Статья "Clavia Nord Lead 4 и Nord Lead A1"

Автор: 
Владимир Сапрыкин
Дата первой публикации: 
янв 2015

Синтезаторы.

Последние пару лет мы уделяли недостаточно внимания деятельности шведской компании Clavia. Постоянно находились какие-то препятствующие обстоятельства: график отгрузок оборудования с фабрики, смена таможенных правил, изменение каналов дистрибуции... За это время компания выпустила в свет интересные новинки. В 2013 году появился синтезатор Nord Lead 4, отличающийся от предшественников этой серии усовершенствованными осцилляторами, расширенным набором эффектов и функцией импульсного морфинга. А уже в 2014 году был представлен новый синтезатор аналогового моделирования Nord Lead A1, имеющий глубоко модифицированную звуковую начинку и несколько измененный пользовательский интерфейс. Поскольку оба инструмента относятся к серии Nord Lead и предназначены, в общем, для решения схожих задач, было принято решение познакомиться с этими синтезаторами одновременно.

Nord Lead 4
Четвертое поколение синтезаторов Nord Lead имеет все признаки фамильного сходства с другими представителями серии: ярко-красный корпус, смещенная к левому краю панель управления, "каменное" колесо модуляции. И, как обычно, классный звук, но об этом позже.

При поверхностном сравнении с предшественниками, в частности, Nord Lead 2x, изменения не очень заметны. Преемственный интерфейс, давно знакомая 49-нотная динамическая клавиатура, четыре звуковых выхода, четыре части мультитембральности, два осциллятора на голос. Даже полифония не изменилась, она по-прежнему 20-голосная. Тем не менее, производитель в промо-материалах со всей ответственностью указывает, что Lead 4 — это синтезатор мечты, которая, наконец, стала реальностью. Что ж, рассмотрим мечту более пристально.

Система управления
Nord Lead 4 представляет собой полифонический субтрактивный синтезатор с моделированием аналоговых звуковых схем. "Брутто-схема", если так можно выразиться, осталась неизменной: два осциллятора, микшер, фильтр, усилитель (рис. 1). Плюс модуляция и эффекты.

По традиции, установленной еще ранними моделями синтезаторов этой серии, Nord Lead 4 имеет четыре звуковых слота, которые обеспечивают поддержку четырех частей мультитембральности. Все слоты идентичны, каждый из них представляет собой полнофункциональный и независимый от других слотов синтезатор. Разумеется, они могут работать и одновременно, что происходит обычно в режиме перфоманса. В дальнейшем, говоря о структуре синтеза вообще, я буду иметь в виду один слот, любой из четырех. А сейчас пробежимся вкратце по панели управления.

Нужно упомянуть, что синтезатор выпускается также в виде звукового модуля Nord Lead 4R, который не имеет клавиатуры, а также некоторых органов управления, таких как колесо модуляции или трость Pitch Bend. Но в остальном это все тот же Lead 4.

Как и в предыдущих моделях, все управляющие элементы на лицевой панели сгруппированы по секциям, имеющим уже привычную маркировку, что облегчает визуальное ориентирование (рис. 2).

Первое, к чему рекомендуется протянуть руку, это секция Program (рис. 3). Здесь находится энкодер для "выкручивания" пресетов, трехсимвольный дисплей, четыре кнопки активации слотов. Nord Lead 4 имеет в памяти 396 обычных пэтчей, разбитых на четыре банка по 99 программ в каждом. Для мультитембральных перфомансов есть отдельная память на сто ячеек (два банка по 50). Для переключения между режимами пэтчей и перфомансов есть кнопка Perf Mode. Напомню, что перфоманс не обязательно должен состоять из четырех частей. От одной до четырех по выбору пользователя — вот правильная формулировка.

Кстати, обычные пэтчи, как и в предыдущих моделях серии Nord Lead, могут иметь совершенно разные настройки в каждом слоте. Соответственно, в каждой ячейке памяти мы имеем под рукой четыре независимых звуковых слоя, между которыми можно быстро переключаться прямо в процессе исполнения.

Как и в прочих синтезаторах серии Nord Lead, о чем рассказывалось ранее в соответствующих статьях, большинство кнопок на лицевой панели могут выполнять несколько функций. Для доступа к альтернативным функциям нужно дополнительно пользоваться специальной кнопкой Shift. По обозначениям возле кнопок и потенциометров всегда можно понять, какая функция является основной, а какая — вспомогательной. В программной секции, которая окрашена в черный цвет, основное назначение всегда надписано над кнопкой, вспомогательное — под ней. В остальных секциях основные надписи даны на основном (сером) фоне, а альтернативные — на дополнительном фоне, черном или красном.

Чтобы не углубляться в дебри программирования, (которое, кстати, очень хорошо отражено в пользовательском руководстве), я буду давать краткое описание сущности того или иного блока синтеза, не расписывая подробно функции всех кнопок или потенциометров. В системные меню мы тоже забираться не будем, для этого есть пользовательское руководство.

Блок осцилляторов управляет двумя осцилляторами (рис. 4). Первый имеет в своем арсенале пять простых аналоговых форм, а также 128 дополнительных волновых форм, распределенных по нескольким типам, или категориям. Краткая таблица категорий нарисована прямо на панели, рядом с символьным индикатором. Типичная для серии Lead звуковая палитра теперь существенно расширена. В дополнительный набор входят не только более сложные "аналоговые" звуки, но и хроматическая перкуссия, органы, пиано и даже некоторые вокальные образцы. Для выбора из банка дополнительных форм используется энкодер с неограниченным вращением. Простые же формы традиционно выбираются обычным кнопочным селектором.

Второй осциллятор может генерировать только простые аналоговые формы и шум. Высоту его тона можно произвольно подстраивать, в отличие от первого осциллятора, который обычно играет роль мастера. Есть функция межосцилляторной FM-модуляции (несколько вариантов), а также два типа синхронизации первого осциллятора по скрытому опорному осциллятору. Уже в одной этой функции скрыто множество возможностей формирования тембров. Где еще можно найти такую диковину, как, например, "синхронизированный" человеческий голос?

