Статья "Les Paul"

Автор: 
Михаил Семенов
Дата первой публикации: 
сен 2009

Человек и гитара.

13 августа 2009 года ушел из жизни Lester William Polsfuss, известный всему миру под именем Les Paul. Точно так же всему миру известна гитара Gibson Les Paul, которой он подарил свое имя. Зато далеко не всем известно, что жизнь Лес Пола — это история создания современной звукозаписи в том виде, в котором она существует сегодня. Его памяти посвящен рассказ о гитарах Gibson Les Paul, названных в его честь.

Les Paul — человек
Лес Пол родился 9 июня 1915 года и уже в возрасте 13 лет (рис. 1) выступал в местных закусочных, развлекая посетителей пением, игрой на гитаре и губной гармошке. В этом же возрасте он сделал первые попытки электрофицировать гитару. Как говорится, по просьбе слушателей. Во время одного из вступлений зрители крикнули, что голоса не слышно. Лес взял динамик от телефонной трубки, соединил с радиоприемником и пел через этот импровизированный микрофон. Тогда слишком тихой стала гитара, и опыт был повторен — второй динамик юный техник подсовывал под струны гитары. Сразу же возникли проблемы с обратной связью, которые в тот момент решались набиванием тряпок в корпус гитары. При этом уже тогда Лестер заметил, что чем более заполнен корпус гитары, тем дольше длится звучание струн.

Еще одним изобретением был держатель для двух губных гармошек, позволявший играть на них, не выпуская из рук гитару. Ничего удивительного в таком изобретательстве не было — мальчик начал интересоваться конструированием раньше, чем игрой на гитаре. И, собственно говоря, увлечение гитарой появилось у него в тот момент, когда он услышал игру какого-то гитариста на только что собственноручно собранном радиоприемнике. "Честно говоря, глядя на всю мою жизнь, можно решить, что я больше возился с электроникой, чем с музыкой. И я до сих пор не знаю, было это глупо или нет" — говорил позже Лес Пол.

К 17 годам Лестер достиг такого уровня игры, что получил предложение присоединиться к оркестру Sunny Joe Wolverton's Radio Band в качестве гитариста. Оркестр выступал с Сент-Луисе, и Лес Полу пришлось бросить школу, чтобы принять это предложение, но, как показала жизнь, это решение было правильным. Впрочем, тогда он еще не был Лес Полом. Джо Волвертон, ставший учителем и наставником Леса, предложил ему взять сценический псевдоним Rhubarb Red (рис. 2). Именно под этим псевдонимом в 1936 году вышла первая запись Леса (он играл на акустической гитаре, а пела блюзовая исполнительница Georgia White). Правда, имя "Лес Пол" к тому моменту уже существовало. Оно появилось в 1934 году в Чикаго, куда перебрался оркестр Джо Волвертона (ибо именно Чикаго был в начале 30-х центром музыкальной культуры). Там Леса часто приглашали выступать в радиопередачах (в те времена музыка на радио исполнялась вживую), и он быстро стал звездой как кантри-исполнитель Rhubarb Red и как джазовый гитарист Les Paul, игравший акустический джаз в духе Эдди Лэнга. Кстати, псевдоним Les Paul придумала мама Леса, подсократив его имя и фамилию.

В 1936 году Леc организовал свою первую группу, Les Paul Trio, и переехал с ней в Нью-Йорк. Переезд этот был чистейшей авантюрой, но с присущей ему интуицией Лес почувствовал, что центры музыкального бизнеса перемещаются в Нью-Йорк и Лос-Анджелес, и решил пуститься в погоню за "завтрашним успехом". Наврав своим музыкантам с три короба о том, что он близко знаком с Полом Уайтменом (носившим в то время неофициальный титул короля джаза и управлявшим одним из крупнейших и авторитетнейших оркестров страны, являвшимся кузницей джазовых кадров — например, в нем начинал свой путь Бинг Кросби) и что в Нью-Йорке "все схвачено", он убедил их отправиться в путь. В офисе Уайтмена они получили от ворот поворот, но встреченный там Fred Waring (еще один очень авторитетный руководитель биг-бэнда) согласился прослушать трио, пока ожидал поднимающегося лифта. И этого группе Лес Пола хватило для получения работы, что дало сильнейший толчок его карьере. Вот что рассказывал сам Лес: "Мы стали выходить в эфир на всем пространстве от восточного побережья до западного. Мы делали два шоу каждый вечер, одно в семь, другое в девять часов — по одному для востока и запада страны, из-за разницы во времени. Однажды на первом шоу я использовал акустику, а на втором — электрогитару. Мы с Фредом и моим трио прослушали обе записи, и единодушно решили в дальнейшем использовать электрогитару".

Собственно говоря, интерес к созданию идеального инструмента у Лес Пола и не пропадал, но пришедшая известность дала больше знакомств и возможностей для экспериментов.

Вообще, в 30-е годы активно предпринимались попытки усилить и, как следствие, электрофицировать гитару — это была эпоха биг-бэндов, и громкости акустической гитары уже не хватало, чтобы звучать наравне с остальными инструментами. В 1932 году Adolph Rickenbacker, Paul Barth и George Beauchamp создали первую электрофицированную лэп-стил гитару, названную Frying Pan ("сковорода" — рис. 3). Через год за ней последовала электрофицированная версия акустической гитары. В 1935 году к гонке подключилась компания Gibson, начав также с электрофицированной лэп-стил гитары, а годом позже выпустив модель ES-150 "Spanish".

В том же 1935 году Rickenbacker выпустил прелюбопытнейшую модель Electro Bakelite Model B Spanish (рис. 4). Впервые в истории ее корпус был изготовлен не из дерева, а из искусственной смолы — бакелита. Но не отлит, как можно было бы подумать, глядя с позиции сегодняшнего дня, а изготовлен традиционным способом, то есть имел обечайку, верхнюю и нижнюю деку, так что инструмент был пустотелым. Бакелит же использовался для того, чтобы уменьшить вес инструмента и нежелательные заводки, которые возникали при применении на сцене электрофицированных гитар с большими акустическими корпусами.

В 1936 году на рынок электрофицированных инструментов вышли Epiphone и National. В 1939 году Charlie Christian стал пионером студийной записи электрического звука, использовав Gibson L-5 c новым звукоснимателем Individual blade Pickup для записи песни Rose Room в составе биг-бэнда Беннни Гудмена. Разумеется, в арсенале Лес Пола тоже был такой инструмент (рис. 5), причем он давал этой гитаре самую высокую оценку и даже говорил, что это была лучшая модель Gibson до тех пор, пока не появился Les Paul.

Но все вышеперечисленные инструменты не были электрогитарами в современном понимании этого слова. Это были джазовые полуакустики, которые были призваны имитировать акустическое звучание гитары, только в усиленном инструменте. Лес Пол же с самых ранних лет пытался добиться от инструмента сустейна и отсутствия заводок. И в этом направлении работал упорно и целенаправленно. Он с юношеских лет понял, что чем дольше продолжается вибрация струны, тем длиннее сустейн, и что колебания полого корпуса гасят вибрацию, а чем более жестким и однородным будет материал, на котором закреплена струна, тем более долгим будет звук. Первые эксперименты производились с железнодорожным рельсом, и полученный сустейн изобретателю очень понравился, но использовать такой материал в гитаростроении было невозможно, поэтому приходилось искать другие пути. Вот что рассказывал сам Лес Пол в интервью 1977 года: "Вначале я понял, что, когда одновременно вибрируют струна и дека, имеет место конфликт. Что-то одно должно перестать вибрировать — понятно, что не струна, так как она производит звук. Так что в 1934 году я попросил Larson Brothers — музыкальных мастеров из Чикаго — сделать мне инструмент с верхней декой из клена и без эф. Они думали, я сошел с ума — она же не будет вибрировать. Я сказал им, что и не хочу, чтобы она вибрировала, так как поставлю на нее два звукоснимателя. Насколько мне известно, я был первым, кто поставил на гитару два датчика (рис. 6). До этого ставили только один, причем не там, где лучше получался звук, а там, где он лучше выглядел или где было удобнее его установить. Следующий шаг был сделан в конце 30-х, когда я и взял Epiphone и привинтил стальную пластину толщиной в 3/8 дюйма поперек верхней деки с внутренней стороны. Таким образом, датчик совершенно не реагировал на вибрацию подставки и грифа. Он находился в подвешенном состоянии, не касаясь ни гитары, ни металлической пластины. Это был эквивалент цельнокорпусной гитары. Боковые части были нужны только для эстетики". Эта гитара получила название The Cluncker и долгое время использовалась на записях не только Les Paul Trio, но и дуэта Les Paul & Mary Ford.

Знаменитая гитара The Log появилась в 1941 году. Популярность Лес Пола как музыканта и радиозвезды открывала ему разные двери и позволила свести знакомство со многими влиятельными фигурами музыкального бизнеса. Эпи Статопуло, основатель и руководитель компании Epiphone, разрешил Лесу работать в мастерской фирмы по воскресеньям, используя все имеющееся оборудование. Там и был создан инструмент, ставший прародителем современной электрогитары (рис. 7). Собственно говоря, тут-то она и родилась. Потом, естественно, были изменения и доработки, но концептуально новый инструмент был создан. В том же году Лес Пол продемонстрировал свое изобретение фирме Gibson, с которой у него были давние деловые связи: еще в 1937 году он фигурировал в каталоге фирмы под именем Rhubarb Red с гитарой Gibson Super 400. Однако руководство компании сочло изобретение полной чушью, и Лес продолжал использовать свои гитары практически эксклюзивно.

