Статья "Arturia V Collection, часть 9"

Автор: 
Владимир Сапрыкин
Дата первой публикации: 
мар 2017

Набор виртуальных инструментов.

Первые восемь частей статьи, опубликованные в предыдущих номерах, рассказывали об истории компании Arturia, составе набора виртуальных инструментов V Collection, требованиях к системе, процессе инсталляции, приложениях Analog Lab, ARP2600V, B3V, CS80V, Jup-8V, Farfisa V, Matrix-12 V, Mini V, Modular V, Prophet V, Piano V, Stage-73 V, SEM V, Solina V. Сейчас — предпоследняя часть.

Vox Continental V
Компания JMI (Jennings Musical Instrument) начинала свою деятельность с изготовления аккордеонов, затем перешла к производству церковных и портативных домашних органов, на рынке которых и закрепилась в 50-х годах прошлого века.

Первым действительно портативным органом компании JMI был UniVOX, прикрепляемый металлическими зажимами к правой стороне клавиатуры рояля для исполнения сольных партий. Позже для органа была разработана отдельная регулируемая подставка.

Модель UniVOX имела кнопки формирователя тембра, ламповый генератор сигнала, а также встроенный усилитель и динамик. И несмотря на некоторую внешнюю схожесть с обычной гармошкой, это был уже не духовой инструмент, а вполне серьезное, по тем временам, электрическое устройство.

После "Юнивокса" были выпущены одноголосные модели J6 и J10, и через какое-то время компания представила электроорган Vox Continental. Его массовый выпуск был начат в 1962 году, собственными силами, а затем для оптимизации производства было создано совместное предприятие с итальянскими партнерами.

Впоследствии выпускалось несколько различных модификаций этого органа. Собственно Continental, с одним мануалом, двухмануальный Super Continental, затем Jaguar, имеющий клавишные переключатели вместо регистров (drawbar), и похожий на него Corinthian, потом появился оснащенный усилителем и динамиками Baroque, и, наконец, модель 300. Последняя модификация была и самой развитой, с двумя мануалами, представлявшими собой обычную и расширенную версии Continental, с независимым управлением.

В 1967 году основатель JMI Том Дженнингс покинул компанию и основал другую, Jennings Electronic Instruments (JEI), где начал выпускать новые модели электроорганов. За основу был взят конструктив Vox Continental 300, но он был существенно расширен. В верхнем мануале появились новые звуковые регистры, варианты перкуссии, новые формы волны, эффект тремоло и пружинный ревербератор. Орган достаточно быстро приобрел популярность среди музыкальных коллективов (его использовали, например, Beatles).

Вообще, звук Vox Continental довольно сильно отличался от звука органов Хаммонда. В лучшую или в худшую сторону — сказать сложно, это, скорее, дело вкуса, чем объективное суждение, но по широте звуковой палитры Vox Continental выигрывал, поскольку его звуковые генераторы производили не только синусоиды, но и сигналы треугольной формы. Тембр этого органа описывали и как яркий, и как воздушный, и как резкий, и как мягкий. То есть, он может быть разным. Скажем, в плотном звуке перегруженных гитар резкость тембра этого органа оказывается полезной, чтобы не затеряться на их фоне. В то же время, для сопровождения легкой баллады можно настроить очень мягкий, прозрачный тембр. Кроме того, процесс настройки органа, в сравнении с электромеханическими системами, был существенно упрощен, поскольку использовался единый задающий генератор с делителями частоты.

Однако преимущества электронной начинки затенялись проблемами механического характера. Постепенно выяснилось, что клавиатура, точнее, ее контакты, замыкающие цепи регистровых делителей, со временем расшатываются, и если за ними своевременно не ухаживать, то старение прогрессирует, причем, нестабильность срабатывания контактов пропорциональна интенсивности использования.

Непредсказуемость звука — штука, казалось бы, не очень хорошая. И в программной модели инструмента от нее точно можно избавиться. Тем не менее, при воссоздании Vox Continental инженеры Arturia от этой непредсказуемости избавляться не стали. Они просто сделали ее управляемой, целиком смоделировав физические процессы. Как в аналоговых синтезаторах есть дрейф частоты осцилляторов, а в органах Хаммонда есть утечки тока в генерирующих цепях, так и в Vox Continental есть управляемое "старение контактов", вносящее в тембр извлекаемого звука элемент неожиданности и придавая исполнению своеобразный шарм.

