Статья "DSI Prophet 12"

Автор: 
Владимир Сапрыкин
Дата первой публикации: 
июл 2014

Полифонический гибридный синтезатор.

С момента выхода на рынок синтезатора DSI Prophet 08 прошло не так много времени, однако компания Dave Smith Instruments уже подготовила ему на смену модель Prophet 12. Новый этап в развитии этой серии инструментов можно охарактеризовать словом "погружение". Синтезатор в сравнении с предшественником имеет более развитую структуру синтеза, увеличенную полифонию и ряд иных новшеств, о которых будет рассказано далее.

Общие сведения
Prophet 12 представляет собой полифонический 12-голосный гибридный синтезатор. Он имеет пятиоктавную полувзвешенную динамическую клавиатуру, чувствительную к послекасанию (Channel Aftertouch). Инструмент довольно тяжелый (11,8 кг), отчасти из-за начинки, отчасти из-за металлического корпуса с деревянными боковыми панелями.

Управление состоит, в основном, из потенциометров и кнопок на лицевой панели, как в классических синтезаторах, однако имеет и современные дополнения в виде двух ленточных контроллеров, чувствительных как к месту прикосновения, так и к силе нажатия. Кроме того, на лицевой панели есть довольно емкий графический дисплей, отражающий все текущие операции и дающий доступ к некоторым дополнительным параметрам.

Синтезатор оснащен арпеджиатором и процессором эффектов. Для сохранения тембров есть внутренняя память. Всего имеются 792 ячейки, из которых одна половина заполнена заводскими неизменяемыми пресетами. Вторая половина предназначена для записи пользовательских звуков. И пресетная, и пользовательская память имеют одинаковую организацию: четыре банка, в каждом из которых записаны 99 пэтчей.

Prophet 12 является битембральным синтезатором. То есть, на нем можно играть одновременно двумя разными тембрами, и каждый из них может быть выведен через собственный стереовыход. Разные звуки могут назначаться на различные зоны клавиатуры или проигрываться с наложением.

Архитектура синтеза довольно глубокая (рис. 1). На каждый голос полифонии приходятся четыре цифровых осциллятора и субосциллятор (производит синусоидальный сигнал октавой ниже первого осциллятора), микшер, узел формирователя сигнала (в документации он обозначен как "Character"), состоящий из цепочки цифровых преобразователей различного рода, два последовательно включенных аналоговых фильтра (LPF, HPF), управляемый усилитель. С выхода усилителя сигнал направляется в стереовыход, а также в блок эффектов, синхронизируемый с арпеджиатором. Из этой же точки по линии регулируемой обратной связи сигнал можно вновь направлять на вход формирователя звука для получения более сложных тембров. На данной схеме, для простоты, не показаны типовые модуляционные источники: четыре пятисегментных генератора огибающей и четыре LFO.

Большинство параметров в перечисленных электронных узлах можно свободно модулировать. Для этих целей в синтезаторе есть мощная матрица модуляции, в совокупности имеющая 26 источников и 97 целей.

Полифонический блок эффектов по существу представляет собой четырехотводный стереофонический дилей, но при соответствующих настройках позволяет реализовать и другие эффекты, например, простейшую реверберацию. А использование обратной связи и гармонической модуляции позволяет получить также фленджер и хорус.

Синтезатор имеет четыре аудиовыхода на джеках (основная и вспомогательная пары), выход для наушников (джек), три разъема MIDI (DIN5), три разъема для педалей, а также порт USB типа B, предназначенный для MIDI-коммуникаций с компьютером (рис. 2). Аудиосигнал через этот порт не передается.

Лицевая панель и управление синтезом
Несмотря на большое количество органов управления, лицевая панель не кажется перегруженной (рис. 3). Кнопки и вращаемые регуляторы расположены достаточно свободно, и при этом удобно сгруппированы по секциям, каждая из которых управляет определенным электронным узлом или несколькими однотипными узлами. Название секции надписано на красной маркировочной полоске.

Если присмотреться, то можно заметить, что все элементы управления четко разделены на две группы. Нижняя половина лицевой панели, то есть все то, что находится ниже дисплея, отведена под управление голосами. Именно здесь можно контролировать работу цепей прохождения звукового сигнала. Слева направо представлены те же структурные блоки, которые можно увидеть на рис. 1. В верхней части лицевой панели, на уровне дисплея, сосредоточены органы управления модуляционными источниками и кнопки вызова системных функций. По периметру самого дисплея расположены кнопки и многофункциональные энкодеры, используемые при работе в экранных меню.

В секции управления осцилляторами (Oscillators) присутствуют пять кнопок, семь потенциометров и три энкодера с неограниченным вращением. Последние управляют выбором формы волны, а также полутоновой и центовой настройкой высоты тона. При вращении любого регулятора значение соответствующего параметра отображается на дисплее.

