Статья "DSI Mopho"

Автор: 
Владимир Сапрыкин
Дата первой публикации: 
июл 2012

Аналоговый звуковой модуль.

Mopho представляет собой одноголосный аналоговый синтезатор. Это самый маленький инструмент, выпускаемый компанией Dave Smith Instruments (наряду с моделью Tetra в аналогичном корпусе). Несмотря на малые размеры (19 x 13 x 3,5 см), это полноценный синтезатор с традиционными для DSI шаговыми секвенсорами. Он имеет цифровое управление и систему хранения пэтчей, вмещающую три банка по 128 ячеек.

Синтезатор выполнен в виде настольного модуля. Небольшой вес (около 0,7 кг) и наличие памяти для пэтчей позволяет использовать его в качестве переносного инструмента.

Лицевая панель и коммутация
Панель управления синтезатора выглядит аскетично (рис. 1). В центре есть небольшой дисплей (2 x 16 символов), под ним четыре назначаемых регулятора (энкодеры с неограниченным вращением), еще ниже — линейка из четырех энкодеров с постоянно закрепленными параметрами. Справа от дисплея находится кнопка записи параметров, а вдоль правого края корпуса расположены регулятор выходной громкости, кнопка активации режима назначения энкодеров и кнопка-триггер для прослушивания звука синтезатора без подключения клавиатуры. Она обозначена закольцованной надписью "Push It!".

Слева от дисплея находится кнопка для входа в режим выбора пэтчей и энкодер Program для пролистывания этих пэтчей. Ниже есть две многофункциональные кнопки для пролистывания пэтчей, банков и параметров, в зависимости от текущего режима, и регулятор Pitch, устанавливающий глобальную высоту тона обоих осцилляторов.

Задняя панель модуля (рис. 2) содержит разъем для адаптера питания (входит в комплект), входной и выходной MIDI-разъемы, пару несимметричных аудиовыходов на джеках, аудиовход (джек), а также стереовыход для наушников. Все подписи к разъемам сделаны в верхней части лицевой панели.

Операционная система и управление
Несмотря на то, что DSI Mopho, по сути, является аналоговым синтезатором, управление всеми параметрами выполняется с помощью цифрового микропроцессора и небольшого набора энкодеров, то есть регуляторов с неограниченным вращением. Подобная структура управления имеет как плюсы, так и минусы. Из плюсов можно назвать то, что при помощи ограниченного количества физических органов управления можно контролировать в совокупности огромное количество параметров синтеза, что мы и видим на примере Mopho. Кроме того, взаимная коммутация основных синтезаторных узлов становится проще. Условно говоря, в таком синтезаторе вместо механических переключателей и толстого жгута проводов есть электронно-управляемая матрица коммутации, позволяющая, в принципе, соединить что угодно и с чем угодно. Еще одним положительным моментом такого симбиоза аналоговых и цифровых схем является возможность сохранения в памяти устройства большого количества пресетов.

Минус заключается в том, что управление синтезатором с его же собственной лицевой панели становится опосредованным и не очень удобным. Бесконечно вращая энкодер, отсчитывая щелчки дозирующего механизма и глядя на дисплей, вы даже не изменяете контрольное напряжение в каком-либо электронном узле. Вы всего лишь подаете команду процессору провести пересчет текущего параметра и передать результаты в ЦАП, который и выдает некое аппроксимированное значение управляющего напряжения для данного узла. Для изменения параметра, который предварительно не назначен на один из имеющихся физических органов управления, нужно вначале найти его в недрах операционной системы (вывести на дисплей), а уже затем регулировать. Управление вроде бы и гибкое, но довольно медленное. Лично мне, например, значительно удобнее было бы иметь под рукой обычные потенциометры вместо энкодеров, и побольше. Впрочем, поскольку Mopho в любом случае нуждается во внешнем источнике MIDI-сигналов, обеспечить хорошую управляемость можно, подобрав MIDI-клавиатуру с большим количеством программируемых панельных элементов.

Синтезатор построен по классической схеме осциллятор-фильтр-усилитель. На рис. 3 показана его структурная схема. Есть два осциллятора с четырьмя формами волны, одна из них — импульсная, регулируемая. Ширину импульса можно установить статически, просто выбрав нужную величину, или задать ее динамическое изменение, применив модуляцию. Выходы осцилляторов смешиваются в микшере. Базовая высота тона, а также тонкая расстройка, регулируются отдельно для каждого осциллятора. Есть возможность синхронизации. Каждый осциллятор имеет собственный субосциллятор с независимой регулировкой уровня сигнала. Источник шума представлен отдельным генератором, также с независимой регулировкой уровня. Выходы микшера, субосцилляторов, генератора шума, а также внешний сигнал с аудиовхода суммируются и поступают в фильтр, а из него — в регулируемый усилитель. В усилителе сигнал разделяется на две части, формируя выходную стереопару.

Здесь же на схеме можно увидеть не вполне привычную вещь, а именно — управляемую цепь обратной связи. Выходной сигнал левого канала стереопары постоянно скоммутирован с аудиовходом. Коммутация механически прерывается только в том случае, когда во входной разъем вставлен джек. Такая схема позволяет без дополнительных усилий возвращать выходной сигнал синтезатора в цепь формирования звука (до фильтра!), внося в него специфическую окраску, обычно напоминающую овердрайв. Если же дополнительные усилия все-таки затратить, то выходной сигнал лучше вначале отправить на внешнюю обработку, а уже затем, подключив кабель к входу Audio In, вернуть в схему. Достаточно применить в этой цепочке хотя бы легчайшую задержку, чтобы изменить характер формируемого звука, не говоря уже о более сложных эффектах.

