Статья "Magix Samplitude 10"

Автор: 
Евгений Медведев, Вера Трусова
Дата первой публикации: 
апр 2009

Новые возможности программы, приемы работы.

В статье "Magix Samplitude 9 Professional" мы подробно рассмотрели концепцию и интерфейс программы Samplitude. В девятой версии Samplitude по сравнению с предыдущими версиями произошли существенные изменения как в аудиоядре (Hybrid Engine), так и в интерфейсе. Десятая версия не имеет столь радикальных отличий. Тем не менее, разработчики значительно усовершенствовали программу. Именно на отличиях десятой версии (10.2) мы и сосредоточим наше внимание в этой статье.

Автоматизация объектов и мастер-шины
Напомним, что в концепции Samplitude предусмотрено два уровня: треков и объектов. Объекты располагаются на треках и представляют собой сложные виртуальные устройства, каждое из которых, с одной стороны, содержит ссылку на регион семпла (либо MIDI-данные), с другой стороны представляет собой отложенную задачу (алгоритм звуковой обработки, который исполняется при пересечении объекта курсором VIP-проекта). Объект можно для наглядности представить как дополнительный виртуальный канал микшера. На треке в определенные моменты времени между исходными семплами на диске и каналом виртуального микшера возникает еще один виртуальный канал. Во всяком случае, прямых аналогов концепции Samplitude не существует.

На уровне треков предусмотрена автоматизация громкости, панорамы, посылов на AUX-шины, эквалайзеров и плагинов. Автоматизация представляет собой график изменения параметра во времени. Количество кривых автоматизации в треке неограниченно.

На уровне мастер-шины также есть возможность автоматизации громкости, эквалайзеров и VST-плагинов. Для управления автоматизацией появилась специальная кнопка Automation на мастер-шине. Мастер-шина может быть отображена в окне VIP-проекта (аранжировки) как мастер-трек. Для этого достаточно щелкнуть правой кнопкой мыши на кнопке Automation мастер-шины и выбрать в контекстном меню пункт Show master track in arranger (рис. 1).

На уровне объектов можно автоматизировать громкость, уровни посылов и VST-плагины. Здесь напрашивается аналогия с клиповой автоматизацией Ableton Live. По всей видимости, автоматизация объектов Samplitude решает такую же задачу — динамическую модуляцию параметров (рис. 2).

Сама по себе концепция объектно-ориентированного редактирования предполагает много вариантов обработки и монтажа, в том числе возможность разрезания исходного объекта на части и применения к каждой дочерней части разнообразной виртуальной обработки и даже организации посылов с частей объекта. Если ко всему этому добавить объектную автоматизацию, то в руках у пользователя окажется мощнейшее звуковое оружие. При сборке композиции из лупов-кирпичиков объектная автоматизация хорошо послужит для музыкальной звуковой обработки — динамической модуляции параметров, которая, по традиции, является частью компьютерной аранжировки. В примере на рис. 2 сгенерирована кривая объектной автоматизации для управления фильтром VST-эквалайзера (подробнее о генерации кривых далее в этой статье).

Примечание. В версии Samplitude 10 (в отличие от Samplitude 10 Pro) максимальное количество плагинов объекта, трека и мастера ограничено восьмью.

Совет. Для быстрого доступа ко всем режимам автоматизации (Read, Touch, Latch...) целесообразно запрограммировать "горячие" клавиши.

Попробуем сравнить возможности звуковой обработки Samplitude 10 с другими программами, например, Cubase.

1. К восьми плагинам трека добавляются по восемь плагинов каждого объекта (если мы говорим не о версии Samplitude Pro), при этом возможности маршрутизации в Pro-версии с учетом посылов с объектов практически не ограничены. В Cubase для наращивания количества инсертных плагинов придется дополнительно использовать групповые треки.

2. Объект имеет собственную автоматизацию, включающую уровень посыла, VST-плагины и громкость. Audio Event в Cubase устроен значительно примитивнее, несмотря на некоторое сходство.

3. Каждый трек и объект может иметь собственную гибкую маршрутизацию эффектов канала FX/Routing. Поэтому такие понятия, как постфейдерный или префейдерный посыл, в Samplitude относительны. Модуль посылов AUX Send (Post) в маршрутизации эффектов трека может быть расположен до модуля Volume. В Cubase вмешательство во внутреннюю структуру канала недоступно.

4. При копировании/перемещении объекта вместе с ним копируется/перемещается объектная автоматизация (рис. 3), что позволяет строить музыку из кирпичиков с динамической модуляцией параметров. Аудиособытие (Audio Event) Cubase не имеет собственной автоматизации, и при копировании сохраняются только огибающие, фейды и другие статичные параметры (речь не идет в данном случае о трековой автоматизации).

Новые плагины для чистки и реставрации материала
В Samplitude 10 Master и в Samplitude 10 Pro (опционально) добавлены новые эффекты для чистки и реставрации, которые могут работать в реальном времени и как средства offline-редактирования:
1) DeClicker/DeCrackler — удаляет импульсные помехи из аудиоматериала;
2) DeClipper — удаляет или уменьшает перемодуляцию;
3) DeNoiser with Noise Print Wizard — очищает материал от фонового шума;
4) Brilliance enhancer — компенсирует потери высоких частот, которые возникают при сжатии в MP3 или на старых магнитных лентах.

Далее в статье мы подробнее рассмотрим эти плагины.

Изменения и улучшения в эффектах мастеринга, динамики и ресемплинга/таймстретчинга
Произошли изменения в алгоритмах эффектов мастеринга, динамики и ресемплинга/таймстретчинга.

1. Multiband Dynamics (многополосный динамический процессор) — если активировать опцию Advanced Mode, то процессор Multiband Dynamics будет работать на высококачественных алгоритмах модуля Advanced Dynamics. На слух разница в пользу режима Advanced Mode очень заметна. Особенно это проявляется на звуках ударных и баса (рис. 4).

2. Advanced Dynamics (расширенный модуль динамики) — если модуль используется как инсертный эффект трека (обычного трека — не surround-трека), то кнопка Side Chain будет доступна. Новый для Samplitude режим Side Chain — это управление плагином по боковой цепи. В режиме Side Chain для вычисления управляющего сигнала модуля Advanced Dynamics используется внешний источник. В примере на рис. 5 в качестве внешнего источника по боковой цепи приходит сигнал трека Track 01. Режим Side Chain незаменим для спецэффектов, востребованных в клубной танцевальной музыке (подробнее о Side Chain далее в этой статье).