Нужно отметить, что осцилляторы, во-первых, имеют развитые собственные возможности, а во-вторых поддерживают взаимную амплитудную и частотную модуляцию. Все это отличает осцилляторный блок Prophet 12 от большинства решений, применяемых в современных синтезаторах.

Поскольку комплект физических органов управления только один, настройка осцилляторов, как правило, проводится поочередно. Для выбора активного осциллятора нужно нажать одну из четырех нумерованных кнопок, расположенных в левой части секции, чтобы включилась подсветка. Между кнопками можно увидеть кольцевую разметку, сделанную из маленьких белых стрелочек. Направление стрелки показывает, какой осциллятор является ведущим, а какой — ведомым, в случае использования амплитудной, частотной или кольцевой модуляции. Например, второй осциллятор управляет первым, третий — вторым, и так далее. И для включения указанных типов модуляции не нужно влезать в скрытые меню, все лежит на поверхности. Главное, что нужно помнить: подсвеченная кнопка селектора всегда относится к ведомому осциллятору, то есть к тому, который подвергается воздействию. В остальном все очевидно. Нажатие кнопки Sync активирует синхронизацию. Вращение потенциометров AM и FM изменяет глубину модуляции соответствующего типа. И если требуется назначить, скажем, две цепочки частотной модуляции, то крутить ручку потребуется отдельно для каждого ведомого осциллятора.

Иногда возникает необходимость одновременного изменения какого-либо параметра в каждом из четырех осцилляторов. Для этого нужно активировать общее управление: нажать и удерживать более секунды любую из четырех селекторных кнопок. При этом подсветка включится одновременно на всех. Теперь, если покрутить в секции управления какой-нибудь регулятор, например, уровня или подстройки высоты тона, он будет изменять соответствующий параметр одновременно у всех осцилляторов. На дисплее при этом графически отобразится сразу четверка значений. Индивидуальную настройку параметра одного конкретного осциллятора в данном случае можно сделать соответствующим энкодером в верхней части дисплея. Если затем вновь воспользоваться общим панельным регулятором, то он по-прежнему будет изменять значения этого параметра всех осцилляторов, но с сохранением разности (офсет).

Среди генерируемых волновых форм есть не только простые аналоговые (пила, прямоугольник, треугольник, синусоида), но и 12 дополнительных, имеющих специфическую спектральную структуру и, соответственно, порождающих уже готовые сложные тембры. И эти тембры не статичны, поскольку осцилляторы имеют функцию шейпинга. Любую первоначально выбранную волновую форму, как простую, так и сложную, можно изменить. Причем, простые формы меняются по изначально заданному математическому алгоритму — например, в импульсном сигнале изменяется скважность (коэффициент заполнения). А вот пределы изменений сложных форм, то есть их граничные значения, выбираются пользователем. В существующих терминах эти границы называются Wave Left и Wave Right. Сам процесс настройки напоминает выборку промежуточных волновых форм в табличных осцилляторах, только в данном случае сигнал подвергается более сложной трансформации. В процессе манипуляций на дисплее дается графическое отображение всех производимых изменений (рис. 4). Участок дисплея, на котором прорисовывается форма волны, хоть и небольшой, но суть изменений передает достаточно хорошо.

Шейпинг можно проводить вручную, или же выбрать его в качестве цели модуляции. Кстати, он действует даже на шумовой сигнал. Осцилляторы могут производить шум трех типов, и использование шейпинга в каждом случае индивидуально изменяет спектральный баланс выходного сигнала.

Секция цифровых формирователей сигнала Character работает с суммарным сигналом всех пяти осцилляторов. Их влияние во многом зависит от характера поступающего сигнала, то есть от его высоты и гармонического состава, и для слуха характер их воздействия на звук не всегда очевиден. Тем не менее, в некоторых случаях они помогают найти как раз такой оттенок тембра, который не удается получить иными средствами.

В цепочке имеются пять последовательных блоков. Первый из них, "Decimation", занимается тем же, что и любой другой дециматор: огрубляет сигнал, понижая частоту дискретизации. Еще один огрубитель носит название "Hack", и его задача сводится к понижению разрядности поступающего сигнала. В результате его работы звук приобретает явную зернистость и хриплость. С эстетической точки зрения полезность эффекта, конечно, спорная, но, как ни странно, на фоне рафинированных звуков из разнообразных инструментальных библиотек, которыми сейчас пользуются едва ли не чаще, чем реальными инструментами, нередко именно такой "непричесанный" тембр оказывается совершенно незаменимым.

Блок "Girth" представляет собой низкочастотный шельфовый фильтр. При глубокой фильтрации он способен в некоторой степени искажать гармонический состав сигнала. У этого блока есть антипод, "Air", — высокочастотный шельфовый фильтр.

Блок "Drive" представляет собой сатуратор. Он имитирует процесс насыщения магнитной ленты во время записи, и неплохо ужирняет звук. Результат его работы в большинстве случаев, пожалуй, наиболее очевидный из всей пятерки эффектов.

