Статья "Axelvox SkyMIA HD"

Автор: 
Владимир Сапрыкин
Дата первой публикации: 
авг 2014

Мобильный аудиоинтерфейс для шины USB.

На рынке музыкального оборудования компания Axelvox присутствует не так давно, однако уже успела получить известность как производитель относительно недорогого и при этом качественного оборудования. Ассортимент продукции, выпускаемой под этой маркой, пока еще невелик и присутствует далеко не во всех сегментах музыкального рынка. Тем интереснее познакомиться с изделием, которое открывает новое направление деятельности компании — устройства ввода-вывода звука.

Общая информация
SkyMIA HD представляет собой мобильный звуковой интерфейс для шины USB. Это портативное устройство размерами примерно 11 x 11 x 3 см. Выполнено оно в прочном металлическом корпусе черного цвета (рис. 1).

Данная модель может работать в операционных системах Windows, Linux и Mac OS. Никаких специальных драйверов не требуется: при первом подключении система автоматически определяет стандартное USB-аудиоустройство и выделяет для него необходимые ресурсы.

Строго говоря, SkyMIA HD — не просто интерфейс ввода-вывода. Это многофункциональное устройство, имеющее внутренний микшер и маршрутизатор, а также встроенный цифровой процессор эффектов. Встроенная система контроля позволяет осуществлять большинство настроек аппаратным средствами, при помощи физических органов управления. Благодаря этому SkyMIA HD может функционировать как автономное устройство, без привязки к компьютеру. Но обо всем лучше рассказать по порядку.

Функциональная схема
SkyMIA HD использует стереофонические дельта-сигма преобразователи серии 8776S фирмы Wolfson Microelectronics. Их можно увидеть на печатной плате устройства (рис. 2). Согласно заводской спецификации чипы поддерживают разрядность 16, 20, 24 и 32 бита, частоту дискретизации 32-96 кГц (АЦП) и 32-192 кГц (ЦАП). В нашем случае работа ЦАП ограничена максимальной частотой в 96 кГц. АЦП на входе имеет микшер с аналоговой регулировкой чувствительности пяти стереоканалов, что позволяет проектировать многовходовые устройства.

Чипы этой серии применяются, в частности, в звуковых интерфейсах ESI Maya 44e и Asus Xonar HDAV 1.3 Slim. Первый относится к сегменту недорогих устройств для домашних и проджект-студий. Второй разрабатывался с прицелом на домашние кинотеатры, системы Blu-ray, в общем, для высококачественного воспроизведения аудио и видео. Кстати, в указанных устройствах работа ЦАП также ограничена частотой 96 кГц. Разумеется, каждая модель использует собственные функциональные и схемотехнические решения, и поэтому было бы неправильным непосредственно сравнивать столь разные устройства и делать какие-либо выводы только на том основании, что они используют однотипные конверторы. Поэтому мы ограничимся лишь упоминанием о них.

На задней панели SkyMIA HD (рис. 3) довольно плотно расположены коммутационные разъемы. Здесь есть два микрофонных входа на стандартных четвертьдюймовых джеках (моно), еще один микрофонный вход на миниджеке (моно), предназначенный для гарнитур или петличных микрофонов, инструментальный вход на миниджеке, а также дополнительный нерегулируемый стереовход Musiс In (миниджек) для подключения аудиоплеера.

Выходных разъемов всего два, и оба они выполнены на миниджеках. Это выход для наушников и линейный выход. Рядом расположен порт USB типа В. Он используется для коммутации с компьютером или для подключения стандартного источника питания (5 В, 500 мА), если планируется работа в автономном режиме.

На момент тестирования интерфейс еще не поступил в продажу, поэтому можно предположить, что некоторая часть пользовательской документации еще не была подготовлена. Например, трудно было найти подробную информацию, касающуюся внутреннего микшера, а конкретно — коммутации. Входных разъемов всего пять, по числу каналов микшера, имеющихся в чипе 8776S, но неясно, как все реализовано на практике. Первоначально этот вопрос у меня возник вот почему. При одновременном подключении микрофонов к входу Mic1 (динамический) и Mic (минигарнитура) я наблюдал в звуковом тракте помехи и наводки, как будто разные типы микрофонов мешали друг другу. При одиночном подключении, а также при совместном использовании входов Mic1 и Mic2, звуковой тракт оставался спокойным и работал в штатном режиме. Кстати, еще один вопрос к внутренней коммутации: чувствительность входов Mic1, Mic2 и входа Mic (на миниджеке) регулируется одной и той же ручкой Mic Vol на лицевой панели (к этому мы вернемся несколько позже).

