Статья "Активные мониторы, часть 4"

Автор: 
Владимир Сапрыкин
Дата первой публикации: 
май 2014

Сравнение шести пар мониторов ценовой категории от 850$ до 1000$.

Три предыдущие статьи серии сравнений активных мониторов были опубликованы в июльском, октябрьском и декабрьском номерах МО за 2013 год. В четвертую группу попали модели стоимостью от 850 до 990 долларов за пару. Ее можно считать однородной только с точки зрения розничных цен, то есть исходя из принципа "что можно купить за эти деньги". В действительности, здесь есть и старшие модели из относительно недорогих мониторных линеек, и, одновременно, младшие модели из более дорогих серий. К последним относится линейка мониторов CMS французской компании Focal JMLab.

В данную группу вошли следующие модели: RCF Ayra 8 (Ayra Eight), Yamaha HS8, Yamaha MSP5 Studio, ADAM F7, KRK RP8G3, Focal CMS40. Все они представляют собой двухполосные мониторы ближнего плана с корпусами фазоинверторного типа и оснащены традиционными низкочастотными динамиками, однако изготовленными из разных материалов. Для ВЧ-излучателей также использованы различные технологические решения: обычный шелковый купол (RCF Ayra 8, Yamaha HS8, KRK RP8G3), металлический купол (Yamaha MSP5 Studio, Focal CMS40), ленточный диффузор (ADAM F7).

Все модели упаковываются и поступают в продажу поштучно. В комплекте к каждому монитору прилагаются кабель питания и руководство по эксплуатации.

Основные характеристики мониторов сведены в таблицу 1.

RCF Ayra 8
Мониторы упакованы в полиэтиленовую пленку, сверху и снизу зажаты в ложементы из вспененного полиэтилена и уложены в коробку из картона с глянцевым покрытием, которая затем вставлена в обычный транспортировочный короб.

В данной группе это самые тяжелые мониторы, хотя и не самые габаритные. Дизайн Ayra кажется очень гармоничным: он красив, не имеет ничего лишнего. Корпус со скруглениями ребер и углов имеет полуматовое черное покрытие. Высокочастотный динамик помещен в волновод с глянцевым вкладышем, светлый низкочастотный диффузор находится в глянцевой же окантовке. Динамики имеют магнитную защиту. Фазоинвертор в виде горизонтальной щели расположен в нижней части лицевой панели.

НЧ-динамик длинноходный, с композитным диффузором. Высокочастотный динамик имеет шелковый диффузор, неодимовый магнит, систему охлаждения ферромагнитной жидкостью. Волновод обеспечивает угол раскрытия звукового потока до 110 градусов по горизонтали и по вертикали, что позволяет ослабить эффект внеосевого окрашивания сигнала при небольших перемещениях слушателя.

Коммутационные разъемы и органы управления выведены на заднюю панель. Внизу расположены разъем и выключатель питания, над ними — аудиовходы, еще выше находятся регулятор громкости и переключатель мощности ВЧ-усилителя (Hi Frequency Trim). Доступна корректировка усиления от -2 дБ до +1 дБ с шагом в единицу.

Yamaha HS8
Мониторы завернуты в мягкий синтетический материал, установлены в пенопластовые ложементы и упакованы в красивую коробку из глянцевого картона.

Корпус из MDF, черного цвета, имеет привычный для этой линейки мониторов угловатый строгий вид. У высокочастотного динамика есть защитная сетка.

На задней панели мониторов расположены разъем и выключатель питания, аудиовходы, регулятор громкости и два селектора: Room Control и High Trim. Первый управляет шельфовым фильтром на частоте среза 500 Гц. Доступно ослабление сигнала на 2 или 4 дБ. Второй переключатель управляет работой ВЧ усилителя, уменьшая или увеличивая уровень сигнала на 2 дБ.

Полный паспортный частотный диапазон мониторов несколько шире, чем указано в таблице 1. При неравномерности +/-10 дБ он составляет 38 Гц — 30 кГц. Фазоинвертор круглого сечения выведен на заднюю панель, что несколько ограничивает возможности по установке монитора вблизи стен.

Yamaha MSP5 Studio
Мониторы упакованы в синтетическую пленку, уложены в полностью смыкающийся с двух сторон ложемент из пенопласта, затем в красочную коробку из глянцевого картона.

