Статья "Fender Cyber-Twin"

Автор: 
Михаил Семенов
Дата первой публикации: 
дек 2005

Гитарный усилитель с моделированием классических моделей.

В январе 2001 года фирма Fender выпустила гитарный комбик Cyber-Twin, ставший одним из самых амбициозных проектов года и до сих пор не сдавший своих позиций (достаточно сказать, что на выставке Musikmesse 2005 он опять, как и в 2001 году, получил награду MIPA). Пытаясь успеть за модой (и требованиями рынка) на моделирующие устройства, которые к началу XXI века не производил только ленивый, фирма Fender приняла абсолютно правильное решение не выпускать типовой цифровой имитатор, а создать инновационный продукт, который выделялся бы из общей массы похожих изделий и позволил бы поддержать репутацию компании. В результате получился моделирующий усилитель, являющийся энциклопедией звуков Fender, потому что содержит в себе набор знаменитых усилителей этой фирмы плюс несколько дополнительных. Кроме того, эти усилители собраны из реальных электронных компонентов (ламп, транзисторов, резисторов и конденсаторов) по старым схемам.

Поначалу в рекламных заявлениях представители фирмы вообще умалчивали, что в устройстве есть и цифровые блоки, стандартный текст был приблизительно такой: "Представьте, что внутри вашего комбика находятся структурные компоненты разных усилителей и сидит маленький человечек, который в нужный момент собирает из них нужный вам усилитель". Потом выяснилось, что без "цифры" все-таки не обошлось, но это оказалось не так уж страшно. Недаром усилитель используют Buddy Guy, Carlos Santana, Steven Tyler (Aerosmith), James Hetfield (Metallica), Kirk Hammett (Metallica), Neal Shon (Journey), Phil Collen (Def Leppard), Billy Duffy (The Cult), Mark Tremonti (Creed), Bob Rock и бесчисленное множество других гитаристов.

Комбик Cyber-Twin (рис. 1) имеет стереофонический оконечный усилитель мощностью 65 Вт на канал и два двенадцатидюймовых динамика. В январе 2002 года практически одновременно были выпущены еще два продукта серии: усилитель Cyber-Twin Head (естественно, без динамиков, но с двумя выходами для восьмиомных акустических систем) и комбик Cyber-Deluxe (с одноканальным усилителем мощностью 65 Вт и одним двенадцатидюймовым динамиком). В 2003 году появился облегченный вариант комбика — Cyber-Champ, а в 2004 году — модернизированный комбик Cyber-Twin SE (Second Edition), отличающийся, кроме прочего, наличием новых моделей. Но до нас он, видимо, еще не доехал.

Рис. 1

Устройство

Идея конструкторов Fender заключалась в том, что характерное звучание гитарного усилителя создается, прежде всего, благодаря схемам предварительного усилителя и фильтра частотной коррекции (или темброблока), а также очень большое значение имеет местоположение последнего в цепи — до или после блока искажения сигнала. Для воплощения в жизнь моделирующего усилителя, созданного на основе этой идеи, был проанализирован ряд классических и современных усилителей и вычленены структурные компоненты, из которых, как из кубиков, и создаются модели усилителей в Cyber-Twin. Всего получилось 16 схем предварительных усилителей (12 ламповых и четыре транзисторных) и четыре варианта фильтров частотной коррекции.

Для моделирования четырех вариантов электрических схем фильтров, характерных для гитарных усилителей, производившихся фирмой Fender в разное время, в устройстве применена запатентованная технология Virtual Tone Interpolation.

Первый вариант виртуального фильтра, British (рис. 2), имитирует звучание эквалайзера, применявшегося в ранних гитарных аппаратах Fender (приблизительно 56-58 гг. выпуска), таких как Bassman модели 5F6. Британским же он назван потому, что именно такую схему взял за основу Джим Маршалл при создании своих усилителей. Кстати, на рисунке видно, что английский вариант названия темброблока — Tonestack, происходит от вертикального изображения оного на принципиальной электрической схеме.

Рис. 2

Второй вариант, Tweed (рис. 3), предназначен для имитации темброблоков, применявшихся в усилителях выпуска 59-64 годов, имевших твидовую отделку корпуса. В этот вариант темброблока внесены изменения. В оригинале вращение ручки ощутимо влияло на изменение тембра только в диапазоне от 0 до 6. В варианте Cyber-Twin регулировка работает в полном диапазоне, но, по уверению фирмы, это единственное отличие.

Рис. 3

Вариант Black Face (рис. 4) имитирует работу фильтров частотной коррекции более поздних гитарных усилителей Fender (выпуск после 1964 года), получивших свое название благодаря черной передней панели управления (той, на которой расположены регуляторы, а не лицевой панели, как думают некоторые). Отличительной особенностью работы фильтров частотной коррекции этих аппаратов было то, что регулировка тембра оказывала влияние и на громкость звучания, вследствие особого подключения регулятора низких частот. Точно также ведет себя и Cyber-Twin.

Рис. 4

Вариант Modern имитирует схемы частотной коррекции современных устройств, выпуск которых начат на рубеже 2000-2001 гг.

