Статья "Adobe Audition 2.0"

Автор: 
Владимир Сапрыкин
Дата первой публикации: 
ноя 2006

Новая версия программы.

Через два года после выхода аудиоредактора Audition 1.5 компания Adobe выпустила в свет новую версию этого продукта. Стоит заметить, что Audition 2.0 теперь входит в программный пакет Adobe Production Studio Premium, в котором кроме него присутствуют Adobe After Effects 7.0 Professional Edition, Adobe Premiere Pro 2.0, Adobe Photoshop CS2, Adobe Encore DVD 2.0, Adobe Illustrator CS2, Adobe Dynamic Link, Adobe Bridge. Программный пакет, как указывается в информационных материалах компании Adobe, состоит из высокоинтегрированных компонентов для постпроизводства и позволяет полностью вести всю работу, от первоначальной концепции до выпуска конечного продукта.

Понятно, что, попав в такую обойму, звуковой редактор не мог не измениться. И, прежде всего, это заметно по объему, который занимает инсталлированный продукт. Общий объем программной папки у меня на жестком диске составил 335 Мб. Для сравнения, Cool Edit Pro версии 1.1 сам по себе занимал на диске всего 9 Мб (см. МО, декабрь 1999), а Adobe Audition версии 1.5 — около 30 Мб (см. МО, декабрь 2004).

Впрочем, из этих сотен мегабайт одна только демонстрационная многодорожечная сессия с файлами, загружаемая по умолчанию при первом старте программы, занимает 210 Мб. К ней в придачу идет двухмегабайтный PDF-файл с описанием того, как записывалось это музыкальное произведение. Еще около 30 Мб занимают разноязыкие файлы настроечных параметров, в частности, для связи с Adobe Premier. Основные же программные файлы занимают чуть менее 100 Мб, что по нынешним временам уже не столь вызывающе.

Системные требования для Adobe Audition 2.0 выглядят следующим образом. Процессор Intel Pentium III или 4, Intel Centrino (или иной с поддержкой SSE). Для работы с видео рекомендуется процессор Pentium 4 или иной с поддержкой SSE2 (не указано, правда, имеется ли в виду работа с участием Adobe Premier или это нужно непосредственно для Adobe Audition). Операционная система Windows XP Professional или Home Edition SP2, 256 Мб RAM (но для работы с видео предлагается установить 512 Мб, а лучше 1 Гб и более). Рекомендуется иметь на жестком диске не менее 700 Мб свободного места, а для инсталляции опциональных аудиофайлов — еще 5,5 Гб. В остальном требования традиционны, разве что звуковую плату рекомендуют многоканальную, с ASIO-драйверами.

Всякий раз после выхода очередной версии программы я невольно вспоминаю перечень минимальных системных требований для первых версий Cool Edit Pro и пытаюсь оценить степень соответствия прожорливости программы ее возможностям. Разумеется, в ранних версиях не существовало программной кодировки многоканального звука, не было поддержки видеофайлов и обработки в реальном времени. Давно существующие алгоритмы обработки звука остались практически неизменными, и большинство из них хорошо работали еще на обычном процессоре Pentium. Значит, вся загвоздка именно в новых функциях. Тем не менее, приведенные требования, скорее всего, немного завышены, во всяком случае, в том, что касается процессоров. В этой связи меня заинтересовал вопрос: действительно ли скоростные SSE-процессоры необходимы, или же они указаны для того, чтобы идти в ногу со временем?

На момент тестирования программы у меня не было компьютера с процессором P4, а был только PIII с операционной системой Windows 2000. По ряду причин мне не хотелось переустанавливать в нем операционную систему, поэтому для инсталляции программы я использовал другой компьютер, не вполне соответствующий системным требованиям. Даже отстающий на шаг. Это типовая "домашняя" машина на чипсете I845G, с процессором Intel Celeron 1,7 ГГц, 512 Мб RAM и Windows XP SP2. Встроенный звук я сразу же отключил в BIOS и вставил в PCI-слот отдельную звуковую плату.

Прежде чем мы приступим к более близкому рассмотрению нового функционального наполнения программы, имеет смысл вкратце упомянуть, что же в ней появилось. Из "глобальных" возможностей заявлена поддержка неограниченного количества аудиотреков, поддержка протокола ASIO. Появилась функция прослушивания при протаскивании курсора (Audible scrubbing), запись автоматизации в реальном времени, функция компенсации задержки подключаемых модулей обработки. Появился многополосный компрессор. Заявлены новые визуальные инструменты для мастеринга: Spectral Pan display и Spectral Phase display. Режим Spectral Frequency Display обзавелся новым инструментом для выделения частотных областей. Заявлена поддержка экспорта расширенного перечня видеоформатов.

Конечно, есть еще какое-то количество небольших изменений, и некоторые из них, по возможности, будут описаны далее. Здесь же я перечислил основные, из так называемых "Top new features". А вот такую вещь, как "интуитивный пользовательский интерфейс", я бы, вопреки заявлениям, к новинкам относить поостерегся, поскольку, во-первых, интерфейс Cool Edit Pro изначально отличался понятностью, а во-вторых, как раз в Adobe Audition 2.0 эта понятность несколько уменьшилась.

