Статья "Linn 9000"

Автор: 
Дмитрий Попов
Автор: 
Андрей Михайлов
Дата первой публикации: 
июл 2006

Ритм-машина и секвенсор.

Roger Linn, ныне хорошо известный конструктор музыкальной техники, начинал свой трудовой путь как музыкант. В середине 70-х в возрасте 21 года он концертировал как гитарист с популярным тогда пианистом и композитором Леоном Расселом. Чуть позже Roger Linn стал соавтором нескольких известных песен (например, Eric Clapton "Promises" и Mary Chapin Carpenter "Quittin' Time"). Кроме того, он занимался звукозаписью и продюсированием, а также увлекался конструированием. И к созданию определенных устройств его подтолкнули собственные музыкальные нужды.

Будучи гитаристом и немного умея играть на басу и клавишных, Roger Linn мог бы записывать полноценные предварительные аранжировки, если бы не одна проблема — барабаны. После экспериментирования с пресетными аналоговыми ритм-машинами Roland, Роджер понял, что ему нужны программируемость и более реалистичные звуки. Как позже говорил Linn, он хотел купить подобное устройство, но его не существовало — пришлось изобрести.

Опытные экземпляры нового продукта оказались настолько интересными, что Roger Linn решил подойти к этому делу серьезно. В 1979 году он основал компанию Linn Electronics и выпустил устройство LM1 — первую программируемую ритм-машину, в которой использовались семплы акустических барабанов. Звуки хранятся в программируемых ПЗУ (EPROM) — этот же принцип впоследствии применялся во всех ритм-машинах Linn и в подобных продуктах других компаний.

LM1 содержит 12 звуков: бас-барабан, малый, хет, кабаса, тамбурин, два тома, два конго, ковбел, клэйв, клэп. Тарелок нет, потому что для них требуется слишком много памяти, которая в те годы была очень дорогой. Семплы восьмиразрядные, частота дискретизации 28 кГц. Можно редактировать высоту тона каждого звука и продолжительность звучания хета. Есть 18 пэдов (некоторые звуки имеют по два пэда с разными уровнями громкости), слайдер громкости и трехпозиционный переключатель панорамы каждого звука и метронома.

Можно записать 100 паттернов и составить из них восемь песен (до 99 шагов в каждой). Инновационными для того времени являются функции квантайза и свингования. Есть общие выходы и по отдельному выходу для каждого звука. Возможны синхронизация и сохранение данных на магнитную ленту (так называемый "кассетный интерфейс").

Всего было произведено около 500 штук LM1. Первоначально устройство продавалось за 5000$, сейчас его стоимость может быть в районе 400-600$, но встречается оно очень редко. Активнее всех LM1 использовал Prince (например, в песнях "When Doves Cry" и "1999"), также среди пользователей были Phil Collins, Thompson Twins, Stevie Wonder, Gary Numan, Depeche Mode, The Human League, Jean-Michel Jarre, John Carpenter, Todd Rundgren, The Art of Noise.

В 1982 году была выпущена вторая модель, названная LinnDrum. Частота дискретизации была повышена до 35 кГц (разрядность осталась восьмибитной), добавлены тарелки крэш и райд, а также открытый хет (таким образом, всего есть 15 звуков). Соответствующим образом увеличено количество индивидуальных выходов. Для управления панорамой используются слайдеры. Количество песен увеличено до 49, есть 42 пресетных и 56 пользовательских паттернов. Добавлены CV-входы для управления высотой тона некоторых звуков (малого, томов), пять триггерных входов и один выход.

Интересной особенностью этой модели (а также следующей, Linn 9000) является возможность замены чипов со звуками. Причем пользователь мог сделать это самостоятельно, не обращаясь в сервис. Компания Linn продавала готовые чипы, а также предлагала сделать их, что называется, "из материала заказчика". Так что приобретение LinnDrum не обязательно позволит вам получить такое же звучание, как в какой-нибудь известной песне — не исключено, что там использовались другие чипы. Звуки в бинарном формате для записи собственных ППЗУ доступны на сайте www.electrongate.com/dmxfiles/linn/index.html, там же есть программы для преобразования между бинарным форматом и WAV (www.electrongate.com/software/index.html).