К счастью для гитаристов, инженерный департамент Fender совершенно справедливо посчитал достигнутое на сегодняшний день качество цифрового моделирования ламповой схемотехники недостаточным. Поэтому было принято решение сделать предварительный усилитель в Cyber-Twin чисто аналоговым — он в этом устройстве гибридный, собранный на двух лампах 12AX7WA и на полупроводниках (рис. 5). Этот предусилитель и может имитировать звучание классических гитарных предварительных усилителей: двенадцати ламповых (Her Majesty Bassman, Black Face, Tweed и Hot Rod — каждый в трех экземплярах) и четырех полупроводниковых (точнее, один Dyna-Touch в четырех экземплярах). В терминологии Cyber-Twin все они называются "drive circuitry".

Рис. 5

Таким образом, для создания звука Cyber-Twin имеет в своем арсенале 16 типов предварительных усилителей, четыре типа фильтров частотной коррекции с возможностью выбора их положения в цепи прохождения сигнала (т. е. восемь вариантов тембральной коррекции) плюс процессор эффектов. Надо отметить, что процессор этот тоже необычный и заслуживает отдельного рассказа. Его отличительной особенностью является тщательное моделирование старинных эффектов, ставших неотъемлемой частью характерного звучания имитируемых усилителей. Так, например, эффект тремоло имеет два варианта, первый из которых, Tremolo, воспроизводит одноименный эффект аппарата Fender Tweed Tremolux, а второй, Amp Tremolo, имитирует тремоло усилителей серии Blackface.

В секции ревербераторов есть алгоритм Fender Reverb, моделирующий устройство Brown Tolex '63 Fender Reverb Unit (рис. 6) — внешний ламповый ревербератор, который использовали обладатели усилителей без встроенных ревербераторов, что существенно изменяло звучание инструмента, так как искажению подвергался уже реверберированный сигнал. Эта модель ревербератора в "кибер-варианте" автоматически включается в звуковую цепь до предусилителя, в то время как остальные модели ревербераторов включаются после.

Рис. 6

Алгоритм Blackface Reverb имитирует пружинные ревербераторы усилителей с черной панелью управления ('65 Twin Reverb, '65 Deluxe Reverb).

Vibratone — эффект, достигавшийся с помощью акустической системы Fender Vibratone (рис. 7), выпускавшейся в эпоху CBS. Система имеет два вращающихся динамика и, по сути, представляет собой то же самое, что и известное устройство Лесли.

Рис. 7

Наверное, стоит отметить еще Tape Echo — имитацию ленточной задержки, и Ducking Delay — задержку, звучание повторов которой становится тише при появлении основного сигнала.

Вообще-то, пользователь Cyber-Twin не может сильно размахнуться в смысле количества одновременно подключенных эффектов — их всего четыре: гейт, компрессор, ревербератор плюс еще один эффект на выбор.

Интерфейс и управление

Мне на тестирование достался усилитель Cyber-Twin Head (рис. 8), имеющий все возможности комбика Cyber-Twin, за исключением динамиков. Кроме того, в отличие от комбика усилитель имеет выходы для акустических систем. Кстати, в модели Cyber-Twin SE такие выходы появились.

Рис. 8

Внешне Cyber-Twin Head выглядит почти как обычная гитарная "голова". Сзади находятся коммутационные разъемы, а спереди — органы управления. Итак, вид сзади (рис. 9): слева направо расположены гнездо для кабеля питания с выключателем, вход для прилагаемого четырехкнопочного педального контроллера (пятиконтактный DIN), вход для назначаемой педали управления (джек), вход для прилагаемого однокнопочного переключателя (джек, может отключать ревербератор и/или другие эффекты либо переключать скорость вращения динамиков эффекта Vibratone), три MIDI-разъема (вход, выход и сквозной выход), электрический цифровой выход формата SPDIF (RCA), выход для наушников (джек), симметричные линейные выходы (XLR, после спикосимулятора) с кнопкой переключения режима (стерео/моно), а прямо под ними — выходы для внешних акустических систем (джеки). С самого края расположены выход и два входа для организации посыла-возврата на внешний процессор эффектов (джеки) с переключателем номинального уровня (+4 дБ или -10 дБв).

Рис. 9

Вид спереди при беглом взгляде напоминает традиционную панель фендеровского усилителя, но со светящимся жидкокристаллическим дисплеем, окружающими дисплей кнопками редактирования параметров и колесом ввода данных. Слева же все традиционно (рис. 10): вход для подключения гитары (джек), рядом с ним ручка Trim для регулирования уровня входного сигнала, над ней четырехсегментный светодиодный индикатор этого уровня. При нормальной настройке уровень сигнала должен находиться в "зеленой зоне", красное допустимо лишь иногда, на пиках. Следом расположены ручки Gain и Volume. С помощью Gain регулируется уровень перегрузки, а Volume управляет величиной сигнала после цепи искажения и предназначена для выравнивания громкости пресетов. Столь сложная, многоступенчатая система управления громкостью связана с применением в устройстве цифровых блоков. Так как сначала сигнал поступает на цифровой темброблок, которому, естественно, предшествует аналого-цифровой преобразователь, важно не допустить его перегрузки. Соответственно, традиционно, просто увеличив величину входного сигнала, перегружать усилитель нельзя. Вот и пришлось сделать отдельную ручку, управляющую именно перегрузкой в предусилителе. Далее находятся четыре регулятора тембра (Treble, Middle, Bass, Presence), регулятор уровня реверберации (Reverb) и регулятор общей громкости (Master). Все ручки, кроме регулятора входного уровня — моторизованные. Стоит также отметить, что установки общей громкости не запоминаются в пресетах.