Соотношение выходных уровней каждого осциллятора устанавливается в микшере, который представлен единственным потенциометром.

Блок фильтров в NL4 тоже подвергся существенной переработке (рис. 5). Теперь он предлагает, в числе прочих, несколько винтажных моделей. Как пишет производитель, это не просто имитация типовых характеристик. Здесь скрупулезно смоделировано вхождение в резонанс, внутренний перегруз, а также специфика отработки огибающих, присущая данной схеме. То есть, такие фильтры имеют индивидуальные особенности и, соответственно, более "живой" характер.

Фильтров всего семь. Три из них представляют собой стандартный тип Low Pass, с крутизной характеристики 12, 24 и 48 дБ/окт. Обратите внимание на последний тип: восьмиполюсный LPF, наиболее резко обрезающий частоты, вообще очень редкий гость в синтезаторах. Потому что принято считать, что чем меньше крутизна характеристики, тем более певучий характер имеет фильтр. Однако LPF с крутизной 48 дБ/окт режет звук хоть и очень отчетливо, но не столь грубо, как можно было ожидать.

Еще два стандартных типа фильтров не нуждаются в представлении. Это Band Pass и High Pass. А вот оставшиеся два типа — те самые винтажные. Они называются Ladder M и Ladder TB. Первый моделирует работу четырехполюсного резонансного фильтра с обволакивающим звуком, разработанного в свое время Робертом Мугом. Второй тип имитирует более позднюю разработку. Речь идет о фильтре, который фирма Roland использовала в своем знаменитом TB303. Правда, имитация здесь своеобразная, поскольку в документации говорится о четырехполюсном фильтре, в то время как оригинал в синтезаторе Roland имел крутизну 18 дБ/окт. Тем не менее, Ladder TB имеет схожий с оригиналом порыкивающий характер звучания и, в отличие от четырехполюсного Ladder M, не возбуждается на предельных значениях резонанса.

Фильтры могут пользоваться собственным генератором огибающей. Глубина ее воздействия может регулироваться вручную или же привязываться к параметру Velocity.

Выходной усилитель имеет органы управления сразу в двух секциях (рис. 6). В одной из них, Amp Env, находятся потенциометры управления фазами амплитудной огибающей, а в секции Output есть только один потенциометр, регулирующий выходной уровень сигнала пэтча. Значение этого параметра сохраняется в пресете.

Кроме уже упомянутых огибающих фильтра и усилителя Nord Lead 4 имеет дополнительные средства модуляции, собранные в отдельный блок (рис. 7). Это два LFO и еще один генератор огибающей, Mod Env. Все они могут модулировать различные цели в разных блоках, от осцилляторов до эффектов, для выбора которых есть соответствующие кнопочные селекторы. Низкочастотные генераторы имеют по нескольку волновых форм, причем их наборы в первом и втором LFO различаются. Органы управления первым LFO по совместительству управляют работой арпеджиатора (при использовании их с кнопкой Shift). Это не очень удобно, с одной стороны, но зато позволяет не перегружать панель дополнительными элементами.

А вот секция Voice Mode, напротив, выведена отдельно (рис. 8). Здесь можно назначать полифонический или одноголосный режим игры, включать унисоны и портаменто.

Кстати, в Nord Lead 4 появилась функция аккордовой памяти. Она довольно проста: синтезатор запоминает (и записывает в пэтч) или простой интервал, или аккорд емкостью до четырех нот, который будет генерироваться при нажатии одной клавиши. Нижняя нота записывается в память в качестве ключевой, и далее, при нажатии любой клавиши, аккорд всякий раз строится именно от этой ноты. Управляющую кнопку, Chord Memory, можно увидеть на рис. 3, она под дисплеем.

Как и в предыдущих моделях серии Nord Lead, синтезатор имеет функцию морфинга. Это плавное изменение (Continuous Morph) заранее запрограммированных пользователем параметров синтеза, запускаемое поворотом колеса модуляции или изменением динамики. Но, в отличие от предшественников, в этом инструменте появилось еще и дополнение в виде функции Impulse Morph. Импульсный морфинг, в соответствии с названием, осуществляет скачкообразное изменение значения каких-либо параметров при нажатии кнопки. И, в отличие от плавного морфинга, импульсный может управлять не только плавно изменяющимися параметрами, но и переключаемыми (например, выбором волновых форм осциллятора).

Кнопки импульсного морфинга удобно размещены рядом с тростью Pitch Bend, и при активном использовании модуляции находятся прямо под рукой (см. рис. 3). Кстати, для большего эффекта можно синхронизировать включение импульсного морфинга с запуском LFO или модуляционной огибающей. Для этого нужно в модуляционной секции активировать функцию Imp Sync. В этом случае при нажатии любой кнопки из группы Impulse Morph будет происходить рестарт цикла LFO или старт огибающей.

Всего есть семь групп импульсного морфинга. Для их вызова используются три кнопки, которые можно нажимать по отдельности, попарно или все три сразу. Комбинации кнопок для вызова нужной группы обозначены на лицевой панели. При этом поодиночке или группами зажигаются светодиодные индикаторы, однозначно указывая номер группы.

Программирование морфинга по сложившейся традиции происходит буквально в два касания. Нужно нажать кнопку управления и, удерживая ее, изменить значение целевого параметра, например, покрутив какой-нибудь регулятор. Импульсный морфинг программируется так же, как и непрерывный, что очень удобно. И если хорошо запрограммировать все девять групп морфинга, то в пределах одного звукового пресета можно получить огромное разнообразие тембров с многовариантными переключениями и перетеканиями.