Производитель еще упоминает такую революционную вещь, как возможность одновременной записи до 80 дорожек. Но проверять это заявление мы не будем, поскольку это просто невозможно. Вы можете себе представить, скажем, восьмидесятивходовую звуковую плату? Я не могу. Конечно, можно попытаться собрать установку из пяти звуковых плат, по шестнадцать каналов (по восемь стереопар) в каждой. Но такая задача — не для обыкновенного персонального компьютера. Во всяком случае, я сомневаюсь, что ПК с этим успешно справится. Да и достигнутое в новой версии бесконечное количество треков в сессии, строго говоря, вообще не имеет практической ценности. И заявления серьезной компании о таких чудесных свойствах программного продукта выглядят несколько забавно. На мой взгляд, это своего рода фетишизм, погоня за абстрактной мечтой. Впрочем, на этот счет могут быть и другие мнения.

Теперь перейдем к рассмотрению тех обновлений, которые действительно можно проверить в работе.

Интерфейс
Видимые изменения начинаются с логотипа продукта (рис. 1). После первого открытия программы автоматически включается многодорожечный режим и загружается демонстрационная сессия. Количество файлов в треках (я насчитал там сорок две дорожки), видимо, призвано показать пользователю масштаб нового продукта. Я в полной мере оценил это, когда воспроизведение сессии стало затыкаться. Поэтому я не стал ее слушать, закрыл и перешел в однодорожечный режим, Edit View.

Новая версия редактора мало похожа на предыдущие (рис. 2). В описании новых возможностей программы компания Adobe указывает на то, что интерфейс аудиоредактора приближен к ее современным программам для обработки видео. Раскраска рабочего окна стала еще строже — оно приобрело какой-то темный матовый металлический оттенок и нечто вроде заклепок по углам, из-за чего стало походить на палубу крейсера. Иконки на кнопках масштабирования изображения файла, а также все надписи на панелях и в органайзере теперь не белые, а черные, причем все обозначения сильно уменьшены в размерах. В сочетании с чугунной раскраской фона эти надписи стали малозаметны, и в экран монитора необходимо вглядываться. У меня, например, через полчаса после начала работы с программой ощутимо устали глаза, а в предыдущих версиях я свободно работаю часами без неприятных ощущений. Таким образом, считаю, что общая читабельность окна программы существенно уменьшилась. Соответственно, к рекомендациям компании Adobe установить экранное разрешение 1280 х 1024 точек следует относиться очень и очень осторожно. Или лучше сразу обзавестись двадцатидюймовым монитором. Я пользовался привычным разрешением 1024 x 768, но и в этих условиях работать было некомфортно.

Справедливости ради нужно сказать, что компания Adobe, по-видимому, тоже осознала излишнюю мрачность интерфейса. Во всяком случае, в окне настроек (Edit — Preferences) во вкладке Colors появился регулятор яркости в виде горизонтального фейдера с процентной разметкой. Я нашел его сразу после того как понял, что работать в темном окне невозможно. Он называется UI Brightness, где UI означает User Interface. Серость по умолчанию соответствует отметке 50%. Сдвигая его вправо, примерно до 80-85 процентов, мне удалось подсветить окно программы настолько, что серый цвет стал бледным и начал, наконец, контрастировать с черными буквами. Однако та же справедливость требует отметить, забегая вперед, что на окно многополосного компрессора этот ползунок не действует. Поэтому бледнеть могут только окна "старых" эффектов.

Панели инструментов, транспорт, временной дисплей и прочие вспомогательные окна также перерисованы. Из панели инструментов исчезли стандартные кнопки открытия, сохранения и создания новых файлов. Теперь нужно или забираться в меню File, или пользоваться стандартными сочетаниями горячих клавиш.

Собственно, исчезли практически все кнопки, которые в предыдущих версиях программы можно было найти в верхней части окна, под строчками меню. А те, что появились, вызывают стойкое ощущение того, что перед тобой открыт не звуковой редактор, а графический.

Плавающие окна органайзера, панели транспорта, дисплея и прочих теперь по умолчанию закреплены в доках. Их масштабирование возможно только после "письменного разрешения". В правом верхнем углу каждого потенциально плавающего окна появилась отмычка в виде маленького треугольника, заключенного в окружность. По нажатию на него мышью всплывает контекстное меню, в котором можно выбрать команду разблокирования окна. Без этого действия окна сидят на местах неподвижно, не позволяя себя случайно передвинуть.

В многодорожечном режиме тоже все выглядит несколько по-иному (рис. 3). Вроде бы все узнаваемо: и органайзер, и микшерная панель, и инструментальные панели в нижней части экрана. Однако выглядит все это непривычно, как из-за "чугунной" цветовой гаммы и мелкости визуальных элементов, так и по причине функциональных изменений.