Впрочем, у него были не только слушатели, но и зрители. Когда в начале 40-х Лес Пол перебрался в Голливуд, там существовала небольшая, но довольно сплоченная тусовка изобретателей-электронщиков. Все они были хорошо знакомы, переходили из компании в компанию, учились и заимствовали идеи друг у друга. Leo Fender, Paul Bigsby и все остальные постоянно ходили в гости к Лесу, чтоб посмотреть на The Log и Epiphone со стальной пластиной. В результате, первой цельнокорпусной электрогитарой стала модель Paul Bigsby Merle Trevis (рис. 8), выпущенная в 1948 году. Потом был Broadcaster Лео Фендера, и только после прихода в Gibson Теда Маккарти, ставшего в 1950 году президентом компании, начала создаваться гитара Gibson Les Paul. Но рождением электрогитары можно смело считать 1941 год.

Лес Пол не создал полностью конструкцию Gibson Les Paul, но с полным правом может считаться отцом электрогитары. Потому что, во-первых, именно он нашел инженерное решение, позволявшее получить звучание инструмента, существовавшее доселе только в его воображении. А во-вторых, именно он смог найти музыкальное применение для нового инструмента. Лес Пол вывел гитару из ритм-секции на передний план и сделал ее солирующим инструментом с новым звучанием. Любая техническая новинка остается всего лишь оборудованием, пока не появится кто-то, кто найдет ей музыкальное применение и определит, таким образом, ее дальнейшую судьбу. В данном случае определилась не только судьба нового инструмента, электрогитары, но и развитие музыки на многие годы вперед.

Интересно, что, считая себя джазовым гитаристом, не имеющим отношения к рок-н-роллу, Лес Пол незаметно для себя самого заложил основы именно роковой соло-гитары. Если внимательно послушать его записи, абстрагируясь от того, что часто это были поп-джазовые песни, довольно наивные по меркам сегодняшнего дня, и прислушаться именно к игре гитариста, можно обнаружить очень многое из того арсенала технических приемов, которыми рок-гитаристы пользуются и по сей день. В инструментальной пьесе Lover, которая стала большим хитом в 1947 году и в которой Лес Пол представил новый звук, можно услышать и запись наложением, и новое звучание соло-гитары с сустейном и дилеем, и изменение высоты и тембра инструмента с помощью изменения скорости воспроизведения ленты, и даже "смеющиеся" слайды, которые Стив Вай активно применял в своих произведениях многие годы спустя с помощью педали Whammy. Искрометное соло, которое часто выкладывают на YouTube под заголовком "Лес Пол играет на гитаре", — это фрагмент песни The World Is Waiting For Sunrise. В ней Лес делает то, что тридцатью годами позже Michael Jackson повторил в своей Beat It — когда в середине поп-песни вдруг взрывается роковое соло. А играет Лес Пол так, что и сегодня не стыдно.

Вообще, солировать Лес Пол любил, и почти в каждой песне гитарное соло у него было, а новый непривычный звук не давал слушателю отвлекаться. Впрочем, Лес играл так, что не заметить этого было невозможно. В произведении Bye Bye Blues он вообще зажигает не по-детски — тут вам и Sweep Picking, и скоростные арпеджио, и вертушки, и даже аккордовые сбросы и скребки медиатором. В песне In the Good Old Summertime он применяет глушение струн правой рукой (Palm Muting) и арпеджирование пауэркордов, а в Lady Of Spain и Nola — тремоло на одной струне. Причем, если в первой это еще звучит вполне традиционно, как прием из арсенала фламенко, то во второй, в другом музыкальном контексте, это уже очень похоже на то, что делают современные металлисты. Чем не пособие для начинающего рокера?

На этом история изобретения электрогитары закончилась, но не закончилась история изобретений Лес Пола.

В Калифорнии Лес Пол познакомился с Бингом Кросби — влиятельнейшей фигурой в музыкальном бизнесе США тех лет. Бинг пригласил Les Paul Trio работать с ним в качестве аккомпанирующего состава (рис. 9), и вместе они записали немало хитов (работал Лес Пол и с таким знаменитыми артистами, как Nat King Cole, Art Tatum, Lionel Hamton, Judy Garland и многими другими). Кроме того, являясь к тому времени хозяином Bing Crosby Enterprises и акционером Ampex, Бинг Кросби поддерживал многие начинания Леса. Интересно, что через Бинга Кросби произошло знакомство Лес Пола с еще одной легендарной личностью — инженером, продюсером и изобретателем Биллом Путнэмом, создателем знаменитейшей компании UREI (позже Universal Audio) и основателем студии Universal Recording. Они подружились, и как потом рассказывал сын Билла, много позже, вспоминая былые деньки, часто поддразнивали друг друга, разбираясь, кто сделал то или другое изобретение.

Лес Пол построил себе маленькую студию в собственном гараже и начал проводить в ней опыты со звукозаписью, став, таким образом, еще и пионером в создании домашних студий. Магнитной записи в те годы еще не существовало, и артистов записывали живьем, в один микрофон, а во время исполнения резец сразу нарезал запись на шеллачном диске. Для начал Лес Пол построил усовершенствованный рекордер, самостоятельно спроектировав резец новой конструкции, причем для вращающихся частей использовался маховик от автомобиля Кадиллак и двигатель от музыкального автомата. Тем не менее, частотная характеристика этого рекордера расширилась до 10 кГц по сравнению с обычными в то время 5-7 кГц.

После этого наступила пора многомикрофонной записи. Традиционной практикой была установка одного микрофона, причем на значительном расстоянии от источника звука, независимо от того, один человек записывался или оркестр. Билл Путнэм описывал случай, как известный джазмен Гай Ломбардо отстраивал запись своего биг-бэнда, управляя громкостью звучания и рассадкой инструментальных групп. Лес Пол начал устанавливать микрофоны отдельно для каждого инструмента, причем гораздо ближе, чем было принято. Для их записи пришлось создать отдельный микшер. Затем этого показалось мало, и пришла пора наложений — впервые в истории! Производились они самым простым, акустическим способом. Сначала записывалась одна партия, потом она воспроизводилась на проигрывателе и одновременно исполнялась следующая, и так далее. При любой ошибке все приходилось начинать заново. Эту технологию Лес Пол называл "Sound on sound". Правда, сам он считал, что первые наложения делал еще в детстве, когда пробивал дополнительные дырочки в перфоленте механического пианино своей мамочки — таким образом, он добавлял дополнительные интервалы и мелодические линии к запрограммированным пьесам. Интересно, что, вспоминая об этом, Лес Пол подчеркивал, что перфолента имела преимущество в том, что при ее ускорении меняется только темп произведения, а при ускорении магнитофонной записи звучание становится выше. Впрочем, он научился использовать этот эффект как дополнительное выразительное средство.

Не стоить забывать, что в те годы шла Вторая Мировая война, и в 1941 году Лес Пол был вовлечен в военный проект. Руководство военно-морских сил обратилось к Мередиту Вилсону (Meredith Willson —известный американский композитор, дирижер и художественный деятель, во время Второй Мировой войны носил звание майора и был музыкальным директором радиовещания вооруженных сил) с просьбой найти человека, который обладал бы хорошим слухом и одновременно инженерными навыками. Мередит указал на Лес Пола. Его пригласили для создания устройства, которое бы имитировало звук подводной лодки настолько натурально, что позволило бы акустически дезориентировать противника и вынудить его гоняться не за реальной подводной лодкой, а за этим устройством. Задача была успешно решена. Возможно, именно эта работа привела к созданию задержки типа slap-back, которая родилась из желания Лес Пола создать такой звук, как будто гитара играет под водой. Он довольно долго, почти два года, размышлял, как это должно звучать, и решил, что должно быть эхо, но не такое, как в горах или эхо-камере, а коротенькое. В конце концов, для этого с одного из проигрывателей был снят тонарм и установлен на рекордер перед пишущим резцом. Как позже говорил Лес Пол: "Это был луп; ну в то время еще не tape loop, а disc loop". Время для tape loop наступило после войны.

