Статья "Jomox XBase 999"

Автор: 
Владимир Сапрыкин
Дата первой публикации: 
окт 2009

Ритм-машина.

XBase 999 представляет собой синтезатор ударных звуков с десятью инструментами и встроенным секвенсором, который можно назвать ритм-машиной с развитыми возможностями редактирования. Это потомок модели XBase 09, содержащей семь инструментов и встроенный секвенсор, и, в какой-то степени, модели AiRBase 99 — девятиголосного рэкового синтезатора ударных и перкуссионных звуков.

Часть ударных инструментов создается аналоговым синтезом, часть — воспроизведением семплов. Есть возможность загрузки пользовательских семплов при помощи специальной программы. Емкость секвенсора составляет девять дорожек для записи внутренних инструментов и четыре для управления внешними устройствами по MIDI.

Инструмент можно использовать как настольный или закреплять в рэк, где он занимает шесть единиц по высоте.

Лицевая панель и коммутация
Лицевая панель визуально поделена на несколько зон (рис. 1).

Регулируемые параметры и их значения отображаются на жидкокристаллическом дисплее с зеленой подсветкой емкостью 2 х 24 символа. В непосредственной близости от него расположены общие элементы управления (рис. 2). Справа находятся кнопки переключения страниц меню, кнопка ввода данных, две курсорные кнопки, ручка ввода данных с неограниченным вращением. Снизу — кнопки выбора режимов исполнения, паттерна, песни, записи. Слева от дисплея расположены кнопки вызова режимов Master, Edit, MIDI.

В левой части лицевой панели находятся 12 многофункциональных регуляторов без фиксации (рис. 3), которые можно не только вращать, но и нажимать. В зависимости от текущего режима их функции меняются.

В нижней части лицевой панели расположена секция управления секвенсором и инструментами. 16 малых круглых кнопок со светодиодами соответствуют шагам секвенсора (рис. 4). Совместно с кнопкой Shift/Cancel они переключаются в режим управления альтернативными функциями, названия которых написаны под каждой кнопкой на оранжевой полосе. Сверху находятся кнопки выбора банка паттернов, переключения вариации паттерна А/В, выбора длительности паттерна. Слева расположены кнопки запуска и остановки секвенсора.

В нижней части лицевой панели находится линейка квадратных кнопок управления инструментами (рис. 5). В исполнительском режиме нажатие кнопки извлекает звук инструмента, а во время работы с секвенсором вызывает индивидуальный трек для записи. Крайняя кнопка справа с надписью Filter (на рисунке не показана) предназначена для подключения записанного трека к цепи фильтра.

В верхней части инструмента находятся регуляторы уровня сигнала на главном выходе и выходе для наушников, а также регулятор уровня входного сигнала, подаваемого извне.

Каждый из десяти инструментов имеет собственный выход (джек) на задней панели машины (рис. 6). Там же расположены стереовыход и стереовход, каждый на двух джеках. Кроме того, на задней панели есть три MIDI-разъема, гнездо адаптера питания и выключатель. Вся маркировка разъемов нанесена на лицевую панель. Выход для наушников выведен на переднюю панель устройства.

Инструменты
Если судить по названиям, надписанным на лицевой панели, то инструменты (голоса) в XBase 999 представлены устоявшимся традиционным набором: Bass Drum, Snare Drum, Hi Tom, Low Tom, Hi Hat, Clap, Rim Shot, Crash, Ride. Первые четыре инструмента из этой девятки полностью аналоговые. То есть, звуки большого и малого барабанов, а также двух томов создаются генераторами, построенными на аналоговых схемах (с цифровым управлением параметрами).

Другие пять инструментов получаются воспроизведением коротких восьмибитных семплов. Каждый из этих пяти инструментов имеет индивидуальный банк емкостью в 31 семпл. Звуки в банках более разнообразные, чем можно предположить по названию инструмента. Например, подыскивая звук в банке римшота, можно найти не только постукивания палочки по ободу барабана, но и настоящий человеческий голос. В банке тарелок крэш есть приличные басовые звуки, и так далее. В каждом банке найдется свой сюрприз. Существует специальная компьютерная программа для подготовки и загрузки пользовательских семплов. Ее можно найти на сайте компании.

В семплерных банках содержатся образцы звуков старых ритм-машин Roland: TR808 и TR909. В каждом банке есть по одному типовому звуку. Еще один звук в каждом банке взят из машины CR78 и один — из собственной коллекции Jomox. Все эти семплы находятся в постоянной памяти и не перезаписываются при пользовательской загрузке. А вот остальные, с пятого по тридцать первый, размещены в перезаписываемой памяти, и их можно менять на любые другие. Вышеупомянутая подборка разноплановых звуков записана именно в этом участке памяти.

Вообще-то, незаменяемые семплы тоже не вполне соответствуют названию текущего инструмента. Только семплы с названиями "TR909", зашитые в банках под кнопками Clap, Rimshot, Crash и Ride, действительно содержат одноименные звуки из указанной машины. Но если, скажем, в банке инструмента Ride выбрать семпл под названием "TR808", то вместо тарелки обнаружится ковбел. Семпл с названием "CR78" в этом же банке вообще снят с гуиро. И, кстати, с приличным звуком. А в банке инструмента Crash семпл с именем "CR78" содержит звук тамбурина.

