Статья "Elektron Machinedrum SPS1UW"

Автор: 
Владимир Сапрыкин
Дата первой публикации: 
ноя 2008

Ритм-машина.

Эта статья посвящена еще одному устройству шведской компании Elektron. В предыдущем обзоре мы знакомились с паттерновым синтезатором-секвенсором Monomachine. Теперь в моем распоряжении оказался его родственник, ритмический синтезатор-секвенсор Machinedrum SPS1UW.

Сокращение "SPS UW" означает "Synthetic Percussion Sequencer with UserWave". Главное его отличие от Monomachine состоит именно в синтезаторной части, где работают уже не мелодические, а перкуссионные "машины" (с базовой терминологией, используемой компанией Elektron, можно ознакомиться в предыдущей статье).

Общие сведения
SPS состоит из трех основных частей: перкуссионный синтезатор, система эффектов и секвенсор. Если не учитывать некоторые специфические детали, то можно сказать, что внутренняя архитектура Machinedrum повторяет архитектуру Monomachine. И операционные системы очень похожи, и вообще вся идеология работы. Поэтому, если вы уже знакомы с одним прибором, то легко освоите второй. Но, при всей похожести этих аппаратов, между ними есть существенные отличия. Одно из основных — это количество дорожек секвенсора. В Machinedrum их шестнадцать, как и полагается уважающей себя ритм-машине. Таким образом, можно говорить о шестнадцатичастной мультитембральности и полифонии в 16 голосов.

Аппарат имеет несколько разных синтезаторов, использующих различные типы синтеза. Структурная единица под названием "перкуссионный синтезатор" (в оригинале — MD-Synth, то есть Machinedrum Synthesizer) содержит несколько специализированных машин, которые непосредственно производят те или иные звуки. Любая машина может быть назначена на один из шестнадцати треков секвенсора. Собственно, треки здесь даже не нумеруются, а именуются по названию ударного инструмента. Это традиционный способ, использующийся в подобных аппаратах со времени появления первых аналоговых ритм-машин. Например, первые два трека обозначаются сокращениями BD и SD, что означает Bass Drum и Snare Drum. Но обозначения треков не следует воспринимать как догму. Все треки и все машины в большинстве случаев равноправны, и загружать можно что угодно и куда угодно.

Секвенсор может также управлять внешними MIDI-устройствами, для чего используется отдельный тип машин. Они называются MIDI-машинами, и их можно загружать на любой трек секвенсора наравне с синтезаторными машинами.

Система эффектов состоит из трековых эффектов и стереофонических мастер-эффектов. Для каждого трека есть такой набор эффектов: амплитудная модуляция, однополосный эквалайзер, фильтр изменяемого типа с резонансом, понижение частоты дискретизации и дисторшн. Процессор мастер-эффектов, общий для всех треков, содержит только задержку (Rhythm Echo), реверберацию (Gate Box Reverb), эквалайзер и компрессор.

Машины могут быть скомпонованы и сохранены в виде загружаемых наборов (Kits), как и в Monomachine. Каждый набор содержит параметры шестнадцати машин, такого же количества трековых эффектов и настройки мастер-эффектов. В совокупности с шестнадцатью трековыми секвенциями эта информация составляет паттерн и тоже записывается в ячейку внутренней памяти. Всего существуют 64 пользовательских (редактируемых) набора. Для паттернов есть восемь банков по шестнадцать ячеек, то есть всего можно сохранять 128 паттернов.

Machinedrum имеет два режима работы: классический и расширенный. Первый из них предлагает такую схему: при загрузке нового паттерна реально обновляются только MIDI-секвенции, а все синтезаторные машины, загруженные в оперативную память, не заменяются. То есть любые секвенции будут исполняться одним и тем же набором звуков. Кроме того, большинство нужных функций секвенсора в классическом режиме не работают. Таким образом, Classic Mode — это имитация старых, несложных ритм-машин.

В расширенном режиме работы все наборы машин связаны с паттернами — так же, как и в Monomachine. Этот режим позволяет задействовать систему на полную мощность, например, подключать уже известную нам по предыдущей статье функцию Parameter Locks. Напомню, она позволяет пошагово фиксировать в секвенциях параметры синтеза или обработки звука для создания самых разнообразных акцентов. Кроме того, между любыми двумя шагами, использующими блокировку параметров, может быть использована функция Slide, заменяющая скачкообразное изменение значений параметров на плавное. Machinedrum имеет также функцию простого амплитудного акцента и функцию свинга.

Есть функция под названием Mute Position, связывающая инструменты на двух дорожках. В других аппаратах для нее используется название Mute Group. Типичный пример ее применения — программирование взаимоисключения открытого и закрытого хета.

Еще раз, совсем кратко, обобщим возможности секвенсора. В паттерне работают 16 треков. Каждый паттерн может содержать до 64 шагов, в каждом шаге можно использовать до 64 (!) значений функции Parameter Locks. В памяти хранятся 128 паттернов и 32 песни. 384 контрольных параметра можно передавать по MIDI.

Звукогенерирующая часть имеет 16-частную мультитембральность (по одному голосу на часть), пять эффектов в каждом треке и четыре мастер-эффекта.

Лицевая панель и коммутация
Внешне Machinedrum SPS1 очень похож на Monomachine SFX60. Это неудивительно, поскольку операционная система обоих инструментов использует одну и ту же базовую идеологию.

Лицевая панель Machinedrum SPS1 расчерчена на несколько прямоугольных секций, в которых сгруппированы органы управления (рис. 1). В центре находится большой графический дисплей. Слева от него размещено колесо выбора треков с неограниченным вращением. Над колесом расположены светодиодные индикаторы. Светящийся диод обозначает текущий (выбранный) трек. Его параметры доступны для редактирования при помощи восьми регуляторов с неограниченным вращением, находящихся справа от дисплея. Рядом с этой группой находятся регулятор уровня громкости текущего трека, кнопка вызова меню настройки темпа, а также кнопка выбора страниц меню редактирования. Последовательное нажатие этой кнопки циклически переключает на экране страницы с параметрами синтеза, трековых эффектов и маршрутизатора (Routing). Вторая функция этой кнопки — настройка параметров LFO. Как и в Monomachine, доступ к альтернативной функции отрабатывается при одновременном нажатии кнопки Function, находящейся рядом с колесом выбора треков в левом верхнем углу панели. Там же, слева вверху, расположен регулятор Master Volume и кнопка выбора режима работы секвенсора.

Остальные секции управляющих элементов на лицевой панели тоже очень похожи на таковые в Monomachine, только находятся в других местах панели. Кнопки выбора банков и паттернов находятся слева, под колесом выбора треков. Под дисплеем находятся кнопки управления курсором и исполнения команд. Правее расположены три кнопки управления транспортом, кнопка включения редактора паттернов и песен, кнопка редактирования наборов. Большинство этих кнопок открывает доступ и к альтернативным функциям. Наборы альтернативных функций в Monomachine и Machinedrum несколько отличаются. Вдоль нижнего края лицевой панели располагаются шестнадцать трековых кнопок, называемые Trig Keys.

На задней панели расположены гнездо адаптера питания, кнопка включения, три MIDI-разъема, два аудиовхода на джеках, три пары аудиовыходов на джеках и разъем для наушников (рис. 2).

Программирование
Процесс создания паттернов в общих чертах похож на "мономашинный", но имеет свои нюансы. Чтобы не повторяться, я постараюсь не углубляться в детали, описанные в предыдущей статье. Далее везде подразумевается работа в расширенном режиме (Extended Mode).

Для выбора одного из шестнадцати треков используется большое колесо слева от дисплея. Как уже упоминалось, установив его на выбранный трек, мы получаем возможность загрузки в него синтезирующей машины (рис. 3), а также доступ к ее параметрам. Загруженную машину можно заменить на любую другую. На той же экранной странице дисплея, где проводится назначение машины на трек, можно настроить функции связи (Relate) между треками.

Первая функция — традиционная Mute Groups. В понятие настройки входит только выбор целевого трека, звучание в котором принудительно прекращается в ту долю такта, на которой в управляющем треке записана нота. На дисплее функция обозначена как Mute Position.

Кроме функции взаимоисключения существует обратная ей функция, принудительно включающая звук на целевом треке в момент срабатывания нотного триггера на управляющем треке. Она называется Trig Position. Функция рекомендована в качестве средства построения двухслойных звуков, поскольку, расставляя ноты на одном треке, мы получаем звук сразу двух машин. Замечу, однако, что тот же эффект может быть достигнут параллельной "набивкой" нот в выбранных треках. Единственная разница состоит в том, что в этом случае придется два раза набивать одну и ту же последовательность.

Если нажать кнопку записи на панели транспорта, то включается режим Grid Recording. Если нажать еще и воспроизведение, то записывать можно прямо в реальном времени, произвольно вставляя и убирая ноты на нужном шаге. В режиме записи линейка из шестнадцати кнопок Trig Keys соответствует одному такту, и шаг, содержащий ноту, подсвечивается красным светодиодом. Запись ведется по умолчанию только шестнадцатыми нотами. Но система имеет мультипликатор, позволяющий вдвое увеличить скорость воспроизведения относительно системной. Это дает возможность получить фактическое разрешение в 1/32 ноты. Настройка проводится в том же окне Scale Setup, где устанавливается размер паттерна. Изображение окна дисплея можно увидеть на рис. 4. Там есть маленькая цифра множителя, по умолчанию установленного в значение "1x". Нужно просто изменить единицу на двойку, что и даст требуемый эффект. Размер паттерна обозначается здесь общим количеством шестнадцатых долей в нем, и запись 16/16 означает, что длина паттерна составляет один такт. Четырехтактовый паттерн размерностью 4/4 обозначается цифрами 64/64.