Цепи прохождения модулирующих сигналов, для простоты восприятия, на схеме не показаны. Учитывая, что синтезатор имеет четырехслотовую матрицу модуляции, позволяющую модулировать любой параметр, рисовать эти цепи, действительно, было бы затруднительно. Да и особого смысла в этом нет. Достаточно помнить, что в качестве источников модулирующего сигнала могут выступать контрольные сигналы клавиатуры, три генератора огибающей, четыре LFO и четыре шаговых секвенсора. Два из трех генераторов огибающей привязаны к собственным блокам (осцилляторы и фильтр), и только третий — свободно назначаемый. Но матрица модуляции имеет одинаковый доступ ко всем трем.

Управлять синтезатором с панели чрезвычайно просто, если говорить о самой логике процесса. Если же иметь в виду количество времени, которое требуется для полного программирования какого-либо пэтча, то управление следует считать если и не сложным, то, во всяком случае, трудоемким.

Синтезатор имеет три режима работы: Program, Edit, Global. Program Mode — режим программ, или пэтчей. В этом случае дисплей показывает текущий номер банка, название и номер пэтча. Расположенный слева от дисплея энкодер Program, а также кнопки "+" и "-" под ним, позволяют пролистывать пэтчи в текущем банке. Долгое нажатие одной из кнопок позволяет переключить банк.

Для оперативного изменения параметров пэтча предназначены восемь энкодеров. Четыре, расположенные в нижней линейке, управляют только теми параметрами, названия которых написаны под ними. Причем, если частота среза и резонанс относятся к единственному имеющемуся фильтру, то параметры Attack и Decay/Release управляют одновременно всеми тремя генераторами огибающей.

Над линейкой жестко запрограммированных регуляторов находятся четыре произвольно назначаемых энкодера. Это назначение делается для каждого пэтча индивидуально. Стоит покрутить любой из восьми перечисленных регуляторов, как синтезатор переключается в режим редактирования пэтча (Edit Mode). На дисплей при этом выводится название соответствующего параметра, его текущее значение и значение, сохраненное в пэтче. В этом случае ручка Program, как и пара кнопок, изменяет лишь значение текущего параметра. Чтобы вновь вернуться в режим пэтчей, следует кратковременно нажать кнопку Program Mode. Продолжительное ее нажатие переводит синтезатор в режим глобальных настроек (Global Mode). Чтобы выйти из него и вернуться к списку пэтчей, нужно снова кратко нажать эту же кнопку.

Для программирования произвольно назначаемых энкодеров служит кнопка Assign Parameters. После нажатия над ней зажигается световой индикатор, обозначающий готовность к процедуре назначения. Теперь нужно всего лишь поочередно крутить регуляторы, выискивая для каждого из них тот параметр, которым вы хотите управлять. Нашли нужное название — оставили его и перешли к другому энкодеру (обратите внимание: сейчас мы лишь выбираем параметр для будущего редактирования, но не устанавливаем его значение). Список там немалый, но он одинаков для всех четырех энкодеров. Кроме обычных параметров синтеза в списках присутствуют слоты матрицы модуляции и (пошагово!) все четыре секвенсора. В общем, крутить ручки здесь можно очень долго. После того, как все настройки сделаны и нужные параметры назначены на ручки управления, нужно снова нажать кнопку Assign Parameters, чтобы погас ее индикатор. Вот и все, назначение произведено. Теперь, вращая эти четыре энкодера, мы уже в реальном времени можем изменять значения присвоенных им параметров. На рис. 4 приведены несколько снимков дисплея, сделанных в режиме редактирования пэтча.

Еще раз повторю, что назначенные на каждый энкодер параметры сохраняются не глобально, а индивидуально в каждом пэтче. Если переключиться в другой пэтч, то вы найдете там совсем другие выведенные наружу параметры. И если не сохранить сделанные в "своем" пэтче изменения и настройки, то они будут потеряны. Для сохранения пэтча нужно воспользоваться кнопкой Write, после чего настройкам уже ничего не грозит. Вот, собственно, и все, что касается управления синтезатором.

Учитывая количество настроек, понятно, что программирование пэтча с лицевой панели будет слишком громоздким. Нажали кнопку, назначили четыре параметра, выбрали значения, затем снова нажали кнопку, чтобы проверить, как оно работает в реальном времени. Затем приходится еще и еще нажимать кнопку, выставлять значения параметров, может быть, переназначать ручки, чтобы в конце концов "оставить" на регуляторах те параметры, которые потребуются в будущем для живого управления.

Этот процесс пошаговой настройки напоминает программирование знаменитого роландовского синтезатора TB303. Только параметров в нашем случае значительно больше. Проведя несколько циклов назначений и настроек, забудешь, что уже успел сделать к этому моменту. К тому же, в этом случае придется постоянно держать в памяти структурную схему синтезатора, чтобы не программировать его вслепую.

Но, к счастью, есть и другой путь, более легкий и наглядный. Нужно лишь воспользоваться специальным программным редактором. Он позволяет существенно облегчить и ускорить процесс настройки синтезатора, поскольку предлагает визуальный доступ почти ко всем параметрам сразу.

Программный редактор
Программные редакторы позволяют перенести центр управления всеми параметрами на компьютерный монитор. Многие современные синтезаторы имеют такие программы, хотя некоторые из них, как мне кажется, просто следуют веяниям моды. Но во многих случаях без такого редактора сложно обойтись. В особенности, когда вопрос касается миниатюрных устройств, лицевая панель которых физически не может вместить достаточное количество органов управления или, скажем, большой дисплей. В случае с DSI Mopho программный редактор действительно необходим, поскольку без него поиск новых звучаний потребует от музыканта определенной усидчивости.

