Статья "Akai MPC500"

Автор: 
Владимир Сапрыкин
Дата первой публикации: 
янв 2008

Семплерная ритм-машина.

MPC500 — младшая модель в семействе рабочих станций серии Music Production Center (рис. 1). Она предлагает практически такой же набор функций, как и существующие продукты серии MPC, и выполняет те же роли: секвенсора, семплера и ритм-машины. Но при этом отличается малыми размерами и сравнительно невысокой ценой, что делает ее привлекательной в качестве инструмента для небольших студий.

Производитель предлагает использовать это устройство в роли мобильного помощника, чтобы записывать музыкальные идеи в любом месте, не откладывая. Потом можно принести в студию готовые наброски и перезаписать их в стационарные модели, например, в MPC2500 или MPC4000. По формату данных MPC500 совместима с другими моделями линейки. Например, с моделями MPC1000 и MPC2500 она может обмениваться семплами (WAV), программами и секвенциями. В полевых условиях аппарат может питаться от шести батарей типа АА — это около 4,5 часов непрерывной работы при включенной подсветке дисплея.

MPC500 имеет 48-дорожечный секвенсор объемом около 100 тыс. нот, 32-голосный 16-битный стереосемплер (частота дискретизации 44,1 кГц) и встроенный процессор эффектов. Возможна синхронизация с внешними приборами в качестве ведущего или ведомого устройства посредством MIDI Clock.

На лицевой панели (рис. 2) есть 12 резиновых пэдов, чувствительных к скорости нажатия и давлению, один регулятор Q-Link для управления параметрами звука в реальном времени, жидкокристаллический дисплей (две строки по 16 символов), кнопки управления секвенсором, колесо с неограниченным вращением для ввода данных и набор кнопок для общего управления системой. Чувствительность аудиовхода для записи и уровень выходного сигнала регулируются потенциометрами. Устройство имеет металлический корпус размером примерно 260 x 170 x 45 мм и весит всего 1,34 кг.

MPC500 изначально имеет только 16 Мб RAM, но отдельно можно купить и установить модуль EXM128, расширяющий объем оперативной памяти до 128 Мб. Спереди на корпусе есть разъем для карт памяти типа Compact Flash. Максимальный поддерживаемый объем карты — 2 Гб.

Во внутренней флэш-памяти есть 5 Мб заводских семплов, из которых составлены несколько программ (пэтчей) и секвенций. По умолчанию весь этот набор загружается в оперативную память при включении питания, так же, как и в MPC2500. Соответственно, из 16 Мб у нас остается только 11 Мб. При таком объеме памяти каждый мегабайт на счету, поэтому я эту автозагрузку сразу же запретил (в меню Load), и получил в свое распоряжение полный объем памяти. Все равно заводские семплы ничем особенным не отличаются.

В комплект поставки входит карта Compact Flash объемом 128 Мб, на которой записана библиотека звуков и собранных из них программ. Эта библиотека оказалась неплохой. Я обнаружил там практически полный комплект звуков, требуемый для записи готовых произведений. Барабаны и различная перкуссия, ударные установки, эффекты, басы и прочие звуки.

Кстати говоря, в пользовательском руководстве на стр. 8 сказано, что карточка из комплекта поставки имеет объем всего 32 Мб. Но в разделе "Загрузка и сохранение" на стр. 91 можно прочитать, что машина комплектуется картой в 128 Мб. Уж не знаю, какой странице следует верить. Но приятно, что из двух упоминаемых цифр "победила" та, которая больше. Вероятно, за то время, пока создавался текст, стоимость разных карточек сравнялась, и политика комплектации была наскоро пересмотрена.

Устройство питается от адаптера. Разъем и кнопка включения питания расположены на задней панели (рис. 3). Для связи с прочими устройствами там же есть два MIDI-разъема (In, Out), разъем USB типа B, пара джеков для записи семплов, механический переключатель чувствительности (линейный вход, микрофон), пара выходных джеков, стереовыход для наушников (джек). Еще есть специальный выключатель подсветки дисплея (чтобы экономнее расходовать ресурс батарей при "полевой" работе). Во включенном состоянии дисплей светится ярким голубым светом.

В документации указывается, что аппарат имеет псевдосимметричные входы и выходы. Можно использовать как трехконтактные джеки (TRS), так и двухконтактные (TS). Заявлено, что при несимметричном подключении уровень сигнала не уменьшается.

Если сравнивать портативную модель MPC500 с ее полноразмерным предшественником MPC2500, то можно заметить следующие отличия: уменьшенное количество пэдов и регуляторов Q-Link, меньшее количество MIDI-портов, отсутствие индивидуальных звуковых выходов, цифрового входа и выхода. Маленький дисплей отображает на одной странице довольно мало информации. Вышеупомянутые 48 дорожек секвенсора можно полноценно использовать только с внутренними семплами. Поскольку MPC500 имеет один MIDI-выход, то и передавать данные он может только по 16 каналам, что можно приравнять к 16 дорожкам секвенсора. Скупо, конечно, однако для портативного устройства подобные ограничения выглядят вполне оправданными. Вряд ли вы будете, сидя где-нибудь на берегу реки, "на коленке" записывать целиком все произведение. Другое дело — ритмические наброски, своеобразный "скелет" композиции. Главное — запастись батарейками.

А вообще-то MPC500 предоставляет музыканту полный набор средств для записи законченных секвенций и композиций (Songs). Так что, если уже подобран набор семплов и нет необходимости использовать внешние инструменты, то можно записывать произведение целиком. Разумеется, не выходя за определенные рамки.

Управление системой схоже с таковым в предыдущей модели, пожалуй, оно даже немного проще. Это обусловлено как более простой структурой MPC500, так и небольшим размером его дисплея, как это ни странно. Маленький дисплей фактически обязывает операционную систему быть простой. Все линейно, никаких хитрых ветвлений. Обычно на одном экране находятся одновременно два-три поля с изменяемыми параметрами, и заблудиться в них практически невозможно.

MPC500 имеет меньшее количество режимов работы, всего 14. Два из них включаются кнопками на лицевой панели — это режимы Sequence и Track. Остальные 12 запускаются при помощи пэдов. Перечень их таков: Load, Save, Slider, Record, Trim, Program, MIDI/Sync, Other, Effect, Seq Edit, Step Edit, Song.

В целом, операционная система MPC500 и ее структурные компоненты соответствуют таковым в старших приборах. Поэтому кратко отмечу сущность базовых понятий в иерархическом порядке, чтобы не заострять на них внимание в дальнейшем.

Семпл (Sample) — это именно семпл, то есть отдельный звуковой файл формата WAV. Он может храниться на карте формата Compact Flash (CF), но для работы его нужно обязательно загрузить в оперативную память.

Программа (Program) — в терминологии других компаний может именоваться пэтчем. Программа представляет собой служебный файл, в котором содержится информация о том, какой семпл на какой пэд назначен, и о параметрах каждого назначения.

