Статья "Clavia Nord Stage"

Автор: 
Владимир Сапрыкин
Дата первой публикации: 
фев 2007

Клавишный инструмент.

Сценический инструмент Clavia Nord Stage объединяет в себе три секции: орган, фортепиано/электропиано и синтезатор (рис. 1). С первого взгляда мне показалось, что Nord Stage представляет собой простой симбиоз существующих инструментов Nord Electro и Nord Lead. При ближайшем знакомстве выяснилось, что за основу действительно были взяты соответствующие аппараты. Однако они были не просто объединены в одном корпусе, а подверглись заметной переработке. В органной секции теперь представлены три модели органа вместо одной, фортепианная часть тоже предлагает большее количество инструментов, чем это было в Nord Electro. Синтезаторная часть использует упрощенный интерфейс, в соответствии с требованиями к сценическому инструменту, но усложненную "начинку".

Функциональность и простота — таковы, если говорить коротко, требования к инструменту для сцены. То есть, пользователь должен получить максимум возможностей при минимуме действий. Компания Clavia в своих промо-материалах описывает концепцию интерфейса инструмента примерно так: все важные функции Nord Stage выведены на лицевую панель и доступ к любой функции осуществляется простым нажатием кнопки. Разумеется, это относится не только к собственно звукогенерирующим частям инструмента, но и ко всем вспомогательным.

Инструмент существует в двух основных версиях, Nord Stage 76 и Nord Stage 88, отличающихся количеством клавиш. В обоих вариантах используется средневзвешенная клавиатура с имитацией молоточков (hammer action). Инструменты довольно тяжелые: 16,5 кг и 18,5 кг, соответственно. В пользовательском руководстве упоминается также о существовании 73-клавишной модели с полувзвешенной клавиатурой типа waterfall — такой же, как в инструменте Nord Electro. Единственное преимущество такой комплектации — легкость (заявлена масса всего в 9,7 кг). Однако пользоваться такой клавиатурой для игры звуками фортепиано очень неудобно — это было проверено как раз на Nord Electro. При наличии выбора я бы рекомендовал использовать взвешенные клавиши.

Все клавиатуры выдают сообщения послекасания и могут быть разделены на зоны.

Панель управления и коммутация
Инструмент питается от сети 220 В, гнездо кабеля питания и кнопка включения расположены на задней панели.

Коммутационные возможности Nord Stage представлены следующим образом. Есть разъемы MIDI In и MIDI Out, четыре аудиовыхода на джеках, стереовыход для наушников на джеке, разъем USB типа B для связи с компьютером. Первая пара аудиовыходов — это главная стереопара, с которой снимается звук, обработанный внутренними эффектами. Третий и четвертый выходы можно использовать как альтернативную стереопару или как два дополнительных моновыхода. С них отбирается только "сухой" сигнал, без обработки.

Есть четыре педальных входа на джеках (Swell, Control, Rotor Speed, Sustain). Педаль сустейна входит в комплект поставки.

На лицевой панели инструмента собрано более сотни органов управления, разделенных на секции в соответствии с предназначением (рис. 2). Если перечислять слева направо, то получится такая последовательность: мастер/ротор, орган, пиано, секция программ (общая), синтезатор, секция управления внешними устройствами, панельные эффекты (см. далее) и мастер-эффекты.

Эти секции мы рассмотрим по отдельности немного позже. Вначале же следует кратко обрисовать идеологию инструмента.

Каждый источник звука Nord Stage (орган, пиано и синтезатор) имеет двухчастную мультитембральность и разную полифонию, о чем будет подробнее рассказано дальше. Соответственно, каждый источник звука может быть разделен на две зоны и использован в режиме разделения или наложения. Любая комбинация этих источников и клавиатурных режимов сохраняется в пэтче. Сигнал с выходов источников может быть обработан внутренними инсертными эффектами. Один эффект одновременно может обрабатывать сигнал только одного источника. Кроме того, есть мастер-эффекты, обрабатывающие суммарный сигнал.

Клавиатура может делиться максимум на три зоны. Таким образом, используя различные комбинации источников и различные клавиатурные режимы, можно получать самые разнообразные пэтчи. Некоторые варианты таких пэтчей схематически показаны на рис. 3, а более подробно об этом будет сказано позже.

Теперь заглянем внутрь каждой секции, и начнем с источников звука, то есть, собственно, с инструментов.

Орган
Секция органа интерфейсом похожа на таковую в Nord Electro (рис. 4). Однако теперь здесь представлены не одна, а сразу три модели электроорганов. Кроме легендарного Hammond B3 есть две модели известных транзисторных органов 60-х годов прошлого столетия: Vox Continental II и Farfisa Compact DeLuxe. Для оперативного выбора органа есть кнопка селектора с обозначениями B3, V-Type и F-Type. Перебор моделей осуществляется последовательным нажатием. Поскольку все три органные модели используют один и тот же физический комплект кнопок управления регистрами (drawbars), рядом с кнопками нанесены сразу три комплекта обозначений.

Секция органа имеет полную полифонию.

Модель органа Хаммонда может использовать вибрато и хорус, а также эффект перкуссии со всеми оригинальными настройками. Для включения этих элементов есть соответствующие кнопки. Девять регистровых регуляторов управляют типичным для В3 набором гармоник.

Орган Vox Continental имеет несколько иную систему гармонического синтеза звуков, но использует все тот же набор парных кнопок, исполняющих роль регуляторов регистров. Здесь тоже есть основной тон, два субтона, вторая и пятая гармоники — уровень каждого из указанных частичных тонов можно изменять отдельно. Уровень третьей, четвертой и восьмой гармоник изменяется одновременно и совместно с помощью единственного регулятора. Еще два регулятора позволяют независимо изменять уровень двух основных волновых форм задающего осциллятора, из которых и формируются частичные тоны этого органа. Это синусоида (мягкий звук) и треугольник (яркий звук). Все частичные тоны строятся отдельно для каждой волновой формы. Если регуляторы уровня основных волновых форм вывести в ноль, то орган перестает звучать.

У органа Vox Continental есть только один тип вибрато, включаемого той же кнопкой, которая используется для B3.

Орган Farfisa Compact DeLuxe отличается своеобразным зудящим звучанием, что не помешало ему в свое время приобрести определенную известность и популярность в среде музыкантов. Хотя гораздо более благозвучным инструментам часто "доставалось на орехи", явно грязный звук Farfisa Compact пришелся ко двору.

Для воссоздания звука этого инструмента регистровые регуляторы Nord Stage функционируют как переключатели типа on/off. Это сделано потому, что в оригинальных органах Farfisa уровень частичных тонов не регулировался. Они просто включались и выключались тумблерами. При всем этом идеологически конструкция похожа на Vox Continental. В последнем можно отдельно регулировать уровень выхода "мягкого" или "яркого" сигнала и параллельно выстраивать уровни частичных тонов. Farfisa просто использует неизменяемый набор регистровых переключателей, часть из которых включает "мягкий" звук, а другая часть — "жесткий". Первые два называются Bass16 и Strings16, затем идут четыре переключателя с маркировкой "8" (то есть звучащие на октаву выше) и названиями Flute, Oboe, Trumpet и Strings. Затем пара, звучащая еще на октаву выше: Flute 4 и Strings 4. Последний переключатель промаркирован "2 2/3" (октава плюс квинта).

Так вот, регистр Bass16 звучит довольно мягко, а Strings16 (с той же высотой тона) — жестко. Flute 8 — "мягкий" регистр, а всяческие "трубы" и "стрингсы" рядом с ним — жесткие. Аналогично обстоит дело и для последней пары. Соответственно, можно собрать довольно мягкий звук из регистров "басов и флейт" и довольно корявый из регистров "труб и стрингсов". Комбинируя эти тоны, степень благозвучности можно в некоторых пределах изменять. Однако, учитывая тот факт, что практически любая доступная комбинация — это всего лишь несколько октавных тонов, можно догадаться, что тембровое разнообразие инструмента слабовато. А если ввести девятый переключатель (нерегулируемая квинта), то звук сразу приобретает своеобразный психоделический оттенок. Впрочем, этот характер в инструменте часто заметен и без квинт.

