Статья "Arturia V Collection, часть 8"

Автор: 
Владимир Сапрыкин
Дата первой публикации: 
фев 2017

Набор виртуальных инструментов.

Первые семь частей статьи, опубликованные в предыдущих номерах, рассказывали об истории компании Arturia, составе набора виртуальных инструментов V Collection, требованиях к системе, процессе инсталляции, приложениях Analog Lab, ARP2600V, B3V, CS80V, Jup-8V, Farfisa V, Matrix-12 V, Mini V, Modular V, Prophet V, Piano V, Stage-73 V. Приближается завершение.

SEM V
Создавая цифровые секвенсоры для аналоговых синтезаторов (напомним, это было в середине 70-х годов), Том Оберхайм пришел к выводу, что для полноценного аккомпанемента этого недостаточно. Ведь синтезатор оставался подключенным к секвенсору, и играть на нем руками было невозможно. Терялся весь смысл автоматического проигрывания партии. Напомню, речь идет об одноголосных синтезаторах, таких как Moog Minimoog и ARP Odyssey, для которых был создан одноголосный же секвенсор, такой как DS-2a (кстати, с памятью объемом 144 ноты).

Одного синтезатора мало, покупать второй такой же — довольно дорого. И конструктор пришел к решению создать собственный небольшой модуль расширения, Synthesizer Expander Module или, сокращенно, SEM.

Первоначально модуль представлял собой небольшую коробочку с контрольными входами CV/Gate и звуковыми выходами, а внутри нее находились два осциллятора и фильтр (рис. 60). Модуль присоединялся к секвенсору, и воспроизводил заготовленную секвенцию, а музыкант мог в это же время исполнять свою партию на клавиатуре основного синтезатора. Эксперимент был удачным, тем более что стоимость нового устройства была существенно ниже, чем у популярных синтезаторов тех лет. К тому же этот модуль хорошо дополнял уже существующие модульные синтезаторы. В его конструкции был применен оригинальный мультирежимный фильтр, тип пропускающей характеристики которого изменялся поворотом одного регулятора.

Благодаря интересному звуку и удобству управления, модуль SEM на музыкальной сцене довольно быстро переместился со вторых ролей на главное место. И компания Oberheim Electronics вскоре наладила выпуск полноценных портативных синтезаторов с клавиатурой, основу которых составляли, по сути, несколько модулей SEM. Поскольку Том Оберхайм в то время плотно занимался конструированием многоголосных электронных схем, новые синтезаторы были уже изначально полифоническими.

Начиная с 1975 года, в свет вышли, одна за другой, несколько моделей. Первым был двухголосный синтезатор TVS-1 (сокращение от "two-voice synth"). Вскоре появился четырехголосный FVS-1. А уже через два года была представлена восьмиголосная модель.

К сожалению, какие бы прекрасные синтезаторы ни выпускала компания, она не застрахована от рисков. И факт успешности на старте отнюдь не гарантирует, что компания будет работать "долго и счастливо". В 1985 году, уже показав миру такие удивительные инструменты как OB-8 и Matrix 12, Том Оберхайм был вынужден оставить Oberheim Electronics. Правда, десятилетия спустя, он организовал новое производство старых моделей, но время было уже другое, и достичь прежнего успеха в новых условиях было, конечно, невозможно.

Теперь же компания Arturia возродила синтезатор TVS-1 в виде цифровой компьютерной модели SEM V (рис. 61). Соответствие прототипу не строгое. Достаточно сказать, что SEM V может работать и в одноголосном, и в многоголосном режиме, с полифонией до 32 голосов.

Синтезатор имеет два осциллятора с двумя волновыми формами, доступна синхронизация второго осциллятора по первому. Есть возможность модулировать высоту тона от LFO или генератора огибающей, а также изменять коэффициент заполнения прямоугольных импульсов (Pulse Width).

Резонансный фильтр, как и в прототипе, имеет изменяемую характеристику (LP, HP, BP, Notch). Частоту среза можно модулировать от LFO или генератора огибающей. Выбор источника осуществляется селектором.

В секции фильтра расположен также микшер волновых форм, состоящий из трех потенциометров. Ручки VCO1 и VCO2 управляют амплитудой сигнала осцилляторов, одновременно выбирая для них волновую форму. В среднем положении потенциометра сигнал отсутствует. Поворот вправо или влево подключает импульсную или пилообразную волну, заодно плавно увеличивая ее громкость. В крайнем положении ручки уровень сигнала максимален.