3. Resampling/Timestretching — в десятую версию Samplitude внедрен новый универсальный алгоритм Universal HQ. Алгоритм хорошо адаптирован к сложным партиям, состоящим из групп инструментов, например, к оркестровым партиям. Стереобаза сохраняется без изменений. Алгоритм действительно универсален и производит очень хорошее впечатление при его применении на разнообразном аудиоматериале. Алгоритм доступен как offline-эффект (рис. 6) и как виртуальное свойство объекта.

Режим Overview
Как известно, нет предела совершенству, иначе идеология "вечного апгрейда и апдейта" давно бы себя исчерпала. В Samplitude 10 изменения коснулись и интерфейса. Появился новый режим Overview, который включается через меню View — Overview Mode. После первых пяти минут навигации в этом режиме появляется ощущение, что именно режима Overview существенно не хватало в Samplitude. Это как с мобильным телефоном — в прошлом веке он был никому не нужен, а сейчас жизнь без него немыслима. Режим Overview хорошо знаком пользователям WaveLab и Nuendo/Cubase. Для начала обратимся к рис. 7.

Как мы видим, в режиме Overview к мультитреку добавляется специальная секция, в которой наглядно отображена структура проекта. Выделяя зону правой кнопкой мыши, мы оперативно управляем масштабом и зоной отображения в окне проекта. Левой кнопкой мыши можно быстро перемещаться по проекту и изменять горизонтальный масштаб. Правой кнопкой мыши, используя выделение рамкой, можно изменить вертикальный и горизонтальный масштаб одновременно.

В окне Wave-проекта результаты манипуляций лупой в секции Overview позволят изменить масштаб и сделать быстрый переход в нужную область проекта.

Новое в управлении диапазонами
Работа с диапазонами (Range) стала еще удобнее в десятой версии. Перечислим новые возможности работы с диапазонами.

1. В режиме Loop Mode можно выделить диапазон, и воспроизведение зациклится в пределах диапазона. Даже если мышью изменить позицию курсора, диапазон останется в режиме Loop. На практике это означает, что когда курсор при воспроизведении попадет в диапазон, то воспроизведение зациклится.

2. Воспроизведение можно начать до или в пределах цикла, после захода курсора в диапазон воспроизведение зациклится.

3. Если в режиме Loop Mode ни один диапазон не выделен, то зацикливается весь проект.

4. Границы диапазона могут быть откорректированы непосредственно при циклическом воспроизведении, что позволяет быстро и точно выделить луп (рис. 8).

5. Границы в цикле можно скорректировать таким образом, что размер диапазона станет равным нулю, это означает удаление диапазона.

6. Диапазон может быть удален двойным щелчком вне его границ на линейке Grid Line.

Расширенный режим линейки Grid Line
Появилась новая возможность достроить дополнительную линейку поверх основной, как бы второй этаж. Для чего? Чтобы совместить две линейки, отображающие разный формат времени, например, Bars/Beats и SMPTE. Делается это с помощью контекстного меню Show 2nd Grid Line (рис. 9).

Формат линейки устанавливается через отдельное контекстное меню каждой линейки. Если требуется, чтобы линейки поменялись форматами, то поможет команда контекстного меню Exchange Grids.

Независимый режим тайм-дисплея панели Transport
В обычном режиме тайм-дисплей транспортной панели дублирует формат линейки Grid Line. Теперь появилась возможность сделать его независимым. Для этого нужно раскрыть выпадающий список, как показано на рис. 10, и отметить опцию Independent units.

C этого момента для тайм-дисплея можно выбирать любой формат из выпадающего списка.

Модуль am-munition (только в Samplitude Pro)
Разработан очередной мастеринг-плагин am-munition ("амуниция") для набора Magix Plug-ins Suites. Плагин представляет собой компрессор/лимитер и, по заявлению разработчиков, не только делает микс громче, но и добавляет детальности. Алгоритм сохраняет переходные процессы исходного микса. Цель достигается за счет последовательного соединения двух относительно медленных компрессоров и алгоритма мягкого клиппирования на выходе. Кроме того, модуль поддерживает ставший уже стандартом для всех новейших мастеринг-плагинов режим M/S (о M/S-мастеринге читайте статьи и книги Боба Катца) и режим Side Chain.

Первое знакомство с пресетами оставляет очень хорошее впечатление о модуле (рис. 11).

Представляется, что с помощью am-munition можно очень быстро осуществить качественный демо-мастеринг с целью подготовки микса, например, для радиовещания или для публикации в интернете.

Elastic Audio Easy
В Samplitude 10 появилась упрощенная версия редактора эластичного аудио — Elastic Audio Easy (рис. 12). Функция Elastic Audio изначально присутствовала только в Pro-версии.

Side Chain Routing (маршрутизация через боковую цепь)
Как мы уже говорили ранее, маршрутизация через боковую цепь для управления динамическим процессором позволяет получить необходимые спецэффекты клубной танцевальной музыки. Модуль Advanced Dynamics и плагины VST/Magix с количеством входов больше двух могут быть включены с использованием маршрутизации Side Chain.

В контекстном меню посылов появился новый пункт Side Chain Send (рис. 13), который позволяет создать посыл Side Chain. В окне Track AUX Send Routing посыл Side Chain представлен отдельной секцией с таким же интерфейсом, как и обычные посылы AUX Send. Можно сделать пре- или постфейдерный посыл Side Chain, отрегулировать его панораму и ширину стереобазы, иначе говоря, обработать функциями редактора Stereo Editor.

На один модуль может быть организовано несколько посылов Side Chain (рис. 14). Таким образом, с помощью маршрутизации Side Chain можно решить задачу сложной модуляции, когда компрессором по боковой цепи управляют несколько источников.

Аудиоквантайз (новые пункты меню Tempo)
В десятой версии Samplitude обновилось меню Tempo. Добавились пункты меню, связанные с аудиоквантайзом (рис. 15). Аудиоквантайз мы рассмотрим более подробно.

