полях Limit maximum/minimum. Кнопки и поля set fixed и Randomize предназначены, соответственно, для установки у всех обрабатываемых нот единого значения динамики и случайного значения. Опция %relativ позволяет устанавливать диапазон случайного изменения в процентах.

Трек управления темпом
В программе Samplitude Pro X добавлен трек управления MIDI-темпом, содержащий карту темпа в виде кривой автоматизации. На самом деле, это не какой-то отдельный трек, а просто параметр автоматизации. Для его создания надо открыть контекстное меню в разделе автоматизации редактора трека и выбрать команду Tempo. На выделенном треке появится линия темпа (ее значение соответствует текущему темпу проекта), которую можно графически редактировать. В проекте может быть только один темпо-трек, но это может быть любой трек.

Управление кривой довольно запутанное и зависит от выбранного режима работы курсора. Мне показалось, что плавные изменения темпа удобнее всего рисовать в режиме Curve, но есть и другие варианты.

Функции анализа и измерения
В программе Samplitude Pro X переработаны функции анализа и измерения (рис. 7): изменен их интерфейс, добавлены многоканальные пространственные варианты и возможность индивидуальной настройки использования нескольких функций одновременно. Среди инструментов есть пиковый индикатор уровня, осциллоскоп, измеритель разрядности, коррелометр, вектроскоп, пространственный индикатор уровня, индикатор ширины стереобазы (Direction meter), анализатор спектра, спектрограмма и тюнер. Отмечу, что измеритель громкости есть только в гораздо более дорогой программе Sequoia.

Эффекты
В версии 11 был добавлен набор essentialFX, первоначально состоявший из пяти эффектов. Количество плагинов в этом наборе постоянно увеличивалось, и в версии Samplitude Pro X их уже десять: компрессор, гейт, деэссер, вокальная линейка (компрессор, деэссер, гейт, ВЧ-фильтр, регулятор тембра), имитатор ламповой окраски, ревербератор, хорус/фленджер, фейзер, стереофонический дилей и тремоло. Два последних плагина поддерживают синхронизацию с темпом. Эффекты имеют схожие интерфейсы, отличаются низкой требовательностью к компьютерным ресурсам и представляют собой базовый набор повседневных алгоритмов.

Кроме того, в версии 11 появились два более развитых плагина: максимайзер громкости sMax11 и шестиполосный эквалайзер EQ116, имеющие некоторые общие элементы интерфейса. Например, в заголовке окна каждого плагина показывается величина задержки (в семплах). Ниже расположены органы управления пресетами, кнопка включения/выключения воспроизведения, кнопка вызова подсказки, а также две кнопки, описания которых нет ни в руководстве пользователя, ни в файле помощи. Первая управляет обходом (хотя в правом нижнем углу окна есть аналогичная опция), а вторая — автоматизацией. EQ116 рядом также имеет кнопки управления двумя вариантами настроек и кнопку обнуления всех параметров.

У лимитера/максимайзера sMax11 еще ниже находятся органы управления параметрами (регуляторы входного и выходного уровней с отдельными кнопками обнуления и общей кнопкой линкования, после нажатия которой изменение одного уровня приводит к противоположному изменению другого, а также регулятор времени восстановления) и индикаторы уровней (входного, выходного, изменения) с кнопкой обнуления. В самом низу есть список Modus, в котором можно выбрать режим работы: Balanced, Fast, Aggressive, Hard-Clipper. Режимы отличаются быстротой срабатывания, уровнем искажений и т. д.

Шестиполосный параграфический эквалайзер EQ116 (рис. 8) имеет для каждой полосы опцию включения, органы управления уровнем, частотой и добротностью (надо выбрать соответствующее поле и перемещать слайдер справа), селекторы типа и крутизны фильтра. Как это принято у параграфических эквалайзеров, параметрами также можно управлять посредством графического дисплея, под которым находится кнопка Scale Options, вызывающая диалоговое окно для настройки шкалы дисплея. Справа есть регулятор выходного уровня, индикаторы входного и выходного уровней, а также селектор режима: Normal, Oversampling (обработка на повышенной частоте дискретизации), Linear phase (с линейной фазовой характеристикой).

Одним из отличий варианта Samplitude Pro X Suite является наличие в комплекте поставки набора плагинов Analogue Modelling Suite Plus, содержащего четыре эффекта, имитирующих аналоговые процессоры. Все плагины встречались еще в предыдущих версиях программы, хотя, конечно, изменились с тех пор (по большей части, внешне). Компрессор AM-Track и энвелопер AM-Pulse (текущие версии 1.61) появились еще в версии 8 программы Samplitude Pro (см. МО, январь 2006), имитатор ламповой канальной линейки AM-Phibia (текущая версия 1.11) известен со времен Samplitude 9, а компрессор/лимитер AM-Munition (также 1.11) — с десятой версии.

