Статья "Korg PS"

Автор: 
Георгий Данилов
Дата первой публикации: 
фев 2008

Аналоговые полифонические синтезаторы.

Сегодня фирма Korg у большинства музыкантов твердо ассоциируется с клавишными рабочими станциями, и о том, чем занималась эта компания до появления легендарной модели Korg M1, мало кто знает. Korg существует уже более 40 лет. Начинала фирма с выпуска ритм-машин, и в те времена называлась Keio Electronic Laboratories. В конце 60-х годов в Keio был разработан первый клавишный инструмент. Это был электроорган, благодаря которому компания обрела название, под которым она нам сегодня известна (Keio + ORGan = KORG).

В 1973 был изготовлен первый синтезатор Korg — Minikorg 700, который стал одним из первых японских синтезаторов. После него Korg выпустил еще несколько одноголосных синтезаторов, а также два полифонических инструмента: PE1000 (транзисторное электропиано) и PE2000 (стрингс-синтезатор). Все они неплохо продавались на западе, так как имели весьма умеренную цену. Их покупателями, в основном, были музыканты с ограниченными средствами, которые не могли себе позволить дорогие американские синтезаторы.

Никто не мог ожидать того, что произошло в 1977, когда скромная японская фирма Korg выпустила один из самых мощных синтезаторов в мире. В те времена практически все синтезаторы были одноголосными, а немногочисленные полифонические были очень ненадежными, дорогими и, как правило, имели ограниченные возможности синтеза. Новые синтезаторы Korg PS выделялись среди остальных и дизайном, и конструкцией, и, что самое главное, при впечатляющих возможностях синтеза были полифоническими, причем полифония равнялась числу клавиш — 48 голосов! Ничего подобного в то время не существовало.

Вообще, все ранние полифонические синтезаторы очень сильно отличались друг от друга, потому что никто тогда толком не знал, каким должен быть полифонический синтезатор, и производители в поисках решения пробовали самые разные конструкции.

Существуют два принципиально разных подхода к созданию аналогового полифонического синтезатора. Первый способ заключается в использовании отдельных источников звука для каждой клавиши. Этот способ был характерен для электромеханических инструментов, а позже использовался в транзисторных электроорганах и стрингс-синтезаторах, причем для упрощения конструкции в них применялась архитектура "divide-down" (см. статью "Стрингс-синтезаторы"), позволяющая обойтись всего 12 осцилляторами вместо установки отдельных VCO для каждой клавиши, но остальных элементов синтеза должно быть столько же, сколько и клавиш на клавиатуре. Это не позволяет создать инструмент с мощным синтезом без многократного увеличения его стоимости. То есть, недостатком этой схемы является чрезмерная вынужденная полифония: у такого инструмента можно нажать все клавиши одновременно, и он корректно воспроизведет все голоса, но ведь ясно же, что никто этого делать не станет.

Второй способ предполагает заведомое ограничение полифонии и основан на применении цифрового сканирования клавиатуры. Тон-генератор при этом представляет собой набор одноголосных синтезаторов (обычно от четырех до восьми штук), а специальные цифровые устройства назначают эти синтезаторы на воспроизведение нот, соответствующих нажатым клавишам. Естественно, если клавиш нажато больше, чем есть этих одноголосных синтезаторов, то все лишние ноты воспроизведены не будут. Таким образом, число одноголосных синтезаторов у такого инструмента определяет его полифонию. Классический пример — Oberheim 4/8-Voice, у которого все одноголосные синтезаторы даже имели собственные органы управления. Впоследствии, конечно, у полифонических синтезаторов регуляторы для всех голосов стали общими, а также появились некоторые общие на все голоса элементы синтеза (LFO, например). В общем, развитие пошло именно по этой схеме, поскольку она обеспечивала наилучшее соотношение возможностей и стоимости.

Во всех синтезаторах PS использовалась характерная для электроорганов схема divide-down. Конечно, Korg не мог не знать о цифровом сканировании — ведь его использовали не только в Америке, но уже и в Японии. Yamaha выпускала синтезаторы, основанные на этом принципе. Скорее всего, Korg отказался от схемы с цифровым сканированием из-за нежелания иметь дело с дорогостоящей цифровой электроникой. В этом был определенный смысл: за счет этого полностью аналоговый 48-голосный PS-3100 стоил дешевле четырехголосного Oberheim 4-Voice. Из серийных синтезаторов только разработанные в середине 70-х Korg PS и Moog Polymoog используют схему divide-down, и после PS-3200 она больше никогда не использовалась.

Хотя принцип действия у всех моделей серии Korg PS был одинаковым, они все же довольно сильно отличались друг от друга. PS-3100 был базовой моделью, рассчитанной на массовый спрос, PS-3300 был дорогим синтезатором для профессиональных музыкантов, а появившийся несколько позже PS-3200 имел усовершенствованную схему синтеза и возможность сохранять настройки в память.

PS-3100
PS-3100 был самым простым и доступным из синтезаторов серии PS. Он имеет встроенную четырехоктавную клавиатуру и очень необычный дизайн с вертикальной передней панелью.

Помимо необычной конструкции на основе архитектуры divide-down, PS-3100 имеет и довольно необычную структуру синтеза, в которой упор сделан на модуляционные возможности, при большом выборе эффектов и сравнительно скромных возможностях синтеза тембра. Синтезатор имеет лишь один VCO на голос (точнее, один VCO на четыре клавиши), низкочастотный фильтр и VCA c генератором огибающей, который воздействует и на фильтр. Даже для 70-х годов это было более чем скромно.

С другой стороны, модуляционные возможности PS-3100 были на порядок выше, чем у всех полифонических синтезаторов того времени, и вплотную приближались к возможностям модульных синтезаторов. PS-3100 оснащен двумя LFO, генератором Sample and Hold и вспомогательным генератором огибающей GEG, которые, наряду с внешним сигналом, можно было использовать для управления практически любым параметром синтеза с помощью коммутационной панели, причем для наиболее часто используемых целей модуляции (высота тона, частота среза фильтра и т. д.) в синтезаторе были проложены внутренние соединения и предусмотрены отдельные регуляторы интенсивности модуляции, что делало его очень удобным в работе. Правда, контроллеров у синтезатора было немного — колесо модуляции и кнопка Momentary Switch, которую можно использовать, например, для запуска GEG или переключения режима затухания, что создает эффект педали сустейна. Еще можно использовать опциональный педальный контроллер PS-3040, представляющий собой две установленные рядом педали экспрессии.