Смысл аудиоквантайза заключается в том, чтобы привязать некий аудиоматериал, чаще барабанный луп, к сетке аранжировки. Аудиоквантайз, по сути, то же самое, что и MIDI-квантайз, только производится над аудио. Вкратце, алгоритм действий выглядит так: материал нужно проанализировать на переходные процессы (атаки, фронты, всплески) и затем произвести над ним, собственно, и сам квантайз — процесс, который мы подробно рассмотрим.

После первой фазы — анализа — на форме волны объекта становятся видны специальные маркеры переходов AQ. Правда, по умолчанию режим отображения Draw Mode настроен таким образом, что маркеры AQ не отображаются после применения команды Tempo — Detect Transients. Их видно, только если использовать мастер аудиоквантайза Tempo — Audio Quantization Wizard. Чтобы сделать маркеры переходов всегда видимыми, нужно нажать Shift+Tab, и на странице View Options предпочтений программы отметить флажок Transients (AQ) — рис. 16.

Пропустим мастер аудиоквантайза (рассмотрим его далее в этой статье) и пройдемся по новым пунктам меню Tempo.

Detect Transients. Пункт меню Tempo, запускающий процесс анализа. Анализ завершается прорисовкой маркеров переходов AQ (рис. 17).

Совет. Для быстрого перемещения по маркерам AQ нужно использовать клавиши F2 и F3.

Create MIDI triggers from transients. Этот пункт меню Tempo создает MIDI-трек с MIDI-триггерами (нотами с разной динамикой) — рис. 18. Ноты располагаются в позициях маркеров переходов, а их динамика зависит от амплитуды перехода аудиоматериала.

Примечание. Применение MIDI-триггеров может быть самым разнообразным. Например, для усиления отдельных инструментов барабанного лупа. Для этого достаточно соответствующие ноты назначить, например, на семплер, куда предварительно загружены семплы с низкочастотными синусоидами. Семплы запускаются MIDI-триггерами и модулируются огибающими семплера. Это классический прием усиления бас-барабана в клубной танцевальной музыке.

Consolidate Transients. Смысл этой команды в том, чтобы предотвратить избыточное дробление материала на слайсы после применения команды Tempo — Split at Transients.

Split at Transients. Команда разрезает объект на слайсы (объекты) по маркерам переходов (рис. 19).

Quantize Audio Object Position. Команда аудиоквантайза. В зависимости от настроек квантайза (об этом далее) выделенные объекты притянутся к сетке квантайза. В случае, когда объект разрезан на слайсы, смещаются сами слайсы, что и позволяет привязать, например, луп к сетке и изменить его ритмический рисунок (рис. 20).

Примечание. Все это давно известно пользователям Cubase, теперь это есть и в Samplitude.

Reset Audio Object Quantization. Команда отмены аудиоквантайза. При этом все выделенные объекты вернутся к прежним позициям в аранжировке.

Remove Object Gaps. Команда удаления разрывов между слайсами (объектами) — рис. 21. В зависимости от настроек (в окне мастера аудиоквантайза) используются два алгоритма:
1) Insert Audio from next slice's front — добавление тишины до стартовой границы следующего слайса (объекта);
2) Timestretching — растяжение объекта во времени.

Для барабанов лучше использовать первый алгоритм. Хотя для экспериментов вполне подойдет и алгоритм Timestretching.

Audio Quantization Wizard
Пункт меню, который вызывает окно мастера аудиоквантайза (рис. 22). Если требуется получить доступ ко всем настройкам аудиоквантайза, то следует пользоваться мастером.

В окне мастера в виде кнопок реализованы вышеописанные пункты меню Tempo и дополнительно реализованы новые элементы управления. Не станем повторяться и рассмотрим только новые элементы управления.

Для нетерпеливых предусмотрена кнопка One Click Button. Она запустит макрос, состоящий из анализа, разбиения на слайсы, аудиоквантайза и удаления разрывов. Хотя предварительно придется все-таки настроить чувствительность регулятором Sensitivity.

Остальные элементы управления тоже очень важны. Начнем по порядку.

Секция Detect Transients
Кнопка Analyze again запускает процесс анализа заново после сброса результатов кнопкой Clear. Регулятор Sensitivity позволит точно настроить чувствительность алгоритма анализа.

Выпадающий список содержит режимы блока анализа адаптированные к конкретному материалу.

1. Universal — универсальный алгоритм, который можно использовать на любом материале.

2. Bassdrum — алгоритм интеллектуального поиска бас-барабана (вот здесь уже начинаются отличия Samplitude от программ-конкурентов). При смене алгоритма анализа Samplitude предложит заново проанализировать материал. В лупе маркеры переходов будут установлены только в позициях атак бас-барабана (рис. 23). Для точного анализа требуется регулировать чувствительность.

Примечание. Интеллектуальный анализ позволит разбить барабанный луп на слайсы по инструментам, входящим в ударную установку. В дальнейшем слайсы размещаются или с сохранением позиции на разных треках, или к ним как к объектам применяется разная обработка для создания спецэффектов. Например, на определенный объект-слайс можно повесить плагин-ревербератор или организовать посыл на AUX-шину с ревербератором. Другой пример — это избирательное использование биткрэшинга. К этому прибавим объектную автоматизацию. Даже эти простейшие примеры обогатят монотонное звучание барабанного лупа. Существует специальный плагин dblue Glitch для творческой обработки барабанных петель. В Samplitude 10 можно обойтись без dblue Glitch, причем сделать процесс обработки более управляемым, чем в данном плагине.

3. Snare и High Hat — алгоритмы интеллектуального анализа, аналогичные Bussdrum.

Поле Time Window
По умолчанию в поле Time Window установлено 20 мс. Этот параметр определяет временной интервал, в котором анализируется атака. Если окно уменьшить, могут появиться лишние маркеры переходов. Если увеличить, то алгоритм может пропустить существенные атаки инструментов. Здесь, как всегда, требуется творческий подход.

Секция Quantize Preset
Текущий режим квантайза можно сохранить как пресет и в дальнейшем восстановить с помощью этой секции. Интерфейс очевиден.

Секция параметров квантайза
Параметры квантайза регулируются в этой секции (рис. 24).

В принципе, управление квантайзом в Samplitude реализовано традиционно, как и в других секвенсорах. Поэтому кратко пробежимся по элементам управления.

Grid — выбор шага сетки, от целой ноты до 1/64T.

