Статья "Damage Control Demonizer и Womanizer"

Автор: 
Михаил Семенов
Дата первой публикации: 
сен 2009

Гитарные эффекты.

Молодую американскую компанию Damage Control, выпускающую гитарные эффекты, основали в 2004 году два бывших сотрудника известной фирмы Line 6: дизайнер и автор концепции Lucian Tu и инженер-разработчик аналоговых схем Gregg Stock, который помимо Line 6 работал в таких знаменитых компаниях, как Fender, Alesis и QSC. Чуть позже к компании присоединились еще два талантливых инженера, также в свое время прошедших через Line 6: Dave Fruehling, работавший ранее над такими продуктами, как Bass POD, Spider II и Variax, и специалист по цифровым технологиям Pete Celi, принимавший участие в создании Variax и Variax Acoustic, а также работавший в разное время на Alesis и Analog Devices. Таким образом, команда была сформирована.

С самого начала новая компания поставила перед собой амбициозную цель — создавать инновационную, высококачественную продукцию, обладающую совершенным звучанием: "На рынке полно изделий для детей, наши приборы — для взрослых!" Являясь действующим гитаристом, Lucian Tu сформулировал концепцию нового прибора и разработал его дизайн, а о начинке позаботились остальные члены команды. Таким образом, на свет появился Demonizer, представленный публике в 2004 году, а несколько месяцев спустя за ним последовал Womanizer. В 2005 году оба прибора были показаны на зимней выставке NAMM. Чуть позже появились процессоры эффектов Glass Nexus и Time Control, а еще через некоторое время были выпущены две педальных дисторшна: Liquid Blues и Solid Metal. Эти шесть устройств и составляют сегодня модельный ряд продуктов Damage Control, только Time Control теперь называется Time Line.

Продукты Damage Control быстро получили известность, и на сегодняшний день ими пользуются такие известные исполнители, как Yngwie Malmsteen, Earl Slick, Wolf Hoffman (бывший гитарист группы Accept), Michael Wilton (Queensryche), Robert Randolph (Santana), Matt Bachand (Shadow Fall), Anders Nystrom (Katatonia), Anders Friden (In Flames), Patrick Jenson (The Haunted) и другие.

В этой статье речь пойдет о двух старших моделях фирмы, которые мне довелось протестировать: ламповых предусилителях Demonizer и Womanizer. Они имеют одинаковые органы управления и похожую внешность, но ориентированы на разную стилистику звучания. На лицевой панели каждого устройства есть надпись Dual Valve Preamplifier, но правильнее всего было бы квалифицировать его как Direct Recording Preamplifier, то есть ламповый предусилитель, дающий возможность записываться "напрямую" — без акустической системы и микрофона. То есть в этих устройствах собрано все необходимое для формирования основы гитарного звука: входной эквалайзер, компрессор, ламповый предусилитель/дисторшн с бустером и еще один выходной эквалайзер. Как говорится, просто добавь эффекты.

Demonizer
Устройство выполнено в прочном литом алюминиевом корпусе нетрадиционный формы (рис. 1) и имеет габариты 229 x 186 x 84 мм, массу 1,7 кг.

На задней панели (рис. 2) расположены коммутационные разъемы: инструментальный вход, выход для подключения к гитарному усилителю и линейный выход со спикосимулятором (все на джеках). Встроенный спикосимулятор имитирует снятие микрофоном закрытой акустической системы с четырьмя двенадцатидюймовыми динамиками. Там же, на задней панели, расположен вход для прилагаемого адаптера питания.