Надо обратить внимание, что на коммутационной панели PS-3100 нет входов и выходов для аудиосигналов. Это лишний раз указывает на то, что упор был сделан именно на возможности модуляции и управления, что является одним из главных отличий Korg PS от традиционных модульных синтезаторов. Вообще-то, поскольку синтезаторы PS имеют внутреннюю коммутацию и пользователи не могут произвольно менять состав модулей, то их правильнее относить к классу полумодульных синтезаторов, а не модульных, как это часто бывает. Кроме невероятно редкой для полифонических синтезаторов полумодульной архитектуры (которая, скорее всего, в серийных инструментах больше никогда не использовалась), PS-3100 был еще и одним из немногих полифонических синтезаторов, имеющих полностью аналоговую конструкцию (также относится к Korg PS-3300, Moog Polymoog и, конечно, ранним ламповым синтезаторам).

Несмотря на простоту и продуманное размещение органов управления, разобраться во всех функциях инструментов серии PS довольно сложно, поскольку они сильно отличаются от традиционных синтезаторов — тут на помощь приходит отлично написанное руководство пользователя. Оно содержит множество фотографий, схем, диаграмм и рисунков, поясняющих принципы работы синтезатора. Например, принцип воздействия огибающих на фильтр и усилитель объясняется с помощью такого забавного рисунка.

Передняя панель PS-3100 разделена на секции, в которых собраны органы управления отдельными элементами синтеза — их у инструмента больше десятка.

Signal Generators
Секция SG эквивалентна секциям VCO обычных синтезаторов. PS-3100 может производить одну из шести волн (треугольная, пилообразная, прямоугольная, два вида импульсной, а также импульсная с модуляцией ширины), есть регулятор интенсивности широтно-импульсной модуляции (PWM). По умолчанию для создания PWM используется MG2 (Modulation Generator — так Korg называет LFO), также можно использовать для модуляции внешний сигнал (или собственные источники модуляции PS-3100, у которых есть выходы), подключив его к входу PWM коммутационной панели, что автоматически отключит MG2. Также здесь расположены регуляторы грубой (в пределах октавы) и точной (в пределах тона) настройки и переключатель октав (16', 8', 4', 2').

SG имеет два регулятора интенсивности модуляции высоты тона: первый устанавливает интенсивность воздействия MG1, а второй — интенсивность воздействия вспомогательного генератора огибающей GEG. Можно использовать и внешний сигнал, подключенный к входу Freq на коммутационной панели, при этом GEG автоматически отключается. Еще модуляционный сигнал можно инвертировать переключателем Reverse, или же совсем отключить модуляцию.

Кроме всего прочего, секция SG содержит еще набор регуляторов, не встречающийся на других полифонических аналоговых синтезаторах — это регуляторы темперации, позволяющие отрегулировать высоту тона индивидуально для каждой ноты, так что синтезатор может работать в альтернативных строях. Эта возможность обеспечивается конструкцией на основе схемы divide-down с индивидуальными осцилляторами для каждой из 12 нот. Кстати, эта возможность сохранилась у цифровых синтезаторов Korg до наших дней практически в том же виде, в каком она была представлена в PS-3100.

Наличие только одного осциллятора всегда считалось большим недостатком PS-3100 и было главным поводом для его критики. С технической точки зрения ничто не мешало добавить выполненному по схеме divide-down PS-3100 возможность комбинирования регистров или различных форм волны (или того и другого), и даже сделать для них отдельные регуляторы уровня как у некоторых стрингс-синтезаторов и электроорганов. Однако Korg, видимо, считал это излишним и просто не хотел усложнять синтезатор.

Dynamic Low-pass Filters
Секция DLPF содержит традиционный пропускающий фильтр низких частот с резонансом, но без самовозбуждения. В этой секции есть регуляторы частоты среза и резонанса, а также регулятор Expand, устанавливающий интенсивность воздействия огибающей на частоту среза. В секции используются такие же регуляторы интенсивности модуляции, как и в секции SG (отсутствует только переключатель инвертирования).

Фильтр PS-3100 имеет крутизну среза 12 дБ/окт, особого впечатления звучанием не производит и не может претендовать на роль мощного средства изменения тембра. Отчасти это компенсируется большими модуляционными возможностями и наличием функции отслеживания фильтром клавиатуры.

Envelope Modifiers
Секция VCA как таковая у PS-3100 отсутствует, вместо нее имеется секция EM, в которой содержатся регуляторы генератора огибающей, воздействующего на VCF и VCA. Формально, огибающая PS-3100 относится к типу ADSR, однако регулятора времени затухания у нее нет. Вместо него используется трехпозиционный переключатель, позволяющий выбрать мгновенное затухание, короткое затухание или длинное затухание, продолжительность которого зависит от установок спада и сустейна, причем эти режимы можно еще и переключать внешним сигналом. Время атаки также можно регулировать внешним сигналом (и для той, и для другой функции имеются входы на коммутационной панели). Еще в секции есть переключатель Hold, позволяющий создавать очень долгие (несколько минут) атаки, что делает PS-3100 идеальным инструментом для подкладов (чтобы этот режим заработал, регулятор атаки должен быть установлен не меньше чем на 7, а регуляторы остальных стадий при этом вообще не работают). При минимальных же значениях атаки у синтезатора быстрые и пробивные, затухания также могут быть очень короткими, что делает звук PS-3100 весьма агрессивным.

Resonators
После VCA сигналы суммируются и дальше уже обрабатываются одиночными элементами. Первый из них — это Resonators. Этот эффект во многом обеспечивает характерный узнаваемый звук PS-3100. Резонаторы PS-3100 — это три полосовых фильтра с резонансом. В модульных синтезаторах часто используются так называемые формантные фильтры с фиксированной частотой для имитации акустических инструментов. Они могут быть выполнены в виде большого набора фильтров с фиксированными частотами (модули 907 и 914 модульных синтезаторов Moog) или в виде нескольких фильтров с ручной регулировкой частот (модуль RFM синтезатора Elektor Formant). В PS-3100 Korg пошел дальше, добавив к формантным фильтрам не только ручную регулировку частот, но и возможность модулировать частоту CV-сигналом. При этом можно получать уникальные эффекты, недоступные другим синтезаторам, а при отключенной модуляции PS-3100 может создавать традиционные эффекты формантного синтеза.