Позднее для этой модели была выпущена важная опция, отразившая изменения, происходившие тогда в мире электронных музыкальных инструментов — набор поддержки MIDI.

По прошествии времени можно сказать, что LinnDrum оказался самым успешным из всех продуктов компании. Было выпущено около 5000 штук, первоначальная цена — 3000$, сейчас — около 300-400$. Среди известных пользователей: Peter Gabriel (песни "Shock the Monkey" и "Kiss of Life"), Sting (песня "We Work the Black Seam"), Prince, Jean-Michel Jarre, Todd Rundgren, Jimmy Edgar, Jan Hammer, Donna Summer (песня "State of Independence"; кстати, в этой песне, продюсером которой был Quincy Jones, еще и очень неплохой хор, вот его состав: Stevie Wonder, Brenda Russel, Michael Jackson, Dionne Warwick, Lionel Richie, Christopher Cross, Dora Bernard, Kenny Loggins, Michael McDonald, James Ingram).

Особого упоминания стоит использование LinnDrum в песне Genesis "Mama". Базовый рисунок придумал Mike Rutherford и, как отметил в одном интервью Phil Collins, сделал это в типичном для себя стиле — с началом не на той доле такта. Так этот рисунок и воспроизведен в файле примера. В данном случае используется Linn 9000, но, видимо, изначальные семплы у них одинаковые — звук очень похож. Только следует учесть, что в оригинале LinnDrum пропускался через ревербератор AMS RMX 16 и комбик Fender, а на концертах полученный луп воспроизводился семплерной ритм-машиной Emu SP 1200.

В 1984 году был выпущен самый амбициозный и, как потом оказалось, неудачный продукт компании, в конце концов, приведший ее к банкротству — Linn 9000. По замыслу, это устройство должно было стать не просто ритм-машиной, а центром MIDI-студии, так что наряду с прочими возможностями в нем есть 32-дорожечный MIDI-секвенсор (16 каналов) для записи клавишных партий (слово "sequencer" тогда еще не употреблялось, Linn называет свое устройство "Integrated Digital Drums/MIDI Keyboard Recorder"). Другим важным нововведением была возможность установки оперативной памяти для загрузки собственных семплов, а также опции, позволяющей эти семплы записывать.

Обе эти идеи Roger Linn впоследствии удачно реализовал в устройствах серии MPC компании Akai. И хотя с концепцией было все в порядке и в Linn 9000, первые версии операционной системы содержали множество ошибок, приводивших к зависанию устройства. Пользователи (а среди них было немало известных музыкантов), заплатившие от 5000$ за базовую модель до 7000$ за расширенную, а потом потерявшие полдня дорогого студийного времени, были очень недовольны... Впоследствии эти ошибки были исправлены (версии, начиная с пятой, уже можно считать достаточно стабильными), но повышенные расходы на сервисную поддержку клиентов и возросшая конкуренция привели к закрытию компании Linn Electronics в 1986 году. Всего было произведено около 1100 штук Linn 9000, сейчас ее стоимость колеблется от 400$ до 750$ в зависимости от установленных опций.

Несмотря на проблемы, Linn 9000 использовали столь разные музыканты, как Jean Michel Jarre (альбом Rendez-vous), Stock, Aitken & Waterman (практически на всех песнях этого известнейшего трио поп-продюсеров, работавших с такими исполнителями, как Kylie Minogue, Bananarama, Rick Astley, Donna Summer, Sabrina и Samantha Fox, в качестве барабанщика указан "A. Linn"), Chick Corea (альбом Elektric Band), Michel Cretu, Mike Oldfield, продюсеры Jimmy Jam и Terry Lewis (Janet Jackson, альбом Control), Baby Face, Stewart Copeland, Manhattan Transfer (песня "Ray's Rockhouse").

В 1986 году Linn 9000 была номинирована на получение награды TEC в категории музыкальных инструментов (вместе с Emu Emulator II, Ensoniq Mirage, Fairlight CMI Series III и Yamaha TX816 — вот такой был год), но проиграла модели NED Synclavier Digital Audio System...

Секвенсорная часть Linn 9000 также выпускалась отдельно — в виде устройства под названием LinnSequencer. Подобный подход Roger Linn позже повторил во время работы для Akai: секвенсорная часть ритм-машины MPC60 выпускалась как устройство ASQ10.