Дело в том, что в Америку после войны попали два трофейных немецких магнитофона AEG Magnetophon (магнитная запись на ленту была изобретена в Германии: фирма BASF в 1934 году изобрела магнитную ленту, а в 1935 году компания AEG представила устройство для записи на эту ленту под названием Magnetophon; в Америке в то время для магнитной записи использовалась стальная проволока). Один магнитофон находился в Нью-Йорке у полковника Ричарда Рейнджера (Richard Ranger), причем по имени владельца носил название Rangertone; второй был в Калифорнии, у инженера по имени Джек Малин (Jack Mullin). Нью-Йоркский экземпляр полковник Рейнджер продемонстрировал Лес Полу, когда последний прибыл туда для большого шоу с Judy Garland. Пол был впечатлен новинкой и посоветовал Бингу Кросби обзавестись такой машиной. Кросби разыскал Джека Малина и, впечатлившись не меньше Лес Пола, пожелал приобрести пятьдесят штук. Естественно, их не было, и для производства необходимого количества новой техники была привлечена молодая компания Ampex Electric and Manufacturing Company, только что, в 1944 году, основанная выходцем из России Александром Михайловичем Понятовым. Компания на тот момент состояла всего из шести человек, а Кросби был одним из ее инвесторов. Он вложил в производство магнитофонов пятьдесят тысяч долларов (немалые деньги для 1947 года), став, таким образом, крупнейшим инвестором, передал для изучения имевшийся у Малина экземпляр (причем Малин был назначен главным инженером компании) и в 1948 году стал счастливым обладателем двух первых магнитофонов фирмы Ampex — Model 200 Audio Recorder за номерами 1 и 2 (рис. 10). Один магнитофон Бинг Кросби оставил себе, второй подарил Лес Полу. Эти аппараты совершили переворот в американском музыкальном бизнесе. В 1948 году Бинг Кросби впервые записал на пленку свое радио-шоу, и оно пошло в эфир уже в записи. Вскоре с его легкой руки вся музыкальная индустрия стала действовать подобным образом, но тогда это было подлинное новаторство. Кросби же, как подлинного перфекциониста, крайне привлекала возможность редактирования записанного материала, замены неудачных дублей и т. п. Вскоре все это привело к тому, что в 1950 году Джек Малин начал проектировать первый в мире видеомагнитофон, который был выпущен той же компанией Ampex.

А Лес Пол действовал в другом направлении — он продолжал эксперименты с записью наложением. Сначала для наложения одних партий на другие просто отключалась стирающая головка. Таким образом была записана пьеса Lover, включавшая восемь гитарных партий, записанных наложением. Но это было не очень удобно, потому что так же, как и в случае с записью на диск, брак одной партии губил все ранее записанное. К тому же качество первых (более ранних) партий неизбежно ухудшалось. В 1953 году Лес Пол пришел к идее располагать пишущие головки одну над другой и записывать на разные дорожки. С этой идеей он пришел сначала к полковнику Рейнджеру, потом на фирму Westrex, которая располагалась в Лос-Анджелесе, где жил тогда Лес Пол, и они сказали, что такого устройства быть не может. Тогда Лес отправился в Сан-Франциско к Понятову, и в результате Ampex первыми в мире выпустили многодорожечный магнитофон — четырехдорожечный M300, который представлял собой модель M200 с установленной четырехдорожечной головкой записи, спроектированной Лесом. Интересно, что и идея многодорожечной записи тоже была последовательно отвергнута RCA и Decca, и только в Capitol ее восприняли на ура. В 1950 году вышел альбом Леса Пола, который так и назывался: The New Sound.

А в 1951 вышла запись How High The Moon, которая стала визитной карточкой Лес Пола и которую он исполнял до конца жизни. Песня записана дуэтом с Мэри Форд — женой гитариста и его сценическим партнером с 1949 года, в котором они поженились. Сделана запись была в домашней студии Леса (рис. 11) на четырехдорожечном магнитофоне Ampex M300 — из другого оборудования были только маленький самодельный микшер, ленточный микрофон RCA 44BX, наушники и пара акустических систем Lansing Iconic. Ни эквалайзеров, ни компрессоров, ни даже индикатора уровня у Лес Пола тогда еще не было. Как он вспоминал позже: "Я все делал на слух, надел наушники и просто уменьшал громкость, когда появлялись искажения".

В 1952 году Лес Пол выступил с докладом на ежегодном съезде AES. В этом докладе он не только сообщил собравшимся о том, что будущее принадлежит многодорожечной записи, но и шокировал большую часть аудитории предсказанием того, что наступит время, когда цифровые системы записи заменят сегодняшние технологии и позволят делать многодорожечные записи без проблем с шумами и детонацией ленты. Предсказание замены технологии, которая только-только начала развиваться, показалось большинству присутствующих абсурдным, и до конца правоту Леса поняли только годы спустя.

В 1953 году по заказу Лес Пола, перебравшегося к тому времени в Нью-Йорк и, естественно, начавшего там строительство домашней студии, на Ampex начали делать уже специально спроектированный восьмидорожечный магнитофон. Со всеми доработками это заняло три года. Попутно была изобретена конструкция головки этого магнитофона, названная Sel-Sync (Selective Synchronous Recording), позволявшая одновременно записывать звук на одну дорожку, воспроизводя при этом запись с других. В течение этого времени готовился и микшерный пульт, спроектированный специально в пару к магнитофону (рис. 12), — полностью ламповый, имевший на каждом канале все необходимые обработки: эквалайзер, фильтры, вибрато. Магнитофон назвали "осьминогом", а пульт — "монстром". И этот монстр звучал настолько хорошо, что Лес Пол пользовался им до самого конца жизни. По крайней мере, в интервью 2007 года он говорил, что пульт не сдан в музей, как многие его изобретения, а продолжает работать. Естественно, линии задержки стали уже не дисковыми, а ленточными. Собственно говоря, это уже была современная студийная система, но прошло еще несколько лет, прежде чем индустрия звукозаписи приняла ее на вооружение. Зато не будет преувеличением сказать, что потом по пути, открытому Лес Полом, пошел весь звуковой мир.

После изобретения наложения и многодорожечной записи, Лес Пол начал экспериментировать со звуком и старался создавать гитару, звучащую не только из под воды, но и из телефонной будки, из-за угла и во всех мыслимых и немыслимых ракурсах. Роберт Муг позже говорил, что если бы не Лес Пол, то и его синтезаторов не появилось бы. Лес не остановился на достигнутом, он вообще никогда не останавливался. Дальше было телевизионное шоу с женой ("Дома с Лес Полом и Мэри Форд" — передача действительно велась из дома Лес Пола, куда было завезено все необходимое для съемок телевизионное оборудование — можно сказать, что это был прообраз современных реалити-шоу), с успехом транслировавшееся на всю Америку, где Лес Пол был одновременно актером, музыкантом, сценаристом и звукоинженером. Была "пиратская" радиостанция, оборудованная в подвале его дома, откуда каждую вечер в пятницу и воскресенье он вещал на ближайшие районы, приглашая в эфир друзей-музыкантов с мировыми именами. Были разработка низкоимпедансных звукоснимателей и участие в создании "цифровой" гитары Gibson Les Paul. Были награда Грэмми за альбом с Четом Эткинсом "Chester and Lester" (рис. 13) и постоянное сотрудничество с самыми влиятельными музыкантами планеты, которые с удовольствием общались и советовались с Лесом.

Полу МакКартни он даже подарил один из своих личных "левосторонних" лесполов (рис. 14). Впрочем, он говорил, что и сам постоянно учится у своих коллег и находит очень многие из их работ вдохновляющими. Парадоксально, но последний записанный Лес Полом альбом, Les Paul & Friends — American Made/World Played, стал его первым роковым альбомом, и записал он его в 2005 году в возрасте 90 лет. На этом альбоме запечатлены результаты сотрудничества Лес Пола с легендарными музыкантами, шедшими по его пути: Eric Clapton, Billy Gibbons, Joe Perry, Jeff Beck, Keith Richards, Buddy Guy, Sting, Peter Framton, Richie Sambora, Kenny Wayne Shepperd.

До конца жизни Лес Пол не покидал сцены. Начиная с 1984 года, каждый понедельник Лес Пол выступал на сцене Нью-Йоркского клуба Fat Tuesday, а с 1995 года эти выступления переместились в клуб Iridium. И почти каждый раз на сцену поднималась какая-нибудь мировая знаменитость, чтобы поиграть с отцом электрогитары (рис. 15).

Рассказ о Лесе Поле хочется завершить прощальными словами, которые сказал о нем известный журналист Крэйг Андертон: "Встретиться с Лесом — это всегда было больше, чем просто сказать привет. Это как внезапно столкнуться с фонтаном молодости, обладающим энергией динамо-машины. Он всегда был остроумен и всегда готов озарить вас улыбкой (рис. 16). Мне кажется, внутри него всегда оставался маленький ребенок. И так же как он вдохновлял музыкантов всего мира во времена своей молодости, в старости он остался еще более вдохновляющим — пример того, как можно продолжать играть, любить музыку, никогда не сдаваться и бесконечно стремиться к новым открытиям. Я не хотел бы показаться заносчивым, но я знал Леса достаточно хорошо для того, чтобы сказать, что он не хотел бы, чтобы вы грустили. Если вы действительно хотите почтить его память, возьмите гитару и сыграйте, вкладывая в это свою душу и сердце. Или запишите песню и сделайте пару наложений в его честь. Прощай, Лес. Я уверен, где бы ты сейчас ни был, у тебя везде будут просить автографы!".