Сформированный таким образом сигнал (напомню: каждый голос полифонии) попадает последовательно в пропускающие фильтры низкой и высокой частоты. Первым в цепочке стоит аналоговый пропускающий фильтр низких частот с резонансом. Крутизна характеристики переключается между значениями 12 дБ/окт и 24 дБ/окт, для чего на лицевой панели выделена специальная кнопка. Фильтр имеет пятисегментную огибающую (Delay/ADSR) с возможностью зацикливать стадии предварительной задержки, атаки и спада. Длительность сегмента предзадержки с лицевой панели не регулируется, ее можно изменять только энкодером в экранном меню. Функция зацикливания также активируется в меню.

На частоту среза фильтра влияет не только огибающая, но и скорость нажатия клавиши. Глубину воздействия каждого из указанных контроллеров можно раздельно настроить с лицевой панели.

Секция управления фильтром высоких частот на лицевой панели устроена проще — она содержит только три потенциометра. Фильтр двухполюсный, крутизна передаточной характеристики не изменяется. С панели можно управлять частотой среза, резонансом и чувствительностью к скорости нажатия клавиши (Key Amount). Собственной огибающей данный фильтр не имеет, однако, используя матрицу модуляции, его можно поставить в подчинение вспомогательному генератору огибающей.

Управляемый усилитель имеет довольно много изменяемых параметров, причем, часть из них не уместилась на лицевой панели. Например, общий уровень сигнала на выходе с усилителя регулируется только на дисплее при помощи местного энкодера. Это же относится и к функции зацикливания нескольких сегментов огибающей. Она здесь тоже пятисегментная, DADSR, как и в секции фильтра, и управляется аналогично. Уровень влияния огибающей и зависимость усиления от динамики регулируются отдельными потенциометрами.

Из нестандартных элементов VCA можно назвать функцию случайного панорамирования, работающую полифонически (Pan Spread). Когда она не активна, звук равномерно распределяется между левым и правым выходными каналами, то есть звучит точно в центре стереопанорамы. Если ее активировать, то выходной сигнал формируется в стороне, причем каждый голос полифонии приобретает собственное направление смещения и случайное расстояние от центра. Благодаря этой функции звучание инструмента становится объемным. Величина значения собственно параметра Pan Spread влияет на разрешенный диапазон, внутри которого и происходит действие. В случае использования модуляции (посредством матрицы), случайный характер распределения голосов по панораме сохраняется. Однако, поскольку диапазон разрешенного панорамирования становится плавающим, то и разброс голосов приобретает некую новую динамику, зависящую от формы модуляционного сигнала.

Функция Feedback, для управления которой на лицевой панели есть одноименная секция, представляет собой не просто линию обратной связи. Это, скорее, линия задержки с преобразованием сигнала (Tuned Delay). Секция имеет в наличии только два регулятора: Tuning и Amount. С помощью первого устанавливается базовая высота тона в линии обратной связи, точнее, ее смещение относительно оригинального значения. Диапазон регулировки здесь очень широкий, от 0 до 48 полутонов, то есть четыре полные октавы. Привязка идет к каждому голосу полифонии, то есть параметр Tuning всегда отслеживает клавиатуру.

Параметр Feedback Amount управляет уровнем обратной связи в диапазоне значений от -127 до +127. При выборе отрицательных значений система оперирует инвертированным сигналом, что позволяет разнообразить получаемые тембровые оттенки. Добавлю, что использование обратной связи и в самом деле позволяет формировать очень необычные, динамически меняющиеся звуки. Иногда это шум и грохот, иногда трубные выкрики, похожие на слоновьи... Общий результат зависит от всей звукообразующей цепочки, и в частности от текущих настроек фильтра. Поэтому, если вы хотите изобрести необычный звук, приготовьтесь к тому, что крутить придется не две ручки, а сразу четыре или даже пять.

Секция Delay, расположенная у правого края лицевой панели, управляет полифоническим эффектом задержки. И вновь я акцентирую внимание на том, что это не типовой процессор эффектов, который просто получает суммарный "брутто" сигнал на выходе и обрабатывает его как одно целое. В данном случае эффект — четырехотводная стереофоническая цифровая задержка, — независимо работает в каждом голосе полифонии и реагирует отдельно на каждую ноту, так же, как, например, это делает фильтр.

О работе этого эффекта стоит рассказать несколько подробнее. Для выбора одной из четырех линий задержки на лицевой панели есть четыре нумерованные кнопки. Выбрав линию, можно настроить для нее основные параметры тремя регуляторами: Time, Amount, Feedback. Это, соответственно, время задержки, уровень задержанного сигнала на выходе линии, уровень обратной связи.

Время задержки регулируется в пределах, примерно, от 1 мс до 1 с (точные цифры приведены в руководстве пользователя). Его можно синхронизировать с арпеджиатором или MIDI Clock (включается только в меню дисплея). Есть еще дополнительный параметр, Delay Pan, управляющий позицией задержанного сигнала в стереопанораме. Но его нельзя увидеть в данной секции: он находится лишь в списке целей матрицы модуляции. И установив для него, например, модуляцию от LFO, можно получить широкий пространственный эффект.