В новом поколении синтезаторов Nord Lead появилась функция с несколько анекдотичным названием "Мутатор" (Mutator). По сути это генератор случайных изменений параметров, помогающий музыканту создавать новые пэтчи. Аналогичная функция время от времени встречается и в других синтезаторах, но называется иначе. Мне она знакома, в частности, под именем Random Patch. Нажимаешь кнопку — и текущие установки моментально изменяются. В данном случае это две кнопки: Shift и Slot D.

Есть три степени глубины мутации. Самая легкая вносит небольшие изменения. Глубокая мутация изменяет параметры очень сильно, фактически заново создавая пэтч. Его можно подредактировать или сразу сохранить. При необходимости можно воспользоваться функцией отмены последнего действия (Undo a Mutation). Например, вы нажали кнопку несколько раз и случайно проскочили интересный звук. В этом случае удобнее вернуться к предыдущему варианту, "откатив" изменения, поскольку вероятность еще раз получить такую комбинацию параметров близка к нулю. Nord Lead 4 поддерживает функцию Undo глубиной в десять шагов!

В отличие от модели Lead 2x, "четверка" имеет встроенный процессор эффектов. Он хоть и не большой, но добротный. Весь набор спецэффектов переключается привычной кнопкой селектора (рис. 9). Здесь есть имитация лампового овердрайва с несимметричным ограничением сигнала, компрессор, эффект Bit Crush (жесткий цифровой дисторшн), а также несколько вариантов эффектов на основе разных гребенчатых фильтров. Эффекты Talk1 и Talk2 предлагают формантную фильтрацию, придающую даже "очень синтетическим" звукам оттенки человеческого голоса. Эффект Comb формирует более равномерную "гребенку" частот и представляет собой, по сути, обыкновенный фейзер, в особенности при использовании легкой модуляции. Источником последней служит второй LFO и генератор модуляционной огибающей.

Для окончательной шлифовки звучания предусмотрены эффекты задержки и реверберации (рис. 10), причем их можно использовать совместно, и одновременно во всех четырех слотах. Дилей имеет четыре уровня обратной связи, ручную регулировку времени задержки, а также хорошие возможности синхронизации с темпом (Clock Division). Ревербератор предлагает три типа помещений и имеет регулятор прямого/обработанного сигнала. Несмотря на свою внешнюю простоту, ревербератор дает потрясающе красивую и правдоподобную пространственную картину.

Работа с перфомансами, по сути, мало отличается от работы с обычными пэтчами. Нужно всего лишь последовательно запрограммировать нужный звук в каждом из используемых слотов, а затем сохранить полученный перфоманс с активированными слоями. Синтезатор поддерживает разделение клавиатуры на две части. Функция Split вызывается с использованием кнопки Shift. Точку раздела можно выбрать произвольно, просто нажав нужную клавишу в момент активации режима. Она будет считаться нижней нотой верхнего диапазона, а ее номер в это время отображается на дисплее. В режиме разделения слоты A и B будут отнесены к нижнему диапазону, а слоты C и D — к верхнему.

Nord Sound Manager
Nord Lead 4 имеет в комплекте поставки программу управления Nord Sound Manager. Эта же программа используется и в других совместимых синтезаторах Clavia, в частности, в Nord Lead A1. Менеджер учитывает разницу в функциональных возможностях разных моделей и автоматически подстраивается под каждую из них. В разных случаях, то есть при работе с разными инструментами, те или иные части программного интерфейса за ненадобностью деактивируются.

Программа позволяет управлять загрузкой и выгрузкой звуков (точнее — пресетов) и может использоваться в качества органайзера и библиотекаря для пресетных банков (рис. 11). Для работы с ней требуется установить USB-драйвер (в комплекте). Программа может работать в среде Windows (от XP до 8, включая все промежуточные версии) и Mac (требуется OSX 10.4 или более поздняя).

С точки зрения интерфейса Sound Manager представляет собой очень простое, но вполне современное приложение. Здесь есть обычные и контекстные меню, поддерживается перетаскивание файлов между окнами. Кроме простых операций с пресетными банками можно сделать полное резервное копирование (Backup) состояния синтезатора. При этом на диск компьютера в виде файла записываются все пэтчи и перфомансы со всеми сопутствующими настройками. В дальнейшем эти настройки можно восстановить в синтезаторе, воспользовавшись функцией Restore.

Приводить более детальное описание звукового менеджера нет необходимости, тем более что для него есть отдельное пользовательское руководство, где все его функции и меню описаны достаточно подробно.

Коммутация
Все коммутационные разъемы сосредоточены на задней панели синтезатора (рис. 12), но все подписи к ним имеются и на лицевой панели, в ее верхней части. Таким образом, соединять синтезатор с внешними устройствами можно практически вслепую, не сходя с места. Как и предыдущие модели серии, Nord Lead 4 имеет четыре линейных звуковых выхода на джеках. Таким образом, если захочется использовать все четыре части мультитембральности с внешним микшированием, достаточно лишь назначить для каждого слота соответствующий физический выход.

Кроме этого, синтезатор имеет выход для наушников (джек), вход и выход MIDI (DIN5), два разъема для педалей (тип Sustain и Control, или, иными словами, переключатель и потенциометр), а также разъем USB тип B для коммутации с компьютером.

Nord Lead A1
Этот синтезатор, возможно, открывает новую страницу в разработках компании Clavia. Несмотря на то, что он, в целом, похож на другие инструменты серии Lead, есть ощущение, что в данном случае количество модификаций и усовершенствований переросло в качество. Так что A1 следует относить уже к новому поколению синтезаторов. Он выпускается в двух вариантах: клавишный инструмент и настольный модуль. Клавишная версия оснащается 49-нотной динамической клавиатурой производства Fatar. В настольной версии нет трости Pitch Stick и колеса модуляции, а таблица параметров, надписанная на лицевой панели, перенесена из правой части в нижнюю. Других отличий между вариантами синтезатора нет. Сама панель управления, а также набор разъемов в обеих версиях одинаковы.

