Статья "Arturia MiniBrute 2 и MiniBrute 2S"

Автор: 
Владимир Сапрыкин
Дата первой публикации: 
сен 2018

Аналоговые синтезаторы.

Если говорить о массовом сегменте рынка, то с планомерным выводом на него новых полностью аналоговых синтезаторов компания Arturia даже опередила многих ветеранов индустрии, давно освоивших выпуск исключительно цифровых инструментов. Собственно, идея "аналогового ренессанса" давно витала в воздухе, поскольку стало очевидным, что при всей мощи чисто цифровых технологий заменить собой реальный аналоговый синтез звука они не смогут. А он точно нужен, в некоторых случаях вообще незаменим. Ищущие музыканты давно забросили идеологические споры, особенно жарко полыхавшие на рубеже 90-х и 2000-х годов, и теперь просто используют и то, и другое, взяв от каждой технологии самое лучшее. И компания Arturia, с одной стороны, удачно подхватила существующий тренд, а с другой — начала уже сама активно участвовать в его формировании.

Естественно, что в собственных решениях находятся и свои изюминки, как, например, некоторые особенности темброобразования в синтезаторах линейки Brute. И сейчас компания выпустила сразу два модели MiniBrute второго поколения: MiniBrute 2 и MiniBrute 2S. В каком-то смысле их можно воспринимать как один и тот же синтезатор, поскольку собственно звукообразующая начинка в обеих моделях одинаковая. Оба варианта представляют собой полностью аналоговые компактные полумодульные синтезаторы. Но MiniBrute 2 (рис. 1) — это классическая модель, с упором на живую игру, оснащенная двухоктавной клавиатурой (25 клавиш, чувствительна к скорости нажатия и послекасанию), двумя колесами управления и кнопками быстрого транспонирования строя.

MiniBrute 2S (рис. 2) имеет вместо клавиш пэды, в количестве 16 штук. Вокруг тринадцати пэдов нанесен цветовой трафарет, имитирующий клавиши фортепиано в пределах октавы. На них при необходимости тоже можно играть условно-традиционным способом, хотя можно также присоединить к инструменту более привычную для пальцев MIDI-клавиатуру. Однако этот синтезатор предназначен, главным образом, для работы со встроенным шаговым секвенсором, и вот с этой точки зрения он самодостаточен и не нуждается во внешних контроллерах. И при этом оба синтезатора имеют возможность изменения внутренней межблочной коммутации, а также могут присоединять к себе другие аналоговые инструменты или отдельные модули формата Eurorack.

Оба синтезатора имеют на задней панели вход и выход MIDI, аналоговый монофонический аудиовыход, выход для наушников, порт USB-B для соединения с компьютером, разъем для адаптера питания (который входит в комплект поставки) и выключатель (рис. 3).

Синтезатор
Вторая версия синтезатора и в самом деле уходит корнями в концепцию первоначального MiniBrute, и даже внешне этот генезис легко угадывается. Можно вкратце вспомнить, чем располагала первая версия. Синтезатор имел один осциллятор с несколькими параллельно работающими выходами, на каждом из которых присутствовала собственная волновая форма с собственным модификатором. К этому были добавлены субосциллятор, генератор шума, сигнал с дополнительного входа, и все это произвольно смешивалось в микшере, наравне с основными формами. Один LFO плюс простой низкочастотный генератор вибрато, фильтр, раздельные генераторы огибающей, для фильтра и для усилителя. И, конечно, арпеджиатор. Таков, если совсем кратко, функциональный состав первого MiniBrute.

У второго поколения есть уже два осциллятора и два полноценных LFO (рис. 4). Первый осциллятор весьма похож на своего предшественника, имеет параллельно вводимые в микшер волновые формы, генератор шума и звук из внешнего источника (если задействован вход). Но модификаторы основных волновых форм отличаются более развитыми модуляционными возможностями, и, как следствие, большим потенциалом звукообразования.

Собственно, речь идет именно о модуляции. Переоценить ее значение невозможно, поскольку именно она придает звуку живость и изменчивость. И если в первой версии MiniBrute модуляционные возможности были относительно скромными, то теперь они практически ничем не ограничены. Почему? Потому, что архитектура синтезатора стала открытой.

На лицевой панели у некоторых потенциометров под названием регулируемого параметра (белый шрифт) можно увидеть надписи, сделанные синим шрифтом. Так показаны модулирующие данный параметр источники. Они работают "по умолчанию", согласно имеющейся внутренней коммутации. Но вместо них можно выбрать любой другой подходящий источник сигнала, для чего нужно просто найти его на коммутационной панели справа. Ведь MiniBrute 2 представляет собой полумодульный синтезатор, входы и выходы всех его основных узлов имеют коммутационные гнезда, а в комплект поставки входит набор соответствующих кабелей — патч-кордов (восемь штук). Вставка штекера в гнездо входа какого-либо узла размыкает в нем цепь внутренней (предустановленной по умолчанию) коммутации и подает в этот узел сигнал, поступающий по кабелю. А уж каким будет этот сигнал, зависит от того, куда вставлен другой конец патч-корда.