Насколько я понимаю, "строгость" внешних форм появилась, в основном, из маркетинговых соображений, поскольку даже принципиально новые элементы управления вполне могли быть реализованы без коренного изменения внешнего вида, и уж конечно без "перекрашивания". Ибо внешний вид — это вообще-то фикция, не связанная напрямую с функционалом. Доказательством тому служит существование немалого количества программных продуктов со сменной внешностью (skins). Мне кажется бессмысленной частая смена интерфейса одного и того же продукта, в особенности если он изначально был удачным. Применительно к интерфейсу Audition 2.0, вероятно, уместно будет именно прилагательное "строгий", хотя мы понимаем, что это исключительно субъективная характеристика.

И действительно, отношение к интерфейсу — дело вкуса пользователей. Лично мне он теперь не очень нравится, и этому есть причина помимо недостаточной разборчивости надписей. Я не понимаю, отчего давно известные вещи я теперь должен делать по-другому? Например, настройки звуковой платы (Audio Hardware Setup) или общие настройки (Preferences) по какой-то причине переехали в меню Edit. Но ведь это не редактирование звука, не правка, а обычные базовые настройки. И по логике им положено находиться в меню Options, где они и были раньше. Кому они там мешали? Это, конечно, дело привычки, и я не против того, чтобы иногда ее менять. Но хочу быть уверен, что в этом есть смысл.

В многодорожечном режиме изменился менеджмент треков. В предыдущих версиях программы (когда дорожек было "всего" 128, или 64), все треки как бы уже существовали изначально. Дорожка, в которую не был помещен файл, просто игнорировалась системой и не требовала для себя никаких ресурсов. Программа видела только треки, заполненные файлами. Теперь же сам по себе трек признан существенным программным элементом, и количество их строго контролируется. Возможно, это сделано для того, чтобы программа не "сошла с ума" от осознания того, что имеет неограниченное их количество. Все-таки бесконечность в программировании — понятие довольно тонкое. И опасное.

По умолчанию, новая сессия имеет только шесть треков. Если во вновь открытой сессии переключиться в окно микшера, то там можно увидеть лишь шесть линеек плюс линейку мастера. Чтобы получить большее количество дорожек, придется физически создавать для них дополнительные треки (меню Insert — Audio Track).

В том же меню есть команда Add Tracks, которая открывает одноименное диалоговое окно (рис. 4). В этом окне перечислены сразу все возможные варианты вставки. Это дорожки аудио, видео, MIDI, а также шины. Количество вставляемых треков и их положение (любых типов, кроме видео) пользователь может выбрать в соответствующих окошках. Видео в сессии может находиться только в единственном экземпляре, поскольку программа не занимается его монтажом.

В сессии появилось дополнительное меню Clip. В принципе, оно содержит все то же, что содержится в контекстном меню свойств трека, вызываемом правой кнопкой мыши.

Микшер
Некоторые элементы интерфейса претерпели значительное изменение. Например, микшерная консоль оказалась заметно переработанной (рис. 5). Изменены регуляторы уровня и панорамы в треках, окна выбора устройств входа и выхода, и добавлены совершенно новые элементы.

Чтобы открыть консоль микшера, нужно щелкнуть мышью по закладке Mixer, которая находится над панелью управления треками. Здесь теперь все организовано несколько иначе. То, что мы привыкли видеть как обычное окно сессии, называется "главным окном" (Main) — это можно прочитать на закладке. Закладка микшера находится рядом.

Сразу видно, что содержимое линеек микшера тщательно прорабатывали. После предыдущих версий программы к микшеру нужно привыкать. Внешне он выглядит перегруженным безымянными элементами, и в назначении всех этих кнопочек приходится тщательно разбираться.

Принципиально линейка микшера состоит из нескольких секций. Верхняя граница каждой из них обозначена маленькой пиктограммой. На рис. 5 их можно увидеть слева от первой линейки — там есть длинные стрелки, надпись "fx", условные изображения линеек эквалайзера и фейдера. Рядом с некоторыми пиктограммами находятся маленькие треугольные стрелочки — это элементы управления видимостью секций. Когда секция полностью открыта, стрелка направлена вниз. Щелчком мыши по ней мы можем скрыть секцию, оставив видимым только основные элементы размером в одну строку. Стрелка при этом будет смотреть вправо. На изображении микшера видно, что две секции скрыты и две раскрыты. Если вы не сняли блокировку окна микшера, то есть его размер установлен по умолчанию, то открыть больше двух секций в одно и то же время невозможно. Нужно вначале закрыть какую-нибудь из уже открытых. Это сделано, по-видимому, для того, чтобы не уменьшать видимый размер и без того мелких элементов управления. А вот скрыть все секции вполне можно. При этом фейдеры уровня вытягиваются в высоту примерно до размеров половины высоты микшера, что позволяет вполне комфортно их позиционировать.

Если перечислять сверху вниз, то секции имеют следующее назначение: входы, эффекты, посылы, эквалайзеры, автоматизация, фейдер уровня и выходы.

В секции входов можно выбрать физическое аудиоустройство, установить входную чувствительность канала (Gain) и даже инвертировать фазу с помощью маленькой кнопки, чего в предыдущих версиях микшера не было.

Секция эффектов дает доступ к рэку для эффектов (канальный инсерт, 16 слотов), имеет кнопку общего включения эффектов и кнопку переключения отбора: до фейдера или после фейдера. Здесь отображается прокручиваемый список всех эффектов рэка. В силу ограниченности размеров микшерной линейки этот список сделан трехстрочным. Каждый эффект имеет собственную кнопку включения.