Секвенция (Sequence) — содержит информацию о событиях нажатия и отпускания пэдов и о скорости воспроизведения всех этих событий. Секвенция состоит из отдельных треков, в каждом из которых может быть записана собственная последовательность событий. Секвенсор работает с программой, а не напрямую с отдельными семплами. Соответственно, для создания секвенции необходимо, чтобы в оперативную память была загружена хотя бы одна программа. Каждый трек секвенции может использовать собственную отдельную программу.

Песня (Song) — заранее определенная последовательность воспроизведения предварительно записанных секвенций, представляющая собой законченную композицию.

Все эти структурные единицы сохраняются в памяти устройства и при загрузке могут вызываться отдельно.

Семплер
Рассматривая работу семплера, большее внимание уделю функциям редактирования и воспроизведения, и меньшее — собственно процессу записи семплов. Он предельно прост, да и потребность записывать что-нибудь через собственные звуковые входы возникает относительно редко, может быть, именно в полевых условиях. В то же время существует огромное количество готовых библиотек семплов, и в MPC500 их удобнее загружать в готовом виде, чтобы избежать дополнительного редактирования.

Запись, разумеется, осуществляется в режиме Record. При входе в этот режим прибор ожидает, когда уровень поступающего сигнала превысит пороговый, и тогда начинает запись. На дисплее при этом работает индикатор уровня. Пороговый уровень задается здесь же, в меню.

Записывать можно как входящий сигнал (Rec In), так и сигнал c главного выхода (Main Out). Выбор осуществляется из меню. Единственной практической разницей между записью внешнего и внутреннего источника является то, что уровень записи внешнего сигнала можно регулировать потенциометром Rec Gain, а при внутреннем пересемплировании уровень записи определяется лишь текущим уровнем Master Level (установленным в режиме Other).

Семплер предлагает традиционные механизмы редактирования. В режиме Trim можно осуществить подгонку позиции начала и окончания воспроизведения семпла (Trim Start Point, Trim End Point) с точностью до одного отсчета. Поскольку семплер работает с частотой выборки 44,1 кГц, то на каждую секунду звучания семпла приходится 44100 точек редактирования. Перебирать значения можно при помощи колеса ввода данных, но это слишком долго. Удобнее воспользоваться прямым вводом цифр. На лицевой панели, справа, есть кнопка с подписью Numeric. Если нажать и удерживать эту кнопку, то пэды начинают работать в режиме цифровой клавиатуры, как в обычном калькуляторе. Последовательно нажимая пэды, мы полностью набираем нужное число, после чего кнопку Numeric можно отпустить.

Нужно заметить, что эта кнопка может использоваться в любом случае, когда требуется ввод цифровых значений в соответствующее поле дисплея.

Прослушивание семпла в заданных границах возможно простым нажатием любого пэда с первого по восьмой номер включительно. Для проверки точности установки границ воспроизведения семпла существует ряд дополнительных функций, вызываемых нажатием оставшихся пэдов. Это делается все в том же режиме Trim. Пэд номер 11 выполняет функцию Play To — это воспроизведение от физического начала семпла до назначенной начальной позиции. Пэд под номером 12 проигрывает семпл от начальной позиции до финишной (Play From), номер 9 воспроизводит весь семпл целиком, независимо от установленных позиций начала и окончания (Play All). Десятый пэд воспроизводит семпл циклически в границах установленных позиций начала и окончания. Петля воспроизводится слитно, без дополнительных пауз. Поэтому легко можно установить правильность выбора опорных точек по равномерности зацикленного воспроизведения. При желании потом можно приказать в меню этому семплу воспроизводиться циклически, то есть найти параметр Loop и установить его в значение "On".

Пэды с указанными функциями, работающими в режиме Trim (с 9-го по 12-й), имеют сверху соответствующие подписи мелким шрифтом.

Нужно отметить одну особенность работы пэдов с функциями Play To и Play From (номера 11 и 12). В пользовательском руководстве я не нашел соответствующего описания, там все упрощено. Да еще упоминается не к месту режим Program, хотя речь в действительности идет о режиме Trim. Думаю, это просто опечатка, поскольку в режиме программы редактировать семплы нельзя.

Когда на дисплее выбрана страница с параметром Trim Start, то пэды действительно работают так, как указано выше, что и описывается в руководстве. Двенадцатый пэд в этом случае, в сущности, дублирует первые восемь штук.

Если же переключить дисплей на вторую страницу, где выбирается положение позиции End (название высвечивается именно так, кратко), то функции Play To и Play From начинают работать иначе. По команде Play To запускается воспроизведение семпла от его физического начала до назначенной позиции окончания (Trim End Point). По команде Play From "доигрывается" кусочек от выбранной позиции окончания до физического окончания семпла.

Таким образом, выясняется, что указанные функции привязаны не строго к назначенной позиции старта, как это указано в руководстве, а к текущей контрольной позиции, индицируемой на дисплее. Первая функция проигрывает все, что расположено до текущей позиции, вторая — от текущей позиции до ближайшей следующей. В роли этой "следующей" позиции может выступать или Trim End, или физический конец семпла, в зависимости от того, на какой странице мы находимся.

Вот теперь логика работы специальных пэдов становится вполне очевидной. Находясь на первой странице меню (Trim Start), можно послушать лишний предстартовый кусок, который мы собираемся отрезать. На второй странице (Trim End) мы прослушиваем лишний кусок, отрезаемый от "хвоста".

К слову, если в режиме Trim переключиться на любую другую страницу дисплея, не связанную с настройкой границ воспроизведения, эти пэды одинаково запускают воспроизведение куска редактируемого семпла, ограниченного выбранными позициями начала и окончания. А в режиме Program нажатие каждого пэда запускает только назначенный на этот пэд семпл, причем последний воспроизводится строго в границах Trim Start Point и Trim End Point.

Параметр Loop Start позволяет задать начальную позицию петли для работы семпла в циклическом режиме. Ее можно привязать к позиции Trim Start, но можно настроить независимо. Концом петли всегда выступает позиция Trim End Point.

У семпла можно изменить высоту (Tune) в пределах +/-24 полутонов. При этом соответственно изменяется и скорость его воспроизведения.

Переключаясь на следующие страницы дисплея в режиме Trim, мы получаем доступ к расширенным функциям редактирования, уже деструктивным. То есть, измененные семплы нужно сохранять, отрезая себе тем самым путь к отступлению.

Функция Discard обрезает и удаляет неиспользуемые куски семпла, находящиеся вне диапазона воспроизведения, то есть до позиции Trim Start и после позиции Trim End. Функция Extract копирует часть семпла внутри границ воспроизведения в новый семпл (который сама же и создает).