Рис. 10

А вот правее начинается управление всеми цифровыми хитростями (рис. 11). Прежде всего, это четыре вертикально расположенные кнопки быстрого доступа к любимым пресетам. Управлять ими элементарно просто: для того, чтобы назначить на кнопку какой-либо пресет, нужно сначала его выбрать, вращая колесо ввода данных, а потом нажать кнопку и удерживать ее до тех пор, пока не загорится находящийся рядом с ней зеленый индикатор. Однократное нажатие кнопки вызывает пресет из памяти.

Рис. 11

Функции этих кнопок продублированы четырехкнопочной педалью (рис. 12). Все-таки, играя на гитаре, гораздо удобнее и привычнее переключать пресеты ногой.

Рис. 12

Далее расположены кнопки Tuner (включает режим тюнера, при этом на дисплее отображается высота воспроизводимых звуков — все традиционно), N Gate (включает/выключает гейт), Tap (позволяет вручную отбить необходимый темп задержки, тоже ничего необычного). Чуть правее и выше находится кнопка Save, которая ведет себя подобно клавише Enter компьютерной клавиатуры — подтверждает действия, сохраняет пресеты и изменения настроек. Еще правее расположен дисплей, а под ним — три небольших вращаемых регулятора: FX Level позволяет регулировать уровень активного эффекта, а FX Val 1 и FX Val 2 — первые два его параметра. Справа от дисплея расположены кнопки Amp, FX, Utility и Exit. Кнопка Amp переводит устройство в режим редактирования усилителя (Amp Edit), в котором выбираются предусилитель, темброблок и их взаимное расположение. Первое нажатие кнопки включает вышеупомянутый режим, при этом для редактирования становится доступным название пресета. Последующие нажатия поочередно делают доступными тип темброблока, его положение в цепи, тип предусилителя (напоминаю, на экране пишется "drive circuitry"), тип ревербератора, его параметры, фазировку динамиков, параметры компрессора и гейта. Все они редактируются c помощью выбора нужных параметров вращением колеса. Аналогично все происходит и с кнопкой FX — соответственно, в режиме редактирования эффектов (FX Edit). Так как совокупность первого и второго сохраняется в виде пресета, эти две кнопки объединены названием Preset Edit. Кнопка Utility переводит усилитель в одноименный режим работы, позволяющий редактировать системные и MIDI-установки. Нажатие кнопки Exit во всех режимах, кроме Play, сразу же переводит устройство в этот режим, а в случае, если режим Play является текущим, переключает способ отображения информации на дисплее. По умолчанию под названием пресета отображается название фильтра частотной коррекции, его положение в звуковой цепи и использованный в пресете эффект. В альтернативном варианте под названием пресета появляется индикатор выходного сигнала, одновременно отображающий уровни правого и левого каналов.

Режимы

Устройство имеет шесть режимов работы: Play, Amp Edit, FX Edit, Utility, Tuner и Demo.

Основной режим — это, естественно, Play. В нем и происходят главные события: собственно игра на гитаре, выбор пресетов, их редактирование и сохранение. Режимы редактирования пресетов, по сути дела, являются подрежимами Play, и нажатие кнопки Exit всегда переводит устройство именно в этот режим.

О режимах редактирования Amp Edit и FX Edit, в принципе, я все сказал, описывая соответствующие кнопки. Стоит добавить лишь, что настраивать эквалайзер, уровень реверберации и перегрузки можно не только из соответствующего пункта меню, но и вращая ручки на передней панели усилителя, что намного удобнее. Сделанные изменения точно также запоминаются в пресете. Кроме того, сразу после выпуска Cyber-Twin на сайте Fender была выложена программа, позволяющая редактировать пресеты с помощью компьютера (рис. 13). Но с ней было как-то странно. Во-первых, предназначалась она почему-то только для пользователей Cakewalk, во-вторых, позже она куда-то исчезла.

Рис. 13

Правда, в глубинах интернета нашелся сайт www.patchwizard.com, с которого можно скачать одноименную альтернативную программу (рис. 14), позволяющую редактировать пресеты некоторых моделирующих усилителей, кстати, не только Cyber-Twin, но и продуктов Line 6 (таких как AX2, POD, POD 2.0, POD Pro, Bass POD), а также загружать пресеты, созданные другими пользователями. После месяца, предоставляемого для опробования программы, за 34$ можно приобрести полнофункциональную версию, либо смириться с тем, что дальше будет невозможно сохранять созданные пресеты. Возможность загрузки чужих пресетов останется.