Модель Farfisa Compact имеет два режима вибрато: Light и Heavy. В переводе на понятные термины это означает, что во втором режиме глубина эффекта несколько больше, чем в первом. В каждом режиме можно выбрать низкую или высокую скорость вибрации.

Разумеется, электроорганы потеряли бы половину своего великолепия, если бы не могли использовать виртуальный кабинет Leslie. Даже звучание Farfisa в "жестком" режиме с его помощью заметно облагораживается.

Пиано
Секция пиано в Nord Stage содержит шесть категорий инструментов, каждая из которых, в свою очередь, вмещает один или несколько типов конкретных инструментов. Здесь представлены как классические акустические, так и электромеханические инструменты. Каждый инструмент, как указано в печатных материалах, создан с использованием многослойного семплирования. То есть, предлагается большое количество динамических слоев, чтобы передать оттенки звучания инструментов при использовании разных исполнительских приемов.

Внешний вид секции пиано показан на рис. 5. Для выбора инструмента используется простой селектор из двух кнопок. Первой кнопкой выбирается категория, а второй — конкретный инструмент в данной категории.

Шесть категорий таковы: Grand (акустические рояли), Upright (акустические пианино), E. Grand (электроакустический рояль), E. Piano (электромеханические пианино), Wurl (электропиано Wurlitzer 200А) Clavi (Hohner Clavinet D6).

Секция пиано имеет полифонию от 40 до 60 голосов. Внятного объяснения такому разбросу я не нашел. Однако могу предположить, что величина полифонии напрямую зависит от сложности конкретного инструмента.

В категории Grand содержатся два концертных рояля: Yamaha C7 и Steinway D. Семплы обоих инструментов снимались в стерео, с микрофонами, близко расположенными к деке. В информационных материалах компания Clavia указывает, что рояли семплировались не только с различными уровнями динамики. Семплировались также моменты отпускания клавиш. Кроме того, отдельно записывались семплы игры с нажатой правой педалью. И нажатие педали при игре на Nord Stage добавляет к звучанию взятой ноты резонанс прочих струн. Учитывая это, можно предположить, что именно рояли имеют самую низкую полифонию из всей группы.

В категории Upright находятся два пианино. Первый инструмент — шведского производства, настроенный, как указывается производителем, "как типичное кабинетное пианино". Второе пианино — более серьезное, Yamaha, модель M5J.

Категория Electric Grand содержит семплы только одного рояля — Yamaha CP-80. Оригинал представляет собой настоящий струнный рояль кабинетного размера (то есть, один из самых маленьких), оснащенный пьезоэлектрическими датчиками и предварительным усилителем.

В категории E. Piano содержатся три инструмента. Почему-то название прототипов нигде не указывается, написано только, что это сценические электропиано Mark I, Mark II и Mark V, выпуска, соответственно, 1978, 1981 и 1984 годов. Стало быть, это может быть только Rhodes.

Две последние категории представлены единственными инструментами, указанными выше. Однако категория "клавинет" содержит четыре варианта звучания этого инструмента, которые определяются различными комбинациями включения звукоснимателей. Кроме того, специально для клавинета на лицевой панели Nord Stage в секции пиано отведен уголок под названием Clav EQ. Там находятся две кнопки, которые включают в различных комбинациях четыре фильтра, как и на оригинальном инструменте.

Динамический диапазон инструментов секции пиано различается. Например, играть на клавинете так же, как и на рояле, невозможно. Своя специфика есть и у электропиано. Для комфортной игры разными инструментами можно переключать кривую чувствительности клавиатуры к скорости нажатия. Всего есть четыре уровня чувствительности, первый из которых (самый естественный) обычно стоит по умолчанию, а последний предлагает наиболее громкое и "компрессированное" звучание.

Синтезатор
По замыслу инженеров Clavia, синтезаторная секция должна обеспечивать максимальную легкость использования в живой игре при сохранении гибкости управления звуком. Нужно отметить, что это вообще довольно сложная задача. Обычно, если мы говорим о каком-то значительном изменении тембра звука, то подразумеваем солидный набор всяких ручек и кнопок. Но для сценического применения такой подход неприемлем, поскольку на кручение большого количества ручек у исполнителя просто нет времени. Что же делать, если хочется иметь возможность оперативного вмешательства с заметным результатом, но при минимуме действий? Неужели только переключать заранее подготовленные пресеты?

Специально для Nord Stage была создана синтезаторная начинка с уменьшенным количеством управляющих элементов (рис. 6). Однако назвать такой синтезатор урезанным было бы неверно. Секция синтезатора предлагает нам сразу три вида синтеза. Во-первых, классический субтрактивный, применяющийся до сих пор в аналоговых и моделирующих синтезаторах. Во-вторых, трехоператорный FM-синтез. В-третьих, таблично-волновой (wavetable), впервые применяемый в инструментах Clavia. Управление всеми этими моделями осуществляется одним и тем же набором ручек и кнопок. Синтезаторная часть Nord Stage имеет полифонию в 16 голосов.

Примерно в центре синтезаторной секции расположен двухкнопочный селектор, позволяющий выбирать как тип синтеза, так и конфигурацию выбранного синтезатора.

Теперь, наверное, пришло время сказать о наличии кнопки Shift, которая находится в общей секции Nord Stage. С этого момента она будет нам попадаться на каждом шагу.

Так вот, если присмотреться к обозначениям органов управления на лицевой панели, то можно увидеть, что некоторые ручки и кнопки имеют по две подписи: белыми буквами сверху и черными снизу. То, что написано белым, представляет собой обычную функцию данного элемента. Функция, написанная черным, доступна при нажатой кнопке Shift.

Нажав и удерживая кнопку Shift, с помощью селектора можно выбрать тип синтеза (Analog, FM, Digital). Отпустив Shift, этими же кнопками начинаем перебирать варианты конкретных алгоритмов выбранного типа синтеза с предварительно заданными параметрами. Условное обозначение алгоритма отображается на отдельном маленьком дисплее.

Поскольку речь идет о минимальном количестве органов управления синтезатором, целесообразно сделать так, чтобы эти органы изменяли наиболее значимый для темброобразования параметр. Например, если используется двухосцилляторный синтез с синхронизацией, то наиболее ощутимых изменений тембра можно добиться, регулируя частоту ведомого осциллятора. При использовании широтно-импульсной модуляции (PWM) важно изменение собственно ширины импульса, и так далее. Nord Stage устроен так, что в различных алгоритмах синтеза наиболее значимый параметр динамически назначается на один физический орган управления — вращаемый регулятор Timbre. Собственно, это и есть самый главный регулятор тембра синтезатора. Можно вращать его вручную, или же назначить управление тембром от генератора модуляционной огибающей (mod envelope) или от скорости нажатия клавиши (velocity).

Есть также и генератор амплитудной огибающей. Обе огибающие могут быть двух- или трехстадийными: атака + спад (AD) или атака + полная поддержка + затухание (AR) — рис. 7. При этом для каждой огибающей есть всего два регулятора. Один из них изменяет атаку. Спад и затухание (в зависимости от режима) настраиваются одним и тем же потенциометром. Для обеих огибающих можно установить чувствительность к параметру Velocity.

Однако модуляционная огибающая имеет еще одну дополнительную функцию: она может зацикливаться (рис. 8). При этом происходит автоматическое чередование фаз атаки и спада. В таком режиме генератор модуляционной огибающей выполняет, в сущности, функции обычного LFO и может использоваться для тех же целей. Это очень полезно, поскольку назначаемого LFO синтезатор в Nord Stage не имеет. А с помощью зацикленной огибающей можно добиться даже больших результатов, чем со стандартным LFO. Ведь в обычном сигнале низкочастотного генератора используется или равноплечий сигнал (например, треугольной формы), или неравноплечий с фиксированным соотношением фаз атаки и затухания (например, пилообразный). А в зацикленном сигнале модуляционной огибающей фаза атаки и фаза спада попрежнему регулируются независимо. Поэтому мы можем настроить нарастание и спад сигнала практически в любой пропорции.