Мониторы имеют металлический корпус с магнитным экранированием, и для своих размеров довольно тяжелые. У низкочастотного динамика есть сетчатая защита. Титановый купол высокочастотного динамика также оснащен съемной защитой. Согласно документации, волновод ВЧ-динамика позволяет увеличить зону равномерного распределения выходного сигнала до 120 градусов.

Фазоинвертор имеет на лицевой панели два круглых выхода, они симметрично расположены над НЧ-динамиком. Внизу есть ступенчатый регулятор громкости и индикатор включения питания.

На задней панели, под массивным радиатором, находятся разъем питания с выключателем, аудиовходы, а также переключатели, управляющие работой шельфовых фильтров. Согласно спецификации, низкочастотный фильтр управляет уровнем сигнала на частоте около 60 Гц (переключатель Low Trim имеет положения от -3 дБ до +1,5 дБ с шагом 1,5 дБ). Переключатель High Trim плавно изменяет наклон характеристики примерно от 2 кГц, так чтобы на частоте около 15 кГц уровень сигнала становился на 1,5 дБ выше или ниже исходного значения.

ADAM F7
Мониторы упакованы в мягкий синтетический материал, затем в полиэтиленовую пленку и уложены в коробку из глянцевого картона. Внутри коробки они фиксируются угловыми ложементами из вспененного полиэтилена, наклеенными на дно и на дополнительную картонную крышку, надеваемую сверху.

Мониторы не имеют магнитной защиты. Выход фазоинвертора расположен на лицевой панели, под низкочастотным динамиком. Чуть выше, рядом с логотипом, находятся два светодиодных индикатора, красный и зеленый. Зеленый показывает активное состояние усилителей, красный — спящий режим, который включается после 20-минутного простоя без сигнала. При появлении звука усилители автоматически переключаются в активный режим. Имеется также электронная защита от перегрева, при срабатывании которой усилитель автоматически отключается на несколько минут, и включается после остывания. Индикация срабатывания защиты — одновременное свечение красного (с повышенной яркостью) и зеленого светодиодов.

На задней панели корпуса есть резьбовые отверстия для настенного крепления, разъем и выключатель питания, звуковые входы, регулятор громкости и ручки корректировочных шельфовых фильтров. Регулировка в них плавная, в диапазоне от -6 дБ до +6 дБ. НЧ-фильтр имеет частоту среза 300 Гц, а максимальное изменение уровня сигнала достигается на частоте около 100 Гц. ВЧ-фильтр имеет частоту среза 5 кГц, а обозначенный на регуляторе уровень изменения достигается уже на частоте около 20 кГц.

Для использования мониторов совместно с субвуфером, в качестве сателлитов, есть обрезной ВЧ-фильтр с частотой среза 80 Гц. Он включается отдельным тумблером.

KRK RP8G3
Мониторы упакованы в синтетическую ткань, закреплены ложементами из вспененного полиэтилена в красочном "розничном" коробе желтого цвета, который, в свою очередь, помещен в невзрачную транспортировочную коробку. Маркировка мониторов представляет собой аббревиатуру из названия серии Rockit Power (Generation 3).

Эта модель имеет довольно массивный корпус из ламинированного MDF со скругленными ребрами и углами. Порт фазоинвертора выведен в низ лицевой панели. На задней панели расположены разъем питания с выключателем, аудиовходы, регулятор громкости, шаговые регуляторы уровня для усилителей ВЧ и НЧ: HF Level Adjust (от -2 до +1 дБ) и LF Level Adjust (от -2 до +2 дБ).

Низкочастотный динамик имеет фирменный желтый диффузор из стекловолоконно-арамидного композита. Высокочастотный динамик — обычный шелковый купол. Полный диапазон воспроизводимых частот по паспорту составляет 36,5 Гц — 35 кГц (при неравномерности в -10 дБ). Паспортные данные с нормальной неравномерностью приведены в таблице 1.

Focal CMS40
Мониторы укрыты синтетической пленкой, снизу и сверху плотно вставлены в пенополиэтиленовые ложементы и упакованы в раздельные картонные коробки. В комплекте, кроме инструкции и кабеля питания, находятся самоклеящиеся резиновые коврики, крепеж для подвеса мониторов на стену, а также крючок для снятия защитной решетки.

Мониторы маленькие, но кажутся относительно тяжелыми для своих размеров. Корпус выполнен из алюминия с черным покрытием, есть магнитная защита. Фазоинвертор выведен в нижнюю часть лицевой панели.