Секция посыла, несмотря на микроскопический размер, тоже занимается очень серьезными вопросами. В ней есть несколько элементов управления, с помощью которых ведется рутинная работа по управлению всеми шестнадцатью посылами. Текущий посыл отображается слева, в виде буквы S и порядкового номера, от S1 до S16. Справа расположена вертикальная полоса прокрутки посылов. Каждый из них отдельно включается одной и той же кнопкой. Для каждого из них можно выбрать пре- или постфейдерный режим, установить уровень посыла и панораму.

В секции эквалайзера сгруппированы органы управления трехполосным параметрическим эквалайзером.

Секция автоматизации трека имеет несколько режимов работы, выбираемых из выпадающего списка. Эта секция микшера, как и некоторые другие, продублирована в панели управления треком (сессия в режиме Main), и мы ее рассмотрим немного позже.

Секция фейдера содержит фейдер с неизменным регулятором панорамы и кнопками Mute, Solo, Record. В секции выхода находится меню выбора выходного устройства для трека.

Запись автоматизации
Автоматизацию треков теперь можно прописывать в реальном времени. Раньше пользователь был вынужден двигать огибающие в "офлайне" и по окончании процесса проводить контрольное прослушивание. Зачастую на каждую огибающую требовалось несколько итераций, то есть последовательных приближений к нужному результату. Теперь же все действия можно проводить в реальном времени, с одновременным прослушиванием трека. Запустив воспроизведение, пользователь может прямо по ходу изменять нужные параметры, двигая ручки и фейдеры. Эти действия запишутся в виде изменения положения контрольных точек для выбранных огибающих.

Как указывалось ранее, секция автоматизации существует как в микшерной консоли, так и в панели управления треком. Режим ее работы выбирается из выпадающего списка.

Режим Off игнорирует значения всех огибающих при воспроизведении и миксдауне, хотя сами огибающие на треке отображаются. В режиме Read значения огибающих считываются, однако пользователь не может их переустановить — изменения не записываются. В режиме Latch все движения управляющих элементов записываются вместо предыдущих значений. Если же текущие изменения не вносятся, то остаются предыдущие значения параметров. В режиме Touch все можно подвигать и прослушать в процессе воспроизведения, однако эти движения не записываются. В режиме Write принудительно записываются значения параметров, соответствующие текущему положению управляющих элементов в процессе воспроизведения дорожки. Скажем, если вы случайно забыли какой-нибудь фейдер на отметке -60 дБ, то, включив запись автоматизации, перепишете огибающую целиком на этот уровень.

Вообще идеология работы с огибающими в текущей версии программы сильно изменена. В Cool Edit Pro 2.0, равно как и в предыдущей версии Audition, все огибающие, назначенные на выбранную дорожку, прорисовывались прямо на самом треке (на клипе). Если использовались несколько огибающих с параметрами эффектов, то изображение клипа было перегружено разноцветными нитями. Теперь же на изображении клипа оставлены только огибающие уровня и панорамы. Все остальные выведены в отдельные графические элементы — дорожки автоматизации (рис. 6).

Для записи автоматизации по уровню и панораме можно сразу открыть микшерную консоль и, выбрав, например, режим Latch, двигать фейдер канала и крутить ручку панорамы в процессе прослушивания. При повторном воспроизведении микса фейдеры будут сами ездить по экрану вверх-вниз, воспроизводя ваши предыдущие действия. А для того, чтобы прописать изменения параметров эффектов для выбранного трека, нужно вначале все эти эффекты сложить в рэк.

Рэк эффектов в текущей версии программы тоже изменен (рис. 7). В левой его части расположены слоты для эффектов с индивидуальными выключателями "питания". Всего этих слотов 16, но на рисунке изображено меньше, поскольку я немного уменьшил оригинальный размер окна, и часть слотов скрылась. Щелчком по стрелке в нужной строке поднимается контекстное меню, в котором показаны все эффекты системы, подходящие для использования в реальном времени. Выбрав эффект, мы сразу получаем справа изображение его рабочего окна. Переключаясь мышью по слотам, мы, тем самым, переключаемся по изображениям окон эффектов.

Собственно, здесь и производится та самая автоматизация в реальном времени. Нужно только выбрать параметр эффекта, который мы собираемся автоматизировать. В панели управления треком в секции Track Automation Mode (на рис. 6 это строчка с надписью Latch) щелкаем по светлой треугольной стрелочке, открывая первую дорожку автоматизации. Нужный параметр выбираем из списка, щелкнув в открывшейся строчке со стрелкой. Если нам мало одного параметра, щелкаем квадратную кнопку со значком "+" и получаем вторую дорожку со строкой выбора эффекта, и так далее. На рисунке изображены четыре дорожки с параметрами Volume, Left Channel Delay, Right Channel Delay и Studio Reverb Decay Time. Обратите внимание: дорожки автоматизации расположены под автоматизируемым треком, но не на нем. Ниже самой последней из этих дорожек идет следующий трек, после него могут быть расположены его собственные дорожки автоматизации, и так далее. Представляете, как долго придется возиться с прокруткой треков по экрану, если у вас их десяток, и в каждом включена автоматизация трех-четырех параметров? Чтобы этого не делать, нередактируемые в данный момент дорожки с огибающими можно вновь свернуть, чтобы они не занимали место.

