Статья "Dynacord PowerMate 600 и Acus Line"

Автор: 
Андрей Толкачев
Дата первой публикации: 
май 2006

Акустический комплект.

Начнем с того, что баварская компания Dynacord имеет 60-летний опыт в производстве усилительной аппаратуры и акустических систем. За это время продукция компании обрела высокую репутацию среди музыкантов и звукоинженеров всего мира. Многие разработки Dynacord удостаивались престижных наград, а такие, как серия PowerMate, — неоднократно. Компания является членом международной группы производителей EVI, в состав которой входят такие именитые партнеры, как Electro-Voice, Klark Teknik, Midas и другие. Специализация фирмы Dynacord — звукоусилительная аппаратура: усилители, микшеры, пассивные и активные акустические системы, контроллеры и процессоры обработки звука. Диапазон продукции компании не слишком широк, но, например, среди акустических систем существуют как недорогие решения в виде линейки Acus Line, так и профессиональные туровые кабинеты V-Systems.

В данном обзоре речь пойдет о комплекте, состоящем из микшера со встроенным усилителем PowerMate 600, двух субвуферов A151 и двух сателлитов A122 серии Acus Line. Этот комплект является подходящим выбором для музыкальных коллективов и диджеев, чья деятельность связана с проведением вечеринок и небольших концертов. С тех пор как на продукцию Dynacord поднялись цены, этот изначально бюджетный комплект нельзя назвать дешевым, однако он полностью оправдывает свою стоимость за счет качества звучания, надежности и универсальности.

Итак, обо всем по порядку.

PowerMate 600
Не так давно фирма Dynacord обновила линейку своих популярных микшеров со встроенными усилителями. Модель PowerMate 600-2 особо не изменилась по сравнению со своей предшественницей: внешний вид устройства стал более приятным за счет измененной формы боковых панелей, усовершенствован встроенный процессор эффектов, ставший 24-битным, а также в новой версии используются более качественные фейдеры.

В данной статье будет рассмотрено устройство PowerMate 600 (рис. 1), которое служит мне верой и правдой более четырех лет.

Dynacord PowerMate 600 состоит из десятиканального микшера и двухканального усилителя мощностью 2 x 300 Вт. При своей компактности PowerMate 600 обладает достаточной мощностью, имеет небольшой вес и снабжен всем необходимым для работы небольшого музыкального коллектива.

На рисунке 2 представлен внешний вид устройства в трех проекциях. Корпус PowerMate выполнен из металла толщиной около 1,5 мм, а боковины — из толстой ударопрочной пластмассы. В каждую из боковин вмонтированы крепкие ручки для переноски аппарата, под которыми есть углубления для руки. Сверху устройство закрывается металлической крышкой на двух защелкивающихся замках. Снизу имеются пластмассовые ножки. На верхней панели расположены органы управления микшером и процессором эффектов с коммутационными разъемами. На задней панели имеются два выхода Speakon для акустических систем, кнопка включения, гнездо для сетевого кабеля, сетевой предохранитель, винт для заземляющего провода и вентиляционные прорези. Надо отметить, что дизайн и эргономика устройства достойны высшей похвалы. Прибор очень прочный, плотно сбитый, сравнить его можно разве что с маленьким танком.

В таблице 1 указаны основные характеристики устройства. Я предлагаю ознакомиться с ними и перейти к более подробному рассмотрению устройства по частям.

Табл. 1.
Мощность RMS, THD=0,1%, один канал
на 4 Ом 2 x 300 Вт
на 8 Ом 2 x 150 Вт
Максимальная мощность, THD=1%, один канал
на 4 Ом 2 x 340 Вт
на 8 Ом 2 x 200 Вт
Коэффициент нелинейных искажений (THD), 1кГц
Микрофонный вход (по отношению к выходу усилителя L/R) < 0,006%
Выход усилителя L/R < 0,08%
Частотная характеристика 30 Гц ... 40 кГц
Взаимопроникновение каналов микшера > 80 дБ
Максимальный уровень шума* -83 дБ
Отношение сигнал/шум усилителя 105 дБ
Эквалайзер
канальный НЧ (типа "полка") +/-15 дБ / 60 Гц
канальный СЧ (типа "колокол") +/-15 дБ / 2,4 кГц
канальный ВЧ (типа "полка") +/-15 дБ / 12 кГц
общий, 7-полос, 63, 125, 400, 1к, 2к5, 6к, 12к Гц, стерео +/-10 дБ
Габариты (ширина, высота, глубина), мм 456 x 176 x 341
Масса (с крышкой) 13 кг

* При следующих условиях: чувствительность канала, фейдер канала микшера, а также мастер-фейдер в положении 0 дБ.