Рис. 14

Режим Utility предназначен для редактирования системных установок усилителя и настройки MIDI-функций. Если с MIDI все стандартно и понятно, то в системных установках есть такие функции: возможность выбора типа сигнала, поступающего на цифровой выход (прямой или обработанный), включение демонстрационного режима, включение функции защиты памяти (которая, в свою очередь, отключает функцию сохранения настроек).

Режим Tuner вызывается одноименной кнопкой меню, после чего устройство превращается в гитарный тюнер. Большой такой и тяжелый тюнер. И очень чувствительный. По крайней мере, гораздо более чутко реагирующий на сигнал гитары, чем те тюнеры, с которыми мне доводилось сталкиваться ранее.

Режим Demo предназначен для знакомства с усилителем и отличается от Play тем, что в нем отключена функция сохранения настроек, чтобы неопытный пользователь ненароком не испортил какой-либо нужный пресет.

Знакомство

Я подключал Cyber-Twin Head к кабинету Marshall MR1936STD, имеющему два двенадцатидюймовых динамика Celestion. В принципе, усилитель рекомендуется использовать с кабинетом Fender Showman 412S, но, думаю, замена не имеет принципиального значения по причине того, что смоделированные в Cyber-Twin аппараты все равно имели самые разные кабинеты. Использовались гитары Ibanez S540, American Standard Stratocaster с корпусом из ольхи и мастеровая гитара Michael Custom Special, интересная для нас тем, что ближе всех стоит к Gibson Les Paul корпусом из красного дерева с кленовым верхом и короткой мензурой, но имеет полости, придающие звучанию акустическую окраску.

Выглядит устройство традиционно — как классический фендеровский усилитель, настоящий "американец", большой, массивный, надежный, как Кадиллак. При включении питания ярко загорелась красная лампочка и раздалось тихое, но внушительное жужжание. У меня сразу же возник образ детского грузовичка, поднимающего кузов. Потом оказалось, что это вращаются моторизованные ручки. Сходство с автомобилем лишь усугубилось, когда выяснилось, что передняя панель съемная, и за ней находится некое подобие бардачка (рис. 15), в котором спрятаны та самая четырехкнопочная педаль и MIDI-кабель.

Рис. 15

В принципе, существует опциональный специализированный MIDI-контроллер Fender Cyber Foot Controller (рис. 16), который делает управление устройством намного более удобным, но у меня его не было. Зато, поскольку усилитель совместим практически с любыми MIDI-контроллерами (по отзывам, с ним успешно использовали и Behringer FCB1010), мне удалось соединить его с имеющимся у меня процессором DigiTech RP1, который я очень люблю как раз за полноценные MIDI-функции, и все заработало без проблем. Так и началось наше знакомство.

Рис. 16

Все пресеты Cyber-Twin поделены на три меню: Your Amp Collection — 35 моделей усилителей, недоступны для редактирования; Custom Shop — 85 пресетов, поставляемых с усилителем, недоступны для редактирования; Players Lounge — 85 пресетов, доступных для редактирования. Ознакомление началось, как обычно — с прослушивания пресетов, но очень быстро выяснилось, что это была не самая лучшая идея. Дело в том, что, видимо, от переизбытка чувств, создатели пресетов добавили в них экстремальное количество эффектов. Слов нет, процессор отличный, но зачем же каждый регулятор эффекта гнать вправо до упора? Ради справедливости скажу, что это относится к большинству пресетов, но не ко всем, некоторые мне очень понравились. А что касается остальных, то достаточно было немного "осушить" их и совершить несколько манипуляций с регуляторами эквалайзера и уровня перегрузки, как сразу все зазвучало намного лучше. Звуки меню Your Amp Collection изначально были хорошими, ведь большинство моделей сделаны без эффектов, а те, что присутствуют, являются характерными для моделируемых усилителей (Amp Tremolo, например). Оказалось, что усилитель с норовом. Пришлось к нему немного привыкнуть, и немного перенастроить пресеты.

Пресеты меню Your Amp Collection
Пресеты меню Your Amp Collection

В первую очередь, меня интересовало звучание цепей искажения, а также отдача и реакция на игру, без которых остальные навороты просто не имеют смысла. И с первым этапом проверки усилитель отлично справился. Он реагировал на оттенки звукоизвлечения "как настоящий", перегрузы оказались мягкими и однородными, характер звучания гитар не замыливался, как это часто бывает в цифровых устройствах. Потом я начал более тщательное исследование, естественно, с классических фендеровских звучаний. После нескольких экспериментов с настройками выяснилось, что при игре чистым звуком гейт лучше отключать, так как усилитель становится более отзывчивым и звучит яснее. Хотя гейт в устройстве не лишний — на моделях с высокими степенями искажения усилитель заметно шумит. Еще я попробовал компрессировать сигнал на входе с помощью компрессора устройства Joemeek VC8 Fathead, отключая при этом встроенный компрессор, и пришел к выводу, что джомиковский нравится мне больше. Не сказать, что у Фендера компрессор плохой, скорее, просто обычный.