Синтезатор имеет четыре части мультитембральности, 26-голосную полифонию (что на шесть голосов больше, чем у NL4). Цифровые сигналы до момента преобразования в ЦАП существуют, как и в Nord Lead 4, в формате 96 кГц и 24 бита. Во внутренней памяти сохраняется 400 одиночных программ и 200 мультитембральных перфомансов.

Nord Lead A1 имеет четыре слота для хранения пэтчей. В режиме перфоманса слоты обычно используются совместно, с наложением или разделением. Как и в Nord Lead 4, для живого исполнения клавиатуру можно разделять на две зоны. При этом в нижнюю зону попадают слоты A и B, а в верхнюю — слоты C и D. В то же время, каждую часть мультитембральности, то есть звук синтезатора из каждого слота, можно выводить через отдельный физический выход.

Система управления
Общий вид лицевой панели синтезатора показан на рис. 13. Можно заметить, что она устроена несколько проще, чем у NL4, и в частности, здесь значительно меньше кнопок. Но, в общем, система управления имеет привычный для синтезаторов Clavia стиль, в силу чего некоторые ее элементы практически не нуждаются в отдельном описании.

Например, на рис. 14 показана секция управления программами вместе с некоторыми общими контрольными элементами. Многие из них можно встретить на своих местах и в Nord Lead 4. Из новшеств можно отметить разве что кнопку Copy/ Monitor/ Paste, которая обслуживает функции копирования параметров и целых пэтчей. Описывать ее работу я также не буду, это можно посмотреть в пользовательском руководстве. А вот звукогенерирующую часть нужно обязательно разобрать подробнее.

Несмотря на внешнюю похожесть, внутренняя архитектура Lead A1 имеет отличия от Lead 4. Это выражается, в том числе и в некоторых изменениях в организации лицевой панели, особенно заметных в секции осцилляторов и фильтра (рис. 15).

Наиболее существенно обновили именно генерирующую начинку синтезатора. Осцилляторы Nord Lead A1 способны производить 47 различных волновых форм, от классических аналоговых до цифровых, в том числе с нетипичным набором гармоник. Для более быстрого программирования звука была разработана специальная система под названием Oscillator Configuration Shortcut. Из-за этого, кстати, глядя на контрольную панель, нельзя понять, сколько же осцилляторов в действительности имеется в синтезаторе. Но если посмотреть на таблицу расшифровки параметров справа от панели управления (соответствующий ее фрагмент показан на рис. 16), а также ознакомиться с документацией, то можно понять, что их два. Конкретно задействованное количество определяется исходя из текущей задачи.

Нужный режим работы осцилляторного блока теперь задается, в основном, двумя энкодерами с неограниченным вращением, расположенными один под другим. Они называются Wave и Osc Config, и оснащены дисплеями на семисегментных индикаторах с точкой. Упрощенно говоря, нужно просто покрутить поочередно обе ручки, чтобы выбрать нужный тип звука.

Верхний энкодер (Wave) кроме дисплея имеет четыре светодиодных индикатора c обозначениями простых аналоговых форм. Если крутить энкодер, то вначале поочередно зажигаются эти индикаторы, обозначая выбранную волну, затем они гаснут, и все последующие знаки возникают на символьном дисплее. После простых форм идут аналоговые формы из расширенного списка. Их видно на рис. 16: они называются Extended Analog и маркируются сочетаниями от A1 до A7. Затем "прокручиваются" волновые формы из списка Fixed Pulse. Их особенность в том, что абсолютная ширина импульса не изменяется пропорционально изменению высоты тона (периоду колебаний). Соответственно, меняется относительная ширина, а значит и спектральный состав импульсов, и звук в нижней части клавиатуры будет отличаться окраской от звука вверху.

Перечисленные группы волновых форм генерируются в одноосцилляторном режиме. Их можно дополнительно модифицировать функцией шейпинга, которая вызывается вращением нижнего энкодера, Osc Config (на его дисплее должно появиться обозначение ShP). Когда функция показана на дисплее, можно вращать потенциометр Osc Ctrl (он слева от энкодера) и превращать в реальность этот самый шейпинг.

Кроме указанных трех категорий волновых форм можно вызвать и другие. Здесь есть Drawbar Organ c несколькими регистровыми вариациями (О1-О9), Bells and Tines (b1-b5), Digital с очень разными пачками гармоник (d1-d8), Electric (электропиано и клавинеты, Е1-Е4), Formants (F1-F7, голосообразные тембры с формантами гласных звуков). Выбрав звук нужной категории, следует переместиться к нижнему энкодеру и с его помощью выбрать дальнейшие действия.

Вращая энкодер Osc Config, можно найти не только шейпер. На рис. 16 во второй колонке виден перечень функций, доступных для одноосцилляторного и двухосцилляторного режимов. В первом случае это Pitch (высота тона), Sync (синхронизация по скрытому осциллятору) и Noise (подмешивание шума от второго осциллятора). Напомню, что "конфигуратор" только вызывает функцию, а для ее изменения служит потенциометр Osc Ctrl. В режиме добавления шума этот потенциометр контролирует баланс уровней тонального и шумового осцилляторов.

Настало время сказать несколько слов о модуляции. В левой части осцилляторной секции можно увидеть два потенциометра внутри рамки, обозначенной словом Modulation. От нижней части рамки к потенциометру Osc Ctrl ведет стрелка. Это означает, что контролируемый в данный момент параметр можно модулировать. В качестве источников модуляции используются LFO (одна штука) и модуляционный генератор огибающей. Уровень их воздействия на контролируемый параметр задается соответствующими ручками LFO Amt и ModEnv Amt, вот и все.