Органы управления находятся на лицевой панели: это всего две кнопки и пять регуляторов. Левая кнопка предназначена для включения/выключения устройства (при выключении используется холодный обход), а правая — для включения режима Nuclear, что является, на самом деле, бустером +25 дБ. По бокам находятся два открытых отсека с лампами 12AX7, которые, помимо функции охлаждения, играют роль индикаторов режима работы. Лампы подсвечены светодиодами, которые, в зависимости от выбранного режима, изменяют свой цвет (в результате создается впечатление, что это лампы светятся разным цветом). Цветов три, так же, как и режимов работы. Если питание подано, но устройство находится в режиме обхода, горит зеленый. Когда мы нажимаем левую кнопку и тем самым включаем рабочий режим, загорается желтый, и, наконец, при включении "ядерного" режима (Nuclear Mode) загорается красный.

В нижней части панели находится секция эквалайзера — две концентрические ручки. Левая отвечает за управление первым эквалайзером, который расположен на входе. Эквалайзер полупараметрический, внешняя ручка позволяет настроить частоту в диапазоне от 200 до 1200 Гц, внутренняя управляет усилением/ослаблением этой частоты в диапазоне от -6 дБ в крайнем левом (против часовой стрелки) положении до +14 дБ в крайнем правом. Правая ручка управляет эквалайзером, установленным после цепи искажения. Он не совсем обычный, а спроектирован с учетом "метальной ориентации" педали. Внешняя ручка отвечает за ослабление частот в диапазоне от 500 Гц до 2,2 кГц, внутренняя — за высокие частоты, причем, вопреки традиции, при вращении ее от центра против часовой стрелки сигнал усиливается (до +15 дБ в крайнем положении), а при вращении от центра по часовой стрелки, наоборот, ослабляется (до -20 дБ в крайнем положении).

С верхним рядом регуляторов дела обстоят намного проще. Слева направо расположены ручки Level (управляет уровнем выходного сигнала), Drive (отвечает за уровень искажения) и OptoComp, которая позволяет настроить степень компрессии встроенного оптоэлектронного компрессора.

Важно отметить, что положение ручек на лицевой панели вовсе не отражает прохождение сигнала в звуковой цепи. На самом деле, цепь прохождения сигнала такая: с входа сигнал попадает в оптоэлектронный компрессор, потом на входной (первый) эквалайзер, затем на ламповый исказитель и, наконец, на выходной эквалайзер, а оттуда на выход.

Сверху, над ручками настройки, расположен большой круглый индикатор с гордым названием Magic Eye — "Волшебный глаз" или даже "Магическое око". Магия его заключается в том, что при игре он красиво переливается всеми цветами радуги в зависимости от поступающего сигнала. Чем сильнее входной сигнал, тем больше всплеск цветов на экране. Нечто вроде индикатора уровня, только более красивый.

Звучание
Как обычно, звучание устройства проиллюстрировано звуковыми примерами, которые записывались с использованием гитары Gibson Les Paul Elegant (она отличается от стандарта наличием акустических полостей в корпусе и звукоснимателями Gibson Classic 57, являющимися переизданием старинных звукоснимателей компании и имеющими более слабый выход, чем современные керамические звукосниматели Gibson). Сигнал снимался c линейного выхода и оцифровывался преобразователями компьютерной платы Korg Oasys.

Несмотря на грозное название, сначала педаль была протестирована на чистом звуке. И, при установленных на минимум драйве и компрессоре, выдала вполне мягкое и теплое звучание, которое продемонстрировано в звуковом примере Dmn-Clean. После этого была добавлена компрессия. Оказалось, что при таких параметрах настройки в звуке появляется небольшой сустейн, позволяющий исполнять сольные партии (звуковой пример Dmn-CleanCompressedSolo). В то же время, поигравшись с эквалайзером и переключившись на задний звукосниматель, я смог нарулить вполне настоящий фанковый звук. Причем с некоторым даже намеком на насыщение, которое придало ритмической партии цепкость, что немаловажно в рамках стилистики. Дело в том, что для фанка нужно или "стекло", которое, как правило, дает стратокастер, либо цепкость, если используются гитары другого типа. К счастью, цепкость Demonizer обеспечил. Это продемонстрировано в звуковом примере Dmn-CleanFunky.