Поясню на примере первого осциллятора. У нас есть три волновые формы: пилообразная, прямоугольная и треугольная. Их можно использовать параллельно, в любой пропорции смешивая в микшере. Пилообразная волна имеет штатный модификатор Ultrasaw, задача которого — добавлять к исходной пиле две ее копии, причем, расфазированные: одна копия всегда опережает основной "зуб" пилы, вторая всегда от него отстает. Глубину расфазирования можно изменять, что позволяет вместо "сухого" пилообразного сигнала сформировать приятный для слуха унисон. Впрочем, и неприятный тоже, если увлечься расфазировкой. По умолчанию модуляцией этого параметра (скоростью сдвига фазы дополнительного колебания) занимается LFO 2, но, как уже было сказано, ничто не мешает взять да и поменять источник, например, на генератор огибающей фильтра, чтобы изменение тембра стартовало точно по нажатию клавиши. Берем ровно один проводок...

Про модификацию прямоугольной волны говорить, пожалуй, излишне, а вот про фирменный Metalizer для треугольной волновой формы стоит напомнить. Для модификации треугольного сигнала тоже есть две ручки. Верхняя, Metalizer, статично меняет форму сигнала, ручка Metal Mod позволяет ввести модуляцию этого изменения (по умолчанию — от сигнала Velocity). Металлайзер "хулиганит" с верхушкой зубца треугольного импульса, он ее как бы "сгибает", инвертирует, примерно так же, как дети сгибают и заворачивают в обратном направлении углы листа бумаги при изготовлении самолетиков или корабликов. Малое воздействие инвертирует лишь самую вершину зубца, формируя два близких пика вместо одного. Более же глубокое воздействие продолжает последовательно и все глубже сворачивать только что сформированные сложные вершины, и в конце концов так расцарапывает треугольный импульс, что изначально мягкий "флейтовый" тембр превращается, образно выражаясь, в бензопилу, разгрызающую кучу щебня. Соответственно, возникает запредельное количество гармоник, и для фильтра точно найдется работа.

В нижнем ряду секции VCO 1, среди прочих модуляционных регуляторов, есть еще ручка FM, с синей подписью VCO 2. Она заведует уровнем частотной модуляции первого осциллятора сигналом второго осциллятора.

А вот второй осциллятор может в одно и то же время вырабатывать только одну форму волны из трех: пилообразную, прямоугольную или синусоидальную. Он имеет ручку подстройки высоты тона (Tune), примерно среднее положение которой настраивает его на высоту первого осциллятора. Диапазон же изменения высоты тона при повороте ручки зависит от выбранного режима работы осциллятора (тумблер Range). Если выбран диапазон Fine, то ручкой Tune можно изменить высоту тона примерно на пару октав вверх и вниз относительно базовой. В режиме All вращение ручки позволяет выбрать вообще любую высоту из доступного синтезатору частотного диапазона. А если переключить тумблер в позицию LFO, то полный частотный диапазон осциллятора существенно сокращается, но при этом расширяется вниз, до 1 Гц, что позволяет использовать его в качестве третьего LFO. Таким образом, второй осциллятор, что называется, и швец, и жнец, и на дуде игрец. Его можно настроить субосциллятором, сформировать любой другой интервал, скажем, квинту, или вообще пустить на нужды низкочастотной модуляции. Впрочем, в последнем случае нужно учитывать один нюанс. Даже в режиме генерации НЧ-сигнала это все же осциллятор, и частота следования импульсов имеет пропорциональную зависимость от номера нажатой клавиши, в отличие от обычного LFO, работающего с постоянной скоростью.

Фильтр в MiniBrute 2, как и в первой версии синтезатора, имеет в своей основе архитектуру, предложенную Найлом Штайнером еще в 70-х годах прошлого века. Есть четыре переключаемых режима: LP, HP, BP, Notch. Низкочастотный и высокочастотный фильтры работают с крутизной спада 12 дБ/окт, а полосовой и режекторный работают и вовсе в однополюсном режиме, со спадом характеристики в 6 дБ/окт. То есть, движение выделенных частотных полос получается всегда мягким, и даже в режиме LP фильтр певучий, без экстремальной фильтрации. Впрочем, тут следует оговориться: если хочется, чтобы фильтр именно рычал, то можно покрутить ручку Brute Factor в секции усилителя. При этом активируется внутренняя петля положительной обратной связи. В звуке появляется искажение, от легкого до очень сильного, а сама секция фильтра в этом случае работает иначе, более грубо и менее предсказуемо. Разумеется, это не то же самое, что крутить ручку четырехполюсного фильтра, однако результаты получаются сами по себе интересными. В частности, если напустить Brute Factor даже на мягкий составной тембр, а затем устроить динамическую фильтрацию (модулировать частоту среза генератором огибающей), то в звуке начинает появляться отчетливый перкуссионный удар, тот самый "панч", причем, весьма мощный.