Нужно еще упомянуть, что вход Mic поддерживает фантомное питание (3-5 В) для миниатюрных конденсаторных моделей, которые часто используются в компьютерных гарнитурах. Вероятно, в моей старой гарнитуре был именно такой микрофон. Никакой документации к нему, конечно, не сохранилось, однако косвенным свидетельством его природы можно считать тот факт, что он отказался работать во входе Mic1, хотя я вставлял его через стандартный переходник джек/миниджек. Сами же четвертьдюймовые джеки предназначены только для динамических микрофонов и фантомного питания не имеют.

Входы Music In (стерео) и Instrument In (моно), вероятно, вводятся в разные входные каналы микшера. Однако оба эти входа нерегулируемые, и уровень сигнала можно менять только выходными регуляторами в источниках.

На оба выходных разъема SkyMIA HD поступает один и тот же стереосигнал, только на одном из выходов он линейного уровня, а на другом — усиленный, для наушников.

Если выражаться привычным языком, то я бы сказал, что внутренний микшер имеет как минимум главную и мониторную шины. Для связи с процессором эффектов обе они имеют отдельно включаемые посылы и возвраты. Благодаря этому мониторный сигнал, который мы слышим на аналоговых выходах, может отличаться от сигнала в главной шине, который отбирается для записи в компьютер. Лично мне, как человеку, привычному к работе с микшерным пультом, кажется вполне естественным наличие множества ручек, в частности, аналоговых регуляторов уровня по каждому входу. Но разработчики использовали иное решение, более простое с точки зрения пользователя. Микшер в SkyMIA HD имеет несколько предварительно настроенных дискретных режимов работы, переключение между которыми как раз и дает различные схемы коммутации входов, выходов и шин. Это решение удобно и по иным соображениям: при имеющихся размерах корпуса SkyMIA HD (а это, все же, портативное устройство) найти место для установки дополнительных потенциометров просто не представляется возможным. Подробнее о внутренней коммутации будет рассказано в разделе "Система управления".

Цифровые входы и выходы здесь не предусмотрены. Цифровой сигнал идет только между самим устройством и компьютером по шине USB. Все внешние сигналы — только аналоговые, что полностью соответствует предназначению устройства.

Процессор эффектов может работать только с сигналом, поступающим в инструментальный и микрофонные входы. Вход Music In никак не связан с эффектами, и сигнал с него всегда остается необработанным. Трехполосный эквалайзер влияет только на микрофонный вход, не изменяя звук с инструментального входа.

Система управления
SkyMIA HD практически полностью контролируется аппаратными органами управления. Для этого есть два энкодера на верхней панели корпуса, в виде двух широких колес, два энкодера и четыре потенциометра на передней панели, плюс светодиодные индикаторы. Все ручки управления на передней панели имеют одинаковый размер, а для различения цифровых регуляторов и потенциометров, работающих исключительно с аналоговым сигналом, вокруг каждого из них нанесена цветовая маркировка. Энкодеры обозначены зеленым кольцом, а потенциометры — красным.

Любое изменение состояния энкодеров, как поворот, так и нажатие, сопровождается переключением светодиодных индикаторов. Текущая "световая картина" всегда относится к тому энкодеру, который использовался последним. Линейку индикаторов хорошо видно на рис. 4.

Все энкодеры в SkyMIA HD комбинированные, чувствительные не только к повороту, но и к нажатию. Поэтому они имеют двойную маркировку: для нажатия и для вращения. Например, колеса на верхней панели корпуса промаркированы как "Stereo Mix / Master Vol" и "Mode / Rec Vol" (рис. 5). Первая часть обозначения — это название функции, которая вызывается нажатием. Рядом с ним на корпусе нарисован маленький значок треугольной формы, как раз и символизирующий нажатие. Вторая часть названия — это параметр, изменяемый вращением. Его обозначение (дуга, ограниченная знаками "+" и "-") тоже вполне очевидно.

Другие два энкодера тоже имеют по две разные надписи. Функции, переключаемые нажатием, обозначены на передней панели (FX Type, FX Time), а функции, управляемые вращением (Music Volume, FX Volume), — на верхней.