Кроме того, синтезатор имеет эффект частотного вибрато, управляемый от собственного нерегулируемого LFO, переключатель одноголосного и многоголосного режима, функцию легато и регулятор портаменто.

Синтезатор в Nord Stage также оснащен удивительным регулятором унисона. Это — обычный потенциометр, но с двумя зонами управления. Первая зона (примерно половина хода регулятора) управляет глубиной двухточечного унисона (dual). Повернув регулятор чуть дальше, мы попадаем в зону мультиточечного унисона (multi). В зависимости от алгоритма синтеза, к главному осциллятору в этом режиме могут подключаться от трех до восьми дополнительных скрытых осцилляторов, существенно обогащая звучание. И полифония при этом не уменьшается!

Секция синтезатора имеет один пропускающий фильтр низких частот (12/24 дБ/окт) с резонансом. Фильтр можно ввести в режим самовозбуждения. Частотой среза можно управлять вручную, от генератора огибающей или от скорости нажатия клавиши.

В качестве последнего штриха при построении звука синтезатора можно использовать собственный двухполосный эквалайзер (Bass, Treble).
Теперь взглянем поближе на имеющиеся синтезаторные модели.

Аналоговый синтез
"Аналоговый" синтезатор имеет предустановки с одним и двумя осцилляторами на голос и представлен десятью вариантами волновых форм. Есть одиночная пила, двойная пила с взаимной расстройкой, пила с синхронизацией, одиночная импульсная волна с регулируемой шириной импульса, импульсная типа "pulse fixed time", импульсная с синхронизацией, треугольная одиночная, треугольная с синхронизацией, косинусоидальная с синхронизацией, белый шум. Все варианты с синхронизацией имеют настройку частоты основного осциллятора, выведенную на регулятор тембра. Источником синхросигнала в данном случае выступает скрытый осциллятор, не имеющий произвольного доступа.

В простых случаях (вроде белого шума или простой пилы) для регулятора Timbre никакой работы не находится, и он не функционирует.

Отдельно нужно сказать об импульсной форме волны типа "pulse fixed time". В сущности, это обычная прямоугольная волна с регулируемой шириной положительной части импульса. Но традиционно в этой волновой форме ширина импульса рассчитывается в процентах от длины периода. И если перевести ее в абсолютные единицы (скажем, в миллисекунды), то выяснится, что у каждого тона при одинаковой процентной величине абсолютная величина будет меняться. Поскольку длина волны (период) с повышением высоты тона уменьшается, будет соответственно уменьшаться и положительная часть импульса. Алгоритм fixed time предлагает обратный вариант. Ширина импульса устанавливается именно в абсолютных единицах измерения. Ее тоже можно менять, но для всего клавиатурного диапазона это будет одно и то же значение. Зато в процентном отношении (к длине периода) эта величина будет меняться от тона к тону. В результате формантная структура спектра такого сигнала будет несколько иной, приближающейся по характеру к структуре спектра многих акустических инструментов.

Указанные соотношения упрощенно проиллюстрированы на рис. 9. Верхний график показывает прямоугольные импульсы некоторой произвольной частоты с коэффициентом заполнения 0,25. На среднем графике показано, как выглядела бы эта же волновая форма, если бы мы взяли ноту ровно на октаву ниже, используя традиционный метод установки ширины импульса в процентах. Нижний график отображает то, что получилось бы из первой волновой формы при переходе на октаву ниже, если бы мы выбрали альтернативный метод установки ширины импульса — pulse fixed time.

FM-синтез
В этой модели используется известный метод модуляции частоты одного осциллятора сигналом другого осциллятора. Напомню, что модулирующий осциллятор называется модулятором (modulator), а модулируемый осциллятор — несущим (carrier). В терминах FM-синтеза оба участвующих в процессе осциллятора совместно называются операторами. В развитых FM-синтезаторах некоторые операторы используют петлю обратной связи, влияющую на тембр получаемого звука. Количество и способ соединения операторов (включая петли обратной связи) традиционно называется алгоритмом.

FM-синтезатор в Nord Stage использует небольшое количество алгоритмов и предлагает одно-, двух- и трехоператорные конфигурации (рис. 10). Всего в инструменте запрограммированы 32 конфигурации (или 32 FM-пресета), представляющие собой пять алгоритмов с различными предустановленными соотношениями частот операторов. Однооператорный синтез состоит из одного осциллятора, охваченного петлей обратной связи. Еще четыре конфигурации представлены комбинацией двух и трех операторов с обратной связью и без нее. К обозначениям алгоритмов на дисплее синтезаторной секции нужно немного привыкнуть. Например, не прочитав руководство пользователя, сложно опознать в числе 82 отображение трехоператорного алгоритма без обратной связи с соотношением частот операторов 8:2:1. А такая комбинация, как 1:9, означает три оператора с обратной связью и соотношением частот 1:9:1. Впрочем, более внятное описание можно вызвать на главный дисплей, находящийся в общей секции Nord Stage.

Кстати, о том, что FM-синтезатор содержит 32 пресета, написано в ознакомительной брошюре к Nord Stage. В пользовательском же руководстве представлена табличка, в которой перечислены только 29 предустановок. Мне как-то не пришло в голову в свое время пересчитать их количество на самом инструменте, поэтому не буду категорически утверждать, сколько же их там на самом деле. Кроме того, количество комбинаций наверняка может различаться в разных версиях операционной системы синтезатора (у моего экземпляра была установлена версия 2.14). Ну да ладно — главное, что их там действительно было довольно много.

На вращаемый регулятор тембра в режиме FM-синтеза заводится глубина собственно частотной модуляции и глубина обратной связи в тех случаях, когда она используется. В случае однооператорного синтеза выкручивание ручки тембра влево до нулевого значения (при этом отключается обратная связь) позволяет получить на выходе чистую синусоиду.

Wavetable синтез (Digital)
Эта категория содержит 32 семплированные волновые формы с различными тональными характеристиками. Здесь специально подобраны такие звуки, которые нельзя получить с помощью других синтезаторов Nord Stage. В режиме Digital ручка Timbre не работает, поскольку для нее нет изменяемых параметров. Все остальные регуляторы функционируют, как им полагается.

В левой части синтезаторной секции есть маленький уголок с названием Sound Select, где расположены две кнопки с цифровым дисплеем и три светодиодных индикатора, отображающих категории звука: Synth, Pad, Bass. Эта маленькая секция выполняет функцию библиотекаря, позволяя пользователю сохранять свои пэтчи в указанных категориях и, соответственно, производить поиск звука по этим трем категориям. Она работает только со звуками из секции синтезатора — отдельно от банка пэтчей (Program), находящегося в общей секции. Фактически это альтернативный банк синтезаторных пресетов, в каждом из которых сохраняются установки всех панельных элементов управления звуком.

Для перехода по категориям нужно нажимать кнопки совместно с кнопкой Shift. Простые нажатия кнопок селектора позволяют перебирать пэтчи внутри выбранной категории.

Каждая из трех категорий имеет по 99 ячеек памяти, предлагая в совокупности хранилище для 297 различных звуков. Для сохранения синтезаторных пресетов в секции синтезатора есть специальная кнопка Store Synth (используется в комбинации с кнопкой Shift).

Эффекты
Эффекты Nord Stage можно разделить на три категории. Панельные эффекты обрабатывают звук только одного инструмента. К ним относятся эффекты, управление которыми собрано в основной секции (Effects) и секции спикосимулятора с эквалайзером (AmpSim/EQ). О том, что такое "панель" применительно к Nord Stage, я расскажу немного позже. Пока же замечу, что этих панелей — две.

Глобальные эффекты воздействуют на суммарный звук всех инструментальных панелей, выводимый через главную стереопару. Таких эффектов два: компрессор и ревербератор. Особняком стоит эффект Rotor, или Rotary Speaker (имитация кабинета Лесли 122), хотя по способу подключения он похож на панельные эффекты.

Секция панельных и глобальных эффектов показана на рис. 11.