Микшер
PowerMate 600 имеет десятиканальный микшер со встроенным цифровым процессором эффектов и с тремя шинами: главной, эффектов и мониторной.

Каждый из шести моноканалов снабжен микрофонным входом на разъеме XLR, линейным входом на джеке, регулятором чувствительности, трехполосным эквалайзером, регулятором посыла на встроенный процессор эффектов, регулятором посыла на мониторную шину, регулятором панорамы, фейдером уровня громкости длиной 80 мм, светодиодными индикаторами наличия сигнала и пикового уровня.

Каждый из двух стереоканалов имеет два линейных входа с джеками (в левый канал можно включать источник моносигнала) и в остальном не отличается от моноканала.

На микрофонных входах постоянно включено фантомное питание 24 В (на штырек под номером 2 разъема XLR заведен плюс фантомного питания, а на штырек 3 — минус).

Посылы на встроенный процессор эффектов — постфейдерные, а на мониторную шину — префейдерные. Светодиодный индикатор наличия сигнала срабатывает при появлении в канале сигнала с уровнем -30 дБ, а пиковый индикатор — при достижении сигналом уровня -6 дБ.

Производитель рекомендует в начале работы установить канальные фейдеры в положение от -5 до 0 дБ, чтобы иметь больший простор для достижения требуемого баланса громкости каналов.

Встроенный процессор эффектов состоит из двух независимых процессоров с одинаковыми алгоритмами и разрядностью 18 бит. Эта сдвоенность процессора очень помогает в работе, позволяя комбинировать алгоритмы и, манипулируя фейдерами возврата, добиваться необходимого звучания с большой точностью.

Каждый из блоков обработки имеет кнопку включения, фейдер уровня возврата обработанного сигнала на главную шину, кнопки выбора пэтча и светодиодный индикатор перегрузки. Количество пресетных пэтчей обработки — 100, выбираются они нажатием кнопок Up/Down (если нажать и удерживать одну из кнопок, то происходит быстрое перелистывание пэтчей). Характеристики пэтчей представлены в таблице 2.

Табл. 2.
01-10 Reverb Halls яркая реверберация, концертный зал, церковь, кафедральный собор
11-20 Reverb Plates яркая листовая реверберация, без слышимых отражений
21-30 Echo/Reverb яркий микс реверберации и эхо
31-33 Chorus 1 неглубокий хорус
34-36 Chorus 2 глубокий хорус
37-39 Chorus 3 глубокий хорус с нисходящим эхо
40 Jet Flanger настоящий фленджер конца 60-х
41-50 Stereo Delay пинг-понг дилей
51-60 Mono Delay монодилей с медленным затуханием
61-70 Special Reverb Halls "мягкая" реверберация, концертный зал, церковь, кафедральный собор
71-80 Special Plates "мягкая" листовая реверберация, без слышимых отражений
81-90 Special Delay Mono монодилей с очень быстрым затуханием
91-92 Special Doubling 1 эффект удвоения звука (без окрашивания)
93-96 Special Doubling 2 эффект удвоения звука
97-98 Special Reverse реверсивная реверберация
99 Slap Back Short одиночное короткое эхо
00 Slap Back Long одиночное эхо с длинным интервалом

При включении PowerMate на каждом из блоков обработки автоматически устанавливаются номера пэтчей: 05 (Large Hall 3 Bright) на первом процессоре и 55 (Delay Mono 250ms) — на втором. Такое сочетание пэтчей подходит во многих случаях, так что можно сразу приступать к работе. Оптимальное положение фейдеров возвратов с процессора эффектов — от -5 дБ до 0 дБ, выше +5 дБ устанавливать не стоит. Для увеличения уровня обработки на отдельном канале следует воспользоваться регулятором канального посыла.