По умолчанию, в качестве источника модуляции используется MG2 (есть кнопка отключения), можно использовать и внешний сигнал с коммутационной панели, установив уровень интенсивности соответствующим регулятором. Сами резонаторы имеют общий регулятор баланса обработанного и необработанного сигналов и отдельные регуляторы частоты для каждого из трех фильтров (от 100 до 10000 Гц).

Хотя резонаторы и воздействуют на все голоса сразу, их все же нужно относить, скорее, к элементам синтеза, чем к эффектам, ведь для формантных фильтров независимая обработка отдельных голосов не требуется, поскольку у них центральная частота не зависит от высоты тона.

К сожалению, PS-3100, не имеющий аудиовходов, не может обрабатывать резонаторами внешний сигнал, однако существуют копии резонаторов PS-3100, в частности, рэковое устройство MAM RS3 Resonator, имеющее, к тому же, дополнительные модуляционные возможности. Фирма Synthesis Technology среди многочисленных высококлассных (и весьма дорогих) модулей для своего синтезатора MOTM предлагает копию резонаторов PS-3100, также с дополнительными возможностями и встроенным LFO.

Amplitude Modulator
После обработки резонаторами сигнал можно подвергнуть амплитудной модуляции. В этой секции есть только регулятор интенсивности эффекта, в качестве источника модуляции используется MG1 (возможно отключение). Интересно, что при значениях интенсивности от 0 до 5 производится тремоло, а при увеличении до 10 — кольцевая модуляция.

Ensemble
После амплитудной модуляции сигнал можно обработать хорусом, что позволяет отчасти решить проблему недостаточно плотного звука. Глубину эффекта никак регулировать нельзя, есть только переключатель On/Off. Сам эффект соответствует хорусам стрингс-синтезаторов, в нем используются чипы MN3004, на основе которых, например, выполнен хорус стрингс-синтезатора Korg Delta.

VCA1, VCA2, Keyboard Balance
Эти секции позволяют внести окончательные изменения в общий уровень громкости синтезатора. VCA1 по умолчанию управляется GEG, а VCA2 контролируется с помощью VP1. Модуляцию для обоих усилителей можно отключить. Также для модуляции можно использовать внешние сигналы, GEG и VP1 при этом автоматически отключаются.

Регулятор Keyboard Balance позволяет установить режим отслеживания усилителем клавиатуры.

Modulation Generator 1
PS-3100 оснащен двумя LFO, или MG, как их называет Korg. MG1 может работать в одном из шести режимов (треугольная, пилообразная, инвертированная пилообразная, прямоугольная волна, а также розовый и белый шум). В отличие от LFO многих других синтезаторов того времени, MG1 имеет довольно высокую частоту (от 0,1 до 1000 Гц) и может использоваться для получения FM-эффектов. У MG1 есть выход на коммутационной панели, там же располагается вход для управления частотой MG1 с помощью внешнего сигнала.

Modulation Generator 2
Второй LFO у PS-3100 гораздо проще, он может производить только треугольную волну, а частота регулируется лишь в пределах от 0,3 до 10 Гц. Внутренней коммутацией MG2 подсоединен к VCO для модуляции ширины импульса (отсюда и выбор треугольной волны), а также используется для модуляции частоты резонаторов. Но он может использоваться и для модуляции любых других целей благодаря выходу на коммутационной панели.

Sample and Hold
S/H подключен к VCO для модуляции высоты тона тем же внутренним соединением, что и MG1 (однако одновременно их использовать нельзя). Также он имеет дополнительный выход на коммутационной панели, там же располагается и вход для источника. Есть регулятор частоты выборки и переключатель, позволяющий использовать источник еще и в качестве clock-сигнала (к примеру, если в качестве источника используется розовый шум, то не только уровень сигнала будет меняться случайным образом, но и интервалы, через которые осуществляется выборка, будут случайными).

General Envelope Generator
В отличие от секции EM, содержащей отдельные генераторы огибающей для каждого голоса, GEG воздействует на все голоса сразу, и его можно сравнить с общим генератором огибающей парафонических стрингс-синтезаторов. Огибающая — типа DASR, то есть кроме обычных стадий атаки, сустейна и затухания есть еще стадия задержки. Есть переключатель Auto, который заставляет огибающую проходить все стадии, даже если сигнал Gate пропадет в начале стадии атаки. По умолчанию GEG подсоединен к VCA1 для управления общей громкостью, к VCO для модуляции высоты тона и к VCF для управления частотой среза, но с помощью коммутационной панели его можно использовать и для изменения любых других параметров. Для этого есть два выхода с разными вариантами огибающей.

GEG запускается Gate-сигналами, производимыми клавиатурой, причем можно выбрать, сколько клавиш нужно нажать одновременно для генерации этого сигнала (от одной до пяти). Это позволяет настроить вспомогательную огибающую так, что, к примеру, при управлении с помощью GEG интенсивностью MG1 вибрато с задержкой будет производиться лишь для аккордов, оставляя мелодические линии без эффекта. Также передачу Gate-сигналов клавиатурой можно совсем отключить.

Коммутационная панель
Большие модуляционные возможности PS-3100 обеспечиваются коммутационной панелью. Внутренняя коммутация предназначена для базовых модуляций, а для более сложных звуков можно использовать коммутационную панель и соединять цели и источники модуляции в произвольном порядке.

Это делает PS-3100 очень удобным в обращении, так как дополнительные возможности не усложняют синтезатор — если они не нужны, они просто не используются. Также очень удобно то, что все разъемы собраны в одном месте (для коммутации не нужны длинные кабели), и вообще само размещение коммутационной панели выбрано удачно: кабели не мешаются, как у модульных синтезаторов, когда руки к нужным регуляторам надо протискивать через настоящую паутину.

Синтезатором можно пользоваться без какой-либо внешней коммутации, вот только колесо модуляции и кнопку Momentary Switch надо обязательно подключать кабелями, так как внутренней коммутации для них нет.

Специально для работы с коммутационной панелью предназначены два Voltage Processor, позволяющие изменять напряжение в пределах от -5 до +5 В, регулируя интенсивность модулирующих сигналов.

По умолчанию, VP1 подключен для управления VCA2, а VP2 подключается только через коммутационную панель. Интересно, что опциональный педальный контроллер PS-3040 всегда подключается через VP.

