Статья "Kurzweil SP2X"

Автор: 
Георгий Данилов
Дата первой публикации: 
янв 2009

Сценическое электропиано.

Впервые SP2X я увидел примерно два года назад на сайте Kurzweil, и этот стильный инструмент сразу привлек мое внимание. Учитывая его весьма впечатляющие характеристики, я решил, что стоить он будет на уровне инструментов серии PC, и очень удивился, когда увидел, что предполагаемая цена составляет всего 1249$.

Вообще, обзавестись подобным инструментом я собирался уже давно, поскольку синтезаторные и полуфортепианные клавиатуры уже меня не устраивали, да и диапазона в пять-шесть октав уже не хватало. Поначалу я, как убежденный сторонник синтезаторов, электропиано не рассматривал совсем. Они казались мне примитивными, и, кроме синтезаторов, я обращал внимание только на специализированные контроллеры с клавиатурой в 88 клавиш. Правда, подумав хорошенько, я понял, что это не лучший выбор. 88-клавишные синтезаторы, как правило, являются старшими моделями у данного производителя и имеют соответствующую стоимость. К тому же некоторые их функции (семплер, секвенсор и т. д.) будут дублироваться уже имеющимися у меня инструментами. С другой стороны, MIDI-клавиатуры не имеют собственных звуков, а я давно ощущал потребность в готовых качественных пэтчах фортепиано и электропиано, чтобы разгрузить семплер (что было бы особенно актуально для концертного использования).

Тогда я стал присматриваться к сценическим электропиано. Эти инструменты стоят где-то посередине между синтезаторами, контроллерами и цифровыми фортепиано, и, таким образом, имеют как раз те функциональные возможности, в которых я нуждался. Я стал сравнивать инструменты разных фирм и, когда увидел SP2X, понял, что это именно то, что я ищу. Также подкупало то, что цена в магазине точно соответствовала цене на сайте производителя. В общем, я остановил свой выбор на SP2X.

Общее описание
Сценическое электропиано SP2X создано на базе инструментов Kurzweil серии PC и отличается от них, главным образом, отсутствием программирования. Дизайн инструмента совершенно новый и не напоминает ни серию PC, ни старую серию SP. На данный момент электропиано производится в трех модификациях: SP2X с 88-клавишной фортепианной клавиатурой (без послекасания), SP2 с полуфортепианной клавиатурой в 76 клавиш и SP2XS, который от SP2X отличается дизайном и наличием встроенной акустической системы. Поскольку принципиальной разницы между моделями нет, то все сказанное про SP2X будет относиться и к остальным моделям серии (кроме описания клавиатуры, которое относится лишь к SP2X и SP2XS).

Клавиатуры для Kurzweil традиционно поставляет итальянская компания Fatar (кстати, крупнейший в мире производитель клавиатур для электронных инструментов), в ее ассортименте около десяти моделей фортепианных клавиатур, которые можно разделить на три группы:
- недорогие TP/8 и TP/9, которые отличаются от стандартных синтезаторных клавиатур TP/8S и TP/9S лишь формой клавиш и размещением в них грузика;
- средние TP/10 с компактной молоточковой механикой и послекасанием;
- топовые TP/40 с молоточковой механикой, которые в зависимости от модификации могут также иметь разную утяжеленность, репетиционную механику и даже клавиши из дерева. В стандартном варианте они не имеют послекасания, хотя и могут им оснащаться.

Клавиатура SP2X мне очень понравилась. Я не удержался и частично разобрал инструмент, чтобы посмотреть, что за клавиатура в нем стоит. Оказалось, это TP/40, что весьма радует, поскольку SP2X все-таки бюджетный инструмент. Конкретную модификацию я не установил, поскольку никакой маркировки не заметил, но, судя по ощущениям, это стандартный вариант. Не берусь судить, насколько она близка к настоящей фортепианной клавиатуре, поскольку мне не доводилось играть на дорогих фортепиано. По мне клавиатура SP2X как раз то, что нужно — у нее достаточная утяжеленность, чтобы точно отрабатывать динамику, и при этом клавиши ходят легко и возвращаются в исходное положение достаточно быстро, чтобы играть самые быстрые пассажи. Что касается отсутствия зон с разной утяжеленностью, то не думаю, что они нужны в сценическом инструменте, который большую часть времени будет использоваться в режиме разделения клавиатуры и в качестве MIDI-контроллера.

Вообще, в SP2X все подчинено идее концертного применения. Инструмент имеет металлический корпус с массивными пластмассовыми боковыми панелями, клавиатура размещается на толстом листе ДСП, находящимся в основании. Вся конструкция производит впечатление прочной и надежной. Однако при этом SP2X имеет сравнительно небольшой вес (22 кг) и, благодаря удобной форме корпуса, легко может перемещаться одним человеком, особенно если для него подобрать подходящий кейс. Изначально инструмент был упакован в огромную картонную коробку с пенопластовыми ложементами, в которой, кроме самого инструмента, находилось руководство пользователя, блок питания, четыре резиновые ножки (которые можно приклеить снизу, если инструмент будет устанавливаться на ровную плоскую поверхность — стол, например) и педальный переключатель Kurzweil KP1, на хромированную педаль которого была заботливо надета защитная пластмассовая крышка. Поскольку на протяжении гарантийного периода необходимо сохранять фирменную упаковку, то мне пришлось оставить коробку от SP2X, и теперь она небоскребом стоит в углу моей комнаты.

Интерфейс SP2X сильно напоминает модель PC1, но вместо жидкокристаллического дисплея используется трехсимвольный светодиодный. Под ним находятся кнопки -/No и +/Yes, в зависимости от текущего режима выполняющие функции отмены/подтверждения или пошагового изменения значений параметров. Слева от дисплея есть шесть кнопок режима работы (Effect, Reverb, Global, Main, Split, Layer). Остальные органы управления собраны в секции и располагаются слева направо в следующем порядке: Master Volume, представленная только регулятором общей громкости; Performance/Effects, где располагаются четыре вращаемых регулятора и кнопка Knob Mode/Tap Tempo; Sound Select/Data Entry c набором многофункциональных кнопок; Edit с кнопками, отвечающими за редактирование.

На задней панели находятся симметричные аналоговые выходы на джеках, выход для наушников, входы для подключения педали управления и педального переключателя, три MIDI-разъема, USB-порт, вход для адаптера и кнопка включения питания.

Для электропиано SP2X имеет весьма приличный набор контроллеров: колеса высоты тона и модуляции, вращаемые регуляторы, педаль экспрессии и педальный переключатель, то есть по количеству контроллеров практически не уступает инструментам серии PC (во всяком случае, если считать только встроенные контроллеры; PC 2 еще имеет возможность подключения духового и ленточного контроллеров, больше входов для педалей). Кроме того, все органы управления SP2X передают MIDI-сообщения. Это потрясающе удобно при использовании SP2X в качестве мастер-клавиатуры — регуляторы можно быстро настроить на управление необходимыми параметрами, а выбор пэтчей будет осуществляться с SP2X без всяких предварительных настроек кнопками +/Yes и -/No или кнопками Sound Select! Правда, в последнем случае передаются только сообщения выбора первых 64 пэтчей. Также весьма полезной для живой работы может оказаться возможность быстро подать команду Panic — для этого надо одновременно нажать кнопки Key Range и Vel. Range секции Edit.

Спецификация SP2X

Полифония — 64 голоса
Мультитембральность — 16 частей
Объем ROM — 32 Мб
Пресетные пэтчи — 64
Пресетные перфомансы — 16
Банк Quick Access — 16 ячеек
Процессор эффектов — ревербератор (64 алгоритма) и мультиэффект (64 алгоритма)
Ритм-паттерны — 60 пресетных паттернов и 4 варианта метронома
Контроллеры — колеса высоты тона и модуляции, четыре вращаемых регулятора, педаль экспрессии (потенциометр 10 кОм), педальный переключатель (все программируемые)
Аудиовыходы:
— два симметричных/несимметричных выхода (джеки), 24-разрядные ЦАП, динамический диапазон свыше 112 dBA, максимальный выходной уровень 20,8 dBu (симметрич.) или 14,7 dBu (несимметрич.).
— выход для наушников (максимальный выходной уровень — 4dBu при нагрузке 32 Ом)
Интерфейсы — MIDI (In/Out/Thru), USB
ОС — во флеш-памяти, обновление по MIDI или USB
Клавиатура — 88-клавишная Fatar TP/40 с молоточковой механикой, передаются сообщения скорости нажатия и снятия
Габариты — 1412 x 337,5 x 125 мм
Масса — 22 кг

Вращаемые регуляторы у SP2X могут работать в одном из трех режимов, которые Kurzweil обозначает как MIDI Controller, Zone Volume и Effect Wet/Dry. Выбор режима осуществляется кнопкой Knob Mode, при этом напротив названия режима загорается светодиодный индикатор. В режиме MIDI Controller регуляторы выполняют две функции: передают по MIDI сообщения, на которые они запрограммированы, и изменяют параметры пэтчей, позволяя их слегка отредактировать. В случае Zone Volume регуляторы устанавливают уровни частей в мультитембральном режиме (или при использовании режимов Auto Layer/Split и т.п.). Наконец, в режиме Effect Wet/Dry регуляторы A и B устанавливают, соответственно, уровень посыла на обработку мультиэффектом и реверберацией, регулятор D управляет темпом ритмических паттернов, а регулятор C не задействован.