Успех ритм-машин Linn привел к тому, что модели со звуками в ППЗУ также начали выпускать другие компании: Emu (Drumulator), Oberheim (DX), MXR (Drum Computer). А спрос на чипы со звуками привел к появлению устройства Oberheim Prommer, предназначенного для семплирования звуков и записи их на ППЗУ (чипы 2732 для LinnDrum и 2764 для других ритм-машин).

После закрытия собственной фирмы Roger Linn начал сотрудничество с компанией Akai, первым продуктом которого стала выпущенная в 1988 году семплерная ритм-машина MPC60. По сути, она является модернизированной моделью Linn 9000: с расширенными MIDI-возможностями, большей памятью, увеличенным дисплеем. Кроме того, некоторые опциональные возможности Linn 9000 (семплирование, SMPTE-синхронизация) являются стандартными на MPC60. Правда, новая модель лишилась некоторых органов управления предыдущей. Первые версии операционной системы MPC60 также имели много ошибок, однако они были быстро исправлены, и модель MPC60 Mk II стала настоящим хитом. В 1994 году была выпущена модель MPC3000, после чего сотрудничество с Akai прекратилось.

Интересно, что Roger Linn во всех своих ритм-машинах (как собственных, так и сделанных совместно с Akai) принципиально не использовал петли для семплов, считая, что перкуссионным звукам петли не нужны. И только в модели MPC2000, которую Akai выпустили, типа, самостоятельно, такая функция появилась.

В 2001 году Roger Linn организовал компанию Roger Linn Design и в 2002 году выпустил гитарный процессор AdrenaLinn (см. МО, ноябрь 2003), за которым последовала модель AdrenaLinn II. Роджер сейчас живет в Беркли (Калифорния) и играет для собственного удовольствия с несколькими местными коллективами.

Сервисным обслуживаем продукции Linn (включая модернизацию и продажу опций для LinnDrum и Linn 9000) c 1986 года и до сих пор занимается компания Forat Electronics (www.forat.com), организованная двумя бывшими сотрудниками Linn Electronics. Также они продают собственный вариант Linn 9000 под названием F-9000: с увеличенным дисплеем, расширенными возможностями синхронизации, семплирования и MIDI-секвенсора. Правда, все это очень недешево.

Linn 9000 живьем
Глядя на фотографии и читая описания, трудно представить себе, насколько это большое и тяжелое устройство. Выполненное в металлическом корпусе с пластмассовыми боковыми панелями, оно имеет габариты 152 x 610 x 356 мм и массу 13 кг.

Внутренняя конструкция близка к большинству современных компьютеров: на дне корпуса лежит материнская плата, в слоты которой установлены платы барабанов, триггерных входов и т. д. Платы своими коммутационными панельками выходят на заднюю панель устройства. Чтобы открыть Linn 9000, нужно вывинтить четыре винта из задней панели и откинуть верхнюю панель вперед. При этом движение панели ограничивается металлическим тросиком — все серьезно... Закрепленная с внутренней стороны панели управления плата сопоставима по размеру с материнской и связана с ней плоскими кабелями (шлейфами). Проделать обратную операцию и закрыть устройство несколько сложнее: отогнутую часть панели управления на заднюю панель приходится "натягивать", начиная с какого-нибудь края, иначе никак.

Панель управления расположена под наклоном и состоит из нескольких секций. В левом нижнем углу находятся 18 динамических пэдов (поддерживают послекасание). Каждому пэду соответствует определенный звук. При наличии дополнительной оперативной памяти на пэды также можно назначить до четырех собственных звуков (семплы можно загрузить посредством кассетного интерфейса или опционального флоппи-дисковода, а если есть семплерная опция — то и засемплировать). Нужно учитывать, что томы и конго используют фильтры, и при назначении на эти пэды семплы также будут обработаны фильтрами. Семплированные звуки имеют те же возможности управления, что и встроенные. Используется частота дискретизации 40 кГц (разрядность осталась неизменной — восемь бит). Изначально устройство содержит 80 Кб RAM для секвенций. Чтобы загружать собственные семплы, можно установить одну плату емкостью 48 Кб (в свое время эта опция стоила 200$, сейчас Forat продает их по 60$) и одну или две платы по 128 Кб (стоили 690$ каждая, сейчас — 264$). Опция семплирования, стоившая 690$, сейчас продается за 350$.