И, разумеется, разработчики не удержались от иных полезных дополнений. В частности, в модель добавлен конволюционный процессор, воспроизводящий реальные пружинные ревербераторы прошлых лет.

Виртуальная модель предлагает органы и с одним, и с двумя мануалами. В самом полном варианте к ним добавляется педальная клавиатура, которую можно выдвинуть или спрятать, нажав кнопку Pedal в нижней панели инструментов. Каждый мануал можно настроить на прием сообщений по собственному MIDI-каналу. Настроиться можно и на один канал, выбрав две точки раздела между мануалами. Высоту тона в каждом мануале можно транспонировать на четыре октавы вверх и вниз. Указанные настройки доступны из меню Preferences, расположенного в нижней инструментальной панели.

Общий вид инструмента в полном оснащении показан на рис. 68. Рядом с педалью громкости, "на полу", можно увидеть дополнительную педаль эффектов. Сам эффект, согласно схеме, подключается к выходу инструмента. На выбор доступны следующие виды обработки: фленджер, фейзер, хорус, овердрайв, "аналоговая" задержка и вау-вау. Качество эффектов примерно такое же, как и в прочих виртуальных инструментах пакета, так что их можно специально не рассматривать. Замечу лишь, что для работы с электроорганом все они вполне уместны и органичны.

Большая часть органов управления электроорганом сосредоточена на уровне верхнего мануала. Над клавиатурой слева расположена группа переключателей MIDI Mode, позволяющая оперативно менять режим обработки внешних сообщений. Например, в режиме Multi все три мануала принимают команды по разным MIDI-каналам, в режиме Split — по одному, в принудительном порядке. В режиме Upper инструмент воспринимает команды только по каналу, установленному для верхнего мануала, и чтобы в это же время извлечь звук из нижнего мануала, придется воспользоваться мышью. И так далее. Работа этих переключателей происходит во взаимодействии с общими настройками (Preferences).

Над верхней клавиатурой находятся регистровые тяги (drawbar) для обоих мануалов. Обозначения здесь, в основном, те же самые, футовые, какие исторически принято использовать в органах. Однако есть и непривычные. Например, римские II и III обозначают суммарный уровень, соответственно, двух и трех соседних гармоник (их высоты приведены в документации).

Однако гармоническое наполнение тона — это еще не все. Важна форма исходного сигнала, чьи гармоники участвуют в построении тембра. Отдельные тяги здесь управляют уровнем выхода сигналов разной формы. Есть синусоидальный сигнал (значок "~"), который соответствует флейтовому регистру (Flute), есть треугольный — или отфильтрованный прямоугольный, как написано в документации. Он обозначен буквой M, что, по-видимому, является сокращением слова "Meander", и соответствует духовому регистру Reed. Если эти тяги не выдвигать, то орган не производит никакого звука. Естественно, исполнитель может выбирать не только один тип сигнала, но и смесь, причем, в произвольных пропорциях. Как раз это и позволяет сформировать широчайшую для электрооргана тембровую палитру.

Слева от клавиатуры верхнего мануала находятся клавиши включения вибрато и реверберации, переключатель регистра педальной клавиатуры (8', 16'), а также ползунки Reverb и Bass Decay, которые управляют уровнем реверберации (для всех мануалов) и скоростью затухания басов (послезвучание для педальной клавиатуры).

Верхний мануал может использовать перкуссию. Группа переключателей, управляющих эффектом, находится справа от клавиатуры нижнего мануала. Клавиши 8' и 4' подключают перкуссионный клик в соответствующем регистре. Клавиша Mix включает клик сразу в двух высотных регистрах: 5-1/3' и 1-3/5'. Клавишей Short/Long, соответственно, переключается длительность клика.

Электроорган может функционировать как в обычном, так и в расширенном режиме, который включается кнопкой EXT в верхнем правом углу рабочего окна. Он добавляет для двух мануалов дополнительные высотные регистры, и дополнительный исходный тон пилообразной формы (sawtooth) — для всех. Тяга, управляющая его уровнем, обозначается буквой S и отвечает за струнный тембровый регистр (String).

Кроме того, в расширенном режиме добавляется эффект тремоло (выключатель рядом с эффектом вибрато), а в секции перкуссии вместо выключателя Mix появляются два раздельных регистра.