Диффузоры низкочастотных динамиков в линейке Focal CMS изготовлены по технологии Polyglass. Это разработка компании Focal, суть которой заключается в горячем напылении плотного слоя микроскопических стеклянных шариков на покрытую специальным адгезивом (клеящим составом) целлюлозную основу, то есть, в сущности, на проклеенную плотную бумагу. Получаемый таким образом композит объединяет в себе легкость и хорошие демпфирующие качества бумажной подложки с жесткостью, присущей стеклу.

Для твитера также использована собственная разработка компании. Это повернутый выпуклой стороной внутрь купол из сплава алюминия и магния. В сравнении с обычным куполом такое решение позволяет ощутимо увеличить площадь поверхности излучателя, непосредственно соприкасающейся со звуковой катушкой. Механическая связь катушка-излучатель становится более жесткой, что позволяет увеличить верхнюю границу воспроизводимых частот.

Кнопка включения и регулятор громкости выведены на переднюю панель мониторов. На задней панели находятся разъем питания, аудиовходы, переключатель входной чувствительности (0, -10dBV, +4dBu), переключатели полочных фильтров (LF с частотой среза 450 Гц и HF с частотой среза 4,5 кГц) с уровнями 0, -2 дБ, +2 дБ.

Как происходило тестирование
Как и ранее, основную часть работы составило прослушивание. Материалом для него служили музыкальные записи, снятые с фирменных компакт-дисков, отечественных и зарубежных. Использовались, в числе прочих, следующие источники: Peter Gabriel (альбом "So", ремастеринговый), Dire Straits ("Love Over Gold"), Yello ("Houdini"), Astrix (сборник "Future Music"), Cesaria Evora (сборник "The Best of…"), Mike Oldfield ("The Songs of Distant Earth"), Faithless ("Outrospective"), Гунеш (сборник, переиздание Boheme Music от 1999 г.). Кроме вышеперечисленного использовались различные записи джазовой, фортепианной и симфонической музыки, а также специальные тестовые треки с ударными и перкуссионными инструментами. Таким образом, были учтены практически все возможные музыкальные направления, все характерные частотные области, отслушаны звуки с мягкой и жесткой атакой и соответствующими им переходными процессами.

Учитывая несовершенство акустической обстановки, оценка работы мониторов проводилась "при прочих равных условиях". Следовательно, если в данной группе сравниваемых моделей выявляется явный победитель по качеству звучания, то объективность такой оценки действует лишь в пределах данной группы.

В процессе проигрывания музыкального трека звук воспроизводился поочередно разными мониторами, предварительно настроенными на одинаковую громкость. Переключение осуществлялось мгновенно, что позволяло четко схватывать разницу в окраске звука. В роли коммутатора использовался пассивный стереофонический переключатель ARX Q Switch, мониторы подключались к его выходам метровыми несимметричными кабелями Yorkville.

Непосредственно сравнивались, как правило, две пары мониторов. Голова слушателя составляла с мониторами примерно равносторонний треугольник с длиной стороны около метра. Установка мониторов по отношению к стенам, полу и потолку — наклонная. Сами мониторы находились к слушателю ближе, чем к стенам, за спиной слушателя размещалась механическая конструкция, дробящая и частично поглощающая звук.

Итоги прослушивания каждой пары мониторов для удобства восприятия выделены в тексте отдельными подзаголовками.

RCF Ayra 8 и Yamaha HS8
При первом прослушивании появилось отчетливое ощущение, что мониторы Yamaha немного поднимают нижнюю середину. В частности, гитара в них становится более выпуклой, но одновременно и несколько более мутной. И в целом ощущение от прослушивания сложилось не самое лучшее.

RCF Ayra 8 с любым, самым разнообразным звуковым материалом формируют прозрачный, хорошо читаемый верх, ровную детальную середину и отчетливые упругие басы. Мониторы Yamaha HS8 в аналогичных условиях всякий раз демонстрировали те или иные недостатки своей работы. Мужской хор "а капелла" в них звучит более гулко и, как следствие, менее разборчиво, чем в RCF. В танцевальных композициях с плотным басом Yamaha HS8 несколько сглаживает атаку в басах, и удар получается как бы более размазанным и смягченным. Непосредственно по уровню громкости разница не столь бросается в глаза, звук как-то "продавливается", особенно если бас обладает дополнительными гармониками, но драйв все же теряется.