В нижней части коммутационной панели располагается сплиттер для модуляционных сигналов (Junction), который позволяет использовать один источник модуляции для управления тремя целями.

Также на коммутационной панели есть вход для изменения интенсивности модуляционного сигнала MG1 или S/H с помощью каких-либо контроллеров или внешнего сигнала. Здесь же расположены аудиовыходы синтезатора. Есть основной монофонический выход, прямой выход без обработки резонаторами и хорусом, а также выход для наушников, на который подается тот же сигнал, что и на основной выход.

Интерфейс
PS-3100 оснащен параллельным интерфейсом, который передает Gate-сигналы от индивидуальных контактов клавиатуры по специальному кабелю. Само собой, из-за конструкции на основе архитектуры divide-down PS-3100 не имеет CV/Gate-интерфейса и поэтому не может управляться по MIDI с помощью стандартных преобразователей MIDI-СV. Однако с помощью специального набора фирмы Kenton его можно оснастить MIDI c базовым набором функций (сообщения взятия/снятия нот, а также это устройство может переводить сообщения динамики, послекасания, сдвига высоты тона и др. в CV, что позволяет управлять параметрами синтеза, подключив их через коммутационную панель). При этом полностью аналоговый синтезатор получает возможность цифрового управления. В связи с этим любопытно будет вспомнить о новом электрооргане Hammond-Suzuki B3. Для более близкого к оригинальному Хаммонду звукоизвлечения его цифровой тон-генератор управляется клавиатурой с индивидуальными контактами. При этом инструмент не имеет MIDI-входа, так как производители утверждают, что сделать его при такой конструкции нельзя. Korg PS имеет тот же принцип действия, что и новый B3 (правда, у последнего конструкция клавиатуры немного сложнее, так как она имеет отдельные контакты для каждого регистра). Если Korg PS оснастить MIDI от Kenton, то им можно легко управлять с внешнего секвенсора или другой клавиатуры, что значительно расширяет возможности применения синтезатора. В Hammond-Suzuki просто облегчили себе жизнь, не устанавливая MIDI-вход на своем новом органе, между тем как с технической точки зрения это вполне реально (хотя и сложнее, чем для Korg PS), и в инструменте такой стоимости (около 20000$) подобная экономия выглядит не очень уместной. Тем более, что MIDI-сообщения можно было использовать для изменения настроек, переключения пэтчей и т. д. В конце концов, зачем вообще нужен цифровой орган, если он не имеет полного цифрового управления, да еще и стоит дороже оригинального электромеханического?

Интерфейс (который Korg для краткости называет просто 60P) позволяет PS-3100 управлять вторым PS-3100 или любым другим синтезатором PS-серии, что значительно увеличивает возможности синтеза.

Вообще, возможности применения PS-3100 достаточно широки — он отлично справляется с созданием подкладов, благодаря быстрым огибающим может производить приличные басовые звуки и имеет практически неограниченные возможности создания звуковых эффектов. К тому же, обладая полной полифонией, он вполне может заменить электроорган или стрингс-синтезатор. Пожалуй, единственное слабое место PS-3100 — это солирующие звуки. Этот синтезатор просто не имеет всех необходимых атрибутов (портаменто, унисон, одноголосный режим c разными вариантами приоритета) для создания звуков этого типа.

Когда PS-3100 появился в 1977 году, Korg предлагал его по очень разумной цене — около 3000$, что делало его одним из самых доступных полифонических синтезаторов. Сейчас PS-3100 стоит около 1500-2000$. Этот синтезатор использовали Keith Emerson, Ryuichi Sakamoto, Aurora, Kerry Livgren (Kansas).

Спецификация Korg PS-3100

Клавиатура
48 клавиш, 4 октавы
Транспозиция
на одну октаву вниз и две вверх
Пределы настройки высоты тона
Temperament Adjust — от -100 до +100 центов для каждой ноты
Coarse Tune — от -600 до +600 центов
Fine Tune — от -100 до +100 центов
Полифония
48 голосов
VCO (SG)
один на голос, шесть волн
VCF (DLPF)
пропускающий низких частот, резонансный, крутизна среза 12 дБ/окт (по одному на голос)
Resonators
три полосовых фильтра, регулировка центральной частоты от 100 до 10000 Гц для каждого
Генераторы огибающей (EM и GEG)
1) типа ADSR (по одному на голос)
2) типа DASR (один общий на все голоса)
Генераторы низкой частоты (MG)
1) шесть режимов, частота от 0,1 до 1000 Гц
2) треугольная волна, от 0,3 до 10 Гц
Sample and Hold
регулировка частоты, а также возможность синхронизации с внешним сигналом
Эффекты
- Amplitude Modulator (тремоло или кольцевая модуляция)
- Ensemble (хорус)
Voltage Processors
два, регулировка от -5 до +5 В
Коммутационная панель
выходы
- модулирующий сигнал MG1
- модулирующий сигнал MG2
- модулирующий сигнал S/H
- огибающая GEG x 2
- триггер клавиатуры (Single)
- триггер клавиатуры (Multi)
- выход сигнала, обработанного VP1
- выход сигнала, обработанного VP2
- выход сигнала от колеса модуляции
- выход сигнала Momentary Switch
входы
- модуляция высоты тона
- модуляция ширины импульса
- модуляция частоты среза фильтра
- время атаки
- переключение затухания
- модуляция частоты резонаторов
- модуляция общей громкости (VCA1)
- модуляция общей громкости (VCA2)
- модуляция интенсивности воздействия MG1 и S/H
- вход для источника S/H
- частота MG1
- триггерный вход для запуска GEG
- вход для обработки сигнала с помощью VP1
- вход для обработки сигнала с помощью VP2
Junction
один вход и три выхода
Интерфейс
вход/выход 60P (кабель PS-3001)
Входы
- два разъема для подключения педального контроллера PS-3040 (DIN)
Выходы
- основной несимметричный выход с регулятором уровня (джек)
- прямой несимметричный выход с регулятором уровня (джек)
- выход для наушников с регулятором уровня (джек)
Источник питания
100/117/220/240 B, 50/60 Гц
Энергопотребление
30 Вт
Габариты
820 x 528 x 360 мм
Масса
30 кг

PS-3300
Одновременно с PS-3100 был выпущен и значительно более мощный синтезатор PS-3300. Он состоит из двух частей: собственно синтезатора, формой и размерами напоминающего модульный синтезатор Moog 35, и клавиатуры PS-3010, подключаемой к синтезатору специальным кабелем PS-3001.