Семпл можно нормализовать, реверсировать, а также растянуть или сжать без изменения высоты тона при помощи функции Stretch. Последняя работает в единицах BPM. Нужно выставить вручную текущий темп, затем новый, который нужно получить. Для более корректного пересчета семпла можно выбрать один из восемнадцати имеющихся расчетных алгоритмов. Они учитывают характер звукового материала, позволяя добиться лучших результатов преобразования. Есть алгоритмы для женского и мужского голоса (обычного и баса), для различных оркестров, перкуссии, ритмических секций и даже для "медленной музыки с преобладанием низких частот".

Любой из семплов можно скопировать во вновь созданный семпл или удалить из памяти. Удачные образцы целесообразно переписать на CF-карту для дальнейшего использования.

MPC500 может загружать и использовать семплы типа Patched Phrase (с промаркированными границами регионов), созданные в MPC2500, но не может создавать их самостоятельно.

Следующим шагом после подготовки нужного количества семплов является создание программы, которая будет управлять их воспроизведением. В сущности это означает назначение семплов на пэды и настройку некоторых параметров их воспроизведения. Всегда следует помнить о том, что программа видит только те семплы, которые загружены в оперативную память. Она не умеет обращаться непосредственно к флэш-карте. Поэтому, если у вас на карте записана предварительно подготовленная библиотека, то выбранные семплы следует заранее загрузить в оперативную память.

Процедура создания программы проста. Нужно войти в режим Program и, прошагав в меню несколько страниц вперед, открыть страницу New Program. Имя новой программы можно оставить по умолчанию либо сразу изменить на нужное. Нажатие кнопки Do It в верхнем правом углу лицевой панели подтверждает создание новой программы. После этого нужно вернуться на вторую страницу экранного меню (она называется Sample Assign) и приступить к назначению семплов на пэды.

Если у вас в данный момент в оперативную память уже загружена какая-либо готовая программа, которую вы хотите дополнить, то новую создавать, конечно, не нужно. Войдя в режим Program, вы увидите имя своей программы на дисплее. Нужно просто перейти на следующую экранную страницу и приступить к назначению семплов.

Процедура назначения здесь примерно такая же, как в MPC2500 и в других станциях этой серии. Двенадцать пэдов составляют один банк. Всего есть четыре банка, A, B, C и D. Нажав пэд, мы видим на дисплее его номер. Справа от номера пэда находится поле, в котором можно перелистывать названия семплов, находящихся в данный момент в оперативной памяти. На каком остановились — тот и оказался назначенным. Постукивая по пэду, можно прослушать выбранный семпл.

Назначать семплы описанным способом удобно в том случае, когда в оперативную память загружен полный комплект, который может понадобиться для записи секвенции. Скажем, это звуки всех инструментов ударной установки, несколько басов и какие-нибудь шумовые эффекты. Если эти семплы собраны в одну папку на флэш-карте, то удобнее всего загрузить всю папку целиком, в одно действие (Load: Folder), после чего приступать к составлению программы.

Если же исходных семплов слишком много и оперативной памяти на всех явно не хватает, или у вас пока нет четкого понимания того, что именно вы хотели бы создать, или семплы, записанные на флэш-карте, находятся в разных директориях, то в этом случае целесообразно раскладывать их по пэдам "на лету", прямо в процессе загрузки.

В режиме Load, когда вы загружаете семплы, можно пользоваться функцией предварительного прослушивания. Для этого нужно всего лишь выбрать на дисплее нужный семпл и нажать кнопку Play на панели транспорта. Над ней в этом режиме мерцает зеленый светодиод, как бы исполняя роль маяка. Нажатие кнопки позволяет прослушивать семпл прямо с карточки, без загрузки в RAM. Если семпл понравился, — загружаем. Не понравился — можно пролистывать далее.

Для загрузки семпла нужно нажать кнопку Do It в верхнем правом углу лицевой панели. Рядом с ней для подсказки тоже светится маячок, только красного цвета. После первого нажатия этой кнопки на дисплее автоматически появляется страничка назначения семпла на пэд. Просто нажмите выбранный пэд, выбрав при необходимости любой из четырех банков, и номер пэда отобразится на дисплее. Теперь нужно повторно нажать Do It. Семпл загрузится в оперативную память и одновременно с этим будет назначен на выбранный пэд. Закончив загрузку семплов, вы фактически получаете готовую программу с нужной раскладкой. Важно помнить, что назначение всегда происходит в текущую программу, игнорируя предыдущие назначения семплов в ней, если таковые были. Все перезаписывается заново. Поэтому, если загружено сразу несколько программ, то следует заглянуть в режим Program. Та программа, имя которой появится на дисплее, и есть текущая. Для смены программы потребуется просто поместить курсор в поле с ее названием и повернуть колесо.

Однако здесь есть один нюанс. На каждый пэд в принципе может быть назначено до четырех семплов. Каждый из них записывается в отдельный слой (Layer). Но при назначении семплов из режима Load они записываются только в первый слой, без вариантов. Если же нужно заполнить и остальные слои, то это можно сделать уже только в режиме Program.

По умолчанию на дисплее всегда отображается первый слой, L1. Переключившись во второй слой того же пэда, мы можем назначить в него новый семпл. Аналогично действуем для заполнения оставшихся слоев, если они нужны. Все семплы, назначенные на один пэд, по умолчанию будут воспроизводиться одновременно. Но можно, например, установить переключение между слоями в зависимости от величины динамики (velocity).

Заполнив семплами все пэды текущего банка, можно переключиться в другой банк и провести назначение на следующие 12 пэдов. Для переключения между банками проще всего воспользоваться специальными кнопками, промаркированными буквами A, B, C и D. Они выделены в группу с названием Pad Bank и находятся в верхнем ряду кнопок на лицевой панели.

Отмечу, кстати, что из-за близкого расположения этих кнопок к пэдам иногда при игре случайно цепляешь их пальцами. Приходится тренироваться и поджимать пальцы, не используемые для удара по пэду.

Таким образом, используя четыре банка, в пределах одной программы мы можем назначить звуки на 48 пэдов. С учетом количества слоев у каждого пэда, в одной программе максимально можно использовать 192 семпла. Каждый из этих семплов может иметь собственные параметры воспроизведения.

В число параметров, изменяемых независимо для каждого слоя, входят: уровень, панорама, высота тона, распознаваемый диапазон динамики. Еще несколько параметров действуют на весь пэд целиком, то есть на все слои одинаково. Это атака и спад в амплитудной огибающей, частота среза и резонанс фильтра. Спад амплитудной огибающей может работать в двух режимах. В одном из них фаза спада принудительно наступает сразу после завершения фазы атаки, в другом же спад начинается в такой момент времени, чтобы его окончание совпало с позицией окончания воспроизведения семпла (End Point).

Здесь также настраивается чувствительность к силе удара (velocity) для следующих параметров: уровень воспроизведения, частота среза фильтра, подстройка (Tune), атака, сдвиг старта воспроизведения семпла.