Наличие в мастер-секции микшера регуляторов возврата обработанного сигнала на мониторную шину FX 1/2 to AUX, работающих независимо от фейдеров возвратов на главную шину, позволяет оперировать уровнем эффектов в мониторах. Включать и отключать процессор эффектов можно при помощи опциональной педали, подключив ее к разъему FX 1/2 Footsw в мастер-секции.

Мастер-секция содержит следующие элементы управления и коммутации: моновыход с фейдером уровня, мониторный моновыход AUX с фейдером уровня, стереофонические вход и выход для двухдорожечного устройства на разъемах RCA с раздельными регуляторами уровней посылов входа на главную и на мониторную шины, стереовыход (L/R) главной шины, стереовход (L/R) встроенного усилителя, стереовыход для наушников (джек) с регулятором уровня, семиполосный графический стереоэквалайзер, два мастер-фейдера громкости, кнопку Standby, два восьмисегментных светодиодных индикатора уровня, индикаторы включения аппарата, срабатывания лимитера и электронной защиты.

Моновыход с мониторной шины (AUX) служит для подключения сценических мониторов. В нем использована технология Ground Sensing, предотвращающая наводки и позволяющая подключать длинные кабели. Моновыход мастер-секции можно использовать для дополнительных мониторов и для подключения активного субвуфера. На него поступает постфейдерный сигнал с главной шины, суммированный в моно.

Сигнал с входа для двухдорожечного устройства (2Track Return) может быть независимо отрегулирован для главного и мониторного выходов. Регулятор уровня сигнала, направляемого на мониторную шину, расположен перед мастер-фейдерами, а регулятор уровня посыла на главную шину — после мастер-фейдеров перед стереоэквалайзером. Посылу с этого входа на монитор можно найти, к примеру, такое применение: подключить сюда CD-проигрыватель и посылать с диска записанный счет метронома, отрегулировав его громкость в мониторе. Работа посыла с данного входа связана с полезной функцией кнопки Standby. Если эта кнопка нажата, то на усилитель не направляется ни один из сигналов микшера, кроме сигнала с входа 2Track Return. То есть, вы сначала подключаете инструменты и микрофоны, отстраиваете их звучание в микшере, а затем в ожидании начала выступления включаете CD с фоновой музыкой, подключенный к этому входу, и нажимаете кнопку Standby. Звучит только проигрыватель, а вам необходимо лишь отжать кнопку, чтобы приступить к работе. Кроме того, вход для двухдорожечного устройства является дополнительным и универсальным входом: к нему можно подключить любую аппаратуру с бытовым уровнем сигнала (-10 дБв).

Выход для двухдорожечного устройства (Record Send) предназначен для подключения к нему записывающего устройства с бытовым уровнем сигнала. Расположен он перед мастер-фейдерами, на него выводится общий микс, который можно прослушать в наушниках.

Стереовыход для наушников рассчитан на подключение головных телефонов с импедансом от 32 до 600 Ом и позволяет прослушать префейдерный сигнал на главной шине.

Сигнал на стереовыходе главной шины (Main Outputs) тот же, что отправляется на встроенный усилитель. Этот выход является главным выходом микшера и поэтому используется, прежде всего, для подключения к PowerMate дополнительного усилителя с акустикой, если потребуется больше мощности. Также этот выход используется для подключения активного субвуфера со встроенным стереокроссовером (или через отдельный кроссовер). В таком случае ВЧ-выходы из субвуфера (кроссовера), предназначенные для подключения сателлитов, соединяются с входами L и R встроенного усилителя PowerMate (Power Amp Inputs). Сами же сателлиты подключаются к выходным разъемам Speakon на PowerMate. Здесь необходимо пояснить разницу между подключением активного субвуфера вышеописанным способом и подключением его к отдельному моновыходу нашего устройства. В первом случае мы имеем сбалансированную по звучанию систему, но для этого необходимо наличие субвуфера со встроенным стереокроссовером (типа Dynacord SUB800A) или дополнительного кроссовера. Во втором случае PowerMate можно дополнить любым активным субвуфером с моновходом, но тогда широкополосный сигнал будет направляться и на основные акустические системы, и на субвуфер, а регулировать соотношение низких частот в общей звуковой картине придется при помощи фейдера моновыхода.