В целом интерфейс оставил у меня двоякое впечатление: с одной стороны, простые операции, вроде вызова пэтчей или смены эффектов, выполняются очень легко, с другой — более глубокие настройки требуют глубокого изучения мануала, без которого о наличии многих функций вообще нельзя догадаться. Вызывает нарекание не организация интерфейса SP2X (при таком дисплее и количестве кнопок все равно удобнее сделать нельзя), а то, что изначально был взят курс на ограниченный интерфейс. Это явно было сделано, чтобы разграничить инструменты разных ценовых категорий, при сегодняшних ценах ничто не мешало поставить полноценный жидко-кристаллический дисплей, колесо ввода данных и т. д.

О руководстве пользователя, написанном на английском и имеющим объем около 100 страниц, у меня также не сложилось однозначного мнения. С одной стороны, все описывается очень просто и понятно (раздел Quick Start Guide занимает всего страницу и реально содержит 90% всего, что нужно знать владельцу SP2X), но с другой стороны, когда нужно копнуть поглубже, руководство становится трудно перевариваемым, не столько из-за того, что написано плохо, а потому, что интерфейс SP2X просто не приспособлен для глубокого редактирования. К тому же часть нужной информации вообще отсутствует, а многие функции в руководстве заявляются, но никаких подробностей о них нет. Возможно, это связано с будущими обновлениями (пока что ничего серьезного в этом плане не было, на данный момент последняя версия операционной системы 1.02 добавляет лишь поддержку Mac OS X по USB, новые демо и измененные перфомансы). У меня сложилось впечатление, что руководство составлялось, когда сам инструмент был еще не закончен. В любом случае, новичку работать по такому руководству будет сложно. Поэтому в практической части я постарался изложить все, что требуется для работы с SP2X.

Применение
Первые представления о возможностях SP2X можно получить, прослушав встроенные демо. Для этого одновременно надо нажать кнопки +/- и Enter (нижний ряд кнопок секции Sound Select). После чего кнопками +/Yes и -/No можно запустить и остановить демо. Всего в SP2X три демонстрационных произведения (они воспроизводятся по очереди, но любое из них можно отдельно выбрать кнопками 1, 2 и 3 секции Sound Select). Первое показывает мультитембральные возможности инструмента, второе — звук фортепиано, а третье — акустическую гитару.

Переходим к самим звукам. Их выбор осуществляется предельно просто — при включении инструмент сразу входит в режим Program и остается только выбрать одну из восьми категорий, нажав кнопку в верхнем ряду секции Sound Select, и один из восьми пэтчей данной категории, нажав кнопку в нижнем ряду. При желании можно воспользоваться функцией транспонирования — удерживая кнопку Transpose, нажать любую клавишу на клавиатуре (и, таким образом, выбрать новую тональность), или, также удерживая Transpose, сдвигать высоту тона вверх-вниз в пределах двух октав кнопками Yes/No с шагом в один полутон.

Пользоваться системой выбора пэтчей по категориям очень удобно (особенно, учитывая, что SP2X запоминает, какой пэтч был выбран в каждой категории), на выбор нужных звуков уходит минимум времени, что особенно важно на концерте. Также пэтчи можно прощелкивать по порядку вверх/вниз кнопками +/Yes и -/No. Как недостаток я бы отметил то, что кнопки нижнего ряда секции Sound Select не пронумерованы (точнее, пронумерованы, но в другом порядке, поскольку используются еще и для ввода числовых значений в некоторых режимах редактирования — это несколько сбивает с толку). Кроме того, пэтчи имеют сквозную нумерацию от 1 до 64, и когда нужно вызвать пэтч с конкретным номером, бывает трудно сообразить, какое сочетание кнопок надо нажать, если под рукой нет мануала с таблицей пэтчей (например, чтобы вызвать пэтч 36, надо нажать пятую кнопку в верхнем ряду и четвертую в нижнем, и т. п.). Еще я сначала не мог понять, почему в таблице названия пэтчей приведены в сокращении, ведь на экране все равно отображаются только их номера, а потом догадался, что пэтчи были заимствованы из инструментов серии PC вместе с их оригинальными названиями.

Перфомансы (или "сетапы", как их называет Kurzweil) выбираются совсем просто — нажатие кнопки Program/Setup переключает SP2X в режим Setup (в кнопке при этом вместо красного индикатора загорается зеленый), после чего перфомансы, которых всего 16, выбираются непосредственно кнопками Sound Select. Опять-таки здесь немного мешает то, что кнопки не пронумерованы по порядку.

Кроме 64 пресетных пэтчей и 16 перфомансов SP2X имеет еще банк с 16 свободными ячейками, которые пользователь может заполнить любимыми пресетными пэтчами и перфомансами, чтобы их можно было быстро вызвать во время исполнения, или же собственными звуками. Банк вызывается кнопкой Q. Access, звук выбирается нажатием одной из 16 кнопок секции Sound Select. Кстати, при смене пэтчей звук не обрывается, и если выбирать новый пэтч, удерживая клавиши, то они будут звучать предыдущим пэтчем до тех пор, пока не будут отпущены, так что незаконченная фраза не оборвется.

Ритм-паттерны и метроном
SP2X имеет функцию воспроизведения ритм-паттернов (коротких закольцованных фраз), которая запускается кнопкой Rhythm/Metronome и представляет собой что-то вроде примитивной ритм-машины. Никаких средств для редактирования ритмов пользователю не предоставляется, можно лишь выбрать один из 60 готовых вариантов (они разбиты на восемь категорий: Ballad, Pop, R&B/Dance, Rock/Funky, Country, Latina, Jazz, World) или простой метроном (размер 2/4, 3/4, 4/4, 6/8). С помощью вращаемых регуляторов можно установить уровень ритм-секции и темп воспроизведения паттерна. Кроме того, темп можно отстучать на клавиатуре или педалью сустейна, удерживая кнопку Knob Mode/Tap Tempo. Во время воспроизведения паттерна кнопка Rhythm/Metronome поочередно мигает красным и зеленым индикаторами с частотой, соответствующей темпу. В случае необходимости, ритм-паттерн можно убрать как бы на задний план, повторно нажав кнопку Rhythm/Metronome (индикатор при этом будет постоянно мигать зеленым), после чего можно осуществлять любые манипуляции с пэтчами, перфомансами и т. д. Ритм все время будет воспроизводиться.

Использование контроллеров
Для электропиано SP2X имеет приличный набор контроллеров, причем все они являются программируемыми, о чем Kurzweil спешит сообщить на одной из первых страниц руководства пользователя. Однако, внимательно прочитав руководство, я нашел лишь инструкции по назначению вращаемых регуляторов во время редактирования перфомансов. Осуществляется это следующим образом: сначала нужно войти в режим редактирования перфомансов, нажав кнопку Edit, после чего нужно, удерживая кнопку Knob Mode, повернуть один из регуляторов. На экране высветится соответствующая ему буква (A, B, C или D), после чего можно ввести номер любого сообщения Control Change, используя пронумерованные кнопки секции Sound Select или кнопки +/Yes и -/No. При этом надо отметить, что кроме стандартных CC-сообщений SP2X может передавать и 19 специфических сообщений, использующихся в инструментах Kurzweil (этим сообщениям присвоены номера с 128 по 146).

Немного поэкспериментировав, я установил, что назначение остальных контроллеров осуществляется по тому же принципу (нажатие кнопки Knob Mode и выбор контроллера путем его задействования). Правда, мне не удалось переназначить педальный переключатель (он всегда работал как педаль сустейна), SP2X предлагал только отключить его для любого слоя (в режиме разделения клавиатуры эта функция может оказаться полезной). Кроме того, как оказалось, в режиме Program назначение контроллеров осуществляется точно так же, как и для перфомансов (разница лишь в том, что для того, чтобы войти в режим редактирования, нужно, как ни странно, нажать кнопку Effect или Reverb), но педальный переключатель никак не реагирует на попытки его перепрограммировать и, что самое главное, настройки сохраняются не индивидуально, а как общие для всех пэтчей. Причем, если запрограммировать регуляторы на передачу других сообщений (а по умолчанию регуляторы A, B, C и D передают, соответственно, сообщения CC#6, CC#13, CC#23 и CC#24), то они не будут изменять звук самого SP2X или будут изменять его другим образом. Кстати, при входе в режим редактирования начинает мигать индикатор в кнопке Edit, а в кнопке Program/Setup вместо красного или зеленого индикатора загорается оранжевый (правда, его практически невозможно отличить от красного индикатора режима Program — я, например, заметил его лишь после того, как прочитал об этом в инструкции).