Набор из девяти различных звуков, сохраненных под одним именем и вызываемых из памяти единой группой, составляет Drum Kit, то есть набор ударных инструментов. Слово "инструмент" в данном случае имеет специфический смысл, и к нему следует относиться соответственно. Собственно, под инструментом следует понимать всего лишь поименованную кнопку для извлечения звука и записи на определенную дорожку секвенсора. Например, кнопка с названием Rim Shot — это "инструмент римшот". Что там в действительности извлекается при нажатии этой кнопки, какой семпл из встроенного банка, — совершенно не важно. При любых манипуляциях, в том числе при записи в секвенсор, в меню будет написано, что это римшот, и указан номер семпла из текущего банка.

Звук каждого инструмента в наборе ударных можно редактировать. Количество и состав изменяемых параметров в разных инструментах не одинаковы. Наибольшее количество параметров доступно для редактирования бас-барабана (Bass Drum). Здесь можно настроить время атаки и затухания, высоту тона, насыщенность гармониками и шумовыми составляющими, подключить гейт, компрессор и эквалайзер. На рис. 7 показаны несколько экранных меню, относящихся к настройке этого инструмента.

У малого барабана настраиваются высота тона, шумовая составляющая, сила удара (от которой меняется тембр) и относительная расстройка верхней и нижней мембраны. Томы имеют минимум настроек — буквально, высоту тона и затухание.

В семплерных инструментах (с пятого по девятый) есть один и тот же одинаковый комплект параметров, который используется применительно ко всем семплам в банках. Все инструменты имеют настройку высоты тона, атаки и затухания, а также такую важную вещь, как реверсное воспроизведение. Выбор семпла из внутреннего банка тоже относится к индивидуальным параметрам (рис. 8). Любой инструмент, как аналоговый, так и семплерный, имеет регулировку уровня воспроизведения.

Каждый голос, и аналоговый, и семплерный, проходит через управляемый усилитель, который, собственно, отрабатывает атаку и затухание. Огибающая, которая управляет усилителем, формируется при помощи аналоговой схемотехники. Она имеет три регулируемых параметра: Attack, Peak Time и Decay (рис. 9). Атака в данном случае представляет собой не время, как это обычно принято, а уровень. А вот параметр Peak Time как раз эквивалентен времени атаки, определяя, как скоро будет достигнут максимальный уровень звука. Decay является временем спада уровня сигнала от максимума до нуля.

Есть несколько нюансов в работе семплерного инструмента Hi Hat. XBase 999 имеет отдельные кнопки для инструментов "закрытый хет" и "открытый хет". Инструменты имеют несколько независимых параметров редактирования и нуждаются в отдельном доступе к ним. Но, с точки зрения секвенсора, это один и тот же инструмент, "просто хет", который записывается на одну и ту же дорожку. Как и полагается, хет звучит или в открытом, или в закрытом состоянии, но не в двух одновременно. То есть два инструмента используют один и тот же голос полифонии, один и тот же семпл из одного банка, и отличаются только настройками атаки и затухания. Остальные параметры — общие. Например, при смене семпла или изменении параметров фильтра изменится звук и у второго инструмента. Логичный подход, ведь и обычный хет в открытом или закрытом состоянии остается единым инструментом. Таким образом, на лицевой панели машины десять инструментальных кнопок, несмотря на то, что секвенсор имеет лишь девять дорожек.

Хеты, в отличие от прочих инструментов, имеют собственный фильтр (рис. 10), который включается в инструментальном меню. Другие инструменты ничего такого не имеют и могут пользоваться только глобальным фильтром, о котором будет сказано далее.

Отредактированный набор инструментов можно сохранить как отдельный набор ударных и затем вызывать его для записи паттернов. В машине есть 256 ячеек для записи наборов ударных (Drum Kits) и 64 ячейки для паттернов. В записанном паттерне можно поменять набор инструментов на любой другой, чтобы получить тот же ритмический рисунок, но с другими тембрами.

Звучанием инструментов можно управлять при помощи двух встроенных цифровых LFO, которые умеют генерировать четыре формы волны: две пилообразные, треугольную и прямоугольную. С помощью LFO можно модулировать высоту тона воспроизводимых семплов (параметр Tune), частоту среза фильтров хета и глобального фильтра.

Секвенсор
XBase 999 имеет несколько режимов работы. Из общего списка выделяется служебный режим MIDI, который дает доступ к настройкам протокола. Прочие режимы во многом схожи и обеспечивают программирование и воспроизведение секвенций с управлением с лицевой панели.