Панельные эффекты разбиты на три группы: эффект 1, эффект 2, дилей. Включение эффекта любой группы осуществляется простым нажатием кнопки On/Off, находящейся снизу. Если эту же кнопку нажать одновременно с кнопкой Shift, то она будет работать как селектор инструмента, к которому подключается обработка. Над кнопкой всегда светится один из трех светодиодных индикаторов, показывающих текущее назначение: Org, Piano, Synt. А если у вас свободна только одна рука и нечем дотянуться до далеко расположенной кнопки Shift (вы же находитесь на сцене и что-то исполняете), то переключить инструмент можно и без нее — быстрым двойным нажатием кнопки селектора. Второй способ показался мне гораздо более удобным. Селектор переключается циклически.

В первой группе при помощи отдельной селекторной кнопки с индикаторами можно выбрать один из шести эффектов. Здесь есть эффект вау-вау, два вида автовау, автопаннер, тремоло и кольцевой модулятор. Последний эффект использует скрытый осциллятор с синусоидальным сигналом. Тремоло и автопанорамирование работают в стереофоническом режиме. Остальные эффекты — монофонические.

Для управления любыми эффектами есть два вращаемых регулятора: Rate/Tempo и Amount. Соответственно, первый регулирует скорость изменения эффекта, а второй — его глубину.

Эффект автопанорамирования может также работать в режиме статического регулятора панорамы. Для этого нужно установить скорость изменения эффекта в нулевое положение, полностью вывернув ручку влево. После этого регулятор Amount начинает работать как обычный регулятор панорамы. Чуть дальше я расскажу о том, для чего это может пригодиться.

Во второй группе есть два фленджера, два хоруса и два фейзера. Хорусы работают в режиме стереовход — стереовыход, остальные эффекты — монофонические.

Третий эффект, выделенный в самостоятельную секцию, — стереофонический дилей. Регулировка времени доступна в диапазоне от 0,1 до 745 миллисекунд. Ручка Amount в режиме задержки регулирует баланс прямого/задержанного сигнала. Есть также отдельный регулятор Feedback, который устанавливает количество повторений задержанного сигнала. В комбинации с кнопкой Shift вращение этого регулятора включает режим "пинг-понг", когда задержанные сигналы поочередно появляются в левом и правом каналах.

Поскольку на три одновременно работающих эффекта в наличии имеется только одна пара регуляторов Rate/Tempo и Amount, нужно каким-то образом выбирать эффект, который мы хотим настроить в данный момент. Для этих целей служит кнопка Focus, переключающая регуляторы между активными слотами эффектов.

В случае, когда первая или вторая группа эффектов отключена, селекторные индикаторы погашены. Так что совершенно неясно, какой из шести эффектов окажется активным при нажатии кнопки включения эффекта. Для сценического применения такое незнание неприемлемо. Поэтому исполнитель имеет возможность предварительно выяснить, что же именно у него назначено в отключенной группе эффектов. Для этого достаточно кратковременно нажать кнопку выбора эффекта. При этом ненадолго подсветится индикатор текущего эффекта. Если понажимать эту кнопку несколько раз, то каждое нажатие будет выбирать следующий эффект, точно так же, как и в рабочем режиме. И тогда при включении этой секции включится именно этот, выбранный "втихую", эффект. Для условий сцены это действительно полезная функция.

Секция AmpSim/EQ, работающая в монофоническом режиме, предлагает два независимых типа обработки. Во-первых, это трехполосный эквалайзер с глубиной регулировки +/-15 дБ в каждой полосе. А во-вторых — имитатор различных акустических кабинетов со специфическими усилителями.

Конкретная модель выбирается кнопкой Amp Model. Всего есть три варианта, каждый из которых обладает уникальной окраской. Один из них предлагает модель кабинета Roland Jazz Chorus с ламповым усилителем. Второй имитирует встроенный динамик электропиано Wurlitzer 200А с ламповым усилителем. Еще одна модель — ламповый усилитель и акустический кабинет Fender Twin.

Регулятор Drive живет собственной жизнью и не принадлежит ни одной из перечисленных моделей. Им можно пользоваться как совместно с перечисленными имитаторами, так и независимо от них. Однако следует заметить, что перегруз в чистом виде и перегруз в паре с перечисленными моделями усилителей формируют весьма различающиеся тембры.

Секция Rotor Effect (рис. 12), управляющая цифровой моделью известного кабинета Leslie 122, расположена слева от секции органа. Она помещена туда намеренно, поскольку оригинал очень часто использовался именно с электроорганами. Здесь есть все составляющие оригинального устройства: две скорости вращения ротора (Speed), возможность его остановки, а также управление перегрузкой лампового предусилителя (Drive). Схемотехнически вращающийся ротор в Nord Stage расположен после панельных эффектов, и он обрабатывает звук сразу двух имеющихся панелей: А и В.

Глобальные эффекты обрабатывают готовый звук непосредственно перед подачей его на главный стереовыход (джеки 1 и 2). Компрессор включается одной кнопкой и имеет единственный регулятор Amount. Подробностей по компрессору в пользовательском руководстве нет, однако предполагаю, что на потенциометр Amount заведен не один параметр. Вероятно, он одновременно влияет на пороговый уровень и на степень компрессии. И работает очень заметно.

Ревербератор кроме кнопки включения имеет только два органа управления: селектор алгоритма и регулятор баланса уровней прямого и обработанного сигналов. Алгоритмов всего пять (кстати, неплохих) и они содержат фиксированный набор параметров, изменить которые невозможно. Да, пожалуй, и не нужно. Здесь есть мягкий и яркий холл, небольшая комната и две сцены: одна немного ярче другой.

Секция программ (общая секция)
Собственно, эта секция не имеет соответствующего обозначения на лицевой панели. Тем не менее, она занимает там центральное место, поскольку является центром управления всего инструмента (рис. 13). Именно здесь находится кнопка Shift, дающая доступ к альтернативным функциям панельных регуляторов. И здесь же внизу, рядом с клавиатурой, находятся две замечательные кнопки, "Panel A" и "Panel B", упоминавшиеся ранее. С них мы и начнем.

Панели "А" и "В", в сущности, олицетворяют собой двухчастную мультитембральность Nord Stage. Нажав кнопку "А" (загорится светодиодный индикатор), мы получаем в свое распоряжение всю лицевую панель синтезатора, управляющую в данный момент всеми параметрами первой части мультитембральности. У нас есть один орган, одно пиано и один синтезатор. Мы можем разделить клавиатуру на части, назначив на каждую отдельный инструмент, или наложить их один на другой. Можем выбрать панельные эффекты и назначить их на обработку выбранного инструмента. И так далее.

Если теперь нажать кнопку "В", то мы просто переключаемся на вторую часть (первая при этом временно отключается), в которой имеем новую лицевую панель со вторым набором инструментов и эффектов. Здесь мы можем создать совершенно иную инструментальную конструкцию, получить совершенно иной звук и играть им независимо от звука первой части.

Если переключаться между панелями "А" и "В", то мы будем слышать эти наши различные заготовки. Но если нам захочется, то мы можем нажать эти кнопки одновременно, активировав обе части. Этим мы создаем, по сути, двухчастный пользовательский перфоманс. Один из двух панельных индикаторов при этом будет светить непрерывно, а второй будет мерцать, показывая активную панель. Мерцание, например, светодиода "Panel A" означает, что на лицевой панели синтезатора сейчас находятся именно ее регуляторы, то есть принадлежащие настройкам первой части нашего перфоманса. Нажав кнопку "Panel B", мы переключаем мерцание на нее, и это означает, что перед нами на лицевой панели теперь находятся регуляторы второй части перфоманса. Но при нажатии клавиши звучать будут обе панели.

Таким образом, объединив обе панели, мы можем играть одновременно звуками двух органов, двух пиано и двух синтезаторов, по нашему желанию расположенных на клавиатуре. Разумеется, возможны варианты.

Теперь, когда мы разобрались с панелями, должно окончательно проясниться и понятие "панельный эффект". Такие эффекты (ну, или процессоры эффектов) в каждой панели свои: один комплект работает в панели "А", второй — в панели "В". Один и тот же, казалось бы, эффект может быть назначен в панели "А" на один инструмент, а в панели "В" — на совсем другой. Они друг другу не мешают.