Strength (Soft Q) — регулировка глубины квантайза (мягкий квантайз). При значении параметра 100 притяжение объектов к сетке максимально. Это — самый точный вариант квантизации, хотя стремиться к абсолютно точности не следует, лучше использовать более мягкие режимы, контролируя общую ритмичность.

Swing — регулятор "математического" свинга ("математического" — потому что настоящий живой свинг моделируется на компьютере значительно сложнее, и то не в полной мере, проще записать живых музыкантов). Подробнее о "математическом" свинге можно прочитать в наших публикациях в МО о Cubase. Увеличение степени "математического" свинга приводит появлению триольной пульсации в ритмическом рисунке. Значение параметра 50 выключает свинг.

Window from: to: — регулятор диапазона квантайза. Объекты притягиваются к сетке только внутри этого диапазона. Пресет Magnetic Quantize задает диапазон от 0 до 50 (до половины шага сетки). Слайсы вне диапазона не притянутся к сетке.

Offset — смещение сетки квантайза вперед и назад до половины шага сетки при значении параметра +/-100. Смещение сетки может потребоваться, например, для задержки или опережения выбранных инструментов барабанного лупа относительно других. Для этого нужно интеллектуально разрезать луп на инструменты и применить к соответствующим слайсам квантайз со смещением сетки. Например, небольшое опережение одних слайсов (инструментов) относительно других может создать иллюзию постоянного увеличения темпа. Этот прием был впервые использован в джазе и сейчас успешно применяется в клубной танцевальной музыке.

N-Tuplet — квантайз сложных ритмических фигур. Значения параметра: off, 3, 5, 7, 9. Числа 5, 7 и 9 соответствуют квантайзу квинтолей, септолей и новемолей. В клубной танцевальной музыке такие ритмические фигуры не используются. Однако Samplitude 10 — это универсальная программа, и в алгоритме аудиоквантайза заложена возможность сложного квантайза, который может потребоваться для исправления ошибок живого исполнения другой музыки.

Overlap (crossfade length)
После удаления разрывов командой Remove Object Gaps образуются виртуальные кроссфейды между объектами. Их длительность определяется значением в поле Overlap (crossfade length).

Insert Audio from next slice's front и Timestretching
Переключатель двух алгоритмов заполнения разрывов (промежутков) между слайсами. В одном случае добавляется тишина, в другом объект растягивается до заполнения разрыва. Для барабанов лучше использовать первый алгоритм, хотя никаких точных рецептов дать, разумеется, нельзя, нужно экспериментировать.

Неудачные эксперименты с квантайзом можно отменить кнопкой Reset Quantization.

Команды MIDI-квантайза в меню MIDI
В десятой версии, чтобы применить или отменить квантайз MIDI-объектов, нет больше необходимости открывать MIDI-редактор. Теперь функции квантайза доступны через меню MIDI (рис. 25).

Совет. Тем, кто работает с MIDI в Samplitude, целесообразно на эти команды назначить удобные "горячие" клавиши: меню Options — Program Preferences — Edit Keyboard Shortcuts and Menu.

Познакомимся с командами меню MIDI подробнее.

MIDI Quantization Start and Length — ритмический квантайз начала и конца отпечатка клавиши (ноты). Ноты выделенного объекта (объектов) притягиваются к сетке началом отпечатка клавиши и его концом.

MIDI Start Quantization — квантайз начал отпечатков клавиш. Это — обычный, наиболее часто применимый квантайз.

MIDI Soft Quantization — "мягкий" квантайз. Степень "мягкости/жесткости" или шаг приближения зависит от установок MIDI-квантайза: меню MIDI — MIDI Quantize Settings — Soft Q (рис. 26). "Мягкий" квантайз Samplitude 10 — это аналог итеративного квантайза Cubase (квантайза с пошаговом приближением). Каждое применение команды смещает ноты к идеальным позициям сетки в зависимости от установок "мягкости/жесткости". Несложно заметить, что со временем все секвенсоры становятся все более похожими друг на друга и в скором времени, вероятно, они будут отличаться только дизайном интерфейса, а не функциями.

MIDI length quantization — квантайз длины нот по шагу сетки. Выделено в отдельную команду.

MIDI note end quantization — квантайз окончаний отпечатков клавиш.

Reset MIDI quantization — команда сброса результатов квантизации. Удобная команда — аналог команды Undo Quantize в Cubase.

MIDI Quantize Settings — команда вызова окна с параметрами MIDI-квантайза, аналог команды Quantize Setup в Cubase. Выше мы рассмотрели аудиоквантайз. Параметры обоих типов квантайза идентичны.

Расширенные функции фильтрации в MIDI List Editor
Доработан редактор MIDI List Editor — появились расширенные функции фильтрации. Для доступа к ним достаточно щелкнуть правой кнопкой мыши на кнопке фильтра и выбрать расширенную функцию в контактном меню (рис. 27).

Разберемся с типами функций фильтрации.

1. = (equals, равно) — в листе остаются видимыми только те события, что эквиваленты выделенному событию по признаку. Например, все события типа MIDI CC#7.

2. != (not equal, не равно) — обратная операция, в листе становятся невидимыми события, эквивалентные выделенному по признаку.

3. > (larger or equal, больше или равно) — удобная функция для фильтрации по количественному признаку. Например, ноты с динамикой, большей или равной выделенной ноте (ноты удобней выделять в редакторе отпечатков клавиш, а фильтровать, естественно, в листе).

4. < (smaller or equal, меньше или равно) — аналогичная функция фильтрации, только с обратным действием.

Расширенные возможности маршрутизации VST-инструмента в VSTi-менеджере
При загрузке VSTi с мультиканальным выходом Samplitude 10 предлагает диалог маршрутизации в окне Routing for Multi Channel Software Instruments (рис. 28).

Мы этот вопрос уже рассматривали в предыдущих публикациях. В нашем примере загрузим виртуальный семплер Sample Tank XL 2 в конфигурации с четырьмя стереовыходами (от 1-2 до 7-8) и выберем вариант маршрутизации в соответствии с рис. 28.

На нижней панели инструментов главного окна Samplitude нажмем кнопку Manager для вызова общего окна всех менеджеров Samplitude. Выберем вкладку VSTi Manager. В этом окне удобно осуществлять все манипуляции с виртуальными выходами VSTi, а именно непосредственно переназначать их на выбранные треки (рис. 29).