Кстати, можно переключаться между треками, не выходя из режима записи. Прослушивание секвенции доступно, что называется, на лету. Завершив ввод в одном треке, можно поворотом колеса перейти на другой трек и поработать с ним, вновь вернуться, и так далее. Никаких ограничений нет. Восемь регуляторов, назначенные на управление параметрами машин, тоже действуют. Подкорректировать звук можно прямо в процессе записи. Значения параметров будут отрабатываться глобально, на всех шагах паттерна. Если же в режиме Grid Recording крутить какую-либо ручку, перед этим нажав и удерживая кнопку из ряда Trig Keys, то выбранное значение параметра запишется только в данном шаге секвенции, никак не влияя на звук в других шагах. Это и есть функция Parameter Locks.

В системе есть функции копирования и вставки, которые можно применять к нотам, трекам, машинам, страницам настроек, паттернам.

Программирование сонга, в сущности, представляет собой запись последовательности готовых паттернов, поэтому мы его не рассматриваем.

Закончив ввод секвенции, можно переключиться на страницу трековых эффектов с помощью кнопки, находящейся под регуляторами параметров. Эффекты здесь простые: амплитудный модулятор, однополосный эквалайзер, двойной фильтр и понижение частоты дискретизации (рис. 5).

Следующее нажатие этой кнопки открывает на дисплее страницу Routing (рис. 6).

Здесь можно настроить прохождение сигнала через другие элементы обработки. Есть регулируемый дисторшн, настройка громкости данного трека и его позиции в стереопанораме. Есть регуляторы LFO: частота, глубина, форма волны. Последний параметр представляет собой линейный микс между двумя формами волны, которые производит низкочастотный генератор. Сами эти формы выбираются в отдельном меню LFO (рис. 7).

В том же окне Routing находятся регуляторы посыла сигнала трека на обработку глобальными эффектами задержки и реверберации. А для доступа к настройкам самих мастер-эффектов придется залезть в меню работы с наборами (Kits). Эти эффекты обрабатывают только сигнал, идущий на основные выходы. В отличие от Monomachine, где общие эффекты загружались в трек в виде самостоятельной машины, в Machinedrum эффекты живут отдельно и треков для себя не требуют. В меню, рядом с командами загрузки, сохранения и редактирования набора, есть вход в окно глобальных эффектов (см. рис. 3). Войдя в него, мы получаем на дисплее четырехстраничное меню с закладками, обозначающими тип эффекта.

Эффект Rhythm Echo Delay представляет собой одноотводную задержку, синхронизированную с темпом (рис. 8). Время задержки сигнала регулируется мелкими дискретными шагами. Эффект имеет модуляцию времени задержки с регулируемой скоростью и глубиной. В цепи задержки есть двойной фильтр, такой же, какой используется в трековых эффектах. Есть регулируемая обратная связь, посылающая отфильтрованный задержанный сигнал вновь на вход эффекта. Есть также регулятор маршрута задержек. С его помощью можно делать эффект типа пинг-понг, оставлять задержанный сигнал в его исходной стереопозиции, либо панорамировать в центр.

Эффект реверберации называется Gate Box Reverb (рис. 9). Это обусловлено наличием гейта с регулируемой продолжительностью открытого состояния. Имеется регулируемая предварительная задержка реверберации, время затухания, имитация поглощения (Damp), выходные фильтры Lo-Pass и Hi-Pass. На этой же странице есть регулятор ввода в ревербератор сигнала с выхода процессора задержки и регулятор выходного уровня. Иными словами, задержка и реверберация работают параллельно.

Два других системных эффекта, мастер-эквалайзер и динамический процессор, располагаются дальше по схеме и скоммутированы последовательно.

Эквалайзер имеет настраиваемые частоты верхнего и нижнего фильтров типа "полка" и полосового фильтра середины (рис. 10). Каждый фильтр имеет регулятор глубины действия. Полосовой фильтр может менять добротность. На выходе эквалайзера установлен общий регулятор уровня.

Динамический процессор специально создавался для обработки звуков перкуссионного характера. Он имеет регулируемое время срабатывания и восстановления, настройку порогового уровня и степени компрессии, плавно изменяемый тип переходной характеристики (рис. 11). Есть вход цепи управления, принимающий тот же сигнал, но пропущенный через встроенный НЧ-фильтр. Изменяя этот параметр, то есть, отфильтровывая низкочастотную часть спектра, можно научить компрессор не реагировать на низкочастотные сигналы. На выходе компрессора есть регуляторы выходного уровня и баланса прямого/компрессированного сигналов.

Поскольку системные эффекты отдают сигнал только на главную выходную аудиопару, при использовании индивидуальных выходов такая обработка становится недоступной. Выбрать физические выходные разъемы для сигнала с любого трека можно в меню глобальных настроек (рис. 12).

По умолчанию выходы всех треков заведены на главный выход (пара A/B). Общая структура синтеза и внутренняя архитектура Machinedrum показаны на рис. 13.

Настройку эффектов можно вести и при остановленном воспроизведении трека, постукивая по кнопкам в ряду Trig Keys. Если система находится не в режиме записи, то нажатие кнопки воспроизводит ударный звук, который создает назначенная на данный трек машина.

Кстати, вот еще одна функция этих кнопок. В процессе воспроизведения секвенции любую дорожку можно заглушать с помощью функции Track Muting. Она вызывается одновременным нажатием кнопки Function и первой кнопки выбора банка. При этом на дисплее возникает цепочка из шестнадцати маленьких квадратиков, обозначающих треки (рис. 14). Нужный трек заглушается нажатием соответствующей кнопки Trig Keys, при этом квадратик на дисплее превращается в черту. Повторным нажатием звук восстанавливается.

Синтезаторы
Синтезаторы ударных звуков в системе Machinedrum, в оригинале называемые MD-synths, имеют по нескольку машин. Различия между машинами обусловлены разнообразием имитируемых инструментов. Всего есть четыре классических MD-синтезатора: TRX, EFM, E12, P-I. Они осуществляют именно синтез соответствующих звуков и имеют в своем составе в совокупности 46 различных генерирующих машин. Есть еще ROM- и RAM-машины. Первый тип используется для воспроизведения семплов и настолько же относится к синтезирующим машинам, насколько вообще семпловоспроизводящие инструменты могут относиться к синтезаторам. Второй тип предназначен для пересемплирования "на лету".

Поскольку на дисплее Machinedrum большинство машин отображаются очень похоже, я приведу в этом разделе минимальное количество иллюстраций. А вот рассказать о них стоит подробно — синтезаторы этого заслуживают.

Кроме перечисленных, существует несколько наборов "служебных машин", которые синтезаторами не являются, однако иерархически, формально, тоже к ним относятся. Это набор GND (от слова Ground), INP (Input), MID (MIDI), CTR (Control). Рассмотрим всю эту компанию по порядку.

TRX
Этот синтезатор в какой-то степени имитирует систему звукообразования классических аналоговых ритм-машин, хотя имеет более совершенное управление параметрами. В его состав входят тринадцать машин, охватывающих типичный диапазон ударных звуков, среди которых есть большой и малый барабаны, том, открытый и закрытый хеты, тарелки, ковбел, маракас, конги и клавес.

Большой барабан представлен сразу двумя машинами: TRX-BD и TRX-B2. Обе бочки имеют по восемь регулируемых параметров и делают, в общем, одно и то же. Различие заключается в некоторых нюансах.

Первая бочка имеет изменяемую базовую высоту тона, регулируемое затухание амплитуды и функцию скольжения тона (Ramp). В ней отдельно настраиваются стартовая высота тона, откуда звук начнет "соскальзывать" вниз, до уровня базовой высоты, и скорость этого спада. Еще два параметра работают в фазе атаки, предлагая специфические "уплотнители" звука. Один из них добавляет всплеск шума с регулируемой продолжительностью, второй дает легкий щелчок. Правда, слово "щелчок" здесь не очень подходит, это, скорее, "скретч". Если бы для получения такого "скретча" мне пришлось оперировать семплами, то я взял бы какой-нибудь образец скрежещущего звука и вырезал бы из него в произвольном месте короткий кусок, не сглаживая стартовую и финишную часть полученного отрезка. Что в действительности делается в недрах машины TRX-BD — неизвестно. Скорее всего, работает специальный осциллятор.

Звук бочки можно дополнительно исказить при помощи функции Clip — это дисторшн специального типа. Правда, здесь он видится не вполне уместным, поскольку делает звук дряблым. В качестве аналогии представьте себе, что вы капнули чернилами на лист бумаги. Получилось четкое выпуклое пятно. Пусть это соответствует звуку бочки без искажений. Если теперь дотронуться пальцем до этого пятна, то оно размажется, станет плоским и полупрозрачным, уже не настоящим, а нарисованным. Вот примерно то же получится, если применить к бочке параметр Clip.

Напоследок звук барабана можно обогатить дополнительными гармониками, для чего существует параметр Harm.

TRX-B2 имеет несколько иную структуру. Базовая высота тона и затухание настраиваются аналогично первой машине. А вот скольжение (Ramp) имеет изменяемую стартовую высоту тона, но скорость спада не регулируется. Впрочем, ее величина подобрана достаточно хорошо. Рабочее окно с параметрами этой машины, как образца синтезатора TRX, показано на рис. 15.

Отдельного внимания заслуживает параметр Hold, контролирующий удержание амплитуды звука барабана перед началом фазы спада. Фактически здесь формируется дополнительный, третий сегмент амплитудной огибающей. В TRX-BD она явно двухстадийная (AD), как и должно быть в типичном случае. В TRX-B2 можно удлинять удар, если так можно выразиться, и создавать как раз нетипичный растянутый звук. Бочка такого рода применяется, в частности, в направлении Goa Trance. Примерный вид огибающих этих двух типов показан на рис. 16.

Акцентирование фазы атаки возможно добавлением шума, а также короткого щелчка (Tick). На этот раз добавляется действительно щелчок, и вполне уместный. Судя по звуку, это может быть сверхбыстрый осциллятор, формирующий короткий ниспадающий по частоте импульс.