Режим Perform — это исполнительский режим, дающий доступ к проигрыванию и программированию паттернов, оперативному изменению параметров воспроизведения звука по всем дорожкам секвенсора. Исходные паттерны при таких манипуляциях не изменяются. Режим Pattern дает доступ к изменению и сохранению самого паттерна. Для некоторых операций требуется дополнительный вход в режим записи (Write) нажатием одноименной кнопки. Режим песни (Song) дает возможность конструирования крупной секвенции (песни) путем складывания в определенной последовательности заранее записанных малых секвенций (паттернов).

После включения питания прибор всегда запускается в режиме исполнения (Perform). В оперативную память при этом загружается один из паттернов. Есть возможность некоторой общей корректировки его звучания, но пошаговое редактирование недоступно. Каждый трек секвенсора адресует звук из всех шагов паттерна в один и тот же звуковой буфер. Например, хет во всех долях играет одним и тем же звуком. Если его изменять, то инструмент будет звучать по-другому, но все-таки одинаково для всех шагов паттерна.

Находясь в режиме Master, можно выбрать паттерн из текущего банка нажатием одной из 16 шаговых кнопок секвенсора. Для циклического переключения между банками есть кнопка Bank с четырьмя индикаторами. Вместо этого и в любом режиме можно воспользоваться кнопками "вверх" и "вниз" рядом с дисплеем, — они обозначены "Up" и "Down". Здесь уже не требуется смена банка вручную — она происходит автоматически. Например, при переходе от шестнадцатого к семнадцатому паттерну происходит переключение первого банка на второй. Изначально, в новом приборе, в секвенсоре заполнены только шестнадцать паттернов первого банка. Остальные три банка и сорок восемь паттернов свободны.

Для каждого паттерна можно выбрать одиночный или двойной размер. Вообще, существуют четыре размера: два одиночных и два двойных. Выбор нужного осуществляется кнопкой Scale, рядом с которой находятся четыре индикатора с обозначениями A, B, C и D. Размер A — это шестнадцать долей, записанных шестнадцатыми нотами, размер B — тридцать две доли. Размер C — "триольный" и имеет двенадцать шагов. Размер D имеет двадцать четыре шага. При работе с паттерном двойного размера можно проигрывать отдельно или только первую его половину, или только вторую. Для этого есть кнопка A/B.

Существует еще такая функция, как Last Step. С ее помощью можно указывать произвольную длину паттерна в пределах от 1 до 16 шагов.

Изменение тех или иных параметров, влияющих на звучание инструментов, возможно в экранном меню. Нужно пролистывать их при помощи пары курсорных клавиш и выбирать значения регулятором Data/Tempo. Но это неудобно — предпочтительнее использовать другой способ. Шестнадцать регуляторов с подписями, расположенные в левой части лицевой панели, специально предназначены для изменения тех или иных параметров. Вращая их, можно изменять звучание любого инструмента прямо во время воспроизведения паттерна.

Эти регуляторы тоже не имеют фиксации. Разработчики специально отказались от потенциометров в пользу так называемых "энкодеров", чтобы реализовать адаптивную функцию настройки. Это что-то вроде ускоренной перемотки. Если крутить ручку медленно, то значения параметров изменяются последовательно и очень медленно, иногда по нескольку щелчков на единичное изменение. Если же крутануть быстро, то значение параметра скачком меняется на десять-двадцать пунктов.

Для изменения параметров какого-либо инструмента в паттерне нужно войти в режим Perform Write. Для этого, находясь в исполнительском режиме (индикатор над кнопкой Perf должен светиться), следует нажать кнопку Write, чтобы и над ней тоже зажегся светодиод. Теперь нажатием кнопки в линейке инструментов выбираем тот, который будем редактировать. Выбранный инструмент обозначается свечением индикатора.

Каждый регулятор на панели тоже снабжен светодиодом, причем многоцветным. Зеленое свечение означает, что у выбранного инструмента есть данный параметр и в настоящий момент его можно редактировать вращением ручки. Название самого параметра написано на оранжевой полоске под регулятором. Для редактирования звука другого инструмента нужно нажать его кнопку. Индикаторы на регуляторах сразу же высветят зеленым светом новый набор доступных к редактированию параметров. Все эти действия можно проводить независимо от того, запущен ли секвенсор.

Нажатие кнопки Master переводит синтезатор в одноименный режим. Теперь ручки редактирования на лицевой панели управляют уровнями громкости каждого из девяти инструментов (оба хета регулируются одной ручкой). Графически эти уровни отображаются на дисплее в виде вертикальных полосок соответствующей высоты. На рис. 2 дисплей показан как раз в режиме Master. В нижней строке справа можно увидеть буквы "Ма", которые указывают на текущий режим. А на рис. 7 и 8 в этом же месте написано "Ed", что означает "Edit".

Регуляторы можно не только крутить, но и нажимать. Нажатие позволяет оперативно заглушать выбранный инструмент и вновь включать его в микс. При заглушении зеленое свечение индикатора переключается на красное.

Запись паттерна осуществляется классическим способом. Находясь в режиме Pattern или Perform, нажатием кнопки Write входим в режим записи — и секвенсор готов. Выбрав инструмент, нажимаем кнопки нужных шагов. Неверно записанный шаг можно стереть повторным нажатием кнопки. Записанные шаги обозначаются красным свечением индикаторов. Можно запустить секвенсор и прослушать, что получилось. Удобно также проводить запись на лету, не останавливая секвенсор. Процедура от этого не меняется.