Забравшись в меню еще глубже, можно создать группу пэдов с взаимным исключением (Mute Group) и назначить соответствие MIDI-нот каждому пэду. В Mute Group может входить более двух пэдов, но сама группа в пределах программы существует только одна.

Если есть необходимость переключать программы по MIDI, то каждой из них можно назначить собственный номер (Program Change Number).

Завершив доводку программы до нужной кондиции, эту программу следует сохранить на флэш-карте. В противном случае после выключения питания данные будут потеряны. Войдя в режим Save, важно выбрать правильные параметры сохранения. Есть два варианта: только программа (Program Only) или программа вместе с используемыми в ней семплами (With Samples). В первом случае сохраняются только внутренние настройки программы (вроде чувствительности пэда к нажатию или номера назначенной MIDI-ноты), а семплы игнорируются. Загрузив в следующий раз сохраненную таким способом программу, вы обнаружите, что она молчит, поскольку семплы не загружены.

Выбрав второй вариант, вы сохраняете как собственные параметры программы, так и семплы, разложенные по пэдам. При этом все семплы физически записываются в ту же директорию (папку), в которой сохраняется программа.

Вообще, это принципиальное условие для последующей загрузки с карты памяти: все семплы должны находиться в той же директории, в которой находится использующая их программа. Она просто не умеет их искать, потому они и должны находиться рядом. Если при составлении программы вы собирали семплы из разных папок, то при сохранении они будут скопированы в указанную директорию.

Чтобы избежать появления лишних копий, можно изначально хранить все семплы в одной директории, и в ней же хранить созданные программы. Но тогда возникнут затруднения с поиском нужного семпла при штучной загрузке, ведь придется перелистывать длинный список. Кроме того, после каждой единичной загрузки семпла курсор возвращается в начало списка и приходится листать с начала.

Лично я не люблю такие бесконечные циклы, поэтому семплы на флэш-карте держу разложенными по категориям в разных папках. А для вновь создаваемых "сборных" программ просто создал отдельную папку, куда и копируются наборы семплов. Принимая во внимание разницу в объемах между программой (обычно получается не более 2-3 Мб) и полной емкостью карты (я использую 1 Гб с библиотекой в 300 Мб), такое дублирование меня не беспокоит.

Поскольку MPC500 все-таки бюджетный аппарат, он вынужден быть функционально менее развитым, чем его старшие собратья. Под сокращение в данном случае попала полезная функция ChopShop, позволяющая разделять целые фразы на отдельные регионы. Тем не менее, семплерная начинка станции выглядит вполне законченной, и ее базовый функционал никаких нареканий не вызывает.

Секвенсор
Секвенсор MPC500 может почти то же самое, что и в других аппаратах этой серии. Если говорить о его информационной емкости, то она такая же, как и в MPC2500, уменьшено только количество треков в секвенции. Максимально возможное количество событий — около 100 тыс. Всего можно записать до 99 секвенций, по 48 дорожек в каждой. Максимальное разрешение ритмической сетки — 96 тиков на четверть. Можно записать до 20 песен длиной по 250 шагов.

Разумеется, не обошлось без некоторых ограничений в пользовательских режимах. В частности, здесь нет режима Grid Edit, что, очевидно, связано с уменьшением дисплея. Видимо, в силу этой же причины на установку базовых параметров создаваемой секвенции приходится тратить больше времени, чем в старшей модели. Если в MPC2500 все они одновременно показаны на дисплее и поддаются практически мгновенному изменению, то в MPC500 нужно полистать несколько страниц, чтобы сделать необходимые настройки.

В главном окне Main Sequence умещаются только номер и название секвенции, текущий темп и текущая позиция локатора — это поле называется Now. Для выбора программы, с которой будет работать секвенция, нужно открыть на дисплее страницу Program Assign. Для выбора длины секвенции нужно открыть страницу Sequence Length. Музыкальный размер (Time Signature) также устанавливается на отдельной странице.

Для выбора требуемого номера трека нужно переключиться в режим Main Track — здесь это второй главный режим работы. Кнопки включения этих двух режимов расположены на лицевой панели рядом. На разные треки можно назначить разные программы, то есть пользоваться для записи разных дорожек разными наборами звуков. Главное, чтобы эти наборы были к этому моменту загружены в оперативную память. Чтобы сделать все эти назначения, тоже придется полистать страницы, поскольку при вращении колеса на дисплее обычно заменяется только один параметр за раз. На рис. 4 показаны последовательно три окна дисплея. Первое изображение относится к окну Main Sequence, второе — к окну Main Track. Третье показывает страницу назначения программы.

Для входа в меню секвенции и трека на лицевой панели есть специальная кнопка Params, собственно и открывающая доступ к соответствующим параметрам. По смыслу она соответствует кнопке Window в MPC2500. В режиме секвенции эта кнопка открывает меню для общих настроек секвенции. Если же нажимать ее, находясь в режиме трека, то откроется меню установок для треков.

Кстати, именно здесь можно выбрать тип трека (Drum или MIDI), и здесь же можно назначить для любого трека номер выходного MIDI-канала, по которому будут транслироваться события нажатий пэдов. Номера MIDI-нот, соответствующие каждому пэду, как указывалось ранее, назначаются в режиме Program.

При работе с секвенсором, прямо в режиме воспроизведения, можно использовать две полезные функции: заглушение и солирование треков. Для этого нужно забраться в отдельное меню, вызываемое нажатием кнопки Track Mute. В этом же меню на второй странице находится и страничка Track Solo.

В MPC2500 тоже существуют подобные функции, хотя, на мой взгляд, управлять ими в MPC500 проще. Поскольку в предыдущей статье эти функции не были описаны, полагаю, будет полезным рассмотреть их сейчас, разумеется, в том виде, в каком они реализованы в MPC500.

Управление заглушением и солированием заведено на пэды. Порядковые номера пэдов в данном случае используются для выбора номера трека. Пэдов всего двенадцать, треков — сорок восемь. Чтобы охватить весь объем треков, используется переключение между банками пэдов.

Собственно, нумерация треков в MPC500 использует тот же шаблон, что и нумерация пэдов. Первые двенадцать треков имеют номера от A1 до А12. Треки с тринадцатого по двадцать четвертый обозначаются в диапазоне от B1 до В12. Соответственно, последний, сорок восьмой трек, обозначается как D12.

Таким образом, чтобы управлять первым треком, нужно использовать первый пэд в банке А. Для управления, скажем, треком номер 15 (который будет обозначаться как B3), нужно переключиться в банк В и использовать третий пэд, вот и все.

Сама процедура реализована удивительно просто. Открыв меню Track Mute, мы видим в нижней строке дисплея поле текущего статуса трека, а справа вверху — номер текущего банка пэдов. Пока ничего не заглушено, в нижней строке видны только двенадцать точек, по числу одновременно видимых треков. Если теперь нажать любой пэд, скажем, пятый, то мгновенно вместо пятой точки появится большая буква М, что означает Muted. Последовательно нажимая пэды, можно заглушить несколько треков (рис. 5). Повторное нажатие пэда снимает заглушение соответствующего трека.

