Статья "Недорогие USB-интерфейсы, часть 2"

Автор: 
Владимир Сапрыкин
Дата первой публикации: 
фев 2013

Сравнение шести моделей.

Во вторую часть обзора попали интерфейсы, ограниченные ценовыми рамками от 8 до 16 тыс. руб. Напомню, первоначально было решено, что для любительского аудиоинтерфейса будет считаться обычным наличие двух-четырех каналов ввода-вывода. Однако с ростом цены все больше моделей нашего целевого диапазона начинают "сознательно" обзаводиться дополнительными входами и выходами. В таких условиях специально ограничиваться "типовым" количеством каналов записи или воспроизведения явно не имеет смысла, поэтому в данный обзор попали даже интерфейсы с шестью входами. Что касается цен, то из-за перемен в ценовой политике производителей, произошедших в начале этого года, первоначально установленный диапазон сдвинулся вниз.

Всего мы рассмотрим шесть моделей: ALVA Nanoface, ESI Dr.DAC Prime, Roland Quad-Capture, Tascam US144 Mk II, Tascam US200, Tascam US600.

Tascam US144 Mk II
Это универсальный настольный аудио- и MIDI-интерфейс, поддерживающий полнодуплексное функционирование при разрядности 24 бита и частоте дискретизации 96 кГц. Есть четыре входных и четыре выходных аудиоканала, причем одна пара входов-выходов аналоговая, а вторая — цифровая. Возможна одновременная запись с цифровых и аналоговых входов.

Аналоговые входы находятся на передней панели, каждый из них имеет два отдельных разъема: XLR и джек. Входы на XLR (симметричные) предназначены для подключения микрофонов и имеют фантомное питание. Джеки могут работать как в симметричном, так и в несимметричном режиме. Они используются для ввода сигналов линейного уровня, а джек правого канала, кроме того, можно переключать в высокоомный инструментальный режим для работы с гитарой.

На задней панели находятся два аналоговых выхода (RCA), электрические цифровые вход и выход формата SPDIF или AES/EBU (RCA), MIDI-вход и выход (DIN5), а также порт USB. Стереовыход для наушников (джек) для удобства выведен на переднюю панель.

Органы управления находятся на верхней панели, поэтому данная модель может использоваться исключительно в настольном положении. Панель отчетливо поделена на две разновеликие части. В одной собраны органы управления входами, в другой — управление выходами.

Несмотря на то, что аналоговые входы объединены в стереопару, их чувствительность настраивается раздельно, двумя независимыми регуляторами. Между ручками находится включатель фантомного питания с индикатором, а рядом с регулятором второго канала (правый вход) расположен переключатель режима его работы (Mic/Line — Guitar). Под регуляторами чувствительности расположены светодиодные индикаторы, отображающие наличие входного сигнала (зеленый свет) или перегрузку (переключаются на красный).

При мониторинге сигналы аналоговых входов можно суммировать в моно, для чего есть специальный переключатель. Изменения касаются только сигналов, поступающих на линейные выходы и выход для наушников. Запись левого и правого каналов в компьютерной программе в любом случае происходит раздельно.

Во второй части верхней панели есть регулятор уровня аналоговых линейных выходов, регулятор уровня выхода для наушников, а также регулятор баланса уровней мониторного сигнала. В крайнем левом положении этого потенциометра, обозначенном как Input, на аналоговые выходы проходит только сигнал с аналоговых входов, в крайнем правом (Computer) — только сигнал из программы. В промежуточных позициях регулятора происходит смешивание этих сигналов в соответствующих пропорциях.

Здесь же находятся светодиодные индикаторы активности входа и выхода MIDI, а также индикатор связи с шиной USB. Кроме того, вся маркировка, относящаяся к разъемам, также нанесена на верхнюю панель, по ее краям.

В комплект поставки помимо самого устройства входят руководство пользователя на английском и японском языках, USB-кабель, компакт-диск с драйверами (32- и 64-битные версии Windows XP SP2/SP3, Vista и 7, а также Mac OS X версий 10.4.11 и выше), диск с программой Steinberg Cubase LE 5.

Интерфейс собран в добротном увесистом (масса 0,7 кг) алюминиевом корпусе и имеет габариты примерно 13,5 х 18 х 4 см, без учета высоты ручек потенциометров (около 7 мм).

Tascam US200
Еще один вариант универсального аудио- и MIDI-интерфейса, на этот раз без цифровых входов и выходов. Устройство имеет два аудиовхода и четыре выхода, MIDI-вход и выход. Поддерживаются частоты дискретизации до 96 кГц и разрядность до 24 бит.

Аудиовходы расположены на передней панели и выполнены на комбинированных разъемах XLR/джек. Симметричные входы на XLR оснащены микрофонными предусилителями, есть отключаемое фантомное питание для конденсаторных микрофонов. На оба входа на джеках можно подавать сигналы линейного уровня, первый вход (левый) можно также переключить в инструментальный режим. В этом случае рядом с входом зажигается дополнительный индикатор, указывающий на пиктограмму с гитарой.

Еще на передней панели находятся регуляторы чувствительности обоих входов с отдельными индикаторами наличия сигнала и перегрузки, а также регулятор баланса мониторных уровней: сигналов аналоговых входов или приходящих по USB из компьютера. Мониторный сигнал подается на первую пару линейных выходов и на наушники. Стереовыход для наушников (джек) с регулятором уровня, индикаторы USB-подключения и включения фантомного питания для микрофонов тоже располагаются на передней панели.

На задней панели есть четыре несимметричных аналоговых выхода (RCA), MIDI-вход и выход (DIN5), порт USB, выключатель фантомного питания, переключатель режима первого входа на джеке (линейный/инструментальный), выключатель суммирования входных каналов для мониторинга в моно. Маркировка входов и выходов, а также функциональных переключателей, нанесена на переднюю и заднюю панели и продублирована на верхней крышке корпуса.

В комплект поставки входят USB-кабель, инструкция на нескольких языках, диск с драйверами (Windows XP SP2/SP3, Vista, 7, а также Mac OS X 10.5.8 и выше для компьютеров с процессором Intel, Mac OS X 10.5.8 и выше для компьютеров с процессором Power PC G4), диск с программой Steinberg Cubase LE 5.

Интерфейс собран в пластмассовом корпусе шириной 17 см, глубиной 15 см (ручки выступают на 1,2 см) и глубиной 4 см, весит около 300 г.