Но, естественно, устройство с таким названием создано не для чистого звука, а для тех, кто любит погорячее. Поэтому начинаем двигаться в сторону увеличения искажения. Чуть-чуть прибавив драйва, можно получить легкий кранч в духе Rolling Stones, вполне пригодный для исполнения классического и винтажного рока (звуковой пример Dmn-LightCrunch). При дальнейшем увеличении уровня искажения получается уже настоящий роковый овердрайв, и педаль начинает реагировать очень похоже на настоящий перегруженный усилитель. Это ее свойство проиллюстрировано звуковым примером Dmn-Overdrive. Двигаясь дальше в сторону увеличения дисторшна, мы попадаем в зону рока. Здесь уже становятся доступны и классический звук соло гитары (пример Dmn-RockinSolo), и звучание классического хард-н-хэви 80-х (пример Dmn-ClassicHardnHeavy).

Доступ к более современному звучанию осуществляется кнопкой Nuclear (напоминаю, в этом режиме сигнал усиливается на 25 дБ). Естественно, при этом звук получает дополнительную вязкость и глубину искажения, переходя в категорию Hi Gain, что и продемонстрировано в звуковом примере Dmn-Doomster. Конечно, такой звук отлично подходит и для сольных партий (пример Dmn-HiGainSolo). Уменьшив степень компрессии и слегка подправив сигнал эквалайзером, можно существенно изменить характер звучания, получив более альтернативный вариант (звуковой пример Dmn-Alternate). Хотя это все-таки не совсем уж настоящая альтернатива, а, скорее, классика с альтернативной окраской. Тем не менее, с помощью эквалайзера можно существенно изменить характер звучания педали. Я сделал два звуковых примера, Dmn-Metal и Dmn-Metal Scooped, которые демонстрируют возможности встроенного эквалайзера.

Впечатления
Demonizer показал себя хорошо продуманным устройством, предоставляющим гитаристу богатые возможности для работы со звуком. Сама по себе концепция практически не имеет аналогов среди гитарных приборов, за что отдельное спасибо Lucian Tu, так же, как и за оригинальный дизайн (признаться, традиционные коробочки уже поднадоели). Звучание Demonizer является развитием классики рокового звука, что, в общем-то, и не удивительно, учитывая то, что в основе находится все-таки один исказитель. Он выдает исходное звучание, лежащее где-то между Marshall и Mesa/Boogie, которое может в значительной степени преобразовываться, но, тем не менее, основа дает о себе знать. Отдельно стоит сказать, что средства преобразования звука — компрессор и эквалайзеры — достойны похвалы и вполне соответствуют заявленному уровню. Поэтому принимать решение о приобретении этого прибора стоит все-таки исходя из звучания искажения и соответствия его своим нуждам.

Womanizer
Womanizer (рис. 3) имеет такие же органы управления, конструкцию и форму корпуса, что и Demonizer, но окрашен в другой цвет. Кроме того, выходной эквалайзер в Womanizer работает более традиционно.

У эквалайзера, расположенного на входе, частота регулируется в диапазоне 200-800 Гц, а уровень — от -20 дБ до +20 дБ. Правый концентрический регулятор управляет уровнем нижних (внешняя ручка) и верхних (внутренняя ручка) частот эквалайзера, установленного после цепи искажения. Диапазон изменения в обоих случаях — от -20 дБ в крайнем левом положении до +20 дБ в крайне правом.

Хотелось бы сказать несколько слов об этимологии названия прибора. Если с Demonizer все ясно сразу — это "Демонизатор", то по поводу Womanizer сломано немало копий в русскоязычном секторе мировой паутины. Если проводить аналогию с Demonizer, то получается "оженщиватель". "Только ночь с ней провожжался, сам наутро бабой стал". Понятно, что такая перспектива вряд ли покажется привлекательной большинству гитаристов. Другой вариант трактовки слова Womanizer — сленговый, оно используется как синоним понятия "бабник". Это уже более рок-н-ролльно, но все также далеко от истины. На самом деле все просто. В англоязычном гитарном сообществе термином "Womanly Tone" описывается певучее и мягкое звучание гитары. Очень часто этот термин используется по отношению к звуку Эрика Клэптона, подобно тому, как термином "Brownie Sound" характеризуется звучание Эдди Ван Халена. Поэтому в гитарном контексте название Womanizer следует понимать как "упевучиватель".