При желании можно использовать PowerMate как усилитель, если подключить отдельный микшер к входам Power Amp Inputs. Входя в гнездо, джек разомкнет внутренние контакты, и сигнал будет направлен только на усилительную часть аппарата. Благодаря такой конструкции гнезд я немного модернизировал свой прибор, превратив входы усилителя в инсертные соединения, и сейчас имею возможность обработать главный выходной сигнал эксайтером.

Двойной индикатор уровня выходного сигнала имеет диапазон 33 дБ, при этом выходная мощность усилителя 300 Вт на канал соответствует отметке +6 дБ на индикаторе, после чего начинает срабатывать встроенный лимитер, о чем свидетельствует мигание индикатора Limit.

Замечания по микшеру
Все входы/выходы каналов и мастер-секции, выполненные на джеках (за исключением выхода для наушников и входа для педального выключателя процессора эффектов), — симметричные (TRS), но поддерживают и несимметричное соединение (TS). Все джековые гнезда микшера имеют одинаковую конструкцию: стереогнездо с двумя размыкателями. Это самый сложный тип гнезда, весьма чувствительный к качеству применяемых штекеров. И хотя Dynacord использует в своих микшерах надежные гнезда Neutrik, бывали случаи, когда джеки от производителей, не особенно заботящихся о стандартизации своих изделий, при вытаскивании из гнезда ломали его. Поэтому я настоятельно рекомендую владельцам PowerMate запастись комплектом кабелей, оснащенных качественными штекерами типа Neutrik, Switchcraft и им подобных. И тщательно следить, чтобы заезжие артисты впопыхах не воткнули в гнездо какой-нибудь кривой джек.

Иногда задают вопрос, можно ли использовать PowerMate в качестве компромиссного решения для студийной работы. Отвечу, что устройство для этого не предназначено, вам не удастся проконтролировать записанный сигнал в наушниках. Впрочем, если есть другое устройство, позволяющее организовать мониторинг (например, звуковая плата, имеющая отдельный выход для наушников и поддерживающая функцию Direct Monitoring), то, в крайнем случае, PowerMate сгодится и для этого.

В принципе, микшер имеет все необходимое для работы. Отсутствие параметрической эквализации на каналах в устройствах такого рода трудно назвать недостатком, тем более что эквалайзеры работают мягко и точно, не нарушая звуковую картину, то есть делают именно то, что от них требуется. Кнопка отключения общего эквалайзера тоже не является обязательным атрибутом, она служит больше для удобства. Вполне можно обойтись одним посылом на мониторы, найти возможность подключить внешний процессор эффектов тоже реально. А вот инсерты на моноканалах очень хотелось бы иметь, например, для подключения компрессора. На мой взгляд, это единственный минус PowerMate 600. Хотя и это ограничение в некоторой мере можно преодолеть, пользуясь испытанным методом: выход AUX соединяем с входом компрессора, а сигнал с выхода компрессора направляем в линейный вход одного из моноканалов, выделенного для управления уровнем обработанного сигнала. Этот способ дает возможность получить общую компрессию оставшихся пяти моно- и двух стереоканалов. Поскольку мониторный выход у нас только один, задействовать можно, соответственно, один канал компрессора, а параметры компрессии будут одинаковыми для всех каналов микшера. Управление сигналом в полученной цепочке осуществляется так: уровень посыла сигнала на компрессор регулируется фейдером AUX в мастер-секции и регулятором префейдерного посыла AUX на канале микшера, где требуется компрессия (на этом канале фейдер громкости должен находиться в нижнем положении); уровень возврата сигнала с компрессора изменяется регулятором чувствительности и фейдером громкости на выделенном канале. Главное здесь — не переусердствовать с уровнями сигналов, поэтому вначале следует поэкспериментировать.

Усилитель
Прежде чем попасть в стереоусилитель, выходной сигнал с микшера проходит определенную обработку — и это является одним из самых "вкусных" мест рассматриваемого устройства. Вначале сигнал последовательно направляется на обрезной фильтр низких частот (частота среза 70 Гц) и на фазовый корректор, а затем обрабатывается патентованным LPN-фильтром.