Редактор для синтезаторов семейства Mopho доступен для скачивания на сайте www.soundtower.com. Он так и называется: Mopho SoundEditor. Есть две версии программы. Бесплатная облегченная (Light Edition) предлагает полный доступ ко всем традиционным параметрам синтеза. Расширенная версия (Pro Edition) имеет тот же функционал плюс некоторые специальные функции, как, например, Program Genetics (мгновенное создание полного банка новых звуков, на основе комбинирования параметров двух предварительно выбранных пэтчей), Morpher (плавный морфинг звука между двумя пэтчами в реальном времени) и некоторые другие, о которых подробно сказано в пользовательском руководстве. Но версия Pro уже не бесплатная.

Редактор предназначен для работы в ОС Windows XP или Vista, а также в Mac OS X версии 10.3 или выше. Системные требования весьма скромные: около 20 Мб на жестком диске, не менее 256 Мб RAM и MIDI-интерфейс. Подключать синтезатор нужно сразу двумя кабелями. Один из них соединяет MIDI-выход Mopho с MIDI-входом компьютера, а второй включается встречно. В клавишной версии синтезатора вместо традиционных MIDI-портов можно также использовать интерфейс USB.

Инсталляция программы проходит быстро и без неожиданностей. Состыковка с синтезатором тоже не вызывает проблем. При первом запуске, если синтезатор еще не подключен, программа выбрасывает маленькое диалоговое окошко, где предлагает выбрать версию синтезатора (рис. 5).

Если же все уже скоммутировано и включено, то, ненадолго показав информационный транспарант, программа сразу входит в рабочий режим, открывая главное окно, которое называется Program (рис. 6). Именно здесь выполняется основная работа по редактированию программ, то есть пэтчей.

Забегая немного вперед, хочу немного подробнее рассказать о подключении. Интерфейсом USB оснащена только клавишная версия синтезатора. В модульном варианте этого порта нет, и в результате клавишная версия оказывается в гораздо более выгодном положении. Подключаться к редактору она может как посредством стандартных MIDI-портов (разъемы DIN5), так и через порт USB. В любой момент создаваемый звук можно прослушать, просто пробежавшись пальцами по клавиатуре, что мне видится очень важным. Кроме того, поскольку на лицевую панель клавишной версии выведено приличное количество кнопок и ручек, быстро настроить большинство необходимых параметров можно вообще без подключения к компьютеру.

Бесклавиатурный модуль в какой-то степени выглядит бедным родственником. Ведь для сопряжения синтезатора с компьютером используются оба порта MIDI. Значит, клавиатуру придется отключить, а других средств для связи с внешним миром сам модуль не имеет. Что же делать? Как прослушивать результат редактирования?

Можно нажимать на корпусе модуля чудо-кнопку "Push it!", но она всегда запускает одну и ту же ноту. А как оценить изменения тембра при повышении или понижении высоты тона? Не перепрограммировать же ее. Можно еще использовать виртуальную клавиатуру, входящую в состав программы, но это значит, что вам придется щелкать по ней мышью. Немного разнообразнее, но, все же, не совсем то. Можно использовать непосредственно компьютерную клавиатуру. Клавиши в ряду от Z до M соответствуют белым клавишам фортепиано в диапазоне "До" — "Си", а клавиши S, D и G, H, J — черным (рис. 7). Нажав одновременно несколько буквенных клавиш, можно уже запустить и нормально отслушать арпеджиатор. Причем, здесь уже есть специально назначенные клавиши для октавного транспонирования и для изменения динамики (Velocity). Это гораздо лучше виртуальной клавиатуры, но тоже не совсем по-настоящему.

Я опробовал все описанные выше способы звукоизвлечения, но воспользовался четвертым способом, позволяющим играть "по-человечески", используя возможности MIDI-клавиатуры. Для этого MIDI-выход компьютера я соединил с входом клавиатуры, а выход клавиатуры — с MIDI-входом синтезатора. То есть, по сути, включил клавиатуру в разрыв, настроив в ней смешивание входного сигнала с выходным. После этого уже можно было свободно крутить ручки на экране компьютера и одновременно слушать, что же получилось, нажимая на привычные клавиши.

Однако подобное подключение можно реализовать только с развитыми моделями MIDI-клавиатур. Если клавиатура имеет только выходной порт, такую схему собрать нельзя. Но проблема легко решается, если ваш компьютер имеет несколько MIDI-входов. Клавиатуру нужно просто подключить в свободный порт, а все остальное поручить самой программе.

Перед началом работы с программным редактором следует явным образом указать ему MIDI-порты, к которым подключен синтезатор. Для этого нужно забраться в меню MIDI и выбрать строчку MIDI Setup (рис. 8). Все настройки производятся в открывшемся диалоговом окне, на вкладке MIDI Ports. И вот здесь нужно обратить внимание на вкладку "MIDI In — Keyboard Controller". В окне настроек она расположена рядом, а на рис. 8 ее содержимое показано снизу, дополнительной врезкой. В этой вкладке нужно выбрать и активировать порт, к которому подключена клавиатура. Программа поймет, что этот порт следует использовать как контроллерный, и будет сама направлять все клавиатурные команды с этого входа в синтезатор.

Кроме указанных MIDI-настроек никаких дополнительных действий от вас не требуется. Программа сразу будет готова к работе.