Ручка EXT, аналогично другим двум, является и селектором входного сигнала (выбирает субосциллятор или генератор шума), и одновременно регулятором его уровня.

Субосциллятор (в прототипе отсутствовал) может вырабатывать синусоидальный, пилообразный или импульсный сигнал на одну или две октавы ниже основного тона.

Прочие элементы управления также являются новшеством. Второй LFO, в отличие от LFO1 с его единственной синусоидальной формой сигнала, генерирует, на выбор, три волновые формы и имеет функцию плавного подъема амплитуды (Fade In). Оба генератора могут синхронизироваться с MIDI-темпом или же использовать ручную установку скорости.

Следует заметить, что LFO1 — полифонический, а LFO2 — монофонический. Если играть в полифоническом режиме, то каждый голос независимо работает с собственным LFO1. В то же время LFO2 — один на всех, с общей модуляцией.

SEM V имеет арпеджиатор. Скорость регулируется вручную или синхронизируется с темпом, диапазон генерируемого арпеджио можно расширять до четырех октав. Направление воспроизведения звуков выбирается из стандартного набора: вверх, вниз и вверх-вниз, случайно.

Блок эффектов содержит три модуля: овердрайв, хорус, дилей. На лицевой панели в ее обычном состоянии находятся только выключатели и регуляторы баланса прямого/обработанного сигналов. Сами же настройки эффектов становятся доступны, если войти в расширенный режим. Для этого нужно найти кнопку со сдвоенными стрелочками или просто щелкнуть мышью по верхней части корпуса, в светлой полосе.

Расширенный режим (Open Mode), спроектированный именно для виртуальной модели SEM V, имеет четыре закладки: Keyboard Follow, 8 Voice Programmer, Modulation, Effects.

Клавиатурный детектор (Keyboard Follow), как и в любом другом синтезаторе, позволяет отслеживать нажатую клавишу и изменять, в зависимости от ее номера, значение какого-либо параметра синтеза. Но в SEM V эта функция реализована очень мощно: она позволяет программировать одновременно до шести разных параметров (рис. 62). Есть шесть слотов, в каждом — графическое окно, где рисуется собственная кривая управления, и одинаковый выпадающий список из 24 параметров синтеза. Каждая кривая управляет своим параметром. На ней можно установить до 32 узлов (точек перегиба). По умолчанию их установлено пять штук: три свободно передвигаемых, плюс два конечных, по краям диапазона. Новый узел легко ставится щелчком левой кнопки мыши по линии, ненужный стирается щелчком по нему правой кнопки. Отрезок между каждой парой точек может иметь линейную или экспоненциальную форму. Для ее изменения достаточно потянуть вверх или вниз специальный маркер в виде пары разнонаправленных стрелочек, ориентированных вертикально.

Модуль программатора (8 Voice Programmer) устроен, в общем, похоже. Те же шесть слотов, в каждом из которых назначается один из 24 параметров синтеза. Только графическое окно здесь разделено на восемь шагов, или зон. Каждая зона может быть включена или выключена, в каждой можно установить то или иное значение выбранного параметра. Окно с выполненными настройками выглядит как гистограмма (рис. 63).

Основное назначение программатора — смоделировать мультитембральную работу реального восьмиголосного синтезатора. Каждая из восьми зон на экране (в оригинале использован термин "board") представляет собой, по сути, звуковой модуль, для каждого голоса полифонии — собственный. Разница в настройке параметров каждого модуля позволяет добиться разницы в звучании разных нот полифонии. Концепция, в общем, уже знакома, не правда ли? В синтезаторе Matrix использовалась эта же идея.

Но мультитембральность — это еще не все. Например, при игре в одноголосном режиме каждое нажатие клавиши может поочередно вызывать голос из новой зоны, придавая игре определенную выразительность. Очень эффектно все это работает с арпеджиатором. А если выбрать в одном из слотов параметр VCO Coarse (настройка высоты тона), то арпеджиатор можно превратить в приличный восьмишаговый секвенсор. Для простой басовой линии этого вполне может хватить. Если назначить в оставшиеся пять слотов какие-либо иные параметры, секвенцию можно сделать почти говорящей. Есть несколько режимов игры, то есть последовательностей выборки звуковых модулей в окне. Двигаться можно и вперед, и назад, и даже случайным образом. В общем, здесь есть простор для фантазии.