Два оставшихся параметра — это исказители звука. Один из них — дисторшн, причем очень злобный. Второй предлагает эффект понижения частоты дискретизации. Его следует рассматривать именно как эффект. Оригинальный звук барабана остается слышным, к нему просто добавляется своеобразный "вжик".

TRX-SD — это машина малого барабана (Snare Drum). Есть восемь параметров синтеза. Часть из них практически такая же, как и в предыдущих машинах. Это базовая высота тона, скорость затухания, подъем стартовой высоты тона и скорость ее соскальзывания. Есть дополнительные тональные параметры: Tone и Tune. Первый из них вводит в звучание барабана дополнительный тон, а второй изменяет высоту этого второго тона. При любых взаимных настройках дополнительный тон всегда находится выше основного. Это ограничивает возможности его использования, поскольку такой "раздвоенный" малый барабан звучит довольно странно.

Параметр Snap контролирует количество шума, которое добавляется к тональному звуку. Нужно отметить, что одного этого параметра, в сущности, достаточно для того, чтобы сформировать традиционный синтетический звук малого барабана. Шумовая составляющая в общем звучании никак не зависит от тональной. Последнюю можно вообще минимизировать (но полностью убрать невозможно), выделив шумовую.

Последний параметр, Clip, вводит в звук искажения, аналогичные эффекту дисторшн. Он воздействует только на тональную составляющую — в звуке начинают проявляться явные признаки прямоугольных импульсов. Шумовая часть сигнала остается практически неизменной.

TRX-XT представляет собой машину для создания звука томов. В секвенсоре Machinedrum для этих звуков отведены три дорожки: High Tom, Mid Tom, Low Tom. Все эти звуки генерируются с помощью одной и той же машины, нужно только установить разную основную высоту.

Кроме типичных высоты тона и скорости затухания, здесь можно использовать соскальзывание тона с регулируемой скоростью (параметры Ramp и Ramp Decay) и собственный дисторшн. Уровень искажений и их характер выбираются отдельно.

Параметр Damp демпфирует фазу спада — так написано в руководстве. Послушав этот параметр в работе, я пришел к выводу, что он просто изменяет форму амплитудной огибающей на спаде. При минимальных значениях параметра Damp спад амплитуды проходит приблизительно линейно. При увеличении "демпфирования" кривая спада приобретает выраженный логарифмический характер: первоначальная скорость спада велика, а затем она замедляется. Таким образом, все резкие для слуха переходные процессы завершаются быстрее и как бы незаметнее. В то же время, общее время затухания сигнала не изменяется.

TRX-CP — это Clap-машина. Генерация хлопков происходит довольно сложно. Параметр Tone регулирует примерную высоту тона. Параметр CLPY, если верить справочному руководству, изменяет "плотность" хлопков. В действительности он влияет, вероятно, на скорость затухания звука, хотя делает это очень тонко. А вот параметр Rate действительно изменяет плотность хлопков, содержащихся в одном большом "ударе" (в одной ноте). Это может быть хлесткий набор с минимальной рассинхронизацией или же разрозненная хрустящая кучка отдельных звуков. Разница между ними столь же заметна, как, скажем, разница между восторженными овациями, когда зрители в большом зале ритмично хлопают в унисон, и разрозненными рукоплесканиями детишек в зале кукольного театра. Если не использовать никаких ужирняющих параметров, то работа параметра Rate слышится как превращение одиночных щелчков в некое подобие звука гуиро.

Энергичность (или жесткость) хлопков регулируется параметром Hard. Отдельно можно изменять количество высокочастотных шумовых составляющих звука — для этого есть параметр Rich. И еще три связанных параметра из группы Room относятся к имитации акустики закрытого помещения. Отдельно устанавливаются уровень реверберации, размер имитируемой комнаты (время спада хвоста) и ее акустические свойства (Tonal quality). Последний параметр влияет на "поглощение" высоких частот в реверберационном хвосте, и, скорее всего, это просто фильтр. Его работа хорошо слышна лишь при малых значениях параметра Rich, поскольку шумы заметно маскируют изменения в хвосте. Насколько я понял по звуку, эти искусственные шумы не обрабатываются ревербератором, а проходят параллельно — отсюда и маскировка.

Машина римшота, TRX-RS, устроена проще всех остальных, поскольку имеет всего три параметра: высоту тона, скорость спада и уровень искажений. Конечно, римшот здесь очень условный, поскольку имеет ярко выраженный тональный характер вместо полагающегося ему шумового. Но для имитации звука аналоговых машинок вполне подходит.

TRX-CB, машина для синтеза ковбела, имеет шесть регулируемых параметров. В звуке кроме основного тона есть неупорядоченный набор резонансных частот, что примерно соответствует прототипу, ведь типичный колокольчик на шее у коровы не звучит чистым тоном.

Высота основного тона выбирается вручную, а резонансная сетка подстраивается под него автоматически. Уровень дополнительных гармоник регулируется параметром Tone. Спектр звучания колокольчика можно также расширить вниз, добавив к основному тону субгармоники. Этим занимается энхансер (параметр ENH), и увеличение значения параметра придает звуку колокольчика большую основательность в "низах".

Для синтезированного таким образом звука можно настроить время затухания (Decay) и его характер (Damp). В качестве дампера, вероятнее всего, работает фильтр. Вращением ручки ощутимо уменьшается громкость обертонового ряда, и анализ спектра это подтверждает.

Параметром Bump можно добавлять в стартовую часть звука короткий частотный прыжок, отчего ковбел начинает забавно прищелкивать.

Машины для синтеза звуков закрытого и открытого хетов называются TRX-CH и TRX-OH и имеют одинаковый набор из пяти параметров. Главное их различие заключается в масштабе изменений времени затухания звука. Открытый хет имеет большее максимальное время звучания. А вообще, любая из двух машин может до некоторой степени заменять другую.

Параметр Gap регулирует базовую продолжительность звука до момента начала фазы спада, длина которого регулируется отдельно. Интересный параметр Mtal, как сказано в оригинальной документации, придает звуку металлический характер. При его минимальном значении звук хета имеет достаточно ровный шумовой спектр. При увеличении параметра шум начинает структурироваться в отдельные области, постепенно превращаясь в спектральную "гребенку". На слух это превращение как раз и соответствует большей "металличности" звучания. Для окончательного формирования звука можно использовать два фильтра: HPF и LPF.

Для синтеза звука тарелок существует машина TRX-CY (Cymbal). Здесь можно настраивать насыщенность звука "металлическими" гармониками, выбирать виртуальный размер тарелки, резонансную высоту ее чашечки, количество высших "шипящих" гармоник, условное место удара палкой (ближе к центру или к краю). Кроме того, можно регулировать время затухания звука. Звук тарелки имеет более выраженный синтетический окрас, чем у хетов, и, на мой взгляд, не очень хорошо с ними сочетается.

Прочая перкуссия в данном наборе представлена тремя машинами. Они синтезируют звуки искусственных маракасов (TRX-MA), клавес (TRS-CL) и конгов (TRXXC). Для синтетического набора эти инструменты звучат очень неплохо. При конструировании маракасов можно изменять размер зерен в начинке, то есть гранулярность или слитность звука встряхивания, и твердость зерен, определяющую резкость звучания. Можно реверсировать направление встряхивания ("вперед" или "назад"), а также его виртуальную скорость, которая в данном случае задается изменением атаки и затухания звука. Для придания звуку большей отчетливости его можно дополнительно насыщать гармониками, для чего есть два отдельных параметра.

Несмотря на то, что клавес (claves) традиционно изготавливаются из дерева, имитирующая их машина из набора TRX предлагает, скорее, стеклянное звучание. Причем с довольно чистым тоном. Есть настройка базовой высоты тона (довольно широкая), регулируемый "клик" на стадии атаки, функция сдвоенной атаки (двойной удар отдаленно напоминает звук кастаньет), плавная отстройка второго тона (как будто вторая палочка изменяет размер и резонансную частоту) и общее время затухания звука. Кроме того, есть энхансер, аккуратно насыщающий звук высшими гармониками.

Машина, имитирующая барабаны конго, имеет абсолютно такую же структуру синтеза, как и машина томов. При проверке выяснилось, что и звук она создает совершенно идентичный.

EFM
Название этого синтезатора расшифровывается как "Enhanced Feedback Modulation", из чего ясно, что его алгоритмы используют осцилляторы с модулированной обратной связью. В сущности, эта технология представляет собой несколько упрощенный вариант традиционного FM-синтеза. Заявлено, что она позволяет создавать широкий диапазон звуков: от реалистичных акустических барабанов до невообразимых хаотических эффектов.

В состав EFM-синтезатора входят восемь машин. Это большой и малый барабаны, том, хлопок, римшот, ковбел, хет и тарелка. Большинство машин имеют по восемь регулируемых параметров, а ковбел и тарелки — по семь.

Большой барабан (EFM-BD) имеет регулируемые высоту основного тона, высоту скользящего тона (Ramp), скорости скольжения и общего затухания. Еще четыре параметра заведуют модуляцией. Отдельно выбирается модулирующая частота, время спада модулирующего импульса, глубина обратной связи в модуляторе и общий уровень частотной модуляции.

Большой барабан в синтезаторе EFM оказался очень гибким в настройках. Манипулируя параметрами, можно получать звуки от почти натуральных до перемодулированных, жестких и лязгающих.

Малый барабан, EFM-SD, как и в синтезаторе TRX имеет отдельно регулируемые тональную и шумовую составляющие. Но тональную часть тоже можно заставить шуметь. Для этого как раз и используется частотная модуляция главного осциллятора. Есть настройка глубины модуляции, частоты модулятора и времени спада его огибающей. Чем глубже модуляция, тем сильнее происходит преобразование звука в шум и грохот.