Процессор эффектов
Если синтезатор PC2 обеспечивает доступ к основным параметрам синтеза, то у SP2X все редактирование пэтчей сводится лишь к выбору алгоритмов процессора эффектов: нажав кнопку Effect или Reverb (при этом замигает индикатор кнопки Edit), можно, соответственно, выбрать один из алгоритмов мультиэффекта или реверберации. Если, не выходя из режима редактирования, нажать кнопку Store, то новые настройки будут сохранены в текущий пэтч. Если вы не хотите сохранять изменения, то надо нажать кнопку Edit или Program, чтобы выйти из режима редактирования. Причем, обратите внимание, если после этого нажать кнопку Store, то результат будет сохранен не в текущий пэтч, а в свободную ячейку банка Quick Access. Для изменения уровня посыла на эффекты не обязательно входить в режим редактирования, это можно сделать в любой момент с помощью вращаемых регуляторов.

Вход в режим редактирования эффектов перфомансов осуществляется по другому: надо сначала нажать кнопку Edit, а уже потом выбрать Reverb или Effect, к тому же результат всегда сохраняется в Quick Access Bank, и, похоже, в текущей версии ОС никаких изменений непосредственно в банк Setup внести нельзя.

Сами эффекты очень высокого качества — все алгоритмы заимствованы из PC2, процессор которого сделан на базе KDFX-процессора синтезаторов K-серии. Видимо, процессоры эффектов у SP2X и PC2 одинаковые, но у последнего эффектов немного больше (около 160) и у них можно редактировать четыре параметра. На мой взгляд, достаточно и тех 128 алгоритмов, что есть в SP2X, тем более что у него эффекты не играют такой важной роли, как в синтезаторах 90-х, где эффекты были неотъемлемой частью пэтча и без них он терял всякий смысл. У SP2X эффекты, скорее, играют роль украшения, во многих его пресетах мультиэффект вообще отключен и используется только немного реверберации.

Как и пэтчи, алгоритмы мультиэффектов разбиты на восемь категорий: Chorus, Flange, Delay, Compressor, Distortion, Filter, LaserVerb и Misc. К качеству эффектов у меня не возникло никаких претензий. Хорусы и фленджеры плотные и насыщенные, отлично работают с синтезаторными звуками и электропиано. Эффекты группы Delay звучат хорошо, но с непрограммируемыми задержками трудно работать — они то слишком быстрые, то слишком медленные. Включение алгоритмов компрессора в список эффектов SP2X у меня вызвало небольшое недоумение. Зачем они в клавишном инструменте? Ну, допустим, для барабанов, но кто покупает сценическое электропиано, чтобы записывать барабаны? А вот включение подборки эффектов Distortion и Filter оказалось очень кстати. Они отлично сочетаются с винтажными клавишными (электропиано, клавинет, электроорган), особенно я бы выделил имитацию перегрузки Rhodes Suitcase (35 Dist Cab EPiano) и эффект вау с повторителем огибающей (45 EPno Env Filter). Вообще все эффекты категории Filter мне понравились — некоторые из них работают от повторителя огибающей (алгоритмы 41, 44, 45) и здорово сочетаются с пэтчами электропиано, клавинета и бас-гитары, другие работают от LFO (алгоритмы 42, 43, 46, 47, 48) и хорошо подходят для синтезаторных звуков, жаль только, что нельзя регулировать частоту LFO.

SP2X также содержит восемь алгоритмов фирменного эффекта LaserVerb из процессора KDFX. LaserVerb представляет собой сочетание реверберации, задержки и питч-шифтинга, создающее сложные отражения исходного сигнала. Звучат эти эффекты довольно драматично, и описывать их нет смысла — надо слушать. На мой взгляд, LaserVer — эффект не для повседневного использования, но когда нужно что-то необычное, он может дать хороший результат. Из тех звуков, что представлены в SP2X, на мой взгляд, LaserVerb больше всего подходит к барабанам, хроматической перкуссии и солирующим синтезаторным звукам.

В последней группе (Misc) находятся алгоритмы имитации эффектов электрооргана, энхансеры, тремоло и эффекты панорамирования. Из них особо надо отметить органные эффекты, поскольку они выполнены весьма необычно. Во-первых, это не просто имитация вращающегося динамика, а имитация электромеханического Scanner-Vibrato электроорганов Хаммонд, производящего эффекты хорус и вибрато (к сожалению, без выбора типа эффекта, как в PC 2), плюс имитация Leslie (а в алгоритме 59 еще и перегрузка предусилителя). Во-вторых, имитация Leslie сделана необычно — имитируется лишь окраска звука, которую дает кабинет, а имитация вращения содержится в самом пэтче. Это немного странно, но в работе с органными пэтчами нареканий не вызывает. Проблемы возникают при попытке обработать этим эффектом другие пэтчи — вы получите только окраску кабинета Leslie плюс ненужные хаммондовские вибрато/хорус, тогда как в органных пэтчах нельзя полностью остановить вращение. Впрочем, этого нельзя сделать в большинстве синтезаторов — не знаю почему, но производители не предусматривают такую возможность — у них всегда можно выбрать только между быстрой и медленной скоростью вращения, хотя переключатель настоящего Leslie имеет три положения: Fast, Stop, Slow. Чтобы избавиться от вращения, у этих инструментов надо или перепрограммировать сам алгоритм, установив, например, скорость Slow на 0, или отключить эффект Leslie совсем (правда, при этом исчезнет и окраска кабинета). Но у SP2X от вращения, зашитого в пэтч, никуда деться нельзя.

В общем, несмотря на то, что мультиэффектов много, иногда можно столкнуться с отсутствием нужного эффекта. Алгоритмов же реверберации в SP2X, на мой взгляд, даже больше, чем нужно. Тут также можно столкнуться с трудностью выбора, но не потому, что нет нужного алгоритма, а потому, что глаза разбегаются от их количества. Здесь можно найти комнаты и залы всех видов и размеров, алгоритмы листовой реверберации, реверберации с гейтом и восемь алгоритмов, комбинирующих реверберацию с задержкой и хорусом или фленджером в различных сочетаниях. Качество всех алгоритмов очень высокое, даже в большом количестве реверберация звучит реалистично.

Короче, к процессору эффектов не придерешься — такого качества и такого выбора эффектов у других инструментов этой ценовой категории нет. Также мне очень понравилось наличие эффектов для Rhodes, Wurlitzer и Clavinet — все равно, что к самим инструментам добавили набор педалей-примочек.

Auto Layer/Split
Эта функция, заимствованная у PC-серии, позволяет быстро создавать перфомансы прямо из режима Program. Сначала нужно выбрать тот звук, который вы хотите сделать основным (он будет в слое Main и его эффекты будут использоваться для остальных слоев). Потом нужно нажать кнопку Layer для создания наложения двух звуков или Split, если нужно разделение клавиатуры. В первом случае на экране появится L01, во втором — P53. Буква означает, соответственно, Layer или sPlit, а цифра указывает, какой пэтч по умолчанию будет во втором слое (в режиме Layer это фортепиано P01 Stereo Grand, а в режиме Split — бас P53 Round and Wound). Если нужен другой звук, то его можно сразу выбрать кнопками Sound Select. Второй звук в режиме Split всегда назначается в нижнюю часть клавиатуры. Если в режиме Split требуется сменить точку разделения клавиатуры (по умолчанию это Ab3, то есть ля бемоль первой октавы), то надо одновременно нажать кнопки Layer и Split, после чего нажать желаемую клавишу на клавиатуре — новая точка разделения выбрана. Если по какой-либо причине потребуется сменить первый звук, то нужно нажать кнопку Main — на экране появится буква "n", символизирующая "Main" и номер пэтча, выбранного первым. Выбираете другой пэтч кнопками Sound Select — и все готово. Кстати, нажав кнопку Transpose, можете произвольно транспонировать выбранный слой. Двойное нажатие кнопки Main, Layer или Split заглушает соответствующий слой (при этом между буквой и номером пэтча появится точка — L.01, n.25 и т. п.), а регуляторы A-D в режиме Zone Volume устанавливают уровень слоев. Полученный результат можно сохранить в банк Quick Access, нажав кнопку Store. Также надо отметить, что режимы Auto Split и Auto Layer можно использовать одновременно, а вот запустить ритм-паттерн, не выходя из режима Auto Layer/Split, и сразу получить те самые четыре мультитембральные части, нельзя. Придется сначала сохранить получившийся перфоманс в банк Quick Access, выбрать его и включить ритм-паттерн. Или с самого начала вывести ритм-паттерн на задний план и уже после этого начать составлять перфоманс с помощью Auto Layer/Split.