Третья закладка окна расширенного режима открывает доступ к матрице модуляции. Есть восемь парных слотов источник-цель с регулируемой глубиной модуляции (рис. 64). Список источников содержит восемь наименований, а в качестве целей можно выбирать 26 различных параметров.

Закладка Effects (рис. 65) содержит настройки всех трех эффектов. Овердрайв имеет регулируемую глубину искажения и фильтрацию высокочастотного контента. Хорус, кроме привычных параметров Rate, Depth и Feedback, имеет переключаемый источник модуляции (синусоида или шумовой сигнал), регулятор стереофоничности, ощутимо придающий звуку объем и пространственность, а также такую полезную штуку, как регулируемая задержка модулированного сигнала относительно прямого. Предельная величина задержки хоть и небольшая, но позволяет вносить в готовый звук новые краски, меняя характер хоруса от типично мягкого до гротескного кваканья.

Третий эффект, Delay, позволяет устанавливать задержку в левом и правом звуковых каналах как раздельно, так и синхронно, в режиме Link. В режиме Ping-Pong включается стереофоническое панорамирование задержанного сигнала.

В целом, несмотря на внешнюю простоту, инструмент звучит насыщенно и интересно даже в классическом виде, то есть с тем функционалом, который наличествовал у оригинала. Меняя настройки на лицевой панели, получаешь ожидаемый результат, никаких неясностей не возникает. Хочешь хлесткий бас — пожалуйста. Нужно потустороннее заунывное завывание — тоже запросто! Если же задействовать дополнения, например, программатор и эффекты, то простор для фантазии неизмеримо расширяется. Мне в особенности понравилось программировать секвенсор с рассинхронизированными параметрами. Казалось бы, легкие изменения настроек вносят в тембр интересные нюансы, количество новых оттенков стремится к бесконечности, и при этом все управление в совокупности остается несложным, дружественным. В общем, синтезатор проявляет себя как обычный живой инструмент. И, что немаловажно, загрузка процессора практически всегда остается невысокой. Так что — рекомендую.

Solina V
На заре становления рок-музыки выбор инструментов для клавишников был невелик. Лучшие клубы имели собственные рояли или органы Хаммонда, заведения рангом ниже предлагали пианино, но большинство доступных площадок не имели вообще никаких инструментов, и приезжим музыкантам нужно было везти все с собой. Жизнь у гастролеров стала легче с появлением портативных электропиано и электроорганов. Однако при всей новизне и интересности звуков, эти инструменты не могли заполнить собой все тембровое пространство. Остро ощущалась нехватка оркестровых звуков, в частности смычковых инструментов, особенно ансамблей. Есть в них нечто, чего никак не передать другими тембрами.

Та же проблема возникала при записи. Конечно, серьезные студии могли позволить себе пригласить на сессию небольшой оркестр, но такого рода услуга была доступна очень небольшому кругу артистов. Большинство же довольствовалось своим повседневным инструментарием.

Первые попытки решения этой проблемы были предприняты в середине XX века, когда появился Меллотрон — клавишный инструмент с семплами, записанными на магнитной ленте. Однако громоздкость и немалая цена оставляли его недоступным для широкого круга музыкантов. Настоятельно требовалось найти другое решение.

В 60-х годах музыкант Кен Фриман нащупал верное направление, использовав трехотводную линию задержки в качестве преобразователя одиночного звука в подобие ансамблевого, и даже сконструировал вполне рабочий прототип. Однако до массового производства дело не дошло, поскольку компании не желали рисковать, начиная выпуск никому не известного инструмента с непонятными перспективами.

В начале 70-х годов голландская компания Eminent Orgelbouw B.V. выпустила портативный электроорган Eminent 310, быстро завоевавший популярность у музыкантов. Среди производимых им звуков уже были тембры, которые стали обозначать словом "стрингс". Именно они привлекли внимание Жана Мишеля Жарра, который использовал Eminent 310 для записи своих альбомов Oxygene и Equinoxe. Однако компания Eminent еще до этого знаменательного события выявила причину популярности своего инструмента, и буквально через пару лет после появления инструментов серии 310, музыкальному обществу была представлена новинка: стрингс-синтезатор Eminent Solina.