Модели усилителей
1. Champ '49 — Fender Champion 800, 1948-1949
2. Champ W P '53 — Fender Champion 600, 1949-1953
3. Champ-Amp5C1 '55 — Fender (Wide Panel Champ), 1953
4. Vibro Champ '68 — Fender (Silver Face Vibro Champ), 1968-1982
5. Pro W P '53 — Fender Pro (Wide Panel Pro), 1953-1955
6. Bassman N P '58 — Fender Bassman Model 5F6-A (Narrow Panel Bassman)
7. Bassman N P '59 — Fender Bassman (Narrow Panel Bassman)
8. Deluxe W P '54 — Fender Deluxe (Wide Panel Deluxe), 1953-1955
9. Deluxe N P '55 — Fender Deluxe (Narrow Panel Deluxe), 1955-1960
10. Deluxe Rvb '65 — Fender Deluxe Reverb (Black Face Deluxe Reverb), 1963-1967
11. Deluxe Rvb '65 — Fender Deluxe Reverb driven, 1963-1967
12. Tremolux N P '55 — Fender Tremolux (Narrow Panel Tremolux), 1955-1960
13. Twin N P '59 — Fender Twin (Narrow Panel "Big Box" Twin), 1958-1960
14. Twin N P '60 Mod — Fender Twin modification, 1960
15. Twin Reverb '65 — Fender Twin Reverb (Black Face Twin Reverb), 1963-1967
16. Bandmaster '60 — Fender Bandmaster (Brown Bandmaster), 1960
17. Vibrolux Rvb '64 — Fender Vibrolux Reverb (Black Face Vibrolux Reverb), 1964-1967
18. Super Reverb '66 — Fender Super Reverb (Black Face Super Reverb), 1963-1967
19. Princeton Rv '67 — Fender Princeton Reverb (Black Face Princeton Reverb), 1964-1967
20. Princeton Ch '86 — Fender Princeton Chorus, 1986
21. Sidekick 10 '83 — Fender Sidekick 10, 1983
22. Vibro King 93 — Fender Vibro-King 1993 model with Tesla JJ EL84 reverb driver
23. Ultimate Ch '94 — Fender Ultimate Chorus, 1994
24. Prosonic '94 — Fender Prosonic Combo, 1994-2001
25. HR Deville '96 — Fender Hot Rod DeVille, 1996 и по настоящее время
26. Stage '99 — Fender Stage clean channel
27. Stage '99 — Fender Stage driven channel
28. Sunn Model T '98 — Sunn Model T, 1998 и по настоящее время
29. Dual Richter — Mesa/Boogie Dual Rectifier clean channel
30. Dual Richter — Mesa/Boogie Dual Rectifier driven channel
31. Amp Liverpool — Vox AC 30 clean channel
32. Dirty Thirty — Vox AC 30 driven channel
33. Blues Combo — Marshall Bluesbreaker
34. Vintage Stack — Marshall Plexi
35. Modern Stack — Marshall JCM 2000

Так вот, все фендеровские звуки оказались просто отличными, а в комбинации с эффектами даже приоткрыли некоторые секреты. В частности, после прослушивания пресета под названием Retro Supreme, в котором используется эффект Amp Tremolo, я радостно воскликнул: "Так вот как Нил Янг получал эти классные звуки в "Мертвеце!" (саундтреке к фильму Джима Джармуша "Dead Man") и даже сделал посвященный ему звуковой пример RetroSupreme-DeadlyM.mp3, 528 Кб). Не стоит ждать от этого примера стопроцентной аутентичности, я по довольно давней памяти просто наиграл нечто в том же духе. Вообще, для создания воздушных, в некотором роде даже "амбиентных" звуковых текстур с использованием открытых струн, Cyber-Twin — устройство выдающееся. Мне еще не доводилось встречать аппарат, на котором это получалось бы так легко и просто. Кажется, что ни сыграй, все равно прозвучит хорошо (звуковой пример Mystic-MysticF.mp3, 118 Кб). Сказывается, сказывается наличие всех этих раритетных тремоло и вибратонов! Сделаны они очень здорово, и влияние на звук оказывают колоссальное. Казалось бы, что необычного в эффекте тремоло? Но ни с одним другим не получалось ничего похожего на "Мертвеца", а с Amp Tremolo вышло на раз. Я считаю, это очень важно, потому что сильно расширяет возможности. Что же касается более традиционных подходов к игре, то и в этом можно достичь отличных результатов: при небольшой коррекции, модели Super Reverb '66 и Deluxe Rvb '65 в комбинации со стратокастером выдают отличное звучание в духе Стива Рея Вона. Дело в том, что характер определенных усилителей передается правильно и потому очень помогает при имитации звучаний, составной частью которых являлись эти устройства.