Работа с функцией Auto Layer/Split показалась мне очень удобной: простые перфомансы создаются так быстро, что можно их не готовить заранее, а создавать прямо во время исполнения — на это уйдет столько же времени, как и на то, чтобы вызвать готовый перфоманс из памяти. Поскольку качество звука в пэтчах SP2X изначально высокое, то они, как правило, не страдают от того, что для них могут использоваться "не родные" эффекты. Если же эффекты не подходят, то их опять-таки можно сменить за пару секунд. Поэтому в банке Setup я держу только сложные перфомансы с переключением слоев и назначенными контроллерами.

Перфомансы
В руководстве пользователя говорится, что SP2X в режиме Setup может одновременно воспроизводить до четырех разных звуков. Это отчасти является преувеличением, поскольку четвертая зона всегда зарезервирована под барабаны. Другим ограничением является то, что при использовании SP2X в режиме контролера первая, вторая и третья зоны назначены, соответственно, на первый, второй и третий MIDI-каналы, а четвертая — на десятый. Вообще, SP2X имеет 16-частную мультитембральность когда работает на прием данных. Если его контролировать с внешнего секвенсора, он корректно воспроизведет информацию со всех 16 дорожек, но в самом инструменте подготовить для этого мультитембральный набор нельзя, все должно быть прописано в секвенции.

В настройках же четырехчастных перфомансов, предназначенных для работы с внутренними звуками и управления внешними тон-генераторами, можно установить для каждого слоя зону клавиатуры, область динамики, транспозицию и настройки контроллеров. Для этого надо вызвать перфоманс, войти в режим редактирования, нажав кнопку Edit, и кнопками Main, Layer и Split выбрать слой, который будет редактироваться. При этом названия слоев играют чисто формальную роль, ведь зоны для них можно установить совершенно произвольно. После того как слой выбран, можно приступить к редактированию, вызывая параметры кнопками Key Range (зона клавиатуры), Vel. Range (область динамики) и Transpose (транспозиция). Как и в случае с Auto Split/Layering, для обработки всего перфоманса используются эффекты звука Main, но их можно изменить описанным ранее способом. Поработав с перфомансами, я пришел к выводу, что даже в таком виде их можно использовать вполне эффективно.

Global
Меню общих настроек вызывается кнопкой Global, после чего можно вызвать одно из восьми окон кнопками нижнего ряда секции Sound Select: Local, Touch, Drum Map, Entry Value, Tuning, Dump, MIDI Scope, Reset. Названия подписаны внизу под кнопками, так что сориентироваться очень просто. Изменение параметров осуществляется с помощью кнопок +/Yes и -/No, никаких дополнительных кнопок для сохранения внесенных изменений нажимать не надо, они сохраняются автоматически.

Функция Local (On/Off) позволяет отключить связь между клавиатурой инструмента и его тон-генератором. Это позволяет избежать образования MIDI-петли, когда инструмент, например, работает в паре с внешним секвенсором, к которому подключен через MIDI In и MIDI Out.

Параметр Touch позволяет настроить чувствительность клавиатуры. SP2X имеет семь вариантов динамической чувствительности (Touch 1-7, на экране отображаются как to1-to7) — по умолчанию используется первый (Linear); остальные шесть (Light 1, Light 2, Light 3, Hard 1, Hard 2, Hard 3) расположены по мере утяжеления. Linear по тяжести находится между Light 3 и Hard 1. Я выбрал самый легкий вариант (to2 — Light1), он показался мне самым удобным. При других играть утомительно, а у вариантов Hard 2 и Hard 3 для достижения максимальных значений динамики нужно и вовсе прикладывать чрезмерные усилия.

Функция Drum Map отвечает за переназначение звуков в пэтчах ударных. По умолчанию в SP2X используется собственная карта раскладки барабанов, заимствованная из PC 2 (на экране отображается как HrZ, что должно означать Kurzweil), в которой задействован почти весь клавишный диапазон. Эта карта содержит 79 звуков и имеет такие варианты, как Dual Snare, Slightly Open Hi-hat и т. п., которых нет в наборе GM, да и сама раскладка по клавиатуре отличается от стандартной, что делает невозможным правильное воспроизведение GM-секвенций. Чтобы SP2X корректно работал с GM, надо переключиться в соответствующий режим (на экране появится Gn). Естественно, при этом все дополнительные звуки будут недоступны.

Функция Entry Value (On/Off) позволяет избежать резких скачков при изменении параметров пэтчей регуляторами A-D. Когда она активна, то при вращении регулятора изменение параметра не происходит до тех пор, пока не будет достигнуто значение, сохраненное в пэтче (пока регулятор вращается, на экране это значение будет указано с точкой — например, "56."), и лишь после этого параметр будет изменяться. Удобная функция, но полностью почему-то она работает только в режиме Setup, а в режиме Program функционирует лишь когда регуляторы управляют уровнем эффектов.

Параметр Tuning позволяет осуществить точную настройку SP2X в пределах +/-50 центов. Настройка производится с шагом в один цент.

Функция Dump производит сброс всех данных по MIDI в виде сообщений SysEx. При выборе этой функции на экране появится "dПP" (Dump), нажатие кнопки +/Yes запускает сброс, на экране при этом появляется "Snd" (Send). Для обратной операции, то есть приема SysEx, никаких подготовительных операций производить не надо — файл на воспроизводящем устройстве запускается в любой нужный момент и все данные в SP2X загружаются автоматически.

Функция MIDI Scope предназначена для отслеживания MIDI-сообщений, принимаемых и посылаемых SP2X. Она может оказаться очень полезной, если возникнет проблема с приемом или передачей MIDI-данных и потребуется установить причину ее возникновения. При выборе этой функции на экране появляется "ScP" (Scope), для начала мониторинга надо нажать +/Yes, после чего все сообщения будут отображать на экране (ноты в виде "G4", "Eb5", "C7" и т. п., вращение колеса модуляции как "Pib", контроллеры как "Ctl" и т. д.).

Наконец, последняя функция, Reset, позволяет восстановить заводские настройки (все параметры программ, перфомансов и режима Global). При ее выборе на экране появляется запрос "rSt" (Reset?), и если вы желаете выполнить операцию, нажмите +/Yes. При этом на экране появится "Sr?" (Sure?), при повторном нажатии +/Yes вас спросят еще раз — "rL?" (Really?) и, наконец, третье нажатие +/Yes восстановит заводские настройки.

USB

USB-порт позволяет соединять SP2X с компьютером для обмена MIDI-сообщениями и обновления операционной системы. Его наличие должно порадовать тех, кто собирается использовать SP2X в качестве мастер-клавиатуры для работы с программными синтезаторами и секвенсорами. Для использования USB под Windows надо скачать драйвер с сайта Kurzweil (его можно найти на страничке SP2X в разделе Downloads). Для Mac OS драйвер не требуется, но владельцам инструментов с первой версией операционной системы придется обновить ее хотя бы до версии 1.01 (см. ранее), если они желают использовать USB, поскольку в версии 1.00 эта возможность не поддерживалась.

Установка драйвера для Windows не вызывает никаких трудностей: SP2X подключается к компьютеру USB-кабелем, и при включении инструмента компьютер сразу выдает сообщение о том, что было найдено новое оборудование. В "Диспетчере устройств" SP2X вначале отобразится как "Аудио устройства USB" в разделе "Звуковые, видео и игровые устройства". Далее после команды обновить драйвер в появившемся "Мастере установки нового оборудования" нужно указать путь к скачанному драйверу (файл sp2series.inf) и проигнорировать предупреждение о возможной несовместимости с Windows. После установки драйвера в "Звуковых, видео и игровых устройствах" появится USB-порт SP2X под обозначением "Kurzweil SP2X MIDI", и он будет доступен, как устройство ввода и/или вывода в любых MIDI-редакторах, секвенсорах и пр.

Установка новой операционной системы
Номер версии ОС высвечивается на экране каждый раз при включении SP2X. Последнюю версию (на данный момент это 1.02) можно скачать с сайта Kurzweil в виде MIDI-файла с SysEx-данными, который может содержать просто новую операционную систему или новую ОС и новые звуки, в этом случае к названию файла будет добавлено "comb".