Чтобы не считать на экране точки, отыскивая нужный пэд, специально для работы в этом меню прямо под дисплеем нанесены в ряд числа от 1 до 12. И точки, и буквы появляются как раз над цифрами, так что достаточно бросить взгляд на нужную цифру, чтобы определить статус соответствующего трека. Правда, обозначения эти мелковаты, но тут уж ничего нельзя сделать. И нужно не забывать поглядывать на номер банка в углу дисплея, чтобы знать в точности, с какой группой треков идет работа.

Повернув колесо ввода данных, переключаемся на вторую страницу меню, где можем управлять солированием треков. Здесь принцип работы аналогичный, за исключением того, что простым нажатием пэда солируется только один трек. На дисплее вместо соответствующей точки появляется буква S. Нажатие другого пэда переключает сольное воспроизведение на соответствующий ему трек, отключая предыдущий.

Если требуется прослушать в режиме соло два, три или более треков, то потребуется нажать кнопку Shift и, удерживая ее, последовательно нажимать нужные пэды. Выбранные треки, отмеченные буквами S, будут воспроизводиться, прочие же будут заглушены. Чтобы исключить трек из сольной группы, то есть заглушить его, нужно нажимать соответствующий ему пэд, одновременно удерживая нажатой кнопку Shift. Если просто нажать пэд, то все сольные установки сбросятся, и звучать будет только один текущий трек.

Установки, сделанные в режиме Track Mute, действуют только тогда, когда мы находимся на одноименной странице меню. То же самое справедливо для режима Track Solo. Переключаясь в другой режим, мы тем самым временно отменяем настройки предыдущего. Однако два описанных режима могут работать взаимозависимо, если переключаться между ними, удерживая в этот момент нажатой кнопку Shift. В этом случае возникает следующая закономерность. Все треки со статусом Mute On при переходе приобретают статус Solo Off, треки со статусом Mute Off превращаются в Solo On. Переход в обратном направлении дает аналогичные преобразования, и дисплей отображает соответственное количество и расположение букв "М" или "S".

Говоря проще, все незаглушенные треки конвертируются в солированные, и наоборот. Собственно, все эти обозначения отражают лишь "точку зрения" каждого из режимов и его терминологию. В сущности же при переходе ничего не меняется, и как бы мы не называли треки, — незаглушенными или солированными, — в том и другом случае фактически звучать будут одни и те же дорожки.

Подобная легкость манипулирования треками в одной секвенции наводит на мысль об использовании этой функции при живом исполнении. Возможно, даже не понадобится создавать песню. Достаточно будет заготовить два-три десятка стилистически сопрягаемых треков в одной крупной секвенции и по своему усмотрению включать и отключать их во время воспроизведения. В клубной практике, в частности, подобная методика практикуется довольно широко. Фактически треки можно рассматривать как независимые паттерны, добавляемые или исключаемые в процессе игры. Правда, в описываемых режимах на дисплей не выводится локатор воспроизведения, по которому можно было бы отследить нужный момент. Если необходимо, то для "подглядывания" потребуется переключаться в режим секвенции, а затем возвращаться обратно.

В реальном времени можно также бесшовно переключать воспроизведение целых секвенций. Для переключения между ними достаточно поместить курсор в поле с названием секвенции и, повернув колесо ввода, выбрать другую. Она запустится только после того, как первая секвенция проиграет свой последний такт.

Что касается прочих возможностей, таких как копирование и вставка событий, пошаговое редактирование и пр., то секвенсор MPC500 не сильно отличается от такового в старших моделях. Разумеется, за исключением конкретных действий пользователя, обусловленных конкретными особенностями интерфейса.

Создание песен (Song) также происходит по типовому сценарию. Войдя в режим песни, мы создаем новую песню (или находим уже сохраненную), последовательно назначаем предварительно заготовленные секвенции в нужные шаги песни и затем сохраняем готовый результат. Каких-либо сложностей здесь нет, а все возможные действия пользователя занимают в справочном руководстве всего четыре страницы.

MIDI-тайминг
Важнейшим показателем "профпригодности" секвенсора является точность тайминга или постоянство тактовой сетки во времени. Скажем, если записана последовательность звуков, которые должны повторяться каждые четверть секунды (например, ноты длительностью в одну восьмую при темпе 120 четвертей в минуту), то от идеального секвенсора требуется, чтобы всякий последующий звук отстоял от предыдущего именно на 0,25 с. Цифры 0,26 или 0,29 означают, что тактовая частота секвенсора "плавает". Но в первом случае неточность не сильно заметна (10 миллисекунд), а второй уже можно легко услышать.

Для проверки стабильности работы секвенсора MPC500 были проведены несколько несложных опытов. Об их результатах я и хочу рассказать.

Первый опыт — работа в облегченном режиме. В секвенсоре параллельно на двух дорожках была записана простая последовательность из шестнадцатых нот. В семплер был загружен короткий звук закрытого хета — именно его должен был воспроизводить секвенсор. Затем я запускал транспорт и слушал слитность воспроизведения звуков в двух дорожках, одновременно записывая микс в аудиоредактор.

Такое прослушивание — самый быстрый способ оценить работу секвенсора. Если он воспроизводит обе дорожки синхронно, то для слуха они сливаются в одну, и тогда все в порядке. В случае небольшого несовпадения тактов должен быть заметен эффект фленджера.

В данном примере я не услышал явного эффекта, хотя временами звучание хета все-таки едва уловимо меняло окраску. Замерив в аудиоредакторе временной интервал между соседними шагами, я обнаружил, в целом, довольно ровные промежутки. Но время от времени, бессистемно, наблюдались отклонения размера шага. Скажем, из шестнадцати тиков в такте первые пять прошли ровно, затем появилась пара скачков, затем несколько ровных тиков и вновь несколько разновеликих отклонений. Лучшее время (минимальное отклонение от среднего) получилось почему-то около 10 мкс.

Отклонение в одну стотысячную секунды, безусловно, выглядит красиво. Правда, здесь точность показаний находится на пределе разрешающей способности звукозаписывающей системы. Точнее, даже за пределами, поскольку при используемой частоте дискретизации 44,1 кГц величина одного реального шага (отсчета) во времени составляет около 23 мкс. Соответственно, отсутствует физическая возможность уловить "неточность" в 10 мкс. Поэтому такому результату верить не следует — можно признать тайминг в данном случае фактически безупречным.

Худшая цифра (максимальное отклонение шага) выглядит несколько более достоверно — это около 30 мкс. В чистом виде такую неточность тоже невозможно уловить. Но в данном примере случайные отклонения в каждой из дорожек возникали, по-видимому, совершенно независимо друг от друга. Может быть, на разных дорожках в одной и той же доле такта возникали отклонения с разным знаком. То есть, в первой из них шаг немного удлинился, в то время как во второй немного сократился. В этом случае разрыв между ними представляет собой сумму обоих отклонений. При таких условиях наложение звуков уже должно дать небольшое изменение окраски звука.