Инструмент содержит три независимых модуля PSU-3301, каждый из которых эквивалентен синтезатору PS-3100, а также микшер PSU-3302. Передняя панель, таким образом, разделена на четыре части.

Все прежние коммутационные возможности сохранились, даже появились кое-какие новые. Внутренняя коммутация в каждом из модулей PSU-3301 выполнена так же, как и в синтезаторе PS-3100, за исключением перенесенных в секцию микшера GEG и VP, которые никуда не подсоединены.

Фактически PS-3300 представляет собой три отдельных синтезатора в одном корпусе. К сожалению, он не имеет возможности отдельного управления этими синтезаторами. Если бы PS-3300 мог, например, использовать две клавиатуры, его возможности возросли бы многократно. Для этого нужно было всего лишь установить еще один разъем 60P и переключатель для определения, какая клавиатура будет управлять каким модулем (к тому же клавиатуры PS-3010 продавались как опциональные, и приобрести вторую клавиатуру не было бы проблемой). Также с технической точки зрения не было никаких препятствий для разделения клавиатуры на две части — многие стрингс-синтезаторы позволяют это делать. Тогда можно было бы более полно использовать возможности PS-3300 и без второго интерфейса 60P.

PSU-3301
Модули PSU-3301 являются перекомпонованными PS-3100: органы управления расположены по-другому, а все разъемы находятся не на отдельной коммутационной панели, а непосредственно в секциях, к которым они относятся. Также у модуля PSU-3301 в отличие от синтезатора PS-3100 нет хоруса.

В структуру синтеза по сравнению с PS-3100 были внесены небольшие изменения, в основном связанные с переносом GEG, S/H и VP в модуль PSU-3302. Ну и, естественно, PS-3300 имеет три цепочки синтеза вместо одной.

PSU-3302
В этом модуле находятся трехканальный микшер, два блока Junction, S/H, GEG и VP, а также 60-контактный разъем для подключения клавиатуры и разъем для подключения источника питания. В секции GEG и S/H особых изменения по сравнению с PS-3100 не произошло: появился еще один выход S/H, вместо двух вариантов и переключателя появились отдельные выходы всех вариантов GEG.

Микшер имеет три разъема для подключения внешних источников звука (три синтезаторных модуля подсоединены к каналам микшера внутренней коммутацией). Их уровнями можно одновременно управлять с помощью каких-либо контроллеров синтезатора, для чего предусмотрен вход. Для каждого канала есть кнопка заглушения, причем заглушение может осуществляться и с помощью внешнего сигнала (для этого, например, можно использовать три переключателя клавиатуры), есть отдельные регуляторы уровня и индивидуальные выходы для каждого канала. В мастер-секции микшера имеется общий регулятор громкости, вход для модуляции общего уровня внешним сигналом, выход для наушников с регулятором громкости и два общих выхода.

Клавиатура PS-3010
Исполнительские возможности PS-3300 возросли пропорционально возможностям синтеза, благодаря клавиатуре PS-3010. Во-первых, сама клавиатура гораздо более высокого качества по сравнению со встроенной клавиатурой PS-3100, а во-вторых, у нее есть дополнительные контроллеры, которые можно использовать для управления любыми параметрами синтеза. Прежде всего, вместо колеса модуляции используется джойстик с двумя выходами (ось X и ось Y) и регуляторами интенсивности для каждой оси. Кнопка Momentary Switch осталась и по-прежнему может использоваться для переключения режимов затухания, запуска GEG и т. п., но в дополнение к ней есть еще три переключателя, которые можно использовать для тех же функций. Кроме выхода 60P клавиатура имеет еще три выхода: традиционные Gate-выход и Trigger-выход, а также Gate-выход, работающей от определенного числа нот, причем переключатель выбора числа нот перенесен на клавиатуру и теперь располагается под рукой музыканта для получения эффектов во время исполнения.

Оригинальное решение найдено для подключения клавиатуры к синтезатору: для этого используется кабель от телефонных сетей, выпускавшийся корпорацией Honda с конца 50-х годов. Оригинальный кабель уже давно не производится, однако до сих пор можно найти аналогичные кабели других производителей.

Из пользователей PS-3300 известны Coldcut, Vince Clarke, Keith Emerson, Jean-Michel Jarre, Vangelis, Karl Bartos (Kraftwerk).

PS-3300 был одним из самых дорогих синтезаторов 70-х годов, он стоил больше 8000$, неудивительно, что было выпущено всего около 50 экземпляров (по другим данным около 100, что тоже немного). Сегодня цены на этот редкий коллекционный инструмент могут достигать 10000$.

Спецификация Korg PS-3300

Состав
Синтезаторный модуль PSU-3301 x 3
Микшер PSU-3302 x 1
Клавиатура PS-3010 x 1
Кабель PS-3001 x 1

Клавиатура PS-3010

48 клавиш, 4 октавы
Интерфейс
выход 60P (кабель PS-3001)
Выходы
- триггерный выход с определением числа нот
- Gate-выход
- Trigger-выход
- выход переключателя ON/OFF x 3
- выход кнопки Momentary Switch
- управляющий сигнал джойстика по оси X
- управляющий сигнал джойстика по оси Y
Габариты
1005 x 261 x 125 мм
Масса
7 кг

PSU-3301

Транспозиция
на одну октаву вниз и две вверх
Пределы настройки высоты тона
Temperament Adjust — от -100 до +100 центов для каждой ноты
Coarse Tune — от -600 до +600 центов
Fine Tune — от -100 до +100 центов
Полифония
48 голосов
VCO (SG)
один на голос, шесть волн
VCF (DLPF)
пропускающий низких частот, резонансный, крутизна среза 12 дБ/окт (по одному на голос)
Resonators
три полосовых фильтра, регулировка центральной частоты от 100 до 10000 Гц для каждого
Генератор огибающей (EM)
один на голос, типа ADSR
Генераторы низкой частоты (MG)
1) шесть режимов, частота от 0,1 до 1000 Гц
2) треугольная волна, от 0,3 до 10 Гц
Эффекты
Amplitude Modulator (тремоло/кольцевая модуляция)
Коммутация
выходы
- модулирующий сигнал MG1
- модулирующий сигнал MG2
входы
- модуляция высоты тона
- модуляция ширины импульса
- модуляция частоты среза фильтра
- время атаки
- переключатель затухания
- модуляция частоты резонаторов
- частота MG1
- модуляция интенсивности воздействия MG1
Выходы
основной выход модуля (джек)