Новый инструмент имел четырехоктавную клавиатуру, предлагал специфический звук, в какой-то степени, возможно, однообразный, но очень нужный. Главное, что синтезатор предлагал звуки струнного ансамбля, которого так не хватало в качестве аккомпанемента гитаристам, так что инструмент быстро приобрел популярность.

Виртуальный инструмент Solina V воспроизводит все возможности прототипа, но имеет также немало дополнений для более детальной проработки воспроизводимых звуков. Рабочее окно Solina V может быть представлено в двух режимах. В закрытом воспроизводится оригинальный внешний вид и реально существовавшие органы управления. Поднятая верхняя крышка инструмента (открытый режим) дает доступ к более глубокой настройке всех параметров звука, а также к эффектам.

Оригинальный инструмент давал возможность исполнять на одной клавиатуре одновременно басовую и сольную партии. В виртуальном инструменте разделение мануалов на верхний и басовый сохранено и даже приобрело расширенный функционал. Инструмент может работать как в режиме полного разделения (Split), так и в режиме наложения (Layer), причем точку раздела можно изменять. В режиме наложения звук верхнего мануала воспроизводится во всем диапазоне, независимо от настроек басового мануала и положения точки разделения. Басовый мануал в этом случае продолжает функционировать, но только в пределах своей клавиатурной зоны. Поэтому если есть необходимость использовать наложение по всему диапазону, точку сплита целесообразно подвинуть на самый верх (это будет нота G8).

Для каждого мануала можно произвольно выбирать MIDI-канал и сдвигать звуковысотный диапазон на одну или две октавы вверх и вниз. Все указанные настройки выполняются в меню Preferences, которое вызывается из нижней панели инструментов.

Там же, в нижнем меню, есть кнопка Poly. Ее включение (в активном состоянии подсвечена розовым) переводит верхний мануал в нормальный полифонический режим игры. Если кнопку выключить, то инструмент начинает работать в парафоническом режиме, когда одновременно звучащих нот может быть, по-прежнему, несколько, но при этом все они будут использовать единый фильтр и одну общую на всех установку огибающей. То есть, аккорд будет звучать почти полифонически, а вот какое-нибудь арпеджио с удержанием нот может оказаться корявым из-за отсутствия тембровой отработки собственной атаки у каждого звука. Но для исполнения сольной партии с легато такой режим будет, напротив, самым подходящим. Басовый же мануал в любом случае работает монофонически.

Теперь кратко пройдемся по органам управления. При опущенной крышке на лицевой панели остаются лишь самые необходимые ручки и кнопки (рис. 66). Слева от клавиатуры расположены два привычных колеса: Pitch Bend и Mod. Выше находится регулятор общей громкости, затем кнопки и ползунки басовой секции. Кнопки Contrabass и Cello активируют эти два пресетных басовых регистра, а ползунок Volume Bass устанавливает громкость звучания басовой секции. Ползунки Crescendo и Sustain Length устанавливают скорость атаки и длительность послезвучания, причем на разные мануалы они воздействуют по-разному, с учетом дополнительных настроек. Далее вправо расположен регулятор громкости верхнего мануала, кнопки включения пресетных тонов верхнего мануала (не только струнных, но и духовых) и кнопка Ensemble, активирующая ансамблевый эффект с потрясающе "вкусным" размножением голосов. Даже тонкий субтильный звук с этим эффектом становится жирным и интересным.

Более детальные настройки можно сделать, открыв крышку инструмента (щелчком мыши). При этом из недр инструмента поднимается дополнительная контрольная панель, а слева и справа от клавиатуры проявляются дополнительные регуляторы — две и три штуки, соответственно (рис. 67). Левые управляют диапазоном работы колес, а правые помогают настроить уровни трех имеющихся эффектов. Кроме того, на панели рядом с кнопками голосовых пресетов верхнего мануала появляется кнопка Humana, добавляющая новый пресетный тембр. А справа от кнопки Ensemble появляется маленький рычажок с условным обозначением монофонического и стереофонического режимов. Этот переключатель управляет работой эффекта Ensemble. Если в режиме моно эффект просто красив, то в режиме стерео он поистине прекрасен. Звук получается ощутимо объемный и густой.