Чтобы избавиться от необходимости всякий раз щелкать мышью по экрану, двигая виртуальные регуляторы, я запрограммировал MIDI-клавиатуру, назначив несколько параметров на ее собственные органы управления. Однако тот тип подключения, который я выбрал, не позволял визуально отслеживать изменяемые параметры, ведь клавиатура соединялась с выходным портом программного редактора, и он ее "не видел". Тогда я подключил клавиатуру к дополнительному входному MIDI-порту компьютера, как рекомендовано, в ожидании, что мои манипуляции с ней будут отражаться в рабочем окне редактора. То есть, я двигаю ползунок регулятора на клавиатуре, а на экране должен, например, поворачиваться соответствующий регулятор, — ведь теперь все изменения контроллеров передаются на вход редактора. Но оказалось, что и в этом случае программа не отображает визуально мои действия, хотя все они аккуратно передаются в синтезатор, изменяя звук. Все эти нарисованные потенциометры и кнопки вращаются и переключаются только при манипуляциях на лицевой панели самого синтезатора. Ну и, конечно, при непосредственном воздействии указателя мыши на экране. Так что внешняя клавиатура в каком-то смысле действует скрытно.

В рабочем окне Program все узлы синтезатора отображены отдельными секциями, в виде серых прямоугольников в рамке. Визуально они аккуратно разведены по сторонам. Слева находятся основные звукогенерирующие блоки: осцилляторы, фильтр и усилитель с собственными огибающими, а также секция Envelope 3. Этот генератор свободно назначается на управление любыми параметрами. Все три генератора огибающей имеют графические дисплеи, отображающие форму вырабатываемого сигнала (или эпюры напряжений, говоря научным языком).

В правой части окна находятся, главным образом, блоки, отвечающие за разнообразную модуляцию и живое управление: стандартные контроллеры (Controls), матрица модуляции (Modulators), LFO, включатели арпеджиатора и секвенсора, регулятор темпа с делителем частоты, селектор диапазона действия колеса Pitch Bend. Визуально самые маленькие секции справа относятся к настройкам физических органов управления синтезатора, расположенных на лицевой панели.

Секция "Push It!" говорит сама за себя. В ней выбирается, какую ноту и с каким уровнем динамики будет запускать нажатие одноименной кнопки. В секции Assign находятся селекторы параметров, которые назначаются на панельные энкодеры. На рис. 9 я свел вместе сразу несколько выпадающих списков. Они содержат, в общей сложности, больше сотни пунктов, но найти нужный можно буквально за три-четыре секунды. При работе на лицевой панели самого синтезатора перелистывание списков потребовало бы гораздо больше времени.

В секции Controls можно выбрать параметры, которыми будут управлять стандартные клавиатурные контроллеры, например, Mod Wheel, Velocity, Aftertouch. Глубина воздействия настраивается индивидуальными регуляторами. Некоторые из доступных целей управления показаны на рис. 10. На этой иллюстрации для экономии места я также объединил несколько выпадающих списков. В центральной колонке находится основное меню выбора, слева от него развернут список параметров осцилляторов. В колонке справа показаны доступные параметры из группы Envelope.

Точно такие же списки целей открываются в матрице модуляции, в секциях LFO и Envelope 3. Перечень доступных источников матрицы модуляции показан на рис. 11.

Таким образом, на один и тот же параметр в одно и то же время можно воздействовать многократно и разнообразно. Равно как и один источник может синхронно модулировать несколько целей. Как раз в компьютерном редакторе все эти возможности легко оценить визуально. Все LFO и генераторы огибающей работают с параметрами как напрямую, так и через матрицу модуляции. Матрица привлекает также кучу контрольных сигналов с других узлов, например, с дорожек секвенсора, которые в то же время имеют собственные, непосредственно назначаемые цели модуляции. Контрольные сигналы, вырабатываемые клавиатурой, посредством матрицы могут параллельно управлять сразу несколькими параметрами. Так что повторю: промодулировать здесь можно что угодно и как угодно.

На первый взгляд, в различных секциях редактора есть только вращаемые ручки и выпадающие списки, но не видно обычных кнопок, которые используются для переключения параметров. На самом деле, кнопки есть, но они выглядят как маленькие прямоугольные световые индикаторы красного или желтого цвета. Если кнопка "нажата", то включается подсветка. Красные кнопки — это обычные переключатели параметров. Желтые кнопки используются для синхронизации настроек. Например, нажав кнопку в секции усилителя (она обозначена Adj All Env), можно синхронно менять одноименные параметры всех трех огибающих, потянув мышью единственный регулятор.

Прямо под линейкой меню в верхней части окна программы можно увидеть прямоугольные кнопки с надписями. Некоторые из них, например, Morpher, в бесплатной версии не функционируют. Прочие же открывают доступ к обозначенной в названии функции, обычно вызывая то или иное диалоговое окно. К примеру, кнопка Write предназначена для записи пэтча в память Mopho.

Две центральные кнопки имеют надписи, выделенные цветом. Они открывают дополнительные рабочие окна программы. Кнопка Program Banks поднимает окно, где представлены одновременно все три банка с полным списком пэтчей (рис. 12). В этом окне можно быстро найти и загрузить любой пэтч, а вызвав дополнительные меню, решить множество других задач. Например, сохранить резервную копию пэтча или целого банка на жесткий диск компьютера, загрузить банк обратно в синтезатор, загрузить измененный пэтч, быстро переименовать или инициализировать пэтч (то есть, обнулить все его параметры). В версии Pro доступны некоторые другие функции.

Кнопка Sequencer переключает окно редактора в режим управления секвенсорами (рис. 13). Кстати, на самой кнопке при этом надпись меняется на Program, чтобы было понятно, куда приведет ее повторное нажатие.