А вообще-то никто обычно не проигрывает синхронно две дорожки с абсолютно одинаковыми звуками (да еще шестнадцатыми долями). Так что в описанном случае я считаю, что MPC500 показал отличный результат.

Кстати, активирование MIDI-выходов в этом примере не дает сколько-нибудь заметного влияния на ровность воспроизведения. Видимо, потому, что поток данных небольшой, и на его обработку расходуется минимум вычислительных ресурсов.

Более сильная загрузка секвенсора с параллельными треками порождает более сильные расхождения. Например, когда я записал четыре абсолютно одинаковые дорожки и одновременно разрешил одной из дорожек передавать данные по MIDI, то уже в каждой шестнадцатой доле такта появлялось отклонение. Теперь оно стало регулярным. Посчитав среднее арифметическое размеров шагов, я нашел, что размер шага поочередно был то больше, то меньше среднего значения примерно на 350 мкс. То есть, каждая вторая доля будто бы компенсировала скачки каждой первой доли.

Доведя число одинаковых дорожек до шести, я обнаружил, что шестнадцатые доли стали так же "гулять" взад-вперед уже примерно на 1 мс.

Однако такая относительно большая величина не имеет практического значения хотя бы в силу явной искусственности теста. Сам по себе разброс значений и периодичность в смене знака должны означать лишь то, что секвенсор пытается "разрулить" нагрузку. Ведь он оперирует, в сущности, MIDI-данными, а MIDI, как известно, последовательный протокол. Очевидно, что физически невозможно затолкать в одно и то же мгновение времени сразу несколько звуков, пусть даже находящихся на разных дорожках. Между ними должен быть хотя бы минимальный разрыв, чтобы события расположились последовательно и могли быть прочитаны каждое в отдельности. А в вышеописанных примерах как раз использовалась параллельная подача данных. Возможно, секвенсор вынужденно сдвигает некоторые события.

В описанных примерах я записывал также звуки, которые воспроизводились внешними устройствами по исходящему MIDI-сигналу. За исключением небольшой общей задержки (около 2 мс) повторялась та же картина. Временные промежутки между звуками, записанными с внешнего устройства, соответствовали записанным "изнутри".

Можно предположить, что в реальных условиях, с меньшим количеством параллельных данных, секвенсор покажет более ровный результат. Чтобы убедиться в этом, я провел еще один тест. На этот раз использовались только две одинаковые дорожки с шестнадцатыми нотами. К ним были добавлены еще три трека, но уже с произвольно расположенными нотами. Две из пяти дорожек передавали данные по MIDI, но только для балласта — к выходу я ничего не подключал. Секвенцию вновь записал в аудиоредактор. Посчитав временной интервал между шестнадцатыми долями, обнаружил, что неровность каждого шага вновь уменьшилась примерно до 350 мкс.

Стоит отметить, что из-за ровного чередования положительных и отрицательных отклонений размер такта остается неизменным. И пятый, и десятый такты имеют одинаковую продолжительность.

Из всего вышеизложенного я вывожу заключение, что тайминг секвенсора, при его "естественном" использовании, надежен и достаточно ровен.

Эффекты
MPC500 имеет два стереофонических процессора эффектов и один мастер-эффект. Первые два процессора могут использоваться для обработки звуков каждого пэда по отдельности. Мастер-эффект используется для обработки всего микса (песни) целиком.

Стереофонические процессоры имеют строго регламентированную внутреннюю коммутацию. Они работают или последовательно, или взаимоисключающе. С каждого пэда можно отбирать звук на вход любого из них. Сигнал с процессора направляется непосредственно на стереовыход или на вход мастер-процессора, когда тот включен.

Для подключения к процессору нужно войти в меню эффектов (режим Effects, страница Eff Send) и отдельно для каждого пэда назначить номер процессора, но только один из двух (выбор: FX1, FX2, Off). Затем нужно перейти на страницу выбора эффекта в выбранном процессоре. По умолчанию все эффекты отключены, и необходимо покрутить колесо ввода параметров, чтобы вместо значения "Off" появилось название конкретного эффекта, иначе процессор будет работать в режиме байпаса. Переключаясь далее по страницам меню, можно в некоторых пределах настроить параметры выбранного эффекта.

Нужно еще отметить, что лишь часть эффектов позволяет регулировать уровень посыла сигнала. Например, реверберация. Остальные используют некоторый предустановленный неизменный посыл. Его уровень даже не отображается на дисплее.

Поскольку отбирать сигнал параллельно на оба процессора нельзя, то для обработки сразу двумя эффектами придется делать это последовательно. Для этого в меню есть специальная страничка с параметром FX1>FX2. Если установить его в значение "Yes", то сигнал с выхода первого процессора направляется на вход второго, а уже выход второго отдает готовый звук на выходную стереопару.

Если на указанной странице меню выбрать "No", то процессоры будут работать взаимоисключающе. Скажем, если выбрать "первый" эффект, а затем переключить посыл сигнала на второй процессор, то выбранный перед этим эффект просто отключится. Точно так же отключается эффект из второго процессора, если переключить посыл на первый процессор.

Вообще-то, это как раз и будет параллельное подключение процессоров. В том смысле, что их выходы соединяются параллельно и подключаются к стереовыходу. Но от этого не легче — все равно ведь приходится выбирать только один из двух входов. Видимо, таковы ограничения операционной системы, и это нужно учитывать при пользовании эффектами. Собственно, эти подробности здесь приводятся потому, что в пользовательском руководстве о полной карте маршрутов как-то хитро умалчивается. Там все просто. "Вот здесь у нас есть два процессора, и вы можете использовать как первый, так и второй", — описание примерно такого уровня содержится в документации. Реальную картину пришлось выявлять опытным путем.

Я полагаю, что раз уж аппарат бюджетный, то он вполне может иметь подобные ограничения. Но справочная документация должна быть более полной, без всех этих умолчаний.

В принципе, некоторой свободы в использовании эффектов можно добиться как раз при последовательном подключении (FX1>FX2: YES), если в каждом процессоре выбрать какой-либо эффект. Если на странице Eff Send выбрать для какого-либо пэда процессор FX1, то на выходе мы услышим результат последовательной работы обоих процессоров. Если же мы выберем FX2, то сигнал пройдет, минуя первый процессор, и будет обработан только эффектом во втором процессоре. То есть или два эффекта, или один (второй).

Описанные процессоры имеют неодинаковое количество эффектов. В первом содержится такой набор: Bit Grunger ("ухудшайзер"), четырехполосный эквалайзер (два фильтра типа "полка" и два пиковых), компрессор, фейзер (точное название Phase Shifter), тремоло, автопаннер, ревербератор. Второй процессор имеет все то же самое, плюс хорус, фленджер и задержку.