Верхняя панель, как видно по обозначениям, разделена на пять секций: Master, LFO, Bass, Upper Resonator, Effects. В первой можно настроить глубину воздействия параметров Velocity и Aftertouch на работу фильтра и усилителя. В секции LFO можно выбрать, с какой скоростью и сигналом какой формы будет модулирован звук обоих мануалов. Причем, есть модуляция и амплитуды (глубина регулируется ручкой Tremolo), и высоты тона (Vibrato). А ручкой Bass Cut устанавливается уровень модуляции фильтра для басового мануала. Есть задержка включения и фейд, то есть плавное нарастание глубины модуляции.

Bass Section содержит органы управления звуками басового регистра. В левой его половине — настройки фильтра. Ползунки Attack и Release регулируют время атаки и послезвучания огибающей басового фильтра. Bass Sustain относится к амплитудной огибающей басовой секции. Вращаемые ручки, находящиеся сверху, управляют непосредственно частотой среза фильтра, резонансом и глубиной модуляции от огибающей.

Правая часть басовой секции отдана настройкам несложного арпеджиатора. И хотя в прототипе его и близко не было, в виртуальной версии синтезатора он удивительно органично вписался в схему. Здесь можно настроить тип и скорость отработки арпеджио, включить залипание нот и синхронизацию по MIDI. Как ни удивительно, но даже с включенным арпеджиатором инструмент звучит тем самым "старым" звуком, очень естественно.

Секция Upper Resonator содержит, по сути, трехполосный параметрический эквалайзер. Частотная область разделена на три полосы: 60-300 Гц, 300-1500 Гц, 1,5-7,5 кГц. В пределах каждой полосы работает собственный резонансный фильтр. Тип фильтрации (LP, BP, HP) можно выбирать селектором.

И последний приятный бонус — секция эффектов. Всего тут три процессора: FX1, FX2, Reverb. Первый процессор предлагает на выбор аналоговый хорус или фейзер. Фейзер может работать по двухканальной схеме (стерео) или в режиме Dual, с моновыходом. Хорус (трех типов) всегда работает в стерео, с регулируемой шириной базы.

Задержка есть аналоговая и цифровая. Аналоговый эффект имеет фильтр в цепи обратной связи и модулятор времени задержки, позволяющие в совокупности создавать красивейшие жирные эффекты. Цифровая задержка имеет два независимых отвода, для левого и правого каналов, а также режим пинг-понг (плавное панорамирование задержек) и выходной фильтр.

Ревербератор здесь конволюционный, предлагает 24 пресета, моделирующих различные раритетные реальные приборы. Никаких настроек, кроме баланса Dry/Wet, ревербератор не содержит, но легкое применение эффекта, как правило, дает аккуратную красивую обработку.

Если присмотреться, то становится очевидным, что Solina, даже с виртуальными дополнениями, не имеет каких-то неявных настроек. Все они функциональны и очевидны. Что касается звука, то он просто великолепен. Ретро-звучание получается само собой, но при этом можно создать и вполне современные тембры. Скажем, готовый пресет Air String1 хоть сейчас выпускай для озвучивания кинофильмов. А вообще, тембровая палитра синтезатора не ограничивается ансамблевыми звуками. В частности, весьма неплохо получаются разнообразные шкворчащие басы. И все эти звуки неуловимо связаны одним субъективным ощущением, которое можно описать, наверное, словом "добрый". Есть в них что-то такое... Для воссоздания звуков стрингс с уклоном в старину, способ темброобразования, примененный в Solina V, кажется единственно правильным. Играть на синтезаторе приятно, в особенности, с использованием встроенных эффектов. И несмотря на изначально заданную специфику, звуки в Solina V получаются достаточно разнообразными. Как живые...

Продолжение следует.

Другие статьи серии
Arturia V Collection, часть 1
Arturia V Collection, часть 2
Arturia V Collection, часть 3
Arturia V Collection, часть 4
Arturia V Collection, часть 5
Arturia V Collection, часть 6
Arturia V Collection, часть 7
Arturia V Collection, часть 9
Arturia V Collection, часть 10
Модели: 
Arturia V Collection
Модели: 
Arturia Solina V
0
Ваша: нет

Реклама

Рейтинг@Mail.ru