Собственно "барабанный" осциллятор имеет регулируемую высоту тона (в чистом виде это синусоида) и время спада. Отдельно регулируются уровень дополнительного шума и время его спада. Полностью сформированный звук можно отфильтровать при помощи встроенного ВЧ-фильтра.

Том (EFM-XT) имеет регулируемую высоту тона в более низком диапазоне частот, чем малый барабан. Основной тон имеет регулируемый спад амплитуды, а также функцию Ramp с изменяемой высотой старта и регулируемой скоростью скольжения тона. Есть отдельный параметр Click, с помощью которого в фазу атаки добавляется короткий щелчок. Модулятор имеет регулируемую частоту модуляции, глубину, скорость спада амплитудной огибающей. Эта тройка параметров модуляции используется в большинстве машин синтезатора EFM. Если не использовать модуляцию, то машина может создавать приличный тягучий звук синтетического том-тома. Модуляция, особенно в паре с дополнительным кликом, преобразует звук тома в своеобразную хлопушку, довольно мощную и, почему-то, с оттенком хлопков в ладоши.

Собственно звук хлопков (EFM-CP) имеет базовый осциллятор, работающий в несколько более высоком диапазоне, чем осциллятор малого барабана. Высота тона и скорость спада амплитуды регулируются. Осциллятор, настроенный на короткие высокие звуки, имитирует удары палочек, сделанных то ли из твердого дерева, то ли из эбонита. Но это сходство мгновенно исчезает, если ввести параметр CLPS, изменяющий количество хлопков, производимых за один раз (одно событие Note On). Количество регулируется плавно, от единицы до, примерно, дюжины. Связанный с этим параметр CDEC управляет временем затухания хлопков, как сказано в руководстве. Но я бы обозначил его работу другими словами. В действительности здесь нет затухания, это просто время, в течение которого должны воспроизвестись все хлопки, количество которых определено параметром CLPS. Воспроизводятся они с одинаковой громкостью, без затухания, и равномерно.

Эта связка из двух параметров довольно интересна. Если установить большое время и много ударов, то слышна аккуратная дробь. Или, пожалуй, это можно сравнить с тремоло на детском ксилофоне. Если теперь уменьшать время, то удары вынуждены сыпаться более часто, поскольку они проигрываются все, и их количество "самовольно" не уменьшается. Если "прикрутить" параметр времени еще сильнее, то появляется своеобразное кряканье. Можно даже добиться появления новых тональных составляющих. В общем, конструировать звуки оказалось довольно занятно. Окно с параметрами машины хлопков показано на рис. 17.

Еще более интересно становится после ввода модуляции. Здесь есть точно такие же три параметра, что и в предыдущих машинах. Подбирая их значения, постепенно преобразующие тональный сигнал в шумовой, можно сымитировать нечто вроде работающей машинки для пересчета банкнот. Только, если судить по звуку, деньги в такой машине не бумажные, а, по крайней мере, картонные — с таким хрустом она их считает. Поколдовав немного с разными параметрами, можно получить широкий набор тонально-шумовых эффектов. А для окончательной обработки звука на выходе машины имеется ВЧ-фильтр с регулируемой частотой среза.

Машина римшота (EFM-RS) состоит из двух осцилляторов. Первый имеет традиционные изменяемые высоту тона и спад амплитуды, а также регулятор глубины частотной модуляции.

Дополнительный осциллятор называется Snare и призван добавить к формируемому звуку римшота тембр малого барабана. Идея, в принципе, здравая, поскольку палочка, пусть даже виртуальная, должна постукивать по ободу именно малого барабана. Осциллятор имеет регулятор уровня, высоты тона, времени амплитудного спада и глубины модуляции. При нулевой глубине модуляции дополнительный осциллятор дает чистый тональный звук. Введение модуляции быстро превращает звук в шум, по характеру напоминающий резонансы, которые образуются на нижней мембране барабана, колеблющейся совместно с пружинами.

Сформированный общий звук римшота можно обработать встроенным ВЧ-фильтром.

Ковбел (EFM-CB) имеет регулируемый основной тон, дополнительный щелчок в фазе атаки (Snap), регулируемую глубину обратной связи в осцилляторе. Последний параметр придает колокольчику более дребезжащий характер. Если в обычном виде этот колокольчик по звуку напоминает оцинкованное ведро, то параметр Feedback добавляет к нему дребезг незакрепленной ручки. Тройка параметров частотной модуляции позволяет формировать разнообразные "ведерные" тоны с той или иной степенью благозвучности.

Машина хета (EFM-HH) в данном синтезаторе только одна и поэтому вынуждена в одиночку формировать оба звука: открытый и закрытый. Но для синтетической машины это вполне нормально, ведь она не занимается точным моделированием.

Здесь есть изменяемая базовая высота тона, амплитудный спад, регулируемая положительная обратная связь в осцилляторе и тройка стандартных параметров частотной модуляции. Еще два параметра несколько необычны для хета: частота и глубина амплитудного тремоло. К звуку закрытого хета его довольно трудно приспособить. А вот с открытым уже можно экспериментировать. Правда, в результате получается что-то вроде синтетического маракаса. В особенности если подобрать кратную темпу секвенсора скорость тремоло и достаточную его глубину, чтобы звук почти "закрывался", но не до конца.

В остальном же звукообразование подобно таковому в соседних машинах. Главный осциллятор задает чистый тон, который с помощью частотной модуляции расщепляется в подобие дребезга металлической тарелки.

Последняя машина формирует звук тарелок (EFM-CY). Есть настройка высоты основного тона, спада амплитудной огибающей, глубины обратной связи в осцилляторе. Частотная модуляция управляется тремя типовыми параметрами (частота, глубина, спад огибающей). Сформированный звук можно фильтровать встроенным ВЧ-фильтром.

Машина оказалась довольно занятная, поскольку охваченный обратной связью осциллятор способен резонировать с модулятором на самых разных частотах. Звук тарелки можно в буквальном смысле конструировать, несмотря на ее синтетическую природу. Варьируя статическое соотношение параметров, удается изменять диаметр тарелки и ее толщину. Используя же легкое изменение параметров с помощью LFO, можно в какой-то степени имитировать несовершенство материала тарелки. Это неравномерное по окружности изменение толщины от центра к периферии, а также локальные неровности и утолщения. Подобные изъяны приводят к тому, что резонансы начинают на ходу перестраиваться, меняя характер звона.

E12
Данный синтезатор работает по принципу воспроизведения семплов, но предлагает развитые возможности управления этим процессом. В состав E12 входят шестнадцать машин. Этого комплекта хватит, чтобы сформировать виртуальную ударную установку, и еще немного останется для отдельного перкуссиониста. Ведь нет такого барабанщика, который мог бы одновременно играть на установке, звенеть треугольником, трясти шейкер и тамбурин.

Все машины используют практически единую систему управления. Шесть из восьми доступных параметров во всех машинах одинаковые. Но, конечно, их воздействие на звук зависит от типа используемых семплов. Мы вначале рассмотрим эти общие для всех машин элементы управления, а про оставшиеся будет сказано отдельно, применительно к соответствующей машине.

Базовая высота тона (Pitch) и скорость спада амплитуды (Dec) работают примерно так же, как и в уже рассмотренных синтезаторах. Параметр Bend представляет собой дополнительное средство для изменения высоты тона. Он действует относительно основной высоты, причем делает это динамически, в паре с параметром Decay. Параметр биполярный, в момент атаки он сдвигает стартовую высоту тона вверх или вниз от основной. За время спада высота тона плавно возвращается к установленному значению. Здесь можно заметить аналогию с параметром Ramp, выполняющим похожую работу в некоторых машинах синтезатора EFM. Но в E12 скольжение выражено не столь ярко.

Еще два параметра вообще встречаются только в машинах, оперирующих семплами. Они уже знакомы нам по машине BeatBox из начинки Elektron Monomachine. Это параметры Retrig и Retrig Time. Первый позволяет установить многократное считывание семпла при поступлении одиночного MIDI-сообщения Note On. Второй устанавливает интервалы между этими повторениями. Значение параметра Retrig явным образом указывает количество повторов. Если он установлен на ноль или единицу, то воспроизводится обычный одиночный удар. Установив двойку, получаем двойной удар. Я даже попробовал подсчитать на слух, действительно ли машина отдает столько ударов, сколько значится в окошке Retrig. Для этого пришлось выкрутить на максимум параметр Retrig Time (на дисплее он обозначается сокращенно, RTIM), чтобы звуки не сливались. Все это я пробовал с машиной малого барабана. Досчитал до сорока восьми, дальше было уже трудновато. Да и не нужно. При необходимости, такую последовательность проще записать на диск компьютера и пересчитать пики в аудиоредакторе.

Если устанавливать малые интервалы между перезапусками, то звуки начинают выходить более плотными пачками. Начиная с некоторого момента, интервалы становятся короче собственно звуков, и происходит наложение. При дальнейшем уменьшении интервалов перезапуска итоговый звук теряет свой перкуссионный характер и приобретает тональный, поскольку периодичность следования перкуссионных атак переходит в звуковой диапазон.

Указанные параметры работают в связке с двумя другими: Decay и Bend. Последние как бы приобретают вторую, параллельную задачу, и работают в другом масштабе. Decay в данном случае определяет общее время звучания повторений: они выходят вначале на полной громкости, а потом постепенно затухают. Если установить малую длительность звуков, то одновременно происходит ограничение зоны действия параметра Retrig Time. При высоком значении Decay удары могут звучать долго, до нескольких секунд.

Параметр Bend, кроме своей первой функции, управляет изменением высоты тона звуков в цепочке. То есть первый, "настоящий" звук барабана будет воспроизводиться с такой же высотой тона, какую имеет в фазе атаки при одиночном воспроизведении. Каждый последующий удар будет иметь другую высоту тона. Она плавно изменяется таким образом, чтобы к моменту окончания последовательности прийти к базовому значению.