Здесь уместно вспомнить, что задержка является составной частью более сложных эффектов. Имея четыре отвода с коротким временем и некоторым разбросом по глубине обратной связи, можно сконструировать, например, нечто близкое к реверберации, правда, с оговоркой: только в целях темброобразования. На полноценный эффект реверберации ресурсов этого процессора все-таки не хватит.

Гармоническое изменение времени задержки в нескольких отводах позволяет сконструировать вполне добротные модуляционные эффекты, такие как фленджер или даже хорус. Различие между этими типами эффектов достигается, главным образом, установкой разного базового времени задержки. Для хоруса она должна быть длиннее, чем для фленджера.

Секция Low Frequency Oscillator предоставляет доступ к управлению четырьмя низкочастотными генераторами. Конкретный номер LFO выбирается нажатием одной из четырех кнопок. А настройка параметров ведется с помощью вращаемых регуляторов. Кстати, очень удобно оказалось изменять в одном месте не только скорость работы генератора, форму импульса и уровень, но и саму цель модуляции. Покрутив ручку Destination, можно выбрать любую из почти сотни целей, — все то же, что доступно и в матрице модуляции.

Каждый LFO имеет довольно широкий набор генерируемых форм модулирующего сигнала: равносторонний треугольник (биполярный), прямая и реверсная пила, случайная форма (S&H), квадратная и несколько импульсных форм с разным коэффициентом заполнения.

LFO могут работать в свободном режиме (Free-running), в режиме перезапуска нажатием клавиши (Wave Reset), а также синхронизироваться с арпеджиатором и MIDI Clock (Sync). Все эти настройки ведутся в соответствующем меню, которое открывается автоматически при любом действии с панельными элементами управления в секции LFO. При использовании режима Wave Reset есть возможность указывать точную фазу запуска генератора (параметр Phase). То есть, модулирующий импульс будет всякий раз начинаться не с нулевого (или максимального) значения, как это происходит по умолчанию, а строго в рассчитанной точке, например, в середине периода. В том же меню можно включить и настроить параметр Slew Rate, удлиняющий и сглаживающий крутые фронты импульсов. Это позволяет, например, из прямоугольного импульса формировать трапециевидный, сглаживая слишком резкие тембровые переходы при включенной модуляции.

Два дополнительных генератора огибающих (секция Auxiliary Envelopes на лицевой панели) по своим возможностям полностью соответствуют генераторам фильтра и усилителя, поэтому специально их рассматривать мы не будем. Отмечу лишь, что поскольку они вспомогательные, то есть не привязаны жестко к какому-либо узлу, то имеют возможность свободного назначения на управление любым параметром. Это делается в их настроечном меню на странице Aux Dest.

Для доступа к матрице модуляции на лицевой панели есть секция Modulation. Она представлена двумя кнопками (Assign Mod Source и Assign Mod Destination) и потенциометром уровня модуляции (Amount). Краткое нажатие кнопки или вращение потенциометра сразу открывает модуляционное меню, для управления которым служат четыре энкодера, расположенные над дисплеем (рис. 5). Один из них перебирает слоты (16 свободно назначаемых, восемь — с фиксированным источником), остальные работают с активным слотом. Второй энкодер выбирает источники, третий — уровень воздействия, четвертый — цель модуляции. Все четыре параметра расположены в одной строке — это наглядно и очень удобно. В общем, даже при такой работе с матрицей никаких сложностей не предвидится, несмотря на ее огромную емкость.

Существует, однако, и более быстрый способ программирования матрицы, без прокручивания списка параметров в слотах. Речь идет о непосредственном выборе источников и целей модуляции. Для быстрого выбора источника нужно нажать и удерживать кнопку Assign Mod Source, затем покрутить выбранный регулятор, нажать кнопку или дотронуться до ленточного контроллера. Все, источник выбран. Аналогично, удерживая нажатой кнопку Assign Mod Destination, нужно повернуть выбранный регулятор для цели модуляции, и она также запишется в текущий слот.

Пока не завершено описание органов управления, мне бы хотелось сделать небольшое отступление относительно структуры пэтчей. Эта информация непосредственно касается как звукообразования, так и приемов игры.

Как упоминалось ранее, Prophet 12 представляет собой битембральный синтезатор. Все, что говорилось о программировании пэтча, остается в силе, однако с небольшой поправкой, раскрывающей возможности синтезатора уже в несколько ином свете. Дело в том, что пэтч в DSI Prophet 12, в сущности, содержит в себе сразу два звука, так называемые слой A и слой В. Их можно программировать абсолютно независимо один от другого, создавая сколь угодно разные звуки. Но для этого необходимо иметь независимый доступ к каждому слою.