Секции фильтра, усилителя и огибающих показаны на рис. 5.

Фильтр имеет регулируемый резонанс, вплоть до самовозбуждения, который тоже поддается модуляции (по умолчанию — от LFO1). Кстати, модуляция здесь может выполняться в прямой или обратной полярности. Только регуляторы ее глубины обозначены несколько непривычно: для частоты среза ручка называется FM, для резонанса — RM. Регуляторы в среднем положении не пропускают модулирующий сигнал, поворот вправо или влево запускает модуляцию той или иной полярности, а глубина ее пропорциональна углу поворота.

В одном ряду с регуляторами глубины модуляции есть еще одна ручка, "Att 1 — Cutoff". Она тоже позволяет управлять частотой среза фильтра. По умолчанию в качестве источника модуляции здесь используется давление на клавишу, то есть Aftertouch. Кстати, всегда любил такое управление фильтром, особенно на длинных нотах с удержанием клавиши. Вот уже проскользила развертка, и тембр почти статичен, но стоит немного понажимать на клавишу, в такт ритму, как звук начинает пульсировать и раскрываться, внося в исполнение новые краски.

При помощи коммутационной панели для управления частотой среза можно выбрать и другой источник. Сокращение "Att" означает Attenuator. Это напоминание о том, что уровень сигнала от выбранного источника, то есть глубину модуляции, нужно будет регулировать поворотом именно этой ручки.

В секции усилителя есть аналогичный регулятор, "Att 2 — Amp". По умолчанию эта ручка управляет выходным напряжением генератора огибающей усилителя. В "закрытом" ее положении управляющий сигнал зависит только от положения фейдеров Attack и Decay: напряжение увеличивается от нуля и затем вновь спадает до нулевого значения, полностью закрывая усилитель. То есть, пока клавиша не нажата, инструмент молчит, как ему и положено. Вращением же ручки мы сдвигаем нулевой уровень огибающей, приоткрывая усилитель тем сильнее, чем больше угол поворота регулятора. То есть, в этом случае синтезатор будет потихоньку (или громко, если нужно) звучать даже при отпущенных клавишах.

Генератор огибающей усилителя отличается от стандартного ADSR, который использован для фильтра. У него всего два слайдера, Attack и Decay, он даже обозначен как AD Envelope, однако генератор имеет дополнительные возможности. Во-первых, его можно переключить из режима одиночного импульса в закольцованный (Loop), для чего справа от слайдера Decay есть маленький тумблер Once/Loop. То есть, мы единожды нажали клавишу, возник звук, но по окончании фазы спада автоматически начинается следующая фаза атаки, и звук сам собой возникает снова. Его периодичность зависит от длительности атаки и затухания. Таким образом, у нас в руках оказывается еще один управляющий генератор, в котором можно произвольно менять форму импульса от прямой пилы, минуя равнобокий треугольник, до обратной пилы. Между прочим, каждая фаза, и атака, и спад, может иметь длительность от 1 мс до 14 с, то есть можно сформировать весьма разнообразное по форме управляющее напряжение.

Еще один переключатель, Gate/Trig, позволяет дополнить огибающую фазой поддержки, и правильней будет назвать ее словом Hold, а не Sustain. В режиме Gate, после отрабатывания фазы атаки, усилитель остается открытым на максимальном уровне до тех пор, пока не будет отпущена клавиша. И только тогда начинает отрабатываться следующая фаза, и фактически это будет послезвучание. То есть, в данном случае огибающая имеет структуру AHR. А вот если переключиться в режим Trig, то никакой задержки на максимальном уровне не возникает, и как только закончилась фаза атаки, сразу отрабатывается фаза спада, даже если клавиша все еще нажата. То есть, в данном случае отрабатывается как раз сочетание Attack-Decay, или AD. Комбинируя позиции переключателей и положения слайдеров, можно получить варианты от единичных звуков разной продолжительности до незатухающей ритмичной последовательности.

Оба LFO имеют переключатели синхронизации. В режиме Seq генераторы работают в привязке к внутреннему клоку, то есть частота генерации всегда синхронизирована с тактовой сеткой, с той или иной длительностью нот. При переключении в свободный режим (Free) генераторы работают сами по себе, и частота следования импульсов регулируется в пределах от 0,0625 Гц (это 1/16 секунды) до 100 Гц. Это очень широкий диапазон.