Верхние частоты у Yamaha HS8 менее разборчивы, чем в RCF Ayra 8. Это хорошо заметно при прослушивании, в частности, композиций Astrix, в которых высокочастотная область спектра традиционно очень плотно заполнена. Если попытаться передать разницу словами, то RCF Ayra 8 в верхах выдает яркое и открытое "тсс", а Yamaha HS8 несколько "скругляет" его до мягкого "тшш".

Если в жестких стилях музыки бас еще как-то "проталкивается" диффузорами Yamaha HS8, то в спокойных джазовых композициях недостатки воспроизведения низких частот становятся более заметными. Прежде всего, "съедается" атака. Скажем, если в RCF я слышу отчетливое "пумм", с дрожанием воздуха, то по версии Yamaha это будет смазанное "буу", довольно вязкое, из-за чего звук временами теряется.

Есть претензии и к нижней границе воспроизводимых частот. В RCF Ayra 8 на слух бас "начинается" ощутимо ближе к инфразвуковой области и воспринимается полновесно и насыщенно. В Yamaha HS8, с диффузором такого же размера, бас заметно подрезан снизу, в результате чего звук начинает терять опору.

Если говорить о широкодиапазонных инструментах, то, например, фортепиано в RCF звучит открыто и полетно, а в Yamaha гулко и резонирующе.

Напоследок, для проверки разборчивости средних частот, в данном прослушивании был задействован Peter Gabriel. Картина получилась такая. RCF Ayra 8 аккуратно "разбирает" середину на составляющие, в достаточной степени выделяя вокал, бэк-вокал и синтезаторы с плотными подкладами. В Yamaha HS8 все эти партии не разделяются, а звучат монолитно, и к тому же "гудят", забивая микс.

RCF Ayra 8 и KRK RP8G3
И в этой паре прежде всего выявляется разница в воспроизведении средних частот. При непосредственном сравнении сразу становится понятным, что RCF Ayra 8 играют ровно, выгодно отличаясь от KRK плоским среднечастотным участком. Например, при одновременном воспроизведении гитары и мужского вокала голос в них открытый и полетный, гитара звучит отчетливо и аккуратно, без излишеств.

В KRK RP8G3 все гораздо хуже: верхняя середина кажется приглушенной, а нижняя — усиленной. В результате, вокалист как будто приближается к слушателю, но голос у него при этом становится глуховатым и менее разборчивым. Гитара тоже теряет ясность и прозрачность тембра, приобретая взамен бубнящую гулкость. Несколько страдает и драйв композиций в целом. В частности, KRK явно "глушит" малый барабан. Он звучит здесь более замкнуто и вяло.

Воспроизведение женского вокала в KRK зависит от тембра исполнительницы. Спокойный джазовый вокал воспроизводится в целом неплохо, и мало отличается от звучания в RCF Ayra. Более яркий голос, каким, например, пела Cesaria Evora, в KRK RP8G3 приглушается и звучит ощутимо неправильно.

Аранжировки с плотно забитым среднечастотным диапазоном еще более явно выявляют преимущества RCF Ayra 8. В частности это заметно на двух почти уже выученных наизусть примерах. Первый — композиция "Mercy Street" (P. Gabriel), где часто пересекаются вокал, бэк-вокал и партия синтезаторов. Второй — композиция "Crazy English Summer" (Faithless), где в плотной аранжировке на заднем плане играют трубчатые колокола. И в том, и в другом случае разборчивость инструментов заднего плана в RCF Ayra 8 очень хорошая, в то время как в KRK RP8G3 они теряются и отчасти сливаются со звуками первого плана.

Сольное фортепиано в KRK RP8G3 в сравнении с RCF Ayra 8 звучит более мутно и гулко.

Плотные электронные композиции, ровно звучащие в RCF Ayra 8, при переключении в KRK RP8G3 приобретают выпуклую нижнюю середину, которая сразу же начинает бубнить. Высшие частоты в KRK RP8G3 кажутся несколько более слабыми, чем в RCF Ayra 8, но эта разница уже не столь критична, поскольку менее заметна.