PSU-3302

Junction x 2
один вход, три выхода
Sample and Hold
регулировка частоты, а также возможность синхронизации с внешним сигналом
Общий генератор огибающей (GEG)
один, типа DASR
Voltage Processors
два, регулировка от -5 до +5 В
Коммутация
выходы
- модулирующий сигнал S/H x 2
- огибающая GEG x 3
- выход сигнала, обработанного VP1
- выход сигнала, обработанного VP2
входы
- одновременная модуляция уровня всех трех каналов
- модуляция общей громкости
- вход для заглушения первого канала
- вход для заглушения второго канала
- вход для заглушения третьего канала
- вход для источника S/H
- триггерный вход для запуска GEG x 2
- вход для обработки сигнала с помощью VP1
- вход для обработки сигнала с помощью VP2
Интерфейс
вход 60P (кабель PS-3001)
Входы
- два разъема для подключения педального контроллера PS-3040 (DIN)
Микшер
- три входных канала
- три индивидуальных выхода с регулировкой уровня
- два основных выхода с общим регулятором уровня
- выход для наушников с собственным регулятором уровня
Источник питания
100/117/220/240 B, 50/60 Гц
Энергопотребление
75 Вт
Габариты
1010 x 365 x 475 мм
Масса
36 кг

PS-3200
Через год после PS-3100 и PS-3300 появился последний синтезатор серии — PS-3200. Он не был двумя PS-3100 в одном корпусе, как можно предположить по аналогии с PS-3300. Korg позиционировал PS-3200 как дальнейшее развитие PS-3100, его расширенный и улучшенный вариант. Для решения проблемы недостаточно плотного звука был установлен второй осциллятор, появились традиционные ADSR-огибающие и, что самое главное, теперь синтезатор мог сохранять пэтчи в память, что делало его очень эффективным инструментом для концертных выступлений. Дизайн аналогичен PS-3300, разве что корпус чуть поменьше. Для управления синтезатором используется стандартная клавиатура PS-3010, хотя она и создавалась специально под PS-3300.

В общем, удалось устранить практически все недостатки первых двух PS. Korg надеялся, что благодаря всем этим нововведениям PS-3200 сможет конкурировать с набирающими популярность Oberheim OB-X и SCI Prophet 5, которые имели примерно такую же стоимость, как и PS-3200 (около 4500$).

Структура синтеза немного изменилась по сравнению с PS-3100. Наибольшие изменения внесены в секцию SG. Теперь здесь два VCO: первый, как и осциллятор PS-3100, может производить одну из шести волн, второй — только пять (отсутствует один из вариантов импульсной волны), а также имеет возможность отключения. Регуляторы грубой и точной настройки упразднены, вместо них появились регулятор общей настройки Total Tune и регулятор расстройки осцилляторов, который, однако, не позволяет получать интервалы и действует лишь в пределах одного тона. VCO имеют независимые переключатели октав и даже отдельные регуляторы темперации. Впрочем, возможность раздельной настройки темперации не кажется такой уж полезной — вряд ли кто-нибудь станет одновременно использовать два разных строя, а для расстройки осцилляторов есть специальный регулятор. В секции SG располагается теперь не только регулятор интенсивности модуляции ширины импульса, но и регулятор частоты этой модуляции — большим отличием PS-3200 от PS-3100 является использование для получения PWM отдельного LFO, а не MG2, который теперь свободно можно применять для модуляции других элементов. Кроме этого, еще предусмотрены два разъема для независимой модуляции ширины импульса каждого VCO внешним сигналом.

Большие изменения внесены и в схему модуляции высоты тона. По умолчанию, для этого по-прежнему применяется MG1 или S/H, причем интенсивность воздействия устанавливается общим для двух VCO регулятором. Переключатели инвертирования и отключения модуляции также остались на своих местах, а вот возможности использования для модуляции внешнего сигнала значительно увеличены: им можно одновременно модулировать высоту тона обоих VCO, а также отдельно модулировать другим сигналом высоту тона второго VCO, имеются регуляторы интенсивности воздействия внешнего сигнала. Внешний сигнал можно даже использовать для независимого переключения октав двух VCO.

Чего секции SG не хватает, так это самого простого микшера для установки баланса осцилляторов. С технической точки зрения выполнить это совсем не несложно, Korg просто не стал усложнять конструкцию, как и в случае с PS-3100, где секция SG тоже вполне могла быть более продвинутой.

В секции DLPF никаких изменений произведено не было, а вот в секции EM используется другой генератор огибающей. У первых двух PS отсутствует возможность свободной регулировки времени затухания, можно лишь выбрать один из трех готовых вариантов. PS-3200 получил регулятор времени затухания, однако сами огибающие уже не обладают характером PS-3100 — минимальное время атаки довольно большое, что делает звук менее агрессивным, а сверхдлинные атаки пропали вместе с переключателем Hold. Из-за этого PS-3200 не может повторять многие звуки ранних PS, основанные на специфических огибающих.

Однако самым большим разочарованием стало отсутствие секции Resonators. Вместо нее появился простой семиполосный эквалайзер, который, конечно, не идет ни в какое сравнение с контролируемыми по CV резонаторами. Это сильно ограничивает возможности PS-3200 и, по сути, по звуку это совсем другой инструмент, несмотря на то, что хорус, амплитудная модуляция и отслеживание фильтром и усилителем клавиатуры сохранены.

В секциях S/H, MG1, MG2, VP и GEG практически ничего не изменилось, разве что у S/H появился clock-выход. Появилась также и совершенно новая секция Adding Amplifier. До этого в PS нельзя было использовать одновременно два сигнала для модуляции одной цели. Adding Amplifier может не только смешивать два модулирующих сигнала (например, от MG и GEG), но и увеличивать или уменьшать уровень каждого из них, причем кроме простого выхода суммы сигналов есть еще и инвертированный выход.