Щелкнув по верхней крышке инструмента или по сдвоенной стрелке вверху-справа, можно войти в "открытый режим" (Open Mode). Под крышкой спрятаны дополнительные элементы управления. Их можно увидеть на рис. 69. В данном случае включен еще расширенный режим, и в нижней части изображения виден увеличенный ряд регистровых тяг.

Скрытых под крышкой настроек не так уж много. Во-первых, переключателем справа можно выбрать тип инструмента, или, своего рода, поколение: Vox или Jennings. Все же, в силу разницы во времени, они имели свои схемотехнические особенности. Рядом находятся ручки симуляторов, позволяющих настроить уровень паразитных шумов и величину того самого "старения" клавиатуры, приводящего к нестабильному срабатыванию контактов.

В центре находятся ручки тонкой настройки делителей частоты хроматического ряда, формирующих двенадцать основных полутонов, из которых далее, с помощью октавных делителей, формируются звуки всего высотного диапазона. Регуляторы имеют свободу хода на 50 центов в обе стороны, так что при желании музыкант может сделать альтернативную настройку. При повороте ручки, как обычно, внизу рабочего окна отображается текущее значение параметра, поэтому изменить строй можно не только на слух, но и по приготовленной настроечной таблице.

Слева от делителей находится секция настройки эффектов. Для вибрато и тремоло можно изменить скорость и глубину, для реверберации выбирается один из дюжины пресетов, отражающих звучание реальных устройств. Нужно отметить, что вибрато является глобальным эффектом, который действует на оба мануала и педальную клавиатуру, а тремоло работает только со звуком верхнего мануала.

В принципе, это все, что относится к настройкам собственно инструмента. Что касается звучания, то я вполне соглашусь с историческими свидетельствами. Соединяя вместе разные исходные волновые формы, работу с гармониками и эффекты, Vox Continental действительно демонстрирует великолепную гибкость формирования звука, который может быть очень разным. Однако это еще не все. К выходу инструмента, после педалей эффектов, можно присоединить дополнительное устройство формирования тембра. Это может быть гитарный комбоусилитель или кабинет Лесли — они проявляются в правом нижнем углу рабочего окна.

Чтобы сделать выбор, нужно войти в меню Output Mode (на нижней панели инструментов). В нем всего три пункта: Direct, Leslie, Guitar Amp. Первый вариант — это, естественно, прямой выход, обычный режим работы.

Второй вариант — кабинет Лесли. Ну, наверное, ничего нового про влияние этого кабинета на звук электрооргана сказать уже нельзя. И без того отличный инструмент становится просто потрясающим. Кабинет имеет традиционный переключатель скоростей вращения роторов (с полной остановкой, если нужно), плавную подстройку скорости вращения, регулируемую амплитуду и ширину панорамирования раздельно для низкочастотных и высокочастотных звуков, а также регулируемый уровень эффекта Допплера на высоких частотах.

Третий вариант вывода звука — через гитарный комбоусилитель, который действительно нередко для этого использовался. Непосредственно для комбоусилителя можно выбрать один из четырех вариантов компоновки, с разными усилителями и динамиками. Можно выбрать также один из трех микрофонов для съема звука, причем для одного из них (вездесущего Shure SM57) доступен выбор между осевой и внеосевой установкой. Усилитель имеет простой трехполосный эквалайзер, позволяет регулировать уровень "драйва" и общую громкость. Кроме того, комбоусилитель оснащен пружинным ревербератором с регулируемым уровнем эффекта.

С комбоусилителем орган звучит, может, не так фантастически, как с кабинетом Лесли, однако звук получается интересным, энергичным, с ощутимым драйвом. Полезность комбоусилителя особенно хорошо ощущается при его отключении: сразу же хочется включить снова.

Кстати, хочу отметить, что и без дополнительных эффектов, и с эффектами модель требует для себя очень мало процессорных ресурсов. Я как-то не замечал, чтобы полоска индикатора вообще шевелилась, — она постоянно находилась на минимуме.

Подводя итог, скажу, что реинкарнация инструмента Vox Continental оказалась очень хорошей. Как электроорган он универсален, насколько я могу судить, к тому же легко и быстро настраивается на нужный тембр. Дополнительные манипуляции со звуком на выходе — это вообще праздник. Тут даже не нужно быть любителем ретро, звук просто красив, и все.