Выбрав параметры автоматизации для текущего аудиотрека, вновь открываем рэк, входим в окно нужного эффекта и просто запускаем воспроизведение сессии. Теперь хватаем мышью нужный нам элемент управления (например, один из ползунков Delay Time, которые видно на рис. 7) и перемещаем его, создавая нужную нам динамику изменения эффекта. Закончив с выбранным параметром, переключаемся на следующий, вновь запускаем воспроизведение и снова двигаем управляющий элемент. Повторю, что такая последовательность возможна только в режиме Latch. В других режимах мы либо ничего не запишем, либо (в режиме Write) перезапишем сразу все. По окончании описанных работ как раз и возникает примерно такое отображение огибающих, как на рис. 6. Толстые белые кривые линии (на дорожках с изменяемым параметром Delay Time) в действительности представляют собой узелки на линии огибающей. Просто их настолько много, что визуально они слеплены в кучу. А там, где запись автоматизации закончилась, видно саму тонкую линию исходной огибающей.

Дорожка с огибающей одного из параметров реверберации содержит всего несколько узелков — их я расставлял руками, по старинке.

Кстати, следует упомянуть о том, что вышеупомянутый рэк существует не только в режиме сессии, но и в режиме Edit View, только там он называется Mastering Rack. Его можно открыть из меню Effects, первой же строчкой. Таким образом, находясь в однодорожечном режиме, мы теперь можем провести одновременную (последовательную) обработку файла цепочкой эффектов.

Инструментарий
Интересно отметить, что немало сил было затрачено на создание рабочих инструментов, действующих только в спектральном отображении файла. В предыдущей версии программы появился только Marquee selection tool — первенец, обеспечивающий работу редактора частотных областей. Теперь к нему добавился инструмент "лассо", а также два новых визуальных режима для спектрального контроля звуковых файлов: Spectral Pan display и Spectral Phase display. И только одинокий инструмент для ручной протяжки файла, Audible scrubbing, работает при любом режиме отображения файла.

Лассо
В кнопочной инструментальной панели присутствуют новые кнопки, обеспечивающие работу таких инструментов, как Audible scrubbing, Marquee Selection и Lasso Selection.

Да, теперь и в звуковом редакторе появилось привычное для графических продуктов компании Adobe лассо. Последние два инструмента визуально отличаются геометрией маркируемых частотных областей файла. Первый из них (описанный в статье о версии 1.5 звукового редактора) захватывает только прямоугольную область. Лассо же позволяет захватывать произвольную область. Курсор мыши в этом режиме приобретает вид веревочной петли. Нажимая левую кнопку мыши в нужном месте и протягивая курсор, мы рисуем кривую линию так же, как обыкновенным карандашом. Эту линию можно замкнуть, но можно оставить разомкнутой — в этом случае программа сама соединит окончание кривой с ее началом по кратчайшему расстоянию. Кривая может пересекать себя в произвольном количестве мест. Можно даже прорисовать ее вдоль файла несколько раз, создавая в результате фактически несвязанные частотные области.

Один из множества вариантов подобных художеств показан на рис. 8.

Выделив нужную область, копируем ее и, например, вставляем в новый пустой файл, получая то, что изображено на рис. 9. В результате проделанной работы в звучании отчетливо улавливаются типичные для полосовых фильтров свисты.

Протяжка
Функция прослушивания при протаскивании, Audible scrubbing, довольно давно известна пользователям иных программных продуктов. Чтобы ей воспользоваться, нужно включить соответствующий режим — например, нажав на панели инструментов кнопку Scrub Tool. Это же можно сделать в меню Edit/Tools, причем как в режиме редактирования, так и в многодорожечном режиме. Суть действия проста: помещаем указатель мыши на нужный участок файла, нажимаем левую кнопку мыши и тянем ее вправо или влево, по желанию. Во втором случае запускается реверсивное воспроизведение. Скорость воспроизведения зависит от того, насколько далеко вы оттащите указатель мыши от исходного положения. По моим наблюдениям, если оттянуть его примерно на 5 см или далее, то включится полная скорость. Если меньше, скорость будет пропорционально уменьшена. Изменение скорости происходит плавно и может быть осуществимо в любой момент, даже если курсор программы уже уехал дальше указателя мыши.

Полезность этого инструмента как средства быстрого контроля я как-то не ощутил. Прослушивание произвольного участка файла обычными средствами у меня получается даже быстрее, в том числе потому, что не приходится тратить время на переключение в режим протяжки.

А вот как средство создания спецэффектов "вручную" протяжка мне понравилась. Правда, быстрые скретчи с ее помощью получить не удастся. Быстро и точно позиционировать мышь не так просто, да и реакция программы не мгновенна. Однако имитировать зажевывание магнитофонной ленты или всякие гоблинские замедленные низкие голоса довольно легко. В сущности, Audible scrubbing можно представить как симбиоз эффекта Pitch Bender с реверсным воспроизведением. Если вам нужны резкие скачки, то удобнее рисовать огибающую в окне эффекта Pitch Bender. Если же нужны изменения плавные, да еще и с периодическим реверсом воспроизведения, то удобнее будет пользоваться именно протяжкой.