Но не стоит думать, что этот усилитель способен издавать только чистые звуки. Звучание с перегрузом в духе Led Zeppelin (пресет First Zep) и AC/DC получается легко; правда, если вслушаться, в звуке этих групп совсем не так много перегруза, как кажется. Зато в этих режимах усилитель адекватно реагирует на динамику звукоизвлечения и ведет себя по-взрослому. Вполне можно в рамках одной пьесы переходить с чистого звука на насыщенный и потом на подгруженный, манипулируя только силой звукоизвлечения и громкостью. Правда, при использовании ручки громкости немного непривычно, что приходится делать это "наоборот". То есть, обычно сигнал просто догружается ручкой громкости, а здесь, из-за необходимости не перегружать вход, приходится идти от перегруженных звуков к чистым. Но более мощный перегруз в духе 80-х тоже присутствует. Может, это и банально, но мне очень понравилось, что Cyber-Twin способен создавать отличный звук "традиционной" сологитары (того типа, который первым всплывает в сознании при словах "соло электрогитары") — такой сустейнистый, бесконечно тянущийся, с вязкой и сочной серединой.

Модели Маршалов мне тоже понравились, может, потому, что усилитель был подключен в родной им кабинет. Другое дело, что имитация звука Ричи Блэкмора не показалась мне слишком удачной, так же, как и Брайана Мэя. Но оба этих музыканта не подключались напрямую в усилители, поэтому корректно воссоздать их звучание и не удалось. Блэкмор использовал бустер Hornby Skewes, а Мэй — собственноручно изготовленный Deacy. По идее, только с наличием этих устройств можно было проводить полноценный эксперимент, но их под рукой не было. Я, вообще-то, не считаю, что воссоздание звучания какого-то музыканта может являться критерием оценки уровня устройства, таким критерием может быть только качество воспроизведения. Но, являясь поклонником творчества вышеупомянутых музыкантов, каюсь, проявил пристрастность.

Модели Vox не показались мне такими же точными, как модели Fender, но, в принципе, неплохи: кранч (небольшая перегрузка), чистый звук — все это работает. Не вполне удачными показались имитации Sunn и Mesa/Boogie. Нет в них того хай-гейна (большого уровня перегрузки), ради которого они используются. То есть, искажение, конечно, есть, но его характер не тот. Все-таки, они все равно звучат в духе Маршалл-Фендер. Недостаточно сфокусированности и плотности. Я бы не сказал, что звук более рыхлый, — скорее, разница такая же, как между снегом, лежащим просто, и слепленным в снежок. Вот этого снежка и не получилось. Ничего удивительного в этом нет, ведь для моделирования аппаратов Mesa используются все те же схемы предварительных усилителей, а Randall Smith (создатель фирмы Mesa/Boogie) применял в своих изделиях дополнительные каскады искажения, чтобы получить более высокие степени перегрузки. Скорее уж можно нарулить звук Mark 1, который основывался все на той же схеме Bassman, чем Dual Rectifier. В общем, для таких целей, я считаю, надо использовать другие устройства, хотя вполне рабочие шредерские и трешевые звучания в Cyber-Twin есть. Скажем так, он покрывает палитру искаженных звуков до начала 90-х годов.

Мостом в будущее является необычайно гибкая схема коммутации в Cyber-Twin. Имея такую возможность для экспериментов, глупо зацикливаться только на моделировании раритетных комбиков. Количество комбинаций с учетом процессора эффектов просто трудно вообразить — это широкое поле и для экспериментов, и для изучения усилителей. Где еще представится возможность сравнить, как влияет на звук положение темброблока, до или после цепи искажения, или заменить эту самую цепь на другую. В заводском наборе пресетов есть, кстати, такие совсем необычные звучания: Frankenstein, B-Movie, Sick Calliope (см. одноименные звуковые примеры). Frankenstein, придающий звучанию гитары органный характер, вообще стал одним из моих любимых. Питч-шифтер, на основе которого сделаны эти пресеты, заслуживает отдельных добрых слов. Он работает просто здорово, чисто, точно и без задержек, можно сказать, идеально. Правда, он одноголосый, построить аккорд не получится.

Что касается функциональности устройства, то стоит отметить следующее. Больше всего меня раздражало странное поведение ручки Master, которая почему-то регулирует звук не плавно, по всему диапазону, а какими-то скачками. При положении ручки в районе 5 звук вдруг резко появляется, и после этого ручка становится очень чувствительной, так что настроить громкость с ее помощью весьма сложно. Хорошо хоть это можно подправить ручкой Volume, благо она работает нормально. Не знаю, это мне попался такой экземпляр, или у всех Cyber-Twin такое. Кроме того, ручка Volume понадобится и при желании использовать усилитель в концертной практике, потому что громкости заводских пресетов различны, и для того, чтобы иметь возможность быстро переключаться между звуками, надо их поднастроить. К счастью, положение Volume запоминается в пресете. Это приводит нас еще к одной особенности: четырехкнопочной педали мало. Ну, по крайней мере, мне четырех звуков не хватило. Отсюда вывод: как ни крути, для концертирования нужен напольный MIDI-контроллер. Он, к тому же, удобней, поскольку обычно имеет встроенную педаль экспрессии, которую в варианте стандартной комплектации надо подключать отдельно, и получится, что под ногами болтаются уже два устройства вместо одного.