Как упоминалось ранее, эффект Лесли действует на один выбранный инструмент одновременно в обеих секциях. Это вполне логично, если рассматривать нашу двухпанельность на примере двухмануального органа. Было бы немного странно, если бы один мануал из двух оставался необработанным, не так ли? Собственно, такой способ подключения и отличает его от панельных эффектов.

Глобальные эффекты воздействуют на суммарный выходной сигнал обеих панелей, то есть на окончательный звук Nord Stage.

В пресете сохраняются настройки обеих панелей: полная конфигурация инструментов, включая клавиатурные режимы, панельные эффекты, установки морфинга и глобальных эффектов. Таким образом, в одном пресете мы фактически можем сохранить сразу два сложных пэтча (по одному в каждой панели) или еще более сложный двухчастный перфоманс, в котором может находиться до шести инструментов одновременно. И, разумеется, каждый их этих шести инструментов может иметь собственный тембр. Вызвав пресет из памяти, мы можем переключаться между панелями, включать обе одновременно или отключать "лишнюю". В общем, здесь полная свобода действий.

Кроме того, включать (активировать) и выключать панельные инструменты в любом пэтче можно совершенно произвольно. В каждой инструментальной секции есть отдельная кнопка On/Off, которая по совместительству также помогает назначить данный инструмент в любую из трех зон клавиатуры (или на все сразу). Рядом с ней расположен индивидуальный регулятор уровня громкости этого инструмента. И невдалеке от них — кнопки оперативного транспонирования строя.

Таких "общих" пэтчей (ячеек памяти) в Nord Stage имеется 126 штук. Все пэтчи перезаписываемые. Они организованы в виде 21 пресетной страницы (Program Page), и на каждой странице находится по шесть пэтчей. Страницы переключаются парой соответствующих кнопок, а для перехода по пэтчам в пределах одной страницы можно пользоваться шестью кнопками, промаркированными как Program. Или можно просто крутить бесконечно вращаемое колесо, перебирая все пресеты по очереди. Название пэтча отображается на главном дисплее.

Несложно заметить, что гибкостью в деле сохранения звуков Nord Stage опережает множество других инструментов. Есть пэтчи с произвольной конфигурацией инструментов, независимые чисто синтезаторные пэтчи тоже имеют место. Но и это еще не все!

В Nord Stage существует еще один специфический вид памяти, так называемая "Live program memory". Можно назвать ее "живой" памятью, или "исполнительской", — это кому как понравится. Если говорить по существу, то есть два независимых буфера памяти для непрерывного сохранения текущих исполнительских настроек. То есть память эта живая в том смысле, что пишет все "вживую", иными словами — постоянно обновляет данные. Эта память, как и все остальные ее виды, имеющиеся в инструменте, энергонезависимая. Представьте, что вы в процессе исполнения чтото подкрутили и "поймали", наконец, нужный оттенок звучания. Типичная процедура сохранения с несколькими нажатиями кнопок и кручением рукоятки не подойдет — кругом же зрители, они пришли слушать музыку. Поэтому вы заранее нажимаете кнопку с надписью Live — и дело сделано, а вы просто играете. Главное, не забыть ее отключить в нужный момент, чтобы не потерять найденный тембр.

Кнопок Live две, так что есть возможность записать два "живых" слепка текущей конфигурации панели. По окончании концерта сохраненную конфигурацию можно вновь вызвать и, например, сохранить уже в виде обычного пэтча. Таким образом, мы приходим к мысли, что эта память может использоваться в качестве своеобразной "записной книжки", где можно вовремя сохранить случайно найденные удачные настройки.

Еще одна типично сценическая функция Nord Stage — отложенная смена пэтча, или смена с подтверждением (pending program change). Когда вы вызываете пэтч обычным образом, он сразу же и загружается. Если же крутить колесо ввода данных при нажатой кнопке Shift, то включается эта альтернативная функция. Она может использоваться для поиска (подготовки) нового звука прямо в процессе исполнения. Одной рукой можно наигрывать чтото звуком текущего пэтча, а другой — искать то, что понадобится в следующий момент (нажимать кнопку Shift и крутить колесо ввода данных можно одной рукой). Когда вы остановите свой поиск, над одной из кнопок Program останется мерцать светодиод. Если теперь нажать эту кнопку, то только тогда и загрузится новый пэтч. От смены пэтча можно отказаться, вновь нажав кнопку Shift. Инструмент выйдет из режима подтверждения загрузки, оставив звучать предыдущий пэтч.

Кратко отмечу, что Nord Stage, как и прочие инструменты компании Clavia, оснащен функцией морфинга. Подробно останавливаться на этом не буду, поскольку о нем достаточно сказано в статьях, посвященных другим инструментам Clavia. Скажу лишь, что в группу морфинга можно назначить индивидуальные уровни выхода каждого инструмента, изменения тембра и частоты среза фильтра в синтезаторной секции, положение регистров органа, регулируемые параметры панельных эффектов и переключение скорости вращающегося динамика.

Управление внешними приборами по MIDI выделено в отдельную секцию, которая так и называется — Extern. Подробное описание ее работы можно найти в руководстве пользователя. Я же отмечу только, что здесь можно установить названия и значения параметров, которые будут передаваться по выбранному MIDI-каналу для управления внешними устройствами. Управление здесь несложное, даже чересчур простое. На мой взгляд, для Nord Stage эта часть функционала не самая важная — любая вменяемая MIDI-клавиатура сделает это не хуже. А Nord Stage ценен сам по себе.

Панель внешнего управления показана на рис. 14.

Nord Stage Manager
Эта небольшая компьютерная программа служит, в основном, для обновления семплов инструментов в секции пиано. На компакт-диске, входящем в комплект поставки, находятся как сама программа, так и банки звуков. Помимо копии набора различных пиано, изначально установленного в Nord Stage, на диске есть несколько дополнительных инструментов, которые можно установить вместо заводских.

Для связи инструмента с компьютером нужно соединить их между собой по интерфейсу USB, установив предварительно драйвер с прилагаемого диска.

Программа чрезвычайно проста (рис. 15). В одной оболочке (тоже красного цвета!) находятся два окна. Окно слева показывает содержимое директории на компакт-диске, окно справа — содержимое памяти самого Nord Stage. Справа же находится индикатор количества израсходованной памяти (всего ее около 128 Мб).

Изначально банк забит под завязку, поэтому если вы хотите добавить какой-нибудь новый инструмент, придется сначала удалить старый. Для этого нужно просто щелкнуть мышью по строчке с названием выбранного инструмента и нажать кнопку удаления, находящуюся внизу. Откроется индикаторное окошко, которое будет показывать прохождение процесса. По окончании стирания индикатор покажет освобожденную память (рис. 16).

Теперь нужно в окне слева найти инструмент, подходящий по размерам (чтобы он поместился в имеющуюся память), выделить его и нажать кнопку "Send to…". Загрузка займет некоторое время (рис. 17), после чего список инструментов в памяти Nord Stage обновится.

Таким способом я легко заменил заводской звук рояля Steinway D, записанный с близко расположенных микрофонов, на тот же рояль, но записанный иначе, с некоторого удаления. В названии пэтчей способ записи отражен словами "close" и "amb", то есть ambience. На рис. 18 показан участок окна программного менеджера, в котором указано, что в Nord Stage теперь появился новый рояль.

Звучание
И вот, наконец, мы подошли к самому главному. Что же представляет собой Nord Stage?

Для меня это, прежде всего, фортепиано, то есть акустический рояль. Рояли здесь замечательные. Моя оценка относится не столько к самим семплам (очень качественным), сколько к их взаимодействию в пэтче. Впрочем, как раз этому вопросу в компании Clavia всегда уделяли много внимания.