Собственно, на этом можно считать, что знакомство с базовой версией синтезатора, с "предустановленной" его архитектурой, состоялось. А для того, чтобы воспользоваться дополнительными возможностями синтеза, нужно уже обращаться к коммутационной панели.

Коммутационная панель
Как уже упоминалось ранее, MiniBrute 2, любая его версия, является полумодульным синтезатором. Это означает, что внутреннюю межблочную коммутацию можно изменить на пользовательскую, а также что в структуру синтезатора можно интегрировать дополнительные внешние модули. С этой целью MiniBrute 2 и MiniBrute 2S оснащены панелью коммутации для приема и передачи управляющих сигналов типа CV и Gate. Все поле имеет 48 контактов (рис. 6). Группы, принадлежащие тому или иному внутреннему блоку, обведены общей рамкой с надписанным его названием. Выходные разъемы с контрольными напряжениями, сформированными в том или ином блоке синтеза, обозначены надписью на белом прямоугольнике. Если белая надпись сделана на общем сером фоне, то это вход. Некоторые входы имеют дополнительные надписи, выполненные синим цветом. Это просто памятка: так обозначены источники, которые соединены с данным входом изначально, и, соответственно, будут отключены при вставке кабеля в разъем. Восьми патч-кордов, входящих в комплект поставки, вполне достаточно для внутренней перекоммутации.

Понятно, что наибольшего эффекта от использования коммутационного поля можно достичь присоединением внешних модулей, или, например, второго аналогичного синтезатора. Все же, внутри не так много этих самых "модулей". Но и внутренние возможности тоже интересны. Например, мне захотелось завести на параметр PWM контрольное напряжение не от LFO 1, которое выбрано по умолчанию, а от генератора огибающей, чтобы тембр изменялся однократно, синхронно с нажатием клавиши и закрытием фильтра. Один конец патч-корда вставляю в разъем Out секции ADSR, второй — в разъем PWM секции VCO 1. И все работает.

Любопытным оказался также встречный эксперимент с частотой среза фильтра, на которую я завел вместо собственной его огибающей напряжение от LFO, работающего в режиме синхронизации, да еще при включенном арпеджиаторе (или, например, при закольцованной амплитудной огибающей, эффект тоже весьма интересный). Этим способом удается насытить простую последовательность звуков дополнительными ритмическими всплесками с краткими развертками фильтра, существенно меняющими всю "картинку", и микроритм, и тембр в отдельных шагах. Попробуйте, например, произнести вслух то, что здесь изображено буквами: вначале простое размеренное "пум-пум-пум-пум", а затем что-то вроде "пум-пум-птум-пум-птум". По крайней мере, изменение ритмического наполнения вы точно услышите. Так вот, в синтезаторе это звучит гораздо интересней, потому что изменяется еще и тембр. А если в данном примере еще подключить внешний эффект Delay, то искать новые краски можно до бесконечности.

Секвенсор
Секвенсор/арпеджиатор присутствует в обеих моделях. Поначалу мне показалось, что в клавишной версии работать с секвенсором не так удобно, как в "кнопочной", менее наглядно. Версия MiniBrute 2S под него, что называется, "заточена", там и дисплей, и многослойное пошаговое редактирование с кучей выделенных органов управления, и все можно рулить раздельно. А в MiniBrute 2 нередко требуются совместные нажатия кнопок и клавиш, да еще всю картину целиком нужно держать в собственной памяти, чтобы записать трек сразу от начала до конца. Но, сделав несколько пробных записей, я свое мнение поменял. К упрощенной версии секвенсора в клавишной версии довольно быстро приспосабливаешься и начинаешь видеть плюсы, которые проявляются по мере освоения. Главное преимущество здесь — скорость получения готового результата. Пусть и не всякий "финт" выкрутишь, но в целом управление довольно гибкое, и проблем с реализацией идеи обычно не возникает. В синтезаторе с пэдами тоже можно по-быстрому записать что-то в реальном времени, однако такой же темп игры, как на клавишах, удержать сложно, начинаешь ошибаться, корректировать отдельные ноты в пошаговом режиме, а там уже, что называется, "глаза разбегаются", и в результате получается красиво и интересно, но дольше.

Чрезмерно углубляться в детали управления мы не будем, для этого есть мануалы, но основные возможности рассмотрим. Для MiniBrute 2 я опишу их несколько более подробно, поскольку это можно уложить даже в рамки небольшой статьи. По MiniBrute 2S описание будет более сжатым.