Для установки акцента в какой-либо доле паттерна, нужно в режиме записи нажать кнопку текущего инструмента еще раз, чтобы ее светодиод начал прерывисто вспыхивать, а затем повторно нажать кнопку шага. Установленный акцент будет обозначаться оранжевым свечением светодиода в соответствующем шаге.

При желании можно использовать режим записи в реальном времени, с запущенным секвенсором (Shift + 7, режим Real Time Write). В данном случае можно записывать все девять инструментов одновременно, просто нажимая их кнопки в нужный момент времени. Записывать можно в любом удобном темпе, а по окончании ввода звуков установить нужный темп композиции. Секвенсор способен работать в диапазоне от 39 до 255 ударов в минуту.

Кроме внутренних девяти дорожек секвенсор имеет еще четыре для управления внешними инструментами по MIDI. Доступ к этим трекам осуществляется иначе. Вход в режим — комбинацией кнопки Shift и кнопки шага номер 16. Выбор трека — одной из четырех первых инструментальных кнопок. Каждый трек программируется отдельно и может передавать данные по выбранному пользователем MIDI-каналу.

Программирование трека проходит буквально в два действия. Во-первых, нужно выбрать номер шага нажатием соответствующей кнопки. У панельного регулятора с тем же номером зажигается светодиод. Вращаем ручку и выбираем нужную MIDI-ноту (ее номер высвечивается на дисплее напротив номера шага). Вот примерно и вся процедура.

Секвенсор имеет функцию Shuffle (Shift + 6) для изменения микроструктуры паттерна. После вызова этой функции нужно лишь нажать кнопку инструмента, дорожку которого следует изменить. Настройку можно проводить через меню, но удобнее пользоваться панельными регуляторами. Номер регулятора соответствует порядковому номеру шага в паттерне. Вращая его влево или вправо, можно сдвигать ноту по ритмической сетке вперед или назад относительно ее первоначального положения с шагом в 1/192 четвертной ноты. На дисплее при этом отображается состояние всех шестнадцати шагов паттерна (рис. 11). В верхнем ряду стоят значки "х", если нота находится в точной позиции, или стрелки влево и вправо, если ноту сдвигали. В нижнем ряду под каждым символом стоит цифра. По знаком "х" всегда стоит ноль, а под стрелками — цифра от 1 до 5, обозначающая величину сдвига шага.

Режим паттерна (Pattern) отличается от обычного исполнительского режима (Perf) тем, что каждый шаг паттерна имеет собственный звуковой буфер. Иными словами, один и тот же инструмент в разных шагах паттерна может играть разным звуком. Такое программирование осуществляется в режиме редактирования шага (Individual Step Edit Mode).

Проще всего сразу записывать шаг с индивидуальной редактурой, чтобы потом не возиться с перезаписью параметров. Для этого следует войти в режим Pattern Write, нажать кнопку выбранного инструмента и, удерживая ее, нажать кнопку того шага, куда нужно записать звук с индивидуальными параметрами. Вход в режим подтверждается переменным вспыхиванием светодиода над кнопкой выбранного шага (при обычной записи, как указывалось ранее, они светят постоянно). Одновременно с этим активируются панельные регуляторы с доступными данному инструменту параметрами — их видно по зеленым огонькам светодиодов. Смена текущего семпла в банке инструмента тоже относится к индивидуальному редактированию. Если при входе в режим нажать сразу несколько шаговых кнопок, то изменения будут одинаково применены ко всем выбранным шагам.

Звук из выбранного шага можно убрать, повторно нажав его кнопку (светодиод погаснет). Однако индивидуальные настройки останутся сохраненными. Если еще раз нажать кнопку этого же шага, то индикатор загорится ровным светом, как при простой записи, но звук будет таким, какой мы перед этим запрограммировали.

Нажатием кнопки Write можно в любой момент выйти из режима записи, при этом проделанные с инструментом изменения также останутся в данном шаге секвенции. Однако при смене текущего паттерна они будут потеряны. Чтобы этого избежать, необходимо сохранить паттерн (Shift + кнопка третьего шага).

Таким способом можно создавать паттерны со сложным тембровым рисунком, например, с несколькими разноплановыми "бочками" или малыми барабанами. Используя соответствующие тембры и звуковысотные настройки, можно программировать мелодии, аккорды или басовые секвенции. Все это применимо как к аналоговым инструментам (первые четыре дорожки секвенсора), так и к семплерным (остальные дорожки). Некоторые из таких образцов будут продемонстрированы в звуковых примерах.

Фильтр
Дорожку любого инструмента (а также внешний сигнал с аудиовхода) можно пропустить через общий фильтр. XBase 999 имеет два мультирежимных двухполюсных фильтра. Текущий режим каждого из них (LP, HP, BP, Notch) может быть выбран независимо. Программировать фильтр можно пошагово или же целиком для дорожки данного инструмента. Технология работы с фильтром поначалу показалась мне несколько запутанной. Но какая-то своя логика в ней все-таки есть, и к ней постепенно привыкаешь.