В версии 11 программы Samplitude Pro появился виртуальный инструментальный процессор Vandal, который был подробно рассмотрен во второй части статьи "Программные гитарные процессоры 8" (см. МО, сентябрь 2010). В программе Samplitude Pro X его нет, только в наборе Samplitude Pro X Suite.

Инструменты
Начиная с версии 11 прилагаются такие виртуальные инструменты, плагины формата VSTi, как 16-голосная ритм-машина BeatBox 2, семпл-плеер Vita и 12-голосный имитатор аналогового синтеза Revolta 2. В демонстрационную версию Samplitude Pro X Suite, которой я пользовался, входит только последний инструмент. Кроме того, семпл-плеер Vita и библиотеки к нему можно скачать дополнительно (меню Help — Download instruments & sounds). Так что их и рассмотрим подробнее.

Синтезатор Revolta 2 (рис. 9) имеет два осциллятора, генератор шума, фильтр, два генератора огибающей, два LFO, два процессора эффектов, 16-шаговый секвенсор и матрицу модуляции.

У каждого осциллятора есть плавный регулятор формы волны (от синусоидальной до пилообразной и прямоугольной с переключателем последней на другой вариант пилообразной формы), регулятор ширины импульса, регулятор модуляции (у первого осциллятора — вторым, у второго — генератором шума). Второй осциллятор также имеет кнопку управления высотой тона с клавиатуры и регуляторы точной и грубой настройки. Уровни осцилляторов управляются регулятором баланса. У генератора шума есть регулятор окраски, кнопка включения режима Sample&Hold, регулятор уровня.

Генераторы огибающей имеют регуляторы четырех стадий (ADSR) и регулятор степени влияния сообщений динамики, у огибающей фильтра также есть регулятор степени влияния номера ноты. Сам фильтр имеет селекторы типа (ВЧ, НЧ, полосовой) и крутизны, регуляторы частоты среза, уровня резонанса, перегрузки и степени влияния огибающей.

Каждый LFO имеет селектор формы волны (синусоидальная, прямоугольная, случайная), регуляторы частоты, глубины и времени задержки, кнопку синхронизации с темпом и меню для выбора цели модуляции.

Процессоры эффектов имеют меню для выбора алгоритма, три регулятора параметров (зависят от алгоритма) и регулятор уровня.

Шаговый секвенсор имеет 16 слайдеров для изменения значения каждого шага, селектор продолжительности шага, регуляторы глубины модуляции и плавного изменения значений, меню для выбора цели модуляции.

Практически у каждого из перечисленных блоков есть кнопка включения.

В центре окна инструмента расположен дисплей, на котором показываются название и значение текущего параметра, а рядом с ним есть две кнопки: одна открывает панель общих настроек, а другая — матрицу модуляции, в которой в качестве источников можно выбрать не только внутренние модуляторы, но и поступающие MIDI-сообщения.

Еще инструмент имеет общие регуляторы выходного уровня, панорамы, транспонирования, режима (поли, моно, легато) и времени портаменто. В верхней части окна расположены органы управления пэтчами.

Семпл-плеер Vita (рис. 10) сделан на основе технологий недавно приобретенной компании Yellow Tools. В центре верхней части расположен дисплей, с помощью которого выбираются звуки (в терминологии инструмента называемые слоями — layers). Правым щелчком по дисплею открывается меню, в котором производятся загрузка и сохранение звуков. Слева находятся регуляторы основных параметров: громкости, панорамы, транспонирования и подстройки. Далее идут слайдеры огибающих амплитуды и фильтра (ADSR) с кнопками включения, а также регуляторы самого фильтра: меню для выбора типа, регуляторы частоты среза, уровня резонанса, степени модуляции сообщениями динамики, уровня. Справа есть органы управления двумя эффектами, дилеем и ревербератором: кнопки включения и по два регулятора параметров.

Ниже расположены дисплей точного значения текущего параметра, три регулятора динамической характеристики, поле установки полифонии (максимум 1024 голоса, дальше идет "no limit"). В самом низу находится виртуальная клавиатура с колесами высоты тона и модуляции, которая, однако, работает только во время воспроизведения или записи.

К программе Samplitude Pro X также прилагается улучшенный вариант еще одного продукта Yellow Tools — виртуального семплера Independence с 12 Гб данных. В наборе Samplitude Pro X Suite содержится уже 70 Гб данных для этого семплера. Несмотря на такой объем, пользователи жалуются, что некоторые часто используемые инструменты не представлены в библиотеке вообще.

Видео
В версии 11 была расширена поддержка видео. Можно импортировать файлы формата AVI, DV, MOV, MPEG, MXV, WMV, BMP и JPEG (последние два — как последовательности картинок), их звуковое сопровождение может быть преобразовано в формат WAV и импортировано в отдельный аудиотрек. Если частота дискретизации не совпадает с установленной в проекте, то появляется диалоговое окно, в котором можно выбрать варианты преобразования частоты дискретизации файла или проекта, а также сохранения их в неизменном виде. Перетаскиванием можно подрезать начало и окончание видеофайла.