Басы в этих двух моделях также воспроизводятся по-разному. RCF Ayra 8 дают четко очерченный звук: бочка производит густой и плотный удар, в басовой гитаре слышен отчетливый "панч", и так далее. KRK RP8G3 заметно скрадывают атаку, округляя и выхолащивая удар. Читаемость таких звуков ощутимо страдает. Вообще, нужно отметить несколько странное отношение KRK RP8G3 к транзиентам. Есть ощущение, что эти мониторы в принципе не очень любят резкие атаки и все время пытаются их как-то сгладить. То ли это связано с недостатками усилителей, то ли с неповоротливостью динамиков, — неясно. Однако звук в этих мониторах безнадежно увязает.

Но вернемся к низким частотам. Они не только размягчаются, теряя атаку, но и в целом ощущается их недостаток как по уровню, так и по глубине. Подъем уровня усиления на 2 дБ селектором НЧ-секции немного улучшает баланс, добавляя в низкие частоты дополнительную глубину. Но характер атаки в резких звуках все же не меняется.

RCF Ayra 8 и Yamaha MSP5 Studio
Теперь уже можно сказать, что, как и в предыдущих сравнениях, проявляется определенная тенденция. А именно: мониторы серии RCF Ayra явно проявляют себя одной из наиболее ровно звучащих моделей в своей ценовой группе. Поэтому на звук этих мониторов можно достаточно уверенно опираться как на референсный.

В данном сравнении Yamaha MSP5 Studio показали себя довольно хорошо. Низких частот, в сравнении с RCF Ayra 8, предсказуемо оказалось заметно меньше, однако к имеющимся серьезных претензий у меня не нашлось. Низ в целом звучит упруго, атаки не завалены, да и глубина басов вполне приличная, что для пятидюймового диффузора является хорошим результатом. Правда, в особенно энергичных случаях, когда бас и ударные играют очень резкий рисунок, Yamaha MSP5 Studio все-таки звучит несколько мягче, чем RCF Ayra 8.

Если в MSP5 Studio передвинуть селектор Low Trim в положительную позицию, то воспроизведение баса отнюдь не становится лучше. Напротив, появляются лишние призвуки в области нижней середины, слегка замутняющие общее звучание.

Если говорить о звуке в целом, то можно отметить некоторое его окрашивание в Yamaha MSP5 Studio из-за подъема в области СЧ-ВЧ. После продолжительного прослушивания различного материала, включая отдельные перкуссионные звуки, я бы сказал, что подъем характеристики приходится на область, примерно, от 4 до 7 кГц. Этот горбик затрагивает тембры вокала, перкуссии, гитар и иных инструментов, имеющих множественные гармоники в данной области. Честно говоря, в некоторых случаях такое звучание кажется даже красивым, но чаще всего этот подъем хочется убрать. Однако настройками самого монитора сделать это невозможно. Переключатель Hi Trim ничем помочь не может, поскольку действует не так, как требуется, залезает вместо среднечастотной области в высокочастотную. Сами по себе высокие частоты в MSP5 Studio воспроизводятся с хорошей детализацией, и вообще на слух достаточно ровные. Искусственный их подъем указанным переключателем делает звук каким-то хрустящим и разбалансирует звучание. А если передвинуть переключатель Hi Trim в отрицательную позицию, то верх, напротив, заметно тускнеет, и работать с ним становится тоже очень трудно. В общем, этот переключатель предпочтительно совсем не трогать, без него — лучше.

Таким образом, и в этом сравнении мониторы RCF Ayra 8 показали себя лучше конкурента. Модель Yamaha MSP5 Studio сама по себе звучит неплохо, но некоторая неровность характеристики в наиболее ответственных областях не позволяет дать им отличную оценку.

Кстати, особенности среднечастотного участка АЧХ мониторов MSP5 Studio, выявленные при прослушивании, неплохо согласуются с их паспортной характеристикой. Там как раз показаны два небольших подъема (не более 3 дБ). Один из них находится в районе 1 кГц, второй — примерно от 4 кГц до 8 кГц.

RCF Ayra 8 и Focal CMS40
Прежде всего, нужно сказать, что Focal CMS40, несмотря на малые размеры, дают нормальный "большой" звук. То есть, при слепом сравнении ни за что не догадаться, что работают маленькие мониторы. Слышимый частотный диапазон они отрабатывают ровно, детально, с чистыми верхами и даже с приличным, хоть и недостаточно низким басом. Впрочем, в силу конструктивных ограничений лучшего результата в басу добиться было бы сложно. И, тем не менее, низкие частоты звучат здесь уверенно, хлестко, динамично, с проработкой мелких нюансов. Таким образом, в целом работа мониторов Focal CMS40 кажется вполне гармоничной.