Фильтр работает только с общим стереовыходом. На индивидуальные выходы поступают чистые звуки соответствующих инструментов. Все выходы работают по несимметричной схеме, однако основная стереопара смонтирована на трехконтактных разъемах. Это нужно иметь в виду, поскольку случайное подключение этого выхода к симметричному входу приемного устройства может привести к самым неожиданным последствиям.

Чтобы понять методику работы с фильтром, целесообразно вначале заглянуть в схему внутренней коммутации (рис. 12). В ней можно увидеть, что сигнал после фильтра идет через усилитель, управляемый напряжением, и поступает на центральный контакт выходного джека (Tip). Этот же сигнал, но в обход VCA, поступает на средний контакт (Ring). Таким образом, на среднем контакте всегда присутствует сигнал с выхода фильтра даже при остановленном секвенсоре, поскольку в этой цепочке отсутствует запирающий VCA. А, значит, использование трехконтактного джека и симметричных входов последующих аудиоустройств может привести к определенным проблемам. Следует или пользоваться инсертным кабелем, отбирая сигнал среднего контакта на отдельное устройство, или брать обычный двухконтактный (моно) джек. Далее имеется в виду именно последняя схема включения, с двухконтактным джеком.

Прежде всего настраивается маршрутизация сигнала через фильтр. Для этого, находясь в режиме записи (например, Pattern Write Mode), нужно последовательно нажать кнопку Shift/Cancel (для доступа к альтернативным функциям кнопок) и кнопку восьмого шага секвенсора, под которой написано Filter Routing. В открывшемся меню на дисплее выбирается тип включения фильтров (рис. 13). Оно может быть параллельным (два независимых фильтра), стереофоническим или последовательным. Есть также два варианта с использованием перекрестной обратной связи.

Одновременно с обозначением маршрута на дисплее отображается внутренняя коммутация инструментальных треков. Значок Х обозначает обход фильтра, значок крышки (^) — подключение инструмента к фильтру. Подключение и отключение производится простым нажатием кнопки соответствующего инструмента и контролируется по значкам на дисплее.

Теперь нужно нажать и удерживать квадратную кнопку Filter, находящуюся в ряду инструментальных кнопок справа, чтобы активировать сам фильтр. И выбирать шаг секвенции, в котором будет программироваться фильтр, — нажатием одной или нескольких круглых шаговых кнопок. И теперь, наконец, нужно нажать ручку панельного регулятора (с тем же номером, что и выбранный шаг секвенции), так чтобы рядом с ней зажегся светодиод, и вращать ее для выбора величины текущего параметра фильтра. Как указывалось ранее, нажатие ручки на панели в обычном режиме заглушает дорожку с выбранным инструментом. При использовании фильтра такое же нажатие вместо заглушения дорожки переключает ее в фильтрующую цепочку. Вот такая интересная схема.

Вращение регулятора изменяет в данном шаге тот параметр, который отображается на дисплее. Он обозначен одной буквой. Это может быть C (Cutoff), Q (Quality, или Bandwidth), R (Resonance), V (Volume VCA). Выбирать сам параметр можно курсорными кнопками Left и Right. В пользовательском руководстве сказано, что для записи каждого параметра используется отдельная служебная дорожка секвенсора.

Звучание
Имеющийся комплект звуков совокупно с возможностями редактирования позволяет говорить о XBase 999 в большей степени как о машине для современной танцевальной музыки. Именно в жестких стилях эта машина проявляет себя наиболее ярко, хорошо "прокачивая" пространство своим плотным звуком. Собственно, аналоговая часть инструментов для этого и создавалась. Семплерные инструменты тоже подобраны соответственно. Например, воссоздать звучание акустической ударной установки они не смогут, по крайней мере, до момента смены заводских семплерных банков. Что касается возможностей редактирования семплов, то их вполне хватает для "подгонки" звуков под задачу.

В некоторых музыкальных направлениях, таких как Drum'n'Bass, например, машина может одновременно вести основные партии не только ударных, но и баса. Правда, для этих целей я бы добавил в инструментальные банки несколько дополнительных басовых звуков, поскольку своих там совсем немного. Возможности программирования вполне располагают к таким экспериментам.

Из аналоговых инструментов мне в особенности понравилась "бочка". Набор параметров позволяет широко маневрировать, меняя звучание. Для жестких стилей музыки — мощный рубленый звук, для классического транса — тягучий удар с плавно ниспадающим тоном. Варьируя насыщение фазы атаки шумовыми составляющими и добавляя импульсную волновую форму, получаем плотный звук, от глухого до яркого и хлесткого. Избыточный щелчок плавно компенсируем регулятором атаки, компрессором аккуратно выравниваем фазу спада. Подмешав дополнительные гармоники, искажающие четкость удара, легко получаем грязный трипхоповый барабан. В общем, редактирование здесь замечательное.