Как видно, выходы VSTi двойным щелчком мыши назначаются на любые каналы (треки), присутствующие в проекте. Можно, например, напрямую назначить выход VSTi на AUX-шину или на мастер-шину.

С помощью кнопки Routing Setup вызывается уже знакомое диалоговое окно Routing for Multi Channel Software Instruments. А кнопка Functions предлагает на выбор:
1) Freeze — заморозить выделенные в окне менеджера каналы (нужно отметить, что заморозка в Samplitude была полноценно реализована еще в седьмой версии и выполняется очень качественно), аудиопотоки каналов пересчитываются в звуковые файлы с частотой дискретизации проекта и разрядностью 32 Float;
2) Unfreeze — разморозить выделенные каналы, то есть удалить звуковые файлы предыдущей заморозки и восстановить первоначальный аудиопоток;
3) Create New tracks for VSTi outputs — создать новые треки для аудиоканалов VSTi;
4) Delete or reset selected instruments or outputs — удалить или сбросить выделенные инструменты или выходы.

Routing Manager
Зайдем на соседнюю вкладку окна менеджеров, Routing, и познакомимся с матричным коммутатором (рис. 30), появившемся в Samplitude 10 и Samplitude 10 Pro.

Примечание. Гибкая маршрутизация — вещь модная, и, как все модное, находит свое отражения в программах разной ценовой категории и уровня. Например, в Reaper реализованы практически такие же идеи.

В матричном коммутаторе любую маршрутизацию можно выполнить быстро и эффективно. Все делается мышью. Для объединения треков по входу или выходу требуется комбинация Shift + Click. Интерфейс простой и интуитивно понятный. Коммутатор состоит из трех окон: Input (рис. 30), Output и AUX. Это соответствует маршрутизации треков по входу, выходу и по AUX-шинам. Окна переключаются с помощью выпадающего списка. В окне Output можно в один клик преобразовать трек в Submix-шину (рис. 31). Правда, программа предварительно спрашивает о таком преобразовании, и есть возможность отказаться. Так реализована защита от ошибочного клика мышью.

В нашем примере первый выход семплера (третий трек, выход семплера 1-2) назначен на седьмой трек AUX 1 (который уже преобразован в Submix-шину). А второй выход семплера (четвертый трек, выход семплера 3-4) назначен на шестой трек (выход семплера 7-8). Таким образом, мы можем назначать треки друг на друга через матричный коммутатор. И использовать треки для микширования виртуальных выходов VSTi.

Познакомимся с коммутацией в окне AUX (рис. 32).

Фактически, это удобный интерфейс для коммутации посылов. Если задержать мышь внутри коммутатора, то появится всплывающая подсказка, облегающая понимание процесса коммутации.

Ну что же, проекты становятся все более сложными и напоминают уже не многоканальный магнитофон, а, скорее, компьютерную сеть или систему связи. Не потерять голову в сложной структуре поможет матричный коммутатор.

Коммутатор еще и творческий инструмент. Интерфейс оказывает влияние на творчество и вообще на мышление пользователя. Эксперименты с коммутацией могут привести к появлению нетрадиционных схем маршрутизации, а значит, и к новому звучанию. Как построишь микшер, так он и зазвучит. С третьей стороны, матричный коммутатор — вещь, абсолютно необходимая в секвенсоре с многофункциональными (универсальными) треками, таком, как Samplitude. Иначе как разобраться, что куда идет?

Маршрутизация ReWire-инструмента FL Studio 8
Samplitude 10 поддерживает протокол ReWire. В качестве примера рассмотрим подключение как ReWire-инструмента виртуальной студии FL Studio 8.

Для этого активируем на странице VST/DirectX/ReWire системных предпочтений Program Preferences опцию Activate ReWire. После этого можно запускать ReWire-клиент. Напомним, что общение по протоколу ReWire предполагает, что первым приложением запускается ReWire-хост (в нашем примере Samplitude Pro), а вторым — в нашем примере — FL Studio 8.

После загрузки программы FL Studio 8 в нее можно загружать ранее созданный проект. А в аранжировке Samplitude нужно назначить трек на ReWire-инструмент FL Studio (рис. 33).

В диалоговом окне Routing for Multi Channel Software Instruments (см. рис. 28) выбираем маршрутизацию Multi-Channel. Темп проекта Samplitude должен быть установлен равным темпу ранее созданной аранжировки FL Studio. Нужно учитывать, что темп хоста равен темпу клиента и является приоритетом для клиента.

На стороне ReWire-клиента по умолчанию все треки назначены на мастер-трек, поэтому в Samplitude по ReWire приходит микс FL Studio. Именно мастер-трек нужно в первую очередь отсоединить от ReWire-порта FL 1 (выделить на микшере и выбрать в поле Out выход "none"), а остальные треки назначить на свободные ReWire-порты (рис. 34), чтобы раздать каналы FL Studio внутри Samplitude. Другими словами, смикшировать и обработать аранжировку FL Studio средствами Samplitude. Если треков больше, чем ReWire-портов, то треки придется группировать по выходам.

Примечание. Встречаются случаи, когда западные лейблы вежливо благодарят музыкантов, работающих полностью в FL Studio, за идеи, но отказываются издавать материал из-за несоответствия звуковым стандартам. ReWire-сеть между Samplitude 10 и FL Studio может помочь решить эту проблему.

После всех приготовлений можно зайти в матричный коммутатор и при желании изменить коммутацию. А менеджер VSTi Manager можно использовать для заморозки треков FL Studio.

Smart dithering (интеллектуальный дизеринг)
В Samplitude 10 есть специальная страница Dithering Options в окне предпочтений (рис. 35).

По умолчанию, Samplitude всегда применяет дизеринг при преобразовании из формата с плавающей запятой (Float) в целочисленный (Integer). Поэтому не следует отключать внутренний дизеринг в верхней секции страницы Dithering Options.

Алгоритм Smart Dithering — это, по сути, тот же самый дизеринг, только использующий интеллектуальную составляющую. Smart Dithering работает в двух независимых режимах.

1. Для звуковых файлов (for WAV files) — в этом режиме дизеринг применяется только для экспорта в 16 бит или прожигания CD Audio в том случае, если исходный материал имел более высокое разрешение. Для исходного 16-битного материала дизеринг применяется только при изменении разрядности.