Если продолжать крутить ручку Osc Config, то на дисплее начнут появляться уже двухосцилляторные конфигурации. То есть, активируется второй осциллятор и матрица внутренней коммутации. В конфигурации Detune подключается второй осциллятор, который можно произвольно перестраивать ручкой Osc Ctrl, а также модулировать от LFO и/или генератора огибающей. В конфигурации под собирательным названием "Mix" можно в меню выбрать высоту тона второго осциллятора относительно первого, например, на одну или две октавы выше, на уровне 3-й, 5-й, 6-й или 7-й гармоник... Можно выбрать равные высоты, или даже вывести второй осциллятор в минус одну октаву. Форма волны второго осциллятора зависит от первого, для которого она выбирается энкодером Wave. Здесь доступны только простые формы, и, в соответствии с ними, конфигурации носят названия Saw Mix, Pulse Mix и так далее. На индикаторе Osc Config они обозначаются соответствующими сокращениями. Баланс уровней осцилляторов регулируется вручную (Osc Ctrl) или модулируется. На рис. 17 показана условная диаграмма такого подключения.

Еще существуют модуляционные конфигурации FM (частотная) и AM (амплитудная). Выбрав вариант FM, мы получаем классический двухоператорный FM-синтезатор, где первый осциллятор — несущий, а второй — модулирующий. Высота тона модулятора может меняться в пределах от -12 до +48 полутонов. Для выбора отношения нужно лишь покрутить ручку Osc Config. На дисплее при этом появляются обозначения "F.01.", "F.02." и так далее. Глубина модуляции регулируется вручную или, в свою очередь, модулируется (см. схему на рис. 18).

Амплитудная модуляция существует в единственном варианте. Первый осциллятор модулируется вторым, причем форма волны модулятора только синусоидальная, без вариантов. Высоту тона второго осциллятора, которая задает скорость модуляции, можно произвольно изменять (см. также рис. 18).

Таким образом, несмотря на внешнюю простоту, за "трехручечной" конструкцией осцилляторного блока скрывается огромный звукообразующий потенциал синтезатора. Что касается модуляционного блока, играющего не менее важную роль, то он устроен довольно просто. Есть три группы элементов управления, собранных в секции Mod Env, Vibrato, LFO/Env (рис. 19). Вибрато активируется кнопочным переключателем, который позволяет установить предварительную задержку (фейд) в полсекунды или секунду для автоматического режима. Глубина и скорость вибрато в этом режиме предварительно устанавливаются в звуковом меню (оно так и называется, Sound Menu). Управление вибрато можно вывести и на колесо модуляции, тогда глубина вибрации будет зависеть от угла его поворота.

Генератор низкочастотных сигналов, LFO, может производить несколько типичных для этой цели волновых форм. Кстати, производитель специально отмечает, что LFO в Nord Lead A1 — монофонический, то есть всего один, несмотря на то, что синтезатор имеет довольно большую полифонию. Скорость модуляции можно регулировать вручную или синхронизировать с Master Clock. При желании можно переключить LFO в режим огибающей (Envelope), которая будет уже полифонической, то есть срабатывать для каждой ноты.

Отдельный полифонический генератор огибающей, как видно на рис. 19, имеет три фазы: Attack, Decay, Release. Он может переключаться между режимами ADR и ASR. Чтобы превратить фазу Decay в Sustain, нужно лишь выкрутить потенциометр до упора вправо. Сама по себе фаза спада имеет диапазон от 3 мс до 45 с. При превышении максимального значения спад становится бесконечным, то есть, фактически, превращается в Sustain: уровень сигнала не спадает до момента отпускания клавиши.

В дополнение к перечисленному функционалу нужно упомянуть секцию Voice Mode, которая находится рядом с секцией программ. В ней есть только две кнопки с индикаторами и один потенциометр. С помощью этих инструментов можно заставить синтезатор работать в одноголосном режиме, активировать унисон (есть несколько вариантов) и включить портаменто с регулируемым временем перехода.

Ну и, конечно, отдельного упоминания заслуживает арпеджиатор. Здесь он имеет на контрольной панели собственный уголок, в котором есть кнопка включения, селектор диапазона (2-4 октавы) и типа арпеджио, а также регулятор темпа. Последний параметр можно синхронизировать с Master Clock.

Из блока осцилляторов звуковой сигнал попадает в фильтр (см. рис. 15). В Nord Lead A1 есть шесть разных фильтров. Два из них — просто типовые LPF с крутизной спада 12 и 24 дБ/окт. Еще два — тоже типовые HPF и BPF. И два фильтра — винтажные, такие же, как и в Nord Lead 4. Это четырехполюсный фильтр конструкции Роберта Муга (обозначен как LP M) и четырехполюсная имитация фильтра Roland TB303 (LP TB). Все же интересно: почему инженеры Clavia не захотели сделать этот фильтр трехполюсным, как оригинал? Тем не менее, как и в NL 4, при глубоких значениях резонанса этот фильтр не самовозбуждается и по характеру в целом соответствует прототипу. Перестраивать частоту среза (параметр Frequency) можно как вручную, так и автоматически, задействовав модуляцию.

Кроме того, схема фильтров имеет возможность введения легкого перегруза (Drive). При его включении в звуке начинают проступать характерные искажения.

Амплитудная огибающая в Nord Lead A1 полифоническая, трехфазная, типа ADR/ASR. Управляющие потенциометры расположены в секции Amp Env (см. рис. 15). Аналогично модуляционной огибающей, преобразование параметра Decay в Sustain происходит в крайнем правом положении потенциометра.

Блок эффектов (рис. 20) состоит из трех частей. Первая — это спецэффекты в секции FX. Их всего шесть: фленджер (моделирует классическое устройство MXR), фейзер (моделирует устройство MuTron), кольцевой модулятор, хорус, второй хорус (Ensemble) и дисторшн (обозначен как Drive).

Хорус типа "ансамбль" имитирует эффект, применявшийся в органах Eminent (три модулируемые линии задержки с взаимным проникновением сигнала). И, кстати, оба хоруса в Nord Lead A1 имеют стереовыход.

В одном пэтче (точнее, в одном слоте) может использоваться только один из эффектов группы FX. Но одновременно с ним можно включать эффекты Delay и Reverb. Delay имеет ручное и синхронизированное с темпом время задержки, четыре уровня обратной связи, режим Ping-Pong (отскок влево-вправо), а также возможность установки (в меню) режима имитации аналоговой линии задержки. В этом случае все повторения имеют небольшие отклонения по частоте от исходного сигнала, что дает характерный жирный и насыщенный эффект.