Малый барабан не столь богат настройками, как большой, и его звук у меня обычно получался или легковесно-тональным, или же шипяще-шумным. Специфическую хлесткость, как от удара палочкой с широким замахом, смоделировать нельзя. Впрочем, это утверждение справедливо для множества других аналогичных аппаратов. И, тем не менее, для ровных ритмов, как, например, в стиле электро-поп, именно такой барабан подходит очень хорошо.

Томы, как эпизодические инструменты, ничем особенным не выделяются. В сущности, это классические аналоговые имитации, мало отличающиеся от таковых в ранних ритм-машинах.

Поскольку XBase 999 имеет четыре аналоговых инструмента, было бы интересно сравнить их возможности и звучание с какой-нибудь из ранних аналоговых ритм-машин. У меня была возможность использовать для этих целей модель Roland TR808. Это удачный выбор, ведь именно на роландовские аппараты в той или иной мере ориентировались конструкторы более поздних ритм-машин, в том числе и Jomox. Разницу в количестве инструментов (в TR808 их одиннадцать) мы не будем принимать во внимание, как несущественную. В данном случае важнее сравнить собственно звук и общие возможности программирования. И вот каковы результаты сравнения.

Редактирование инструментов в Roland TR808 организовано проще, что неудивительно. Некоторые из них имеют всего два параметра, некоторые вообще ни одного, — это если не считать индивидуальную регулировку уровня. Но главное, все ручки выведены на лицевую панель, и редактирование всех инструментов одновременно можно вести в реальном времени. Это очень удобно, однако, очевидное следствие такого подхода — ограниченность звуковой палитры.

В Jomox XBase 999 редактирование значительно сильнее развито, но в одно и то же время можно заниматься только одним инструментом — тем, параметры которого в данный момент назначены на панельные органы управления. Запись паттернов в обоих устройствах проста, хотя мне больше нравится, как этот процесс организован в Jomox. В TR808 для выбора инструмента нужно вращать селектор, а в XBase 999 достаточно нажать кнопку. Если же говорить о сонгах, то здесь я однозначно отдаю приоритет цифровому управлению с дисплеем. Это и удобно, и наглядно. Всегда можно проверить последовательность паттернов или заменить какой-либо из них.

Можно сказать несколько слов и об аутентичности звучания. Многие музыканты считают, что звук инструментов, которые выпускались "тогда", однозначно лучше того, что мы слышим теперь в современных изделиях. Но зачастую такая оценка очень субъективна. Звучание той же TR808 — это не более чем воплощение технологических возможностей семидесятых годов прошлого столетия, которое нашло отражение в музыке тех лет. С тех пор прошло довольно много времени, и воспоминания покрылись легким романтическим флером. Электронная музыка значительно изменилась, электронные инструменты во многом стали другими. Как знать, смогли бы мы столь же высоко оценить "те самые" тембры, если бы впервые услышали их сейчас, в наше время?

Если говорить о повторении оригинального звучания TR808, то XBase 999 умеет делать все то же самое. В частности, бас-барабан можно настроить "один в один", что я и проделывал неоднократно. Такой результат говорит сам за себя.

Но XBase 999, будучи современным инструментом, умеет делать гораздо больше. И дает музыканту значительную творческую свободу. Что касается пресловутой "плотности" звука, о которой вспоминают, в частности, говоря о современной клубной музыке, то Jomox в этом смысле свободно конкурирует с TR808 и в чем-то, возможно, обходит ее. На мой взгляд, сравнивать здесь целесообразно только "бочку", поскольку именно ее ударная сила держит настрой всей композиции. И в этом Jomox показала себя замечательно. Синтезируемый малый барабан, на мой взгляд, подходит, в основном, для легких музыкальных стилей, а для "тяжелых" случаев предпочтительнее воспользоваться семплами. Прочие инструменты из барабанно-перкуссионного набора играют вспомогательную роль и об их "плотности" говорят реже. В нашем случае их звучание определяется исходными семплами, поэтому что загрузите, то и будет звучать.

Продолжая тему сравнения TR808 и XBase 999, можно отметить, что по разнообразию звуков Jomox, конечно же, выигрывает. Эта машина может предложить как аналоговый синтез, так и воспроизведение семплов, к тому же с развитыми возможностями редактирования. Состязаться с ней сложно.

Так что в целом машина произвела на меня хорошее впечатление. Единственное, что меня не очень порадовало, это глобальный фильтр. Какой-то он неубедительный, что ли. И в стереофоническом режиме с крутизной характеристики 12 дБ/окт, и в последовательном включении, когда должен получиться четырехполюсный фильтр. Возможно, на мое отношение повлияла замысловатая процедура его включения, не располагающая к частому использованию. Я действительно пользовался им редко, да и потребности в нем не ощущал. Работу фильтра можно услышать в некоторых звуковых примерах.

Звуковые примеры
Как любой другой синтезатор, XBase 999 раскрывается тем сильнее, чем больше с ним работаешь. Поэтому те примеры звуков и конструкций барабанных петель, которые здесь приведены, охватывают лишь малую часть возможностей этой машины.