Gibson Les Paul — гитара
В 1944 году контрольный пакет акций Gibson приобрела компания CMI (Chicago Music Instrument), владельцем и основателем которой был Морис Берлин. Бывший президент компании Джон Адамс, отказавший Лес Полу, ушел в отставку. А в 1948 году на Gibson пришел Тед Маккарти, сначала в качестве вице-президента. В том же году Paul Bigsby выпустил цельнокорпусную гитару Merle Trevis, а в 1950 году Лео Фендер представил публике Broadcaster. Теду Маккарти, ставшему в том же году президентом Gibson, стало ясно, что конкуренты обходят на повороте. Для Gibson настало время вспомнить Лес Пола и его "полено".

Далее история в описании разных участников тех событий существенно отличается. Лес Пол рассказывал, что он полностью спроектировал гитару, за исключением выгнутого верха. Тед Маккарти говорил, что спроектировали ее инженеры Gibson и потом показали Лес Полу (рис. 17).

Я склонен думать, что ближе к истине все же Лес Пол. Во-первых, концепцию и конструкцию инструмента действительно придумал именно он. Более того, инженер в чистом виде, сам не играющий на гитаре, каковыми были и Тед Маккарти, и Лео Фендер, не мог бы создать концептуально новый инструмент. Кроме того, имя Лес Пола, несомненно, было важно для рекламы нового инструмента, но рекламный контракт обычно заключается уже после создания изделия. А история разработки началась с исторической фразы президента фирмы Gibson: "Где тот парень с половой щеткой? Заключите с ним контракт!". Во-вторых, не надо забывать, что к тому моменту, как Paul Bigsby выпустил свой инструмент, Лес Пол уже почти десять лет активно пользовался электрогитарой, так что его первенство никем и не оспаривалось. В-третьих, имя Лес Пола было поставлено на совершенно новый тип инструмента. Название Les Paul однозначно определяет инструмент, как у Фендер Telecaster или Stratocaster. А уже внутри есть модификации, например, Stratocaster модель Эрика Клэптона или Les Paul модель Джимми Пэйджа. Ну и, наконец, в-четвертых, цена вопроса. По условиям контракта Лес Пол получал пять процентов от стоимости каждой проданной гитары. Многовато для простого эндорсмента. Конечно, и Тед Маккарти что-то внес от себя, его талант никто не отрицает. Впоследствии именно он придумал дизайн таких знаменитых моделей Gibson, как Flying V и Explorer. Но неизвестно точно, кто же все-таки создал окончательную форму корпуса новой гитары, которая явно сыграла огромную роль в успехе инструмента. Gibson Les Paul имеет самую женственную форму из всех электрогитар, и форма эта совершенна. Гитары — они ведь как люди. Составные части у всех одни и те же, но малейшие изменения их пропорций делают одних красивыми, а других — уродливыми. Форма гитары Gibson Les Paul в ее классическом виде — с двумя полноразмерными хамбакерами и пикгардом — абсолютно совершенна.

Что несомненно, так это то, что выпуклый верх гитары придумал Морис Берлин (тот самый, что приобрел Gibson — его мнение было сложно оспаривать). Он был большим любителем скрипок, а потому предложил такой верх для нового инструмента. Тем более, что у фирмы Gibson был станок для их производства, чего не было у конкурентов. Идея всем понравилась. Для фирмы это было продолжением линии арчтоповых джазовых гитар, для самого Лес Пола важно было то, что это было красиво. Ему не понравилось в Бродкастере Лео Фендера то, что он был вырезан из плоского куска древесины и поэтому выглядел как гладильная доска. Напомню, Лео Фендер стремился к максимальной технологичности. Лес Пол же считал по-другому: "Наша задача была сделать гитару настолько прекрасной, чтобы ее хотелось брать с собой в кровать. Инструмент должен быть красивым, чтобы тот, кто на нем играл, воспринимал его как свою подружку, бармена, жену, психоаналитика — типа того. Гитара в такой степени стала частью меня, тем, что я люблю больше всего, что я понял — то же самое будет происходить по всему миру. Получилось: электрогитара Gibson настолько же прекрасна внешне, как прекрасен и ее звук".

Первая гитара, выпущенная в 1952 году (рис. 18), не имела еще окончательного классического вида. У нее были два звукоснимателя P-90 и струнодержатель джазового типа, который был разработан Лес Полом для установки на арчтоповые полуакустические гитары. Сама конструкция продолжала традиции Gibson и была намного сложнее в производстве, чем модели Фендер — корпус из красного дерева с кленовым верхом, вклеенный гриф из того же красного дерева, окантовка грифа и корпуса плюс тот самый выгнутый верх. Все это было намного сложнее в производстве и, соответственно, увеличивало цену инструмента. Корпус был выкрашен в богатый золотистый цвет и получил прозвище Goldtop, которое и закрепилось за такой окраской, а кроме того, оно удобно для обозначения модели, потому что термина Standard тогда еще не было, а если называть модель просто Лес Полом, то непонятно, какая именно модель имеется в виду. Стоила гитара тогда 210$.

В 1954 году Тед Маккарти изобрел систему крепления струн Tune-o-matic, которая далее устанавливалась на все модели Les Paul, и в том же году, уже с новым струнодержателем, была выпущена новая модификация гитары — Gibson Les Paul Custom. Новая модель задумывалась как элитная разновидность Лес Пола, имела более богатую отделку и классический черный цвет, за который позже все Les Paul Custom черного цвета стали называть Black Beauty ("черная красавица" — рис. 19). Черный цвет был предложен самим маэстро, так как он считал, что на сцене, на фоне черной гитары, да если музыкант вдобавок в черном фраке, зрителю хорошо видны порхающие руки, на которых фокусируется его внимание. Правда, в отличие от модели Goldtop, корпус Custom был изготовлен целиком из красного дерева, без кленового верха, за счет чего он имел более густой и темный звук. Есть версия, что это всего-навсего результат ошибки — более дорогая модель Custom должна была иметь более сложную двухслойную конструкцию, а более дешевая изготавливаться из одного материала. Но кто-то где-то что-то напутал...

В том же году, как своего рода противовес к Gibson Les Paul Custom, был выпущен Les Paul Junior (рис. 20) — откровенно бюджетная модель. Он был выполнен плоским, без отделки, без кленового верха и с одним звукоснимателем. Ничего не поделаешь, в том самом 1954 году Fender выпустил легендарный Stratocaster, и Gibson должен был расширять модельный ряд, да и жесткие законы конкуренции вынуждали иметь в ассортименте более доступные модели. Линейка Junior получила дальнейшее развитие — в 1955 году была выпущена модель Les Paul TV (по сути тот же Les Paul Junior, только окрашенный в ровный бежевый цвет), названная так в честь телешоу Лес Пола и Мэри Форд, гремевшего в те дни, и, видимо, призванная увеличить продажи за счет любителей этой телепрограммы. Последней разновидностью была Les Paul Special, имевшая два звукоснимателя вместо одного у оригинального Junior. Этот бюджетный вариант Les Paul благополучно дожил до наших дней, существуя сегодня в виде разновидностей модели Studio.

А уже в следующем 1955 году инженер компании Seth Lover по распоряжению Теда Маккарти разработал звукосниматель типа хамбакер. При его патентовании выяснилось, что Сет Лавер — далеко не первый изобретатель подобного типа звукоснимателя. К 1955 году существовало уже шесть патентов, причем самый ранний из них был датирован 1936 годом. Поэтому патентование новой разработки оказалось делом непростым и заняло аж четыре года — патент был получен только в 1959 году на звукосниматель с шумоподавляющими свойствами (hum backer — "подавитель шума"). Но устанавливать хамбакеры на свои инструменты фирма Gibson начала уже с 1957 года на моделях Custom и Goldtop. С этими звукоснимателями Les Paul, наконец, приобрел законченный классический вид, который знают и любят по сей день. Так инструменту понадобилось пять лет, чтобы приобрести законченность, но зато и спустя 52 года он остается одним из самых желанных и любимых по всему миру.

С патентным правом связано и появление аббревиатуры PAF на звукоснимателях гитар той эпохи, которые породили множество реплик (например, DiMarzio Paf и Paf Pro) и стали своего рода неким эталоном. На самом деле PAF расшифровывается как Patent Applied For, и связана эта надпись с тем, что фирма Gibson скрывала номер патента для того, чтобы затруднить копирование своих инструментов "пиратам" того времени. Так PAF — это всего-навсего хамбакер, произведенный в те годы, и сейчас Gibson воспроизводит их под названием Gibson Classic 57.

Очень распространено мнение, что модель Les Paul DC (Double Cutaway) была сделана в 80-х как ответ на появление на рынке гитар Paul Reed Smith. На самом деле, она появилась в далеком 1958 году и была сделана на базе модели Junior — без отделки и с двумя синглами P-90 (рис. 21). Ее производство было обусловлено двумя причинами: запросами гитаристов на более легкий доступ к басовым струнам на верхних ладах, чтобы иметь возможность по-хендриксовски прижимать их большим пальцем, и необходимость расширять модельный ряд. Существует эта разновидность и по сей день, но особой популярностью не пользуется.