Ну и последнее — редактировать пресеты на экране компьютера намного удобнее, чем вращая ручки и постоянно углубляясь в подпункты меню, тем более, что вернуться на шаг назад нельзя и, случайно пропустив нужный параметр, приходится возвращаться к нему по кругу. Нет, не пугайтесь, колесо ввода данных спокойно изменяет величину параметров в любую сторону, но вот перелистывание подменю кнопками одностороннее. А на мониторе все просто, все наглядно, одно удовольствие. Других замечаний к работе устройства у меня не возникло.

В общем, Cyber-Twin мне понравился. Отличное звучание, живая реакция на игру, правдоподобное воспроизведение раритетных усилителей — это его плюсы. Процессор эффектов — тоже. И ревербератор работает здорово, добавлять реверберацию даже в больших количествах не страшно. Тремоло, Вибратон — очень классные. Хорус неплохой, но обычный. Задержки — отличные. Как мне показалось, процессор продолжает общую концепцию аппарата и все-таки предназначен для воссоздания усилителей, а для любителей понавесить кучу эффектов предусмотрен посыл-возврат на внешние устройства.

К недостаткам можно отнести не самый удачный гейт, очень странное поведение ручки Master и неправдоподобные модели усилителей Mesa/Boogie и Sunn. В принципе, это можно пережить. Есть еще одна особенность, которая может оттолкнуть некоторых музыкантов. Сходу раскрыть его возможности не получается — для того, чтобы Cyber-Twin проявил свои лучшие качества, нужно к нему прииграться и научиться отстраивать звучание. Кроме того, для уверенной манипуляции с моделями старых комбиков хорошо бы обладать знаниями о том, какие эффекты (типа вибратона или тремоло) в каких моделях использовались, как подключались, помнить, что в моделях 50-х годов использовались динамики с более широким спектральным диапазоном, чем современные и т. п.

Звуковые примеры, демонстрирующие звучание Cyber-Twin, были записаны через SPDIF-выход устройства и SPDIF-вход компьютерной системы Korg OASYS с помощью программы Samplitude Professional 7. Это было сделано сознательно, с целью исключить влияние других составляющих: акустической системы, микрофона, предусилителя, способа микрофонного съема. Понятно, что все это может сильно отличаться и оказывать существенное влияние на конечный результат. Поэтому, учитывая то, что сигнал внутри Cyber-Twin все равно оцифрован, и было принято решение записать его, так сказать, в первозданном виде. Примеры разбиты на три группы: Sounds (демонстрируют звучание усилителей или пресетов), Special (демонстрируют необычные звуки) и Speaksim (файлы, обработанные импульсными откликами акустических систем). Подписаны файлы так: сначала идет название пресета или усилителя, а потом, через дефис — описание музыкального содержания примера. В группе Speaksim на третьем месте добавляется описание имитируемого акустического кабинета. Буква A в начале означает, что демонстрируется звучание усилителя, если ее нет, то демонстрируется звучание пресета. Буква в конце обозначает использованный инструмент: F — Fender, I — Ibanez, M — Michael Custom Special. Например, название ADeluxeRvb65-BluesSoloF означает, что блюзовое соло было сыграно на гитаре Fender Stratocaster через модель усилителя Fender Deluxe Reverb.

Итоги

Фирма Fender действительно создала отличное моделирующее устройство, которое по праву может считаться энциклопедией звуков Фендер и все-таки остается настоящим гитарным усилителем. Правда, как мне представляется, подобное устройство было бы интереснее без усилителя мощности и динамиков, то есть в виде предусилителя, совмещенного с процессором эффектов. Тогда пользователи могли бы самостоятельно подбирать мощность и тип необходимого им усилителя, а также акустическую систему. И, по-хорошему, великолепные звуки, сформированные в предусилителе Cyber-Twin, нужно усиливать чем-нибудь ламповым. Все-таки на звучание оказывают влияние не только тип предварительного усилителя, темброблока и точка его подключения, но и оконечный усилитель, который и создает ту самую "ламповость", когда лампы выходного каскада в режиме перенасыщения взаимодействуют с выходным трансформатором и динамиком. И уж, конечно, маленький Fender Champ с шестидюймовым динамиком в крохотном корпусе звучит совсем не так, как стек с четырьмя двенадцатидюймовыми динамиками.

Припомнив, что фирма Vox недавно разработала технологию Valve Reactor, как раз и предназначенную для моделирования работы выходных каскадов оконечного усилителя со всеми нюансами взаимодействия ламп и трансформатора выходных каскадов, я, было, размечтался: "Вот если бы к предусилителю Cyber-Twin приделать бы Valve Reactor!". Но приборов для извлечения из них этого лампового реактора и последующего присобачивания его к Cyber-Twin добыть не удалось, поэтому столь заманчивая идея осталась нереализованной.

Зато, развивая эту идею, я сделал несколько звуковых примеров, обработав файлы Cyber-Twin (напомню — записанные напрямую, без всяких спикосимуляторов, с цифрового выхода устройства) с помощью программы Acoustic Mirror и имевшихся импульсных откликов комбиков Fender Princeton, Fender Pro Jr, Mesa Nomad и кабинета с закрытой задней стенкой и двенадцатидюймовым динамиком Celestion Sidewinder, снятых микрофонами (группа звуковых примеров Speaksim). К сожалению, импульсов, точно соответствующих представленным в устройстве моделям усилителей, найти не удалось. Хотя после обработки звук стал более сфокусированным и упругим, к чести Фендера надо признать, что изменения эти все же не глобальные, и уложить звук Cyber-Twin в микс спокойно можно и без подобных ухищрений, в отличие от большинства моделирующих устройств, в которых спикосимулятор делает едва ли не большую часть работы по формированию звука.