Звучание
Звучит устройство в соответствии со своим названием — более мягко и певуче, чем его родственник. На чистом звуке оба прибора проявляют себя похоже — хорошее и глубокое звучание (пример WMZ(Dir)-Clean), которое при добавлении компрессии становится более теплым и насыщенным (пример WMZ(Dir)-CleanCompressedComp), не теряя при этом управляемости, то есть возможности управлять степенью искажения сигнала с помощью силы звукоизвлечения. В примере WMZ(Dir)-CleanLead последняя фраза сыграна с большей динамикой, чем предыдущие, и это сразу проявляется в звуке, который становится перенасыщенным. Где-то уже на грани искажения.

На искаженных звуках различие проявляется в том, что Womanizer имеет более классическое звучание с уклоном в винтаж. Собственно говоря, без включения Nuclear Mode звучание остается в рамках классики — от легчайшего перегруза (пример WMZ(Dir)-LightOverdrive) до классического рока 60-х (пример WMZ(Dir)-VintageRock) и традиционного харда (пример WMZ(Dir)-ClassicRock). При включении бустера педаль начинает производить звучание, уже вполне пригодное для использования в тяжелых стилях (пример WMZ(Dir)-HeavyRock). Сначала я последовал рекомендации производителя и настроил этот звук по предложенному в руководстве пользователя образцу (в котором оказалось слишком много высоких), о чем потом пожалел — звук стал излишне "песочить". Наконец, я сделал пример WMZ(Dir)-WomanlyTone, демонстрирующий "упевучивательность" педали, о которой так много говорилось ранее. Для этого и драйв, и компрессор были установлены на максимум, и был включен бустер. Звук получился тягучий и тянущийся, что и требовалось, но в паузе появился заметный шум. Впрочем, любая педаль дисторшна с выкрученными на максимум ручками фонит. Эта проблема обычно решается гейтом, но так как встроенного гейта педаль не имеет, для пущей честности я оставил все как есть. В конце концов, настало время вспомнить, что и Demonizer и Womanizer предназначены не только для "прямой" записи, но и для нормальной работы в комбик. Поэтому я сделал еще несколько звуковых примеров уже в традиционной комбинации гитара — педаль — комбик — микрофон. К сожалению, стандартного микрофона Shure SM57 под рукой в этот момент не оказалось, поэтому пришлось воспользоваться конденсаторным Audio-Technica AT4060, который располагался несколько дальше от комбика, чем ставятся динамические микрофоны, и потому поймал еще частично и акустический звук гитары. Итак, сигнал с педали поступал на комбик Gibson GA75 Recording, откуда снимался микрофоном Audio-Technica AT4060, включенным в микрофонный предусилитель Joemeek VC8 Fathead, и оцифровывался все тем же Korg Oasys.

Как водится, сначала был опробован чистый звук (пример WMZ(Comb)-CleanComp), компрессия которого добавила звуку плотности и теплоты (пример WMZ(Comb)-CleanCompressedBoost). Дальше я попробовал использовать Womanizer для догрузки чистого канала комбика. Ну, например, в качестве замены Tube Screamer. В результате получился легкий винтажный перегруз с небольшим оттенком фуза (пример WMZ(Comb)-ScreamerDriver). Добавив совсем чуть-чуть дисторшна (пример WMZ(Comb)-BitingBluesLead), я получил кусачий блюзовый звук, лежащий на стыке блюза и блюз-рока, а в положении уровня драйва на 12 часов попал в зону настоящего горячего техасского блюз-рока (пример WMZ(Comb)-HotBlues). Наконец, при еще большем увеличении уровня дисторшна и компрессии педаль зазвучала совершенно по роковому, правда, традиционно, в духе классических образцов жанра. Это звучание демонстрирует пример WMZ(Comb)-RockOverdrive.