Поясню свою мысль. Стандартная методика семплирования и упаковки звуков в библиотеки во многом обусловлена уровнем технического совершенства семплеров (или семпл-плееров — конкретика сейчас не столь важна). То есть, независимо от того, что бы ни хотели запихнуть в библиотеку инженеры, воспользоваться можно только тем, что технически способен обеспечить семплер. Самый грубый пример: нельзя полноценно использовать пэтч размером в 64 Мб, если в семплере есть только 16 Мб памяти. То же можно сказать и об обыкновенных синтезаторах, работающих по принципу воспроизведения семплов. Они умеют переключать несколько слоев семплов в зависимости от динамики нажатия клавиш и делать кроссфейд между ними. Они умеют растягивать один семпл на несколько нот, чтобы сэкономить память и уложить туда еще что-нибудь.

Но никакие кроссфейды не помогут полностью передать оттенки звучания фортепиано. Как известно, тембр фортепиано сильно зависит от силы удара по клавишам. Собственно, ради этого и был изобретен этот инструмент. Три-четыре слоя звуков с различающимся тембром (особенно ярко эта разница проявляется в фазе атаки), стандартно применяющиеся в средних инструментах, не могут достаточно точно передать реальную динамику фортепиано.

Теперь вспомним педалирование. Одна только правая педаль фортепиано может обеспечивать многочисленные и разнообразные нюансы звучания за счет полного или неполного приоткрывания струн в нужный момент времени. А в семплерах мы имеем вместо правой педали простой триггер: открыто/закрыто. Некоторые семплерные библиотеки предлагают отдельные пресеты с "открытыми" звуками фортепиано. Но именно отдельные. Как их органически соединить с "закрытыми"? Музыкант может играть тише или громче, произвольно нажимая или отпуская правую педаль. И для того, чтобы правдоподобно передать оттенки звучания инструмента, семплер должен иметь несколько комплектов семплов, разложенных по динамике. При игре с отпущенной педалью он использует один комплект, а при нажатии педали должен мгновенно забираться в другой ("педальный") набор семплов, обогащенный резонансами струнных хоров. Причем нужно еще попасть в тот же динамический слой, чтобы не было скачков громкости.

В обычных семплерах такая технология просто не реализована. И в синтезаторах на основе семплов ее тоже нет. Справедливости ради стоит сказать, что семплерам "скармливают" столько разных звуков, что фортепиано оказывается в меньшинстве. А для множества прочих звуков подобные изыски излишни, так что всерьез развитием новых функций семплеров никто не занимался. И семплерное фортепиано вынужденно страдает. Подобные технологии используются лишь в дорогих моделях электрических фортепиано, то есть в специализированных устройствах. Правда, мне пока не приходилось изучать техническую документацию на такие аппараты, но известно, например, что струнный резонанс в некоторых из них точно используется. Не столь давно в этих инструментах стали применять даже шум молоточков, для большей достоверности.

Так вот, Nord Stage умеет переключаться между открытыми и закрытыми струнами прямо в процессе игры. Конечно, здесь тоже имеет место некоторое упрощение, но звучит все очень гармонично. Пожалуй, в акустическом пианино струнный резонанс в некоторых случаях слышен отчетливей. Зато в сравнении с обычными "воспроизводителями" фортепиано Nord Stage явно выигрывает. Если сыграть реальную композицию, без причесывания MIDI-треков, живьем, активно пользуясь правой педалью, то разница между работой Nord Stage и обычного семплера даже с хорошей фортепианной библиотекой слышна отчетливо.

Собственно, разница заключается не только в отклике на нажатие педали. Динамические изменения звука в Nord Stage тоже выполнены очень достоверно, и не только в фазе атаки. Отпускание клавиши тоже кажется очень живым.

В общем, добавить к этому нечего. Рояли здесь отличные. Хотя, пожалуй, немного суховатые. Оба рояля, изначально загруженные в аппарат, записывались с близкой позиции, поэтому слышны не все оттенки, которые воспринимает пианист при игре на рояле в каком-либо помещении. В какой-то мере это можно исправить, добавив в звук реверберацию из встроенного процессора.

Но на компакт-диске, который находится в коробке вместе с инструментом, есть и другие пэтчи фортепиано. В частности, там обнаружился рояль Steinway D, записанный с большего расстояния — о нем я уже упоминал. Поэтому я стер из памяти Nord Stage "сухой" Стейнвей и загрузил в нее новый. На всю процедуру ушло всего четыре-пять минут. По объему памяти оба инструмента примерно одинаковы, но звук второго мне понравился больше. Играя им, очень легко представить себя, сидящим за живым роялем в небольшом зале. Причем это не какой-нибудь оштукатуренный зал уездного Дома Культуры, а приличное помещение с мягкой акустикой.

Звуки из категории обычного пианино (Upright) меня немного развеселили. Главным образом, первый из двух инструментов, производства Svenska Pianofabriken. Хорошо, что в пользовательском руководстве своевременно указали, что он специфически настроен. Это, конечно, еще не honky-tonk, но тем не менее... В общем, это такой своеобразно "раздрызганный" инструмент, который моментально ассоциируется у меня с пианино, которые я слышал в отечественных детских садах. Так получилось, что мне довелось слушать несколько разных инструментов в различных детских садах в разных городах нашей страны. И практически повсеместно они звучат похоже. Такой трогательный полуразвалившийся инструмент, на полноценную настройку которого никогда не хватает средств, но играть на нем приходится постоянно.

Собственно, эти воспоминания меня и развеселили, хотя первое пианино в Nord Stage, конечно, еще не дошло до такой степени запущенности. Но унисоны там уж очень звучные.

А вот второй инструмент звучит более строго и собранно. В целом, правда, у меня сложилось ощущение некоторой закрытости его звука. Существуют пианино, звучащие немного ярче. Однако это не значит, что представленное здесь пианино Yamaha "не такое", или должно звучать как-то иначе.

Что касается электромеханических пианино, то революционных изменений с ними не случилось, поэтому скажу лишь, что в сравнении с Nord Electro они не стали хуже. Скорее, даже выиграли, поскольку теперь могут пользоваться дополнительными эффектами. Это же касается и клавинета.

Про орган Хаммонда довольно подробно рассказывалось в статье об инструменте Clavia Nord Electro 2. Поскольку цифровая модель инструмента в Nord Stage не менялась, звучит он так же.

Другие два органа, на мой взгляд, значительно проигрывают органу Хаммонда как по благозвучности, так и по возможностям тонкой настройки тембра. Странно, ведь на транзисторах можно создать значительно более сложный и гибкий инструмент. Но этот потенциал, видимо, не был полностью реализован. Получается, что железные колеса органа Хаммонда никому так и не удалось обойти.

Vox Continental, в принципе, обладает неплохими регистровыми возможностями, но регистров в нем все-таки меньше, чем в В3. А уж орган Farfisa Compact я вообще не понял. Не впечатлил он меня. Хотя я допускаю, что в некоторых контекстах (музыкальных, разумеется) он будет вполне востребован. Мне этот инструмент совсем незнаком, и не припомню, чтобы слышал его в записи. Но его тембровые возможности наводят на воспоминания. Прямолинейностью характера он напоминает мне некоторые изделия советской электронной промышленности 70-х годов прошлого века. Речь идет как раз об электроорганах, хотя в те годы они назывались просто ЭМИ. Например, Юность-73, в которой было несколько клавишных переключателей регистров и еще несколько вспомогательных регуляторов. Правда, на этих инструментах я играл давно, лет двадцать назад, но характер звука в общих чертах помню.

Синтезаторная часть Nord Stage обладает обширными тембровыми возможностями. На мой взгляд, компания Clavia добилась своей цели, создав сценический инструмент с простым, но в то же время довольно гибким управлением для самых разнообразных применений. Три различных синтезатора, два из которых можно использовать одновременно, позволяют строить широкую палитру звуков. В данном случае совершенно не ощущался недостаток "крутильных" элементов, которыми изобилуют обычные синтезаторы. Если можно произвольно менять звук, нажимая две-три кнопки и поворачивая два потенциометра, то зачем что-то усложнять? Для сценической работы это как раз то, что нужно.

Очень интересным мне показалось комбинирование звуковых источников. Почему бы не объединить синтезатор с органом или, скажем, с электропиано? А почему бы не попробовать объединить два электропиано в одно? Огромные возможности в комбинировании звуков, помноженные на легкость их создания, — вот что такое Nord Stage. Да и процессоры эффектов могут сыграть существенную роль в создании законченного звука.