Итак, в клавишной версии синтезатора для управления всем ритмическим хозяйством используется нижний ряд элементов на панели управления: несколько переключателей и кнопок, в том числе кнопки управления транспортом со стандартным графическим обозначением. Кроме того, доступ к некоторым параметрам организован прямо с клавиатуры.

Первым делом следует выбрать источник синхросигнала (кнопка Sync на правом краю панели). Он может быть внутренний или внешний, полученный, например, через MIDI-вход, или вход Clock в секции Sequencer коммутационной панели. Затем выбираем режим работы: секвенсор или арпеджиатор. Для этого есть двухпозиционный тумблер с позициями Seq и Arp. И затем начинаем творить.

В режиме арпеджиатора поворотный селектор Seq / Arp Mode позволяет выбрать шаблон последовательности нот в арпеджио, например, "вверх-вниз" или "случайно". Шаблонов всего восемь, их хватает почти на все случаи жизни. Соседний с ним селектор Time Div заведует выбором базовой длительности нот, от четвертной до тридцать второй триоли. Скорость проигрывания арпеджио зависит от положения ручки Rate. А вот чтобы активировать сам арпеджиатор, нужно нажать кнопку Play на панели управления транспортом. Соответственно, кнопкой Stop арпеджиатор отключается. Вот, собственно, и все. В документации описывается и более сложное применение арпеджиатора. Например, используя функцию "удержания" можно сыграть арпеджио такой архитектуры, на которое в обычном случае не хватило бы пальцев на руках.

Для записи секвенции нужно перекинуть тумблер в позицию Seq. В этом случае селектор Seq / Arp Mode позволяет выбрать одну из восьми доступных ячеек памяти. Для пошаговой записи нужно просто нажать на панели транспорта кнопку Record и затем поочередно нажимать клавиши, при этом доступно транспонирование клавиатуры. Максимальная длина секвенции составляет 64 шага, реальная же длина (если вы не заполнили всю емкость) будет просто соответствовать количеству фактически введенных нот и пауз до момента выключения записи. То есть, все устанавливается и закольцовывается автоматически, и важно лишь не сбиваться со счета при вводе, чтобы не запрограммировать секвенцию с невнятной размерностью, какой-нибудь "тринадцать шестнадцатых".

Для ввода паузы нужно вместо клавиши нажать кнопку Tap/Rest, для продления ноты на следующий шаг секвенции нужно удерживать саму клавишу нажатой и тогда нажать эту кнопку один раз. А два последовательных нажатия кнопки удлинят звук, соответственно, на два шага. Чтобы сделать лигованный переход с одной ноты на другую, нужно нажать клавишу, затем нажать и держать кнопку Tap/Rest, после чего отпустить эту клавишу и нажать другую, к которой протягивается лига. Отпустить "другую" клавишу, завершив переход, и уже только теперь отпустить кнопку. Все, лига на нужном интервале записана, то есть высота звука будет меняться без перезапуска огибающих (сигнал Gate не вырабатывается). Ну и так далее. Связывать лигой можно и большее количество нот, главное — не отпускать кнопку до тех пор, пока не будет отпущена последняя клавиша под лигой. Затем нажимаем на транспорте стоп, потом старт — секвенция пошла на воспроизведение, можно слушать. Во время воспроизведения можно кратковременно нажимать на любую клавишу, тогда она прямо "на лету" объявляется "стартовой", и вся секвенция будет строиться именно от данной ноты, с соответствующим транспонированием звуковысотных интервалов.

При воспроизведении арпеджио или секвенций доступны дополнительные возможности. Отдельная функция Gate управляет фактической длительностью звучания каждой ноты в последовательности, опираясь на то, что выбрано ручкой Time Div. Не нужно путать ее с сигналом типа Gate, который запускает огибающие и LFO, работающие в режиме синхронизации. Это относительная, процентная величина, она показывает, сколько времени от полной длительности ноты (то есть, от ее старта и до старта последующей ноты в последовательности) будет длиться собственно звук. Разброс составляет от 10% до 90%, то есть от кратких тональных щелчков идеального стаккато до полновесных нот и почти слитных переходов. По умолчанию установлено 50%, фактически золотая середина. Есть также функция Swing (то же самое, что Shuffle), смещающая ритмические акценты в паттерне. Доступный сдвиг можно дискретно, с небольшим шагом, менять в диапазоне от 53% до 75%.

Обе эти функции, и Gate, и Swing, используют в качестве элементов управления саму клавиатуру (рис. 7). На контрольной панели, прямо над клавишами, синим цветом нанесена соответствующая маркировка. Нужно лишь нажать и удерживать круглую кнопку Shift (она слева, обведена синей окружностью) чтобы задействовать альтернативную функцию клавиатуры, и нажать соответствующую клавишу. Кстати, обе эти функции работают раздельно и независимо в режиме арпеджиатора и в режиме секвенсора.