После этого был включен режим Nuclear Mode. Естественно, звук сразу стал агрессивнее и современнее (пример WMZ(Comb)-HeavyRock). Ну и, слегка придавив серединку и добавив компрессии, я получил от педали если и не злой, то энергичный такой метальный звук в духе классического хэви-метал (пример WMZ(Comb)-MetalRiff). При этом в варианте сольной партии на заднем звукоснимателе (пример WMZ(Comb)-MetalSolo) звук стал чуть по-ярче и, что важно, сохранилась и читаемость, и способность Womanizer создавать певучий сустейн — это хорошо слышно в первой части примера. К тому же эта певучесть звучит более естественно, чем в примере WMZ(Dir)-WomanlyTone, что, в общем-то, вполне естественно, учитывая разную природу звука. Вообще-то спикосимулятор Womanizer достоин похвалы и без вопросов может применяться для прямой записи, но звучание через комб мне все-таки понравилось больше. Собственно говоря, ничего удивительного в этом нет. Все-таки ламповый комбик всегда сам по себе немного приукрашивает звук, являясь немного энхансером и немного компрессором, так что было бы странно, если бы он ничего не внес в звучание.

Впечатления
Womanizer вполне оправдывает свое название, обладая более мягким и теплым звуком, чем Demonizer, и обеспечивая заявленную певучесть. При этом он ориентирован на более классическое и винтажное звучание, чем его родной брат. Эквалайзеры и компрессор столь же хороши и, честно говоря, не думаю, что они в этих моделях какие-то разные. Различается только диапазон работы выходного эквалайзера, что вполне адекватно стилистической направленности педали. Она хорошо проявила себя и как устройство для прямой записи, и как отдельный предусилитель, и может быть интересна гитаристам, ищущим классический роковый звук.

Итоги
Педали Demonizer и Womanizer имеют одинаковую архитектуру и идеологию, поэтому оценивать их имеет смысл как две части одного целого, имея в виду, что, опираясь на классический роковый звук, первая имеет склонность к модерну, а вторая — к классике и винтажу, исходя из чего и следует подбирать модель под свои нужды. Обе педали имеют огромный диапазон звучаний и богатые возможности его изменения и корректировки. Так же стоит учесть, что на моей гитаре звукосниматели обладают не очень сильным выходом, и на гитаре с какими-нибудь DiMarzio Evolution устройства зазвучат агрессивнее. Так же, по отзывам в сети, глубина искажения приборов увеличивается при замене стандартно установленных ламп Electro-Harmonix на TungSol, но я таких экспериментов не проводил, поэтому ограничусь простым упоминанием о такой возможности.

Среди аналоговых педалей продукты Damage Control уникальны по набору функций; по крайней мере, я не могу припомнить устройств, имеющих два эквалайзера, компрессор и ламповый предусилитель. Joemeek VC8 Fathead имеет дисторшн, компрессор и эквалайзер, но он не ламповый, и не переносной, а рэковый, и эквалайзер в нем один. К тому же звуковая цепочка из этих блоков выстроена в нем совершенно по-другому. Так что это устройство другого назначения.

Педали Damage Control — это портативный ламповый предусилитель-полупроцессор. По реагированию они очень похожи на усилитель, но при этом гораздо мобильнее и плюс к тому позволяют записываться напрямую, без всяких дополнительных устройств — качество спикосимулятора это вполне позволяет. Так что для путешествующих музыкантов это просто находка. Кроме того, лично мне понравился необычный дизайн педалей.