В том же 1958 году было проведено еще одно косметическое мероприятие, ставшее неожиданно знаковым. В целях расширения ассортимента и дорогие модели начали окрашиваться в Sunburst. Это привело к тому, что верхние панели из клена, которых не было на модели Junior, но которые были на Goldtop, стали видны через прозрачный лак, что привело к необходимости более тщательной сортировки и отделки древесины. И привело к моде на отделку верха гитары волнистым или, в английской терминологии, "огненным" (Flame) кленом. Если поначалу красивость верхней крышки получалась разной — кому как повезет, то постепенно материал стали специально отбирать и более красивый ставить на более дорогие инструменты. Тогда же для большей красоты была разработана отделка типа книжка, когда древесина для верха гитары распиливается по радиусу и делится на две половины, которые укладываются так, что рисунок волокон с двух сторон оси зеркально повторяется.

В период с 1959 по 1960 год происходило постепенное уменьшение толщины грифа, которое зафиксировалось в виде трех основных профилей. В общем-то, остающихся в обиходе и по сей день (рис. 22). До сих пор в спецификациях указывается, например, 58's neck profile, 59's neck profile, а более тонкий гриф 60-го теперь называют Slim Taper, причем это название постепенно приобрело официальный статус и используется даже в каталогах Gibson. В то же самое время шел процесс изменения величины ладов. На первых моделях Custom лады делались из очень тонкой проволоки, и в каталогах его даже называли "безладовым чудом" (Fretless Wonder). Потом выяснилось, что большинство гитаристов желают иметь лады побольше, и в 1958 году началось их постепенное увеличение. От еще маленьких в пятьдесят восьмом к большим в шестидесятом. То есть, конструкция гитары все больше двигалась в сторону инструмента для виртуозной игры.

Пик продаж новой гитары пришелся на 1957 год, а с 1959 года продажи пошли на убыль, да и популярность самого Лес Пола начала падать — приходило новое время, эпоха рок-н-ролла. Таким вот образом гитара дожила до 1961 года, в котором произошли важные события. Фирма Gibson разработала новый дизайн корпуса — SG, а контракт с Лес Полом подошел к концу.

И он не был продлен по двум причинам. Лес Полу не понравилась новая модель и он не хотел ставить на нее свое имя, с другой стороны, он разводился с Мэри Форд и не хотел иметь в этот момент никаких новых контрактов. Так закончился первый этап жизни модели Les Paul. И надо отметить, что именно гитары, выпущенные в этот период, являются самыми коллекционными, и именно они многими считаются "самыми настоящими".

С 1963 по 1967 год фирма Gibson вообще не выпускала моделей Les Paul. А спрос на них рос. Наступала эпоха рока, и музыканты обнаружили, что комбинация красного дерева (из которого изготавливался корпус Лес Пола) с хамбакерами как нельзя лучше подходила для новой музыки. Комбинация "Les Paul — перегруженный усилитель Marshall" со временем вообще стала классическим звуком рока. В 1966 году Эрик Клэптон в Великобритании на альбоме группы John Mayall and The Bluesbreakers, а Майкл Блумфилд в США на альбоме East-West группы Butterfield Blues Band представили широкой публике звук гитары Gibson Les Paul, включенной в перегруженный усилитель. Звук этот полюбился, чему немало способствовал успех альбома "Blues Breakers With Eric Clapton", и, естественно, породил массу желающих его обрести. А гитары-то уже не выпускались.

В 1967 году после личной встречи Леса Пола с Морисом Берлином контракт Леса с Gibson и производство гитар типа Les Paul были возобновлены. Помимо традиционных моделей был начат выпуск моделей с низкоимпедансными звукоснимателями. Звукосниматели с низким выходным сопротивлением были любимым типом звукоснимателей самого Леса Пола, и именно он настоял на их выпуске. Они обладают более широким частотным диапазоном, менее восприимчивы к помехам и некритичны к длине соединительного кабеля. При высоком полном сопротивлении с каждым метром кабеля теряются высокие частоты, при низком этого не происходит. Но такой звукосниматель требует трансформатора для согласования со входом гитарного усилителя или с любыми примочками, что довольно неудобно, тогда как для традиционного звукоснимателя, с высоким выходным сопротивлением, достаточно просто кабеля с двумя джеками. Сам Лес Пол рассказывал, что перешел на такой тип звукоснимателей довольно рано, так как фирма Gibson присылала ему много гитар, которые он потрошил и модифицировал. При этом он некоторое время скрывал свои секреты. "Они (Gibson) на коленях умоляли меня сказать им, как я пользуюсь проводами и делаю то и это. В конце концов, я открыл им секрет в 1967 году, когда отошел от музыки. Я всегда либо делал свои собственные датчики, либо переделывал те, которые они мне давали", — вспоминал Лес Пол.

В 1969 году были выпущены три модели с низкоимпедансными звукоснимателями: Les Paul Professional (485$ — рис. 23), Les Paul Personal (645$), которая копировала одну из личных гитара Лес Пола, а также Les Paul Bass (465$). Помимо существенно увеличенного количества органов управления, для согласования этих гитар с усилителями требовался специальный кабель, снабженный встроенным трансформатором. Это было жутко неудобно, кабель был тяжелым и громоздким, и часто терялся. Все это вызвало массу нареканий от гитаристов.

Эти модели были усовершенствованы, и, наконец, в 1971 году появилась гитара Les Paul Recording (625$, рис. 24), которую вполне можно было бы назвать "именной Les Paul Леса Пола" и которую сам Лес Пол называл своей любимой и активно ей пользовался.

В этой модели были исправлены все недочеты предшественников и установлена довольно сложная система регуляторов тембра (рис. 25). Плюс с задней стороны корпуса для большего комфорта была сделана выемка, как на стратокастере, а трансформатор, необходимый для согласования звукоснимателей с усилителями, был спрятан в корпусе гитары. Эти гитары выпускались до конца семидесятых, но особой популярностью не пользовались. Любопытно, что низкоимпедансные звукосниматели для этих моделей производились по заказу Gibson небольшой фирмочкой Dirty Works, которая сегодня всем известна как EMG. Вот как видоизменялись идеи Лес Пола: от трансформатора в корпусе гитары — к активному звукоснимателю.

И тут надо сделать одно очень важное замечание. Низкоимпедансные звукосниматели были очень хороши для комбинации "гитара — микшер" и так нравились Лес Полу потому, что сам он всю жизнь использовал способ прямого подключения. "С 1934 года я всегда подключался прямо в усилитель и в микшер", — говорил он в интервью 1977 года. И при этом он не использовал эффекта дисторшн, который даже при прямой записи требует какой-то примочки, которая тут же требует согласования. Даже в 2005 году, когда журналисты издания Modern Guitars засняли его оборудование на концерте в клубе Iridium, у него не было ни одной искажающей педали. Только эквалайзер, хорус, тремоло и два дилея. А очень мало найдется гитаристов, которые работают по такой схеме.

К сожалению, в 1969 году Gibson постигла та же участь, что за четыре года до этого Fender. А именно, он был куплен большой компанией, не имеющей отношения к музыке. ECL, крупная пивная компания из Эквадора, поглотила CMI, а вместе с ними и Gibson, образовав новую компанию — Norlin Industries. Процесс поглощения и перестройки производства происходил постепенно и поэтапно, поэтому начало 70-х еще знаменуется некоторыми новинками и, в общем, сохранением качества продукции, но с 1974 года, когда реорганизация завершилась, качество продукции заметно ухудшилось. В том же году Морис Берлин отошел от управления компанией. Новое руководство интересовалось не качеством производимых инструментов, а увеличением прибыли и снижением накладных расходов. А в 1975 году открылся новый завод в Нэшвилле (до этого производственные мощности находились в Каламазу, штат Мичиган). Некоторое время оба завода существовали параллельно, причем в Нэшвилле большими партиями выпускались более дешевые инструменты, а в Каламазу — небольшими партиями более дорогие и качественные. Так, в 1976 в Нэшвилле производилась модель Les Paul Pro Deluxe, являвшаяся, по сути дела, моделью Deluxe со звукоснимателями P-90, а фабрика в Каламазу производила модель The Les Paul — чрезвычайно качественный и богато отделанный инструмент ручной работы, который стоил 3000$, при том, что модель Custom в том году стоила 739$. Одна из таких гитар была подарена компанией Лес Полу в 1977 году перед церемонией вручения премий Grammy, на которой он получил награду за совместный с Четом Эткинсом альбом "Chester & Lester". Такие дорогостоящие проекты были явно избыточными для Norlin, и к 1984 году все производство Gibson переместилось в Нэшвилл, а фабрика в Каламазу закрылась.

В 1970 году была выпущена модель Les Paul Deluxe. Ее появление связано с запросами гитаристов на модель Goldtop с хамбакерами. Gibson выпускал с хамбакерами модель Custom, а стандартный Goldtop — с синглами P-90. Многие же гитаристы хотели иметь и менее дорогую гитару с хамбакерами. Ответом была модель Les Paul Deluxe. Появление минихамбакеров, установленных на этой модели, было результатом приобретения фирмой Gibson компании Epiphone. Вообще-то это событие произошло еще в 1957 году, но первоначально обе производственные линии существовали параллельно. Постепенно стало ясно, что при примерно равных ценах спрос на продукцию под маркой Epiphone ниже, чем Gibson, и постепенно этот бренд стали использовать просто как торговую марку для производства более дешевых инструментов за пределами США. Запас же комплектующих и материалов остался, поэтому когда понадобились хамбакеры для производства новой модели, примерно совпадающие по размерам с синглом Р-90, хамбакеры, оставшиеся от Epiphone, идеально подошли. Так модель Deluxe стала выпускаться с минихамбакерами (рис. 26).