Spectral Pan display и Spectral Phase display
Эти два новых визуальных режима заявлены как инструменты для мастеринга. Они призваны расширить возможности, которые ранее были ограничены такими инструментами, как Frequency Analysis и Phase Analysis.

Оба эти режима вызываются из меню View, где они равноправно соседствуют с привычными Waveform Display и Spectral Frequency Display. Последний, как известно, показывает уровень различных частотных полос. В спектральном изображении файла легко можно вылавливать, например, провалы в частотных областях, излишнее усиление определенных частот или, например, избыток шумов.

В режиме Spectral Pan отображается позиция каждой частоты в стереопанораме. Во всяком случае, именно так указано в справке к программе. Однако, работая с реальным сложным сигналом, даже при близком рассмотрении невозможно заметить, где же там "каждая" частота. Можно видеть только размытую штриховку синего цвета (рис. 10), расположенную примерно в равных долях от центра панорамы (то есть вверх и вниз от центра изображения). Если есть громкая партия какого-нибудь инструмента, записанная точно по центру, то в середине изображения можно различить более яркий мохнатый шнур. Однако даже при явном уводе панорамы какого-либо инструмента в один из каналов общая картинка практически не меняется.

Иное дело — синтетический материал. Я создал в программе стереофайл, содержащий синусоиду с двумя дополнительными гармониками (то есть всего их три: 4, 8, 16 кГц). Его спектральное отображение показано на рис. 11 слева. Поскольку оба канала в этом файле изначально сфазированы и имеют одинаковую амплитуду, то Spectral Pan показывает прямую горизонтальную линию в середине изображения (рис. 11, справа). Таким образом, подтверждается тот факт, что у нас звук панорамирован точно в центр.

Затем этот файл был обработан программным фейзером. В обычном спектральном представлении ничего не изменилось, там остались все те же три линии. Однако динамическое смещение фазы простого гармонического стереосигнала приводит к явному изменению соотношения амплитуд в каналах, а это равнозначно обычному уводу панорамы из центра. И поскольку гармоник всего три, программа разборчиво показывает изменение панорамы во времени для каждой гармоники (рис. 12). Единственная трудность состоит в том, что практически невозможно понять, какая линия какой гармонике принадлежит.

Далее, поскольку мы явно вращали фазу данного сигнала, есть смысл заглянуть в Spectral Phase Display. Этот дисплей показывает фазовую разность в градусах между левым и правым каналом. На сложных сигналах он ведет себя примерно также невнятно, как и индикатор панорамы. Нормально сфазированный сложный сигнал здесь отображается в виде мохнатой гусеницы, по умолчанию — зеленого цвета (рис. 13). Кстати, на уровне +90 и -90 градусов на дисплее прорисованы тонкие горизонтальные линии — маркеры. Это сделано для напоминания пользователю о том, что если слишком большая часть сигнала выйдет за пределы 90 градусов, то при воспроизведении такого звука (и при суммировании в моно) могут возникнуть проблемы.

При вращении фазы в сложном сигнале его графическое изображение в указанном режиме не сильно меняется. В нашем конкретном случае, поскольку сигнал простой, фазовые изменения вполне очевидны как для слуха, так и для глаз — их можно посмотреть. На рис. 14 показаны те самые изменения фазы простого сигнала, которые привели к изменению панорамы. Поскольку этих линий тоже три штуки, можно предположить, что данный инструмент анализа тоже работает по каждой частоте, как и Spectral Pan.

Производитель рекомендует использовать этот инструмент в паре со штатным фазовым анализатором. Я же замечу, что отслеживать фазировку и панорамирование реального звукового материала при помощи этих двух новых режимов просмотра не так легко. Не то чтобы это совсем бесполезные режимы, однако во многих случаях просмотры окажутся неинформативными.

Другое дело, что вы можете опробовать, например, новый тип обработки, который вызывает у вас сомнение, на искусственном простом сигнале. Просмотрев результат в режимах Spectral Pan и Spectral Phase, вы сможете получить некоторое представление о том, что же именно будет делать эта обработка с вашим звуковым материалом.

Многополосный компрессор
И вновь меня удивила цветовая гамма. Здесь она еще более темная и, как уже упоминалось ранее, совершенно ненастраиваемая. Я вижу рабочее окошко компрессора, но почти не различаю обозначений элементов управления (рис. 15). Черные мелкие буковки нарисованы на мрачном сером фоне с каким-то фиолетовым оттенком. Единственная относительно крупная, и потому читаемая, надпись гласит: Powered by Izotope.

Для работы с компрессором не помешает вооружиться лупой. А еще можно выкрутить гаммакоррекцию на максимум, чтобы изображение на мониторе посветлело. Возможно, после этого вы сумеете не испортить себе зрение прочтением мелкого черного шрифта.