Tascam US600
Этот универсальный аудио- и MIDI-интерфейс имеет шесть аудиовходов и четыре выхода (из них одна пара входов-выходов — цифровая), поддерживающих частоты дискретизации до 96 кГц и разрядность до 24 бит, MIDI-вход и выход. Цифровой интерфейс совместим с форматами SPDIF и AES/EBU.

Все четыре аналоговых входа выполнены на комбинированных разъемах XLR/джек и оснащены микрофонными предусилителями с отключаемым фантомным питанием. Первый вход может работать в высокоомном инструментальном режиме — для этого достаточно использовать при подключении двухконтактный джек.

На передней панели устройства находятся четыре регулятора чувствительности аналоговых входов, каждый со своим индикатором наличия сигнала и перегрузки, регуляторы мониторного уровня и баланса уровней входных сигналов и поступающих с компьютера, индикатор подключения к шине USB, индикатор включения фантомного питания, стереовыход для наушников (джек) и первая пара аналоговых входов.

Вторая пара аналоговых входов расположена на задней панели. Там же находятся пара аналоговых несимметричных выходов на разъемах RCA, электрический цифровой вход и выход (RCA), MIDI-вход и выход (DIN5), порт USB и гнездо для адаптера питания. Адаптер входит в комплект поставки, поскольку питание четырех конденсаторных микрофонов — чрезмерная нагрузка для одной шины USB. Рядом есть переключатели: один включает фантомное питание, два других переключают мониторинг сигналов первой и второй пары аналоговых входов между режимами стерео и моно.

Кроме самого устройства и адаптера питания в комплект поставки входят USB-кабель, набор инструкций по эксплуатации на шести европейских языках, диск с драйверами (Windows XP SP2/SP3, Vista, 7, а также Mac OS X 10.5.8 и выше), диск с программой Steinberg Cubase LE 5.

Интерфейс собран в пластмассовом корпусе шириной 22 см, глубиной 15 см (плюс ручки, выступающие примерно на 1,3 см) и высотой 4 см, весит 580 г.

ALVA Nanoface
Этот аудио- и MIDI-интерфейс имеет в общей сложности шесть аудиовходов и шесть выходов (полная поддержка частот дискретизации до 96 кГц и разрядности до 24 бит). Из них четыре входа-выхода — аналоговые, а два — цифровые (формата SPDIF). Есть MIDI-вход и два выхода. Из всех тестируемых интерфейсов данная модель имеет самую необычную внешность.

Непосредственно на корпусе устройства, в торце, располагаются оптические цифровые вход и выход, порт USB и 15-контактный разъем D-Sub для подключения кабельного адаптера. На правом боку есть стереовыход для наушников (джек) и несимметричный высокоомный вход (джек) для подключения гитары. Когда этот вход активирован, он замещает один из линейных входов. В верхней части корпуса находятся поворотно-нажимное колесо энкодера, два ряда индикаторов уровня и пять индикаторов, обозначающих текущий режим работы. Больше на корпусе ничего нет.

Все основные разъемы находятся в пучке кабелей, подключаемых к D-Sub. Здесь есть MIDI-вход и два выхода (DIN5), пара симметричных аналоговых входов (XLR) с микрофонными предусилителями, два несимметричных аналоговых входа (RCA), два несимметричных аналоговых выхода (RCA). А стереовыход для наушников по совместительству является второй парой аналоговых выходов.

В комплекте поставки, кроме самого устройства и кабельного адаптера, есть USB-кабель, диск с драйверами и инструкция по эксплуатации. Кстати, обложка диска содержит забавную опечатку, - интернет-сайт компании назван там "alva-audi.com". В слове "audio", которое здесь подразумевается, отсутствует последняя буква.

Полагаю, стоит отметить разительное сходство внешности и основных характеристик модели Nanoface с USB-интерфейсом RME Babyface. Сходство почти полное, за исключением двух кнопок на закруглении крышки корпуса и одного разъема в торце, которые имеются в модели RME, но отсутствуют у ALVA. И как бы в подтверждение этого сходства на сайте компании ALVA указано, что она является партнером RME.

Однако сама компания RME, судя по переписке с клиентами, категорически отвергает какую-либо причастность к конструированию данной модели. На многочисленные вопросы пользователей, в чем разница между этими двумя устройствами и правда ли, что в них используются одинаковые конверторы, администрация службы поддержки категорически заявляет, что оба прибора похожи лишь корпусами и набором кабелей, все остальное в них разное, и что Nanoface не является продуктом RME.

Как бы там ни было, забегая вперед, отмечу, что изделие компании ALVA держит планку качества и вообще работает надежно. Правда, в отличие от RME Babyface, последние версии которого, судя по официальным сообщениям, приобрели возможность работать автономно и в режиме Class Compliant, то есть со штатными драйверами операционных систем, ALVA Nanoface нуждается как в компьютере, так и в драйверах. Заявлена поддержка 32- и 64-битных версий Windows, а также Mac OS X (версия не уточнена).

Roland Quad-Capture
Этот аудио- и MIDI-интерфейс находится примерно в середине линейки компьютерных устройств Roland. Однако если сравнивать его с ближайшим младшим "соседом", Tri-Capture, то становится очевидным, что эти модели находятся в совершенно разных категориях, и Quad-Capture — далеко впереди.

Quad-Capture имеет MIDI-вход и выход, две пары аудиовходов и выходов, одна из которых аналоговая, а вторая — цифровая. Поддерживаются запись и воспроизведение четырех каналов одновременно при разрядности 24 бита и частоте дискретизации 96 кГц, или двух каналов при частоте дискретизации 192 кГц (только аналоговые входы-выходы). Для управления оцифрованным звуком используется встроенный DSP с 40-битным представлением сигнала. Доступ к функциям процессора организован через программную контрольную панель.

Два аналоговых входа, выполненные на комбинированных разъемах XLR/джек, расположены на передней панели устройства. При симметричном подключении микрофонам доступно фантомное питание. Оба входа поддерживают также несимметричное подключение, первый вход может работать в высокоомном инструментальном режиме.

Также на передней панели расположены регуляторы чувствительности первого и второго входов, окольцованные светодиодными индикаторами уровня, пиковый индикатор, кнопка включения автонастройки чувствительности входов, индикатор подключения к шине USB, выход для наушников (джек) с регулятором уровня, регулятор баланса уровней мониторных сигналов (из компьютера или с аудиовходов), кнопка Mono, распределяющая входной моносигнал на два канала мониторной шины ("в оба уха").