Вначале несколько простых примеров технического характера. В файле Crash_Bank&Edit показан заводской набор семплов из банка инструмента Crash. Как можно заметить, большинство звуков не имеют к тарелкам крэш никакого отношения. Здесь есть рассыпчатые дроби, напоминающие звуковую заставку к фильмам кинокомпании 20th Century Fox, есть аккорды и женские голоса. Сами же тарелки я записал в режиме реверса.

Файл Kick содержит несколько вариантов звучания бас-барабана, полученного различными комбинациями настроечных параметров. В файле Kick_Roland_Jomox показано непосредственное сравнение "бочек" Roland TR808 и Jomox XBase 999. Пример начинается равномерно идущими звуками TR808, а затем в эту ритмическую структуру "влезает" XBase 999 со своим вариантом бочки.

В качестве дополнительного образца аутентичного звучания аналоговой ритм-машины я записал отдельный паттерн звуками машины Roland. Файл называется TR-808_loop и содержит звуки только этой машины. В процессе воспроизведения можно услышать результат небольшого редактирования параметров. Противовесом этому примеру можно прослушать файл Jomox_808_kit, в котором показано, как звучит набор инструментов под названием "808", записанный в банках XBase 999. А в примере под названием TR-808_loop&Jomox_Kick показано, как в подобный паттерн, проигрываемый звуками TR808, подмешивается большой барабан, снятый с Jomox. Вначале идет чистый паттерн TR808 (в размере 4/4), и затактом к третьему такту вступает бочка Jomox. Ее легко заметить по удлиненному затуханию.

На мой взгляд, и в TR808, и в XBase 999 аналоговые звуки близки по характеру, а большой барабан при одинаковых настройках вообще невозможно отличить. На рис. 14 показаны спектры этих инструментов, снятые из предыдущего примера. За исключением более долгого затухания у Jomox разницы практически нет. Картинки в момент основного удара однотипны.

В файле Loop_reverse показан набросок барабанной петли с использованием реверсивного звука нескольких инструментов.

Файл Kit_set содержит несколько сшитых вместе образцов заводских паттернов, которые используют различные барабанные наборы.

Следующие несколько образцов демонстрируют возможности потрекового редактирования звука инструментов. Файл Loop_Ind_Edit содержит барабанную петлю с динамически изменяемым басовым звуком (из банка Crash). В файле Filtered_Loop показана обработка паттерна фильтром, частота среза которого изменяется под воздействием LFO. В файле Filtered_Hat_Pattern фильтрации подвергается только дорожка хета. В первые несколько секунд воспроизведения ее хорошо слышно, потом звук резко заглушается фильтром и плавно начинает появляться, постепенно превращаясь из ватного в обыкновенный.

А вот в файле StepEdit я использовал уже пошаговое редактирование. В разных шагах одного и того же инструмента использовались разные семплы из встроенного банка, разные настройки семплерных и аналоговых инструментов. Кроме этого, я заглушал и включал отдельные дорожки, нажимая соответствующие им регуляторы на лицевой панели. Еще один подобный пример с дополнительно выполненным панорамированием показан в файле Stereo_panning.

Теперь я предлагаю прослушать несколько "живых" примеров, то есть заготовок, которые можно использовать в качестве основы какой-либо композиции. Простейший из них называется Hard_beat, и в одной из его инструментальных дорожек можно услышать, как посвистывает фильтр с высоким значением резонанса.

Следующий пример называется Romantic_beat1. Здесь использована конструкция, часто применяемая именно для романтических музыкальных экзерсисов, как, например, в ранних записях Enigma. Округлая бочка (с пошаговым редактированием) и искусственно долгие шипящие хвосты малых барабанов и открытых хетов. Я даже попробовал написать свой вариант такого "романтического" произведения. Или, скорее, легкую заготовку. В его основе лежит указанный барабанный паттерн. Файл с этим примером называется Mix1_Romantic. Кстати, плавная фильтрация, выводящая из небытия звук барабанного паттерна в первых четырех тактах композиции, принадлежит отнюдь не фильтру Jomox. Для него эта задача нетипична, поэтому я воспользовался обработкой в аудиоредакторе.

Следующий вариант паттерна я назвал Romantic_beat2, хотя в более быстром исполнении и с более "грязным" звучанием он был бы более пригоден, скажем, для рэпа или хип-хопа. При некоторой доработке можно было бы добраться и до стиля джангл, но здесь потребуются уже другие инструментальные банки и более глубокое программирование.

Кстати, о банках. Фирменный загрузчик представляет собой простую программу, не требующую инсталляции. Она показана на рис. 15. Перед началом работы следует провести тестирование MIDI-интерфейса на предмет его совместимости с машиной. Насколько я понимаю, тестируется всего лишь возможная фильтрация отдельных MIDI-событий, команд SysEx и тому подобное. Процедура такова: замыкаем кабелем выход MIDI-интерфейса на его же вход, нажимаем кнопку в окошке тестировщика и ждем его резолюцию. Программа тестирования упакована вместе с загрузчиком в одном архивном файле, который доступен к свободному скачиванию на сайте компании Jomox.