2. Для виртуального проекта VIP (for virtual projects) — в этом режиме действует тот же принцип: дизеринг применяется, только если исходная разрядность аудиоматериала превышает 16 бит.

Таким образом, интеллектуальный дизеринг автоматически исключает ситуации заметного ухудшения качества (транкейта) при экспорте в 16 бит. В принципе, интеллектуальный дизеринг можно отключить, если следить за разрядностью файлов и пользоваться встроенным битметром Samplitude (рис. 36). А также принимать во внимание, что внутри виртуальной среды Samplitude звук находится в формате 32 Bit Float (что справедливо отображает битметр нашем примере).

Существует простое правило: следует держать весь материал в наиболее высоком разрешении и понижать разрядность до 16 бит только на самом последнем этапе. При offline-редактировании в Samplitude результат просчета эффекта сохраняется в FX-файл, который в зависимости от настроек может добавляться к оригинальному файлу, записываться как отдельный файл или даже записываться как отдельный файл для каждого примененного эффекта. Разрядность этого файла можно изменить на странице Destructive effect calculation (рис. 37).

Пользуясь вышеописанным правилом, имеет смысл оставить опцию Save Effect File in Highest Resolution (32 Bit Float).

Вернемся к странице Dithering Options (рис. 35) и рассмотрим еще один параметр интеллектуального дизеринга — Threshold for switching off dithering (Autoblack) (-100 … -210dB). Данный параметр устанавливает порог выключения дизеринга. Дизеринг — это шум. А функция Autoblack — это пороговый подавитель шума дизеринга. Есть ли смысл шуметь, когда сигнал представляет собой тишину? Нет, конечно. Поэтому функция Autoblack выключит дизеринг при отсутствии полезного сигнала. Нет сигнала — значит нет и шума квантования, значит, и дизеринг не нужен. А как определить, есть сигнал или уже наступила тишина? Только с помощью измерения относительно порога.

Другими словами, к сигналу с уровнем ниже порога дизеринг не применяется. Программа считает, что это тишина. Диапазон допустимых уровней порога от -100 до -210 дБ. По умолчанию установлен порог -210 дБ.

Динамический диапазон сигнала в формате 24 Bit Int — 144 дБ (или уровни в диапазоне от -144 дБ до 0 дБ). Следовательно, сигнал с уровнем ниже -144 дБ в целочисленном 24-битном формате представлен быть не может. Откуда тогда возьмется такой сверхмалый уровень в -210 дБ? Он может появиться в результате вычислений в формате 32 Bit Float, который используется внутри виртуальной среды Samplitude. Такой сверхтихий уровень не может быть представлен в целочисленном формате 24 бита и преобразован в аналог. Тем не менее, порог тишины для включения интеллектуального дизеринга при конвертировании из 32 Bit Float в 16 Bit Int по умолчанию установлен в -210 дБ. Другими словами, алгоритм дизеринга должен работать уже на сверхмалых уровнях сигнала.

И раз уж мы затронули тему премастеринга, обратим внимание на режим измерителя уровня (Visualization — Peakmeter). Его можно перевести в режим измерения К-12, K-14 и К-20, используя соответствующие пресеты. Для этого достаточно зайти в контекстное меню измерителя уровня, и в подменю Load/Save Setup выбрать пресет К-12, K-14 или К-20 (рис. 38).

Возможность изменить вид панели Toolbar
Оперативно изменить графическую оболочку (скин) панели Toolbar можно, щелкнув правой кнопкой мыши на любой из кнопок панели (рис. 39). После этого в контекстном меню выбирается скин.

Увеличение длины проекта и размера звукового файла
В десятой версии виртуальный проект может иметь длину до 168 часов. Снято ограничение на размер звукового файла с файловой системой NTFS. Запись осуществляется в файл RIFF64, и его размер может превышать 2 Гб.

Поддержка FLAC
В версии 10.2 введена поддержка FLAC — свободно распространяемого кодека для сжатия без потерь.

C увеличением скорости доступа в интернет сжатие без потерь постепенно вытесняет такие форматы, как MP3, где сжатие осуществляется с потерями качества на основе психоакустических моделей восприятия. Сжатие необходимо для рационального использования трафика и ресурсов хранения, но при этом хотелось бы сохранить исходное качество. Кодек FLAC позволяет решить эту задачу. Причем в Samplitude 10.2 можно непосредственно записывать в формате FLAC (рис. 40).

Этот формат позволяет записывать не только в 16 битах, но и в 24. А вот запись в 32 Float кодеком не поддерживается.

Авторы не тестировали многоканальную запись во FLAC, а также сведение проекта с FLAC-треками. С нашей точки зрения, для музыкальных проектов в сжатии нет особого смысла. Это — лишняя нагрузка на CPU. Другое дело, многочасовая запись стерео- или мономатериала в 24 битах, например, в радиовещании и т. д. Там, где требуется сохранить качество при экономии места. Кроме того, при записи радиопрограмм в студии, как правило, используется небольшое количество треков по сравнению с музыкальными проектами.

Samplitude 10.2 поддерживает и экспорт во FLAC, например, для архивирования материала или публикации в интернете (меню File — Export Audio — FLAC). В окне Export Sample можно нажать кнопку Format Settings и зайти в окно параметров кодека (рис. 41).

Здесь настраиваются разрядность (24 или 16 бит), глубина компрессии, формат, частота дискретизации (можно выполнить ресемплинг с разной степенью качества — кнопка Quality) и выбирается алгоритм дизеринга. Для публикации в интернете подойдут параметры: разрядность 16 бит, частота дискретизации 44100 Гц, дизеринг POW-r #2 или POW-r#3.

Примечание. Дизеринг POW-r можно включить постоянно. В Samplitude версии 10.2 на странице Dithering Options (см. рис. 35) будет доступна опция Use POW-r dithering only for master outputs when playing back, use Standard dithering for other outputs ("используйте дизеринг POW-r только для мастер-выходов во время воспроизведения, используйте стандартный дизеринг для остальных выходов"). Алгоритм POW-r относится к алгоритмам премастеринга. Оправдано прослушивать микс с применением этого алгоритма, однако при многоканальном выводе треков на внешнее оборудование лучше использовать стандартный алгоритм.