Записывать секвенцию можно и в режиме реального времени. Для этого нужно просто включить воспроизведение и затем нажать кнопку записи, либо сделать это в обратной последовательности, вот и все. Имеющийся паттерн будет прокручиваться циклически, всякая новая вводимая нота или пауза будет притягиваться к ритмической сетке и замещать собой то, что было записано в данном шаге. Темп воспроизведения можно уменьшить, чтобы точнее попадать в нужную долю. Кроме собственно ноты в каждый шаг записывается параметр Velocity. Если удерживать клавишу нажатой в течение двух шагов секвенции (или более), то будет записана нота соответствующей длительности, с учетом автоквантизации, конечно. А если играть несколько нот легато, то автоматически будет записана и лига, что даст нам смену высоты тона без фаз атаки. Но в любом случае длительности всех нот будут укладываться в рамки, заданные функцией Gate, и, например, слегка "укоротить" ноту в отдельно взятом шаге секвенции невозможно.

Здесь есть важный момент. В процессе записи секвенции в реальном времени она автоматически не "растягивается", как это сделано в шаговом режиме. Записываемое количество шагов ограничено размером уже имеющегося в данной ячейке памяти паттерна, ни меньше, ни больше. В сопроводительной документации предлагается вначале записать пошагово секвенцию нужного размера, а уже затем ее подправить или вообще переписать "на лету". Тем не менее, есть возможность присоединить к концу секвенции (если она короче 64 шагов) паузу, ноту, а также протянуть к этой ноте лигу от предыдущей, просто это делается не во время первичной записи, а позже, при воспроизведении. Вспомогательная функция называется Append. Нужно просто включить воспроизведение (это важно, иначе секвенция сотрется), затем нажать комбинацию [Shift]+[Record], чтобы зажглась подсветка. И все, теперь можно нажимать клавишу, либо паузу (кнопку Tap/Rest), или же их вместе, чтобы присоединяемая нота была сразу залигована с предыдущей. Количество таких простых или комбинированных нажатий будет соответствовать количеству добавленных шагов секвенции. Похожая процедура используется для стирания последней ноты в паттерне, она называется Clear Last.

Секвенция сразу после окончания записи уже сохранена во флеш-памяти, никаких дополнительных действий не нужно. В процессе воспроизведения, прямо на лету, можно переключаться из одной секвенции в другую, поворачивая селектор Seq / Arp Mode. Новая секвенция подключится ровно после окончания предыдущей. Цепочку из разных секвенций можно строить, переходя не только между соседними номерами ячеек, но и между несмежными, для этого вновь пригодится кнопка Shift. Конечно, восемь паттернов это немного, но заготовки можно сбрасывать на хранение в компьютер, если установить в нем специальное приложение MIDI Control Center (доступно на сайте производителя), и тогда ничто не мешает заготовить большой их сборник.

В MiniBrute 2S секвенсор существенно более функционален. Он также имеет два режима записи, в реальном времени и пошагово, но, конечно, составление сложной секвенции, равно как и серьезное редактирование, подразумевают использование шагового режима.

Секция секвенсора занимает нижнюю половину лицевой панели, и состоит из шестнадцати динамических пэдов с энкодерами, секции транспорта и управления треками, секции редактирования и дисплея с колесом энкодера. Этот дисплей отображает изменяемые в данный момент параметры секвенсора или арпеджиатора, а в остальное время — текущий темп, который в любое время можно изменить вращением колеса.

Как и в клавишной версии инструмента, в MiniBrute 2S многие кнопки управляют как основными, так и альтернативными функциями. Для доступа к последним используется кнопка Shift. Логика управления, в целом, вполне прозрачна, многие основные операции можно делать, даже не заглядывая в мануал.

Внутренняя флеш-память синтезатора сохраняет 64 паттерна. Они организованы в четыре банка по 16 штук в каждом. Максимальная длина паттерна составляет 64 шага. Перед записью следует выбрать нужную ячейку памяти. Нажимаем кнопку Load и, удерживая ее, крутим большое колесо энкодера. Дисплей, по мере вращения колеса, отображает поочередно все четыре банка. Выбрав банк, нажимаем один из шестнадцати пэдов для выбора конкретной ячейки, а затем отпускаем кнопку Load. Операция завершена. Чтобы задать количество шагов в паттерне нам потребуется нажать три кнопки. Вначале Shift, затем, удерживая ее, кнопку Last Step и, следом, одну из кнопок с маркировкой от 16 до 64.