Рядом с дисплеем размещен блок черных кнопок с цифрами, при помощи которых осуществляется выбор пэтча. Справа от этого блока есть группа белых кнопок, среди которых и находится ключ к управлению слоями. Нам нужны три кнопки, которые расположены горизонтально в ряд и промаркированы следующим образом, последовательно: Edit B Layer, Split A | B, Stack A+B.

Первая кнопка указывает, какой слой в настоящий момент является активным, то есть подчиняется панельным органам управления. Если ее подсветка выключена, то у нас "в руках" слой A (большинство пэтчей сохранены именно так). Если включена — тогда слой В. Переключаться между слоями можно последовательным нажатием кнопки. Если удерживать ее нажатой некоторое время, то она начнет мигать. Это означает, что активированы оба слота, и панель управления синтезатора воздействует на них одновременно.

При любых манипуляциях со слоями дисплей выводит их список, состоящий из двух строчек с номером текущего пэтча, но с пометками "А" и "В". При помощи энкодеров можно взять "чужой" слой из любого другого пэтча, и затем сохранить его в редактируемом пэтче уже в качестве "своего". При необходимости можно скопировать один слой в другой, или поменять их местами. Любой слой можно прослушивать как отдельно, так и совместно со вторым.

Когда слои отредактированы, нужно решить, как их использовать. Собственно, выбор невелик и традиционно состоит из двух вариантов: или с разделением клавиатуры (Split), или с наложением (Stack), для чего нужно нажать соответствующую кнопку на лицевой панели. Если выбран режим Split, то следует назначить удобную точку раздела клавиатуры. Ее можно выкрутить соответствующим энкодером в меню, или же воспользоваться функцией непосредственного выбора: удерживать кнопку Split нажатой и одновременно нажать нужную клавишу.

В случае использования в пэтче двух слоев, маршрутизация звука по аудиовыходам происходит следующим образом. Если во вторую пару выходов (B Outputs) вставлены джеки, то звук из слоя B выводится через них, а из слоя A — через основную пару выходов (Main). Если же вытащить джеки из вспомогательной пары, то оба слоя выводятся через основные аудиовыходы.

Для придания пэтчу законченного вида осталось внести лишь несколько заключительных штрихов. Например, воспользоваться эффектом Distortion (потенциометр в левом верхнем углу лицевой панели). Это полностью аналоговый эффект, причем стереофонический, и он есть отдельно у каждого слоя.

Функция унисона (кнопка в левом верхнем углу) доступна только для одного слоя пэтча. Унисон работает всего в двух режимах: или один голос, или все голоса. В первом случае синтезатор работает в простом одноголосном режиме. Во втором случае в унисон звучат все 12 голосов (или шесть, в случае использования режимов Split или Stack), но одновременно может звучать только одна нота. В режиме All Voices можно воспользоваться параметром Detune для внесения расстройки между составляющими унисон голосами. Это позволяет создавать более жирные и сочные тембры.

Арпеджиатор работает отдельно с каждым слоем пэтча. Он включается кнопкой в секции Arpeggiator на лицевой панели. На дисплей при этом выводится соответствующий набор параметров, таких как тип арпеджио, количество повторений и октавный диапазон. Есть и функция Clock Divide для синхронизации арпеджио с нотами разной длительности.

Из важных органов управления осталось упомянуть только колеса Pitch и Mod, а также два ленточных контроллера. С колесами все понятно, они выполняют стандартные функции, причем для колеса Pitch доступно раздельное программирование величины сдвига вверх и вниз.

Ленточные контроллеры действуют более сложно. Они обладают двумя типами чувствительности: к позиции пальца и к силе нажатия. Таким образом, каждая лента представляет собой сразу два модуляционных источника, цели для которых легко программируются в матрице модуляции. В обычном режиме модуляция запускается только при непосредственном контакте площадки с пальцем, и если поднять руку, то все изменения сбрасываются. Однако каждый контроллер оснащен фиксатором значения (кнопка Latch). Включение этой функции разрешает контроллеру помнить текущее состояние. То есть, после поднятия пальца последнее значение глубины модуляции сохраняется. Можно вновь дотронуться до ленты в другом месте, и она запомнит новое состояние. Все это легко отслеживается визуально, поскольку по правому краю полоски контроллера располагается линейка светодиодных индикаторов, зажигающихся при прикосновении. Высота светящейся полоски зависит от положения пальца и тем самым однозначно указывает уровень наведенного эффекта.

В режиме Latch, чтобы сбросить модуляцию, нужно или провести пальцем вниз, до края ленты, или нажать кнопку Latch, чтобы у нее погасла подсветка. Тогда контроллер вновь перейдет в режим динамического отслеживания.