На задней панели находятся порт USB, MIDI-вход и выход, пара симметричных аналоговых выходов на джеках, электрические цифровые вход и выход на разъемах RCA, выключатель высокоомного режима для первого входа, выключатель фантомного питания. Рядом расположен переключатель Ground Lift, позволяющий разомкнуть цепь аналоговых аудиовыходов по контакту Ground, в случае возникновения так называемой "земляной петли" (это помогает уменьшить шум, возникающий из-за разности потенциалов на одноименном контакте соединенных вместе источника и приемника сигнала).

В комплект поставки устройства входят USB-кабель, руководство пользователя, компакт-диск с драйверами для Mac OS X (10.5 и выше) и Windows (XP SP2/SP3, Vista, 7), DVD с программой Cakewalk X1 LE. На диске с драйверами дополнительно содержится комплект файлов пользовательского руководства на разных языках. На сайте официального представителя есть доступный для скачивания русскоязычный мануал, а также свежие драйверы, в том числе для Windows 8.

Аппарат имеет прочный металлический корпус габаритами примерно 18,5 х 13,5 х 4,5 см и весит 0,57 кг.

ESI Dr.DAC Prime
Уже по одному только названию можно предположить, что этот "доктор" — не совсем обычное устройство, поскольку DAC, как известно, означает Digital-to-Analog Converter, в то время как типовой интерфейс содержит в себе преобразователи обоих типов. В данном случае основной упор сделан именно на качество цифро-аналогового преобразования, из-за чего название устройства вполне можно перевести как "супер-ЦАП". Однако в таком виде оно кажется слишком помпезным, лучше мы оставим его совсем без перевода.

Из характерных особенностей устройства можно назвать, во-первых, прецизионные цифро-аналоговые преобразователи, поддерживающие частоту дискретизации до 192 кГц с разрешением 24 бита, во-вторых, возможность работы в автономном режиме, а в-третьих — мощный усилитель для наушников. Есть и "в-четвертых": использование штатных драйверов операционных систем Windows и Mac OS X. И в дополнение ко всему прибор оснащен аналого-цифровыми преобразователями, поэтому пригоден для целей компьютерной записи звука.

Само устройство выполнено в том же стиле, что и большинство прочих USB-интерфейсов EgoSys: корпус из анодированного алюминия с плоскими торцами и овальными скруглениями про бокам.

Несимметричные пары аналоговых входов и выходов выполнены на разъемах RCA и находятся на задней панели. Там же расположены комбинированные оптические и электрические цифровые интерфейсы формата SPDIF. Внешне они являются точной копией RCA, и непосредственно пригодны для типового электрического подключения. Однако внутри эти разъемы оснащены оптическим приемником/передатчиком, и при использовании соответствующих адаптеров легко превращаются в оптический цифровой вход и выход.

На задней панели располагается порт USB, разъем адаптера питания, а также переключатель Line Output Level. Он имеет два положения, VAR и FIX, и позволяет зафиксировать уровень выходного сигнала либо разрешить его регулирование.

Основные органы управления расположены на передней панели, причем все переключатели представляют собой мини-тумблеры. Один включает питание, второй заглушает линейный выход, третий включает повышение частоты дискретизации до 192 кГц. Четвертый тумблер представляет собой трехпозиционный селектор источника сигнала, поступающего на все имеющиеся выходы. Несколько индикаторов в верхней части панели отражают текущее состояние устройства.

Для подключения наушников есть два разъема: четвертьдюймовый джек и миниджек. Но регулятор громкости у них общий. Этот же регулятор устанавливает уровень сигнала на линейном выходе, в случае, если переключатель Line Output Level находится в позиции VAR.

В комплект поставки устройства входят адаптер питания, USB-кабель, оптические адаптеры порта RCA, диск с ASIO-драйверами для всех версий Windows и демоверсиями виртуальных эффектов и инструментов.

Общие впечатления
Вначале несколько обобщающих замечаний.

Практически все упоминаемые здесь устройства требуют для работы шину USB спецификации 2.0. Единственно, в руководстве к интерфейсу Tascam US144 Mk II указано, что "USB 2.0 is recommended", но в то же время обеспечивается поддержка версии 1.1. Для всех прочих моделей версия 2.0 именно требуется, поскольку предыдущая спецификация просто не поддерживается. В общем, это не удивительно хотя бы потому, что испытываемые устройства, во-первых, многоканальные, а во-вторых, работают с высокими частотами дискретизации и разрядностью. Следовательно, транслируют в обе стороны очень большие потоки информации, чрезмерные для ранних спецификаций USB. Учитывая, сколько лет прошло с момента появления второй спецификации, можно предположить, что все приемлемые по характеристикам компьютеры, эксплуатирующиеся в настоящее время, уже имеют "правильный" вариант шины. Если же по какой-то причине ваш компьютер оснащен портами USB 1.1, то в качестве резервного варианта можно предложить использование дополнительного контроллера USB, установленного на PCI-плате. Такие устройства пока еще встречаются в продаже по цене около 10 долларов.

Желательные аппаратные спецификации компьютера описаны только в документации к устройствам Tascam, у остальных ничего такого я не нашел. У модели US144 Mk II указано, что для 32-битных систем Windows требуется процессор Pentium 4 с тактовой частотой от 1,4 ГГц и выше, с оперативной памятью от 512 Мб. В случае использования 64-битных ОС объем памяти необходимо нарастить как минимум до 1 Гб. Две другие модели желают процессор с тактовой частотой 1 ГГц и 1 Гб ОЗУ.

На практике использование именно Р4 может быть ощутимо полезным в случае серьезной программной нагрузки. Например, при работе с десятком VST-инструментов, для чего, собственно, в комплект к USB-интерфейсам и подкладывается та или иная секвенсорная программа, иногда сопровождаемая набором дополнительных модулей. Однако операции ввода-вывода как таковые нормально обслуживаются и процессором класса Celeron. В качестве "усредненной" конфигурации компьютера (применительно к среде Windows) можно назвать процессор с тактовой частотой примерно от 1,5 МГц и оперативную память размером от 1 Гб. Этому условию сейчас соответствует большинство систем, имеющихся у потенциальных потребителей рассматриваемых звуковых интерфейсов. Все, что выше этого — заведомо пригодно. Про скорость жесткого диска можно не говорить, поскольку все современные (и даже пяти- и восьмилетней давности) модели вполне справляются с нагрузкой.