О последнем хотелось бы поговорить подробней. Само название LPN — Low Pass Notch — указывает на то, что перед нами некая разновидность низкочастотного фильтра, однако это не совсем так. Описывая действие LPN-фильтра, производитель утверждает, что этот процессор компенсирует ошибки, возникающие при переходных процессах в любых акустических системах, и обеспечивает подачу мощного и плотного баса. Действительно, воспроизведение низких частот усилителем PowerMate достойно похвал. Я проводил немало экспериментов с подключением этого "малыша" к акустическим системам различных производителей и сравнением его звучания с другими усилителями. Могу с уверенностью заявить о том, что по качеству воспроизведения низких частот у PowerMate вряд ли найдутся конкуренты в соответствующей ценовой категории. Работу процессора с названием "LPN-фильтр" можно сравнить с воздействием на сигнал очень грамотно спроектированного низкочастотного энхансера.

Технические характеристики усилителя PowerMate 600 не являются выдающимися, однако при этом он хорошо передает динамику звука, обладает точностью передачи звукового образа и, главное, "музыкален". Мой знакомый мастер, человек опытный в ремонте радиотехники, однажды детально ознакомился со схемотехникой усилителей PowerMate 600 и 1000 и с тех пор считает ее едва ли не эталоном.

Усилитель оборудован пиковым лимитером и несколькими видами защиты.

Пиковый лимитер работает незаметно, изменений в звуке или перепадов громкости в момент срабатывания лимитера не наблюдается. Производитель указывает на возможность кратковременного срабатывания лимитера, но нежелательность его постоянного включения. На практике это выглядит так: допускается мигание индикатора Limit, но если он будет светиться постоянно, то это укажет на перегрузку усилителя, в результате которой включится термозащита. Усилитель на некоторое время окажется выключенным и позволит использовать себя снова лишь после того, как остынет до необходимой температуры.

Защитить усилитель PowerMate от перегрева призваны встроенный вентилятор, автоматически включающийся при необходимости, и функция термозащиты, отслеживающая температуру на выходных транзисторах и на трансформаторе. Движение воздуха при охлаждении вентилятором осуществляется от передней панели к задней.

Во избежание поломки звуковых катушек громкоговорителей в PowerMate встроена защита от постоянного напряжения на выходах Speakon.

PowerMate также защищен от короткого замыкания в кабелях, соединяющих акустические системы, и в катушках динамиков. Этот вид защиты обеспечивает безопасную работу устройства при низкоомной нагрузке и предотвращает выход из строя транзисторов выходного каскада усилителя. Производителем отмечается, что величина нагрузки на выходе усилителя не должна превышать 2,66 Ом — это означает, что к PowerMate можно подключить параллельно не более трех акустических систем импедансом по 8 Ом.

Инженеры компании Dynacord всегда включают в систему защиты усилителей еще один ее вид — защиту от наводок на ВЧ-головках акустических систем. Поэтому ситуация, когда "заводится" микрофон, выглядит не убийственно опасной в данном случае — вовремя сработавшая защита убережет излучатели от повреждения.

Теперь о моменте включения PowerMate. Как известно, включение любого устройства в сеть является переходным процессом и неизбежно сопровождается скачком напряжения. Поэтому "серьезные" приборы всегда оборудованы функцией задержки при включении. Не обделен этой функцией и наш аппарат, и работает она так: при нажатии кнопки включения PowerMate как бы "зависает" на две секунды, тестирует защиту, вспыхнув индикаторами, включает на это время вентилятор, а затем спокойно переходит в рабочий режим.

В работе
Я уже отмечал, что к качеству звуковоспроизведения PowerMate никаких претензий нет. Звучание чистое, неокрашенное, особенно хорошо очерченное в области низких частот. А сейчас я хочу предложить читателю этой статьи свои наблюдения по поводу великолепной способности данного устройства противостоять ужасам отечественных электросетей.