Если перейти к непосредственному сравнению двух моделей, то можно отметить следующие отличия. Во-первых, как уже отмечалось, это относится к самым низким звукам. RCF Ayra 8 имеет более глубокий бас и, соответственно, более цельное звучание. Focal CMS40 звучат явно "легче", но, по-своему, тоже неплохо. Во-вторых, при тщательном прослушивании становится заметно, что Focal CMS40 немного подчеркивают нижнюю середину, где-то в области 800 Гц, хотя и делают это очень аккуратно, не внося явного окрашивания.

Значительной разницы в проработке высших частот я не отметил, несмотря на отличия паспортных характеристик этих двух моделей. Таким образом, в данном случае очевидное преимущество, с моей точки зрения, имеют мониторы RCF Ayra 8.

RCF Ayra 8 и ADAM F7
В этом сравнении мониторы продемонстрировали совсем незначительную разницу в звучании. В целом, и те, и другие работают ровно, прозрачно и достоверно. Небольшие отличия заключаются лишь в том, что ADAM F7 имеет чуть-чуть менее глубокий низ и чуть-чуть более открытый верх, вот и все.

Вероятно, если бы слуховой аппарат позволял явно воспринимать частоты в диапазоне, скажем, до 25 кГц, отличия в данном тесте могли быть более заметными. Однако расширенный вверх частотный диапазон в мониторах, как известно, ценен не сам по себе, а, главным образом, тем, что позволяет передвинуть краевые искажения в ультразвуковую, то есть неслышимую область спектра. При этом слышимая его часть остается линейной.

Так вот, звучание ADAM F7 на высших частотах кажется немного более ярким, чем в RCF Ayra 8, хотя последние и сами великолепно воспроизводят ВЧ-диапазон. Различия не бросаются в глаза при первом прослушивании, но постепенно выявляются (или это мне кажется, что я начинаю слышать разницу).

Где-то в высших областях верхней середины звучание RCF Ayra 8 кажется чуть более насыщенным и объемным, а ADAM F7 — более сухим. Разница совершенно не критична сама по себе, но, возможно, она оказывает некоторое влияние на восприятие высших частот.

Что касается низов, то в ADAM F7 их достаточно для объективного прослушивания разнопланового материала, но в RCF Ayra 8 бас все-таки немного глубже и мощнее. На некоторых примерах у меня возникало ощущение, что жесткие ударные звуки в басах на ADAM F7 имеют избыточно "тычковый" характер, с некоторым, пожалуй, искусственным уплотнением атаки, в то время как RCF Ayra 8 воспроизводят эти же звуки более естественно.

В итоге я бы сказал, что в этой паре выбрать явных победителей не так просто, и полагаться следует на какие-то личные предпочтения.

ADAM F7 и Yamaha MSP5 Studio
Если отталкиваться от звучания ADAM F7, как от референса, то MSP5 Studio имеет следующие отличия. Во-первых, здесь меньше баса. С одной стороны, его нижняя граница находится выше, чем в ADAM F7, и от этого низкие частоты звучат менее насыщенно. С другой стороны, басы в ADAM F7 в принципе кажутся более отчетливыми, плотными, хлесткими, что особенно хорошо слышно в жестких энергичных композициях. Эти же звуки в MSP5 Studio получаются более спокойными.

Во-вторых, на фоне ADAM F7 кажется, что Yamaha MSP5 Studio имеет чуть менее прозрачные верхние частоты. Их нельзя назвать ни сдавленными, ни мутными, ни обозначить каким-либо еще отрицательным эпитетом. Они на месте, все слышно, все аккуратно "цыкает", но стоит переключиться в ADAM F7, как высокие частоты сразу приобретают дополнительную полетность и открытость.

Еще следует отметить, что указанные модели слегка различаются на среднечастотном участке АЧХ, особенно если этот диапазон плотно насыщен звуками. ADAM F7, по ощущениям, имеют более плоскую характеристику, и средние частоты в них звучат ровно. В MSP5 Studio наблюдается легкая приподнятость середины, вносящая краски, например, в вокальные и гитарные партии.

В то же время, при самостоятельном прослушивании Yamaha MSP5 Studio картина в целом кажется неплохой, разве что низких частот чуть-чуть не хватает. Таким образом, лучший результат в данном случае показала модель ADAM F7.

ADAM F7 и KRK RP8G3
Вначале небольшая преамбула.