В частности замечу, что компьютер на процессоре Pentium 4 с тактовой частотой 3 ГГц и 1 Гб RAM решает разнообразные задачи с тестируемыми устройствами без каких-либо проблем. Тем не менее, учитывая заявленные в начале статьи требования к максимальной совместимости приборов со старыми компьютерами, все тесты в обязательном порядке проводились на компьютере с заведомо меньшей производительностью. В его роли выступал ноутбук на базе процессора Intel Celeron с тактовой частотой 1,4 ГГц и всего 512 Мб RAM. В качестве операционной системы использовалась обычная 32-битная Windows XP SP2. Такое мобильное решение вполне доказало свою полноценность: не было отмечено ни одного сбоя в работе с тестируемыми устройствами, никаких зависаний, выпадений сигнала, в том числе в многоканальном режиме.

Инсталляция устройств в большинстве случаев проходит единообразно. Вначале требуется установка драйвера, после чего устройство физически присоединяется к порту USB и инициирует финальную установку. Только ALVA Nanoface просит вначале присоединить себя к порту, а уже затем запускать инсталляцию драйвера. Для устройств Tascam и ALVA требуется перезагрузка компьютера, Roland и ESI готовы к работе сразу после инсталляции. Из всех присутствующих только модель ESI показывает значок контрольной панели в системном трее (он же "область уведомлений") внизу экрана. Прочие интерфейсы прячут значки доступа к настройкам в панели управления Windows. Устройства Tascam, кроме того, помещают строку запуска контрольной панели в главное меню (кнопка "Пуск" — "Программы" — Tascam).

Деинсталляцию драйверов устройств можно проводить как из панели управления ("Установка и удаление программ"), так и с помощью штатных инсталляторов (они имеют соответствующие функции, рис. 1). Второй способ предпочтительнее, поскольку лучше вычищает систему от следов пребывания в ней этих устройств. Однако в любом случае в системном реестре Windows остаются многочисленные остатки записей. Из любопытства я даже устроил реинсталляцию интерфейса Roland Quad-Capture после двухдневного перерыва, и, открыв контрольную панель, обнаружил в ней все те настройки, которые сам устанавливал непосредственно перед деинсталляцией. При первичной же установке контрольная панель всегда имеет настройки "по умолчанию", и они совсем другие.

Указанные "хвосты", насколько можно судить, глядя невооруженным глазом, не влияют на работу компьютера. Во всяком случае, в течение нескольких недель, пока велась работа с USB-интерфейсами, проблем не возникало. Однако если вы предпочитаете соблюдать порядок в реестре, то лучше воспользоваться специальными утилитами "чистильщиков". Все-таки чистый реестр — это основа стабильности Windows.

Теперь перейдем к индивидуальным особенностям и начнем с серии аппаратов Tascam. Все протестированные модели имеют собственные контрольные панели одинакового дизайна, которые предлагают не так много функций, зато все они полезные. Самые востребованные среди них: установка размера аудиобуфера (Audio Performance) и маршрутизации сигнала. Для каждого физического разъема можно выбрать, какой из аудиопотоков, используемых в программной среде, будет на него направлен. Можно, например, направлять одну и ту же копию сигнала на разные физические выходы (рис. 2).

Для моделей US144 Mk II и US600, оснащенных цифровыми входами-выходами, доступен выбор формата передачи между SPDIF и AES/EBU, а также выбор источника синхронизации для всего устройства. Варианты синхронизации: всегда внутренний или автоматический. Во втором случае устройство автоматически настраивается по сигналу, приходящему на цифровой вход, а в случае его отсутствия переключается на внутренний генератор клока. Контрольная панель модели US600 показана на рис. 3.

Микрофонные предусилители в этих трех устройствах Tascam, в целом, работают схоже. При записи обычной речи мне все время не хватало уровня усиления: голос звучит очень тихо, даже если приставить микрофон вплотную ко рту. Но стоит немного довернуть ручку усиления, как в недрах аппарата активируется лимитер, жестко подрезающий сигнал на уровне примерно -6 дБ. Чтобы его победить, я попробовал вновь снизить усиление, а в качестве компенсации говорить громче, или петь, но результат всегда был тот же самый: отсечка. Неважно, динамический или конденсаторный микрофон используется, лимитер всегда наготове и победить его нельзя. Ну, или я не нашел способа.

В общем, чтобы не попасть на обрезание сигнала, приходится или уменьшать усиление, или отдаляться от микрофона. Но тогда звук будет или просто тихим, или доносящимся издалека. Так что, в целом, с симметричным подключением микрофонов работать оказалось некомфортно, в отличие от модели US125M, протестированной в первой части данной статьи. Что само по себе несколько странно, поскольку указанная модель является одной из младших в линейке интерфейсов серии US. Тем не менее, это факт. Видимо, именно в ней параметры микрофонного предусилителя специально "доводили до ума". А в старших моделях приоритет отдан поддержке многоканальной работы со звуком.

В то же время у меня под рукой был старый электретный стереомикрофон с питанием от батарейки. У него несимметричные выходы, и я из любопытства тоже попробовал его подключить (в это время работал интерфейс US200 с комбинированными входами). Микрофон, конечно, был шумноватый, но не это главное. Лимитер на нем не срабатывал, вот что интересно. Сигнал "разгонялся" практически до 0 dBFS, а ограничение не включалось: предусилитель обманулся. Видимо, аппаратный контроль посчитал несимметричное подключение признаком наличия сигнала линейного уровня, лимитировать который не стал. А сам голос записывался вполне корректно, усиления хватало с избытком.

Кстати, индикатор перегрузки, расположенный на передних панелях устройств Tascam, зажигается упреждающе, уже при достижении уровня записи -3 дБ. В действительности же перегрузка в этом случае еще не возникает, и звук записывается вполне чисто.

Все же замечу, что, несмотря на общую схожесть микрофонных предусилителей трех протестированных моделей, на Tascam US600 мне удалось получить более сочную запись голоса, что выражалось в ощутимо более насыщенных низах. Однозначно доказывать преимущество US600 не стану, поскольку запись через разные устройства проводилась в разные дни, и мой голос тоже мог меняться. Тем не менее, именно в записи с US600 он звучал, хотя и с низким уровнем, но более уверенно и близко, с хорошей опорой.

Еще хочу отметить архитектурную особенность WDM-версий драйверов всех рассмотренных устройств Tascam. С их, драйверской, точки зрения все эти интерфейсы — двухканальные. То есть, компьютерной программе доступна лишь одна входная и одна выходная пара разъемов (рис. 4). В контрольной панели это шины с номерами 1 и 2. Их, конечно, можно направить на другую физическую пару разъемов, но и только. С интерфейсом MIDI в этом смысле все в порядке.