В 1975 году впервые был официально применен термин Standard. Им стали обозначать те гитары, которые произошли по линии голдтопов — стандартной комплектации, но с расцветкой санберст, ставшей классической для Standard.

В 1976 был выпущен Gibson Les Paul Artisan (англ. Artisan — "ремесленник") — рис. 27. Эта модель, созданная после консультаций с профессиональными гитаристами, была попыткой сделать на базе модели Custom профессиональный инструмент с более широкими звуковыми возможностями. Для этого на гитаре были установлены три звукоснимателя, причем средний мог давать более тонкий звук для имитации звучания стратокастера (предположительно путем отсечки одной катушки хамбакера). Отличалась и отделка. На головке грифа была инкрустация из цветов и сердечек (что стало опознавательным знаком модели), ручки и окантовка были черными, а не кремовыми. Выпускалась модель до 1982 года. Надо сказать, что эта гитара соответствовала своему названию и была "рабочей лошадкой", а не коллекционным инструментом, гитаристы активно им пользовались, поэтому до наших дней дошли, в основном, сильно "поюзанные" инструменты. Но что может быть лучшим комплиментом гитаре? Самым известным пользователем этой модели был Дэйв Дэвис из группы The Kinks.

В 1979 году компания Gibson попыталась создать нечто особенное — была выпущена модель Les Paul Artist, являвшаяся наследницей необычной гитары Gibson RD, которая содержала активную электронику и специальную встроенную схему от компании Moog, позволявшую получать дополнительную компрессию плюс некоторые синтезаторные звучания. Дело в том, что в конце 70-х, когда началась синтезаторная эра, Norlin весьма активно сотрудничали с Moog, и в конце концов прибрали к рукам сначала производство, а потом и товарный знак. Поэтому не удивительно, что инженеры Moog приняли участие в разработке электронной схемы дли гитары, позволяющей получать синтезаторные звучания. Gibson RD имела весьма специфическую форму (на мой взгляд, весьма уродливую) и, что называется, не пошла, что совершенно не удивительно. Поэтому было принято решение переместить всю эту сложную электронику в традиционный корпус Les Paul. В результате получилась гитара Les Paul Artist (рис. 28), которая имела активную электронику, две схемы Moog и дополнительные (по сравнению со стандартной моделью) органы управления. Рекламный лозунг гласил, что теперь гитара может иметь все звуки синтезаторов Moog, однако у пользователей эта идея отклика не нашла. Они сочли управления слишком сложным, а количество звуков и настроек избыточным, и в результате эта модель выпускалась совсем недолго, до 1981 года. Кстати, совсем недавно Moog вернулись к этой идее и уже без Gibson, самостоятельно, выпустили Moog Guitar — инструмент, снабженный синтезаторной электроникой в дополнение к традиционной.

В том же 1979 году была заложена основа для будущих серий Re-Issue. Осознав растущую ценность старых гитар, на Gibson выпустили серию Les Paul Heritage, задачей которой было воспроизвести ранние модели инструментов с использованием качественного дерева и отделки, но с сохранением внешнего вида 50-х.

Наступившие 80-е были трудными для Gibson. Начавшаяся эпоха глэм-рока и шреда, появление новых производителей, таких как BC Rich, Kramer, Jackson и других, появление многочисленных азиатских копий и расцвет синтезаторов привели к сильнейшему спаду продаж, и с начала 80-х Norlin начали искать покупателей для ставшей убыточной компании.

Тем не менее, в линии гитар Les Paul кое-что происходило. В 1983 году в Нэшвилле официально открылась мастерская "Custom Shop", специализирующаяся на выпуске дорогих и качественных гитар ручной работы. Свое открытие она ознаменовала выпуском модели Les Paul Spotlight Special (рис. 29), которая имела ореховую вставку в центре кленового верха и нехарактерную темную окантовку. В том же году был выпущен инструмент диаметрально противоположной концепции — модель Studio, благополучно дожившая до наших дней и идеологически являвшаяся наследницей моделей Junior. Она представляла собой гитару, полностью лишенную различного рода украшательств, таких как окантовки и дорогие накладки на гриф, и в результате являлась самым доступным Les Paul в каталоге Gibson.

Исполнители
С самого своего рождения Les Paul позиционировался как дорогая качественная гитара для профессионалов, к чему, собственно, и обязывало имя ее родителя. Естественно, самым первым музыкантом, игравшим на гитаре Gibson Les Paul, был сам Лес Пол. Но очень быстро поклонниками новой гитары стали John Lee Hooker, Carl Perkins (рис. 30), Freddy King и Guitar Slim. В 50-х инструменты Gibson, как и вся американская продукция, были труднодоступны в Европе в целом и в Великобритании в частности, во многом из-за послевоенной разрухи. Поэтому большая часть их расходилась в США. Но в 60-х экономика Европы стала выправляться, знаменитое "британское вторжение" упростило контакты между странами и улучшило материальное положение ведущих музыкантов. Так что, несмотря на прекращение производства, гитары Les Paul стали чаще появляться у английских музыкантов, и те не замедлили ими воспользоваться.

В конце 60-х начавшаяся эпоха тяжелого блюза популяризировала звучание Gibson Les Paul. Eric Clapton (рис. 31) и Michael Bloomfield открыли миру красоту перегруженного звучания Les Paul.

Для американского Les Paul в Англии имелся усилитель Marshall, и их связка дала миру классическое звучание рока. В комбинации с эффектом перегрузки Les Paul выдавал густой и певучий звук, идеально подходивший и для сольных партий, и для игры тяжелых рифов. Целая плеяда легендарных британских артистов выбрала его в качестве "личного оружия". Это и легендарный гитарист Paul Kossoff из группы Free, и Jimmy Page, который начал использовать Les Paul еще до Led Zeppelin, во времена работы сессионным гитаристом, причем у него была необычная модификация инструмента с тремя звукоснимателями и тремоло Bigsby (рис. 32).

Robert Fripp, создатель группы King Crimson, и Steve Hackett из Genesis играли на этом инструменте. Jeff Beck, позднее переключившийся на Stratocaster, использовал Les Paul и даже сфотографирован с ним на обложке своего эпохального альбома Blow By Blow. Поклонником инструмента был Peter Green, основатель Fleetwood Mac, чья гитара позднее принадлежала еще одному апологету звучания Les Paul — Гари Муру (рис. 33), который именно на ней записал свои самые успешные альбомы. Также любили Les Paul и регулярно его использовали Dave Davies (Kinks), Brian Jones (The Rolling Stones), Steve Jones (Sex Pistols).

На другой стороне Атлантики инструмент также не утратил своих позиций. Его использовали не только рок-музыканты, но и такие оригинальные мастера, как Al Di Meola (рис. 34), Frank Zappa и легенда рэгги Bob Marley.

Фэнами инструмента являются Billy Gibbons из ZZ Top (рис. 35), чья гитара по прозвищу Pearly Gates стала существенным компонентом звучания группы, и Joe Perry из Aerosmith. Les Paul используют John Fogerty (Creedence Clearwater Revival), Duane Allman и Dickey Betts (Allman Brothers), а также Randy Bachman — автор знаменитого хита American Woman (группа Guess Who), кстати, Les Paul любит и современный исполнитель этой песни Lenny Kravitz.

Также постоянно использовал Les Paul гитарист Ace Frehley из группы Kiss (рис. 36). На продолжении всей своей сольной карьеры Gibson Les Paul используют Paul McCartney и Ken Hensley. На леспольной основе построено звучание группы Lynyrd Skynyrd (гитарист Gary Rossington), и к 30-летнему юбилею группы Gibson выпустили специальный Lynyrd Skynyrd Les Paul. Говоря о музыкантах, игравших на Les Paul, необходимо упомянуть и таких исполнителей, как Peter Frampton, Neal Schon (гитарист групп Santana и Journey), Neil Young, Tom Scholz (Boston), Earl Slick (David Bowie), Nancy Wilson (Heart), Elliot Easton (Cars), David "The Edge" Evans (U2), Joe Walsh и Don Felder (Eagles), Terry Kath (Chicago), Kerry Livgren (Kansas), Lindsey Buckingham (Fleetwood Mac), Alex Lifeson (Rush).

Несмотря на сильное давление конкурентов и в 80-х Les Paul оставался одним из основных инструментов рока. Легендарный Randy Rhoads до появления именной модели от компании Jackson использовал Les Paul и называл его своей любимой гитарой. Mark Knopfler использовал Gibson Les Paul на записи главного хита группы Dire Straits "Money For Nothing" (рис. 37). Постоянным пользователем является гитарист John Sykes (Thin Lizzy, Whitesnake). К слову сказать, звучание Whitesnake во многом построено на Gibson Les Paul: на первом этапе существования группы этот инструмент использовали гитаристы Bernie Marsden и Micky Moody, потом был "безлеспольный" период Адриана Вандерберга, но он закончился, и, представляя современного гитариста группы (Doug Aldrich), Дэвид Кавердейл называет его не иначе как The Master Of Les Paul ("повелитель Лес Пола"). Непостоянно, но регулярно и с удовольствием используют инструмент Kirk Hammett и James Hetfield из Metallica, Steve Clark из Def Leppard и Vivian Campbell (Dio, Def Leppard).