Мы вначале посмотрим на внутреннюю коммутацию. В SkyMIA HD она реализована довольно любопытно. Чтобы избавить пользователя от излишних хлопот, разработчик учел возможные способы использования устройства и составил шесть фиксированных режимов работы, что называется, на любой случай. Все эти режимы последовательно переключаются нажатием колеса Mode (оно справа). Каждый режим имеет собственное название, и его активация сопровождается свечением соответствующего индикатора в линейке, расположенной по нижнему краю передней панели. Кстати, индикаторы тоже многофункциональные, и отображают множество разных параметров. Но именно сейчас нам важны надписи под светодиодами, поскольку они обозначают режимы работы всего устройства.

Итак, режим Music предназначен для прослушивания музыки. В этом режиме мониторинг всех аналоговых входов, кроме Music in, выключен, DSP также отключен. Соответственно, на аналоговых выходах звукового интерфейса присутствует только сигнал, поступающий по шине USB из компьютера. При этом вполне доступна запись с микрофона, но без мониторинга, "втихую", незаметно для себя. В этом режиме прослушиваемый сигнал можно смикшировать с микрофонным и вновь перезаписать в компьютер, но для этого нужно включить функцию Stereo Mix (нажатием колеса энкодера). Она разрешает запись суммарного сигнала (и от внешних входов, и того, что в данный момент воспроизводится с компьютера). Индикация включения режима записи полного микса — соответственно промаркированный красный светодиодный индикатор Stereo Mix.

Режим Chat предназначен для голосового общения в интернете. Мониторинг всех входов, включая линейный, включен, ведь вы же должны слышать не только своего собеседника, но и то, что говорите для него в микрофон и транслируете по инструментальному каналу. Процессор эффектов в данном случае неуместен, и поэтому выключен. Если вы не хотите слышать ни собеседника, ни себя, то можно избавиться от мониторного сигнала, установив на минимум энкодер Master Volume. Однако сигнал вашего микрофона будет по-прежнему транслироваться. При желании весь чат также можно записать в компьютер.

Режим LWRD предназначен для исполнения караоке. DSP включен, при мониторинге в наушниках будет слышен обработанный вокал, но записать в компьютер можно только чистый голос, без эффектов. То есть, возврат с эффекта в главную шину отключен.

Режим Sing тоже предназначен для караоке. От предыдущего отличается тем, что дает возможность записать голос, уже обработанный каким-либо внутренним эффектом.

Режим MC — компрессорный. Он обеспечивает автоматическое понижение уровня громкости музыки при появлении сигнала на микрофонном входе (дакинг). Процессор эффектов активирован и может использоваться для обработки голоса. Мониторинг сигнала идет также с автоподавлением фонограммы. Этот режим может использоваться в любых подходящих условиях, от дискотек и вечеринок до презентаций и серьезных конференций. Режим Master аналогичен предыдущему, только DSP в данном случае отключен.

Таким образом, наличие разных режимов работы интерфейса позволяет использовать его для широкого круга задач. В этом смысле SkyMIA HD предлагает уникальный набор функций, поскольку работает одновременно в качестве микшера, компрессора и компьютерного устройства записи-воспроизведения звука. Нужно лишь запомнить назначение каждого режима. Впрочем, об этом не стоит беспокоиться, если вы занимаетесь постоянной практикой. Все придет само. А если круг задач, которые вы решаете, неширок и требует всего один-два из предлагаемых режимов работы, то привыкнуть к интерфейсу можно за один день.

Теперь немного внимательнее присмотримся к остальным панельным элементам управления. Вращение колеса Master Vol управляет громкостью полного микса, того самого, который идет в мониторинг (на аналоговые выходы), и который целиком отправляется в шину записи при нажатии этого же энкодера. Собственно, это своего рода мастер-фейдер. Вращение колеса Rec Vol управляет общим уровнем записи с аналоговых входов, то есть выполняет аналогичную мастер-функцию для канала записи. Ручка Music Vol на передней панели управляет уровнем проигрываемого в компьютере файла. То есть, с точки зрения внутреннего микшера, это входной регулятор уровня сигнала, поступающего по USB. Функция ручки FX Vol наиболее проста: это регулятор уровня возврата сигнала из процессора эффектов в главную шину.