Звучание
Дать какую-то однозначную оценку характеру звучания этого инструмента довольно сложно. Синтезатор очень гибкий, и звуковая палитра у него, соответственно, широкая. Но одну его особенность я бы все-таки выделил: это развитые модуляционные возможности, благодаря которым Prophet 12 умеет создавать очень сложные тембры. В этом смысле он, на мой взгляд, успешно конкурирует даже с модульными синтезаторами среднего формата, имеющими 30-40 электронных блоков. Впрочем, если подсчитать все, что есть внутри Prophet 12, да еще с учетом полифонии, то общее количество блоков получится не меньшим, а, скорее всего, даже большим.

Сложно модулированные звуки действительно обращают на себя внимание. И никто ведь не знает, сколько всего можно выкрутить из этого синтезатора, поскольку даже незначительные управляющие воздействия весьма чувствительно изменяют тембр. Можно запрограммировать звук, запомнить влияние каждого активного элемента в цепочке и отклик каждого контроллера. А затем активировать в пэтче обратную связь и мгновенно получить совсем новую конструкцию, зачастую с непредсказуемым изменением чувствительности к действиям пользователя. Так что создание сложнопротекающих тембров в Prophet 12 — это всегда праздник.

Для знакомства с одним из таких "праздничных" примеров предлагаю прослушать файл FX_patch1. Это сложный звук одного из заводских пэтчей. Нажав клавиши, я просто воспользовался управляющими элементами, расположенными под левой рукой, — колесом модуляции и ленточными контроллерами. Изменения тембра здесь столь сложные, что постичь на слух характер процессов, происходящих в пэтче, очень непросто. Впрочем, это никому и не нужно, ведь всегда можно открыть на дисплее модуляционную матрицу и посмотреть, что там запрограммировано. Но все сделано очень добротно.

Второй пример из этой же серии называется FX_patch2. Здесь изменения звука не столь радикальны, однако необычность атмосферы выражена не менее ярко.

В файле Modulated_pad представлен звук заводского пэтча с ручным изменением глубины взаимной расстройки осцилляторов. Кстати, она очень заметна. Более "компактный" звук аналогичного характера, без чрезмерной расстройки, можно прослушать в файле Detuned_pad. Еще более спокойный подклад, с очень легкой модуляцией, показан в примере под названием Pad.

В файле Patch_arpeggio можно услышать модуляционные процессы, происходящие при проигрывании арпеджио. Во время игры я немного подкручивал регуляторы огибающей фильтра, изменяя слышимую длительность звуков.

Еще один ритмический пример с изменением длительности звуков записан в файле Filter_Env+Delay. Но в данном случае не было никакого арпеджиатора, а работала только линия задержки.

Следующие примеры демонстрируют пэтчи с двумя слоями сразу. Один из них, под названием Split_Layers1, для большей наглядности использует режим разделения клавиатуры. В левой руке находится неглубокий бас с эффектом задержки, а в правой части клавиатуры проигрываются аккорды, тоже с дилеем, только со своим собственным. Кроме прочего, в этом примере я настроил достаточно широкое панорамирование для задержки, и на басовой партии хорошо слышно, как звуки перескакивают по панораме из одной позиции в другую.

Файл Split_Layers2 также записан в режиме разделения. В левой руке работает басовый голос с включенным арпеджиатором, а в правой руке органным тембром наигрывается несложная мелодия.

Файл Stack_patch1 показывает пример стремительного и энергичного пэтча, в котором слои работают с наложением (режим Stack). Здесь активирован арпеджиатор, которому я активно помогаю. Он воспроизводит свой шаблон, а я в процессе игры произвольно использую ленточные контроллеры, на которые заведены некоторые параметры фильтра. Кроме того, вначале я еще немного крутил ручку резонанса фильтра, а ближе к окончанию примера регулировал длительность фаз атаки и спада огибающей, что заметно изменяло характер получаемого звука. В этом примере тоже очень хорошо слышно, сколь активно одиночные звуки распределяются по панораме.

Файл Stack_patch2 демонстрирует относительно мягкий тембр, которым отыгрывалась многоголосная партия. В нем явственно различаются разные слои, то есть он по ощущениям не плоский, а очень даже объемный. Увеличению глубины, пространственности звука во многом способствует и легкая полифоническая задержка.

В файле Stack_patch3 я вновь обращаюсь к арпеджиатору, но использую его на свой манер, заставляя басы играть роль ударного инструмента. В процессе игры применялись ленточные контроллеры. К тому же я изменял некоторые "панельные" параметры в секции фильтра низкой частоты. Кроме явных тембровых преобразований, являющихся результатом активного управления параметрами синтеза, можно заметить непрерывный морфинг, который возникает из-за множества модуляционных процессов, происходящих без участия пользователя. То есть звук Prophet 12 всегда подвижный и текучий, а, следовательно, — фактически живой, несмотря на свою искусственное происхождение. "Никакой статики!" — вот, пожалуй, девиз, которым пользовались составители заводских пресетов. И их пример заразителен, поскольку создавать однообразные звуки на этом синтезаторе не поднимается рука. Он просто требует эксперимента, и всегда отвечает на него очень интересными результатами.