Чтобы прокомментировать свои впечатления, я записал звуковые примеры. Звук записать просто, труднее показать именно легкость его конструирования. Нужно привыкнуть к инструменту, чтобы запомнить положение органов управления и переключать их, не задумываясь. У меня такого опыта было маловато, но некоторые "исполнительские" моменты я все же постараюсь осветить.

Начнем с роялей. Первый пример позволяет непосредственно сравнить два заводских пэтча с инструментами фирм Yamaha и Steinway. Файл называется Grand1&2. В нем записаны по две короткие фразы. Каждая фраза повторяется дважды, вначале одним, затем другим инструментом. Они записаны встык, так что разницу, хоть и небольшую, услышать очень легко.

Следующие примеры показывают динамические свойства семплированных роялей. Кроме того, в них активно применялась правая педаль. В файле Grand_Steinway показано, как ведет себя этот рояль при тихой и громкой игре. Для записи файла Grand_Yamaha я сыграл другой набросок, втрое длиннее. В некоторых местах педаль специально "подвешивала" звуки на время, достаточное, чтобы почувствовать резонанс. В первой части рояль играет относительно спокойным звуком. Во второй части показано развернутое крещендо с замиранием в самом конце. Изменения характера звука здесь слышны вполне отчетливо, особенно в левой руке.

Далее хочу показать несколько комбинаций. В файле Steinway-Yamaha_combi записана именно сумма звуков обоих роялей. Один из них был активирован в панели A, второй — в панели В. В файле показаны две почти одинаковые фразы, идущие с небольшой паузой. Первая часть — это просто один звук, наложенный на другой. Для второй части звуки роялей были обратно панорамированы с помощью эффекта auto panning, работающего в статическом режиме. В одном канале играет один рояль, во втором — другой. Звучание приобретает объем, которого не было в первой части. На этом же примере хорошо заметно, сколь тщательно была произведена запись семплов с оригинальных инструментов. Здесь наблюдаются и одинаковая динамика исполнения, и одинаковое положение микрофонов — в противном случае звук в этом примере просто "разъехался" бы.

Следующие две комбинации, в принципе, не новы. Тем не менее, мне хочется их продемонстрировать. Первая из них показывает сочетание акустического рояля с типично синтетическим тембром. Файл называется Piano_Synth.

Второй пример показывает звук из этой же серии. Здесь использовался заводской комбинированный пэтч. Его название и содержится в наименовании файла: Ambient_Grand. Рояль здесь был, кажется, Steinway, а подкладом выступал синтетический стрингс.

В данном случае я немного разнообразил исходный пэтч, изменяя его в процессе игры. Вступительная часть, спокойная, около 14 секунд, содержит оригинальные настройки. Затем в небольшой паузе (с нажатыми клавишами), когда рояль уже не играет и слышен только подклад, я приоткрыл фильтр, чтобы стрингс вышел на первый план. И в момент его "выхода" нажал кнопку транспонирования синтезатора на октаву вверх. Первая же нота, взятая после этой затянувшейся паузы, играет с повышенным на октаву строем синтезатора. Это как будто драматическая часть, и после первой же ее фразы я понял, что стрингс звучит чересчур ярко. На двадцать пятой секунде воспроизведения слышно, как я "бросил" левую руку, чтобы немного прикрутить фильтр. Через некоторое время наступает небольшое диминуендо, затем небольшое крещендо. Где-то на пятьдесят пятой секунде фортепиано замирает, оставляя в одиночестве стрингс. В это время свободной левой рукой я возвращаю строй синтезатора на октаву вниз, и когда через пару секунд вновь вступает фортепиано, отыгрывая концовку, стрингс звучит уже спокойнее, как ему и положено в финале.

После того, как я распробовал имеющиеся в Nord Stage рояли, мне захотелось попробовать другой образец. Это был рояль Steinway, записанный в других условиях (ambience). Как я уже говорил, его звук мне понравился больше. Видимо оттого, что он звучал с готовым акустическим окружением, объемно, и мне было легко вообразить себя находящимся в зале. Файл называется SteinwayD_amb. Пример начинается аккордами в фортиссимо, затем динамика опускается в пиано, через некоторое время переходя в mf и затем замирая в паузе. Потом идет быстрый пассаж вверх (пальцем по всем клавишам), несколько аккордов в форте, повтор в пиано и окончание. Финальную ноту я повторил трижды. Вначале в p, затем f на октаву ниже, и в самом конце — p на несколько октав вверх. Подвешенная басовая нота имеет замечательные легкие биения. А верхняя нота очень мягко перестает звучать при отпускании педали, будто, в самом деле, на струны опустились войлочные глушители.

Оба акустических пианино продемонстрированы в одном файле Upright_Pianos. Там идут подряд две одинаковые фразы. Первая из них сыграна на шведском пианино, а вторая — на японском. В обоих случаях использовалась педаль.

На этом с акустикой мы закончим и перейдем к "синтетике" и "электромеханике". Файл E.Pianos содержит три одинаковые фразы, записанные подряд с использованием трех вариантов электропиано Rhodes.

В файле El_Grand_pianos показана простая комбинация рояля и электропиано. Более романтическое звучание получается, если в одном пэтче объединить электропиано и синтезатор (файл El_piano_Synth).

Следующий пример немного усложнен. В пэтч была назначена комбинация Rhodes и синтезаторного звука из категории Digital. Первые несколько нот сыграны только на электропиано, затем к нему плавно подмешивается синтезатор (ручкой уровня в своей секции), после чего немного вводится реверберация. Во время паузы я включаю на панели эффектов предварительно подготовленную конфигурацию эквалайзера и эффекта овердрайв, и отыгрываю окончание. Файл называется Piano_digital.

По клавинету я покажу только "технические" файлы. Clavinet_filters содержит несколько простых фраз, сыгранных одновременно с перебором комбинаций фильтров. В файле Clavinet_pick-up кусочки фраз отыграны с разными установками виртуальных звукоснимателей.

Файл Wurlitzer_dry_rotary показывает звук этого электромеханического пианино. Вначале оно звучит собственным голосом с подключенной реверберацией, а затем в дело вступает эффект Rotary.

Следующие несколько примеров комментировать не буду, поскольку по содержанию они очень просты. Файлы B3_moved_register, B3_perc, B3_soft показывают соответствующие образцы звуков органа Хаммонда. Файл B3_rotor_overdrive показывает последовательно накладываемые на чистый звук органа эффекты Лесли и перегруза.

Файл B3_Analog показывает комбинированный пэтч, который я составил из органа и синтезатора. Мне хотелось получить что-то романтическое, поэтому в регистрах органа я убрал басы и прибрал звонкую середину, чтобы он звучал лишь оттеночно. Затем прицепил к органу эффект автопанорамирования. И этот "оттенок" присоединил к жирному аналоговому звуку. На мой взгляд, получилось неплохо и вполне романтично.

Несколько образцов звучания органа Vox Continental приведены в файлах VOrgan с цифрами 1, 2 и 3. В первом показаны две регистровые комбинации, во втором — одна, "мягкая". Третий файл показывает изменения регистров в реальном времени.

Третий орган, Farfisa Compact, показан в файле Farfisa. В процессе игры я изо всех сил пытался "накомбинировать" относительно благозвучные сочетания регистров. Легко заметить, что это мне совершенно не удалось.

Переходим к синтезаторной части и самым сложным комбинациям.

Один из звуков категории Digital в чистом виде показан в файле Digital_wave1. Файл Digital_wave2_process показывает, как изменяется звучание аналогичного пэтча при использовании эффектов. Куски разделены паузами. Вначале записан исходный звук. Затем одновременно включаются панельные эффекты: хорус и кольцевая модуляция. После этого закрывается фильтр и изменяются настройки модуляционной огибающей, затем я покрутил ручки эквалайзера в синтезаторной секции, увеличив пропускание внизу и вверху. В последнюю очередь была подключена секция мастер-эквалайзера, в которой я покрутил сразу все ручки.