В 90-х знамя Les Paul подхватили и гордо несут до сих пор такие культовые фигуры, как Slash (Guns N' Roses и Velvet Revolver — рис. 38), Zakk Wylde (Ozzy Osbourne и Black Label Society — рис. 39), виртуозный гитарист Al Pitrelli, блюзмен Joe Bonamassa, Adam Jones из группы Tool. А также Chris Chasse (Rise Again), Graham Coxon (Blur), Sheryl Crow, Andy Dunlop (Travis), John Frusciante (Red Hot Chili Peppers), Noel Gallagher (Oasis), Stone Gossard (Pearl Jam), Noel Hogan (The Cranberries), James Honeyman-Scott (The Pretenders), Mike McCready (Pearl Jam), Billie Joe Armstrong (Green Day), Bumblefoot (Guns N' Roses), Frank Lero (My Chemical Romance).

И это только главные апологеты лесполного звука. Время от времени использовали инструмент такие музыканты из противоположных лагерей, как Джимми Хендрикс, Эрик Джонсон, Рой Бьюконен и даже Дэвид Гилмор (рис. 40), да и в личной коллекции Джо Сатриани, несмотря на контракт с Ibanez, подозрительно много моделей Les Paul.

В настоящее время Gibson Les Paul является непреходящей классикой и необходимым инструментом в арсенале любого профессионального гитариста. Кроме того, это любимая и желанная модель для неисчислимого количества гитаристов по всему миру.

Возрождение и современность
Современная история Gibson начинается с 1986 года, когда Генри Юшкевич, Дэвид Бэрриман и Гэри Зебровски выкупили компанию у Norlin. Судя по всему, в Norlin просто не понимали специфики бизнеса музыкальных инструментов, отчего легендарные бренды приходили у них в упадок (между прочим, Moog они продали в 1984 году). Несколько первых лет ушло на восстановления производства и возрождение качества инструментов, достойного имени Gibson. Одновременно были восстановлены отношения с Лес Полом, крайне недовольным падением качества своих именных инструментов в эпоху Norlin, а также тем, что менеджмент, озабоченный лишь поиском прибыли, не прислушивался к его замечаниям. К началу 90-х все, наконец, пришло в норму. Качество инструментов снова стало высочайшим, а модельный ряд был расширен. Помимо традиционных серий Standard, Custom и Studio, была введена новая серия Classic, являвшаяся переосмыслением Les Paul с позиций современности (более мощные хамбакеры и более тонкие, удобные для скоростной игры грифы профиля 60-го года), и серия Re-Issue, в которой наиболее скрупулезно воссоздавались инструменты 50-х годов. Восстановлена серия Les Paul Double Cutaway. Кроме того, с подачи самого Лес Пола бюджетные модели гитары появились под маркой Epiphone. Вообще, после потери невинности компанией Paul Reed Smith (имеется в виду начало производства дешевых моделей в Азии), Gibson на сегодняшний день остается, пожалуй, единственной крупной компанией, не выпускающей инструментов за пределами США. Для бюджетных моделей, производящихся в Азии, у них есть бренд Epiphone. А любая гитара, выходящая под маркой Gibson, — это инструмент "Made In USA". Собственно говоря, просто Gibson и нет, есть Gibson USA и Gibson Custom Art & Historic. И очень хотелось бы, чтобы этот статус кво сохранялся.

Возвращаясь к современному производству, имеет смысл говорить именно о сериях Gibson. Дело в том, что при покупке компании Генри Юшкевич дал обещание сделать Gibson исключительно агрессивным не только в разработке и выпуске новых продуктов, но и в маркетинге. Это привело к большому разнообразию моделей, отличающихся друг от друга, прежде всего, вариантами окраски и отделки. Например, Classic и Classic Plus, и т. п. Характерными моделями были Melody Maker, выпускавшаяся на базе Junior (самый дешевый из настоящих Лес Полов с одним звукоснимателем и минимальной отделкой), и Les Paul BFG (рис. 41). BFG — инструмент 2006-2008 годов выпуска, сделанный на базе модели Studio и позиционировавшийся как самая мощная гитара для рока. Но при этом BFG имеет корпус с акустическими полостями, хамбакер Burstbucker 3 в бридже и сингл P-90 в нэковой позиции и необычную систему коммутации: два регулятора громкости и один тембра, а на месте четвертого регулятора установлен переключатель звукоснимателей. На месте же традиционного расположения переключателя звукоснимателей находится рычажок для прерывания звука Killswitch, переключая который, можно резко включать-выключать звук, добиваясь, тем самым, своеобразного звукового эффекта. Плюс спартанская отделка (реклама гласила, что инструмент создан для звука, а не для внешнего вида) — никаких окантовок, нелакированный корпус и даже отсутствие маркеров на грифе. Но при этом верх оформлен под крокодиловую кожу.

Принципиальные изменения состоят в том, что серия Custom, наконец, стала соответствовать своему названию — ее производство перенесено в Custom Shop, а среди серийно производящихся инструментов место топовой модели занимает Les Paul Supreme (рис. 42). Этот инструмент несколько нетрадиционен в плане выбора материалов тем, что, помимо богатой отделки, имеет не только кленовый верх, но слой клена снизу. Кроме того, снизу у него отсутствуют обычные отверстия для доступа к электронике.

Интересно, что, несмотря на разнообразие модельного ряда, Gibson крайне редко использует звукосниматели сторонних производителей: на именной модели Ace Frehley установлены три звукоснимателя DiMarzio Super Distortion, на модели Billy Gibbons Pearly Gates — звукосниматели Seymour Duncan Pearly Gates и на именном лесполе Закка Вайлда — активные звукосниматели EMG. На всех остальных инструментах компания использует звукосниматели собственного производства, и их количество невелико. В дополнение к традиционным, винтажным звукоснимателям (57 Classics и разного рода Burstbuckers — это все вариации на тему ранних звукоснимателей PAF) были разработаны более мощные хамбакеры, которые давно уже сами стали классикой: алниковые 490 и 498, звукосниматели с магнитами из керамики 496 и 500. Традиционным стали такие варианты использования этих звукоснимателей: для алниковых — 490 в нэковой позиции, 498 в бридже; для керамических — 496 в нэковой позиции и 500 в бридже. Еще есть именные модели звукоснимателей: Tony Iommi, Angus Young и Dirty Fingers. Последнюю активно использовал John Sykes, а в настоящее время ее выпуск возобновлен по просьбе гитариста из группы Blink-182 (Tom DeLonge), только в современном переиздании изменена АЧХ — подрезаны средние частоты для придания звукоснимателю более "металльного" звучания. Мощностные характеристики звукоснимателей Gibson отражены в таблице (рис. 43).

Подразделение Gibson Custom Art & Historic выпускает модель Custom, переиздания старых моделей по линии Re-Issue, юбилейные инструменты и, кроме того, иногда оригинальные серии. Так, в период 1999-2005 годов ограниченным тиражом выпускалась серия из трех моделей: Catalina, Elegant и Ultima. Это были нестандартные инструменты, которые имели корпуса с акустическими полостями, накладку на гриф из черного дерева и мультирадиусный профиль грифа. Мультирадиусный профиль означает, что накладка имеет больший радиус закругления у головы грифа, что облегчает исполнение аккордов, а к верхним ладам этот радиус уменьшается, что облегчает сольную игру и исполнение подтяжек. Это очень редкая (по причине сложности в производстве) опция, имеющаяся еще только на первой модели Джимми Пейджа. Эти гитары отличались высшим качеством используемых материалов и богатством отделки. Самым простой была Catalina, дальше шел Elegant, а Ultima была просто роскошной и до сих пор остается самой богато отделанной из серийных моделей (рис. 44).

Кроме того, в 2005 году в Custom Shop выпускалась любопытная модель Les Paul Acoustic (рис. 45), относящаяся к типу Solidbody Acoustic (то есть гитара с акустическим звуком и отсутствием акустического корпуса для преодоления проблем с обратной связью, преимущественно при работе на сцене), — форма Les Paul, корпус с акустическими полостями и пьезозвукосниматель LR Baggs.

Ну и, конечно, именные модели. Они тоже, в соответствии с маркетинговой политикой компании, периодически сменяют друг друга. Помимо имеющихся в современном производстве, были выпущены модели John Sykes, Peter Frampton, Bob Marley, Joe Perry (с эффектом Wah-Wah, встроенным в блок электроники и включающимся ручкой Push-pull), юбилейная модель с логотипом группы Lynyrd Skynyrd на задней стороне гитары, Ace Frehley (рис. 46) с тремя звукоснимателями Seymour Duncan Super Distortion и соответствующим оформлением накладки и головы грифа.