Внутренняя коммутация у PS-3200 слегка изменилась — MG2 уже не используется для модуляции ширины импульса, внутренними соединениями он никуда не подключен, как и GEG. Коммутационные разъемы у PS-3200 располагаются непосредственно в секциях, к которым они относятся, отдельной коммутационной панели как у PS-3100 нет.

Программирование
Самым большим преимуществом PS-3200 над предыдущими моделями является возможность сохранения звуков в память. Для этого имеются 16 пользовательских пэтчей, каждый из которых вызывается собственной кнопкой. Программирование осуществляется следующим образом: нажатием кнопки Cancel/Set сбрасывается выбранный пэтч и активируются регуляторы передней панели, после чего можно сделать желаемые настройки. Для сохранения отстроенного звука надо выключить защиту от записи переключателем Memory Protection, после чего настройки сохраняются одновременным нажатием кнопки Write и кнопки одного из пэтчей. Когда выбран какой-либо пэтч, регуляторы тех параметров, которые сохраняются в память (всего их 32, и они имеют надписи желтого цвета, чтобы их сразу можно было отличить), не работают. Чтобы внести в них изменения, регулятор надо потянуть на себя, установить параметр, а потом снова утопить его. При этом внесенные изменения будут автоматически сохранены в текущий пэтч.

Несмотря на то, что некоторые параметры синтеза (например, настройки GEG, MG2, VP и др.) и внешняя коммутация в память не сохраняются, все же программируемость была большим плюсом этого синтезатора и компенсировала другие его недостатки.

Создатели сделали все возможное, чтобы облегчить жизнь владельца PS-3200, однако это ничего не дало — сама концепция PS была неудачной, и спрос на этот синтезатор был весьма ограниченным. Как и остальные PS он слишком уж сильно выбивался из общей колеи, и в основном его покупали те, кто уже был владельцами PS-3100 и PS-3300 — Keith Emerson, Jean-Michel Jarre. Также PS-3200 использовали John Miles, Rick Wakeman, Tangerine Dream, Hans Zimmer. Говорят, было выпущено всего около 300 экземпляров PS-3200. Из-за посредственных огибающих и отсутствия резонаторов PS-3200 сегодня пользуется меньшим спросом у любителей старых инструментов, цены на него обычно не намного превышают цены на PS-3100 и составляют 2500-3000$. Впрочем, как и остальные PS найти его непросто.

В истории музыкальных электроинструментов Korg PS-3200 занимает уникальное место — это единственный программируемый аналоговый полумодульный полифонический синтезатор. Тут, кстати, можно провести интересную параллель с Yamaha CS-80: в PS-3200 Korg использовал микропроцессор для сохранения пэтчей, но при этом синтезатор имел устаревшую конструкцию, заимствованную у электроорганов, тогда как Yamaha, наоборот, использовала в своих полифонических синтезаторах цифровое сканирование клавиатуры, но оснащала их примитивными системами сохранения настроек. Вот если объединить и то, и другое, то получился бы идеальный полифонический синтезатор. Такой, как Prophet 5, например...

Спецификация Korg PS-3200

Транспозиция
на одну октаву вниз и две вверх
Пределы настройки высоты тона
Temperament Adjust — от -100 до +100 центов для каждой ноты
Total Tune — от -100 до + 100 центов
Fine Tune — от -100 до +100 центов
Полифония
48 голосов
VCO (SG)
два на голос, шесть волн
VCF (DLPF)
пропускающий низких частот, резонансный, крутизна среза 12 дБ/окт (по одному на голос)
Генераторы огибающей (EM и GEG)
1) типа ADSR (по одному на голос)
2) типа DASR (один общий на все голоса)
Генераторы низкой частоты (MG)
1) шесть режимов, частота от 0,1 до 1000 Гц
2) треугольная волна, от 0,3 до 10 Гц
Sample and Hold
регулировка частоты, а также возможность синхронизации с внешним сигналом
Эффекты
- семиполосный эквалайзер (125, 250, 500, 1000, 2000, 4000, 8000 Гц)
- Amplitude Modulator (тремоло и кольцевая модуляция)
- Ensemble (хорус)
Voltage Processors
два, регулировка от -5 до +5 В
Коммутация
выходы
- модулирующий сигнал S/H
- clock-выход S/H
- модулирующий сигнал MG1
- модулирующий сигнал MG2
- огибающая GEG x 3
- выход сигнала, обработанного VP1
- выход сигнала, обработанного VP2
- выход суммирующего усилителя
- инвертированный выход суммирующего усилителя
- восемь выходов Remote Control
входы
- модуляция высоты тона обоих VCO
- модуляция высоты тона второго VCO
- переключение октав первого VCO
- переключение октав второго VCO
- модуляция ширины импульса первого VCO
- модуляция ширины импульса второго VCO
- модуляция частоты среза фильтра
- время атаки
- переключение затухания
- модуляция общей громкости
- модуляция интенсивности воздействия MG1 и S/H
- вход для источника S/H
- clock-вход сигнала для S/H
- частота MG1
- вход для запуска GEG (триггер) x 2
- вход для обработки сигнала с помощью VP1
- вход для обработки сигнала с помощью VP2
- два входа суммирующего усилителя
Junction x 2
один вход и два выхода
Пэтчи
16 пользовательских пэтчей
Интерфейс
вход 60P (кабель PS-3001)
Входы
- два разъема для подключения педального контроллера PS-3040 (DIN)
Выходы
- основной несимметричный выход с регулятором уровня (джек)
- прямой несимметричный выход с регулятором уровня (джек)
- выход для наушников с регулятором уровня (джек)
Источник питания
100/117/220/240 B, 50/60 Гц
Энергопотребление
55 Вт
Габариты
920 x 345 x 445 мм
Масса
30 кг

Опции и их применение
Хотя синтезаторы PS продавались в весьма ограниченных количествах, к ним было разработано большое число опций и дополнений, правда, не все из выпускались серийно.

Полифоническая клавиатура PS-3010
Полифоническая клавиатура PS-3010, входившая в комплект PS-3200 и PS-3300, также предлагалась как опциональная для PS-3100. Она позволяет добавить к последнему контроллеры (джойстик и др.), да и качество самой клавиатуры выше, чем у встроенной PS-3100. Также применение клавиатуры PS-3010 позволяет управлять этим громоздким синтезатором дистанционно (для подключения используется стандартный кабель PS-3001 длиной два метра), установив клавиатуру на орган, электропиано или просто клавишную стойку, что нельзя сделать с самим PS-3100.