Секвенсоров здесь четыре штуки. Как и в других синтезаторах компании DSI, секвенсор в Mopho позволяет записывать произвольную последовательность значений любого параметра. Простейший случай — программирование высоты тона осцилляторов, Osc Freq, что позволяет создать короткую мелодию. Параллельно с этим можно создавать последовательность разновеликих значений других параметров, например, ширины импульса, уровня сигнала субосциллятора или частоты среза фильтра. В сущности, секвенсор здесь играет роль программируемого модулятора. Попутно он может модулировать иные, традиционные модуляторы. Например, можно пошагово изменять любые параметры, относящиеся к LFO или генераторам огибающей. Очень занимательно, в частности, прописывать секвенцию для параметра Output Pan. Обычно применяемый для таких целей эффект типа пинг-понг работает по строго заданному алгоритму, типовой автопаннер чаще всего вообще подчиняется генератору гармонической функции. Секвенсор же лишен этих ограничений и позволяет формировать любую последовательность, включая гармоническую (конечно, в аппроксимированном варианте).

Если отказаться от мелодических построений, то секвенсор будет лишь динамически менять тембр звука. И характер этих изменений будет целиком во власти того, кто их программирует.

Каждый секвенсор имеет по 16 шагов. Значение параметра в каждом шаге графически отображается выдвижными вертикальными планками, или слайдерами. Потянув планку мышью, можно уменьшить или увеличить это значение. Непосредственно по высоте планки можно лишь приближенно оценить величину параметра. Точное его значение обозначено в маленьком окошке, прямо под планкой. Что именно там будет написано — зависит от типа параметра, который выбран в выпадающем списке Destination. Если вы модулируете высоту тона осцилляторов, то в окошке будут обозначены ноты (например, Е1 или D#2). Во всех остальных случаях значения будут показаны числами, от 0 до 125. Если в выпадающем списке целей модуляции выбрать значение Off, то секвенция ни на что влиять не будет. Она останется просто картинкой на экране, не более.

Второй и четвертый секвенсоры имеют расширенный перечень назначений (он показан на рис. 14). Собственно, "расширение" перечня — это одна дополнительная нижняя строчка в списке, Sequencer Slew. Здесь имеется в виду распространенное в модульных синтезаторах устройство, Slew Limiter, он же процессор запаздывания сигнала, он же, в сущности, — интегратор. Его задача — сглаживать мгновенные скачки напряжения, формируя плавные изменения контролируемого параметра. Типичный пример его действия — всем известное портаменто, или глайд. Но есть важное отличие. Когда вы крутите ручку типового портаменто, синтезатор с одинаковой скоростью отрабатывает все переходы между нотами. Slew Limiter в секвенсоре позволяет, во-первых, выбирать, когда использовать сглаживание, а когда — нет. А во-вторых, вы можете устанавливать скорость скольжения индивидуально в каждом шаге. Скажем, работая с фильтром, можно оживлять переходы, подобно тому, как это делалось в уже упоминавшемся ранее Roland TB303. В нашем случае второй секвенсор управляет плавностью изменений параметра в первом секвенсоре. Четвертый секвенсор, в свою очередь, управляет третьим. То есть, сами по себе второй и четвертый секвенсоры в таком режиме на звук не влияют. Они лишь "шлифуют" работу первого и третьего секвенсора.

Секвенцию можно произвольно укорачивать, установив метку Reset на первом "лишнем" шаге. Если в каком-то шаге нужна пауза, то ставим метку Off. И то, и другое вызывается последовательным нажатием одной и той же кнопки. Ряд этих кнопок проходит над линейкой выдвижных планок. На рис. 15 можно увидеть, что секвенция укорочена наполовину (в девятом шаге установлено RST), а в пятом шаге у нас пауза (OFF), то есть текущему параметру не присвоено значения.

Программировать секвенцию можно двумя способами. Первый уже описан ранее: тянем каждый слайдер за хвостик до получения искомой величины. Это если нужны точные значения, например, при создании мелодии. Если же требуется секвенция общего плана, с плавным изменением параметра, то удобнее воспользоваться вторым способом. Для этого нужно открыть меню Draw Mode (одноименной кнопкой в правом верхнем углу) и выбрать режим Pen (рис. 16). Теперь мышь в ваших руках имитирует обыкновенную ручку для письма. Наведите ее в окно секвенции и, нажав кнопку, единым росчерком проведите линию нужной формы. Концы всех слайдеров автоматически притягиваются к проведенной линии. Если не понравилось — просто черкните заново. Процедура, надо сказать, очень занятная. Кнопкой Reset (она слева), при необходимости, все шестнадцать шагов секвенции мгновенно обнуляются.

Рядом с кнопкой Draw Mode находится кнопка Seq Tmpl (подразумевается Sequencer Template). Если ее нажать, то появится окно выбора шаблона (рис. 17). В сущности, шаблоны — это банк готовых секвенций. Если выбрать какую-либо строчку и нажать соответствующую ей стрелочку в поле Send, то секвенция загрузится в синтезатор и одновременно отобразится в окне редактора.

В расширенной версии программы есть доступ к дополнительным функциям секвенсора. В частности, там есть возможность сохранять в компьютере собственные шаблоны (то есть, формировать собственную библиотеку секвенций). Любую секвенцию потом можно применить к любому пэтчу.