Ревербератор предлагает пять типов помещений и не имеет настроек. Однако качество реверберации здесь превосходно, поэтому "безнастроечность" никаких неудобств не создает. Скорее, помогает: включил эффект и можно о нем больше не думать.

Процессоры задержки и реверберации имеют регуляторы Dry/Wet, действующие в режиме посыла (Send). Это означает, что если во время исполнения быстро снять эффект (например, параметр Dry/Wet назначен в группу морфинга, и вы резко привели все параметры в исходное состояние), то "старые" хвосты от уже сыгранных нот спокойно дозвучат в соответствии с настройками процессоров. А новых хвостов от текущих нот в это время появляться не будет. Очень полезная возможность для оттачивания фразировок.

Над реверберационным процессором на панели управления можно увидеть маленькую секцию Output с единственным потенциометром Level/Pan. При помощи этого регулятора можно установить уровень и, что очень важно, панорамирование текущего пэтча. Последний параметр доступен при использовании кнопки Shift. Указанные настройки сохраняются в пэтче. Полезность свободного панорамирования легко оценить при конструировании четырехчастных перфомансов, поскольку это дает возможность создавать сколь угодно широкие и объемные звуковые полотна.

Mutator, Randomize & Like
Когда я читаю подобные заголовки, то автоматически ассоциирую их с названием какой-нибудь старинной юридической конторы. К счастью, здесь ничего такого нет, — это всего лишь инструменты для внесения разнообразия в тембровую палитру синтезатора. Просто три кнопки, расположенные в ряд по нижнему краю только что рассмотренной секции эффектов (см. рис. 20). Именно в такой последовательности они описаны в пользовательском руководстве.

Если мутатор представляет собой инструмент для "мутации" звука, при которой исходный набор параметров претерпевает некоторые изменения, то рандомизатор запускает процесс случайного назначения параметров, без оглядки на предыдущее состояние пэтча.

Но самое интересное состоит в том, что эти спонтанные и, в общем-то, мгновенные процессы можно "пристегнуть" к функции морфинга. На "стартовых позициях" записываются исходные параметры, а в качестве конечных значений — то, что получилось после мутаций или рандомизаций. Ну а потом, что называется, легким движением руки вы поворачиваете колесо модуляции и плавно развертываете созданную мутацию сколь угодно долго. В общем, здесь можно задержаться надолго, поскольку время от времени возникают уж очень захватывающие комбинации. На каждое новое создание морфинга уходит несколько секунд, а на прослушивание результатов может не хватить и получаса. Впрочем, как только эйфория схлынет, рабочий процесс входит в нормальные временные рамки.

Далее. Кнопка Like с поднятым вверх большим пальцем означает примерно то самое, что написано. По сути, это дополнительный банк памяти (называется "Like memory") с мгновенным доступом, как своеобразная записная книжка для экспресс-заметок. Когда вы занимаетесь разнообразными мутациями звука, понравившиеся образцы можно нажатием кнопки сразу же записать в банк Like. Причем, обратите внимание: в режиме пэтчей и в режиме перфомансов есть собственные независимые банки Like, по 50 ячеек памяти в каждом. Если банк переполнен, каждое новое сохранение по умолчанию перезаписывается вместо самого раннего. Сохраненные звуки можно полистать и прослушать. На дисплее в программной секции они будут показаны с префиксом в виде буквы "L". Понравившиеся "лайки" можно легко сохранить в основные звуковые банки.

Важно помнить, что банки "лайк" — это временная память, и при выключении электропитания они стираются.

Коммутация
На задней панели Nord Lead A1 находится абсолютно такой же набор коммутационных разъемов, как и у модели Nord Lead 4. Это четыре аналоговых выхода на джеках, стереовыход для наушников, вход и выход MIDI (DIN 5), разъем USB B, разъемы для педалей Sustain и Control (рис. 21).

Уточню, что порт USB в обоих рассмотренных здесь инструментах — многофункциональный. Во-первых, он используется для работы с приложением Nord Sound Manager. Во-вторых, для обновления операционной системы, если, конечно, оно вообще потребуется. И в-третьих, он может работать в качестве MIDI-порта, вместо стандартного, на пятиконтактных разъемах. USB-MIDI — двунаправленный порт, позволяющий как принимать, так и передавать MIDI-события. Единственное условие для реализации всех перечисленных функций — установленный в системе USB-драйвер. Он есть и на компакт-диске, идущем в комплекте поставки, и на сайте производителя.

Clavia в МО
Шведская компания Clavia начала свою деятельность с создания электронных ударных инструментов, самыми успешными из которых были модели серии ddrum, появившиеся в 1994 году. Однако основную известность компания приобрела в 1995 году, когда выпустила первый цифровой имитатор аналогового синтеза Nord Lead. Далее появились имитаторы модульного синтеза серии Nord Modular, имитаторы электромеханических инструментов (пиано и органов) серии Nord Electro, сценические клавишные инструменты серии Nord Stage и некоторые другие модели. Многие инструменты компании удачно сочетают новаторство и практичность, они широко распространены, неоднократно получали различные награды, и, конечно же, статьи о них были опубликованы в нашем журнале.

Первым был обзор модульного синтезатора Nord Modular, появившийся в июне 2000 года. Электронный ударный инструмент ddrum был подробно рассмотрен в ноябре того же года. Затем последовали инструменты Nord Lead 3 (декабрь 2001), Nord Electro 2 (февраль 2004) и Nord Lead 2X (сентябрь 2004). Обзор следующего варианта модульного синтезатора, Nord Modular G2, был опубликован в мае 2005 года. После чего были еще статьи о таких клавишных инструментах, как Nord Stage (февраль 2007), Nord Wave (декабрь 2008) и Nord Piano 2 (сентябрь 2012).