Пример Stack_patch4 по своей идее напоминает одноименный файл с номером 2, но, благодаря модуляционным процессам, в нем происходит постоянная девиация высоты тона, из-за чего звучание кажется более "размазанным", расстроенным. В процессе игры применено и живое управление.

Пример Stack_patch5 показывает еще один вариант двухслойного пэтча с арпеджиатором, в котором активно используется как автоматическая, так и ручная модуляция. Пример отыгран двумя руками с минимальным количеством нот. Оставшиеся свободными пальцы как раз и занимались ручным управлением при помощи ленточных контроллеров.

Пример Stack_patch6 показывает заводской пресет, в котором осцилляторы настроены интервалами, образующими сложный аккорд. Соответственно, для получения аккорда звук всякий раз извлекался нажатием на единственную клавишу. Кроме того, здесь активирован арпеджиатор с октавными скачками, и вся ритмика игры держится только на нем.

Теперь перейдем к более простым примерам. В файле с названием Bass показан один из басовых пресетов. В процессе игры я изменял параметры огибающей фильтра, превращая короткие щелчки в длительные звуки. В самом конце была изменена чувствительность частоты среза фильтра к сигналу огибающей.

Пример Bass-morph показывает, как меняется характер басового звука при переключении формы волны (параметр Shape) и изменениях параметров огибающей фильтра. Здесь использовался единственный осциллятор, в процессе игры выдающий вначале треугольную волну, затем — импульсную, и в конце — пилообразную. Каждая форма подвергалась некоторым внутренним изменениям, для чего я вращал потенциометр Shape Mod в секции осцилляторов.

В файле Bass_arpeggio записан интересный пример управления звуком посредством ленточных контроллеров. На них заведены параметры фильтра, цифровых эффектов из группы Character, а также ширина панорамирования задержки. Соответственно, просто проводя пальцем по ленте, можно очень серьезно разнообразить формируемый звук.

К басам, пожалуй, можно отнести и пример, записанный в файле Shaped_triangle. Здесь синтезатор работал в однослойном и одноосцилляторном режиме, с легчайшим эффектом задержки. В процессе игры я крутил ручку Shape Mod, изменяя форму изначально треугольной волны. В некоторых позициях потенциометра звук приобретает ощутимую наполненность, а в иных — напротив, становится как бы пустотелым и лишенным опоры.

Следующий пример называется Shape_mod и носит технический характер. В нем я записал результат гармонической модуляции параметра Shape Mod в единственном осцилляторе. В качестве основы использовались сложные волновые формы (типа Mellow, Church или Nasal — такие у них названия). Разумеется, в одноосцилляторном исполнении и с относительно высокой глубиной модуляции пример звучит грубо. Он и предназначен для того, чтобы показать сущность процесса. Но если запустить сразу несколько осцилляторов, модулировать их медленнее и в более узком диапазоне, да еще подключить легкий эффект задержки, то можно создать гораздо более глубокий звук.

Один из таких глубоких звуков можно найти, в частности, в заводском пэтче, который называется "Judgement_Day '84". Здесь явно прослеживается отсылка к фильму "Терминатор", музыку к которому написал композитор Brad Fiedel. Главная музыкальная тема там исполняется очень похожим звуком. Чтобы не выбиваться из контекста, я сыграл короткий фрагмент именно этой темы. Файл с данным примером называется Judgement_Day_theme.

Более свободную тему "глубины" звука можно прослушать в файле Feedback_on_pad. Для записи этого примера использовался один из заводских пэтчей, имеющих насыщенное управление (в частности — параметрами фильтра), выведенное на ленточные контроллеры. Я его дополнительно модифицировал, заведя управление глубиной обратной связи (Feedback Amount) на модуляционное колесо. В процессе игры я трогал слайдеры и одновременно вращал колесо. Все это произвольно, в разных пропорциях. Как отмечалось ранее, активация линии обратной связи привносит в управление синтезатором дополнительную вариативность, поскольку известные, казалось бы, параметры, при их изменении начинают порождать весьма неожиданные изменения тембра. И в данном случае звук получился, на мой взгляд, сказочным. Очень глубокая атмосфера, и к тому же с необычным характером.

Последний пример сложного тембра носит название Z-strings_Live, что отражает название заводского пэтча и тот факт, что при записи использовалось живое управление параметрами синтеза. Контроллеры — ленточные слайдеры и колесо модуляции, больше ничего. Но и этого хватило с лихвой, если судить по необыкновенно изменчивому и многоплановому звуку. Матрица модуляции здесь задействована очень плотно, каждое движение руки порождает не только изменение нескольких параметров синтеза, но и их взаимодействие между собой. Результат… описывать сложно, лучше его просто прослушать.

Дейв Смит в МО

Имя Дейва Смита неразрывно связано с индустрией современных музыкальных инструментов. Прежде всего, он основал компанию Sequential Circuits, выпускавшую один из самых знаменитых синтезаторов всех времен — Prophet 5. Затем был одним из разработчиков интерфейса MIDI, совершившего настоящую революцию в использовании инструментов, и приведшего к появлению несколько новых типов музыкальных продуктов.