В этом, кстати, я не согласен с производителем. Зачем мне нужен фленджер или хорус во втором процессоре? Мне там нужна реверберация. Не буду же я после реверберации ставить хорус! Перед ней — сколько угодно. Да и эффект задержки при таких обстоятельствах тоже нужнее в первом процессоре. Или пусть бы сделали два варианта включения процессоров, чтобы пользователь мог выбрать, какой из них ставить первым, а какой — вторым. Это отнюдь не роскошь, и устроить нормальное распределение эффектов следовало бы даже в бюджетном аппарате.

Сами по себе эффекты кажутся довольно простыми, однако некоторые из них имеют определенную изюминку.

Bit Grunger вносит в звук явные искажения. Есть только один настраиваемый параметр — глубина эффекта. Чем больше установленное значение, тем более жестким получается дисторшн.

Эквалайзер имеет стандартные настройки частот и уровней пропускания. Два средних фильтра, пиковые, имеют настраиваемую добротность.

В компрессоре можно установить пороговый уровень детектора, срабатывание, восстановление и степень компрессии, а также выходной уровень. Включать компрессор на одиночных звуках практически бесполезно, особенно, если семплы были хорошо подготовлены.

Эффект Phase Shifter работает не совсем так, как обычный фейзер. Как указывается в мануале, "с оригинального звука снимается копия, у нее изменяется фаза, а затем эта копия подмешивается к оригиналу". Слышимый результат — явно вращающийся вокруг головы звук.

В настройках эффекта можно устанавливать разную глубину отбора сигнала из стереоканалов (Offset L/R). Например, много из левого и совсем чуть-чуть из правого. Параметр Mid Point позволяет сдвигать центральную частоту "зоны эффекта" по частотному диапазону. То есть, например, можно сделать так, что "вращаться" будут, в основном, верхние частоты, а нижние останутся практически без изменений. Или наоборот, можно "закрутить" низы, оставив верх нетронутым. Но большая выразительность эффекта наблюдается именно при обработке верхних частот.

Эффект имеет стандартные параметры скорости модуляции, ее глубины и величины обратной связи. Еще один параметр позволяет вносить в эффект дополнительные штрихи. Он называется L/R Sweep Sync и имеет только два значения: "да" и "нет". Его функция — синхронизировать скорость модуляции (Sweep Rate) в левом и правом каналах. Если ее отключить, то правый канал начнет потихоньку обгонять левый. Соответственно, звуковая картина будет иной, более непредсказуемой.

Эффект тремоло, как ему и положено, модулирует амплитуду сигнала. Скорость может быть произвольной либо синхронизированной с темпом секвенции. Глубина эффекта настраивается отдельно. Дополнительный параметр Invert управляет инверсией модуляции между каналами. В обычном режиме (Invert: OFF) модулирующие колебания синфазны, и звук в обоих каналах угасает и возвращается синхронно. Если включить инверсию, то модулирующий сигнал одного канала "опрокидывается" — то есть модуляция в каналах начинает работать в противофазе. И когда в одном канале уровень звука максимальный, в другом он будет минимальный. В небольших количествах противофазное тремоло позволяет придать звуку дополнительную пространственность. Если же сделать такую обработку более глубокой, то можно добиться ощущения, что вашу голову толкают из стороны в сторону.

В автопаннере можно изменять скорость смены позиции (возможна синхронизация с темпом секвенции), ширину диапазона панорамирования и вид кривой перехода (Sweep Curve Bend). Скольжением управляет LFO с изменяемой формой волны (синусоида, треугольник). Кроме того, можно выбрать тип панорамирования. Линейный означает будто бы обычное горизонтальное перемещение, а тип Rotate — перемещение точки панорамирования по кругу. На слух они воспринимаются по-разному.

Ревербератор чрезвычайно прост. Он имеет всего четыре изменяемых параметра. Входной НЧ-фильтр обрезает излишние верхние частоты перед расчетом отраженных сигналов. Выходной фильтр (HF Damp) обрезает верхние частоты у построенного реверберационного хвоста. Параметр Time управляет временем затухания реверберации, а параметр Level — уровнем возврата обработанного сигнала.

Несмотря на такую спартанскую простоту, ревербератор неплохо справляется с ударными инструментами. Скажем, когда мне понадобилось слегка придать объем звуку открытого хета, то я легко добился нужного эффекта. Кажется, ревербератор как раз предназначен для ударных и перкуссионных инструментов. Он не формирует ранние отражения и выдает плотные хвосты с хорошей диффузией.

Во втором процессоре кроме перечисленных эффектов доступны еще три.

Задержка имеет максимальное время 999 мс и может синхронизироваться с темпом секвенции. Она может быть двух видов: Mono и Pan. В первом случае это обычная монофоническая задержка, во втором — панорамируемая из канала в канал (для такого типа еще используется название "Ping-Pong"). Монозадержку можно статически панорамировать, а для второго варианта существует параметр Width, управляющий шириной стереобазы для размещения задержанных сигналов. Регулируются также глубина обратной связи, обрезание верхних частот (HF Damp) и уровень выхода.

Фленджер и хорус имеют одинаковый набор изменяемых параметров. В справочном руководстве про оба эффекта сказано только, что они дают звук с модулированной задержкой, а раздельного и сколько-нибудь внятного описания не приводится. Скорость и глубина модуляции имеют по два настроечных параметра. Под именем Sweep скрывается "грубая" настройка, а "тонкая" здесь называется Vibrato. Отдельно регулируется глубина обратной связи. Скорость модуляции в стереоканалах можно синхронизировать между собой, при этом эффекты становится немного "деревянными", застывшими. При отсутствии такой синхронизации модуляция в правом канале слегка опережает модуляцию в левом, в результате чего создается уже нормальный пространственный эффект.

Хорус ничем примечательным не выделяется, просто работает потихоньку. Но с барабанами эта его неприметность оказывается вполне уместной. Фленджер, напротив, способен заметно изменить звук. При увеличении глубины обработки возникает интересный металлический призвук. И не какого-нибудь "ржавого ведра", как это иногда бывает, а вполне четкий и резкий оттенок, который в качестве спецэффекта для ударных инструментов, особенно электронных, показался мне вполне уместным.

В качестве мастер-эффекта можно использовать компрессор или эквалайзер. Оба эффекта аналогичны используемым в двух стереопроцессорах.

Вместо микшера
Если не считать отсутствие режима Grid Edit, то самым заметным внутренним отличием бюджетной версии рабочей станции от полной является, на мой взгляд, отсутствие микшера. В MPC500 нет соответствующего режима работы, и для установки оптимального баланса инструментов приходится настраивать уровень воспроизведения семплов и их панорамирование, находясь в режиме программы. Это приходится делать отдельно для каждого пэда, поэтому с увеличением сложности записываемой секвенции все больше и больше времени может быть потрачено на доводку.