Folder Track
C введением этого необходимого интерфейсного элемента разработчики Samplitude неоправданно долго тянули. Folder-трек появился уже во второй версии Nuendo.

Folder-трек — это виртуальная надстройка, позволяющая упаковать треки в трек-папку. Проекты сложны, и упаковка треков облегчает их редактирование.

Чтобы создать Folder-трек, нужно зайти в меню Track — Insert new Tracks — New Folder Track. Каждый Folder-трек имеет цветную рамку, причем у каждого Folder-трека свой цвет (рис. 42).

Для упаковки треки просто перетаскиваются в трек-папку. При этом Folder-трек получает глобальное управление вложенными треками:
- регулятор громкости Folder-трека изменяет громкость вложенных треков с сохранением относительной позиции индивидуальных фейдеров:
- кнопки Mute, Lock и Solo действуют на все вложенные треки:
- при сворачивании (минимизации) Folder-трека с помощью кнопки +/- трек-бокса остаются видимыми только объекты вложенных треков.

Автоматизация объектов (подробнее)
Как мы и обещали, познакомимся более подробно с автоматизацией объектов. Автоматизацию объектов в Samplitude можно рассматривать как аналог клиповой автоматизации Ableton Live. Соответственно, цели и задачи автоматизации объектов такие же: модуляция параметров объектов или "музыкальная" автоматизация. В синтезаторах и семплерах для модуляции обычно используются низкочастотные генераторы (LFO), в Samplitude 10 для аналогичных целей применяется генератор огибающей (Curve generator).

Генератор огибающей
Для объекта доступна автоматизация громкости, посылов и параметров VST-плагинов, загруженных в объект.

Меню автоматизации выделенного на треке объекта можно вызвать щелчком мыши на панели Track Editor, как показано на рис. 43 (место для щелчка отмечено стрелкой — это поле параметра автоматизации). Причем переключатель Object Automation / Track Automation панели Track Editor должен быть установлен в режим автоматизации объектов.

Допустим, перед нами задача автоматизировать частоту среза НЧ-фильтра плагина Uniquel-izer (Roger Nichols), который уже загружен в объект. Для этого заходим в меню автоматизации объекта и в списке параметров плагина выбираем параметр 1: A: Frequency. Теперь осталось вызвать генератор огибающей. Для этого заходим в меню автоматизации объекта и выбираем Edit curve — Create, тем самым вызывая окно параметров генератора (рис. 44).

Для нашей задачи все уже предустановленно. Выбран музыкальный режим Beat based (с привязкой к сетке). Установлена длительность периода одного цикла кривой — это параметр One cycle per... Можно выбирать длительность периода, равную длительности ноты. Здесь все очевидно.

В секции Form выбираем форму огибающей. Если выделен диапазон, то флажок Create curve points in range only поможет ограничить огибающую генератора границами диапазона. Осталось нажать OK. Если мы это сделаем, то получим сгенерированную кривую автоматизации (огибающую) частоты фильтра (рис. 45).

Примечание. Очевидно, что генератор требуется не всегда, можно рисовать автоматизацию от руки инструментом Draw Automation Curves.

Для более тонкой настройки генератора зайдем в дополнительные параметры — нажмем кнопку Options (рис. 46).

В секции Limit можно ограничить диапазон модуляции — далеко не всегда требуется стопроцентная модуляция параметра. Кроме того, всегда остается возможность ручного редактирования огибающей после генератора. В секции Delay можно задать диапазон задержки. А с помощью поля shifting — сдвинуть огибающую относительно объекта. Сдвиг поможет легко реализовать спецэффекты, привязанные, например, к слабой доле.

Примечание. Существует дополнительный режим генератора Scan envelope как альтернатива предыдущему. Информацию о нем можно найти в документации к программе.

Функция Maximize в плагине Multiband Stereo Enhancer

В многополосный плагин управления стереоимиджем Multiband Stereo Enhancer введена новая функция Maximize (рис. 47), представленная одноименным регулятором. Влияние этой функции на звук достаточно специфично. Если обрабатывать, например, барабанные петли, то можно подчеркнуть так называемый звук комнаты — Room Sound.

Можно слегка максимизировать микс или поэкспериментировать с вокальной группой. Эффект довольно специфичный.

Эффект Brilliance Enhancer
Эффект Brilliance Enhancer (рис. 48) включен в состав Samplitude Master и опционально в Samplitude Pro. Предназначение эффекта в компенсации (регенерации) высокочастотных потерь, которые возникают после сжатия в MP3 или записи на магнитную ленту. В отличие от обычного эквалайзера Brilliance Enhancer интеллектуально генерирует высокочастотные гармоники на основе поврежденного исходного материала. Так что прибор скорее можно отнести к классу эксайтеров. Допустимо применить Brilliance Enhancer и в процессе премастеринга для придания блеска звучанию.

Интерфейс выполнен в простом и рациональном стиле:
- рабочий диапазон регенерации ограничивается с помощью ручек Min.Freq и Max.Freq;
- уровень гармоник изменяется регулятором Strength;
- флажок Transient Optimization (оптимизация переходов) по умолчанию установлен, если его снять, как правило, звучит хуже;
- флажок Invers позволяет на слух оценить правильность установки параметров, прослушать только гармоники (или действие алгоритма на сигнал);
- с параметрами Overlap и Resolution нужно экспериментировать;
- анализатор спектра позволяет выполнить визуальную оценку.

Эффект Declipper
Предназначение плагина Declipper (рис. 49) — в устранении искажений цифрового клиппирования и нелинейных искажений аналоговой перегрузки. Для этого используются совершенные интерполяционные алгоритмы, позволяющие восстановить сигнал и уменьшить или даже устранить явно слышимые искажения.

Для визуального контроля предназначен дисплей. Для слухового контроля — режим Invers, который включается одноименным флажком. В инверсном режиме можно прослушивать только обработанную часть сигнала, что, соответственно, позволит точнее и быстрее настроить плагин.

Регулятор Clip level позволяет точно выставить уровень, выше которого сигнал считается клиппированным. Далеко не всегда поврежденный сигнал имеет уровень 0 dBFS. Поэтому, используя визуальный и слуховой контроль, необходимо постараться точнее выставить этот параметр. Красный маркер на дисплее показывает выставленный уровень Clip level. А синий маркер (который менее заметен) отмечает на форме волны места применения алгоритма деклиппирования.