Компрессор имеет четыре полосы. В его рабочем окне есть графический дисплей, на котором отображается спектр обрабатываемого материала. На этом же дисплее вертикальными линиями показаны три маркера частот кроссовера. Фильтры кроссовера регулируются примерно таким же образом, как в программном параметрическом эквалайзере. Можно щелкать мышью в окошке с цифрами и тянуть, а можно схватить маркер на дисплее и тоже перетаскивать его влево или вправо.

Каждая полоса компрессора имеет одинаковый набор элементов управления. Это порог срабатывания (threshold), уровень усиления (gain), степень компрессии (до 30:1), время срабатывания и восстановления. Первый параметр можно установить либо помощи фейдера, либо в цифровом окошке. Прочие параметры регулируются только из цифровых окон, методом перетаскивания.

Компрессор позволяет прослушивать звук в каждой частотной полосе независимо от прочих. Для этого используются две маленьких кнопочки, расположенные над фейдером порога срабатывания. Первая обозначена буквой S (solo), вторая — B (bypass). Нажав кнопку "соло" в любой частотной полосе, мы автоматически отключаем остальные полосы и слушаем только один частотный участок с обработкой. Можно засолировать также две или три полосы. Вторая кнопка, bypass, отключает компрессор выбранной частотной полосы, и на выход проходит необработанный сигнал. То есть, компрессор фактически может работать и в трехполосном, и в двухполосном режимах.

На выходе компрессора есть регулятор выходного уровня и, вслед за ним, лимитер. Последний может работать в двух режимах: soft и hard. Рядом с секцией лимитера, в правом нижнем углу окна, находится секция с опциями. Здесь происходит переключение режимов лимитера и графического дисплея. Последний может отображать сигнал на входе или на выходе компрессора. Здесь же можно включить функцию Link, позволяющую объединить в группу все четыре фейдера. Тянем один — синхронно двигаются все четыре.

Компрессия вообще штука тонкая. А программная, да еще многополосная — вдвойне. Я такими компрессорами стараюсь не пользоваться, поэтому давать каких-либо оценок модулю обработки не буду. Скажу лишь, что слышимый эффект от его работы есть, и довольно ощутимый.

Расширенный экспорт видео
Audition 1.5 по наследству поддерживал экспорт единственного формата видео — AVI. Импорт теоретически тоже был ограничен форматом AVI, однако на практике открывались также файлы с расширением MPG.

Вторая версия редактора понимает большее количество видеоформатов. Причем теперь это относится как к экспорту, так и к импорту. Кроме AVI можно открывать файлы типа QuickTime, WMV, а также MPEG и DV. Два последних формата могут быть использованы, только если в системе установлены соответствующие кодеки. Кроме того, в справочном файле указывается, что видео в формате MPEG поддерживается в том случае, если аудиоредактор является составной частью Adobe Production Studio.

Экспортировать видеофайл можно только в том же формате, в котором он был импортирован. То есть, если вы открыли в сессии, например, файл WMV, то при сохранении вам будет предложен именно этот формат, и никакой другой. Тем не менее, некоторые опции (в рамках текущего формата) при экспорте видео все же позволяется изменять (рис. 16).

Недостатки
Теперь хочу рассказать о тех неприятностях, с которыми я столкнулся, общаясь с программой. Сразу отмечу, что компьютер в целом работал стабильно, операционная система была свежеустановленной и причиной выявленных глюков быть не могла. По крайней мере, не должна.

Странные явления стали происходить на четвертый или пятый день работы. Сонограмма, то есть изображение файла в режиме Spectral View, время от времени начала произвольно переключаться в другую цветовую схему. Я давно привык к красно-желтой гамме, которая выставлялась по умолчанию. И вдруг открывается окно с зеленым изображением! После принудительного переключения цвета в исходное состояние программа нормально проработала с полчаса и вновь переключила цветовую схему. Уловить непосредственную причину этого я так и не смог. Через какое-то время это явление исчезло и не появлялось до самого окончания работы.

В эти же дни была замечена просто маниакальная привязанность программы к спектральному отображению файла в режиме Edit View. С завидным упорством и полностью самостоятельно в произвольные моменты времени она переключала изображение из режима Waveform view в спектральный режим. Правда, это явление через какое-то время тоже исчезло. А вот при переключении в режим редактирования из окна сессии это происходило всегда. Волновое изображение успевает только промелькнуть, примерно на полсекунды, и — переключается в спектральное. Найти лекарство от этой болезни мне не удалось.

У меня даже появилось подозрение, что эта страсть к переключениям каким-то образом сделана нарочно, учитывая, сколько инструментария появилось именно для работы со спектральным отображением. Но одобрить такой волюнтаризм никак не могу.

Существенным недостатком программы считаю также то, что она теперь не поддерживает воспроизведение (и уж тем более запись), если не является активным окном. Скажем, я запустил воспроизведение файла и захотел переключиться в текстовый редактор, чтобы в процессе прослушивания сделать необходимые заметки. Так вот, как только окно Adobe Audition заслоняется окном другой программы (без минимизирования), воспроизведение сразу же отключается. Причем заслоняющему окну даже не требуется полноэкранный режим. Губительным для Audition оказывается постороннее окно любого размера. Доходит до смешного: я открываю микшер звуковой платы, чтобы проверить уровень воспроизведения, и в этот самый момент воспроизведение прекращается. Так что теперь можно забыть о стыковке с иными аудиоприложениями. Ну, возможно, кроме тех, что умеют работать по протоколу ReWire.