Wurli V
Концепция электропиано Wurlitzer родилась в середине ХХ века, когда электронные инструменты еще не начали свое наступление. Звукообразование в этом инструменте основано на ударе молоточком по металлической пластине, вибрация которой улавливается электромагнитным звукоснимателем и превращается в электрический сигнал, который поступает в усилитель и далее в акустические системы. Для каждой ноты есть своя пластина (Reed), свободная часть которой имеет точно выверенную толщину, форму и длину, что обеспечивает строго определенную частоту вибрации.

Как и любая механическая система, электропиано нуждалось в настройке и профилактике, и этот процесс был довольно трудоемок. Тем не менее, даже с появлением впоследствии сугубо электронных инструментов, чьи генерирующие схемы были лишены механических подвижных частей, электромеханические инструменты не потеряли своей популярности. А их звуки сейчас есть в библиотеке любого мультитембрального электронного инструмента.

Виртуальный инструмент Wurli V моделирует популярное электропиано Wurlitzer. Причем, даже не конкретную модель, а сам концепт. Кроме того, инженеры компании Arturia не просто математически воссоздали работу оригинального инструмента, но значительно расширили ее, создав на самом деле инструмент, которого в природе еще не было.

На рис. 70 показан внешний вид инструмента в, так сказать, минимальной конфигурации. Цвет корпуса можно выбирать между белым и черным, и я выбрал белый. В остальном здесь — полный минимализм. На лицевой панели есть только ручки управления громкостью и уровнем амплитудного вибрато, внизу педаль сустейна, а справа от нее — маленький реверберационный процессор, имеющий восемь изменяемых параметров и неплохо создающий виртуальные образы помещений различной величины, формы и отделки. Слева под инструментом находится доска с пятью слотами для эффектов.

Никакой "верхней крышки" электропиано не имеет, и для входа в расширенный режим (Open Mode) можно, на выбор, щелкнуть указателем мыши по серебристой передней панели, по сетке любого из динамиков, или нажать сдвоенную стрелку в правом верхнем углу рабочего окна. При этом вместо левого динамика проявляется десятиполосный графический эквалайзер, весьма "зубастый", если судить по интенсивности фильтрации, вместо правого динамика — управляемая кривая чувствительности клавиатуры. В центре же возникает набор дополнительных ручек настройки (рис. 71). В частности, появляется возможность регулировать скорость вибрато.

Важнейшее влияние на первичное формирование тембра оказывают условия, в которых снимаются колебания голосовых пластин. А именно — взаимное расположение пластины и звукоснимателя. Расстояние между ними напрямую обуславливает амплитуду формируемого напряжения, и чем ближе звукосниматель к краю пластины, тем более насыщенный и жесткий формируется звук, в предельном случае даже с искажением. Удаление же, напротив, способствует смягчению и истончению звука. Параметр, моделирующий изменение описываемого расстояния, называется Pickup Distance.

Второй не менее важный момент — симметрия снимаемых колебаний. Датчик и край пластины установлены не точно "нос к носу", на одной оси. Звукосниматель установлен с завышением, так чтобы снимать лишь полупериод механического колебания. Если же элементы колебательной системы установить соосно, то датчик будет формировать напряжение удвоенной частоты, поскольку в течение одного периода колебания край пластины будет дважды пересекать эту самую ось в противоположных направлениях. Это меняет не только частоту, но и форму наведенных в катушке звукоснимателя колебаний. Отсюда — изменение не только высоты тона, но и тембра в целом. Величиной вот этого разнесения установочных осей в Wurli V заведует параметр Pickup Axis. И комбинируя его с параметром Distance, можно получить довольно большое количество оттенков тембра, недоступных для оригинала.

Параметр Impedance управляет механическим сопротивлением, то есть жесткостью, колеблющихся пластин. Чем она выше, тем дольше затухает колебание. Параметр Dynamics контролирует то, насколько будет различаться уровень громкости между игрой пианиссимо и фортиссимо. Сужение этого диапазона можно трактовать как естественную компрессию.

Параметр Octave Stretch дает возможность имитировать неравномерную настройку пластин, "stretch tuning", примерно так же, как это практикуется при настройке акустического фортепиано.

Hammer Hardness — название этого параметра говорит само за себя. Он позволяет моделировать молоточки с разной твердостью ударной поверхности. Более твердый материал формирует более яркий и отчетливый звук, с выраженной перкуссионной атакой. Более мягкий материал вызывает соответствующий отклик, и тембр инструмента получается мягким и спокойным.