Звуковые примеры
Все-таки, компания Clavia в ряду производителей синтезаторов стоит особняком. Ее инструменты всегда имеют свою изюминку. Даже при подготовке звуковых примеров я неоднократно ловил себя на том, что мне интересно не искать какие-то индивидуальные "фишки", а пользоваться ими и просто играть. Даже пресетные звуки (а это, кстати, удается далеко не каждому производителю) здесь интересные, живые, с характерной чистотой и прозрачностью тембра. В общем, я подготовил некоторое количество примеров, в которых старался показать, скорее, общий характер звучания этих инструментов.

Поскольку синтезаторы прослушивались одновременно, все записанные образцы я решил пустить общим списком. В названии каждого звукового примера содержится метка с названием использованного синтезатора. Nord Lead 4 обозначен как "L4", а Nord Lead A1 — как "A1". Поэтому в общем случае я не буду дополнительно оговаривать, какой синтезатор использовался для записи того или иного примера.

В файле L4_Bass_Morph показал простой басовый звук с плавным морфингом. Исходный звук короткий, мягкий. При повороте колеса модуляции раскрывается фильтр и увеличивается посыл на эффекты. Звук при этом размывается, но зато становится очень широким.

В файле L4_impulse_morph1 (а также одноименных файлах с номерами 2, 3 и 4) показано, как может меняться звук при использовании "кнопочного" (то есть импульсного) морфинга. В первом примере использован высокий звук с арпеджиатором. Во время игры я просто держал аккорд, иногда сменяя его на другой. Переключатели морфинга изменяют параметры огибающих и использование эффектов, в частности, задержки, из-за чего в некоторые моменты времени достаточно прозрачная фраза становится практически нечитаемой.

Во втором примере использован пэдовый звук, что-то вроде аналогового стрингса. Я играл аккорды, в паузах нажимая и отпуская разные кнопки морфинга. Изменения тоже очень хорошо заметны. В некоторых случаях, учитывая тембровую разницу, они вполне могли бы составить отдельные пресеты. Однако на самом деле, все это "живет" в одном пэтче с импульсными группами морфинга.

Третий пример, L4_impulse_morph3, показывает работу морфинга на сольном звуке. Здесь изменения еще более интересные. От простого синтетического звука происходит переход к псевдочеловеческому голосу, а затем к какому-то, явно злодейскому, покрякиванию.

Четвертый пример вновь показывает работу морфинга на аккордах, но здесь изменения звука подобраны более аккуратно. Чередование тембров в каждой фразе имеет свой ритм, в результате чего исполнение кажется более живым и немного озорным.

Пример под названием L4_perf-voice показывает сложный звук, который я нашел в банке с перфомансами Nord Lead 4. Здесь тоже использован морфинг с переключением звуков и перестройкой фильтров. В результате манипуляций тембр приобретает то большее, то меньшее сходство с человеческим голосом. Явный дисторшн, пробивающийся местами в звуке, является результатом внутренней обработки эффектом. Артефактов записи здесь нет.

Кстати, образец развертки фильтра в этом примере можно посмотреть в спектральном отображении. Картина довольно любопытная: подвижные формантные области во всем доступном частотном диапазоне. Последние пять секунд из данного примера показаны на рис. 22.

Следующий пример демонстрирует очень размытый, подвижный, но в тоже время как будто бы усыпляющий тембр. Звук здесь вполне прозрачный, однако, вслушавшись, можно обнаружить довольно сложную его структуру. Файл с данным примером называется L4-fuzz-voice.

Переходим к другому инструменту. Один из простых примеров морфинга на арпеджированном звуке показан в файле A1_Osc_Filter_Morph. Изменениям подвергаются настройки осцилляторов и фильтра.

В файле A1-FM показан звук, похожий на колокольный, синтезированный осцилляторами в режиме частотной модуляции. Следующий пример демонстрирует процесс изменения параметров в конфигурации FM. Напомню, практически все редактирование там сводится к повороту единственного потенциометра Osc Control. Файл с этим звуком называется A1-FM_Osc_Control.

Следующий пример называется A1-perf-pad и демонстрирует мягкий прозрачный звук, которым проигрываются аккорды. В очередной раз убеждаюсь, что в деле создания стеклянно-прозрачных звуков у синтезаторов Clavia практически нет конкурентов. Впрочем, эти аппараты имеют весьма сильные позиции и там, где конкурентам тоже есть что предложить. Например, очень интересный и сочный звук органа, который нашелся в списке перфомансов. Я дважды отыграл им небольшой музыкальный фрагмент, второй раз — после незначительного морфинга. Пример называется A1-perf-organ. Обратите внимание на реверберационный хвост после окончания игры. Мне он кажется невероятно красивым.

Пример A1_perf_Voice показывает голосообразный тембр с применением морфинга. Если рассуждать о натуральности, то голос, конечно, не самый шикарный, но в поисках правдоподобия, как известно, удобнее пользоваться обычным семплером. В аналогово-моделирующем синтезаторе требования проще: форманты угадываются — значит, все в порядке.

В файле A1-Large-pad показан просто широкий красивый звук, пригодный для использования в подкладах. А для записи примера A1-Perf-solo_on_pad применялся перфоманс с разделенной клавиатурой. Слева там довольно простой пэд, а справа — открытый полетный звук, которым я сыграл сольную партию.

Еще один пример с разделенной клавиатурой и использованием морфинга называется A1_Perf_Bass_and_Pad_morph. Здесь без комментариев.