Когда программный редактор открыт в режиме секвенсора, справа от области секвенций можно увидеть уменьшенное изображение рабочего окна Program. Все элементы управления там настоящие, только их практически невозможно разглядеть, если, конечно, у вас не тридцатидюймовый монитор. Если щелкнуть правой кнопкой мыши в области одной из секций этого окна, то прямо над секвенсором всплывет именно эта секция, только увеличенная. На рис. 18 я собрал сразу два таких изображения, это секции модуляторов и осцилляторов. В действительности, они поднимаются только поодиночке, замещая друг друга при переключении. Здесь тоже все настоящее, и вы можете подредактировать какой-либо параметр, не выходя из окна секвенсора. Это удобно. Убрать плавающее окно можно, щелкнув вне его периметра левой кнопкой мыши.

Отмечу кстати, что любая секция в текущем режиме редактора точно также может быть "поднята" в увеличенном виде. Например, на рис. 19 показано плавающее окно секции фильтра. Само по себе увеличение здесь не столь велико, примерно 10-15%, а основное улучшение, как мне кажется, касается шрифтов. На плавающих окнах все шрифты крупные и видны очень четко, в то время как в обычном режиме просмотра они мелковаты. А в области выпадающих списков из-за своей корявости и вовсе читаются с трудом. Во всяком случае, на моем 17-дюймовом мониторе.

На приведенной иллюстрации можно увидеть дополнительную возможность редактирования, которую дает плавающее окно. На графике огибающей фильтра видны цифры, которые не отображаются в общем окне редактора. Они появились, когда я потянул указателем мыши прямо за узловую точку огибающей. Подобное графическое редактирование доступно также при "поднятии" окон усилителя (Amp) и третьей огибающей (Envelope 3).

Программа, то есть ее полное рабочее пространство, теоретически может отображаться на экране с увеличением или уменьшением, для чего имеет ряд предустановок масштаба (рис. 20). Однако на практике мне ни разу не удалось укрупнить изображение. 100% и все, что ниже, легко устанавливается. А попытки увеличения просто игнорируются. Возможно, это связано с разрешением дисплея. У меня оно укладывалось в рамки минимальных требований — 1024 x 768 пикселей. Рекомендуемое разработчиком разрешение составляет 1400 х 900, но, судя по тому, что я видел, рабочее окно редактора с таким разрешением будет слишком мелким, уже не говоря о шрифтах. Вероятно, в этом случае как раз и можно включать увеличенный масштаб.

Но это незначительные детали. В целом, на мой взгляд, редактор сделан толково. Интерфейс я бы назвал интуитивно понятным, поскольку он вряд ли требует какого-то глубокого изучения. Структура синтезатора при использовании редактора выглядит очевидной, все находится под рукой, ничего не нужно искать. И это хорошо, поскольку потенциал синтезатора можно раскрыть только в связке с редактором.

Звуковые примеры
Переходим к образцам звучания DSI Mopho.

Первые два образца — чистые басовые звуки, которые я записал заводскими пресетами с минимальными манипуляциями. В обоих случаях использовался один осциллятор. Файл OmniBass_patch показывает густой насыщенный бас с мягкой атакой. В процессе игры я немного модифицировал тембр, изменяя параметры фильтра: частоту среза, время спада (Decay) и уровень воздействия (Amount) огибающей. Аналогично был записан пример PressureBass_patch. Только в данном пэтче изначально была запрограммирована более жесткая атака.

Любопытно сравнить эти звуки с аналогичными образцами синтезатора Moog Minitaur, который позиционируется производителем как басовый синтезатор. Сравнение, конечно, получилось опосредованное, поскольку эти синтезаторы я держал в руках в разное время, хотя и с небольшим перерывом, — около месяца. Поэтому непосредственно сравнивать пришлось уже записанные звуки. Но впечатления от работы с Moog еще очень свежи в памяти, а поскольку такие сравнения в какой-то степени все равно субъективны, то я считаю возможным ими поделиться без опасения кого-либо дезинформировать. Это именно впечатления. Для полной ясности все субъективные характеристики я буду брать в кавычки. Итак, если говорить о "плотности" звука, то у обоих синтезаторов она сопоставима, в особенности, в одноосцилляторном режиме. Однако бас у DSI Mopho получается несколько более "злым", он будто пытается подавить слушателя. При манипуляциях с фильтром, постепенно отсекающим высокие частоты, низкочастотный остаток тоже ощущается по-разному. Moog Minitaur звучит более "жирно", временами его тембр кажется "маслянистым" и "обволакивающим". DSI Mopho ведет себя несколько иначе. Он будто пытается "давить" на слух до самого конца, но тембр у него как будто немного "суше". К тому же, в упомянутых ранее пэтчах кроме собственно баса мне слышны заведомо лишние отголоски, какой-то структурированный шум, из-за которого звук кажется грязноватым.

Стоит отметить, что субосцилляторы, если их подключить, не добавят басу ни "жирности", ни "плотности". Они формируют совсем другой звук, более широкий и объемный, но уже не имеющий того "ударного" характера.

В двухосцилляторном режиме голоса этих двух синтезаторов тоже воспринимаются по-разному. В одинаковых условиях Moog Minitaur формирует более "округлый" и "цельный" звук. Он более "широкий", чем при работе одного осциллятора, но все же достаточно "густой" при закрытом фильтре. Для звука DSI Mopho трудно подобрать нужное слово. Часто он кажется как будто более "пористым" или "рассыпчатым" хотя и не "рыхлым"

К предыдущему сравнению можно подключить еще один пример, он называется Arpeg1. Здесь Mopho исполняет арпеджио в режиме 3 Oct Up/Down. Пэтч использует оба осциллятора. В процессе записи я менял частоту среза фильтра, попутно прогуливаясь пальцами по клавиатуре в диапазоне нескольких октав. Про верхнюю часть диапазона говорить не буду, она, на мой взгляд, замечательная, а внизу мы слышим, в сущности, неплохой вариант двухосцилляторного баса. Насколько я помню, один из осцилляторов здесь работал с импульсной волновой формой. В данном случае звуки нижнего диапазона кажутся очень "сочными" но не очень "плотными" хотя здесь это их ни в коей мере не портит, а напротив, прибавляет колорита. Добавлю, что в данном примере использовалась внешняя обработка (многоотводная задержка).