Четыре потенциометра с красной окольцовкой работают только с микрофонными входами. Крайний справа — регулятор входной чувствительности. Еще три ручки — входной трехполосный (НЧ, СЧ, ВЧ) эквалайзер для микрофонов. Частоты эквализации в документах не указаны, но приблизительно их можно оценить как 100 Гц, 2,5 кГц и 10 кГц. Никакие индикаторы с ними не связаны, и установка уровней оценивается обычным способом: на глаз, по углу поворота ручки.

Система световой индикации, отражающая манипуляции с цифровыми энкодерами, устроена довольно любопытно. Немного непривычно, что всего одна линейка используется для отображения значений четырех разных параметров. Но это издержки портативности. Сама же система имеет вполне четкую логику, поэтому освоиться с ней можно всего за несколько минут.

Индикаторная линейка состоит из восьми элементов. Есть шесть круглых светодиодов, а слева и справа от них по одному прямоугольному. Изменение состояния цифровых элементов управления SkyMIA HD (вращение или нажатие энкодеров), в основном, отображается на линейке из шести круглых индикаторов. Они сгруппированы попарно, и для отображения значения какого-либо параметра могут светиться поодиночке (значения 1-6) или по два (значения 7-9). На панели есть цифровая маркировка, так что ориентироваться несложно. Этой номерной емкости хватает, например, для обозначения текущего режима работы (их, как мы помним, всего шесть) или для выбора пресетов какого-либо эффекта (их по восемь для каждого типа). Причем, в случае выбора режима работы (Mode) индикаторы светятся зеленым. Во всех остальных случаях светодиоды дают желтое свечение.

Цифровая регулировка уровня сигнала (все то, что обозначается словом Volume) во всех случаях имеет 16 возможных значений, то есть необходимо еще как-то отображать дополнительные значения в диапазоне от 10 до 16. Для этого используется вспомогательный прямоугольный индикатор зеленого цвета, расположенный справа. Он обозначен как "Fn". Если он зажегся, то значение параметра достигло или превысило 10. А далее вновь поштучно подключаются индикаторы, обозначающие цифры, которые нужно прибавить к десяти. На словах это может показаться громоздким, но в действительности ориентироваться по индикаторам очень просто.

Прямоугольный индикатор Stereo Mix, расположенный в линейке слева, зажигается красным только в одном случае: если для записи выбран режим Stereo Mix, то есть нажато колесо "Stereo Mix / Master Vol". Расположенный рядом индикатор PC/Mute голубого цвета включается лишь при определенных операциях в программной контрольной панели.

Контрольная панель
Для SkyMIA HD есть собственная программная панель управления. Она частично дублирует работу все физических регуляторов, но имеет и несколько уникальных параметров. По состоянию на начало августа 2014 года самой свежей версией панели была седьмая. Контрольная панель работает в среде Windows XP/Vista/7/8. Ее интерфейс очень прост: одноуровневое рабочее окно и никаких вкладок. Единственное дополнительное "привязанное" окно появляется в случае использования внутреннего рекордера. Если у вас совершенно "голая" операционная система, и нет даже самого завалящего звукового редактора (про стандартные программы Windows умолчим), контрольная панель предоставляет возможность записи звука собственными силами.

Окно с интерфейсом рекордера появляется при нажатии кнопки Record с двумя стрелочками, расположенной в правом верхнем углу рабочего окна панели (рис. 6). Чтобы начать запись, нужно в новооткрытом окне просто нажать кнопку Record, которая сразу же меняет название на Stop, ожидая окончания сеанса. После остановки записи ее можно прослушать, а можно сразу сохранить. По нажатию кнопки Save открывается стандартное диалоговое окно. Кнопки Play, Start, End, Cut предназначены для прослушивания и минимального редактирования записанного трека (выбор стартовой и конечной точки).

Отмечу, что одна и та же версия контрольной панели (v.7) в разных операционных системах у меня показала немного различающийся функционал. В среде Windows XP оказалась доступной запись только в формате MP3 с битрейтом 320 кбит/с. В Windows 7 запись можно сохранить не только в MP3, но и в стандартном формате WAV (рис. 7).

Но есть новость. За время подготовки этого материала производитель выложил на официальный сайт новую, восьмую версию контрольной панели. Скачав и установив ее, я сразу же протестировал опцию записи и сохранения файлов. И здесь оказался приятный сюрприз: в среде Windows XP теперь тоже доступно сохранение в формате WAV.