Справа от пэдов есть три кнопки, предназначенные для оперативного управления: стирания, повтора определенного звука и ввода темпа. Слева от пэдов находятся слайдер и кнопка, управляющие продолжительностью звучания хета. Слайдер не регулирует время звучания плавно, а переключает восемь имеющихся вариантов продолжительности: от полностью закрытого хета до открытого. Кнопка переключает режим: в ручном режиме хет звучит с той продолжительностью, что установлена слайдером в данный момент, в автоматическом — с той, что была установлена при записи. Таким образом, переключая режимы, можно записать партию закрытого хета и затем наложить открывания.

Функция повтора нот является одной из интереснейших возможностей Linn 9000. Сама по себе она не уникальна: если при записи или воспроизведении удерживать нажатой кнопку повтора и один из пэдов, то соответствующий этому пэду звук будет повторяться с частотой, соответствующей текущей установке квантайза. Однако пэды поддерживают послекасание, и если изменять силу давления на пэд, то громкость повторяющегося звука будет меняться, что позволяет создавать интересную динамическую фразировку.

Над пэдами находятся органы управления микшером: 21 слайдер громкости и 21 слайдер панорамы отдельных звуков (кроме 18 барабанов регулируются метроном и два вспомогательных входа), а также слайдер громкости общих выходов. В режиме Tuning слайдеры громкости используются для изменения высоты тона. Настройки громкости и высоты тона барабанов могут быть запомнены.

В правом нижнем углу расположены шесть кнопок управления транспортными функциями: перемоткой вперед и назад, остановкой, воспроизведением, записью и локацией. Над ними находится числовая клавиатура, среди 16 кнопок которой есть также органы управления курсором (интересно, что в используемом экземпляре кнопки "влево" и "вправо" работают наоборот; возможно, это одна из так и не выловленных ошибок: устройство имеет операционную систему версии 5.17, а последняя известная версия — 6.62) и кнопка Alpha, включающая режим ввода букв. Еще выше есть небольшой жидкокристаллический дисплей (две строки по 16 символов) с подсветкой.

Между правой и левой частями находятся 34 функциональные кнопки, расположенные в два ряда. Кнопки разделены на шесть категорий: Mode, Record/Edit, Tempo, Synth, Drum и одна общая категория, не имеющая названия. Часть кнопок к тому же используется для ввода букв.

Две кнопки категории Mode переключают режим записи: Drums (для барабанов) и Synth (для клавишных инструментов). При этом секвенция, выбранная последней в предыдущем режиме, продолжает звучать в новом, что полезно для наложения партий. Отменить совместное звучание можно только одним способом: выбрать в предыдущем режиме пустую секвенцию. Всего есть 50 барабанных и 50 клавишных секвенций.

В категории Record/Edit находятся 12 кнопок, с помощью которых можно создать песню из секвенций (до 200 шагов, готовая песня будет скопирована в одну из пустых секвенций), установить размер и количество тактов (до 999) новой секвенции, удалить, зациклить и отредактировать секвенцию (есть режим пошагового редактирования), сделать установки квантайза (Timing Correction) и свингования (Shuffle) и т. д. Квантайз и свингование нельзя применить к уже записанным данным. Зато Shuffle можно использовать совместно с функцией повтора нот.

Свингование работает только при квантайзе восьмыми или шестнадцатыми долями и имеет пять вариантов ритмики. Например, в файле State партия кабасы (в левом канале) сделана посредством повтора восьмых нот при установке свингования на максимум (пять единиц). Это уже не триольная фигура, а восьмая с точкой плюс шестнадцатая.

Интересные результаты можно получить, используя разные варианты свингования одновременно. В файле Shuffle партии кабасы (левый канал) и хета (правый канал) сделаны посредством повтора шестнадцатых нот, но кабаса — при установке свингования на единицу, а хет — на ноль. Кстати, динамика хета получена изменением давления на пэд, также это сделано и в файле Rockhouse.

Три кнопки категории Tempo позволяют устанавливать темп (от 50 до 250 долей в минуту), программировать изменения темпа в секвенции и управлять параметрами метронома.