Запись в реальном времени запускается как в ленточном магнитофоне, одновременным нажатием кнопок Record и Play. Пошаговая запись — только кнопкой Record. Она в разных режимах подсвечивается разным цветом: в первом случае синим, во втором — красным. В первом случае по всем пэдам поочередно пробегает сиреневая подсветка, показывая, в какой шаг секвенции запишется звук в каждый момент времени. Нужно просто нажимать те пэды, которые изображают собой клавиатуру фортепиано, записывая нужную ноту. В процессе можно транспонировать строй, чтобы брать ноты из разных октав.

В шаговом режиме придется повозиться несколько дольше, но это не сложнее, а в чем-то может быть и проще, поскольку все параметры секвенции будут буквально видны глазами. Разница в том, что вы не пишете сразу нужную ноту требуемой длительности, а вначале просто активируете "события" секвенсора, расставляя их внутри такта примерно как в ритмическом диктанте. Все 16 пэдов представляют собой 16 шагов секвенции. Нажимаем пэды в выбранных шагах, чтобы создать ритмическую основу. В них по контуру включается красная подсветка, так что вся последовательность нот и пауз сразу видна. А вот затем нужно крутить ручки энкодеров, которые расположены над каждым из подсвеченных пэдов, чтобы "выкрутить" уже требуемую ноту, потому что по умолчанию везде записывается просто "средняя До", или С3. Текущая нота при вращении энкодера отображается на дисплее, одновременно на аудиовыход подается звук синтезатора данной высоты. На рис. 8 показаны основные секции управления секвенсором в процессе пошаговой записи. Хорошо видны пэды с подсветкой, — именно в этих шагах записаны ноты.

И вот тут-то мы подходим к многослойности секвенсора. Вообще, он имеет четыре дорожки: одна для нот и еще три для управляющих параметров. То есть, в первой дорожке записывается именно высота ноты (Pitch), во второй — ее длительность в процентах от базовой величины (Gate), в третьей — скорость нажатия (Velo), в четвертой — величина давления послекасания (Press). Все четыре события записываются (программируются) в каждом шаге секвенции независимо от других шагов. И изменять их нужно одним и тем же энкодером, принадлежащим данному пэду. Чтобы выбрать тип события, которое нужно в данный момент изменить, нажмите одну из кнопок с вышеперечисленными наименованиями (они над кнопками транспорта). Она сменит цвет, и теперь вращение энкодера будет управлять значением данного типа.

Кстати, теперь уже можно сказать более конкретно: при записи в реальном времени секвенсор пишет одновременно параметры Pitch и Gate, то есть высоту и реальную длительность каждой ноты.

Поскольку фактическая длительность ноты (Gate) в каждом шаге настраивается индивидуально (в отличие от клавишной версии синтезатора), мы имеем возможность оттачивать музыкальную фразу сколько угодно. Минимальное значение параметра составляет 1%, а максимальное (100%) соответствует возникновению лиги, то есть плавному переходу в следующую ноту.

Важно помнить, что пэдов всего 16, и если секвенция имеет кратно большее количество шагов, то нужно переключаться на отображение следующей группы событий, чтобы иметь возможность их увидеть и отредактировать. Для переключения на такую "страницу" секвенции служат кнопки с маркировкой 16, 32, 48 и 64 в правой части лицевой панели.

Пошаговая запись возможна совместно с одновременным воспроизведением секвенции, чтобы сразу отслушивать вносимые изменения. Подсветка пэдов, на которые назначены "события", никуда не денется, просто добавится подсветка-бегунок, подсказывающая, какой шаг звучит в каждый момент. Только "гоняться" за ней при шаговой записи совсем не нужно.

Еще нужно отметить, что MiniBrute 2S содержит два типа памяти: оперативную (RAM) и энергонезависимую (флеш). Флеш-память обеспечивает долговременное хранение, оперативная же всегда содержит в себе ровно один банк (то есть, все его 16 паттернов), именно тот, который в данный момент выбран. Это удобно для быстрого обращения к данным. Рассмотренные процедуры записи секвенции работают с оперативной памятью, и свежие паттерны никуда не денутся, если вы переключитесь на соседний паттерн, а потом вернетесь. А вот если выбрать другой банк, то содержимое RAM целиком поменяется и все несохраненные данные, естественно, потеряются. Как и при выключении питания. Чтобы этого не произошло, необходимо записанный паттерн сохранить в долговременную память, для чего есть специальная кнопка Save.

Записанные паттерны можно копировать в соседние ячейки того же банка, их можно воспроизводить реверсивно. До 16 паттернов можно связывать в цепочку, чтобы они воспроизводились в нужной последовательности (функция Chain).