Очень красивая конструкция нашлась среди заводских пресетов (банк перфомансов). Здесь использован многослойный звук, в котором одновременно есть слой эффектов (что-то вроде морского прибоя на ветру), слой с мягким подкладом на заднем плане и слой с искристым и подвижным звуком, для которого применялся арпеджиатор. Звучание пресета в целом оказалось динамичным и красивым. Две части перфоманса имели группы морфинга (про третью, честно говоря, уже не помню). Начав играть простыми аккордами, я плавно поворачивал колесо модуляции, чтобы запустить морфинг. Изменения здесь очень красивы. Подклад, не теряя своей мягкости, выходит на ближний план и приобретает стремительность и объем, слой с эффектом тоже неуловимо меняется, во всю мощь запускается ревербератор, и арпеджио как будто воспаряет в пространстве. То есть, единственный пресет рисует огромное звуковое полотно, хоть сейчас пригодное для вставки в какой-нибудь кинематографический сюжет. Файл с данным примером называется A1-perf-with_morphing_part.

Напоследок хочу показать несколько примеров с совместным использованием обоих синтезаторов. Это небольшие миксы.

Первый из них называется A1-L4_Retro-Mix. Здесь потребовалось сделать запись с наложением трех дорожек. От Lead A1 использовался перфоманс с разделенной клавиатурой. В левой руке запускались ударные и бас (все с арпеджиатором), справа — дополнительная ритмическая партия (нечто вроде синтетических хетов) и плотный подклад, который давал гармоническую основу. На Lead 4 были сыграны две арпеджированные партии со звуками типа SynthLead. В одной был спокойный округлый тембр, во второй — несколько более резкий и подвижный. По стилистике этот микс представляет собой что-то вроде ранней электронной поп-музыки, еще мелодической, без заумных экспериментов.

Для большей наглядности я сделал "выжимку" из треков и записал ее в отдельный файл A1-L4_Retro-Mix-Tracks, чтобы их можно было прослушать по отдельности. Здесь последовательно записаны три фразы, каждая своим тембром. Это как раз описанные ранее дорожки: первая фраза принадлежит синтезатору A1, вторая и третья — L4.

Следующий пример называется A1-L4-Retro-mix-2. Это уже конкретно из области ретро эстрады. Даже изначальный подбор тембров и ритмика очень живо напомнили мне итальянскую поп-музыку 80-х годов прошлого века. Поэтому я почти автоматически сыграл кусочек одной из популярных в те годы песен.

Всю основную работу на себя взял Lead A1. В нем нашелся готовый перфоманс с разделенной клавиатурой. В левой части запрограммирован некий электронный барабан (почти "бочка", только очень мягкая) и модулированный звук, который я использовал в качестве ритмизированного подклада. "Бочка" была сконструирована с использованием арпеджиатора в режиме Hold, то есть, кратковременно нажав клавишу, можно было наслаждаться ритмичными ударами сколь угодно долго. В правой руке был тембр, подходящий для сольной партии, совместно с каким-то сипящим спецэффектом. Нажав и отпустив клавишу слева, чтобы запустить "бочку", я начал играть правой рукой сольную партию. Через некоторое время пришло время гармонической партии левой руки, и с этого же момента вступил бас, партия которого исполнялась на NL4. При всей своей примитивности, полученный микс вполне обеспечил любительскую имитацию "итальянской эстрады" тех лет.

Напоследок я решил сыграть "космическую симфонию", — просто нашел интересный пресет в A1, и он подал идею. Оба синтезатора в данном случае были в режиме перфоманса, и для записи было задействовано по одному пресету от каждого. Все игралось вживую, без дополнительной записи и наложения. Основная часть отыграна на Nord Lead A1. В его пресете были одновременно упакованы и ритмизированный бас, и мягкий "космический" подклад, и арпеджированное соло, и "закадровые" космические же переговоры (космические — потому что по артикуляции похожи на разговор, но это явно не человеческая речь). Причем, все это разнообразие великолепно откликалось на динамику игры: сильные и слабые удары по клавишам давали очень разный результат.

В общем, A1 обеспечивал этому произведению всю фантастическую начинку. Nord Lead 4 работал в начале и в конце записи: на нем исполнялась сольная партия, привносящая в музыку определенный драматизм. Файл с этим примером называется A1-L4-SpaceTalk.

Заключение
Завершая этот обзор, могу лишь сказать, что и Lead 4, и Lead A1 — великолепные синтезаторы. Очень музыкальные, певучие и разноплановые. Мне даже трудно решить, отдаю ли я предпочтение какому-то конкретному инструменту, поскольку оба они очень интересные. Впрочем, приложив определенные усилия, я бы, пожалуй, выбрал для себя Nord Lead A1, в силу некоторых его отличий от Lead 4. И добавлю, что в рамках краткого обзора были изучены не все возможности инструментов, там еще остается непаханое поле для экспериментов. Чем подобные синтезаторы и хороши.

Звуковые примеры

A1_Osc_Filter_Morph (2,9 Мб)
A1_Perf_Bass_and_Pad_morph (4,87 Мб)
A1_perf_Voice (2,69 Мб)
A1-FM (2,9 Мб)
A1-FM_Osc_Control (2,9 Мб)
A1-L4_Retro-Mix (9,21 Мб)
A1-L4_Retro-Mix-Tracks (2,69 Мб)
A1-L4-Retro-mix-2 (9,34 Мб)
A1-L4-SpaceTalk (21 Мб)
A1-Large-pad (2,53 Мб)
A1-perf-organ (5,62 Мб)
A1-perf-pad (4,62 Мб)
A1-Perf-solo_on_pad (4,45 Мб)
A1-perf-with_morphing_part (8,25 Мб)
L4_Bass_Morph (2,49 Мб)
L4_impulse_morph1 (3,36 Мб)
L4_impulse_morph2 (3,19 Мб)
L4_impulse_morph3 (3,5 Мб)
L4_impulse_morph4 (1,74 Мб)
L4_perf-voice (2,17 Мб)
L4-fuzz-voice (4,95 Мб)

Модели: 
Clavia Nord Lead 4
Модели: 
Clavia Nord Lead 4R
Модели: 
Clavia Nord Lead A1
Модели: 
Clavia Nord Lead A1R
5
Ваша: нет Средняя: 5 (голосов: 1)

Реклама

Рейтинг@Mail.ru