Одноголосная клавиатура PS-3020
Из-за особенностей конструкции синтезаторы PS не имеют ни одноголосного режима, ни режима унисона, поэтому солирующие звуки у PS получаются маловыразительными. Для устранения этой проблемы и расширения исполнительских возможностей PS предполагалось использование клавиатуры PS-3020, которая позволяет играть на полифоническом Korg PS как на одноголосном. Она описана только в руководстве пользователя PS-3100 и PS-3300 и, судя по всему, серийно не производилась. В руководстве более позднего PS-3200 и каталогах Korg того времени она не упоминается. Мне никогда не попадались ее изображения (кроме маленькой картинки в руководстве PS-3100, на которой она выглядит как обычная PS-3010, разве что разъем 60P находится на задней панели), и можно только догадываться, что она собой представляла.

В руководстве PS-3100 содержится довольно интригующее описание, из которого следует, что при использовании с синтезаторами PS эта клавиатура позволяет получить очень мощное звучание, недоступное обычным одноголосным синтезаторам. Возможно, при нажатии каждой клавиши она могла посылать информацию о взятии нескольких нот сразу и позволяла получать, таким образом, комбинирование регистров? Впрочем, это описание может быть и обычным рекламным преувеличением.

Цифровой полифонический секвенсор PS-3030
Другое очень интересное устройство, о котором также нет никакой информации, кроме упоминания в руководствах PS-3100 и PS-3300, это цифровой секвенсор. В те времена секвенсоры, в основном, предназначались для работы с модульными синтезаторами и были простыми шаговыми вроде Moog 960 или Korg SQ-10. Цифровой же секвенсор, да еще и полифонический, для того времени был слишком сложным устройством. Скорее всего, Korg просто переоценил свои силы и вряд ли существовал хотя бы прототип PS-3030. Возможно, все же он был изготовлен, но оказался слишком дорогим. Примерно в это же время Roland выпустил свой программируемый цифровой секвенсор MC8, который стоил около 8000$ и производился в крайне незначительных количествах. Секвенсор для PS должен был стоить примерно столько же, то есть чуть ли не дороже, чем сам синтезатор. Видимо, из-за этого работы над ним были прекращены.

Педальный контроллер PS-3040
А вот эта опция выпускалась серийно и была широко распространена. PS-3040 — это две педали экспрессии, установленные в массивном металлическом корпусе, которые подключаются к специальным входам любого из PS и позволяют управлять параметрами синтеза.

Сплиттер PS-3050
Пожалуй, самая интересная и полезная из всех опций. PS-3050 имеет вход 60P и два выхода, что позволяет управлять с одной клавиатуры двумя синтезаторами PS одновременно. Каждый из PS-синтезаторов и сам по себе имеет большие возможности, объединение же двух инструментов кажется и вовсе фантастикой, тем более, что можно объединить и их модулирующие сигналы с помощью коммутационной панели.

Больше того, к PS-3100, у которого есть выход 60P, можно подключить два других синтезатора PS с помощью PS-3050 и, таким образом, в зависимости от типа используемых синтезаторов одновременно можно использовать от трех до семи независимых тон-генераторов с полифонией 48 голосов каждый. Большой поклонник PS-серии Кейт Эмерсон использовал соединенные PS-3100 и PS-3300.

Объединенные PS вместе образовывают мощнейший аналоговый синтезатор, способный создавать очень сложные пэтчи. Впрочем, эту возможность мало кто использовал: из-за высокой стоимости синтезаторов (особенно PS-3300) позволить себе такую роскошь могли немногие.

Пульт дистанционного управления PS-3060
Кроме описанных выше универсальных устройств, которые можно использовать с любым из PS-синтезаторов, существует еще пульт дистанционного управления, предназначенный специально для PS-3200. Пульт PS-3060 устанавливается на клавиатуру, подключается к синтезатору вторым кабелем PS-3001 и позволяет дистанционно переключать пэтчи.

Также PS-3060 может передавать сигналы от контроллеров клавиатуры (или любые другие сигналы) по кабелю PS-3001, которые потом выводятся с помощью разъемов на самом PS-3200, что не требует использования длинных кабелей при управлении PS-3200 на расстоянии.

Все это позволяет расположить синтезатор в любом удобном месте, а клавиатуру установить на обычную клавишную стойку вместе с другими инструментами.

Также в виде опций к PS-синтезаторам предлагались специальные жесткие кейсы, поскольку из-за формы и размеров стандартные синтезаторные кейсы к ним не подходили. А к PS-3100 выпускалась еще и специальная клавишная стойка.

Заключение
Несмотря на все достоинства, синтезаторы Korg PS никогда не пользовались особой популярностью. Они появились в то время, когда интерес к серьезной музыке вроде арт-рока пошел на спад, а для массовой поп-музыки такие сложные инструменты были не нужны. Возможно, если бы PS появились в начале 70-х (с технической точки зрения это было вполне возможно), то они пользовались бы гораздо большим спросом, во-первых, благодаря господствующим тогда музыкальным вкусам, а во-вторых, собственно из-за отсутствия какой-либо альтернативы. А для конца 70-х PS были слишком уж несовременны по концепции и не могли не только конкурировать с продукцией SCI и Oberheim, но и вообще претендовать на сколько-нибудь значительный спрос, в 80-х же для них и вовсе не было места. Korg быстро понял свою ошибку и после неудачи с PS стал ориентироваться исключительно на рынок простых и дешевых полифонических синтезаторов, иллюстрацией этому служат модели Mono/Poly, PolySix, Poly-800 и серия DW. Однако, несмотря на коммерческий провал, PS сыграли очень важную роль в истории Korg, выведя эту компанию в ведущие производители синтезаторов.

Сегодня эти уникальные инструменты привлекают много внимания не только как часть истории Korg, но и как нечто, позволяющее взглянуть под другим углом на такую привычную вещь, как полифонический синтезатор.

Модели: 
Korg PS3100
Модели: 
Korg PS3200
Модели: 
Korg PS3300
Модели: 
Korg PS3001
Модели: 
Korg PS3010
Модели: 
Korg PS3020
Модели: 
Korg PS3030
Модели: 
Korg PS3040
Модели: 
Korg PS3050
Модели: 
Korg PS3060
0
Ваша: нет

Реклама

Рейтинг@Mail.ru