При желании можно заняться более тонким редактированием секвенции, используя дополнительные функции. Например, в любом шаге разрешается индивидуально использовать функцию Slide (глиссандо) для плавной смены высоты тона между нотами. В каждом шаге можно вместо одиночного воспроизведения ноты включить ее повторение (от двух до четырех раз), при этом фактическая длительность каждой ноты из такой "дроби" уменьшается кратно количеству повторений. Третий и четвертый треки секвенсора и вовсе имеют целый букет дополнительных (скрытых) параметров, исполнение которых можно задействовать в любом шаге паттерна, а сами сигналы еще и выводить через патчбей. Напоминание о них можно увидеть в секции Track Select в виде подписей Mod1 и Mod2 под кнопками Velo и Press.

Кстати, в отличие от клавишной версии синтезатора, здесь арпеджиатор можно активировать одновременно с секвенсором. Правда, арпеджио, когда вы нажмете пэды, будет замещать собой секвенцию, но как раз это дает возможность создавать различные сбивки.

Любителям экспериментов наверняка понравится тот факт, что MiniBrute 2S поддерживает не только равномерную темперацию, но и несколько альтернативных строев. Ничто не мешает проигрывать секвенции, используя, например, арабский или индийский звукоряд.

Напоследок должен сказать, что на этом список доступных возможностей и нюансов в программировании секвенций не исчерпан, их просто невозможно здесь все описать. А полную информацию можно найти в пользовательском руководстве.

Расширение
Под расширением я имею в виду не приложение MIDI Control Center, которое, по большому счету, не является необходимым, а именно физическое расширение синтезатора, коль скоро он имеет полумодульную архитектуру.

Где размещать дополнительные модули? Ведь не на столе же. Специально для них выпускается дополнительный бокс Arturia RackBrute. Это прочный, но легкий алюминиевый корпус для установки в него синтезаторных модулей формата Eurorack, которых, к настоящему моменту, по всему миру существует несколько сотен разновидностей. Боксы имеют размер 3U и 6U по высоте, содержат штатный источник питания, и по ширине точно соответствуют размерам синтезаторов Minibrute 2/2S. На рис. 9 показан бокс высотой три единицы, в котором можно разместить, в зависимости от их размера, шесть-восемь дополнительных модулей.

Как сами инструменты, так и боксы имеют крепления Arturia Link System, и конструкция штатива позволяет устанавливать бокс в любой удобной позиции относительно инструмента. Например, так, как показано на рис. 10.

Заключение
Завершая тему, хочу отметить, что новые синтезаторы явно располагают к творческому поиску. Во-первых, здесь нет никаких готовых звуковых пресетов, все нужно делать руками. Во-вторых, развитый патчбей позволяет интегрировать в систему дополнительные модули и изменять структуру синтезатора, даже превращать его в большую модульную систему. И, в-третьих, появление секвенсора внесло в творческий процесс экспрессию и динамику, синтезаторы стали не просто источником звука, а своеобразным движущим центром.

Нужно сказать, что развитая коммутационная панель сама по себе не гарантирует извлечение невообразимо новых звуков просто в силу того, что синтезатор имеет не так много собственных электронных блоков. Простое изменение внутренней коммутации позволяет получить ряд новых возможностей, как тембровых, так и ритмических, но все же их разнообразие ограничено. Вот если добавить к синтезатору еще несколько осцилляторов, пару управляемых усилителей и фильтров, тогда да, получится вполне серьезное модульное решение с очень широкими возможностями. Но для этого нужны именно дополнительные внешние приборы. Найти их сейчас несложно, даже располагая умеренным бюджетом.

И кстати о фильтрах. Лично мне, все же, не хватает фильтров с крутым спадом характеристики. Семейство MiniBrute 2 способно генерировать плотные и даже ударные звуки, оперируя сложным набором колебаний. С этим здесь вообще все хорошо. Однако случаются моменты, когда нужен резко обрезанный по частоте "простой" звук, и для его формирования нужен четырехполюсный фильтр. А именно его здесь нет, из-за чего такие звуки получаются, я бы сказал, слишком элегантными. В такие моменты как раз и начинаешь думать о подключении дополнительного внешнего модуля фильтра.

В целом же, на мой взгляд, новинка явно удалась, и синтезаторы получились интересными. Причем, в немалой степени благодаря секвенсору. Что удивительно, даже клавишная версия, несмотря на свою очевидную предназначенность для непосредственного исполнения, при использовании секвенсора как-то дополнительно "оживает". А MiniBrute 2S вообще удивил обилием возможностей. На первый взгляд их даже не все заметишь, но чем глубже знакомишься с инструментом, тем интересней он звучит даже сам по себе, без расширений. А в руках ищущего музыканта, да еще, если развернуть на основе синтезатора модульную систему, может открыться и вовсе нечто неизведанное.

Модели: 
Arturia MiniBrute 2
Модели: 
Arturia MiniBrute 2S
0
Ваша: нет

Реклама

Рейтинг@Mail.ru