Еще один одинаковый для всех машин параметр называется Start. Он управляет стартовой позицией воспроизведения семпла. Соответственно, его работа сводится к "поеданию" атаки, что может быть полезным только для специальных эффектов.

Машина большого барабана (E12-BD) имеет возможность добавления специфического щелчка (Snap) в фазе атаки, чтобы дополнительно ее подчеркнуть. Регулируются его уровень и продолжительность. При максимальных значениях этих параметров звук бочки получается грязным и шероховатым, что востребовано в некоторых музыкальных направлениях, например, в трип-хопе. Если щелчком не пользоваться, то бочка звучит обычно, как в акустической ударной установке. Только с меньшей разборчивостью — с записью настоящего барабана ее не перепутаешь.

Малый барабан (E12-SD) сверх общего функционала имеет регулятор звонкости удара (Ringing). Работает он, на мой взгляд, просто потрясающе. Звук барабана меняется от практически чистого, без пружин, до основательно "подпружиненного", сухого. Одновременно у меня возникает ощущение, что при одинаковом диаметре мембраны у барабана будто бы изменяется высота корпуса. Просто какие-то другие резонансы. Иногда кажется, что поменялось место установки микрофона. В общем, чудеса какие-то.

И для окончательной доводки звука имеется пропускающий фильтр высоких частот. В "закрученном" состоянии он превращает малый барабан в какой-то маленький шейкер.

Малый и большой томы (E12-HT и E12LT) устроены одинаково, за исключением небольшой разницы в высотных диапазонах. В качестве собственных элементов управления они имеют пропускающие ВЧ-фильтры с резонансом. Такой фильтр, когда его настроишь на собственный резонанс барабана (то есть на базовую высоту тона), позволяет подчеркнуть и усилить звук удара. Но характер звука от этого, скорее, портится — его упругая тягучесть несколько маскируется бумканьем фильтра. Если фильтр закрыть посильнее, то звук томов превращается в сухой палочный удар. Таким звуком можно имитировать различные трещотки и, в некоторой степени, кастаньеты.

Машина хлопков (E12–CP) мне не понравилась. Звук очень условный, кажется, даже менее правдоподобный, чем в моделирующих машинах. И никаким изменением параметров улучшить его не удается. Высокочастотный пропускающий фильтр с резонансом тоже ничего особенного со звуком не делает.

А вот римшот (E12-RS) оказался интересным (рис. 18). Он имеет регулятор "звонкости", действующий почти столь же глубоко, как и в машине малого барабана. Крайние значения параметра формируют очень разный звук. С одной стороны, это сухой удар с почти незаметным резонансом мембраны и воздушного объема. С другой — практически нормальный звук малого барабана. Наверное, этим регулятором в какой-то степени можно имитировать различное положение микрофона. Он может быть сверху, сбоку от мембраны или же снизу, почти внутри, где акустические резонансы слышны лучше, а сам удар палки по ободу — слабее. Выкрутив регулятор в сторону большей "барабанности", я настроил у римшота одинаковую с малым барабаном резонансную высоту. Затем частично вернул звуку сухость и получил отличную согласованную пару. Для окончательной доводки звучания здесь тоже можно использовать ВЧ-фильтр, но необходимости в этом, по-моему, нет.

Есть еще машина, предлагающая малый барабан, на котором играют щетками (Brushed Snare, E12-BR). Собственно щетки здесь полиморфные, поскольку имеют регулируемые механические свойства. Вообще-то регулирующий параметр называется Real, и про него сказано, что он увеличивает "щеточный эффект". В данном случае это правда — увеличивая "реальность", я получал довольно похожий звук щеток. Но есть и оборотная сторона, которая не афишируется. При уменьшении значения этого параметра "реальность" звука уменьшается. Щетки превращаются во что-то мелкое и ненастоящее. По звуку это похоже на аналоговый звук типа Snare, взятый из древней ритм-машины. Своей тонкостью он похож, пожалуй, на звуки машин Simmons или Linn. Так что лучше сразу установить "реальный" режим и больше не трогать регулятор. Еще можно слегка подкрутить фильтр высоких частот, который в данной машине оказался весьма кстати.

Ковбел (E12-CB) оказался весьма забавным. Сам по себе он вполне похож на прототип. Но поскольку семпл имеет не столь выраженный перкуссионный характер, на него совершенно по-другому действует параметр Bend. Высота тона изменяется не рывком, а плавно. Открывается поле для экспериментов. К тому же лично для меня ковбел сам по себе не столь интересен. Поэтому я выбрал долгое затухание, низкую базовую высоту тона и выкрутил вниз регулятор Bend, чтобы атака звука начиналась еще ниже, с плавным переходом тона вверх. В результате получилась весьма неплохая имитация шаманских водяных барабанов, гулких, с плавающим звуком. Сейчас уже не вспомню, как называются подобные звуки в этнических семплерных подборках. Ghatam, Liquidity, Woodoo или что-то подобное. Для смягчения звука можно воспользоваться смещением стартовой позиции считывания семпла — здесь это уместно. А вот использование встроенного ВЧ-фильтра с резонансом ничего интересного не дает.

Машины открытого и закрытого хетов (E12-OH и E12-CH) различаются разным диапазоном работы параметра Decay и еще одним параметром. Закрытый хет имеет ВЧ-фильтр с резонансом. А в открытом есть фильтр без резонанса. Освободившееся место отдано параметру Stop, который занимается насильственным прерыванием звука через выбранный промежуток времени. Если установлено высокое значение параметра Decay, то в этом случае обрыв становится еще более явным. Считать этот параметр гейтом нельзя, это, скорее, дополнительное звено амплитудной огибающей. Смысл его присутствия в машине не вполне ясен, поскольку обычный хет так играть не умеет. И гасить звук открытого хета "как бы рукой" — неудобно. Да и вообще странно. Традиционное использование хета предполагает зависимое мьютирование звуков, которое "опускает" верхнюю тарелку естественным для слуха образом. Достаточно назначить управляющим элементом звук закрытого хета. Но, поскольку мы имеем дело все-таки с машиной, а не с живым инструментом, то такая способность может быть полезной для экспериментов.

Тарелки представлены двумя машинами: Ride (E12-RC) и Crash (E12-CC). Тарелка райд имеет ВЧ-фильтр без резонанса и регулятор громкости звука чашки. И хотя он просто добавляется к звуку удара по средней части тарелки, в целом получается неплохо. Вторая тарелка ничего такого не имеет — у нее просто ВЧ-фильтр с резонансом. Но звучит, в целом, похоже на прототип.

Тамбурин и треугольник (E12-TA и E12TR) представлены одинаковыми по набору параметров машинами. Они отличаются только на уровне семпла. Тамбурин как таковой неплох, хотя и совершенно не похож на настоящий, с колокольчиками и тарелочками. Он звучит тонко и как-то слишком компактно.

А вот треугольник использует явно не тот семпл. В его звуке слышны обертоны, не кратные основной частоте. Соответственно, вместо чистого звона я слышу что-то вроде ковбела. Высокочастотные фильтры с резонансом еще более истончают звук, так что ими можно пользоваться лишь в технических целях.

Шейкер (E12-SH) имеет высокочастотный фильтр без резонанса и специальный регулятор направления встряхивания. Минимальное значение параметра соответствует прямому ходу шейкера — это отчетливый краткий звук. При максимальном значении слышен звук обратного хода, несколько размазанный и с двойной атакой. Промежуточные значения параметра дают соответствующие "промежуточные" позиции виртуального встряхивания.

Комбинированная машина "бонго-конго" (E12-BC) имеет специальный селекторный параметр под названием BC. Он работает примерно так же, как и "встряхиватель" шейкера. Только здесь в крайних положениях выбираются звуки разных инструментов. Это или конги, или бонги. В промежуточных позициях получается смешанный в той или иной пропорции звук. Имеется ВЧ-фильтр без резонанса, но, на мой взгляд, он здесь не востребован.

P-I
Название данного синтезатора происходит от слов "physically informed". Иными словами, это физическое моделирование, и машины данного синтезатора имитируют поведение акустических барабанов. Их всего девять: большой и малый барабаны, том, римшот, хет, маракасы, тарелки райд и крэш. Девятая машина называется "металлика". Я о существовании такого инструмента не слышал, но раз уж она есть, значит, для чего-то нужна.

Здесь я уже не буду приводить обозначение машин — они названы по тому же шаблону, что и предыдущие. Название синтезатора, отделенное чертой от пары букв, обозначающих инструмент — вот и все.

Большой барабан имеет регулируемую базовую высоту тона и время затухания звука, кстати, почему-то довольно долгое. Есть регуляторы силы удара и степени натяжения мембраны, и даже жесткость колотушки можно изменять. Пусть и не совсем по-настоящему, но все это работает весьма неплохо. Еще есть регулируемое заглушение (Damp) корпуса барабана. Правда, я склонен считать его, скорее, "антизаглушением", поскольку привычный удар бочки слышен как раз при максимальной заглушенности. А при уменьшении значения этого параметра в звуке возникает небольшой дребезг, как будто на корпусе гайка болтается или к нему прислонили какую-то железку, и она резонирует.

Малый барабан, как и в некоторых машинах других синтезаторов Machinedrum SPS, собирается из двух звуков (рис. 19). Во-первых, отдельно выставляются высота основного тона (чистая мембрана) и его продолжительность. Кстати, сам по себе этот звук совершенно не похож на барабанный. Хотя нет, рабочий барабан может так звучать, если ему полностью заглушить нижнюю мембрану, а верхнюю демпфировать. Тогда, пожалуй, похоже. Есть регулятор силы удара, фактически формирующий в фазе атаки дополнительный щелчок.