В то же время ASIO-версии драйверов распоряжаются полным комплектом входов и выходов. Вот, например, как выглядит в Cubase окно VST Connections для модели Tascam US600 (рис. 5).

Таким образом, все рассмотренные интерфейсы Tascam ведут себя практически одинаково, и разница между ними сводится к количеству и типу входов и выходов.

ALVA Nanoface, по заверениям разработчиков, представляет собой универсальную карманную студию, полезную как музыкантам и диджеям, так и просто аудиофилам, желающим качественно прослушивать музыку, в том числе в многоканальных форматах (однако цифровой выход не поддерживает многоканальных сигналов типа АС3). Устройство не имеет собственного микшера, привычного маршрутизатора и вообще, как сказано в документации, "ничего лишнего, только высокоскоростной драйвер". А еще там написано, что "вам не придется щелкать мышкой". Кстати, щелкать тут действительно нечем, поскольку контрольная панель (по крайней мере, в данной версии и на моем компьютере) оказалась практически бесполезной, и переключать там нечего (рис. 6).

Позиция разработчиков, в целом, понятна, поскольку большинство нужных функций действительно уже содержится в компьютерных программах, и дублировать их не обязательно. Если верить немецким инженерам, в один голос пропагандирующим идею "отбросьте все лишнее и будьте креативны", то их детище — простое в использовании и чуть ли не "интуитивно понятное". Однако, что немцу интуитивно понятно, то русскому — сами понимаете что. Привыкать нужно, вот что.

На мой взгляд, сама идея управления — неплоха. Нажимаешь энкодер — переключаешься между позициями управления. Поворачиваешь его — изменяешь значение выбранного параметра. Однако этой идеологии не хватает оперативности управления и уж тем более — прозрачности, однозначности. Потому что некоторые операции требуют одновременного нажатия и поворота энкодера в ту или другую сторону. Они, конечно, описаны в руководстве, но это не есть интуитивно понятно. Это есть замысел конкретного разработчика под конкретно заданный набор элементов управления, не более того. И его нужно выучить наизусть, иначе диджея из вас не получится — зависнете на первом же переключении. Впрочем, это я говорил о себе...

При помощи энкодера можно устанавливать уровень сигнала на первой и второй паре звуковых выходов, чувствительность первой и второй пары входов, подключать аппаратный мониторинг первой входной аудиопары, переключать в наушники первую пару выходов, а также включать фантомное питание микрофонов или высокое сопротивление (Hi-Z) гитарного входа. Какие-либо иные настройки придется делать средствами вашего секвенсора. Например, направлять сигнал на вторую стереопару. И сразу же нужно отметить, что драйверы WDM и ASIO для этого устройства неравноценны, как и у рассмотренных ранее представителей Tascam. Программы, работающие с WDM-версией драйвера, или, как указано в документации, "стандартные программы Windows и Mac OS X", видят только два входных и два выходных аудиоканала. Зато порты MIDI доступны полностью (IN 1, OUT 1, OUT 2). Как пишут сами разработчики, управление в многоканальном режиме "доступно некоторым приложениям, поддерживающим несколько аудиовыходов". ASIO-приложениям, таким как Cubase, действительно видны все входы и выходы (рис. 7). Поэтому с многоканальной работой, в целом, проблем нет — можно делать все, что заблагорассудится. Но только в среде ASIO.

Кстати, хоть это и очевидно, но все же отмечу, что поскольку управление уровнями входов и выходов электронное, то все регулировки — дискретные. Плавно подстроить энкодером уровень сигнала не получится, и лучше все приготовить заранее, чтобы в процессе работы ничего не крутить, потому что будут слышны щелчки.

Что касается микрофонных предусилителей, то здесь я также столкнулся с ограничением записываемого звука на уровне -6 дБ. Понятно, что состряпать отсечку сигнала перед оцифровщиком значительно проще, чем сконструировать в аналоговой части тракта усилитель с хорошим запасом усиления до перегрузки (headroom). Заодно и не нужно делать лишних органов управления на корпусе. Однако к моменту тестирования Nanoface все эти искусственные ограничения в разных моделях уже успели страшно надоесть. Впрочем, справедливости ради отмечу, что микрофон (если не превышать потолок усиления) записывается достаточно чисто, хотя шумит несколько сильнее прочих моделей.

Звуковой интерфейс Roland Quad-Capture, в отличие от устройств Tascam и ALVA, доступен в полной конфигурации как в ASIO, так и в WDM-приложениях (рис. 8). Четыре физических входа плюс дополнительная (виртуальная) мониторная пара, четыре основных выхода. Просто красота!

Сознаюсь, что Quad-Capture мне сразу же понравился. Аппарат серьезный, но очень простой в использовании, ничего не навязывает, позволяя пользователю делать то, что он хочет, причем, в любой программе. Поскольку я как раз категорически предпочитаю все делать сам, то мы друг друга как-то сразу поняли.

Здесь нужно отметить один принципиальный момент. Модель Quad-Capture имеет собственный процессор обработки сигналов (DSP), который во многом и делает ее столь удобной в использовании. В технологической документации к устройству вообще написано много интересного, и я считаю нужным передать некоторые сведения, почерпнутые оттуда.

Во-первых, вся аналоговая схемотехника построена по классу А (с постоянным энергопотреблением), благодаря чему достигается хорошая линейность передаточных характеристик. Микрофонные предусилители используют фирменную роландовскую технологию VS Streaming (на прецизионных аналоговых компонентах), которая, в частности, используется в старшей модели USB-интерфейса (Octa-Capture), а также в цифровой консоли V-Mixer. Предусилители обеспечивают линейный прием сигнала с уровнем вплоть до +8 dBu.

Во-вторых, в целях минимизации потерь и искажений, аналоговая схемотехника принципиально используется лишь на тех участках цепи, которые занимаются непосредственно звукоусилением. А всяческое управление входными уровнями, импедансом и фазой сигнала, а также настройка обрезных фильтров и компрессоров осуществляется уже в цифровом виде с помощью DSP, который имеет 40-битную разрядность вычислений. Этот же процессор поддерживает работу четырехканального цифрового мониторного микшера и маршрутизатора сигнала.