Все-таки, немалое значение в формировании ощущений от игры на синтезаторе имеет возможность оперативно менять характер звука. В этом смысле я бы отдал предпочтение Moog Minitaur. На его панели управления стоят нормальные потенциометры и в нужном количестве. Поворот рукоятки всегда четко дозирован, и нужный звук настраивается мгновенно. В Mopho с этим сложнее. Например, чтобы закрыть фильтр, вместо одного плавного поворота ручки на 270 градусов я вынужден четыре или пять раз прокрутить мелкую голову энкодера, да еще при этом контролировать цифры на дисплее. Чтобы не заниматься этим, я вывел управление фильтром на MIDI-клавиатуру, где стоит обычный резистор с ограниченным ходом.

Относительно чистую работу фильтра можно услышать в примере под названием Twitter_patch. Слово patch в названии этого и нескольких других примеров означает, что для записи использовался неизмененный заводской пэтч.

Для записи примера Osc_Kbd-off я воспользовался тем, что осцилляторы имеют отключаемый трекинг, то есть отслеживание клавиатуры. Я отключил его в одном осцилляторе (кнопкой Keyboard), а во втором оставил включенным. Теперь первый осциллятор стал воспроизводить одну и ту же высоту тона, какую бы клавишу я не нажал. Это та самая "базовая" высота, которая в редакторе устанавливается поворотом регулятора Osc 1 Freq. Второй осциллятор играл обычным образом. В результате получилось нечто вроде волынки.

В файлах Ana_Kick и Mopho_Kick показаны пресетные звуки ударных, а именно — аналоговой бочки. Такие звуки получают обычно в режиме самовозбуждения фильтра (в режиме 24 дБ/окт), с короткой огибающей, жестко снимающей генерацию. Мне они вообще не понравились. Первая бочка откровенно слабая и, к тому же, она что-то постоянно ловит в самом низу, какие-то переходные процессы. Наверное, их можно списать на недонастроенный секвенсор (пресет действительно использует секвенцию), хотя я припоминаю, что подобные "вздохи" попадались мне и в нескольких других пэтчах, без секвенций.

Вторая бочка более хлесткая, но слишком легкая, без опоры. В настоящее время такие звуки не столь актуальны, как лет двадцать назад, к тому же существует множество готовых звуковых библиотек, так что слабая бочка меня не огорчила. Да и сам стиль "транс" с многочисленными производными, в котором она чаще всего использовалась, тоже изменился. Скажем, в записях группы Astral Projection тех лет аналоговая бочка (Kick) звучала вообще во всех композициях, и была она густая и тягучая. Сейчас предпочтения музыкантов, как и используемый инструментарий, изменились, но сам по себе аналоговый синтез от этого факта, конечно, не стал другим. В качестве примера современного аналогового синтезатора, который умеет формировать звуки бочки, могу привести модель Red Square фирмы Analogue Solutions. Правда, это полумодульный синтезатор, и размер у него раз в десять больше. Но зато бочка там — что надо. Кстати, синтезаторы Moog тоже неплохо справляются с этой задачей, хотя и по-своему.

Но вернемся к Mopho. В примере Switched_on_patch можно прослушать, как работает секвенсор, а конкретно — как он управляет осциллятором. Я лишь нажал и удерживал клавишу, немного вращая ручку фильтра, а играл сам секвенсор. Учитывая то, что данная секвенция — это кусочек известной ре-минорной токкаты И.С. Баха, то название пресета следует понимать как отсыл к творчеству Уолтера Карлоса (позднее — Венди Карлос), а именно — к его первому альбому "Switched-On Bach" (1968 г.). И скорее всего, как я полагаю, это дружеский жест, направленный Роберту Мугу, ведь свой первый альбом Карлос записывал на модульных синтезаторах марки Moog серии "C".

Продолжим обсуждать секвенсор. В файле 1Seq_patch показано, как звучит заводской пэтч, в котором секвенсор управляет фильтром. В процессе записи я дополнительно манипулировал параметрами фильтра, в том числе огибающей, чтобы придать изменениям звука дополнительную динамику. В пэтче также использовалась модуляция выходной панорамы — ее очень хорошо слышно.

Для записи следующего примера я задействовал сразу три дорожки секвенсора. В первой записал короткую мелодическую фразу. На вторую дорожку я записал разнообразные выбросы шума. То есть, выбрал в качестве цели параметр Noise Level из группы OSC и вытянул на разную высоту несколько слайдеров. Третья секвенция управляла частотой среза фильтра, формируя небольшие всплески. Дополнительно я установил гармоническую модуляцию панорамирования. Здесь нет никакой внешней обработки, скрывающей нюансы, и звук максимально сухой. В процессе записи я немного манипулировал огибающей фильтра. Файл с примером называется 3Seq_patch.

Для следующего примера я тоже сконструировал новый пэтч. Здесь задействованы два модулируемых осциллятора и один субосциллятор, а также генератор шума с модуляцией уровня. Используется модуляция фильтра и панорамирования. Дополнительно я применял внешний процессор эффектов. Запись велась в диапазоне нескольких октав. Звучание пэтча получилось массивным, широким. Файл с этим примером называется 2osc-sub-noise.