А во-вторых, еще два параметра заведуют уровнем громкости и продолжительностью дребезга пружин (Rattling). Вот вместе с ними звук получается уже интересный. Резонансная частота, или, лучше сказать, окраска звучания пружин ощутимо зависит от установленной базовой высоты тона. Если, скажем, убрать в минимум параметр Decay для основного тона, то пружины сразу разрегулируются, и слушать их становится тяжеловато. Получается резкий шумовой хлопок, совершенно атональный и невнятный.

Еще есть регулятор степени натяжения мембраны, а также параметр Ring, добавляющий металлический призвук, похожий на результат действия кольцевой модуляции. Или, раз уж здесь идет речь о некотором моделировании прототипа, этот параметр как будто бы изменяет материал корпуса барабана. Он становится более звонким, как если бы был сделан из жести. Поскольку здесь предполагается имитация реального звука, то жестяной барабан следует признать какой-то шуткой. Но для экспериментов, как известно, и не такое использовали.

Томы тоже имеют изменяемые базовую высоту, время затухания и силу удара. Есть регулятор твердости палочек или того предмета, которым ударяют по мембране. Можно изменять объем барабана и относительную настройку верхней и нижней мембраны, изменять место удара по мембране (от центра к краю), заглушать корпус барабана.

Моделирование звука томов иногда приводит к интересным результатам. Скажем, убрав заглушение корпуса и расстроив нижнюю мембрану относительно верхней, мне удалось получить что-то вроде на четверть заполненного водой оцинкованного железного ведра. Это звук, в котором есть и звяканье, и плавно меняющие высоту тона резонансы. Такое своеобразное медленное и тягучее бульканье. В общем, все это оказалось занятным.

Римшот имеет настройку высоты тона, скорости затухания амплитуды, уровня громкости и продолжительности дребезга пружин. Здесь присутствует параметр Ringing, превращающий корпус из деревянного в жестяной, и регулятор силы удара. В рамках данной модели резонанс от удара по корпусу барабана весьма правдоподобно отличается от обычного удара по мембране. Но на реальный барабан это, все-таки, не очень похоже.

Маракас предлагает чудеса математического моделирования. Здесь учитываются количество и жесткость зерен, находящихся внутри корпуса, "отслеживаются" количество движений среднестатистического зерна и размер самого инструмента.

Если описывать по порядку, то это выглядит так. Звук встряхивания маракаса имеет регулируемое время затухания (Decay). Специальный параметр GRNS "насыпает" то или иное количество зерен в корпус виртуального маракаса, от "много" до "совсем чуть-чуть". Другой параметр, называемый Grains Length (сокращенно GLEN), по описанию в руководстве управляет "временем затухания" для отдельных зерен. Формулировка здесь явно неудачная, и понятнее было бы описать скрытый смысл следующим образом: "Параметр GLEN управляет примерным количеством пути, которое успевают пробегать зерна в корпусе в течение установленного общего времени затухания". То есть, это просто скорость движения зерен. А продолжительность, или временной промежуток их движения, ограничивается параметром Decay. Отсюда становится понятным, что если установить высокое значение параметра GLEN, то звук, издаваемый маракасом, будет слитно шуршащим, как ему и полагается. Все зерна быстро-быстро перемешиваются, отдельные звуки сливаются. При использовании низких значений звук преображается. Буквально слышно, как перекатываются зернышки. Если выбрать минимальное их количество (GRNS) и увеличить общее время затухания, то вместо маракаса появляется пакет из плотной шуршащей бумаги, из которого высыпаются последние несколько кофейных зернышек. Звучит очень убедительно, поскольку высыпаются они вразнобой, и всякий раз — по-разному. Где-то внутри математической модели явно находится набор генераторов случайных чисел.

Твердость зерен, то есть характер их стука о корпус инструмента, задается параметром Hard. И последний параметр, Size, устанавливает размеры маракаса. На слух его работа напоминает, скорее, перестраиваемый однополосный эквалайзер, приподнимающий те или иные участки спектра. Но если пользоваться им в паре с регулятором времени затухания, то результат получается достаточно правдоподобный.

Оба хета предлагается моделировать с помощью одной и той же машины, поскольку она всего одна. Есть регулируемая базовая высота тона (Pitch) и время затухания звука (Dec). Есть регулятор звонкости, или "металличности" звучания. Окончательная доводка тонального характера производится с помощью трех взаимосвязанных параметров. Один из них представляет собой энхансер, насыщающий верхнюю часть спектра. Второй — фильтр низких частот, приглушающий эти "верхи". Третий параметр "управляет низкими частотами в звуке" — это, по-видимому, пропускающий фильтр высоких частот. Когда он полностью открыт, хет звучит полновесно, даже чересчур.

Оставшиеся два параметра управляют механикой процесса и предназначены для формирования звука открытого хета. Один из них регулирует время звучания открытого хета (называется CLOS), причем вполне по-настоящему, с быстрым опусканием верхней тарелки на нижнюю в конце заданного промежутка времени. При максимальном его значении хет считается незакрытым, и тогда звук затухает плавно, в соответствии со временем, установленным параметром Decay.

Второй параметр имитирует звук контакта между обеими тарелками в момент опускания верхней на нижнюю. Точнее, управляет громкостью этого соприкосновения. Таким образом, в данном случае нет необходимости привязывать открытый хет к закрытому, используя функцию Mute Positions. Можно просто установить время закрытия в соответствии с ритмической сеткой, и тогда в нужный момент хет будет закрываться автоматически, формируя соответствующий звук.

Тарелки райд и крэш формально имеют одинаковый набор параметров, очень похожий на тот, что используется в машине хета. Есть регулируемая базовая высота тона и время затухания звука, энхансер и два фильтра. Звонкость звучания регулируется параметром Ringing. При малых его значениях звук носит, в основном, шумовой характер. При больших — становится звонким и раскатистым.

Для тарелок существует также отдельный параметр Grab, имитирующий ручное их заглушение. По характеру воздействия на звук это напоминает опускание хета, только спад огибающей здесь несколько более плавный. Максимальное значение параметра означает незаглушенную тарелку. При этом полностью отрабатывается время Decay. При уменьшении параметра звук затухает раньше и более отчетливо.

Последний из восьми имеющихся параметров, Hard, позволяет варьировать силу удара по тарелкам. Но почему-то в разных машинах он действует по-разному. Тарелка райд при минимальном значении этого параметра звучит так, как если по ней легко постукивать деревянной палочкой. Увеличивая значение параметра, можно заметить, как деревянная палочка постепенно превращается в металлический прут, который ударяет уже не концом, а плашмя, как хлыст, и, к тому же, с некоторой оттяжкой. Этот условный прут не отскакивает при ударе, а вибрирует, лежа на тарелке, из-за чего происходит быстрое взаимное затухание колебаний. Так что увеличение параметра Hard одновременно укорачивает звук и делает его более "железным".

А вот в машине "тарелка крэш" параметр под названием Hard занимается совсем другим делом. По-моему, это регулятор времени атаки в амплитудной огибающей. При максимальном значении тарелка звучит обычно. Уменьшение значения приводит к размазыванию атаки. Вначале она немного размягчается, затем начинает растягиваться. По характеру это немного напоминает гонг, с возникновением звука как бы издалека и плавным нарастанием интенсивности.

Видимо, инженеры компании Elektron вкладывают в понятие "физическое моделирование" не совсем тот смысл, который в него вкладывал я. Мне казалось, что моделирование подразумевает создание максимально похожих звучаний. Здесь же "похожесть" в разных инструментах выражена неравномерно. А вот "креативность" — это да, она на высоте.

ROM
В сущности, это семпл-плеер, содержащий 48 ROM-машин. Все машины одинаковые, с одинаковым набором органов управления. Относительно большое количество машин объясняется тем, что банк памяти имеет 48 ячеек для семплов, и каждый из имеющихся звуков загружается в собственную машину. То есть доступ к семплу в определенной ячейке можно получить, только выбрав машину с соответствующим номером. Типичная ROM-машина показана на рис. 20.

В заводской комплектации банк семплов заполнен чуть больше чем наполовину. Остальное пространство можно заполнять самостоятельно. Вообще, все семплы в ROM-банке могут быть заменены на пользовательские. Поскольку память энергонезависимая, то семплы хранятся в ней сколько угодно даже после выключения питания.

Набор управляющих параметров для семплерных машин во многом похож на таковой в машинах синтезатора E-12, но имеет больше возможностей для работы на уровне семплов.

Высоту семпла (Pitch) можно менять в пределах двух октав вверх и вниз от средней точки. Продолжительность звучания семпла, кроме его собственного размера, определяется двумя параметрами амплитудной огибающей. Один из них — это время затухания (Dec), с чем мы сталкивались во всех машинах. Параметр Hold работает в привязке к темпу и определяет время звучания семпла до начала отрабатывания участка Decay. Максимальное значение, 127, означает, что огибающая "открыта" в течение одного полного такта (16 шагов паттерна при любом темпе). При значении Hold, равном единице, горизонтальный участок огибающей имеет продолжительность в 1/8 шага.

Параметры Start и End позволяют определить позиции начала и окончания воспроизводимой части семпла. Кроме того, воспроизведение семпла можно реверсировать. Для этого следует так установить значения параметров Start и End, чтобы позиция окончания предшествовала позиции старта. По умолчанию старт всегда установлен на нуле, а окончание — на 127. Если значение позиции End будет меньше значения стартовой, то семпл реверсируется.

Параметры Retrig и Retrig Time определяют, соответственно, количество рестартов семпла от одного сообщения Note On и временной промежуток между соседними звуками. Второй параметр действует в привязке к темпу, то есть совсем кривые сбивки получить практически невозможно.

Последний из параметров, BRR (Bit Rate Reduction), умеет понижать разрядность семпла. В предельном случае образуется двухбитный семпл.

В пользовательском руководстве отмечается, что из всех 48 машин половина предназначена для обычного воспроизведения семплов. Вторая половина, с двадцать пятой по сорок восьмую, оптимизирована для работы с лупами, поэтому часть параметров в этой группе машин функционирует немного иначе. Максимальная величина параметра Hold соответствует двум тактам паттерна, а минимальная — шестнадцатой ноте. Параметры Start и End работают в привязке к ритмической сетке и позволяют точно находить нужный шаг паттерна.