За 25 лет работы я неоднократно сталкивался с неприятнейшими проблемами, связанными с качеством упомянутых сетей питания, и только на протяжении последних четырех лет, имея PowerMate, я работаю спокойно. Конечно, если аппаратура постоянно используется в одном месте, проблемы такого рода можно решить: использовать отдельную розетку, не связанную с электрическими плитами и светооборудованием, провести заземляющий провод, подключить хороший сетевой фильтр. Но если работа идет "с колес", то техника иногда эксплуатируется в просто экстремальных условиях, и уповать приходится в первую очередь на надежность и качество самой техники. Аргументируя вышеизложенное, я хотел бы привести два примера.

Пример первый. Подготавливаясь к озвучиванию свадебной выставки, проходившей в выставочном центре, я включил свой комплект Dynacord и дополнительный комплект Electro-Voice Eliminator. По вине электриков, обслуживающих это здание и занимавшихся в тот момент проверкой электрических сетей, по одной из сетевых фаз, которая была назначена на звуковое оборудование, прошел мощнейший электрический импульс. В результате его воздействия я в мгновение лишился двух сетевых фильтров и трех блоков питания CD-проигрывателей. PowerMate же (также как и усилитель Electro-Voice Q66) среагировать успел, включив защиту и предупредив меня о необходимости срочного выключения свечением индикаторов.

Пример второй. Работа в загородном коттедже во время "банного дня". Поскольку все жители поселка включили электронагревательные приборы, напряжение в сети не поднималось выше 170 В. Dynacord включается, но работает с трудом — слишком много гула в звучании. Прошу хозяина переговорить с соседями, после чего напряжение повышается до 190 В, и это оказывается пределом. Теперь в звучании PowerMate не обнаружилось никаких искажений. Он, как ни в чем не бывало, отработал восемь часов практически на номинальной мощности.

В завершение обзора PowerMate 600 хотелось бы заострить внимание еще на одном аспекте: качество работы усилителя и его надежность напрямую зависят от качества и надежности блока питания. Компания Dynacord никогда не экономила на столь важных элементах. Благодаря качественному блоку питания любой из усилителей с логотипом в виде буквы "D" на передней панели способен работать много часов подряд на полной мощности без "проседания звука" и потери энергии в области низких частот (если, конечно, не устанавливать его на солнцепеке).

Микшеры со встроенными усилителями производятся многими компаниями, такими как Yamaha, Peavey, Soundcraft, Studiomaster, Yorkville, Mackie, Samson, Alesis, Behringer, Phonic и другими. С некоторыми из моделей, например, Yamaha серии EMX, Soundcraft серии Spirit, Behringer серии EuroPower мне доводилось работать. Некоторые удавалось послушать. Определенные образцы имеют явные недостатки, у некоторых моделей, на первый взгляд, таковые отсутствуют. Качество работы подобного аппарата оценивается только по результатам его длительного использования, когда на функциональность устройства оказывают влияние множество факторов (в том числе и такие, как повышенная влажность, перепады температуры, тряска и удары при перевозке и т. д.).

За несколько лет постоянной работы с PowerMate 600 у меня не возникло ни малейшего повода для жалобы на него. Он достойно переносил все условия, в которых ему приходилось трудиться. Даже проблема скрипящих фейдеров и потенциометров еще себя не проявила.

А теперь я предлагаю рассмотреть комплект акустических систем Dynacord Acus Line, которые вместе с PowerMate 600 составляют мою звукоусилительную систему.

Акустические кабинеты Dynacord серии Acus Line
Кабинеты серии Acus Line являются самыми недорогими из всех типов акустики Dynacord. Комплект, состоящий из двух широкополосных кабинетов A122 и двух субвуферов A151, по своим техническим параметрам идеально подходит для использования с PowerMate 600. Производитель оснащает кабинеты этой серии динамиками собственного производства, в кабинеты других серий преимущественно устанавливаются громкоговорители партнерской компании Electro-Voice.