ОС содержится во флеш-памяти и ее обновление не представляет никакой сложности, если следовать простым инструкциям. При включении инструмента, когда на экране мигают три точки, надо нажать кнопку Transpose, и SP2X выдаст запрос "uOS" (Update OS?). Для подтверждения надо нажать кнопку Rhythm/Metronome, для выхода — Program/Setup (в данном меню они играют роль Yes/No). Если выбрано первое, на экране появится "u.O.S.", что означает, что SP2X готов к приему данных. Далее нужно начать воспроизведение MIDI-файла с ОС с помощью какого-либо секвенсора или MIDI-плеера (убедившись, что в качестве MIDI-выхода выбран порт, к которому подключен SP2X), и если на экране появится "1-r", значит соединение установлено и данные поступают в SP2X. Загрузка занимает около 18 минут, по ее завершению появится что-то вроде "oK", после чего нужно выключить инструмент. При следующем включении он будет содержать уже новую ОС.

В меню, вызываемом кнопкой Transpose при включении, можно выбрать и другие функции кроме обновления операционной системы. Нажимая кнопки +/Yes и -/No, можно выбрать обновление Boot Block (на экране отображается как "ubt", процесс осуществляется так же, как и при обновлении операционной системы; собственно, обновление до версии 1.01 требует именно замены данных из Boot Block), диагностику ("dig"), перезагрузку ("Eng") и инициализацию ("rSt").

Звуки
Специфической чертой SP2X является очень невысокий, по современным меркам, объем семплов в ROM — 32 Мб. Для Kurzweil это вполне характерный подход, у многих инструментов этой фирмы объем семплов еще меньше, поскольку компания делает ставку на программирование и синтез, а не на простое воспроизведение семплов (так, топовый K2600 в стандартном варианте имеет всего 12 Мб, тогда как у многих современных инструментов эта цифра уже перевалила за 300 Мб).

Большая часть пэтчей SP2X взята из инструментов PC-серии. При прослушивании пэтчей первое, что бросается в глаза, это полное отсутствие того, что можно было бы назвать модными звуками. Видимо, в Kurzweil считают покупателей сценических электропиано людьми консервативными. В инструменте представлены следующие типы звуков: фортепиано, электропиано, органы, электроорганы, клавесины, синтезаторные и оркестровые струнные, подклады, медные духовые, аналоговые полисинты, лиды, хоры, гитары, бас-гитары, хроматическая перкуссия и наборы ударных. В принципе, довольно приличный набор, позволяющий делать аранжировки на одном SP2X, но все-таки для серьезных задач этого может оказаться недостаточно (к примеру, деревянные духовые в SP2X представлены лишь одним пэтчем флейты, и вообще среди звуков SP2X оркестровые и акустические инструменты явно находятся в меньшинстве).

Звучание я сравнивал, с одной стороны, со старыми инструментами Korg N364 и Roland XP80, которые выступали представителями предыдущего поколения синтезаторов, а с другой — с семплером E-mu E4XT Ultra (с библиотеками формата Akai и E-mu), который выступал в качестве представителя "хай-энда". SP2X в этом сравнении показал себя очень хорошо. На его фоне сразу бросалось в глаза, как сильно старые синтезаторы окрашивают звук (из-за низкого качества исходных семплов и проистекающего отсюда чрезмерного использования процессора эффектов). Звучание N364 я бы охарактеризовал как "деревянное", а XP80 — как "металлическое". В SP2X ничего подобного нет, он выдает чистый, плотный звук без всяких артефактов. Поскольку оценки звучания всегда субъективны, я предлагаю послушать демонстрационные примеры, которые я записал, и вынести собственное решение по этому поводу. Для записи SP2X напрямую подключался к входам аудиоинтерфейса Emu 1212M PCI, никакой дополнительной обработки не использовалось.

Пресетные пэтчи (Programs)
Piano
Первая категория целиком отведена под фортепиано, никакие контроллеры в этих пэтчах не задействованы. Первые пять пэтчей являются вариацией на тему рояля и различия между ними незначительные (во всех используется один и тот же набор семплов Triple-Strike, пэтчи отличаются лишь настройками процессора эффектов — в основном, количеством реверберации), поэтому я записал только один пример, используя пэтч P01 (файл 01_StereoGrand - MP3, 775 Кб, WAV, 8,53 Мб). В целом, пэтчи на базе Triple-Strike Piano меня полностью устроили, особенно мне понравилась их универсальность — они не заточены под какой-то определенный стиль и звучат уместно для любой музыки, будь то классика или рок-баллада. Я вообще отношусь спокойно к аутентичности фортепианных пэтчей. Я не пианист, и для меня их ценность определяется, скорее, тем, насколько хорошо они вписываются в микс и подходят для решения конкретных задач. Мне, например, нравится звучание роландовских SAS-пиано и электроакустических CP-70/80, хотя они имеют с настоящим фортепиано мало общего. На мой взгляд, как бы хорошо не звучало фортепиано в синтезаторе, все равно при воспроизведении через обычные акустические системы не будет такого же ощущения, как от игры на настоящем инструменте. На мой взгляд, Triple-Strike для сценического электропиано вполне адекватен, и я точно не стал бы переплачивать и покупать другой инструмент только потому, что фортепиано у него, возможно, звучит лучше. Kurzweil культивирует свои фортепианные пэтчи уже 25 лет, по сути, именно Kurzweil и создал такое явление, как имитация фортепиано с помощью воспроизведения семплов. Так что авторитет этой компании может служить гарантией качественного звука.

Шестой пэтч содержит ставшее штампом наложение фортепиано и струнных, на нем я не буду останавливаться. Гораздо интересней седьмой и восьмой пэтчи — звонкое рок-пиано и расстроенное Honky-Tonk. Примеры их звучания содержатся в файлах 07_HardRockPiano (MP3, 322 Кб, WAV, 3,53 Мб) и 08_RagtimePiano (MP3, 652 Кб, WAV, 7,16 Мб).

E.Piano
Вторая группа пэтчей содержит электромеханические и синтетические пиано. В целом, это отличная подборка, практически все виды известных электропиано здесь представлены, но, к сожалению, отсутствуют электроакустические Yamaha CP70. У всех пэтчей электропиано колесо модуляции производит изменение интенсивности тремоло, причем у каждого пэтча оно звучит по-своему, что делает подборку еще более контрастной. Кроме того, у всех Rhodes (пэтчи 09-12) регулятор A управляет срезом низкочастотного фильтра, что позволяет слегка изменить тембр (у некоторых пэтчей эффект от этого очень незначительный и, чтобы его отчетливо услышать, надо отключать эффекты — кстати, Rhodes в SP2X звучат здорово даже без эффектов!).

Файл 09_StudioRhds (MP3, 535 Кб, WAV, 5,88 Мб) содержит пример звучания одноименного пэтча, где представлено классическое сочетание электропиано Rhodes с эффектом хорус. Я сравнивал этот пэтч с родесами из синтезаторов Roland XP80 (без плат расширения) и Korg N364 и с родесами из "винтажных" семплерных библиотек. SP2X и пэтч Studio Rhds показали себя достойно. Если абстрагироваться от ощущений клавиатуры (механика SP2X имитирует фортепиано и потому сильно отличается от механики Rhodes) и сосредоточиться на самом звуке, то я бы сказал, что Kurzweil сумел подойти очень близко. На его фоне родесы XP80 и N364 выглядят просто смешно. Вообще-то мне нравятся электропиано в этих синтезаторах — они имеют этакое холодное хрустальное звучание, напоминающее Roland RD1000 с записей Элтона Джона конца 80-х, но на Rhodes это совершенно не похоже. Возможно, для записи в студийных условиях я все же предпочел бы семплер, а не SP2X, но, однозначно, ради той небольшой разницы в звуке я не потащил бы семплер на концерт. Главным недостатком Родеса в SP2X является использование двухслойных мультисемплов, переключение между которыми происходит довольно резко. Но если об этом помнить и играть аккуратно, то переключение слоев можно почти полностью скрыть.

Пэтч P12 имитирует характерное для музыки 80-х звучание Родеса, модифицированного Чаком Монте. В файле 12_DynoMyEPno (MP3, 415 Кб, WAV, 4,56 Мб) записан его пример. Другое электропиано из 80-х записано в файле 13_DigitalEPiano (MP3, 641 Кб, WAV, 7,04 Мб). Здесь SP2X воспроизводит знаменитый пэтч INT11 E. Piano синтезатора Yamaha DX7. В целом, звучит довольно похоже, возможно, тембр не так точно реагирует на динамику, все-таки это не FM-синтез, а всего лишь воспроизведение семплов.