В-третьих, питание, получаемое по шине USB, проходит через дополнительный преобразователь и стабилизатор, причем использовано раздельное питание цифровых и аналоговых схем. А сами схемы выполнены на физически разных платах.

Лично я люблю читать такие подробности, потому что в них есть физический смысл. А после прочтения я с интересом проверяю, действительно ли все это влияет на работу прибора.

Управление текущими параметрами Quad-Capture осуществляется из окна программной контрольной панели (рис. 9). Панель весьма емкая, поэтому я бы хотел ее немного описать.

Прежде, чем начать работать, желательно вызвать из меню Driver окно свойств драйвера (рис. 10) для настройки размеров аудиобуфера.

Затем из меню Device следует открыть окно основных свойств устройства (рис. 11), в котором можно выбрать, какой сигнал подавать на цифровой выход, а также установить режим работы функции автоматической настройки входного уровня (Auto Sens). Кстати, очень полезная вещь. При ее включении устройство анализирует входящий сигнал и самостоятельно подбирает уровень усиления. Причем, хорошо подбирает, без глупостей.

В окне Device Settings есть еще такая важная настройка как предельный уровень сигнала (Margin). По умолчанию это все те же надоевшие -6 дБ, однако легким движением руки... В общем, перед началом микрофонной сессии я установил там -1 дБ, и — вот оно, счастье!

Quad-Capture имеет автоопределитель наличия входного подключения. То есть, если входные разъемы пустые, устройство даже не будет пытаться настраивать входные уровни и плодить лишние шумы. Входной усилитель будет закрыт.

Цифровым компрессором я пользовался лишь в технических целях, чтобы "прибрать" лишние всплески с микрофона, поэтому о его художественных свойствах говорить не буду. А вот входной гейт оказался весьма и весьма полезным. Установив порог в районе -50 дБ, то есть, примерно там, где полезный сигнал заведомо не водится, а есть лишь фоновые шумы, я получил чистейший звук микрофона. Как только перестаешь в него говорить, усилитель плавно (именно плавно!) за секунду-полторы снижает уровень усиления до полного заглушения. Звуковой тракт и сам по себе работает очень чисто, а уж с включенным гейтом запись получается просто отменная, а главное — естественная для слуха.

Управление компрессором доступно как раздельно по каналам, так и в связанном режиме (Link). При необходимости его можно полностью отключить. Кстати, всю совокупность сделанных в контрольной панели настроек можно сохранить в виде специального файла, с тем, чтобы при необходимости можно было быстро загрузить уже готовую конфигурацию. Очень полезное свойство.

Секция мониторного микшера в правой части контрольной панели позволяет установить уровень посыла входных сигналов (входы 1, 2, 3-4) в мониторную шину. Эта шина присутствует в DAW в виде виртуальной пары входов с номерами 5 и 6. Если выбрать ее в качестве записывающего устройства, то на запись будет подаваться именно мониторный микс. Уровень сигнала в этом миксе можно произвольно регулировать, и это, кстати, тоже неплохой способ записать звук с предельно высоким уровнем, даже если у вас работает режим Auto Sens и включен "стандартный" предел усиления -6 дБ. Потому что в действительности уровнем звука, отдаваемого в шину, управляет DSP. Сам же он получает с аналоговых входов изначально полностью усиленный сигнал, поэтому никаким выкручиванием мониторных ручек испортить звук нельзя.

Баланс между входным мониторным миксом (Input) и звуком, поступающим по шине USB из компьютера (Playback), устанавливается регулятором на лицевой панели самого устройства. Он обозначен как Mix, и в среднем положении передает обе составляющие с полным уровнем. При повороте ручки один сигнал остается с полной громкостью, а уровень второго уменьшается. Например, если повернуть ее в сторону надписи Input, то уровень входного микса не изменится, а уровень сигнала Playback уменьшится.

Рукоятка баланса имеет четкую фиксацию в среднем положении, что очень удобно при настройке микса. К слову, все прочие рассмотренные здесь устройства такого фиксатора не имеют.

Теперь несколько слов об особенностях ESI Dr.DAC Prime.

С точки зрения привязанности к персональному компьютеру, Dr.DAC Prime может функционировать в трех режимах. Первый — автономный (stand alone). В этом случае устройство можно использовать как ЦАП или АЦП, а также как простой ретранслятор. Для питания используется адаптер, поэтому никакие дополнительные устройства с портами USB не нужны.

Источник входного сигнала выбирается тумблером Source. В данном случае вариантов всего два: цифровой вход или аналоговый вход. Полученный сигнал просто передается на все физические выходы: цифровой, аналоговый и выход для наушников. Понятно, что если выбран цифровой вход, то на аналоговый выход поступает сигнал, прошедший через ЦАП. Можно сделать наоборот: принять аналоговый сигнал и получить его цифровую копию. В этом случае задействуется АЦП.

Второй режим предполагает подключение к компьютеру, но не требует установки специфических драйверов. Windows автоматически определяет его и устанавливает простейший WDM-драйвер (Mac OS X должен предлагать драйвер Core Audio, но такую связку я не проверял). В этом случае, поскольку физически задействуется порт USB, его можно выбрать источником сигнала с помощью селектора Source, а сам аппарат приобретает способность работать как интерфейс вывода звука из компьютера, как в цифровом, так и в аналоговом виде. Этот режим называется USB Playback. В данном случае ввод звука в компьютер невозможен, поскольку WDM-совместимые программы видят только выходное устройство, а устройство записи с их точки зрения просто отсутствует. ASIO-совместимые приложения не видят вообще ничего и без драйвера работать не могут.

Третий режим работы подразумевает инсталляцию специальных драйверов. В этом случае устройство становится видимым для любых программ, как WDM, так и ASIO, и позволяет проводить как ввод, так и вывод звука из компьютера. Контрольная панель имеет стандартные для устройств EgoSys настройки (рис. 12) и пояснений не требует. В целом же управлять аппаратом очень легко, независимо от текущего режима.

Основная функция Dr.DAC Prime — прецизионное цифро-аналоговое преобразование. Поэтому важно, чтобы устройство свободно сопрягалось с внешними источниками цифрового сигнала. В целом это никаких проблем не вызывало. Лишь в одной из таких сессий "доктор" и внешний источник по невыясненной причине не вполне поняли друг друга. Источник считал, что передает сигнал с пиковым уровнем, не превышающем величину -0,5 дБ, а Dr.DAC Prime, похоже, "решил", что уровень сигнала превышает нулевую отметку. Соответственно, ЦАП работал с перегрузкой, и полученный аналоговый сигнал содержал набор порожденных гармоник. На слух это выражалось в излишней резкости звучания в высокочастотной области. Правого и виноватого сходу определить не удалось, а потом и необходимость отпала. Потому что во всех остальных сессиях автономной работы сопряжение проходило четко, и качество преобразования было отличным. Так что явление, похоже, было случайным.