После множества сеансов прослушивания в данной группе мониторов отчетливо выявились два аутсайдера: Yamaha HS8 и KRK RP8G3. В принципе, я не собирался выпускать их в дальнейшие сравнения, поскольку целью было найти в этой группе наиболее ровно звучащие мониторы. Модель Yamaha HS8, в целом, повторяет особенности линейки HS, с которыми мне удалось ознакомиться ранее, имеет неровное звучание, и поэтому я без колебаний исключил ее из дальнейшего рассмотрения. Модель KRK RP8G3 относится к незнакомой для меня линейке мониторов, поэтому ей выпал шанс дополнительно поучаствовать в сравнительном прослушивании, чтобы избежать возможных ошибок в оценках. Ниже представлены полученные результаты.

При сравнении данных моделей все преимущества явно оказываются на стороне ADAM F7. В сравнении с ними звучание KRK RP8G3 кажется тусклым и сдавленным, причем это проявляется в совершенно разных частотных областях. Во-первых, у представленных моделей ощутимо разный бас. Если в ADAM F7 он открытый и упругий, то в KRK RP8G3 глухой и вязкий, со смазанной атакой. Как ни странно, но даже сами по себе довольно мягкие звуки защипывания струн контрабаса в KRK кажутся более расплывчатыми, чем в реальной жизни. И несмотря на больший размер НЧ-динамика, бас в KRK RP8G3 кажется менее глубоким, чем в ADAM F7.

Высокие частоты, открытые и воздушные в ADAM F7, в KRK RP8G3 теряют свою полетность и становятся сдавленными. В верхней середине, там где "живут" краски воспроизводимого звука, тоже наблюдается существенная разница в передаче. В KRK RP8G3 эта область глуховата и как бы демпфирована: гитары и вокал воспроизводятся тускло, обозначая свое присутствие, но не раскрывая всей полноты тембра, малый барабан теряет хлесткость и яркость удара, приобретая сходство с картонной коробкой. Мелкие детали аранжировки, особенно если они размещены на заднем плане, в KRK RP8G3 смазываются и становятся малоразборчивыми, иногда совсем теряются.

В ADAM F7 те же самые участки воспроизводятся совершенно иначе. Не углубляясь в детали, можно сказать, что все инструменты, где бы они ни располагались в аранжировке, отчетливо слышны, частотный диапазон в целом хорошо проработан, в общем миксе отчетливо воспринимается "воздух", пространство.

Таким образом, в данном сравнении ADAM F7 однозначно выигрывают, поскольку адекватно отражают любой музыкальный материал. Что касается KRK RP8G3, то сводить на них любую акустическую музыку, а также рок, джаз, поп и так далее, на мой взгляд, совершенно невозможно. Для вязкой электронной музыки, используемой в клубных вечеринках, быть может, они были бы более пригодны. Но и в этом случае нужно помнить о неадекватном воспроизведении материала. Ведь все огрехи, которые не были услышаны в процессе сведения микса, могут проявиться позже.

ADAM F7 и Focal CMS40
В данном сравнении ничего принципиально нового услышать не удалось. И те и другие мониторы звучат очень ровно. В модели ADAM F7 заметно больше низа и, как мне показалось, незначительно больше высших частот, чем в Focal CMS40. Но на различие в верхах можно не обращать внимания, поскольку оно совершенно не критично.

Вообще-то, единственное, чего не хватает мониторам Focal CMS40 для полноценной работы, это бас, поскольку нижняя граница воспроизводимых частот в них по естественным причинам высоковата. Для простого прослушивания музыки или, скажем, для вещательного контроля эти мониторы будут отличным выбором. В целом, мониторы CMS40 производят исключительно положительное впечатление. Они звучат ровно и отчетливо, и даже на уровне ощущений вызывают доверие к воспроизводимому ими звуку. Но для целей ответственного мониторинга их лучше использовать с субвуфером, который, кстати, присутствует в данной линейке. Он называется CMS Sub, и диффузор его 11-дюймового динамика построен по той же технологии Polyglass, что используется во всей серии.

Каких-то иных, явных отличий между данными моделями мониторов я не обнаружил. Если они и есть, то в данных условиях прослушивания обнаружить их практически невозможно. И в целом мне нравится звучание и той, и другой модели.