Наконец, файл 16_BigRedWurly (MP3, 720 Кб, WAV, 7,92 Мб) показывает электропиано Wurlitzer (видимо, модель 200, раз в названии указано, что оно красное). Сочный, энергичный звук, действительно близкий к оригиналу и практически не уступающий семплерным библиотекам, но с той же проблемой, что и у пэтчей Rhodes — резкое переключение слоев. Впрочем, для этого пэтча это не так плохо, как для Rhodes — Wurlitzer редко используется в качестве солирующего инструмента, а в миксе переключение семплов будет почти не заметно, тем более, что на Wurlitzer обычно играют с большой экспрессией на максимальных значениях динамики. В данном пэтче регулятор D, согласно инструкции, добавляет другой слой. Лично я при его вращении никаких изменений в звуке не заметил. Регулятор A, предназначенный для изменения тембра, производит очень слабый эффект. Впрочем, у настоящего Wurlitzer подобного регулятора вообще не было. Еще вызывает сомнение увеличение диапазона — Wurlitzer имел 64 клавиши, то есть чуть больше пяти октав, а пэтч P16 Big Red Wurly позволяет получить свыше десяти октав при использовании транспозиции. Звучание в этих дополнительных октавах с растянутыми или сжатыми семплами довольно посредственное.

Organ/Clav
В данную категорию вошли органы, электроорганы Хаммонд, пара клавинетов и клавесин. Органы на меня произвели большое впечатление. В пэтче P17 регуляторы B и C добавляют слои с новыми регистрами (файл 17_Pipes16-8-Reed - MP3, 787 Кб, WAV, 8,66 Мб), а в пэтче P19 регуляторы A и B производят между регистрами кроссфейд (файл 19_PipeOrgan - MP3, 944 Кб, WAV, 10,39 Мб).

Электроорганные пэтчи SP2X в западной прессе раскритиковали. На мой взгляд, не удался лишь пэтч P21 Prog Rocker's B — у многих старых синтезаторов имитации Хаммонда с перкуссией звучат лучше. А вот пэтч P20 звучит вполне прилично, только к нему надо добавить эффект Leslie. В файле 20_BalladOf3Bar (MP3, 221 Кб, WAV, 2,42 Мб) приведен пример этого пэтча в оригинальном виде, а в файле 20_BalladOf3BarWithSpeaker (MP3, 654 Кб, WAV, 7,19 Мб) — с эффектом 57 VibChor+Rotary2. В принципе, фортепианная клавиатура очень сильно отличается от клавиатуры электрооргана и не позволяет передать многие характерные особенности исполнения. Однако, если не играть быстрых трелей и глиссандо, то и на SP2X вполне можно исполнять органные партии. Во всяком случае, все демо с Хаммондами я записывал с клавиатуры SP2X.

Hohner Clavinet из пэтча P22 звучит довольно близко к оригиналу. Не берусь на слух определить, какая там настройка фильтров, звук мне напомнил клавинеты с альбомов Боба Марли. Вообще-то этот пэтч фактически содержит два разных звука — с помощью регулятора B можно переключать слои, что должно имитировать включение одного из фильтров на настоящем инструменте. Поворот колеса модуляции производит Mute-эффект (приглушение струн) на одном слое и управляет интенсивностью тремоло на другом, регулятор A изменяет тембр. Используя все это, можно получить множество разных вариантов звучания, что показано в файле 22_ClavClassic (MP3, 630 Кб, WAV, 6,93 Мб).

В файле 24_Harpsichord (MP3, 993 Кб, WAV, 10,93 Мб) записан клавесин. Здесь также представлены два разных звука, поскольку регулятор B переключает слои, как в пэтче P22. Кроме того, можно использовать колесо модуляции для отключения стадии затухания и регулятор A для изменения тембра с помощью узкополосного режекторного фильтра.

Strings/Pads
В этой категории я выбрал для записи два пэтча. Файл 25_FilmStrings (MP3, 376 Кб, WAV, 4,13 Мб) демонстрирует мягкий звук, что-то среднее между синтетическими струнными (регулятором A можно установить срез фильтра) и оркестровыми, а файл 29_Kupiter (MP3, 425 Кб, WAV, 4,67 Мб) показывает типичный аналоговый стрингс. В данном пэтче (название которого, видимо, образовано от KUrzweil и juPITER) регулятор A также управляет срезом фильтра, с его помощью из мощных аналоговых струнных можно получить деликатный подклад.

Brass/Lead
Из данной категории я решил продемонстрировать несколько синтезаторных звуков. В файле 34_SynthBrass (MP3, 192 Кб, WAV, 2,1 Мб) показан звук, характерный для аналоговых полифонических синтезаторов начала 80-х. Я использовал регулятор A для изменения среза фильтра и колесо модуляции, чтобы добавить вибрато. Из солирующих звуков мне больше всего понравился пэтч P38: это очень приличный лид, у которого регулятором A можно изменять частоту среза фильтра, а регулятором B — резонанс. Оба регулятора производят слабый эффект и не позволяют получить каких-то безумных разверток фильтра: все-таки SP2X это электропиано, а не VA-синтезатор. Пример содержится в файле 38_Alazawi (MP3, 259 Кб, WAV, 2,83 Мб). Файл 40_OldLead (MP3, 224 Кб, WAV, 2,46 Мб) показывает синтезаторный звук на основе прямоугольной волны, который, несмотря на название, можно использовать и в полифоническом виде.

Voice/Synths
Здесь находятся четыре хора и опять синтезаторы, которые логичнее было бы собрать вместе и поместить в отдельный банк. Хоры я записывать не стал — их примеры можно найти среди демонстрационных файлов инструментов PC-серии. Примеры синтезаторов содержатся в файлах 46_FLGStrings (MP3, 374 Кб, WAV, 4,1 Мб) и 47_SolarLead (MP3, 203 Кб, WAV, 2,21 Мб). В первом показан пэтч, имитирующий стрингс-синтезатор с включенными секциями Strings и Brass, а во втором — интересный электронный звук.

Gtr/Bass
В седьмой категории содержатся гитарные и басовые пэтчи. Вряд ли с помощью синтезатора можно более-менее точно передавать нюансы исполнения на гитаре (особенно используя клавиатуру в качестве контроллера), однако все-таки эти звуки могут быть полезны при создании аранжировок и в большинстве случаев их включение в набор пэтчей рабочих станций оправдано. Наличие их в типичном исполнительском инструменте, каковым является SP2X, на мой взгляд, излишне. Лучше бы вместо них было несколько приличных оркестровых или "клавишных" звуков; все-таки SP2X вряд ли кто-то будет использовать для создания аранжировок. Поэтому я записал лишь короткий файл 50_ChorusElecGuitar (MP3, 124 Кб, WAV, 1,35 Мб), демонстрирующий гитарные аккорды с тремоло.
А вот наличие в SP2X басовых пэтчей, по-моему, очень кстати — ведь клавишникам часто приходится играть партию баса левой рукой. Да и качество самих звуков высокое. К тому же во всех пэтчах, кроме P55 Slap Bass, при повороте колеса модуляции к звуку баса добавляется тарелка райд, что отлично подходит для аккомпанирования джазовым импровизациям.

Вообще, для басовых звуков управление в реальном времени неплохо продумано. Так, в пэтче P53 регулятор A изменяет срез фильтра, а B производит имитацию растягивания атаки с помощью динамической обработки (файл 53_RoundAndWound - MP3, 146 Кб, WAV, 1,59 Мб).

Очень интересно реализовано переключение между обычной техникой исполнения и слэпом в пэтче P55 (файл 55_SlapBass - MP3, 135 Кб, WAV, 1,47 Мб) — оно производится с помощью педали сустейна и, таким образом, не отвлекает от исполнения. Регулятор A здесь также управляет срезом фильтра, а колесо модуляции добавляет вибрато. Наконец, файл 56_UprightBass (MP3, 111 Кб, WAV, 1,21 Мб) демонстрирует джазовый контрабас (при записи я добавил тарелку райд с помощью колеса модуляции).

Drum/Perc
В этой категории содержатся четыре набора ударных, для демонстрации которых я записал четыре коротких файла, подключив SP2X к компьютеру и проиграв с помощью секвенсора один и тот же MIDI-файл. Названия файлов с демо соответствуют названиям наборов: 57_StudioDrums1+2 (MP3, 53 Кб, WAV, 564 Кб), 58_RadioKings-Rods (MP3, 52 Кб, WAV, 550 Кб), 59_Dirt-TriphopKit (MP3, 52 Кб, WAV, 556 Кб), 60_ElectroKit (MP3, 52 Кб, WAV, 556 Кб). Никаких изменений звука при записи я не делал, однако у всех этих пэтчей при желании можно регулятором A установить срез фильтра, регулятором B во всех наборах, кроме 58 Radio Kings/Rods, можно произвести небольшой сдвиг высоты тона, чтобы подстроить барабаны.