Правда, в одном из зарубежных обзоров данного устройства, я нашел у автора оценку звучания этого устройства как "чрезвычайно яркое, с завышенными верхними частотами". Что-то мне подсказывает, что и у него речь в действительности шла о работе ЦАП с небольшой перегрузкой, поскольку при нормальном режиме работы аналоговый выход Dr.DAC Prime работает предельно корректно. Я слышал оба варианта звучания, и сравнивал их как между собой, так и с эталонным источником. У вышеупомянутого автора оценка звучания изо дня в день не менялась, но что конкретно у него происходило — мне неизвестно. Все же, я склонен доверять собственной оценке, хотя бы потому, что непосредственно участвовал в процессе. И считаю, что при корректном подключении все отлично звучит.

Зато при работе с компьютером, когда все драйверы установлены, Dr.DAC Prime вообще показал себя исключительно надежным устройством. Никаких неясностей в сопряжении уровней входов или выходов не возникло вообще ни разу, независимо от того, какой режим передачи я выбирал.

В описании начинки данного устройства упоминается также мощный усилитель для наушников. Он действительно мощный, настолько, что свободно раскачивает модели с любым сопротивлением, и 32 Ом, и 300 Ом. А если вы захотите поработать с регулируемым линейным выходом (переключатель в режиме VAR), то лучше вначале снимите наушники с головы. Потому что регулятор в этом режиме управляет как уровнем линейного выхода, так и усилением в наушниках. А при номинальном уровне выхода звук в наушниках будет невыносимо громким.

Измерения
Теперь я постараюсь вкратце перечислить результаты несложных измерений. Напомню, в каждом устройстве оценивались уровни шумов на входах, гармонические искажения (вторая и третья гармоники) и переходное затухание между каналами. Поскольку все устройства, за исключением ESI Dr.DAC Prime, имеют регулируемое входное усиление, то и уровень шумов на входах в первую очередь будет зависеть от коэффициента усиления. Если вход используется как линейный, то уровень шума будет один, если увеличить чувствительность для подключения микрофона, то и шумность увеличится. Поэтому, как и в прошлый раз, оценка шумов проводилась при некоторой оптимальной чувствительности входа и на бесспорную точность не претендует. Все цифры приводятся по шкале dBFS, поскольку замерялись средствами компьютерного аудиоредактора.

В целом можно сказать, что все устройства из данной группы показали себя очень хорошо. Возможно из-за того, что, регулируя микрофоны, я постоянно сталкивался с одинаковыми ограничениями, уровень шумов у всех устройств оказался очень близким. Интерфейсы Tascam показали примерно одинаковый уровень -84 дБ. Roland Quad-Capture в режиме микрофона показал -85 дБ, что, с одной стороны, практически неотличимо от результатов Tascam, а с другой стороны почти ни о чем не говорит. Ведь на входах Quad-Capture есть настраиваемый гейт, включением которого можно добиться полного отсутствия шумов, как собственных (которых и без того практически нет), так и фоновых, в той или иной степени улавливаемых микрофоном. Тем более что с уровнем сигнала можно успешно поработать, пользуясь возможностями внутреннего DSP.

Единственное исключение из всей группы по какой-то причине составил ALVA Nanoface, в котором собственные шумы доходили до уровня -66 дБ (а при максимальной чувствительности еще на несколько дБ выше), но при этом качество записи для слуха оставалось вполне приличным.

Что касается шумов в режиме приема сигналов линейного уровня, то здесь лучший результат ожидаемо показал ESI Dr.DAC Prime с его нерегулируемыми входами (-92 дБ). Рядом расположился Tascam US600 (-90 дБ). Roland Quad-Capture и Tascam US200 продемонстрировали одинаковый результат (около -88 дБ), а на входах Tascam US144 Mk II получилось около -84 дБ. Чуть хуже показал себя ALVA Nanoface: его результаты не опускались ниже -80 дБ.

По уровню гармоник все устройства показали себя очень хорошо. В интерфейсах Tascam вторая гармоника у всех обнаружилась на уровне -70 дБ. Уровень третьей гармоники менялся от младшей к старшей модели таким образом: -86 дБ, -92 дБ, -90 дБ. Необычным оказалось поведение устройства Tascam US600, первый вход которого (в линейном режиме) показал практически полное отсутствие гармоник (-107 дБ вторая и -100 дБ третья). Аналогичный по назначению и такой же по спецификациям вход у модели Tascam US200 в этом смысле ничем не выделялся.

Прочие USB-интерфейсы имеют еще более низкий уровень гармоник, причем у Roland Quad-Capture, в противоположность всем остальным устройствам, уровень второй гармоники ниже, чем третьей (соответственно, -98 дБ и -90 дБ). В ALVA Nanoface распределение такое: -92 дБ, -95 дБ. В ESI Dr.DAC Prime с его несимметричным входом вторая гармоника обнаружилась на уровне -90 дБ, зато третья практически отсутствует (-113 дБ).

Напоследок приведу в таблице переходное затухание между каналами. Глядя на цифры, уже можно сделать заключение о том, что каким бы устройством из перечисленных здесь вы ни воспользовались для записи, реальной ширине стереообраза ничто не угрожает. В то же время, можно отметить, что формально наиболее полную изолированность каналов продемонстрировали лишь два интерфейса, Roland Quad-Capture и ESI Dr.DAC Prime, которые по этому показателю заметно оторвались от всех остальных конкурентов.

Прослушивание
Прослушивание тестовых записей проводилось в таких же условиях, как и в первой части статьи. Файлы добавлялись в многодорожечный проект и воспроизводились методом солирования дорожек с переключением на лету.

Каких-то крупных сюрпризов я не ждал, поэтому подключил акустические системы и спокойно начал выслушивать, вначале не очень внимательно, просто укладывая в памяти общую картину. Да, в целом предположения подтвердились, но все-таки слух что-то зацепило. Перейдя к тщательному выслушиванию, я нашел источник. Как оказалось, запись, произведенная через аналоговый вход ESI Dr.DAC Prime, имеет заметные отличия от прочих образцов.