RCF Ayra 8, ADAM F7, Focal CMS40
После всех прослушиваний я пришел к выводу, что наиболее удовлетворительно работают мониторы RCF Ayra 8 и ADAM F7, обладая ровным, полновесным и однозначным звучанием. Следом за ними, по этим же соображениям, я бы поставил модель Focal CMS40 с ремаркой: им требуется дополнительный низкочастотный монитор. Кстати, если бы они имели более глубокие низкие частоты, то распределение победителей после прослушивания могло быть и другим.

Выявив фаворитов, я решил напоследок погонять на стенде сразу три модели. Для дополнительной проверки наблюдений работа мониторов тестировалась на воспроизведении отдельных частотных диапазонов, чтобы без маскирующего влияния прослушать отдельно НЧ-, СЧ- и ВЧ-области спектра. В качестве источников звука использовались те же музыкальные композиции, но в них при помощи фильтров были заглушены все "лишние" участки спектра.

Результаты получились такими же, как и в предыдущих сеансах с обычным полнодиапазонным прослушиванием. Незначительные различия, которыми обладают мониторы, были описаны ранее, в парных сравнениях. В целом же все три модели звучат достаточно ровно, отчетливо и разборчиво, и добавить к этому нечего.

Итоги
С формальной точки зрения было бы справедливым разделить первое место между моделями RCF Ayra 8 и ADAM F7, поскольку они показали очень близкие результаты. Однако считаю нужным привести и свою субъективную точку зрения, которая вносит некоторые коррективы. Она заключается в том, что мне больше нравится звучание модели RCF Ayra 8. Конкретно — воспроизведением низкочастотного участка спектра. В исполнении RCF Ayra 8 бас кажется мне более достоверным. Скажем так: если понадобится сводить энергичную рок- или поп-музыку, то я, скорее всего, не отдам явных предпочтений какой-либо из этих двух моделей. Басов хватит и у тех, и у других, высокие частоты хороши в обоих случаях, с ровностью тоже все в порядке. Однако если расширить список и добавить в него джазовую и классическую музыку, то я однозначно выберу RCF Ayra 8, потому что воспроизводимые ими низкие частоты считаю более естественными.

Полагаю, нелишним будет отметить, что из всей группы именно модель RCF Ayra 8 имеет самую низкую кроссоверную частоту (1,8 кГц). Это значит, что на низкочастотный динамик в них приходится наименьшее количество "непрофильной" нагрузки в виде средних частот, и он может спокойно заниматься басами. Забота о прозрачности средних частот ложится на высокочастотный динамик, и он с этой задачей отлично справляется. И еще мне кажется, что действительная граница воспроизводимых частот в этой модели находится значительно выше указанных в паспорте 20 кГц. Конечно, это лишь предположение, но я считаю его более правдоподобным, чем паспортные 28 кГц, заявленные для модели KRK RP8G3. И тут даже не нужно загонять мониторы на измерительный стенд, поскольку в любом случае они предназначены для ушей, а не для измерительных микрофонов. И результат прослушивания вполне однозначен.

Итак, вот итоги. Первое место я отдаю модели RCF Ayra 8. Это наиболее универсальные и честные мониторы в группе. На второе место попадает модель ADAM F7. На третье — мониторы Focal CMS40, которые, несмотря на слегка подрезанную снизу границу воспроизводимых частот, производят очень хорошее впечатление.

Кстати говоря, хочу немного отвлечься и отметить, что фирма Focal — одна из немногих на этом рынке, кто раскрывает такой важный паспортный параметр усилителя, как скорость нарастания выходного напряжения. Усилители Focal работают быстро, что, в совокупности с выверенной конструкцией динамических излучателей, позволяет мониторам показывать очень хорошие результаты.

Четвертое место заслуженно занимает Yamaha MSP5 Studio. В целом эти мониторы производят хорошее впечатление и будут отличным выбором для обыкновенного прослушивания музыки. Но они слегка подкрашивают звук в СЧ-ВЧ диапазоне, что для ответственного прослушивания уже не подходит.

Что касается моделей Yamaha HS8 и KRK RP8G3, то рекомендовать их для контрольного мониторинга я бы не стал, в силу неровности и недостоверности звучания.

Продолжение следует

Модели: 
RCF Ayra Eight
Модели: 
Yamaha HS8
Модели: 
Yamaha MSP5 Studio
Модели: 
ADAM F7
Модели: 
KRK RP8G3
Модели: 
Focal CMS40
5
Ваша: нет Средняя: 5 (голосов: 1)

Реклама