Также здесь есть два набора перкуссии: пэтчи P61 Virtuoso Perc и P62 Rhythm Maker. Они имеют одинаковые раскладки по клавиатуре (которые, кстати, нигде не приведены), но слегка отличаются по звучанию. Я записал демо 61-62Perc (MP3, 209 Кб, WAV, 2,28 Мб), где в первой половине MIDI-файл воспроизводится пэтчем P61, а во второй — P62.

Наконец, последние два пэтча в этой категории отведены под хроматическую перкуссию. Их примеры содержатся в файлах 63_DualMarimba (MP3, 507 Кб, WAV, 5,57 Мб) и 64_Vibes (MP3, 402 Кб, WAV, 4,42 Мб). На мой взгляд, это отличные пэтчи. В обзоре Keyboard Magazine автор заметил, что пэтч P63 — это лучшая маримба у него в студии. Я не знаю, какие синтезаторы он использует, но у меня это точно лучшая маримба! Кстати, во многом благодаря отличному ревербератору с KDFX. Фигурирующее в названии "dual" происходит от того, что при нажатии педали сустейна добавляется второй удар. Вибрафон также реализован здорово: пользователю предоставляется возможность отрегулировать время спада (регулятор A), а также добавить вибрато и тремоло, соответственно, регулятором B и колесом модуляции. Звучит это просто волшебно.

Пресетные перфомансы (Setups)
В банке Setup у SP2X содержатся 16 пресетных перфомансов, которые пользователь может редактировать, но не может сохранить в сам банк Setup. После того, как я прослушал несколько перфомансов из этого банка, я понял, что названия, указанные в мануале, не соответствуют звукам в моем SP2X. Просмотрев документацию и файлы, скачанные с сайта Kurzweil, я обнаружил, что версия 1.02 операционной системы, с которой SP2X ко мне поступил, содержит новые демо и перепрограммированные перфомансы. Поскольку теперь из мануала никаких сведений о заводских перфомансах почерпнуть нельзя, то я решил привести здесь для каждого краткую характеристику и демо для наиболее интересных.

В перфомансе S01 клавиатура разделена на две части: внизу — бас P54, вверху — наложение из фортепиано P01 и вибрафона. Удачный перфоманс для джазовых импровизаций. Я записал соответствующее демо, во второй его части можно услышать тарелку райд, добавленную к пэтчу P54 с помощью колеса модуляции (файл S01_JazzPerformance - MP3, 948 Кб, WAV, 10,43 Мб).

В S02 клавиатура разделена на две части: внизу — наложение пэда P32 и аналоговых струнных P29, вверху — пэтч P37 Indy Lead. Этот перфоманс, на мой взгляд, не удался — подклад звучит здорово, но его почему-то не транспонировали, и поэтому он представлен в басовом диапазоне, что делает его применение практически невозможным, а лид P37 на основе прямоугольной волны мне с самого начала не понравился. Поэтому я его переделал, сдвинув подклад на две октавы вверх и заменив лид P37 на P38.

S03 содержит наложение медных духовых P33 и P35. Звучит неплохо, но я не стал бы расходовать ячейку в банке Setup для записи такого простого звука.

Перфоманс S04 содержит брутальное наложение перегруженной гитары P51 и пэтча P47 Solar Lead, причем сверху добавлен еще один P51 (видимо, по принципу "много драйва не бывает!"). Нечто подобное можно услышать в начале композиции ELP "For You". В принципе, если вертеть регулятором B развертку фильтра и периодически включать гитару для выделения мощных моментов, то перфоманс можно использовать, хотя я не поклонник таких звуков.

Перфоманс S05 мне понравился большего всего. Это типичный плотный аналоговый "полисинт" (наложение пэтчей P30 Orch Pad и P34 Synth Brass). Изменяя уровень эффектов и слоев, а также срез фильтра, можно получить самые разные вариации: от жиденького стрингс-синтезатора до оберхеймовского A1 из "Jump". При определенных настройках можно получить даже звук, близкий к Yamaha GX1 Кейта Эмерсона из "Fanfare For The Common Man" (файл S05_Polysynth - MP3, 640 Кб, WAV, 7,04 Мб).

S06 в верхней части клавиатуры содержит перкуссионный набор P62 Rhythm Maker, а в нижней — наложение духовых P33 и P35. Видимо, это перфоманс для аккомпанирования. В перфомансе S07 представлен еще один "полисинт", на этот раз P34 Synth Brass совмещен с P46 FLG Synth. Звучит мощно, но мне он понравился меньше, чем S05.

S08 представляет собой наложение пиано/стрингс из пэтча P06 и DX-пиано P13. В первоначальном виде перфоманс мне не понравился, поскольку пэтч P06 у меня ассоциировался с чем-то эстрадным, однако после того, как я уменьшил уровень P06 и вывел его на задний план, получилось весьма приличное электропиано с мягким струнным послезвучием.

В S09 клавиатура разделена на три части: в нижней — флейта P39, в средней — духовой орган P19, в верхней — клавесин P24. В целом, звучит неплохо, а флейта мне понравилась даже больше, чем в самом P39 (из-за других эффектов, в частности, Reverb 34 вместо 58). Однако звуки расположены неудобно: флейта находится внизу, а ведь на ней, по идее, надо играть соло; орган слишком громкий, на его фоне флейту не слышно. Вообще-то у меня вызывает сомнение, что кто-то будет играть на SP2X Баха или Генделя, но, тем не менее, перфоманс S10 также относится к эпохе барокко. На этот раз используется наложение трех звуков: орган P19, клавесин P24, струнный ансамбль P25.

S11 содержит наложение струнных P26 и медных духовых P33 — этакая имитация оркестра, причем накручено много ревера для создания эффекта концертного зала. У меня сразу возникли ассоциации с чем-то патетическим, вроде "Марша Радецкого". Перфоманс S12, наоборот, представляет очень мягкий звук, полученный соединением струнных пэтчей P25 и P30. Рабочий звук, которому можно найти применение где угодно.

S13 носит явно джазовый характер: контрабас P56 в нижней части клавиатуры и наложение из пэтчей P34 Synth Brass и P36 Saxes X Trumpets в верхней. Вполне рабочий перфоманс (если вам, конечно, нужны такие звуки). Наложения акустической гитары P49 и струнных P30 из перфоманса S14 и флейты P39 и подклада P31 из перфоманса S15 звучат неплохо, но как-то простовато. А последний перфоманс, S16 (наложение электропиано P14 FantAsmAtron и хора P41), меня разочаровал. Честно говоря, я так и не понял, как его использовать.

В целом, пресетные перфомансы не произвели на меня большого впечатления — для такого маленького банка слишком много "проходных" звуков. К тому же, среди них нет ни одного, в котором использовалось бы переключение слоев по динамике. Впрочем, перфомансы (особенно с разделением клавиатуры) — вещь сугубо индивидуальная, было бы наивно рассчитывать, что там в Kurzweil сделают именно такие комбинации, как мне нужно. Перфомансы с наложением звуков у синтезаторов (особенно, Korg) звучат намного интересней, но ведь SP2X содержит совсем маленький набор исходных пэтчей, чтобы из них можно составить что-то экстраординарное. Так что, пожалуй, не буду придираться и к ним.

Возможные альтернативы
Насколько мне известно, инструмента, полностью соответствующего SP2X по всем параметрам, нет. Однако я все же решил привести здесь небольшой список сценических фортепиано, которые можно рассматривать в качестве альтернативы. Я сам ими особо не интересовался, поскольку почти сразу остановил свой выбор на SP2X, который привлек меня и ценой, и возможностями, и дизайном, так что все сравнения я делал просто по заявленным характеристикам.

Среди более-менее новых инструментов наибольший интерес представляет Roland RD300SX (1500$). Он, вроде бы, снят с производства (во всяком случае, уже выпускается заменяющая модель RD300GX), но, по идее, должен еще продаваться. Главные преимущества по сравнению с SP2X: больший объем ROM (64 Мб), большее число пэтчей и очень малый вес — всего 15,5 кг. Полифония у RD300SX выше в два раза, но вряд ли для электропиано это имеет большое значение. Интерфейсы почти одинаковые, но у RD300SX нет регуляторов для управления в реальном времени и клавиатура допускает лишь разделение/наложение двух звуков. Если разница в 300$ не играет большой роли и не нужны функции контроллера, то имеет смысл присмотреться к этой модели.