После закрытия компании SCI Дейв Смит работал над физическим моделированием в компании Yamaha и над синтезатором Wavestation в компании Korg, был президентом фирмы Seer Systems, где разработал первый в мире виртуальный синтезатор для персонального компьютера (который потом был продан компании Creative Labs и использовался в ее звуковой плате AWE64), а также популярный виртуальный синтезатор Reality.

Последнее время Дейв Смит занимается созданием новых инструментов в основанной им компании Dave Smith Instruments. Он включен в Залы Славы Mix Foundation и журнала Keyboard, является обладателем наград AES и Technical Grammy.

Естественно, многие аспекты столь плодотворной деятельности Дейва Смита находили отражение в различных материалах нашего журнала. Например, статья про синтезатор Prophet 5 была опубликована в рубрике "Раритет" октябрьского номера МО за 1997 год. Виртуальный инструмент Seer Systems Reality был подробно рассмотрен в майском номере за 2000 год. Среди многочисленных материалов о MIDI стоит выделить цикл статей "MIDI в деталях", публиковавшийся с августа 2003 по январь 2005. А современная продукция была рассмотрена в статьях про синтезаторы DSI Prophet '08PE и Mopho.

Все эти, а также многие другие материалы можно найти на наших сайтах: www.moinf.info и www.muzoborudovanie.ru.

Журнал МО продолжает внимательно следить за интересными новинками как компании DSI (свидетельством чему является данная статья о синтезаторе Prophet 12), так и других производителей, стараясь предоставить своим читателям достоверную и как можно более полную информацию об интересующим их оборудовании. Таковой мы видим свою задачу и на будущее.

Заключение
В завершение этого обзора я бы хотел еще раз обобщить свои наблюдения. За две недели плотного знакомства с DSI Prophet 12 я пришел к выводу, что он имеет одну из мощнейших систем синтеза звука среди немодульных синтезаторов, представленных на современном музыкальном рынке. Это очень разносторонний и гибкий инструмент с огромными возможностями для создания как разнообразных ординарных тембров, так и сложных подвижных атмосфер. Взять хотя бы простой технический момент: взаимная модуляция основных осцилляторов, рассмотренная ранее, доступна отнюдь не только непосредственно в секции панельного управления. Параметры осцилляторов также можно выбрать в матрице модуляции. Уже произвольно. А осцилляторов — четыре штуки! Какой вывод можно сделать даже из этого? Я бы сказал: далеко идущий. Если учесть многообразие всех остальных звукообразующих элементов, а также гибкость управления их параметрами, то становится очевидным, что синтезатор заслуживает отличной оценки.

Таким образом, в своем классе это почти универсальный синтезатор. Единственный нюанс, на который я бы обратил внимание, относится конкретно к басовым звукам. Именно басы в Prophet 12 показались мне не такими мощными, какими они бывают, например, в большинстве чисто аналоговых синтезаторов. Этим вопросом я занимался специально, конструируя одноосцилляторные и однослойные пэтчи с простыми аналоговыми формами. Вероятно, здесь сказывается влияние цифровой природы осцилляторов. Поэтому, если для записи музыки вам требуется что-нибудь особенно стенобитное, то на роль основного баса я бы предложил взять какой-либо специализированный инструмент. Но — только для такого случая. Все остальные инструментальные партии — и соло, и подклады, и ритмизированный бас второго плана, и разнообразные эффекты — все они легко извлекаются из глубочайших недр DSI Prophet 12.

Звуковые примеры

01_FX_patch1 (2,78 Мб)
02_FX_patch2 (2,35 Мб)
03_Modulated_pad (3,31 Мб)
04_Detuned_pad (3,93 Мб)
05_Pad (2,99 Мб)
06_Patch_arpeggio (4,78 Мб)
07_Filter_Env-Delay (3,57 Мб)
08_Split_Layers1 (4,68 Мб)
09_Split_Layers2 (4,49 Мб)
10_Stack_patch1 (7,15 Мб)
11_Stack_patch2 (4,94 Мб)
12_Stack_patch3 (6,52 Мб)
13_Stack_patch4 (3,32 Мб)
14_Stack_patch5 (5,03 Мб)
15_Stack_patch6 (3,15 Мб)
16_Bass (4,18 Мб)
17_Bass-morph (5,83 Мб)
18_Bass_arpeggio (6,75 Мб)
19_Shaped_triangle (2,96 Мб)
20_Shape_mod (6,52 Мб)
21_Judgement_Day_theme (7,47 Мб)
22_Feedback_on_pad (8,1 Мб)
23_Z-strings_Live (16,3 Мб)

Модели: 
Sequential Prophet 12
5
Ваша: нет Средняя: 5 (голосов: 1)

Реклама

Рейтинг@Mail.ru