Для следующего примера я тоже использовал шипящий и неоднородный, но несколько менее массивный тембр. Здесь я включил арпеджиатор и использовал полученный звук в качестве аккомпанемента для несложной мелодии, которую наигрывал на другом синтезаторе. Использовался процессор эффектов (дилей и реверберация). Файл с этим примером называется Arpeg-solo.

Еще два примера показывают работу Mopho в басовом регистре, тоже в связке со звуком другого синтезатора. В первом случае бас рассыпчатый, с медленным закрыванием фильтра. На его фоне высоким голосом исполнялась сольная партия. Файл называется Mopho_bass-lead. Во втором примере бас более упругий и очерченный, и работает он в паре с электроорганом. Вначале проигрывается только басовая фраза, орган присоединяется позже. Электроорган здесь довольно звонкий и насыщенный, однако бас уверенно встраивается в свой диапазон, придавая звучанию необходимый вес. Файл называется Bass-organ.

Напоследок я записал с использованием Mopho небольшую композицию. В ней всего шесть дорожек, сыгранные двумя синтезаторами. Первая — ритмический пэтч из банка Mopho, с секвенсором и арпеджиатором. Композиция начинается именно с него. Хорошо слышны повторяющиеся последовательности выплесков фильтра и сдвига панорамы, которые формируют неплохую ритмическую основу. Мелодическая секвенция здесь не программировалась, и переходы я проигрывал на клавиатуре.

Эту ритмическую партию, играющую где-то в нижней середине частотного диапазона, я дополнительно усилил басом, также сформированным в Mopho. Тембр выбрал простой, но с четко очерченными границами. Его тоже хорошо слышно — он вступает одновременно с мелодической темой. Соло в первой части композиции (воздушными колокольчиками) и синтетический подклад сыграны на Novation KS. К ним на заднем плане присоединяется еще один подголосок — это пресет Mopho со звуком электрооргана. Он вступает одновременно с повтором мелодической фразы и, конечно, играет одноголосием.

Когда соло на колокольчиках заканчивается, его тему подхватывает электроорган с Novation KS. Но проигрывает ее только один раз, а в репризе уже звучит статичными аккордами. Вместо него на первый план, наконец, выходит соло-орган Mopho. Он наигрывает незатейливое арпеджио, проходя вначале две октавы вверх, а затем, тем же штрихом, вниз. Этим же звуком отыгрывается короткий финал.

Как-то само собой получилось, что в рамках этой композиции в паре работали аналоговый и аналогово-моделирующий синтезаторы, то есть, образно говоря, представители разных кланов. Забавно, ведь эти две группы синтезаторов, в силу их природы, нередко противопоставляются как конкуренты. Вот мы и выяснили попутно, что никакие они не конкуренты, если, конечно, специально не ставить перед собой такую задачу. Оба синтезатора гармонично дополняют друг друга, и, на мой взгляд, они отлично сработались. Файл с этим примером называется Mopho_Mix.

Заключение
Настало время обобщить наблюдения. Итак, DSI Mopho — это развитый аналоговый синтезатор с хорошим звукообразующим потенциалом. Отдельного упоминания заслуживают секвенсоры. Поначалу они, конечно же, требуют некоторое время на программирование, зато потом возвращают его, выполняя за музыканта немалую часть аранжировочной работы.

Единственным недостатком Mopho я считаю его внешний интерфейс, поскольку полноценно управлять звуком в реальном времени — нереально. Все-таки, аналоговый синтезатор требует определенных манипуляций, придающих выразительность исполняемой музыке. Возможно, тут не помешал бы какой-нибудь внешний контроллер. А вот для создания новых звуков просто необходим компьютер с программным редактором. Вернее, обойтись-то без него можно, но где найти столько времени и терпения? Возможно, кстати, что такая концепция была задумана производителем с самого начала, ведь персональный компьютер уже очень прочно вошел в нашу жизнь. С этой точки зрения Mopho лишь является представителем отдельной подгруппы компактных аппаратов с преимущественно внешним программированием.

Подведем итог. Для тех, кто не мыслит себя без компьютера, DSI Mopho будет просто находкой. Вы не отрываетесь от привычной виртуальной среды, но получаете полноценный аппаратный синтезатор. У него и габариты подходящие. Для тех, кто предпочитает заранее готовить сложные "самомодулирующиеся" пресеты, а в процессе игры просто выбирать готовые пэтчи из банков, этот инструмент тоже будет удобен. Трех звуковых банков для хранения заготовок более чем достаточно, и у вас под рукой всегда будет специализированный звуковой источник. Тем, кому в принципе нравится характер звука синтезаторов Дэйва Смита, но хочется по максимуму использовать ручное управление, следует обратить внимание на "старшего брата" — модель DSI Prophet. Однако имейте в виду, что такой синтезатор стоит уже других денег.

Звуковые примеры

1Seq_patch (4,98 Мб)
2osc-sub-noise (7,11 Мб)
3Seq_patch (5,32 Мб)
Ana_Kick (559 Кб)
Arpeg1 (8,43 Мб)
Arpeg-solo (4,75 Мб)
Bass-organ (4,33 Мб)
Mopho_bass-lead (4,58 Мб)
Mopho_Kick (911 Кб)
Mopho_Mix (12 Мб)
OmniBass_patch (5,32 Мб)
Osc_Kbd-off (4,15 Мб)
PressureBass_patch (3,98 Мб)
Switched_on_patch (1,83 Мб)
Twitter_patch (1,33 Мб)

Модели: 
DSI Mopho
5
Ваша: нет Средняя: 5 (голосов: 1)

Реклама

Рейтинг@Mail.ru