Двухполосный кабинет Acus Line A122
Внешний вид кабинета представлен на рисунке 3. Корпус A122 выполнен из 16-мм ДСП высокой плотности и покрыт мелковорсистым ковролином темно-серого цвета. Ковролин приклеен к корпусу очень качественно, за несколько лет использования в разных условиях не появилось никаких вспучиваний и отслоений материала. Переднюю панель закрывает прочная перфорированная стальная решетка около 1,5 мм толщиной. На одной из боковых сторон кабинета находится ручка для переноски, выполненная из стальной ленты, покрытой резиной. Переднюю панель занимают 12-дюймовый динамик Dynacord LFT2008, пьезоэлектрический высокочастотный излучатель Dynacord HFT1008 с мембраной из поликарбоната и пластмассовым рупором, а также небольшое отверстие фазоинвертора рядом с твитером. Сзади кабинета находится утопленная в корпус коммутационная панель, на которой имеются вход и выход для параллельного подключения на разъемах Speakon (задействованы контакты +1 и -1). На нижней части акустической системы есть гнездо для стойки диаметром 38 мм и четыре резиновые ножки. Характеристики кабинета приведены в таблице 3.

Табл. 3
Номинальный импеданс 8 Ом
Мощность RMS 100 Вт
Мощность программная 200 Вт
Чувствительность (SPL), 1Вт/1м 97 дБ
Максимальное звуковое давление, 1м 120 дБ
Частотный диапазон (-10 dB) 65 Гц — 18 кГц
Разделительная частота кроссовера 5 кГц
Динамическая головка НЧ Dynacord LFT 2008, 12'', 100 Вт RMS
Защита динамиков отсутствует
Пьезоэлектрическая головка ВЧ Dynacord HFT 1008, 20 Вт RMS
Габариты (ширина, высота, глубина) 372 x 459 x 322 мм
Масса 13,5 кг

На рисунке 4 представлена амплитудно-частотная характеристика A122. В целом она выглядит довольно ровной, за исключением нескольких участков с перепадами от 6 до 10 дБ. Форма АЧХ совсем не критична, хотя некоторое окрашивание звука в диапазоне от 2 до 6 кГц присутствует.

Честно говоря, еще до покупки A122 меня смущали два момента: функциональность пьезоэлектрического твитера и конструкция пассивного кроссовера. Так что после приобретения акустических систем я не удержался и разобрал одну из них.

Корпус A122 оказался отделанным изнутри слоем материала толщиной примерно 1 см, напоминающего ватин. Пассивный кроссовер предстал в виде простейшего фильтра, состоящего из конденсатора и резистора (производитель, правда, этого и не скрывал). А твитер вообще вызвал недоумение, оказавшись небольшой пластмассовой деталькой весом не более 150 г, к тому же имеющей надпись Made in Brazil.

Чтобы развеять свои сомнения, я обратился к продавцу, дистрибьютору Dynacord. Он ответил, что мои смущения, конечно, обоснованы, но, во-первых, по поводу качества звучания и надежности A122 у них нареканий не было, во-вторых, бразильские твитеры и есть те самые HFT1008, а, в-третьих, стоимость твитеров позволяет менять их каждую неделю, если захочется.

Итак, я начал эксплуатацию данных кабинетов и в скором времени забыл о своих сомнениях. Много лет, пользуясь правилом "не перегружать систему и не крутить ручки без надобности", я не имел никаких проблем с A122. Более того, я иногда использовал в работе только A122 в качестве широкополосных систем, не применяя субвуферов, и всегда оставался доволен результатом. Звучание твитеров, конечно, проигрывает звучанию компрессионных излучателей, и по своей конструкции они являются менее надежными, но фирма Dynacord сумела добиться баланса в изготовлении широкополосных систем серии Acus Line. Не будем забывать и о том, что PowerMate 600 снабжен защитой от наводок на высокочастотных компонентах кабинетов.

Субвуфер Acus Line A151
Внешний вид субвуфера представлен на рисунке 5. В плане конструкции корпуса A151 не отличается от A122. Такие же ДСП, ковролин, ножки снизу, стальная решетка спереди и звукопоглощающий материал внутри. На боковых сторонах субвуфера имеются ручки для переноски, выполненные из прочной пластмассы, с углублением для руки под ними. На верхней панели расположено гнездо с резьбой для опциональной штанги, на которую устанавливается акустическая система A122. В переднюю панель вмонтирован низкочастотный 15-дюймовый динамик Dynacord LFT4008, там же, над динамиком, имеется отверстие фазоинвертора. На задней панели расположена такая же, как в A122, коммутационная панель с двумя гнездами Speakon. Характеристики субвуфера приведены в таблице 4.