Kurzweil SP88/88X (1000$). Сняты с производства, однако до недавнего времени на сайте Kurzweil они были представлены в разделе текущих продуктов, и в прайс-листах многих магазинов они все еще числятся. В принципе, особого смысла в их дальнейшем производстве, вроде бы, нет — цена почти как у SP2X, но они по всем параметрам ему уступают, да и вообще эти инструменты, выполненные на базе звукового модуля MicroPiano, уже порядком устарели (полифония 32 голоса, 32 пресетных пэтча, перфомансы только из двух частей, из эффектов только реверберация и хорус, и т. д.). Единственная причина, по которой можно предпочесть SP88 — это малый вес (инструмент оснащен полуфортепианной клавиатурой в 88 клавиш и поэтому весит всего 13,6 кг). Модель SP88X с фортепианной клавиатурой по весу и размерам превосходит SP2X, так что покупать ее имеет смысл только если нужно сэкономить.

Yamaha CP33 (1800$). Превосходит SP2X по качеству клавиатуры и фортепианных пэтчей, но уступает ему по универсальности, поскольку имеет небольшой набор звуков и эффектов, а также практически не имеет контроллерных возможностей.

Yamaha P90 (1300$). Уступает SP2X по все пунктам (за исключением, пожалуй, клавиатуры), но компактнее и весит на 5 кг меньше.

Среди старых инструментов можно отметить Generalmusic Pro 2, Roland RD700 и Korg SGproX. Цена их составляет примерно те же 1200$ (за б/у, поскольку уже сняты с производства), но приобретение этих инструментов целесообразно только если требуются какие-то их специфические свойства (SGproX, например, имеет четыре MIDI-выхода; RD700 может расширяться картами серии SRX; Pro 2 использует моделирование для более точной имитации фортепиано).

Также надо упомянуть Kurzweil PC1X и PC2X, которые, по сути, являются полнофункциональными версиями SP2X. Они имеют жидкокристаллический дисплей, редактирование основных параметров синтеза, большой выбор звуков и возможность расширения (а PC2X еще режим имитации электрооргана и цифровой выход), но их цена, соответственно, в 1,5 и 2,5 раза выше, чем у SP2X при одинаковом качестве звука, процессоре эффектов и контроллерных возможностях.

Выводы и заключение
Мне SP2X очень понравился. Среди его главных достоинств я бы отметил необыкновенное удобство в обращении, особенно на сцене, великолепный процессор эффектов, возможность использования в качестве мастер-клавиатуры, серьезный набор "не фортепианных" звуков. Собственно, с SP2X вы получаете звук инструмента, который стоил бы раза в два дороже.

Больших недостатков у SP2X, на мой взгляд, нет. Отсутствие послекасания и программируемых пэтчей является характерной чертой сценических электропиано вообще, а не недостатком конкретно SP2X, к тому же отсутствие редактирования отчасти компенсировано огромным выбором эффектов. Из недостатков я бы отметил разве что трехсимвольный дисплей с его криптограммами и проистекающими отсюда трудностями в программировании. Пожалуй, здесь в стремлении разграничить свои продукты по цене производитель слегка перегнул палку. Еще мне не понравился внешний блок питания. На профессиональном инструменте он выглядит как-то несолидно. Также можно отметить некоторое однообразие фортепианных звуков. Несмотря на большое количество эффектов, получить с их помощью из исходного фортепиано разнообразные варианты нельзя. Возможно, тут мог бы помочь эквалайзер, но в SP2X его нет. С другой стороны, само по себе фортепиано Triple-Strike достаточно универсально, и вряд ли может возникнуть такая ситуация, что оно не подойдет для какого-то стиля. Еще неплохо было бы, если бы в пэтчах были задействованы все контроллеры, а не два-три.

В принципе, SP2X по характеристикам почти полностью соответствует электропиано Korg SGproX десятилетней давности. Несмотря на огромный скачок в технологии за последнее десятилетие, похоже, что на клавишных инструментах это не отразилось. Зато цена SP2X по сравнению с SGproX ниже в два раза, и теперь инструмент такого класса общедоступен. Кстати, о том, насколько SP2X оказался удачным, можно судить по тому, что недавно был анонсирован выпуск модели SP3X, которая имеет 512 пэтчей, послекасание, жидкокристаллический дисплей и т. д., то есть почти полностью аналогична PC1X. Производство должно было начаться в конце 2008 года, цена составит 1895$. Думаю, Kurzweil не стал бы порождать конкуренцию внутри собственного модельного ряда, если бы не рассчитывал на хорошие продажи SP3X.

Теперь о возможностях применения. На мой взгляд, SP2X, в первую очередь, предназначен для джазовых музыкантов, для этого стиля он имеет множество готовых пэтчей. Для других направлений он тоже подходит, но уже в меньшей степени и, во всяком случае, не сможет использоваться как единственный инструмент. Классических пианистов SP2X, скорее всего, не устроит — для них выпускаются более дорогие модели. Также на SP2X стоит обратить внимание концертирующим клавишникам, которым нужен инструмент с качественной фортепианной клавиатурой для использования как в качестве электропиано, так и в качестве контроллера. То, что SP2X имеет умеренные контроллерные возможности по сравнению со специализированными инструментами, вроде CME VX8 или M-Audio Keystation Pro 88, на мой взгляд, нормально. Лично я никогда не испытывал потребности более чем в четырех зонах на клавиатуре (чаще всего и двух хватает; кстати у CME, M-Audio и Kurzweil PC тоже только по четыре зоны), четырех контроллеров и колес тоже вполне достаточно — не могу себе представить звук, который можно играть с фортепианной 88-клавишной клавиатуры и рулить 20 регуляторами. Пожалуй, SP2X можно рекомендовать и начинающим музыкантам, которым нужен серьезный инструмент, но которые чувствуют, что не готовы работать со сложными программируемыми синтезаторами.

Подводя итог, можно сказать, что SP2X полностью соответствует своему предназначению. Он имеет готовый набор качественных звуков, прост в обращении, идеально подходит для концертного использования, очень удачно вписывается в набор из двух-трех синтезаторов/модулей. Это отлично сбалансированный инструмент.

Звуковые примеры
01_StereoGrand MP3 (775 Кб) WAV (8,53 Мб)
07_HardRockPiano MP3 (322 Кб) WAV (3,53 Мб)
08_RagtimePiano MP3 (652 Кб) WAV (7,16 Мб)
09_StudioRhds MP3 (535 Кб) WAV (5,88 Мб)
12_DynoMyEPno MP3 (415 Кб) WAV (4,56 Мб)
13_DigitalEPiano MP3 (641 Кб) WAV (7,04 Мб)
16_BigRedWurly MP3 (720 Кб) WAV (7,92 Мб)
17_Pipes16-8-Reed MP3 (787 Кб) WAV (8,66 Мб)
19_PipeOrgan MP3 (944 Кб) WAV (10,39 Мб)
20_BalladOf3Bar MP3 (221 Кб) WAV (2,42 Мб)
20_BalladOf3BarWithSpeaker MP3 (654 Кб) WAV (7,19 Мб)
22_ClavClassic MP3 (630 Кб) WAV (6,93 Мб)
24_Harpsichord MP3 (993 Кб) WAV (10,93 Мб)
25_FilmStrings MP3 (376 Кб) WAV (4,13 Мб)
29_Kupiter MP3 (425 Кб) WAV (4,67 Мб)
34_SynthBrass MP3 (192 Кб) WAV (2,1 Мб)
38_Alazawi MP3 (259 Кб) WAV (2,83 Мб)
40_OldLead MP3 (224 Кб) WAV (2,46 Мб)
46_FLGStrings MP3 (374 Кб) WAV (4,1 Мб)
47_SolarLead MP3 (203 Кб) WAV (2,21 Мб)
50_ChorusElecGuitar MP3 (124 Кб) WAV (1,35 Мб)
53_RoundAndWound MP3 (146 Кб) WAV (1,59 Мб)
55_SlapBass MP3 (135 Кб) WAV (1,47 Мб)
56_UprightBass MP3 (111 Кб) WAV (1,21 Мб)
57_StudioDrums1+2 MP3 (53 Кб) WAV (564 Кб)
58_RadioKings-Rods MP3 (52 Кб) WAV (550 Кб)
59_Dirt-TriphopKit MP3 (52 Кб) WAV (556 Кб)
60_ElectroKit MP3 (52 Кб) WAV (556 Кб)
61-62Perc MP3 (209 Кб) WAV (2,28 Мб)
63_DualMarimba MP3 (507 Кб) WAV (5,57 Мб)
64_Vibes MP3 (402 Кб) WAV (4,42 Мб)
S01_JazzPerformance MP3 (948 Кб) WAV (10,43 Мб)
S05_Polysynth MP3 (640 Кб) WAV (7,04 Мб)
Модели: 
Kurzweil SP2X
Модели: 
Kurzweil SP2
Модели: 
Kurzweil SP2XS
0
Ваша: нет

Реклама

Рейтинг@Mail.ru