Некоторое представление о работе трехоператорного FM-синтезатора Nord Stage (с реверберацией) можно получить, прослушав файл FM3oper_morph. Здесь в процессе воспроизведения простой секвенции я медленно крутил ручку Timbre и регулятор частоты среза фильтра.

Несколько различных звуков из группы "Бас" в секции синтезатора записаны в файле Basses. Они брались произвольно, независимо от вида синтеза, с помощью которого были получены.

Следующий пример показывает вариант одновременного использования двух панелей, А и В. В обеих панелях были активированы аналоговые синтезаторы, звуки я назначил почти одинаковые, с незначительной разницей. Синтезаторы в разных панелях были статически задвинуты в противоположные концы стереопанорамы, полностью влево и полностью вправо. Затем к синтезатору левого канала я подключил фейзер, а в правом канале применил хорус и небольшую задержку. Результат получился, по-моему, довольно интересным, в духе ретро. Его можно услышать в файле A-B_diff_synth.

Теперь остались еще более сложные подборки. Файл Triple_patch_1 собран из звуков трех инструментальных секций в двух панелях с разделением клавиатуры. В левой руке находится электропиано и аналоговый синтезатор с подкладочным звуком. В правой — пианино, орган (гдето на задворках) и солирующий аналоговый синтезатор. В этом пэтче представлено довольно мягкое звучание, но с некоторым драматическим оттенком. Возможно, частично этот драматизм обусловлен противопоставлением звука пианино и сольного синтезатора. Первое играет четкими короткими звуками, второй звучит одноголосно, с неспешным портаменто, как бы постоянно догоняя основной звук.

Файл Triple_patch_2 предлагает более простую комбинацию. В левой руке — орган, в правой — два электропиано.

И еще одна "исполнительская" комбинация (пресетная) показана в файле Bass_Synth_Wurl. Здесь в левой руке звучит аналоговый бас, а в правой — электропиано Wurlitzer с FM-синтезатором, которые прекрасно друг друга дополняют. В пресете задействованы обе панели (А и В), использован клавиатурный сплит. В конце фразы в левой руке остается звучать одна нота. В это время освободившейся правой рукой я не спеша покрутил регулятор частоты среза фильтра, как бы "развернув" бас перед тем, как отпустить клавишу.

Напоследок я хочу показать два небольших примера, скорее, технического характера. Дело в том, что в среде отечественных музыкантов, пользующихся аналогово-моделирующими синтезаторами, иногда проскакивают замечания, что "у инструментов Clavia звук стеклянный". Будто бы из-за этого невозможно скомбинировать такой инструмент с другими. Я решил воспользоваться случаем и поэкспериментировать.

Действительно, именно на синтезаторах Clavia очень легко получаются "стеклянные" тембры. Но — как и всякие другие. Мне неясно, что в этом плохого. А, например, инструменты Novation серии K и KS не могут создавать такую же "стеклянность". Ну не умеют они, потому что устроены иначе. Каждому свое.

Так что я решил проверить, насколько легко можно задавить этот будто бы "стеклянный" звук синтезатора Clavia. Полную аранжировку делать не стал, ограничился простым противопоставлением. В качестве инструмента-антагониста решил взять Roland SH32. Он хоть и маленький, но по части едкости звучания легко обгоняет и более серьезные синтезаторы. Кому, как не ему, поручить маскировку другого синтезатора.

На SH32 я выкрутил довольно резкий звук, включив небольшую модуляцию фильтра, чтобы он "поквакивал". В синтезаторной секции Nord Stage взял "стеклянный" звук из категории FM. Выставил близкие уровни. И отыграл совместно небольшую партию, где в левой руке у меня был SH32, а в правой — Nord Stage. Файл с этим примером называется NordStage_SH32_1. Для упрощения идентификации звуков четыре маленькие фразы в начале сыграны раздельно. Первая (вверху) выполнена звуком NordStage, вторая, пониже и с похрюкиванием — SH32, третья и четвертая повторяются в этой же последовательности. А после этого оба инструмента звучат одновременно. Послушал я их — нет, никто никуда не пропадает.

Допустим, FM-синтезатор, звучащий где-то в третьей октаве, своей пронзительностью может поспорить с "въедливым" SH32. И пример не репрезентативный. Хорошо, тогда попробуем немного по-другому. В файле NordStage_SH32_2 использована измененная комбинация. Nord Stage играет немного ниже, переходя из категории "стеклянный" в категорию "колокольный". SH32 предлагает ровный синтезаторный звук с использованием легато, несколько смягченный в сравнении с первым примером, но достаточно плотный. Несмотря на то, что оба звука играют кучно, в центре стереопанорамы, они достаточно разборчивы. Так что этим я решил ограничиться.

Заключение
Мне кажется, что Nord Stage — это полноценный сценический инструмент, соответствующий тому, что о нем говорят его создатели. При этом он не настолько упрощен, чтобы использоваться исключительно на сцене. Потенциал у него достаточно высокий для использования и в студийных условиях. Да и для домашнего применения он тоже может подойти. Ощущения от его клавиатуры у меня остались очень хорошие. От звуковых возможностей — тоже. На мой вкус — инструмент замечательный.

Звуковые примеры

A-B_diff_synth MP3 (930 Кб) WAV (10 Мб)
Ambient_Grand MP3 (1,01 Мб) WAV (11,2 Мб)
B3_Analog MP3 (347 Кб) WAV (3,73 Мб)
B3_moved_register MP3 (930 Кб) WAV (11,2 Мб)
B3_perc MP3 (202 Кб) WAV (2,16 Мб)
B3_rotor_overdrive MP3 (336 Кб) WAV (3,61 Мб)
B3_soft MP3 (217 Кб) WAV (2,33 Мб)
Bass_Synth_Wurl MP3 (331 Кб) WAV (3,55 Мб)
Basses MP3 (348 Кб) WAV (3,74 Мб)
Clavinet_filters MP3 (416 Кб) WAV (4,46 Мб)
Clavinet_pick-up MP3 (198 Кб) WAV (2,12 Мб)
Digital_wave1 MP3 (220 Кб) WAV (2,35 Мб)
Digital_wave2_process MP3 (458 Кб) WAV (4,92 Мб)
E.Pianos MP3 (605 Кб) WAV (6,5 Мб)
El_Grand_pianos MP3 (165 Кб) WAV (7,76 Мб)
El_piano_Synth MP3 (298 Кб) WAV (3,2 Мб)
Farfisa MP3 (595 Кб) WAV (6,39 Мб)
FM3oper_morph MP3 (459 Кб) WAV (4,94 Мб)
Grand_1_2 MP3 (234 Кб) WAV (2,51 Мб)
Grand_Steinway MP3 (350 Кб) WAV (3,76 Мб)
Grand_Yamaha MP3 (0,98 Мб) WAV (10,8 Мб)
NordStage_SH32_1 MP3 (212 Кб) WAV (2,28 Мб)
NordStage_SH32_2 MP3 (271 Кб) WAV (2,91 Мб)
Piano_digital MP3 (429 Кб) WAV (4,6 Мб)
Piano_Synth MP3 (743 Кб) WAV (7,99 Мб)
SteinwayD_amb MP3 (754 Кб) WAV (8,1 Мб)
Steinway-Yamaha_combi MP3 (346 Кб) WAV (3,71 Мб)
Triple_patch_1 MP3 (364 Кб) WAV (3,91 Мб)
Triple_patch_2 MP3 (364 Кб) WAV (3,9 Мб)
Upright_Pianos MP3 (316 Кб) WAV (3,38 Мб)
V-Organ1 MP3 (183 Кб) WAV (1,96 Мб)
V-Organ2 MP3 (110 Кб) WAV (1,17 Мб)
V-Organ3 MP3 (307 Кб) WAV (3,3 Мб)
Wurlitzer_dry_rotary MP3 (719 Кб) WAV (7,73 Мб)

Модели: 
Clavia Nord Stage 76
Модели: 
Clavia Nord Stage 88
Модели: 
Clavia Nord Stage Compact
0
Ваша: нет

Реклама

Рейтинг@Mail.ru