Но это не единственная ложка дегтя в Cyber-Twin. К сожалению, поддерживается продукт довольно слабо, информации о нем просто мало, никак не предусмотрена возможность модернизации операционной системы. Поэтому каждый владеет той версией операционной системы, какая ему досталась при покупке. Кроме того, определенные подозрения вызывают и моторизованные ручки. Надолго ли хватит их ресурса, и не придется ли потом пользователям расплачиваться за такое пижонство?

Ну и, напоследок, из недостатков можно отметить очень неудобное поведение ручки Master Volume и шумноватый гейт. Не совсем точные модели современных хай-гейновых усилителей — это, скорее, особенность, чем серьезный недостаток: все-таки Fender никогда не ассоциировался с таким типом звучания. В принципе, Cyber-Twin перекрывает спектр звучаний от джазово-блюзового до хард-н-хэви, от 40-х до начала 90-х годов прошлого века, но если вам нужно нарулить звук типа Раммштайна или ню-метал, то тут он не помощник. А вот для тех, кому нужен богатый и качественный выбор классических звучаний плюс огромные возможности для экспериментов в рамках предложенного спектра цепей искажения, устройство представляет несомненный интерес.

Автор благодарит Дмитрия Розенберга и Александра Вессико, благодаря которым появилась возможность поиграть на Fender Cyber-Twin и написать эту статью.

Звуковые примеры

Sounds
ADeluxeRvb65-BluesSoloF.mp3 (174 Кб)
AAmpLiverpool-SweetRhythmM.mp3 (128 Кб)
AModernStack-HeavyMetalRiff.mp3 (91 Кб)
HighVoltage-ACDCStyleRiffI.mp3 (99 Кб)
ZZTweed-ZZRiffinI.mp3 (212 Кб)
ABassmanNP59-SlowAmericanGuitarM.mp3 (205 Кб)
StolenMoments-CleanArpegiosCompingF.mp3 (225 Кб)
AChampAmp55-CompingF.mp3 (64 Кб)
AChampWP53-JazzStyleSong(addedChorus)M.mp3 (198 Кб)
ASidekick1083-WestCoastRockF.mp3 (189 Кб)
ADeluxeNP55-SRVBluesF.mp3 (366 Кб)
ATremoluxNP55-VoicedChordsCompingM.mp3 (191 Кб)
FuzziDice-PsychodelicLeadF.mp3 (102 Кб)
Gonzos-HardRockPressingI.mp3 (243 Кб)
MissisipiHead-RockRhythmI.mp3 (324 Кб)
PeruvianSkies-PickedArpegiosF.mp3 (220 Кб)
Shredder-RockRhythmI.mp3 (329 Кб)
SixtiesFuzz-RocknrollF.mp3 (220 Кб)
SouthernMan-CleanChordsCompM.mp3 (164 Кб)
Trowerful-JuicySoloF.mp3 (329 Кб)
WhatYouAre-ReggaeF.mp3 (226 Кб)
ABassmanNP58-CompF.mp3 (149 Кб)

Special
RetroSupreme-DeadlyM.mp3 (528 Кб)
Mystic-MysticF.mp3 (118 Кб)
Frankenstein-BachI.mp3 (476 Кб)
BMovie-SingleNotesAsBallsF.mp3 (496 Кб)
SickCalliope-MovingCrystalF.mp3 (171 Кб)
SpiritPad-ArpegioF.mp3 (301 Кб)

Speaksim
ADeluxeRvb65-BluesSolo-PrincetonIICabF.mp3 (180 Кб)
AAmpLiverpool-SweetRhythm-MesaNomadCabM.mp3 (130 Кб)
AModernStack-HeavyMetalRiff-MesaNomadCab.mp3 (93 Кб)
HighVoltage-ACDCStyleRiff-MesaNomadCabI.mp3 (100 Кб)
ZZTweed-ZZRiffin-CelestionSidewinderCabI.mp3 (213 Кб)
ABassmanNP59-SlowAmericanGuitar-PrincetonIICabM.mp3 (205 Кб)
StolenMoments-CleanArpegiosComping-CelestionSidewinderCab.mp3 (247 Кб)
AChampAmp55-ProJrCab.mp3 (66 Кб)
AChampWP53-JazzStyleSong(addedChorus)-ProJrCabM.mp3 (203 Кб)
ASidekick1083-WestCoastRock-ProJrCabF.mp3 (190 Кб)

Модели: 
Fender Cyber-Twin
Модели: 
Fender Cyber-Twin Head
Модели: 
Fender Cyber-Deluxe
Модели: 
Fender Cyber-Champ
Модели: 
Fender Cyber-Twin SE
0
Ваша: нет

Реклама

Рейтинг@Mail.ru