Была самая разочаровывающаяся модель Gary Moore. Неизвестно, по какой причине в Gibson невзлюбили Гари Мура. Это гитарист с уникальным звучанием, мгновенно узнаваемым среди других пользователей Les Paul. Естественно, его именную модель ждали толпы поклонников по всему миру. Но почему-то вместо тщательного внимания к деталям оригинала и скрупулезного воспроизведения его звучания, как это всегда делалось с именными моделями, Gibson просто взяли модель Les Paul Studio, установили на нее звукосниматели BurstBuckers, добавили верх из волнистого клена и назвали именем Гари Мура. Естественно, такая именная модель всех разочаровала, не того ждали фэны. Ее пришлось снимать с производства как именную, но зато такая гитара теперь выпускается под названием Studio Plus. На этом история не закончилась, Gibson снова выпускают именную модель Gary Moore (теперь уже в обычном серийном производстве) и снова это бывшая серийная модель BFG, но с логотипом музыканта. Инструмент, кстати, интересный, но какое отношение он имеет к Гари Муру, как насчет воссоздания его характерного звука?

И, наконец, самая, пожалуй, знаменитая именная модель — Jimmy Page Les Paul. Джимми Пейдж удостоился выпуска двух именных моделей. Первая (выпускалась в 1996-1998 годах) воспроизводит личный инструмент Джимми периода активной деятельности в Led Zeppelin (рис. 47). Это Les Paul Standard, характерной особенностью которого является придуманная самим Пейджем схема коммутации звукоснимателей с использованием вместо обычных ручек тембра и громкости переключателей push-pull, вытягивая которые, можно отсекать катушки хамбакеров, коммутировать их в разных сочетаниях и т. п., благодаря чему получается более двадцати вариантов коммутации вместо обычных трех. Кроме того, на этой гитаре установлены одни из самых мощных хамбакеров Gibson — керамические 496R и 500T — и сделана мультирадиусной накладка грифа, чего, естественно, не было у оригинала.

Вторая модель имени Джимми Пейджа (рис. 48) выпускается с 2004 года и воспроизводит совсем другой инструмент. Это Les Paul Custom, который Джимми Пейдж использовал во время своей работы студийным гитаристом в шестидесятых годах в Лондоне. Характерными особенностями этого инструмента являются наличие трех звукоснимателей и дополнительно установленное тремоло Bigsby.

Еще одна очень важная особенность инструментов, изготавливаемых в Custom Shop. Для их отделки всегда используется только нитроцеллюлозный лак, в отличие от серийного производства, на котором частенько выпускаются инструменты с полиэстерным покрытием. Не вдаваясь в технологические подробности, достаточно сказать, что покрытие очень существенно сказывается на звучании инструмента, и в этом отношении нитролак намного лучше полиэстера.

На сегодняшний день (на 2009 год) Gibson USA выпускают следующие серии Les Paul: Robot Dark Fire (о нем речь пойдет дальше), Standard, Studio, Junior, Traditional, Florentine with Bigsby (ограниченный тираж 2009 года, инструмент имеет тремоло Bigsby, увеличенный вырез корпуса для облегчения доступа к верхним ладам, хамбакеры Burstbacker Pro, запирающиеся колки Grover и роликовый порожек Schaller), именные модели Gary Moore BFG, Billy Joe Armstrong Junior и, конечно, топовую модель Supreme.

Custom Shop выпускает собственно модель Custom, юбилейную модель 50th Anniversary 1959 Les Paul Standard, Les Paul Axcess Standard (Floyd Rose), серию Reissue, состоящую из двенадцати переизданий гитар периода 1957-1960 годов, и именные модели Billy Gibbons "Pearly Gates", Michael Bloomfield 1959 Les Paul Standard, Jeff Beck 1954 Les Paul Oxblood, Zakk Wylde Les Paul Bullseye (рис. 49) с активными звукоснимателями EMG и раскраской в виде мишени, Joe Bonamassa Les Paul, Mick Jones Les Paul Custom, Steve Jones Les Paul Custom, Slash Les Paul и Warren Haynes Les Paul Standard.

Качество современных гитар подтверждал и сам Лес Пол. Он, пожалуй, единственный человек в мире, меньше всего поддающийся гипнозу дат выпуска инструмента. Человек, создававший прототипы Les Paul своими руками, лучше всех знает, чего стоят современные гитары в сравнении с раритетными.

Вот что он сказал в интернет-чате с поклонниками, состоявшемся в 2001 году:
- Как вы относитесь к спросу на "переиздания" старых моделей?
- Нормально. Только не верьте, что все гитары '59 года звучат лучше, чем 2001. Не думаю.

Hi-Tech
Специалисты Gibson не были бы сами собой, если бы время от времени не пытались создать нечто из ряда вон выходящее. Как они гордо заявляют на своем сайте: "Gibson has never backed away from its pioneering ways". То есть "Гибсон никогда не свернет с пути первооткрывателя". В XXI веке они сделали парочку таких опытов.

Во-первых, это была "цифровая гитара" Gibson HD.6X-Pro Digital Guitar (выпускалась ограниченным тиражом в 2006 году). Этот инструмент разрабатывался еще при жизни Лес Пола и при его непосредственном участии. Вот как он сам рассказывал об этом в интервью:
- Вы по-прежнему участвуете в разработке новых гитар Gibson, таких как Digital Les Paul?
- У меня есть две или три экспериментальные модели. Мы собираемся вместе и развиваем эти идеи, и во многих случаях движемся в разных направлениях. Минуту назад мы занимаемся одним, через минуту делаем что-то совсем другое. Но это интересно, потому что мы добиваемся многого, чего нельзя сделать в аналоговом звуке. Мы переключаем звуки, в какой-то степени меняем природу инструмента. А когда что-то оказывается невозможным, мы возвращаемся к исходной точке, перепаивая, изобретая заново — все время в работе. Я работаю над цифровой гитарой Les Paul с самого ее младенчества и экспериментирую в различных направлениях. Это мне нравится.

На самом деле, гитара, конечно, не была цифровой. В основе это был вполне традиционный Les Paul Standard (рис. 50), в дополнение к традиционной электронике (хамбакер 490R в нэке и 498T в бридже) оснащенный звукоснимателем Hex Pickup (блок отдельных звукоснимателей для каждой струны), встроенными в корпус гитары аналого-цифровым преобразователем и блоком электроники, усложненной панелью с выходными разъемами и внешним блоком BoB (BreakOut Box — рис. 51), позволяющим управлять всеми этими возможностями. Используется разработанная Gibson технология MaGic (Media-accelerated Global Information Carrier), предназначенная для передачи данных посредством сети Ethernet.

В результате можно использовать гитару либо в классическом режиме (то есть как обычно), либо в цифровом. Во втором случае на выходе блока BoB можно получать либо моносигнал, либо стереосигнал, либо отдельный сигнал для каждой струны. Плюс на гитаре есть дополнительные разъемы для наушников и микрофона. Можно играть себе тихонько в наушники, да еще и подпевать. Вся встроенная в гитару электроника получает питание по Ethernet. Самое неприятное, что почему-то, при всех достоинствах цифровых технологий и громкой рекламе именно цифровой части гитары, у блока BoB нет цифрового выхода. По-моему, это совершенно недопустимый просчет.

Вторым опытом стала серия Robot Guitar. Прототипом ее является система Performer, которую производила и до сих пор производит фирма TransPerformance. Она устанавливается на готовые инструменты и предназначается для точной механической настройки гитары и быстрого изменения ее строя. Эту систему часто использовал на своих гитарах любитель необычных настроек Джимми Пейдж, который был первым клиентом TransPerformance. Фирма Gibson подхватила эту идею и реализовала в своих инструментах, выпустив Robot guitar (рис. 52). Только система, изначально встраиваемая в гитару, выглядит значительно аккуратнее.

Специальные датчики в бридже оценивают натяжение струн, потом система анализирует общий строй гитары и подает команду на механизированные колки (рис. 53), которые изменяют натяжение струн, либо подстраивая инструмент, либо перестраиваемая его в требуемый строй. В системе Performer для быстрого вызова нужной настройки (как бы механического пресета) использовался ряд кнопок справа от переключателя звукоснимателей, в Robot guitar переключатель настроек установлен на место одной из ручек тембра. Первоначально Robot guitar выпускалась ограниченным тиражом в 2007 году; теперь существует серия инструментов, оборудованных такой системой. В 2009 году в линейке Robot Series выпускаются: Les Paul Studio, Les Paul Junior Special, Explorer, Flying V SG Special.

И, наконец, все свои предыдущие наработки Gibson попытались воплотить в модели Dark Fire (рис. 54). Это гитара, оснащенная системой Robot, пьезозвукоснимателем в бридже, хамбакером Burstbucker 3 и синглом P-90 в нэковой позиции, режимом моделирования звучания различных инструментов Chameleon Tone Mode и возможностью коммутировать гитару с компьютером для упрощения редактирования. Все эти сложные операции осуществляются с помощью примерно таких же органов управления, как у модели Robot.

И хотя Лес Пол умер, Gibson Les Paul продолжает триумфальное шествие по миру.

Модели: 
Gibson Jimmy Page Les Paul
5
Ваша: нет Средняя: 5 (голосов: 3)

Реклама

Рейтинг@Mail.ru