В данном случае иным было звучание низких частот, а конкретно — самых глубоких басов. Все остальное было на своем месте. Запустив фрагмент трансовой композиции, которая отличается одновременно плотно "упакованным" спектром и очень глубокой проработкой басов, я убедился в том, что именно низ в данном случае явно облегчен. Бас становится менее плотным, лишаясь некоторой части так называемого "мяса". Если, например, слушать в чистом виде барабаны, то их звучание становится более отточенным, собранным (и кстати, неплохим). Звучащие со своеобразным оттягом барабаны большого диаметра после записи словно увеличивают натяжение пластика. Само по себе звучание барабанов (во всяком случае, акустических), на мой взгляд, от этого не страдает, возможно, даже выигрывает. Однако если говорить о полной инструментальной аранжировке, то в ее записи явно уменьшается опорность и насыщенность низов в сравнении с оригиналом. И это притом, что уровни воспроизведения всех тестовых образцов тщательно выровнены, а в "подопытном" образце даже иногда проскакивают небольшие пики.

Однозначно убедившись в том, что не ослышался, я на всякий случай сравнил этот файл с записью, сделанной через аналоговый выход ESI Dr.DAC Prime. Оказалось, что выход работает иначе, и записи практически неотличимы по звучанию от оригинального материала. Таким образом, источником беспокойства оказались лишь входные преобразователи ESI Dr.DAC Prime и только в низкочастотной области.

Заинтересовавшись явлением, я проанализировал в нескольких тестовых файлах низкочастотный участок спектра (от 0 до 100 Гц) одного и того же басового звука. Разложение Фурье показывает, что у ESI Dr.DAC Prime уровень этих частот немного ниже, чем у конкурентов. В окне частотного анализа крайний участок характеристической кривой слишком рано начинает опускаться. Точка перегиба здесь хоть и плавающая, но чаще всего находится примерно на частоте 40 Гц, в то время как у остальных устройств это 18 Гц (рис. 13). Похоже, дело в разной настройке входных фильтров.

Цифры — цифрами, однако хочу уточнить, что описанное явление явно не носит космических масштабов. Я расписал его столь подробно, лишь потому, что люблю все доводить до конца. На самом же деле, чтобы его явно услышать, нужны, во-первых, акустические системы с достаточно низкой границей воспроизводимых частот, а во-вторых, соответствующий звуковой материал. Если низкочастотная область в нем выражена слабо, то никаких неточностей в записи вы не услышите.

Повторю, что выходной преобразователь ESI Dr.DAC Prime работает великолепно. Учитывая, что основное предназначение устройства — именно воспроизведение, то в этом смысле оно заслуживает всяческих похвал.

Что касается других участников, то их преобразователи никаких странных свойств не продемонстрировали, и при непосредственном сравнении перезаписанных файлов с оригиналом, каких-то явных различий в звуке я не услышал. Было, впрочем, некое ощущение, что интерфейс ALVA Nanoface записывает через линейный вход файлы с особенно прозрачным звучанием, но фактически его подтвердить я не смогу.

Заключение
Поскольку с объективными свойствами USB-интерфейсов мы, вроде бы, разобрались, ничто теперь не мешает отвлечься на субъективные материи. Например, на личные оценки.

Безотносительно к количеству каналов ввода-вывода мои основные симпатии однозначно достаются модели Roland Quad-Capture. Это очень гибкий и надежный инструмент для работы со звуком, одинаково удобный и для микрофонной записи, и для линейной.

На второе место я поставил бы ESI Dr.DAC Prime, выполняющий свое прямое предназначение (воспроизведение) на "отлично", но имеющий также и бонусы: возможность записи и работы преобразователем АЦ/ЦА в автономном режиме. В этом смысле, кстати, в нашей группе устройств он и вовсе уникален. Однако должен признаться, что на мою субъективную оценку кроме уникальности столь же явно влияет и дизайн. Мне всегда нравились металлические приборы с тумблерами, поскольку обычно они очень надежны. А тут еще и огоньки переключаются при коммутации...

На остальные аппараты моих эмоций не хватило, поэтому теперь можно спокойно рассуждать. Если вам нужны наиболее многоканальные устройства (для ASIO-приложений), да еще и с микрофонными предусилителями, то здесь на близких позициях находятся Tascam US600 и ALVA Nanoface. Но, на мой взгляд, Tascam удобнее в эксплуатации, поскольку у него нормальные ручки и удобная контрольная панель, в отличие от безальтернативного поворотно-нажимного интерфейса "нанофейса". Да и микрофонный предусилитель менее шумный. Зато в "нанофейс" можно смотреться как в зеркало, что может пригодиться на сцене. А преобразователи у него работают как часы.

Что касается устройств US144 Mk II и US200, то, как уже упоминалось ранее, по качеству работы со звуком они равноценны старшей модели, да и розничные цены близки. Любая модель будет хорошим современным решением, и выбор между ними целесообразно делать с позиций требуемого количества входов и выходов. US144 Mk II имеет как аналоговые, так и цифровые пары, а US200 — только аналоговые, 2 х 4.

Кстати, еще несколько слов о "современных решениях". Завершив сравнительное прослушивание файлов, записанных с помощью шести тестируемых USB-интерфейсов, я добавил в рабочую сессию записи, полученные ранее на устройствах нижнего ценового сегмента, чтобы прослушать их теперь вместе с остальными. Получилось вот что.

Tascam US125M, что называется, попал "в яблочко", потому что выглядел по-прежнему хорошо, и в части записи линейных сигналов от своих старших собратьев не отличался. Про запись микрофона я уже говорил, в этом он их даже превосходит.

Звучание Roland Tri-Capture на фоне старшей модели Quad-Capture показалось мне слегка странным, но не настолько, чтобы начать глубоко копать.

Младшие устройства ESI на слух остались по-прежнему хороши, хотя на фоне Dr.DAC Prime появлялось ощущение, что у них чуть слабее выражены верхние частоты. Это было едва заметно, поэтому ручаться не буду. Возможно, мне удалось услышать тот самый "воздух", про который часто говорят, но потрогать не могут.

Другие статьи серии
Недорогие аудиоинтерфейсы для шины USB, часть 1
Модели: 
Tascam US144 Mk II
Модели: 
Tascam US200
Модели: 
Tascam US600
Модели: 
ALVA Nanoface
Модели: 
Roland Quad-Capture
Модели: 
ESI Dr. DAC prime
0
Ваша: нет

Реклама

Рейтинг@Mail.ru