Но вернемся к нашим примерам. На основе "романтического бита номер 2" я записал кусочек совсем уж душещипательной композиции, которую пришлось назвать Mix2_Romantic. Уж не знаю, сколько в ней романтики, но, во всяком случае, хип-хопом здесь точно не пахнет. Первые два такта отданы самому паттерну, далее вступают синтезаторы.

Следующий пример сделан в стиле, близком к электро-поп, и он получился немного живее. Здесь я программировал исключительно краткие звуки. То есть, обозначал звук, но не выпячивал его, поскольку основную роль должны играть другие инструменты. В двух первых тактах звучит чистый паттерн, далее подключаются синтезаторы. Файл называется Mix3_Pop.

Следующий пример демонстрирует более жесткое звучание машины. Бочка здесь уплотнена, из банков тарелок крэш и райд вытащены и отредактированы имеющиеся там басовые звуки. В миксе используется сопровождение из плотного звука синтетических струнных. Первые восемь тактов содержат только паттерн ударных без сопровождения. Здесь показана работа фильтра в треке с инструментом Hi Hat. В момент старта воспроизведения хет приглушен фильтром LPF со средним значением резонанса. Затем фильтр начинает приоткрываться, постепенно превращая скребуще-шуршащее звучание хета в типичное "цыкающее". Этот процесс очень хорошо слышен. Затем вступает сопровождение. Файл называется Mix4_Solid.

Последний пример показывает работу машины в сопровождении синтезаторных секвенций (два голоса с арпеджиатором) и подкладом. В паттерне ударных широко использовано пошаговое программирование, в особенности в треке с малым барабаном. В начале звучит одно арпеджио и подклад, через несколько тактов включается неполный паттерн ударных и плавно вступает второе арпеджио с трансформирующимся звуком. Еще через восемь тактов в секвенсоре ритм-машины подключается заглушенная до этого момента дорожка малого барабана, и с этого момента микс играет полным составом. Файл с этим примером называется Mix5_electro.

Заключение
Если говорить о недостатках XBase 999, то они довольно субъективны. Интерфейс в некоторых операциях показался мне "заковыристым", и я предпочел бы иную его логику, как, например, в машинах Akai MPC. Настройки фильтра тоже кажутся неудобными. Еще я считаю уместным наличие программируемой дроби (Roll), как, например, в инструментах компании Elektron. В электронной музыке это довольно важная вещь, но XBase 999 такой функции не имеет.

Но и дробь, и фильтрацию можно отнести к изыскам. Создание обычных паттернов с пошаговым редактированием организовано логично и не требует больших усилий.

Аналоговые инструменты Jomox XBase 999 могут звучать неотличимо от "настоящей аналоговой" машины TR808, и значит их можно использовать в тех случаях, где требуется "ретро" или в какой-то степени стилизованное звучание. Большее, чем в классической аналоговой ритм-машине, количество изменяемых параметров выводит устройство из рамок "подражания классике" в самостоятельную единицу. А вместе с набором семплерных инструментов, имеющих сменные банки, XBase 999 становится замечательной машиной для исполнения современной танцевальной музыки.

Звуковые примеры

Crash_Bank&Edit MP3 (488 Кб) WAV (5,22 Мб)
Filtered_Hat_Pattern MP3 (431 Кб) WAV (4,63 Мб)
Filtered_Loop MP3 (123 Кб) WAV (1,31 Мб)
Hard_beat MP3 (128 Кб) WAV (1,37 Мб)
Jomox_808_kit MP3 (247 Кб) WAV (2,65 Мб)
Kick MP3 (275 Кб) WAV (2,95 Мб)
Kick_Roland_Jomox MP3 (156 Кб) WAV (1,66 Мб)
Kit_set MP3 (867 Кб) WAV (9,32 Мб)
Loop_Ind_Edit MP3 (258 Кб) WAV (2,76 Мб)
Loop_reverse MP3 (96 Кб) WAV (1,01 Мб)
Mix1_Romantic MP3 (484 Кб) WAV (5,19 Мб)
Mix2_Romantic MP3 (495 Кб) WAV (5,31 Мб)
Mix3_Pop MP3 (333 Кб) WAV (3,57 Мб)
Mix4_Solid MP3 (672 Кб) WAV (7,21 Мб)
Mix5_electro MP3 (994 Кб) WAV (10,6 Мб)
Romantic_beat1 MP3 (63 Кб) WAV (683 Кб)
Romantic_beat2 MP3 (189 Кб) WAV (2,02 Мб)
StepEdit MP3 (818 Кб) WAV (8,8 Мб)
Stereo_panning MP3 (125 Кб) WAV (1,33 Мб)
TR-808_loop MP3 (591 Кб) WAV (6,35 Мб)
TR-808_loop&Jomox_Kick MP3 (166 Кб) WAV (1,77 Мб)

Модели: 
Jomox XBase 999
0
Ваша: нет

Реклама

Рейтинг@Mail.ru