Для хранения семплов (в упоминавшихся выше 48 ячейках) в Machinedrum есть специальная память емкостью 2,5 Мб.

RAM
Машины этого набора предназначены для захвата звука в реальном времени и последующего его воспроизведения. Собственно, есть две группы машин, отвечающие за свою часть работы.

Группа RAM Record, состоящая из четырех машин, используется для записи звука: как внешнего, поступающего на звуковой вход, так и внутреннего, от воспроизводимых секвенций. Здесь можно регулировать уровень записи, стереобаланс, уровень предварительного прослушивания, длину записываемого фрагмента (максимум два полных такта) и "качество" записи (видимо, разрядность файла).

В группе RAM Play тоже есть четыре машины, предназначенные для воспроизведения звука, записанного соответствующими машинами группы Record. Функционально любая машина RAM Play соответствует ROM-машине из той половины, которая умеет работать с лупами.

Чтобы осуществить запись, записывающие и воспроизводящие RAM-машины следует одновременно располагать на соседних треках секвенсора. Процедура записи несколько необычна. Я опробовал ее для перезаписи внутреннего паттерна. Копия сигнала при этом отбирается с главного выхода. Если вкратце, то для записи нужно перейти на трек, в котором находится записывающая машина, нажать кнопку записи в панели транспорта, выбрать шаг паттерна, с которого начнется запись (нажать его кнопку), и затем запустить собственно запись кнопкой Play на панели транспорта. После того как локатор пройдет через выбранный стартовый шаг, машина начинает физически записывать звук. Теперь следует еще раз нажать кнопку выбранного начального шага (индикатор должен погаснуть), чтобы машина не начала записывать выбранный кусок повторно. Физически размер записи будет ограничен значениями параметров, которые были установлены перед сеансом. Остановив транспорт, можно нажать кнопку машины RAM Play в соседнем треке и услышать только что записанный отрывок.

В пользовательском руководстве дается довольно подробное объяснение процесса записи, поэтому углубляться в него мы не будем. Следует отметить только, что при выключении питания записи, сделанные при помощи RAM-машин, не сохраняются. То есть они предназначены только для "живого" использования в одной рабочей сессии. Но если результат оказался интересным, то можно, например, скопировать содержимое из RAM в ROM-машину, и уже там сохранить "насовсем". Для этого следует воспользоваться помощью менеджера семплов.

Прочие машины
У нас осталось еще несколько групп машин. Они не являются синтезаторными и предназначены, в основном, для их обслуживания. Вкратце о них тоже следует упомянуть.

Одна группа под названием GND (от слова Ground) имеет не вполне ясное назначение. Она же имеется в начинке Elektron Monomachine. Это три машины с генераторами синусоиды, шума и, кажется, одного периода прямоугольной волны. Практической пользы от них я не увидел.

Группа машин INP (Input) предназначена для организации доступа к двум физическим аудиовходам. Соответственно, машины каждого типа представлены парами, для входа A и B. Есть машина гейта (Input Gate), фильтра (Input Filter Follower) и амплитудной огибающей (Input Envelope). Первая из них предназначена для простого ввода внешнего сигнала в систему. Она имеет регулятор входного уровня и гейт с регулируемым временем открытия и закрытия.

Машина фильтра имеет, кроме гейта, НЧ-фильтр с регулируемыми параметрами. Машина огибающей предназначена для формирования звуков перкуссионного характера из входного сигнала. В ней есть две активные огибающие: амплитудная и фильтра низких частот.

Машины типа MIDI предназначены для управления внешними MIDI-устройствами, например, синтезаторами. Всего есть шестнадцать машин, по одной на каждый канал. Три экранные страницы с настройками этих машин отличаются от типичного вида страниц с "внутренними" машинами, поскольку работают исключительно на передачу контрольных сигналов по протоколу MIDI. В окне синтеза выбирается номер одиночной ноты, а также построенного от нее аккорда (интервал или трезвучие), длительность нот и значения управляющих параметров: Velocity, Pitch Bend, Mod Wheel, Aftertouch. На странице трековых эффектов есть четыре пары параметров: номер сообщения Control Change и соответствующее ему значение. Со страницы маршрутов можно переслать еще две пары номер/значение СС и сообщение Program Change. Здесь же регулируется работа встроенных LFO: скорость, глубина и баланс между волновыми формами. Страницы настроек MIDI-машины показаны на рис. 21.

Машины типа CTR (Control) — это управляющие мастер-машины. Они предназначены для управления множеством параметров расположенных на треках синтезаторов, а также для работы со стереофоническими мастер-эффектами. Всего есть шесть различных машин.

Машина Control All (CTR-AL) одновременно управляет параметрами всех шестнадцати треков. Следует оговориться, что на самом деле это пятнадцать треков, поскольку сама машина занимает один трек. На первой странице дисплея (Synthesis) есть восемь регуляторов, которые управляют соответствующими параметрами всех остальных машин. Например, на первом месте в большинстве машин расположен параметр Pitch. Соответственно, если, находясь в окне контрольной машины, покрутить первый регулятор на лицевой панели, то он будет управлять высотой тона одновременно всех машин. Вторая ручка управляет всеми вторыми параметрами (обычно это Decay), и так далее.

На двух других страницах меню (Effects, Routing) собраны контрольные параметры с теми же названиями, что и в обычных машинах. Изменяя такой параметр здесь, мы, тем самым, точно так же изменяем его во всех машинах данного набора. Скажем, покрутив ручку панорамы в окне маршрутизации, мы синхронно изменяем панорамирование всех загруженных инструментов.

Машина с названием Control 8 Parameters (CTR-8P) позволяет произвольно выбрать восемь параметров в любых треках и обеспечивает к ним быстрый доступ. Это бывает актуально во время живых выступлений, чтобы делать больше изменений меньшим количеством движений. Управление осуществляется на первой экранной странице, Synthesis. В этом окне каждому из восьми регуляторов назначены произвольно выбранные параметры машины в конкретном треке. А процесс назначения параметров на физические регуляторы происходит на соседних страницах (рис. 22).

Страница эффектов содержит четыре пары селекторов. В каждой паре один селектор выбирает номер целевого трека, второй — конкретный параметр машины, загруженной в целевой трек. Страница маршрутизатора содержит еще четыре пары селекторов. В случае, когда выбирается только один параметр из каждого трека, получается восемь параметров и восемь треков. Выбирая по два параметра в каждой машине, можно влиять, соответственно, только на четыре трека.

Остальные управляющие машины предназначены для оперативной настройки мастер-эффектов. Машина Control Rhythm Echo Delay (сокращенно CTR-RE) предлагает управление параметрами ритмической задержки. Сама задержка в любом треке, как известно, устанавливается на странице Routing. С помощью контрольной машины можно изменять это время (с точностью до 1/128 длительности ноты). Кроме того, существует модуляция задержки с регулируемой скоростью и глубиной. Есть регулируемая глубина обратной связи, в цепи которой установлен фильтр. На этой же странице находится глобальный регулятор уровня задержанного сигнала.

Машина Control Gate Box Reverb (CTRGB) предлагает аналогичные "услуги" расширенного управления для ревербератора. Здесь есть НЧ- и ВЧ-фильтры, регуляторы предварительной задержки и времени спада реверберации, параметр Damp, имитирующий рассеивание высоких частот. Есть гейт с регулируемым временем закрытия, обрезающий реверберационный хвост, и регулятор выходного уровня эффекта. Еще есть регулятор уровня посыла сигнала из цепи задержки в ревербератор. Это позволяет конструировать произвольные эффекты: реверберация только прямого сигнала, только задержанного, или обоих вместе и в любой пропорции.

Управляющие машины CTR-EQ и CTRDX позволяют настраивать параметры, соответственно, мастер-эквалайзера и динамического процессора. В машине эквалайзера можно выбрать частоту и глубину фильтрации для нижнего и верхнего фильтров типа "полка", для полосовой середины. Центральная полоса имеет также настраиваемую добротность. Есть регулятор выходного уровня.

Динамический процессор имеет настраиваемые время атаки и восстановления, пороговый уровень и степень компрессии. Тип переходной характеристики можно плавно изменять от мягкого до жесткого. Есть также регулятор выходного уровня компрессора и регулятор соотношения прямого и компрессированного сигналов. Кстати, в данном случае он вполне уместен, поскольку позволяет убирать компрессию без изменения каких-либо настроек, то есть играет роль байпаса.

Менеджер семплов
Специально для работы с ROM-машинами операционная система Machinedrum оснащена менеджером семплов. Несмотря на солидное название, это менеджер занимает всего одну экранную страницу. Для доступа к нему нужно открыть меню глобальных настроек, раздел MIDI. Последним в списке параметров стоит строка Sample Mgr. Подсветив ее курсором и нажав кнопку Enter на лицевой панели, мы открываем окно менеджера (рис. 23). Оно традиционно разбито на три части. Слева стоит перечень режимов работы: прием, передача, стирание. В центре находится нумерованный список ячеек памяти из 48 строк. Напротив каждого номера заполненной ячейки указан размер семпла в килобайтах. Пустые ячейки памяти обозначены двумя черточками, "--". В правой части окна расположен индикатор степени заполнения памяти (например, "42% Used").

Менеджер осуществляет прием и передачу звуковых файлов по протоколу MIDI SDS (Sample Dump Standard) через физические MIDI-порты. Такой протокол поддерживается некоторыми программными аудиоредакторами, но компания Elektron рекомендует пользоваться программой собственной разработки. Она называется C6 и доступна для бесплатного скачивания на сайте www.elektron.se.