Параметры, содержащие в названии слово "noise", отвечают за моделирование дополнительного акустического шума: при ударе молоточка, при отпускании клавиши или педали сустейна.

Выпадающий список Harmonic Variations содержит пресеты с различным набором предустановок. Их можно воспринимать как разные модели инструмента, имеющие, соответственно, некоторые различия в механических свойствах конструктивных элементов и, как следствие, свои особенности формирования тембра.

Закончив с "механической" частью формирования тембра, можно перейти к чисто электрической, то есть к дополнительной обработке. Панель для педальных эффектов, расположенная под корпусом электропиано, имеет пять слотов (рис. 72). Конкретный эффект для установки в слот можно выбрать в выпадающем меню. Первый слот имеет только три варианта: педаль громкости, эффекты вау, автовау. Другие четыре слота имеют список из восьми позиций. В каждый слот можно поместить любой эффект из списка, но дублировать эффекты нельзя. То есть, если в один слот установлен, скажем, хорус, то выбрать его второй раз в другом слоте не получится.

Список эффектов таков: фленджер, фейзер, хорус, дилей, компрессор, овердрайв, вокальный фильтр, питч-шифтер. То есть, применительно к электропиано этот набор вполне можно считать исчерпывающим. Причем, эффекты выполнены с выдумкой. Скажем, автовау имеет настраиваемый амплитудный детектор (Threshold) и запускается в зависимости от уровня входящего сигнала. Центральную частоту фильтра, которая определяет тональный характер эффекта, можно изменять, скорость и глубина модуляции тоже настраиваются. Фейзер имеет на выходе регулятор ширины стереобазы, благодаря чему эффект может звучать очень широко. Хорус также имеет регулировку ширины стереофонического пространства и изменяемую скорость автопанорамирования.

Эффект Pitch Shift Chorus представляет собой, в действительности, питч-шифтер, и предназначен для формирования двухточечного унисона с той или иной степенью сдвига высоты добавляемого голоса. Вокальный фильтр — это уже знакомый по некоторым другим инструментам пакета V-Collection формантный фильтр, циклически формирующий гласные звуки из гармоник входящего звука. Использовать его с электропиано поначалу было непривычно, однако говорящий инструмент оказался интересным. Особенно, в паре с эффектом перегруза и чем-нибудь модуляционным, вроде фленджера.

Выход инструмента, согласно изображению в рабочем окне, обычно соединен с директ-боксом, а уже к последнему постоянно подсоединен ревербератор. При желании к выходу (окно Output в нижней панели) можно подключить кабинет Лесли или гитарный комбоусилитель, — тут все устроено примерно так же, как и в Vox Continental. Причем, кабинет Лесли подключается к выходу ревербератора (и в рабочем окне они видны рядом) и получает на вход объемный звук. Кстати, это очень красиво звучащая связка практически при любых значениях параметров. А если подключить гитарный комбоусилитель, то ревербератор из схемы принудительно изымается. Вместо него можно использовать симулятор пружинного ревербератора на самом комбоусилителе. На рис. 72 как раз показана схема с комбоусилителем.

Вот, в общем-то, и все. Кстати, именно с помощью виртуального инструмента я смог под другим углом взглянуть на это электропиано. Исторически так сложилось, что оригинальный звук Wurlitzer сам по себе не вызывал во мне никаких положительных эмоций. Да, он звучит, например, в бесчисленных джазовых композициях, которые я люблю слушать, но там он лишь составная часть, не более. И звук его во многом консервативен. И только тогда, когда я получил возможность самостоятельно перестраивать всю виртуальную механику этого инструмента, я смог оценить его потенциал по достоинству. Ну, вероятно, инженеры Arturia на такой эффект и рассчитывали. Иначе, зачем бы они в документации к инструментам приписывали фразу "May it light the fires of creativity for you!"? В моем случае — огонь точно зажгли.

Окончание следует.

Другие статьи серии
Arturia V Collection, часть 1
Arturia V Collection, часть 2
Arturia V Collection, часть 3
Arturia V Collection, часть 4
Arturia V Collection, часть 5
Arturia V Collection, часть 6
Arturia V Collection, часть 7
Arturia V Collection, часть 8
Arturia V Collection, часть 10
Модели: 
Arturia V Collection
Модели: 
Arturia Vox Continental-V
Модели: 
Arturia Wurlitzer V
0
Ваша: нет

Реклама

Рейтинг@Mail.ru