Табл. 4
Номинальный импеданс 8 Ом
Мощность RMS 200 Вт
Мощность программная 400 Вт
Чувствительность (SPL), 1Вт/1м 98 дБ
Максимальное звуковое давление, 1м 124 дБ
Частотный диапазон (-10 dB) 55 Гц — 400 Гц
Разделительная частота кроссовера 300 Гц
Динамическая головка НЧ Dynacord LFT 4008, 15", 200 Вт RMS
Защита динамика отсутствует
Габариты (ширина, высота, глубина) 513 x 649 x 408 мм
Масса 26,0 кг

На рисунке 6 представлена амплитудно-частотная характеристика A151. Ее форма (так же как и частота раздела кроссовера 300 Гц) указывают на то, что данный субвуфер сконструирован для использования с определенным типом сателлитов. Оптимальным для работы в паре с A151 является акустическая система A122.

Чувствительность субвуфера достигает 100 дБ на частоте 90-100 Гц, а в области 80 Гц, где звучание баса наиболее выражено, мы имеем 97 дБ. Точность измерений и их адекватность реальным показателям не должны вызывать у нас сомнений, если мы ведем речь о продукции Dynacord, а поэтому представленные результаты можно считать весьма неплохими для бюджетной акустики.

Встроенный в A151 пассивный кроссовер действительно выглядит таковым и нареканий не вызывает.

Единственное, что можно поставить под сомнение в конструкции субвуфера, это прочность ручек для переноски. Они хоть и выполнены из очень прочной пластмассы, но в местах соединений при определенном усилии могут быть выломаны. Такие случаи мне известны, поэтому не рекомендуется носить субвуфер за одну ручку, а тем более резко поднимать его, взявшись за оную. Однако ручки можно самостоятельно усилить, используя металлические накладки.

Комплект PowerMate 600 плюс Acus Line в работе
Данный комплект использовался мной в самых разных условиях: в больших и малых залах клубов, ресторанов и столовых, в различных актовых и конференц-залах, в помещениях для репетиций, а также на средних и малых уличных площадках.

Надо отметить способность комплекта Dynacord звучать везде — даже в залах с очень большим временем реверберации и наличием огромного количества резонансов основа звука сохраняется. В залах же с хорошей акустикой комплект выдает прозрачное и в то же время плотное звучание, достоверно передавая все детали музыкальной картины.

На мой взгляд, PowerMate 600 плюс Acus Line является минимально необходимым для полноценной работы комплектом, который может использоваться диджеями и небольшими эстрадными коллективами. Мощности комплекта вполне хватает для проведения дискотеки в зале на 150-200 человек или на уличной площадке величиной 200-300 кв. м. Если озвучивать эстрадный концерт, то можно "покрыть" зал вместимостью до 400-500 человек (в зависимости от его акустических свойств). Мне удавалось озвучивать акустические концерты в залах, вмещающих 200-300 человек, с помощью одних кабинетов A122. Разумеется, для озвучивания классической рок-группы мощности данного комплекта недостаточно, хотя и рок-музыканты могут с успехом использовать его на репетициях и на концертах в маленьких клубах.

Ближайший "родственник" Acus Line из семьи Dynacord, подходящий для работы с PowerMate 600, — это акустический комплект LittleMax 1, в состав которого входят два субвуфера с 10" динамиками и два сателлита с 8" динамиками и ВЧ-излучателями. LittleMax 1 миниатюрен и прекрасно звучит, но стоимость его заметно выше, чем стоимость Acus Line. В то же время LittleMax, имея 10" субвуферы, в среднем на 4 дБ проигрывает Acus Line в воспроизведении низких частот (это означает, что субъективная громкость баса меньше в полтора раза). Таким образом, если вы решили приобрести PowerMate 600 и рассчитываете проводить дискотеки, то лучше выбрать кабинеты серии Acus Line. А если нужна система для озвучивания вокала и акустических инструментов, или просто легкая и универсальная аппаратура, тогда больше подойдет LittleMax.

Модели: 
Dynacord PM600 PowerMate
Модели: 
Dynacord PM600-2 PowerMate
Модели: 
Dynacord A122
Модели: 
Dynacord A151
5
Ваша: нет Средняя: 5 (голосов: 1)

Реклама

Рейтинг@Mail.ru