Регулятор Mix влияет на баланс между сигналом до и после обработки. Не всегда требуется стопроцентно обработанный сигнал. Иногда нужен компромисс.

В секции Output можно отрегулировать выходной уровень с помощью ручки Volume и даже включить Limiter. Потребность в этих инструментах может возникнуть из-за побочных эффектов алгоритма. В результате деклиппирования громкость может возрасти, и появятся пики сигнала, которые необходимо ограничить.

Min. Clip Length — длина поврежденного участка в семплах. Диапазон от 1 до 100 семплов. В зависимости от установки алгоритм принимает решение, какое минимальное число семплов анализировать.

Kind of clipping — оптимизация детектора искажений по типу искажений: цифровые, аналоговые или комбинированные.

Эффект Declicker/Decrackler
Простой и эффективный плагин для очистки сигнала от импульсных помех (рис. 50).

Плагин Declicker/Decrackler имеет интерфейс, аналогичный по дизайну предыдущему плагину. В плагине совмещены два модуля: Declicker и Decrackler. Предусмотрен режим Invers для слухового контроля. Чувствительность к помехам у каждого модуля регулируется отдельным регулятором Sensitivity, а регулятором Mix можно сбалансировать прямой и обработанный сигнал. Если нажать кнопку View Options, то появится возможность расширить дисплей индикаторами спектрограммы.

Эффект Dehisser
Плагин Dehisser предназначен для подавления высокочастотных шумов, таких как шипение усилителей, магнитной ленты и т. д. Интерфейс плагина не перегружен деталями (рис. 51).

Работа с плагином очень проста в смысле управления самим плагином. А вот для достижения приемлемого результата нужно затратить усилия, все зависит от степени зашумленности материала.

Absorption — регулятор порога шумоподавления. Выше порога алгоритм считает сигнал чистым от шума.

Reduction — регулятор глубины шумоподавления. Максимальное подавление — 30 дБ. Но увлекаться глубиной не следует, вероятно появление артефактов. На практике для поиска оптимума потребуется оперативная работа обоими регуляторами.

Musikstil: — список режимов стилевой адаптации алгоритма к материалу.

Эффект DeNoiser
DeNoiser — наиболее продвинутый эффект для борьбы с шумом (рис. 52).

Принцип действия таких шумоподавителей не меняется уже много лет. Сначала материал анализируется на предмет шума. Затем формируется шумовой профиль (Noise Sample), содержащий то, что алгоритм определил как шум (шумовой профиль можно сформировать вручную). Затем алгоритм более-менее успешно оставляет в сигнале все то, что не вошло в шумовой профиль. Все остальное — нюансы.

Проделаем операцию чистки на примере.

1. Нажмем кнопку Wizard и появится диалоговое окно мастера Noise Print Wizard (мастер шумового профиля) — рис. 53.

В секции Noise print length у нас две возможности: либо длина шумового профиля будет равна диапазону (если нет диапазона, то равна стандартной длине), либо длина шумового профиля устанавливается пользователем.

В секции Create noise print from audio у нас опять две возможности. Первая — начать формирование профиля со стартовой границы диапазона (если нет диапазона, то с позиции курсора), тогда придется нажать кнопку Pick! (предполагается, что мы знаем, где находится шум).

Вторая — включить автопоиск и сформировать профиль из участков с низким уровнем (предполагается, что у шума уровень низкий относительно уровня полезного сигнала, поэтому алгоритм не ошибется). Процесс запускается кнопкой Start search. После окончания поиска профиль можно прослушать кнопкой Play. Для автопоиска предусмотрены различные очевидные опции.

2. Завершим диалог мастера кнопкой OK и увидим наш шумовой профиль в списке файлов Noise Sample. Там его и оставим, на его основе алгоритм начнет чистить наш материал.

3. Для начала можно регулятор Mix установить в максимальное положение, чтобы лучше слышать неизбежные артефакты. А регулятором Correction поднимать уровень профиля (увеличивать степень шумопонижения).

4. Для борьбы с артефактами предназначена отдельная секция Artifact Suppression. Кроме того, на дисплее можно нарисовать частотную кривую фильтра шумового профиля. Фильтрация шумового профиля — мощный инструмент в борьбе с артефактами, повышающий эффективность шумопонижения.

Рассмотрим более подробно секцию Artifact Suppression.

1. Smooth Attack — сглаживание атаки. Один из самых эффективных параметров для борьбы с артефактами. Злоупотребление может испортить материал с точки зрения переходных процессов.

2. Smooth Release — сглаживание спада. Также эффективный параметр. Но нужно следить за появлением шумовых хвостов в моменты спада огибающей сигнала.

3. Static Smooth — функция сглаживания спектральной кривой шумового профиля (голубой кривой на дисплее). В некоторых случаях сглаживание уменьшает артефакты.

4. Transient sustainment — регулятор огибающей перехода, позволяет точнее передавать переходные процессы.

5. Adaptive Noise Level Correction — включение режима адаптивного шумопонижения. Регулятор Correction переходит в автоматический режим. Адаптивный режим снижает уровень артефактов.

6. C опциями Damp Tonal Noise Maximal и De-Rumble нужно экспериментировать.

Принцип действия шумоподавителей на основе шумового профиля не меняется, но совершенствуются алгоритмы, улучшается сервис.

Заключение
Программа Samplitude продолжает развиваться. Разработчики следят за всеми новыми веяниями, течениями в цифровом аудио и своевременно внедряют их в продукт. В последнее время наблюдается отчетливая тенденция к функциональному сближению подобных программ, которые еще несколько лет назад кардинально отличались друг от друга.

Виртуальные DAW, которые начинались с аудио, добавили и развили функции MIDI. И наоборот, MIDI-секвенсоры обросли аудио. Повсеместно внедрен аудиоквантайз и эластичное аудио. К трековой автоматизации добавлена клиповая (объектная). Можно привести еще много примеров. Но, несмотря на эту тенденцию, Samplitude продолжает удерживать свои особые позиции благодаря наилучшей реализации концепции виртуального объекта и гибкой маршрутизации виртуальной среды.

Модели: 
Magix Samplitude
Модели: 
Magix Samplitude Pro
0
Ваша: нет

Реклама

Рейтинг@Mail.ru