Что касается виртуальных органов управления, то они по большей части соответствуют функциям, доступным непосредственно на самом устройстве. Но есть и уникальные возможности, например, три опции Mute для мгновенного заглушения соответствующих звуковых каналов: микрофонного входа, воспроизведения музыки с компьютера или записи в компьютер. Заглушение звука в любом из этих каналов сопровождается зажиганием голубого индикатора PC/Mute на передней панели SkyMIA HD.

А еще здесь есть совершенно необходимые элементы управления встроенным компрессором. Это три окошка для выбора значения, имеющие в названии слово Ducking. Именно здесь можно отрегулировать скорость срабатывания цепей компрессора и уровень подавления сигнала при дакинге. Это очень полезно, поскольку настройки по умолчанию обеспечивают излишне быстрое и глубокое изменение уровней сигналов в цепи. Для настройки плавного изменения звука достаточно три-четыре раза щелкнуть мышью. Результат получается весьма приличным.

Впечатления
Из первых впечатлений я бы вывел такую формулировку: не похоже вообще ни на что из того, что я ранее держал в руках. Компактная коробочка с кучей ручек и огоньками. Тем не менее, прослушивание записей с компьютера выявило нормальное качественное воспроизведение. Звук ровный, резвый, с открытым верхом, бас насыщенный, упругий. То есть, вообще без претензий. Тем более что мы ведь не из топ-класса интерфейс рассматриваем, когда ко всему приглядываешься, ищешь подвох, сравниваешь с аналогами и делаешь серьезные тесты. В данном случае такой задачи не ставилось. Поэтому по выходному тракту можно поставить краткое резюме: работает нормально.

Что касается записи, то ее результаты получились несколько хуже. Здесь есть замечания по нескольким пунктам. Во-первых, уровень шума. По замерам выходит, что интерфейс шумноват. Лучший результат у меня получился где-то на отметке -66 dBFS по шкале Adobe Audition, причем, неважно, к какому входу присоединен источник звука. Зато гармонических искажений фактически нет. Временами можно разглядеть какие-то намеки на вторую гармонику на уровне от -92 до -96 дБ, так что этот результат можно считать очень хорошим.

Еще у меня есть подозрение, что, по крайней мере, в текущей прошивке входной фильтр АЦП настроен на работу с частотой дискретизации не выше 48 кГц. Простая перезапись широкополосного сигнала из файла с частотой дискретизации 96 кГц выявила, что частота выше 24 кГц не записывается. Это относится как к линейному, так и к микрофонному входам.

Кстати, если записывать обычный стереофайл, то микшер маршрутизирует сигнал с микрофонных входов сразу в оба канала стереопары. Таким образом, для записи объемного звука их использовать нельзя, по крайней мере, в текущей версии прошивки чипа. А вот линейный вход — стереофонический, он передает левый и правый каналы независимо.

Встроенный DSP показал себя неплохо. Он имеет пять типов реверберации, и для своих задач это вполне приличные эффекты. Во всяком случае, подкрасить голос вокалиста, работающего с караоке, оказалось совсем несложно. Здесь можно найти гулкий "рум" с дробными отражениями, напоминающими вокальные эффекты времен Элвиса Пресли. А можно взять большой "холл", он звучит объемно и слитно, с равномерным угасанием отражений. Конечно, процессор не моделирует достоверное звучание концертного зала, но это в его задачу не входит. Просто под рукой пользователя должны быть приличные эффекты для быстрого применения, вот это и обеспечивает процессор. А для совсем "технических целей", например, для придания особенной проникновенности голосу какого-нибудь презентатора на сцене, возможностей встроенного процессора более чем достаточно.

Заключение
Подводя итог, хочу сказать, что рассмотренный интерфейс оставил неплохое впечатление. Если бы еще немного снизить входной уровень шумов, то картина была бы еще лучше. Впрочем, справедливости ради я бы отметил, что устройство разрабатывалось как бюджетное, поэтому ожидать, что все его параметры, до мелочей, будут сопоставимы с более дорогими устройствами, не вполне обоснованно. К тому же у меня в руках был не серийный образец, поэтому есть надежда, что некоторые характеристики еще будут улучшены.

В целом, SkyMIA HD оправдывает свое предназначение мобильного устройства для записи, живых выступлений и микширования нескольких источников звука. Это действительно многофункциональный аудиоинтерфейс с гибким управлением, и для своей цены он предлагает немало возможностей.

Модели: 
Axelvox SkyMIA HD
0
Ваша: нет

Реклама

Рейтинг@Mail.ru