Любопытна, кстати, этимология этого названия. Сочетание C6, читаемое как "сисикс", звучит неотличимо от "сис-икс", то есть SysEx — группы MIDI-сообщений, используемых для передачи сложных данных (в эту группу входит и протокол SDS).

Работоспособность C6 тестировалась производителем в среде Windows XP или Mac OS X (от 10.4.11). Теоретически она должна работать также в Windows ME/2000 или Vista, но для данных систем это уже не гарантируется.

Программа представляет собой простой загрузчик размером 65 Кб, не требует инсталляции и очень проста в использовании. В верхней части главного окна (рис. 24) расположены в ряд несколько кнопок.

Прежде всего, следует настроить систему. Нажимаем кнопку Configure и попадаем в окно MIDI Preferences (рис. 25). В этом окне нужно выбрать MIDI-порты, которые будут использованы для связи компьютера и файлового менеджера Machinedrum. Допускается использование только одного MIDI-кабеля, выходного. В этом случае не осуществляется контроль передачи, но на практике никаких сбоев я не наблюдал.

Кстати, все переданные дампы можно записывать в виде SysEx-сообщений и использовать в других устройствах, понимающих такую передачу. Одна из опций, в частности, предназначена для передачи семплов в формате DigiPro для соответствующего синтезатора в Elektron Monomachine. Но жесткого ограничения в типе приемного устройства нет. C6 просто передает данные, не спрашивая имени приемника.

В правом нижнем углу конфигуратора находятся два выпадающих списка. В первом из них можно установить ограничение скорости передачи в турборежиме. Эта опция может быть полезной при использовании фирменного турбоинтерфейса Elektron TM1, однако и стандартная для протокола MIDI скорость передачи позволяет очень быстро загружать файлы. Второй список содержит форматы, в которых происходит передача файлов. Оба списка показаны на рис. 26.

Желательно сразу использовать монофайлы, поскольку Machinedrum не поддерживает стереосемплы, и стереопара все равно будет расщепляться при передаче. Поддерживается любая частота дискретизации от 4 до 48 кГц и любая разрядность. Однако воспроизводиться все это будет с 12-битным разрешением.

При передаче данных в формате SDS есть возможность вручную установить задержку перед передачей каждого информационного блока. Это бывает полезно при возникновении каких-либо сбоев в передаче. Рекомендуемый диапазон — от 5 до 40 мс. Его устанавливают в окошке с надписью Delay.

Сохранив настройки, нужно вновь выйти в главное окно и открыть список подготовленных к передаче семплов. Обычное окно проводника открывается по нажатию кнопки Load. Название, тип и размер выбранных семплов будут построчно отображаться в главном окне. Если семплов несколько, то нужно выделить один. На этом передающая часть считается подготовленной.

В приемнике, то есть в Machinedrum, нужно войти в глобальные настройки, раздел MIDI, найти и запустить Sample Manager. Прокрутить курсорными кнопками список ячеек памяти, найти пустую, выделить ее и нажать кнопку Enter. Справа появится надпись "waiting" (ожидаю). Теперь все готово к передаче семплов. Нажав кнопку Send в окне загрузчика на компьютере, запускаем загрузку. Внизу появляется индикаторная полоска, отображающая процесс передачи (рис. 27).

Менеджер семплов в Machinedrum тоже отображает процесс получения семпла индикаторной полоской. Для справки: в обычном режиме MIDI, без турбоинтерфейса, загрузка семпла размером в 50 Кб занимала у меня не более десяти секунд. Полностью полученный семпл записывается в ячейку, и на этом процедура считается завершенной. Повторив передачу нужного количества семплов, можно выходить из менеджера семплов и сразу переходить к загрузке ROM-машин на треки секвенсора.

Встречным путем можно выгружать семплы из ROM и "ловить" их в компьютере при помощи C6.

Звуковые примеры
Поскольку описание звучания синтезирующих машин было подробно дано в соответствующем разделе, осталось продемонстрировать реальные звуковые примеры. И вначале я хочу показать пример технического характера, отображающий совместную работу глобальных эффектов задержки и реверберации. Этот файл называется Del-Rev. Построен он следующим образом. Вначале звучит относительно "сухой" барабанный луп с короткими тональными вставками, тоже сделанными из барабанов при помощи функции Retrig. Вот эти-то вставки, работавшие на отдельном треке, и использовались в качестве материала для эксперимента. Вначале я пустил их в линию задержки, с относительно низким уровнем. Задержка использовала модуляцию — это слышно по характерному дрожанию звука в повторах. Начиная с девятой секунды, выходной сигнал с линии задержки направился в ревербератор. Эффекты были настроены таким образом, чтобы прямой сигнал проходил без обработки. На хвост ревербератору был прицеплен гейт, обрезающий звук примерно перед следующим шагом в ритмической сетке. Некоторое время все это работает совместно, а на шестнадцатой секунде барабанная петля останавливается, и слышно лишь медленно затухающие "каркающие" задержанные отклики с обрубленными хвостами.

Следующие четыре примера в общих чертах отображают характер каждого из четырех барабанных синтезаторов. Для каждого примера я загружал в треки машины только одного синтезатора и записывал небольшие секвенции с использованием эффектов и функции Parameter Locks. Файлы называются по имени ударных синтезаторов: TRX-set, EFM-set, E12-set, P-I-set. Кстати, пример звучания последнего набора, несмотря на все преимущества физического моделирования, ничем не блещет.

В файле PatternB03 показан звук заводского паттерна, в котором активно используются звуки из ROM-банка. Составители паттерна явно поскромничали, поскольку в банке есть и более интересные семплы. В качестве "нашего ответа" шведским инженерам я попробовал записать другой вариант — исключительно заводскими звуками из набора ROM. По стилю получилось что-то вроде "индастриал", хотя я не вполне уверен. Но грохот приличный. Два басовых звука, играющие на соседних дорожках, активно используют функции Parameter Locks и Slide. В особенности это заметно на том, "резиновом", который появляется первым. На тарелках можно услышать работающий реверс — это стандартная функция ROM-машины. Файл с этим примером называется ROM-set.

Очевидно, что использование в одном паттерне машин из разнотипных синтезаторов дает больший простор для творчества. Если взять по три-четыре самых "гибких" машины из каждого набора и заставить их работать совместно, то, как говорится в басне, "у нас запляшут лес и горы!". Было бы желание.

Еще три примера демонстрируют по нескольку заводских заготовок, которые я записал встык. Файлы называются Pattern-set1, 2 и 3. В них местами можно отчетливо услышать одновременную работу машин из разных наборов.

Напоследок я решил немного поиграть живьем под аккомпанемент заводских паттернов. Они показались мне интересными уже сами по себе, так что оставалось добавить только мелодическую тему. Файл Pattern-mix1 так и записан, с одной добавленной сольной партией. Здесь я написал тему с восточным оттенком, хотя первоначально паттерн вроде бы к ней не располагал. Но получилось, по-моему, неплохо.

Второй пример называется Pattern-mix2. Здесь пришлось подыграть в две руки, правда, совсем простую тему, вроде марша юных… не знаю кого, может, вовсе и не юных. Кстати, в этом паттерне хорошо слышно использование блокировки параметров (Parameter Locks). Звук настолько живой и сочный, что его, кажется, можно потрогать.

Заключение
Совсем недавно я считал ритмические секвенсоры чем-то вроде вспомогательного инструмента: с ними удобно, но, в крайнем случае, можно обойтись и без них. Machinedrum в такую концепцию совершенно не вписывается. Если начал использовать этот аппарат, то ничем его заменить уже просто не сможешь. Что и неудивительно, учитывая количество и качество спрятанных внутри синтезаторов. При всем этом система работает чрезвычайно стабильно и надежно.

Проработав с устройством около месяца, я убедился в его уникальности. Внутри небольшой коробочки спрятаны мощнейшие возможности конструирования звука, устройство способно работать за пятерых. В сущности, с его помощью можно конструировать практически все, относящееся к синтетической и "почти настоящей" перкуссии. Отдельно нужно отметить возможность создания резких тональных звуков при помощи многократного перезапуска осцилляторов. Это я говорю о функции Retrig. С ее помощью можно получить, например, уникальные басовые звуки, заведомо нереализуемые во многих типично басовых синтезаторах.

Правда, достоинства этого аппарата имеют и оборотную сторону. А именно: чтобы добиться хорошего результата, нужно хорошо потрудиться. Искать, настраивать, оттачивать. Впрочем, машина ведь и не должна думать за нас, и сама что-то делать. Внутреннюю архитектуру системы Machinedrum, с точки зрения пользователя, нельзя назвать чрезмерно сложной. Обширной, может быть. Нужно какое-то время, для того чтобы просто запомнить все ее возможности. И тот, кто пройдет этот этап, наверняка почувствует себя свободным. Потому что обнаружит, что Machinedrum с легкостью реализует самые смелые фантазии.

Звуковые примеры

Del_Rev MP3 (360 Кб) WAV (3,87 Мб)
E12_set MP3 (198 Кб) WAV (2,11 Мб)
EFM_set MP3 (254 Кб) WAV (2,73 Мб)
Pattern_mix1 MP3 (432 Кб) WAV (4,64 Мб)
Pattern_mix2 MP3 (626 Кб) WAV (6,73 Мб)
Pattern_set1 MP3 (564 Кб) WAV (6,06 Мб)
Pattern_set2 MP3 (322 Кб) WAV (3,46 Мб)
Pattern_set3 MP3 (407 Кб) WAV (4,37 Мб)
PatternB03 MP3 (160 Кб) WAV (1,71 Мб)
P-I_set MP3 (202 Кб) WAV (2,17 Мб)
ROM_set MP3 (518 Кб) WAV (5,57 Мб)
TRX_set MP3 (265 Кб) WAV (2,85 Мб)

Модели: 
Elektron Machinedrum SPS1UW
5
Ваша: нет Средняя: 5 (голосов: 1)

Реклама

Рейтинг@Mail.ru