Три кнопки категории Synth позволяют настроить MIDI-параметры (в том числе можно включить режим управления звуками барабанов по MIDI), запись сообщений смены программы и транспонирование треков.

Пять кнопок категории Drum предназначены для настройки триггерных входов (назначаются на любой звук), сохранения текущих уровней барабанов в секвенции, редактирования динамики пэдов, переключения в режим изменения высоты тона барабанов, управления собственными звуками. Мы попробовали подключить к триггерному входу пэд Roland PD5 — все работало, хотя при сильных ударах по пэду звук иногда затыкался. Параметров для настройки триггерных входов практически нет: кроме назначения на звук, можно только переключаться между изменением громкости в зависимости от силы удара и фиксированной динамикой.

Оставшиеся девять кнопок позволяют вызвать подсказу, отменить текущую операцию, проверить объем памяти, настроить параметры синхронизации и триггерных выходов, использовать макрокоманды, настроить педальные переключатели, сохранить данные на дискету или кассету, вернуться к первоначальной странице (Select Sequence).

На задней панели расположены два общих аудиовыхода, выход метронома, два вспомогательных аудиовхода (сигнал с них подмешивается к общим выходам), вход для педали хета (выполняет ту же функцию, что слайдер — управляет продолжительностью звучания; вполне себе работает с педалью Roland FD7), вход и выход синхронизации, линейный вход и два выхода (линейного и микрофонного уровней) кассетного интерфейса, два входа для педальных переключателей, два триггерных выхода, три MIDI-разъема (вход, выход и сквозной выход), выключатель питания, гнездо для кабеля питания. Там же есть крепления для коммутационных панелей одиннадцати плат. Изначально установлены семь плат со звуками, каждая содержит выходы отдельных звуков: первая — бас-барабана, малого барабана и римшота, вторая — хета, третья — четырех томов, четвертая — двух тарелок райд, пятая — двух тарелок крэш, шестая — двух конго, седьмая — клэпа, ковбела, кабасы и тамбурина. Также есть одна плата с шестью триггерными входами, можно установить еще одну подобную плату и использовать 12 триггерных входов одновременно. Оставшиеся два слота предназначены для опциональных плат семплирования и SMPTE-синхронизации. Все входы и выходы, кроме MIDI, выполнены на джеках.

Плата SMPTE-синхронизации (сейчас продается за 400$) необходима для того, чтобы синхронизировать Linn 9000 с SMPTE, однако генерирование SMPTE в поздних версиях операционной системы возможно и без нее.

Из всех опций в используемом устройстве установлен только флоппи-дисковод (3,5", DD), для доступа к которому в торце передней панели сделан вырез. В свое время эта опция стоила 950$.

Заключение

Ритм-машины Linn во многом определили звучание поп-музыки 80-х, и если хочется имитировать тот звук, сложно найти более подходящий вариант. Конечно, по нынешним меркам, хет и тарелки в этих устройствах слишком "кастрюльные", и их применение имеет смысл только для аутентичности. Зато плотность малого и бас-барабанов — отличная. Очень неплохи римшот, кабаса и тамбурин. Файлы Linn1 и Linn2 демонстрируют некоторые оставшиеся звуки.

Использование Linn 9000 в качестве MIDI-секвенсора вряд ли имеет смысл, несмотря на хороший тайминг — все-таки объем памяти сильно ограничен и сохранять данные неудобно. Тут лучше пойти путем Akai MPC, у которых тоже с таймингом все в порядке (хотя стоят они значительно дороже). А вот в качестве источника звуков определенного типа LinnDrum с опциональным MIDI-интерфейсом или Linn 9000 — отличный вариант.

Звуковые примеры:
Mama MP3 (92,6 Кб) WAV (0,98 Мб)
Rockhouse MP3 (138 Кб) WAV (1,47 Мб)
State MP3 (46,5 Кб) WAV (497 Кб)
Shuffle MP3 (95,4 Кб) WAV (1,01 Мб)
Linn 1 MP3 (178 Кб) WAV (1,9 Мб)
Linn 2 MP3 (93,4 Кб) WAV (0,99 Мб)
Модели: 
Linn 9000
Модели: 
Linn LM1
Модели: 
Linn LinnDrum
Модели: 
Linn LinnSequencer
0
Ваша: нет

Реклама

Рейтинг@Mail.ru