Щелчком правой кнопки на видеотреке можно открыть меню с несколькими командами, в том числе той, что вызывает окно Video Setup (рис. 11). В это окне можно настроить показ времени поверх видеоизображения, показ картинок на видеотреке, смещение начала воспроизведения и некоторые другие параметры. Также есть кнопки для извлечения аудиодорожки из видеофайла и замены ее на новую.

AAF/OMF
Samplitude Pro X изначально поддерживает импорт и экспорт файлов формата AAF и OMF для обмена данными с другими компьютерными программами и системами (в Samplitude 11 эта функция была опциональной). Формат OMF (Open Media Framework) был разработан компанией Avid в 1994 году и поддерживается практически всеми крупными многодорожечными аудиопрограммами. Расширяющий его возможности формат AAF (Advanced Authoring Format) создан организацией Advanced Media Workflow Association в 2000 году и поддерживается большинством современных программ.

Соответствующие команды находятся в меню File: Open — Import AAF/OMF и Export Project as AAF/OMF. При импорте можно отметить опцию, панорамирующую все нечетные треки влево, а четные — вправо. Содержащиеся в файлах видеоданные также импортируются.

При экспорте можно выбрать собственно формат (AAF или OMF), копирование аудиоданных (в файл AAF/OMF, в ту же папку или без копирования) и две опции, улучшающие совместимость с Pro Tools: без данных автоматизации и с разделением стереотреков на два моно. Все аудиоданные преобразуются в формат WAV, видеоданные не экспортируются.

Другие изменения
Samplitude Pro X поддерживает контроллеры, использующие протокол EUCON, которыми на сегодняшний день являются модели серии Artist, ранее выпускавшиеся компанией Euphonix, а теперь принадлежащие Avid. Правда, эта поддержка осуществляется только под Windows 7.

В программе Samplitude Pro X поддерживается пространственный звук, в версии 11 эта поддержка была только у Samplitude Pro.

Добавлена возможность авторизации через интернет.

Ну и последнее. Программа Samplitude Pro X является 64-разрядной и поддерживает 64-разрядные плагины (наряду с 32-разрядными).

Заключение
Программа Samplitude Pro X не сильно отличается от Samplitude 11, которая, в свою очередь, не сильно отличалась от Samplitude 10. Происходят, в основном, косметические изменения интерфейса с небольшим добавлением новых функций, никаких кардинальных нововведений я не заметил. То есть, понятно, что большим изменением является поддержка 64-разрядных систем (для тех, кто их использует), возможно, это даже потребовало серьезной переделки самых основ программы. Но это, скажем так, глубоко внутреннее изменение, непосредственно на практическую работу с программой не влияющее.

Одним из наследственных недостатков Samplitude является перегруженный интерфейс: множество команд в меню, органов управления, режимов работы курсора и т. д. И хотя некоторые аспекты интерфейса настраиваются, полностью переделать его не удастся. Например, в Samplitude меньше, чем в других подобных программах, используется редактирование посредством перетаскивания, особенно по сравнению с чемпионом в это виде интерфейса — программой PreSonus Studio One (см. МО, декабрь 2011).

В то же время, Samplitude — функционально очень развитая программа, в ней есть почти все, что нужно для полноценной работы во многих областях звукового и музыкального производства. Кроме того, как заявляют сами создатели программы, они уделяют особое внимание качеству звука в работе всех аудиофункций программы. И многие пользователи это подтверждают, называя Samplitude лучше всего звучащей программой подобного типа.

По цене программа Samplitude Pro X соответствует программе Samplitude версии 11, а по функциям близка к Samplitude Pro 11. Так что для владельцев Samplitude 11 переход на Samplitude Pro X по запрашиваемой цене в 179 евро может быть оправдан. В то же время, те же 179 евро запрашиваются за переход с версии Samplitude Pro 11, что вызывает у ее владельцев справедливое возмущение, ведь, в свое время, они заплатили за свою программу больше, чем владельцы Samplitude 11. Компания Magix пыталась сгладить эту ситуацию дополнительными бонусами для владельцев Samplitude Pro 11, но не сильно в этом преуспела.

Переход на Samplitude Pro X Suite обойдется владельцам Samplitude 11 и Samplitude Pro 11 в разные суммы (599 и 299 евро соответственно), однако никаких дополнительных функций (по сравнению с Samplitude Pro X) они не получат, так что весь вопрос заключается в том, нужны ли им имеющиеся в этом наборе дополнительные программы и звуки. На мой взгляд, ничего уникального в этом наборе нет, так что он, скорее всего, будет интересен тем, кто хочет сразу получить готовую систему и не заниматься дополнительными поисками.

Одним из препятствий на пути более широкого распространения Samplitude является отсутствие кроссплатформенности. Программа пока выпускается только под Windows, однако, по слухам, вариант под Mac OS уже находится в стадии разработки.

Модели: 
Magix Samplitude Pro X
0
Ваша: нет

Реклама

Рейтинг@Mail.ru