Поскольку треки в секвенции не имеют регулировки уровня воспроизведения, использование одного и того же пэда из одной программы в разных треках может вызвать затруднения с настройкой. Но при необходимости можно один и тот же семпл сохранить в разных программах. В этом случае вы решаете проблему воспроизведения одного и того же, в сущности, семпла с разными уровнями.

В качестве слабого утешения можно сказать только то, что пара аналоговых выходов и один MIDI-порт в любом случае не располагают к забиванию массивных секвенций. Но это и в самом деле утешает мало. С другой стороны, не вполне справедливо было бы требовать от маленькой недорогой станции всего того же, что умеет большая. Что касается реальной практики, то пять-шесть дорожек секвенции не отнимут уж очень много времени на доводку. Кроме того, пэды ведь динамические, поэтому громкость звучания того или иного семпла можно попытаться набросать на этапе записи секвенции.

Звуковые примеры
Поскольку звучание аппарата в большей степени зависит от того, какие семплы в него загружены, то демонстрировать имеет смысл только то, как он с этими семплами управляется. Иначе можно слушать примеры до бесконечности. Поэтому я подготовил минимальное количество файлов.

Первые два относятся к встроенным эффектам. Файл под названием Flanger содержит запись хета с постепенно увеличивающейся глубиной обработки фленджером. В конце уже явно слышен металлический оттенок, особенно на коротких звуках. Он чем-то похож на дерганье короткой и толстой струны.

В файле Pan-Rev показана последовательная работа паннера и ревербератора. Здесь записаны встык три петли с ударными инструментами. Вначале слышен исходный звук. Затем на верхний хет накладывается реверберация, а в следующей петле перед ревербератором подключается еще и паннер, моментально начинающий "размахивать" звуком хета направо и налево.

В третьем, последнем примере показано управление секвенцией в реальном времени с использованием функции Track Mute. Одновременно можно в некоторой степени оценить "резвость" воспроизведения коротких хлестких семплов.

Собственно, последняя составляющая, названная "резвостью", беспокоила меня больше всего. Четкость передачи сложных ритмических рисунков, столь важная для ритм-машины, обеспечивается быстротой протекания переходных процессов в элементах ее звукового тракта. Скажем, если скорость нарастания выходного напряжения усилителя будет отставать от сигнала, поступающего из преобразователя, мы получим на выходе искажения фронтов сигнала, приводящие к изменениям спектра и обусловливающие вялость и нечеткость изначально резких звуков.

Я опасался, что производители в целях обеспечения невысокой стоимости аппарата что-нибудь так "удешевят", что он окажется не вполне пригодным для своих задач. Поэтому решил проверить звуковой тракт MPC500 не только на слух, но и на глаз, для чего провел небольшой эксперимент. Загрузил семпл бас-барабана, запустил воспроизведение и записал этот звук через аналоговые выходы в компьютер, где у меня находился первоначальный семпл. Ранее подобным способом я удостоверился в корректной работе установленной в компьютере аудиоплаты, поэтому в данном случае мог приписать все возможные изменения семпла исключительно воздействию звукового тракта тестируемого прибора. Записанный семпл я сопоставил с его исходным вариантом. На рис. 6 показана фаза атаки исходного и перезаписанного семпла в одинаковом масштабе. Значимых изменений фронта сигнала нет, на основании чего я сделал вывод о "честности" выходного звукового тракта MPC500.

Работа входов меня интересовала в меньшей степени, поскольку к загрузке с карты CF они не имеют никакого отношения.

Вернемся к примеру номер три. Здесь я использовал секвенцию из нескольких дорожек ударных и двух дорожек баса с разными звуками. Сидеть и просто слушать постепенное подключение новых треков к секвенции довольно скучно, поэтому я записал небольшой микс. Отнести его к какому-то определенному стилю затруднительно, но, возможно, он близок к психоделическому техно.

В начале звучит вступление на чем-то вроде синтетической дудки, далее она же притворяется солирующим инструментом и затем завершает композицию. Базовая часть секвенции состоит из минимального набора барабанов и ритмичного баса. Через некоторое время после старта включаются два дополнительных трека, с легкими хетами и вторым басом. Еще по прошествии нескольких тактов в работу включаются два малых барабана, тоже записанные отдельным треком.

Одновременно со стартом ритмической секвенции запускается тихо рычащий голос синтезатора (он использует дисторшн), который, с периодической перестройкой фильтра, продолжает гудеть почти до самого конца. В противовес ему запускается второй голос синтезатора, еще более резкий, который старается верещать в верхнем диапазоне. Он появляется еще до старта ритмической части. С одной стороны, этот голос уравновешивает баланс композиции, в основном смещенный в нижнюю часть, с другой — поддерживает малые барабаны, забираясь временами в занятую ими спектральную область. Важно то, что звуки малых барабанов все-таки прорезали голос синтезатора, хотя при его едком и назойливом звучании сделать это не совсем просто.

В общем, я остался доволен тем, как MPC500 отрабатывает резкие звуки. Файл с этим примером называется Demo_Mix.

Заключение
Каких-либо значимых недостатков в MPC500 я не заметил. Если искать по мелочам, то мне не очень понравилась невозможность выйти из режима USB-соединения до тех пор, пока кабель физически не будет вытащен из разъема. Войти в режим легко, а вот чтобы выйти из него простого отключения в компьютере будет недостаточно. По всей видимости, этого требует операционная система, хотя, на мой взгляд, выдергивание кабеля — лишнее действие. Однако с этим не поспоришь, поскольку в режиме USB станция заблокирована — на ней ничего делать нельзя. Хорошо, что это описано в документации. Кто предупрежден — тот вооружен.

Еще можно отметить встречающиеся время от времени неясности в пользовательском руководстве. К счастью, они не являются критически важными и вряд ли способны реально повлиять на работу со станцией.

Некоторое недовольство я испытываю только когда пытаюсь пользоваться встроенными эффектами. Оно относится исключительно к распределению эффектов между первым и вторым процессором и никак не связано с качеством самих эффектов.

В целом же, как бюджетный вариант MPC500 зарекомендовал себя хорошо. На мой взгляд, он за приемлемую цену предлагает довольно широкие возможности. В качестве единственного звукового источника или командного центра его использовать не стоит, даже для соответствующих стилей музыки. В этом смысле он не может конкурировать со старшими моделями по причине минимального количества аудио- и MIDI-выходов. Зато при работе в связке с другими инструментами его вклад может оказаться очень значительным. Ведь по основным функциям он почти равен старшим представителям серии.

Звуковые примеры
Flanger MP3 (134 Кб) WAV (1,43 Мб)
Pan-Rev MP3 (196 Кб) WAV (2,11 Мб)
Demo_Mix MP3 (1,67 Мб) WAV (18,5 Мб)
Модели: 
Akai MPC500
0
Ваша: нет

Реклама

Рейтинг@Mail.ru