Как оказалось, мне вообще нравится дизайнерский стиль от Lucian Tu. Когда компания Line 6 выпустила устройство Port, оно само не произвело на меня особого впечатления, а вот космический дизайн понравился. Теперь выяснилось, что это дизайнерская разработка того же самого человека. Хотя, надо признаться, что многое в дизайне сделано просто ради красивости, и где-нибудь на гастролях ручка переноски вполне может мешать. Но более существенным недостатком являются ручки настройки. Да, выглядят они очень красиво, но на них катастрофически не хватает клювиков. Вместо этого на внешних ручках сделаны маленькие пропилы, а на остальных насверлены маленькие точки. А педали все-таки напольные. И когда стоишь, а педаль под ногами, то в каком положении находятся ручки — совершенно непонятно.

Правда, на звук это не влияет, а именно звук всегда является для музыканта определяющим фактором. Поэтому тем, кто склонен к более экстремальным и агрессивным звучаниям, может быть интересен Demonizer, а любителям более мягкого звука — Womanizer. В любом случае, средств для экспериментов со звуком предостаточно.

Звуковые примеры

Demonizer
Dmn-Alternate MP3 (220 Кб) WAV (2,36 Мб)
Dmn-ClassicHard-n-Heavy MP3 (109 Кб) WAV (1,16 Мб)
Dmn-Clean MP3 (156 Кб) WAV (1,66 Мб)
Dmn-CleanCompressedSolo MP3 (124 Кб) WAV (1,32 Мб)
Dmn-CleanFunky MP3 (129 Кб) WAV (1,38 Мб)
Dmn-Doomster MP3 (175 Кб) WAV (1,87 Мб)
Dmn-HiGainSolo MP3 (187 Кб) WAV (1,99 Мб)
Dmn-LightCrunch MP3 (105 Кб) WAV (1,11 Мб)
Dmn-Metal MP3 (217 Кб) WAV (2,32 Мб)
Dmn-MetalScooped MP3 (195 Кб) WAV (2,09 Мб)
Dmn-Overdrive MP3 (225 Кб) WAV (2,41 Мб)
Dmn-Rockin MP3 (211 Кб) WAV (2,26 Мб)
Dmn-RockinSolo MP3 (92 Кб) WAV (1 Мб)

Womanizer
WMZ(Comb)-BitingBluesLead MP3 (218 Кб) WAV (2,34 Мб)
WMZ(Comb)-CleanComp MP3 (165 Кб) WAV (1,75 Мб)
WMZ(Comb)-CleanCompressedBoost MP3 (120 Кб) WAV (1,28 Мб)
WMZ(Comb)-HeavyRock MP3 (105 Кб) WAV (1,12 Мб)
WMZ(Comb)-HotBlues MP3 (120 Кб) WAV (1,27 Мб)
WMZ(Comb)-MetalRiff MP3 (96 Кб) WAV (1 Мб)
WMZ(Comb)-MetalSolo MP3 (218 Кб) WAV (2,33 Мб)
WMZ(Comb)-RockOverdrive MP3 (79 Кб) WAV (0,86 Мб)
WMZ(Comb)-ScreamerDriver MP3 (142 Кб) WAV (1,52 Мб)
WMZ(Dir)-ClassicRock MP3 (164 Кб) WAV (1,75 Мб)
WMZ(Dir)-Clean MP3 (154 Кб) WAV (1,64 Мб)
WMZ(Dir)-CleanCompressedComp MP3 (256 Кб) WAV (2,74 Мб)
WMZ(Dir)-CleanLead MP3 (203 Кб) WAV (2,17 Мб)
WMZ(Dir)-HeavyRock MP3 (144 Кб) WAV (1,54 Мб)
WMZ(Dir)-LightOverdrive MP3 (168 Кб) WAV (1,79 Мб)
WMZ(Dir)-VintageRock MP3 (203 Кб) WAV (2,17 Мб)
WMZ(Dir)-WomanlyTone MP3 (244 Кб) WAV (2,61 Мб)

Модели: 
Damage Control Demonizer
Модели: 
Damage Control Womanizer
0
Ваша: нет

Реклама

Рейтинг@Mail.ru