В предыдущей версии продукта я такого самоотключения не наблюдал, и Cool Edit Pro версии 2.0, которым я до сих пор пользуюсь, совершенно точно лишен этого недостатка. В CEPro версии 1.1, с которой я проработал несколько лет на разных компьютерах и в различных режимах, таких странностей не было. Можно было бы предположить, что здесь, как и в Audition 1.5, возникают какие-то проблемы с некоторыми драйверами некоторых звуковых плат в операционных системах типа XP. Но я такое предположение быстро отбросил, поскольку проверил работоспособность программы на совершенно другом компьютере с другой звуковой платой. Одинаковой была только операционная система. Результат получился такой же.

Одним словом — дообновлялись! В предыдущей версии редактора самым заметным недостатком можно было считать постоянно "отваливающуюся" поддержку VST-плагинов (которая, на мой взгляд, здесь не очень-то и нужна). Во второй версии странные явления стали уж очень частыми. И я опасаюсь, что за время работы с программой мне довелось столкнуться далеко не со всеми глюками. Возможно, у разработчиков что-то еще припрятано в рукаве...

Даже в справочном файле нашлись свои недостатки. Во всяком случае, я отношусь к этому как к недостатку. Речь идет о переключении между открытыми приложениями при помощи сочетания клавиш Alt+Tab.

Некоторые разделы справки достаточно большие и при просмотре требуют прокрутки. Читая справочный файл, я могу иногда переключаться в саму программу, чтобы по горячим следам проверить, как на практике работает тот или иной из описанных параметров. Очень быстро выяснилось, что если в момент переключения я находился где-нибудь в середине или в конце справочного раздела, то при возврате в справку все равно вижу его начало. Страница справочного файла автоматически прокручивается до упора вверх.

Это явление особенно "радует", если в окне справки вначале показано крупное изображение какого-нибудь куска интерфейса программы, а ниже текстом расписаны все его параметры. И этих параметров много. Представьте себе такую картину: я рассматриваю изображение, затем прокручиваю страничку, читаю описание первых двух-трех параметров, переключаюсь собственно в редактор, кручу эти ручки живьем и делаю выводы. Затем переключаюсь обратно в справку, чтобы прочитать описание следующей группы параметров. И вновь попадаю в начало страницы, которую потом прокручиваю до нужного места. И так далее, по кругу.

Что удивительно, если переключаться между приложениями при помощи мыши, щелкая по кнопкам в панели задач Windows, то этот эффект не проявляется. Но мне неудобно пользоваться мышью, с клавиатуры я переключаюсь быстрее, не глядя на клавиши. А все эти автопрокрутки тормозят работу.

Заключение
Наверное, если бы лет десять назад я столкнулся с подобным программным продуктом, то его возможности могли бы перевесить в моих глазах его недостатки. Сейчас же я успел познакомиться с более надежными программами. И к недостаткам отношусь строго.

Итак, что же полезного появилось в программе? Если называть только самые заметные, крупные новинки, то это инструменты для работы со спектральным представлением сигнала, расширенная поддержка видео, рэк эффектов в режиме Edit View и серьезное расширение возможностей автоматизации. Четырехполосный компрессор тоже нельзя не заметить, хотя это, пожалуй, предмет не первой необходимости. Прочие новшества менее заметны, и их полезность лучше каждому оценивать на собственной практике. Но в целом продукт производит впечатление.

Недостатки, если их обобщить, складываются в три пункта. Это необъяснимое занудство с переключением волновых форм в спектральное отображение, неработоспособность программы, когда она не является активным окном, и интерфейс. Последний пункт подразумевает, в основном, темную окраску всех окон и слишком мелкие надписи. Хорошо еще, что это затемнение можно до некоторых пределов убирать. В меньшей степени я склонен осуждать изменение названий некоторых опций и бесконечное их перемещение из одного меню в другое, однако и смысла в этих перестановках тоже не улавливаю.

Наиболее интересными для меня новшествами являются расширенная автоматизация и спектральные инструменты. Вроде бы это должно говорить в пользу приобретения новой версии программы. Но я не хочу портить себе зрение и не могу использовать программу, которая при любом удобном случае останавливает работу. Да и автопереключение в Spectral View меня просто раздражает. А глюки с изменением цветовой гаммы хотя и пропали, но я-то о них помню. И опасаюсь повторения чего-то подобного, или даже хуже. Поэтому я уже решил, что этой программой пользоваться не буду.

Давать какие-либо рекомендации читателям не хочу, поскольку для кого-то может оказаться несущественным то, что мне кажется важным. И наоборот. Единственное, что точно могу посоветовать, — прежде, чем доверять аудиоредактору ответственную работу, проверьте, справится ли он с ней так, как это нужно вам.

Модели: 
Adobe Audition
0
Ваша: нет

Реклама

Рейтинг@Mail.ru